Органом управления фондом социального страхования рф является. Анализ деятельности и организационной среды в организации на примере фсс рф

Органом управления фондом социального страхования рф является. Анализ деятельности и организационной среды в организации на примере фсс рф

Нижегородский филиал Московского экономика - финансового института

Курсовая работа

по дисциплине: Финансы

на тему: «Фонд социального страхования РФ»

Нижний Новгород 2009

Введение……………………………………………………………………………….3

Глава 1. Сущность Фонда социального страхования……………………………….4

1.1. Становление и особенности функционирования Фонда социального страхования РФ………………………………………………………………………..4

1.2. Формирование, цели, задачи и структура Фонда социального страхования РФ………………………………………………………………………………………5

1.3. Управление Фондом социального страхования РФ………………………...10

Глава 2. Анализ доходной и расходной части бюджета фонда социального страхования РФ………………………………………………………………………14

2.1. Анализ доходной части бюджета фонда социального страхования ………14

2.2. Структура расходов Фонда и анализ ее изменения…………………………16

2.3. Анализ бюджетных показателей расходной части бюджета фонда социального страхования……………………………………………………………18

Глава 3. Перспективы развития социального страхования………………………..27

3.1 Актуальные проблемы социального страхования……………………………27

3.2. Пути повышения эффективности системы социального страхования……28

3.3. Прогноз развития социального страхования в ближайшие годы………….30

Заключение…………………………………………………………………………....32

Список литературы…………………………………………………………………...35

Введение

Актуальность темы работы обусловлена той ролью, которую играет страхование в жизни высокоразвитого рыночного общества. Для современного менеджера, экономиста, предпринимателя, да и просто гражданина необходимо иметь представление о том, какую роль играет страхование и каким образом его можно использовать для защиты от возможных убытков в процессе хозяйственной деятельности и в личной жизни.

Социальная защита населения - одна из важнейших составных частей политики государства. Это комплекс государственных гарантий, обеспечивающих социальные права человека. Одним из основных инструментов социальной защиты населения является социальное обеспечение, как система гарантированного государством материального обеспечения в случае наступления социального риска (старости, инвалидности и т.п.).

Целью данной работы является полный анализ расходной части бюджета Фонда социального страхования. Для достижения данной цели необходимо будет решение следующих задач:

Определить сущность Фонда, его цели, задачи и структуру;

Проследить становление Фонда и особенности его функционирования

Также необходимо будет качественно изучить структуру расходов Фонда, проанализировать ее изменения (в разрезе 2007-2010 гг., 2009 и 2010 гг. – возьмем из планового бюджета);

Провести анализ доходной и расходной части бюджета фонда социального страхования;

Выявить проблемы Фонда и найти оптимальные пути их решения.

Глава 1. Сущность Ф онда социального страхования

1.1. Становление и особенности функционирования Фонда социального страхования РФ

2 июня 1903 года с высочайшего соизволения императора Николая II в Российской империи были введены Правила о вознаграждении потерпевших вследствие несчастных случаев рабочих и служащих, а равно членов их семейств в предприятиях фабрично-заводской, горной и горнозаводской промышленности. Этот день считается официальной датой рождения государственного социального страхования в России.

Первое послереволюционное положение о социальном обеспечении трудящихся было принято в 1918 году. Оно гарантировало обеспечение всех наемных работников независимо от характера труда пособиями при временной утрате заработка в связи с болезнью, беременностью и родами, увечьем. С 1922 года выплата пособий была передана непосредственно предприятиям в счет страховых взносов.

В 1929 году государственное социальное страхование обрело единый бюджет. А с 1931 года за счет соцстраховских средств начато финансирование санаторно-курортного лечения и отдыха в специализированных учреждениях (санатории, пансионаты, дома отдыха), а также финансирование детских оздоровительных лагерей. В лексиконе профсоюзных деятелей появляется понятие профилактики заболеваемости. Начато строительство советской санаторно-курортной фабрики здоровья. С 1933 года социальное страхование перешло под управление советских профсоюзов.

С 1 января 1991 года на основании Постановления Совета Министров РСФСР и Федерации независимых профсоюзов от 25 декабря 1990 года 600/9-3 «О совершенствовании управления и порядка финансирования расходов на социальное страхование трудящихся РСФСР» был образован внебюджетный Фонд социального страхования Российской Федерации. С 1993 года Фонд становится финансово-кредитным учреждением при Правительстве Российской Федерации.

До 1999 года Фонд имел центральные отраслевые отделения, т. е. его организационная структура строилась как по территориальному, так и по отраслевому принципам. В соответствии с Приказом по Фонду от 29 марта 1999 года центральные отраслевые отделения были упразднены, а их филиалы переподчинены региональным отделениям. В настоящее время организационная структура Фонда строится по территориальному принципу.

Ныне Фонд представляет собой специализированную структуру, обеспечивающую функционирование всей многоуровневой системы государственного социального страхования. Фонд финансирует выплату пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, при рождении ребенка и ежемесячного пособия до достижения ребенком возраста полутора лет, а также пособия на погребение умерших.

В 2000 году Фонд социального страхования начал выплаты по возмещению вреда пострадавшим на производстве в рамках обеспечения нового вида страхования, введенного Федеральным законом РФ от 24 июля 1998 года № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»

1.2. Формирование, цели, задачи и структура Фонда социального страхования РФ

На основании Положения «О Фонде социального страхования РФ» от 12.02.1994 года № 101 (в ред. Постановления Правительства РФ от 02.08.2005 N 484), Фонд социального страхования Российской Федерации управляет средствами государственного социального страхования Российской Федерации. Фонд является специализированным финансово-кредитным учреждением при Правительстве Российской Федерации.

Денежные средства и иное имущество, находящееся в оперативном управлении Фонда, а также имущество, закрепленное за подведомственными Фонду санаторно-курортными учреждениями, являются федеральной собственностью.

В Фонд социального страхования Российской Федерации входят следующие исполнительные органы: региональные отделения, управляющие средствами государственного социального страхования на территории субъектов Российской Федерации; центральные отраслевые отделения, управляющие средствами государственного социального страхования в отдельных отраслях хозяйства; филиалы отделений, создаваемые региональными и центральными отраслевыми отделениями Фонда по согласованию с председателем Фонда.

Руководство деятельностью Фонда осуществляется его председателем. Для обеспечения деятельности Фонда создается центральный аппарат Фонда, а в региональных и центральных отраслевых отделениях и филиалах - аппараты органов Фонда. При Фонде образуется правление, а при региональных и центральных отраслевых отделениях - координационные советы, являющиеся коллегиальными совещательными органами.

Основными задачами Фонда являются:

1) обеспечение гарантированных государством пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а также социального пособия на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг, санаторно-курортное обслуживание работников и их детей;

2) участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников, мер по совершенствованию социального страхования;

3) осуществление мер, обеспечивающих финансовую устойчивость Фонда;

4) разработка совместно с Министерством труда и социального развития Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации предложений о размерах тарифа страховых взносов на государственное социальное страхование;

5) организация работы по подготовке и повышению квалификации специалистов для системы государственного социального страхования, разъяснительной работы среди страхователей и населения по вопросам социального страхования;

6) сотрудничество с аналогичными фондами (службами) других государств

и международными организациями по вопросам социального страхования. 1

Средства Фонда образуются за счет:

Страховых взносов работодателей (администрации предприятий, организаций, учреждений и иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности);

Страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью и обязанных уплачивать взносы на социальное страхование в соответствии с законодательством;

Страховых взносов граждан, осуществляющих трудовую деятельность на иных условиях и имеющих право на обеспечение по государственному социальному страхованию, установленному для работников, при условии уплаты ими страховых взносов в Фонд;

Доходов от инвестирования части временно свободных средств Фонда в ликвидные государственные ценные бумаги и банковские вклады. Помещение этих средств Фонда в банковские вклады производится в пределах средств, предусмотренных в бюджете Фонда на соответствующий период;

Добровольных взносов граждан и юридических лиц; поступления иных финансовых средств, не запрещенных законодательством;

Ассигнований из федерального бюджета на покрытие расходов, связанных с предоставлением льгот (пособий и компенсаций) лицам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы или радиационных аварий на других атомных объектах гражданского или военного назначения и их последствий, а также в других установленных законом случаях;

Прочих поступлений (возмещаемых страхователем расходов, не принятых к зачету в счет страховых взносов, и не принятых расходов на выплату пособий по временной нетрудоспособности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания; недоимок по обязательным платежам, сумм штрафов и иных санкций, предусмотренных законодательством; уплаченных в установленном порядке сумм за путевки, приобретенные страхователем за счет средств Фонда; средств, возмещаемых Фонду в результате исполнения регрессных требований к страхователям, и других).

