Утверждены формы проверочных листов рострудом, при проведении плановых проверок соблюдения трудового законодательства. Проверочные листы при контрольно-надзорных мероприятиях: что, как, кому? Опрос инспекторов о практике применения проверочных листов

Утверждены формы проверочных листов рострудом, при проведении плановых проверок соблюдения трудового законодательства. Проверочные листы при контрольно-надзорных мероприятиях: что, как, кому? Опрос инспекторов о практике применения проверочных листов

В Закон № 294-ФЗ, защищающий права юридических лиц при осуществлении контроля, в июле 2016 года введены поправки, касающиеся применения проверочных листов. Ведется активная работа по реализации данной возможности. Что же такое проверочный лист, в каких случаях он используется и насколько трудны в нем вопросы?

Внедрение проверочных листов предусмотрено Планом контрольно-надзорной деятельности на 2016 - 2017 годы и Реформой контрольно-надзорной деятельности.

Что такое проверочные листы?

Проверочные листы (ПЛ) включают в себя перечни контрольных вопросов, ответы на которые однозначно свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении объектом проверки обязательных требований, составляющих предмет проверки. Например, ПЛ, разработанный Рострудом для проверки соблюдения требований по содержанию трудовых договоров, может содержать вопрос о наличии в трудовом договоре обязательных положений, таких как трудовая функция, сведения о гарантиях и компенсациях за работу во вредных и (или) опасных условиях труда, условий оплаты труда и т. д.

Отвечая на данные вопросы, работодатель выбирает один из трех предложенных вариантов ответа: «да» - если положения есть, «нет» - если положений нет, «не относится» - если требование неприменимо к конкретному трудовому договору (например, о характере работы, если работа конкретного человека не имеет подвижный, разъездной или какой-то другой характер).

При этом с перечнем вопросов должны быть соотнесены реквизиты нормативных правовых актов (с указанием их структурных единиц, которыми установлены обязательные требования) или требования, определенные муниципальными правовыми актами. Например, если вопрос Росприроднадзора, касающийся внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду, сформулирован так: «Не допускалось ли лицами, обязанными вносить плату, сокрытие или умышленное искажение информации, содержащейся в декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду?» - то ссылка на НПА быть следующей: «ст. 8.5 КоАП РФ» (сокрытие или искажение экологической информации).

В соответствии с положением о виде контроля (надзора) перечень может содержать вопросы, затрагивающие все предъявляемые к объекту проверки обязательные требования, либо ограничить предмет проверки только частью обязательных требований, соблюдение которых наиболее значимо.

Кроме перечня вопросов проверочный лист согласно Требованиям к ПЛ должен содержать следующие сведения:

  • указание вида контроля (надзора), вида (видов) деятельности объекта контроля, производственных объектов, их типов и (или) отдельных характеристик, категорий риска, классов (категорий) опасности, позволяющих однозначно идентифицировать сферу применения формы проверочного листа;
  • указание на ограничение предмета плановой проверки обязательными требованиями, требованиями, установленными муниципальными правовыми актами, изложенными в форме проверочного листа (если это предусмотрено соответствующим положением о виде федерального государственного контроля (надзора), порядком организации и проведения вида регионального государственного контроля (надзора), вида муниципального контроля);
  • наименование органа контроля (надзора) и реквизиты правового акта об утверждении формы проверочного листа.

Этот список открытый, поскольку согласно п. «ж» ст. 4 Требований к ПЛ в проверочный лист могут быть включены и иные данные, установленные положением, порядком или регламентом осуществления определенного вида контроля.

Кроме того, проверочный лист должен содержать поле для внесения сведений, в частности, о наименовании объекта проверки, месте ее проведения, а также реквизиты распоряжения или приказа о ее проведении, должность, фамилию и инициалы контролера.

Статьей 5 Требований к ПЛ предусмотрена возможность оформления проверочных листов в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью.

В каких случаях применяются ПЛ?

Проверочные листы могут быть применены при проведении проверок всех или отдельных юридических лиц - применение обуславливается типом (отдельными характеристиками) используемых ими производственных объектов либо отнесением деятельности юридического лица и (или) используемых им производственных объектов к определенной категории риска, определенному классу (категории) опасности (ч. 11.2 ст. 9 Закона № 294-ФЗ).

Федеральным законом от 13.07.2015 № 246-ФЗ с 01.01.2018 введен риск-ориентированный подход при организации отдельных видов государственного контроля (надзора).

Перечень видов контроля, при которых такой подход применяется, определен Постановлением Правительства РФ от 17.08.2016 № 806.

Контроль с применением риск-ориентированного подхода будет осуществляться, в частности, в виде проверок с использованием проверочных листов.

Проверочные листы применяются только при проведении плановых проверок. Обязанность их использования предусматривается соответствующим положением о виде федерального государственного контроля (надзора), а также порядком организации и проведения отдельных видов государственного, муниципального контроля (ч. 11.1 ст. 9 Закона № 294-ФЗ).

Например, Постановление Правительства РФ от 14.07.2017 № 840 обязывает Росздравнадзор с 01.01.2018 при проведении плановых проверок применять проверочные листы. Постановление вносит изменения в некоторые акты Правительства РФ в части установления обязанности использования списков контрольных вопросов Росздравнадзор при осуществлении госконтроля обращения медицинских изделий; федерального госнадзора в сфере обращения лекарственных средств; госконтроля качества и безопасности медицинской деятельности.

А Постановление Правительства РФ от 29.06.2017 № 774 вносит соответствующие изменения в Положение о пожарном надзоре. Аналогичные постановления вводят процедуру использования ПЛ в сфере природопользования, при федеральном государственном санитарно-эпидемиологическом надзоре, при проведении плановых проверок в рамках государственного и муниципального контроля и т. д.

