Изменения с 1 января года. Ввод нового классификатора основных фондов. Амортизационные группы: новая классификация ОС

Изменения с 1 января года. Ввод нового классификатора основных фондов. Амортизационные группы: новая классификация ОС
Обновлено 22.10.2017 18:15

С 1 января 2017 г. вступает в силу Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон), за исключением отдельных положений, для которых предусмотрены иные сроки. Кадастровый учет недвижимости и госрегистрация прав на нее будут объединены в единую систему учета и регистрации. В материале приведены основные изменения рассматриваемого Закона в сравнении с действующими Законом о кадастре недвижимости и Законом о регистрации прав на недвижимость. Новый Закон не содержит положений о признании утратившими силу указанных законов или внесении в них изменений. Полагаем, что этот вопрос будет решен дополнительно до вступления в силу Закона.

1. Появится новый реестр недвижимости

Будет сформирован Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН), который объединит сведения, содержащиеся в настоящее время в кадастре недвижимости и ЕГРП.

В ЕГРН войдут, в частности, реестр объектов недвижимости (кадастр недвижимости), реестр прав, их ограничений и обременений недвижимого имущества (реестр прав на недвижимость), а также реестр границ. Сведения о границах на сегодняшний день содержатся в кадастре недвижимости.

Вести ЕГРН будут в электронном виде. Исключение составят реестровые дела. В них на бумажном носителе будут храниться оформленные в простой письменной форме и представленные в бумажном виде заявления, а также документы, оригиналы которых отсутствуют в других органах госвласти, органах местного самоуправления и архивах.

В настоящее время кадастр недвижимости и ЕГРП ведутся на электронных и бумажных носителях, причем последние имеют приоритет.

2. Уточнены объекты недвижимости, которые подлежат

кадастровому учету и права на которые регистрируются

Согласно новому Закону в кадастр недвижимости будут вносить сведения о едином недвижимом комплексе и предприятии как имущественном комплексе.

В соответствии с Законом о кадастре недвижимости сведения о таких комплексах в кадастр не вносятся. В то же время права на них должны быть зарегистрированы (что невозможно без учета в кадастре), поэтому они учитываются, как сооружения. Кроме того, при учете единого недвижимого комплекса могут учитываться все объекты недвижимости, которые входят в его состав.

Учет единого недвижимого комплекса и госрегистрация права на него будут проводиться в следующих случаях:

Завершение строительства объектов недвижимости, проектная документация которых предусматривает их эксплуатацию в качестве такого комплекса;

Объединение по заявлению собственника учтенных и зарегистрированных объектов недвижимости, которые имеют единое назначение и неразрывно связаны физически или технологически либо расположены на одном земельном участке.

Зарегистрировать право собственности на предприятие как имущественный комплекс можно будет только после учета и госрегистрации прав на каждый объект, который входит в его состав.

Что касается участков недр, то согласно Закону о кадастре недвижимости они в кадастре не учитываются. Новый Закон исключил их и из перечня объектов недвижимости, права на которые на сегодняшний день подлежат госрегистрации.

3. Учитывать недвижимость и проводить госрегистрацию

прав на нее будет Росреестр

Согласно новому Закону проводить кадастровый учет недвижимости и регистрировать права на нее должен исключительно Росреестр и его территориальные органы (далее вместе - Росреестр). Эти полномочия нельзя будет передать подведомственным учреждениям. В настоящее время госрегистрацию прав на недвижимость и сделок с ним осуществляет Росреестр, а кадастровый учет - подведомственная ему Кадастровая палата по субъектам РФ.

4. Кадастровый учет объектов и госрегистрация прав будет

проводиться как одновременно, так и отдельно

4.1. Когда учет и госрегистрация осуществляются одновременно

Как и сейчас, зарегистрировать права на объекты недвижимости по общему правилу будет невозможно, если они не учтены в кадастре недвижимости.

Согласно новому Закону, если сведения об объекте недвижимости отсутствуют в ЕГРН, его учет в кадастре и госрегистрация прав будут осуществляться одновременно. Исключения составят ситуации, когда кадастровый учет может проводиться без одновременной госрегистрации и наоборот. В настоящее время одновременное осуществление учета и госрегистрации не предусмотрено.

Учет и госрегистрация будут проводиться одновременно в следующих случаях:

Создание объекта недвижимости (за исключением ситуаций, когда кадастровый учет можно осуществить без одновременной госрегистрации прав);

Образование объекта недвижимости (кроме случая изъятия земельного участка или расположенной на нем недвижимости для государственных и муниципальных нужд);

Прекращение существования объекта недвижимости, права на который зарегистрированы в ЕГРН;

Образование или прекращение существования части объекта, на которую распространены ограничения прав и обременения объекта, подлежащие госрегистрации.

4.2. Когда учет и госрегистрация проводятся отдельно

Законом установлены случаи, когда права на объекты недвижимости, сведения о которых имеются в ЕГРН, будут регистрироваться без проведения одновременного кадастрового учета. К их числу относятся, например, госрегистрация перехода права собственности, подтверждение ранее возникших прав.

В Законе также определены исключительные ситуации, при которых кадастровый учет осуществляется без одновременного проведения госрегистрации прав на объекты недвижимости. Такое проведение учета возможно, в частности, в следующих случаях:

Создание объекта недвижимости на основании разрешения на ввод объекта капстроительства в эксплуатацию, которое представлено органом госвласти, местного самоуправления или корпорацией "Росатом" в порядке межведомственного взаимодействия;

Прекращение существования объекта, права на который не зарегистрированы в ЕГРН;

Изменение основных характеристик объекта.

5. Изменены правила обращения с заявлением о кадастровом

учете недвижимости и госрегистрации прав

В новом Законе установлен перечень лиц, по заявлениям которых будут учитываться объекты недвижимости и регистрироваться права на них. Кто именно может подать документы, зависит от того, как проводится учет и госрегистрация - одновременно или раздельно.

Так, согласно положениям Закона заявление в отношении созданного (т.е. построенного) объекта недвижимости может представить:

Собственник или иной правообладатель земельного участка, на котором расположен такой объект недвижимости, - при одновременном осуществлении учета и госрегистрации;

Орган госвласти, местного самоуправления или корпорация "Росатом", выдавшие разрешение на ввод объекта капстроительства в эксплуатацию, - при учете в кадастре без одновременной госрегистрации.

В настоящее время заявление о постановке на учет такого объекта недвижимости может подать любое лицо.

Заявление о кадастровом учете или госрегистрации и необходимые документы, как и сейчас, можно будет представить:

В бумажном виде - лично (в Росреестр, через МФЦ, при выездном приеме) или по почте (в Росреестр);

В форме электронных документов - через единый портал госуслуг или официальный сайт Росреестра.

Новшеством Закона является то, что при личном обращении (кроме случаев выездного приема) место подачи заявления и документов не будет зависеть от места нахождения объекта недвижимости. Иными словами, можно обратиться (направить документы почтой) в любое подразделение Росреестра или подать документы лично через любой МФЦ. Перечень указанных подразделений и МФЦ будет приведен на сайте Росреестра.

На сегодняшний день заявление о кадастровом учете подается по месту расположения объекта недвижимости в пределах кадастрового округа, а заявление о госрегистрации прав по общему правилу - по месту нахождения недвижимости в пределах регистрационного округа. Такое положение содержалось в Законе о госрегистрации прав на недвижимость ранее, но было признано утратившим силу. Несмотря на это, на практике заявление и документы представляются также по месту нахождения недвижимости.

5.1. Отменено требование об обязательном представлении учредительных документов юрлица

Согласно новому Закону Росреестр самостоятельно запрашивает учредительные документы юрлица, обратившегося за учетом объекта и госрегистрацией прав на него. Организация вправе подать такие документы по собственной инициативе.

На сегодняшний день юрлицо обязано представлять учредительные документы организации (их копии) при проведении госрегистрации прав. Их предоставление не требуется лишь в случае, если они подавались ранее и изменения в них не вносились.

5.2. Установлен единственный случай отказа в приеме документов

В приеме документов будет отказано, если не установлена личность заявителя, который непосредственно обратился с документами (например, не предъявлен паспорт).

Отказ в приеме документов в действующем Законе о кадастре недвижимости не предусмотрен, а в соответствии с Законом о госрегистрации прав на недвижимость запрещен.

