Акты счетной палаты в отношении проверяемых. Всегда ли законны проверки счетной палаты? Что такое контрольное мероприятие Счетной палаты

Акты счетной палаты в отношении проверяемых. Всегда ли законны проверки счетной палаты? Что такое контрольное мероприятие Счетной палаты

Счетная палата РФ, осуществляя внешний государственный аудит (контроль), проводит камеральные и выездные проверки объектов аудита (контроля). Такие проверки имеют свою специфику по сравнению с проверками, проводимыми другими контролирующими органами. В статье рассматриваются основные вопросы, которые могут возникнуть у объектов контроля при проведении проверок Счетной палатой РФ.

Счетная палата РФ проводит проверки в отношении следующих объектов аудита (контроля):
- федеральных государственных органов (в том числе их аппаратов), органов государственных внебюджетных фондов, Центрального банка РФ (в том числе структурных подразделений), федеральных государственных учреждений, федеральных государственных унитарных предприятий, государственных корпораций и государственных компаний, хозяйственных товариществ и обществ с участием РФ в их уставных (складочных) капиталах - при осуществлении внешнего государственного аудита (контроля);
- государственных органов субъектов Российской Федерации (в том числе их аппаратов), органов местного самоуправления - при осуществлении внешнего государственного аудита (контроля) в пределах компетенции, установленной Бюджетным кодексом РФ и Федеральным законом "О Счетной палате Российской Федерации";
- юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг в части соблюдения ими условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, договоров об использовании федерального имущества (управлении федеральным имуществом), договоров (соглашений) о предоставлении государственных гарантий Российской Федерации, юридических лиц, получающих средства из бюджетов государственных внебюджетных фондов на основании федеральных законов в части аккумулирования и инвестирования сумм страховых взносов Пенсионным фондом РФ, учета средств пенсионных накоплений, передачи средств пенсионных накоплений от одного страховщика другому страховщику, расходов на инвестирование, осуществления выплат за счет средств пенсионных накоплений, а также получающих средства по договорам о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования, кредитных организаций, осуществляющих отдельные операции со средствами федерального бюджета, в части соблюдения ими условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов - при осуществлении внешнего государственного финансового аудита (контроля);
- иных организаций - при осуществлении внешнего государственного аудита (контроля) в соответствии с поручениями Совета Федерации и Государственной Думы, а также обращениями Президента РФ и Правительства РФ.
Эти проверки проводятся Счетной палатой РФ на основании утвержденного Коллегией Счетной палаты РФ годового плана работы Счетной палаты РФ, в котором сроки проведения проверок устанавливаются с учетом подготовительного, основного и заключительного этапов проверок.
Проведение проверки оформляется распоряжением Председателя Счетной палаты РФ, а в случае его отсутствия - распоряжением заместителя Председателя Счетной палаты РФ.
Проверки проводят инспекторы Счетной палаты РФ (инспектор, старший инспектор, ведущий инспектор, главный инспектор, заместитель начальника инспекции, начальник инспекции, директор департамента в составе направления деятельности Счетной палаты РФ, а также департамента, имеющего в своей структуре инспекции) и иные сотрудники Счетной палаты РФ с возможностью привлечения представителей государственных контрольных органов, контрольно-счетных органов субъектов РФ и муниципальных образований, правоохранительных органов, негосударственных аудиторских и специализированных организаций, а также отдельных специалистов.
Проверки делятся на камеральные и выездные. Камеральные проверки проводятся по месту нахождения Счетной палаты РФ на основании документов, представленных по запросу Счетной палаты Российской Федерации, а выездные проверки - по месту нахождения объекта аудита (контроля).
На подготовительном этапе проверки утверждается программа ее проведения, которая должна, в частности, содержать основание ее проведения, предмет и перечень объектов проверки, перечень государственных или иных органов (организаций), которым планируется направление запросов о предоставлении информации, необходимой для проведения проверки, цели и вопросы проверки, критерии оценки эффективности по каждой цели (в аудите эффективности), сроки начала и окончания проведения проверки на объектах, состав ответственных исполнителей и сроки представления отчета на рассмотрение Коллегии Счетной палаты Российской Федерации.
После утверждения программы проведения проверки подготавливается рабочий план проведения проверки, содержащий распределение конкретных заданий по выполнению программы проведения проверки между членами группы инспекторов и иных сотрудников с указанием содержания работ (процедур) и сроков их исполнения. Руководитель проверки подписывает рабочий план и доводит его под расписку до сведения всех его участников.
Член Коллегии Счетной палаты Российской Федерации, ответственный за проведение проверки, может принять решение, что до начала основного этапа проверки руководителю объекта проверки направляется уведомление о проведении проверки, в котором указываются наименование проверки, основание для ее проведения, сроки проведения проверки, состав группы инспекторов и иных сотрудников и предлагается создать необходимые условия для проведения проверки.
К уведомлению могут прилагаться:
- копия утвержденной программы проведения проверки (или выписка из программы);
- перечень документов, которые должностные лица объекта проверки должны подготовить для представления инспекторам и иным сотрудникам аппарата Счетной палаты;
- перечень вопросов, на которые должны ответить должностные лица объекта до начала проведения проверки на объекте;
- специально разработанные для проверки формы, необходимые для систематизации представляемой информации.
Член Коллегии Счетной палаты РФ, ответственный за проведение проверки, в течение трех рабочих дней со дня оформления распоряжения о проведении проверки уведомляет главных распорядителей бюджетных средств о проведении в отношении подведомственных им распорядителей и (или) получателей бюджетных средств проверки.
На основном этапе проверки проводятся контрольные действия непосредственно на объектах проверки, сбор и анализ фактических данных и информации, необходимых для формирования доказательств в соответствии с целями и вопросами проверки, содержащимися в программе ее проведения.
Совершенные объектом аудита (контроля) финансовые и хозяйственные операции проверяются на соответствие законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.

Каковы полномочия проверяющих

Инспекторы и иные сотрудники Счетной Палаты РФ на основании письменных и устных запросов собирают фактические данные и достоверную информацию в формах копий документов, представленных объектом проверки, подтверждающих документов, представленных третьей стороной, а также статистических данных, сравнений, результатов анализа, расчетов и других материалов.
Все доказательства собираются путем проведения инспектирования, которое заключается в проверке документов, полученных от объекта проверки, аналитических процедур, представляющих собой анализ и оценку полученной информации, исследование важнейших финансовых и экономических показателей объекта контрольного мероприятия с целью выявления нарушений и недостатков в финансовой и хозяйственной деятельности, а также причин их возникновения, последующего пересчета, который заключается в проверке точности арифметических расчетов в первичных документах и бухгалтерских записях, либо выполнения самостоятельных расчетов, а также подтверждения, представляющего процедуру запроса и получения письменного подтверждения необходимой информации от независимой (третьей) стороны.

Как оформляются результаты проверок

По итогам проверки оформляется рабочая документация и акт, который должен иметь следующую структуру:
- основание для проведения проверки;
- предмет проверки;
- проверяемый период деятельности объекта проверки;
- перечень вопросов, которые проверены на данном объекте;
- срок проведения проверки на объекте;
- краткая характеристика объекта проверки (при необходимости), объем которой не должен превышать двух-трех страниц печатного текста;
- результаты контрольных действий по каждому вопросу программы (рабочего плана).
Если в ходе проверки установлено, что объект не выполнил какие-либо предложения (рекомендации), которые были даны Счетной палатой РФ по результатам предшествующего контрольного мероприятия, проведенного на этом объекте, данный факт отражается в акте с указанием причин их невыполнения.
К акту прилагается перечень законов и иных нормативных правовых актов, исполнение которых проверено в ходе проверки, а также при необходимости таблицы, расчеты и иной справочно-цифровой материал, пронумерованный и подписанный составителями.
При выявлении на объекте проверки нарушений и недостатков, а также причиненного ущерба государству они отражаются в акте, при этом указываются:
- наименования, статьи законов и пункты иных нормативных правовых актов, требования которых нарушены;
- виды и суммы выявленных нарушений, при этом суммы указываются раздельно по годам (бюджетным периодам), видам средств (средства бюджетные и внебюджетные, средства государственных внебюджетных фондов), а также видам объектов государственной собственности и формам их использования;
- наименование нарушения в соответствии с Классификатором нарушений, выявляемых в ходе внешнего государственного аудита (контроля), соответствующее выявленному нарушению;
- причины допущенных нарушений и недостатков, их последствия;
- виды и суммы выявленного и возмещенного в ходе проверки ущерба государству;
- информация о выявленных нарушениях, которые могут содержать коррупционные риски;
- конкретные лица, допустившие нарушения;
- принятые в период проведения проверки меры по устранению выявленных нарушений и их результаты.
Кроме того, в акте указываются:
- по доходной части бюджетов бюджетной системы Российской Федерации - расшифровка сумм нарушений и ущерба государству (при наличии) по кодам классификации доходов бюджетов;
- по расходной части бюджетов бюджетной системы Российской Федерации - расшифровка сумм по кодам классификации расходов бюджетов, по которым выявлено нарушение и (или) ущерб государству, а также коды классификации расходов, на которые их следовало отнести (в случае выявления нецелевого использования бюджетных средств);
- по источникам финансирования дефицита федерального бюджета - расшифровка сумм нарушений по кодам классификации источников финансирования дефицитов бюджетов (при их наличии).

