Цитаты тургенева из лучших произведений. Цитаты о тургеневе Цитаты из произведений тургенева

Цитаты тургенева из лучших произведений. Цитаты о тургеневе Цитаты из произведений тургенева

И.С. Тургенев, как известно, вероятно, всем нашим читательницам, знакомым с «Записками охотника», с «Рудиным», с «Затишьем», с «Муму», с «Асею», - истинный художник, и художник преимущественно русский… Действующие лица повестей и рассказов Тургенева живут одною жизнью с своим автором <…>. В понимании вещей, в складе ума представляемых личностей есть такие оригинальные черты, такие неуловимые, но характеристичные частности, которые вырабатывает только русская жизнь, которые может оценить и подметить только человек, сжившийся с этою жизнью, одаренный тем же национальным складом ума, перечувствовавший на себе интересы и стремления, волновавшие русское общество, и притом перечувствовавший их так, как чувствует и воспринимает их русский человек. Знание русской жизни, и притом знание не книжное, а опытное, вынесенное из действительности, очищенное и осмысленное силою таланта и размышления, оказывается во всех произведениях Тургенева….

Писарев Д.И. Дворянское гнездо. Роман И.С. Тургенева// Рассвет, 1859.

Прежде всего у Тургенева выдается ярко отношение его богатой поэтической личности к природе, тонкое понимание ее красот, понимание человека развитого, не утратившее, однако, - что особенно редко и дорого - свежести непосредственного чувства, - делают его одним из высоких описательных поэтов везде <…>. Эта поэзия не ловит в природе ярких оттенков, крупных явлений: напротив, она как будто с умыслом избегает их и… следит природу в тонких, неуловимых ее явлениях, с <…> каким-то суеверным обожанием. Это - поэзия <…> страны чернозема, потового труда земледельца <…>. Это - поэзия особенной полосы, местности, ее живой голос.

А. Григорьев. И.С. Тургенев и его деятельность. По поводу романа «Дворянское гнездо»// Современник, 1859.

Он (Тургенев ) быстро угадывал новые потребности, новые идеи, вносимые в общественное сознание, и в своих произведениях неизменно обращал… внимание на вопрос <…>, уже смутно начинавший волновать общество <…>. Этому чутью автора к живым струнам общества, этому уменью тотчас отозваться на всякую благородную мысль и честное чувство, только еще начинающие проникать в сознание лучших людей, мы приписываем значительную долю того успеха, которым постоянно пользовался г. Тургенев в русской публике <…>. Не бурная, порывистая сила, а напротив - мягкость и какая-то поэтическая умеренность служат характеристическим чертами его таланта.

Добролюбов Н.А. Когда же придет настоящий день?// Современник, 1860.

По силе своего поэтического таланта Тургенев не уступает никому из ныне живущих писателей Европы <…>, и чем глубже вчитываешься в его сочинения, тем больше поражаешься его дарованию и мастерству <…>. Нация, которая <…> породила такого писателя - и не его одного, - поистине может оправдать любые надежды.

Шмидт Ю. Иван Тургенев// Немецкие ежегодники, 1868. С. 461.

Тургенев, которым Франция столь справедливо восхищается и которого она так любит. Он столь поэтичен…

В своих описаниях природы Тургенев создает впечатление жаркой, пышущей зноем России, полнящейся жужжанием тяжелых, сытых пчел.

Альфонс Доде. Заметки о жизни.

Это великий поэт и достойный представитель царствования Освободителя <…>. Иностранцы слишком много дали перевеса меланхолии в художественных образах Тургенева, и сквозь этот тоскливый туман пессимистически смотрят на Россию, которую первые узнали из Тургенева. Русские - это гости на пиру всемирной истории, на всесветной ярмарке, поместившись в самой середине между Западом и Востоком, между Европой и Азией, - и это сбило западных читателей Тургенева с толку <…>. Иностранцы, наблюдая за меланхолией Тургенева и относя ее на счет вялости, косности и тысячелетней спячки русского народа <…>, останавливаются на том, как у Тургенева «хорошо умирают русские люди» и <…> указывают на его «Живые мощи». Скорбная девушка, но просветленная душою, умирает хорошо, но именно потому, что она верует, и потому отдает свою ясную душу Господу Богу, как мученица первых веков христианства <…>. Это не пессимизм, которым иностранцы называют скорбную думу Тургенева о России. Пессимизм, бездушная и безнадежная скорбь не могли бы дать ни содержания, ни вдохновения такому поэту, который полюбился всему цивилизованному миру.

Боже мой! Что за роскошь «Отцы и дети»! Просто хоть караул кричи. Болезнь Базарова сделана так сильно, что я ослабел, и было такое чувство, как будто я заразился от него. А конец Базарова? А старички? Это черт знает как сделано. Просто гениально.