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

КУРСОВАЯ РАБОТА

«Анализ деятельность и организационной среды в организации на примере ФСС РФ»

Введение

Актуальность темы работы обусловлена той ролью, которую играет страхование в жизни высокоразвитого рыночного общества. Реформы, происходящие в России, и направленные на реформирование прежде всего рыночных отношений, касаются и страхования. Страхование в России в современных условиях развивается на принципах, кардинально отличающихся от тех, которые существовали в течение семидесяти лет централизованной, командно-административной системы. Поэтому для современного менеджера, экономиста, предпринимателя, да и просто гражданина необходимо иметь представление о том, какую роль играет страхование и каким образом его можно использовать для защиты от возможных убытков в процессе хозяйственной деятельности и в личной жизни.

Социальное страхование - объективная необходимость. На определенном этапе развития общество берет под свою защиту лиц, которые в силу некоторых причин не могут трудиться и получать оплату за труд.

Обоснованная система социального страхования - одна из предпосылок обеспечения социальной справедливости, создания и поддержания политической стабильности.

К задачам социального страхования относятся: формирование денежных фондов, из которых покрываются затраты, связанные с содержанием нетрудоспособных или лиц, не участвующих в трудовом процессе; сокращение разрыва в уровне материального обеспечения неработающих и работающих членов общества.

Учитывая особую важность социального страхования, его влияние на общественные процессы, государство во многих странах создает системы обязательного государственного социального страхования, дающие возможность значительной концентрации ресурсов в единых фондах и тем самым обеспечивающие надежной социальной защитой население страны.

Цель курсовой работы - провести анализ деятельности Фонд социального страхования, и актуальные проблемы в деятельности Фонда и пути их решения, на примере Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования.

В соответствии с поставленной целью для написания курсовой работы были поставлены следующие задачи:

1) Изложить теоретические основы формирования и использования субъекта ФСС РФ.

2) Проанализировать деятельность ГУ-КРО ФСС РФ.

3) Рассмотреть основные направления развития ГУ-КРО ФСС РФ.

Объектами исследования - внутренняя и вешняя организационная среда Красноярского регионального отделения ФСС РФ.

Предметом исследования явилась деятельность Красноярского регионального отделения ФСС РФ.

Для решения поставленных задач использовались учебные пособия, материалы периодической печати, официальный сайт Фонда социального страхования Российской Федерации и различные сайты в сети интернет.

1. Фонд социального страхования его цели и задачи

Фонд социального страхования РФ является вторым по объему аккумулируемых средств государственным внебюджетным фондом.

Социальное страхование представлено в РФ Фондом социального страхования и обеспечения. Деятельность Фонда регламентируется Постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1994 г. №101 «О Фонде социального страхования Российской Федерации».

Фонд социального страхования Российской Федерации (далее именуется - Фонд) управляет средствами государственного социального страхования Российской Федерации.

Управление системой обязательного социального страхования осуществляется Правительством Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации (пункт 1 статьи 13 федерального закона «Об основах обязательного социального страхования» от 16 июля 1999 г. 165-ФЗ

Фонд представляет собой специализированную структуру, обеспечивающую функционирование всей многоуровневой системы государственного социального страхования. Фонд финансирует выплату пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, при рождении ребенка и ежемесячного пособия до достижения ребенком возраста полутора лет, а также пособия на погребение умерших.

В 2000 году Фонд социального страхования начал выплаты по возмещению вреда пострадавшим на производстве в рамках обеспечения нового вида страхования, введенного Федеральным законом РФ от 24 июля 1998 года 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»

С 1 января 2005 года на Фонд возложена задача по реализации Федерального закона от 22.08.2004 122-ФЗ в части обеспечения граждан получателей социальных услуг путевками на санаторно-курортное лечение, а также их бесплатного проезда к месту лечения и обратно за счет средств федерального бюджета.

В этом же году в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12.12.2004 года №771 «Об утверждении Правил обеспечения в 2005 году инвалидов техническими средствами реабилитации, отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями за счет средств федерального бюджета» на Фонд также возложена задача по обеспечению инвалидов, отдельных категорий граждан из числа ветеранов техническими средствами реабилитации, протезами (кроме зубных) и протезно-ортопедическими изделиями за счет средств федерального бюджета. В настоящее время действует постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 года №240.

Денежные средства Фонда не входят в состав бюджетов соответствующих уровней, других фондов и изъятию не подлежат. Бюджет Фонда и отчет о его исполнении утверждаются федеральным законом, а бюджеты региональных отделений Фонда и отчеты об их исполнении после рассмотрения правлением Фонда утверждаются председателем Фонда.

В Фонд социального страхования Российской Федерации входят следующие исполнительные органы:

региональные отделения, управляющие средствами государственного социального страхования на территории субъектов Российской Федерации;

филиалы отделений, создаваемые региональными отделениями Фонда по согласованию с председателем Фонда.

Руководство деятельностью Фонда осуществляется его председателем.

Для обеспечения деятельности Фонда создается центральный аппарат Фонда, а в региональных отделениях и филиалах - аппараты органов Фонда.

При Фонде образуется правление, а при региональных отделениях - координационные советы, являющиеся коллегиальными совещательными органами.

Фонд, его региональные отделения являются юридическими лицами, имеют гербовую печать со своим наименованием,

текущие валютные и иные счета в банках.

Местонахождение Фонда - г. Москва.

Задачи Фонда

Основными задачами Фонда являются:

обеспечение гарантированных государством пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, на погребение, санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей, а также другие цели государственного социального страхования, предусмотренные законодательством;

участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников, мер по совершенствованию социального страхования;

осуществление мер, обеспечивающих финансовую устойчивость Фонда;

разработка совместно с Министерством труда Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации предложений о размерах тарифа страховых взносов на государственное социальное страхование;

организация работы по подготовке и повышению квалификации специалистов для системы государственного социального страхования, разъяснительной работы среди страхователей и населения по вопросам социального страхования;

сотрудничество с аналогичными фондами (службами) других государств и международными организациями по вопросам социального страхования.

Средства Фонда образуются за счет: страховых взносов работодателей (администрации предприятий, организаций, учреждений и иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности);

страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью и обязанных уплачивать взносы на социальное страхование в соответствии с законодательством;

страховых взносов граждан, осуществляющих трудовую деятельность на иных условиях и имеющих право на обеспечение по государственному социальному страхованию, установленному для работников, при условии уплаты ими страховых взносов в Фонд;

доходов от инвестирования части временно свободных средств Фонда в ликвидные государственные ценные бумаги и банковские вклады. Помещение этих средств Фонда в банковские вклады производится в пределах средств, предусмотренных в бюджете Фонда на соответствующий период;

ассигнований из республиканского бюджета Российской Федерации на покрытие расходов, связанных с предоставлением льгот (пособий и компенсаций) лицам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы или радиационных аварий на других атомных объектах гражданского или военного назначения и их последствий, а также в других установленных законом случаях;

прочих доходов (сумм, полученных в установленном порядке за путевки, оплаченные за счет средств Фонда; средств, возмещаемых Фонду в результате исполнения регрессных требований к страхователям и других).

Основными задачами ФСС РФ являются:

1) обеспечение гарантированных государством пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, а также социального пособия на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг, санаторно-курортное обслуживание работников и их детей;

2) участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников, мер по совершенствованию социального страхования;

3) осуществление мер, обеспечивающих финансовую устойчивость Фонда;

4) разработка совместно с Министерством труда и социального развития Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации предложений о размерах тарифа страховых взносов на государственное социальное страхование;

5) организация работы по подготовке и повышению квалификации специалистов для системы государственного социального страхования, разъяснительной работы среди страхователей и населения по вопросам социального страхования;

6) сотрудничество с аналогичными фондами (службами) других государств и международными организациями по вопросам социального страхования (п. 6 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации (далее - Положение о ФСС РФ), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1994 г. №101).

Правительство РФ определило в Постановлении, за счет каких средств образуется ФСС РФ. В частности, за счет страховых взносов работодателей (администрации предприятий, организаций, учреждений и иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности); взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью и обязанных уплачивать взносы на социальное страхование в соответствии с законодательством. Кроме того, в перечень данных источников включены страховые взносы граждан, осуществляющих трудовую деятельность на иных условиях и имеющих право на обеспечение по государственному социальному страхованию, установленному для работников, при условии уплаты ими страховых взносов в ФСС РФ. С учетом положений инвестиционного законодательства ФСС РФ образуется также за счет доходов от инвестирования части временно свободных средств Фонда в ликвидные государственные ценные бумаги и банковские вклады. Помещение этих средств Фонда в банковские вклады производится в пределах средств, предусмотренных в бюджете Фонда на соответствующий период. Добровольные взносы граждан и юридических лиц; поступления иных финансовых средств, не запрещенных законодательством; ассигнования из федерального бюджета на покрытие расходов, связанных с предоставлением льгот (пособий и компенсаций) лицам, пострадавшим вследствие радиационных аварий на атомных объектах гражданского или военного назначения и их последствий, а также в других установленных законом случаях; прочие поступления тоже названы в качестве источников, за счет которых формируются средства Фонда (п. 7 Положения о ФСС РФ).