При этом предмет плановой проверки будет ограничиваться перечнем вопросов, включенных в проверочные листы. Так, Роструд разработал несколько групп контрольных вопросов для разных контрольных мероприятий: о соблюдении порядка и условий изменения трудового договора, о соблюдении порядка прекращения трудового договора, о соблюдении общих требований по установлению режима работы и учету рабочего времени, о соблюдении требований по предоставлению ежегодного основного оплачиваемого отпуска и т. д.

Заполненный список контрольных вопросов прикладывается к акту проверки.

Кто разрабатывает список контрольных вопросов?

Проверочные листы разрабатывают и утверждают органы государственного или муниципального контроля. Каждый разработчик должен составить свой проверочный документ на основании Требований к ПЛ.

При проведении совместных проверок могут применяться сводные списки контрольных вопросов. В этом случае ПЛ разрабатываются и утверждаются несколькими органами контроля (надзора) (п. 5 ст. 7.1, ч. 11.4 ст. 9 Закона № 294-ФЗ).

Где ознакомиться с проверочными листами по конкретному виду контроля?

Формы проверочных листов, утвержденные контрольно-надзорными органами федерального, регионального и муниципального уровня, должны быть размещены на официальных сайтах данных органов (п. 6 Требований к ПЛ).

Эти формы могут использоваться для разработки и размещения в сети интерактивных сервисов для проведения юридическими лицами самопроверки соблюдения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами.

Утвержденных форм проверочных листов пока мало - большинство из них в стадии проектов. А немногие готовые пока в большинстве своем не размещены на официальных сайтах. Например, автору статьи не удалось найти на сайте Ростехнадзора (gosnadzor.ru) утвержденную Приказом Ростехнадзора от 18.05.2017 № 167 проверочную форму, применяемую при осуществлении федерального государственного строительного надзора на этапе строительства, реконструкции гидротехнических сооружений объектов электроэнергетики (типовая форма). В справочно-информационных системах она уже есть. На официальном сайте - пока нет.

Информация о разработке проектов соответствующих актов и итогах их общественного обсуждения должна размещаться на Портале проектов нормативно-правовых актов (regulation.gov.ru). Такие формы на момент написания статьи (август 2017 года) там разместили: Росздравнадзор, Роструд, Россельхознадзор, Росприроднадзор, МЧС, Росгидромет, Ространснадзор, Минкомсвязь.

* * *

Предполагается, что использование при проведении проверок ПЛ и их размещение в Интернете позволят повысить эффективность проверок и снизить административную нагрузку на подконтрольные субъекты.

Приветствую, уважаемые друзья! Эта небольшая, но в тоже время содержательная и важная заметка, в которой вы можете скачать проверочные листы от Роструда в формате MS Word (официальные, зарегистрированные в Минюсте РФ). Важность в том, что именно по этим проверочным листам будет проводиться проверка ГИТ в области охраны труда и трудового законодательства. С проверочными листами появляется возможность хорошо подготовиться к проверке.

Данные проверочные листы можно использовать в целях самопроверки и оформления предписаний. Проверочные листы уже содержат ссылки на нормативные правовые акты, требования которых были нарушены. В общем материал ценный, скачиваем и пользуемся;)

Напомню, проверочные листы по охране труда были утверждены приказом Роструда от 10.11.2017 г. № 655 и прошли регистрацию в Минюсте РФ 22.01.2018 г. № 49720.

Перечень проверочных листов ГИТ

На данный момент утверждено 107 проверочных листов, а именно:

ПЛ № 1. Приём на работу

ПЛ № 3. Порядок и условия изменения трудового договора

ПЛ № 4. Порядок прекращения трудового договора

ПЛ № 5. Режим работы и учёт рабочего времени

ПЛ № 6. Предоставление ежегодного основного оплачиваемого отпуска

ПЛ № 7. Выплата заработной платы

ПЛ № 8. Регулирование труда несовершеннолетних

ПЛ № 9. Регулирование труда иностранных работников

ПЛ № 10. Регулирование труда инвалидов

ПЛ № 11. Регулирование труда женщин и лиц с семейными обязанностями

ПЛ № 12. Регулирование труда лиц, работающих на Крайнем Севере и в местностях, приравненных к нему

ПЛ № 13. Продолжительность рабочего времени

ПЛ № 14. Порядок и условия увольнения работника в связи с сокращением численности или штата работников

ПЛ № 15. Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск

ПЛ № 16. Прочие виды времени отдыха (кроме ежегодных оплачиваемых отпусков)

ПЛ № 17. Правомерность и порядок удержания из заработной платы

ПЛ № 18. Регулирование труда лиц, занятых на подземных работах и с вредными условиями труда

ПЛ № 19. Порядок и условия привлечения к работе за пределами рабочего времени

ПЛ № 20. Расследование и учёт несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

ПЛ № 21. Специальная оценка условий труда

ПЛ № 22. Информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья, предоставляемых им гарантиях, полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты

ПЛ № 23. Охрана труда при работе на высоте

ПЛ № 24. Охрана труда при работах по обслуживанию электроустановок

ПЛ № 25. Охрана труда при строительных работах

ПЛ № 26. Охрана труда при работах в сельском хозяйстве

ПЛ № 27. Предварительные и периодические медицинские осмотры

ПЛ 28. Обучение по охране труда

ПЛ 29. Охрана труда при погрузочно-разгрузочных работах

ПЛ № 30. Средства индивидуальной и коллективной защиты

ПЛ № 31. Система управления охраной труда

ПЛ № 32. Режим труда и отдыха работников в соответствии с нормами трудового права

ПЛ № 33. Санитарно-бытовое обслуживание и медицинское обеспечение работников

ПЛ № 34. Правила и инструкции по охране труда для работников (утратил силу — см. информацию)

