Послания и поручения президента российской федерации как официальные письменные документы. Поручение президента рф владимира путина по вопросам общего образования По поручению президента российской федерации

Послания и поручения президента российской федерации как официальные письменные документы. Поручение президента рф владимира путина по вопросам общего образования По поручению президента российской федерации

Президент Российской Федерации Владимир Путин поручил премьер-министру Дмитрию Медведеву обеспечить контроль за систематическим обновлением содержания школьного образования, а также за снижением внеучебной нагрузки на школьников.

Поручение
Д.А.Медведеву

Обеспечьте:

контроль за реализацией комплекса мер, направленных на систематическое обновление содержания общего образования на основе результатов мониторинговых исследований и с учетом современных достижений науки и технологий, изменений запросов учащихся и общества, ориентированности на применение знаний, умений и навыков в реальных жизненных условиях;

нормативно-правовое закрепление положения о корректировке федеральных государственных образовательных стандартов общего образования и примерных основных общеобразовательных программ, в том числе перечня учебных предметов, при наличии научного обоснования необходимости такой корректировки в соответствии с приоритетами научно-технологического развития Российской Федерации и планом реализации Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации;

осуществление мер по интеграции учебной и воспитательной работы в рамках реализации основных общеобразовательных программ, а также по снижению внеучебной нагрузки на учащихся за счет повышения их заинтересованности и максимального вовлечения в образовательный процесс, использования современных технологий, средств обучения и воспитания.

Рассказать друзьям:

Вконтакте

Одноклассники

12 / 02 / 2017

Показать обсуждение

Обсуждение

Комментариев пока нет

30 / 01 / 2020

Советник президента России Александра Левицкая считает целесообразным создание в нацпроекте "Образование" раздела о подготовке педагогических кадров.

27 / 01 / 2020

Тем, кто хочет стать эффективным менеджером образования! Объявляется набор на программу профессиональной переподготовки «Менеджмент в образовании». Программа «Менеджмент в образовании» направлена на формирование способов управленческой деятельности на основе современных теорий и практик менеджмента; на формирование, развитие и совершенствование у слушателей профессиональных компетенций,...

27 / 01 / 2020

Несмотря на большой педагогический опыт и интерес к работе в школе, мы все больше погружаемся в научное пространство университета. Большое влияние на нас оказало участие в 2018 и 2019 году в Неделе Памяти Т.И. Шамовой и затем в „Шамовских педагогических...

24 / 01 / 2020

12-16 января 2020 г. по приглашению чартерной школы Global Village Academy (г. Денвер, штат Колорадо, США) зав. лабораторией междисциплинарных филологических проектов в образовании, доц. кафедры методики преподавания русского языка, д.пед.н. О.Е. Дроздова проводила мастер-классы для американских коллег – учителей русского...

23 / 01 / 2020

В рамках модернизации профориентационной работы кафедра экономической теории и менеджмента организована систематическая работа с обучающимися ГБОУ СОШ № 1095 (Северо-Восточный административный округ), которую ведёт к.и.н., доцент Шатаева О.В. Работа проводится в учащимися 7-8-х классов, для которых организована «Малая академия экономики...

23 / 01 / 2020

Кафедра экономической теории и менеджмента продолжает развивать сотрудничество со школами г. Москвы. 22 января в школе № 1095 в рамках работы «Малой академии экономики и права» доцентами кафедры Шатаевой О.В. и Николаевым М.В. был организован урок на тему «Экономика...

22 / 01 / 2020

Новый премьер-министр России Михаил Мишустин представил Владимиру Путину обновленный состав кабинета министров, который президент одобрил.


22 / 01 / 2020

Академику РАО, доктору психологических наук, профессору, почётному профессору МПГУ, научному руководителю кафедры психологии развития личности Валерии Сергеевне Мухиной 85 лет. 22 января 2020 г. празднует 85 лет Валерия Сергеевна Мухина – ведущий отечественный психолог с мировым именем; действительный член Российской...

21 / 01 / 2020

Завершено формирование программы XII Шамовских чтений Научной школы управления образовательными системами. Тема 2020 года – «Горизонты и риски развития образования в условиях системных изменений и цифровизации». По традиции, 25 января последователи и сторонники научных идей Татьяны Ивановны Шамовой собираются в лучших современных...

20 / 01 / 2020

Президент России Владимир Путин поручил правительству РФ и главам регионов подготовить предложения по совершенствованию подготовки преподавателей языков народов РФ и литературного чтения на этих языках.

19 / 01 / 2020

17 января 2020 года по инициативе кафедры методики преподавания русского языка Института филологии Московского педагогического государственного университета состоялось чествование профессора Татьяны Михайловны Пахновой в связи с 60-летием ее педагогической деятельности.

17 / 01 / 2020

Уже третий год преподаватели русского языка как иностранного кафедры довузовского обучения РКИ Института Филологии работают в Московском институте искусств в Китае. Вэйнань стал интереснейшей методической площадкой не только для русистов, но и музыкантов, художников, психологов и педагогов нашего университета.

14 / 01 / 2020

Перед началом зимней сессии на кафедре управления образовательными системами имени Т.И. Шамовой состоялась защита курсовых работ по дисциплине «Технология подготовки экспертных заключений» (Руководитель – доц. Сергей Владимирович Усков). Магистранты подготовили и представили к защите методические разработки, обосновывающие и описывающие процедуры...

13 / 01 / 2020

Министр просвещения Ольга Васильева возрождает лучшие традиции российского образования, заявили опрошенные РИА Новости накануне юбилея главы Минпросвещения эксперты, отметив также важность ее предложения по возвращению в педагогические вузы специалитета и работу, направленную на повышению престижности профессии учителя.

13 / 01 / 2020

Сегодня профессиональное сообщество, коллеги и близкие российского политика, историка, религиоведа Ольги Васильевой поздравляют главу ведомства с днем рождения.

10 / 01 / 2020

Один из старейших отечественных педагогических журналов «Литература в школе», ведущий свою историю с 1914 года, с января 2020 года будет издаваться в Московском педагогическом государственном университете.

06 / 01 / 2020

Викинги, Ганс Христиан Андерсен и памятник Русалочке, Гамлет, Принц Датский, и его замок Эльсинор (Кронверк), наконец, всеми любимый актер Мадс Миккельсен … Примерно такие ассоциации возникают у нашего среднестатистического соотечественника при упоминании Датского Соединенного Королевства. Но спросите у сотрудников Института...

30 / 12 / 2019

27 декабря 2019г. накануне Нового года на кафедре управления образовательными системами имени Т.И. Шамовой Института социально-гуманитарного образования МПГУ поставлена яркая завершающая точка в обучении заочников по программам магистратуры: – «Менеджмент в образовании» (руководитель Ольга Петровна Осипова), – «Педагогический менеджмент» (руководитель...

28 / 12 / 2019

21 декабря 2019 года магистранты и присоединившиеся к ним бакалавры Института филологии в рамках курса «Взаимодействие литературы с другими видами искусства» под руководством кандидата филологических наук, доцента кафедры всемирной литературы Кузнецовой Анны Игоревны посетили «Дом-музей А.Н. Скрябина». В уникальном двухэтажном...

27 / 12 / 2019

Министр науки и высшего образования РФ Михаил Котюков и президент Российской академии наук Александр Сергеев в пресс-центре ТАСС обсудили с редакторами и представителями федеральных СМИ результаты реализации национальных проектов «Наука» и «Образование» в 2019 году. В ходе встречи Михаил Котюков...

26 / 12 / 2019

В декабре 2019 года начались первые курсы повышения квалификации, подготовленные преподавателями Кафедры имени Т.И. Шамовой ИСГО в рамках программы сотрудничества Евразийской ассоциации педагогических университетов. Этому важному старту предшествовала интенсивная подготовительная работа большой университетской команды: -запуск нового электронного образовательного портала, –...

24 / 12 / 2019

Институт социально-гуманитарного образования, Кафедра имени Т.И. Шамовой сердечно поздравляет студента 1 курса магистратуры “Управление системами образования” Андрея Анатольевича Артеменко с присуждением Центру содействия семейному воспитанию №1 Департамента труда и социальной защиты населения Москвы престижной городской премией “Крылья Аиста”. В настоящее...