Средства Фонда имеют целевое назначение, т.е. используются исключительно на финансирование мероприятий, перечисленных в Положении о ФСС РФ. В связи с этим зачисление средств социального страхования на личные счета застрахованных невозможно. В частности, средства направляются на:

1) выплату пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, при усыновлении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, а также социального пособия на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг, а также иные выплаты, установленные трудовым законодательством;

2) частичное содержание находящихся на балансе страхователей санаториев-профилакториев, имеющих лицензии на право занятия этим видом деятельности (Постановление Правительства РФ от 22 ноября 1997 г. №1471 «О некоторых мерах по упорядочению выплат за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации»);

3) оплату проезда к месту лечения и обратно (Положение об оплате дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию застрахованных лиц, получивших повреждение здоровья вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 15 мая 2006 г. №286);

4) создание резерва для обеспечения финансовой устойчивости ФСС РФ на всех уровнях. Порядок формирования резерва и предоставления из него средств (на возвратной основе или безвозмездно) определяется Инструкцией о порядке начисления, уплаты, расходования и учета средств государственного социального страхования, утвержденной Фондом совместно с Министерством труда и социального развития РФ, Министерством финансов РФ, Государственной налоговой службой РФ и с участием Центрального банка РФ;

5) обеспечение текущей деятельности, содержание аппарата управления Фонда (п. 8 Положения о ФСС РФ);

7) финансирование деятельности подразделений органов исполнительной власти, обеспечивающих государственную защиту трудовых прав работников, охрану труда (включая подразделения надзора и контроля за охраной труда) в случаях, установленных законодательством (п. 8 Положения о ФСС РФ);

8) проведение научно-исследовательской работы по вопросам социального страхования и охраны труда (п. 8 Положения о ФСС РФ);

9) осуществление иных мероприятий в соответствии с задачами Фонда, включая разъяснительную работу среди населения, поощрение внештатных работников Фонда, активно участвующих в реализации мероприятии по социальному страхованию (п. 8 Положения о ФСС РФ);

10) участие в финансировании программ международного сотрудничества по вопросам социального страхования (п. 8 Положения о ФСС РФ).

Финансирование вышеуказанных мероприятий по социальному страхованию на предприятиях, в организациях, учреждениях и иных хозяйствующих субъектах независимо от форм собственности осуществляется через бухгалтерии работодателей. В данном случае ответственность за правильность начисления и расходования средств государственного социального страхования несет администрация страхователя в лице руководителя и главного бухгалтера (п. 10 Положения о ФСС РФ).

На предприятиях, в организациях, учреждениях и иных хозяйствующих субъектах независимо от форм собственности для обеспечения контроля за правильным начислением и своевременной выплатой пособий по социальному страхованию, проведением оздоровительных мероприятий трудовыми коллективами образуются комиссии по социальному страхованию из представителей администрации и профсоюзов (трудового коллектива) или избираются уполномоченные по социальному страхованию.

Указанные органы решают вопросы о расходовании средств социального страхования, предусмотренных на санаторно-курортное лечение и отдых работников и членов их семей, о распределении застрахованным путевок для санаторно-курортного лечения, отдыха, лечебного (диетического) питания, приобретенных за счет средств ФСС РФ, а также рассматривают спорные вопросы по обеспечению пособиями по социальному страхованию.

При возникновении спорных вопросов между работниками и работодателями по обеспечению пособиями по социальному страхованию их решение осуществляется отделением ФСС РФ или его филиалом, зарегистрировавшим страхователя, либо в ином порядке, установленном законодательством.

Непосредственно уплата страховых взносов в ФСС РФ осуществляется в соответствии с тарифом, установленным федеральным законом. В числе таких федеральных законов можно назвать:

1) Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»;

2) Федеральный закон от 20 ноября 1999 г. №197-ФЗ «О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 2000 год»;

3) Федеральный закон от 24 июля 1998 г. №125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» и др.

4) Федерального закона от 24 июля 2009 года №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования»

Работодатели (в том числе субъекты малого предпринимательства) регистрируются в качестве страхователей в региональных отделениях (филиалах) ФСС РФ. Порядок регистрации страхователей определяется Постановлением Правительства РФ от 15 сентября 2005 г. №570.

Правительство РФ в своем Постановлении указывает, что страховые взносы начисляются на все виды оплаты труда (в денежном и натуральном выражении по всем основаниям), за исключением видов заработной платы и других выплат, на которые по действующим нормативным актам страховые взносы не начисляются.

Ответственность за правильность начисления, своевременность уплаты и перечисления страховых взносов (платежей) несут плательщики (работодатели и граждане, включая субъектов малого предпринимательства) и банки, их должностные лица в соответствии с законодательством. Кроме того, в случае нарушения плательщиками и банками порядка уплаты и перечисления страховых взносов в Фонд к ним применяются различные финансовые санкции. Стоит также отметить, что расходы по государственному социальному страхованию, произведенные с нарушением установленных правил или не подтвержденные документами (например, не возмещенные страхователем суммы пособий по временной нетрудоспособности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания, суммы пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, выплаченные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка листков нетрудоспособности), к зачету не принимаются и подлежат возмещению в установленном порядке.

Представленная на рис. 1 блок-схема финансовых потоков, складывающихся в системе социального страхования, дает представление о финансовых взаимоотношениях ее субъектов. В частности, в ней отражено то положение, что большая часть средств социального страхования поступает работникам непосредственно от работодателей, а меньшая (примерно 1 /4) перечисляется в Фонд социального страхования для перераспределения между отдельными предприятиями, организациями, учреждениями. Из нее видно также и то, что часть поступлений в ФСС осуществляется из федерального бюджета. Это компенсационные поступления по расходам на выплату пособий.

Рис. 1. Блок-схема финансовых потоков ФСС РФ

Средства фонда используются только на целевое финансирование мероприятий, указанных выше. Не допускается зачисление средств социального страхования на личные счета застрахованных.

2. Организационная структура деятельности Фонда

социальный фонд внебюджетный страхование

В соответствии с п. 19 Указа Президента РФ от 9 марта 2004 г. №314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» координация деятельности Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ и Федерального фонда обязательного медицинского страхования возложена на Министерство здравоохранения и социального развития РФ.

Непосредственно управление Фондом социального страхования РФ (далее - ФСС РФ) осуществляется в порядке и на условиях, которые предусмотрены Указом Президента РФ от 7 августа 1992 г. №822 «О Фонде социального страхования Российской Федерации». Данный нормативный акт закрепляет, что ФСС РФ является самостоятельным государственным финансово-кредитным учреждением РФ. Денежные средства Фонда не входят в состав бюджетов РФ, других фондов и, соответственно, изъятию не подлежат.

Как установлено Указом Президента РФ от 28 сентября 1993 г. №1503 «Об управлении государственным социальным страхованием в Российской Федерации», денежные средства ФСС РФ формируются за счет страховых взносов в размерах, установленных законодательством, а также целевых ассигнований из других источников. Данные взносы уплачиваются предприятиями, организациями, учреждениями и иными хозяйствующими субъектами независимо от форм собственности, за исключением случаев, предусмотренных действующим законодательством. Необходимо рассмотреть в первую очередь общие положения о ФСС РФ.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1994 г. №101 «О Фонде социального страхования Российской Федерации» в ФСС РФ входят следующие исполнительные органы:

1) региональные отделения, управляющие средствами государственного социального страхования на территории субъектов РФ;

2) филиалы отделений, создаваемые региональными отделениями Фонда по согласованию с председателем Фонда.

Руководство деятельностью ФСС РФ осуществляется его председателем. Кроме того, для обеспечения деятельности Фонда создается центральный аппарат, а в региональных отделениях и филиалах - аппараты органов ФСС РФ.

Постановлением Правительства РФ также предусмотрено создание коллегиальных совещательных органов - правления, а при региональных отделениях - координационных советов.

Целесообразно рассмотреть структуру ФСС РФ, которая включает Председателя Фонда и пятерых его заместителей (в том числе первого заместителя), которые назначаются Правительством РФ.