ПЛ № 35. Комплект нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой деятельности организации

ПЛ № 36. Условия труда на каждом рабочем месте

ПЛ № 37. Ознакомление работников с требованиями охраны труда

ПЛ № 38. Охрана труда при работах в жилищно-коммунальном хозяйстве

ПЛ № 39. Охрана труда при электросварочных работах

ПЛ № 40. Охрана труда при газосварочных работах

ПЛ № 41. Охрана труда при работах по эксплуатации тепловых энергоустановок

ПЛ № 42. Охрана труда при работах по эксплуатации холодильных установок

ПЛ № 43. Охрана труда при работах в замкнутых объёмах или ограниченных пространствах

ПЛ № 44. Охрана труда при работах с сосудами, работающими под давлением

ПЛ № 45. Охрана труда при газоопасных работах

ПЛ № 46. Охрана труда при огневых работах

ПЛ № 47. Охрана труда при окрасочных работах

ПЛ № 48. Охрана труда при подводных взрывных работах

ПЛ № 49. Охрана труда при работах по ремонту зданий и сооружений

ПЛ № 50. Охрана труда при работах по эксплуатации сетей водоснабжения и канализации

ПЛ № 51. Охрана труда при работах с ядохимикатами (пестицидами) и минеральными удобрениями

ПЛ № 52. Охрана труда при работах в химических лабораториях

ПЛ № 53. Охрана труда при работах по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту технологического оборудования

ПЛ № 54. Охрана труда при работах по ремонту и обслуживанию грузоподъёмных машин

ПЛ № 55. Охрана труда при малярных работах

ПЛ № 56. Охрана труда при работах по эксплуатации котельных

ПЛ № 57. Охрана труда при работах по эксплуатации газового хозяйства

ПЛ № 58. Охрана труда при работах по эксплуатации мазутного хозяйства

ПЛ № 59. Охрана труда при работах по эксплуатации складов твёрдого топлива

ПЛ № 60. Охрана труда при работах по эксплуатации технологического транспорта

ПЛ № 61. Охрана труда при работах с инструментом и приспособлениями

ПЛ № 62. Охрана труда при лесозаготовительных, лесохозяйственных работах и работах по деревообработке

ПЛ № 63. Охрана труда при работах в морских и речных портах

ПЛ № 64. Охрана труда при земляных работах

ПЛ № 65. Охрана труда при эксплуатации конвейеров

ПЛ № 66. Охрана труда при работах по зарядке и обслуживанию аккумуляторных батарей

ПЛ № 67. Охрана труда при работах по складированию

ПЛ № 68. Охрана труда при работах по сливу, наливу нефтепродуктов

ПЛ № 69. Охрана труда при работах по техническому обслуживанию, ремонту и проверке технического состояния автотранспортных средств

ПЛ № 70. Охрана труда при работах по перевозке грузов и пассажиров с помощью автотранспортных средств

ПЛ № 71. Охрана труда при работах по эксплуатации грузовых автомобилей

ПЛ № 72. Охрана труда при работах по эксплуатации внутризаводского транспорта

ПЛ № 73. Охрана труда при монтажных работах

ПЛ № 74. Охрана труда при работах по изготовлению и сборке металлоконструкций

ПЛ № 75. Охрана труда при работах по холодной обработке металлов

ПЛ № 76. Охрана труда при работах по эксплуатации и обслуживанию производственного оборудования машиностроительного профиля

ПЛ № 77. Охрана труда при работах в литейном производстве

ПЛ № 78. Охрана труда при работах в организациях машиностроения

ПЛ № 79. Охрана труда при работах по ремонту мостов и путепроводов

ПЛ № 80. Охрана труда при работах по техническому обслуживанию и ремонту внутрипортового транспорта

ПЛ № 81. Охрана труда при работах по эксплуатации машин и механизмов на территории порта

ПЛ № 82. Охрана труда при выполнении работ по эксплуатации грузоподъёмных машин и механизмов

ПЛ № 83. Охрана труда при проведении слесарно-сантехнических работ

ПЛ № 84. Охрана труда при работах по химической чистке, стирке

ПЛ № 85. Охрана труда при работах по эксплуатации бульдозера

ПЛ № 86. Охрана труда при работах по эксплуатации экскаватора

ПЛ № 87. Охрана труда при работах по эксплуатации трактора

ПЛ № 88. Охрана труда при работах по ремонту автомобильных дорог

ПЛ № 89. Охрана труда при работах по эксплуатации катка

ПЛ № 90. Охрана труда при работах по укладке асфальтобетона

ПЛ № 91. Охрана труда при работах по разметке автомобильных дорог

ПЛ № 92. Охрана труда при работах в полиграфических организациях

ПЛ № 93. Охрана труда при работах по пайке, лужению, наплавке

ПЛ № 94. Охрана труда при работах на металлообрабатывающих станках и оборудовании

ПЛ № 95. Охрана труда при работах по эксплуатации, перевозке и хранению баллонов с сжиженным газом и газовых баллонов

ПЛ № 96. Охрана труда при работах по производству цемента

ПЛ № 97. Охрана труда при работах по переработке молока

ПЛ № 98. Охрана труда при работах по производству хлебобулочных и макаронных изделий

ПЛ № 99. Охрана труда при работах по производству алкогольной и безалкогольной продукции

ПЛ № 100. Обеспечение принятия мер по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья работников при возникновении таких ситуаций, в том числе по оказанию пострадавшим первой помощи

ПЛ № 101. Охрана труда при работах по газопламенной обработке металлов

ПЛ № 102. Охрана труда при работах по напылению и нанесению металлопокрытий

ПЛ № 103. Охрана труда при работах о термической обработке металлов

ПЛ № 104. Охрана труда при работах по ремонту и техническом обслуживании сельскохозяйственной техники

