Курсовик особенности камеральной проверки при возмещении ндс. ВАС РФ запретил безразмерную «камералку

Курсовик особенности камеральной проверки при возмещении ндс. ВАС РФ запретил безразмерную «камералку

Сколько может длиться камеральная проверка? Налоговый кодекс РФ гласит: три месяца. На практике налоговые инспекторы требуют у налогоплательщиков необходимые для камерального контроля документы и через полтора года после подачи декларации. Но эту порочную практику недавно пресек Президиум ВАС РФ (постановление от 17.11.2009 № 10349/09 по делу № А40-53471/08-118-25) благодаря настойчивости налогоплательщика — ООО «Дельфи-Авто-М» (г. Москва).

Правила камерального контроля

В пункте 2 ст. 88 НК РФ установлен четкий срок для проведения камеральной налоговой проверки: три месяца со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета). В Налоговом кодексе РФ не говорится, что этот срок может быть продлен.

При камеральном контроле налоговики вправе истребовать у тех, кто использует налоговые льготы, документы, подтверждающие право на такие льготы (п. 6 ст. 88 НК РФ), а у плательщиков НДС, претендующих на налоговые вычеты, - документы, подтверждающие в соответствии со ст. 172 НК РФ правомерность применения этих вычетов (п. 8 ст. 88 НК РФ). Логично предположить, что подобные требования инспекторы могут предъявлять лишь в пределах упомянутого трехмесячного срока.

Порядок возмещения НДС регулируется ст. 176 НК РФ, где также присутствуют положения, связанные с процедурой камеральной проверки. Так, по окончании проверки в течение семи дней налоговый орган обязан принять решение о возмещении соответствующих сумм, если при ее проведении не были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах (п. 2 ст. 176 НК РФ). Если подобные нарушения были, то в соответствии с п. 3 ст. 176 НК РФ составляется акт налоговой проверки на основании ст. 100 НК РФ. На это инспекции отводится десять дней после окончания «камералки» (п. 1 ст. 100 НК РФ). Еще в течение пяти дней акт вручают налогоплательщику или его представителю либо передают им иным способом (п. 5 ст. 100 НК РФ). Налогоплательщику дается 15 дней, чтобы представить возражения по акту.

Акт и другие материалы проверки, в ходе которой выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные налогоплательщиком (его представителем) возражения рассматривает руководитель (заместитель руководителя) инспекции и принимает по ним решение в соответствии со ст. 101 НК РФ. На это отводится десять дней, правда, этот срок может быть продлен еще на месяц.

По результатам рассмотрения материалов камеральной проверки руководитель (заместитель руководителя) инспекции выносит решение о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения либо об отказе в таком привлечении. Одновременно принимается решение о возмещении полностью суммы налога, заявленной к возмещению, либо решение об отказе в возмещении полностью суммы налога, заявленной к возмещению, либо решение о возмещении частично суммы налога, заявленной к возмещению, и решение об отказе в возмещении частично суммы налога, заявленной к возмещению.

В пункте 10 ст. 176 Налогового кодекса РФ говорится о нарушении сроков возврата суммы налога на добавленную стоимость и последствиях такого нарушения для налоговой инспекции.

Отсчет ведется с 12-го дня после завершения камеральной проверки, по итогам которой вынесено решение о возмещении (полном или частичном) суммы налога. С этой даты на невозвращенную сумму начисляются проценты исходя из ставки рефинансирования Банка России.

Итак, на примере плательщика НДС видно, что процедура камеральной проверки четко прописана в Налоговом кодексе РФ. Особое значение имеет фиксация момента завершения такой проверки (по истечении трехмесячного срока), поскольку от этого момента идет отсчет других сроков, в частности определяется день, с которого в пользу налогоплательщика начинают начисляться проценты по ставке Банка России.

Но налоговики и в этом случае продемонстрировали нестандартный (читайте фискальный) подход. По мнению инспекторов, Налоговый кодекс РФ ничем не ограничивает их право на истребование документов у налогоплательщика в рамках камерального контроля в любое время и по истечении трехмесячного срока, который является не пресекательным, а только организационным.

Мнения разошлись

На момент принятия решения Президиумом Высшего арбитражного суда РФ по данному вопросу сложилась противоречивая судебная практика.

Так, в постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 24.07.2007 по делу № А70-9995/20-2006 указано, что требование о представлении документов может быть выставлено в рамках налоговой проверки. Если оно получено налогоплательщиком по истечении срока, предусмотренного для проведения камеральной проверки, и по этой причине не исполнено, то нет и состава налогового правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена п. 1 ст. 126 НК РФ. Суд также отметил, что налоговики не лишены возможности проверить правомерность налоговых вычетов по декларации по НДС при проведении выездной налоговой проверки.

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 28.08.2008 по делу № А19-1185/08-40-04АП-1491/08, по результатам которого инспекция назначила «камералку» по истечении полутора лет после получения налоговой декларации, также принято в пользу налогоплательщика, но суд по-иному оценил обстоятельства дела.

Так, удовлетворяя требования налогоплательщика, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что камеральная проверка в нарушение установленных сроков была проведена по истечении полутора лет после подачи налоговой декларации.

В то же время довод инспекции о том, что трехмесячный срок является организационным и его нарушение не является безусловным основанием для отмены решения инспекции, арбитры сочли правомерным. Налогоплательщика спасло только то, что пропуск установленного срока более чем на полтора года суды расценили как существенное нарушение установленного порядка проведения налоговой проверки и основание для отмены обжалуемого решения инспекции. Иными словами, если бы налоговики потребовали дополнительные документы от налогоплательщика, например, через пару месяцев после подачи декларации, которая проверялась в рамках «камералки», такой срок судьи могли расценить как разумный.