В компетенцию Председателя ФСС РФ входят следующие полномочия:

1) руководство деятельностью Фонда и персональная ответственность за выполнение возложенных на него задач;

2) распределение обязанностей между заместителями председателя Фонда и руководителями структурных подразделений центрального аппарата Фонда;

3) внесение проекта бюджета Фонда на утверждение в Правительство РФ, а также после рассмотрения правлением утверждение бюджетов региональных органов Фонда;

4) утверждение сводного финансового отчета об использовании средств государственного социального страхования, рассмотрение сводного отчета по финансово-хозяйственной деятельности подведомственных санаторно-курортных учреждений Фонда и внесение предложения по улучшению этой работы; информирование правления Фонда о состоянии расчетов с органами Фонда;

5) разработка совместно с Министерством труда и социального развития РФ, другими заинтересованными министерствами и ведомствами, профессиональными союзами предложений по совершенствованию системы социального страхования и обеспечению государственных гарантий по социальному страхованию;

6) открытие (закрытие) счета Фонда и его исполнительных органов в банках, принятие решения о списании с этих счетов в централизованный резерв платежей, подлежащих обязательному отчислению, и сверхнормативных остатков;

7) руководство деятельностью региональных отделений Фонда по исполнению доходной и расходной частей бюджета Фонда и обеспечение контроля за использованием средств государственного социального страхования;

8) принятие необходимых мер по результатам ревизий и проверок по расходованию средств Фонда его органами и подведомственными санаторно-курортными учреждениями;

9) издание в пределах компетенции приказов, положений, инструкций и других документов, обязательных для исполнения всеми работниками Фонда;

10) делегирование отдельных прав и полномочий подчиненным ему должностным лицам;

11) осуществление иных действий в соответствии с решениями Правительства РФ и инструкцией;

12) иные полномочия (п. 21 Положения о ФСС РФ).

Коллегиальным органом ФСС РФ является правление.

В состав правления Фонда входят 32 человека. Он формируется из следующих лиц:

1) лиц, входящих в него по должности (председатель Фонда и его заместители, один из руководителей ведущего структурного подразделения центрального аппарата Фонда);

2) представительствующих на постоянной основе (три представителя от Министерства здравоохранения и социального развития РФ, по одному представителю от Министерства финансов РФ, Федеральной налоговой службы, Центрального банка РФ и центрального комитета профсоюза работников агропромышленного комплекса РФ);

3) представительствующих на основе ротации (семь представителей от общероссийских объединений профсоюзов, четыре представителя от объединений работодателей, три - от региональных отделений Фонда, по одному представителю от Государственной Думы РФ, Совета Федерации РФ, организаций, деятельность которых связана с защитой интересов семей работников, и общероссийских общественных объединений инвалидов). Ротация членов правления осуществляется не чаще 1 раза в год.

Председателем правления ФСС РФ является Председатель Фонда.

Решения правления ФСС РФ оформляются постановлениями или приказами Председателя (п. 22 Положения о ФСС РФ).

В компетенцию правления ФСС РФ входят в том числе:

1) вопросы о задачах Фонда и совершенствовании государственного социального страхования;

2) вопросы о формировании и использовании резервных средств;

3) проекты размера тарифа страховых взносов;

4) проект бюджета Фонда и его исполнение;

5) вопросы об участии в реализации проектов государственных программ по социальному страхованию;

6) отчеты о результатах деятельности региональных отделений Фонда;

7) вопросы о контрольно-ревизионной деятельности Фонда;

8) проекты законодательных и других нормативных актов, правил, инструкций и положений по вопросам государственного социального страхования (п. 23 Положения о ФСС РФ).

В структуре ФСС РФ образуются также региональные координационные советы, которые являются коллегиальными совещательными органами, рассматривающими вопросы деятельности Фонда по социальному страхованию. Они формируются аналогично порядку формирования Правления ФСС РФ.

В субъектах РФ образуются региональные отделения Фонда. Руководство ими осуществляют управляющие соответствующими отделениями, которые несут персональную ответственность за их работу (п. 24 Положения о ФСС РФ).

Руководство региональными отделениями Фонда осуществляют управляющие соответствующими отделениями, которые несут персональную ответственность за их работу.

Контроль за начислением, поступлением и расходованием средств государственного социального страхования и финансово-хозяйственной деятельностью Фонда.

Контроль за полнотой и своевременностью начисления и уплаты страхователями страховых взносов и иных платежей осуществляется Фондом совместно с Государственной налоговой службой Российской Федерации, а за правильным и рациональным расходованием этих средств на предприятиях - Фондом с участием профессиональных союзов.

Дополнительно взысканные налоговыми органами в результате контрольной работы суммы страховых взносов (платежей), штрафов, пеней и других финансовых санкций зачисляются в доходы Фонда с учетом отчислений, производимых налоговым органам в соответствии с законодательством.

Контроль финансово-хозяйственной деятельности региональных отделений Фонда осуществляется путем проведения периодических ревизий и проверок контрольно-ревизионной службой Фонда, которая осуществляет свою деятельность на основании положения, одобренного правлением Фонда и утвержденного председателем Фонда.

Работники контрольно-ревизионной службы, осуществляющие контроль за полнотой и своевременностью начисления и уплаты страхователями страховых взносов и иных платежей Фонда, подлежат обязательному государственному личному страхованию и имеют право на возмещение причиненного им ущерба в порядке и на условиях, установленных Положением о Пенсионном фонде Российской Федерации.

Проверка финансово-хозяйственной деятельности центрального аппарата Фонда осуществляется не реже одного раза в год специализированной аудиторской организацией, имеющей соответствующую лицензию.

Для работодателей и предпринимателей важны аспекты возможностей использования ими средств социального страхования, а также особенностей начисления страховых взносов. Это регламентируется «Инструкцией о порядке начисления, уплаты страховых взносов, расходования и учета средств государственного социального страхования».

Обязательной регистрации в качестве страхователей в региональных отделениях Фондах (их филиалах) подлежат находящиеся на территории Российской Федерации работодатели:

Организации, являющиеся юридическими лицами, независимо от организационно-правовых форм (в том числе иностранные организации, осуществляющие деятельность на территории Российской Федерации через постоянные представительства);

Граждане (в том числе иностранные), использующие труд наемных работников в личном хозяйстве.

Регистрации в качестве страхователей также подлежат находящиеся на территории Российской Федерации крестьянские (фермерские) хозяйства, родовые, семейные общины малочисленных народов Севера, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования и обособленные подразделения организаций, которые производят начисления заработной платы, имеют отдельный баланс и счета в учреждениях банка.

В случаях, когда расчеты по заработной плате работников производятся централизованными бухгалтериями, регистрации в качестве страхователя подлежит организация, структурным подразделением которой является централизованная бухгалтерия.

Граждане, зарегистрированные в качестве предпринимателей, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели), частные детективы, охранники, аудиторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, регистрируются в качестве страхователей в добровольном порядке.

Организации обязаны зарегистрироваться в качестве страхователя в течение 30 дней с момента государственной регистрации, граждане, использующие труд наемных работников - в течение 30 дней с момента заключения трудового договора (контракта).

Для регистрации в качестве страхователя организации представляют заверенные копии следующих документов:

свидетельства о государственной регистрации;

письма органов статистики о присвоении кодов по ОКПО и

классификационных признаков;

учредительных документов (при необходимости).

Для регистрации в качестве страхователей граждане представляют паспорт и заверенные копии следующих документов:

свидетельства о государственной регистрации (для индивидуальных предпринимателей);

лицензий (для частных детективов, охранников, аудиторов, нотариусов, занимающихся частной практикой);

трудового договора (для граждан, использующих труд наемных работников, как работодателей).

Организации регистрируются в качестве страхователя в исполнительном органе по месту государственной регистрации, граждане - по месту жительства.

Организации и граждане могут быть зарегистрированы в качестве страхователя только в одном исполнительном органе Фонда.

Факт регистрации подтверждается выдачей соответствующим исполнительным органом Фонда извещения о регистрации установленного образца.

Страхователь обязан сообщить в исполнительный орган Фонда об изменении наименования, места нахождения, иных изменениях учредительных документов организации в течение 30 дней с момента их государственной регистрации.

В случае реорганизации (слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования) страхователь обязан письменно уведомить исполнительный орган Фонда о происшедших изменениях. При возникновении в процессе реорганизации новых юридических лиц, они подлежат регистрации в качестве страхователей по правилам, установленным настоящей Инструкцией.

В случае ликвидации (в том числе в связи с банкротством) организации, ликвидационная комиссия обязана незамедлительно письменно уведомить исполнительный орган Фонда о принятом решении и о снятии страхователя с учета. Исполнительный орган Фонда принимает решение о снятии страхователя с учета после внесения органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, записи о ликвидации в единый государственный реестр юридических лиц.

В случае ликвидации исполнительного органа Фонда в месячный срок со дня принятия такого решения страхователю направляется уведомление с указанием органа, которому будут переданы его регистрационные документы.

В настоящее время планируется серьезные изменения в структуре деятельности Фонда социального страхования, будет к середине года утверждено новое штатное расписание, претерпят изменения почти все отделы в Фонде социального страхования. При создании обновлённой структуры и при передаче ряда полнимой из отдела в отдел

организационные вопросы должны быть сведены к минимуму, они являются неизбежным следствием разделения органов социальной защиты населения. Эта модель должна исключить сбои в работе отделения Фонда и не допускать нежелательных социальных последствий.

