Фундаментальные исследования. Современное образование как условие профессиональной социализации личности Профессиональная социализация как процесс в совместной деятельности

Фундаментальные исследования. Современное образование как условие профессиональной социализации личности Профессиональная социализация как процесс в совместной деятельности

Профессиональная социализация – это социопсихологический адаптационно-интеграционный процесс, в ходе которого на основе существующей внутренней ориентации индивида, развития личностных ресурсов, под влиянием определенных агентов и институтов происходит усвоение профессиональных ролевых установок, норм, знаний, образцов поведения и последующее их воспроизводство в профессиональной деятельности. Модель процесса профессиональной социализации социологов основана на системном подходе. Процесс профессиональной социализации социологов включает в себя следующие элементы:

профессиональная предрасположенность, ресурсы, деятельность, коммуникации, идентичность, информированность, компетентность, активность, культура, мышление. Данные элементы функционируют на довузовском, вузовском, поствузовском этапах, на этапе трудоустройства, профессиональной деятельности и совершенствования социологических компетенций. В ходе профессиональной социализации могут осваиваться роли академического или прикладного социолога. Выделяются низкий, средний и высокий уровни профессиональной социализации, в зависимости от этого формируются ее неполная или полная формы. На данный процесс влияют объективные и субъективные факторы.

Основными институтами и агентами профессиональной социализации социологов являются: государство, образовательные учреждения (школа, вуз), профессиональное социологическое сообщество, работодатели, службы занятости, СМИ (общие и профессиональные), референтные группы.

2. Профессиональная социализация советских социологов протекала в основном на этапе трудоустройства, при отсутствии института высшего социологического образования. Для этого периода характерны: высокий уровень мотивации к профессиональной деятельности; прохождение профессиональной социализации в ходе проведения многолетних прикладных исследований; практика наставничества; высокая степень востребованности социологов на производстве; социальный заказ на социологические разработки; объединение социологов в лаборатории для всесоюзных социологических исследований; дефицит квалифицированных кадров.

3. В настоящий момент профессиональную социализацию социологов за рубежом характеризует целый ряд особенностей: осознанная мотивация к профессиональной деятельности у абитуриентов; своеобразие подготовки социологов, обусловленное спецификой национальной системы образования; недостаточная подготовка в области прикладной социологии; ориентация на трудоустройство в академическую социологию; престижность профессии; высокий уровень оплаты труда и спроса на данных специалистов.

Особенностями довузовского этапа профессиональной социализации в современной России являются: несформированность у большинства школьников ярко выраженных профессиональных предпочтений; низкий уровень информированности абитуриентов о профессии социолога. На вузовском этапе основной массе студентов-социологов присущи:

невысокий уровень подготовки в области прикладной социологии;

ориентация студентов на участие в исследовательских проектах преимущественно на коммерческой основе; слабо выраженные профессиональные интересы к конкретным отраслям социологического знания. На поствузовском этапе профессиональной социализации у большинства социологов наблюдается: низкий уровень профессиональной рефлексии и мотивации; формальность обучения в аспирантуре и докторантуре; трудовая занятость в ущерб научной работе. Для этапа трудоустройства, профессиональной деятельности и совершенствования профессиональных компетенций характерны: ощутимый для профессии уход специалистов-социологов в смежные сферы и приток большого количества непрофессионалов; стремление продолжать профессиональную социализацию в русле прикладной социологии и маркетинговых исследований; низкий уровень оплаты труда и финансирования мероприятий по повышению квалификации социологов.

4. На основе анализа экспертных оценок выявлены пути решения проблем профессиональной социализации современных российских социологов. Среди общих мер, рекомендованных экспертами, следует выделить: для старших школьников – организацию общегородских школ, лагерей, совместных малых предприятий и НОУ; для студентов – внедрение и развитие интернет-конференций, вебинаров; для аспирантов – материальное содействие защитам диссертаций, выделение жилплощади молодым специалистам; проведение мониторингов рынка труда и удовлетворенности работодателей профессиональной подготовкой и деятельностью специалистов. Эксперты также предложили и ряд специфических мер, ориентированных на преодоление проблем, возникающих в процессе профессиональной социализации социологов:

организация школьной социологической службы; углубленное изучение разделов социологии в курсе обществознания учащимися профильных классов; усиление подготовки студентов по методам прикладных исследований, SPSS, иностранному языку, статистике; привлечение в вузы социологов-практиков; повышение уровня информированности органов государственного и муниципального управления, а также работодателей о профессиональной деятельности социологов.

По мнению трети экспертов ФГОС 3-го поколения направлен на решение ряда существующих проблем, однако, вузы, факультеты, кафедры и преподаватели во многом не готовы к внедрению предъявляемых требований.

Планирование и управление карьерой

Планирование и контроль деловой карьеры заключаются в том, что с момента принятия работника в организацию и до предполагаемого увольнения с работы необходимо организовать планомерное горизонтальное и вертикальное продвижение работника по системе должностей или рабочих мест.

Работник должен знать не только свои перспективы на краткосрочный и долгосрочный период, но и то, каких показателей он должен добиться, чтобы рассчитывать на продвижение по службе.

Планирование карьеры - одно из направлений кадровой работы в организации, ориентированное на определение стратегии и этапов развития и продвижения специалистов.

Планирование карьеры - это процесс сопоставления потенциальных возможностей, способностей и целей человека с требованиями организации, стратегией и планами ее развития, выражающийся в составлении программы профессионального и должностного роста.

Продвижение по службе определяется не только личными качествами работника (образование, квалификация, отношение к работе, система внутренних мотиваций), но и объективными, в частности:

высшая точка карьеры - высший пост, существующий в конкретной рассматриваемой организации;

длина карьеры - количество позиций на пути от первой позиции, занимаемой индивидуумом в организации, до высшей точки;

показатель уровня позиции - отношение числа лиц, занятых на следующем иерархическом уровне, к числу лиц, занятых на том иерархическом уровне, где находится индивидуум в данный момент своей карьеры;

показатель потенциальной мобильности - отношение (в некоторый определенный период времени) числа вакансий на следующем иерархическом уровне к числу лиц, занятых на том иерархическом уровне, где находится индивидуум.

Планированием карьеры в организации могут заниматься менеджер по персоналу, сам сотрудник, его непосредственный руководитель (линейный менеджер). Основные мероприятия по планированию карьеры, специфичные для разных субъектов планирования, представлены ниже.

Карьерная линия

У сотрудника может быть либо длинная карьерная линия, либо очень короткая. Менеджер по персоналу уже при приеме кандидата должен спроектировать возможную карьеру и обсудить ее с кандидатом исходя из индивидуальных особенностей и специфики мотивации. Одна и та же карьерная линия для разных сотрудников может быть и привлекательной, и неинтересной, что существенным образом скажется на эффективности их дальнейшей деятельности.

Управление деловой карьерой

Управление деловой карьерой - это комплекс мероприятий, проводимых кадровой службой организаций, по планированию, организации, мотивации и контролю служебного роста работника, исходя из его целей, потребностей, возможностей, способностей и склонностей, а также исходя из целей, потребностей, возможностей и социально-экономических условий организации.

Управлением своей деловой карьеры занимается и каждый отдельный работник. Управление деловой карьерой позволяет достичь преданности работника интересам организации, повышения производительности труда, уменьшения текучести кадров и более полного раскрытия способностей человека.

Планирование деловой карьеры

Любой человек планирует свое будущее, основываясь на своих потребностях и социально-экономических условиях.

При поступлении на работу человек ставит перед собой определенные цели, но так как и организация, принимая его на работу, также преследует определенные цели, то нанимающемуся необходимо уметь реально оценивать свои деловые качества. Человек должен уметь соотнести свои деловые качества с теми требованиями, которые ставит перед ним организация, его работа. От этого зависит успех всей его карьеры.

Нанимаясь на работу, человек должен знать рынок труда. Обладая возможностью к самооценке и зная рынок труда, он может отобрать отрасль и регион, где хотел бы жить и работать. Правильная самооценка своих навыков и деловых черт предполагает знание себя, своей силы, слабостей и недостатков. Только при этом условии можно правильно поставить цели карьеры.

Управление карьерой следует начинать при приеме на работу. При приеме на работу вам задают вопросы, в которых изложены требования организации-работодателя. Вам же следует задавать вопросы, отвечающие вашим целям, формирующие ваши требования.

Управляя карьерой в процессе работы, необходимо помнить следующие правила:

не теряйте время на работу с безынициативным, неперспективным начальником, станьте нужным инициативному, оперативному руководителю;

расширяйте свои знания, приобретайте новые навыки; готовьте себя занять более высокооплачиваемую должность, которая становится (или станет) вакантной;

составляйте план на сутки и на всю неделю, в котором оставляйте место для любимых занятий; помните, что все в жизни меняется (вы, ваши занятия и навыки, рынок, организация, окружающая среда), оценить эти изменения - важное для карьеры качество;

ваши решения в области карьеры практически всегда являются компромиссом между желаниями и реальностью, между вашими интересами и интересами организации; никогда не живите прошлым: во-первых, прошлое отражается в нашей памяти не таким, каким оно было на самом деле, во-вторых, прошлое не вернешь; не допускайте, чтобы ваша карьера развивалась значительно быстрей, чем у других; увольняйтесь, как только убедитесь, что это необходимо;

думайте об организации, как о рынке труда, но не забывайте о внешнем рынке труда; не пренебрегайте помощью организации в трудоустройстве, но в поисках новой работы надейтесь прежде всего на себя.