Прецедент

С учетом сказанного дело, которое рассматривал Президиум Высшего арбитражного суда РФ 17 ноября 2009 г., можно назвать типичным.

ООО «Дельфи-Авто-М» 20 марта 2007 г. подало в одну из столичных инспекций декларацию по НДС за февраль 2007 г. Через 11 месяцев после этого, 28 февраля 2008 г., инспекция направила обществу требование о представлении документов, подтверждающих обоснованность налоговых вычетов по НДС за спорный период. Налогоплательщик ответил инспекции, что не будет исполнять ее требование, так как истек трехмесячный срок для проведения проверки, установленный в п. 2 ст. 88 Налогового кодекса РФ.

Инспекция вынесла решение от 09.06.2008 «О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения», в соответствии с которым отказала обществу в вычетах по НДС за февраль 2007 г. на сумму 877 593 руб., доначислила НДС на сумму 738 076 руб. Кроме того, общество оштрафовали на 550 руб. - за непредставление в установленный срок затребованных документов (п. 1 ст. 126 НК РФ) и на 147 615 руб. - за неполную уплату НДС (п. 1 ст. 122 НК РФ). Налогоплательщику отказали и в возмещении налога на добавленную стоимость в размере 139 517 руб. и предложили уплатить доначисленный налог и штрафы, а также внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета.

Общество подало в УФНС России по г. Москве апелляционную жалобу с приложением документов, подтверждающих право на вычеты по НДС за февраль 2007 г. Управление оставило жалобу без удовлетворения и утвердило решение инспекции.

После этого налогоплательщик обратился в суд с требованием признать решения налоговиков недействительными. По его мнению, инспекция нарушила срок проведения камеральной проверки и необоснованно направила налогоплательщику требование о представлении документов, подтверждающих право на заявленные в декларации вычеты по НДС, за пределами срока проведения проверки.

Три судебные инстанции отказали обществу.

Арбитры исходили из того, что при проведении камеральных налоговых проверок на основе представленных деклараций и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов, налоговые органы в силу ст. 31, 88 и 93 НК РФ вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получать объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов. Обязанность по представлению таких документов возникает у налогоплательщика на основании п. 4 ст. 88 Налогового кодекса РФ при направлении инспекцией соответствующего требования.

Суды также не приняли довод общества о том, что налоговики имеют право истребовать документы исключительно в период проведения камеральной налоговой проверки. По мнению арбитров, эта логика несостоятельна, поскольку установленный законом трехмесячный срок для проведения «камералки» не является пресекательным, его истечение не препятствует выявлению инспекцией фактов неуплаты налогов, принятию мер по их принудительному взысканию, как и не является основанием для неисполнения налогоплательщиком требований инспекции о представлении документов для проведения проверки.

Высшие арбитры с этой логикой не согласились, отменили отказные решения всех нижестоящих инстанций и признали недействительным решение ИФНС, базирующееся на требованиях, предъявленных по истечении трехмесячного срока, установленного для проведения камеральной проверки.

Если за отчетный период (например, за II квартал 2011 года) НДС в декларации заявлен к возмещению, для ее камеральной проверки налоговики затребуют дополнительные документы. Недочеты в них могут стать причиной отказа в возмещении налога. Однако, как следует из арбитражной практики, он не всегда правомерен…

Порядок камеральной проверки

В ходе проведения «камералки» налоговики вправе запросить документы, подтверждающие соответствие заявленного вычета нормам статей 171 и 172 Налогового кодекса РФ (п. 8 ст. 88 Налогового кодекса РФ). Причем требование инспекции о представлении документов должно быть письменным. Фирма обязана сдать бумаги в течение 10 дней со дня его получения (п. 3 ст. 93 Налогового кодекса РФ). Однако здесь важно отследить сроки.

Если требование датировано числом, выходящим за рамки трехмесячного срока, отведенного на проверку декларации (с момента ее представления), торговая фирма может на него просто не реагировать. Ведь истребовать документы инспекция вправе только в рамках выездной и камеральной проверок (п. 1 ст. 93 Налогового кодекса РФ).

Поэтому, если, например, по итогам II квартала 2011 года декларация с заявленным к возмещению НДС подана 20 июля 2011 года, а требование о представлении документов выставлено контролерами после 20 октября, оштрафовать за то, что документы не представлены, нельзя.

Аналогичный вывод следует и из письма Минфина России от 24 ноября 2008 г. № 03-02-07/1-471. Решение о возмещении налога (если не выявлено нарушений) должно быть вынесено не позднее семи дней по окончании проверки. Причем даже в том случае, если торговая компания нарушила сроки сдачи декларации. На это указано в письме ФНС России от 7 мая 2010 г. № ШС-37-3/1269@. Инспекторы отмечают, что нормы статьи 88 Налогового кодекса РФ не ставят дату начала (и соответственно окончания) камеральной налоговой проверки в зависимость от того, была декларация представлена вовремя или нет.

То есть не важно, что декларация подана с нарушением срока. На ее проверку все равно отводится не более трех месяцев с момента представления (и еще семь дней на принятие решения).

Если организация до окончания срока проведения камеральной проверки подает уточненную декларацию, первичная декларация не отзывается, а просто перестает проверяться (ст. 81 Налогового кодекса РФ). Такие же разъяснения приведены в письме Минфина России от 1 февраля 2011 г. № 03-02-08/6.