5.3. Уточнены случаи, при которых документы возвращаются без рассмотрения

В Законе уточнен перечень оснований для возврата заявления и документов без рассмотрения. К ним, в частности, относятся:

Несоответствие формата заявления и документов, представленных в электронном виде, установленному формату;

Наличие в заявлении и документах, которые представлены в бумажном виде, подчисток, приписок, зачеркиваний и других неоговоренных исправлений, в том числе выполненных карандашом, а также наличие повреждений, не позволяющих однозначно истолковать их содержание;

Отсутствие подписи заявителя в заявлении о кадастровом учете объекта или госрегистрации прав.

В настоящее время заявление о госрегистрации прав может быть возвращено в том числе:

Если в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах отсутствует информация об уплате госпошлины и не представлен документ, подтверждающий ее уплату;

В ЕГРП имеется запись о невозможности регистрации перехода, ограничения права и обременения недвижимости без личного участия собственника или его законного представителя.

Указанные основания включены и в новый Закон, при этом уточнен срок отсутствия информации об уплате госпошлины - пять дней с момента подачи заявления.

6. Сокращен общий срок кадастрового учета

и госрегистрации прав

Согласно новому Закону общий срок осуществления учета объекта недвижимости в кадастре и госрегистрации прав сокращен.

При подаче документов в Росреестр он составит:

5 рабочих дней - для кадастрового учета;

10 рабочих дней - в случае одновременного проведения учета и госрегистрации;

7 рабочих дней - для госрегистрации прав.

Если документы будут представляться через МФЦ, то сроки проведения кадастрового учета и госрегистрации прав увеличиваются на два рабочих дня.

В настоящее время общий срок осуществления как учета объекта недвижимости в кадастре, так и госрегистрации прав на него составляет 10 рабочих дней для каждой процедуры. При одновременной подаче документов для проведения кадастрового учета и госрегистрации срок госрегистрации прав исчисляется со дня внесения сведений в кадастр недвижимости, т.е. максимальный срок составляет 20 рабочих дней.

6.1. В какой срок будет проводиться госрегистрация ипотеки

Новым Законом сохранен только срок (5 рабочих дней), установленный для госрегистрации ипотеки жилых помещений.

Следовательно, госрегистрация ипотеки земельных участков, зданий, сооружений, нежилых помещений будет осуществляться в общий срок (7 рабочих дней) при условии представления документов в Росреестр. Однако он сократится до пяти рабочих дней, если госрегистрация будет проводиться на основании нотариально удостоверенного договора ипотеки или нотариально заверенного договора, который влечет возникновение ипотеки в силу закона (например, договора купли-продажи недвижимости за счет кредитных средств банка).

На сегодняшний день срок госрегистрации ипотеки земельных участков, зданий, сооружений, нежилых помещений составляет 15 рабочих дней, а ипотеки жилых помещений - 5 рабочих дней.

7. Уточнены основания приостановления кадастрового

учета и госрегистрации по решению госрегистратора

В новом Законе содержится подробный перечень оснований, по которым кадастровый учет и госрегистрация может быть приостановлены. По сравнению с действующими основаниями, этот список значительно увеличен (в нем перечислено 51 основание).

Согласно действующему Закону о госрегистрации прав на недвижимость причинами приостановления, в частности, являются сомнения госрегистратора в наличии оснований для проведения госрегистрации прав, в подлинности документов или достоверности приведенных в них сведений.

Перечисленные в новом Законе основания приостановления определили пределы проведения правовой экспертизы, которая осуществляется только на предмет наличия или отсутствия оснований приостановления или отказа в кадастровом учете или госрегистрации прав. Следовательно, если указанные основания отсутствуют, кадастровый учет и (или) госрегистрация прав приостановлены быть не могут.

Если в течение срока приостановления не устранены причины, послужившие основанием для приостановления, в проведении кадастрового учета и госрегистрации будет отказано.

7.1. Увеличены сроки, на которые приостанавливаются учет и госрегистрация

Новый Закон установил более продолжительные сроки приостановления госрегистрации. Срок приостановления кадастрового учета не изменился. При этом предусмотрен срок его приостановления в заявительном порядке.

Так, сроки приостановления учета объектов и госрегистрации составят:

Три месяца - по решению госрегистратора (за исключением отдельных оснований, для которых предусмотрены иные сроки приостановления);

Шесть месяцев - по инициативе заявителя. При этом в Законе уточнено, что по заявлению приостановление возможно только один раз.

В настоящее время госрегистрация прав по решению госрегистратора может быть приостановлена на один месяц, а по инициативе заявителя - на три месяца.

8. Свидетельство о госрегистрации права выдаваться не будет

Согласно новому Закону кадастровый учет, госрегистрация возникновения и перехода права будут подтверждаться выпиской из ЕГРН, а госрегистрация договора или иной сделки - специальным регистрационной надписью на документе, выражающем содержание сделки. Удостоверение проведенного учета и госрегистрации прав свидетельством новым Законом не предусмотрено.

На данный момент госрегистрация прав удостоверяется в том числе и свидетельством о госрегистрации права, которое выдается в виде бумажного документа.

9. Кадастровый учет и госрегистрация могут проводиться

без участия правообладателя

Закон предусматривает, что сведения в ЕГРН будут вноситься в том числе в порядке межведомственного взаимодействия. Обязанность направлять необходимые для учета и госрегистрации документы в таком порядке установлена для органов госвласти, органов местного самоуправления, судов и нотариусов при принятии ими решений (актов). Например:

Органы госвласти и органы местного самоуправления должны направить документы, если ими принято решение об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, установлении или изменении разрешенного использования земельного участка, отнесении к определенной категории земель или о переводе земельного участка из одной категории земель в другую;

ФМС России - информацию об изменении сведений о физлице;

ФНС России - информацию об изменении сведений об организациях и ИП;

Суды или уполномоченные органы, наложившие арест, - заверенную копию такого акта;

Нотариусы - сведения о выдаче свидетельства о праве на наследство.

При поступлении документов (содержащихся в них сведений) в порядке межведомственного взаимодействия Росреестр вносит на их основании сведения в ЕГРН (за исключением случаев, когда их внести невозможно) и уведомляет правообладателя о внесении.

10. Кто и за что несет ответственность при осуществлении

кадастрового учета и госрегистрации

Согласно Закону ответственность за действия (бездействие) при проведении кадастрового учета и госрегистрации распределена между Росреестром, госрегистратором и другими лицами.

Так, госрегистратор несет ответственность за несоответствие внесенных им в ЕГРН сведений тем сведениям, которые содержатся в представленных документах (за исключением данных, внесенных из других информационных ресурсов), за необоснованное приостановление и отказ в кадастровом учете или госрегистрации прав или уклонение от их проведения.

Росреестр несет ответственность за ненадлежащее исполнение своих полномочий, в том числе за утрату и искажение сведений, которые содержатся в ЕГРН, полноту и достоверность предоставляемых сведений, незаконный отказ в кадастровом учете или госрегистрации прав, установленный вступившим в законную силу решением суда. При этом предусмотрены случаи, когда Росреестр имеет право регрессного требования к органам и лицам, по вине которых допущены нарушения.

11. Уточнены условия выплаты компенсации за утрату

права на жилое помещение

Компенсация за жилое помещение - единственное пригодное для постоянного проживания - выплачивается однократно собственнику, который по независящим от него причинам не вправе истребовать его от добросовестного приобретателя, а также добросовестному приобретателю, от которого оно было истребовано. Согласно Закону условием ее выплаты является невозможность получить от третьих лиц возмещение, установленное вступившим в законную силу решением суда, по причине прекращения взыскания по исполнительному документу, например, в связи с внесением записи об исключении должника-организации из ЕГРЮЛ.

Положение Закона о компенсации за утрату права, зарегистрированного в ЕГРН, вступает в силу с 1 января 2020 г.

Фото Бориса Мальцева, Кублог

С 1 января 2017 г. вступает в силу новая глава 34 «Страховые взносы» НК РФ (введена ), одновременно утрачивает силу «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее — Закон № 212-ФЗ). В данной статье рассмотрены отличия в правовом регулировании исчисления и уплаты страховых взносов до и после 1 января 2017 г.

