Может ли пристав отменить свое постановление. Можно ли оспорить решение суда, если оно вступило в законную силу? Может ли распоряжение отменить постановление

Может ли пристав отменить свое постановление. Можно ли оспорить решение суда, если оно вступило в законную силу? Может ли распоряжение отменить постановление

По законодательству РФ, все несогласные лица имеют право оспорить вынесенное судом решение до вступления в законную силу. Исключением является заочное решение судопроизводства, вступившее в законную силу. Заочное постановление, по определению, представляет судейский выговор, содержащий резолютивную часть решения. Оглашение решения, содержащего мотивирующую часть, происходит через 5 дней после резолютивной. На следующий день судейское постановление вступает в законную силу.

Основания

Оспорить вердикт судьи, вступивший в законную силу, возможно. Для обжалования необходимы веские основания. Например, открытие новых фактов, касающихся закрытого делопроизводства подходят, чтобы оспорить приговор.

Решение какого суда оспорить нельзя?

По законодательным актам России подлежат обжалованию практически все решения судопроизводства первой инстанции, но по гражданским процессам. Если возбужденное дело касается крайней жестокости и ведется на основании статей , то обжалованию оно не подлежит, вне зависимости от места проведения слушания.

Нельзя оспорить вынесенные вердикты Президиума Верховного суда РФ, вступившие в законную силу. Это учреждение — конечная инстанция, решающая вопросы по гражданскому судопроизводству.

Порядок действий

Оспорить решение, вступившее в законную силу, имеют право истец и ответчик.

Инструкция, как оспорить , если оно вступило в законную силу:

  • получить копию полного постановления, содержащего мотивирующую и резолютивные части;
  • с имеющимся постановлением обязательно обратиться за юридической консультацией;
  • составить апелляционное письмо с помощью юриста;
  • сбор пакета документов, доказывающих основания для оспаривания;
  • подача документов в суд, с соблюдением порядка подачи и сроков;
  • ожидание рассмотрения работниками суда поступившей жалобы.

Решение суда, вступившее в законную силу, может быть оспорено в порядке арбитражного судопроизводства.

Куда обращаться?

Для рассмотрения претензии к вынесенному приговору необходимо узнать, в какую судебную инстанцию разрешено подавать прошение.

В суд какой инстанции обращаться, чтобы вступившее в законную силу?

Апелляционные жалобы подаются на рассмотрение в районный или мировой суды. Выбор инстанции для подачи претензии зависит от того, где было возбуждено и рассматривалось дело. И соответственно, какая инстанция вынесла приговор для исполнения.

На вердикт, вынесенный мировой или районной инстанцией, возможно подать кассационное претензионное письмо. Направляется жалоба на постановление в Судебную Коллегию Верховного суда РФ по уголовным делам.

Вердикт, вступивший в законную силу по гражданским делам, разбирается на основании доводов, представленных участником процесса или прокурором в апелляции. Судебная инстанция вправе проводить дела без участия сторон процесса, но при отсутствии неуважительных причин пропуска заседания. О причинах неявки на слушание требуется сообщать работникам учреждения заранее, предоставить доказательства уважительного характера.

При анализировании апелляции судья вправе:

  • вынесенное судейское постановление оставить без изменений, т. е. не удовлетворить жалобу;
  • совершить отмену или внести изменения по постановлению органа первой инстанции;
  • остановить производство по делу;
  • не изучать содержание жалобы, если она подана после истечения установленного срока.

Условия и порядок анализа претензии осуществляется согласно ГПК России.

Образец жалобы

Чтобы оспорить постановление, вступившее в законную силу, следует подавать жалобы:

  • апелляционную;
  • кассационную;
  • надзорную.

Важно: при подаче апелляции нельзя указывать требования иска, которые ранее были упомянуты и заявлены в зале судебной инстанции. Вновь возникшие доказательства, касающиеся дела, обязательны к изложению в письме. Также указывается весомая причина, по которой возникшие факты ранее не были представлены к рассмотрению.

Успешность дела зависит от верного оформления и составления апелляции. Письмо должно отражать:

  • Реквизиты судебной инстанции, куда направляется претензия на обжалование — адрес и наименование учреждения;
  • Реквизиты ответчика;
  • Реквизиты истца;
  • Оглавление;
  • Номер дела, по которому вынесено решение, вступившее в законную силу;
  • Суть претензии, со ссылками на законодательные нормы;
  • Описание требований, с указанием сроков исполнения;
  • Перечень приложений;
  • Дата и роспись обратившегося гражданина с апелляцией.

После подачи в нужную судебную инстанцию письма, сотрудники органа направляют его копии участникам процесса. Также устанавливается срок, в который участники вправе В случае, когда не поступают возражения, жалоба направляется в суд высшей инстанции на изучение. Процедура рассмотрения закреплена в ГПК РФ.