В то же время документы (сведения), полученные в рамках прекращенной камеральной проверки, могут быть использованы при проведении мероприятий налогового контроля.

Причины отказа в возмещении

Назовем наиболее частые причины отказа фискалов в возмещении налога.

>|Воспользоваться правом на возмещение налога фирма может в течение трех лет с момента окончания налогового периода, в котором это право возникло (п. 2 ст. 173 Налогового кодекса РФ, постановления Президиума ВАС РФ от 15 июня 2010 г. № 2217/10, от 30 июня 2009 г. № 692/09).|<

Ошибки в оформлении документов по импортным товарам

Отказать в возмещении НДС импортерам налоговики могут по следующим основаниям. Во-первых, если номера ГТД, приведенные в счетах-фактурах, отсутствуют в базе ПИК «Таможня». Но судьи отмечают, что ПИК «Таможня» не является общедоступной базой. И если таможенные декларации, по которым ввозился товар, в ней не указаны, это не может служить основанием для отказа в вычете. А если заявитель не сам ввозил товар, он вообще отвечает только за соответствие номеров ГТД сведениям, полученным от поставщика (постановление ФАС Московского округа от 22 июля 2010 г. № КА-А40/7444-10).

Во-вторых, отказ в возмещении может произойти в ситуации, когда таможенный налог был уплачен третьим лицом. В частности, в постановлении ФАС Северо-Западного округа от 6 октября 2009 г. № А56-19407/2009 суд пресек попытки налоговиков отказать фирме в вычете «ввозного» НДС из-за оплаты таможенных платежей не со счета компании.

Чтобы избежать подобных претензий инспекторов, следует иметь в наличии, в частности:

Договор о такой оплате, предусматривающий, что таможенные платежи вносит третье лицо;

Выписки банка о перечислении торговой фирмой денег на расчетный счет третьего лица;

Чеки об уплате таможенных платежей с таможенной карты третьего лица;

Копии таможенных деклараций.

И, наконец, отказ в вычете возможен, если не представлены товаросопроводительные документы (например, коносаменты, СMR). Однако Налоговый кодекс РФ не содержит специальных требований к объему и виду «первички», являющейся основанием для принятия на учет импортированных товаров. Переход права собственности на такой товар определяется контрактом.

Как правило, это происходит на дату выпуска товара в свободное обращение таможенными органами РФ в пункте поставки (постановление ФАС Северо-Западного округа от 6 октября 2009 г. № А56-19407/2009).

То есть для принятия таких ценностей к учету достаточно таможенной декларации. А для записей в книге покупок необходимы еще и платежные документы, подтверждающие фактическую уплату налога на таможне.

Ошибки в счетах-фактурах

На практике налоговики указывают на следующие ошибки, которые препятствуют возмещению налога.

1. В документе содержится несуществующий ИНН поставщика. Причем суды в этом вопросе, как правило, поддерживают инспекторов (постановление Президиума ВАС РФ от 1 февраля 2011 г. № 10230/10). Поэтому тщательно проверяйте реквизиты счета-фактуры, например запросив выписку из ЕГРЮЛ или проверив данные контрагента на сайте ФНС России.

2. Счет-фактура подписан неуполномоченным лицом. Хотя, если налогоплательщик не знал, что счет-фактура со стороны контрагента подписан неуполномоченным лицом, данный факт является основанием для признания покупателя добросовестным (см., например, постановления ФАС Московского округа от 31 января 2011 г. № КА-А40/17003-10, ФАС Уральского округа от 25 августа 2010 г. № Ф09-6772/10-С3).

Тем не менее, если поставщик новый и сумма сделки значительна, нелишним будет в рамках проявления должной осмотрительности, помимо выписки из ЕГРЮЛ (ЕГРИП), свидетельств о госрегистрации и постановки на налоговый учет, запросить у контрагента еще и копию внутреннего документа на право подписи счетов-фактур.

3. В счете-фактуре отражена неверная ставка налога. На обязанность покупателя проверять ставку НДС, указанную в полученном счете-фактуре, обратил внимание и Президиум ВАС РФ в постановлении от 23 ноября 2010 г. № 9657/10. Поэтому при малейшем сомнении в размере ставки, примененной поставщиком, запросите у него необходимые документы, например подтверждающие льготу.

4. Юридический адрес поставщика, приведенный в счете-фактуре, не соответствует тому, который отражен в договоре. Хотя, по мнению судей, такое несоответствие не является существенным нарушением в оформлении счетов-фактур (постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 11 сентября 2009 г. № А41-9387/09).

Нереальность сделки

Еще одна распространенная ситуация, связанная с отказом в возмещении НДС, - это утверждение налоговиков о нереальности сделки. Но, как показывает практика, решения судов по таким спорам в большинстве случаев выносятся в пользу компаний. Если инспекторам не удалось доказать, что хозяйственные операции между фирмой и ее партнером действительно не совершались (то есть сделки были фиктивными), считается, что имела место реальная предпринимательская деятельность. Значит, зачет «входного» налога правомерен. Аналогичные выводы следуют, в частности, из определения ВАС РФ от 29 ноября 2010 г. № ВАС-15411/10, постановлений ФАС Северо-Кавказского округа от 5 июня 2008 г. № Ф08-3098/2008, ФАС Московского округа от 28 января 2010 г. № КА-А40/15468-09.

Но нужно помнить, что судьи поддержат налоговиков, если будет установлено, что действия фирмы были направлены на получение необоснованной налоговой выгоды, а сделки на самом деле были фиктивными.

