Решение местных органов власти по местным налогам. Местные налоги и сборы. Виды местных налогов и сборов

Решение местных органов власти по местным налогам. Местные налоги и сборы. Виды местных налогов и сборов

Налоговое законодательство Российской Федерации построено на основе принципа единства финансовой политики государства, проявляющегося, в частности, в установлении закрытого перечня налогов, действующих на всей территории страны.

Виды налогов и сборов, которые могут удерживаться на территории государства, устанавливаются и изменяются Налоговым кодексом РФ. В этом же нормативном акте расписано, какие налоги и сборы к какому уровню налоговой системы относятся.

Так, Налоговый кодекс РФ устанавливает три уровня налоговой системы: федеральный, субъектов Федерации и местный.

Каждый вид налога отнесен к тому или иному уровню исходя из объема функций и полномочий, реализация которых возложена на государство в целом, государственные органы субъектов Российской Федерации или муниципальные образования.

Местные налоги устанавливаются (а равно вводятся в действие и прекращают действие) нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований. Специальные налоговые режимы могут отменять отдельные виды местных налогов.

Представительные органы муниципальных образований определяют налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, а также могут устанавливать , основания и порядок их применения. Иные элементы налогообложения по местным налогам и налогоплательщики определяются Налоговым Кодексом РФ.

К местным налогам и сборам относятся:

    Величина максимальной налоговой ставки объектов, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения, занятых жилищным фондом, приобретенных для личного подсобного хозяйства составляет 0,3%, а для прочих категорий объектов налоговая ставка не может превышать 1,5%.

    Налог на имущество физических лиц

    Налогоплательщиками являются физические лица - собственники имущества: жилых домов, квартир, дач, гаражей.

    Ставки налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления.

    Органы местного самоуправления могут определять дифференциацию ставок в установленных пределах в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости и типа использования объекта налогообложения.

    Торговый сбор

    Торговый сбор уплачивается фирмами и предпринимателями за ведение торговой деятельности, в отношении которой установлен сбор, на предназначенных для этого объектах движимого или недвижимого имущества.

    От уплаты сбора освобождаются предприниматели, применяющие патентную систему налогообложения, а также плательщики, работающие на ЕСХН.

    Если же на территории муниципального образования или городе федерального значения введен торговый сбор, то не допускается применение ЕНВД.



    Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме .

    Местные налоги: подробности для бухгалтера

    • ФНС России подготовила обзор позиций высших судов по налоговым вопросам в IV квартале 2018 года

      Что уплата пеней за неуплату местных налогов не соответствует нормам Конституции РФ...

    • Практика Конституционного Суда РФ по налоговым вопросам за 2018 год
    • Практика Конституционного Суда РФ по налоговым вопросам за второе полугодие 2018 года

      Самоуправления) о порядке исчисления, уплаты местного налога. Позиция Суда: Полномочия органов местного... правовых актов муниципальных образований о местных налогах, что, в свою очередь, не...

    • Соотношение понятий «налоговая льгота» и «дифференцированная налоговая ставка» в налоговом законодательстве РФ и порядок их применения

      Налоговые ставки по региональным и местным налогам устанавливаются соответственно законами субъектов Российской...

    • Законодательные новации в администрировании налогов

      Взносы ФНС России Региональные и местные налоги УФНС субъекта РФ, налоговые органы...

    • Как получить отсрочку (рассрочку) по уплате налоговых платежей?

      Более одного года Региональные и местные налоги УФНС субъекта РФ, налоговые органы...

    • Что нужно знать о патентной системе налогообложения?

      ЕНВД; - другие федеральные, региональные и местные налоги (налог на землю, транспортный налог... ЕНВД. другие федеральные, региональные и местные налоги (налог на землю, транспортный налог...

    • Порядок возврата излишне уплаченного НДФЛ: новые разъяснения ФНС

      Налогов и сборов, региональных и местных налогов производится по соответствующим видам налогов...

"Налоговые споры: теория и практика", 2007, N 2

В данной статье, посвященной рассмотрению порядка правового регулирования и перспектив развития системы местных налогов в РФ, анализируются проблемы, возникающие в связи с установлением и введением местных налогов, и предлагаются направления совершенствования указанных процедур.

Категории "установление" и "введение налога" вызывают неподдельный исследовательский интерес, который во многом обусловлен отсутствием в налоговом законодательстве однозначной трактовки данных терминов.

Так, по мнению Е.М. Ашмариной, налоговые платежи могут устанавливаться только на уровне Федерации федеральным законом или Налоговым кодексом РФ. Следует говорить не об установлении налога на уровне субъектов Федерации или местном уровне, а о том, что законодательством субъекта Федерации (муниципального образования) вводится налог согласно установленному законодательством перечню, уточняя его основные элементы <1>.

<1> См.: Ашмарина Е.М. Некоторые вопросы разграничения налоговой компетенции // Государство и право. 2002. N 12. С. 50.

По нашему мнению, такая точка зрения представляется спорной, так как и в Конституции РФ, и в НК РФ по отношению к местным налогам используется термин "установление налога". Кроме того, в компетенции органов власти муниципальных образований находится установление элементов налогообложения, таких как налоговые ставки, порядок и сроки уплаты, без которых невозможно введение местного налога.