Плательщики страховых взносов

Круг плательщиков страховых взносов определен в ст. 419 НК РФ. В ней, как и ранее в Законе № 212-ФЗ предусмотрены две большие категории — плательщики, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, и плательщики, не производящие такие выплаты.

При этом для последних изменился порядок постановки на учет. Как разъяснено в , до 1 января 2017 г. постановка на учет в налоговых органах физических лиц, не относящихся к ИП, осуществляется налоговым органом по месту жительства физического лица на основе информации, представляемой органами, поименованными в пп. 1-6 ст. 85 НК РФ, либо на основании заявления физического лица (представляемого в налоговый орган по месту жительства физического лица).

С 1 января 2017 г. заявление физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, о постановке на учет в налоговом органе по месту жительства (месту пребывания — при отсутствии у физического лица места жительства на территории Российской Федерации) может быть подано в любой налоговый орган.

В целом данные положения повторяют указанные ранее в ст. 5 Закона № 212-ФЗ нормы, которые определяли плательщиков страховых взносов.

Сохранено и положение о том, что если лицо относится к нескольким категориям плательщиков страховых взносов (т. е. одновременно и производит выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, и самостоятельно получает доход), исчисление и уплату страховых взносов такое лицо обязано производить самостоятельно по каждому основанию.

Имеется, однако, одно существенное изменение, заключающееся в том, что теперь среди плательщиков страховых взносов указаны арбитражные управляющие, оценщики, медиаторы и патентные поверенные.

При этом оценщики, медиаторы и патентные поверенные с 1 января 2017 г. станут плательщиками страховых взносов впервые, в то время как в отношении арбитражных управляющих относительно положений ст. 5 Закона № 212-ФЗ существовала позиция, поддерживаемая судами, согласно которой они в целях обязательного пенсионного страхования как лица, занимающиеся частной практикой, приравнивались к индивидуальным предпринимателям и являлись страхователями (постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 4.04.16 г. № Ф07-1264/2016 по делу № А56-33700/2015).

Объект обложения страховыми взносами

Как и ранее в Законе № 212-ФЗ, для организаций и ИП, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, объектом обложения страховыми взносами будут являться (ст. 420 НК РФ) выплаты в рамках трудовых отношений и по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг по договорам авторского заказа в пользу авторов произведений, а также по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе вознаграждения, начисляемые организациями по управлению правами на коллективной основе в пользу авторов произведений по договорам, заключенным с пользователями.

Для физических лиц, не являющихся ИП и производящих выплаты и иные вознаграждения другим физическим лицам, объектом являются выплаты по трудовым договорам (контрактам) и по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг в пользу физических лиц.

Для плательщиков, не производящих выплаты и иные вознаграждения другим физическим лицам, объектом признается фиксированный размер; при этом НК РФ связывает его с минимальным размером оплаты труда. Алгоритм расчета соответствующего размера приведен в ст. 430 НК РФ.

Перечень выплат, которые в любом случае не признаются объектом обложения страховыми взносами, не изменился.

Как разъяснялось в письме Минздрав­соцразвития России от 23.03.10 г. № 647-19, выплаты сотрудникам, которые в трудовых договорах с ними прямо не прописаны, тем не менее подлежат обложению страховыми взносами как производимые в рамках трудовых правоотношений работников с работодателем и значит связанные с ним трудовыми договорами (за исключением сумм, указанных в ст. 9 Закона № 212-ФЗ).

Данные выводы по аналогии применимы и в отношении определения объекта обложения страховыми взносами после 1 января 2017 г.

В связи с этим к объекту обложения страховыми взносами относятся все виды выплат и иных вознаграждений, начисленных (выплачиваемых) плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц, работающих по трудовым договорам, независимо от наличия или отсутствия указания на данные выплаты непосредственно в трудовом договоре.

Минздравсоцразвития России указывало, что в ряде случаев застрахованные физические лица могут выполнять в организации трудовую функцию и получать плату за работу без заключения с ними трудовых или гражданско-правовых договоров на выполнение работ, оказание услуг (например, государственные гражданские служащие, муниципальные служащие, лица, замещающие государственные должности РФ, субъекта РФ, муниципальные должности на постоянной основе, члены производственных кооперативов).

Выплаты и иные вознаграждения, начисляемые организацией в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию, с которыми в соответствии с законодательством ни трудовые, ни гражданско-правовые договоры не заключаются, за выполнение ими трудовой функции, работ, услуг, подлежат обложению страховыми взносами.

Уплата страховых взносов за указанных застрахованных лиц осуществляется теми организациями, которые по отношению к ним являются страхователями: например, за государственных гражданских служащих — органами государственной власти, в которых они проходят государственную службу, за членов производственных кооперативов -производственными кооперативами, за священнослужителей — религиозными организациями.

Выплаты, которые производятся таким физическим лицам другими организациями, не состоящими с ними в соответствующих правоотношениях, к объекту обложения страховыми взносами не относятся.

Перечень сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами, приведенный в ст. 422 НК РФ, несколько отличается от того перечня, что был закреплен в ст. 9 Закона № 212-ФЗ.

Так, в новом перечне не указаны взносы работодателя, уплачиваемые в соответствии с законодательством РФ о дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников, которые до 1 января 2017 г. не облагаются страховыми взносами.

Теперь в НК РФ содержится положение о том, что при оплате плательщиками расходов на командировки работников не будут облагаться страховыми взносами суточные, только предусмотренные п. 3 ст. 217 НК РФ.

Ранее при оплате расходов на командировки работников суточные не облагались страховыми взносами независимо от размера.

С 1 января 2017 г. при оплате работодателем работнику расходов на командировки как внутри страны, так и за ее пределы в доход, подлежащий обложению страховыми взносами, не включаются суточные, выплачиваемые в соответствии с законодательством РФ, но не более 700 руб. за каждый день нахождения в командировке на территории РФ и не более 2500 руб. за каждый день нахождения в заграничной командировке.

Плательщики, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам

Исчисление базы и тарифы

Как и ранее Закон № 212-ФЗ, ст. 421 НК РФ предусматривает определение базы для начисления страховых взносов отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода нарастающим итогом.

Также сохраняется понятие предельной величины базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и предельная величина базы для исчисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Предельная величина базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование устанавливается с учетом определенного на соответствующий год размера средней заработной платы в Российской Федерации, увеличенного в 12 раз, и следующих применяемых к нему повышающих коэффициентов на соответствующий календарный год (в 2017 г. — 1,9, 2018 г. — 2,0, 2019 г. — 2,1, 2020 г. — 2,2, 2021 г. — 2,3).

Напомним, что на 2016 г. постановлением Правительства РФ от 26.11.15 г. № 1265 предельная величина базы для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством для плательщиков страховых взносов в отношении каждого физического лица установлена в размере 718 000 руб. нарастающим итогом, предельная величина базы для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в ПФР, в отношении каждого физического лица установлена в размере 796 000 руб. нарастающим итогом.

В 2017—2018 гг. для плательщиков страховых взносов установлены следующие тарифы страховых взносов, применяемые по общему правилу (ст. 426 НК РФ):

1) на обязательное пенсионное страхование:

в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование — 22%; свыше установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование — 10%;

2) на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования — 2,9%;

на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих в РФ (за исключением высококвалифицированных специалистов в соответствии с Федеральным законом от 25.07.02 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»), в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования — 1,8%;

3) на обязательное медицинское страхование — 5,1%.

Плательщики страховых взносов, применяющие пониженные тарифы страховых взносов в соответствии со ст. 427 НК РФ, с сумм выплат и иных вознаграждений в пользу физического лица, превышающих установленную предельную величину базы для начисления страховых взносов, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование не уплачивают.

Ранее аналогичные разъяснения были приведены в применительно к Закону № 212-ФЗ.