Подтверждением этому может служить постановление ФАС Поволжского округа от 17 января 2008 г. № А55-6925/2007, в котором рассмотрена следующая ситуация. И у поставщиков торговой фирмы, и у нее самой не имелось складских помещений и транспорта. Значит, они не могли быть грузополучателями и грузоотправителями товаров. Кроме того, контрагенты торговой компании были зарегистрированы по поддельным документам, налоговую отчетность не представляли, занимались обналичиванием денег. Оценив совокупность данных обстоятельств, судьи пришли к выводу о фиктивности заключенных сделок и получении необоснованной налоговой выгоды.

Отказ можно обжаловать

По результатам рассмотрения материалов проверки руководитель инспекции может вынести решение о привлечении или об отказе в привлечении компании к ответственности. Одновременно с этим принимается одно из решений:

О возмещении всей заявленной суммы налога;

Об отказе в возмещении суммы НДС, заявленной к возмещению;

О возмещении частично суммы НДС, заявленной к возмещению;

Об отказе в возмещении частично суммы НДС, заявленной к возмещению.

При этом знайте, что налоговый орган, принимая решение об отказе в возмещении НДС, в любом случае обязан предоставить фирме возможность:

Участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично или через своего представителя;

Представить объяснения.

Но возникает еще один вопрос: можно ли решение об отказе в возмещении НДС (полностью или частично) сразу обжаловать в суд или необходимо соблюсти досудебный порядок и обратиться сначала в вышестоящий налоговый орган?

>|Процедура досудебного обжалования (в вышестоящем налоговом органе) обязательна только в отношении решений о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности (п. 5 ст. 101.2 Налогового кодекса РФ).|<

Учитывая, что отказ в возмещении основан на решении о привлечении (об отказе в привлечении) фирмы к ответственности (то есть не является самостоятельным решением), на него распространяется обязательный досудебный порядок обжалования (постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 10 сентября 2010 г. № А19-5572/10, ФАС Волго-Вятского округа от 17 мая 2010 г. № А43-22035/2009).

Хотя есть и противоположные судебные решения по данному вопросу, согласно которым решения об отказе в возмещении можно сразу же обжаловать в суд. Подтверждают это постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 11 июня 2010 г. № А70-8627/2009, ФАС Поволжского округа от 25 мая 2010 г. № А55-34141/2009.

Делаем выводы

Подавая декларацию с заявленным правом на возмещение налога, надо быть готовым к истребованию большого количества «первички» и соблюдать следующие правила.

Во-первых, по всем заявленным в декларации вычетам у фирмы должны обязательно быть:

Правильно заполненные счета-фактуры от поставщиков;

Бумаги, подтверждающие уплату налога на таможне (если речь идет об импорте товаров);

Первичные документы, подтверждающие принятие товаров к учету (накладные, ГТД, акты выполненных работ (оказанных услуг) и т. п.).

Во-вторых, в случае если положительная разница между вычетами и начисленными суммами образовалась в результате применения налоговой льготы, нужно сразу же приложить к декларации документы, подтверждающие право на ее применение, ведь налоговый орган наверняка их запросит (п. 6 ст. 88 Налогового кодекса РФ).

В-третьих, компания, разумеется, должна вести облагаемую налогом на добавленную стоимость деятельность.

В-четвертых, необходимо соблюдать должную осмотрительность при выборе контрагентов. Желательно, чтобы у фирмы было полное «досье» на поставщиков (выписки из ЕГРЮЛ/ЕГРИП, копии свидетельств о постановке на налоговый учет, приказов о назначении гендиректоров, о полномочиях лиц на подпись счетов-фактур и т. д.).

Статья напечатана в журнале "Учет в торговле" №6, июнь 2011 г.

В теории возврат НДС выглядит довольно просто. На практике же все наоборот. Поскольку основной функцией налоговых органов является пополнение бюджета, то возвращать НДС они не спешат, ведь требовать с государства вы будете деньги, которые поступили в казну за счет средств ваших поставщиков, а не от вашей компании. К тому же при возврате НДС существует проблема мошенничества, заключающаяся в возврате необоснованных сумм НДС. На практике мы часто сталкиваемся с мнением о том, что возмещение НДС слишком сложная процедура, удовлетворить всем требованиям налоговиков и вернуть на расчетный счет сумму НДС практически невозможно. Однако, основываясь на своем опыте работы, можем заявить, что это возможно. В данной статье рассматриваются основные проблемы и препятствия, с которыми сталкиваются организации в процессе возмещения НДС и даны рекомендации по их устранению.

Для грамотного понимания и предотвращения возможных проблем следует четко знать процедуру и этапы возмещения НДС, о чем и пойдет речь ниже. Если по итогам квартала принятая к вычету сумма НДС (за минусом восстановленных сумм) превысила исчисленную сумму налога, то полученную разницу организация имеет право возместить (п. 2 ст. 173 НК РФ). Статьей 176 Налогового кодекса РФ установлен общий порядок возмещения НДС. Он распространяется и на организации, которые реализуют продукцию на внутреннем рынке, и на экспортеров.

Порядок возмещения НДС

Подача в налоговый орган декларации по НДС . Если организация занимается экспортом товара, одновременно с декларацией по НДС она обязана предоставить пакет документов, подтверждающих нулевую ставку НДС. Перечень таких документов содержится в ст.165 НК РФ .