Как оформить возражения к акту проверки

Акт проверки представляется для ознакомления руководителю и (или) иному ответственному должностному лицу объекта проверки при необходимости с сопроводительным письмом, подписанным руководителем группы инспекторов или руководителем контрольного мероприятия. Ознакомление с актом производится в срок не более суток, а в случаях большого объема и особой сложности - на срок до трех суток под роспись.
В случае несогласия ответственных должностных лиц объекта проверки с фактами, изложенными в акте, им предлагается подписать акт с указанием на наличие замечаний. Замечания излагаются в письменном виде (в свободной форме) сразу или направляются в Счетную палату РФ в течение пяти рабочих дней после представления акта для ознакомления.
В случае несогласия должностного лица подписать акт даже с указанием на наличие замечаний либо в случае истечения срока, установленного для ознакомления с актом, сотрудники Счетной палаты РФ, осуществляющие проверки, делают в акте специальную запись об отказе должностного лица ознакомиться с актом либо подписать акт.

К какой ответственности может быть привлечено учреждение (его должностные лица) по результатам проверки

При непосредственном обнаружении достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, предусмотренного ст. 5.21, 15.1, 15.11, 15.14 - 15.15.16, ч. 20 ст. 19.5, ст. 19.6 КоАП РФ, инспектор Счетной палаты РФ, участвующий в контрольном мероприятии, в соответствии со ст. 28.1, ч. 1 ст. 28.2 и п. 3 ч. 5 ст. 28.3 КоАП РФ, составляет протокол об административном правонарушении.
Инспектор Счетной палаты РФ, в соответствии с положениями ч. 5 ст. 28.3 КоАП, вправе составить протокол об административном правонарушении при создании инспектору и (или) иному сотруднику аппарата Счетной палаты РФ препятствий для проведения проверки, выражающихся:
- в неповиновении законным требованиям инспектора или иного сотрудника аппарата Счетной палаты РФ, связанным с исполнением ими своих служебных обязанностей при проведении проверки (ст. 19.4 КоАП РФ);
- воспрепятствовании законной деятельности инспектора или иного сотрудника аппарата Счетной палаты по проведению проверки или уклонении от нее (ст. 19.4.1 КоАП РФ);
- непредставлении или несвоевременном представлении в Счетную палату Российской Федерации, инспектору или иному сотруднику аппарата Счетной палаты РФ, участвующему в проведении проверки, сведений (информации), необходимых для проведения проверки, либо представлении таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде (ст. 19.7 КоАП РФ).
В зависимости от содержания результатов проверки могут быть подготовлены представление Счетной палаты РФ, предписание Счетной палаты РФ и уведомление Счетной палаты РФ о применении бюджетных мер принуждения.
К финансовому органу, главному распорядителю бюджетных средств, распорядителю бюджетных средств, получателю бюджетных средств, главному администратору доходов бюджета, главному администратору источников финансирования дефицита бюджета, совершившему бюджетное нарушение, могут быть применены следующие бюджетные меры принуждения:
- бесспорное взыскание суммы средств, предоставленных из одного бюджета бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы РФ;
- бесспорное взыскание суммы платы за пользование средствами, предоставленными из одного бюджета бюджетной системы РФ другому бюджету бюджетной системы РФ;
- бесспорное взыскание пеней за несвоевременный возврат средств бюджета;
- приостановление (сокращение) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций);
- передача уполномоченному по соответствующему бюджету части полномочий главного распорядителя, распорядителя и получателя бюджетных средств.
В случаях, если выявленные на объектах проверки нарушения законодательства Российской Федерации содержат признаки действий должностных лиц, влекущих за собой уголовную ответственность или требующих иных мер реагирования, Счетная Палата РФ обращается в правоохранительные органы.

Литература

1. Бюджетный кодекс РФ.
2. Федеральный закон от 05.04.2013 N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации".
3. Регламент Счетной палаты Российской Федерации, утвержденный Постановлением Коллегии Счетной палаты РФ от 07.06.2013 N 3ПК.
4. СГА 101 "Общие правила проведения контрольного мероприятия", утвержденный Коллегией Счетной палаты РФ, протокол от 02.04.2010 N 15К (717).

Несмотря на то, что проверки бюджетных учреждений со стороны Счетной палаты редко оказываются для них неожиданными, ведомство ежегодно фиксирует ряд ошибок и нарушений, которых можно было бы избежать. Предлагаемый материал поможет подготовиться к проверке вашей финансовой деятельности, учитывая описанные в статье процедуры и стандарты.

Счетная палата РФ как конституционный орган государственного финансового контроля проверяет широкий спектр вопросов законности, целесообразности и эффективности использования средств федерального бюджета и федеральной собственности. Ее контрольные полномочия распространяются не только на государственные органы и учреждения, но и на любые юридические лица, вне зависимости от формы собственности, если они используют средства федерального бюджета, федеральную собственность, имеют установленные федеральным законодательством налоговые, таможенные и иные льготы и преимущества.

Контрольные мероприятия Счетной палаты сконцентрированы на крупных проблемах: национальных проектах, федеральных целевых программах, вопросах управления имущественным комплексом, деятельности Банка России, государственных корпораций, ведущих компаний с государственным участием. Но вместе с тем в поле зрения контрольного органа нередко попадают и отдельные бюджетные учреждения. Как правило, Счетная палата выходит на них при проведении комплексных проверок министерств и ведомств, федеральных программ и проектов. Реже они включаются в план работы как самостоятельные объекты.

Текущий план работы Счетной палаты в настоящее время недоступен для объектов проверки. Позиция руководства на сегодняшний день состоит в том, что обнародование плана проверок нецелесообразно, поскольку это позволит соответствующим образом подготовиться к проверке тем структурам, которым есть, что скрывать. Можно лишь отметить, что на 2010 г. запланированы проверки достаточно широкого круга бюджетных учреждений: высшего образования, науки, здравоохранения, культуры, природоохранного комплекса. В том числе -широко известных в стране.

Что такое контрольное мероприятие Счетной палаты

Стандарт финансового контроля СФК 4020. "Проведение контрольных мероприятий. Общие правила" (далее - стандарт СФК 4020) определяет контрольное мероприятие как форму организации контрольных действий, осуществляемых в виде проверок или ревизий в соответствии с утвержденной программой, результаты которых отражаются в отчете.

Счетная палата проводит контрольные мероприятия в формах ревизий и проверок, которые могут быть комплексными либо тематическими, сплошными либо выборочными, выездными либо камеральными (последнее применимо только к проверкам). Все эти положения зафиксированы в стандарте СФК 4020.

На практике в планах последних лет практически не встречается понятие "ревизия" Это связано с изменением акцентов в работе Счетной палаты. Ревизия -это комплексное (сплошное или выборочное) исследование первичной бухгалтерской документации. Оно не предполагает изучение дополнительных материалов: иных отчетов о финансово-хозяйственной деятельности, косвенных данных о проверяемом объекте (вплоть до информации из СМИ и интернета), интервью с представителями проверяемой стороны и привлеченных экспертов. Но именно эти методы занимают все более значительное место в работе Счетной палаты. Важно не только установить и зафиксировать конкретные нарушения, но и понять их причины, выработать рекомендации по их устранению. Вот почему специалисты Счетной палаты уделяют пристальное внимание не только законности, но и эффективности использования средств и имущества, ищут резервы, которые позволили бы, при равных затратах, получить лучший и более качественный (а возможно, и более социально значимый) результат.

Специалисты Счетной палаты придерживаются термина "проверка" как более гибкого, позволяющего вовлечь в исследование более значительный объем информации. Впрочем, ревизии также проводятся Счетной палатой, но главным образом по обращению органов прокуратуры.

Наконец, Счетная палата использует и более современный метод проверки -так называемый аудит эффективности. Он включает в себя больше аналитической работы и имеет существенные отличия как от ревизии, так и от проверки. В процессе аудита эффективности подвергаются проверке и анализу организация и процессы использования государственных средств, результаты их использования, деятельность проверяемых учреждений по использованию государственных средств. Счетная палата устанавливает экономичность, эффективность, продуктивность и результативность использования государственных средств. Проведение аудита эффективности закреплено в отдельном стандарте СФК 104 "Проведение аудита эффективности использования государственных средств".

Как начинается проверка

О начале проверки учреждение узнает заблаговременно. Хотя в стандарте СФК 4020 срок уведомления проверяемой стороны о начале проверки конкретно не определен, на практике, как правило, он составляет две недели.

Руководству проверяемого объекта направляется уведомление о проверке. В нем указываются основание для ее проведения, тема (предмет) и сроки проведения проверки, состав группы инспекторов, предлагается создать необходимые условия для проведения контрольного мероприятия. К уведомлению прилагается программа контрольного мероприятия (копия) и, при необходимости, перечень вопросов, ответы на которые должностные лица объекта контроля должны подготовить к приезду группы инспекторов, а также специально разработанные для данного контрольного мероприятия формы, необходимые для систематизации представляемой информации.

