На кого не распространяется административная ответственность. Понятие и разновидности административных наказаний

На кого не распространяется административная ответственность. Понятие и разновидности административных наказаний

Административная ответственность представляет собой применение административных взысканий за совершение административного правонарушения.

Статья 2.4 КоАП РФ

(извлечение)

Примечание. Под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, т.е. наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Сидах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

Административная ответственность выражается в применении государственными органами и их должностными лицами мер административного воздействия к гражданам, а в соответствующих случаях и к организациям за нарушение законности.

Административная ответственность имеет специфические особенности .

  • 1. Устанавливать административную ответственность могут органы законодательной власти, а в пределах своей компетенции – и органы исполнительной власти.
  • 2. Если при дисциплинарной ответственности между начальником, применяющим меры воздействия, и лицом, привлекаемым к ответственности, существуют отношения служебной подчиненности, то при административной ответственности такая подчиненность исключается. Наложение административных взысканий осуществляется специальными органами исполнительной власти и в некоторых случаях судами (судьями).
  • 3. Большинство составов административных проступков можно назвать формальными: административная ответственность наступает, как правило, независимо от того, есть ли непосредственные отрицательные последствия от данного правонарушения или нет, – достаточно самого факта нарушения правил, охраняемых нормами административноправовых актов.
  • 4. Основанием административной ответственности является совершение административного проступка. Таким проступком признается посягающее на государственный или общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления противоправное, виновное деяние, за которое предусмотрена административная ответственность.

Правонарушитель должен претерпеть нежелательные последствия морального (предупреждение), материального (штраф) и физического (административный арест) характера.

Цель административной ответственности состоит в воспитании нарушителя в духе уважения к закону, предупреждении совершения в дальнейшем административных правонарушений. В результате привлечения к административной ответственности на правонарушителя оказывается воздействие в виде государственного осуждения, осуществляемого уполномоченным органом, возлагающим взыскание.

Административной ответственности присущ всеобщий характер, который проявляется в следующем: 1) установленные правила обязательны для всех граждан, их несоблюдение влечет административную ответственность; 2) ответственность возникает перед государством, которое устанавливает полномочия органов (должностных лиц) но рассмотрению дел об этих правонарушениях и наложению взысканий.

Административную ответственность характеризует множественность органов, полномочных ее устанавливать: это федеральные органы, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления.

Органами, применяющими административную ответственность, являются административные комиссии; комиссии по делам несовершеннолетних; главы органов местного самоуправления; органы внутренних дел, государственного пожарного надзора, железнодорожного, морского, речного, воздушного транспорта и иные органы исполнительной власти.

Административная ответственность не влечет судимости.

КоАП РФ содержит общие правила наложения наказаний за административные правонарушения. Наказания налагаются с учетом характера правонарушения, личности правонарушителя, его имущественного положения, обстоятельств, отягчающих либо смягчающих административную ответственность.

Статья 4.1 КоАП РФ

  • 1. Административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.
  • 2. При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
  • 3. При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность...

Наказание может быть наложено не позднее двух месяцев после совершения административного правонарушения, а при длящемся правонарушении – двух месяцев со дня его обнаружения.

Лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания.

Субъектом административной ответственности может быть лицо, достигшее к моменту совершения правонарушения возраста 16 лет.

С учетом конкретных обстоятельств и личности правонарушителя комиссией по делам несовершеннолетних лицо в возрасте от 16 до 18 лет может быть освобождено от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних. Например, Федеральным законом "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" в числе разнообразных мер воздействия установлена индивидуальная профилактическая работа.

Административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Существуют особенности административной ответственности некоторых субъектов: военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы, иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц. Виновным в совершении административного проступка может быть признано и юридическое лицо.

Административная ответственность - особый вид юридической ответственности. В то же время она является частью административного принуждения и обладает всеми его качествами (осуществляется субъектами функциональной власти в рамках внеслужебного подчинения и др.)

Административной ответственности присущи все признаки юридической ответственности. Она регулируется нормами права, состоит в официальном осуждении за правонарушение лица и применении к нему в процессуальной форме санкций правовых норм уполномоченными на то субъектами власти.

Административная ответственность характеризуется следующими признаками::

  • 1) она урегулирована нормами административного права, содержащимися в Федеральных законах и законах субъектов РФ;
  • 2) основанием ее применения является административное правонарушение;
  • 3) она состоит в применении к виновным административных наказаний;
  • 4) к ней привлекаются физические лица (граждане, должностные лица, индивидуальные предприниматели и др.), а также юридические;
  • 5) она применяется должностными лицами исполнительных органов государственной власти;
  • 6) порядок привлечения к административной ответственности урегулирован административно-процессуальными нормами.

Любая реальная юридическая ответственность имеет три основания:

нормативное (систему регулирующих ее правовых норм);

фактическое (неправомерные деяния субъектов права);

процессуальное (акты субъектов власти о применении санкций правовых норм к конкретным субъектам)

Наличие нормы, устанавливающей ответственность, и деяния, названного в этой норме, - это только нормативная и фактическая предпосылки юридической ответственности. Многие правонарушения не обнаруживаются, часто не находят виновных и т.д.

Если по факту правонарушения на основе нормы права (статьи кодекса) вынесен акт (приговор, постановление, приказ, решение) о привлечении лица к ответственности, то только после вступления его в силу наступает реальная ответственность.

Для наступления реальной ответственности необходимо чтобы были все три ее основания. Прежде всего, должна быть норма, устанавливающая обязанность и санкцию за ее неисполнение. Затем может возникнуть фактическое основание- правонарушение. При наличии нормы и деяния, ее нарушающего, уполномоченный субъект в установленном законом порядке вправе назначить наказание за административное правонарушение путем вынесения постановления (решения).

Многие годы роль административной ответственности в борьбе с правонарушением постепенно повышалась, а со второй половины 80-х гг. эта тенденция стала проявляться еще более активно. Возросло фактическое использование многих составов административных проступков. Резко расширен перечень действий, за совершение которых виновные могут быть подвергнуты административным санкциям, а также круг субъектов, имеющих право налагать административные санкции. Административная ответственность стала основной формой применения государством карательных санкций к юридическим лицам.

Административная ответственность, как и уголовная, дисциплинарная - кара и преследует цели частной и общей превенции правонарушений. Но поскольку многие административные правонарушения являются длящимися (встать на учет, выполнить предписание и т.п.),важна также цель административной ответственности - стимулировать выполнение субъектами права их обязанностей. Под составом административного правонарушения следует понимать, установленную правовой нормой совокупность признаков, при наличии которых противоправное деяние признается проступком.

Состав административного правонарушения, как и состав преступления, обязательно делится на четыре признака: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона.

Если хотя бы один из четырех указанных выше признаков состава отсутствует, то деяние не может быть призванным проступком или преступлением.

Объектом правонарушения являются те общественные отношения, которые охраняются административным правом. Формы выражения конкретных объектов могут быть различные: порядок управления, собственность, принципы и правила хозяйствования, общественный порядок и т.д.

Объективная сторона проступка - это деяние, выражающееся в нарушении установленных административно-правовыми нормами правил.

