Нормы, определяющие правовой статус (права и обязанности) участников регистрационных отношений. Раздел I. Документы, подтверждающие статус заявителя Правовой статус заявителя

Нормы, определяющие правовой статус (права и обязанности) участников регистрационных отношений. Раздел I. Документы, подтверждающие статус заявителя Правовой статус заявителя

В соответствии со ст. 2 Закона о регистрации государственная регистрация юридических лиц осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом "О Правительстве Российской Федерации".

Согласно Постановлению Правительства РФ от 17 мая 2002 г. N 319 "Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей" *(12) , таким органом названо Министерство РФ по налогам и сборам РФ *(13) , а точнее его территориальные органы. Это отражено и в пункте 5.3.1 Положения о Федеральной налоговой службе *(14) (утв. Постановлением Правительства РФ N 506 от 30 сентября 2004 г.), где указано, что одним из полномочий Федеральной налоговой службы выступает "государственная регистрация юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств".

Правовой статус регистрирующего органа складывается, в частности, из его прав и обязанностей. Положение о Федеральной налоговой службе (часть VI) определяет следующие ее правомочия, которые можно применить и к сфере государственной регистрации юридических лиц:

1) организовывать проведение необходимых исследований, испытаний, экспертиз, анализов и оценок, а также научных исследований по вопросам осуществления контроля и надзора в сфере государственной регистрации юридических лиц;

2) запрашивать и получать сведения, необходимые для принятия решений по государственной регистрации юридических лиц;

3) давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам государственной регистрации юридических лиц;

4) осуществлять контроль за деятельностью территориальных органов Службы и подведомственных организаций;

5) привлекать в установленном порядке для проработки вопросов государственной регистрации юридических лиц научные и иные организации, ученых и специалистов;

6) применять предусмотренные законодательством РФ меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, а также санкции, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий, вызванных нарушением юридическими и физическими лицами обязательных требований государственной регистрации с целью пресечения фактов нарушения законодательства РФ;

7) создавать совещательные и экспертные органы (советы, комиссии, группы, коллегии) в сфере государственной регистрации юридических лиц;

В качестве обязанностей Федеральной налоговой службы можно выделить:

1) соблюдение законности;

2) осуществление контроля за соблюдением законодательства в сфере государственной регистрации;

3) ведение разъяснительной работы по применению законодательства о государственной регистрации;

4) ведение в установленном порядке учета зарегистрированных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

5) хранение тайных сведений о юридических лицах.

От лица Федеральной налоговой службы в регистрационных правоотношениях участвуют инспекции Федеральной налоговой службы по району, району в городе, городу без районного деления и инспекции Федеральной налоговой службы межрайонного уровня, а также управления Федеральной налоговой службы по субъектам РФ *(15) . При этом на управления Федеральной налоговой службы по субъектам РФ накладываются полномочия по государственной регистрации только юридических лиц, в отношении которых федеральными законами установлен специальный порядок регистрации (п. 6.3.1. Приложения N 5 к Приказу Минфина РФ от 9 августа 2005 г.).

Помимо регистрирующих органов в правоотношении государственной регистрации юридических лиц участвует и противоположная им сторона - заявители государственной регистрации юридических лиц, которыми могут выступать только физические лица.

В соответствии с абзацем третьим пункта первого ст. 9 Закона о регистрации заявителями могут являться следующие лица:

o руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени этого юридического лица;

o учредитель (учредители) юридического лица при его создании;

o руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица;

o конкурсный управляющий или руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) при ликвидации юридического лица;

o иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом, или актом специально уполномоченного на то государственного органа, или актом органа местного самоуправления.

Правовой статус органов юридического лица (их состав, перечень, компетенция и проч.) определяется нормами ГК РФ, специальными законами, закрепляющими правовое положение отдельных организационно-правовых форм юридических лиц, и учредительными документами. Соответственно, по-разному регламентируется правовой статус постоянно действующего исполнительного органа. Например, законодательство о хозяйственных обществах предусматривает, что единоличным исполнительным органом для акционерных обществ может являться, в зависимости от должности, закрепленной в учредительных документах, либо директор, либо генеральный директор, избранный общим собранием акционеров, либо управляющий (индивидуальных предприниматель, который по договору осуществляет функции единоличного исполнительного органа); для обществ с ограниченной ответственностью, дочерних и зависимых обществ наименование этого органа диспозитивно (директор, президент, председатель и т.п.) и зависит от обозначения этой должности в учредительных документах (при этом допускается возможность также заключить договор с управляющим). Документом, подтверждающим избрание физического лица в качестве единоличного исполнительного органа хозяйственного общества, может являться: а) протокол общего собрания участников (акционеров); б) решение учредителя в случае, если общество учреждается одним физическим лицом; в) протокол заседания совета директоров (наблюдательного совета); г) гражданско-правовой договор, в соответствии с которым функции единоличного исполнительного органа осуществляет управляющий.

Единоличным исполнительным органом государственного и муниципального унитарного предприятия является руководитель, который назначается собственником либо уполномоченным собственником органом и им подотчетен (ст. 113 ГК РФ). Документом, подтверждающим назначение физического лица руководителем, в данном случае будет являться соответствующее решение собственника.