При прибытии на место проверки руководитель группы инспекторов предъявляет удостоверение и распоряжение на право проведения контрольного мероприятия и совершает следующие действия:

  • информирует руководство проверяемого учреждения о целях и сроках проверки;
  • знакомит руководство с программой проверки, представляет конкретные вопросы (объекты), которые предписано проверить;
  • согласовывает распорядок работы инспекторов с учетом служебного распорядка проверяемой организации, предлагает руководству и сотрудникам проверяемого учреждения создать группе инспекторов необходимые условия для работы. В частности - предоставить рабочие места, обеспечить компьютерной техникой. Условия работы со сведениями, содержащими государственную либо коммерческую тайну оговариваются отдельно.

Если при работе на объекте контроля необходимо заранее получить информацию в соответствии с вопросами проверки, руководитель группы инспекторов направляет предварительный письменный запрос о ее предоставлении.

Что и как проверяет Счетная палата

В соответствии со стандартом СФК 4020 в начале работы инспекторы проверяют соответствие совершенных проверяемой организацией финансовых и хозяйственных операций требованиям законодательства и иных нормативных правовых актов по использованию бюджетных средств, распоряжению федеральной собственностью, соблюдению налогового, таможенного и банковского законодательства, а также по организации бухгалтерского учета. Изучению может быть подвергнута любая бухгалтерская и финансовая документация, относящаяся к предмету проверки. Решение о конкретном объеме проверяемых документов принимается руководителем проверки в зависимости от задач, определенных программой.

Процесс проведения контрольного мероприятия включает в себя три составляющие:

  • на первом этапе оценивается достоверность исходных данных контроля: состояние бухгалтерского учета и отчетности, нормативно-методической базы; результаты аудиторских проверок и внутреннего контроля на объекте. Отметим, что Счетная палата в соответствии с международными рекомендациями уделяет значительное внимание оценке деятельности подразделений внутреннего контроля. Это отличает ее проверки от методов работы большинства других контролирующих инстанций. После оценки достоверности исходных данных руководитель проверки составляет выборку операций, подлежащих полной либо выборочной проверке. Проще говоря, если состояние внутреннего контроля заслуживает доверия, выборка проверяемых документов может быть сокращена;
  • следующий этап - выявление нарушений и недостатков и их фиксация в рабочей документации для последующего отражения в акте проверки. При этом отмечаются все нарушения и недостатки, с указанием нарушенных положений нормативных правовых актов, сумм нарушений и оценки нанесенного государству ущерба, видов средств, в отношении которых совершено нарушение (для средств бюджетной системы указываются вид и год бюджета, приводится расшифровка по показателям бюджетной классификации), Ф. И. О. и должностей лиц, совершивших (допустивших) нарушения;
  • заключительный этап - оценка формирования и использования финансовых средств на основании определения относительных показателей по результатам проверки выборки - доли нарушений и/или ущерба в сумме проверенных средств, ее анализ, определение причин выявленных нарушений и недостатков.

Необходимо отметить, что согласно стандарту СФК 4020, нарушением является действие (бездействие), запрещенное законами или иными нормативными правовыми актами либо не соответствующее правилам, условиям, требованиям, установленным законодательно.

Крме того, деятельность Счетной палаты направлена на выявление недостатков в деятельности проверяемых организаций и выработку рекомендаций по их устранению. Недостаток является не нарушением законодательства, а ошибкой или фактом неэффективной деятельности. При этом действия должностных лиц или организаций оцениваются как неэффективные только в тех случаях, когда проверяющим подтверждена возможность выполнения их с достижением лучшего результата и/или с меньшими затратами, когда установлено, что не все возможности по получению, сохранению и более результативному использованию государственных средств были использованы.

Методы и приемы финансового контроля

В Счетной палате приняты Методические основы проведения контрольных мероприятий (Приложение № 1 к Стандарту СФК 4020), определяющие, в частности, основные приемы документального контроля. Таких приемов множество. Поговорим о тех из них, которые представляют наибольший интерес для проверяемой стороны.

Проверка правильности корреспонденции счетов применяется в целях установления фактов ошибочного или умышленного искажения данных взаимной связи синтетических счетов бухгалтерского учета, которые могут быть направлены на сокрытие хищений денежных средств и материальных ценностей, при безукоризненном составлении первичных документов. Ниже представлены наиболее распространенные виды искажений в корреспонденции счетов, которые можно выявить этим приемом проверки:

  • несоответствие записей корреспонденции счетов одних и тех же хозяйственных операций в разных регистрах бухгалтерского учета;
  • подложные записи по корреспондирующим дебетируемым и кредитуемым счетам;
  • неоговоренные исправления корреспонденции счетов;
  • уничтожение записей в бухгалтерских регистрах.

Проверка регистров бухгалтерского учета при сопоставлении с данными первичных документов позволяет установить наличие в них подложных записей, сделанных с целью сокрытия нарушений. Применение этого приема проверки дает возможность уточнить достоверность и своевременность отражения хозяйственной операции в бухгалтерском учете. Путем проверки регистров бухгалтерского учета можно установить следующие противоречия:

  • наличие записей в регистрах бухгалтерского учета, полностью или частично не подтверждаемых документами;
  • несоответствие записей во взаимосвязанных регистрах;
  • открытие и ведение регистров бухгалтерского учета, не предусмотренных типовой формой;
  • несоответствие аналитического учета записям в регистрах бухгалтерского учета;
  • необоснованные или неоговоренные исправления в регистрах бухгалтерского учета.

Кроме того, при оценке проведения строительно-монтажных и ремонтных работ существенное значение имеет такой метод документального исследования, как контрольный обмер с участием привлеченных строительных экспертов. Данный метод позволяет установить соответствие между величиной израсходованных бюджетных средств, объемом, сроками и качеством выполненных работ.

Объекты особого внимания инспекции

В своей работе инспекторский состав руководствуется методическими примерами условий или событий, повышающих вероятность наличия нарушений и недостатков, приведенными в Приложении № 3 к Стандарту финансового контроля СФК 4020.

К таким условиям и событиям Стандарт СФК 4020 причисляет:

  • недостатки в системе внутреннего контроля, если они длительное время не устраняются;
  • высокую текучесть кадров в составе бухгалтеров, финансовых работников и материально ответственных лиц;
  • значительную недоукомплектованность бухгалтерии сотрудниками в течение длительного времени;
  • частую смену юрисконсультов и членов органов внутреннего контроля;
  • оказание на персонал бухгалтерии давления в связи с требованием подготовить финансовую отчетность в необычно короткие сроки;
  • совершение необычных или сложных операций, особенно в конце года, а также операций с аффилированными (связанными) лицами;
  • чрезмерно высокую плату за услуги (юристов, консультантов, агентов) в сравнении с объемом оказанных услуг;
  • неадекватные учетные записи, например, неполные файлы, чрезмерное количество поправок в бухгалтерских книгах и счетах, операции, не отраженные в соответствии со стандартными процедурами;
  • чрезмерное количество различий между бухгалтерскими записями и подтверждениями третьих сторон, противоречащих друг другу доказательств;
  • уклончивые или неаргументированные ответы руководства и других должностных лиц объекта на вопросы инспекторов.

Также специалисты Счетной палаты ищут признаки нарушений, обращающих на себя внимание при анализе компьютерных информационных систем. К таким нарушениям относятся:

  • невозможность получить необходимую информацию, записанную в компьютерных файлах, вследствие недостаточных обоснований содержания записей или устаревания программ;
  • значительное число изменений в программах, не отраженных документально, не утвержденных и не проверенных;
  • общее несоответствие данных компьютерных операций и баз данных, с одной стороны, и данных финансовых отчетов, с другой.

Действия проверяющих в конфликтных ситуациях

В большинстве случаев проверяемое учреждение создает группе инспекторов надлежащие условия для работы. Но иногда возникают конфликтные ситуации, связанные с отказом от предоставления информации и даже с отказом в допуске инспекторов на объект проверки. Алгоритм действий в таком случае четко прописан в действующих нормативных правовых документах.

При отказе в допуске на объект и отказе от предоставления информации составляются протоколы об административном правонарушении, инспекция немедленно информирует об этом руководство Счетной палаты для принятия дальнейших мер.

При выявлении фактов, содержащих признаки уголовно наказуемых деяний, хищений, ущерба инспектор незамедлительно информирует руководство Счетной палаты для передачи соответствующих материалов в правоохранительные органы. При необходимости он имеет право изъять необходимые материалы (как бумажные, так и на электронных носителях), с составлением акта изъятия.

Ответственность за воспрепятствование проверке Счетной палаты определена в ряде нормативных правовых актов. Наиболее серьезные санкции предусмотрены ст. 287 Уголовного кодекса РФ. Должностные лица, отказывающиеся предоставлять законно испрашиваемую информацию, предоставляющие заведомо ложную информацию, могут быть подвергнуты штрафу в размере от 100 до 500 тыс. руб. в зависимости от своего статуса. При отягчающих обстоятельствах: отказе по сговору, с нанесением ущерба, с сокрытием преступлений - должностные лица учреждения могут быть осуждены на сроки от 4 до 8 лет без права занимать в течение ряда лет определенные должности.

Оформление результатов контрольных мероприятий

Требования к оформлению акта

Данные требования регламентированы стандартом СФК 4020. Так, результаты контрольного мероприятия на каждом объекте оформляются в виде акта. В нем, кроме его оснований, цели и перечня изученных документов, должны быть четко и недвусмысленно отражены нарушения и недостатки.