А.П. Чехов

Тургенев <…> связывал все крупные свои произведения с важными и даже жгучими темами своей бурной эпохи; эта связь была <…> неизбежна для писателя чуткой совести и просвещенной мысли - тем и другим Тургенев обладал в высокой степени <…>. Больше же всего он был художником-поэтом <…>. Несмотря на то, что Тургенев создал целый мир самых разнообразных фигур, ярких и полных жизни, изобразил несколько крупных моментов нашего культурного развития и дал мастерские картинки старого быта, - все-таки его главная область - не широкие очерки общественных настроений и не быт, а интимная психология, и обширная картина целой эпохи, данная в его произведениях, слагается из отдельных этюдов и миниатюр, выбранных и исполненных с необычайным мастерством и чуткостью

Грузинский А.Е. Иван Сергеевич Тургенев// История русской литературы ХIХ века/ Под ред. Д.Н. Овсянико-Куликовского, 1910. Ч. 3. С. 279.

Величайший классик русской литературы Иван Сергеевич Тургенев известен не только своими рассказами ("Муму", "Бежин Луг") и романами ("Отцы и дети"), но и благодаря известному прозаическому стихотворению о "великом и могучем". Ему не только удалось привнести в нашу жизнь такое понятие, как нигилизм в образе Базарова, но и создать образ "тургеневской женщины". Прислушаемся же к его цитатам и изречениям.
Если бы с молодостью уходило одно хорошее - то остальные возрасты человеческой жизни показались бы до того невыносимы, что всякий индивидуум перерезывал бы себе горло на тридцать втором году. Много дрязг плавает в шумных волнах молодости и уплывает с ними; а всё-таки лучше этих волн нет ничего.

Люди, избалованные в детстве, сохраняют особый отпечаток до конца жизни.

Музыка - это разум, воплощённый в прекрасных звуках.

О молодость! Молодость!.. Может быть, вся тайна твоей прелести состоит не в возможности всё сделать, а в возможности думать, что всё сделаешь.

Спорь с человеком умнее тебя: он тебя победит, но из самого твоего поражения ты можешь извлечь пользу для себя. Спорь с человеком ума равного: за кем бы ни оставалась победа, ты по крайней мере испытаешь удовольствие от борьбы. Спорь с человеком ума слабейшего: спорь не из желания победы, но ты можешь быть ему полезным. Спорь даже с глупцом! Ни славы ни выгоды ты не добудешь… Но отчего иногда не позабавиться!

Исключения, вы знаете, только подтверждают правило. - «Дым»

Слово «завтра» придумано для людей нерешительных - и для детей; я, как ребёнок, успокаивал себя этим волшебным словом. - «Андрей Колосов»

Оно [счастье] как здоровье: когда его не замечаешь, значит, оно есть. - «Фауст»

Честность давала ему право быть безжалостным и не делать неуказного добра; и он был безжалостным - и не делал добра… потому что добро по указу - не добро. - Стихотворения в прозе, «Эгоист»

Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь. - Стихотворения в прозе, «Воробей»

Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, - ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя - как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу! - Стихотворения в прозе, «Русский язык»

Я взял карету и поехал в Ибург - замок, находящийся на одной из самых крайних к Рейну вершин Шварцвальда: оттуда видна вся долина Эльзаса до Страсбурга. Погода была ясная, и отчетливо рисовалась линия Вогезских гор на небосклоне. Канонада прекратилась за несколько минут до моего прибытия в Ибург; но прямо против горы, по ту сторону Рейна, из-за длинного сплошного леса поднимались громадные клубы чёрного, белого, сизого, красного дыма: то горел целый город… Дальше, к Вогезам, слышались ещё пушечные выстрелы, но всё слабее… Явно было, что французы разбиты и отступают. - «Письма о франко-прусской войне»

Впрочем, в последнее время не одна музыка занимала жителей «Северной Пальмиры». Нас забавляли учёные птицы г. Галюше, материнская нежность и ухватки обезьяны, о благополучном разрешении которой появлялись в ведомостях такие трогательные извещения, - ухватки, не слишком, впрочем, приятно напоминавшие нам, людям, владыкам вселенной и аристократам, что мы состоим в довольно близком родстве с этими плебейцами, четверорукими тварями и пр. - «Современные заметки»


Заметили ли вы, - что на дубе - а дуб крепкое дерево - старые листья только тогда отпадают, когда молодые начнут пробиваться? Точно то же случается и с старой любовью в сильном сердце: она уже вымерла, но все еще держится; только другая, новая любовь может ее выжить. - «Рудин»