22 / 12 / 2019

Учебно-творческая деятельность студентов на занятиях по рисунку не всегда предполагает присутствие новизны в результате их деятельности. Однако, характеризуя процесс обучения рисунку студентов, можно определить его как форму деятельности человека, направленную на создание качественно новых для него ценностей, с нестандартной точки...

21 / 12 / 2019

6 декабря 2019 года состоялась международная научно-практическая конференция «Этнокультурный туризм: современное состояние и перспективы развития в России и в мире». Организатор мероприятия кафедра туризма Факультета социальных наук Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Цель конференции – рассмотрение и всесторонний анализ современного состояния...

21 / 12 / 2019

Во исполнение поручения Министерства просвещения Российской Федерации Институт стратегии развития образования Российской академии образования и Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка подготовили российско-белорусское учебно-методическое пособие для преподавания истории Великой Отечественной войны на русском языке в Центрах открытого образования на...

19 / 12 / 2019

17 декабря 2019 года в третий и последний раз в этом календарном году открылась выставка «Пейзажи Крыма 2019» студентов Художественно-графического факультета Института изящных искусств МПГУ. Студенческие работы ранее выставлялись в корпусе ХГФ на Рязанке и в Главном здании МПГУ –...

19 / 12 / 2019

Кафедра управления образовательными системами им. Т.И. Шамовой и Институт социально-гуманитарного образования МПГУ приглашают руководителей образования, работников образовательных организаций, исследователей принять участие в ежегодной международной научно-практической конференции. Шамовские педагогические чтения. Чтения состоятся 25 января 2020 года в 10.00 на базе ГБОУ г. Москвы...

18 / 12 / 2019

На базе Института истории и политики МПГУ состоялось первое организационное собрание со студентами-историками, которым в следующем семестре предстоит изучить модуль «Основы вожатской деятельности» и пройти летнюю педагогическую (вожатскую) практику.

16 / 12 / 2019

12 декабря 2019 года доцент кафедры естественнонаучного образования и коммуникативных технологий, кандидат педагогических наук Николай Александрович Богданов, доцент кафедры естественнонаучного образования и коммуникативных технологий, кандидат педагогических наук Славяна Ростиславовна Бахарева, доцент кафедры органической химии, кандидат химических наук Ольга Сергеевна Серкова,...

12 / 12 / 2019

11 декабря 2019 года в ГБОУ «Школа «Свиблово» состоялась научно-практическая конференция «Проектные работы по естествознанию». Школьники 10-11 классов представляли учебно-исследовательские проекты, выполненные на базе лабораторий Института биологии и химии под руководством студентов 5 курса. Жюри отметило высокий уровень выполнения работ,...

11 / 12 / 2019

11 - 12 декабря на выставке, организованной Минобрнауки России, подводятся итоги выполнения в 2019 году национальных проектов «Наука», «Образование» и федеральных целевых программ, реализуемых в соответствии со Стратегией научно-технологического развития России.

09 / 12 / 2019

9 декабря по приглашению атташе по сотрудничеству в области французского языка Клодин Мокник, советника по сотрудничеству и культуре Фабриса Руссо, координатора проектов Евгении Берниго главный переводчик управления международных связей Наталья Михайловна Булашова и доцент кафедры романских языков им. В.Г. Гака...

08 / 12 / 2019

В рамках академического сотрудничества Университет Франш-Конте (Безансон, Франция) приглашает студентов МПГУ для прохождения круглогодичных лингвистических стажировок Интенсивные курсы включают в себя практические занятия по французскому языку и тематические мастерские, позволяющие получить и усовершенствовать не только языковые навыки, но и знания...

05 / 12 / 2019

Директор Института филологии, доктор филологических наук, заведующая кафедрой русской классической литературы Елена Геннадьевна Чернышева приняла участие в заседании рабочей группы всероссийского конкурса «Магистры русского языка», организованного федеральным агентством по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному...

04 / 12 / 2019

Третьего декабря 2019 года в Лицее МПГУ прошел межфакультетский этап конкурса Педагогический дебют: в педагогическом мастерстве соревновались Географический факультет и Институт биологии и химии. Конкурс включал 4 задания: самопрезентация на тему “Я и мои педагогические принципы”, решение педагогической ситуации, ответы...

04 / 12 / 2019

Что вы знаете о Дне открытый дверей Института иностранных языков? Наверное, вы помните голубые футболки волонтёров, бегущих вам навстречу, как только вы переступили порог МПГУ. Или разноцветные брошюры с направлениями, стенды, рассказывающие об Институте, и многочисленные мелочи с его символикой....

03 / 12 / 2019

2 декабря 2019 года в Института филологии состоялось вручение дипломов выпускникам аспирантуры. Директор Института филологии, заведующая кафедрой русской классической литературы, доктор филологических наук Е.Г. Чернышева в своей приветственной речи пожелала выпускникам успехов в профессиональной деятельности, рассказала об открывающихся перспективах на...

02 / 12 / 2019

24-29 ноября делегация МПГУ в составе доцента кафедры романских языков им. В.Г. Гака Дениса Сергеевича Золотухина и ведущего переводчика отдела международного сотрудничества Наталии Михайловны Булашовой находилась в Высшем национальном институте преподавания и образования (INSPÉ) Академии Версаля во Франции. В ходе...

02 / 12 / 2019

Завершился модуль «Основы ботаники» для учащихся лицея МПГУ. В рамках модуля сотрудниками кафедры ботаники Института биологии и химии МПГУ были проведены лекции и лабораторные работы. Профессор кафедры, д.б.н. Марина Викторовна Костина провела лекцию и практическое занятие, посвященные морфологии растений. Лекция...

30 / 11 / 2019

28 ноября в стенах Института биологии и химии прошел конкурс профессионального мастерства среди студентов. Всего было три этапа (Самопрезентация; Педагогическая ситуация; Импровизация), на которых ребята блистали своими педагогическими способностями. Каждый участник доказал, что он является прекрасным педагогом, так как со всеми заданиями...

30 / 11 / 2019

Елена Игоревна Артюх поступила в Московский педагогический государственный университет в 2009 году. Побывав на Дне открытых дверей факультета славянской и западноевропейской филологии (СиЗЕФ), побеседовав со студентами и преподавателями, она решительно заявила, что хочет учиться только здесь. Быстро пролетели студенческие годы....

29 / 11 / 2019
29 / 11 / 2019

Заканчивается работа над проектами, проводимая Институтом биологии и химии МПГУ совместно с гтмназией “Свиблово”. Тексты завершены и находятся на редактировании. Вносятся последние коррективы, а также готовятся презентации для защиты проектов на итоговой конференции, которая состоится в декабре этого года. Участникам...


26 / 11 / 2019

В сборник вошли тезисы докладов участников Международного научно-практического семинара «Многоязычие как фактор сохранения этнокультурного разнообразия: образовательные стратегии» из цикла «Диалог цивилизаций и межкультурное сотрудничество», который проходит в ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» с 1 по 4 декабря 2019 года. Семинар проводится в рамках мероприятий Международного...

26 / 11 / 2019

Доктор филологических наук, профессор кафедры русской литературы ХХ-ХХI веков Института филологии Московского педагогического государственного университета Ирина Георгиевна Минералова провела курсы повышения квалификации для преподавателей-гуманитариев в Горловском институте иностранных языков по двум авторским программам. И.Г. Минералова регулярно встречается с преподавателями и...

Путин на форуме Интернет-экономика

По итогам встречи с участниками «Интернет Экономика», прошедшего 22 декабря 2015 года, президент РФ Владимир Путин подписал , посвященных развитию Интернета в России.

Напомним, на форуме обсуждались вопросы эффективного применения интернет-технологий в торговле, образовании, медицине, медиа, финансовой сфере. Два круглых столах были посвящены вопросам IT-суверенитета и взаимоотношений государства и общества в связи с Интернетом. Участники форума по итогам обсуждений сформулировали предложения, о которых рассказали Владимиру Путину. Итоги работы форума представили Герман Клименко, председатель правления Института развития Интернета, Дмитрий Гришин, генеральный директор Mail.ru Group, Аркадий Волож, руководитель группы компаний «Яндекса», Александр Мамут, глава Rambler&Co, Наталья Касперская, генеральный директор InfoWatch, Николай Молибог, генеральный директор РБК.