Среди прочих заявителей указывается и на учредителя (учредителей) юридического лица при его создании, т.е. лица, принявшего решение о создании юридического лица. Как известно, учредителями могут выступать как физические, так и юридические лица, поэтому Закон о регистрации разделяет заявителей на непосредственно учредителей и руководителей юридических лиц, выступающих учредителями регистрируемого юридического лица. Данное положение вполне обоснованно, ибо трудно себе представить в качестве заявителя юридическое лицо, что по сути является юридической фикцией. Законодатель допускает возможность быть заявителями не сразу всех учредителей регистрируемого юридического лица, а их некоторой части или даже любого одного. Это сообразуется и с тем, что ряд организационно-правовых форм юридических лиц предусматривает возможность регистрации юридического лица и одним учредителем, который и является единственным учредителем - заявителем.

Отечественным законодательством также дифференцированно регламентирован вопрос о составе учредителей юридических лиц конкретных организационно-правовых форм. Так, для хозяйственных товариществ (полных товариществ и товариществ на вере) возможность быть учредителями распространяется на лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью (индивидуальных предпринимателей и (или) коммерческих организаций). Учредителями или учредителем хозяйственных обществ может быть как физическое лицо, так и юридическое лицо (для дочерних и зависимых обществ юридическое лицо - любое хозяйственное общество - обязательно должно присутствовать в качестве учредителя). При этом необходимо учитывать, что юридическое лицо не может являться учредителем хозяйственного общества, состоящего из одного лица (п. 2 ст. 88 и п. 6 ст. 98 ГК РФ). Что касается возможности органов государственной власти и органов местного самоуправления быть учредителями хозяйственных обществ, то она по общему правилу отрицается. Исключения из этого правила распространяются на а) государственные и муниципальные учреждения, которые могут быть учредителями обществ с ограниченной ответственностью с разрешения собственника общества (абз. 4 п. 4 ст. 66 ГК РФ); б) органы по управлению государственным имуществом (на федеральном уровне - Правительство РФ, а также иные органы, определенные Правительством РФ; на региональном уровне - специально уполномоченные на то законами субъектов РФ органы государственной власти) *(16) при приватизации государственных и муниципальных предприятий в соответствии с законодательством о приватизации, в) органы государственной и местной власти, которые могут выступать учредителями закрытых акционерных обществ со 100% участием соответственно государства или муниципального образования.

Указание в списке заявителей конкурсного управляющего или руководителя ликвидационной комиссии (ликвидатора) связано с тем, что согласно российскому законодательству, основанному на общемировой практике, ликвидация юридических лиц осуществляется не самими учредителями, а специальными органами (ликвидационными комиссиями) или отдельными лицами (ликвидаторами). Это необходимо, чтобы в полном объеме реализовать права кредиторов на оплату ликвидируемой организацией-должником кредиторской задолженности, а также достоверно отразить остаток имущества в ликвидационном балансе. Если же юридическое лицо находится в процедуре банкротства (а именно, на стадии конкурсного производства), то обязательным участником этого процесса является конкурсный управляющий, к которому переходят права руководителя должника.

Особо следует обратить внимание на последний пункт, который позволяет наделить статусом заявителя любое лицо, которому актом специально уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления (например, для регистрации унитарных предприятий), либо федеральным законом предоставлено право быть заявителем. Такими актами являются:

1) для государственной регистрации федеральных государственных унитарных предприятий - распоряжения Правительства РФ или федеральных органов исполнительной власти РФ (ч. 2 ст. 10, ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" *(17) );

2) для государственной регистрации государственных унитарных предприятий субъектов РФ - акты высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ (ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", п. "д" ч. 2 ст. 21 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" *(18) );

3) для муниципальных унитарных предприятий - акты представительного органа местного самоуправления (ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях"; п. 5 ч. 10 ст. 35 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" *(19) ).

При представлении в регистрирующий орган заявления и иных документов, акты удостоверяются подписью руководителя органа, на который возложены указанные полномочия.

Как отмечено в Методических рекомендациях по заполнению форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица, утвержденных Приказом ФНС от 1 ноября 2004 г. N САЭ-3-09/16@ *(20) , заявителями могут являться следующие физические лица:

1) руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени этого юридического лица:

При государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации;

2) учредитель (учредители) юридического лица, а также руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица:

При государственной регистрации юридического лица при создании;

3) иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом или актом специально уполномоченного на то государственного органа, либо актом органа местного самоуправления:

При государственной регистрации юридического лица при создании,

При государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации,

При государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица,

При внесении в ЕГРЮЛ изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы,

При внесении записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица,

При государственной регистрации прекращения деятельности унитарного предприятия в связи с продажей его имущественного комплекса;

4) руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор), конкурсный управляющий:

При ликвидации юридического лица.

По делам публичного обвинения не требуется, чтобы в заявлении о преступлении заявитель высказывал просьбу о привлечении виновного лица к уголовной ответственности. В силу принципа публичности (официальности), действующего в российском уголовном процессе, этот вопрос решается независимо от воли заявителя.