Кому случалось из Волховского уезда перебираться в Жиздринский, того, вероятно, поражала резкая разница между породой людей в Орловской губернии и калужской породой. Орловский мужик невелик ростом, сутуловат, угрюм, глядит исподлобья, живёт в дрянных осиновых избёнках, ходит на барщину, торговлей не занимается, ест плохо, носит лапти; калужский оброчный мужик обитает в просторных сосновых избах, высок ростом, глядит смело и весело, лицом чист и бел, торгует маслом и дёгтем и по праздникам ходит в сапогах. Орловская деревня (мы говорим о восточной части Орловской губернии) обыкновенно расположена среди распаханных полей, близ оврага, кое-как превращённого в грязный пруд. Кроме немногих ракит, всегда готовых к услугам, да двух-трёх тощих берёз, деревца на версту кругом не увидишь; изба лепится к избе, крыши закиданы гнилой соломой… Калужская деревня, напротив, большею частью окружена лесом; избы стоят вольней и прямей, крыты тёсом; ворота плотно запираются, плетень на задворке не размётан и не вывалился наружу, не зовёт в гости всякую прохожую свинью… - «Хорь и Калиныч», 1847

Кое-где разве вдали желтеет поспевающая рожь, узкими полосками краснеет гречиха. - «Лес и степь», 1848

В Москве удивительная произошла со мною перемена. За границей я больше молчал, а тут вдруг заговорил неожиданно бойко и в то же самое время возмечтал о себе бог ведает что. Нашлись снисходительные люди, которым я показался чуть не гением; дамы с участием выслушивали мои разглагольствования; но я не сумел удержаться на высоте своей славы. В одно прекрасное утро родилась на мой счёт сплетня (кто её произвёл на свет божий, не знаю: должно быть, какая-нибудь старая дева мужеского пола, ― таких старых дев в Москве пропасть), родилась и принялась пускать отпрыски и усики, словно земляника. Я запутался, хотел выскочить, разорвать прилипчивые нити, ― не тут-то было… Я уехал. - «Гамлет Щигровского уезда», 1849

Наша жизнь не от нас зависит; но у нас у всех есть один якорь, с которого, если сам не захочешь, никогда не сорвёшься: чувство долга. - «Яков Пасынков», 1855

Видно, наши недостатки растут на одной почве с нашими достоинствами, и трудно вырвать одни, пощадив другие. - Несколько слов о новой комедии г. Островского «Бедная невеста», 1851

Играйте, веселитесь, растите, молодые силы, жизнь у вас впереди, и вам легче будет жить: вам не придётся, как нам, отыскивать свою дорогу, бороться, падать и вставать среди мрака; мы хлопотали о том, как бы уцелеть - и сколько из нас не уцелело! - а вам надобно дело делать, работать, и благословение нашего брата, старика, будет с вами. А мне, после сегодняшнего дня, после этих ощущений, остаётся отдать вам последний поклон - и, хотя с печалью, но без зависти, безо всяких тёмных чувств, сказать, в виду конца, в виду ожидающего Бога: «Здравствуй, одинокая старость! Догорай, бесполезная жизнь!» - «Дворянское гнездо», 1859

Мы сами на своём веку, в наших странствованиях, видали людей, умирающих за столь же мало существующую Дульцинею или за грубое и часто грязное нечто, в котором они видели осуществление своего идеала и превращение которого они также приписывали влиянию злых, - мы чуть было не сказали: волшебников - злых случайностей и личностей. Мы видели их, и когда переведутся такие люди, пускай закроется навсегда книга истории! в ней нечего будет читать. - «Гамлет и Дон-Кихот», 1860

Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник. - Отцы и дети, 1862

Старая штука смерть, а каждому внове. - «Отцы и дети», 1862


Древние греки не даром говорили, что последний и высший дар богов человеку - чувство меры. - «Литературный вечер у П.А.Плетнёва», 1869

Я не думаю, чтобы моё западничество лишило меня всякого сочувствия к русской жизни, всякого понимания её особенностей и нужд. - «Вместо вступления», 1869

Санин отвесил четверть фунта, отыскал бумажку, сделал из неё рожок, завернул лепёшки, просыпал их, завернул опять, опять просыпал, отдал их, наконец, получил деньги… Парень глядел на него с изумлением, переминая свою шапку на желудке, а в соседней комнате Джемма, зажав рот, помирала со смеху. Не успел этот покупатель удалиться, как явился другой, потом третий...«А видно, рука у меня легкая!» - подумал Санин. Второй потребовал стакан оршаду, третий - полфунта конфект. Санин удовлетворил их, с азартом стуча ложечками, передвигая блюдечки и лихо запуская пальцы в ящики и банки. При расчёте оказалось, что оршад он продешевил, а за конфекты взял два крейсера лишних. Джемма не переставала смеяться втихомолку, да и сам Санин ощущал весёлость необычайную, какое-то особенно счастливое настроение духа. Казалось, век стоял бы он так за прилавком да торговал бы конфектами и оршадом, между тем как то милое существо смотрит на него из-за двери дружелюбно-насмешливыми глазами, а летнее солнце, пробиваясь сквозь мощную листву растущих перед окнами каштанов, наполняет всю комнату зеленоватым золотом полуденных лучей, полуденных теней, и сердце нежится сладкой истомой лени, беспечности и молодости - молодости первоначальной! - «Вешние воды», 1872


О чём бы ни молился человек - он молится о чуде. Всякая молитва сводится на следующую: «Великий боже, сделай, чтобы дважды два - не было четыре!»<...>

Но может ли даже личный, живой, о́бразный бог сделать, чтобы дважды два - не было четыре?