Чтобы эффективно управлять своей деловой карьерой, необходимо составлять личные планы.

В ряде организаций в рамках системы управления персоналом складывается блок функций по управлению деловой карьерой. Эти функции выполняют: дирекция, служба управления персоналом, начальники функциональных отделов аппарата управления организацией, профсоюзные комитеты, консультационные центры.

Эффективное управление деловой карьерой положительно влияет на результаты деятельности организации.

Движение персонала по профессиональной лестнице

Служебно-профессиональное продвижение - серия поступательных перемещений по различным должностям, способствующая развитию как организации, так и личности.

Перемещения могут быть вертикальными и горизонтальными. Это и предлагаемая организацией последовательность различных ступеней (должностей, рабочих мест, положений в коллективе), которые сотрудник потенциально может пройти.

Система служебно-профессионального продвижения - совокупность средств и методов должностного продвижения персонала, применяемых в различных организациях.

В практике управления различают два вида должностного продвижения: продвижение специалиста и продвижение руководителя. Последнее, в свою очередь, имеет два направления: продвижение функциональных руководителей и продвижение линейных руководителей.

Продвижение персонала состоит из следующих процедур:

Повышение в должности или квалификации, когда служащий замещает более высокую должность, а рабочий получает новый разряд.

Перемещение, когда работник переводится на другое равноценное рабочее место (цех, отдел, служба) в силу производственной необходимости или изменения характера труда.

Понижение, когда в связи с изменением его потенциала работник переводится на более низкую должность или по результатам аттестации на более низкий разряд для рабочего.

Увольнение с предприятия, когда работник полностью меняет место работы в связи с неудовлетворенностью условиями труда или несоответствия занимаемому рабочему месту.

Исходными данными для организации движения персонала являются:

модели служебной карьеры;

решение аттестационной комиссии;

философия предприятия;

штатное расписание предприятия;

должностные инструкции;

личные дела сотрудников;

приказы директора по кадровым вопросам;

трудовые договоры сотрудников, положение об оплате труда.

Движение кадров организуется строго в соответствии с кадровой политикой лично директором на малых предприятиях или его заместителем по персоналу на крупных и средних предприятиях. Проводится в жизнь сотрудниками отдела кадров. Если движение кадров идет спонтанно - по результатам увольнения сотрудников, от случая к случаю, для выполнения желания директора, то эффект планомерной расстановки кадров невелик. Только равномерное и целенаправленное движение кадров дает реальный социальный эффект.

Страница
11

2. Идентификация с поведением, ограниченным существующими в организации нормами и правилами. В своей повседневной деятельнос­ти каждый член организации ориентируется на установления и пра­вила, выработанные руководством организации. Адаптируясь к вы­полнению ролевых требований, он постоянно ищет свое место в сис­теме социальных организационных отношений, пытаясь не просто пассивно воспринимать существующий социальный порядок, но дей­ствовать в его пределах для достижения собственных целей. Если член организации считает (на основе собственного опыта или сведе­ний от референтных личностей) организационные нормы и правила привлекательными, заманчивыми, он начинает полагать, что данные нормы и правила значимы для него, а их выполнение нужно и важно для организации. Постепенно член организации привыкает чувство­вать себя комфортно, если в его окружении используются знакомые организационные нормы, ценности, установления и правила, и начи­нает отделять их от «других» норм, ценностей и правил, идентифицируя «свои» нормы и ценности, к которым нужно прислушиваться.

3. Интернализация культурных норм и ценностей организации - заключительный этап социализации члена организации к нормам, цен­ностям и правилам организационной корпоративной культуры. Этот этап характеризуется прежде всего тем, что член организации испыты­вает доверие к существующим нормам и правилам, установленным руководством организации, согласует свое поведение с поведением других членов организации (коллег, руководителей, подчиненных). В результате социальные нормы и правила организации становятся частью личностной структуры каждого конкретного члена организа­ции и нормативное поведение начинает осуществляться бессознатель­но, автоматически, интернализованные нормы выполняются уверенно и определенно. Итогом этого процесса является внутренний личностный контроль за правильным поведением в пределах норм и правил организации.

Профессиональная социализация.

В науке существуют разные подходы к раскрытию сущности профессиональной социализации. Их обобщение приводит к выводу, что она является составной частью социализации личности, заключающейся в приобщении ее к избранной или просто привлекшей внимание профессии путем чтения учебной, художественной и другой литературы, восприятия информации СМИ, рассказов родственников, знакомых, наблюдения действий профессионалов и их результатов, профессионального обучения, включения в соответствующие действия и т. д. Она осуществляется и спонтанно во взаимодействии людей, в передаче навыков и опыта культуры, и в процессе целенаправленно организованной деятельности.

Психологическими механизмами профессиональной социализации являются: профессиональная имитация, подражание, проекция, профессиональная идентификация, упражнение в теоретическом профессиональном мышлении и поступках, отражающих профессионализм. Эти действия вызывают интериоризацию социальных норм, ценностей и других компонентов социально-профессиональной среды, перевод элементов внешней среды во внутреннее Я.

Профессиональная социализация выполняет следующие функции: расширение и углубление делового общения, способствование адаптации личности в коллективе, развитие профессионального самосознания, активизацию деятельности по расширению профессиональных связей с внешним миром, обогащение социально-профессиональной установки личностного Я в качестве этапа становления своей социальной принадлежности.

Профессиональная социализация представляет особый интерес как одна из составляющих вторичной социализации личности. Через профессиональное образование и трудовую деятельность происходит передача накопленного опыта, вхождение человека в мир профессиональной деятельности, осуществляется воспроизводство трудовых отношений, обновляется социально-профессиональная структура общества.

Источники стресса.

Существует ряд причин, вызывающих стрессы личности в организациях. К ним относятся организационные, внеорганизационные, личностные факторы.

Организационные факторы, вызывающие стресс, определяются позицией индивида в организации.

Трудовая деятельность индивида – ограничения, вызываемые режимом, сменностью работы в организации, внедряемые организационные изменения, новые технологии, которые индивиду приходится постоянно осваивать.

Взаимоотношения в организации – построение и поддержание хороших отношений с начальником, коллегами, подчиненными. Эта причина является одной из наиболее стрессовых для работников.

Недостаточно ясное понимание работником своих роли и места в производственном процессе, коллективе. Такая ситуация бывает вызвана отсутствием четко установленных прав и обязанностей специалиста, неясностью задания, отсутствием перспектив роста.

Недостаточная нагрузка сотрудника, при которой работнику не представляется возможности продемонстрировать свою квалификацию в полной мере.

Необходимость одновременного выполнения разнородных заданий, не связанных между собой и одинаково срочных. Данная причина характерна для руководителей среднего звена в организации при отсутствии разграничения функций между подразделениями и уровнями управления.

Неучастие работников в управлении организацией, принятии решений по дальнейшему развитию ее деятельности, особенно в период резкого изменения направлений работы. Такое положение характерно для крупных отечественных предприятий, где не налажена система управления персоналом и рядовые сотрудники оторваны от процесса выработки решений.

Карьерное продвижение – достижение индивидом карьерного потолка или же чрезмерно быстрое карьерное продвижение.

Физические условия труда – слишком высокая или низкая температура в рабочем помещении, сильные запахи, недостаточная освещенность, повышенный уровень шума.

Внеорганизационные факторы вызывают стрессы в результате действия следующих обстоятельств:

Отсутствия работы или длительного ее поиска;

Конкуренции на рынке труда;

Кризисного состояния экономики страны и, в частности, региона.

Личностные факторы, вызывающие стрессовые состояния, формируются под воздействием состояния здоровья, семейных проблем, эмоциональной неустойчивости, заниженной или завышенной самооценки.

Модель стресса.

Стресс – динамическое явление; процесс, коий можно разбить на 3 стадии: 1) возрастание напряжения или мобилизация; 2) адаптация; 3) истощение, спад внутренней активности до фонового уровня, а иногда и ниже, или дезорганизация.

Стадия мобилизации (тревоги) характеризуется ростом интенсивности реакций, повышением четкости познавательных процессов, ускорением их, готовностью быстро вспомнить необходимую информацию. На этой стадии организм функционирует с большим напряжением, однако он справляется с нагрузкой с помощью поверхностной или функциональной мобилизации, без глубинных структурных перестроек. Например, подготовка срочной работы к заданному сроку, подготовка студентов ксессии.

Стадия адаптации проявляется за стадией мобилизации при условии, что стресс продолжается длительный период времени. Оптимальный уровень – переносимый стресс воспринимается как позитивное явление, как вызов со стороны ситуации, но при этом контроль за ситуацией остается за индивидом. Данное положение позволяет добиваться высокого уровня производительности. На этой стадии отмечается сбалансированность расходования адаптационных резервов организма. Все параметры, выведенные из равновесия на первой стадии, закрепляются на новом уровне. Но если данная стадия стресса затягивается, то наступает переход к третьей стадии.

  • Организационное развитие. Модель проведения изменений в организации. Программы организационных изменений.
  • Использование теорий мотивации для повышения эффективности работы организации.
  • Общая характеристика мотивационного процесса. Многоаспектность мотивации.
  • Процесс возникновения и развития конфликта и его природа.
  • Стратегия управления межкультурными различиями. Преимущества культурной диверсификации.
  • Формирование глобальной корпоративной культуры. Культурная сегрегация. Создание «регионального буфера».
  • Учёт национального аспекта в организационной культуре. Исследования Г.Хофстеда и О.Стивенса. Модель Г.Лэйна и Дж.Дистефано. Модель У.Оучи организации типа Z.
  • Учёт национального фактора в международном бизнесе. Классификация отношений между материнской и дочерними компаниями.
  • Особенности формирования организационной культуры компании в условиях глобализации.
  • Традиции организации и их значение для формирования организационной культуры.
  • Определение стилей лидерства на основе «решётки лидерства».