Небезынтересна позиция С.Г. Пепеляева, который также разграничивает понятия "установление" и "введение налога". По его мнению, "местные налоги могут устанавливаться как высшим представительным органом, так и соответствующим местным органом власти, но вводиться только решением, принятым на местном уровне" <2>.

<2> Основы налогового права: Учеб.-практ. пособие / Под ред. С.Г. Пепеляева. М.: Инвест Фонд, 1996. С. 37.

Полагаем, что введение местного налога должно быть осуществлено как на федеральном, так и на муниципальном уровнях (а в определенных НК РФ случаях - на уровне субъектов РФ).

Согласимся с Ю.Л. Смирниковой, которая трактует термин "установление налогов" в двух аспектах: как первичное (базовое) и вторичное (производное) установление налогов. Первичное установление налогов осуществляется на федеральном уровне и подразумевает перечисление федеральным законом (НК РФ) исчерпывающего перечня федеральных, региональных и местных налогов, а также описание всех элементов налогообложения. Вторичное (производное) установление налогов осуществляется соответственно на региональном либо местном уровне органами государственной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления самостоятельно в определенных федеральным законом пределах <3>.

<3> Подробнее см.: Смирникова Ю.Л. Финансово-правовой статус субъектов РФ: Автореф. дис. ...к. ю. н. М., 2002. С. 132.

По нашему мнению, установление местного налога состоит из нескольких этапов и характеризуется вариативностью. Различия в установлении налога обусловлены тем, что в настоящее время помимо НК РФ действует Закон РФ от 09.12.1991 N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц".

  1. Установление местного налога на федеральном уровне. В настоящее время оно осуществляется в нескольких вариантах.

Первый вариант заключается в принятии двух федеральных законов, одновременно регулирующих установление одного и того же местного налога. По первому варианту федеральный законодатель принимает НК РФ, в ст. 15 которого устанавливается перечень местных налогов. Также принимается закон, в котором определяются элементы налогообложения по местному налогу. Им является Закон РФ N 2003-1, которым регламентируются следующие элементы: плательщики налога, объекты налогообложения, налоговая база, предельные налоговые ставки, порядок исчисления, порядок и сроки уплаты, а также устанавливаются налоговые льготы и порядок их применения.

Второй вариант установления налога на федеральном уровне заключается в принятии одного федерального закона (НК РФ), где предусматривается перечень местных налогов и в обязательном порядке определяются такие элементы налогообложения, как налогоплательщики, объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, порядок исчисления. Кроме того, федеральный законодатель также устанавливает предельные налоговые ставки, порядок и сроки уплаты (общие требования), а также может установить налоговые льготы, основания и порядок их применения (ст. 12 НК РФ). На федеральном уровне такой вариант установления налога действует с 01.01.2005 для земельного налога.

В связи с отсутствием на федеральном уровне единых требований по порядку установления местных налогов считаем целесообразным завершение кодификации налогового законодательства, приведения к единым требованиям порядка установления местных налогов. Местные налоги на федеральном уровне должны устанавливаться одним федеральным законом - НК РФ.

  1. Установление местных налогов на уровне представительных органов местного самоуправления, законодательных (представительных) органов государственной власти г. г. Москвы и Санкт-Петербурга. Этот этап также состоит из нескольких вариантов.

Первый вариант установления местного налога обусловлен принятым на федеральном уровне Законом РФ N 2003-1. Установление местного налога на муниципальном уровне по такому варианту означает принятие нормативного правового акта представительным органом муниципального образования, в котором должны быть соблюдены требования об элементах налогообложения, предусмотренные настоящим Законом. В частности, Законом РФ N 2003-1 предусматривается право представительных органов муниципального образования на установление таких элементов налога, как дифференцированные ставки в пределах, установленных Законом; налоговые льготы, основания для их использования. При этом следует отметить, что Закон N 2003-1, в отличие от ст. 12 НК РФ, не предоставляет права муниципальным образованиям устанавливать порядок и сроки уплаты налога. В связи с этим возникает вопрос, какой нормативный правовой акт должен действовать, если отсутствуют единые требования к установлению данного налога. Этот вопрос был предметом обсуждения в Определении Конституционного Суда РФ от 06.11.2003 N 386-О, в котором было предусмотрено, что по тем местным налогам, которые были приняты до введения в действие части первой НК РФ, положения ст. 12 Кодекса, содержащей требования к актам представительного органа местного самоуправления, которыми устанавливается местный налог, и п. 1 ст. 17, определяющего общие условия установления налогов и сборов, не применяются.

Второй вариант установления местного налога представительным органом местного самоуправления обусловлен вступлением в силу гл. 31 НК РФ о земельном налоге. Представительные органы местного самоуправления принимают нормативный правовой акт о земельном налоге, в котором имеют право устанавливать следующие элементы налога в порядке и пределах, предусмотренных НК РФ: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты, налоговые льготы, основания и порядок их применения.