Наличие объективной стороны административного правонарушения законодатель во многих случаях ставит в зависимости от времени, места, способа, характера совершения деяния, наступивших его вредных последствий, совершения противоправного деяния в прошлом, его систематичности.

неоднократность - совершение двух или более однородных административных правонарушений;

повторность - совершение одним и тем же лицом в течении года однородного правонарушения, за которое оно уже привлекалось к административному взысканию;

длящееся правонарушение - деяние, сопряженное с последующим длительным невыполнением обязанностей, возложенного на виновного законом под угрозой административной ответственности. Оно является единым независимо от продолжительности.

Субъектами административного правонарушения являются вменяемые, достигшие определенного возраста физические лица, и лица, обладающие специальным административно-правовым статусом, например водители или должностные лица; организации, а к ним приравнены лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью.

Существует два вида субъектов административного правонарушения:

Индивидуальный - граждане и другие категории лиц, обладающие административно-правовым статусом, совершившие административное правонарушение. К данному виду субъектов относятся граждане и специальные лица, то есть лица, обладающие специальным административно-правовым статусом, с учетом их правового положения, выполняемых профессиональных функций.

Коллективный - юридические и иные коллективные образования, совершившие административное правонарушение. Организации признаются субъектами административного правонарушения нормами таких отраслей права, как земельное, финансовое, налоговое, правоохранительное и т.д.

Существует два вида признаков субъекта административного правонарушения:

Общие - признаки, которыми должно обладать любое лицо, привлекаемое к административной ответственности - вменяемость и достижение на момент совершения, 16-летнего возраста;

Специальные - признаки, отражающие особенности труда, служебного положения; например, должностное лицо, водитель автомобиля, работник предприятия торговли; прошлое противоправное поведение, например, лицо находившееся под административным надзором, ранее привлекавшееся к административной ответственности; иные особенности правового статуса, например, иностранные граждане или военнослужащие.

Согласно ч.4 ст.2 Кодекса об административных правонарушениях «Административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей».

Субъективная сторона административного правонарушения - это совокупность признаков, характеризующих психическое отношение лица к противоправному действию или бездействию и его последствиям. Ее основу составляет вина, которая может быть в форме умысла или неосторожности.

Умысел - умышленное деяние. Лицо, совершившее его, сознавало противоправный характер своего деяния,

предвидело его вредные последствия и желало их или сознательно допускало наступление этих последствий.

Неосторожность - административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело наступление вредных последствий своего деяния, но легкомысленно рассчитывало на их предотвращение либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно и могло, было их предвидеть.

Различают две формы неосторожной вины:

Легкомыслие - это предвидение лицом возможности наступления вредных последствий своего действия или бездействия, соединенное с самонадеянным расчетом их предотвратить;

Небрежность - не предвидение такой возможности при условии, что лицо должно было и могло предвидеть наступление указанных в законе последствий.

От неосторожной вины следует отличать невиновное причинение вреда, так называемый казус, или случай, при котором лицо не несет ответственности. С невиновным причинением вреда иногда приходится встречаться при рассмотрении дел об административных правонарушениях на транспорте. При совершении административного правонарушения налицо вред. Правда, не все они сопряжены с реальными вредными последствиями от каждого такого деяния. Нередко, они содержат лишь возможность их наступления. Но всякое административное правонарушение несет вред уже в том смысле, что нарушает установленный государственный правопорядок, посягает на интересы государства и личности.

В соответствии со ст. 465 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее — ТК) юридические и физические лица, виновные в нарушении законодательства о труде, несут дисциплинарную, административную, уголовную и иную ответственность в соответствии с законодательством.

Согласно подп. 7.18 п. 7 Положения о Департаменте государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29.07.2006 N 959 «Вопросы Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь» в функции Департамента государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь (Департамент государственной инспекции труда) входит в том числе применение в установленном законодательством порядке санкции к работодателям, привлечение к административной ответственности должностных лиц работодателей, допустивших нарушения законодательства о труде и об охране труда.

Государственными инспекторами труда Департамента государственной инспекции труда к административной ответственности виновные в нарушениях законодательства о труде и об охране труда юридические и физические лица привлекаются, как правило, по результатам плановых и внеплановых проверок.

Так, по результатам 2011 года к административной ответственности в виде штрафа только Гомельским областным управлением Департамента государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь были привлечены 804 физических лица и 204 юридических лица. Сумма административных штрафов, наложенных на физических лиц, составила 278,96 млн.руб., а на юридические лица — 200,16 млн.руб.

Согласно Кодексу Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП) административным правонарушением признается противоправное виновное, а также характеризующееся иными признаками, предусмотренными КоАП, деяние (действие или бездействие), за которое установлена административная ответственность.

Таким образом, исходя из данного определения обязательными условиями для привлечения к административной ответственности являются наличие противоправного деяния, а также наличие вины конкретного лица и иные условия, предусмотренные КоАП.

В соответствии со ст. 3.1 КоАП вина физического лица — это психическое отношение физического лица к совершенному им противоправному деянию, выраженное в форме умысла или неосторожности. Виновным в совершении административного правонарушения может быть признано лишь вменяемое физическое лицо, совершившее противоправное деяние умышленно или по неосторожности.

При этом обязанность доказывать виновность лица в нарушении законодательства о труде или об охране труда возлагается на должностное лицо, ведущее административный процесс. Лицо не может быть привлечено к административной ответственности, пока не будет установлена его виновность в совершении правонарушения.

Для привлечения виновного лица к административной ответственности кроме наличия его вины необходимо, чтобы за данное деяние была предусмотрена административная ответственность в соответствии с конкретной статьей Особенной части КоАП.

Юридическое лицо может быть привлечено к административной ответственности, если санкцией статьи КоАП предусмотрена ответственность юридического лица за данное правонарушение.

Согласно ст. 3.5 КоАП юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что этим юридическим лицом не соблюдены нормы (правила), за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, и данным лицом не были приняты все меры по их соблюдению.

В соответствии со ст. 3.23 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — ПИКоАП) уполномоченным должностным лицам Департамента государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь предоставлено право составлять протоколы об административных правонарушениях за совершение деяний, ответственность за которые предусмотрена статьями 9.17, 9.18, частями 1 и 4 статьи 9.19, статьями 9.20, 9.25 КоАП.

Часть 1 ст. 9.17 КоАП устанавливает административную ответственность за нарушение требований по охране труда, содержащихся в нормативных правовых актах, в том числе технических нормативных правовых актах, работодателем, лицом, ответственным за их соблюдение, которое влечет наложение штрафа в размере от десяти до пятидесяти базовых величин, а на юридическое лицо — до трехсот базовых величин. Согласно ч. 2 указанной статьи то же деяние, совершенное повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такое же нарушение, влечет наложение штрафа в размере от тридцати до пятидесяти базовых величин, а на юридическое лицо — от ста до четырехсот базовых величин.