С 1 января 2017 г. не будут иметь право на пониженные тарифы страховых взносов следующие категории плательщиков страховых взносов:

  1. сельскохозяйственные товаропроизводители, отвечающие критериям, указанным в ст. 346.2 НК РФ;
  2. организации народных художественных промыслов и семейные (родовые) общины коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования;
  3. организации и ИП, применяющие ЕСХН;
  4. плательщики страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, являющимся инвалидами I, II или III группы;
  5. плательщики страховых взносов — российские организации и ИП, осуществляющие производство, выпуск в свет (в эфир) и (или) издание средств массовой информации;
  6. организации, оказывающие инжиниринговые услуги.
Еще одно изменение, касающееся пониженных тарифов страховых взносов, затрагивает организации и ИП, применяющих УСН и осуществляющих один из «льготных» видов деятельности. Сам перечень таких видов деятельности не изменился. С 1 января 2017 г. соответствующие организации и ИП будут иметь право на пониженные тарифы страховых взносов, только если их доходы за налоговый период не превышают 79 млн руб. (ранее какая-либо предельная величина в данном контексте не была закреплена).

В течение 2017—2018 гг. тарифы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование сохраняются в размере 20%, тарифы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и тарифы на обязательное медицинское страхование — в размере 0 процентов, если выполняются следующие условия:

  1. соблюдение критерия о применении организацией УСН;
  2. доля доходов организации от реализации продукции и (или) оказанных услуг по основному виду деятельности составляет не менее 70% в общем объеме доходов;
  3. доходы за налоговый период не превышают 79 млн руб.
В отмечалось, что не установлено зависимости определения плательщиком страховых взносов критерия для применения пониженных тарифов страховых взносов в части доходов от реализации при осуществлении основного вида деятельности от определения этой организацией объекта налогообложения для целей уплаты налога в связи с применением УСН на основании НК РФ.

Не установлено такой зависимости и главой 34 НК РФ.

Также продолжает оставаться актуальным разъяснение Минтруда России в письме от 2.07.14 г. № 17-4/В-295, согласно которому если у организации по итогам деятельности за отчетный период отсутствуют доходы, то она не подтверждает соответствие условию о необходимой доле доходов от осуществления указанного вида деятельности, а значит, организация должна применять общеустановленный тариф страховых взносов.

В случае, если организация по итогам деятельности за последующий отчетный период подтвердит соответствие упомянутому условию о доле доходов от осуществления основного вида экономической деятельности, она будет вправе применять пониженные тарифы страховых взносов с начала отчетного (расчетного) периода и произвести перерасчет ранее уплаченных платежей по страховым взносам, рассчитанным исходя из максимального тарифа, путем их возврата или зачета.

Необходимо отметить, что положения о предельной величине базы для начисления страховых взносов по-прежнему будут необходимы для расчета пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, а также ежемесячного пособия по уходу за ребенком.

При определении базы необходимо учитывать одно изменение, касающееся определения цен в случае совершения сделок взаимозависимыми лицами. Ранее Закон № 212-ФЗ положений об этом не содержал.

Минздравсоцразвития России в письме от 5.08.10 г. № 2519-19 разъясняло, что если организация-работодатель приобретает в пользу работников товары (работы, услуги), цены (тарифы) на которые не регулируются государством, то указанные стороны договора при начислении страховых взносов на сумму этих товаров (работ, услуг) должны учитывать, чью стоимость следует рассчитывать исходя из цен приобретения таких товаров (работ, услуг) (включая налог на добавленную стоимость и акцизы).

Теперь положения НК РФ о налоговом контроле сделок между взаимозависимыми лицами будут в полной мере применяться в отношении страховых взносов.

Напомним, что критерии взаимозависимости лиц установлены ст. 105.1 НК РФ.

Особенную сложность в исчислении страховых взносов на практике будут вызывать случаи реорганизации юридического лица.

С включением страховых взносов в НК РФ правовое регулирование данного вопроса изменилось, поскольку данный Кодекс в отличие от Закона № 212-ФЗ содержит специальную ст. 50, разъясняющую порядок исполнения обязанности по уплате налогов и сборов при реорганизации юридического лица.

Исполнение обязанностей по уплате страховых взносов реорганизованного юридического лица возлагается на его правопреемника (правопреемников) независимо от того, были ли известны до завершения реорганизации правопреемнику (правопреемникам) факты и (или) обстоятельства неисполнения или ненадлежащего исполнения реорганизованным юридическим лицом указанных обязанностей. При этом правопреемник (правопреемники) должен уплатить все пени, причитающиеся по перешедшим к нему обязанностям.

На правопреемника (правопреемников) реорганизованного юридического лица возлагается также обязанность по уплате причитающихся сумм штрафов, наложенных на юридическое лицо за совершение налоговых правонарушений до завершения его реорганизации.

Реорганизация юридического лица не изменяет сроков исполнения его обязанностей по уплате страховых взносов правопреемником (правопреемниками) этого юридического лица.

Сумма страховых взносов (пеней, штрафов), излишне уплаченная юридическим лицом или излишне взысканная до его реорганизации, подлежит зачету налоговым органом. Зачет производится не позднее одного месяца со дня завершения реорганизации в порядке, установленном НК РФ.

При этом п. 1.1 ст. 78 НК РФ устанавливает, что сумма излишне уплаченных страховых взносов подлежит зачету по соответствующему бюджету государственного внебюджетного фонда РФ, в который эта сумма была зачислена, в счет предстоящих платежей плательщика по этому взносу, задолженности по соответствующим пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату плательщику страховых взносов.

Решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 г., принимается соответствующими органами ПФР, ФСС РФ в течение 10 рабочих дней со дня получения письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи) страхователя о возврате излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов, пеней и штрафов.

В случае, если сумма излишне уплаченных страховых взносов возникает вследствие предоставления плательщиком страховых взносов уточненного расчета, 10-дневный срок исчисляется со дня завершения камеральной проверки указанного расчета.

Решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 г., принимается при отсутствии у плательщика задолженности, возникшей за данные периоды.

На следующий день после принятия решения о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов органы ПФР, ФСС РФ направляют его в соответствующий налоговый орган (ст. 21 Федерального закона от 3.07.16 г. № 250-ФЗ, далее — Закон № 250-ФЗ).

Порядок исчисления и уплаты страховых взносов

В ст. 431 НК РФ сохранены перешедшие из Закона № 212-ФЗ положения о том, что в течение расчетного периода страхователь уплачивает страховые взносы в виде ежемесячных обязательных платежей (теперь они называются суммами страховых взносов, исчисленными для уплаты за календарный месяц). Такие платежи, как и прежде, подлежат уплате в срок не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за соответствующим календарным месяцем.

Также сохранены положения о том, что сумма страховых взносов, подлежащая перечислению, определяется в рублях и копейках.

Уплата страховых взносов по-прежнему будет осуществляться отдельными расчетными документами, но направляться они будут все в налоговый орган.

Как и ранее Закон № 212-ФЗ, НК РФ предусмотрена обязанность плательщиков страховых взносов вести учет сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, сумм страховых взносов, относящихся к ним, в отношении каждого физического лица, в пользу которого осуществлялись выплаты. При этом специальная форма ведения такого учета НК РФ не установлена.

Ранее в целях оказания практической помощи плательщикам в организации и унификации ведения индивидуального учета совместным письмом ПФР от 26.01.10 г. № АД-30-24/691 и ФСС РФ от 14.01.10 г. № 02-03-08/08-56П рекомендована для использования форма карточки индивидуального учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений и сумм начисленных страховых взносов.

За неуплату или неполную уплату сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) плательщиков страховых взносов ранее ответственность была предусмотрена ст. 47 Закона № 212-ФЗ. При этом данная статья предусматривала ответственность уже за факт неуплаты или неполной уплаты сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, а не за факт неправильного ведения учета (повлекшего занижение базы).

Таким образом, исключительно за факт неправильного ведения плательщиком страховых взносов учета объектов обложения страховыми взносами к ответственности он привлекаться не мог.

По-прежнему в НК РФ прямо ответственность за неправильное ведение учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений и сумм начисленных страховых взносов не установлена.

Между тем в отличие от Закона № 212-ФЗ НК РФ содержит ст. 120.

Пункт 1 данной статьи предусматривает ответственность за грубое нарушение правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, если эти деяния совершены в течение одного налогового периода.

Пункт 3 данной статьи устанавливает повышенную ответственность за те же деяния, если они повлекли занижение налоговой базы (базы для исчисления страховых взносов).

Под грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения для целей настоящей статьи понимается отсутствие первичных документов, или отсутствие счетов-фактур, или регистров бухгалтерского учета или налогового учета, систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета, в регистрах налогового учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений.