ПЛ № 105. Охрана труда при работах по эксплуатации торговых складов, баз и холодильников

ПЛ № 106. Охрана труда при работах на городском электрическом транспорте

ПЛ № 107. Охрана труда Гарантии медицинских работников

ПЛ № 108. Порядок оформления материальной ответственности

ПЛ № 109. Гарантии работников, занятых у физических лиц — индивидуальных предпринимателей

ПЛ № 110. Гарантии работников угольной промышленности

ПЛ № 111. Гарантии творческих работников

ПЛ № 112. Гарантии спортсменов и тренеров

ПЛ № 113. Требования по организации профессионального образования и обучения, дополнительного профессионального образования, повышения квалификации работников, заключения ученических договоров

ПЛ № 114. Требования при проведении специальной оценки условий труда организациями, проводящими специальную оценку условий труда

ПЛ № 115. Охрана труда при работах по добыче песчано-гравийных материалов на плавучих добывающих снарядах

ПЛ № 116. Охрана труда при хранении, транспортировании и реализации нефтепродуктов

ПЛ № 117. Охрана труда при работах по эксплуатации автозаправочных станций

ПЛ № 118. Охрана труда при работах на линейных сооружениях кабельных линий передачи

ПЛ № 119. Охрана труда при работах на радиорелейных линиях связи

ПЛ № 120. Охрана труда при работах в организациях общественного питания

ПЛ № 121. Охрана труда при работах в организациях масложировой промышленности

ПЛ № 122. Охрана труда при работах в организациях мясной промышленности

ПЛ № 123. Охрана труда при работе по производству сахара, патоки и кондитерских изделий

ПЛ № 124. Охрана труда при работах по производству плодово-овощной продукции

ПЛ № 125. Охрана труда при работах по производству соков

ПЛ № 126. Охрана труда при переработке пластмасс

ПЛ № 127. Охрана труда при работах в организациях табачной промышленности

ПЛ № 128 Охрана труда при производстве асбеста и асбестосодержащих материалов и изделий

ПЛ № 129 Охрана труда при добыче (вылове), переработке водных биоресурсов и производстве отдельных видов продукции из водных биоресурсов

ПЛ № 130 Охрана труда при проведении работ в легкой промышленности

ПЛ № 131 Охрана труда при отделочных работах

ПЛ № 132 Охрана труда при кровельных работах

ПЛ № 133 Охрана труда при осуществлении охраны (защиты) объектов и (или) имущества

СКАЧАТЬ ПРОВЕРОЧНЫЕ ЛИСТЫ

Проверочные листы (списки контрольных вопросов), применяемые при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права

На этой доброй ноте я заканчиваю. Если материал оценили, незабываем чуть ниже ставить рейтинговые звёздочки;) Спасибо за поддержку!

Продолжение следует …

Добрый день, уважаемые подписчики! На сегодняшний день предлагаем ознакомиться с актуальной информацией по надзору в сфере природопользования и применению «новейшего» и «уникального» метода проверок с использованием проверочных листов. Встречайте… старые списки проверочных вопросов под новым восхитительным соусом — Проверочные листы Росприроднадзора!

Ранее на сайте публиковалась небольшая заметка про проверочные листы по экологии . Кто не ознакомился, переходите по ссылке.

Раскладываем проверочные листы Росприроднадзора

Давайте разбираться вместе.

Всего проверочные листы включают 339 вопросов.

09.11.2017 г. Минюстом России зарегистрирован приказ Росприроднадзора от 18.09.2017 г. № 447 «Об утверждении форм проверочных листов (списков контрольных вопросов)» (регистрационный № 48820). Приказ Росприроднадзора № 477 вступает в силу 20.11.2017 г.

Также с 16.11.2017 вступило в силу постановление правительства РФ от 04.11.2017 г. № 1330 «О внесении изменений в постановление правительства РФ от 28.06.2017 г. №762»

Порядок применения проверочных листов при осуществлении плановых проверок в соответствии с изменениями, внесёнными постановлением № 762

Необходимо отметить, что обязанности по использованию проверочных листов при осуществлении лицензионного контроля деятельности по обращению с отходами постановлением № 762 не устанавливалось.

  1. Федерального государственного экологического надзора;
  2. Государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр;
  3. Государственного земельного надзора;
  4. Государственного надзора в области обращения с отходами;
  5. Государственного надзора в области охраны атмосферного воздуха;
  6. Государственного надзора в области охраны водных объектов;
  7. Государственного надзора за соблюдением требований при обращении с веществами, разрушающих озоновый слой.

С 1 июля 2018 года проверочные листы будут использоваться ещё и при осуществлении отдельных видов государственного экологического надзора:

  • на континентальном шельфе;
  • во внутренних морских водах и территориальном море РФ;
  • в исключительной экономической зоне РФ;
  • в области охраны озера Байкал;
  • федеральный государственный контроль (надзор) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов на особо охраняемых природных территориях федерального значения.