Третий вариант установления местного налога распространяется на внутригородские муниципальные образования г. г. Москвы и Санкт-Петербурга. Местные налоги в городах федерального значения устанавливаются законами этих субъектов РФ в соответствии с главой НК РФ о земельном налоге и требованиями ст. 12, п. 1 ст. 17 НК РФ. В соответствии со ст. 12 Кодекса законодательные (представительные) органы государственной власти г. г. Москвы и Санкт-Петербурга имеют право устанавливать следующие элементы налога в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налога, налоговые льготы, основания и порядок их применения. С 01.01.2005 по такому варианту установлен земельный налог в г. Москве Законом от 24.11.2004 N 74 "О земельном налоге". В нем регламентируются налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налога и авансовых платежей в пределах, предусмотренных гл. 31 НК РФ, а также налоговые льготы. А с 01.01.2006 установлен земельный налог в г. Санкт-Петербурге Законом от 28.11.2005 N 611-86 "О земельном налоге в Санкт-Петербурге и о внесении дополнения в Закон Санкт-Петербурга "О налоговых льготах". В Законе регулируются налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налога и авансовых платежей по налогу, налоговые льготы.

Неоднозначность подходов законодателя указывает на необходимость завершения кодификации налогового законодательства и приведения его к единым требованиям.

Исходя из изложенного, предлагаем под установлением местного налога понимать принятие представительным органом муниципального образования нормативного правового акта о местном налоге или законодательным (представительным) органом государственной власти г. г. Москвы и Санкт-Петербурга - закона о местном налоге, в которых в порядке и в пределах, предусмотренных НК РФ, определяются элементы налогообложения, такие как налоговые ставки, порядок и сроки уплаты, налоговые льготы, основания и порядок их применения.

Введение местного налога, полагаем, также состоит из нескольких этапов.

  1. Введение местного налога на федеральном уровне. Оно может быть связано с вступлением в юридическую силу нового местного налога; вступлением в юридическую силу изменений, касающихся действующего местного налога; отменой действующих местных налогов и т.д.

На сегодняшний день существует несколько вариантов введения местного налога на федеральном уровне.

Первый вариант связан с Законом РФ N 2003-1. Порядок его введения регламентируется Постановлением Верховного Совета РСФСР <4>, в соответствии с которым налог на имущество физических лиц вводится с 01.01.1992, т.е. с 1 января года, следующего за годом принятия Закона. Что же касается изменений, которые вносились в настоящий Закон, то единообразия по вступлению их в силу не отмечается. В отношении налога на имущество физических лиц предусматриваются два варианта вступления в силу изменений: вступление федеральных законов в силу с 1 января года, следующего за годом принятия такого закона; вступление изменений в силу со дня официального опубликования (в последнее время используется данный вариант). Более того, анализ законов, которыми вносились изменения в налог на имущество физических лиц после вступления в силу части первой НК РФ, также показал, что положения ст. 5 Кодекса не распространяются на порядок вступления в силу изменений в налоге на имущество физических лиц.

<4> См. Постановление ВС РСФСР от 09.12.1991 N 2004-1 "О порядке введения в действие Закона РФ "О налогах на имущество физических лиц".

Второй вариант введения местного налога на федеральном уровне предусмотрен в ст. 5 НК РФ. В отношении порядка вступления в силу федеральных законов о налогах установлено несколько правил:

  1. относительно вступления в юридическую силу новых налогов;
  2. относительно вступления в юридическую силу изменений и дополнений в отношении действующих налогов.

Порядок вступления в силу новых местных налогов предусматривается в п. 1 ст. 5 НК РФ: федеральные законы, вносящие изменения в настоящий Кодекс в части установления новых налогов и (или) сборов, а также акты законодательства о налогах и сборах субъектов РФ и нормативные правовые акты представительных органов муниципальных образований, вводящие налоги, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования.

Анализ указанной нормы показывает, что порядок вступления в силу федеральных законов, вводящих новые налоги, безотносителен к тому, вводятся ли федеральным законом новые федеральные налоги (сборы) или региональные и местные налоги. Более того, порядок вступления в силу нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о новых местных налогах, законов представительных органов государственной власти субъекта РФ о новых региональных налогах также не отличается от порядка вступления в силу федеральных законов о новых федеральных, региональных и местных налогах.

В связи с этим на практике возникают проблемы со своевременным вступлением в силу нормативных правовых актов о новых местных налогах, которые должны быть приняты представительными органами муниципальных образований. Все дело в том, что при принятии новых глав НК РФ федеральный законодатель может принимать и опубликовывать такие главы, например, 30 ноября (это максимальный срок для принятия и опубликования главы для вступления данного налога в юридическую силу с 1 января следующего финансового года). Такая ситуация возникла с принятием гл. 31 НК РФ. На практике принятие представительным органом муниципального образования нормативного правового акта о земельном налоге в соответствии с федеральным законодательством и вступление его в силу было затруднено, так как в соответствии с требованиями п. 1 ст. 5 НК РФ представительный орган муниципального образования должен был принять нормативный правовой акт о земельном налоге и опубликовать его не позднее 30.11.2004, чтобы он вступил в силу с 01.01.2005. Закон, который вносил изменения в НК РФ <5>, был опубликован в "Российской газете" только 30.11.2004, т.е. представительные органы местного самоуправления получили возможность ознакомиться с информацией о земельном налоге только в этот день. При таком подходе установление земельного налога и вступление его в силу с 01.01.2005 было практически невозможно. Следовательно, большинство муниципальных образований получили право на введение земельного налога в соответствии с требованиями гл. 31 НК РФ только с 01.01.2006 <6>.

