Полномочия и организация деятельности конституционного суда российской федерации. Структура и организация деятельности Конституционного Суда Российской Федерации Структура и организация деятельности Конституционного Суда Российской Федерации

Полномочия и организация деятельности конституционного суда российской федерации. Структура и организация деятельности Конституционного Суда Российской Федерации Структура и организация деятельности Конституционного Суда Российской Федерации

В состав Конституционного суда входят две палаты, включающие в себя соответственно 9 и 10 судей. Персональный состав палат определяется путем жеребьевки, порядок проведения которой устанавливается Регламентом Конституционного суда.

Конституционный суд РФ рассматривает и разрешает дела в пленарных заседаниях и заседаниях палат. В пленарных заседаниях участвуют все судьи, в заседаниях палат - судьи, входящие в их состав. Пленарный состав палат не должен оставаться неизменным более, чем 3 года подряд. В состав одной палаты не могут входить Председатель и заместитель Председателя Конституционного суда.

В пленарном заседании Конституционный суд может рассмотреть любой вопрос, входящий в его компетенцию, однако есть и такие дела, которые Суд может рассматривать исключительно на пленарных заседаниях. К делам подобного рода относятся:

В ходе пленарных заседаний Конституционный суд также избирает Председателя, заместителя Председателя, судью-секретаря Конституционного суда; формирует персональные составы палат Конституционного Суда; принимает Регламент Конституционного суда и вносит в него изменения и дополнения; устанавливает очередность рассмотрения дел в пленарных заседаниях, а также распределяет дела между палатами; принимает решения о приостановлении или о прекращении полномочий судьи Конституционного Суда, а также в случае необходимости - о досрочном освобождении от должности Председателя, его заместителя или судьи-секретаря Конституционного суда и т.д.

В заседаниях палат Конституционный суд решает дела, отнесенные к ведению Конституционного суда и не подлежащие рассмотрению в пленарных заседаниях. В их число входят дела о соответствии Конституции Российской Федерации следующих нормативных актов:

  • - федеральных законов, нормативных актов Президента России, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации;
  • - законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению органов государственной власти России и органов государственной власти ее субъектов;
  • - договоров между органами государственной власти России и органами государственной власти субъектов РФ, а также договоров между органами государственной власти самих субъектов Российской Федерации;
  • - не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации;

В заседаниях палат Конституционный суд России решает также споры о компетенции:

  • - между федеральными органами государственной власти;
  • - между органами государственных властей Российской Федерации и ее субъектов;
  • - между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации.

Конституционный суд в заседаниях палат по рассмотрению жалоб на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле.

В пленарном заседании Конституционного суда тайным голосованием большинством голосов от общего числа судей избирается Председатель - сроком на три года, заместитель Председателя и судья-секретарь Конституционного суда.

Председатель Конституционного суда РФ выполняет следующие функции:

  • - руководит подготовкой пленарных заседаний Конституционного суда, созывает их и заседательствует на них;
  • - вносит на обсуждение Конституционного суда вопросы, подлежащие рассмотрению в пленарных заседаниях;
  • - представляет Конституционный суд в сношениях с государственными органами и организациями; выступает от имени Конституционного суда;
  • - осуществляет общее руководство аппаратом Конституционного суда.

Председатель Конституционного суда издает приказы и распоряжения Суда.

В обязанности заместителя Председателя Конституционного суда входит осуществление некоторых функция Председателя Суда по его уполномочию, а также обязанностей, возложенных на него Судом.

Судья-секретарь Конституционного суда осуществляет непосредственное руководство работой аппарата Конституционного суда; доводит до сведения соответствующих органов, организаций и лиц решения, принятые Конституционным судом, и информирует Суд об их исполнении и т.д.

После возобновления деятельности Конституционного суда в 1995 г. структура его аппарата была усовершенствована. В ней можно выделить две составляющие части: первая из них - это так называемый аппарат судей. При каждом судье состоят три работника, призванных помогать непосредственно ему и ему подчиненных. (Аппарат Председателя суда, его заместителя и судьи-секретаря по численности выше.)