Приведём Нормативные правовые акты и иные документы, предусматривающие использование проверочных листов Росприроднадзором:

  1. Федеральный закон от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее — Закон № 294-ФЗ);
  2. Постановление Правительства Российской Федерации от 13.02.2017 г. № 177 «Об утверждении общих требований к разработке и утверждению проверочных листов (списков контрольных вопросов)»;
  3. Постановление Правительства Российской Федерации от 28.06.2017 г. № 762 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»;
  4. Постановление Правительства Российской Федерации от 08.05.2014 г. № 426 «О федеральном государственном экологическом надзоре»;
  5. Постановление Правительства Российской Федерации от 12.05.2005 г. № 293 «Об утверждении Положения о государственном надзоре за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр»;
  6. Постановление Правительства Российской Федерации от 02.01.2015 г. № 1 «Об утверждении Положения о государственном земельном надзоре»;
  7. Постановление Правительства Российской Федерации от 05.06.2013 г. № 476 «О вопросах государственного контроля (надзора) и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации», которым утверждены, в том числе:
    — Положение о государственном надзоре в области охраны атмосферного воздуха;
    — Положение о государственном надзоре в области использования и охраны водных объектов;
    — Положение о федеральном государственном надзоре в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания (изменения вступают в силу с 01.07.2018);
    — Положение о федеральном государственном пожарном надзоре в лесах (изменения вступают в силу с 01.07.2018);
  8. Постановление Правительства Российской Федерации от 22.06.2007 г. № 394 «Об утверждении Положения об осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны)» (изменения вступают в силу с 01.07.2018 г.);
  9. Постановление Правительства Российской Федерации от 24.12.2012 г. № 1391 «О государственном надзоре в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий федерального значения» (изменения вступают в силу с 01.07.2018 г.);
  10. Постановление Правительства Российской Федерации от 25.01.2013 г. № 29 «О федеральном государственном охотничьем надзоре» (изменения вступают в силу с 01.07.2018 г.);
  11. Приказ Росприроднадзора от 18.09.2017 г. № 447 «Об утверждении форм проверочных листов (списков контрольных вопросов)»;
  12. Паспорт реализации проектов стратегического направления «Реформа контрольной и надзорной деятельности Федеральной службы по надзору в сфере природопользования», утверждённый протоколом заседания Проектного комитета по основному направлению стратегического развития «Реформа контрольной и надзорной деятельности» от 21 февраля 2017 г. № 13(2).

Общие положения о применении проверочных листов Росприроднадзора

В соответствии с изменениями, внесёнными в положения о видах государственного надзора, осуществляемых Росприроднадзором, проверочные листы содержат вопросы, затрагивающие предъявляемые к юридическому лицу и индивидуальному предпринимателю обязательные требования, соблюдение которых является наиболее значимым с точки зрения недопущения:

  • возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры), безопасности государства;
  • угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Изменениями установлено, что предмет плановых проверок Росприроднадзора ограничен вопросами, содержащимися в форме проверочного листа.

Применение проверочных листов Росприроднадзора при проведении внеплановых проверок Законом № 294-ФЗ не предусмотрено.

В распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора) указываются в том числе реквизиты проверочного листа (списка контрольных вопросов), если при проведении плановой проверки должен быть использован проверочный лист (список контрольных вопросов) (п. 5.1 ч. 2 ст. 14 Закона № 294-ФЗ).

Порядок заполнения проверочных листов при проведении проверок Росприроднадзора

Частью 11.3 статьи 9 Закона № 294-ФЗ установлено, что проверочные листы (списки контрольных вопросов) разрабатываются и утверждаются органом государственного контроля (надзора) в соответствии с общими требованиями, определяемыми Правительством Российской Федерации, и включают в себя перечни вопросов, ответы на которые однозначно свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований, составляющих предмет проверки.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2017 г. № 177 утверждены общие требования к разработке и утверждению проверочных листов (списков контрольных вопросов) (далее — общие требования), в том числе в п. 4 установлены требования к содержанию формы проверочного листа (списка контрольных вопросов).

В соответствии с общими требованиями подготовлен приказ Росприроднадзора от 18.09.2017 г. № 447 «Об утверждении форм проверочных листов (списков контрольных вопросов)».

В формах проверочных листов, утверждённых Росприроднадзором, предусматривается 3 варианта ответа на задаваемые юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям вопросы: «да», «нет», либо «н/р» — требование на юридическое лицо/индивидуального предпринимателя не распространяется.

В случае если в проверочном листе ставится отметка «нет», свидетельствующая о несоблюдении обязательного требования, то соответствующие пояснения по вопросу несоблюдения обязательного требования должны отражаться в п. 7 акта проверки «сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях обязательных требований».

Отметка «н/р» указывается в тех случаях, когда на проверяемое юридическое лицо (индивидуального предпринимателя) не возложено обязанностей по исполнению соответствующего обязательного требования, например:

  • проверяемое лицо не эксплуатирует объекты размещения, обезвреживания отходов либо эксплуатирует такие объекты, введенные в эксплуатацию до вступления в силу Федерального закона от 23.11.1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (в этой связи отсутствует обязанность по получению заключения государственной экологической экспертизы) — вопрос 22 приложения 1;
  • у проверяемого лица отсутствуют источники выбросов/сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду (в этой связи отсутствует обязанность по получению соответствующих разрешительных документов) – вопросы 1, 5 приложения 5, вопрос 1 приложения 6;
  • проверяемое лицо соблюдает предельно допустимые выбросы (в этой связи отсутствует обязанность по установлению временно согласованных выбросов) — вопрос 2 приложения 5.

Отдельные вопросы, включённые в проверочные листы Росприроднадзора, связаны с проверкой наличия у юридического лица, индивидуального предпринимателя документов.

В этой связи необходимо отметить, что в соответствии с п. 9 ст. 15 Закона № 294-ФЗ при проведении проверки должностные лица органа государственного контроля (надзора) не вправе требовать от юридического лица, индивидуального предпринимателя представления документов и (или) информации, включая разрешительные документы, имеющиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, включенные в определенный Правительством Российской Федерации перечень (распоряжение Правительства Российской Федерации от 19.04.2016 г. № 724-р).

Проверочные листы Росприроднадзора заполняются по тем видам государственного надзора, которые указаны в п. 5 приказа Росприроднадзора (его территориального органа) о проведении проверки. В случае если в приказе предусмотрено проведение федерального государственного экологического надзора без указания конкретных видов, заполнению подлежат все проверочные листы.