Камеральная проверка. Порядок проведения камеральной проверки регламентируется ст.88 НК РФ . В ходе камеральной проверки налоговый орган запрашивает у налогоплательщика документы, которые подтверждают правомерность применения налоговых вычетов, к ним относятся счета-фактуры, подтверждающие вычет, первичные документы, на основании которых организация вправе принять к учету товары, карточки бухгалтерского учета. Кстати, законодательство предусматривает, что при проведении камеральной проверки налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы. Кроме того, налоговый орган проводит встречные проверки контрагентов, НДС по которым налогоплательщик принял к вычету. Перечень документов, которые могут быть истребованы у контрагента в ходе встречной проверки ограничен документами, непосредственно относящимися к деятельности проверяемого налогоплательщика. Камеральная проверка проводится в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (п.2 ст.88 НК РФ).

Вынесение решения или составление акта камеральной проверки. Если в ходе проверки инспекция не выявит никаких нарушений, то в течение семи дней после ее окончания она должна принять решение о возмещении НДС и его возврате (зачете) (п. 2 и 7 ст. 176 НК РФ). Решение может быть:

О полном возмещении суммы НДС, заявленной в декларации;

О полном отказе в возмещении суммы НДС, заявленной в декларации;

О частичном возмещении и частичном отказе в возмещении суммы НДС, заявленной в декларации.

Если нарушения обнаружены, составляется акт налоговой проверки (в течение 10 рабочих дней после ее окончания) (п. 1 ст. 100 НК РФ). В течение пяти рабочих дней с даты составления этого акта он должен быть вручен представителю организации под расписку или передан иным способом (п. 5 ст. 100 НК РФ). Организация вправе направить свои возражения по акту проверки в течение одного месяца после получения копии акта и участвовать в рассмотрении дела (п. 6 ст. 100 НК РФ).

Возврат НДС на расчетный счет , либо зачет в счет будущих платежей или других налогов. После вынесения решения налоговой инспекции налогоплательщик может распоряжаться суммой указанной в решении на свое усмотрение: вернуть на расчётный счет или зачесть. Для этого в налоговую инспекцию необходимо подать заявление. Заявление подается в свободной форме: при возврате следует указать реквизиты счета, на который необходимо перечислить деньги, при зачете следует уточнить, в отношении какого именно налога производится зачет с указанием КБК и суммы зачета (возврата).

На возврат налога у органов казначейства согласно законодательству есть 5 дней (п.8 ст.176 НК РФ). Если у организации имеются недоимки (задолженности) по НДС, другим федеральным налогам, а также по соответствующим штрафам и пеням налоговый орган вправе зачесть их за счет суммы возмещения и вернуть налогоплательщику оставшуюся сумму. Согласия организации на такое решение не требуется (п.4 ст. 176 НК РФ).

Проблемы возмещения НДС, возможные ошибки и пути их решения

Проблема возмещения НДС 1. Документы оформлены с нарушениями

При осуществлении торговых операций на территории России "камнем преткновения", как правило, является правильность оформления первичных документов (счет-фактур), на основании которых производится возмещение НДС из бюджета. В настоящее время требования к оформлению указанных документов установлены ст. 169 НК РФ . Пунктом 2 данной статьи предусмотрено, что счет-фактуры, составленные и выставленные с нарушением установленного данной статьей порядка, не могут являться основанием для принятия налога к вычету или возмещению. Вместе с тем, невыполнение требований, не предусмотренных данной статьей, не может являться основанием для отказа принять к вычету суммы налога, предъявленные продавцом. При осуществлении экспортных операций много проблем у экспортера возникает в связи с необходимостью подтверждения факта реального экспорта, т.е. физического вывоза товара за пределы территории России. Налогоплательщик должен позаботиться о надлежащем оформлении документов, подтверждающих фактический вывоз товара.

Проблема возмещения НДС 2. Хозяйственные операции не являются реально совершенными

Данное основание отказа в возмещении НДС обусловлено мнимостью совершаемых налогоплательщиком хозяйственных операций, направленных на искусственное формирование налоговых вычетов и возмещение налога из бюджета. Как показывает анализ правоприменительной практики, в большинстве случаев фискальным органам не удается доказать мнимость хозяйственной операции. Однако в судебной практике имеются примеры, когда факт совершения налогоплательщиком хозяйственных операций не подтверждается.

Проблема возмещения НДС 3. Поставщики или субпоставщики нарушают законодательство о налогах и сборах

Нередко налоговые органы связывают право на возмещение НДС из бюджета с соблюдением законодательства о налогах и сборах контрагентами налогоплательщика. Однако, в большинстве случаев арбитражные суды не поддерживают правильность такого подхода. В качестве обоснования своей позиции суды отмечают, что каждый налогоплательщик самостоятельно несет ответственность за выполнение своих обязанностей и независимо пользуется своими правами, в том числе правом учета расходов в целях налогообложения прибыли, получения налоговых вычетов по НДС. Налогоплательщик не может нести ответственности за действия третьих лиц, в том числе своих контрагентов. НК РФ не обусловливает права налогоплательщика на возмещение налога из бюджета представлением контрагентами его поставщиков в налоговый орган запрашиваемых документов или иной информации и уплатой ими в бюджет полученных сумм налога. Нарушение субпоставщиками законодательства о налогах и сборах не может служить основанием для отказа в получении возмещения при налогообложении по налоговой ставке 0% (Постановления ФАС Московского округа от 17.12.2010 N КА-А40/15868-10 , ФАС Уральского округа от 02.03.2009 N Ф09-833/09-С2).