Официальным органам и судам предстоит выработать подходы относительно того, может ли ст. 120 НК РФ применяться за факт неправильного ведения плательщиком страховых взносов учета объектов обложения страховыми взносами.

Как разъясняется в Информации ФСС РФ, размещенной на официальном сайте 24.08.16 г., ст. 431 НК РФ предусмотрена возможность плательщиками страховых взносов зачета произведенных расходов на выплату страхового обеспечения по указанному виду обязательного социального страхования в соответствии с законодательством РФ в счет уплаты страховых взносов. При этом действие нормы, в соответствии с которым плательщики страховых взносов вправе сумму страховых взносов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством уменьшить на сумму произведенных ими расходов на выплату страхового обеспечения по указанному виду обязательного социального страхования ограничено до 31.12.18 г. включительно.

Таким образом, в регионах РФ, не перешедших на «прямые выплаты» страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, принцип зачетного механизма уплаты страховых взносов сохраняется до 31.12.18 г. включительно.

Сроки представления отчетности плательщиками, производящими выплаты и вознаграждения физическим лицам с 1 января 2017 г. будут установлены иные.

Теперь расчеты по страховым взносам в налоговый орган по месту нахождения организации и по месту нахождения обособленных подразделений организаций, которые начисляют выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, по месту жительства физического лица, производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, должны будут представляться не позднее 30-го числа месяца, следующего за расчетным (отчетным) периодом.

При этом порядок представления отчетности регламентируется общими правилами НК РФ.

На основании п. 3 ст. 80 НК РФ налоговая декларация (расчет) представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) по установленной форме на бумажном носителе или по установленным форматам в электронной форме вместе с документами, которые в соответствии с НК РФ должны прилагаться к налоговой декларации (расчету).

Налогоплательщики, плательщики страховых взносов вправе представить документы, которые в соответствии с НК РФ должны прилагаться к налоговой декларации (расчету) в электронной форме.

Налоговые декларации (расчеты) представляются в налоговый орган по месту учета налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) по установленным форматам в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота, являющегося российской организацией и соответствующего требованиям, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять функции по контролю и надзору в сфере налогов и сборов, если иной порядок предоставления информации, отнесенной к государственной тайне, не предусмотрен законодательством РФ, следующими категориями налогоплательщиков (плательщиков страховых взносов):

налогоплательщиками (плательщиками страховых взносов), среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превышает 100 человек; вновь созданными (в том числе при реорганизации) организациями, численность работников которых превышает 100 человек; налогоплательщиками (плательщиками страховых взносов), не указанными выше, для которых такая обязанность предусмотрена частью второй НК РФ применительно к конкретному налогу (страховым взносам).

При этом добавлено уточнение, согласно которому если в представляемом расчете сведения о совокупной сумме страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, исчисленных плательщиком за расчетный (отчетный) период, не соответствуют указанной в данном расчете сумме исчисленных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по каждому застрахованному физическому лицу, такой расчет считается непредставленным, о чем плательщику не позднее дня, следующего за днем представления расчета, направляется соответствующее уведомление. В пятидневный срок со дня получения указанного уведомления плательщик страховых взносов обязан представить расчет, в котором устранено указанное несоответствие. В таком случае датой представления указанного расчета считается дата представления расчета, признанного первоначально непредставленным.

Еще одно изменение, касающееся обязанности по уплате страховых взносов и представлении отчетности в отношении обособленных подразделений. Ранее в Законе № 212-ФЗ содержалось указание на то, что таким подразделениям должны быть открыты счета в банках, и они должны иметь отдельный баланс.

С 1 января 2017 г. обязанность по уплате страховых взносов и представлению расчетов по страховым взносам возложена на организации по месту нахождения любых расположенных на территории РФ обособленных подразделений, которые начисляют выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц.

Понятие обособленного подразделения закреплено ст. 11 НК РФ — любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или нет его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, а также от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.

В связи с этим в письме Управления ФНС России по г. Москве от 2.02.16 г. № 12-18/008798 указано, что согласно ст. 209 ТК РФ под рабочим местом понимается место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.

Учитывая изложенное, если деятельность организации осуществляется вне места ее нахождения в течение срока, превышающего один месяц, то указанная деятельность приводит к созданию обособленного подразделения и, следовательно, организация подлежит постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения соответствующего обособленного подразделения.

Отсутствие какого-либо признака обособленного подразделения из перечисленных в п. 2 ст. 11 НК РФ не ведет к созданию организацией обособленного подразделения.

Необходимо учитывать, что представление отчетности за 2016 г. будет производиться в том же порядке, что и раньше (т. е. сроки и органы — получатели отчетности будут прежние). Новые правила действуют начиная с отчетности за I квартал 2017 г.

При этом старый порядок будет действовать и в отношении представления уточненных расчетов по страховым взносам по любым отчетным (расчетным) периодам до 1 января 2017 г. (ст. 20, 23 Закона № 250-ФЗ).

Страховые взносы для плательщиков, не производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам

Такие элементы обложения страховыми взносами, как порядок исчисления страховых взносов, а также порядок и сроки их уплаты, в отношении плательщиков, не производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, определены ст. 432 НК РФ.

Сохранены перешедшие из Закона № 212-ФЗ положения о том, что страховые взносы такими плательщиками уплачиваются по общему правилу не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 руб. за расчетный период, уплачиваются плательщиком страховых взносов не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим календарным годом.

НК РФ, как и ранее Закон № 212-ФЗ, не предусматривает обязанности плательщиков страховых взносов, не производящих выплат и иных вознаграждений физическим лицам, уплачивать страховые взносы в виде ежемесячных обязательных платежей в течение расчетного периода.

Также по-прежнему необходимо будет исчислять сумму страховых взносов отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование. Уплачивать страховые взносы нужно будет отдельными расчетными документами, как и ранее, однако направлять их нужно будет в налоговый орган.

Необходимо отметить, что срок представления отчетности главами крестьянских (фермерских) хозяйств изменится: сейчас действует правило о представлении отчетности в соответствующий территориальный орган ПФР до 1 марта календарного года, следующего за истекшим расчетным периодом, а начиная с отчетности за 2017 г. срок будет другой — до 30 января календарного года, следующего за истекшим расчетным периодом.

Отметим, что НК РФ, так же как и Закон № 212-ФЗ, не указывает на представление отчетности иными плательщиками, не осуществляющими выплат и иных вознаграждений физическим лицам, кроме глав крестьянских (фермерских) хозяйств.

С начала 2017 года в России начинают действовать новые законы, которые касаются жизни многих россиян, поэтому о вступающих в силу нормативно-правовых актах должен каждый житель нашей страны. Речь идет о нововведениях в пенсионном и медицинском обеспечении, социальных выплатах, изменениях в системе образования, налогообложения, деятельности коллекторов, приватизации и регистрации недвижимости.

ФБА «Экономика сегодня» рассказывает о наиболее значимых законопроектах, вступающих в силу с 1 января 2017 года.

Про долги, коллекторов и налоги

С начала 2017 года начинает работать закон о защите прав физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности. Иными словами - лучше не давать в долг, чтобы избежать крупного штрафа. Потому как, если вы дали кому-то взаймы более 50 тысяч рублей, то вернуть свои деньги вы сможете лишь, прибегнув к помощи коллектора. Согласно новому закону, кредитор не имеет право напоминать должнику о возврате долга ни устно, ни письменно, ни по телефону, ни по электронной почте. Всем этим должны заниматься сугубо коллекторы. А если спонсор решится напомнить заемщику о долге, то его могут оштрафовать на сумму от 50 тыс. до 500 тыс. рублей.

Меняется с нового года и закон о коллекторах. Так, к примеру, после 1 января 2017 года, коллекторы не имеют права взыскивать долги за коммунальные платежи и нарушения жилищного законодательства. Коллектору разрешено лично общаться с должником один раз в сутки, два раза в неделю, 8 раз в месяц (вести переписку допускается в 2 раза чаще). А через 4 месяца такого общения должник вправе общаться с взыскателем через адвоката. Также, начиная с 1 января 2017 года, коллекторам запрещено наносить должнику моральный или физический вред, применять силовые методы воздействия, заниматься порчей имущества должника.