При отражении в акте выявленных случаев нарушений и недостатков, а также причиненного ущерба государству инспекция указывает:

  • наименования, статьи законов и пункты иных нормативных правовых актов, требования которых нарушены;
  • виды и суммы выявленных нарушений, при этом суммы указываются раздельно по годам (бюджетным периодам), видам средств (средства бюджетные и внебюджетные, средства государственных внебюджетных фондов);
  • причины допущенных нарушений и недостатков, их последствия;
  • виды и суммы выявленного и возмещенного в ходе контрольного мероприятия ущерба государству;
  • конкретных должностных лиц, допустивших нарушения;
  • принятые в период проведения контрольного мероприятия меры по устранению выявленных нарушений и их результаты.

Кроме того, по средствам бюджетов бюджетной системы Российской Федерации указываются:

1. по доходной части бюджетов:

  • расшифровка сумм нарушений и ущерба государству по группам, подгруппам доходов, статьям, подстатьям, элементам, кодам классификации доходов бюджетов Российской Федерации;
  • наименование администратора доходов бюджета, которым допущено нарушение;

2. по расходной части бюджетов:

  • наименование получателя (распорядителя, главного распорядителя) бюджетных средств, которым допущено нарушение;
  • расшифровка сумм по ведомственной классификации расходов бюджетов Российской Федерации, коду, разделу, подразделу расходов функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации и статье экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации, по которым выявлено нарушение и (или) ущерб государству, а также -на которые их следовало отнести (в случае выявления нецелевого использования бюджетных средств);

3. по источникам финансирования дефицита федерального бюджета:

  • формы внутренних и внешних источников финансирования дефицита федерального бюджета;
  • по внебюджетным средствам - источник их получения;
  • по государственной собственности - виды объектов государственной собственности и формы их использования.

Составленный и подписанный акт на каждом объекте может быть дополнен пояснениями и возражениями проверяемой стороны в письменном виде в пятидневный срок. Если проверяемая сторона отказывается подписывать акт, инспектор делает об этом соответствующую запись.

После поступления актов в Счетную палату готовится отчет о результатах контрольного мероприятия, который рассматривается Коллегией Счетной палаты, как правило, в присутствии проверяемой стороны.

Порядок подготовки отчета

Данный порядок регламентирован стандартом СФК 4040 .

Главным документом Счетной палаты является отчет. Именно на его основании Коллегия, в целях устранения выявленных нарушений, готовит представления и предписания.

Представление Счетной палаты направляется руководству проверенной организации для устранения нарушений и должно быть рассмотрено в двадцатидневный срок.

Предписание направляется учреждению в случае либо длительного отсутствия реакции проверяемой стороны на полученное представление, либо при выявлении фактов ущерба, требующих немедленного реагирования (ст. 24 Закона № 4-ФЗ).

К сожалению, эффективность резолютивных документов Счетной палаты недостаточно высока - они не имеют прямого действия. А значит, не все проверенные учреждения спешат вносить изменения, на необходимость которых им указывает Счетная палата. Новая проблема возникла и в связи с изменениями в Бюджетном кодексе РФ: с 2009 г. Федеральное казначейство на основании представлений Счетной палаты не может в бесспорном порядке возвращать в бюджет деньги, использованные не по целевому назначению. Изменена сама концепция - теперь считается (и это соответствует мировой практике), что изъятием бюджетных денег должна быть наказана не вся организация, а те конкретные должностные лица, которые допустили их нецелевое расходование. Санкции против них прописаны в КоАП и УК РФ, но они, разумеется, применяются не автоматически, а могут быть реализованы только через судебные процедуры.

На практике эффективность деятельности Счетной палаты во многом обусловлена ее "политическим весом", возможностью беспрепятственного обращения в правоохранительные органы и судебные инстанции. В последние годы имело место немало исков к Счетной палате об отмене ее представлений, однако в абсолютном большинстве случаев они были проиграны проверяемыми организациями.

Сам факт существования независимого органа государственного финансового контроля/аудита служит серьезным фактором повышения финансовой дисциплины получателей средств федерального бюджета, организаций, использующих в той или иной форме государственные ресурсы. Благодаря усилиям инспекторов Счетной палаты удалось выявить ряд изощренных финансовых схем, повысить доходы бюджетов всех уровней, предотвратить попытки нанесения серьезного ущерба государству с использованием мошенничества, подкупа, а также рейдерских действий.

Заключение

Читатели этого материала могут использовать его как практические рекомендации по подготовке к проверке со стороны не только Счетной палаты, но и других оганов финансового контроля. На основе внутренних регламентов проверяющего органа учреждение может построить свою систему внутреннего контроля, принять во внимание стандарты СФК при их разработке и усовершенствовании. Кстати, в соответствии с международной практикой Счетная палата ставит вопрос о наделении ее правом разрабатывать и устанавливать стандарты внутреннего контроля для государственных организаций.

Если учреждение решит всерьез подготовиться к проверке, то алгоритм и содержание проверок помогут выявлять и пресекать нарушения. Безусловно, это сделает его работу более прозрачной для проверяющих органов.

Бухгалтеру на заметку

Копии документов для инспекции делать на "черновиках" нельзя. Об этом говорится в письме Минфина России от 01.02.2010 № 03-02-07/1-35. Согласно Правилам делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти, утвержденным постановлением Правительства РФ от 15.06.2009 № 477, копией документа является документ, полностью воспроизводящий информацию подлинника и его внешние признаки. Пунктом 3.27 ГОСТ Р 6.30-2003 установлено, что на оборотной стороне последнего листа должны располагаться инициалы, фамилия и номер телефона исполнителя этого документа. Исходя из этого, финансовое ведомство указало, что на представляемых копиях должна быть отражена только та информация, которая необходима для целей налогового контроля. Следовательно, копии документов для инспекции нужно делать только на чистой бумаге.

Специфика работы КСП: проверки и их секреты Основные функции контрольно-счетной палаты (КСП) – осуществление контроля за законностью, экономностью и эффективностью расходования средств нашего городского бюджета, а также за управлением и распоряжением муниципальным имуществом во благо городского округа. Как бюджет планируется, как он исполняется, достоверен ли отчет об исполнении бюджета, а также насколько рационально используется казенное имущество - за всем этим надзирает КСП. Работа эта исключительно ответственная и, несомненно, сложная. Но, как оказалось, она может быть еще и очень интересной. Именно так считает председатель Контрольно-счетной палаты Евпатории Наталья КУДЕРЕВКО.