Вторая часть аппарата - это секретариат, состоящий из ряда управлений (Управление конституционного надзора, Управление конституционных программ частного права, Управление международного права и т.д.). В их задачи входит первичное ознакомление с поступившими обращениями, подготовка экспертных заключений по принятым к рассмотрению делам, подготовка аналитических материалов. В секретариате имеются также подразделения, занимающиеся организацией судебных заседаний, контролем за исполнением решений Конституционного суда, обеспечением суда необходимой правовой информацией. Секретариат Конституционного суда осуществляет информационно-справочную, аналитическую работу, а также рассматривает обращения в суд в предварительном порядке и в случаях, когда они не затрагивают вопросов, требующих изучения судьями.

Общая численность секретариата - около 150 штатных единиц.

При Суде действует также Научно-консультационный совет, а по вопросам своей внутренней деятельности Конституционный суд принимает Регламент Конституционного суда. В нем устанавливаются: порядок определения персонального состава палат Конституционного суда, порядок распределения дел между ними, порядок определения очередности рассмотрения дел в пленарных заседаниях и в заседаниях палат и т.д..

Говоря об организации деятельности Конституционного суда РФ, следует еще упомянуть о наличии в современном конституционном законодательстве такого института как особое мнение судьи Конституционного суда. Особое мнение судьи, не совпадающее с общим решением Конституционного суда, публикуется вместе с решением Суда. Но, если следовать Федеративному конституционному закону о Конституционном суде РФ (76,78), Суд, при обнародовании принятого решения, не связан с представлением судьей его собственного мнения, ибо на Суд возлагается обязанность немедленно публикации только решения Конституционного суда. Российские юристы, однако, считают, что публикация особого мнения судьи была бы желательна, так как эта мера дает возможность познакомиться не только со взглядами на проблему конкретного представителя судебных органов, но и способствует дальнейшему развитию всего судопроизводства на демократических началах.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского»

Юридический факультет

Кафедра конституционного и административного права

по дисциплине Конституционное право

Тема реферата: «Структура и организация работы Конституционного суда РФ»

Выполнила студентка

группы 11-22

заочной формы обучения

Хоменко Полина Максимовна

Проверила

Криницина Мария Александровна

Нижний Новгород 2015г

  • Введение
  • 1. История возникновения и развития Конституционного Суда Российской Федерации
  • 2. Состав и структура Конституционного суда РФ
  • 3. Полномочия Конституционного суда РФ
  • Заключение
  • Список использованной литературы

Введение

Актуальность работы. Появление в начале 90-х годов прошлого века особого органа правовой охраны Конституции - Конституционного Суда, явилось следствием политико-правовых преобразований в нашей стране. Новый институт органично вошел в ее правовую систему, стал одним из важнейших государственных органов, обеспечивающих верховенство и прямое действие Конституции РФ, реализацию принципа разделения властей, защиту прав и свобод человека и гражданина, укрепление федеративных отношений. Впервые на конституционном уровне был закреплен новый, неизвестный доселе отечественной правовой системе вид судопроизводства - конституционное судопроизводство. Интерес к деятельности Конституционного Суда РФ весьма высок как среди ученых - правоведов, так и среди политиков и общественных деятелей, а принимаемые им решения всегда имеют повышенный общественный резонанс, поскольку затрагивают все общество, имеют определяющее и координирующее воздействие на развитие правовой системы страны Гудков Л. Российская судебная система в мнениях общества / Л.Гудков, Б.Дубин, Н.Зоркая // Вестник обществ. мнения. - 2010. - N 4. - С.7-43. .

Ученые - конституционалисты исследуют различные грани процессуальной деятельности Конституционного Суда РФ, развиваются и появляются новые направления исследований, создается теория конституционного судопроизводства. Вместе с тем, конституционно-процессуальные нормы, обеспечивающие осуществление Судом своих полномочий в различных процедурных формах не являются неизменными, так как конкретизируются законодателем и, в большей степени, - актами самого Конституционного Суда РФ.

Целью настоящего исследования является изучение структуры и организации работы Конституционного Суда РФ.

Достижение указанной цели представляется возможным с помощью следующих задач: 1) изучить историю возникновения и развития КС РФ; 2) рассмотреть полномочия КС РФ; 3) охарактеризовать состав и структуру КС РФ.

Указанные цель и задачи работы обусловили ее структуру, которая состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

1. История возникновения и развития Конституционного Суда Российской Федерации

Конституционный Суд Российской Федерации с момента его создания в 1991 г. стал важнейшим государственно-правовым институтом, самостоятельным органом государственной власти, обеспечивающим стабильность конституционного строя, незыблемость основных прав и свобод человека и гражданина.