Нужно решить вопросы о том, какие службы будут заниматься оказанием населению различных видов социальной помощи, и сохранить единое информационное пространство, которое позволило бы принять современные технологии для организации системы социальной защиты населения.

Должна быть обеспечена безусловная сохранность целевого использования средств Фонда. Необходимо решить правовые и технические проблемы, связанные с введением и функционированием персонифицированного учета плательщиков страховых взносов.

В некоторых странах организации, осуществляющие социальное страхование обеспечение, является самоуправляемыми неправительственными структурами, независимыми в административном и финансовом отношении от государственных органов. Государство с помощью законодательства регулирует условия и нормы социального страхования, а так же, как правило, устанавливает страховой тариф.

Соподчиненность всех звеньев позволяет прогнозировать как поступление страховых взносов, так и расходование их на выплату пособий.

3. Выявленные проблемы и пути их решения в деятельности Фонда

В настоящее время серьезной проблемой социально ориентированного государства является гармоничное сочетание гарантий свободы личности и социальных гарантий. Применительно к финансовой деятельности это означает необходимость баланса между стремлением к экономическому росту и потребностью в высоких социальных расходах, поиск соответствующих финансово-правовых механизмов социальной защиты населения. Они должны основываться на развитии личной ответственности индивида, социальной солидарности, партнерских отношений государства и каждого гражданина в решении социальных проблем.

Анализ основных форм социальной защиты населения социального обеспечения, социальной помощи, социального страхования убеждает, что только в системе социального страхования усилия государства, субъектов предпринимательства и граждан в обеспечении социальной защищенности последних сочетаются. Опираясь на теоретические выводы и исследуя динамику российского законодательства о социальном страховании, можно утверждать, что бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации является финансовой основой социального страхования, способствуя реализации социально-экономических прав граждан, нейтрализации противоречий частных и публичных интересов и поддержанию социального мира в обществе. Данный тезис должен служить основой научного осмысления и правового регулирования функционирования бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации. Поэтому можно сделать вывод, что в настоящее время правильное и эффективное управление средствами бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации является одной из приоритетных задач государства.

Напомним, что 24 июня 2009 г. подписан закон «О страховых взносах в Пенсионный Фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования и территориальные Фонды обязательного медицинского страхования» №212-ФЗ, предусматривающий существенное увеличение с 1 января 2011 г. налоговой нагрузки на субъекты малого бизнеса. Союз промышленников и предпринимателей Красноярского края выступил с инициативой подписания официального обращения в адрес президента РФ Дмитрия Медведева. Свои подписи в документе поставили руководители крупнейших общественных объединений предпринимателей и работодателей региона. Поводом для обращения стало вступление в силу указанного выше Федерального закона.

В обращении, подписанном руководителями крупнейших общественных объединений предпринимателей Красноярского края, в частности говорится, что для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, произойдет увеличение налоговой нагрузки на фонд оплаты труда в 2,4 раза.

На основании анализа налоговой нагрузки (по информации, предоставленной организациями малого бизнеса Красноярского края) с 2011 г. обязательные налоговые и неналоговые платежи (расходы), без увеличения тарифов и платежей за электро- и теплоэнергию, коммунальные услуги, аренду и другие затраты, увеличатся в пределах от 30 до 80%. С учетом прогнозируемого увеличения тарифов и других платежей общее увеличение может составить от 40 до 120%, что в конечном итоге может спровоцировать частичный уход легальной структуры малого бизнеса в «тень». Рассматриваемое предложение по снижению страховых взносов с 34 до 32% процентов не снимает существующей проблематики данного вопроса.

Директор по развитию Союза промышленников и предпринимателей Красноярского края Александр Лыткин, занимавшийся подготовкой документа, рассказал: «Мы ничего не изобретали, а обрисовали ту ситуацию, в которой действительно находится малый бизнес. Правительство РФ должно еще раз вернуться к этому вопросу. Ведь не только Красноярский край заинтересован в этом. Мы общаемся с коллегами из других регионов, этим обеспокоены практически все субъекты СФО. Ряд регионов поставили эти вопросы перед своими губернаторами, чтобы те донесли точку зрения предпринимателей до президента».

Предприниматели также выражают удивление нормой, прописанной в статье 8 данного закона, согласно которой страховые взносы с сумм выплат и иных вознаграждений свыше 415 000 руб. в пользу физических лиц не взимаются. Другими словами, те, кто получает более 415 000 руб., обеспеченные граждане, отчисления по страховым взносам платить не будут, а дополнительную нагрузку по страховым взносам будут нести люди с гораздо меньшим достатком.

«Когда мы проводили мониторинг и делали экономический анализ последствий применения данного федерального закона, то увидели, что многие предприниматели видят себя уже банкротами, - добавляет Александр Лыткин. - Об этом знает и наша местная власть, и городская, и краевая».

Резюмирую вышесказанное, предприниматели Красноярского края надеются, что государство услышит малый бизнес и отложит сроки действия закона №212-ФЗ (в части увеличения страховых взносов с 14 до 34%).

Как видно, социальному страхованию уделяется особое внимание. Созданы все предпосылки к тому, чтобы оно стало реально действующим механизмом. Ведь процент отчисления от заработной платы не так уж мал. Другое дело, что далеко не все выплаты заработной платы проходят через кассу предприятия. Так называемый «черный нал» продолжает оставаться частью нашей реальности. Также не совсем понятно, почему одна из хороших традиций советского времени - оплата путевок - канула лету; ведь средства социального страхования должны расходоваться в конечном итоге на тех, из чьей заработной платы они отчисляются. Где роль профсоюзов в данной проблеме, не могли же они за последние несколько лет постсоветской эпохи исчезнуть окончательно.

В последнее время предпринято много попыток, совершенствования законодательства о взносах во внебюджетные фонды, но, тем не менее, на данном этапе существует много проблем: во-первых, противоречия в законодательстве, которые приводят к абсурдным ситуациям как, например, взносы в один государственный социальный внебюджетный фонд следует производить за счет средств, выделенных другим государственным социальным внебюджетным фондом в частности в ПФ РФ на сумму премии страховому активу, выплачиваемую организацией за счет средств, выделенных отделением ФСС РФ, так как данная премия в перечень необлагаемых выплат ПФ РФ не включена. И это не единичный случай.

Здесь, на мой взгляд, необходима, тщательная проработка нормативных актов на факт соответствия их друг другу. Во-вторых, как показывает практика, неуплата или неполная уплата взносов в фонд - одно из самых распространенных нарушений, допускаемых руководителями организаций. Хотя действующее законодательство предусматривает за эти нарушения как налоговую, так и уголовную ответственность, это не может искоренить проблему недоимок в РФ.

Данная ситуация создается из-за высоких ставок отчислений в фонды, естественно предприятия пытаются уклониться от уплаты страховых взносов, чем и объясняется высокий объем недоимок. В данной ситуации необходимо пойти на снижение ставок (хотя бы на время) отчислений в фонды. В третьих, необходимо внедрять новейшие компьютерные системы и программы, применяемые в зарубежных странах, не только на предприятиях, но в фондах для упрощения и ускорения процедур расчетов с организациями, а также для более строгого контроля со стороны фонда. Имеется в виду, что и предприятие и внебюджетный фонд или страховая компания должны быть подключены к одной компьютерной сети.

К сожалению, на данный момент нет готовых программных продуктов для осуществления данных расчетов, любую программу (1С Бухгалтерия, БЕСТ и др.) необходимо адаптировать для каждого предприятия, так как в первоначальном виде она подходит только на 10-15%.

Обратимся к общим методическим посылкам. В теории менеджмента выделяются два принципиальных подхода к решению социально-экономических проблем. Первый - программно-целевой, «механический», который построен на подчинении системе тех подсистем управляемого объекта, которые прямо «не работают» на заданную цель. Такой подход достаточно привычен для отечественных академических разработок. Формулируется задача, перебираются возможные решения. Остановившись на одном варианте, создают для него определенное «программное обеспечение» - теоретическое, прикладное, организационно-методическое.

Второй подход основан на выявлении как «органических» особенностей управляемого объекта, в том числе этнических, историко-культурных, социально-психологических стереотипов данного общества, так и, не в последнюю очередь, невостребованного потенциала, человеческого фактора, возможности творческого саморазвития социальных групп и индивидуумов при решении насущной проблемы.

Исследователи обращают внимание на теоретическую возможность и практическую целесообразность проведения, в определенных ситуациях, политики невмешательства при «органическом» решении задач управления. «Вполне допустима и такая крайность, как созерцательность, отказ от активных действий (не путать с уклонением) или запрет на определенные виды действий в расчете на механизмы авторегулирования или на то, что характер самих проблем изменится в процессе того, как мы «уживаемся» с ними». Заметим сразу, что подобная тактика в отношении социального страхования попросту нереальна. 90-е годы нашего столетия показали, что существующую систему соцстраха нельзя «оставить в покое», предоставить самой себе. Именно поэтому Фонды обязательного страхования были подчинены правительству, а с 1997 г. консолидированы в федеральном бюджете. Система беспроцентных правительственных займов из внебюджетных социальных фондов практиковалась и до того.