В настоящее время базовая величина составляет 35000 руб., таким образом, максимальная величина штрафа по ч. 1 ст. 9.17 КоАП в настоящее время может составить 1750000 руб. на должностное лицо, а на нанимателя — 10500000 руб. Кроме того, с 1 апреля 2012 г. базовая величина будет составлять 100000 руб., соответственно существенно возрастут и размеры налагаемых штрафов.

У лица, привлекаемого к административной ответственности, либо его представителя может возникнуть закономерный вопрос: от чего зависит размер налагаемого штрафа в каждом конкретном случае?

Прежде всего, необходимо отметить, что должностное лицо, ведущее административный процесс, обязано принять все предусмотренные законом меры по всестороннему, полному и объективному исследованию обстоятельств административного правонарушения, устанавливая как уличающие, так и оправдывающие, как смягчающие, так и отягчающие ответственность обстоятельства, а также другие обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, защиты прав и законных интересов лиц, участвующих в административном процессе.

Все установленные в ходе ведения административного процесса обстоятельства, являющиеся существенными для принятия решения по делу, должны быть занесены в протокол.

Лицу, в отношении которого ведется административный процесс, должно быть предоставлено право представить объяснение по поводу административного правонарушения. При этом сведения об обстоятельствах, имеющих значение для дела об административном правонарушении, лицо, в отношении которого ведется административный процесс, вправе сообщить при составлении протокола об административном правонарушении.

При наложении административного взыскания учитываются характер совершенного административного правонарушения, обстоятельства его совершения и личность физического лица, совершившего административное правонарушение, степень его вины, характер и размер причиненного им вреда, имущественное положение, а также обстоятельства, смягчающие или отягчающие административную ответственность. При наложении штрафа на юридическое лицо учитывается в том числе его финансово-экономическое положение.

К обстоятельствам, смягчающим административную ответственность лица, в отношении которого ведется административный процесс, относятся:

  • чистосердечное раскаяние физического лица, совершившего административное правонарушение;
  • предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий такого правонарушения;
  • добровольное возмещение или устранение причиненного вреда либо исполнение возложенной на лицо обязанности, за неисполнение которой налагается административное взыскание;
  • наличие на иждивении у физического лица, совершившего административное правонарушение, малолетнего ребенка;
  • совершение административного правонарушения вследствие стечения тяжелых личных, семейных или иных обстоятельств;
  • совершение административного правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;
  • совершение административного правонарушения несовершеннолетним или лицом, достигшим семидесяти лет;
  • совершение административного правонарушения беременной женщиной.

Необходимо отметить, что приведенный перечень не является исчерпывающим и должностное лицо, ведущее административный процесс, может признать смягчающими административную ответственность и иные обстоятельства.

К обстоятельствам, отягчающим административную ответственность, относятся:

  • продолжение противоправного деяния, несмотря на требование прекратить его;
  • совершение административного правонарушения повторно;
  • вовлечение несовершеннолетнего в административное правонарушение;
  • совершение административного правонарушения группой лиц, то есть хотя бы двумя физическими лицами, совместно участвовавшими в его совершении в качестве исполнителей;
  • совершение административного правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;
  • совершение административного правонарушения по мотивам расовой, национальной либо религиозной розни;
  • совершение административного правонарушения в отношении женщины, беременность которой заведомо известна физическому лицу, совершившему административное правонарушение;
  • совершение административного правонарушения с использованием лица, заведомо для физического лица, совершившего административное правонарушение, страдающего психическим заболеванием или слабоумием;
  • совершение административного правонарушения в состоянии алкогольного опьянения либо в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ;
  • совершение административного правонарушения должностным лицом в связи с исполнением служебных обязанностей;
  • совершение административного правонарушения в отношении заведомо малолетнего, престарелого или лица, находящегося в беспомощном состоянии.

При этом перечень отягчающих административную ответственность оснований является исчерпывающим и должностное лицо, ведущее административный процесс, не может признать отягчающим иное обстоятельство.

В зависимости от характера административного правонарушения должностное лицо, ведущее административный процесс, может не признать отягчающим административную ответственность перечисленные выше обстоятельства.

Статья 9.18 КоАП предусматривает административную ответственность в виде штрафа за нарушение законодательства в сфере коллективных трудовых отношений.

Необходимо отметить, что за период с момента вступления в силу КоАП (1 марта 2007 г.) дела об административных правонарушениях, ответственность за которые предусмотрена согласно ст. 9.18 КоАП, Департаментом государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь не рассматривались.

Часть 1 ст. 9.19 КоАП предусматривает наложение штрафа в размере от четырех до двадцати базовых величин, а на юридическое лицо — до ста базовых величин за нарушение нанимателем или уполномоченным должностным лицом нанимателя порядка и сроков выплаты заработной платы.

К правонарушениям, за которые предусмотрена ответственность согласно ч. 1 ст. 9.19 КоАП, относятся также нарушения срока выплаты всех причитающихся работнику сумм в связи с увольнением (ст. 77 ТК) и нарушение срока выплаты работнику среднего заработка за время трудового отпуска.

Так, при проведении плановой проверки по соблюдению законодательства о труде в одном из коммунальных сельскохозяйственных унитарных предприятий Г-го района было установлено, что работникам организации трудовые отпуска предоставляются согласно графику трудовых отпусков работников, однако средний заработок за время трудового отпуска выплачивается в день выплаты заработной платы в организации — 20-го числа месяца, следующего за отработанным, независимо от даты начала трудового отпуска.

В некоторых случаях работники организации получали причитающийся им средний заработок за время трудового отпуска значительно позже даты начала трудового отпуска. В своем объяснении главный бухгалтер организации пояснил, что работники организации не возражают против сложившейся в организации системы выплаты среднего заработка за время трудового отпуска. Так как с работниками организации были заключены контракты, установлено, что в организации нарушаются требования п. 4 Декрета Президента Республики Беларусь от 26.07.1999 N 29 «О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины» , в соответствии с которыми средний заработок за время трудового отпуска должен быть выплачен не позднее чем за один день до начала отпуска.

По результатам проверки за нарушения сроков выплаты работникам организации среднего заработка за время трудового отпуска главный бухгалтер был привлечен к административной ответственности в виде штрафа в размере 10 базовых величин (350000 руб.) на основании ч. 1 ст. 9.19 КоАП.

Нанимателю было выдано обязательное для исполнения требование (предписание) устранить выявленное нарушение и в дальнейшем выплачивать средний заработок за время трудового отпуска не позднее чем за один день до начала отпуска.

В соответствии со ст. 77 ТК при увольнении работника все выплаты, причитающиеся ему от нанимателя, производятся в день увольнения. В случае если данные суммы не выплачены уволенному работнику в день увольнения, то должностное лицо либо наниматель могут быть оштрафованы по ч. 1 ст. 9.19 КоАП. При этом размер налагаемого штрафа во многом будет зависеть от срока, на который наниматель задержал выплату работнику причитающихся ему сумм.

Так, в Г-кое областное управление Департамента государственной инспекции труда обратился гражданин с жалобой на бывшего нанимателя о невыплате ему всех причитающихся сумм в день увольнения. По данному обращению государственным инспектором труда было принято решение о проведении внеплановой проверки по соблюдению законодательства о труде.