<5> См. Федеральный закон от 29.11.2004 N 141-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации".
<6> Однако в Москве был принят Закон г. Москвы от 24.11.2004 N 74 "О земельном налоге", который официально опубликован 30.11.2004 и введен в действие с 01.01.2005.

Вторая проблема может быть связана с принятием главы НК РФ, например, в начале ноября, когда у муниципального образования еще есть возможность до 30 ноября своевременно принять и опубликовать акт. Однако в таком случае акт принимается на скорую руку, в связи с чем установление налоговых ставок, льгот может оказаться непродуманным и нарушающим основополагающие начала налогового законодательства.

В связи с этим мы предлагаем установить следующие два правила относительно порядка вступления в силу таких федеральных законов:

  1. Федеральные законы, устанавливающие новые федеральные налоги, сборы, должны вступать в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования (т.е. мы предлагаем оставить тот порядок, который предусмотрен ст. 5 НК РФ).
  2. Федеральные законы, устанавливающие новые региональные, местные налоги, должны вступать в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее трех месяцев со дня их официального опубликования. Увеличение срока с одного до трех месяцев позволит в течение двух месяцев внести изменения в нормативные правовые акты представительных органов государственной власти, органов местного самоуправления в части установления новых региональных, местных налогов и обеспечит не только своевременное их вступление в силу, но и будет способствовать обеспечению более стабильной системы налогов и сборов РФ.

Порядок вступления в силу федеральных законов, в которых предусматриваются изменения (дополнения) в отношении действующих налогов, также регламентируется ст. 5 НК РФ: акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее первого числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.

Мы предлагаем установить следующие два правила:

  1. нормативные правовые акты РФ о федеральных налогах должны вступать в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее первого числа очередного налогового периода по соответствующему налогу;
  2. федеральные законы о региональных и местных налогах должны вступать в силу не ранее чем по истечении трех месяцев со дня их официального опубликования и не ранее первого числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.
  3. Введение местного налога на муниципальном уровне (на уровне субъектов РФ - в городах федерального значения). Оно связано с принятием нормативного правового акта представительного органа муниципального образования (закона представительного органа города федерального значения), в котором определяется порядок вступления в силу нормативного правового акта, устанавливающего новый местный налог, или порядок вступления в силу изменений, дополнений в нормативный правовой акт о действующем местном налоге. Порядок вступления в силу таких актов в действующем законодательстве аналогичен тому порядку, который предусмотрен для федеральных законов. Представляется целесообразным сохранить действующий порядок вступления в силу таких актов.

С 01.01.2006 большинство муниципальных образований смогли впервые ввести в соответствии со ст. 5 НК РФ новый земельный налог, но при этом они должны были соблюсти два условия:

  1. принять нормативный правовой акт в 2005 г.;
  2. опубликовать такой акт не позднее 30.11.2005.

Анализ нормативных правовых актов представительных органов большинства муниципальных образований о новом земельном налоге позволяет сделать вывод, что сроки вступления в силу таких актов соответствуют требованиям ст. 5 НК РФ <7>. В то же время в ряде муниципальных образований органами местного самоуправления не всегда выполняются требования налогового законодательства - текст соответствующих нормативных правовых актов официально не публикуется или порядок вступления в силу не соответствует требованиям ст. 5 НК РФ <8>.

<7> См.: Решение районного собрания муниципального образования Корсаковского района от 17.11.2005 N 7 "Об установлении земельного налога" // Восход. 2005. 24 ноября. N 133(9761); Постановление Городского собрания депутатов г. Якутска от 25.10.2005 N 37-5 "Об утверждении положения об установлении ставок земельного налога, порядка и сроков уплаты земельного налога на территории муниципального образования "г. Якутск" // Эхо столицы. 2005. N N 161 - 163; Решение районного собрания муниципального образования "Биробиджанский район" Еврейской автономной области от 18.11.2005 N 94 "О земельном налоге на территории Биробиджанского муниципального района" // Биробиджанский район. 2005. N 23; Решение Думы г. Владивостока от 28.10.2005 N 108 "О земельном налоге в г. Владивостоке" // Вестник Думы г. Владивостока. 2005. N 15; Решение Думы г. Благовещенска от 29.09.2005 N 4/32 "Об утверждении Положения о земельном налоге в г. Благовещенск" // Благовещенск. 2005. N 41 и т.д.
<8> См., например, Решение Городской думы г. Комсомольска-на-Амуре от 05.06.2000 N 48 "О местных налогах на территории г. Комсомольска-на-Амуре" (с изм.). Решение вступило в силу с момента официального опубликования.

Таким образом, под введением нового местного налога мы предлагаем понимать порядок вступления в силу нормативного правового акта представительного органа муниципального образования о местном налоге (закона представительного органа города федерального значения) не ранее 1 января года, следующего за годом его принятия, но не ранее одного месяца со дня его официального опубликования в соответствии с принятым федеральным законом, вносящим изменения в НК РФ в части установления новых местных налогов, который вступает в силу не ранее 1 января года, следующего за годом его принятия, но не ранее трех месяцев со дня его официального опубликования.