Однако программно-целевой, «тейлористский» подход к решению управленческих задач в переходный период сталкивается с рядом проблем. Сила и слабость этого подхода, его уязвимость - в ставке на перспективу.

Кроме того, в сегодняшней отечественной практике так или иначе используются заимствованные модели развития. Поэтому вполне справедливым представляется замечание одного из исследователей, что какими бы методами мы ни пытались достичь желаемого, «конечное, будущее состояние управляемого объекта привносится извне, в данном случае как модель развитого общества (то есть уже прошедшего свой путь соседа по планете). Какими бы благими пожеланиями не было вызвано нормирование положительного примера, остается без ответа кардинальный вопрос: почему и как этот положительный пример утвердил себя? Таким образом, собственное время управляемого объекта (связь прошлое - настоящее - будущее) разрывается не путем внутренней трансформации, а путем внешнего управляющего воздействия.

Это приводит к вопросу: каковы пределы управленческого вмешательства? Очевидно, что в пору активных реформ демократизм в управлении явно ограничен, решения и их последствия связаны весьма неопределенными и далеко не всегда предсказуемыми функциональными отношениями. Благополучное решение текущей проблемы (например, поддержание на прежнем уровне социальных выплат) может быть попросту не замечено, зато всякий срыв порождает активную негативную реакцию в обществе.

Поэтому неудивительно, что некоторые исследователи пытаются найти ответ в зарубежных разработках «деятельностного подхода». Последний предполагает преодоление кризиса за счет внутренних резервов системы, а для этого - активную автономизацию ее элементов, активное формирование новых субъектов с включением их в систему. Процесс управления учитывает, что «живые системы» способны производить нечто, чего прежде не было, и потому не поддаются тотальному научному просчитыванию.

В 1993 году в РФ была предпринята попытка создания трехсторонней комиссии, аналогичной тем, что существуют в развитых западных странах, например, в Швеции.

В этой стране со значительным государственным сектором, в результате сохранения за государством в течение длительного времени важнейших рычагов экономического регулирования наибольшее развитие получила практика фискального перераспределения доходов, составной частью которой являются проходящие еще с начала века переговоры профсоюзов и предпринимателей (в том числе государственных предприятий). Сегодня взаимоотношения сторон определяются заключенным еще в 1938 году Сальтшебаденским соглашением. Крупнейшие представители сторон - Центральное объединение профсоюзов Швеции (LU) и Объединение предпринимателей Швеции (SAF) - настолько сильны, что в состоянии достичь соглашения о зарплате и других условиях труда самостоятельно. Поэтому роль правительства при этом ограничивается консультациями по важнейшим вопросам и иногда арбитражными функциями.

Сохранение трудового мира обеспечивается путем заключения коллективных договоров. Система договоров четко структурирована на трех уровнях:

2) соглашение между ассоциациями предпринимателей и правительством (попытки формирования подобной системы взаимоотношений были предприняты в рамках работы Торгово-промышленной палаты РФ);

3) конкретные договора отдельных компаний и местных (отраслевых) профсоюзов (аналогом является договор между компанией Росуголь и независимым профсоюзом угольщиков).

В компетенцию коллективных договоров входят вопросы посредничества при рассмотрении трудовых конфликтов, отработка трудового законодательства, вопросы оплаты, страхования, дисциплины на производстве, собственности и акционирования, образования целевых фондов как из бюджетных средств, так и финансируемых из прибыли предприятий.

Однако в условиях России 1993 года сделать аналогичную систему не удалось. Она более напоминала «Лебедя рака и щуку» из известной басни.

Профсоюзы агрессивно пытались добиться от правительства увеличения ассигнований на социальные нужды. Правительство, в свою очередь, не располагая необходимыми финансовыми средствами, всеми силами старалось сгладить ситуацию, предлагая поэтапные меры стабилизации положения с выплатами пособий и пенсий, а также их постепенного увеличения. «Итогом» работы комиссии стало летне-осеннее выступление профсоюзов, которое, несмотря на широкий общественный резонанс, никакого экономического эффекта не имело. Оно привело лишь к тому, что Совет Министров ужесточил свою позицию по отношению к Федерации независимых профсоюзов, что сделало дальнейшую работу трехсторонней комиссии неэффективной и фактически похоронило ее как экономический рычаг воздействия на политику правительства в социальной сфере.

Как мне кажется, оптимальным было бы восстановление трехсторонней комиссии на основе взаимовыгодного сотрудничества всех ее участников. Если не вдаваться в политические амбиции, то из ее работы каждая из сторон сможет извлечь реальную пользу:

профсоюзы - усилить свое влияние на политику в социальной сфере и добиться принятия реалистичной социальной программы;

правительство - усилить свои позиции путем принятия той же социальной программы, тем самым подняв свой рейтинг у населения;

предприниматели - лишний раз получить несколько очков рейтинга у своих западных партнеров, продемонстрировав стремление к цивилизованному ведению бизнеса, а также успокоить трудовые коллективы, показав им, что регулярная выплата заработной платы и гарантии в социальной сфере не только сладкие воспоминания советской эпохи, но реальность нашего постсоциалистического настоящего и будущего.

Подобные документы

    Основные направления деятельности, задачи, функции, организационная структура управления, финансовые и операционные показатели АО "Фонд недвижимости Самрук Казына". Анализ деловой активности, сильных и слабых сторон предприятия, стратегия его развития.

    отчет по практике , добавлен 19.03.2013

    Сущность и содержание страховой компании. Классификация, формы организации страхового фонда, принципы и функции его формирования. Регулирование и надзор страховой деятельности в России. Принципы и нормативно-правовое обоснование формирования ставок.

    курсовая работа , добавлен 07.10.2013

    Влияния внешней среды на проектирование организации. Виды организационных структур, их особенности. Характеристика, цели и задачи деятельности ООО "Компания ЛЕММА". Анализ организационной структуры управления исследуемого предприятия, пути ее улучшения.

    курсовая работа , добавлен 18.09.2013

    Задачи деятельности Пенсионного фонда (ПФ) Российской Федерации. Структура управления и стратегия развития отделения ПФ по г. Москве и Московской области. Приоритетные направления работы с персоналом, его обучение. Подбор, отбор и расстановка кадров.

    отчет по практике , добавлен 18.02.2014

    Фонд заработной платы, сущность, понятие и значение. Основные факторы изменения фонда заработной платы на предприятии. Методы и процессы планирования фонда заработной платы. Определение состава, принципов и методов планирования фонда заработной платы.

    реферат , добавлен 18.02.2009

    Задачи, цели и направления деятельности ООО "Флуидор", его организационная структура. Анализ внутренней среды предприятия, его сильные и слабые стороны. Особенности управления персоналом. Влияние факторов внешней среды на эффективность деятельности.

    курсовая работа , добавлен 08.05.2015

    Положения теории организации. История создания Пенсионного фонда Российской Федерации. Взаимодействие Пенсионного фонда с внешней средой и другими организациями. Функции организации, организационные структура и культура. Диагностика проблем организации.

    контрольная работа , добавлен 27.01.2010

    Типы организационных структур, их преимущества и недостатки. Проблемы организационных структур и пути их решения. Анализ организационной структуры ООО "Экстрим", ее соответствие целям и задачам деятельности предприятия. Предложения по совершенствованию.

    дипломная работа , добавлен 02.08.2009

    Характеристика внешней среды предприятия. Миссия и цели организации. Организационная структура управления. Процесс управления на предприятии. Коммуникационный процесс организационной структуры. Работа с персоналом. Принятие управленческих решений.

    курсовая работа , добавлен 16.04.2012

    Значение организационной структуры предприятия. Типы организационных структур, их преимущества и недостатки. Проблемы организационных структур и пути их решения. Анализ соответствия организационной структуры ООО "Кураж" целям и задачам деятельности.