В ходе проверки было установлено, что все причитающиеся от нанимателя суммы были выплачены уволенному работнику через 5 дней после даты увольнения. При этом суммы, подлежащие выплате работнику, не являлись оспариваемыми. В ходе ведения административного процесса обстоятельств, смягчающих или отягчающих административную ответственность, установлено не было и директор организации был оштрафован на сумму в размере пять базовых величин (175000 руб.).

Часть 4 ст. 9.19 КоАП предусматривает ответственность за иные нарушения законодательства о труде, кроме нарушений, предусмотренных статьями 9.16 — 9.18 КоАП и частями 1 и 3 ст. 9.19 КоАП, причинившие вред работнику. Санкция указанной нормы предусматривает наложение штрафа в размере от четырех до двадцати базовых величин на должностное лицо нанимателя. По ч. 4 ст. 9.19 КоАП привлечь к ответственности юридическое лицо не представляется возможным, так как это не предусмотрено санкцией указанной части.

Наиболее распространенными нарушениями законодательства о труде, при выявлении которых должностные лица подвергаются штрафу, являются: нарушение срока и порядка выдачи работнику трудовой книжки в связи с увольнением, нарушение порядка предоставления работнику трудового отпуска, нарушения порядка оплаты труда работника в сверхурочное время, выходные и праздничные дни, невыплата работникам доплаты за работу в ночное время и другие.

Так, в Г-кое областное управление Департамента государственной инспекции труда обратился водитель одного из ОАО Г-го района с жалобой на то, что нанимателем не производится доплата за работу в ночное время. По данному обращению государственным инспектором труда было принято решение о проведении внеплановой проверки по соблюдению законодательства о труде. В ходе проверки было установлено, что часть рабочего времени заявителя согласно представленным путевым листам действительно приходится на ночное время. При этом доплата за работу в ночное время нанимателем не производилась. Деянием нанимателя работнику был причинен материальный вред. По результатам проверки виновное должностное лицо нанимателя было оштрафовано на основании ч. 4 ст. 9.19 КоАП на сумму 4 базовые величины (140000 руб.).

Обязательным условием для наступления административной ответственности по данному основанию является причинение вреда работнику.

В соответствии со ст. 1.3 КоАП вредные последствия — это причинение имущественного, морального и иного вреда охраняемым КоАП правам и интересам. Таким образом, причинение вреда работнику может выражаться не только в материальном виде, но и ином ущербе, в том числе ухудшении правового положения работника по сравнению с действующим трудовым законодательством.

В ходе проведения плановой проверки по соблюдению законодательства о труде в одном из ЧУП г. Г., было установлено, что в организации отсутствует график трудовых отпусков работников на текущий календарный год. Само по себе отсутствие графика трудовых отпусков не причиняло материального вреда работникам, однако ухудшало их правовое положение по отношению к действующему трудовому законодательству. По результатам проверки директор организации был оштрафован по ч. 4 ст. 9.19 КоАП на сумму 4 базовые величины (140000 руб.).

Статья 9.20 КоАП предусматривает ответственность за сокрытие страхователем наступления страхового случая при обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и влечет наложение штрафа в размере от двух до десяти базовых величин (от 70000 до 350000 руб.), на индивидуального предпринимателя — от десяти до пятидесяти базовых величин (от 350000 до 1750000), а на юридическое лицо — от пятидесяти до ста базовых величин (от 1750000 до 3500000 руб.).

При проведении плановых проверок по соблюдению законодательства о труде довольно часто выявляется несоблюдение юридическими лицами письменной формы гражданско-правовых договоров на выполнение работ, оказание услуг или создание объектов интеллектуальной собственности, заключаемых юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем с гражданами, а также отсутствие в этих договорах условий, установленных законодательством.

Ответственность за данное нарушение законодательства установлена ст. 9.25 КоАП. Санкция указанной статьи предусматривает наложение штрафа на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо в размере десяти процентов от суммы договора, а при невозможности ее установления — до двадцати базовых величин.

Административная ответственность физического лица по данному основанию не предусмотрена.

По ст. 9.25 КоАП наиболее часто юридические лица привлекаются за нарушения требований подп. 1.1 п. 1 Указа Президента Республики Беларусь от 06.07.2005 N 314 «О некоторых мерах по защите прав граждан, выполняющих работу по гражданско-правовым и трудовым договорам» (далее — Указ) . В подп. 1.1 п. 1 Указа установлено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, предоставляющие работу гражданам по гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг и создание объектов интеллектуальной собственности, обязаны заключать с ними указанные договоры в письменной форме и определять в этих договорах кроме условий, установленных законодательством, существенные условия, установленные Указом.

Среди наиболее распространенных нарушений является невключение заказчиком в гражданско-правовой договор следующих существенных условий: порядка расчета сторон по гражданско-правовым договорам, включая суммы, подлежащие выплате; обязательств заказчика по уплате за граждан, выполняющих работы по гражданско-правовому договору, обязательных страховых взносов в Фонд социальной защиты населения; оснований досрочного расторжения гражданско-правового договора, ответственности заказчика за неисполнение своих обязательств по своевременной оплате выполненной работы в виде неустойки и др.

При этом, в случае если в самом гражданско-правовом договоре не указана конкретная сумма, причитающаяся к выплате подрядчику за выполненную работу, размер штрафа может быть определен на основании других документов.

Так, в ходе проведения плановой проверки по соблюдению законодательства о труде в одном из акционерных обществ г. Г. было установлено, что в гражданско-правовом договоре, заключенном с гражданином на выполнение работ, отсутствовали обязательства сторон по обеспечению безопасных условий работы исходя из обязанностей сторон гражданско-правового договора. При этом конкретная сумма, подлежащая выплате подрядчику по данному договору, указана не была, в договоре были установлены только расценки за выполняемые работы.

После приема работ заказчиком стороны подписали акт выполненных работ, в соответствии с которым по данному договору подрядчику причиталось вознаграждение в сумме 1100000 руб. На основании чего была установлена сумма штрафа на юридическое лицо — десять процентов от суммы договора (110000 руб.).

Как уже упоминалось выше, наиболее часто к административной ответственности в виде штрафа физические и юридические лица привлекаются по результатам проведенных плановых и внеплановых проверок по соблюдению законодательства о труде и при выявлении в ходе их проведения нарушений.

Согласно ст. 9.1 ПИКоАП поводом к началу административного процесса может являться в том числе заявление физического лица. При этом проведение внеплановой проверки по обращению физического лица не является обязательным условием для привлечения к административной ответственности.

В Г-кое областное управление Департамента государственной инспекции труда обратился работник одного из предприятий областного центра с жалобой на нанимателя о нарушениях срока выплаты заработной платы. При этом работник просил привлечь виновных лиц к установленной законодательством ответственности.

Государственным инспектором труда у руководителя предприятия были запрошены необходимые для разрешения обращения документы. В ходе изучения предоставленных нанимателем документов факты, изложенные заявителем в обращении, подтвердились. За декабрь 2011 г. предприятие выплатило работнику заработную плату позже срока, установленного коллективным и трудовым договором. Таким образом, документально подтверждалось нарушение требований ст. 73 ТК. По результатам рассмотрения обращения гражданина директор предприятия был оштрафован по ч. 1 ст. 9.19 КоАП на пять базовых величин (175000 руб.).