Предвестником конституционного судопроизводства было создание Комитета конституционного надзора в СССР. Комитет был образован Съездом народных депутатов СССР и действовал на основании Закона, принятого 3 декабря 1989 года и введенного в действие с 1 января 1990 года Петрухин И.Л Судебная власть Ин-т гос.и пр. РАИ - М.: Проспект: ТК Велби, 2013 г. - С. 321 .

Комитет существовал не как орган судебной власти, а как особая структура в системе законодательной власти. Он не имел права признавать антиконституционные законы недействующими и как экспертный, консультативный орган при парламенте должен был направлять свои заключения по поводу проектов нормативных актов, а также действующих законов, принимаемых Съездом народных депутатов СССР, и законов союзных республик на рассмотрение Съезда народных депутатов, который мог утвердить или отклонить заключения Комитета. Самостоятельной юрисдикцией Комитет обладал только в отношении подзаконных нормативных актов, нарушавших основные права и свободы человека, закрепленные в Конституции и в признанных СССР международных документах впервые в истории России был образован принципиально новый конституционно-правовой институт - Конституционный Суд, являющийся судебным органом конституционного контроля. Это было поистине революционным политико-правовым актом на фоне зависимого положения судебной власти, во многом декоративно-пропагандистской роли советских Конституций.

Учреждение Конституционного Суда России стало конкретным проявлением стремления, во-первых, к демократическим преобразованиям, конституционно-правовой защите суверенитета Российской Федерации; во-вторых, к последовательной реализации идей правового государства, принципа разделения властей и создания сильной судебной власти; в-третьих, к превращению Конституции в непосредственно действующее право, которому должны неукоснительно следовать органы публичной власти, другие субъекты права и, на которое могли бы прямо опираться граждане, их объединения для защиты своих прав и свобод.

В то же время на первоначальном этапе своей деятельности Конституционный Суд должен был действовать на основе Конституции РСФСР 1978 г., в которую к началу 90-х г.г. было внесено около 300 поправок, приведших к соединению в ней как бы двух форм устройства государства: советской и общедемократической. Такое соединение противоположных конституционных установлений было выражением не социального компромисса или гражданского согласия, что обычно характеризует сущность демократических конституций, а незавершенной острой борьбы различных социально-политических сил за выбор пути дальнейшего развития России. В этих условиях становление конституционного правосудия было непростым делом. Тем не менее, Конституционный Суд в своей деятельности стремился исходить из демократических правовых начал, нашедших отражение в Конституции, и общеправовых принципов.

Новый этап в конституционно-правовом развитии страны связан с Конституцией России, принятой всенародным голосованием (референдумом) 12 декабря 1993 г. Она представляет собой правовой фундамент процесса реформирования российского общества, затрагивающего все его сферы - социально-экономическую, политическую, государственно-правовую и духовную. В Конституции России 1993 г. нашли воплощение многие принципы демократического конституционного строя, конституционализма: народовластие; верховенство права и конституции; признание человека, его прав и свобод высшей ценностью, их защита государством; политический и идеологический плюрализм, многопартийность; федерализм; разделение властей; самостоятельность местного самоуправления; признание и защита различных форм собственности; свобода экономической деятельности; судебный конституционный контроль. .

Конституционный Суд в нашей стране в его нынешнем виде появился в 1994 г. Заметим, что сама Конституция РФ Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 21 июля 2014 № 11-ФКЗ) // Российская газета, от 25 декабря 1993 г. № 237. была принята 12 декабря 1993 г., ФКЗ «О Конституционном Суде в РФ» Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 N 1-ФКЗ (ред. от 04.06.2014) "О Конституционном Суде Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 06.08.2014)// "Собрание законодательства РФ", 25.07.1994, N 13, ст. 1447. был принят 21 июля 1994 г., т.е. практически спустя полгода после Конституции РФ, а ФКЗ «О судебной системе в РФ», Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ (ред. от 05.02.2014) "О судебной системе Российской Федерации"//"Собрание законодательства РФ", 06.01.1997, N 1, ст. 1. к примеру, был принят в 1996 г. 31 декабря (спустя 3 года) после Конституции РФ. Так почему же потребовалось столь скорое принятие именно в форме ФКЗ закона, определяющего правовое положение Конституционного Суда?