Срок

При предоставлении обжалования на вынесенное постановление важно соблюдать сроки. Подача претензии после истечения срока, судом не принимается во внимание. Исключение — срок оспаривания пропущен по уважительной причине, которая подкреплена доказательствами.

В течение какого срока может быть оспорено решение суда, вступившее в законную силу?

Сроком вступления постановления в силу считается день, когда судья вынес полное решение . От этой даты в течении тридцати дней участвующие стороны (прокурор) вправе подавать апелляцию.

В процессе исполнительного производства пристав может выносить постановление по отдельным вопросам.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Если заинтересованное лицо полагает принятие данного документа незаконным, то оно вправе обжаловать его у вышестоящего должностного лица ФССП или в суде.

Для этого нужно подготовить по правилам, утвержденным в законодательстве.

Что это такое?

Постановление судебного пристава исполнителя служит основанием для возбуждения отдельного исполнительного производства, то есть данный документ выступает в роли исполнительного листа.

В качестве примера можно выделить следующие акты:

  • о выплате исполнительского сбора;
  • о присуждении штрафа;
  • о взыскании расходов за исполнительные действия.

Данный документ должен соответствовать требованиям, которые установлены законодателем.

Так, в нем должна быть обязательно зафиксирована следующая информация:

  • данные по подразделению, которое вынесло соответствующее постановление (наименование, адрес, контакты);
  • сведения о приставе, который вынес постановление (должность, ФИО);
  • реквизиты исполнительного производства;
  • суть вопроса, по которому было вынесено постановление с ссылкой на законодательные акты;
  • вердикт пристава;
  • порядок обжалования постановления в случае несогласия с ним.

Следует обратить внимание на то, что данный документ может не соответствовать тем требования, которые применяются к исполнительным актам.

Об это свидетельствует буквальное толкование статьи 13 «Об исполнительном производстве».

Правовое регулирование

Основополагающим нормативно-правовым актом, которым руководствуются судебные приставы признан ФЗ «Об исполнительном производстве».

В данном правовом акте определяются полномочия госслужащих этой службы.

В нем же утверждено право приставов на вынесение постановления, ограничен круг вопросов, по котором может быть оформлен данный документ.

В этом же законодательном акте устанавливается процесс обжалования принятых решений, а также других действий/бездействий приставов (глава 18).

Постановление судебного пристава исполнителя

Итак, постановление судебного пристава выносится по различным моментам исполнительного производства. Данный акт обязателен к исполнению.

Лица, которые привлечены к участию в исполнительном производстве, должны соблюдать предписания должностных лиц.

Если же они не согласны с постановлением в силу тех или иных обстоятельств, то имеют право обжаловать данный документ в порядке, утвержденном ФЗ «Об исполнительно производстве».

Требования

Выше мы уже указали те условия, которым должно отвечать содержание постановления.

В нормативно-правовых актах уточняется, что документ может быть оформлен в электронном виде:

  • при этом он подписывается усиленной ЭЦП;
  • в электронном виде он направляется адресату, например, через портал Госуслуг.

Сама ФССП разработала требования, которым должен отвечать документ, передаваемый через онлайн-каналы.

Если в акте были выявлены опечатки или арифметические ошибки, то исправления вносятся по указанию лиц, участвующих в деле, или же по личной инициативе автора документа. Редактирование производится после вынесения соответствующего постановления.

Образец

В образце постановления судебного пристава-исполнителя должна быть отражена исчерпывающая информация о лице, которое вынесло данный документ, сути вопроса, порядке обжалования и пр.

Полный перечень информация, определён в статье 13 ФЗ «Об исполнительном производстве».

Можно ли отменить?

Законодатель допускает возможность для лиц-субъектов исполнительного производства обжаловать постановление судебного пристава-исполнителя.

В ситуации несогласия с вердиктом должностного лица необходимо подготовить жалобу.

Она может быть представлены старшему судебному приставу или независимому судебному арбитру.

Жалоба

Жалоба на действия или бездействия судебного пристава передается в двух ситуациях:

  • несоблюдение прав и свобод либо создание препятствий для из реализации;
  • возложение обязанностей или наложение санкций без объективных причин.

На сайте ФССП выкладывают образцы жалоб, которыми можно воспользоваться при оформлении собственного документа. Получить бланк можно на месте – в суде или территориальном подразделении ФССП.

Жалоба обязательно оформляется в письменном виде. В данном документе следует отразить следующую информацию:

  • получатель жалобы (наименование органа, адрес);
  • информация о заявителе – ФИО физического лица или название юридического лица, адрес;
  • сведения о приставе, чьи действия заявитель желает обжаловать;
  • реквизиты постановления, вынесенного судебным приставом;
  • основания для обжалования постановления;
  • требования заявителя;
  • список документов, приложенных к жалобе;
  • дата составления документа и подпись заявителя.

Жалоба может быть передана представителем. В данной ситуации к ней прикладывается доверенность, подтверждающая полномочия третьего лица.