Значимость профессионального призвания как социального явления неоднократно отмечал в своих научных публикациях белорусский социолог С.А. Шавель. Он характеризует профессиональное призвание как «загадочное и сверхценное явление», позволяющее раскрыть феномен профессий. Шавель обращается к феномену призвания в связи с проблемой социального порядка, поиска «естественных», то есть существующих в самом обществе, возможностей регулирования социальных отношений в рамках целостности. Так, Маслоу в течение всей своей жизни проводил исследование самоактуализирующихся людей и пришел к выводу о том, что они имеют наиболее высокий уровень психического здоровья. В ходе исследования Маслоу оказалось, что самоактуализирующиеся люди умели замечать скрытые от других тенденции и закономерности, и их прогнозы относительно будущего, основанные на имевшихся в их распоряжении фактах, чаще сбывались. При этом, способность верно судить об окружающей действительности распространяется на все изученные сферы жизни: в искусстве и музыке, интеллектуальной сфере, научных вопросах, политике и общественных делах. Иными словами, их восприятие реальности является адекватным. Было также обнаружено, что «самоактуализирующиеся люди гораздо быстрее и легче других выделяют новое, специфическое и конкретное из общего, абстрактного и схематичного». Они в целом не боятся неизвестности, с готовностью принимают непознанное, не чувствуя при этом никакого дискомфорта. Самоактуализирующиеся люди, как правило, занимаются интеллектуальной деятельностью, и им свойственна «интеллектуальная мощь».

Немецкий мыслитель М. Вебер обращается к категории призвания в своих работах «Протестантская этика и дух капитализма», «Наука как призвание и профессия», «Политика как призвание и профессия». Его размышления о призвании связаны с поиском духовных оснований человеческой деятельности, а также культурных форм, в которых идеи могут оказывать воздействие на ход исторического разви­тия общества. По мнению Вебера, ученый-профессионал, а также преподаватель, должен обладать не только серьезными профессиональными знаниями, но и страстью, вдохновением, быть преданным своему делу, иметь желание принести пользу своими знаниями, быть способным воспринимать критику, и, что без этих качеств невозможно представить достижение высоких научных результатов.

Профессиональная социализация является процессом вторичной социализации личности. Она перестраивает субъективную реальность личности и связана, на наш взгляд:

С овладением специализированными трудовыми знаниями и навыками;

Профессиональным языком общения;

Приобщением к соответствующей субкультуре.

В целом профессиональная социализация представляет двуединый процесс: с

одной стороны, она фиксирует освоение личностью определенных норм, ценностей, профессиональных навыков, ролевых ожиданий, с другой - показывает, как личность осваивает и закрепляет эти представления и умения в своей дальнейшей деятельности.

Образование традиционно выделяется как один из факторов и институтов профессиональной социализации. Смыслообразующим фактором образования является его цель - развитие человека как личности в процессе его обучения. Образование как процесс осуществляется в течение всей сознательной жизни человека, изменяясь по целям, содержанию и технологии обучения.

В готовности к профессиональной деятельности следует выделять три ее основных вида: физическую, психологическую и специальную. Физическая готовность не рассматривается в данном исследовании, поскольку в психолого-педагогической деятельности не предъявляется специальных, за исключением общепринятых, требований к физическому состоянию субъекта. Психологическая готовность отражает субъектный уровень готовности к профессии, который составляют социально-психологические и индивидуально-личностные характеристики специалиста, требующиеся в конкретной деятельности.

Наибо­лее общую позицию в рассмотрении профессиональной деятельно­сти представляет Э. Ф. Зеер. Он считает, что про­фессиональная деятельность – это социально-значимая деятель­ность, выполнение которой требует специальных знаний, умений и навыков, а также профессионально обусловленных качеств лично­сти. В зависимости от содержания труда (предмета, цели, средств, способов и условий) различают виды профессиональной деятельности. Соотнесение этих видов с требованиями, предъяв­ляемыми к человеку, образует профессию.

После завершения периода адаптации молодому специалисту требуется некоторое реальное подтверждение его профессиональных достижений в виде прибавки в зарплате, повышения статуса или предложения интересных перспектив. Если этого не происходит после 4-5 лет работы, появляются эмоциональный дискомфорт, неосознанная неудовлетворенность трудом, дальнейшее сохранение ситуации становится залогом более тяжелого протекания следующего нормативного психологического кризиса - кризиса 30-летия, одного из самых острых кризисов нормативного развития. С профессиональной стороны основным его содержанием становится потребность в подведении промежуточных итогов, чувство некоторого застоя и потребность в некоторых ощутимых переменах.

Возможны 5 основных путей разрешения этого кризиса:

1. - прекращение профессионального роста;

2. - стабилизация на достигнутом уровне;

3. - ограничение профессиональных притязаний; упрочение одной из сторон профессиональной деятельности;

4. - поиск новых путей развития, выводящих на более высокий профессиональный уровень;

5. - деструктивное разрешение-конфликт, смена работы, попытка начать все сначала.

Биографические данные в социологии - это основной источник детальных и мотивированных описаний "истории" отдельной личности. И значимые социальные связи, и мотивы действий получают здесь убедительное освещение "с точки зрения деятеля". Чаще всего источником биографических данных становятся личные документы (мемуары, записки, дневники и т. п.) либо материалы интервью и бесед. Лишь в очень редких случаях исследователь имеет дело с жизнеописанием, включающим в себя все события "от первого крика до последнего вздоха". Обычно основное внимание уделяется конкретным аспектам или стадиям жизни - карьере, межличностным отношениям и т. п. Н. Дензин дал одно из самых популярных определений биографического метода (метода "историй жизни", "жизнеописаний"): "...биографический метод представляет переживания и определения одного лица, одной группы или одной организации в той форме, в которой это лицо, группа или организация интерпретируют эти переживания. К материалам жизненной истории относятся любые записи или документы, включая "истории случая" социальных организаций, которые проливают свет на субъективное поведение индивидов и групп. Такие материалы могут варьировать от писем до автобиографий, от газетных сообщений до протоколов судебных заседаний". Предметом биографического метода является жизненный путь человека, в процессе которого формируется личность, происходит сложный процесс становления индивида, его приобщение к общественным нормам, формирование готовности к выполнению различных ролевых функций, выработка индивидуальных ценностей, мировоззрения, характера и способностей человека. Многомерность биографии человека, включающая в себя совокупность деятельностей и отношений, ролей и функций, определяет комплексность метода. Для того чтобы охватить все это многообразие и получить достоверную информацию, требуется система конкретных методов.

Основными источниками биографических данных являются:

официальные биографические документы (характеристики, автобиографии и др.);

практические результаты деятельности (активность в общественной работе, успешность в выполнении различных нормативов и заданий и т.п.);

автобиографические данные (автобиография, биографическая анкета, беседа).

Сбор биографического материала начинается с изучения официальных документов личного дела. Основную цель анализа документации можно определить как получение информации о биографических данных, состоянии здоровья, моральных и индивидуально-психологических качествах, военно-профессиональной направленности и уровня подготовленности.

Проблеме профессиональной социализации впервые уделяется внимание социологами на рубеже XIX–XX вв. в научном поле общей теории социализации, а в последующем активно исследуется в 1920–1930-е гг. в рамках структурно-функциональной теории. Значительный вклад в развитие теории профессиональной социализации внесли Т. Парсонс, Н. Смелзер, П. Сорокин.

Из современных исследователей профессиональной социализации следует отметить С. И. Иконникову, В. Т. Лисовского, В. А. Нечаева, Н. А. Перинскую, Ф. Р. Филиппова.

Профессиональную социализацию можно рассматривать в двух значениях. В широком смысле слова она представляет собой процесс развития адаптационно-интегративных характеристик личности (составляющая социализационного процесса). При этом он формирует потенциал успешного включения индивида в процесс трудовой деятельности и поддержания высокого уровня профессиональной мобильности в течение всей жизни. В узком смысле слова профессиональная социализация может рассматриваться в рамках определенной социально-профессиональной группы и иметь определенную профессиональную направленность.

Профессиональная социализация – процесс интериоризации личностью базовой системы ценностей и нормативов поведения профессионального сообщества, составляющих основу социального поведения в профессиональной сфере. Данное определение отражает социальную сущность протекающего процесса – глубокое усвоение социальных принципов функционирования профессионального сообщества, которые становятся, таким образом, структурными элементами личности специалиста.

Эти принципы реализуются в поведенческих актах члена профессиональной группы как во время выполнения своих непосредственных трудовых обязанностей, так и в неформальных взаимодействиях (структура речи, манера одеваться, образ жизни в целом). Представляется важным, что предлагаемое определение не ограничивает процесс профессиональной социализации конкретным временным интервалом или жизненным этапом личности.

Профессиональная социализация осуществляется как целенаправленно в процессе обучения, так и спонтанно во взаимодействии людей, принадлежащих к одному профессиональному сообществу, в формальной и неформальной обстановке. Такое общение является необходимым элементом основного процесса социализации личности, влияние которого не прекращается с окончанием трудовой деятельности, но накладывает отпечаток на всю сознательную жизнь человека.