Данное правило не распространяется на дела частного обвинения, которые по общему правилу могут возбуждаться только по заявлению потерпевшего Не соответствует положениям ч. ч. 1 и 2 ст. 318 УПК РФ утверждение Григорьева В.Н., что дела частного обвинения «возбуждаются не иначе как по заявлению потерпевшего». См.: Григорьев В.Н. Указ. раб. С. 314. или его законного представителя, а в случае смерти потерпевшего - по заявлению близкого родственника потерпевшего (ч. ч. 1 и 2 ст. 318 УПК РФ), а также на дела частно-публичного обвинения, которые, если преступление совершено в отношении лица, способного самостоятельно воспользоваться принадлежащими ему правами, возбуждаются лишь по заявлению потерпевшего.

Дела частно-публичного обвинения возбуждаются по заявлению потерпевшего. В УПК РФ нет прямого указания на то, что данная категория дел может быть возбуждена по заявлению законного представителя и тем более близкого родственника потерпевшего. Между тем, как минимум, законные представители потерпевшего должны обладать указанным правом, исходя из положений, закрепленных в ч. 3 ст. 45 УПК РФ, согласно которым законные представители потерпевшего имеют те же процессуальные права, что и представляемое ими лицо О наличии у законного представителя таких же прав, как и у потерпевшего, некоторые процессуалисты часто забывают и поэтому к числу лиц, от которых может быть принято заявление о преступлении по делу частно-публичного обвинения, относят одних потерпевших. См.: Масленникова Л.Н. Указ. раб. С. 298 - 299. а также по аналогии с ч. 1 ст. 318 УПК РФ. Думается, последовательным было бы наделение указанным правом и близких родственников потерпевшего в случае смерти последнего. Далее, под потерпевшим по делам частного обвинения подразумевается и его законный представитель, а в случае смерти потерпевшего - и близкий родственник.

Только в связи с поступлением в компетентный орган заявления (жалобы) потерпевшего В данном случае термин «потерпевший» употребляется не в значении, которое употреблено в ст. 42 УПК РФ, то есть не как лицо, в отношении которого вынесено соответствующее постановление о признании его таковым, а как лицо, которому причинен определенного рода вред. Такого субъекта уголовного процесса можно именовать пострадавшим. может начаться уголовный процесс по таким фактам, а затем возбуждено уголовное дело. Причем в заявлении потерпевших о преступлениях, исчерпывающий перечень которых дан в ст. 20 УПК РФ, в обязательном порядке должна содержаться просьба о привлечении виновного к уголовной ответственности. Аналогичного мнения придерживаются и другие авторы. См.: Безлепкин Б.Т., Бородин С.В. Глава 19. Поводы и основания для возбуждения уголовного дела // Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации / Под ред. И.Л. Петрухина. - М.: ООО «ТК Велби», 2002. - С. 209; Безлепкин Б.Т. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации (постатейный). С. 177 - 178. Пострадавший может просить привлечь лицо к «законной ответственности», и даже наличия этого словосочетания в жалобе недостаточно для начала уголовного процесса.

Закрепленный в ст. 147 УПК РФ порядок возбуждения прокурором, следователем (органом дознания и др.) с согласия прокурора уголовных дел частно-публичного обвинения во многом схож с порядком возбуждения уголовных дел публичного обвинения. Багаутдинов Ф. Возбуждение уголовного дела по УПК РФ // Законность. - 2002. - № 7. - С. 42. Так же как в случае возбуждения уголовных дел публичного обвинения:

1) для возбуждения уголовного дела необходимо наличие предусмотренных ст. 140 УПК РФ повода и основания;

2) без получения у кого-либо согласия возбуждать уголовное дело может только прокурор;

3) остальные уполномоченные на принятие рассматриваемого процессуального решения должностные лица направляют вынесенное ими постановление прокурору для получения согласия на возбуждение уголовного дела;

4) обязательно соблюдение предусмотренной ч. ч. 2 и 3 ст. 146 УПК РФ и приложениями № 7 и 8 к УПК РФ процессуальной формы постановления о возбуждении уголовного дела;

5) до получения согласия прокурора можно производить освидетельствование и назначать судебную экспертизу;

6) прокурор вправе возвратить для дополнительной проверки направленные ему с постановлением о возбуждении уголовного дела материалы. Дополнительная проверка может продолжаться не более 5 суток.

Начинающееся после возбуждения уголовного дела предварительное расследование по делам частно-публичного обвинения может быть осуществлено так же как по делам публичного обвинения. Это одно из обстоятельств, в связи с наличием которого в ч. 1 статьи 147 УПК РФ говорится, что производство по таким уголовным делам частно-публичного обвинения ведется в общем порядке.

Единственное отличие процедур, связанных с принятием и оформлением решения о возбуждении уголовного дела публичного и частно-публичного обвинения, заключается в том, что дела частно-публичного обвинения возбуждаются не иначе как по заявлению «потерпевшего» (законного представителя «потерпевшего», а в случае смерти «потерпевшего» - по заявлению его близкого родственника). Отсутствие заявления «потерпевшего» по такого рода уголовным делам (за исключением случаев, предусмотренных ч. 4 ст. 20 УПК РФ) - предусмотренное п. 5 ч. 1 ст. 24 УПК РФ основание отказа в возбуждении уголовного дела. Головко Л.В. Альтернативы уголовному преследованию в современном праве. - СПб., 2002. - С. 458.