Как оспорить?

Для того, чтобы оспорить постановление надо подготовить жалобу. Правила ее оформления были рассмотрены нами выше.

Заявление может рассматриваться вышестоящим должностным лицом ФССП или же в суде. В зависимости от этого будет отличаться сама процедура оспаривания.

Порядок действий

Обжалование вышестоящему должностному лицу предусматривает передачу жалобу в соответствии с подчиненностью.

Если заявитель допускает ошибку и представляет заявление лицу, которое не правомочно ее рассматривать, то такое сообщение направляется в 3-дневный срок в соответствующую инстанцию. Человек или организация, представившие такую жалобу, извещаются о совершенных действиях.

По итогам рассмотрения заявления выносится постановление. Должностное лицо может принять один из следующих вердиктов:

  • признание действий приставов правомерными;
  • признание жалобы обоснованной в целом или частично.

Данный документ передается лицам, участвующим в исполнительном производстве. Вердикт по жалобе должен быть реализован в течение 10 дней. Иной срок может быть предусмотрен в самом постановлении.

Обжаловать постановление пристава можно также в суде. Жалобы принимаются судом общей юрисдикции и арбитражным.

Последний выносит решения по заявлению в следующих случаях:

  • реализация исполнительного листа, представленного арбитражным судом;
  • исполнительный документ оформлен в отношении субъектов предпринимательства – организаций или ИП.

Для рассмотрения дела в суде необходимо подготовить обращение, оформленное по правилам, которые утверждены в ГПК РФ. Заявитель освобождается от уплаты госпошлины.

Жалоба рассматривается в 10-дневный срок по правилам, которые утверждены в ГПК РФ.

Он посвящен вопросам, касающимся отмены вступивших в силу решений судов.

Для этого понадобилось подготовить постановление Конституционного суда. Такая работа связана с тем, что в высшую судебную инстанцию страны поступило много заявлений как от отдельных граждан, так и от больших организаций. Они просили проверить на конституционность несколько положений Гражданского кодекса, которые регулируют пересмотр вступивших в силу постановлений суда в порядке надзора. Речь идет о нескольких статьях - 376, 377, 381, 383, 387, 389.

Суд подчеркнул, что по нашему Основному Закону право на судебную защиту и доступ к правосудию - это главные и неотчуждаемые права человека, но одновременно это и гарантия других прав и свобод наших людей. Конституционный суд раскрыл содержание права на судебную защиту. Он сказал, что отсутствие возможности пересмотреть ошибочный судебный акт не согласуется с требованием эффективного восстановления в правах.

А еще в постановлении подчеркнуто, что Конституция не закрепляет порядок судебной проверки по жалобам заинтересованных лиц. Такой порядок содержится в федеральном законе. Важная мысль - пересмотр в порядке надзора судебных актов возможен только как дополнительная гарантия законности таких актов и предполагает установление особых оснований и процедур.

Суд подчеркивает: если вердикт суда вступил в законную силу, то он может быть изменен или отменен только в исключительных случаях. Исключительный случай подразумевает ситуацию, когда в результате ошибки, допущенной на предыдущем процессе, были серьезно нарушены права и когда эта ошибка самым непосредственным образом повлияла на вынесенное решение. Исключительным случаем еще можно назвать ситуацию, когда нарушенные права невозможно восстановить никаким другим способом, как отменить или изменить ошибочное судебное решение.

В постановлении подчеркивается, что необходимость законодательного закрепления оснований, условий, порядка и сроков пересмотра вступивших в силу судебных решений продиктована важностью именно таких жестких параметров. Будь все по-другому, это привело бы к чрезмерным или неопределенным срокам обжалования, нечеткости и неясности оснований для пересмотра и вообще к нестабильности правовых отношений. Особенно это касается спорных материальных дел.

Главный суд страны еще раз напоминает, что право на судебную защиту подразумевает создание государством условий для справедливого и эффективного разбирательства дела именно в суде первой инстанции.

Публикуемый "Российской газетой" документ важен не только для судей и адвокатов. С этим документом небезынтересно познакомиться и рядовым гражданам, которые в силу обстоятельств вынуждены решать в суде свои спорные вопросы или отстаивать права. А таким гражданином, если верить статистике, является каждый третий россиянин.

