Контрагенты-"однодневки" способны нанести ущерб как государству в случае ухода от уплаты налогов, так и налогоплательщику, которому придется доказывать обоснованность полученной налоговой выгоды при возврате НДС или при учете расходов для целей налогообложения прибыли в результате взаимодействия с такими недобросовестными контрагентами.
Инспекции руководствуются Постановлением Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 г. № 53 " ", закрепившим основные признаки недобросовестности налогоплательщика и правила их определения .
Налогоплательщики же для того, чтобы доказать проявление должной осмотрительности и осторожности при выборе контрагента, могут обратиться к Общедоступным критериям
самостоятельной оценки рисков
для налогоплательщиков, используемым налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок (утв. приказом ФНС России от 30 мая 2007 г. № ММ-3-06/333@ " "), а также разъяснениям финансовых органов по поводу того, в каком случае налогоплательщик считается выполнившим обязанность по проверке контрагента .
Для того, чтобы обезопасить себя от рисков при ведении хозяйственной деятельности и возможных претензий со стороны налоговых органов, существует немало возможностей удостовериться в добросовестности потенциального бизнес-партнера.
Мы выделили ряд действий, которые, по мнению налоговых инспекций и судов, необходимо совершить, чтобы подтвердить проявление должной осмотрительности и осторожности при выборе контрагента.
Узнать, выдавалась ли лицензия потенциальному контрагенту, можно на сайтах лицензирующих органов – для каждого вида деятельности лицензирующий орган будет своим. К примеру, сайт Роспотребнадзора позволяет провести поиск по реестрам лицензий , выданных на деятельность, связанную с использованием возбудителей инфекционных заболеваний, и на деятельность в области использования источников ионизирующего излучения.
7. Ознакомиться с годовой бухгалтерской отчетностью контрагента . В соответствии с п. 89 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (утв. Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н), годовая бухгалтерская отчетность организации является открытой для заинтересованных пользователей (банков, инвесторов, кредиторов, покупателей, поставщиков и др.), которые могут ознакомиться с ней и получить ее копии с возмещением затрат на копирование, а организация должна обеспечить возможность для заинтересованных пользователей ознакомиться с бухгалтерской отчетностью.
Кроме того, сведения о годовой бухгалтерской отчетности организаций обязан бесплатно предоставлять Росстат (Положение о Федеральной службе государственной статистики, утв. Правительства РФ от 2 июня 2008 г. № 42, Росстата от 20 мая 2013 г. № 183 "Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной службой государственной статистики государственной услуги "Обеспечение заинтересованных пользователей данными бухгалтерской (финансовой) отчетности юридических лиц, осуществляющих свою деятельность на территории Российской Федерации").
8. Изучить реестр недобросовестных поставщиков . Конечно, потенциальный контрагент необязательно является участником системы закупок для государственных и муниципальных нужд, однако такая вероятность есть. Поэтому все-таки рекомендуем пройти эту факультативную стадию проверки и провести поиск по соответствующему реестру , обновляемому ФАС России.
Совет Рекомендуем разработать локальный нормативный акт по организации и совершенствованию преддоговорной работы с потенциальными контрагентами, в котором указывались бы ее цели, принципы деятельности и взаимодействия менеджеров, служб снабжения и безопасности, юристов и других должностных лиц налогоплательщика, контактирующих с потенциальными контрагентами, а также перечислялись документы, которые необходимо запрашивать у контрагентов и других лиц. Суды также обращают внимание на наличие такого локального акта (постановление ФАС МО от 23 мая 2013 г. по делу № А40-98947/12-140-714). Кроме того, есть смысл издавать отдельные приказы о проверке конкретного контрагента для последующего подтверждения своей правоты в случае возникновения конфликта. |
9. Проверить полномочия лица, подписывающего договор. Суды нередко указывают на необходимость проверки полномочий как условия для признания налогоплательщика добросовестным ( ФАС ЗСО от 25 мая 2012 г. по делу № А75-788/2011, Восьмого арбитражного апелляционного суда от 20 сентября 2013 г. по делу № А46-5720/2013). Более того, если налогоплательщик получил все необходимые документы и сведения, но не удостоверился в полномочиях представителя контрагента на подписание документов, это будет являться основанием для признания этого налогоплательщика недобросовестным (постановление ФАС МО от 11 июля 2012 г. по делу № А40-103278/11-140-436).