«Я здесь вижу своего помощника Игоря Щёголева, он бывший министр, сейчас помощник. Мы договорились о том, что если коллеги решат, то всё, о чём вы здесь договаривались и что сформулировали в качестве необходимой совместной работы для продвижения ваших инициатив, мы готовы передать в руки одного из ваших коллег, которого я пригласил на работу в администрацию президента, прямо к Игорю Олеговичу Щёголеву, чтобы они вместе продвигали наработанные вами предложения и на площадке администрации президента, и, естественно, что не менее, а, может быть, более важно, в исполнительных органах в правительстве и в регионах Российской Федерации», сказал Владимир Путин в своем выступлении на форуме «Интернет Экономика» после встречи с представителями IT-индустрии.

Подписанный сегодня документ включает поручения по таким направлениям, как поддержка российских IT-компаний, образование, финансовая сфера, информационная безопасность, промышленный Интернет («Интернет вещей»).

Преференции отечественным IT-компаниям

В соответствии с документом, Минэкономразвития, Минкомсвязь и Минпромторг совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и ИРИ должны к 1 июня представить предложения по обеспечению приоритета российскому программному обеспечению и оборудованию при осуществлении закупок. Для госзакупок такой приоритет, напомним, с 2016 года федеральным законом и соответствующим .

Это и другие поручения приняты в соответствии с предложениями представлявших IT-отрасль участников встречи с президентом, цитируем их здесь и далее по стенограмме беседы с Владимиром Путиным.

Начну с суверенитета, с больной темы импортозамещения. Как вы знаете, был принят указ по Федеральному закону №44, по преференциям отечественным продуктам. Это очень здорово, большое спасибо… Мы бы, конечно, хотели, чтобы этот указ был расширен и на Федеральный закон №223, то есть на участие госкомпаний, потому что они, собственно, основные потребителиНаталья Касперская

Из текста поручений

Минэкономразвития России, Минкомсвязи России, Минпромторгу России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и АНО «Институт Развития Интернета» представить предложения по внесению изменений в законодательство, обеспечивающие приоритет российскому программному обеспечению и оборудованию при осуществлении закупок».

Ответственные: Улюкаев А.В., Никифоров Н.А., Мантуров Д.В., Клименко Г.С.

Далее, ряду федеральных органов к 1 сентября поручено представить предложения по внесению изменений в законодательство, направленные на обеспечение равных условий для российских и иностранных компаний в Российской Федерации с использованием Интернета. Речь идет о регулировании деятельности крупных зарубежных интернет-компаний, которые активно работают на российском рынке и зачастую находятся в более выгодном положении за счет несовершенства законодательства и несопоставимо бó льших ресурсов.

…нам, как работникам отрасли медиаинтернета, хотелось бы, конечно, выравнивания условий с остальными игроками, которые в силу трансграничности, прозрачности и лёгкости входа на рынок конкурируют с нами, пользуясь определёнными преференциями: с точки зрения и налоговых нагрузок и с точки зрения требований различного рода регуляторовАлександр Мамут

Из текста поручений

ФАС России, Минэкономразвития России, Минфину России, ФНС России, Минпромторгу России, Минкомсвязи России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и АНО «Институт Развития Интернета» представить предложения по внесению изменений в законодательство, направленные на обеспечение равных условий ведения деятельности российскими и иностранными компаниями в Российской Федерации с использованием сети Интернет.

Ответственные: Артемьев И.Ю., Улюкаев А.В., Силуанов А.Г., Мншустин М.В., Мантуров Д.В., Никифоров Н.А., Клименко Г.С.

До 1 апреля должны быть также разработаны предложения по продлению действия пониженных тарифов страховых взносов для отечественных компаний, осуществляющих деятельность в области IT.

Льготная ставка ставки страховых платежей (14% фонда заработной платы) действует в России с января 2010 года. Сохранение льготы – условие сохранения конкурентоспособности российских производителей программного обеспечения на внешних рынках, и вообще необходимое условие работы в России, поскольку, в отличие от большинства отраслей, в IT-индустрии основные издержки производства связаны с заработной платой персонала. Однако позиция Минфина состоит в том, чтобы не делать для компаний никаких отраслевых исключений из правил взимания страховых выплат. На круглом столе «Интернет + суверенитет» форума «Интернет Экономика 2015» министр связи и массовых коммуникаций Николай Никифоров говорил как о возможном варианте решения проблемы о ежегодных компенсациях страховых выплат IT-компаниям, что всё равно означает для них 1) необходимость изыскать дополнительные средства и 2) даже если эти средства будут компенсированы, часть из них потеряется из-за инфляции.

Ну и третья тема, очень болезненная для нас тема, это льготы. У нас есть льготы, Вы знаете, по страховым взносам для этих компаний. Я хочу вам одну цифру сказать, что объём тиражного программного обеспечения в 2010 году был 28 миллиардов рублей, а в 2014 году он вырос до 102 миллиардов, в 3,5 раза – объём продаж тиражного программного обеспечения, то есть компании, которые попали под льготы. Но её в 2017 году хотят отменить. Мы бы очень просили её продлить. При этом сейчас под льготу попадают такие компании, как центр разработки Cisco и «Майкрософт», а в принципе, я думаю, что будет разумно иностранные компании убрать из льгот, тем самым сократив, и расширить, наоборот, российские интернет-компании.Наталья Касперская

Из текста поручений

Минфину России, Минкомсвязи России, Минэкономразвития России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и АНО «Институт Развития Интернета» представить предложения по продлению действия пониженных тарифов страховых взносов для отечественных компаний, осуществляющих деятельность в области информационных технологий.

Ответственные: Силуанов А.Г., Никифоров Н.А., Улюкаев А.В., Клименко Г.С.

Минэкономразвития, Минобрнауки, Минфин, Минпромторг, Минкомсвязи к 1 сентября должны упорядочить отбор перспективных IT-проектов для финансирования проектов институтами развития, таких, как Сколково, Фонд перспективных исследований и других.

У нас большое количество институтов, которые инвестируют в высокотехнологичные проекты. Это и «Сколково», и ФПИ, ФЦП, всякие федеральные целевые программы и так далее. У меня создаётся ощущение, что нет единой стратегии инвестирования. Мы предлагаем создать публичный центр мониторинга инвестиций или хотя бы какой‑то орган, который бы генерировал стратегию инвестирования… Зачастую импортозамещение, например, под инновацию не попадает, потому что оно вроде уже разработано, а с монетизацией у наших компаний всегда было всё плохо. И поэтому хорошие технологические проекты, которые были бы нужны стране, могут выпадать по каким‑то критериям. И мне кажется, что было бы разумно, чтобы страна инвестировала то, что реально принесёт ей в будущем нужные дивиденды.Наталья Касперская

Из текста поручений

Минэкономразвития России, Минобрнауки России, Минфину России, Минпромторгу России, Минкомсвязи России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти представить проект порядка формирования перечня перспективных информационно-коммуникационных технологий для отбора проектов институтами развития.

Ответственные: Улюкаев А.В., Ливанов Д.В., Силуанов А.Г., Мантуров Д.В., Никифоров Н.А.

Центр компетенции по импортозамещению ПО в органах власти

Минэкономразвития, Минкомсвязь, иные заинтересованные органы власти до 1 апреля должны представить предложения по созданию на базе ИРИ, АРПП «Отечественный софт» и Экспертного центра электронного государства Центра компетенций по импортозамещению в сфере информационно-коммуникационных технологий.

Кроме того, мы предложили создать единый центр компетенции перехода на российские решения с участием общественности. В качестве общественности здесь предложено три организации. Это собственно Институт развития Интернета, это Ассоциация разработчиков программных продуктов, организация, которая занимается импортозамещением, и Экспертный центр электронного государства, как такая общественная организация

( Наталья Касперская

Из текста поручений

Минэкономразвития России, Минпромторгу России, Минкомсвязи России, ФСТЭК России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и АНО «Институт Развития Интернета» представить предложения по созданию на базе Института Развития Интернета, Ассоциации разработчиков программного обеспечения и Экспертного центра электронного государства Центра компетенций по импортозамещению в сфере информационно-коммуникационных технологий.