Н.В. Вантеева

Вантеева Наталья Владимировна - кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры теории и истории государства и права Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова

Отмена муниципальных правовых актов: некоторые технико-тактические правила и типичные ошибки

Субъекты правотворчества в своей деятельности неизбежно сталкиваются с необходимостью отмены изданных ранее актов. В условиях стремительного обновления правовой системы российского общества нормативные предписания быстро устаревают, ранее изданные входят в противоречие с вновь принятыми. Наконец, законодатель, не всегда поспевая за темпом жизни и просчитывая последствия действия тех или иных норм, допускает ошибки, пробелы, неточности и т. п. Поэтому отмена правовых актов квалифицируется в юридической науке как неотъемлемый этап механизма правового регулирования, средство обновления правовой политики, один из главных инструментов укрепления единого правового пространства, предпосылка качественного совершенствования законодательного массива, радикальное средство борьбы с коллизиями, инструмент его систематизации1. Институт прекращения действия правовых актов характеризуется в качестве нейтрализатора негативного воздействия ошибочных (дефектных, коллизионных, устаревших и т. п.) нормативных правовых документов, инструмента преодоления или устранения конкуренции нормативных правовых актов,

средства устранения противоречий2.

Нами были изучены свыше двухсот правовых актов об отмене решений и постановлений органов местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области за период по 1 октября 2011 года включительно. Проведенный анализ показал, что при принятии указанных документов допускаются самые различные юридические ошибки и прочие недостатки. Значительная часть изданных актов вызывает сомнения в их правовой грамотности и чистоте.

Укажем на наиболее часто нарушаемые правила правотворческой техники и тактики и приведем примеры ошибочных правотворческих решений.

1. Наименование отменяющего акта должно содержать максимально полную информацию об отменяемом акте (его вид, указание на принявший орган, дату издания, номер, наименование).

Нарушение данного требования создает неудобства для правоприменителя, поскольку приходится изучать содержание рассматриваемого документа, чтобы установить, какой конкретно акт признан утратившим силу.

Вызывают нарекания решения Переславль-Залесской городской думы от 24 марта 2011 года № 23 «Об отмене решений Переславль-Залесской городской Думы»3 и думы Угличского муниципального округа от 28 декабря 2001 года № 90 «Об отмене решений Думы Угличского муниципального округа»4. Из их названия не ясно, все или некоторые решения отменяются.

Грубейшим образом нарушает рассматриваемое правило постановление главы городского округа г. Рыбинск от 8 февраля 2008 года № 221, которое называется «Об отмене муниципального правового акта»5.

2. В тексте отменяющего акта также следует обозначать все реквизиты отменяемого документа.

Далеко от совершенства в этом отношении решение муниципального Совета Великосельского

сельского поселения Гаврилов-Ямского муниципального района от 27 ноября 2006 года № 23 «Об отмене решения муниципального Совета Великосельского сельского поселения, принятого решением от 26.10.2006 г.»6. Воспроизведем дословно текст решения: «Отменить решение муниципального Совета Великосельского сельского поселения “Об утверждении Положения о земельном налоге”».

Решением думы Угличского муниципального округа от 31 марта 1999 года «Об отмене на территории Угличского муниципального округа ряда местных налогов и сборов»7 были отменены налоги и

1 См.: Луконькина О.В. Отмена правовых актов по законодательству современной России (проблемы теории и практики): Автореф. дис... канд. юрид. наук. - Н. Новгород, 2010. - С. 22-26.

2 См.: Апряткин А.В. Прекращение действия нормативных правовых актов как общеправовой феномен // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. - 2010. - № 2 (13). - С. 285, 287.

сборы (сбор за право торговли, за выдачу ордера на квартиру, лицензионный сбор на право торговли винно-водочными изделиями), а не акты, которыми вводились указанные налоги и сборы. Аналогичная ситуация имела место при издании решения Переславль-Залесской городской думы от 26 февраля 1997 года № 11 (в ред. от 23 апреля 1997 г.) «Об отмене на территории города Переславля-Залесского сбора за выдачу разрешения на изготовление печатей и штампов»1.

В литературе указывается на необходимость в числе прочей информации об отменяемом акте указывать источник его официального опубликования2.

Ни один из изученных нами муниципальных правовых актов не содержал данной информации.

3. Наименование акта должно строго соответствовать его содержанию.

Наименование постановления администрации городского поселения Углич от 9 июня 2010 года № 139 «Об отмене постановлений главы городского поселения Углич»3 не полностью отражает содержание документа. В последнем речь идет не только о признании утратившими силу некоторых постановлений главы поселения, но и об отмене пункта 2 постановления главы поселения от 18 апреля 2008 года № 70 «О порядке формирования инвестиционной программы городского поселения Углич».

Не согласовано название и текст постановления главы Ярославского муниципального района от 30 июля 2007 года № 993 «Об отмене лицензирования розничной продажи алкогольной продукции на территории Ярославского муниципального района»4. Указанным актом постановлено считать утратившими силу 6 постановлений и 1 распоряжение главы района.

Примером не самого удачного правотворческого решения может служить и решение думы Угличского муниципального округа от 23 ноября 2000 года № 31 «Об отмене некоторых норм (курсив наш. - Н.В.) решения Думы округа «О внесении изменений в Положение о местных налогах и сборах» от 27 июня 1997 года № 32 и решения Думы округа от 26 января 2000 года № 122 «О внесении изменений и дополнений в Положение о налоге на содержание жилищного фонда и объектов социально - культурной сферы», утвержденное решением Думы округа от 27 июня 1997 года № 32»5.