Без жалобы (заявления) «потерпевшего» прокурор, а также следователь (орган дознания и др.) с согласия прокурора вправе возбудить уголовное дело частно-публичного обвинения, только если преступление, о котором им стало известно, совершено в отношении лица, которое не может защищать свои права и законные интересы (находится в зависимом, беспомощном состоянии или по иным причинам не способно самостоятельно воспользоваться принадлежащими ему правами). Иначе решение о возбуждении уголовного дела частно-публичного обвинения может быть признано необоснованным и, как следствие тому, постановленный по делу приговор отменен. По аналогии с отменой постановления о возбуждении уголовного дела частного обвинения. См.: Обзор кассационной практики Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации за 1999 год // Бюллетень Верховного Суда РФ. - 2000. - № 9.

Преступления, дела о которых именуются делами частно-публичного обвинения, перечислены в ч. 3 ст. 20 УПК РФ. Это преступления, предусмотренные ч. 1 ст. 131 (изнасилование, то есть половое сношение с применением насилия или с угрозой его применения к потерпевшей или к другим лицам либо с использованием беспомощного состояния потерпевшей), ч. 1 ст. 136 (нарушение равенства прав и свобод человека и гражданина в зависимости от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, причинившее вред правам и законным интересам граждан), ч. 1 ст. 137 (незаконное собирание или распространение сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну, без его согласия либо распространение этих сведений в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации, если эти деяния совершены из корыстной или иной личной заинтересованности и причинили вред правам и законным интересам граждан), ч. 1 ст. 138 (нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений граждан), ч. 1 ст. 139 (незаконное проникновение в жилище, совершенное против воли проживающего в нем лица), ст. 145 (необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение женщины по мотивам ее беременности, а равно необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение с работы женщины, имеющей детей в возрасте до трех лет, по этим мотивам), ч. 1 ст. 146 (незаконное использование объектов авторского права или смежных прав, а равно присвоение авторства, если эти деяния причинили крупный ущерб) и ч. 1 ст. 147 (незаконное использование изобретения, полезной модели или промышленного образца, разглашение без согласия автора или заявителя сущности изобретения, полезной модели или промышленного образца до официальной публикации сведений о них, присвоение авторства или принуждение к соавторству, если эти деяния причинили крупный ущерб) УК РФ.

Для того чтобы правильно уяснить смысл использованного в ч. ч. 1 и 2 статьи 147 УПК РФ выражения «возбуждаются не иначе как по заявлению потерпевшего», следует разобраться с содержанием таких терминов, как «возбуждение уголовного дела», «заявление» и «потерпевший».

Возбуждение уголовного дела - это процессуальное решение, мыслительная деятельность, в результате которой компетентный на то орган приходит к внутреннему убеждению о наличии повода и основания для возбуждения уголовного дела. Когда речь идет о возбуждении уголовного дела частно-публичного обвинения и оно возбуждается не в отношении лица, которое не может защищать свои права и законные интересы, поводом для его возбуждения может быть только заявление лица, пострадавшего от совершения данного преступления. Уголовный процесс России: Учебник / А.С. Александров, Н.Н. Ковтун, М.П. Поляков, С.П. Сереброва; Науч. ред. В.Т. Томин. - М.: Юрайт-Издат, 2003. - С. 132. Круг же оснований для возбуждения уголовных дел частно-публичного обвинения ограничен теми составами преступлений, о которых идет речь в ч. 3 ст. 20 УПК РФ. Уголовно процессуально значимые признаки объективной стороны одного (нескольких) из данных составов преступлений и могут быть признаны основанием для возбуждения уголовного дела.

Возбуждение уголовного дела - это мыслительная деятельность, однако ее результаты не смогут играть какую-либо уголовно-процессуальную роль, если они не будут должным образом оформлены путем вынесения специального постановления.

«Заявление потерпевшего», о котором идет речь в ч. 1 и 2 статьи 147 УПК РФ, - это разновидность повода для возбуждения уголовного дела, форма которого закреплена в п. 1 ч. 1 ст. 140 и ст. 141 УПК РФ. Это заявление «потерпевшего» о преступлении. Причем не о любом преступлении, а только об одном (нескольких) преступлении, о котором упоминается в ч. 3 ст. 20 УПК РФ.

Будучи поводом для возбуждения уголовного дела, заявление «потерпевшего» может быть охарактеризовано следующим образом. Заявление «потерпевшего» - это исходящий от «потерпевшего» первый источник осведомленности органа дознания, дознавателя, следователя, руководителя или члена следственной группы, начальника следственного отдела или прокурора о готовящемся, совершаемом либо совершенном деянии (последствиях такового), содержащем процессуально значимые признаки объективной стороны названного в ч. 3 ст. 20 УПК РФ состава преступления.