Включение процесса профессиональной социализации в сферу научных интересов социологов явилось ответом на потребность общества в восстановлении и развитии профессиональных сообществ как носителей и трансляторов специфической профессиональной субкультуры. Профессиональные сообщества объединяют людей, работающих в одной и той же области, имеющих общие цели, единую систему ценностей и социальных нормативов, в команду единомышленников. На их основе формируются научные школы, исследовательские группы, инновационные команды. Поэтому управление профессиональной социализацией как процессом становления специалиста и полноценного включения его в профессиональную среду является важнейшей задачей системы высшего образования.

Образование – особый социальный институт, соединяющий в себе как чисто административные, так и творческие функции. Вуз – часть этого института, включающая в себя элементы административного управления и творческого содружества, объединяющего ученых, педагогов и студентов с целью получения нового знания и формирования нового поколения ученых и педагогов. Достижение этой цели возможно при условии, что образовательное учреждение является центром культуры, источником гуманистических знаний и нравственного воспитания. Сегодня существует необходимость организации глубокого и всестороннего взаимодействия культуры и образования, иными словами – "переориентации образования с модели научной на культурную".

Организационно-культурная миссия образовательного учреждения предполагает создание условий для свободного и творческого развития личности каждого студента в процессе обучения, пробуждение потребности в освоении культурных ценностей профессиональной среды и их глубокой интериоризации. Реализацию данной миссии осуществляют организационно-культурные механизмы профессиональной социализации, основным из которых является социокультурная среда вуза.

Социокультурная среда вуза формирует специфическое пространство, в котором проходит процесс профессиональной социализации студента, формируется личность будущего специалиста, осуществляется взаимодействие комплекса агентов, осуществляющих управление данным процессом, – профессорско-преподавательского состава, администрации, воспитательных, научных и других структур.

Социокультурная среда вуза охватывает разнообразные канаты и формы обучения, формальную и неформальную иерархию агентов образовательного процесса, воспроизводит и трансформирует явные и латентные ценности вуза, контролирует на формальном и неформальном уровнях соблюдение нормативов коллективного поведения и выполняет целый комплекс других важных функций. Без глубокого понимания принципов функционирования этого механизма трудно осознать роль образования в социокультурном воспроизводстве, развитии экономики, политики и в других сферах.

Процессуальная модель профессиональной социализации студентов в образовательной среде вуза представлена в табл. 8.1.

Таблица 8.1

Процессуальная модель профессиональной социализации студентов в образовательной среде вуза

Целеполагающий компонент

Цель – профессиональная социализация будущих специалистов в образовательном пространстве вуза посредством первичной интеграции в профессиональную среду и включение в профессиональное сообщество.

Задачи:

– управление процессом профессиональной социализации студента

с использованием организационно-культурных механизмов как регуляторов социального поведения;

  • – формирование у студентов системы профессиональных нормативов поведения на основе системы интериоризированных социально-профессиональных ценностей;
  • – развитие личностного и профессионального потенциала будущего специалиста как активного субъекта образовательного процесса

Гуманитарные и социально-экономические дисциплины

Профессиональные и специальные дисциплины

Учебно-производственная практика

Специализированные электронные курсы

Дополнительные учебные программы

Процессуальный компонент

Уровень университета:

  • – анализ государственных образовательных стандартов дисциплин;
  • – разработка концепции воспитательной работы со студентами;
  • – развитие системы студенческого самоуправления;
  • – повышение квалификации профессорско-преподавательского состава

Уровень институтов (факультетов):

  • – организация различных видов практик;
  • – поддержка студенческих инициативных проектов;
  • – организация воспитательной работы со студентами

Уровень кафедр:

  • – включение студентов в научно-исследовательские работы кафедр;
  • – внедрение инновационных методов обучения

Контрольно-оценочный компонент

Критерии:

деятельностный; креативный; мотивационный; адаптивный

Уровни: низкий; средний; высокий

Механизмы контроля: социологическая диагностика; психологическое тестирование; административный контроль

Результативный компонент

Профессионально-социализированный специалист со сформированной субъектной жизненной позицией

Процесс профессиональной социализации является двунаправленным. С одной стороны, это субъекты обучающего воздействия (преподавательский коллектив, социокультурная среда вуза, организация учебного процесса и сокурсники), которые в процессе обучения воздействуют на студента, тем самым помогая входить в профессию. Сам студент (объект обучающего воздействия) усваивает и интегрирует предоставляемые знания и практические навыки. С другой стороны, становление профессионала происходит в творческом воспроизведении усвоенных норм и ценностей, культуры и знаний, опыта и навыков в практике. Данный процесс можно определить как обратное социализирующее влияние объекта социализации (студента) на обучающую среду. Эти две составляющих одного процесса невозможно разделить без ущерба для формирования полноценного профессионала.

Только одновременное усвоение системы профессиональных знаний в процессе обучения (выполнение функций объекта обучающего воздействия) и субъекта творческого осознания содержания этих знаний (выполнение функций обучающегося субъекта) позволяет студенту в полной мере включаться в освоение профессионального пространства и активно искать в нем свое место. Структура профессиональной социализации как совокупность компонентов данного процесса и комплексного результата в виде сформированных элементов профессиональной культуры специалиста представлена на рис. 8.1.

Спецификой современного рынка труда высококвалифицированных кадров является отказ от специалистов узкого профиля. Для успешной профессиональной карьеры выпускник вуза должен обладать такими качествами и навыками, которые позволяют применять профессиональные знания в широком диапазоне и могут быть востребованы не только в области базовой подготовки.

Рис. 8.1.

"Результат профессиональной социализации индивидуален для каждого студента и всегда зависит от того, какие общие и специальные способности им нажиты и какие мотивация, жизненная установка и интересы инициируют его деятельность", насколько активно он принимает нормы профессии, се требования и готов реально участвовать в профессиональной работе в соответствии с се нормативно-ценностной системой.

Профессиональная социализация студентов не ограничивается стенами вуза, испытывает влияние факторов внешней среды в той же мере, в которой ее испытывает система высшего образования в целом.

Основными тенденциями развития современной системы высшего образования являются:

  • – постоянное изменение и обновление системы образования с целью адаптации к изменяющимся условиям (трансформация);
  • – формирование единого рынка образовательных услуг (глобализация);
  • – распространение единых, унифицированных образовательных критериев, программ подготовки специалистов (стандартизация);
  • – радикальное изменение формы трансляции знания (компьютеризация);
  • – переход к дистанционным формам интеракции участников образовательного процесса (виртуализация).

Соответственно, серьезные изменения претерпевают структура и функции механизмов управления профессиональной социализацией студентов, действующих в образовательной среде вуза.

В состоянии современной системы высшего образования в России выделяются три уровня проблем. Первый уровень проблем связан с выходом на новую парадигму образования в условиях глобализации мирового образовательного пространства; второй – с кризисом традиционной, сформированной в советский период, системы образования в целом и ее главным элементом – системы управления подготовкой высококвалифицированных специалистов; третий – с неготовностью российской высшей школы в полной мере осуществлять свою организационно-культурную миссию – создание условий для свободного и творческого развития личности каждого студента в процессе обучения, пробуждение потребности в освоении культурных ценностей профессиональной среды и их глубокая интериоризация.

Реализацию данной миссии осуществляют организационнокультурные механизмы управления профессиональной социализацией студентов, действующие на всех этапах обучения в вузе.

В наиболее явном виде кризис российской системы высшего образования проявляется в том, что стабильная профессиональная деятельность как "дело всей жизни" перестала быть привлекательной для современного студенчества. Социологические исследования отражают равнодушное или негативное отношение студентов к профессиональной карьере. Преобладающая часть молодых специалистов с высшим образованием не работает по полученной специальности. По данным Российского исследовательского центра

"Ромир", лишь 8% выпускников российских вузов предполагают трудоустроиться в соответствии со специальностью, указанной в дипломе. Так, "ежегодно в сельское хозяйство – важнейшее стратегическое направление жизнедеятельности российского общества – идут работать не более 30% выпускников сельскохозяйственных вузов, которые обучались по бюджетной форме, из них 14%, не проработав и года, уходят из этой сферы, как правило, на менее квалифицированную, но более оплачиваемую работу". Такая же ситуация наблюдается и в других жизненно важных для существования общества производственных сферах.

Социологические исследования профессиональных планов студентов российских вузов, проведенные ведущими центрами, показывают преобладание у студентов установок на вертикальную карьерную стратегию – постоянное повышение должностного статуса. Профессиональная деятельность считается успешной, если формальный статус специалиста периодически повышается. Именно карьера руководителя, а не профессионала привлекает современную российскую молодежь.

Приведенные данные подтверждают вывод о том, что результаты профессиональной социализации в современных российских вузах далеки от желаемых. Управление процессом профессиональной социализации невозможно без полного и достоверного знания его современного состояния, тенденций изменения, влияющих факторов и других характеристик.

Социализирующая роль вуза не ограничивается передачей студенту определенного комплекса знаний и контролем их усвоения, но предполагает конкретную ориентацию на будущий профессиональный статус и начальную адаптацию к профессиональной среде. В процессе усвоения комплекса необходимых знаний и навыков познавательная деятельность студента постепенно сменяется профессиональной, с соответствующей сменой потребностей, интересов, постановкой целей и средств, используемых для их достижения. Соответственно, в процессе обучения постоянно возрастает объем компетенций, необходимых молодому специалисту для полноценного включения в профессиональную среду.