Всякий верующий обязан ответить: может - и обязан убедить самого себя в этом.

Но если разум его восстанет против такой бессмыслицы?

Тут Шекспир придёт ему на помощь: «Есть многое на свете, друг Горацио...» и т. д.

А если ему станут возражать во имя истины, - ему стоит повторить знаменитый вопрос: «Что есть истина?»

И потому: станем пить и веселиться - и молиться. - «Молитва», 1881

Из писем
Для человека с сердцем есть только одно отечество - демократия, а если русские победят [в Венгрии], ей будет нанесён смертельный удар. - Из письма к П. Виардо от 10 июня 1849 г.
- Тургенев об венгерской революции

Посылаю Вам маленький списочек опечаток - их, как Вы увидите, очень немного - за исключением двух, трёх - они незначительны - так что мне очень благодарить приходится и Вас и Анненкова (спасибо также за исправление моего «lapsus calami» о Франкфурте). - из письма Михаилу Стасюлевичу от 3 января 1872 г.


О нем
… Сколько могу судить по тому, что прочел, талант в нем замечательный и обещает большую деятельность в будущем. - Письмо П. В. Анненкову 7 сентября 1847 г., Остенде.
- Николай Гоголь

Тургенев - огромного роста, с высокими плечами, огромной головой, чертами чрезвычайно крупными, волосы почти седые, хотя ему еще только 35 лет. Вероятно, многие его находят даже красивым, но выражение лица его, особенно глаз, бывает иногда так противно, что с удовольствием можно остановиться на лице отца Гильфердинга. Тургенев мне решительно не понравился, сделал на меня неприятное впечатление. Я с вниманием всматривалась в него и прислушивалась к его словам, и вот что могу сказать. Это человек, кроме того что не имеющий понятия ни о какой вере, кроме того, что проводил всю жизнь безнравственно и которого понятия загрязнились от такой жизни, это - человек, способный только испытывать физические ощущения; все его впечатления проходят через нервы, духовной стороны предмета он не в состоянии ни понять, ни почувствовать. Духовной, я не говорю в смысле веры, но человек, даже не верующий, или магометанин, способен оторваться на время от земных и материальных впечатлений, иной в области мысли, другой под впечатлением изящной красоты в искусстве. Но у Тургенева мысль есть плод его чисто земных ощущений, а о поэзии он сам выразился, что стихи производят на него физическое впечатление, и он, кажется, потому судит, хороши ли они или нет; и когда он их читает с особенным жаром и одушевлением, этот жар именно передает какое-то внутреннее физическое раздражение, и красóты чистой поэзии уже нечисты выходят из его уст. У него есть какие-то стремления к чему-то более деликатному, к какой-то душевности, но не духовному; он весь - человек впечатлений, ощущений, человек, в котором нет даже языческой силы и возвышенности души, какая-то дряблость душевная, как и телесная, несмотря на его огромную фигуру. А Константин начинал думать, что Тургенев сближается с ним, сходится с его взглядами и что совершенно может отказаться от своего прежнего, но я считаю это решительно невозможным. Хомяков сказал справедливо, что это всё равно, что думать, что рыба может жить без воды. Точно, это - его стихия, и только Бог один может совершить противоестественное чудо, которое победит и стихию, но, конечно, не человек. Константин сам, кажется, в этом убеждается и на прощанье пришёл в сильное негодование от слов Тургенева, который сказал, что Белинский и его письмо, это - вся его религия и т. д… Я уже не говорю о его ошибочных мыслях и безнравственных взглядах, о его гастрономических вкусах в жизни, как справедливо Константин назвал его отношение к жизни, а я говорю только о тех внутренних свойствах души его, о запасе, лежащем на дне всего его внутреннего существа, приобретённом, конечно, такой искажённой и безобразной жизнью и направлением, но сделавшемся уже его второй природой. При таком состоянии, мне кажется, если Бог не сделает над ним чуда и если он не сокрушит сам всего себя, все его стремления и приближения к тому, что он называет добром, только ещё более его запутают, и он тогда совершенно оправдает стихи Константина.
- Вера Аксакова, «Дневник 1855 года»