Наталья Стефановна, работа в контрольно-счетной палате - это высокая ответственность, и далеко не каждый человек способен вынести такую нагрузку. Вряд ли эту работу можно назвать воплощением вашей детской мечты? - Действительно, в детстве мне даже в голову не приходило, что я буду работать в такой сфере, мечты были совершенно иными. Сама я выросла в сельской местности, родители мои - бывшие колхозники. Наш колхоз «Россия» некогда был богат, а наше село, как и многие, в доперестроечные времена цвело и развивалось: в моем детстве были и бассейн, и конный спорт, и гимнастика. Я ходила в новую четырехэтажную школу. Так что нам предоставлены были все возможности для развития. В детстве очень любила рисовать, одно время даже занималась в местной художественной мастерской, помогая расписывать шкатулки, матрешки и подносы под хохлому и палех. Естественно, мечтала стать художником, но потом жизнь внесла свои коррективы.После школы я поступила в медицинское училище, после окончания которого получила специальность фельдшера-лаборанта. Однако в медицине я проработала недолго: с самого начала было понятно, что эта профессия - не для меня. Никогда не могла спокойно смотреть на боль, кровь и другие особенности профессии... А в Евпаторийское медучилище поступила по настоянию родителей, не обдумав заранее этот шаг. В Евпатории и осталась после учебы: очень понравился этот уютный город, который стал мне родным. Здесь родилась моя дочь, здесь мой дом, семья, да и большая часть жизни прошла именно здесь. Поскольку я всегда мечтала получить именно высшее образование, то вскоре уже своими силами поступила в университет МВД на специальность «юрист». Учебу успешно окончила и стала работать по профессии. Сначала в Новоозерненском поссовете, затем - в Заозерном. Вот тут уже мне было интересно все: я каждый день узнавала что-то новое, изучала законы, с этого времени я всегда работала в удовольствие. - Как вы попали в контрольно-счетную палату? - Задолго до того, как Крым вернулся в состав Российской Федерации и стало понятно, что Заозерненский поссовет уже не будет существовать в своем прежнем виде, я поняла, что просто необходимо постоянно развиваться, изучать что-то новое. Так устроен человеческий разум, что без новой информации, новых знаний с годами его острота теряется - и, по-моему, так теряется интерес к жизни. В силу своей работы я изучала множество документов, а в начале 2014 года я знакомилась с новыми для нас российскими законами, разбирала проекты решений Евпаторийского городского совета, изучала опыт работы других муниципальных образований... Таким образом я узнала, что в структуру органов местного самоуправления в Российской Федерации входит контрольно-счетная палата. Это было новое для меня - при Украине такого органа не было, и я заинтересовалась тем, как формируется этот орган, каковы его функции. Он, конечно, чем-то отдаленно напоминает знакомое с украинского периода КРУ, но при ближайшем рассмотрении имеет существенные различия. Чем больше я узнавала про деятельность контрольно-счетных палат, тем больше мне хотелось работать именно в этой структуре. Я планировала попробовать свои силы на конкурсе и попытаться устроиться на работу в контрольно-счетную палату хотя бы юристом. Это было бы, как я тогда считала, очень интересно, потому что позволило бы постоянно развиваться и получить новые знания и опыт в той области, которая являлась не только для меня, но и для любого крымчанина не совсем знакомой. Но весной 2014-го я даже представить не могла, что в декабре не просто стану работать здесь, а возглавлю этот орган. Мою кандидатуру на должность председателя КСП единогласно утвердили на сессии депутаты Евпаторийского городского совета. И знаете, я еще ни разу не пожалела об этом назначении. Ведь только за первый год работы в КСП узнала намного больше, чем за все время своей деятельности в качестве юриста с момента окончания университета. - Судя по всему, вы творческая и тонкая натура. Как умудряетесь сочетать такие, казалось бы, несовместимые черты, как любовь к творчеству и умение строго и даже порой жестко руководить такой серьезной организацией, как контрольно-счетная палата? - Одно другому совершенно не мешает. Рисование - это как медитация, помогает отвлечься, уйти в себя, а работа... Это работа. А по поводу жесткости и строгости - ну это не про наш коллектив, сотрудники КСП строгость проявляют больше всего к себе... Понимаете, мы контролируем и проверяем работу различных муниципальных организаций, а для этого нужно самим стремиться к идеальности, жесткому самоконтролю. Здесь без этого никак не обойтись.Кстати, команду свою я подбирала сама. Долго выискивала нужных мне людей, которые смогут жить этой работой, будут фанатами своего дела. И смело скажу, что на своих сотрудников я могу полностью положиться. Но каждому известно, что даже самый ответственный работник может уставать, могут случаться трудности и проблемы - все мы живые люди, и поэтому мы все друг друга подстраховываем. - В чем, на ваш взгляд, состоит важность работы контрольно-счетной палаты? - Многие думают, что главная наша функция - проводить проверки и находить нарушения. Скажу вам прямо: это в корне неверное представление. Главная цель нашей работы - обеспечить результативность и эффективность использования средств местного бюджета. А проверки - это лишь один из методов работы. В основном, я считаю, КСП должны осуществлять экспертно-аналитическую деятельность. То есть направить свои силы на предупреждение, а не на констатацию уже свершившихся нарушений. Это более правильно и соответствует позиции Счетной палаты Российской Федерации. Об этом неоднократно говорил и председатель Счетной палаты Республики Крым Анатолий Заиченко. Мы к этому стремимся.Да, мы проводим проверки, но проверяем мы лишь те объекты, которые попали в зону риска, проблемные сферы. Этот так называемый риск - ориентированный подход. Для этого мы мониторим информацию из различных источников: средства массовой информации, соцсети, запрашиваем предложения у прокуратуры, Следственного комитета, Общественной палаты, принимаем предложения главы города и выполняем поручения городского совета. И если учреждение или предприятие попадает в годовой план наших проверок - это уже сигнал о том, что там есть серьезные проблемы. Как правило, по итогам проведенного контрольного мероприятия информация подтверждается в том или ином масштабе. Но акт проверки - это еще только начало. После вручения акта руководителю объекта контроля мы начинаем работать над устранением выявленных нарушений. Как меры воздействия мы вносим руководителю представление об устранении выявленных нарушений, в котором устанавливаем конкретный срок и предлагаем подготовить план мероприятий по устранению нарушений с определением ответственных за выполнение каждого пункта плана лиц. Но и после этого реализация плана мероприятий по устранению нарушений остается на контроле у аудитора. Конечно, не всегда руководители проверяемых объектов стремятся к исполнению представления КСП, тогда мы составляем в отношении такого руководителя административный протокол и направляем его в суд для рассмотрения. Затем вносим предписание - более строгий акт. Доводим информацию до сведения депутатов, главы администрации, разбираем данный вопрос на своих коллегиях с приглашением нарушителя. Этот процесс не закончится до тех пор, пока не будут устранены все выявленные нарушения. Недополучение доходов, неперечисление в бюджет части прибыли, ущерб местному бюджету и другие нарушения должны быть устранены, бюджетные средства восстановлены в городской бюджет, нормативные документы приведены в соответствие с действующим законодательством и т. д. - Но ведь не всегда люди совершают нарушения сознательно? - В этом и состоит главная сложность. Основная часть нарушений, которые мы находим, совершены по незнанию или невнимательности. Человек просто ошибся, не досмотрел чего-то, а предприятие из-за этого недополучило прибыль или понесло убытки. Понятно, что за все свои ошибки нужно отвечать, но за каждым нарушением стоит чья-то судьба. Именно поэтому наши специалисты каждый факт нарушения, прежде чем указать в акте, проверяют по многу раз. Ведь если есть сомнения в том, что обнаруженные нестыковки - это нарушение закона, лучше перепроверить документы, убедиться в этом. Возможно, выявленному факту есть разумное пояснение и документ, опровергающий мнение контролера. Штрафы за нарушения в финансово-бюджетной сфере вполне серьезные, особенно если учитывать размер зарплат муниципальных служащих, бухгалтеров, других работников... Кроме того, можно только представить себе, как такая ошибка контролера может изменить в худшую сторону качество жизни человека, которому адресованы необоснованные претензии. Люди волнуются, переживают, а потом идут со своими переживаниями домой, в семью... Мы все это понимаем, поэтому, прежде чем внести какое-либо нарушение в акт, максимально перепроверяем его, спорим, разбираем на коллегии. Ошибки в этом деле недопустимы, ведь они могут сломать чью-то судьбу. А те, кто нарушает закон сознательно... Такие тоже бывают, и таких людей видно. И их противозаконные действия всегда становятся явными. Документы все покажут, нужно только знать, куда смотреть. А мы за три года работы успели приобрести соответствующий опыт. И вот тех, кто нарушает закон сознательно, - их жалеть нельзя. - Ваши проверки внезапны? - В том-то и дело, что нет. Годовой план проверок на следующий год мы составляем заранее, в конце текущего года, начинаем в сентябре разрабатывать проект. И уже с января на нашей страничке на портале правительства Республики Крым можно ознакомиться со списком объектов контроля, которые мы проверим в этом году. У их руководителей полно времени для того, чтобы подготовиться к нашей проверке: привести в порядок документацию, перепроверить свою работу, устранить недочеты самостоятельно, если таковые обнаружатся... Повторяю: если объект попал в план наших проверок, то это уже тревожный звоночек для руководителя, свидетельствующий о том, что в его работе не все гладко. И это еще не все. Также мы предупреждаем о проверке руководителя объекта контроля непосредственно за семь рабочих дней до ее начала. Вместе с уведомлением о предстоящей проверке мы отправляем запрос с информацией о том, какие конкретно документы необходимо подготовить к нашему приходу. Но, к сожалению, практика показывает, что люди начинают серьезно относиться к проверке КСП только после того, как она начнется. Правда, встречаются и такие, которые и после ее окончания не воспринимают нас всерьез, ссылаясь на разные причины, не желают устранять допущенные нарушения. Но с каждым последующим годом таких случаев становится все меньше. Бывает и так, что допустивший нарушения уже уволился, но это не освобождает от ответственности за нарушения. Все равно негативные последствия настигают нарушителя в виде судебных разбирательств, административных протоколов и т. д. - Как проходят ваши проверки? - Одна наша проверка длится минимум 30 рабочих дней. Это примерно полтора месяца. Иногда мы можем продлевать срок контрольных мероприятий, например, если объектом контроля затягивается предоставление документов. Прежде чем начать работу, наши контролеры задолго до самой проверки тщательно изучают законодательство и документы, регламентирующие деятельность объекта, который предстоит проверить. Заранее изучив законодательную базу, аудиторы составляют программу контрольного мероприятия и знают, как они будут проводить эту проверку. А далее уже начинается сама проверка. Наша задача не только изучить работу объекта контроля, выяснить, насколько законно и эффективно он распоряжается муниципальными средствами и имуществом, но также найти пути решения проблемы и ответить на вопрос, как сделать деятельность данного объекта контроля более экономной, результативной и прозрачной. По окончании проверки специалисты составляют акт, в котором указываются все выявленные нарушения. У руководителя есть семь дней для того, чтобы представить нам возражения или замечания к акту, приложив подтверждающие документы. А далее - по известной схеме: начинается работа по устранению нарушений, которые выявлены в ходе проверки. - Как бы вы коротко охарактеризовали суть проверок? Что должны сделать ваши специалисты за эти 30 рабочих дней? - Все просто. Контролеры КСП должны прийти на объект, понять схему его работы и помочь сделать ее наиболее эффективной, добиться устранения выявленных нарушений. При этом не менее значимым в нашей работе является обязанность донести до депутатов Евпаторийского городского совета информацию о результатах наших контрольных и экспертно-аналитических мероприятий. Ведь депутаты - главные потребители объективной информации, которую собирает и отрабатывает контрольно-счетный орган. Она необходима и главе администрации, который может принимать на основе этой информации управленческие решения. Я повторюсь: проверки - это лишь небольшой участок нашей работы. Намного больше сил и времени уходит на подготовку заключений к проектам решений городского совета, изучение огромного количества документов, предоставление разъяснений и консультаций должностным лицам, депутатам, участие в рабочих группах и многое другое. - Что в вашей работе кажется вам наиболее интересным? - Возможность узнавать что-то новое. Наше законодательство очень динамично, практически каждый день корректируется. Оттого часто меняются и законы Республики Крым, и муниципальные правовые акты. В этом и состоит самая сложная, а оттого и самая интересная часть нашей работы. Записала Людмила ПУШКИНА. Фото из архива Натальи КУДЕРЕВКО. Опубликовано в газете «Евпаторийская здравница» №54 (19276) от 11.08.2017 г.