Штраф за нарушения законодательства о труде или об охране труда должен быть уплачен физическим лицом или индивидуальным предпринимателем, подвергнутыми административному взысканию, не позднее одного месяца со дня вступления в законную силу постановления о наложении штрафа, юридическим лицом — не позднее пятнадцати дней со дня вступления в законную силу постановления о наложении штрафа, а в случае обжалования (опротестования) такого постановления — не позднее одного месяца со дня уведомления об оставлении жалобы (протеста) без удовлетворения.

В случае неуплаты в установленный срок штраф взыскивается в принудительном порядке.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Трудовой кодекс Республики Беларусь. — Минск: Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь, 2008. — 256 с.

2. Положение о Департаменте государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь: утв. постановлением Совета Министров Респ. Беларусь, 29 июля 2006 г., N 959 // ИБ «КонсультантПлюс: Беларусь» [Электронный ресурс]. — Минск, 2012.

3. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях от 21.04.2003 N 194-З // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2012.

4. Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях от 20.12.2006 N 194-З // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2012.

5. О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины: Декрет Президента Респ. Беларусь, 26 июля 1999 г., N 29 // ИБ «КонсультантПлюс: Беларусь» [Электронный ресурс]. — Минск, 2012.

6. О некоторых мерах по защите прав граждан, выполняющих работу по гражданско-правовым и трудовым договорам: Указ Президента Респ. Беларусь, 6 июля 2005 г., N 314 // ИБ «КонсультантПлюс: Беларусь» [Электронный ресурс]. — Минск, 2012.

— это реакция государства на вред, причиненный административным правонарушением , государственная оценка нарушения административно-правовой нормы , нормы из способов административного принуждения .

Административная ответственность как способ административного принуждения характеризуется следующими отличительными признаками:

  1. основанием привлечения к административной ответственности является совершенное административное правонарушение;
  2. административная ответственность устанавливается не только для физических, но и для юридических лиц ;
  3. основания административной ответственности (составы административных правонарушений) устанавливаются Кодексом РФ об административных правонарушениях и законами субъектов РФ об административных правонарушениях;
  4. административная ответственность наступает для физического или юридического лица всегда после совершения им административного правонарушения, когда в полной мере установлена вина данного лица;
  5. полномочиями по привлечению к административной ответственности наделяются судьи судов общей юрисдикции, судьи арбитражных судов , органы (должностные лица) исполнительной власти , комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав , административные комиссии, иные коллегиальные органы, создаваемые в соответствии с законами субъектов РФ;
  6. в отличие от уголовной ответственности административная ответственность менее строгая. Она не влечет серьезных правовых последствий, лишений для правонарушителя (например, судимости или увольнения с работы, ликвидации юридического лица);
  7. порядок привлечения к административной ответственности детально регламентирован административно-процессуальными нормами, содержащимися в Кодексе РФ об административных правонарушениях;
  8. в отличие от процедуры привлечения к дисциплинарной ответственности процедура привлечения лица к административной ответственности является более сложной, а по сравнению с уголовным процессом отличается большей оперативностью, быстротой и простотой;
  9. обжалование действий и решений органов (должностных лиц), связанных с привлечением к административной ответственности, осуществляется в судебном или административном порядке.

Понятие, функции и принципы института административной ответственности

Как институт административного права административная ответственность оказывает определенное воздействие на общественные отношения в сфере административно-правового регулирования.

Наиболее существенные направления и стороны воздействия указанного института административного права на общественные отношения представляют собой функции административной ответственности:

  1. охранительная (компенсационная) функция, которая заключается в вытеснении и ликвидации общественных отношений, не соответствующих административно-правовым нормам; ее содержание включает в себя установление для лица, совершившего административное правонарушение , таких ограничений и лишений, которые призваны компенсировать вред, причиненный охраняемому правом общественному отношению;
  2. предупредительная (превентивная) функция, которая заключается в предотвращении совершения административных правонарушений и делится на частную превенцию и общую превенцию (содержание первой состоит в том, что административная ответственность направлена на предотвращение совершения в дальнейшем административных правонарушений лицом, совершившим админи-стративное правонарушение; содержание второй включает в себя выявление причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, и предотвращение совершения административных правонарушений другими субъектами права).

Административная ответственность как институт административного права строится на некоторых основополагающих идеях (принципах).

возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения составляют три взаимосвязанных действия:

  1. изъятие у правонарушителя вещи, явившейся орудием совершения или предметом административного правонарушения;
  2. реализация этой вещи через специализированный магазин;
  3. передача вырученной суммы бывшему собственнику за вычетом расходов по реализации изъятой вещи.

В настоящее время возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения применяется за совершение административных правонарушений, предусмотренных ч. 2 и 3 ст. 20.8 и ч. 3 ст. 20.12 КоАП РФ, а именно — за нарушение правил хранения, ношения, уничтожения, коллекционирования и экспонирования оружия и патронов к нему, а также правил использования оружия и патронов к нему. возмездному изъятию при совершении указанных правонарушений подлежат огнестрельное оружие и патроны к нему.

В силу ч. 2 ст. 3.6 КоАП РФ возмездное изъятие охотничьего оружия, боевых припасов и других дозволенных орудий охоты или рыболовства не может применяться к лицам, для которых охота или рыболовство является основным законным источником средств к существованию.

Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения (ст. 3.7 КоАП РФ) состоит в принудительном безвозмездном обращении в собственность государства вещи, которая явилась орудием совершения либо предметом административного правонарушения.

Положения гл. 4 КоАП РФ устанавливают следующие общие правила назначения административных наказаний.

1. Административное наказание назначается в пределах, установленных КоАП РФ и законом субъекта РФ об административных правонарушениях , т.е. не ниже и не выше установленного соответствующей нормой размера (ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ).

2. Административное наказание по общему правилу не может быть назначено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения или по истечении двух месяцев со дня обнаружения длящегося административного правонарушения. При этом под длящимся административным правонарушением согласно разъяснению Верховного Суда РФ , данному в постановлении Пленума этого органа от 24 марта 2005 г. № 5, следует понимать такое действие или бездействие, которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении обязанностей, возложенных на нарушителя законом.

Примером длящегося административного правонарушения является осуществление юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем подлежащего лицензированию вида деятельности без соответствующей лицензии. в судебной практике не признается длящимся административным правонарушением неисполнение лицом возложенной на него обязанности к определенному установленному заранее сроку , например, непредставление к установленному сроку декларации, отчетности в компетентный административный орган.

Днем обнаружения длящегося административного правонарушения, с которого начинает исчисляться срок давности привлечения лица к административной ответственности , как разъяснил верховный суд РФ, является день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об этом административном правонарушении, выявило факт его совершения.