Под введением изменений о местных налогах предлагаем понимать порядок вступления в силу нормативного правового акта представительного органа муниципального образования о местном налоге (закона представительного органа города федерального значения), вносящего изменения в местный налог, за исключением внесения изменений в части установления новых местных налогов, не ранее одного месяца со дня его официального опубликования и не ранее первого числа очередного налогового периода по соответствующему налогу в соответствии с принятым федеральным законом о местном налоге, вносящим изменения в НК РФ, который вступает в силу не ранее чем по истечении трех месяцев со дня его официального опубликования и не ранее первого числа очередного налогового периода по соответствующему местному налогу.

Итак, подытоживая вышесказанное, можно сделать следующие выводы:

  1. установление и введение налога не являются тождественными понятиями;
  2. установление и введение налога не совпадают по времени и характеризуются вариативностью. Установление и введение налога состоят из двух этапов: первый - установление (введение) налога на федеральном уровне, второй - на местном уровне (на региональном уровне в отношении внутригородских муниципальных образований);
  3. необходимо внести изменения в ст. 5 НК РФ и изложить п. 1 ст. 5 в новой редакции:

"Статья 5. Действие актов законодательства о налогах и сборах во времени.

  1. Федеральные законы о федеральных налогах, законы субъектов РФ о региональных налогах и нормативные правовые акты представительных органов местного самоуправления о местных налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее первого числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей. Федеральные законы о региональных и местных налогах вступают в силу не ранее чем по истечении трех месяцев со дня их официального опубликования и не ранее первого числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

Нормативные правовые акты РФ о федеральных сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования.

Федеральные законы, вносящие изменения в настоящий Кодекс в части установления новых федеральных налогов и сборов, а также законы субъектов РФ о налогах субъектов РФ и нормативные правовые акты представительных органов местного самоуправления, вводящие соответственно региональные и местные налоги, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования. Федеральные законы, вносящие изменения в настоящий Кодекс в части установления новых региональных и местных налогов, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее трех месяцев со дня их официального опубликования".

Н.А.Богуславская

старший преподаватель

кафедры конституционного

и административного права

юридического факультета

Хабаровской государственной академии

экономики и права

Местными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.

Местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах.

Согласно ст. 39 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления" местные налоги, сборы, а также льготы по их уплате устанавливаются представительными органами местного самоуправления самостоятельно.

Население непосредственно путем местного референдума, на собраниях (сходах) граждан или представительные органы местного самоуправления с учетом мнения населения могут предусматривать разовое добровольное внесение жителями средств для финансирования решения вопросов местного значения.

Земельный налог и налог на имущество физических лиц устанавливаются НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), городских округов о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих поселений (межселенных территориях), городских округов.

Земельный налог и налог на имущество физических лиц вводятся в действие и прекращают действовать на территориях поселений (межселенных территориях), городских округов в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), городских округов о налогах.

Местные налоги в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге устанавливаются НК РФ и законами указанных субъектов РФ о налогах, обязательны к уплате на территориях этих субъектов РФ. Местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в соответствии с НК РФ и законами указанных субъектов РФ.

При установлении местных налогов представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов. Иные элементы налогообложения по местным налогам и налогоплательщики определяются НК РФ.

Представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) законодательством о налогах и сборах в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ, могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения.

К местным налогам относятся :

  1. земельный налог;
  2. налог на имущество физических лиц.

В целях своевременного зачисления региональных и местных налогов и сборов, подлежащих распределению между бюджетом субъекта РФ и бюджетами муниципальных образований, в ГРКЦ, РКЦ Главного управления (Национального банка) Банка России, кредитных организациях на территории субъекта РФ органам федерального казначейства Министерства финансов РФ открыт лицевой счет на балансовом счете N40101 "Налоги, распределяемые органами федерального казначейства". На указанном балансовом счете открывается отдельный лицевой счет с символом отчетности банка 02 в 15-м и 16-м разрядах номера лицевого счета.

Лицевой счет с символом отчетности банка 02 на балансовом счете N40101 открывается Управлению федерального казначейства по субъекту РФ и его отделениям в установленном порядке при условии заключения соглашения между территориальным органом федерального казначейства Министерства финансов РФ и соответствующим органом местного самоуправления об обслуживании исполнения бюджетов муниципальных образований. При этом необходимо учесть, что органами федерального казначейства Министерства финансов РФ должно быть представлено в ГРКЦ, РКЦ Главного управления (Национального банка) Банка России, кредитной организации распоряжение соответствующего органа исполнительной власти субъекта РФ и органа местного самоуправления о предоставлении им права на распределение поступающих региональных и местных налогов и сборов, подлежащих распределению между бюджетом субъекта РФ и бюджетами муниципальных образований по нормативам, установленным в соответствии с налоговым и бюджетным законодательством РФ, а также решениями органов представительной власти субъекта РФ и органов местного самоуправления.

С момента открытия органам федерального казначейства Министерства финансов РФ лицевого счета с символом отчетности банка 02 на балансовом счете N40101 налоги и сборы, подлежащие распределению между бюджетом субъекта РФ и бюджетами муниципальных образований, отдельным платежным поручением налогоплательщика по каждому виду налога в полной сумме зачисляются на указанный лицевой счет. Налоговые органы извещают налогоплательщиков об указанных изменениях.