Еще одно нововведение затрагивает налоговое законодательство: с 1 января 2017 года страховые взносы переводятся в ФНС , теперь это будет единый социальный страховой сбор - ЕССС. Таким образом, налоговая инспекция будет проверять страхователей и заниматься распределением полученных средств. Это позволит повысить собираемость налогов и упростит процедуру для плательщиков.

Недвижимость 2017: приватизация, регистрация, оплата коммунальных услуг

После 1 марта 2017 года отменяется бесплатная приватизация жилья - соответствующий законопроект был одобрен Госдумой . Его действие распространяется на тех, кто получил квартиру в 2016 году, но не успел приватизировать. Право на бесплатную приватизацию остается после 1 марта 2017 года остается детей-сирот, жителей Крыма и тех, кто подал заявку на приватизацию ранее 2005 года.

С 1 января 2017 года в России начинает работать единый реестр недвижимости и учётно-регистрационная система, в которых будет концентрироваться практически вся информация об объектах недвижимости. Новые правила регистрации имущества дают определенные преимущества. Среди них - ускоренные сроки регистрации прав на объект недвижимости, подача заявления на регистрацию в ближайшем к месту жительства, а не к месту нахождения объекта, отделении. Если клиент готов доплатить за доставку, то готовый пакет документов ему привезут на дом.

Бумажное свидетельство о праве собственности с 2017 года заменит выписка из единого реестра.

С 1 января 2017 года в квитанциях за содержание жилого помещения появится строка - оплата общедомовых нужд в многоквартирных домах. Первоначально ее планировали включить в платежки еще в апреле 2016 года, но затем было принято решение о переносе на начало 2017 года.

Материнский капитал, повышение пенсий, увеличение пенсионного возраста с 2017 года

Закон о выплате материнского капитала, принятый в 2007 году и рассчитанный на 10 лет, продолжит действовать вплоть до конца декабря 2018 года. Напомним, что он работает в отношении семей, в которых появились второй и последующий ребенок. Важно помнить, что в 2017 году будут внесены изменения в использование сертификатов, которые разрешено использовать для покупки товаров, облегчающих детям-инвалидам адаптацию в обществе. Кстати, с 2017 года сертификат будут выдавать как в бумажном, так и в электронном видах. Сумма выплаты составит 453 тысячи рублей. Чаще всего материнский капитал используют на улучшение жилищных условий.

В январе 2017 года всем российским пенсионерам будет выплачено 5 тысяч рублей - единовременная компенсация по инфляции. В дальнейшем в течение всего календарного года размер пенсионных выплат будет корректироваться в сторону увеличения по следующему графику:

Не исключено, что индексация пенсий для работающих граждан проводиться не будет, они получат компенсацию только после увольнения.

С 2017 года начнется постепенное повышение пенсионного возраста госслужащих: каждый год он будет увеличиваться на полгода. Так, к примеру, в 2017 году женщины, состоящие на государственной службе, смогут выйти на пенсию по достижению 55,5 лет, а мужчины - 60,5 лет. Плавно пенсионный возраст планируется повысить до 63 лет для женщин и 65 для мужчин. Стаж службы для получения выслуги также будет расти ежегодно на 6 месяцев и достигнет максимума (20 лет) в 2026 году. Стоит особо отметить, что получение выслуги распространится лишь на тех, кто пойдет на заслуженный отдых с госслужбы. Если же человек в последнее время не находился на службе, то и выслуга ему не полагается.

Про работу, учебу и больничные листы в 2017

Закон об образовании, который очень тяжело внедрялся в образовательные учреждения России, вновь подвергался корректировке. На этот раз, а это далеко не первые и, судя по всему, далеко не последние вносимые изменения в данный документ, закон четко разделил понятия «общее» и «профессиональное образование». «Общее» - является бесплатным и включает в себя дошкольное, начальное, основное, среднее. «Профессиональное» - это бакалавриат (высшее), магистратура, аспирантура. Право на непрерывное образование в России имеет каждый ребенок. А педагогам предстоит раз в пять лет подтверждать свой профессионализм на квалификационной комиссии. Изменения вступают в силу с 1 января 2017 года.

В 2017 году россиянам начнут выдавать электронные больничные листы

С 2017 года начинается повсеместная выдача электронных больничных листов. Эти листы нетрудоспособности будут иметь такую же силу, что и бумажные. Заполняться электронные больничные будут при помощи автоматизированной информационной системы, а заверяться электронной подписью уполномоченных для этого лиц. В любом случае, болеть станет невыгодно, особенно для тех, кто имеет небольшой стаж.

С нового года нововведения ждут и трудовое законодательство: изменится минимальный размер оплаты труда (МРОТ) и его привязка к прожиточному минимуму в регионах страны, а также вступят в силу санкции за нарушение ТК Российской Федерации.

Иностранцам, прибывающим в РФ с целью дальнейшего трудоустройства, следует знать, что начиная с 1 января 2017 вводится госпошлина в размере 1000 рублей за получение документа с оценкой знаний русского языка и истории России. При этом 80% полученных средств будет направлено в бюджет субъекта, 20% - в бюджет государства.

Все под общественным контролем

С 1 января 2017 года начинает действовать постановление Правительства РФ которым утверждены Правила проведения обязательного общественного обсуждения закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Через общественное обсуждение будут проходить госзакупки, начальная (максимальная) цена которых превышает 1 млрд руб.

Обсуждение будет происходить в два этапа. Для этого в ЕИС создается специализированный раздел, в котором должны зарегистрироваться все участники обсуждений. Это могут быть любые юрлица, физлица и представители госорганов. Срок для ответа на все поступившее замечания и предложения - два дня.

Результатом обязательного общественного обсуждения может быть отмена закупки или изменения в планах закупок, планах-графиках и документации о закупках.

С начала 2017 года в России начинают действовать новые законы, которые касаются жизни многих россиян, поэтому о вступающих в силу нормативно-правовых актах должен каждый житель нашей страны. Речь идет о нововведениях в пенсионном и медицинском обеспечении, социальных выплатах, изменениях в системе образования, налогообложения, деятельности , приватизации и регистрации недвижимости.

ФБА «Экономика сегодня» рассказывает о наиболее значимых законопроектах, вступающих в силу с 1 января 2017 года.

Про долги, коллекторов и налоги

С начала 2017 года начинает работать закон о защите прав физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности. Иными словами - лучше не давать в долг, чтобы избежать крупного штрафа. Потому как, если вы дали кому-то взаймы более 50 тысяч рублей, то вернуть свои деньги вы сможете лишь, прибегнув к помощи коллектора. Согласно , кредитор не имеет право напоминать должнику о возврате долга ни устно, ни письменно, ни по телефону, ни по электронной почте. Всем этим должны заниматься сугубо коллекторы. А если спонсор решится напомнить заемщику о долге, то его могут оштрафовать на сумму от 50 тыс. до 500 тыс. рублей.

Меняется с нового года и закон о коллекторах. Так, к примеру, после 1 января 2017 года, коллекторы не имеют права взыскивать долги за коммунальные платежи и нарушения жилищного законодательства. Коллектору разрешено лично общаться с должником один раз в сутки, два раза в неделю, 8 раз в месяц (вести переписку допускается в 2 раза чаще). А через 4 месяца такого общения должник вправе общаться с взыскателем через адвоката. Также, начиная с 1 января 2017 года, коллекторам запрещено наносить должнику моральный или физический вред, применять силовые методы воздействия, заниматься порчей имущества должника.

Еще одно нововведение затрагивает налоговое законодательство: с 1 января 2017 года страховые взносы переводятся в ФНС, теперь это будет единый социальный страховой сбор – ЕССС. Таким образом, налоговая инспекция будет проверять страхователей и заниматься распределением полученных средств. Это позволит повысить собираемость налогов и упростит процедуру для плательщиков.

Недвижимость 2017: приватизация, регистрация, оплата коммунальных услуг

После 1 марта 2017 года отменяется бесплатная приватизация жилья – соответствующий законопроект был одобрен Госдумой. Его действие распространяется на тех, кто получил квартиру в 2016 году, но не успел приватизировать. Право на остается после 1 марта 2017 года остается детей-сирот, жителей Крыма и тех, кто подал заявку на приватизацию ранее 2005 года.