Рассматриваемый повод к началу уголовного процесса возникает после поступления в компетентный орган не любого заявления, а только того, в котором пострадавший просит привлечь лицо к уголовной ответственности. О том, что в заявлении по делам частно-публичного обвинения должно быть указано на просьбу пострадавшего возбудить уголовное дело (см.: Халиулин А.Г. Глава 20. Порядок возбуждения уголовного дела // Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации в редакции Федерального закона от 29 мая 2002 года / Под общ. и научн. ред. А.Я. Сухарева. - М.: НОРМА-ИНФРА-М, 2002. - С. 251 - 252) или просьбу «привлечь виновных к уголовной ответственности» (см.: Калиновский К.Б. Глава 20. Порядок возбуждения уголовного дела // Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации / Под ред. А.В. Смирнова. - СПб.: Питер, 2003. - С. 388), говорят и другие ученые. Даже фраза «прошу привлечь к законной ответственности» или «к административной ответственности» См.: Калиновский К.Б. Глава 20. Порядок возбуждения уголовного дела // Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации / Под ред. А.В. Смирнова. - СПб.: Питер, 2003. - С. 388. не должна рассматриваться как заявление, о котором идет речь в статье 147 УПК РФ.

Заявление может быть о преступлении публичного обвинения, но к моменту возбуждения уголовного дела становится ясным, что имели место изнасилование без отягчающих обстоятельств, нарушение равенства прав и свобод человека и гражданина без отягчающих обстоятельств и т.п. В указанной ситуации, несмотря на то что заявление вначале было о другом преступлении, для принятия решения о возбуждении уголовного дела необходимо наличие должным образом оформленного заявления пострадавшего. Соответственно в таком заявлении должно быть отражено требование пострадавшего о привлечении правонарушителя к уголовной ответственности.

«Заявлением потерпевшего», о котором идет речь в статье 147 УПК РФ, может быть лишь сообщение, поступившее в орган, уполномоченный возбуждать уголовное дело. Таковым может быть любое учреждение (должностное лицо), которое вправе принять решение о возбуждении уголовного дела (орган внутренних дел как орган дознания, орган предварительного следствия, прокурор и т.п.). См.: Определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ от 22 декабря 1994 г. // Бюллетень Верховного Суда РФ. - 1995. - № 7.

В статье 147 УПК РФ назван всего один субъект, у которого есть полномочие возбуждать уголовные дела частно-публичного обвинения, - прокурор. В обзорах же судебной практики обращается внимание на необходимость возбуждения подобного рода уголовных дел только уполномоченным на то должностным лицом. См.: Обзор кассационной практики Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации за 1999 год // Бюллетень Верховного Суда РФ. - 2000. - № 9. На данное обстоятельство обращают внимание также известные ученые. См.: Москалькова Т.Н. Глава 20. Порядок возбуждения уголовного дела // Научно-практический комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации / Под общ. ред. В.М. Лебедева; Научн. ред. В.П. Божьев. - М.: Спарк, 2002. - С. 302. Поэтому очень важно определить исчерпывающий круг должностных лиц и органов, которые вправе принимать решение о возбуждении уголовного дела частного обвинения.

Редакция ч. 2 ст. 147 УПК РФ приводит некоторых процессуалистов к дублированию ее содержания в своих комментариях. Соответственно такие комментарии правоприменителем могут быть восприняты как утверждение, что, если потерпевший в силу беспомощного состояния или по иным причинам не может защищать свои права и законные интересы, возбудить уголовное дело частно-публичного обвинения может только прокурор. См.: Голубев В.В. Глава 20. Порядок возбуждения уголовного дела // Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации / Под общей ред. В.И. Радченко. - М.: ЗАО «Юридический Дом «Юстицинформ», 2003. - С. 330 - 331; Халиулин А.Г. Глава 20. Порядок возбуждения уголовного дела // Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации в редакции Федерального закона от 29 мая 2002 года / Под общ. и научн. ред. А.Я. Сухарева. - М.: НОРМА-ИНФРА-М, 2002. - С. 252; Коротков А.П. Глава 20. Порядок возбуждения уголовного дела // Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации / Отв. ред. Д.Н. Козак, Е.Б. Мизулина. - М.: Юрист, 2002. - С. 307.

Однако, исходя из содержания ст. 20 УПК РФ, помимо прокурора таковыми следует признать также следователя и дознавателя. Они должны получать согласие прокурора на возбуждение уголовного дела. В этой связи вынужден высказаться против утверждения Безлепкина Б.Т. о том, что «следователь или дознаватель вправе возбудить любое уголовное дело частно-публичного обвинения». См.: Безлепкин Б.Т. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации (постатейный). - М.: ООО «ВИТРЭМ», 2002. - С. 33. Если на то не даст согласие прокурор, вынесенное следователем или дознавателем постановление потеряет свою юридическую силу.

Прокурор уполномочен выносить постановление о возбуждении уголовного дела без истребования у кого-либо на то разрешения.