Компетентностный подход, который вошел в систему образования в связи со сменой российской образовательной парадигмы, предполагает развитие у студентов профессиональных компетенций как способности постоянно расширять объем знаний и управлять ими для достижения профессиональных целей, т.е. осмысленно работать с комплексом знаний. В современном динамичном социуме востребованы успешные, конкурентоспособные специалисты, освоившие разные виды деятельности и демонстрирующие свои способности в любых жизненных ситуациях. Знания и умения – не цель, а средство для развития личности специалиста, который должен уметь их создавать, применять как в процессе профессиональной деятельности, так и для ее развития. Реформирование общества обусловило трансформацию социализационных практик и траекторий, изменение эталонов социализированности человека и его идентификационных ориентиров. "Советская и современная российская модели социализации ориентированы на разные типы личности, на развитие разнонаправленных социальных качеств (приоритет общественного или частного интереса, коллективизм или индивидуализм, патернализм или расчет на собственные силы, контроль над личностью или расширение ее свободы)". Переориентация оценки результатов образования с понятий "образованность", "воспитанность", "общая культура" на понятия "компетентность" и "компетенция" – основа компетентностного подхода. Именно компетентностный подход как одно из оснований обновления образования призван обеспечить "достижение нового современного качества дошкольного, общего и профессионального образования".

По Д. А. Иванову, "компетентностный подход – попытка привести в соответствие массовую школу и потребности рынка труда", "причем в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных ситуациях". Компетентный специалист принимает решения и реализует их соответственно социализационной норме, которая определяется как "результат успешной социализации, позволяющий индивидам и обществу воспроизводить социальные связи, общественные отношения и культурные ценности и обеспечивать их дальнейшее развитие". Профессиональная социализация признается успешной, когда личность осваивает одобряемые в данном профессиональном сообществе социальные ценности, роли, нормы и образцы поведения.

Уровень реализации знаний, навыков, умений, приобретенных в процессе обучения, в трудовой деятельности зависит от степени профессиональной компетентности специалиста.

Компетентность – результат образования, выражающийся в овладении студентами определенным набором знаний, умений, навыков, а также способов и приемов реализации в развитии и саморазвитии личности по отношению к предмету воздействия. Набор освоенных способов деятельности, ориентированных на практику, является предметом запроса работодателей, который актуален некоторое время, затем корректируется в связи с изменениями в социально-экономической ситуации.

Профессиональная компетентность – интегративное качество личности специалиста, включающее систему знаний, умений, навыков, обобщенных способов решения типовых задач, зависящее от различных свойств этой личности. "Основным источником формирования профессиональной компетентности является обучение и субъективный опыт личности на основе постоянного стремления к совершенствованию и приобретению новых знаний и умений, обогащению деятельности, готовности к постоянному повышению своей квалификации".

Отличие компетентностного подхода в области профессиональной социализации студентов от традиционного состоит в формировании умения работать с информацией, поступающей из различных источников и содержащей противоречивые, а иногда и взаимоисключающие сведения. В условиях избыточности содержания современной информационной среды и необходимости переработки постоянно возрастающего объема сведений, направленных на потребителя информации, делают все более значимой роль селективной компетенции, обладая которой, студент может самостоятельно определять предметную направленность своих интересов в профессиональном контексте.

Результатом данного процесса является формирование личности профессионала как системы не только профессиональных, но и социально значимых качеств, реализуемых в деятельности специалиста с высшим образованием и полноценном включении в деловое общение.

Современный специалист – не тот, кто обладает багажом специальных знаний, а тот, кто умеет эти знания применить, но что более важно, он должен уметь принимать ответственные решения, проявлять инициативу, иметь навыки управления информацией и быть толерантным к культурным различиям. В рамках компетентностного подхода на первое место выходит не информированность обучаемого, а способность самому находить и применять необходимые решения задач, поставленных образовательной программой. А это, в свою очередь, требует умения выявлять, исследовать проблему, определять возможные ее решения и применить их в конкретной ситуации или найти свой собственный метод и прогнозировать результат.

Обучение студента с использованием принципов компетентностного подхода предполагает создание ситуаций включения обучающихся в определенные виды профессиональной деятельности, овладение которыми формирует ценностно-деятельностные ориентации профессиональной среды. Успешность профессиональной социализации выражается в виде готовности расширять круг профессиональных знаний, применять приобретенные знания, навыки и ответственность за результаты своего труда, устойчивого положительного отношения к профессии.

Система высшего образования, сложившаяся в условиях плановой советской экономики, не учитывала изменение социальных условий формирования личности специалиста, уделяя внимание "технической" стороне его подготовки – предоставлению студенту комплекса знаний и навыков, необходимых для выполнения профессиональных функций в стабильных и предсказуемых производственных условиях. Само понятие "рынок труда" имело условный характер, поскольку основой социалистической системы хозяйствования являлись гарантированное трудоустройство и сохранение единства требований к специалистам одного профиля подготовки во всех организациях и предприятиях. Сохранение принципов классического образования, в котором приоритет имеют теоретические знания, не позволяет студенту даже в минимальной степени приобщиться в ходе обучения к реальной производственной среде. В результате выпускники современных высших учебных заведений вынуждены практически заново осваивать нормы и правила поведения в профессиональном сообществе, устанавливать отношения с коллегами и адаптироваться к новым условиям труда. Далеко не все молодые специалисты успешно проходят этот этап. По результатам социологических исследований, 27% специалистов с высшим образованием боятся потерять работу из-за собственных ошибок, 92% испытывали кризис профессиональной самоидентификации, основными причинами которого является противоречие между ограниченностью предлагаемой профессиональной роли и гораздо более широкими потребностями в саморазвитии.

Результаты проведенных социологических исследований констатируют "несоответствие существующего профессионального образования потребностям рынка труда, отсутствие эффективного взаимодействия учебных заведений с работодателями, неразвитость форм и механизмов их участия в вопросах образовательной политики". По мнению многих европейских ученых, компетентностный подход – особый инструмент укрепления социального взаимодействия высшего образования с работодателями по налаживанию их совместной работы, а также адаптации образования к тенденциям и потребностям рынка труда. Организация образовательного процесса с участием всех заинтересованных сторон (преподаватель – студент – работодатель) усложняет структуру информационно-обменных процессов и изменяет их содержание.

Компетентностный подход к профессиональной социализации студентов направлен на устранение доминирования теоретических знаний над практическими навыками, что достигается использованием не только различных форм интерактивного обучения, но и интенсивными контактами со специалистами, имеющими большой практический опыт. Обучение знаниям и обучение умениям и навыкам, таким образом, не разрывается, а существует в единстве и взаимосвязи.

Как базовый принцип организационного управления образовательным процессом компетентностный подход усиливает практическую ориентированность высшего образования, существенно расширяет его содержание личностными составляющими, что делает его гуманистически направленным.

Выпускнику вуза недостаточно овладеть теоретическими знаниями, техническими навыками и приемами, чтобы стать настоящим профессионалом. Необходимо обладать соответствующими социальными качествами, позволяющими включиться в сложную систему коммуникативных взаимодействий как на формальном, так и неформальном уровне, обладать необходимым уровнем профессиональной культуры, принять соответствующую систему ценностных ориентиров.

Успешность профессиональной социализации непосредственно зависит от методической базы подготовки специалистов. Методика обучения представляет собой весь комплекс приемов и технологий обучения, формирование межпредметных взаимодействий, которые обеспечивают описание целостной картины по дисциплине во всех его взаимосвязях с другими элементами. Происходящие последнее время реформы требуют "активного изменения способа преподавания в целях устранения основной проблемы – устаревшего методического блока подготовки профессионала".

Удовлетворенность итогом профессиональной подготовки в системе высшего образования выступает интегральной оценкой всего комплекса факторов, действующих в вузовской среде. Результаты всероссийских исследований мнений выпускников вузов о качестве полученного образования показывают преобладание положительной оценки не только уровня квалификации преподавателей и условий профессиональной подготовки. Респонденты отмечают высокое значение социокультурной среды вузов, личностных качеств преподавателей и неформальных отношений в студенческих группах, сложившейся культуры взаимодействий. На значимость состояния социального компонента образовательного процесса указывают и респонденты, негативно оценивающие период своего пребывания в стенах высшего учебного заведения. Плохую организацию образовательного процесса, взятки, низкую квалификацию преподавателей и подавление свободы слова отмечают 10% участников опроса из Центрального, 9% из Северо-Западного и 4% выпускников вузов Уральского федеральных округов.