Платежные документы на перечисление указанных налогов, находящиеся в картотеке к внебалансовому счету N 90902 "Расчетные документы, не оплаченные в срок" и в картотеке к внебалансовому счету N 90904 "Не оплаченные в срок расчетные документы из-за отсутствия средств на корреспондентских счетах кредитной организации", исполняются учреждениями Банка России, кредитными организациями (филиалами) в установленном порядке, и зачисление этих налогов производится на счета, указанные в платежных документах.

Управление федерального казначейства по субъекту РФ и его отделения не позднее следующего рабочего дня после получения выписки банка по лицевому счету с символом отчетности банка 02 балансового счета N 40101 платежными поручениями перечисляют в пределах остатка средств на этом счете суммы поступивших региональных и местных налогов и сборов по установленным нормативам на соответствующие счета бюджета субъекта РФ и бюджетов муниципальных образований.

В целях обеспечения оперативного ведения учета региональных и местных налогов и сборов, подлежащих распределению между бюджетом субъекта РФ и бюджетами муниципальных образований, выписки по лицевому счету с символом отчетности банка 02 балансового счета N40101 вместе с приложенными экземплярами платежных документов выдаются учреждениями Банка России, кредитными организациями органам федерального казначейства Министерства финансов РФ с последующей передачей этих документов налоговым и финансовым органам субъекта РФ и муниципальных образований.

Возврат излишне уплаченных или ошибочно перечисленных региональных и местных налогов и сборов, подлежащих распределению между бюджетом субъекта РФ и бюджетами муниципальных образований, осуществляется платежными поручениями органов федерального казначейства Министерства финансов РФ на основании заключения налогового органа по форме N 21 о наличии переплаты налогоплательщиком указанного налога, предусмотренного Инструкцией Государственной налоговой службы РФ от 15 апреля 1994 г. N 26, в пределах остатка средств по этому лицевому счету. Заключение налогового органа о наличии переплаты налогоплательщиком налогов и сборов по форме N 21 в учреждения Банка России и кредитные организации не представляется. Ответственность за обоснованность возврата средств несут налоговые органы.

Управление федерального казначейства по субъекту РФ представляет органам исполнительной власти субъекта РФ справку о суммах поступивших региональных и местных налогов и сборов, подлежащих распределению между бюджетом субъекта РФ и бюджетами муниципальных образований, и перечисленных на счета бюджета субъекта РФ и бюджетов муниципальных образований в сроки, установленные в соответствии с бюджетным соглашением между соответствующим органом исполнительной власти субъекта РФ и Министерством финансов РФ, а также соглашением, заключаемым между территориальным органом федерального казначейства Министерства финансов РФ и соответствующим органом местного самоуправления об обслуживании исполнения бюджетов муниципальных образований. Ответственность за правильное распределение указанных налогов и сборов, а также за своевременное представление в ГРКЦ, РКЦ Главного управления (Национального банка) Банка России субъекта РФ и кредитные организации платежных поручений на перечисление причитающихся сумм на счета бюджетов соответствующих уровней несут органы федерального казначейства Министерства финансов РФ.

В связи с поступающими многочисленными запросами от налогоплательщиков и налоговых органов о порядке расчетов юридических лиц и их обособленных подразделений по местным налогам и сборам было выпущено письмо Госналогслужбы РФ от 7 декабря 1998 г. N ШС-6-01/865 "О некоторых особенностях расчетов юридических лиц и их обособленных подразделений по местным налогам и сборам".

Этим письмом еще раз отмечается, что право на установление местных налогов и сборов на подведомственных территориях предоставлено представительным органам местного самоуправления. Органы местного самоуправления своими решениями о введении местных налогов и сборов утверждают положения о порядке исчисления и уплаты таких налогов, которыми определяют круг налогоплательщиков, решают вопросы предоставления льгот отдельным категориям плательщиков.

Кроме того, п. 1 ст. 39 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" определено, что местные налоги и сборы, а также льготы по их уплате устанавливаются представительными органами местного самоуправления самостоятельно. В подпункте 4 п. 3 ст. 15 этого Закона указано, что установление местных налогов и сборов находится в исключительном ведении представительных органов местного самоуправления.

В соответствии с п. 2 ст. 54 Гражданского кодекса РФ (в ред. от 21 марта 2005 г.) (далее - ГК РФ) местонахождение юридического лица определяется местом его государственной регистрации, если в соответствии с законом в учредительных документах юридического лица не установлено иное.

Согласно ст. 55 ГК РФ юридическое лицо может иметь обособленные подразделения (представительства, филиалы), расположенные вне места его нахождения. Пунктом 3 этой же статьи определено, что представительства и филиалы не являются юридическими лицами и должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица.

В практике работы налоговых инспекций бывают случаи, когда юридическое лицо, зарегистрированное на территории (город, район) одного субъекта РФ, фактически находится на территории другого и, ссылаясь на вышеуказанную статью ГК РФ, считает, что не обязано уплачивать местные налоги по своему фактическому местонахождению (осуществлению деятельности).

Такая постановка вопроса юридическим лицом является неправомерной, поскольку п. 1 ст. 44 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" предусмотрено, что решения органов местного самоуправления, принятые в пределах их полномочий, обязательны для исполнения всеми расположенными на территории муниципального образования предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовых форм.