Редакция ч. 4 ст. 20 УПК РФ, а также ч. 2 статьи 147 УПК РФ приводят к тому, что большинство авторов в своих комментариях к настоящей статье ограничивают круг субъектов, уполномоченных на возбуждение уголовного дела частно-публичного обвинения, только указанными должностными лицами и органами См.: Шевчук А.Н. Глава 20. Порядок возбуждения уголовного дела // Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации. Новая редакция. - М.: ИКФ «ЭКМОС», 2002. - С. 274; Шевчук А.Н. Глава 20. Порядок возбуждения уголовного дела // Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации. Постатейный / Под ред. Н.А. Петухова, Г.И. Загорского. - М.: ИКФ «ЭКМОС», 2002. - С. 274; Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации / Под общ. ред. В.В. Мозякова. - М.: Издательство «Экзамен XXI», 2002. - С. 339; Москалькова Т.Н. Глава 20. Порядок возбуждения уголовного дела // Научно-практический комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации / Под общ. ред. В.М. Лебедева; Научн. ред. В.П. Божьев. - М.: Спарк, 2002. - С. 301. или же вообще не упоминают об участниках принятия рассматриваемого процессуального решения. См., к примеру: Калиновский К.Б. Глава 20. Порядок возбуждения уголовного дела // Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации / Под ред. А.В. Смирнова. - СПб.: Питер, 2003. - С. 388; Безлепкин Б.Т. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации (постатейный) - М.: ООО «ВИТРЭМ», 2002. - С. 183; Безлепкин Б.Т. Глава 20. Порядок возбуждения уголовного дела // Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации / Под ред. И.Л. Петрухина. - М.: ООО «ТК Велби», 2002. - С. 213.

Между тем возбудить уголовное дело частно-публичного обвинения при отсутствии жалобы пострадавшего, если последний, к примеру, ввиду болезни находился в беспомощном состоянии, вправе любое должностное лицо, на которое возложено исполнение обязанностей прокурора, а с согласия прокурора - любое лицо, на которое возложено исполнение обязанностей следователя или дознавателя. См.: Определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ от 5 февраля 1997 г. // Бюллетень Верховного Суда РФ. - 1997. - № 8.

Правом возбуждения уголовных дел наделены не только указанные должностные лица. Буквальное толкование п. 19 ст. 5, ч. 1 ст. 144, п. 1 ч. 1 ст. 145, ч. 4 ст. 146, п. 3 ст. 149 УПК РФ прямо указывает на то, что возбуждать уголовные дела также вправе (обязаны) органы дознания.

В статье 147 УПК РФ говорится о «потерпевшем». Однако это понятие использовано не в том значении, которое употребляется в ст. 42 УПК РФ. На то, что термин «потерпевший», используемый в статье 147 УПК РФ, «неточен», обращают внимание ученые. См.: Калиновский К.Б. Глава 20. Порядок возбуждения уголовного дела // Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации / Под ред. А.В. Смирнова. - СПб.: Питер, 2003. - С. 388. Согласно ст. 42 УПК РФ, посвященной понятию и правовому статусу потерпевшего, в уголовном процессе принимается решение о признании физического или юридического лица потерпевшим, которое оформляется специальным постановлением. Бланк постановления о признании потерпевшим закреплен в приложении № 23 к УПК РФ. В вводной части данного документа должен быть указан номер уголовного дела, рассмотрев материалы которого, «следователь (дознаватель)» выносит рассматриваемое решение. Соответственно содержание бланка данного документа свидетельствует о том, что потерпевшим лицо может быть признано лишь после возбуждения уголовного дела.

До возбуждения уголовного дела, или иначе, на момент решения вопроса о возбуждении уголовного дела частно-публичного обвинения, в уголовном процессе нет лица, законным образом признанного потерпевшим, а значит, с точки зрения уголовного процесса - нет потерпевшего. Действительно, на стадии возбуждения уголовного дела и даже до начала уголовного процесса можно отыскать физическое лицо, которому преступлением причинен физический, имущественный, моральный вред, а также юридическое лицо, имуществу и деловой репутации которого преступлением причинен вред. Но пока один из таковых не признан специальным постановлением потерпевшим, таковым с позиций уголовно-процессуального закона он являться не будет. До признания потерпевшим такое лицо рекомендуется именовать пострадавшим. Именно ему и предоставлено право обращаться с заявлением о совершении одного (нескольких) из преступлений, перечисленных в ч. 3 ст. 20 УПК РФ. Соответственно в статье 147 УПК РФ более корректно и последовательно было бы говорить не о заявлении потерпевшего, а о заявлении пострадавшего.

В уголовно-процессуальном законе закреплены основные идеи, характеризующие институт представительства и правопреемства физического лица, которому преступлением причинен физический, имущественный, моральный вред, а также юридического лица, имуществу и деловой репутации которого преступлением причинен вред. Уголовный процесс: Учебник для вузов / Отв. ред. А. В. Гриненко. - М.: Норма, 2004. - С. 140. Согласно таковым законные представители и представители потерпевшего имеют те же процессуальные права, что и представляемые ими лица (ч. 3 ст. 45 УПК РФ). Причем по уголовным делам о преступлениях, последствием которых явилась смерть лица, права потерпевшего, предусмотренные ст. 42 УПК РФ, переходят к одному из его близких родственников (ч. 8 ст. 42 УПК РФ).

В указанных нормах, так же как и в статье 147 УПК РФ, речь идет о потерпевшем. Между тем, как мы выяснили, в статье 147 УПК РФ законодатель под потерпевшим понимает несколько иного субъекта уголовного процесса. Несмотря на существенную разницу процессуального статуса данных субъектов, представляется возможным использование по аналогии положений ч. 3 ст. 45 УПК РФ и применительно к пострадавшему, наделив законного представителя и представителя пострадавшего правом обращаться в компетентный орган с заявлением о совершении преступления по делам частно-публичного обвинения.