  • 5. Предмет и метод права социального обеспечения.
  • 6. Правоотношения по социальному обеспечению (понятие, виды, содержание).
  • 7. Юридические факты в социальном обеспечении.
  • 8. Юридическая ответственность в социальном обеспечении.
  • 9. Круг лиц, обеспечиваемых за счет средств социального страхования и бюджетных ассигнований.
  • 10. Условия, определяющие право работника на пособие по временной нетрудоспособности.
  • 11. Система государственных пособий в России.
  • 13. Виды пособий, выплачиваемых женщинам, имеющим детей, и их характеристика.
  • 1. Пособие по беременности и родам.
  • 4. Ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет
  • 5. Ежемесячное пособие на ребенка.
  • 14. Единовременные пособия в социальном обеспечении.
  • 2. Единовременное пособие гражданам при возникновении поствакционального осложнения.
  • 3. Единовременное пособие гражданам, привлеченным для борьбы с терроризмом.
  • 4. Единовременное пособие военнослужащим, проходившим военную службу по призыву, при увольнении с военной службы.
  • 5. Социальное пособие на погребение.
  • 15. Компенсационные выплаты по социальному обеспечению.
  • 30. Понятие и виды компенсационных выплат.
  • 16. Порядок признания граждан безработными и назначение им пособия по безработице.
  • 17. Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний (общая характеристика).
  • Положение о расследовании и учете профессиональных заболеваний
  • Правила установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний
  • 18. Пенсионное законодательство рф (общая характеристика).
  • 19. Правила исчисления общего, специального и трудового (страхового) стажа.
  • 26. Правила подсчета и подтверждения трудового стажа. См.В.19
  • 20. Понятие и виды трудовых пенсий.
  • 21. Пенсии федеральным государственным служащим.
  • 22. Трудовая пенсия по инвалидности.
  • 23. Назначение двух пенсий.
  • 24. Пенсия за выслугу лет лицам, проходившим военную службу и службу в органах внутренних дел.
  • 25. Трудовая пенсия по случаю потери кормильца.
  • 26. Правила подсчета и подтверждения трудового стажа. См.В.19
  • 27. Порядок, сроки назначения пенсии, перерасчет пенсии.
  • 28. Досрочное назначение пенсии безработным гражданам.
  • 29. Социальные пенсии.
  • 30. Понятие и виды компенсационных выплат. См. В 15
  • 31. Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов.
  • 32. Социальное обслуживание граждан в специальных домах домах-интернатах для престарелых и инвалидов.
  • 33. Социальная поддержка инвалидов, ветеранов войны и труда.
  • 2) Реализацию мер социальной поддержки, установленных настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами для ветеранов и членов их семей;
  • 35. Льготы для многодетных семей.
  • 36. Льготы для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. См.В.34
  • 37. Льготы для ветеранов.
  • 38. Фонд социального страхования в рф (структура, порядок расходования средств).
  • 39. Пенсионный фонд рф (структура, порядок расходования средств).
  • 40. Фонд обязательного медицинского страхования.
  • 38. Фонд социального страхования в рф (структура, порядок расходования средств).

    С переходом к рыночным условиям основными источниками социального обеспечения нетрудоспособных граждан являются специализированные (внебюджетные) фонды конкретных видов социального страхования, в основу формирования которых положены страховые принципы (т.е. уплата страховых взносов). Такими фондами являются:

      Пенсионный фонд Российской Федерации;

      Фонд социального страхования;

      Государственный фонд занятости;

      Фонд обязательного медицинского страхования.

    Принятый 16 июля 1999 г. Федеральный закон « Об основах обязательного социального страхования» в качестве основного принципа осуществления обязательного социального страхования выделяет принцип автономности финансовой системы обязательного социального страхования (ст. 4 Закона).

    Бюджеты фондов обязательного социального страхования не входят в состав федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. Средства обязательного соц. страхования являются федеральной гос. собственностью, расходуются на цели, устанавливаемые федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, и изъятию не подлежат.

    Фонд социального страхования РФ как самостоятельное кредитно-финансовое учреждение был образован 1 января 1991 г. в соответствии с

    постановлением Совета Министров РСФСР и Федерации независимых профсоюзов России от 25 декабря 1990 г. № 600 «О совершенствовании управления и порядка финансирования расходов на социальное страхование трудящихся РСФСР». Средства ФСС были включены в состав объектов, относящихся исключительно к федеральной собственности.

    В настоящее время правовой статус ФСС РФ определяется Положением о ФСС РФ, утвержденным постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1994 г. № 101.

    ФСС РФ является специализированным финансово-кредитным учреждением при Правительстве РФ. Денежные средства и иное имущество, находящееся в оперативном управлении Фонда, а также имущество, закрепленное за подведомственными Фонду санаторно-курортными учреждениями, являются федер. собственностью, не входят в состав бюджетов соответств-х уровней, других фондов и изъятию не подлежат.

    Основными задачами Фонда являются обеспечение гарантированных гос-вом пособий и др. соц. выплат; участие в разработке и реализации

    гос. программ охраны здоровья работников, мер по совершенствованию социального страхования и др.

    Средства Фонда образуются за счет:

    * страховых взносов работодателей (адм-ции предпр-й, орг-ций, учреждений и иных хоз-щих субъектов независимо от форм собственности);

    * страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью и обязанных уплачивать взносы на соц. страхование в соответствии с законодательством;

    * страховых взносов граждан, осуществляющих трудовую деятельность на иных условиях и имеющих право на обеспечение по государственному социальному страхованию, установленному для работников, при условии уплаты ими страховых взносов в Фонд;

    * доходов от инвестирования части временно свободных средств Фонда;

    * ассигнований из федерального бюджета на покрытие расходов, связанных с предоставлением льгот (пособий и компенсаций) лицам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы или радиационных аварий на др. атомных объектах гражданского или военного назначения и их последствий, а также в других установленных законом случаях;

    * прочих поступлений (возмещаемых страхователем расходов, не принятых к зачету в счет страховых взносов, и не принятых расходов на выплату пособий по временной нетрудоспособности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания; недоимок по обязательным платежам, сумм штрафов и иных санкций, предусмотренных законодательством; уплаченных в установленном порядке сумм за путевки, приобретенные страхователем за счет средств Фонда; средств, возмещаемых Фонду в результате исполнения регрессных требований к страхователям, и др.).

    Тариф страховых взносов в ФСС РФ остается неизменным с 1991 г. и составляет для работодателей-организаций и граждан, осуществляющих прием на работу по трудовому договору, 5,4% выплат в денежной и (или) натуральной форме, начисленных в пользу работников по всем основаниям независимо от источников финансирования.

    Средства Фонда направляются на:

    * выплату пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а также социального пособия на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг;

    * оплату доп. выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом или инвалидом с детства до достижения им возраста 18 лет;

    * оплату путевок для работников и их детей в санаторно-курортные учреждения, расположенные на территории РФ, и в санаторно-курортные

    учреждения в государствах - участниках СНГ, аналогичных которым нет в РФ, а также на лечебное (диетическое) питание;

    * частичное содержание находящихся на балансе страхователей санаториев-профилакториев, имеющих лицензии на право занятия этим видом деятельности (оплата расходов на питание, лечение и медикаменты, зар/плату работников, культурно-массовое обслуживание);

    * частичную оплату путевок в детские загородные оздоровительные лагеря, находящиеся на территории РФ, для детей работающих граждан;

    * частичное содержание детско-юношеских спортивных школ (оплата расходов на оплату труда тренерско-преподавательского состава и аренду помещений, необходимых для учебно-тренировочного процесса);

    * оплату проезда к месту лечения и обратно;

    * создание резерва для обеспечения финансовой устойчивости Фонда на всех уровнях;

    * обеспечение текущей деятельности, содержание аппарата управления Фонда.

    Выплата пособий по соц. страхованию, оплата путевок работникам и членам их семей в санаторно-курортные учреждения, финансирование др. мероприятий по соц. страхованию осуществляется через бухгалтерии работодателей.

    Руководство деятельностью Фонда осуществляется его председателем. Для обеспечения деятельности Фонда создается центральный аппарат Фонда, а в региональных и центральных отраслевых отделениях и филиалах - аппараты органов Фонда.

    Фонд, его региональные и центральные отраслевые отделения являются юридическими лицами, имеют гербовую печать со своим наименованием, текущие валютные и иные счета в банках.

    Для обеспечения контроля за правильным начислением и своевременной выплатой пособий по социальному страхованию, проведением оздоровительных мероприятий на предприятиях, в организациях, учреждениях и иных хозяйствующих субъектах независимо от форм собственности трудовыми коллективами образовываются комиссии по социальному страхованию из представителей администрации и профсоюзов или избираются уполномоченные по социальному страхованию, которые решают/рассматривают вопросы:

    * о расходовании средств соц. страхования, предусмотренных на санаторно-курортное лечение и отдых работников и членов их семей,

    * о распределении застрахованным путевок для санаторно-курортного лечения, отдыха, лечебного (диетического) питания, приобретенных за счет средств Фонда,

    * спорные вопросы по обеспечению пособиями по социальному страхованию.

    24 июля 1998 г. был принят ФЗ «Об обязательном соц. страховании от несчастных случаев на производстве и проф. заболеваний». Основной задачей данного закона является введение страховых принципов формирования экономической базы, обеспечивающей соц. защиту наемных работников в случае причинения вреда здоровью. В соотв. с данным законом все работодатели, использующие труд наемных работников, обязаны осуществлять страхование работников от несчастных случаев и проф. заболеваний и уплачивать доп. страх. Взносы в ФСС РФ.