Ответственные: Улюкаев А.В., Мантуров Д.В., Никифоров Н.А., Селин В.В., Клименко Г.С.

Интернет вещей

Отдельное поручение касается «Интернета вещей», IoT. Главный ответственный здесь Минопромторг (ранее , что дорожную карту развития IoT в России Минпромторг и Фонд развития интернет-инициатив (ФРИИ), представят к февралю 2016 года). Президент поручил к ноябрю «представить предложения по внедрению отечественных технологий индустриального Интернета и формированию необходимой нормативной правовой базы».

Подготовить предложения по организации и проведению исследовательских работ для конверсии частот для работы сетей доступа в целях использования технологий в области «Интернета вещей.

Провести анализ эффективности принимаемых мер по развитию технологий в области Интернет вещей в рамках реализации государственных программ и планов «дорожных карт» их реализации. В случае необходимости представить предложения по внесению соответствующих изменений в законодательство Российской Федерации, препятствующих формированию кросс-индустриальных открытых производственно-сервисных экосистем, базирующихся на модели «Интернета Вещей»Из дорожных карт, разработанных Институтом развития Интернета

Из текста поручений

Минпромторгу России, Минэнерго России, Минтрансу России, Минстрою России, Минэкономразвития России, Минкомсвязи России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и Фондом развития интернет-инициатив представить предложения по внедрению отечественных технологий индустриального Интернета, формированию необходимой нормативной правовой базы и мерам государственной поддержки.

Ответственные: Мантуров Д.В., Новак А.В., Соколов М.Ю., Мень М.А., Улюкаев А.В., Никифоров Н.А., Варламов К.В.

Образование

Не забыто и Минобрнауки. Оно вместе с Минкомсвязью и ИРИ должно к сентябрю 2016 года обеспечить включение в образовательные программы вузов курсы и дисциплины, связанные с изучением отечественных разработок в сфере информационных технологий, систем и сетей. О проблеме преподавания преимущественно иностранных технологий и программных продуктов в российских вузах говорилось, напомним, 21 декабря 2015 года на Это актуальная проблема, считает профессор кафедры прикладной информатики Финансового университета при правительстве РФ д.э.н. Дмитрий Чистов: «Есть, разумеется, иностранные программные продукты, подлежащие изучению – например, операционные системы, СУБД. Но прикладные IT-системы, успешно конкурирующие с импортными, у нас свои, их и следует преподавать в вузах, финансируемых из бюджета, иначе надо переименовывать университет – говорить не «при правительстве РФ», а «при госдепе США» Многим коллегам, увы, свойственно думать иначе. Поддержка президента в этом вопросе очень важна и своевременна».

По образованию есть проблема в том, что наше образование, в вузах особенно, включает обучение иностранным технологиям и учатся на иностранных технологиях. Это понятно, учимся на том, на чём могли, на том, что имеем. Но, с другой стороны, нужно как‑то менять этот подход и, может быть, рекомендовать даже Министерству образования изменить программу в сторону отечественных технологий… Наталья Касперская

Из текста поручений

Минобрнауки России, совместно с Минкомсвязи России и АНО «Институт Развития Интернета» принять меры по включению в примерные образовательные программы высшего образования в области информатики, вычислительной техники и информационной безопасности и (или) учебные курсы, дисциплины (модули), предусматривающие изучение информационных технологий, систем и сетей, вопросы, связанные с изучением отечественных разработок в этой сфере.

Ответственные: Ливанов Д.В., Никифоров Н.А., Клименко Г.С.

А к июню должны быть готовы «предложения по созданию государственной системы сертификации электронных учебных материалов и электронных образовательных программ».

Да, мы активно занимаемся обучением этих кадров. Мы считаем, что в принципе это фундаментальные проблемы для будущего роста… Мы понимаем, что эти кадры находятся в основном в Москве, крупные университеты находятся в Москве. Единственный способ масштабировать эту модель на всю Россию – это онлайн-образование, то есть фактически использовать тот опыт преподавателей, которые есть у нас в Петербурге, делать записи, делать онлайн-курсы и распространять на всю страну. Таким образом мы можем решить сразу несколько проблем. Во‑первых, мы перепрыгнем достаточно большой период развития образования, потому что сейчас на Западе это одно из флагманских направлений. Во‑вторых, мы сможем таким образом контролировать качество по всей России. Поэтому у нас идея родилась подумать о том, чтобы включить курсы, которые создают ведущие IT-компании в программы вузов, и подумать о том, как эти вузы мотивировать. Потому что если не будет мотивировки, в принципе ничего не поменяетсяДмитрий Гришин

Из текста поручений

Минобрнауки России, Минкомсвязи России, Минэкономразвития России, Роскомнадзору, Рособрнадзору совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и АНО «Институт Развития Интернета» представить предложения по созданию государственной системы сертификации электронных учебных материалов и электронных образовательных программ для применения в сфере образования.

Ответственные: Ливанов Д.В., Никифоров Н.А., Улюкаев А.В., Жаров А.А., Кравцов С.С., Клименко Г.С.

Информационная безопасность

Отдельное внимание уделено вопросам защиты персональных данных и информационнолй безопасности. Минкомсвязь, Минюст, ФСБ, Роскомнадзор и ФСТЭК до 1 июня должны представить предложения в законодательство по регулированию обработки данных граждан Российской Федерации в Интернете.

…Интернет, помимо того что хорошая среда, ещё и создаёт фантастические возможности для общения и сбора любой информации с граждан, а именно: информация о перемещениях, контактных, политических пристрастиях, уровнях дохода, привычках, круге друзей, высказываниях и прочем. И эта информация – кладезь знаний для того, чтобы различным образом влиять или манипулировать людьми, что, собственно, и делается. То есть создался целый класс новых информационных угроз. На мой взгляд, эти данные о гражданах нашей страны – причём они не персональные, я бы назвала это личными данными, потому что это более широкая сфера, – необходимо как‑то законодательно регламентировать, потому что это некие недра… Информация о контактах тоже… И мне кажется, что здесь нужно регламентировать использование этих личных данных любыми организациями. Не только иностранными, а любымиНаталья Касперская

Из текста поручений

Минкомсвязи России, Минюсту России, ФСБ России, Роскомнадзору, ФСТЭК России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти представить предложения в законодательство по регулированию обработки данных граждан Российской Федерации в сети Интернет.

Ответственные: Никифоров Н.А., Коновалов А.В., Бортников А.В., Жаров А.А., Селин В.В.

Для этого, мне кажется, разумно будет также создать единый центр мониторинга реагирования на угрозы, аналог центра СОПКА – того, что у нас есть в ФСБ по сбору цифровых угроз, компьютерных атак, то же самое – на информационные угрозы. Помните атаку на Сбербанк в прошлом году? Атака шла с украинских аккаунтов. Это совершенно очевидная атака была совершена с целью обрушения Сбербанка, и был, по сути, огромный ущерб нанесён стране. Более того, сейчас всё переходит на шифрованное соединение, и сайты типа Фейсбука не передают свой сертификат государству. Вообще говоря, передача сертификатов государству, мне кажется, должна стать их обязанностью, если они работают на территории страны. Пусть передают свой сертификат и продолжают работать. Ну и вообще, правовую основу надо создать для наказания за совершение таких информационных атак. То есть должен быть закон, который наказывал бы за совершение информационных атак. Наталья Касперская

Из текста поручений

ФСБ России, Генеральной прокуратуре Российской Федерации, Минюсту России, Минкомсвязи России, Роскомнадзору, ФАДН России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти представить предложения по организации мониторинга информационных угроз в сети Интернет.

Ответственные: Бортников А.В., Чайка Ю.Я., Коновалов А.В., Никифоров Н.А., Жаров А.А., Баринов И.В.

К этому же сроку – 1 июня – ФСБ и Минкомсвязь должны подготовить «предложения по изменению требований к шифрованию данных, передаваемых по сетям связи в Российской Федерации, предусмотрев ответственность за их нарушение».

Из текста поручений

ФСБ России, Минкомсвязи России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти представить предложения по изменению требований к шифрованию данных, передаваемых по сетям связи в Российской Федерации, предусмотрев ответственность за их нарушение.

Ответственные: Бортников А.В., Никифоров Н.А.