Результаты свободных интервью, проведенных в рамках всероссийского исследования качества высшего образования с точки зрения выпускников российских вузов в 2010 г., показывают, что недостатки в социальном управлении профессиональной социализацией в области включения студентов в профессиональную среду в период обучения являются важнейшей причиной негативной оценки выпускниками вузов своей профессиональной подготовки. Респонденты отмечают, что "на практике знания, даваемые вузом, бесполезны. Большую часть учебной программы составляют общеобразовательные предметы, такие как: культурология, философия, теория вероятности. Они, безусловно, развивают человека в целом, но знаний, необходимых для выбранной профессии, никаких не несут. В итоге из вузов выходят люди, которые потратили на обучение 5 лет жизни, по в их головах нет ничего существенного". "Много теоретической части, которую трудно использовать в жизни. Хотелось бы больше практических приемов, отработки ситуаций, возникающих в процессе работы, и т.д.". "Как правило, знания, которые мы получаем в вузе, сильно оторваны от реальности, никто не дает даже намека на положение дел на рынке труда". "В настоящее время, к сожалению, мало внимания уделяется практической части образования, а слабая подготовка в сфере применения полученных знаний на практике ведет к трудностям в трудоустройстве. Также мне кажется, что распределение, которое раньше было после окончания вуза, имело не только практический смысл – обеспечить работой молодых специалистов, но и экономический, ведь изменение профиля работы или отрасли ведет за собой затрату времени на адаптацию и изучение особенностей производства". На важность включения в профессиональную среду указывают не только те, кто не сумел устроиться на работу по специальности. Даже успешные молодые специалисты, положительно оценивающие период своего обучения в вузе и качество полученных знаний, отмечают незаконченность процесса профессиональной социализации: "“Образование дали достойное в плане технических знаний и специальности. Огорчение приносит только рынок труда, где потребность в инженерах катастрофически низка”. “Без опыта работы выпускники никому не нужны”. “Образование я получил хорошее. Только в жизни оно мне не пригодилось – я работаю не по специальности, полученной в вузе”. “Чтобы найти работу, нужно еще дополнительно учиться... А вроде высшее образование получил”".

Современная система российского высшего образования находится в стадии постоянных изменений и поисках новых организационных путей, которые будут отвечать требованиям времени. В решении комплекса связанных с этими задачами проблем важнейшую роль играет социальное управление профессиональной социализацией студентов вузов, целью которого является качественное изменение в развитии всех участников данного процесса. Оно заключается в осознании необходимости творческого начала в решении даже стандартных проблем, полноценного сотрудничества между структурными подразделениями, которые могут и не быть непосредственно связаны производственными функциями, интенсивное взаимодействие студентов и преподавателей, которое постепенно переводит формальные отношения в отношения сотрудничества и взаимопонимания. Молодой специалист как результат приложения интеллектуального потенциала пуза к административным, организационным, материальным и финансовым ресурсам становится профессионалом, востребованным рынком труда. Одновременно с образовательным эффектом подготовка специалиста дает социальный эффект – качественное изменение социальных установок, поведенческой ориентации, отдельных сторон жизнедеятельности личности.

Профессиональная социализация является сложным динамическим процессом формирования системы отношений к профессионально-трудовой среде, развития и самореализации профессиональных намерений и планов. Соответственно, система механизмов социального управления данным процессом также имеет сложную структуру, элементы которой располагают неодинаковым значением на различных этапах образовательного процесса.

Итогом профессиональной социализации студентов в вузе выступает системная готовность к выполнению профессиональных обязанностей как интегральная характеристика личности специалиста, включающая мотивационную сферу (нацеленность на профессиональную трудовую деятельность); сферу целеполагания (система представлений о содержании и результатах трудовой деятельности); сферу профессиональных притязаний (жизненные стратегии и профессиональные планы, встроенные в единую и детально сформированную "картину мира"). Системные знания и умения, будучи осмыслены, составляют методологическую и методическую основу переноса их из учебных ситуаций в реальные жизненные условия.

В. А. КЛИМЕНКО,

доктор социологических наук, профессор,

Белорусский национальный технический университет, г. Минск, Беларусь

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ СТУДЕНТОВ: СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ

Рассматривается теоретическая модель профессиональной социализации студентов с учетом ее структурно-функциональной характеристики. Анализируются основные компоненты представленной модели. Разработанная модель может выступать в качестве основы для последующей разработки системы организационно-управленческих и учебно-методических подходов в обучении и воспитании студентов в высшей школе.

Ключевые слова: профессиональная социализация, студенческая молодежь, рынок труда, структурно-функциональная модель.

Значительная роль в формировании квалифицированных специалистов в высшей школе отводится такому важному социальному процессу, как профессиональная социализация. В широком социальном контексте профессиональная социализация включает, с одной стороны, профессиональное становление и развитие личности, с другой стороны, представляет процесс социального становления индивида, усвоение им социального опыта, ценностей, норм, образцов поведения с последующим воспроизводством их в ходе своей трудовой деятельности. Поэтому для более глубокого анализа необходимо развести понятие «профессиональная социализация» на два составляющих его понятия: «профессиональное становление» и «социализация».

Профессиональное становление может быть представлено как реальный социальный процесс, включающий в себя зарождение и формирование профессиональных намерений, выбор определенной профессионально-трудовой сферы, профессиональное обучение и воспитание, в период которого происходит формирование специальных знаний, умений и навыков, социально значимых и профессионально важных качеств личности и профессиональное самоопределение, активное вхождение индивида в профессионально-трудовую среду и успешное овладение профессией (специальностью) в условиях конкретного трудового процесса и производственных отношений, а также полную или частичную реализацию личности в самостоятельном труде, достижение ею творчества, мастерства, своего «акме» в профессиональной деятельности.

Изучение проблемы социализации индивида в отечественной науке получило два направления: социологическое и социально-психологическое. Соци-

ально-психологическое направление видит в социализации процесс усвоения индивидом в ходе онтогенеза социальных норм, ценностей культуры. Социологическое рассматривает социализацию индивида как приобретение им определенных социальных свойств для гармоничного включения в систему общественных отношений.

Исследование категории социализации с позиций социологических знаний находит отражение в работах Н. Смелзера, Г. Тарда, Г. Зиммеля, Э. Дюркгей-ма, Т. Парсонса и др. Американский социолог Н. Смелзер определяет социализацию как «процесс формирования умений и социальных установок индивидов, соответствующих их социальным ролям» . Г. Тард в целом рассматривает общество как продукт взаимодействия индивидуальных сознаний через передачу людьми друг другу и усвоение ими ценностей, установок, норм и т. д. В основу этого усвоения он положил понятие «подражание», которое, по его мнению, является объяснительным принципом всей социальной жизни . Американский социолог Ф. Гиддингс также считает, что в основе функционирования социального организма лежит исключительно психическое начало. Взаимная деятельность, по его мнению, происходит через механизм внушения и подражания, посредством которых формируются общие ценности. Под влиянием общества у индивида вырабатываются групповые установки, осознание идентичности . Американский ученый Т. Парсонс представлял общество как рационально организованную и функционирующую по определенным правилам систему, главной функцией которой является ее возобновление путем биологического воспроизводства и социализации новых поколений. При этом общество должно выработать механизм социализации с тем, чтобы личность развила в процессе жизненного цикла адекватную мотивацию для участия в социально значимых и контролируемых образцах действия . В основе процесса взаимодействия индивида и общества в концепции французского социолога Э. Дюркгейма лежит понимание двойственной природы человека. С одной стороны, он состоит из комплекса психических состояний, которые определяют его индивидуальность, с другой - он носитель идей, чувств, привычек группы, представителем которой он является. Исходя из этого, социализация подрастающего поколения в обществе должна носить целенаправленный характер . Г. Зиммель также исходит из того, что в процессе взаимодействия индивиды объединяются в общество. В ходе такого процесса происходит познание индивидом общества и приобретение им сознания обобществления .

Белорусский философ и социолог академик Е. М. Бабосов полагает, что социализация представляет собой двухсторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта, идеалов, ценностей и норм культуры путем вхождения в социальную среду, в систему социальных взаимодействий с другими людьми, а с другой - процесс активного воспроизводства социального опыта, ценностей, норм, стандартов поведения

за счет его активной социальной деятельности, личностной переработки и видоизменения социального опыта . В соответствии с такой трактовкой человек не просто усваивает социальный опыт, но и осознанно трансформирует его в собственные ценности, убеждения, установки, ориентации и т. п.

Теоретический анализ различных подходов к трактовке феномена социализации позволяет выделить в нем следующие четыре стороны: социализация как процесс инкультурации, т. е. трансляции культурно задаваемых ценностей, морально-этических норм и поведения; социализация как усвоение, интернализация социального опыта; социализация как адаптация (возможные результаты социализации); социализация как процесс конструирования, воспроизводства человеком усвоенного социального опыта. Социализация осуществляется в постоянном взаимодействии человека с обществом. Это непрерывный процесс становления и развития личности человека через освоение им материальной и духовной культуры, общественных и личностных отношений, характерных для конкретных условий его жизни и деятельности. Именно посредством целенаправленного воздействия общества на личность происходит овладение ею социальными нормами, правилами, функциями, ценностями, общественным опытом в целом. В то же время на человека значительное влияние оказывает та реальная действительность, в которой постоянно он находится и воспитывается. Эта реальная действительность представляет собой конкретную социальную среду. Поэтому социализация личности осуществляется через такое взаимодействие ее со средой, в ходе которого человек не только овладевает социальным опытом, но и наращивает его. В результате такого тесного взаимодействия и происходит процесс вхождения человека в социум и его приспособление (адаптация) к культурным, политическим, экономическим и другим условиям общественной жизни.

Поэтому к основным факторам, детерминирующим характер социализации, можно отнести: 1) целенаправленное воздействие общества на личность, т. е. воспитание в широком смысле слова; 2) социальную среду, в которой человек постоянно находится, воспитывается и формируется; 3) активность самой личности, ее самостоятельность в отборе и усвоении знаний и их осмысление; 4) умение сопоставлять различные точки зрения, критически их оценивать; 5) активное участие в практической, преобразовательной деятельности .