Из его наименования не ясно, идет ли речь об отмене некоторых норм в обоих решениях, либо только в первом.

Текст решения выглядит следующим образом:

«Отменить следующие нормативные правовые акты (курсив наш. - Н.В.) Думы Угличского муниципального округа о налогах и сборах:

Решение Думы округа от 27 июня 1997 года № 32 «О внесении изменений в Положение о местных налогах и сборах» в части утверждения Положения о налоге на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы;

Решение Думы округа от 26 января 2000 года № 122 «О внесении изменений и дополнений в Положение о налоге на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы», утвержденное решением Думы округа от 27 июня 1997 года № 32».

Как видим, юридически неточно изложены и нормы самого решения.

4. Положения акта об отмене следует формулировать предельно четко, конкретно, с указанием отдельными позициями всех правовых актов, статей и их отдельных элементов - частей, пунктов, абзацев, которые признаются утратившими силу.

Рассмотренное выше решение думы Угличского муниципального округа от 23 ноября 2000 года № 31 служит иллюстрацией нарушения данного требования.

Интересным примером его несоблюдения является также постановление главы городского округа г. Рыбинск от 31 июля 2007 года № 858 «Об отмене в части правовых актов»6. Содержание акта следующее: «Отменить постановления главы городского округа город Рыбинск с № 626 по № 857 включительно, распоряжения главы городского округа город Рыбинск с № 117 по № 125 включительно, разрешения на строительство с № 64 по № 80 включительно, разрешения на ввод объекта в эксплуатацию с № 35 по № 43 включительно, изданные в период с 9 июля 2007 года по 30 июля 2007 года, в части подписания их главой городского округа город Рыбинск».

Предельно ясно должны быть сформулированы и положения о моменте, с которого акт признается утратившим силу.

Постановление главы городского округа г. Рыбинск от 18 марта 2009 года № 706 «Об отмене действия постановления главы городского округа город Рыбинск от 22 июля 2008 года № 1855 «О внесении изменений в постановление главы городского округа город Рыбинск от 5 ноября 2006 года

2 См., например: Правовое обеспечение местного самоуправления. Сфера ведения представительного органа муниципального образования: Учебное пособие для преподавателя / Под общ. ред. М.А. Якутовой. - М., 2007. - С. 627.

4 См.: СПС «КонсультантПлюс».

6 См.: СПС «КонсультантПлюс».

№ 822»1 содержит следующее положение: «Отменить действие постановления главы городского округа город Рыбинск от 22 июля 2008 года № 1855 «О внесении изменений в постановление главы городского округа город Рыбинск от 15 ноября 2006 года № 822» с момента вступления в силу». Не ясно, какой момент имеется в виду - момент вступления в силу отменяющего или отменяемого акта?

5. Если отменяется правовой акт, в который ранее законодателем вносились изменения и дополнения, следует признавать утратившими силу (указывать отдельными позициями в решении об отмене) также все акты о внесении изменений и дополнений в исходную редакцию. Данная отмена в литературе называется многоступенчатой2.

Рассматриваемое правило было нарушено при издании решения Земского собрания Даниловского муниципального района от 4 мая 2007 года № 249 «Об отмене решения Земского собрания Даниловского муниципального округа от 14 августа 2003 года № 157 «О правилах благоустройства и озеленения города Данилова и сельских населенных пунктов Даниловского муниципального округа»3.

Впоследствии пришлось вносить изменения в решение от 4 мая 2007 года, включив в его текст указание на признание утратившим силу также решения от 16 декабря 2004 года № 42 «О внесении дополнений в решение Земского собрания Даниловского муниципального округа от 14 августа 2003 года № 157 «О правилах благоустройства и озеленения города Данилова и сельских населенных пунктов Даниловского муниципального округа»4.

В указанных целях было издано решение от 6 августа 2007 года № 262 «О внесении изменения в решение Земского собрания от 08.05.2007 г. № 249 «О признании утратившим силу решения Земского собрания от 14 августа 2003 года № 157 «О правилах благоустройства и озеленения города Данилова и сельских населенных пунктов Даниловского муниципального округа»5. При этом было искажено наименование и дата принятия решения № 249.

Аналогичное правило должно соблюдаться при признании утратившими силу тех или иных структурных единиц муниципального правового акта. Отдельными позициями следует указывать как саму структурную единицу, так и все нормативные правовые акты, которыми в текст данной структурной единицы ранее вносились изменения6.

6. Органами местного самоуправления весьма часто отменяются правовые акты, которыми те или иные нормы либо решения в целом признавались утратившими силу. Например, решение муниципального Совета городского округа г. Рыбинск от 1 марта 2007 года № 126 «Об отмене решения муниципального Совета городского округа город Рыбинск от 1 февраля 2007 года № 121 «О ликвидации департамента по социальной защите населения администрации городского округа город Рыбинск»7.