    > Цели, задачи, структура и управление Фонда социального страхования Российской Федерации

    Обязательное страхование часто проводится на предприятиях, особенно там, где существует повышенная опасность получения травмы. Причин для выплаты пособий может быть несколько: болезнь, инвалидность, беременность и роды. Естественно, в каждом случае назначается свой размер выплат, а также срок их получения. Бюджет организации формируется государством на основе тех средств, которые находятся в его распоряжении.

    Существует много нюансов, которые должен учитывать ФСС. Например, необходимо правильно рассчитать выплаты, определить источник поступления финансов в фонд, рассмотреть все отдельные случаи, которые не позволяют выплачивать помощь застрахованному лицу.

    Вся деятельность ФСС регламентируется Конституцией государства, соответствующей законодательной базой, а также указами президента и правительственными постановлениями. Фонд - это кредитно-финансовое учреждение, все имущество, а также денежные средства которого являются собственностью Российской Федерации.

    Основные Федеральные законы, регламентирующие деятельность Фонда социального страхования Российской Федерации:

    Федеральный закон от 16.07.1999 г. №165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования»;

    Федеральный закон от 24.07.2009 г. №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования»;

    Федеральный закон от 29.12.2006 г. №255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»;

    Федеральный закон от 19.05.1995 г. №81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»;

    Федеральный закон от 24.07.1998 г. №125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»;

    Федеральный закон от 01.12.2014 г. №386-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов»;

    Федеральный закон от 01.12.2014 г. №401-ФЗ «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов». (рекомендую сократить источники, поскольку при проверке на плагиат все будет засчитано как плагиат)

    Поскольку ФСС является независимой финансово-кредитной организацией, его бюджет утверждается каждый год отдельным законодательным актом.

    Органы фонда социального страхования можно разделить на три группы:

    1. исполнительные;

    2. руководящие;

    3. контролирующие.

    Исполнительными органами ФСС являются: региональные подразделения фонда, которые распоряжаются его средствами на территории субъектов федерации; центральные подразделения, которые управляют средствами организации в различных хозяйственных отраслях; филиалы центральных и отраслевых отделений ФСС. Руководит деятельностью внебюджетной организации председатель фонда. Он и его 5 заместителей отбираются на должности правительством. В управленческую структуру ФСС входят коллегиальные и совещательные органы: для самого фонда - это правление (далее - ПФСС), а для его отраслевых подразделений - координационные советы. Заседания правления ФСС проводятся по необходимости. В его состав входят 35 лиц, которые утверждаются Правительством на основе поданного представительства председателя организации. Руководит правлением председатель фонда.

    Рисунок 1. Структура фонда социального страхования Российской Федерации



    Рисунок 2. Развернутая организационная структура фонда

    Региональные подразделения фонда создаются на территории отдельных субъектов федерации. Центральные отделения - в разных хозяйственных отраслях (ст. 22-24 Положения «О ФСС» - ПП №101). Руководство данными подразделениями осуществляют назначенные на должность управляющие.

    Организационная структура фонда социального страхования Российской Федерации дополняется региональными и отраслевыми координационными советами Фонда. Это совещательные органы, которые занимаются рассмотрением вопросов, связанных с обязательной страховой деятельностью. В состав комитетов делегируются лица, которые отбираются ПФСС. Председателями координационных советов на местах являются управляющие региональных элементов организационной структуры. Ротация членов комитетов допускается не чаще 1 раза в год. Контроль за деятельностью этой внебюджетной организации осуществляет его контрольно-ревизионная служба совместно с налоговой инспекцией, профсоюзами. Работники КРС ФСС осуществляют контроль над полнотой и своевременностью выплаты страховых взносов и прочих платежей.

    Деятельность фонда и связь с общественностью обеспечивает его аппарат.

    В фонд социального страхования Российской Федерации входят органы управления, исполнительные органы и контролирующие.

    Источником наполнения Фонда являются взносы работодателей, а при ликвидации предприятия - часть средств от его капитализации. Кроме того, Фонд пополняется из государственного бюджета. В случае неправильной уплаты взносов предприятия выплачивают штрафы, которые тоже поступают в копилку Фонда.

    Основные функции фонда социального страхования Российской Федерации - аккумуляция средств и контроль за их расходованием. Собранные средства расходуются на выплату пособий застрахованным лицам, по той или иной причине временно нетрудоспособным, а также получившим инвалидность, или семьям умерших. При необходимости Фонд перераспределяет находящиеся в его распоряжении средства между отраслями и регионами. Резервные, временно свободные деньги, вкладываются в государственные ценные бумаги, обладающие высокой ликвидностью, то есть те, которые можно в любой момент быстро обменять на деньги. Небольшие проценты, которые начисляются по ценным бумагам, также поступают в распоряжение ФСС.

    Фонд распоряжается сетью санаториев и профилакториев, следит за состоянием зданий и их ремонтом, назначает руководство этих учреждений. Важны контрольные функции ФСС. Контролю подлежит уплата взносов работодателями, а также правильность выплаты пособий застрахованным лицам. В случае невыплаты пособия, или выплаты в недостаточном объеме, если ошибка произошла по вине Фонда, застрахованное лицо получает возмещение недополученных средств. Если по ошибке сотрудников Фонда произошла переплата, то с застрахованных лиц обычно не удерживаются перерасходованные деньги. В том случае, если переплата произошла из-за умышленного обмана, если обнаружено предоставление неправильных сведений, утаивание информации, то переплаченные суммы могут быть взысканы.

    Собранные средства расходуются для выплаты пособий в случае временной нетрудоспособности, на санаторно-курортное лечение, реабилитацию после травм, а также на погребение умерших. Значительную часть средств ФСС направляет на пособия, связанные с материнством. Из фонда ФСС оплачиваются декретные отпуска женщинам, пособия при рождении ребенка и по уходу за ребенком до 1,5 лет.

    Для поощрения женщин, ответственно относящихся к материнству, выплачиваются пособия беременным, ставшим на медицинский учет в ранние сроки беременности. Система выплат, связанных с материнством, направлена на стимулирование рождаемости. Из средств Фонда выплачиваются пособия работникам, получившим инвалидность на производстве, оплачивается лечение и реабилитация, а также финансируются программы по улучшению условий труда и сокращению травматизма. Фонду принадлежит сеть санаториев и профилакториев, в которые направляют на лечение и оздоровление льготные категории граждан. В основные задачи фонда входит не только поддержка работников, получивших травму или заболевание на производстве, но и стимулирование улучшений условий труда, сокращение профессиональных заболеваний.

    Отделения Фонда регистрируют страховщиков, следят за правильностью уплаты взносов, при необходимости перераспределяют средства, вкладывают временно свободные деньги в ликвидные государственные ценные бумаги. Получателями денег, при наступлении страховых случаев (нетрудоспособность, беременность и роды, уход за ребенком) являются застрахованные лица. Все работники, заключившие трудовой договор с работодателем, являются застрахованными. В их число могут входить иностранные граждане, при условии оформления документов, дающих законное право для работы в России, и заключившие трудовой договор с работодателем. Застрахованные женщины не только получают выплаты по беременности, родам и уходу за ребенком, но и дополнительные медицинские услуги, которые оказывают им медицинские учреждения, предъявляющие Фонду счета в соответствии с Родовым сертификатом.

    Кроме прямой выплаты пособий, связанных с материнством, Фонд оплачивает патронажное медицинское обслуживание детей первого года жизни. Важно знать, что при неофициальной работе, без заключения трудового договора, работник не является застрахованным, и не может претендовать на выплату пособий ФСС в случае временной нетрудоспособности. Самозанятые граждане, ведущие свой бизнес или занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью, должны позаботиться о своей страховке в ФСС самостоятельно. Это касается и женщин, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью. Чтобы получить пособие по беременности и родам, по уходу за ребенком и все прочие выплаты от ФСС, связанные с материнством, предпринимателям нужно предварительно зарегистрироваться в ФСС и вносить добровольные взносы. Не являются застрахованными и те, кто состоит на учете в центре занятости, получает пособие по безработице.

    На пособия, получаемые в центре занятости, не начисляются взносы в ФСС, поэтому не выплачиваются пособия Фонда в случае болезни, а также в связи с материнством. Документы, на основании которых выплачиваются средства, являются бланками строгой отчетности и имеют несколько степеней защиты. Одно из следствий этого - повышенные требования к правильности заполнения документов. Например, в листе нетрудоспособности нельзя делать записи шариковой ручкой синего цвета; можно только перьевой, гелиевой или капиллярной, чернилами черного цвета. (лишняя информация) Фонд социального страхования контролирует расходование средств, следит за их целевым использованием.

    Таким образом, Фонд социального страхования - это организация, которая обязана регулировать правовые отношения государства и гражданина, который по каким-либо причинам является неработоспособным.



    top