Имеет ли право Контрольно-счетная палата при проведении контрольного мероприятия запросить у проверяемого работодателя заверенную копию трудовой книжки руководителя?

Ответ

Ответ на вопрос:

Контрольно-счетная палата может запрашивать трудовые книжки.

Согласно ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 07.02.2011 г. № 6-ФЗ контрольный орган наделен полномочиями по проверке расходования бюджетных средств. При этом проверяется законность расходования средств.

В соответствии с п. 1 ч. 1 чт. 14 Федерального закона от 07.02.2011 г. № 6-ФЗ должностные лица контрольно-счетных органов при осуществлении возложенных на них должностных полномочий имеют право беспрепятственно входить на территорию и в помещения, занимаемые проверяемыми органами и организациями, иметь доступ к их документам и материалам , а также осматривать занимаемые ими территории и помещения.

Это означает, что контрольный орган вправе затребовать для цели осуществления такой проверки любые документы. Поэтому если трудовая книжка необходима для проведения проверки расходования бюджетных средств, контрольный орган может затребовать ее заверенную копию.

Подробности в материалах Системы Кадры:

Правовая база: ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 07.02.2011 № 6-ФЗ

Закон

Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований

Статья 9. Основные полномочия контрольно-счетных органов

1. Контрольно-счетный орган субъекта Российской Федерации осуществляет следующие основные полномочия:

1) контроль за исполнением бюджета субъекта Российской Федерации и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда;

2) экспертиза проектов законов о бюджетах субъекта Российской Федерации и проектов законов о бюджетах территориального государственного внебюджетного фонда;

3) внешняя проверка годового отчета об исполнении бюджета субъекта Российской Федерации, годового отчета об исполнении бюджета территориального государственного внебюджетного фонда;

4) организация и осуществление контроля за законностью, результативностью (эффективностью и экономностью) использования средств бюджета субъекта Российской Федерации, средств бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов и иных источников, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

5) контроль за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в государственной собственности субъекта Российской Федерации, в том числе охраняемыми результатами интеллектуальной деятельности и средствами индивидуализации, принадлежащими субъекту Российской Федерации;

6) оценка эффективности предоставления налоговых и иных льгот и преимуществ, бюджетных кредитов за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, а также оценка законности предоставления государственных гарантий и поручительств или обеспечения исполнения обязательств другими способами по сделкам, совершаемым юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации и имущества, находящегося в государственной собственности субъекта Российской Федерации;

7) финансово-экономическая экспертиза проектов законов субъекта Российской Федерации и нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации (включая обоснованность финансово-экономических обоснований) в части, касающейся расходных обязательств субъекта Российской Федерации, а также государственных программ субъекта Российской Федерации;

8) анализ бюджетного процесса в субъекте Российской Федерации и подготовка предложений, направленных на его совершенствование;

9) контроль за законностью, результативностью (эффективностью и экономностью) использования межбюджетных трансфертов, предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации бюджетам муниципальных образований, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, а также проверка местного бюджета в случаях, установленных ;

10) подготовка информации о ходе исполнения бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета территориального государственного внебюджетного фонда, о результатах проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий и представление такой информации в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации и высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации);

11) участие в пределах полномочий в мероприятиях, направленных на противодействие коррупции;

12) иные полномочия в сфере внешнего государственного финансового контроля, установленные федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации.

2. Контрольно-счетный орган муниципального образования осуществляет следующие основные полномочия:

1) контроль за исполнением местного бюджета;

2) экспертиза проектов местного бюджета;

3) внешняя проверка годового отчета об исполнении местного бюджета;

4) организация и осуществление контроля за законностью, результативностью (эффективностью и экономностью) использования средств местного бюджета, а также средств, получаемых местным бюджетом из иных источников, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

5) контроль за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, в том числе охраняемыми результатами интеллектуальной деятельности и средствами индивидуализации, принадлежащими муниципальному образованию;

6) оценка эффективности предоставления налоговых и иных льгот и преимуществ, бюджетных кредитов за счет средств местного бюджета, а также оценка законности предоставления муниципальных гарантий и поручительств или обеспечения исполнения обязательств другими способами по сделкам, совершаемым юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями за счет средств местного бюджета и имущества, находящегося в муниципальной собственности;

7) финансово-экономическая экспертиза проектов муниципальных правовых актов (включая обоснованность финансово-экономических обоснований) в части, касающейся расходных обязательств муниципального образования, а также муниципальных программ;

8) анализ бюджетного процесса в муниципальном образовании и подготовка предложений, направленных на его совершенствование;

9) подготовка информации о ходе исполнения местного бюджета, о результатах проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий и представление такой информации в представительный орган муниципального образования и главе муниципального образования;

10) участие в пределах полномочий в мероприятиях, направленных на противодействие коррупции;

11) иные полномочия в сфере внешнего муниципального финансового контроля, установленные федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом и нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.

3. Контрольно-счетный орган муниципального района, помимо полномочий, предусмотренных , осуществляет контроль за законностью, результативностью (эффективностью и экономностью) использования средств бюджета муниципального района, поступивших в бюджеты поселений, входящих в состав данного муниципального района.

4. Внешний государственный и муниципальный финансовый контроль осуществляется контрольно-счетными органами:

1) в отношении органов государственной власти и государственных органов, органов территориальных государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления и муниципальных органов, государственных (муниципальных) учреждений и унитарных предприятий соответствующего субъекта Российской Федерации (муниципального образования), а также иных организаций, если они используют имущество, находящееся в государственной (муниципальной) собственности соответствующего субъекта Российской Федерации (муниципального образования);

2) в отношении иных организаций путем осуществления проверки соблюдения условий получения ими субсидий, кредитов, гарантий за счет средств соответствующего бюджета в порядке контроля за деятельностью главных распорядителей (распорядителей) и получателей средств бюджета субъекта Российской Федерации или местного бюджета, предоставивших указанные средства, в случаях, если возможность проверок указанных организаций установлена в договорах о предоставлении субсидий, кредитов, гарантий за счет средств соответствующего бюджета.

Статья 14. Права, обязанности и ответственность должностных лиц контрольно-счетных органов

1. Должностные лица контрольно-счетных органов при осуществлении возложенных на них должностных полномочий имеют право:

1) беспрепятственно входить на территорию и в помещения, занимаемые проверяемыми органами и организациями, иметь доступ к их документам и материалам, а также осматривать занимаемые ими территории и помещения;

2) в случае обнаружения подделок, подлогов, хищений, злоупотреблений и при необходимости пресечения данных противоправных действий опечатывать кассы, кассовые и служебные помещения, склады и архивы проверяемых органов и организаций, изымать документы и материалы с учетом ограничений, установленных законодательством Российской Федерации. Опечатывание касс, кассовых и служебных помещений, складов и архивов, изъятие документов и материалов производятся с участием уполномоченных должностных лиц проверяемых органов и организаций и составлением соответствующих актов;

3) в пределах своей компетенции направлять запросы должностным лицам территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и их структурных подразделений, органов государственной власти и государственных органов субъектов Российской Федерации, органов территориальных государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления и муниципальных органов, организаций;

4) в пределах своей компетенции требовать от руководителей и других должностных лиц проверяемых органов и организаций представления письменных объяснений по фактам нарушений, выявленных при проведении контрольных мероприятий, а также необходимых копий документов, заверенных в установленном порядке;

5) составлять акты по фактам непредставления или несвоевременного представления должностными лицами проверяемых органов и организаций документов и материалов, запрошенных при проведении контрольных мероприятий;

6) в пределах своей компетенции знакомиться со всеми необходимыми документами, касающимися финансово-хозяйственной деятельности проверяемых органов и организаций, в том числе в установленном порядке с документами, содержащими государственную, служебную, коммерческую и иную охраняемую законом тайну;

7) знакомиться с информацией, касающейся финансово-хозяйственной деятельности проверяемых органов и организаций и хранящейся в электронной форме в базах данных проверяемых органов и организаций, в том числе в установленном порядке с информацией, содержащей государственную, служебную, коммерческую и иную охраняемую законом тайну;

8) знакомиться с технической документацией к электронным базам данных;

9) составлять протоколы об административных правонарушениях, если такое право предусмотрено законодательством Российской Федерации.