В ч. 8 ст. 42 УПК РФ говорится о преступлениях, последствием которых явилась смерть лица. Последствием преступления, перечисленного в ч. 3 ст. 20 УПК РФ, не может быть смерть лица. Так же как не может быть таких последствий у преступлений по делам частного обвинения. Именно поэтому в ст. 318 УПК РФ положения ч. 8 ст. 42 УПК РФ интерпретированы несколько иначе. Здесь говорится не о преступлениях, последствием которых явилась смерть лица, а просто о смерти потерпевшего. Думается, последовательно данную идею распространить и на момент возбуждения уголовного дела частно-публичного (а не только частного) обвинения. В этом случае с заявлением о преступлении, указанном в ч. 3 ст. 20 УПК РФ, в орган дознания, к дознавателю, следователю, руководителю или члену следственной группы, начальнику следственного отдела или прокурору мог бы обратиться близкий родственник умершего пострадавшего (вне зависимости от причин его смерти). Юрин В. Заявление об экономическом преступлении согласования не требует // Российская юстиция. - 2001. - № 7. - С. 50.

Пока данные идеи не нашли своего прямого отражения в законе. Поэтому приведенные здесь суждения носят в большей степени теоретический характер. Между тем они могут быть использованы и в практической деятельности органов предварительного расследования. Их следовало бы учитывать при решении вопроса о возбуждении уголовных дел частно-публичного обвинения в порядке ч. 4 ст. 20 УПК РФ, когда преступление совершено в отношении лица, находящегося в зависимом состоянии или по иным причинам не способного самостоятельно воспользоваться принадлежащими ему правами.

В части 2 статьи 147 УПК РФ говорится о беспомощном состоянии пострадавшего как одном из условий возбуждения уголовного дела частно-публичного обвинения. Беспомощность состояния пострадавшего должна быть не на момент совершения в отношении его преступления, а на момент, когда прокурору, следователю, дознавателю (органу дознания и др.) стало известно о совершении в отношении пострадавшего преступления, перечисленного в ч. 3 ст. 20 УПК РФ.

Институт нахождения лица в беспомощном состоянии анализировался применительно к некоторым составам преступлений. Анализ данных разъяснений Верховного Суда РФ позволяет вычленить критерии беспомощного состояния как уголовно-процессуальной категории.

Так, пострадавшего следует признавать находящимся в беспомощном состоянии, когда он не способен в силу физического или психического состояния (состояния здоровья, увечности См.: Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 1999 года // Бюллетень Верховного Суда РФ. - 1999. - № 7.), а также преклонного или малолетнего возраста защитить себя, совершать активные действия по защите своих прав и законных интересов. См.: Обзор надзорной практики Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации за 2001 год // Бюллетень Верховного Суда РФ. - 2002. - № 10.

К лицам, находящимся в беспомощном состоянии, Верховный Суд РФ относит, в частности, тяжелобольных и престарелых, малолетних детей, лиц, страдающих психическими расстройствами, лишающими их способности правильно воспринимать происходящее. См.: Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2002 года // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2002. № 12; Обзор кассационной практики Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации за 2001 год // Бюллетень Верховного Суда РФ. - 2002. - № 9.

На практике нахождение лица в беспомощном состоянии иногда признается в силу инвалидности пострадавшего. См.: Определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ от 5 сентября 2001 г. // Бюллетень Верховного Суда РФ. - 2003. - № 1.

Коротков А.П. считает, что состояние потерпевшего может быть признано беспомощным в связи с его немотой, глухотой, слепотой, а также наличием соматических заболеваний, сопровождающихся острыми болезненными симптомами либо являющихся хроническими. Он же обращает внимание на то, что зависимость пострадавшего может быть «не только служебной, но и материальной либо иной». См.: Коротков А.П. Глава 20. Порядок возбуждения уголовного дела // Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации / Отв. ред. Д.Н. Козак, Е.Б. Мизулина. - М.: Юрист, 2002. - С. 307.

В литературе приведены и иные примеры «беспомощного состояния», которые позволяют сформулировать его уголовно-процессуальные аналоги. Примером беспомощного состояния может быть признана ситуация, когда правообладатель не имеет представителя в России, его произведение не подлежит легальному обороту в России, но авторские права собственника повсеместно и грубо нарушаются. По аналогии с идеей Галузина А. См.: Галузин А. Уголовно-правовая защита авторских и смежных прав // Законность. - 2001. - № 5. Объекты авторского права незаконно используются, а равно присваивается авторство, причем эти деяния причинили ему крупный ущерб.

Какие бы обстоятельства не были восприняты должностным лицом, уполномоченным на возбуждение уголовного дела частно-публичного обвинения, как доказательства нахождения пострадавшего в зависимом, беспомощном состоянии или того, что он по иным причинам не способен самостоятельно воспользоваться принадлежащими ему правами, о таковых должно быть указано в описательно-мотивировочной части постановления о возбуждении уголовного дела. Данное требование разделяют и другие. См.: Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации / Под общ. ред. В.В. Мозякова. - М.: Издательство «Экзамен XXI», 2002. - С. 339.