Проблема возмещения НДС 4. Отсутствие документов

Например, одной из причин отказа налоговых органов в возмещении НДС являлось отсутствие у налогоплательщика ТТН как документа, подтверждающего факт принятия на учет в соответствии с требованиями ст. 172 НК РФ товара, приобретенного у поставщика. Арбитражные суды различных федеральных округов не раз подтверждали правомерность отказа в возмещении НДС по данному основанию. Однако, ВАС РФ в Постановлении от 09.12.2010 N 8835/10 опроверг правильность такого подхода и сделал вывод о том, что непредставление налоговому органу ТТН не является основанием для отказа в возмещении НДС, если факт принятия на учет товара подтверждается товарной накладной по форме ТОРГ-12.

Проблема возмещения НДС 5. Налоговые органы затягивают возврат НДС

По закону на возврат НДС в общей сложности отводится 12 дней: 7 рабочих дней на то, чтобы инспекторы приняли решение о возмещении налога, и 5 рабочих дней непосредственно на перечисление денег из Федерального казначейства (п. 2 и 8 ст. 176 Налогового кодекса РФ). Отсчитывают данный срок со дня завершения камеральной проверки. То есть когда истекли 3 месяца после того, как организация представила декларацию по НДС в инспекцию.

Если же в названные 12 дней ревизоры не уложились и деньги на счет так и не поступили, за каждый последующий день инспекторы обязаны уже насчитать проценты за просрочку. И перечислить их вместе с задержанной суммой НДС. В пункте 10 статьи 176 кодекса об этом четко сказано. Формула для расчета будет такой: проценты за просрочку возврата НДС = Сумма НДС к возврату * Количество дней просрочки * Ставка рефинансирования (действующая в период просрочки) / 365.

При возмещении НДС обратить внимание

1)Правильность учета НДС и отражения его к вычету . НДС принимается к вычету при одновременном выполнении трех условий:

  • - товары (работы, услуги), а также имущественные права приобретены для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения НДС;
  • - товары (работы, услуги, имущественные права) приняты к учету;
  • - есть в наличии счет-фактура;

2) Правильность оформления первичных документов (требования к оформлению счет-фактуры установлены ст. 169 Налогового кодекса РФ);

3) Наличия полного пакета документов , необходимого для возмещения НДС и подтверждения нулевой ставки при экспорте (ст. 165 НК РФ);

4) Поставщиками должны выступать реально действующие и существующие организации . Застраховаться от «нечестных» поставщиков может помочь проверка контрагента . Большинство сведений, содержащихся в государственном реестре юридических лиц, являются открытыми и общедоступными.

Таким образом, налогоплательщик вправе получить в регистрирующем (налоговом) органе информацию об интересующем его юридическом лице. Срок предоставления содержащихся в государственном реестре сведений о юридическом лице составляет не более пяти рабочих дней со дня поступления запроса.

В случае получения от налогового органа справки об отсутствии предполагаемого контрагента в государственном реестре налогоплательщик получает возможность отказаться от заключения сделки и избавить себя не только от проблем с возмещением НДС, но и от претензий к налоговым вычетам и расходам, учитываемым при налогообложении прибыли.

Однако, возможны случаи, когда предполагаемый контрагент, даже будучи созданным с нарушением закона, вполне может пройти государственную регистрацию, в связи с чем, налоговый орган подтвердит наличие его в государственном реестре юридических лиц. Недостоверность же сведений об этом контрагенте может быть выявлена позже, в ходе встречной проверки. Однако даже при таком, не самом лучшем раскладе, факт предварительного обращения налогоплательщика за информацией из государственного реестра поможет защитить его от налоговых санкций, поскольку такое обращение будет прямо указывать на отсутствие в действиях налогоплательщика вины как в форме умысла, так и в форме неосторожности.

Знание законодательной базы, регулирующей процедуры возмещения НДС существенно поможет организации в защите своих интересов как в налоговом органе, так и в суде.

Бухгалтерские услуги от Фирммейкер , 2012
Светлана Маркина (Митюхина)
При использовании материала ссылка на статью обязательна

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter


Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретическое обоснование камеральных налоговых проверок НДС…………………………………………………………………………………..5
1.1. Сущность налога на добавленную стоимость…………………………..…….5
1.2. Понятие и значение камеральных налоговых проверок…………………….11
Глава 2. Особенности камеральной проверки при возмещении НДС……..17
2.1. Особенности заявительного порядка возмещения НДС…………………….17
2.2. Порядок камеральных проверок при возмещении НДС…………………...22
Глава 3. Основные направления совершенствования налогового контроля НДС…………………………………………………………………………………30
3.1 Проблемы налогового контроля НДС………………………………………...30
3.2 Пути решения проблем налогового контроля НДС …………………………32
Заключение………………………………………………………………………...36
Список литературы...........................................................................40