Всякое сколько-нибудь замечательное или сильное явление имеет своих, часто неудачных подражателей. В последнее время нашей литературы Лермонтов был таким явлением и также увлёк за собою многих неудачных подражателей; к их числу принадлежит и г. Тургенев, сочиняющий, подобно Лермонтову, и в стихах, и в прозе. Перед нами теперь его небольшое стихотворение «Разговор», написанное размером «Мцыри». Постараемся передать читателям содержание этого сочинения, написанного вяло, не имеющего ни одного такого места, которое бы захотелось выписать.
- Константин Аксаков, О «Разговоре» Ивана Тургенева

Конечно, такое заряжение шло медленнее, и когда Тургеневу приходилось поджидать меня, он всегда обзывал мои снаряды «сатанинскими». Помню однажды, как собака его подняла выводок тетеревей, по которому он дал два промаха и который затем налетел на меня. Два моих выстрела были также неудачны навстречу летящему выводку, который расселся по низкому можжевельнику, между Тургеневым и мною. Что могло быть удачнее такой неудачи? Можно ли было выдумать что-либо великолепнее предстоящего поля? Стоило только поодиночке выбирать рассеявшихся тетеревей. Тургенев поспешно зарядил своё ружьё, подозвав к ногам Бубульку, и кричал издали мне, торопливо заряжавшему ружьё: «Опять эти сатанинские снаряды! Да не отпускайте свою собаку! Не давайте ей слоняться! Ведь она может наткнуться на тетеревей, и тогда придётся себе опять кишки рвать».
- Афанасий Фет, «Мои воспоминания», 1890

Боже мой! Что за роскошь «Отцы и дети»! Просто хоть караул кричи. Болезнь Базарова сделана так сильно, что я ослабел и было такое чувство, как будто я заразился от него. А конец Базарова? А старички? А Кукшина? Это чёрт знает как сделано. Просто гениально. «Накануне» мне не нравится всё, кроме отца Елены и финала. Финал этот полон трагизма. Очень хороша «Собака»: тут язык удивительный. Прочтите, пожалуйста, если забыли. «Ася» мила, «Затишье» скомкано и не удовлетворяет. «Дым» мне не нравится совсем. «Дворянское гнездо» слабее «Отцов и детей», но финал тоже похож на чудо. Кроме старушки в Базарове, т. е. матери Евгения и вообще матерей, особенно светских барынь, к<ото>рые все, впрочем, похожи одна на другую (мать Лизы, мать Елены), да матери Лаврецкого, бывшей крепостной, да еще простых баб, все женщины и девицы Тургенева невыносимы своей деланностью и, простите, фальшью. Лиза, Елена - это не русские девицы, а какие-то Пифии, вещающие, изобилующие претензиями не по чину. Ирина в «Дыме», Одинцова в «От<цах> и детях», вообще львицы, жгучие, аппетитные, ненасытные, чего-то ищущие - все они чепуха. Как вспомнишь толстовскую Анну Каренину, то все эти тургеневские барыни со своими соблазнительными плечами летят к чёрту. Женские отрицательные типы, где Тургенев слегка карикатурит (Кукшина) или шутит (описание балов), нарисованы замечательно и удались ему до такой степени, что, как говорится, комар носа не подточит. Описания природы хороши, но… чувствую, что мы уже отвыкаем от описаний такого рода и что нужно что-то другое.
- Антон Чехов

Кончил перечитывание двух рассказов Тургенева. Мастерство изумительное, но в общем читал равнодушно - исключение некот. страницы. Кое-что (почти всё, вернее) читал как новое так забывается Тургенев. Одно «Полесье» почти всё по настоящему прекрасно. Почти во всех рассказах, - да, кажется, даже во всех, - редкое богатство совершенно своих, удивительных по меткости определений чувств и мыслей, лиц и предметов.
- Иван Бунин, «Устами Буниных», 1940

Сердцем выбрала. Такое удивительное было ощущение. Увидела его имя и аж потеплело на сердце, о подобном ещё говорят - "захолонуло", как будто я за ним соскучилась)) Поражена до сих пор) С радостью его цитаты и принесла. Сейчас и сама буду читать)) Благодарю всех)

Иван Сергеевич Тургенев, (1818-1883), писатель

Тайны человеческой жизни велики, а любовь - самая недоступная из этих тайн.

Кто сказал, что одна истина действительна? Ложь так же живуча, как и истина, если не более.

Верить в себя даже эгоист не может; верить можно только в то, что вне нас и над нами.

В любви одно лицо - раб, а другое - властелин, и недаром толкуют поэты о цепях, налагаемых любовью. Да, любовь - цепь, и самая тяжелая.

Характер людской разве меняется? Каким в колыбельку, таким и в могилку.

Да ведь известное дело: от плохого к хорошему никогда не идешь через лучшее, а всегда через худшее, - и яд в медицине бывает полезен.

Несчастие людей одиноких и робких - от самолюбия робких - состоит именно в том, что они, имея глаза и даже растаращив их, ничего не видят или видят все в ложном свете, словно сквозь окрашенные очки.

Видно, наши недостатки растут на одной почве с нашими достоинствами, и трудно вырвать одни, пощадив другие.