2. Должностные лица контрольно-счетного органа в случае опечатывания касс, кассовых и служебных помещений, складов и архивов, изъятия документов и материалов в случае, предусмотренном пунктом 2 , должны незамедлительно (в течение 24 часов) уведомить об этом председателя соответствующего контрольно-счетного органа. Порядок и форма уведомления определяются законами субъектов Российской Федерации.

3. Должностные лица контрольно-счетных органов не вправе вмешиваться в оперативно-хозяйственную деятельность проверяемых органов и организаций, а также разглашать информацию, полученную при проведении контрольных мероприятий, предавать гласности свои выводы до завершения контрольных мероприятий и составления соответствующих актов и отчетов.

4. Должностные лица контрольно-счетных органов обязаны сохранять государственную, служебную, коммерческую и иную охраняемую законом тайну, ставшую им известной при проведении в проверяемых органах и организациях контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, проводить контрольные и экспертно-аналитические мероприятия объективно и достоверно отражать их результаты в соответствующих актах, отчетах и заключениях контрольно-счетного органа.

5. Должностные лица контрольно-счетных органов несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за достоверность и объективность результатов проводимых ими контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, а также за разглашение государственной и иной охраняемой законом тайны.

6. Председатель, заместитель председателя и аудиторы контрольно-счетного органа субъекта Российской Федерации вправе участвовать в заседаниях законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, его комиссий и рабочих групп, заседаниях высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации и иных органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а также в заседаниях координационных и совещательных органов при высшем должностном лице субъекта Российской Федерации (руководителе высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

7. Председатель, заместитель председателя и аудиторы контрольно-счетного органа муниципального образования вправе участвовать в заседаниях представительного органа муниципального образования и в заседаниях иных органов местного самоуправления. Указанные лица вправе участвовать в заседаниях комитетов, комиссий и рабочих групп, создаваемых представительным органом муниципального образования.

С уважением и пожеланием комфортной работы, Наталья Никонова,

эксперт Системы Кадры


Актуальные кадровые изменения


  • Проверяющие из ГИТ уже работают по новому регламенту. Узнайте в журнале «Кадровое дело», что за права появились у работодателей и кадровиков с 22 октября и за какие ошибки наказать вас больше не смогут.

  • В Трудовом кодексе о должностной инструкции нет ни единого упоминания. Но кадровикам этот необязательный документ просто необходим. В журнале «Кадровое дело» вы найдете актуальную должностную инструкцию для кадровика с учетом требований профстандарта.

  • Проверьте ваши ПВТР на актуальность. Из-за изменений 2019 года положения вашего документа могут нарушать закон. Если ГИТ найдет устаревшие формулировки, то оштрафует. Какие правила убрать из ПВТР, а что добавить - читайте в журнале «Кадровое дело».

  • В журнале «Кадровое дело» вы найдете актуальный план, как составить безопасный график отпусков на 2020 год. В статье все новшества в законах и практике, которые теперь надо учитывать. Для вас - готовые решения ситуаций, с которыми при подготовке графика сталкиваются четыре компании из пяти.

  • Готовьтесь, Минтруд снова меняет Трудовой кодекс. Всего поправок шесть. Узнайте, как поправки отразятся на вашей работе и что сделать уже сейчас, чтобы изменения не застали врасплох, узнаете из статьи.

Вас проверяет Счетная палата

Все учреждения сталкивались с разнообразными проверками. Чего ожидать тем, кому предстоит ревизия, проводимая контролерами Счетной палаты Российской Федерации и контрольно-счетными органами субъектов РФ? Об этом расскажет А.В. Бликанов, ведущий специалист Контрольно-счетной палаты Кабардино-Балкарской Республики.

Сроки, объемы и способы проведения комплексных ревизий и тематических проверок устанавливает Счетная палата Российской Федерации (ст. 15 Закона от 11 января 1995 г. N 4-ФЗ “О Счетной палате Российской Федерации“ (далее - Закон)). Их прописывают в программе предстоящей проверки. Рассмотрим основные направления, которыми могут заинтересоваться проверяющие.

Проверка сметы доходов и расходов

В смете доходов и расходов приводятся направления ассигнований в структуре классификации расходов бюджетов Российской Федерации. При проверке правильности составления и утверждения сметы необходимо руководствоваться требованиями статей 161 и 221 Бюджетного кодекса, статьи 298 Гражданского кодекса, приказами Минфина России от 10 февраля 2006 г. N 25н (далее - Инструкция N 25н) и от 8 декабря 2006 г. N 168н “Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации“.

В ходе проверки правильности составления сметы доходов и расходов ревизоры выясняют, отражены ли в ней все доходы учреждения, получаемые как из бюджета и территориальных государственных внебюджетных фондов, так и от осуществления предпринимательской и иной приносящей доход деятельности (в том числе доходы от оказания платных услуг, другие доходы, получаемые от использования государственной или муниципальной собственности, закрепленной за учреждением на праве оперативного управления).

На данном этапе проверки ревизоры исследуют также, выполняет ли учреждение требования нормативно-правовых актов в части обоснованности расчетов к смете доходов и расходов и утверждения сметы, правомерности внесенных в нее изменений (на основании какого документа, когда и кем утверждены).

Анализ исполнения сметы

Здесь исследуют своевременность получения от распорядителя средств бюджета уведомлений о бюджетных ассигнованиях, лимитах бюджетных обязательств и объемов финансирования, своевременность и правильность отражения их в учете.

Проверка исполнения сметы доходов и расходов учреждений осуществляется как по кассовым, так и по фактическим расходам.

Следует иметь в виду, что в соответствии с Инструкцией N 25н учет кассовых расходов ведется по кодам классификации операций сектора государственного управления, а фактических - по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов функциональной классификации и по кодам экономической классификации.

При анализе исполнения сметы доходов и расходов также проверяют выполнение основных показателей деятельности учреждения (объем работы, койко-дни, дето-дни, количество врачебных посещений, число учащихся и т.п.).

Основными направлениями ревизии могут быть нижеследующие статьи.

Статья 210 “Оплата труда и начисления на оплату труда“. В ходе проверки правильности ведения учета и расходования средств на оплату труда необходимо руководствоваться нормативными документами, регламентирующими оплату труда работников в бюджетной сфере, нормативными документами и указаниями вышестоящей организации, приказами, распоряжениями, положениями проверяемого учреждения.

Статья 300 “Поступление нефинансовых активов“. В данном случае устанавливают:

Целесообразность использования средств на предметы снабжения и расходные материалы;

Правильность расходования средств на приобретение оборудования и инвентаря (в том числе мягкого);

Соответствие произведенных расходов утвержденным объемам бюджетных ассигнований и ЛБО по соответствующему коду бюджетной классификации Российской Федерации;

Полноту оприходования и правильность списания оборудования и инвентаря, нематериальных активов;

Правильность расходования средств на приобретение продуктов питания и обоснованность их списания;

Правильность расходования средств на приобретение горюче-смазочных материалов, соблюдение при их списании “Норм расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте“, утвержденных Министерством транспорта России 29 апреля 2003 г. (руководящий документ N Р 3112194 - 0366-03);

Соблюдение порядка закупки товаров и услуг.

Помимо этого при проверке бюджетных средств на приобретение оборудования и прочего имущества ревизоры исследуют, используется ли данное оборудование по целевому назначению. Не уйдет от внимания инспекторов и законность предоставления такого имущества в аренду.

Статья 310 “Увеличение стоимости основных средств“ в части капитальных вложений. При анализе расходов на проведение капитального строительства и капитального ремонта проверяются следующие документы:

Проектно-сметная документация (кем разработана и утверждена, правильно ли применены коэффициенты пересчета сметной стоимости СМР, а также лимитированных затрат (плановые на копления, накладные расходы, затраты на возмещение дополнительных затрат в зимнее время); - договоры подряда (правильность оформления и соблюдение условий договоров);

Лицензии подрядчиков на осуществление деятельности (строительства, строительно-монтажных работ);

Акты о приемке выполненных работ (ф. КС-2);

Справка по оплате стоимости выполненных строительно-монтажных работ за месяц и с начала года в текущих ценах (ф. КС-3);

договоры на поставку оборудования в соответствии со спецификацией проектно-сметной документации;

Накладные на отпуск материалов по заявкам подрядчиков.

В ходе проверки устанавливают, насколько правильно и обоснованно учреждение списало бюджетные средства за выполненные работы, материалы для строительных работ. При необходимости производится обмер фактически выполненных работ с составлением промежуточного акта.

При наличии в смете учреждения подстатей 241 “Безвозмездные и безвозвратные перечисления государственным и муниципальным организациям“ и 242 “Безвозмездные и безвозвратные перечисления организациям, за исключением государственных и муниципальных организаций“ проверяется полнота и своевременность поступления, законность, эффективность и целевое использование данных средств.

Подстатьи 310 “Увеличение стоимости основных средств“, 320 “Увеличение стоимости нематериальных активов“, 340 “Увеличение стоимости материальных запасов“. При анализе расходов по указанным статьям проверяют порядок отнесения имущества к той или иной группе объектов нефинансовых активов, оприходования, списания, начисления амортизации, проведения инвентаризации, начисления налогов. Ревизоры изучают правильность отнесения расходов учреждения по оплате договоров на приобретение или создание подрядным способом объектов, относящихся к нематериальным активам, которые не имеют материально-вещественной структуры и на которые оформлены документы, подтверждающие исключительное право учреждения на них.