Согласно п. 2 ст. 8 Федерального закона "О финансовых основах местного самоуправления в РФ" органы местного самоуправления вправе получать в местный бюджет предусмотренные законами РФ и законами ее субъектов налоги с филиалов и представительств, головные предприятия которых расположены вне территории данного муниципального образования.

Таким образом, филиалы, представительства или другие обособленные подразделения юридического лица, составляющие отдельный баланс, имеющие в банке или ином кредитном учреждении текущий счет, являются самостоятельными плательщиками налогов, а за филиалы, представительства и другие обособленные подразделения, не имеющие самостоятельного баланса и текущего счета, расчеты по исчислению и уплате местных налогов и сборов осуществляет юридическое лицо (головное предприятие).

Если из общего объема налогооблагаемой базы невозможно определить ее размер по каждому отдельному структурному подразделению (филиал, представительство и др.), то общая сумма выручки от реализованной продукции (работ, услуг) юридическим лицом распределяется по структурным подразделениям. Основой распределения является численность работающих в данном филиале или представительстве граждан или фактически начисленная сумма заработной платы, а затем от этой доли исчисляется сумма налога исходя из размера ставки, утвержденной органом местного самоуправления на подведомственной ему территории.

Исходя из расчета долю начисленного налога на каждый филиал, по согласованию с исполнительной властью территорий, где расположены филиалы, головное предприятие перечисляет в согласованные сроки в соответствующие бюджеты.


Органы местного самоуправления не вправе устанавливать налоги, не предусмотренные федеральным законодательством. Местные налоги полностью зачисляются в местные бюджеты.

Земельный налог определяется главой 31 Налогового кодекса РФ и местными нормативными правовыми актами.

Плательщиками земельного налога являются как физические, так и юридические лица, которые обладают земельными участками, являющимися объектами обложения, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. На основании пункта 2 статьи 8 Гражданского кодекса РФ эти права возникают с момента государственной регистрации. Следовательно, наличие документов о государственной регистрации прав является основанием для взимания земельного налога.

Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды. Арендаторы уплачивают за землю, переданную им в аренду, арендную плату.

Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (в пределах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.

Не признаются объектом налогообложения:

1. Земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, занятые особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия.

3. Земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.

4. Земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, в пределах лесного фонда.

5. Земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда, за исключением земельных участков, занятых обособленными водными объектами.



Налоговой базой является кадастровая стоимость земельных участков, которая определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.

Кадастровая стоимость земельных участков определяется по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель. Сведения о стоимости земельных участков содержатся в государственном кадастре недвижимости.

В отношении земельных участков, находящихся в общей долевой собственности, налоговая база устанавливается пропорционально их доле в общей долевой собственности. Если земельный участок находится в общей совместной собственности, то налоговая база определяется в равных долях для каждого собственника.

Налоговая ставка определяется в процентах к кадастровой стоимости участка.

Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

Допускается установление дифференцированных ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка.

Налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год, отчетными периодами - I, II и III кварталы календарного года.

Земельный налог и авансовые платежи по нему подлежат уплате в порядке и сроки, которые установлены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. При этом, как определено пунктом 1 статьи 397 НК, срок уплаты земельного налога организациями и индивидуальными предпринимателями не может быть установлен ранее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.



Организации и индивидуальные предприниматели исчисляют сумму налога (авансовых платежей) самостоятельно. Физические лица уплачивают земельный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговыми органами.

Налогоплательщики, имеющие право на налоговые льготы, должны представить документы, подтверждающие такое право, в налоговые органы по месту нахождения земельного участка.

Налоговая декларация представляется налогоплательщиками не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Порядок налогообложения имущества физических лиц установлен Законом Российской Федерации от 9 декабря 1991 г. № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц».

Плательщиками налога на имущество физических лиц являются физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения (граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства).

К объектам налогообложения относятся находящиеся в собственности физических лиц жилой дом, квартира, комната, дача, гараж, иное строение, помещение и сооружение, доля в праве общей собственности в вышеперечисленных видах имущества.

Налоговой базой по налогу на имущество физических лиц является инвентаризационная стоимость строений по состоянию на 1 января каждого года.

Инвентаризационная стоимость - это восстановительная стоимость объекта налогообложения с учетом износа и динамики цен на строительную продукцию. Определение инвентаризационной стоимости для целей налогообложения осуществляется по восстановительной стоимости, уменьшенной на величину физического износа на момент оценки.

На федеральном уровне установлены максимальные ставки налогообложения.

В каждом муниципальном образовании действуют свои ставки налогообложения. Муниципалитетам предоставлено право дифференцировать ставки в установленных Законом пределах в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости, типа использования и по иным критериям.

На основании пункта 2 статьи 5 Закона за строения, помещения и сооружения, находящиеся в общей долевой собственности нескольких физических лиц, налог уплачивается каждым собственником соразмерно его доле в этих строениях, помещениях и сооружениях. Инвентаризационная стоимость доли в праве общей долевой собственности определяется как произведение инвентаризационной стоимости имущества и соответствующей доли.

Льготы, установленные в Законе, действуют на всей территории России. Льготы по налогу могут быть установлены персонально по плательщикам, либо исходя из вида имущества.