Финансовая сфера

Форум «Интернет Экономика 2015» обсудил также изменения принципов идентификации физических лиц при совершении ими онлайн-расчётов и иные актуальные проблемы, связанные с эффективным использованием интернет-технологий для совершенствования банковской сферы, с удобством для потребителей банковских услуг. По словам представителей ЦБ РФ, принято принципиальное решение о том, что в рамках группы организаций можно доверять идентификации, проведенной (очно) любой из организаций, входящих в группу. Уучастниками такой ггруппы могут быть управляющие организации, микрофинансовые организации, банки, НПФ. ЦБ РФ ведет переговоры с Минкомсвязью, чтобы на базе ЕСИА сделать механизм полной удаленной идентификации, хранящий все необходимые для банковских операций данные гражданина, что, в свою очередь, предъявляет повышенные требования к надёжности ЕСИА.

Заместитель министра связи и массовых коммуникаций Алексей Козырев : «В государственных органах власти при реализации электронных услуг уже найдено решение на основе единого пространства доверия, электронной подписи мы граждан идентифицируем, аутентифицируем. Предлагаем интернет-сообществу также принять это как основной способ электронной юридически значимой идентификации, аутентификации и широко использовать, в том числе и в коммерческих сервисах.»

Из выступлений на круглых столах «Интернет+Общество» и «Интернет+ Финансы»

Из текста поручений

Минфину России, Центральному банку Российской Федерации, Росфинмониторингу, Минкомсвязи России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти представить предложения по внедрению единых подходов к проверке сведений, предоставляемых при банковском обслуживании, в том числе в сети Интернет.

Ответственные: Силуанов А.Г., Набиуллина Э.С.,Чиханчин Ю.А., Никифоров Н.А.

Государственные услуги

Государственные услуги, предоставляемые гражданам онлайн, обсуждались на круглом столе «Интернет + Общество».

Следующие — госуслуги. Круглый стол отметил некую такую стагнацию что ли в развитии электронных госуслуг и некий риск раздробленности. Появилось огромное количество порталов на государственном и региональном уровне, которые предлагают значительное число госуслуг. К сожалению, вот эта раздробленность ведёт к тому, что гражданам очень трудно ориентироваться в этом потоке и необходимо возобновить развитие этих госуслуг, как-то стандартизовать их и иметь принцип получения услуг из единого окна. Для того чтобы это было удобно не ведомствам, которые там лоббируют свои ведомственные интересы, а гражданам в первую очередь. Кроме того, информация сейчас на разных порталах отличается одна от другой и люди раньше бегали между ведомствами, теперь бегают между порталами и это ситуация, конечно, недопустима.

И для того чтобы как-то улучшить, необходимо обеспечить инструментами народного контроля за обеспечением электронных госуслуг. То есть какую-то электронную жалобную книгу внедрить

(из выступления на заключительном пленарном заседании форума) Наталья Касперская

Из текста поручений

Минэкономразвития России, Минкомсвязи России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и АНО «Институт Развития Интернета» представить перечень мер по повышению качества оказания государственных и муниципальных услуг в электронном виде.

Ответственные: Улюкаев А.В., Никифоров Н.А., Клименко Г.С.

Из текста поручений

Минэкономразвития России, Минфину России, Минкомсвязи России, Росфиннадзору совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти обеспечить внесение изменений в законодательство, направленных на исключение дублирования расходов органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и бюджетными учреждениями при предоставлении услуг в электронном виде.

Ответственные: Улюкаев А.В., Силуанов А.Г., Никифоров Н.А., Смирнов А.В.

На форуме президент ФИД Илья Массух президенту РФ Владимиру Путину проект «Российская общественная инициатива» (РОИ), созданный для публикации предложений граждан. Президент оценил работу ресурса положительно и высказал пожелание органам власти учитывать инициативы граждан, опубликованные для голосования на сайте РОИ. Также он дал поручение «работать с аудиторией и обращать внимание на пожелания граждан, которые выражаются не только в виде инициатив, но и виде обращений».

К 1 мая 2015 года Минэкономразвития и Минкомсвязи совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, ИРИ и Фондом развития информационной демократии поручено представить предложения по граждан Российской Федерации.

Из текста поручений

Минэкономразвития России, Минкомсвязи России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, АНО «Институт Развития Интернета» и Фондом развития информационной демократии и гражданского общества «Фонд информационной демократии» представить предложения по созданию единого механизма учета жалоб граждан Российской Федерации.

Ответственные: Улюкаев А.В., Никифоров Н.А., Клименко Г.С., Массух И.И.

Недискриминационный доступ операторов связи в многоквартирные жилые дома

Этот вопрос среди прочих обсуждался на круглом столе «Интернет + Медиа», результаты обсуждения сообщены Владимиру Путину на встрече с представителями индустрии.

…без доступности инфраструктуры тяжело говорить о том, что Интернет проникает в нашу жизнь. На сегодняшний день мы как страна находимся на весьма достойном уровне, но в то же время есть ещё кое‑какие проблемы. В частности, подключение оптико-волоконного кабеля и распространение Интернета в многоэтажные дома и распространение в города, которые по какой‑то причине ещё не освоены.

Знаете, когда, например, речь идёт о приезде скорой помощи в дом или пожарной машины, не дай бог, то собственники жилья, жилищные товарищества открывают дверь, не требуя никакой входной платы. Когда же приходят связисты, с тем чтобы провести широкополосный Интернет, реализуя конституционное право граждан на получение информации, строятся какие‑то дискриминационные барьеры, то есть плату какую‑то требуют, что‑то там ещё. Мы подготовим предложения, для того чтобы на муниципальном уровне это выглядело обязанностью муниципалитетов – давать такой доступАлександр Мамут

Указ Президента РФ от 28.03.2011 N 352 "О мерах по совершенствованию организации исполнения поручений и указаний Президента Российской Федерации" (вместе с "Порядком исполнения поручений и указаний Президента Российской Федерации")

ПОРЯДОК

ИСПОЛНЕНИЯ ПОРУЧЕНИЙ И УКАЗАНИЙ ПРЕЗИДЕНТА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1. Поручения и указания Президента Российской Федерации даются в целях реализации его конституционных полномочий.

2. Поручения Президента Российской Федерации содержатся в указах и распоряжениях Президента Российской Федерации, а также в директивах Президента Российской Федерации или оформляются в установленном порядке на бланках со словом "Поручение". Поручения Президента Российской Федерации могут оформляться в виде перечней поручений Президента Российской Федерации.

В поручении и перечне поручений Президента Российской Федерации должны быть указаны фамилия (фамилии) и инициалы должностного лица (должностных лиц), которому (которым) дано поручение (далее - исполнитель), а также срок, необходимый для его надлежащего исполнения.

Подготовка проектов поручений и перечней поручений Президента Российской Федерации осуществляется Администрацией Президента Российской Федерации.

Порядок подготовки проектов поручений и перечней поручений Президента Российской Федерации и требования к их оформлению утверждаются Руководителем Администрации Президента Российской Федерации.

3. Указания Президента Российской Федерации оформляются в виде резолюций. В случае если в указании Президента Российской Федерации не определен срок его исполнения, он устанавливается Руководителем Администрации Президента Российской Федерации либо помощником Президента Российской Федерации - начальником Контрольного управления Президента Российской Федерации.

4. Исполнитель обязан не позднее установленного срока представить доклад на имя Президента Российской Федерации, в котором должны быть отражены конкретные результаты исполнения поручения или указания Президента Российской Федерации.

В случае если поручение или указание Президента Российской Федерации дано нескольким исполнителям, доклад на имя Президента Российской Федерации о его исполнении представляет исполнитель, указанный в нем первым. При этом он несет ответственность за своевременное представление доклада об исполнении поручения или указания Президента Российской Федерации.

Доклады, представленные на имя Президента Российской Федерации, в порядке, установленном Руководителем Администрации Президента Российской Федерации, рассматриваются в Администрации Президента Российской Федерации и докладываются Президенту Российской Федерации.

В случае если в результате исполнения поручения или указания Президента Российской Федерации в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации был внесен проект федерального закона либо был издан акт Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, то вместо доклада на имя Президента Российской Федерации в Контрольное управление Президента Российской Федерации представляется информация об исполнении.