Подробно
При проверке целевого использования средств в учреждениях здравоохранения в обязательном порядке осуществляют контроль за целевым использованием средств территориального государственного фонда обязательного медицинского страхования.

Заметим, указания по обеспечению целевого и рационального использования средств системы обязательного медицинского страхования утверждены приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 9 декабря 1999 г. N 105 “Об обеспечении рационального использования средств системы обязательного медицинского страхования“.

Проверка целевого использования бюджетных средств

В данном случае необходимо иметь в виду, что приказом Минфина России от 26 апреля 2001 г. N 35н утверждена Инструкция о порядке применения органами Федерального казначейства мер принуждения к нарушителям бюджетного законодательства Российской Федерации. В соответствии с ней нецелевое использование средств бюджета выражается в виде:

Использования средств бюджета на цели, не предусмотренные бюджетной росписью и лимитами бюджетных обязательств на соответствующий финансовый год;

Использования средств бюджета на цели, не предусмотренные в утвержденных сметах доходов и расходов на соответствующий финансовый год;

Использования средств бюджета на цели, не предусмотренные договором (соглашением) на предоставление бюджетных кредитов или бюджетных ссуд;

Использования средств бюджета, полученных в виде субсидий или субвенций, на цели, не предусмотренные условиями их предоставления;

Иных видов нецелевого использования средств бюджета, установленных бюджетным законодательством.

Средства, выделяемые из бюджета в порядке сметного финансирования деятельности учреждений, являются бюджетными вплоть до их фактического использования и подлежат контролю как с точки зрения целевого использования, так и с точки зрения процедуры финансирования.

Выводы об использовании бюджетных средств делаются на основании анализа данных о финансировании, выписок из лицевых счетов, первичных документов (чеки, платежные поручения, приходные и расходные ордера и т.п.), регистров бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности.

Проверка организации и ведения бухгалтерского учета и достоверности представляемой отчетности
На данном этапе проверяют, выполняются ли требования Инструкции N 25н в части разграничения учета средств, получаемых из бюджета и из внебюджетных источников, правильно ли присвоены коды вида деятельности.

В ходе проверки организации бухгалтерского учета изучают структуру бухгалтерской службы, формы и методы ведения бухгалтерского учета. При этом выясняется: соблюдает ли учреждение требование законодательства о подчинении главного бухгалтера непосредственно руководителю; утверждены ли должностные инструкции для работников бухгалтерии; распределены ли служебные обязанности в бухгалтерии по функциональному признаку. Также проверяется наличие и соблюдение утвержденного руководителем графика документооборота, применение унифицированных форм финансовой, учетной и отчетной бухгалтерской документации, ведение предусмотренных нормативными документами регистров бухгалтерского учета. Исследуются правильность и своевременность оформления журнала-ордера, оборотных ведомостей и соответствие итогов оборотов и остатков, приведенных в них, данным синтетического учета, соответствие остатков на начало года остаткам в регистрах учета за предыдущий год. Кроме того, контролеры проверят, как хранятся вышеперечисленные документы текущего года и прошлых лет.

Инспекторы могут изучить и правильность оформления первичных документов (правильность заполнения реквизитов, наличие исправлений, не оговоренных в установленном порядке, подлинность подписей должностных и материально ответственных лиц, правильность подсчетов в документах, достоверность первичных документов).

Достоверность хозяйственных операций, отраженных в первичных документах, при необходимости может быть установлена путем проведения встречных проверок контрагентов учреждения.

Оформление результатов проверки

К сожалению, сроки подготовки актов ревизии законодательно не определены. На практике они составляют от полутора до двух недель.

Акт ревизии состоит из вводной и описательной частей. Первая должна содержать: тему ревизии; дату и место составления акта; сведения о том, кем и на каком основании проведена проверка (номер и дата выдачи удостоверения), ссылку на плановый характер ревизии, на задание; проверяемый период и сроки проведения ревизии; полное наименование и реквизиты учреждения, ИНН; ведомственную принадлежность и наименование вышестоящей организации; сведения об учредителях; основные цели и виды деятельности учреждения; сведения об имеющихся лицензиях; перечень и реквизиты всех счетов в кредитных учреждениях, перечень лицевых счетов, открытых в органах казначейства; сведения о том, кто в проверяемый период имел право первой подписи и кто являлся главным бухгалтером, кем и когда проводилась предыдущая ревизия и какие меры приняты по ее результатам.

В описательную часть акта входят разделы, соответствующие вопросам, прописанным в программе проверки. Здесь должна присутствовать такая информация: характер нарушения, когда и какими распоряжениями оно обусловлено, чем вызвано (объяснение руководителя проверяемого учреждения в дополнение к акту), последствия нарушения, какая сумма нецелевого использования и санкций возмещена в процессе проверки (если возмещение производилось), какие меры приняты для устранения нарушения до окончания проверки. Заметим, при ссылке на какую-либо статью ЭКР инспекторы должны указать не только код статьи, но и его точное наименование.

В обязательном порядке делают ссылки на соответствующие нормативные документы, которые нарушены или не соблюдены, и на внутренние документы учреждения, подтверждающие достоверность сделанных в акте записей (приказы, распоряжения руководителя (его заместителей), выполнение которых привело к нецелевому использованию средств бюджета).

Сведения о нарушениях отражаются в акте отдельно по каждому факту нарушения с обязательным приложением к нему заверенных копий документов, которые подтверждают факт нецелевого использования бюджетных средств.

Должностные лица учреждения вправе ознакомиться с актом в течение одного-трех дней. Если они не согласны с фактами, изложенными в акте, то могут подписать его со своими замечаниями. Замечания могут быть сформулированы сразу при ознакомлении с актом или направлены в адрес Счетной палаты в течение пяти рабочих дней. При несогласии должностного лица подписать акт даже с замечаниями контролеры фиксируют отказ с обязательным указанием даты, времени, обстоятельств отказа и данные свидетелей.

Датой окончания проверки считается дата принятия решения по результатам проверки коллегией Счетной палаты, которой направляется отчет о проверке за подписью аудитора Счетной палаты. Рассмотрев все материалы, коллегия может:

Принять решение о завершении проверки либо о продолжении ревизии с утверждением программы дополнительной углубленной проверки;

Выслать учреждению представление для принятия мер по пресечению выявленных нарушений, возмещению причиненного ущерба и привлечению к ответственности виновных лиц (ст. 23 Закона). Представление должно быть рассмотрено в указанный в нем срок (если же срок не указан - в течение 20 дней со дня получения). О принятом решении и мерах по его реализации следует уведомить Счетную палату;

При выявлении на проверяемых объектах нарушений ведения хозяйственной, финансовой, коммерческой и иной деятельности, наносящих государству прямой непосредственный ущерб и требующих в связи с этим безотлагательного пресечения, а также в случаях умышленного или систематического несоблюдения порядка и сроков рассмотрения представлений Счетной палаты, создания препятствий для проведения контрольных мероприятий Счетная палата имеет право давать администрации проверяемых учреждений обязательные для исполнения предписания (ст. 24 Закона);

Направить результаты ревизии в вышестоящую организацию;

Направить материалы в правоохранительные органы;

Направить материалы по итогам контрольных мероприятий в налоговую инспекцию (в соответствии с Соглашением о порядке взаимодействия между Счетной палатой и Министерством Российской Федерации по налогам и сборам от 10 июля 2001 г. N 01-810/15 и БГ-16-06/70).

Обратите внимание: Счетная палата не вправе применять к учреждению санкции. Кодекс об административных правонарушениях в данном случае предусматривает лишь возможность наложения штрафа за невыполнение вынесенных Счетной палатой распоряжений, требований, предписаний, представлений (п. 1 ст. 19.4, п. 1 ст. 19.5, ст. 19.6 КоАП РФ). Однако в любом случае такие дела рассматривает суд (п. 1 ст. 23.1 КоАП РФ), Счетная палата может только составлять протоколы об административных правонарушениях (п. 5 ст. 28.3 КоАП РФ). Правда, при неоднократном неисполнении или ненадлежащем исполнении предписаний ревизоров коллегия Счетной палаты может принять решение о приостановлении всех видов финансовых платежных и расчетных операций по счетам проверяемых учреждений (ст. 24 Закона), предварительно получив согласие Государственной Думы.

Заметим, законодательство не предусматривает возможности обжалования актов (отчетов), решений Счетной палаты в административном порядке. Отменить предписание или внести в него изменения может только коллегия Счетной палаты (ст. 24 Закона). Что касается судебного обжалования, то отменить можно только предписание. Обращаться к служителям Фемиды за отменой представлений, распоряжений о проведении проверки зачастую бывает бессмысленно (постановление ФАС Московского округа от 18 января 2005 г. по делу N КА-А40/12501-04).

А.В. Бликанов,

ведущий специалист Контрольно-счетной палаты
Кабардино-Балкарской Республики


Самое обсуждаемое
Музыкальный праздник в подготовительной группе ДОУ по сказкам Чуковского Музыкальный праздник в подготовительной группе ДОУ по сказкам Чуковского
Принцип деления Европы на субрегионы Принцип деления Европы на субрегионы
Какие растения растут в пустыне Какие растения растут в пустыне


top