Одним из важных измерений социализации выступает профессиональная социализация. В научной литературе существуют разные подходы к раскрытию сущности профессиональной социализации, даются различные толкования этого понятия, начиная от достаточно свободного и заканчивая более строгим научным обоснованием данного феномена. Так, российский исследователь А. Г. Красноперова считает, что профессиональная социализация личности тесно связана с подготовкой человека к профессионально-трудовой деятельности и заключается «в приобщении ее к избранной или просто при-

влекшей внимание профессии путем учебной, художественной и другой литературы, восприятия информации СМИ, рассказов родственников, знакомых, наблюдения действий профессионалов и их результатов, профессионального обучения, включения в соответствующие действия и т. д.» . Данное определение, по нашему мнению, в большей степени характеризует процесс профессиональной социализации школьников. Более содержательное толкование данного социального явления, на наш взгляд, дается в работе Н. А. Перинской , которая предлагает понимать под профессиональной социализацией, с одной стороны, процесс вхождения индивида в профессиональную среду, усвоение профессионального опыта, овладение стандартами и ценностями профессионального сообщества, с другой - процесс активной реализации накапливаемого профессионального опыта, в котором различные типы адекватного поведения проявляются не как подчинение внешним требованиям, а как выбор оптимального поведенческого решения, предполагающего непрерывное профессиональное саморазвитие. Такого же взгляда на данный социальный феномен придерживаются С. И. Кучмиева , Е. С. Студеникина , И. В. Воробьева и др. Кроме того, как подчеркивает М. В. Мигачева, профессиональная социализация представляет собой процесс развития адаптационно-интегративных характеристик личности, создающий потенциал горизонтальной и вертикальной мобильности в сфере трудовых отношений на всем жизненном пути индивида . Согласно О. В. Селиверстовой, профессиональная социализация есть целостная синергетическая система .

В целом можно выделить следующие важные аспекты профессиональной социализации. Во-первых, профессиональная социализация является составной частью социализации личности. Во-вторых, профессиональная социализация выступает неотъемлемым этапом профессионального становления и развития индивида. В-третьих, профессиональная социализация тесно связана с профессиональным обучением и воспитанием личности. В-четвертых, профессиональная социализация личности не может эффективно осуществляться без включения самой личности в различные виды профессиональной и социальной деятельности.

Рассматривая такую составную часть социализации, как профессиональная социализация, анализируя и обобщая различные подходы к пониманию сущности, содержания, факторов, механизмов ее протекания, мы приходим к обоснованному выводу о необходимости целостного, всестороннего рассмотрения такого сложного многопланового явления, каким является профессиональная социализация молодежи, студентов. Это представляется актуальным потому, что данная социально-демографическая группа является потенциальным резервом общества, это производительная сила в будущем различных отраслей экономики, сферы культуры и науки страны. Обобщая различные подходы, профессиональную социализацию студенческой молодежи следует рассматривать как многофакторный и многоуровневый процесс усвоения индивидом специальных знаний, социальных и профессиональных навыков, про-

фессиональных норм, ценностей, профессиональной культуры с целью развития адаптационно-интегративных характеристик, которые создают необходимый потенциал для эффективного включения в профессионально-трудовую среду, успешного выполнения социальных ролей и профессиональных функций, высокой социальной и профессиональной мобильности на всем жизненном пути индивида.

Студенческая молодежь, исходя из особенностей своего психического и личностного развития, относится к такой возрастной группе, как юношество, которое начинается с 16-17 лет и заканчивается в 27-28 лет. При этом период 16-21 год является ранней юностью, с 21 года начинается и к 27-28 годам завершается поздняя юность. Этот жизненный этап индивида характерен тем, что у него наряду с другими потребностями появляются потребности в самореализации, но в будущем. Ведущим видом деятельности в психическом развитии выступает учебно-профессиональная деятельность. Как известно, «ведущий вид деятельности в психическом развитии - это такой вид, который наиболее полно удовлетворяет возрастные потребности, проявляет и развивает психические новообразования возраста, формирует сензитивную сферу психики, и внутри которого зарождается новый вид деятельности, ведущий для следующего возрастного периода (А. Н. Леонтьев). В социальном плане появляются профессиональные интересы, развивается «Я-образ», в котором закладывается элементарное «Я-профессиональное».

К началу поздней юности (к 21 году) потребность в самореализации выходит на первый план. Юноши и девушки хотят самореализоваться в жизни, достичь успехов в профессиональной жизни, создать семью, беспокоятся о материальном достатке и т. д. В этот период их переживания связаны с будущими успехами в жизни. При этом на данном возрастном этапе ведущим видом деятельности в психическом и личностном развитии выступает профессиональная творческая деятельность. Таким образом, рассматривая студенчество как «особую социальную категорию, специфическую общность людей, организованно объединенных институтом высшего образования», можно выделить следующие основные характеристики студенческого возраста, отличающие его от других групп населения: высокий образовательный уровень, высокая познавательная мотивация, наивысшая социальная активность, гармоничное сочетание интеллектуальной и социальной зрелости и др. В плане общепсихического развития студенчество является периодом интенсивной социализации человека, развития высших психических функций, становления всей интеллектуальной системы и личности в целом. Если рассматривать студенчество, учитывая лишь биологический возраст, то его следует отнести к периоду юности как переходному этапу развития человека между детством и взрослостью.

Анализ результатов исследования «Профессиональная социализация студентов технических вузов» ГКПНИ «Экономика и общество», выполненного кафедрой психологии Белорусского национального технического универси-

тета, которое включало также проведение в 2008 г. социологического опроса студентов университета (опрошено 912 студентов 1-5-го курсов на 12 факультетах), позволил выявить основные этапы профессиональной социализации студенческой молодежи. Процесс профессиональной социализации студентов мы условно подразделяем на несколько последовательных этапов : 1-й этап -получение и усвоение общей информации о сфере будущей профессиональной деятельности, формирование начальных представлений о будущей профессии; 2-й этап - оценка возможностей реализации целей, удовлетворения своих потребностей в данной сфере профессиональной деятельности; 3-й этап -формирование отношения к сфере профессиональной деятельности, появление интереса к профессии, получение новых знаний о ней для успешного «вхождения» в данную сферу деятельности; 4-й этап - получение всесторонней необходимой информации о содержании профессиональной деятельности, ее статусно-ролевой структуре, профессиональных функциях и задачах, необходимых для успешной профессиональной деятельности, а также качествах, знаниях, умениях, навыках, которые позволят реализовать цели, удовлетворить потребности в данной сфере профессиональной деятельности; 5-й этап -осознанный выбор предпочтительных статусно-ролевых позиций в данной сфере профессиональной деятельности; 6-й этап - формирование учебной стратегии реализации целей овладения сферой профессиональной деятельности; 7-й этап - осознанная целенаправленная работа по получению необходимых знаний, формированию умений и навыков; 8-й этап - формирование и развитие необходимых для будущей профессиональной деятельности качеств и способностей; 9-й этап - формирование и корректировка профессиональных диспозиций (ценностных ориентаций и установок). Вышеизложенный анализ профессиональной социализации студентов высшей школы позволяет разработать ее теоретическую модель с учетом структурно-функциональной характеристики. В научной литературе понятие «модель» трактуется как любой образ, аналог (изображение, описание, схема, план и т. п.) какого-либо объекта, процесса или явления («оригинала» данной модели), используемый в качестве его представителя . Разработка модели профессиональной социализации студентов осуществлялась нами с учетом современного развития такой важной подсистемы национальной системы образования страны, как высшее образование, социального развития особой социальной общности - студенчества и проведенного теоретического и эмпирического анализа такого социального явления, как профессиональная социализация личности (рисунок).

Профессиональная социализация личности представляет собой, с одной стороны, процесс интеграции индивида в профессиональную деятельность, профессиональную среду, обусловленный состоянием социальных структур (институтов, организаций) и особенностями их воздействия; с другой стороны, как процесс формирования психических структур индивида, регулирующих его взаимоотношения с той частью социальной среды, которая связана с профессиональной деятельностью.

Последствия осуществления профессиональной социализации

Позитивные (успешная адаптация и интеграция в профессиональную и социальную среду)

Негативные (невключенность

в профессионально-трудовую среду -профессиональное исключение)

Субъекты профессиональной социализации студентов

Непосредственные участники Участники

Студенты - преподаватели -администрация вуза -работодатели - родители - близкие родственники - друзья, сверстники - представители СМИ - трудовой коллектив

Профессиональная социализа! ;ия студентов

Составные процессы

Профессиональное становление индивида Социальное становление личности

Формирование профессиональных намерений; - выбор профессии (специальности); - профессиональное обучение; - профессиональное самоопределение; - вхождение в профессиональнотрудовую среду Усвоение: социального опыта; - системы знаний, умений, навыков; - социальных норм, ролей; - ценностных ориентаций; - образцов поведения; - ценностей культуры

Показатели (критерии) эффективности профессиональной социализации_____________________

Освоение основной образовательной программы вуза;

Сформированность профессионально-важных качеств;

Сформированность социальноличностных качеств (система ценностных ориентаций, мотивация, профессиональная направленность, жизненные планы и т. д.);

Профессиональная идентичность

Факторы профессиональной социализации студентов

Объективные (внешние) Субъективные (внутренние)

На макроуровне На мезоуровне На индивидуальном уровне

Институциализация системы технического образования; - сформированность профессионального сообщества; - востребованность специалистов технического профиля на рынке труда; - соответствие профессиональной подготовки требованиям производства; - престиж инженерных специальностей в обществе; - уровень заработной платы специалистов - информационно-образовательная среда вуза; - профессиональная ориентация молодежи на обучение в техническом вузе; - деятельность средств массовой информации; - основные компоненты учебно-воспитатель-ного процесса вуза; - различные факторы социально значимой микросреды жизнедеятельности студенческой молодежи профессиональные диспозиции личности: - социальные и профессиональные установки; - ценностные ориентации; - профессиональная направленность

Теоретическая модель профессиональной социализации студентов

Исходя из такого подхода, профессиональная социализация обусловливается как внешними (объективными), так и внутренними (субъективными) факторами данного процесса. Принимая во внимание внешние (объективные) факторы профессиональной социализации студентов, можно выделить факторы макроуровня и факторы мезоуровня. К объективным факторам макроуровня следует отнести в целом институциализацию системы высшего образования страны и качество профессиональной подготовки в ней специалистов, сформированность профессионального сообщества и профессиональной культуры, востребованность специалистов определенного профиля на рынке труда, соответствие профессиональной подготовки требованиям производства, престиж специальностей в обществе, уровень заработной платы специалистов и др.