Введение

Развитие теории и практики косвенного налогообложения привело к тому, что в ХХ веке появился совершенно новый вид налога - налог на добавленную стоимость (НДС). Необходимость применения такого показателя как добавленная стоимость в качестве объекта налогообложения в европейских странах была обусловлена построением общего рынка. В частности, Римский договор 1957года о создании Европейского Сообщества (ЕС) предусматривал разработку, и применение мер, направленных на гармонизацию систем косвенного налогообложения стран-членов, а наличие НДС в налоговой системе стало обязательным условием вступления в ЕС.
Актуальность рассмотрения особенностей камеральной налоговой проверки при возмещении НДС обусловлена тем, что в настоящее время налог на добавленную стоимость - является одним из важнейших федеральных налогов. Основой его взимания, является добавленная стоимость, создаваемая на всех стадиях производства и обращения товаров. Это налог относят к категории универсальных косвенных налогов, которые в виде своеобразных надбавок взимаются путем включения в цену товаров, перенося основную тяжесть налогообложения на конечных потребителей продукции, работ, услуг.
Изучение порядка исчисления и уплаты НДС позволяет понять механизм его воздействия на хозяйствующие субъекты, оценить методы государства, которые путем применения налоговых льгот, стремятся стимулировать или стабилизировать деятельность ряда хозяйствующих субъектов, создать преимущества при осуществлении отдельных видов предпринимательства. За период существования налога на добавленную стоимость действующий механизм его исчисления и взимания претерпел существенные изменения. В связи с этим у налогоплательщиков возникает множество вопросов по толкованию и разъяснению порядка обложения, данным налогом.
Проблемы совершенствования камеральных проверок при возмещении налога на добавленную стоимость, в настоящее время является чрезвычайно актуальными для Российской Федерации. Начиная с 1992 года, когда в стране впервые был введен НДС, ведутся постоянные споры о целесообразности его взимания, величине ставок и порядке исчисления обязательств по налогу, объеме и структуре льгот, порядке взимания НДС при экспорте и импорте товаров и услуг.
Цель данной курсовой работы проанализировать особенности камеральной проверки при возмещении НДС.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть сущность налога на добавленную стоимость;
2. Рассмотреть понятие и значение камеральных налоговых проверок;
3. Изучить особенности заявительного порядка возмещения НДС;
4. Проанализировать порядок камеральных проверок при возмещении НДС;
5. Выявить проблемы налогового контроля НДС;
6. Рассмотреть пути решения проблем налогового контроля НДС.
Поставленная цель и задачи исследования обусловили следующую структуру работы: введение, 3 главы, заключение, список используемой литературы.

Глава 1. Общее понятие налоговых проверок НДС
1.1. Сущность налога на добавленную стоимость

Налог на добавленную стоимость (НДС) представляет собой форму изъятия в бюджет части стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и обращения. Добавленная стоимость - это разница между стоимостью реализованной продукции (работ, услуг) и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения.
НДС успешно применяется в большинстве стран с рыночной экономикой уже более 30 лет. В странах Западной Европы этот налог введен в конце 60-х годов (Германия, Дания, Нидерланды, Франция, Швеция) и начале 70-х годов (Бельгия, Великобритания, Италия, Люксембург, Норвегия). НДС, как основной налог на потребление, взимается в 35 странах Азии, Африки и Латинской Америки............