Жизнь только того не обманет, кто не размышляет о ней и, ничего от нее не требуя, принимает спокойно ее немногие дары и спокойно пользуется ими.

Непонятыми остаются только те люди, которые либо еще сами не знают, чего хотят, либо не стоят того, чтобы их понимали.

Счастие каждого человека основано на несчастии другого… Даже его выгода и удобство требуют, как статуя - пьедестала, невыгоды и неудобств других.

Русский человек любит потчевать - коли нечем иным, так своими знакомыми.

Нигде время так не бежит, как в России; в тюрьме, говорят, оно бежит еще скорей.

Красоте не нужно бесконечно жить, чтобы быть вечной, - ей довольно одного мгновенья.

Хороша русская удаль, да немногим она к лицу.

Любовь на всякий возраст имеет свои страданья.

Но природа не справляется с логикой, с нашей человеческой логикой; у нее есть своя, которую мы не понимаем и не признаем до тех пор, пока она нас, как колесом, не переедет.

Ничего не может быть хуже и обиднее слишком поздно пришедшего счастья.

Брак, основанный на взаимной склонности и на рассудке, есть одно из величайших благ человеческой жизни.

Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!..

нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!

Вот она: ты — молодость; я — старость.

Всякая любовь счастливая, равно как и несчастная, настоящее бедствие, когда ей отдаешься весь.

Всякая молитва сводится на следующее: «Великий Боже, сделай, чтобы дважды два — не было четыре».

Вы еще не знаете, есть ли у вас талант? Дайте ему время вызреть; а если его даже не окажется, разве человеку необходим именно поэтический талант, чтобы жить и действовать?

Да, справедливо сказал кто-то про самоубийц: пока они не исполнят своего намерения — никто им не верит; а исполнят — никто о них не пожалеет.

Добро по указу — не добро.

Древние греки недаром говорили, что последний и высший дар богов человеку — чувство меры.

Если бы с молодостью уходило одно хорошее — то остальные возрасты человеческой жизни показались бы до того невыносимы, что всякий индивидуум перерезывал бы себе горло на 32-м году. Много дрязг плавает в шумных волнах молодости и уплывает с ними; а все-таки лучше этих волн нет ничего.

Если ждать минуты, когда все, решительно все будет готово, — никогда не придется начинать.

Если стремление происходит из источника чистого, оно все-таки, и не удавшись вполне, не достигнув цели, может принести пользу великую.

Есть три разряда эгоистов: эгоисты, которые сами живут и жить дают другим; эгоисты, которые сами живут и не дают жить другим; наконец, эгоисты, которые и сами не живут и другим не дают.

Жалок тот, кто живет без идеала!

Женщина не только способна понять самопожертвование: она сама умеет пожертвовать собой.

Когда переведутся донкихоты, пускай закроется книга Истории. В ней нечего будет читать.

Кто пожил, да не сделался снисходительным к другим, тот сам не заслуживает снисхождения.

Кто стремится к высокой цели, уже не должен думать о себе.

Любовь и Голод — цель их одна: нужно, чтобы жизнь не прекращалась, собственная и чужая — все та же, всеобщая жизнь.

Любовь сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь.

Музыка — это разум, воплощенный в прекрасных звуках.

Не в одних стихах поэзия: она разлита везде, она вокруг нас. Взгляните на эти деревья, на это небо — отовсюду веет красотой и жизнью, а где красота и жизнь, там и поэзия.

Не ревнует тот, у кого нет хоть бы капли надежды.

Нет ничего тягостнее сознания только что сделанной глупости.

О безобразие самодовольной, непреклонной, дешево доставшейся добродетели — ты едва ли не противней откровенного безобразия порока!

О молодость! Молодость!… Может быть, вся тайна твоей прелести состоит не в возможности все сделать, а в возможности думать, что все сделаешь.

Охота… сближает нас с природой, приучает нас к терпению, а иногда и к хладнокровию перед опасностью.

Порицать, бранить имеет право только тот, кто любит.

Природа… будит в нас потребность любви…

Россия без каждого из нас обойтись может, но никто из нас без нее не может обойтись. Горе тому, кто это думает, вдвойне горе тому, кто действительно без нее обходится.

Скептицизм всегда отличался бесплодностью и бессилием.

Слово «завтра» придумано для людей нерешительных и для детей.

Смешного бояться — правды не любить.

Спорь даже с глупцом! Ни славы, ни выгоды ты не добудешь… Но отчего иногда не позабавиться!

Спорь с человеком ума равного: за кем бы ни оставалась победа — ты по крайней мере испытаешь удовольствие борьбы.

Спорь с человеком ума слабейшего; спорь не из желания победы — но ты можешь быть ему полезным.

Спорь с человеком умнее тебя: он тебя победит… Но из самого твоего поражения ты можешь извлечь пользу для себя.