В случае если в приказе предусмотрено проведение федерального государственного экологического надзора в части отдельных его видов (земельный надзор, геологический надзор и т.д.) заполнению подлежат форма проверочного листа по общим вопросам федерального государственного экологического надзора (приложение 1 к приказу Росприроднадзора «Об утверждении форм проверочных листов (списков контрольных вопросов)»), а также соответствующие формы по видам надзора.

В п. 4 формы проверочного листа указывается место проведения плановой проверки с заполнением проверочного листа и (или) используемые юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем производственные объекты.

В случае проведения проверки по нескольким адресам или в отношении нескольких производственных объектов все они должны быть указаны в п. 4 формы.

При перечислении проверяемых объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, необходимо указывать присвоенные им при постановке на государственный учёт коды.

В отношении объектов I категории проверочные листы до 01.07.2018 г. не применяются (не заполняются), соответственно, такие объекты в п. 4 не указываются.

В п. 4 формы проверочного листа Росприроднадзора, применяемой при осуществлении федерального государственного экологического надзора, (приложение 1 к приказу) указываются все производственные объекты юридического лица, индивидуального предпринимателя, которые были проверены в ходе плановой проверки.

В п. 4 форм проверочных листов Росприроднадзора, применяемых при осуществлении отдельных видов федерального государственного экологического надзора (приложения 2-7 к приказу) указываются производственные объекты юридического лица, индивидуального предпринимателя, которые были проверены в рамках конкретного вида надзора (объекты, связанные с пользованием недрами; объекты земельных отношений, в отношении которых проводилась проверка; объекты, связанные с образованием и обращением с отходами; объекты, оказывающие негативное воздействие на атмосферный воздух и т.д.).

Проверочный лист по результатам проверки по каждому направлению надзора заполняется один, независимо от количества адресов мест осуществления деятельности и производственных объектов у проверяемого лица.

Оформление результатов проверки с использованием проверочного листа Росприроднадзора

При проведении проверки с использованием проверочного листа заполненный по результатам проведения проверки проверочный лист прикладывается к акту проверки (ч. 11.5 ст. 9 Закона № 294-ФЗ).

Проверочный лист должен быть оформлен вместе с актом проверки непосредственно после завершения проверки.

Экземпляр акта проверки с приложением копии проверочного листа вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю.

В случае отсутствия уполномоченных представителей юридического лица, индивидуального предпринимателя, а также в случае отказа проверяемого лица дать расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки акт (с приложением копии проверочного листа) направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

Согласно ч. 12 ст. 16 Закона № 294-ФЗ юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, проверка которых проводилась, в случае несогласия с фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте проверки (в том числе, с информацией, указанной в проверочном листе), в течение пятнадцати дней с даты получения акта проверки вправе представить в соответствующий орган государственного контроля (надзора) в письменной форме возражения в отношении акта проверки в целом или его отдельных положений.

Применение проверочных листов не приведет к предъявлению дополнительных требований к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям при проведении проверок, поскольку, как и до их применения, должностными лицами Росприроднадзора будет проверяться соответствие юридических лиц и индивидуальных предпринимателей существующим обязательным требованиям.

В соответствии с ч. 1 ст. 2.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ (далее — КоАП РФ) юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями раздела II КоАП РФ.

Применение проверочных листов позволит сделать проверки более прозрачными, так как предмет проверки чётко определён до её начала и известен как проверяемому лицу, так и государственному инспектору.

Будет проводиться анализ применения проверочных листов, в том числе:

  • выявление фактов чрезмерного административного давления на проверяемых лиц;
  • выявление избыточных, устаревших, дублирующих обязательных требований;
  • ведение статистики нарушений обязательных требований;
  • профилактика нарушений путем самооценки выполнения обязательных требований.

На этом всё. Теперь можно скачать сами проверочные листы Росприроднадзора в формате MS Word.

СКАЧАТЬ ПРОВЕРОЧНЫЕ ЛИСТЫ

Приказ Росприроднадзора от 18.09.2017 г. № 447 «Об утверждении форм проверочных листов (списков контрольных вопросов)»

Дополнительная информация

Многие документы упомянутые в этой заметке, можно найти с помощью Всеищущего поиска .

Напоминаем, что у нас можно пройти обучение по экологии .

Заметку подготовила моя помощница по развитию рубрики «Экологическая Безопасность » Ксения Ралдугина.

Если информация про проверочные листы Росприроднадзора понравилась, то не забываем про рейтинговые звёздочки и форму комментариев;) Спасибо за участие!

Продолжение следует …

С 01.10.2017 некоторые органы контроля и надзора должны применять проверочные листы с контрольными вопросами. Новый механизм призван решить сразу ряд задач – оптимизировать, упростить и повысить транспарентность проверок. Это все для контролеров. Но представители бизнеса также получат от этого инструмента пользу, если найдут к нему верный подход.

Кому актуально

С проверочными листами столкнутся организации и предприниматели, в отношении которых могут проводиться определенные типы проверок.

С 01.10.2017 новое регулирование затрагивает незначительное количество видов государственного контроля (надзора). В их числе ветеринарный надзор, земельный надзор, контроль (надзор) в транспортной сфере и отдельные виды надзора в сфере охраны окружающей среды 1 . С 06.10.2017 проверочные листы должны использоваться в ходе надзора в области связи 2 . В рамках санитарно-эпидемиологического надзора после 01.10.2017 проверочные листы будут применяться лишь к некоторым лицам, ко всем остальным – с 01.07.2018 3 . Аналогичная ситуация с пожарным надзором: механизм заработает 01.10.2017, но все объекты защиты он охватит после 01.07.2018 4 .