5. При необходимости на основании указания Президента Российской Федерации по решению Руководителя Администрации Президента Российской Федерации готовится проект поручения Президента Российской Федерации. В случае его подписания соответствующее указание Президента Российской Федерации снимается с контроля.

Подготовку проекта поручения Президента Российской Федерации по результатам рассмотрения доклада об исполнении указания Президента Российской Федерации осуществляет Контрольное управление Президента Российской Федерации совместно с заинтересованными самостоятельными подразделениями Администрации Президента Российской Федерации.

6. При наличии обстоятельств, препятствующих исполнению поручения Президента Российской Федерации в установленный срок, исполнитель не позднее чем по истечении половины установленного срока представляет на имя Президента Российской Федерации обоснованные предложения по корректировке срока исполнения.

В случае если в ходе исполнения поручения или указания Президента Российской Федерации возникли обстоятельства, препятствующие его надлежащему исполнению в установленный срок, исполнитель представляет на имя Президента Российской Федерации доклад с указанием причин, препятствующих его своевременному исполнению, конкретных мер, принимаемых для обеспечения его исполнения, и предложений о продлении срока исполнения.

Решение о корректировке срока исполнения поручения Президента Российской Федерации либо о продлении срока исполнения поручения или указания Президента Российской Федерации принимает Президент Российской Федерации, либо Руководитель Администрации Президента Российской Федерации, либо помощник Президента Российской Федерации - начальник Контрольного управления Президента Российской Федерации.

Решение о продлении срока исполнения поручения Президента Российской Федерации, срок исполнения которого продлевался два раза, принимает Президент Российской Федерации либо Руководитель Администрации Президента Российской Федерации. Решение о продлении срока исполнения поручения Президента Российской Федерации, срок исполнения которого продлевался три раза и более, принимает Президент Российской Федерации.

В Администрации Президента Российской Федерации подготавливается заключение об обоснованности внесенного исполнителем предложения о продлении срока исполнения поручения Президента Российской Федерации.

7. Решение о снятии с контроля поручения или указания Президента Российской Федерации принимает Президент Российской Федерации, либо Руководитель Администрации Президента Российской Федерации, либо помощник Президента Российской Федерации - начальник Контрольного управления Президента Российской Федерации.

Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации обладает широким кругом полномочий, необходимых для реализации его функций как главы государства. Эти полномочия затрагивают все стороны государственной деятельности, и Президент в конечном счете ответственен за слаженную и сбалансированную работу всех государственных структур.

Властные полномочия Президента РФ выражаются посредством издания указов и распоряжений . В настоящее время исследованию природы этих документов посвящены труды ученых правоведов, политологов . В документоведении данные виды документов исследуются, как правило, с исторических позиций . Однако это не исчерпывающий перечень документов, посредством которых глава государства выражает свое волеизъявление. Важное место в системе официальных документов Президента РФ занимают послания и поручения .

Рассмотрим некоторые аспекты, связанные с их характеристикой.

Решающая роль в системе формирования и реализации государственной политики принадлежит Президенту РФ как главе государства. В силу нормы статьи 80 Конституции Российской Федерации в его полномочия входит обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия всех органов государственной власти, а также определение основных направлений внутренней и внешней политики государства. Эти функции Президент реализует, утверждая доктрины, стратегии, концепции , а также выступая с ежегодными посланиями .

Следует отметить, что традиция ежегодных посланий в России существует с 1994 года. Отличительная особенность послания том, что его содержание изложено в форме доклада, с которым Президент РФ выступает перед парламентом. Но послание – это не нормативный документ, а разновидность обращения к законодательной (представительной) ветви власти, в котором декларируется позиция главы государства по основным положениям внутренней и внешней политики. Однако обращению Президента присущ один из основных признаков нормативного документа – его опубликование в официальных источниках, что фактически расширяет круг адресатов (помимо Федерального Собрания) и делает его прямым обращением к народу России. Сформулированные Президентом выводы и расставленные в послании приоритеты учитываются как парламентом, так и правительством при составлении планов законопроектных работ.

Таким образом, по своей сути послание ассоциируется с программным документом, поскольку в нем обозначены основные направления развития страны, государственной и бюджетной политики на ближайшую перспективу. Отнесение послания к программным документам подтверждается и принятым в 2014 г. федеральным законом «О стратегическом планировании в Российской Федерации» . Согласно статье 15-й послание Президента РФ является основой для определения стратегических целей и приоритетов социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, определения направления достижения указанных целей, важнейших задач, подлежащих решению, а также для разработки других документов стратегического планирования.

Послание одновременно является и программным документом для самого Президента РФ, поскольку он издает соответствующие указы в целях его исполнения и решения сформулированных в нем задач .

Темы ежегодных посланий Президента РФ зависят от политической ситуации в стране. В остальном форма и содержание послания выбираются Президентом, так как нормативных требований к такому документу почти нет. Имелись лишь отдельные эпизоды, затрагивающие, в основном, требования, предъявляемые к тексту послания. Например, предусматривалось, что в специальном разделе послания Президента РФ констатировалось состояние экономики Российской Федерации, формулировались и обосновывались стратегические цели и приоритеты социально-экономической политики государства, направления реализации указанных целей, важнейшие задачи, подлежащие решению на федеральном уровне, приводились важнейшие целевые макроэкономические показатели, характеризующие социально-экономическое развитие Российской Федерации на среднесрочную перспективу .

Несмотря на высокий статус посланий российского Президента, дискуссионным считается вопрос об их юридической силе. Существует мнение, что послание – нормативный документ, по своей силе приравниваемый к закону. Имеется и противоположная точка зрения, согласно которой послание – это официальный документ, который «не является нормативным актом, обязательным для граждан и должностных лиц, так как не включает правовые нормы» .

Нейтральной точки зрения придерживаются правоведы, полагающие, что президентские послания носят характер политического акта с элементами распорядительных функций. Они служат ориентиром законодательной деятельности парламента. В то же время по отношению к федеральному правительству их императивность очевидна.

Федеральное собрание – составная часть демократического механизма власти, и не считаться с официальными взглядами главы государства оно не может, поэтому заявленные президентские позиции влияют на составление плана законопроектных работ парламента. Не было случая, чтобы российский парламент каким-либо образом не отреагировал на выступления Президента РФ.

Поэтому, по мнению ученых-правоведов, существует необходимость в специальной правовой регламентации юридической природы ежегодного послания Президента РФ, которая позволит снять неопределенность в этом вопросе.

Однако вне обсуждения, а, следовательно, открытым остается вопрос подготовки и оформления послания Президента как официального письменного документа.

Как было отмечено, в соответствии с Конституцией РФ Президент издает указы и распоряжения, которые являются обязательными для исполнения. Для издания указов и распоряжений предусмотрена специальная процедура . Подготовка всех документов главы государства осуществляется в специальном органе – Администрации Президента РФ. Администрация является государственным органом, обеспечивающим деятельность Президента РФ и осуществляющим контроль над исполнением его решений. На сайте Президента РФ указано, что «Администрация готовит проекты указов, распоряжений, поручений, обращений Президента, иных документов, в том числе проекты ежегодных посланий Президента Федеральному Собранию» . В этой связи более детальная технология подготовки документов, издаваемых Президентом РФ, отражается в Инструкции по делопроизводству в Администрации Президента Российской Федерации, одна из редакций которой представлена в сети Интернет .

Необходимо констатировать, что унифицированная форма указов и распоряжений, включающая обязательный состав реквизитов, была установлена Правилами оформления документов в Администрации Президента . Рекомендации по оформлению проектов указов и распоряжений содержатся и в «Методических рекомендациях по разработке инструкций по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти» , поскольку исполнительная ветвь власти в ряде случаев выступает разработчиком проектов документов по вопросам, находящимся в полномочиях Президента. На рис. 1 представлена внешняя форма копии указа. На подлиннике документа оформлена личная подпись Президента РФ. Распоряжение Президента РФ имеет аналогичную внешнюю форму. Различие заключается в отсутствии проставления реквизита «место издания» и наличии буквенного обозначения «рп» (распоряжение Президента) в регистрационном номере (регистрационный номер указа Президента содержит лишь порядковый номер в рамках календарного периода - один год).