Факторами мезоуровня выступают: профессиональная ориентация абитуриентов на получение высшего образования; информационно-образовательная среда вуза; основные компоненты учебно-воспитательного процесса высшего учебного заведения, работа во внеучебное время и другие виды деятельности студентов, а также различные факторы социально значимой среды жизнедеятельности студентов. В современных условиях значительным внешним фактором, оказывающим существенное влияние на процесс профессиональной социализации молодежи, выступают также средства массовой информации.

Рассматривая профессиональную социализацию как единый процесс, обусловленный как объективными, так и субъективными факторами, следует подчеркнуть, что основными субъективными (внутренними) компонентами профессионализации и социализации будущего специалиста выступают профессиональные диспозиции личности (мотивы, профессиональные и социальные установки, ценностные ориентации, профессиональная направленность и др.), которые формируются на индивидуальном (личностном) уровне. В качестве непосредственных участников (субъектов) профессиональной социализации студентов выступают: сами студенты; преподаватели, которые влияют на процесс профессиональной социализации студентов путем педагогического воздействия; администрация вуза, которая управляет этим процессом; работодатели, которые осуществляют непосредственно заказ на подготовку специалистов соответствующего профиля и квалификации. Помимо непосредственных участников процесса профессиональной социализации студентов значительную роль в этом процессе играют также родители, близкие родственники, друзья, учителя школ. Значимым фактором также является трудовой коллектив, который оказывает воздействие на процесс профессиональной социализации студентов в период прохождения ими производственной и преддипломной практик, во время работы студентов на предприятиях во внеучебное время, в строительных студотрядах и т. д.

Ведущая роль в процессе профессиональной социализации студентов отводится таким компонентам, как теоретическое и практическое обучение в вузе,

научно-исследовательская, спортивно-массовая, художественная, общественно-организационная, производственно-трудовая и иная деятельность студентов. Активное отношение студентов к этим социальным механизмам позволяет им раскрыть свои способности, самовыразиться, самоутвердиться, сформировать не только профессиональные, но и социальные умения и навыки, необходимые для их будущей профессионально-трудовой и социальной деятельности. Значительная роль в профессиональном и социальном становлении будущих специалистов отводится информационно-образовательной среде вуза, включающей в себя как программно-методические, организационные и технические ресурсы, так и интеллектуальный и культурный потенциал вуза. Различные факторы социально значимой микросреды жизнедеятельности студентов также оказывают существенное влияние на профессионализацию и социализацию будущих специалистов.

Не менее важным компонентом системы профессиональной социализации студентов выступает профессиональная ориентация. Профессиональная ориентация как целостная система состоит из взаимодействующих компонентов: профинформации, профконсультации, профотбора и профадаптации, объединенных общностью цели и единством управления, и характеризуется системой мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессий, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям. В выборе определенного профессионально-трудового пути (профессии, специальности, профессиональной деятельности) значительное влияние оказывают такие профессиональные диспозиции личности, как социальные и профессиональные установки, ценностные ориентации, профессиональная направленность личности, которые выступают внутренними компонентами процесса профессиональной социализации студенческой молодежи. Именно через них раскрывается для личности значимость определенной профессии, они являются детерминантой выбора и освоения профессии, регулятором поведения личности в конкретной профессиональной деятельности и т. д.

В условиях формирования, инновационной экономики, высокодинамичного рынка труда основными показателями эффективности профессиональной социализации студентов является их социальная и профессиональная конкурентоспособность и мобильность. При этом социально-профессиональная конкурентоспособность специалиста, характеризующая потенциал его восстре-бованности на рынке труда, представляет собой совокупность свойств индивида как носителя определенных квалификационных, социальных и психологических характеристик. В представленной модели одним из ключевых выступает блок показателей (критериев) эффективности процесса профессиональной социализации студентов. Среди показателей эффективности основными являются: уровень освоения профессиональной образовательной программы, сформированность профессионально-важных и социально-личностных качеств (система ценностных ориентаций, социальные установки и жиз-

ненные планы), профессиональная идентичность (отождествление личности с определенной профессиональной группой, принятие их основных норм, ценностей, образцов поведения и т. п.). Последствия профессиональной социализации студентов могут быть как позитивными (успешная производственная адаптация и интеграция в профессиональную среду), так и негативными (не-включенность в профессиональную среду - профессиональное исключение) (см. рисунок).

Таким образом, в зависимости от эффективности процесса профессиональной социализации в вузе, студенческая молодежь либо интегрируется в профессионально-трудовую сферу общества, т. е. распределяется в системе профессиональных и социальных связей, утверждается в социальных структурах и самоидентифицируется с ними, либо оказывается отторгнутой, исключенной социальной группой. В целом, разработанная в рамках исследования теоретическая модель профессиональной социализации студенческой молодежи обладает определенной научной ценностью, так как позволяет наиболее системно и структурно представить изучаемое социально-психологическое явление и представляет возможности проведения дальнейших научных изысканий по данной проблематике.

Литература

1. Смелзер, Н. Социология / Н. Смелзер; пер. с англ. - М.: Феникс, 1994. - 652 с.

2. Тард, Г. Законы подражания / Г Тард; пер. с фр. - М.: Академический Проект, 2011. -

3. История теоретической социологии: в 4 т. / отв. ред. и сост. Ю. Н. Давыдов. - М.: Канон,

1997. - Т. 1. - 496 с.

4. Американская социологическая мысль. Тексты / под ред. В. И. Добренькова. - М.: Междунар. Ун-т бизнеса и управления, 1996. - 496 с.

5. Дюркгейм, Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение / Э. Дюркгейм. - М.: Канон, 1995. - 352 с.

6. Зиммель, Г Избранное: в 2 т. / Г Зиммель. - М.: Юристъ, 1996. - Т. 2. - 607 с.

7. Бабосов, Е. М. Социология. Общая социологическая теория / Е. М. Бабосов. - Минск: ДизайнПРО, 1998. - 384 с.

8. Социология молодежи: учебник / под ред. проф. В. Т. Лисовского. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1996. - 460 с.

9. Красноперова, А. Г. Профессионально-трудовая социализация в образовательном процессе комплекса / А. Г. Красноперова // Фундаментальные исследования. - 2008. - № 2. -С. 77-79.

10. Перинская, Н. А. Социальная идентичность как результат профессиональной социализации / Н. А. Перинская // Социологический сборник. Вып. 4 / Ин-т молодежи. - М.: Социум,

1998. - С. 36-40.

11. Кучмиева, С. И. Мотивационные факторы профессиональной социализации студентов в период обучения в вузе: автореф. дис. ... канд. социол. наук / С. И. Кучмиева. - Волгоград: НОУ «Волгоградский институт бизнеса», 2007. - 24 с.

12. Студеникина, Е. С. Профессиональная социализация студентов в вузе: условия и процессы реализации функции: автореф. дис. . канд. социол. наук / Е. С. Студеникина. - Краснодар: Краснодарский университет МВД России, 2007. - 21 с.

13. Воробьева, И. В. Особенности профессиональной социализации студентов, получающих специальность «социальная работа»: автореф. дис. ... канд. социол. наук / И. В. Воробьева. -М.: ННОУ «Московский гуманитарный университет», 2007. - 20 с.

14. Мигачева, М. В. Сущность и особенности профессиональной социализации молодых специалистов в период трансформации / М. В. Мигачева // Вестн. Самарского гос. ун-та. -2007. - № 1(51). - С. 95-101.

15. Селиверстова, О. В. Принципы процесса профессиональной социализации студента в контексте синергетической парадигмы образовательной среды вуза / О. В. Селиверстова // Высшее образование сегодня. - 2010. - № 5. - С. 91-93.

16. Шумская, Л. И. Личностно-профессиональное становление студентов в процессе социализации / Л. И. Шумская. - Минск: РИВШ, 2005. - 271 с.

THE PROFESSIONAL SOCIALISATION OF STUDENTS: A STRUCTURAL AND FUNCTIONAL MODEL

The theoretical model of students’ professional socialization with structurally functional characteristics included is examined in the article. The basic components of the introduced are analyzed. The model developed can serve as a basic one for the further development of the organization-administrative so as teaching and methodical approaches system in the high school students’ education.


Самое обсуждаемое
Музыкальный праздник в подготовительной группе ДОУ по сказкам Чуковского Музыкальный праздник в подготовительной группе ДОУ по сказкам Чуковского
Принцип деления Европы на субрегионы Принцип деления Европы на субрегионы
Какие растения растут в пустыне Какие растения растут в пустыне


top