При рассмотрении дела в случае, если подписант отказывается от своей подписи на документах, обычно назначается почерковедческая экспертиза – но иногда обходится и без таковой ( ФАС УО от 30 июня 2010 г. № Ф09-4904/10-С2 по делу № А76-39186/2009-41-833). Однако чаще суды подчеркивают, что простое визуальное сопоставление подписей и показания представителя налогоплательщика нельзя признавать достаточным основанием для признания того, что документы подписаны неустановленными лицами (постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 13 октября 2010 г. по делу № А33-4148/2010).
И конечно, суды констатируют факт недобросовестности налогоплательщика в том случае, если уполномоченный представитель контрагента к моменту подписания документов умер ( ВАС РФ от 6 декабря 2010 г. № ВАС-16471/10) или его полномочия были прекращены ( ФАС ПО от 28 февраля 2012 г. № Ф06-998/12 по делу № А65-14837/2011). С другой стороны, последний случай не может, по мнению судов, свидетельствовать о получении необоснованной налоговой выгоды, если до заключения спорной сделки у налогоплательщика сложились длительные хозяйственные отношения с контрагентом ( ФАС СКО от 25 апреля 2013 г. № Ф08-1895/13 по делу № А53-12917/2012, постановление ФАС ЗСО от 27 октября 2011 г. № Ф07-8946/11 по делу № А52-4227/2010).
Перед подписанием документов следует обратить внимание на следующее:
- не является ли заключаемая сделка для вашего контрагента крупной ;
- не истек ли срок полномочий представителя контрагента (он определен уставом организации либо доверенностью);
- не ограничены ли уставом полномочия директора по заключению сделок, сумма которых превышает определенное значение.
10. Сделать запрос в налоговую инспекцию по месту регистрации контрагента . Суды подчеркивают, что это также расценивается как проявление осмотрительности налогоплательщика ( ФАС ЗСО от 14 октября 2010 г. по делу № А27-26264/2009, ФАС ЗСО от 5 марта 2008 г. № Ф04-1408/2008(1506-А45-34) по делу № А45-5924/07-31/153, Третьего арбитражного апелляционного суда от 11 октября 2013 г. по делу № А74-5445/2012, Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 5 сентября 2012 г. по делу № А55-1742/2012).
Более того, окружные арбитражные суды подтверждают обязанность налоговых органов предоставить запрашиваемую информацию в пределах круга сведений, не признаваемых в соответствии со налоговой тайной. Так, ФАС ЗСО подчеркнул, что отказ инспекции предоставить информацию о контрагенте налогоплательщика влияет на права последнего, связанные с получением налоговой выгоды, с учетом обязанности налогоплательщика подтвердить должную осмотрительность и осторожность при выборе контрагента (постановление ФАС ЗСО от 14 декабря 2007 г. № Ф04-67/2007(77-А67-32) по делу № А67-1687/2007).
Иногда суды даже подчеркивают, что у налогоплательщика была возможность обратиться в соответствующие службы для проверки контрагента, но он этого не сделал (постановление ФАС МО от 14 сентября 2010 г. № КА-А40/10728-10 по делу № А40-4632/10-115-57).
Правда, изредка суды все-таки приходят к выводу, что налогоплательщик не мог обратиться в инспекцию по месту учета контрагента, поскольку таким полномочием обладают только налоговые органы ( ФАС СЗО от 31 июля 2013 г. по делу № А13-8751/2012).