В то же время, несмотря на высокий статус, в отношении посланий Президента не предусмотрено ни определенной процедуры их подготовки, ни требований, предъявляемых к их оформлению. Целесообразность подобной регламентации очевидна, учитывая важность данного документа. Особое внимание при этом должно быть уделено документированной процедуре, отражающей ход разработки проекта послания в Администрации Президента. Что касается внешней формы послания, то, учитывая, что данный вид документа имеет признаки правового акта (обязательное опубликование), можно предположить, что его формуляр аналогичен унифицированной форме указа и распоряжения. Немаловажным является определение количества экземпляров послания, поскольку данный вид документа должен быть отнесен к документальному фонду Федерального Собрания РФ (адресат) и к документальному фонду Администрации Президента (автор документа). Не вызывает сомнений, что послание президента как документ, представляющий особую ценность, подлежит постоянному хранению.

Рис. 1. Внешняя форма указа Президента РФ

Следующий документ, процедура подготовки которого также осуществляется Администрацией Президента РФ – поручение Президента РФ.

В указе Президента РФ «О мерах по совершенствованию организации исполнения поручений и указаний Президента Российской Федерации» предписано «безусловное и своевременное исполнение поручений». При этом «руководители федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ несут персональную ответственность за своевременное и полное исполнение поручений Президента Российской Федерации». Требуется «ввести во всех федеральных органах исполнительной власти и органах исполнительной власти субъектов РФ систему упреждающего контроля, для чего обязать руководителей заблаговременно представлять информацию о принятых мерах по исполнению поручений Президента Российской Федерации с последующим докладом в установленные сроки об итогах проделанной работы». Необходимо «вносить представления о привлечении должностных лиц, виновных в несвоевременном или ненадлежащем исполнении либо неисполнении поручений главы государства, к дисциплинарной ответственности» . Что касается сроков исполнения поручений, то они, как правило, указываются в тексте поручений.

Таким образом, сфера действия поручений охватывает всю государственную систему исполнительной власти и собственно президентские структуры. У поручений ярко выраженный обязательный характер. Именно в своих поручениях Президент в распорядительной форме указывает на необходимость обратить внимание на определенные проблемы, дает указания на осуществление определенных мероприятий и т. д. Для исполнительной ветви власти поручение выступает как первостепенное волеизъявление главы государства, а его невыполнение может явиться основанием для отставки конкретных должностных лиц.

Рассмотрим этот акт с документоведческой точки зрения. Поручения Президента содержат волеизъявление властного субъекта, которое для обеспечения точности, полноты и фиксации де-юре должно быть оформлено документально.

Поручение – акт индивидуальный, адресный, в каждом случае указывается исполнитель-адресат поручения, которым может являться как министерство (ведомство) в целом, так и отдельное должностное лицо. Список потенциальных исполнителей оказывается достаточно разнообразным: поручения адресуются Правительству РФ и его председателю, отдельным министерствам, министрам, главам и правительствам субъектов РФ, Администрации Президента и ее руководителю, полномочным представителям. В свою очередь в практической деятельности министерств и ведомств можно встретить правовые акты, в которых цитируется поручение Президента, во исполнение которого они издают свой распорядительный документ, дается ссылка на конкретный регистрационный номер и дату поручения как документа.

Единственное, что отличает в этом отношении поручение от большинства других правовых документов – отсутствие заголовка к тексту, т. е. одного из обязательных элементов оформления правовых актов.

Однако обращает на себя внимание тот факт, что в содержании указа Президента ничего не говорится об «указаниях» как отдельной разновидности правовых документов, упомянутой в заголовке к его тексту. Возникает вопрос: если под «указанием» подразумевается самостоятельный вид документа, то каковы его отличительные особенности по сравнению с «поручением»? И, наконец, является ли «поручение» видом правового документа?

Существует мнение, что поручения Президента РФ – акт с неопределенным статусом, «неизвестный юридической и правовой литературе и «несуществующий» для российских юристов» .

Причин несколько. Во-первых, неясно, насколько поручения соответствуют конституционным полномочиям Президента. Согласно тексту Конституции РФ , в полномочия главы государства не входит руководство исполнительной властью на всех уровнях, он может лишь руководить работой Правительства. Возможность отдавать непосредственные указания другим органам исполнительной власти или должностным лицам не предусмотрена.

Во-вторых, неопределенность относится к содержанию поручений. Конституция РФ предполагает, что Президент может принимать индивидуальные акты, и указывает на их возможное содержание – «назначения на должность, освобождение от должности, вынесение кандидатур при назначении» (ст. 83), «приостановка действия ряда актов исполнительной власти» (ст. 85), «решения об амнистии, награждение государственными наградами» (ст. 89). Однако содержание поручений не соответствует этому списку. Таким образом, с точки зрения содержания конституционным полномочиям Президента соответствуют лишь поручения, адресованные его Администрации и иным непосредственно подчиненным органам, а также некоторые поручения, адресованные Правительству и его председателю.

В-третьих, что более важно, ни в одном нормативном акте поручения не устанавливаются как самостоятельный вид документа. Согласно Конституции, всю свою правовую деятельность Президент осуществляет посредством принятия указов и распоряжений , никакие иные формы не предусмотрены. Президент в своем указе, посвященном мерам контроля, говорит о «поручении» как о факте , но не как о документальной форме . Поэтому поручения и указания должны содержаться в документах, издаваемых Президентом, т. е. в тех же указах и распоряжениях.

Тем не менее, как показывает практика, такой вид документа как поручение Президента имеет право на существование. Основной идеей этого документа должна быть не директивная обязательность его выполнения, а некое направление и обращение внимания на определенную проблему органа или должностного лица, получившего данное поручение. В свою очередь адресат должен сам просчитать все возможности и риски выполнения поставленной задачи и принять соответствующее решение. В этом принципиальное отличие поручения от указов и распоряжений, обязательность исполнения которых провозглашена Конституцией РФ.

Порядок разработки поручений Президента регламентирован Инструкцией по делопроизводству в Администрации Президента.

Инструкция устанавливает:

Поручения готовятся ответственными работниками Администрации;

Поручения излагаются лаконично и к проекту поручения, как правило, прилагается краткая аннотация;

Поручение проходит регистрацию в общем отделе, где ему присваивается регистрационный номер вида «Пр-000».

Сама технология разработки поручения в Инструкции по делопроизводству прописана недостаточно подробно. Так, например, остается неясным, проходит ли проект поручения стадию согласования или сразу направляется на подписание. Однако в «Правилах оформления документов Администрации Президента РФ» сказано, что «проект поручения визируется исполнителем и руководителем подразделения или исполняющим в данный момент его обязанности заместителем». В Правилах также установлены требования к оформлению поручения.

Рис. 2. Внешняя форма поручения Президента РФ.

Поручение, в отличие от указов и распоряжений, может быть оформлено не только на бланках формата А4, но и формата А5, так как поручение в ряде случаев по своей сути выполняет роль резолюции. На рисунке 2 изображен подлинник поручения Президента РФ. В связи со статусом данного документа, а также форматом бланка, Государственный герб РФ расположен не по центру (как при оформлении указов и распоряжений), а слева, на уровне наименования главы государства.

Справа от наименования вида документа указывается адресат (без наименования должности). В Правилах данный реквизит обозначается как «исполнители поручения». Обращает на себя внимание тот факт, что при обозначении исполнителя указаны инициалы имени и отчества, а в расшифровке подписи Президента только один инициал.

На документе проставлены два штампа в виде штрих-кода, назначение которых ни Правилами, ни Инструкцией не обозначено. Можно предположить, что один из них является отметкой о контроле.

В соответствии с Инструкцией индекс поручения состоит из буквенного обозначения «Пр» и порядкового номера. Также на документе присутствует второй регистрационный номер (РД-П7-183), который указывает на руководителя подразделения, разрабатывавшего поручение (РД – инициалы имени и фамилии), номера подразделения (П7) и порядкового номера поручения с начала года (183). Что касается последнего номера, то он не совпадает с числом первого индекса. На основании этого можно сделать вывод о том, что поручение регистрируется дважды.

Таким образом, на основании существующей регламентации можно констатировать определенную специфику в технологии подготовки и оформления поручения как самостоятельного вида документа.