К оформлению же постановления о возбуждении уголовного дела публичного обвинения такого требования не предъявляется. Уже только поэтому утверждение Калиновского К.Б. о том, что в рассматриваемой ситуации уголовное дело частно-публичного обвинения «возбуждается в порядке ст. 146 УПК РФ», См.: Калиновский К.Б. Глава 20. Порядок возбуждения уголовного дела // Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации / Под ред. А.В. Смирнова. - СПб.: Питер, 2003. - С. 388. нельзя признать безупречным.

Уголовные дела частно-публичного обвинения отличаются от дел публичного обвинения тем, что в обычных условиях возбуждаются лишь по жалобе (заявлению) пострадавшего. А от дел частного обвинения их отличает то, что согласно ч. 3 ст. 20 УПК РФ они не могут быть прекращены в связи с примирением сторон, за исключением оснований примирения, которые закреплены в ст. 25 УПК РФ.

В литературе высказано мнение, что закрепленные в ч. 3 ст. 20 УПК РФ положения противоречат ст. ст. 25, 28 УПК РФ, а также ст. ст. 75, 76 УК РФ. См.: Гуляев А.П. Глава 3. Уголовное преследование // Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации / Под общ. ред. В.В. Мозякова. - М.: Издательство «Экзамен XXI», 2002. - С. 62 - 63. Нам же представляется, что предусмотренные в законе различные основания прекращения уголовного дела не являются противоречием друг другу, как и не являются противоречием запрет прекращения уголовного дела в связи с наличием одних определенных обстоятельств (в нашем случае тех, о которых идет речь в ч. 3 ст. 20 УПК РФ) и одновременное наличие других, которые позволяют прекратить уголовное дело по иным, предусмотренным другой статьей (в данной ситуации ст. ст. 25 и 28 УПК РФ) основаниям.

Итак, дела частно-публичного обвинения имеют свои особенности, касающиеся начала и окончания осуществляемого по ним уголовного процесса. Эти особенности накладывают определенный отпечаток на правовой статус потерпевшего. Поэтому их целесообразно разъяснять лицу, обратившемуся с устным заявлением о совершении подобного рода преступления.

Обязанность разъяснения заявителю специфики производства по делам частно-публичного обвинения в законе прямо не закреплена. Она вытекает из положений ч. 1 ст. 11 УПК РФ, согласно которой прокурор, следователь и дознаватель должны разъяснять потерпевшему его права, обязанности, ответственность и обеспечивать возможность осуществления этих прав. Осуществление данных действий к тому же рекомендуется некоторыми авторами. См.: Халиулин А.Г. Глава 20. Порядок возбуждения уголовного дела // Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации в редакции Федерального закона от 29 мая 2002 года / Под общ. и научн. ред. А.Я. Сухарева. - М.: НОРМА-ИНФРА-М, 2002. - С. 251; См.: Калиновский К.Б. Глава 20. Порядок возбуждения уголовного дела // Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации / Под ред. А.В. Смирнова. - СПб.: Питер, 2003. - С. 388.

Раздел I.
Документы, подтверждающие статус заявителя.

1. Физические лица

1.1. Оригинал одного из документов, удостоверяющих личность:

Паспорт или документ, его заменяющий;

Удостоверение личности офицера МО, МВД и других воинских формирований и справка о регистрации по месту жительства - форма-33;

Свидетельство о рождении (для граждан, не достигших 16 лет).

Для иностранцев, лиц без гражданства, политэмигрантов:

Национальный паспорт,

Удостоверение - для лиц без гражданства,

Удостоверение исполкома СОКК - для политэмигрантов,

Вид на жительство.

Примечание. При изменении фамилии, имени, отчества, предоставляется соответствующий документ о таких изменениях из органов ЗАГС.

1.2. В случае, если оформление производится представителем, дополнительно к документам, удостоверяющим личность, представляется один из документов, подтверждающих полномочия представителя:

Доверенность, удостоверенная в соответствии со ст. 185 Гражданского кодекса Российской Федерации;

Документы, подтверждающие опеку, попечительство, патронаж, с приложением свидетельства о рождении ребенка, копии решений судебных органов об ограничении дееспособности.

2. Юридические лица

2.1. Оригинал или нотариально удостоверенная копия Устава со всеми изменениями и дополнениями и оригинал или нотариально удостоверенная копия свидетельства о государственной регистрации;

2.2. Оригинал или нотариально удостоверенная копия решения о назначении руководителя юридического лица или лица, подписавшего от имени юридического лица сделку, на основании которой заявлено для регистрации право на объект недвижимого имущества. (например: согласно Уставу, право распоряжения имуществом предоставлено определенному органу управления юридического лица (например: директору), в таком случае, обязательно представление документа, подтверждающего факт назначения (избрания) его на должность. В случае, если право распоряжения имуществом по Уставу предоставлено Совету директоров (или иному коллегиальному органу), то необходимо представить оригинал или нотариально удостоверенную копию решения Совета Директоров (или иного коллегиального органа) о принятии решения по вопросу отчуждения недвижимого имущества и делегировании подписать договор должностному лицу (например: директору).


Самое обсуждаемое
Музыкальный праздник в подготовительной группе ДОУ по сказкам Чуковского Музыкальный праздник в подготовительной группе ДОУ по сказкам Чуковского
Принцип деления Европы на субрегионы Принцип деления Европы на субрегионы
Какие растения растут в пустыне Какие растения растут в пустыне


top