Старая штука смерть, а каждому внове.

Счастье — как здоровье: когда его не замечаешь, значит, оно есть.

Только ею, только любовью держится и движется жизнь.

У нас у всех есть один якорь, с которого, если сам не захочешь, никогда не сорвешься: чувство долга.

У счастья нет завтрашнего дня, у него нет и вчерашнего, оно не помнит прошедшего, не думает о будущем, у него есть настоящее, — и то не день, а мгновение.

Учение — не только свет, по народной пословице, — оно также и свобода. Ничто так не освобождает человека, как знание…

Хочешь быть счастливым? Выучись сперва страдать.

Хочешь ты ее узнать, эту тяжкую вину, которую ты не в силах понять, которую я растолковать тебе не в силах?

Человек без самолюбия ничтожен. Самолюбие — архимедов рычаг, которым землю с места можно сдвинуть.

Человек все в состоянии понять — и как трепещет эфир, и что на солнце происходит, а как другой человек может иначе сморкаться, чем он сам сморкается, это он понять не в состоянии.

Человеку всегда как-то совестно и неловко становится, когда он много наговорит сам.

Чрезмерная гордость — вывеска ничтожной души.


Иван Сергеевич Тургенев - родился 9 ноября 1818 года в городе Орле, Российская империя. Русский писатель, поэт, переводчик, член-корреспондент Петербургской АН. Автор книг - «Записки охотника», «Рудин», «Дворянское гнездо», «Отцы и дети», «Провинциалка», «Муму», «Новь» и др. Умер 3 сентября 1883 года в Буживале под Парижем.

Афоризмы, цитаты, высказывания, фразы - Тургенев Иван Сергеевич

  • Добро по указу - не добро.
  • Горе сердцу, не любившему смолоду!
  • Старая штука смерть, а каждому внове.
  • Исключения только подтверждают правила.
  • Не ревнует тот, у кого нет хоть бы капли надежды.
  • Музыка - это разум, воплощенный в прекрасных звуках.
  • Нет ничего тягостнее сознания только что сделанной глупости.
  • Слово "завтра" придумано для людей нерешительных и для детей.
  • Да, поди попробуй отрицать смерть. Она тебя отрицает, и баста!
  • Счастье - как здоровье: когда его не замечаешь, значит, оно есть.
  • Когда переведутся донкихоты, пускай закроется книга Истории. В ней нечего будет читать.
  • Женщина не только способна понять самопожертвование: она сама умеет пожертвовать собой.
  • Древние греки недаром говорили, что последний и высший дар богов человеку - чувство меры.
  • Любовь сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь.
  • Настоящий человек, тот, о котором думать нечего, а которого надобно слушаться или ненавидеть.
  • Всякая молитва сводится на следующее: «Великий Боже, сделай, чтобы дважды два – не было четыре».
  • Человек без самолюбия ничтожен. Самолюбие - архимедов рычаг, которым землю с места можно сдвинуть.
  • У нас у всех есть один якорь, с которого, если сам не захочешь, никогда не сорвешься: чувство долга.
  • Наши недостатки растут на одной почве с нашими достоинствами, и трудно вырвать одни, пощадив другие.
  • Жизнь – это красноватая искорка в мрачном и немом океане Вечности, это единственное мгновение, которое нам принадлежит.
  • О молодость! Молодость!.. Может быть, вся тайна твоей прелести состоит не в возможности все сделать, а в возможности думать, что все сделаешь.
  • У счастья нет завтрашнего дня, у него нет и вчерашнего, оно не помнит прошедшего, не думает о будущем, у него есть только настоящее, - и то не день, а мгновение.
  • Не в одних стихах поэзия: она разлита везде, она вокруг нас. Взгляните на эти деревья, на это небо - отовсюду веет красотой и жизнью, а где красота и жизнь, там и поэзия.
  • Есть три разряда эгоистов: эгоисты, которые сами живут и жить дают другим; эгоисты, которые сами живут и не дают жить другим; наконец, эгоисты, которые сами не живут и другим жить не дают. Женщины большей частью принадлежат к третьему разряду.
  • Если бы с молодостью уходило одно хорошее - то остальные возрасты человеческой жизни показались бы до того невыносимы, что всякий индивидуум перерезывал бе себе горло на тридцать втором году. Много дрязг плавает в шумных волнах молодости и уплывает с ними; а все-таки лучше этих волн нет ничего.
  • Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, - ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя - как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!
  • Спорь с человеком умнее тебя: он тебя победит, но из самого твоего поражения ты можешь извлечь пользу для себя. Спорь с человеком ума равного: за кем бы ни оставалась победа, ты по крайней мере испытаешь удовольствие от борьбы. Спорь с человеком ума слабейшего: спорь не из желания победы, но ты можешь быть ему полезным. Спорь даже с глупцом! Ни славы ни выгоды ты не добудешь... Но отчего иногда не позабавиться!