В рамках данной статьи затронута лишь часть вопросов, связанных с особенностями посланий и поручений Президента РФ как официальных письменных документов. Но и выявленная проблематика свидетельствует о необходимости изучения природы данных видов документов, определения их места в системе правовой документации, установления особенностей их подготовки и оформления.

См., например, Бошно С.В. Нормативные правовые акты Российской Федерации. Науч.-практич. изд. М.: Глобус, 2005; Калинин А. М. Нормативные правовые акты Президента Российской Федерации как главы государства. Теоретико-правовой аспект // Закон и право. 2011. С. 23-27; Уманская В. П. Тенденции правотворческой деятельности Президента РФ и направления ее совершенствования // Закон. 2010. С. 29-35.

См., например, Глотова С.А. Указы как главные распорядительные документы коллегий (XVIII в.) // Делопроизводство. 2009. № 3; Артамонова И.И. Изменение понятия и значения Указа в XVII – XX веках. // Делопроизводство. 2001. № 2. С. 87 – 90; Пронина С.А. Отражение распорядительной деятельности в документах XIII – XVII веков // Делопроизводство. 2007. № 3. С. 97 – 100. Указ Президента РФ от 2 мая 1996 г. № 638 «О порядке подготовки проектов указов, распоряжений Президента Российской Федерации, предусматривающих принятие постановлений, распоряжений Правительства Российской Федерации» // СЗ РФ. 1996. № 19. Ст. 2257.

Сведения об Администрации Президента // Президент России [Электронный ресурс]. URL : http ://kremlin .ru /structure /administration (дата обращения 01.06.2015).

В частности, Распоряжение руководителя Администрации Президента РФ от 16 марта 1992 г. № 223 «Об утверждении Инструкции по делопроизводству в Администрации Президента Российской Федерации» // Консультант Плюс [Электронный ресурс]. URL : http ://base .consultant .ru /cons /cgi /online .cgi ?req =doc ;base =EXP ;n =468901 (дата обращения 01.06.2015).

Распоряжение Администрации Президента РФ от 15 января 1997 г. № 102 «Об утверждении Правил оформления документов в Администрации Президента Российской Федерации» (опубликовано не было).

Указ Президента РФ от 28 марта 2011 г. № 352 «О мерах по совершенствованию организации исполнения поручений и указаний Президента Российской Федерации» (вместе с «Порядком исполнения поручений и указаний Президента Российской Федерации») // СЗ РФ. 2011. № 14. Ст. 1880.

Там же.

Уманская В. П. Тенденции правотворческой деятельности Президента РФ и направления ее совершенствования // Закон. 2010. С. 29-35.

Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ, от 5 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ) // СЗ РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.

Президент Российской Федерации Владимир Путин 29 декабря 2017 года утвердил перечень поручений по итогам ежегодной пресс-конференции. В их числе - налоговая амнистия. Глава государства поручил правительству до конца этого года внести поправки, освобождающие от НДФЛ доходы, полученные с 1 января 2015 года до 1 декабря 2017 года, с которых не был удержан налог, но сведения были представлены налоговыми агентами в налоговые органы.

Также, по мнению Владимира Владимировича, необходимо предусмотреть списание недоимки по транспортному налогу, налогу на имущество и земельному налогу - касается граждан, не компаний - по состоянию на 1 января 2015 года, и задолженности по пеням. Кроме того, нужно списать недоимки по налогам, за исключением Налога на добычу полезных ископаемых, акцизов и налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через границу РФ, задолженности по пеням и по штрафам, образовавшихся на 1 января 2015 года у предпринимателей и лиц, утративших такой статус.

Также президент поручил прописать замену предоставляемого при исчислении налоговой базы по земельному налогу вычета в размере 10 000 рублей вычетом в размере кадастровой стоимости участка площадью 600 квадратных метров в отношении одного участка, принадлежащего налогоплательщику, а также отнести пенсионеров к категории налогоплательщиков, имеющих право на такой вычет. Все это нужно сделать до конца года.

Еще Владимир Путин указал определить виды доходов, полученных в результате прощения долга, которые не должны подлежать обложению НДФЛ и установить предельный размер пеней, начисляемых на сумму недоимки.

Несколько поручений касаются жилищной сферы. До марта 2018 года нужно обеспечить принятие закона, предусматривающего переход к системе прямых договорных отношений между потребителями коммунальных услуг и ресурсоснабжающими организациями. До конца марта - «принять исчерпывающие меры» по недопущению необоснованного повышения размера платы за содержание жилья. Министерство обороны должно проверить факты необоснованного повышения размера платы граждан, проживающих в военных городках, за жилищно-коммунальные услуги и принять исчерпывающие меры по недопущению ее повышения. Срок - 15 января.

Еще глава государства указал проанализировать практику предоставления гражданам «дальневосточных гектаров» и принять меры, направленные на исключение возможности изменения целевого назначения и ограничение оборота таких участков.

Среди поручений есть указание поддержать некоммерческие организации, занимающиеся профилактикой абортов, и представить предложения по предупреждению правонарушений, связанных с оборотом специальных техсредств, предназначенных для негласного получения информации, обратив особое внимание на сферу электронной торговли. Срок - до 15 марта. Генеральной прокуратуре предстоит проанализировать практику применения статьи 1381 УК в отношении граждан и представить поправки, направленные на соблюдение интересов граждан, приобретающих бытовые технические устройства, имеющие признаки специальных техсредств для негласного получения информации, но не предназначенные для этих целей.

Есть новые указания и в области медицинской помощи. Правительству совместно с региональными властями нужно утвердить программу развития онкологических диспансеров, предусмотрев софинансирование из федерального бюджета, и до 30 апреля представить предложения о продолжении программы развития перинатальных центров. Также следует принять меры по обеспечению оборудованием и лекарствами больных, нуждающихся в них на дому.

В 2018-2020 годах Владимир Владимирович поручил создать современные врачебные амбулатории, фельдшерские и фельдшерско-акушерские пункты в населенных пунктах с численностью от 100 до 2000 человек. И предусмотреть использование передвижных мобильных медицинских комплексов для жителей населенных пунктов до численностью 100 человек. Кабинету министров поручено предоставить в 2018 году дополнительные ассигнования регионам на софинансирование их обязательств, связанных с реализацией этих двух задач: 4,35 млрд рублей и 3,6 млрд рублей соответственно.

К марту президент поручил представить предложения по строительству нового мостового перехода через реку Уда в Улан-Удэ и принять дополнительные меры по трудоустройству рыбаков, оставшихся без работы в результате ограничения добычи и реализации омуля.

Кабинет министров также должен представить предложения по ограничению процентных ставок по кредитам, привлекаемым регионами и муниципальными образованиями в банках, и по расширению доступа рыбохозяйственных организаций к получению доли квоты добычи водных биоресурсов, предоставленной на инвестиционные цели.

Кроме того, Владимир Путин подписал закон, который предусматривает продление программы материнского капитала до 2021 года. Документ размещен на официальном портале правовой информации и вступит в силу с 1 января 2018 года. Расходы федерального бюджета на реализацию нового закона составят в 2018 году - 1 млрд руб., в 2019 году - 37,9 млрд руб., в 2020 году - 69,7 млрд руб. Подписанный Путиным документ вводит дополнительную возможность использования материнского капитала - его можно будет направлять на покрытие расходов на платные услуги дошкольного образования.

Также Президент подписал закон о ратификации Соглашения между РФ и Сирией о расширении территории пункта материально-технического обеспечения ВМФ РФ в районе порта Тартус и заходах военных кораблей РФ в территориальное море, внутренние воды и порты Сирии.

Еще одно поручение Владимира Путина - внести коррективы в Доктрину энергетической безопасности России и другие стратегические документы. Президент попросил учесть угрозы энергобезопасности, связанные с развитием производства сжиженного природного газа, и определить основные направления в политике производства СПГ, которые помогут России стать одним из лидеров этой отрасли в среднесрочной перспективе.

... читать ещё >

Самое обсуждаемое
Сырная диета Диетические сыры Сырная диета Диетические сыры
Печенье с лимоном и сахарной глазурью Лимонное песочное печенье Печенье с лимоном и сахарной глазурью Лимонное песочное печенье
Цитаты о тургеневе Цитаты из произведений тургенева Цитаты о тургеневе Цитаты из произведений тургенева


top