Но даже если налоговая инспекция откажет в ответе на запрос, сам факт его направления будет свидетельствовать о том, что налогоплательщик желал обезопасить себя при выборе контрагента и сможет послужить в будущем доказательством проявления должной осмотрительности. При этом важно, чтобы запрос был подан лично в канцелярию налоговой инспекции (на руках должна остаться копия запроса с отметкой о принятии) либо почтой с уведомлением о вручении и описью вложения (в этом случае остается один экземпляр описи и вернувшееся уведомление).
Как мы видим, позиции судов по поводу объема действий, которые необходимо выполнить для проверки добросовестности контрагента, разнятся. Правда, иногда суды чуть-чуть лукавят.
Так, они указывают, что налоговой инспекцией не доказано отсутствие должной осмотрительности налогоплательщика – напротив, при совершении спорных сделок им были запрошены нотариально заверенные копии необходимых документов. При этом суды подчеркивают, что в сфере налоговых отношений действует презумпция добросовестности , и правоприменительные органы не могут истолковывать понятие "добросовестные налогоплательщики" как возлагающее на налогоплательщиков дополнительные обязанности, не предусмотренные законодательством (постановление ФАС МО от 31 января 2011 г. № КА-А40/17302-10 по делу № А40-30846/10-35-187, постановление ФАС МО от 16 декабря 2010 г. № КА-А40/15535-10-П по делу № А40-960/09-126-4, постановление ФАС МО от 22 июля 2009 г. № КА-А40/6386-09 по делу № А40-67706/08-127-308).
Такое понимание добросовестности было выработано КС РФ в от 16 октября 2003 г. № 329-О, на которое часто ссылаются налогоплательщики при обосновании своей позиции. В частности, Суд подчеркнул, что налогоплательщик не может нести ответственность за действия всех организаций , участвующих в многостадийном процессе уплаты и перечисления налогов в бюджет.
Вместе с тем, суды часто указывают на необходимость запроса у контрагента соответствующих документов, подчеркивая, что эти действия имеют для налогоплательщика характер обязанности ( ФАС ПО от 14 июля 2010 г. по делу № А57-7689/2009, ФАС ЗСО от 20 июля 2010 г. по делу № А81-4676/2009).
Иногда внимание судов может быть обращено и на другие детали – например, заключение договора "пробной" поставки товаров небольшой партии для проверки контрагента (постановление ФАС Московского округа от 16 декабря 2010 г. № КА-А40/15535-10-П по делу № А40-960/09-126-4), факт регистрации контрагента за несколько дней до совершения сделки ( ФАС УО от 28 ноября 2012 г. № Ф09-11410/12 по делу № А60-7356/2012) и т. д. Налоговые органы могут также сослаться на то, что организация-контрагент имеет "массовых руководителей и учредителей" , и этот факт должен был насторожить налогоплательщика ( ФАС МО от 3 ноября 2011 г. № Ф05-11505/11 по делу № А41-23181/2010).
В заключение отметим, что наличие только одного признака недобросовестности контрагента, как правило, не является препятствием для признания полученной налогоплательщиком налоговой выгоды необоснованной. Однако их совокупность нередко заставляет налоговые инспекции насторожиться, а суды – принять решение не в пользу налогоплательщика.
Для назначения выездных проверок налоговики используют критерии оценки налогового риска предприятия, показатели рентабельности налогоплательщика и налоговой нагрузки на его бизнес. Эти сведения являются не просто являются открытыми - налоговики даже рекомендуют налогоплательщикам использовать их для самопроверки. Федеральная налоговая служба обновила значения для оценки налоговой нагрузки и рентабельности за 2017 год. Таблицы с числовыми параметрами налоговых рисков были опубликованы на сайте ФНС.
Проверить финансовое состояние своей организации и ее контрагентов
Проверь СЕБЯ, Какие финансовые показатели точно привлекут внимание инспекторов
Существует документ, с помощью которого налогоплательщик может проанализировать, насколько подозрительной покажется его отчетность налоговикам. Это своего рода ДСП-методичка, только рассекреченная. Документ называется «Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков налогоплательщиков, используемые налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок».