За некоторые виды административных правонарушений , в частности, за нарушение таможенного, антимонопольного, валютного законодательства, законодательства об охране окружающей среды , о налогах и сборах, о рекламе, о товарных знаках, о защите прав потребителей, об использовании атомной энергии, о внутренних морских водах, территориальном море, континентальном шельфе, об исключительной экономической зоне РФ и некоторых других видов законодательства, административное наказание может быть назначено в течение одного года со дня совершения соответствующего правонарушения или в течение одного года со дня обнаружения длящегося административного правонарушения.

3. При назначении административного наказания физическому лицу учитывается характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (ч. 2 ст. 4.1 КоАП РФ).

4. При назначении административного наказания юридическому лицу учитывается характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ).

5. Назначение административного наказания не освобождает физическое или юридическое лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой ему было назначено административное наказание (ч. 4 ст. 4.1 КоАП РФ).

6. Никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение (ч. 5 ст. 4.1 КоАП РФ).

7. При совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение (ч. 1 ст. 4.4 КоАП РФ).

8. При совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) КоАП РФ и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье , органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, преду-сматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания (ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ).

В нормах федерального законодательства об административной ответственности закреплены факторы и условия, являющиеся обстоятельствами, которые исключают или ограничивают, смягчают или отягчают административную ответственность, а также факторы и условия, являющиеся обстоятельствами, кото-рые позволяют освободить правонарушителя от административной ответственности.

Установленные законодателем обстоятельства, исключающие, смягчающие, отягчающие, ограничивающие административную ответственность и освобождающие от административной ответственности, являются особыми условиями применения мер такой ответственности.

Обстоятельствами, исключающими административную ответственность, являются установленные Кодексом РФ об административных правонарушениях и принятыми в соответствии с ним законами факторы и условия, при наличии которых физическое или юридическое лицо, в действиях или бездействии которого имеются признаки административного правонарушения, не подлежит административной ответственности.

Не подлежат административной ответственности:

  1. физические лица, не достигшие к моменту совершения административного правонарушения возраста 16 лет (ст. 2.3 КоАП РФ);
  2. физические лица, находившиеся во время совершения противоправного действия (бездействия) в состоянии невменяемости, т.е. в состоянии, при котором лицо не могло осознавать фактический характер и противоправность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие болезненного состояния психики (ст. 2.8 КоАП РФ);
  3. физические и юридические лица, в отношении которых истек срок давности привлечения к административной ответственности, установленный ст. 4.5 КоАП РФ;
  4. физические и юридические лица, действовавшие в состоянии крайней необходимости , т.е. действовавшие для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства , если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред (ст. 2.7 КоАП РФ); примерами совершения административных правонарушений в условиях крайней необходимости в судебной практике являются вынужденное осуществление организациями и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности, отдельных видов работ в аварийных и иных чрезвычайных ситуациях без предварительного получения соответствующих специальных разрешений (лицензий);
  5. юридические лица в случае, если по смыслу нормы КоАП РФ или закона субъекта РФ об административных правонарушениях данная норма относится и может быть применена только к физическому лицу (ст. 2.10 КоАП РФ).

Обстоятельствами, смягчающими административную ответст-венность, являются установленные КоАП РФ и принятыми в соответствии с ним законами факторы и условия, при наличии которых орган или должностное лицо, уполномоченные рассмотреть дело об административном правонарушении, могут назначить менее строгие меры административной ответственности из тех, которые предусмотрены соответствующей статьей КоАП РФ или статьей закона субъекта РФ об административных правонарушениях.

Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, согласно ч. 1 ст. 4.2 КоАП РФ признаются:

  • раскаяние лица, совершившего административное правонарушение;
  • добровольное сообщение лицом о совершенном им административном правонарушении;
  • предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения, добровольное возмещение причиненного ущерба или устранение причиненного вреда;
  • совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств;
  • совершение административного правонарушения несовершеннолетним ;
  • совершение административного правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка.

Перечень обстоятельств, смягчающих применение мер административной ответственности, является открытым, и поэтому судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, могут признать смягчающими обстоятельства, не указанные в КоАП РФ или законах субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

Обстоятельствами, отягчающими административную ответст-венность, являются установленные КоАП РФ факторы и условия, при наличии которых орган или должностное лицо, уполномоченные рассмотреть дело об административном правонарушении, могут назначить более строгие меры административной ответственности из тех, которые предусмотрены соответствующей статьей КоАП РФ или законом субъекта об административных правонарушениях, если указанные факторы и условия не предусмотрены в качестве квалифицирующего признака административного правонарушения. Перечень обстоятельств, отягчающих административную ответственность, закреплен в ст. 4.3 КоАП РФ и является исчерпывающим, т.е. не подлежит расширительному толкованию:

  • продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его;
  • повторное совершение однородного административного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истек срок, предусмотренный ст. 4.6 КоАП РФ;
  • вовлечение несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения;
  • совершение административного правонарушения группой лиц;
  • совершение административного правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;
  • совершение административного правонарушения в состоянии опьянения.

Обстоятельствами, ограничивающими административную ответственность, являются установленные КоАП РФ и принятыми в соответствии с ним федеральными законами факторы и условия (обстоятельства), при наличии которых физическому или юридическому лицу, в действиях или бездействии которого имеется состав административного правонарушения, меры административной ответственности назначаются в особом порядке.

1. Должностным лицам назначаются меры административной ответственности в случае совершения административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих должностных обязанностей (ст. 2.4 КоАП РФ). Индивидуальные предприниматели и лица, выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в коммерческих и некоммерческих организациях , несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное (ст. 2.4 КоАП РФ).

2. Иностранные граждане , пользующиеся дипломатической неприкосновенностью, несут административную ответственность за совершенное административное правонарушение в соответствии с нормами Международного права (ч. 2 ст. 2.6 КоАП РФ).

3. Несовершеннолетние (лица в возрасте от 16 до 18 лет) несут ответственность за административные правонарушения по решению Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в соответствии с федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних.

4. Военнослужащие и призванные на военные сборы граждане , сотрудники органов внутренних дел, уголовно-исполнительной системы. Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотиков и таможенных органов по общему правилу несут ответственность за совершенные ими административные правонарушения в соответствии с нормативными правовыми актами , регламентирующими порядок прохождения службы в указанных органах (ст. 2.5 КоАП РФ).

За нарушение законодательства о выборах и референдумах , санитарно-эпидемиологического законодательства, правил дорожного движения, требований пожарной безопасности вне места службы, законодательства об охране окружающей среды, таможенных правил, правил режима государственной границы , пограничного режима, режима в пунктах пропуска через государственную границу, а также за административные правонарушения в области налогов, сборов и органов государственной власти субъектов РФ»).

Решение о привлечении к административной ответственности прокурора, совершившего административное правонарушение, принимается на основании проверки, проводимой соответствующими органами прокуратуры (ст. 42 Закона РФ «О прокуратуре РФ» от 17 января 1992 г.).