С 1 января 2017 года в России начинает работать и учётно-регистрационная система, в которых будет концентрироваться практически вся информация об объектах недвижимости. Новые правила регистрации имущества дают определенные преимущества. Среди них - ускоренные сроки регистрации прав на объект недвижимости, подача заявления на регистрацию в ближайшем к месту жительства, а не к месту нахождения объекта, отделении. Если клиент готов доплатить за доставку, то готовый пакет документов ему привезут на дом.

Бумажное свидетельство о праве собственности с 2017 года заменит выписка из единого реестра.

С 1 января 2017 года в квитанциях за содержание жилого помещения появится строка - оплата общедомовых нужд в многоквартирных домах. Первоначально ее планировали включить в платежки еще в апреле 2016 года, но затем было принято решение о переносе на начало 2017 года.

Материнский капитал, повышение пенсий, увеличение пенсионного возраста с 2017 года

Закон о выплате материнского капитала, принятый в 2007 году и рассчитанный на 10 лет, продолжит действовать вплоть до конца декабря 2018 года. Напомним, что он работает в отношении семей, в которых появились второй и последующий ребенок. Важно помнить, что в 2017 году будут внесены в использование сертификатов, которые разрешено использовать для покупки товаров, облегчающих детям-инвалидам адаптацию в обществе. Кстати, с 2017 года сертификат будут выдавать как в бумажном, так и в электронном видах. Сумма выплаты составит 453 тысячи рублей. Чаще всего материнский капитал используют на улучшение жилищных условий.

В январе 2017 года всем российским пенсионерам будет выплачено 5 тысяч рублей – единовременная компенсация по инфляции. В дальнейшем в течение всего календарного года размер пенсионных выплат будет в сторону увеличения по следующему графику:

Не исключено, что индексация пенсий для работающих граждан проводиться не будет, они получат компенсацию только после увольнения.

С 2017 года начнется постепенное повышение пенсионного возраста госслужащих: каждый год он будет увеличиваться на полгода. Так, к примеру, в 2017 году женщины, состоящие на государственной службе, смогут выйти на пенсию по достижению 55,5 лет, а мужчины – 60,5 лет. Плавно пенсионный возраст планируется повысить до 63 лет для женщин и 65 для мужчин. Стаж службы для получения выслуги также будет расти ежегодно на 6 месяцев и достигнет максимума (20 лет) в 2026 году. Стоит особо отметить, что получение выслуги распространится лишь на тех, кто пойдет на заслуженный отдых с госслужбы. Если же человек в последнее время не находился на службе, то и выслуга ему не полагается.

Про работу, учебу и больничные листы в 2017

Закон об образовании, который очень тяжело внедрялся в образовательные учреждения России, вновь подвергался корректировке. На этот раз, а это далеко не первые и, судя по всему, далеко не последние вносимые изменения в данный документ, закон четко разделил понятия «общее» и «профессиональное образование». «Общее» - является бесплатным и включает в себя дошкольное, начальное, основное, среднее. «Профессиональное» - это бакалавриат (высшее), магистратура, аспирантура. Право на непрерывное образование в России имеет каждый ребенок. А педагогам предстоит раз в пять лет подтверждать свой профессионализм на квалификационной комиссии. Изменения вступают в силу с 1 января 2017 года.


В 2017 году россиянам начнут выдавать электронные больничные листы

С 2017 года начинается повсеместная выдача Эти листы нетрудоспособности будут иметь такую же силу, что и бумажные. Заполняться электронные больничные будут при помощи автоматизированной информационной системы, а заверяться электронной подписью уполномоченных для этого лиц. В любом случае, болеть станет невыгодно, особенно для тех, кто имеет небольшой стаж.

С нового года нововведения ждут и трудовое законодательство: изменится минимальный размер оплаты труда (МРОТ) и его к прожиточному минимуму в регионах страны, а также вступят в силу санкции за нарушение ТК Российской Федерации.

Иностранцам, прибывающим в РФ с целью дальнейшего трудоустройства, следует знать, что начиная с 1 января 2017 вводится госпошлина в размере 1000 рублей за получение документа с оценкой знаний русского языка и истории России. При этом 80% полученных средств будет направлено в бюджет субъекта, 20% – в бюджет государства.

Все под общественным контролем

С 1 января 2017 года начинает действовать постановление Правительства РФ которым утверждены Правила проведения обязательного общественного обсуждения закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Через общественное обсуждение будут проходить , начальная (максимальная) цена которых превышает 1 млрд руб.

В перечень исключений попали контракты по гособоронзаказу, повторные аукционы и конкурсы, запросы предложений, а также запроса котировок на гуманитарную помощь либо ликвидацию последствий различного характера чрезвычайных ситуаций.

Обсуждение будет происходить в два этапа. Для этого в ЕИС создается специализированный раздел, в котором должны зарегистрироваться все участники обсуждений. Это могут быть любые юрлица, физлица и представители госорганов. Срок для ответа на все поступившее замечания и предложения – два дня.

Результатом обязательного общественного обсуждения может быть отмена закупки или изменения в планах закупок, планах-графиках и документации о закупках.

Коротко о самом интересном : в долг больше 50 000 теперь лучше не давать, коллекторов и микрокредиты наконец-то поставили на место, почти все товары в России будут продавать через Интернет, пиво только в «полторашках», а директор теперь будет очень сильно любить своих подчиненных, чтобы не вылететь с работы.


Авто

  • С 15.01.2017 при наличии задолженности более 10 000 рублей некоторые категории должников будут временно лишать водительских прав . «Повезло» неплательщикам алиментов, должникам, причинившим ущерб каким-либо преступлением, нарушители ПДД и не только.
  • Вводится электронный полис . «Отмазаться» невозможностью предоставить его из-за отсутствия технической возможности страховщики не смогут — по закону они обязаны немедленно сообщать в Центробанк о любой проблеме или заплатить штраф в размере 300 000 рублей.
  • Меняется способ начисления коэффициента бонус-малус (скидка за безаварийную езду).
  • Группу детей теперь можно перевозить только на автобусе не старше 10 лет с тахографом и ГЛОНАСС.
  • Детей в возрасте от 7 до 12 лет можно перевозить на заднем сиденье, если они пристегнуты ремнем безопасности . На переднем кресле (рядом с водителем) наличие детского кресла по-прежнему обязательно.
  • На всех новых автомобилях (ОТТС или одобрение типа транспортного средства, выданное с 01.01.2017) устанавливается система оповещения ЭРА-ГЛОНАСС . Легковые автомобили должны поставляться с функцией автоматического оповещения о ДТП, грузовые — с «тревожной кнопкой» (здесь автоматика не нужна).

Коллекторы и микрокредиты

С 1 января 2017 года уступает в силу новый федеральный закон о коллекторской деятельности. Основные положения:

  • Запрещено применять физическую силу и оказывать психологическое давление на должника, причинять вред его здоровью и имуществу. Даже обманывать нельзя:).
  • Звонки — не более 2 раза в неделю;
  • Встречи — не более 1 раза в неделю;
  • Нельзя беспокоить должника ночью — с 22 до 8 часов в будние дни и с 20 до 9 часов в выходные;
  • Через 4 месяца с момента появления просрочки должник вправе общаться с коллекторами только через адвоката;
  • Запрещается работать коллектором лицам с имеющейся или непогашенной судимостью;
  • Коллекторы не смогут взыскивать долги за «коммуналку» и нарушения жилищного законодательства.

А вот это неожиданно:

  • Теперь взыскивать долги более 50 000 рублей могут только коллекторы . Это касается в том числе и физических лиц! Кредитору нельзя напоминать о долге ни лично, ни по телефону. Иначе должник сможет пожаловаться на вас, и в результате будет выписан штраф — от 50 000 до 500 000 рублей!
  • Микрофинансовые организации с 01.01.2017 имеют право начислять штрафы и пени исключительно на непогашенную часть суммы основного долга . А начисление процентов и иных платежей по микрозаймам для физических лиц сроком до 1 года будет ограничено трехкратным размером займа . Иными словами, дав в долг 50 тысяч рублей, МФО через год сможет требовать не более 150 тысяч. Ранее были возможны ситуации, когда долг в 5 000 рублей через год превращался в 250 000.