Иллюстрацией может служить также решение муниципалитета г. Ярославля от 19 ноября 2008 года № 17 «О внесении изменения в решение муниципалитета г. Ярославля от 7 ноября 2005 года № 146 и об отмене отдельного положения решения муниципалитета г. Ярославля от 9 октября 2008 года № 776»8.

Пункт 2 решения гласит: «Отменить абзац второй подпункта «б» пункта 1 решения муниципалитета г. Ярославля от 9 октября 2008 года № 776 «О внесении изменений в решение муниципалитета г. Ярославля от 7 ноября 2005 года № 146 «О земельном налоге».

Содержание указанного абзаца следующее: «абзацы 3, 8, 9, 11, 13 подпункта 3.1 решения муниципалитета г. Ярославля от 7 ноября 2005 года № 146 «О земельном налоге» признать утратившими силу»9. Возникает некоторая неопределенность: восстанавливается или нет действие утративших силу норм? Отечественное право не содержит специальных предписаний на данный счет.

Аналогичная ситуация имеет место, когда отменяются решения о внесении изменений в другие нормативные правовые акты. Так, решением Переславль-Залесской городской думы от 24 марта 2011 года № 23 «Об отмене решений Переславль-Залесской городской Думы»10 было постановлено отме-

2 См.: Луконькина О.В. Формы отмены правовых актов (на примере кодифицированных актов) // Кодификация законодательства: теория, практика, техника: Материалы Международной научно-практической конференции (Н. Новгород, 25-26 сентября 2008 г.) / Под ред. В.М. Баранова, Д.Г. Краснова. - Н. Новгород, 2009. - С. 590.

4 См.: СПС «КонсультантПлюс».

6 См.: Правовое обеспечение местного самоуправления. Сфера ведения представительного органа муниципального образования: Учебное пособие для преподавателя / Под общ. ред. М.А. Якутовой. - М., 2007. - С. 627.

9 См.: абзац второй подпункта «б» пункта 1 Решение муниципалитета г. Ярославля от 9 октября 2008 года № 776 «О внесении изменений в решение муниципалитета г. Ярославля от 7 ноября 2005 года № 146 «О земельном налоге» // Городские новости. - 2008. - 18 октября.

нить решение думы от 24 февраля 2011 года № 13 «О внесении изменений в решение Переславль-Залесской городской Думы от 22 октября 2009 года № 132 «О создании контрольно-счетной палаты города Переславля-Залесского». Без изучения соответствующих нормативных документов не ясно, какова судьба первого решения, в которое вносились изменения, впоследствии признанные утратившими силу.

В практике имеют место ситуации, когда правотворческий орган восстанавливает юридическую силу ранее прекращенного решения. Например, в городском поселении Пречистое Ярославской области решение муниципального Совета поселения от 14 сентября 2007 года № 22 «О земельном налоге» было признано утратившим силу с момента принятия одноименного решения от 16 октября 2008 года № 31. Впоследствии решением от 26 мая 2009 года № 19 «Об отмене решения муниципального Совета городского поселения Пречистое от 16 октября 2008 года № 31 “О земельном налоге”, о внесении изменений в решение муниципального Совета городского поселения Пречистое от 14 сентября 2007 года № 22 «О земельном налоге»1 было постановлено считать действующим на территории поселения решение муниципального Совета от 14 июля 2007 года № 22 «О земельном налоге» (с изм. и доп.).

В работах, посвященных проблематике регионального законотворчества, предлагается закрепить в каждом законе «О правовых актах субъекта РФ» следующее правило: «При прекращении действия закона, в котором устанавливается утрата юридической силы другого, более раннего закона, юридическая сила ранее прекращенного закона не восстанавливается, если иное не установлено в самом законе. Указанное правило равно применяется в отношении структурной единицы закона»2.

Представляется, что включение аналогичной нормы в законодательство о местном самоуправлении (за исключением положения о восстановлении юридической силы ранее прекращенного акта) внесло бы ясность в рассматриваемые правоотношения. Что же касается случаев повторного введения в действие муниципального нормативного правового акта, полагаем подобную практику недопустимой.

7. В ряде случаев исследуемые правовые акты издаются без указания, какому закону или нормативному правовому акту не соответствовал отменяемый муниципальный правовой акт, то есть нарушается требование их юридической обоснованности. Нередки также ситуации, когда органы местного самоуправления ограничиваются в преамбуле ссылками общего характера - на Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - ФЗ № 131)3 и (или) устав муниципального образования.

Так, решение думы Ростовского муниципального района от 11 августа 2011 года № 87 «Об отмене решения Думы Ростовского муниципального района от 13 декабря 2010 года № 142 «Об утверждении Положения о мерах социальной поддержки работников муниципальных учреждений здравоохранения Ростовского муниципального района»4 было издано «в целях приведения муниципальных правовых актов Ростовского муниципального района в соответствие с действующим законодательством, на основании части 4 статьи 7 ФЗ № 131, в соответствии с Уставом Ростовского муниципального района».