Кроме того, существует другой документ – приказ ФНС России от 14 октября 2008 г. № ММ-3-2/467@. Ниже рассмотрены критерии более подробно.
Уровень налоговой нагрузки отклоняется от среднего значения
Это значит, что налоговая нагрузка (сумма уплаченных налогов, деленная на выручку) ниже среднего уровня по той отрасли, в которой она работает.
Компания получает убыток несколько лет подряд
Речь идет об убытках на протяжении двух лет и более. Для того чтобы избежать чрезмерного внимания инспекторов, убыточным организациям можно выбрать один из двух путей. Либо переносить часть расходов на будущее и показывать в отчетности пусть небольшую, но прибыль. Либо объяснить инспекторам причины убытка.
Значительные вычеты по НДС
Это означает, что удельный вес вычетов по НДС в сумме начисленного налога за 12 предыдущих месяцев превышает 89 процентов. К этому критерию можно высказать те же претензии, что и к нормативу налоговой нагрузки.
Расходы растут быстрее доходов
Инспекторы сравнивают, как быстро растут расходы компании по отношению к ее доходам. Причем сравниваются отдельно данные бухгалтерского и налогового учета. А потом их сопоставляют. Если темпы роста бухгалтерских и налоговых расходов не совпадают, то компания может оказаться в числе кандидатов на проверку.
Зарплата ниже среднего значения по отрасли
Низкие зарплаты – одна из любимых тем комиссий налоговых органов. Инспекторы берут фонд оплаты труда в организации и делят на количество работников. Полученную величину сравнивают со средней зарплатой по отрасли. В зоне риска – те компании, у которых она ниже.
Налогоплательщик не раз мог потерять право на спецрежим
Чтобы применять упрощенную систему, платить ЕНВД или сельхозналог, организация или предприниматель должны не превышать пределы, определенные в соответствующих главах Налогового кодекса РФ. Скажем, у «упрощенщика» остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов в бухучете не должна превышать 100 000 000 руб.
Так вот, подозрителен налогоплательщик, работающий на спецрежиме, у которого тот или иной показатель приближается к предельному нормативу менее чем на 5 процентов два раза в год или чаще.
Расходы предпринимателя приближаются к его доходам
Этот критерий только для предпринимателей. По замыслу ФНС России подозрительны те из них, у кого доля профессиональных вычетов в общей сумме доходов превышает 83 процента.
Компания работает с перекупщиками и посредниками
Несмотря на то, что в названии восьмого критерия речь идет только о работе с перекупщиками и посредниками, на деле он касается всех подозреваемых в необоснованной налоговой выгоде. Иными словами, данному критерию отвечают все те компании, у которых обнаружится тот или иной признак из перечисленных в постановлении Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 г. № 53.
Налогоплательщик не дает пояснений инспекторам
Проверить контрагента по выписке из реестра: |
|||
Электронная |
Без печати налоговой. Высылается по e-mail. |
150 руб. | |
Электронная |
Без печати налоговой. Высылается по e-mail. |
150 руб. | |
С печатью налоговой. Содержит подробные сведения об ЮЛ. |
700 руб. | ||
Выписка из ЕГРИП |
С печатью налоговой. Содержит подробные данные об ИП. Прошита налоговой инспекцией. |
700 руб. |
Информация во всех выписках актуальная на день заказа. В выписке содержатся все сведения по контрагенту, находящиеся в единой базе Федеральной налоговой службы России. Также любая выписка может быть заказана и по самому себе, если Вы юридическое лицо или индивидуальный предприниматель.
Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
Нас находят по следующим словам:
налог ру ,егрюл налог ру , сайт налог ру ,налог ру официальный , налог ру официальный сайт , егрюл налог ру официальный , сайт егрюл налог ру , егрюл налог ру официальный сайт , налог ру личный , налог ру кабинет , www nalog ru , www nalog ru личный , www nalog ru личный кабинет , www nalog ru налогоплательщика , кабинет налогоплательщика , www nalog ru , личный кабинет налогоплательщика