Заключение
Таким образом, проанализировав особенности камеральной проверки при возмещении НДС, можно сделать следующий вывод.
Налог на добавленную стоимость (НДС) представляет собой форму изъятия в бюджет части стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и обращения. В налоговой системе России НДС занимает одно из ведущих мест по объему налоговых поступлений. Плательщиками НДС являются предприятия и организации, имеющие в соответствии с законодательством РФ статус юридических лиц, полные товарищества, индивидуальные (семейные) частные предприятия и другие обособленные подразделения предприятий, самостоятельно реализующие товары (работы, услуги). Не признаются налогоплательщиками организации, являющиеся иностранными организаторами Олимпийских игр и Паралимпийских игр в Сочи в 2014году. Согласно налоговому законодательству в НДС существует несколько видов ставок: 0%,10% и 18%. К преимуществам НДС относятся механизм его взимания (при каждом акте купли-продажи), обеспечивающий немедленное поступление налога в бюджет. Негативной стороной является то, что при отсутствии на рынке достаточной товарной массы, когда не развита конкуренция производителей и расстроено финансовое хозяйство страны, данный налог усиливает инфляцию, приводя к дополнительному повышению розничных цен.
Камеральная налоговая проверка - налоговая проверка, проводимая по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа. Целью камеральной проверки является контроль за соблюдением налогоплательщиками законодательных и иных нормативных правовых актов о налогах и сборах, выявление и предотвращение налоговых правонарушений, взыскание сумм неуплаченных (не полностью уплаченных) налогов по выявленным нарушениям, привлечение виновных лиц к ответственности за совершение налоговых правонарушений, а также подготовка необходимой информации для обеспечения рационального отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок.
С 1 января 2010 года вступила в силу ст. 176.1 НК РФ «Заявительный порядок возмещения налога», которая позволил налогоплательщикам получать возмещение НДС в более короткие сроки, чем предусмотрено для общего порядка возмещения налога. Введен, заявительный порядок возмещения НДС, который предусматривает получение налогоплательщиком права на возмещение НДС до завершения камеральной проверки налоговой декларации по НДС, в которой заявлена сумма налога к возмещению. Право возместить НДС до окончания налоговой камеральной проверки могут налогоплательщики, у которых совокупная сумма НДС, акцизов, налога на прибыль и налога на добычу полезных ископаемых, уплаченная за 3 календарных года, предшествующие году, в котором подается заявление о применении заявительного порядка возмещения налога, составляет не менее 10 миллиардов руб., а также налогоплательщики, предоставившие вместе с налоговой деклараций, в которой заявлено право на возмещение налога, банковскую гарантию, предусматривающую обязательство банка на основании требования налогового органа уплатить в бюджет за налогоплательщика суммы налога, излишне зачтенные налогоплательщиком, в результате возмещения налога в заявительном порядке, в случае если по итогам камеральной налоговой проверки налоговый орган вынесет решение об отказе в возмещении полностью или частично суммы налога, заявленной к возмещению.
В процессе камеральной проверки при возмещении НДС, прежде всего, проверяется арифметика и взаимоувязка различных форм отчетности. В ходе проведения камеральной налоговой проверки деклараций по НДС используются налоговые декларации, бухгалтерская отчетность, документы, подтверждающие полноту, своевременность и правильность удержания у налогоплательщика и перечисления в бюджет сумм НДС, документы, подтверждающие обоснованность применения налоговой ставки 0%, информация из внешних и внутренних источников, связанных с хозяйственной деятельностью налогоплательщика. При проведении камеральной налоговой проверки проводится анализ документов и сведений, истребованных у проверяемого налогоплательщика, запрошенных у контрагентов, других налоговых органов, банков, таможенных органов, правоохранительных органов, других организаций, а также показателей налоговой декларации и документов, представленных налогоплательщиком при подаче налоговой декларации, другую имеющуюся у налогового органа информацию о деятельности налогоплательщика в целях подтверждения следующих условий: достоверность представленных налогоплательщиком сведений; действительность заключенных налогоплательщиком с поставщиками, комиссионерами (поверенными, агентами), перевозчиками и иными лицами договоров; подтверждение факта получения экспортной выручки; подтверждение факта оплаты товара и налога на добавленную стоимость поставщикам, комиссионерам, поверенным, агентам, перевозчикам и иным лицам.
Кроме того, исследуют представленные документы как с точки зрения правильности их оформления (наличие всех необходимых для подобного рода документов реквизитов, четкость их заполнения и т.д), так и на предмет отсутствия противоречий в содержании указанных документов (сверка данных контракта, ГТД, товаросопроводительных и других документов).
Проблема возмещения НДС представляется одной из самых сложных и серьезных в существующей налоговой системе. При осуществлении налогового контроля НДС налоговые органы сталкиваются со следующими проблемами: ложные счета-фактуры, через которые налогоплательщики стремятся уменьшить свои налоговые обязательства перед государством путем увеличения предоставляемого кредита по НДС, указанному в ложном счете-фактуре; фальсификация бухгалтерских записей, подразумевает под собой искажение записей в учетных регистрах либо в счетах-фактурах; некорректная квалификация типа сделки, возможна в результате сговора сторон сделки, выражающемся в проведении множества сделок, уменьшающих общую величину налогового обязательства; реимпорт товаров, в некоторых случаях предприятия могут поставлять товары и услуги на экспорт, а затем, пользуясь слабостью таможенного и пограничного контроля в некоторых пограничных пунктах, реимпортировать ранее вывезенную продукцию; короткоживущие предприятия, совершают операции, ведущие к возникновению налоговых обязательств, после чего прекращают свою деятельность до уплаты налогов в государственный бюджет; осуществление экспорта аффилированными предприятиями подразумевает под собой учреждение посредника - коммерческую организацию, которая закупает продукцию у компании-производителя, уплачивает НДС, затем отгружает продукцию на экспорт и требует возмещения НДС.
Построение эффективной системы контроля возмещения НДС возможно только при реализации комплексного подхода. Необходимо постоянное совершенствование законодательства, развитие методологии администрирования налога, совершенствование организационных механизмов. Путями решения проблем налогового контроля возмещения НДС являются: ужесточение требований к счету-фактуре как юридически значимому документу для обоснования вычетов; уменьшение числа налогоплательщиков за счет установления критериев, позволяющих исключить из числа налогоплательщиков НДС часть предприятий среднего и малого бизнеса, а также отказ от множественности учетной политики по НДС, установление единого порядка налогообложения - «по факту образования объекта налогообложения», исключение иных оснований возникновения налога помимо фактов образования объектов налогообложения, прямо указанных в законе и реализация концепции, которая предусматривает отказ от критерия оплаты покупателем стоимости товара (работы, услуги) для обоснования вычета или возмещения налога.

Список литературы

1. Налоговый кодекс Российской Федерации - М.: «Омега-Л» 2011.
2. Регламент проведения камеральных проверок налоговой отчетности, оформления и реализации их результатов.
3. Гусева Т.Г. Совершенствование механизма проведения налоговых проверок и оформления их результатов // Право и экономика. - 2010.
4. Кваша Ю.Ф., Зрелов А.П., Харламов М.Ф. Налоги и налогообложение: Пособие для сдачи экзамена. - М: Юрайт-Издат., 2009.
5. Комментарий к Налоговому кодексу РФ (части первой и второй)/ Под ред. Р.Ф. Захаровой, С.В. Земляченко. - М.: ПБОЮЛ, 2010.
6. Лыкова Л.Н. Налоги и налогообложение в России. Учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Дело, 2009.
7. Павлова Л.А. Методика налоговых проверок - М.,2010.
8. Пансков В.Г. Налоги и налогообложение в Российской Федерации: Учебник для вузов. - 7-е изд., доп. и перераб. - М.: МЦФЭР, 2010
9. Тимошенко В.А. Проверки налоговых органов: Учебно-практическое пособие - М., 2010.
10. Федеральный законй от 17.12.09 №318-ФЗ О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с введением заявительного порядка возмещения налога на добавленную стоимость [Консультант Плюс]
11. Федеральный закон от 10.07.02 №86-ФЗ О Центральном банке Российской Федерации (Банке России) [Консультант Плюс]
12. Письмо Минфина России от 24 ноября 2008г. № 03-02-07/1-471 [Консультант Плюс]
13. Письмо Минфина России от 1 февраля 2011г. № 03-02-08/6 [Консультант Плюс]
14.


Самое обсуждаемое
Музыкальный праздник в подготовительной группе ДОУ по сказкам Чуковского Музыкальный праздник в подготовительной группе ДОУ по сказкам Чуковского
Принцип деления Европы на субрегионы Принцип деления Европы на субрегионы
Какие растения растут в пустыне Какие растения растут в пустыне


top