Как следует из его наименования и содержания, решение лишает мер социальной поддержки работников указанной категории, не предусматривая какого-либо возмещения. Установление данных мер в соответствии со статьей 63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан» от 22 июля 1993 года № 5487-1 (в ред. от 18 июля 2011 г.)5 находится в компетенции органов местного самоуправления.

Органы местного самоуправления должны иметь в виду, что нарушение требования юридической обоснованности правовых актов об отмене ранее изданных решений может привести к признанию таковых недействующими в судебном порядке6.

8. Следует избегать тавтологии при формулировании положений актов об отмене.

Приведем примеры некорректного изложения соответствующих норм.

Постановление главы городского округа г. Рыбинск от 20 января 2009 года № 78 «Об отмене постановления от 24.12.2008 г. № 3392 «О взимании платы с населения за отопление жилых помещений»7 гласит: «Признать не действующим со дня принятия, отменить (курсив наш. - Н.В.) постановление главы городского округа город Рыбинск от 24 декабря 2008 года № 3392 «О взимании платы с населения за отопление жилых помещений».

2 См., например: Карташов В.Н. Законодательная технология субъектов Российской Федерации / В.Н. Карташов, С.В. Бахвалов. - Ярославль, 2010. - С. 131.

3 Собрание законодательства РФ. - 2003. - № 40. - Ст. 3822.

5 См.: СПС «КонсультантПлюс».

6 См. подробнее: Шугрина Е.С. Судебная защита местного самоуправления. - М., 2010. - С. 231.

7 См.: СПС «КонсультантПлюс».

Постановление главы Некрасовского муниципального района от 9 апреля 2008 года № 6 «Об отмене постановления главы Некрасовского муниципального района от 12 марта 2008 года № 170» по сути, дважды отменяет действие одних и тех же правил:

«1. Постановление главы Некрасовского муниципального района от 12 марта 2008 года № 170 «Об утверждении Правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов на территории Некрасовского муниципального района» отменить.

2. Правила сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов на территории Некрасовского муниципального района, утвержденные постановлением главы Некрасовского муниципального района от 12 марта 2008 года № 170, признать утратившими силу (курсив наш. - Н.В.)»1.

9. Необходимо помнить, что правовые акты об отмене изданных ранее решений и постановлений, устанавливающих правила поведения на территории муниципального образования, являются по своей природе нормативными правовыми актами. Это означает, что при их издании должны соблюдаться правила принятия и вступления в силу последних.

Согласно статье 47 ФЗ № 131 муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования, за исключением нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом РФ. Муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Ранее аналогичные положения содержались в статье 19 Федерального закона от 28 августа 1995 года № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»2.

В решении Переславль-Залесской городской думы от 27 июля 2000 года № 40 «Об отмене решения городской Думы второго созыва № 34 от 26.05.1999 г. «Об утверждении правил муниципальной платной парковки в г. Переславле- Залесском»3 указано, что оно вступает в силу с даты его принятия.

В текст решения думы Угличского муниципального округа от 28 декабря 2001 года № 90 «Об отмене решений Думы Угличского муниципального округа», в числе которых решение от 2 июня 1999 года № 87 «О предоставлении налоговых льгот отдельной категории плательщиков», было включено положение, не согласующееся с нормами Налогового кодекса РФ: «Настоящее решение вступает в силу с 1 января 2002 года». Решение было опубликовано в Угличской газете лишь 18 января 2002 года.

Здесь следует пояснить, что Налоговый кодекс РФ допускает придание обратной силы некоторым актам законодательства о налогах и сборах, однако, это не влияет на момент вступления в силу соответствующего нормативного документа (таковой не может наступить ранее даты его официального опубликования).

10. Изучение положений муниципальных правовых актов об отмене решений и постановлений органов местного самоуправления показывает, что в большинстве случаев таковые признаются недействующими с момента вступления в силу отменяющего акта.

В случае если принимается решение об отмене муниципального правового акта с момента, когда отменяемый акт вступил в силу, следует определить правовые последствия такого решения. Признавая недействующим акт об установлении каких-либо платежей (например, арендной платы) необходимо прописать, какова судьба возникших на его основе правоотношений (предусмотреть необходимость приведения положений ранее заключенных договоров аренды в соответствие с изменившимся законодательством).

Имеют место также ситуации, когда отменяющий акт содержит указание на дату, с которой признается утратившим силу отменяемый акт, причем эта дата наступила еще до издания отменяющего документа, то есть положениям последнего придается обратная сила. Так, пункт 1 постановления администрации городского округа г. Рыбинск от 7 апреля 2010 года № 930 «Об отмене постановления № 4725 от 31 декабря 2009 года «О внесении изменений в постановления главы городского округа город Рыбинск»4 гласит: «Отменить, признать недействующим с 20 марта 2010 года постановление администрации городского округа город Рыбинск от 31 декабря 2009 года № 4725 «О внесении изменений в постановления главы городского округа город Рыбинск».