Решение по вопросу о привлечении судьи, совершившего административное правонарушение, к административной ответственности принимается:

  • в отношении судьи Конституционного Суда РФ , Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, Верховного суда республики , краевого, областного судов, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда, федерального арбитражного суда — судебной коллегией в составе трех судей Верховного Суда РФ по представлению Генерального прокурора РФ;
  • в отношении судьи иного суда — судебной коллегией в составе трех судей, соответствующего Верховного суда республики, краевого, областного судов, суда города федерального значения, суда автономного округа по представлению Генерального прокурора РФ.

Решение по вопросу о привлечении судьи к административной ответственности принимается в 10-дневный срок после поступления представления Генерального прокурора РФ (ст. 1.6 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» от 26 июня 1992 г.).

На мировых судей распространяются гарантии неприкосновенности, установленные Законом РФ «О статусе судей в Российской Федерации» (ч. 1 ст. 2 Федерального закона «О мировых судьях в Российской Федерации» от 11 ноября 1998 г.).

Обстоятельствами, позволяющими освободить лицо от административной ответственности, являются факторы и условия, при наличии которых орган или должностное лицо, уполномоченные рассмотреть дело об административном правонарушении, могут освободить физическое или юридическое лицо, в деянии которого имеется состав административного правона-рушения, от административной ответственности и объявить ему устное замечание.

Согласно ст. 2.9 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности при малозначительности этого правонарушения, ограничившись при этом устным замечанием в адрес данного лица.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 21 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. № 5 и в п. 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 2 июня 2004 г. № 10, малозначительным административным правонарушением признается такое действие или бездействие, которое формально содержит признаки состава какого-либо административного правонарушения, но с учетом его характера, роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляет существенной угрозы охраняемым мерами административной ответственности общественным отношениям.

В судебной практике малозначительными признаются, в частности, административные правонарушения, выражающиеся в незначительном превышении установленного срока исполнения возложенной на лицо публичной обязанности, в несущественном нарушении требований, предъявляемых к оформлению определенной документации и в иных подобных случаях.

И ответственности за них, очень актуален, причем не только в части применения к юридическим и должностным лицам, но и к обычным гражданам. Достаточно привести пример о том, что сейчас практически каждый человек является обладателем автомобиля, а ведь существенная доля административных правонарушений касается именно соблюдения правил движения на дороге.

Это одна из причин, по которой стоит обратить внимание на вопрос о том, какая ответственность административная и какие санкции предусмотрены за нарушение положений КоАП РФ. Как известно, незнание закона не является оправданием. Гражданская и административная ответственность - это то, с чем мы сталкиваемся практически ежедневно. Особое внимание стоит обратить на такое понятие, как давность административной ответственности, сроки всегда играют важную, а иногда и решающую роль.

Понятие административной ответственности и ее основные черты

Прежде чем говорить о процессуальных сроках, штрафных и иных санкциях необходимо уяснить суть административной ответственности. Она заключается в том, что органы или применяют административное наказание в отношении лица, которое совершило правонарушение. Она обладает признаками, которые характерны для юридической ответственности в целом. Но, кроме того, ей присущи специфические, особенные черты:

  1. Порядок привлечения к административной ответственности, как правило, по большей части носит внесудебный характер, то есть наказание назначается лицами, занимающими должности в государственных органах исполнительной ветви власти Российской Федерации.
  2. Наказание правонарушителям назначается должностными лицами, у которых они не находятся в подчинении. В этом отличие административной ответственности от дисциплинарной. Так как при последней нарушитель, как правило, находится в непосредственном подчинении должностного лица, который налагает меры взыскания.
  3. Привлечение к административной ответственности не ведет за собой судимости для лица, которое решилось на противоправное деяние.
  4. Существенной особенностью является и то, что привлечены могут быть не только физические лица, но и юридические.
  5. Привлечение к административной ответственности происходит за деяния, которые не так опасны, как преступления. Например, правонарушения, которые посягают на санитарные эпидемиологические нормы, касающиеся благополучия населения и его здоровья, а также в области безопасности движения на дороге, в строительстве и т.д. Следовательно, и наказания менее суровые, чем за уголовные преступления.
  6. Устанавливается административная ответственность КоАП РФ и Федеральными законами субъектов РФ, которые принимаются в соответствии с ним.

Административное правонарушение: что это такое?

Административное правонарушение и административная ответственность - это два тесно взаимосвязанных понятия. Первое неизменно является основанием для второго и влечет его наступление. В научной литературе под административным правонарушением понимают действие (виновное бездействие) юридических и физических лиц, являющееся противоправным и за которое КоАП Российской Федерации или же законами, принимаемыми ее субъектами, устанавливается административная ответственность.

Как известно, действие и бездействие - это две стороны противоправного деяния. Под первым понимается активное, осознанное нарушение установленной нормы или невыполнение какой-либо обязанности, предписанного в законе РФ требования. Бездействие же предполагает безучастие, невыполнение обязанностей, возложенных на лицо.

Например, следующая ситуация: какая-либо организация или индивидуальный предприниматель открывает счет в банке. Но не предъявляет свидетельства о постановке на учет в налоговой инспекции. Это нарушение закона со стороны должностного лица банка, предусмотренное статей КоАП РФ (15.7).

Признаки противоправного административного деяния

Всего принято выделять три признака:

  • противоправность деяния, под которой подразумевается обязательное нарушение какой-либо нормы права;
  • виновность, этот признак предполагает наличие умысла или неосторожности при совершении противоправного деяния; в первом случае лицо понимает и осознает характер своих действий, противоречащих закону и предвидит наступление вредного последствия и желает этого или осознанно допускает их, либо относится к происходящему безразлично (к примеру, проезд водителя на красный свет); в случае неосторожности человек осознает возможность но наивно и самонадеянно рассчитывает на их предотвращение; умысел может быть прямым или косвенным, самый элементарный пример в первом случае - это нецелевое использование средств из бюджета;
  • наказуемость деяния заключается в том, что за совершенное противоправное деяние предусмотрена и установлена законами субъектов России либо КоАП административная ответственность.

Состав административного правонарушения

Под данным термином понимается совокупность признаков, наличие которых характеризует конкретное деяние как административное правонарушение. И административная ответственность за него предусмотрена КоАП РФ. Однотипные признаки состава образуют его элементы. К ним относятся:

  1. Объект - это всегда общественные отношения, регулируемые исключительно нормами права, не только административного, но и экологического, финансового, налогового, трудового, земельного и других отраслей, административная ответственность наступает за их нарушение.
  2. Объективная сторона выражается в системе признаков, предусмотренных нормами права, которые определяют внешнее проявление правонарушений (действие или бездействие и наступившие опасные последствия). К примеру, нарушение водителем ПДД может выражаться в различных деяниях: обгон, проезд на запрещающий красный свет т.д. При этом могут быть последствия опасные для общества, например, формирование аварийной ситуации на дороге, учинение дорожно-транспортного происшествия, угроза другим водителям.
  3. Субъект - это юридическое или которое вменяемо и достигло шестнадцати лет. Именно с этого возраста допустимо привлечение лица к административной ответственности. Субъект может быть общий (любое лицо) или специальный, например, водитель, чиновники и особый - военнослужащие. Для различных категорий данного элемента состава правонарушения могут быть предусмотрены отличающиеся санкции по одной и той же статье КоАП Российской Федерации. Ситуация с военнослужащими служит прямым примером, в большинстве случаев административную ответственность они несут не на общих основаниях.
  4. Субъективная сторона характеризует восприятие лицом совершенного им противоправного деяния и его последствий. Обязательный признак данного элемента состава - это наличие вины, которая может быть в форме умысла или по неосторожности. Различные составы административных правонарушений характеризуются факультативными признаками субъективной стороны, к ним относят мотив и цель. Под первым термином понимается то, что толкает лицо на совершение правонарушения. А цель - это его представление о конечном желаемом результате, к которому он стремился.