Торговля

  • С 31.03.2017 организации и ИП (даже на ЕНВД) обязаны продавать большинство товаров и услуг через онлайн-кассы . Данные о продаже необходимо будет передать в налоговую в течение 30 дней. За новую технику предпринимателям придется выложить 30 000 рублей и больше (если у есть ноутбук или планшет, можно будет неплохо сэкономить). Правда, предусмотрен налоговый вычет в 18 000 рублей.
  • Граждане, недовольные качеством продукта или услуги, теперь обязаны сначала обращаться не в Роспотребнадзор, а к компании-продавцу (юр. лицо или ИП). Если спор не был решен мирным путем, гражданин должен подтвердить факт обращения в компанию . Только после этого Роспотребнадзор сможет инициировать внеплановую проверку.
  • Из продажи постепенно исчезнет пиво в пластиковых бутылках емкостью более 1,5 л . Оборот «больших» бутылок разрешен до 1 июля 2017 года, после этой даты за их выпуск пивоварам грозит штраф от 300 000 до 500 000 рублей. Ряд производителей уже решили не пользоваться отсрочкой и свернуть продажи бутылок емкостью более полутора литров.
  • Запрещена продажа этилового спирта под любым предлогом.

Недвижимость

  • Начиная с 01.03.2017 приватизация жилья станет платной . Это актуально в том числе и для тех, кто получил квартиру в 2016 году, но не успел её приватизировать. После 1 марта бесплатной приватизация будет только для жителей Крыма, детей-сирот и подавших заявление до 2005 года.
  • С 1 января 2017 года за услуги ЖКХ можно больше не платить — если управляющая компания не передает данные в в специально созданную информационную систему ГИС ЖКХ, вы, согласно федеральному закому №209, имеете полное право считать платежки фиктивными и отказаться их оплачивать. Обновление : вступление в силу ГИС ЖКХ отложено на год, так что платить придется:).
  • Утаили от налоговой своё недвижимое имущество , а слуги государевы его нашли? Теперь за такие преступления наказание составляет сумму неуплаченных налогов за 3 последних года + штраф в 20% от этой суммы . Если вы не оформите недвижимость до 1 июля 2017 года, к штрафу могут добавить и снос незаконного имущества. P.S. Не думайте, что к вам не придут — эти деньги идут в (по большей части) скромные бюджеты муниципальных образований, и местные власти с удовольствием воспользуются случаем пополнить свою «копилочку». СМИ пишут, что налоговые инспекторы уже ищут незарегистрированные дома, бани, веранды, бассейны и т.п. постройки, не внесенные в документы БТИ.
  • Регистрация прав на недвижимость будет проводиться в два раза быстрее — 5 рабочих дней вместо 10.
  • Место подачи документов теперь не зависит от места нахождения самого объекта недвижимости.
  • Формируется Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН). В него войдут сведения из кадастра недвижимости и Единого госреестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП).
  • Машино-места теперь являются недвижимостью (ранее их учитывали в составе зданий, к которым они относятся).
  • Для гарантий прав дольщиков в ЕГРП застройщик обязан вносить информацию об обеспечении обязательств по договору участия в долевом строительстве.

Налоги

  • Репетиторы, домработницы и сиделки, прошедшие регистрацию в налоговой, освобождаются от выплат НДФЛ на 2 года.
  • Переход на упрощенную систему налогообложения возможен для организаций с доходом за 9 месяцев не более 112,5 млн рублей. Лишаются этого права компании с доходом по итогам отчетного или налогового периода более 150 млн рублей. Раньше было 45 и 60 млн соответственно.
  • Платеж по ЕНВД теперь можно уменьшать и на сумму страховых взносов работодателя (раньше — только на платежи работников).
  • Госпошлина при обращении в арбитражный суд с заявлением о снижена с 6 000 до 300 (трехсот) рублей.

Зарплаты, пенсии, материнский капитал

  • На государственных и миниципальных предприятиях вводится предельный уровень соотношения зарплат — согласно ФЗ № 347, теперь доходы руководителей и главных бухгалтеров зависят от того, сколько получают обычные сотрудники . Уровень разброса в зарплатах устанавливает правительство и местные власти, предусмотрены наказания вплоть до увольнения «слишком жадного» директора организации. Впрочем, закон позволяет и обойти это правило: будут составлены списки госкомпаний, на которые эти ограничения не распространяются.
  • МРОТ вырос с 7 500 до 7 800 рублей (+4%).
  • В январе 2017 все пенсионеры России (неважно, работают они или нет) получат прибавку к пенсии в размере 5 000 рублей . В разных регионах этот процесс будет происходить неодинаково: где-то выплату переведут одновременно с пенсией, где-то — по специальному графику, утвержденному Пенсионным фондом и Почтой России. В будущем неработающим пенсионерам также будут индексировать пенсии (работающие, увы, в индексацию не поместились) на уровень инфляции — введенный осенью 2016 года режим экономии отменён.
  • Предельный возраст пребывания на гражданской госслужбе для чиновников постепенно вырастет с 60 до 65 лет . Каждый год его будут повышать на полгода. А чтобы получить «чиновничью» пенсию по выслуге лет, необходимо будет проработать не 15, а 20 лет.
  • Программа по выплатам материнского капитала (семьям, где рождается 2-й и последующий ребенок) продлена до 31 декабря 2018 года. Размер материнского капитала в 2017 году составляет 480 000 рублей . Теперь их можно потратить на приобретение товаров, облегчающих детям-инвалидам адаптацию в обществе.

Образование

Серьезно видоизменится ЕГЭ:

  • Отменяются тестовые задания ;
  • Появится ещё один обязательный предмет ;
  • Экзамен по русскому языку будет состоять из двух частей — письменной (проверка знаний по грамматике и правописанию) и устной (проверяется культура речи, умение выражать мысли, общий кругозор);
  • Новая, «двойная» система оценки знаний . В аттестат поставят оценку, которая складывается из успеваемости в учебном году и результата на экзамене. На эту цифру вузы и будут ориентироваться при отборе поступающих. Наконец-то обратили внимание на опыт Финляндии!

В средних учебных учреждениях (колледжи, технические лицеи и т.п.) с 1 января 2017 года предоставляется отсрочка от армии на весь период обучения . Сказанное актуально и для уже обучающихся студентов.

Здравоохранение

  • Теперь больничный можно выписывать и в электронном виде — через единую инфосистему «Соцстрах». Его необходимо подписать квалифицированной электронной подписью. В результате снизится документооборот, уменьшится число обращений, а узнать о выплатах можно будет на Госуслугах.
  • Высокотехнологичные операции теперь финансируются из ФОМС, а не по бюджетным квотам. В результате получить такого рода медицинскую помощь теперь будет проще.
  • Упрощен порядок выезда для лечения за рубеж. Раньше требовался запрос предложений, теперь будет закупка у единственного поставщика.
  • Анаболики (кроме гелей, кремов и мазей) рекомендовано выписывать по принципу «один рецепт — одна упаковка». Раньше таких ограничений не было.
  • Появится Федеральный реестр инвалидов. В нем будет собираться информация о лицах с ограниченными возможностями, денежных выплатах в их адрес и других мерах соцзащиты.
  • Страховые взносы на пенсии, социальное и медстрахование теперь администрует налоговая, страхование от несчастных случаев остается в ФСС (Фонд социального страхования).

Туризм

  • Теперь из специального резервного фонда оплачивается не только вывоз туристов из-за рубежа, но и услуги по их размещению в стране пребывания (только если туроператор заявил о банкротстве).

Уголовные наказания

  • Появился новый вид наказания — принудительные работы . Их будут назначать за преступления небольшой или средней тяжести или за первое совершение тяжкого преступления. Сроки наказания — от 2 месяцев до 5 лет. Принудительные работы будут осуществляться в специальных исправительных центрах. Центры будут находиться на территории субъекта, где человекпроживает или был осужден.
Больше полезных новостей - на !

Самое обсуждаемое
Презентации о традициях разных стран и народов Презентации о традициях разных стран и народов
Какая планета солнечной системы номер 8 Какая планета солнечной системы номер 8
Что делать с имбирным корнем Что делать с имбирным корнем


top