Постановлением администрации Тутаевского муниципального района от 19 марта 2010 года № 66 (в ред. от 2августа 2010 г.) «Об утверждении расчета размера платы граждан в Тутаевском муниципальном районе за услуги отопления, горячего водоснабжения, водоснабжения и водоотведения на 2010 год и отмене постановления главы Тутаевского муниципального района от 26 ноября 2009 года

1 См., например: Постановление главы Некрасовского муниципального района от 9 апреля 2008 года № 6 «Об отмене постановления главы Некрасовского муниципального района от 12 марта 2008 года № 170» // Районные будни. - 2008. - 16 апреля.

2 См.: Собрание законодательства РФ. - 1995. - № 35. - Ст. 3506.

4 См.: СПС «КонсультантПлюс».

№ 514 «О стоимости коммунальных услуг для населения Тутаевского муниципального района»1 постановление главы Тутаевского муниципального района от 26 ноября 2009 года № 514 «О стоимости коммунальных услуг для населения Тутаевского муниципального района» признано утратившим силу с 1 января 2010 года.

Необходимо иметь в виду, что федеральное законодательство не всегда допускает придание актам обратной силы. Кроме того, подобное правотворческое решение должно предусматривать, какова судьба правоотношений, возникших в период времени, на который распространяется его обратная сила.

Завершая рассмотрение типичных дефектов практики отмены муниципальных правовых актов, сформулируем рекомендации органам местного самоуправления в исследуемой области.

1. Следует просчитывать последствия отмены правового акта (социальные, политические, юридические и иные). Прекращение действия муниципального правового акта не должно влечь образования правового пробела, поэтому принятие решения об отмене акта следует по возможности сопроводить изданием нового нормативного правового документа.

2. В случае отмены муниципального нормативного правового акта (например, решения представительного органа муниципального образования), на основании и во исполнение которого изданы иные нормативные правовые акты (чаще всего - постановления местной администрации), необходимо позаботиться о состоянии правового массива муниципального образования и дать рекомендации соответствующим субъектам по отмене данных документов. Аналогичным образом следует действовать, если признаются утратившими силу отдельные положения нормативного правового акта.

Самостоятельно удалять из правовой системы акты, изданные иным субъектом правотворчества, представительный орган муниципального образования не вправе. Однако включение в текст решения формулировки «Рекомендовать главе муниципального образования (главе местной администрации) привести принятые правовые акты местной администрации в соответствие с настоящим решением» вполне целесообразно.

Правовые основания контрольной деятельности вытекают из закона. Контроль за исполнением органами и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения согласно пункту 9 части 10 статьи 35 ФЗ № 131 находится в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования. Часть 3 статьи 78 ФЗ № 131 определяет, что органы и должностные лица местного самоуправления, наделенные в соответствии с уставом муниципального образования контрольными функциями, осуществляют контроль за соответствием деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления уставу муниципального образования и принятым в соответствии с ним нормативным правовым актам представительного органа.

Известно, что правовое регулирование должно осуществляться в системном виде. Это требование распространяется не только на случаи принятия нормативных правовых актов, но и на ситуации их отмены. Не случайно отмена актов в литературе рассматривается как один из инструментов их систематизации.

3. Весьма актуальным представляется осуществление мониторинга правового массива муниципального образования. Интенсивная деятельность по принятию новых правовых актов должна сопровождаться активной работой по выявлению неэффективных, неработающих, диссонирующих и т. п. компонентов правового регулирования. В противном случае правотворческая деятельность муниципального уровня будет по-прежнему отличаться неполнотой, «односторонностью», логической незавершенностью.

Важно своевременно выверять не соответствующие законодательству муниципальные нормативные правовые акты, корректировать их содержание либо отменять акт с принятием взамен утратившего силу нового нормативного документа. Признание акта утратившим силу на основании решения суда ведет к образованию пробела в правовой системе муниципального образования.

Помимо общего, следует осуществлять мониторинг применительно к конкретному случаю издания нового нормативного документа с тем, чтобы выявить, какие правовые акты потребуется отменить (изменить, дополнить) в связи с его принятием.

4. Необходимо осуществлять учет и длительное хранение не только действующих, но и утративших юридическую силу нормативных правовых актов.


Самое обсуждаемое
Музыкальный праздник в подготовительной группе ДОУ по сказкам Чуковского Музыкальный праздник в подготовительной группе ДОУ по сказкам Чуковского
Принцип деления Европы на субрегионы Принцип деления Европы на субрегионы
Какие растения растут в пустыне Какие растения растут в пустыне


top