Элементы состава противозаконного деяния одинаковы вне зависимости от того, какая ответственность (административная, уголовная) предусмотрена.

Понятие и разновидности административных наказаний

Под административным наказанием понимается мера ответственности, которая установлена государством, за совершение правонарушения, прописанного в КоАП РФ и применяемая с целью предупреждения совершения новых нарушений.

В данный момент КоАП РФ утверждает такие виды наказаний, как:

  • предупреждение, иначе говоря, официальное порицание, оформленное в письменном виде;
  • (наиболее распространенная мера, которая предусмотрена большей частью статей КоАП РФ и, как показывает практика, наиболее эффективная);
  • конфискация (либо возмездное изъятие) орудия либо предмета совершения правонарушения;
  • лишение права, которое было специально предоставлено физическим лицам;
  • административный арест;
  • выдворение гражданина иностранного государства или лица, не имеющего гражданства за пределы РФ;
  • дисквалификация;
  • административное приостановление деятельности.

Назначение большей части перечисленных наказаний - это исключительная юрисдикция судей.

Данный вопрос предусматривает отечественное законодательство, речь в нем идет о вынесении постановления по делам об административном правонарушении, на что дается срок не более двух месяцев, исчисляющийся с момента его совершения. Таков общий порядок привлечения к административной ответственности. Но, как известно, у каждого правила есть исключения, все они указаны в КоАП РФ, части первой статьи 4.5. Например, это нарушение законодательства об авторских и смежных правах, о внутренних морских водах, об исключительной экономической зоне и других, давность привлечения к административной ответственности за них составляет один год.

В КоАП РФ дозволен только один случай, когда данный срок может быть приостановлен. Это ситуация когда лицо, производство в отношении которого ведется, подает ходатайство (в письменном виде) о рассмотрении дела непосредственно по месту его жительства и уполномоченные органы его удовлетворяют. Срок приостанавливается с того момента, когда вынесено постановление об удовлетворении ходатайства и до времени получения материалов по делу судьей, должностным лицом, уполномоченными рассматривать данные материалы. Таким образом, время пересылки документов не входит в давность административной ответственности

Освобождение от административной ответственности

Данная ситуация возможна в трех случаях:

  1. Малозначительность деяния - один из основных факторов снятия административной ответственности. Во внимание принимаются признаки субъективной и объективной стороны, смягчающие и Данный вопрос решает должностное лицо, орган или судья, который уполномочен рассматривать это дело. Ими может быть вынесено замечание в устной форме, которое не повлечет за собой юридических последствий.
  2. Второй вариант - это замена другим видом наказания, к примеру, дисциплинарной ответственностью.
  3. Иные основания. В частности, если правонарушение совершено лицом в возрасте от шестнадцати лет и до совершеннолетнего возраста, специальная комиссия может вынести решение об освобождении от административной ответственности и прибегнуть к мерам воздействия, предусмотренным федеральным законодательством, защищающим права несовершеннолетних.

Порядок привлечения к административной ответственности: процессуальные сроки

Вопрос о процессуальных сроках имеет особое значение и важность. Знать об этом и помнить должен каждый гражданин, так же как срок давности административной ответственности, тем более что в жизни со статьями КоАП РФ сталкиваются практически все.

Первое, что нужно знать - в течение трех суток протокол, составленный о совершении административного правонарушения, должен быть передан лицу или органам, уполномоченным его рассматривать, так заявлено в КоАП РФ (ст.28.8). Если в нем найдены какие-либо ошибки, то на их устранение дается срок, не превышающий 72 часов.

После рассмотрения вопроса выносят постановление. На рассмотрение дела уполномоченным органам дается срок до 2 месяцев, судье - до трех. Оглашается постановление немедленно.

Его в обязательном порядке отправляют тому, кто составил протокол, не позднее трех дней с момента вынесения.

Важно помнить, что постановление о назначении административного наказания не исполняется в том случае, если это не было сделано в течение двух лет.

Обжалование постановления об административном правонарушении

Очень часто, особенно в делах, касающихся дорожного движения и правил его нарушения, постановления суда обжалуют. Если оно вынесено судьей, то жалобу нужно писать в вышестоящий суд. В ней указываются полные данные (ФИО, адрес по прописке и фактическому проживанию, номер телефона). Далее описывают сложившуюся ситуацию, подробно аргументируя причины несогласия с постановлением и ссылаясь на ст. 30.1-30.8 КоАП РФ просят его отменить. К жалобе следует приложить доказательства, подтверждающие все описанные обстоятельства. Срок подачи - десять суток. Если он упущен, то можно при наличии уважительных причин (болезнь, тяжелая жизненная ситуация) написать ходатайство о его восстановлении. Жалоба должна быть рассмотрена в течение 10 дней.

Юридические и лица, занимающие государственные должности: привлечение к административной ответственности

Порядок привлечения к административной ответственности регулируется КоАП РФ, нормами которого установлено весьма значительное количество правонарушений и ответственность за их совершение, которая возлагается на юридические лица. В математическом выражение эта цифра составляет 58% относительно всего количества статей Особенной части КоАП. Привлечение к административной ответственности может повлечь за собой наложение штрафных санкций, которые могут достигать достаточно внушительной суммы, конфискацию орудия, которым совершено правонарушение, приостановление на срок до 90 суток деятельности. КоАП РФ говорит о том, что юридическое лицо будет признано виновным в совершении административного правонарушения, если установлено то, что оно имело возможность для соблюдения установленных законодательством норм и правил, но не были предприняты все зависящие от него меры по их выполнению и соблюдению.

Кроме того, в законодательстве отдельно отмечена административная ответственность должностных лиц, привлечение которых осуществляется в случае совершения правонарушения в связи с ненадлежащим исполнением или просто неисполнением служебных обязанностей. Под должностными понимаются лица, которые уполномочены государством осуществлять функцию представителей власти (постоянно или на временной основе). К ним же, согласно законодательству, относятся граждане, которые занимаются предпринимательской деятельностью, но не зарегистрированные в качестве юридического лица. Административные нарушения и административная ответственность должностных лиц предусмотрены больше чем в 2/3 статей КоАП РФ (Особенная часть).


Самое обсуждаемое
Музыкальный праздник в подготовительной группе ДОУ по сказкам Чуковского Музыкальный праздник в подготовительной группе ДОУ по сказкам Чуковского
Принцип деления Европы на субрегионы Принцип деления Европы на субрегионы
Какие растения растут в пустыне Какие растения растут в пустыне


top