С начала 2018 года количество видов государственного контроля (надзора), для которых следует использовать проверочные листы, увеличится. К ним будут относиться энергетический надзор, надзор в областях безопасности гидротехнических сооружений, промышленной безопасности, гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций, а также отдельные виды контроля (надзора) в медицинской и фармацевтической сферах 5 . С 01.01.2018 проверочные листы будут использоваться в ходе надзора за соблюдением трудового законодательства, но только применительно к определенным лицам; ко всем поднадзорным субъектам – после 01.07.2018 6 .

С 01.07.2018 проверочные листы будут применяться также для следующих видов государственного надзора: охотничьего и лесного надзора, пожарного надзора в лесах, надзора в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий федерального значения, а также надзора в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания 7 .

В дальнейшем перечень видов контроля и надзора, в рамках которых необходимо использовать проверочные листы, может расшириться. Для этого достаточно будет внести соответствующие изменения в нормативный акт о любом из видов контроля (надзора), на который распространяется действие Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Для того чтобы столкнуться с проверочными листами, организации или предпринимателю недостаточно быть объектом перечисленных видов контроля (надзора). Необходимо еще попасть в план соответствующих проверок. Во время внеплановых проверок проверочные листы использоваться не будут. Заранее сформировать проверочный лист в этом случае невозможно, так как вопросы проверки определяются ее поводом.

Механизм работы

Проверочный лист – это инструмент проверки, позволяющий оценить соблюдение нормативных требований. Его основной элемент – вопросы, которые отражают содержание этих требований. Формы большинства проверочных листов еще разрабатываются. Но из проектов нормативных актов уже видно, что вопросы предполагается формулировать не только в вопросительной, но и в утвердительной форме, а ответы на них будут односложными – да или нет. Такие конструкции должны однозначно свидетельствовать о том, соблюдает ли поднадзорное лицо соответствующее требование или нет 8 .

Заполнять проверочный лист и принимать решение о том, каким образом ответить на вопрос, будет должностное лицо контролирующего органа. Причем происходить это будет по итогам анализа всех собранных материалов. Поэтому проверочный лист – это не просто опросник. Для того чтобы сформулировать ответ на вопрос, одного лишь мнения проверяемого лица будет недостаточно.

Заполненный проверочный лист прикладывается к акту проверки 9 и, таким образом, будет рассматриваться как одно из доказательств соблюдения или несоблюдения нормативных требований. Поэтому лицу, в отношении которого проводится проверка, стоит удостовериться в корректности оформления проверочного листа и зафиксировать возможные замечания.

Если должностные лица контролирующего органа нарушат порядок использования проверочных листов, появится возможность добиться отмены результатов проверки. Копия заполненного проверочного листа как приложение к акту проверки должна быть вручена лицу, в отношении которого проводилась проверка 10 . Нарушение этой обязанности законодательство квалифицирует в качестве грубого и достаточного, чтобы оспорить результаты проверки 11 .

Польза для бизнеса

Проверочный лист – это ограничитель предмета проверки. В таком ракурсе он наиболее выгодно смотрится для лица, в отношении которого проводятся мероприятия по контролю.

Предметом проверки является соблюдение нормативных требований. Соответственно, ограничение предмета будет заключаться в определении круга требований, выход за который недопустим. Эту функцию как раз и выполняют вопросы проверочных листов: они показывают, чем контролеры вправе интересоваться, а чем – нет.

Закон запрещает истребовать документы, информацию и другие материалы, которые не относятся к предмету проверки 12 . Подобный запрос будет незаконным. Поэтому контролеры не смогут применить ответственность за его неисполнение. Однако неповиновение не всегда окажется лучшей стратегией. Вопрос о выходе за пределы предмета проверки часто является неоднозначным. Проверочный лист, к примеру, не ограничивает право задавать дополнительные и уточняющие вопросы, если они необходимы для целей проверки. Более того, правоприменительная практика иногда признает требования государственных органов законными, а следовательно, подлежащими исполнению до тех пор, пока эти требования не будут оспорены в определенном порядке 13 . Но если проверяемое лицо исполнит требование, не относящееся к предмету проверки, собранные в результате этого материалы могут утратить доказательственную силу 14 .

Другое преимущество проверочного листа в том, что он заранее раскрывает ограничения предмета проверки до ее начала. Формы проверочных листов утверждаются нормативными актами, которые подлежат опубликованию, в том числе и на сайте контролирующего органа 15 .

До рассматриваемых нововведений трудно было предположить, в какую сторону направятся мероприятия по контролю. На практике проверяющие двигались одновременно во всех направлениях, которые даже отдаленно относились к их компетенции, и не останавливались, пока не выявляли достаточное количество нарушений. Теперь лицо, которое попало в план проверок, может использовать проверочные листы для самодиагностики, самостоятельно оценить соответствие деятельности нормативным предписаниям, прекратить нарушения и ликвидировать их последствия.

В отдельных случаях проверочные листы могут выполнить разъяснительную функцию: станут ориентиром, который поможет верно исполнить требования законодательства. Особенно это будет актуально в ситуациях, когда предписания неоднозначны или противоречат друг другу. Организации и предприниматели будут более четко понимать, что следует делать, а от чего лучше воздержаться, чтобы соответствовать законодательным требованиям.

Обратная сторона вопроса

При всех своих плюсах проверочные листы также способны создать и негативный эффект. В первую очередь это дополнительные расходы на внутренний контроль (комплаенс). Организациям и предпринимателям, помимо массива законодательства, теперь придется отслеживать изменение проверочных листов. Большая интенсивность такой динамики вполне вероятна, так как контрольные вопросы будут формироваться с учетом переменчивых и оценочных факторов: частоты выявляемых нарушений и их опасности 16 .