Великий русский писатель Иван Сергеевич Тургенев существенно повлиял на развитие русской литературы. Его творчество известно во всём мире, а цитаты из величайших произведений полны глубокого смысла и актуальности во все времена.

Детство и юношество

День рождения Иван Сергеевич Тургенев, будущий российский писатель, отмечал 28 октября (9 ноября), начиная с 1818 года. Родом из дворянской семьи, он с самого детства не был обделён ни вниманием, ни финансовыми средствами.

В 1827 году семья переехала в Москву, где Иван Сергеевич получил прекрасное базовое образование. Получать высшее образование будущий писатель отправился в Петербург и Германию. Любовь к литературе маленькому Ивану внушила мать. Она часто цитировала произведения М. Лермонтова, А. Пушкина, Н. Гоголя. У него также был собственный камердинер, развивавший тягу к чтению. Матушка поддерживала любимого отпрыска и финансово, вплоть до 1940 года, пока между ними не вспыхнул конфликт и ей не надоело выполнять запросы неблагодарного сына.

Становление Ивана Сергеевича как писателя

Окончив в 1841 году Берлинский университет, Тургенев становится перед выбором касательно того, чем заниматься в дальнейшем. Первоначально в планах Ивана Сергеевича было преподавательство, но по воле случая ему удается опубликовать свою поэму «Параша». С этого момента цель в жизни была определена.

Писательство поглотило молодого человека с головой. Первые попытки писать поэтические произведения были уже на третьем году обучения в университете. Тургенев активно писал стихи и даже несколько раз печатал свои произведения в журнале. Теперь это превратилось в основное занятие. Цитаты Тургенева часто используют в своих эпиграфах и другие писатели.

Современники подчеркивали внешнее несоответствие Ивана Сергеевича с его внутренним миром и высоким тембром голоса. Этот полон противоречий, которые всё же замечательно сочетались. Несмотря на своё дворянское происхождение, он был ярым противником крепостного права. Возможно, это и послужило причинами того, что в основу большинства положен быт деревенских семей.

Через свои произведения писатель отображает все социальные изменения своего времени:

  • Быт и культуру обычных селян.
  • Стремление жителей деревни развивать кругозор и приравняться к горожанам.
  • Возвышение идеала человеческой личности в период отмены крепостного права.
  • Изменение роли женщины в обществе.

Личная жизнь у Ивана Сергеевича складывалась не так удачно, как литературная. В молодости статный красавец имел несколько романов. Он даже чуть было не женился на белошвейке Авдотье, от которой у него появилась незаконнорождённая дочь. Но мать писателя воспротивилась браку и разлучила возлюбленных.

В 1845 году у писателя появляется муза в образе певицы Полины Виардо, которая была замужем за французом Луи Виардо. Из-за этой дружбы начинаются разногласия с матерью, вплоть до того, что она перестает поддерживать сына финансово. Для богатого человека, каким его считали, любившего всегда выглядеть с иголочки, это достаточно сложное испытание. Но вопреки всему, он с семьёй Виардо уезжает во Францию.

Литературные особенности произведений И. С. Тургенева

Писатель часто обращается к пейзажности. Он любит описывать деревенскую природу, насыщая её яркими красками и оживляя в воображении читателей.

«Темное, чистое небо торжественно и необъятно высоко стояло над нами со всем своим таинственным великолепием» - цитата Тургенева из рассказа «Бежин луг».

Писатель отлично справлялся и с женскими образами. Например, полюбившаяся всем читателям Ася. Тургенев часто в своих произведениях использует прототипы девушек, к которым питал какие-либо чувства. Простота, скромность и душевность - отличительная черта тургеневских героинь. Этим он и заслуживает любовь своих читателей.

Цитаты Тургенева

Иван Сергеевич сделал большой вклад в развитие российской литературы. Ниже представлены несколько цитат из самых известных произведений писателя.

Цитаты из повести Ивана Тургенева «Ася» наполнены прекрасным чувством.

«У счастья нет завтрашнего дня; у него нет и вчерашнего; оно не помнит прошедшего, не думает о будущем; у него есть настоящее - и то не день, а мгновенье».

Не менее глубокомысленные цитаты Тургенева из «Муму».

« Один мне судья: сам господь Бог, и больше никого. Тот один знает, каков я человек на сем свете суть и точно ли даром хлеб ем».

Но наибольшей популярностью пользуются цитаты Тургенева о любви.

«Порицать, бранить имеет право только тот, кто любит».


Самое обсуждаемое
Музыкальный праздник в подготовительной группе ДОУ по сказкам Чуковского Музыкальный праздник в подготовительной группе ДОУ по сказкам Чуковского
Принцип деления Европы на субрегионы Принцип деления Европы на субрегионы
Какие растения растут в пустыне Какие растения растут в пустыне


top