Для подтверждения права на льготы граждане самостоятельно представляют необходимые документы в налоговые органы. При возникновении права на льготу в течение календарного года перерасчет налога производится с месяца, в котором возникло это право. В случае несвоевременного обращения за предоставлением льготы по уплате налогов перерасчет суммы налогов производится не более чем за три года по письменному заявлению налогоплательщика.

Налоговый период является календарный год.

Исчисление налога производится налоговыми органами на основании сведений, представленных в налоговый орган органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также органами технической инвентаризации, по состоянию на 1 января текущего года.

По новым строениям, помещениям и сооружениям налог уплачивается с начала года, следующего за их возведением или приобретением.

За строение, помещение и сооружение, перешедшее по наследству, налог взимается с наследников с момента открытия наследства.

В случае уничтожения, полного разрушения строения, помещения, сооружения взимание налога прекращается начиная с месяца, в котором они были уничтожены или полностью разрушены.

При переходе права собственности на строение, помещение, сооружение от одного собственника к другому в течение календарного года налог уплачивается первоначальным собственником с 1 января этого года до начала того месяца, в котором он утратил право собственности на указанное имущество, а новым собственником - начиная с месяца, в котором у него возникло право собственности.

Налоговые уведомления вручаются плательщикам налоговыми органами в порядке и сроки, которые установлены Налоговым кодексом. Уплата налога производится не позднее 1 ноября года, следующего за годом, за которым исчислен налог.

Вопросы для самоконтроля освоения темы

1. Налогоплательщики земельного налога.

2. Объект налогообложения земельным налогом.

3. Порядок определения налоговой базы.

4. Налоговый и отчетный порядок.

5. Налоговые ставки земельного налога.

6. Порядок исчисления, уплаты земельного налога и авансовых платежей по налогу.

6. Кто устанавливает величины налоговых ставок по земельному налогу.

7. Налогоплательщики налога на имущество.

8. Объект обложения налогом на имущество физических лиц.

9. Налоговая база налога на имущество физических лиц.

10. Налоговые ставки налога на имущество физических лиц.

11. Льготы по налогу на имущество физических лиц.

12. Порядок расчета налога на имущество физических лиц.

Местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления, вводимые в действие в соответствии с НК РФ нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательные к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований. Местные налоги и сборы в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге устанавливаются и вводятся в действие законами указанных субъектов Российской Федерации. При установлении местного налога представительными органами местного самоуправления в нормативных правовых актах определяются следующие элементы налогообложения: налоговые ставки в пределах, установленных НК РФ, порядок и сроки уплаты налога, а также формы отчетности по данному местному налогу. Иные элементы налогообложения устанавливаются НК РФ. При установлении местного налога представительными органами местного самоуправления могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

Не могут устанавливаться региональные или местные налоги и (или) сборы, не предусмотренные НК РФ. В соответствии со статьей 15 к местным налогам относятся:

земельный налог

налог на имущество физических лиц. Налоговый кодекс РФ (НК РФ) часть 2 от 05.08.2000 N 117-ФЗ (действующая редакция от 01.10.2013).

Налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды.

Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.

Не признаются объектом налогообложения:

1) земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2) земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия;

3) земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;

4) земельные участки из состава земель лесного фонда;

5) земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда.

Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.

Налоговым периодом признается календарный год.

Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и не могут превышать:

1) 0,3 процента в отношении земельных участков: отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства; занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных для жилищного строительства; приобретенных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства;

2) 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.

Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка.

Налог на имущество физических лиц, также как и земельный налог является местным налогом, он поступает в бюджеты муниципальных образований.

Налог на имущество физических лиц уплачивают физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения.

Объекты налогообложения:

жилой дом

квартира

иное строение

помещение и сооружение

доля в праве общей собственности на имущество

Налоговая база по налогу на имущество физических лиц определяется как инвентаризационная стоимость имущества по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Инвентаризационная стоимость определяется органами технического учета и технической инвентаризации. Оценка строений, помещений и сооружений осуществляется по состоянию на 1 января каждого года на основе данных инвентаризации, проводимой в соответствии с действующим законодательством.

Техническая инвентаризация объектов капитального строительства может проводиться на основании заявления заинтересованных лиц.

Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в следующих пределах (таблица 1):

Таблица 1.

Ставки налога на имущество физических лиц

Органы местного самоуправления имеют право устанавливать налоговые льготы по налогу на имущество физических лиц и основания для их использования налогоплательщиками.

Лица, имеющие право на льготы, самостоятельно представляют необходимые документы в налоговые органы.

С 1 января 2011 года налог на имущество физических лиц уплачивается физическими лицами один раз в год, не позднее 1 ноября года, следующего за годом, за который исчислен налог.

После рассмотрения основных положений региональных и местных налогов, можно сделать заключение о том, что данные налоги представляют огромный интерес при их изучении и оказывают непосредственное влияние на экономику субъектов РФ. Оканова Т.Н. Региональные и местные налоги: учеб. Пособие для студентов вузов.- 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право. 2013. - 159 с.


Самое обсуждаемое
Музыкальный праздник в подготовительной группе ДОУ по сказкам Чуковского Музыкальный праздник в подготовительной группе ДОУ по сказкам Чуковского
Принцип деления Европы на субрегионы Принцип деления Европы на субрегионы
Какие растения растут в пустыне Какие растения растут в пустыне


top