Руководствоваться только проверочными листами не получится: они не избавят от необходимости отслеживать и тем более соблюдать все без исключения требования законодательства. Для самодиагностики проверочных листов также окажется недостаточно. Содержащиеся в них вопросы сами по себе не имеют обязательного характера, а лишь отражают и переформулируют некоторые законодательные требования. Если в ходе проверки контролер попутно выявит нарушение требований, которые не входили в предмет проверки, он обязан будет принять соответствующие меры реагирования.

Еще одним риском являет то, что проверочные листы вместо того, чтобы упростить понимание законодательства, на практике могут создать противоположный эффект. Этому будет способствовать сам механизм перефразирования законодательных требований в вопросы проверочных листов. Отступление от законодательной техники способно привести к двоякому пониманию одного и того же требования.

Описанные же недостатки некритичны. Риски, связанные с усложнением системы комплаенс, предупреждаются ее тонкой настройкой под конкретные бизнес-процессы. Затраты на обеспечение законности деятельности вполне могут окупиться за счет преимуществ проверочных листов.

Остальные риски, связанные с проверочными листами, выявит правоприменительная практика. Для того чтобы оперативно на них реагировать и исключить возможные негативные последствия для бизнеса и контролеров, предусмотрен переходный период 17 , в течение которого возможно будет детально ознакомиться с работой нового механизма.

1 Постановления Правительства РФ от 29.05.2017 № 652, от 30.08.2017 № 1041 и от 28.06.2017 № 762.

2 Постановление Правительства РФ от 04.07.2017 № 787.

3 Постановление Правительства РФ от 14.06.2017 № 707.

4 Постановление Правительства РФ от 29.06.2017 № 774

5 Постановления Правительства РФ от 04.08.2017 № 930, от 22.07.2017 № 864 и от 14.07.2017 № 840.

6 Постановление Правительства РФ от 08.09.2017 № 1080.

7 Постановление Правительства РФ от 28.06.2017 № 762.

8 Пункт 11.3 ст. 9 Закона № 294-ФЗ.

9 Пункт 11.5 ст. 9 Закона № 294-ФЗ.

10 Часть 4 ст. 16 Закона № 294-ФЗ.

11 Пункт 6 ч. 2 ст. 20 Закона № 294-ФЗ.

12 Пункт 3 ст. 15 Закона № 294-ФЗ.

13 Определение ВС РФ от 14.11.2014 по делу № 301-ЭС14-3185, А43-8323/2013 и др.

14 Пункт 5 ч. 2 ст. 20 Закона № 294-ФЗ.

15 Пункты 3 и 6 Общих требований к разработке и утверждению проверочных листов (списков контрольных вопросов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.02.2017 № 177).

16 Пункт 5.4 Методических рекомендаций по реализации органами государственного контроля (надзора) Российской Федерации, органами государственного контроля (надзора) субъектов Российской Федерации и органами муниципального контроля мер, направленных на повышение результативности и эффективности осуществляемых ими в рамках контрольно-надзорной деятельности проверок, утвержденных протоколом заседания Правительственной комиссии по проведению административной реформы от 09.06.2016 № 142.

17 http: // open.gov.ru/events/5516290/.

Уважаемые предприниматели!

В соответствии с п. 11.1 ст. 9 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», Постановлением Правительства РФ от 14.06.2017 № 707 внесены изменения в Положение о федеральном государственном санитарно-эпидемиологическом надзоре об использовании при проведении плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей проверочных листов (списки контрольных вопросов).

Приказом Роспотребнадзора от 18.09.2017 № 860 утверждены для применения с 06.01.2018 формы проверочных листов, используемых должностными лицами Роспотребнадзора при проведении плановых проверок в отношении предприятий общественного питания, торговли, парикмахерских, салонов красоты и соляриев в рамках осуществления федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

С 01 июля 2018 года применение таких проверочных листов будет обязательным при проведении проверок в рамках федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Проверочный лист содержит исчерпывающий перечень вопросов, подлежащих проверке, соотнесенный с реквизитами нормативных правовых актов. Перечни вопросов затрагивают предьявляемые к юридическому лицу и индивидуальному предпринимателю обязательные требования, соблюдение которых является наиболее значимым с точки зрения недопущения возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан.

Перечисленные в проверочном листе нормативные правовые акты определяют предмет плановой проверки. В ходе проведения плановых проверок с использованием проверочных листов проверке подлежат вопросы, исключительно включенные в указанные проверочные листы. Данные требования на внеплановые проверки не распространяются.

Заполненный по результатам проведения проверки проверочный лист приобщается к акту проверки и является его приложением, о чем в акте делается соответствующая запись.

1. Проверочный лист (список основных контрольных вопросов) при проведении плановой проверки с целью федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора за соблюдением обязательных требований на предприятиях (объектах) общественного питания.

2. Проверочный лист (список основных контрольных вопросов) при проведении плановой проверки с целью федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора за соблюдением обязательных требований на предприятиях торговли.

3. Проверочный лист (список основных контрольных вопросов) при проведении плановой проверки с целью федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора за соблюдением обязательных требований в парикмахерских, салонах красоты, соляриях.

Файлы для загрузки:

Проверочный лист (список основных контрольных вопросов) при проведении плановой проверки с целью федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора за соблюдением обязательных требований в парикмахерских, салонах красоты, соляриях (41 Кб)


Самое обсуждаемое
Музыкальный праздник в подготовительной группе ДОУ по сказкам Чуковского Музыкальный праздник в подготовительной группе ДОУ по сказкам Чуковского
Принцип деления Европы на субрегионы Принцип деления Европы на субрегионы
Какие растения растут в пустыне Какие растения растут в пустыне


top