Во-первых, сама Конституция РФ предусматривает, что деятельность Конституционного Суда должна регулироваться именно Федеральным конституционным законом, а не просто федеральным законом. Напомним, что для принятия или внесения изменения в любой ФКЗ необходимо получить его одобрение не менее, чем 2/3 от голосов Федерального собрания РФ, в которое входят Государственная Дума РФ и Совет Федерации (нижняя и верхняя палаты парламента). Таким образом, принятие именно в форме ФКЗ акта, регулирующего деятельность (правовой статус Конституционного Суда РФ), объясняется тем, что такую форму законодательного акта очень трудно изменить, что придает законодательную стабильность основных положений деятельности Конституционного Суда РФ.

Во-вторых, причина такого скорейшего принятия ФКЗ «О Конституционном Суде в РФ» заключается в той политической ситуации, которая существовала в стране на тот период времени.

Таким образом, Конституция РФ дала Конституционному Суду РФ особые полномочия, которые значительно отличают его от других судебных органов власти.

Являясь специальным органом судебной власти, Конституционный Суд РФ, учитывая возлагаемые на него функции и полномочия по обеспечению верховенства и непосредственного действия Конституции РФ и баланса властей, выступает еще и как высший конституционный орган одного уровня с федеральными звеньями президентской, законодательной и исполнительной властей. В этом выражается его двуединая правовая природа. конституционный судопроизводство государственный правовой

2. Состав и структура Конституционного суда РФ

К числу иных подразделений аппарата Конституционного Суда относятся пресс-служба, отдел кадров, финансовое управление, управление делами. Их задачи сводятся преимущественно к осуществлению кадрового, материально-технического и социально-бытового обеспечения Конституционного Суда. Конституционный Суд Российской Федерации рассматривает и разрешает дела в пленарных заседаниях и заседаниях палат Конституционного Суда Российской Федерации. Конституционный Суд Российской Федерации состоит из двух палат, включающих в себя соответственно десять и девять судей Конституционного Суда Российской Федерации. Персональный состав палат определяется путем жеребьевки, порядок проведения которой устанавливается Регламентом Конституционного Суда Российской Федерации.

В пленарных заседаниях участвуют все судьи Конституционного Суда Российской Федерации, в заседаниях палат - судьи, входящие в состав соответствующей палаты. Председатель и заместитель Председателя Конституционного Суда Российской Федерации не могут входить в состав одной и той же палаты. Персональный состав палат не должен оставаться неизменным более чем три года подряд. Очередность исполнения судьями, входящими в состав палаты, полномочий председательствующего в ее заседаниях определяется на заседании палаты. Заседания Конституционного Суда РФ проходят в форме пленарных заседаний и заседаний палат Конституционного Суда РФ.

На пленарном заседании должны присутствовать все судьи Конституционного Суда РФ, а руководит такими заседаниями Председатель Конституционного Суда РФ. Пленарные заседания правомочны при присутствии не менее 2/3 от общего числа назначенных судей (не считая тех, чьи полномочия приостановлены в установленном законом порядке).

3. Полномочия Конституционного суда РФ

В соответствии со ст. 1 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» Конституционный Суд Российской Федерации - судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

Организация деятельности Конституционного Суда, порядка назначения судей и их статус регулируется действующим законодательством:

1. Статья 125 Конституции РФ

2. Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» от 31.12.96г.

3. Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации" от 21.07.94г.

Отличие деятельности Конституционного Суда от работы других судебных органов, например, районных судов, заключается в том, что Конституционный Суд проверяет конституционность тех или иных законов.

Конституционный Суд Российской Федерации путем конституционного судопроизводства следит за тем, чтобы в правоприменительной деятельности соблюдались конституционные принципы. Некоторые решения Суда можно считать элементом правотворчества, поскольку нередки случаи, когда Конституционный Суд в целях восполнения пробела или устранения противоречий вынужден установить конституционно-правовой смысл гражданско;правовых норм.

Конституционный Суд Российской Федерации входит в судебную систему Российской Федерации как специальный судебный орган, полномочия, порядок образования и деятельность которого детально регламентированы Федеральным конституционном законом от 21 июля 1994 года № 1 ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации».

Правомочием по проверке конституционности наделен только Конституционный Суд Российской Федерации, который осуществляет ее в особой судебной процедуре конституционного судопроизводства. Это обусловлено тем, что решения Конституционного Суда Российской Федерации, в результате которых неконституционные нормативные акты утрачивают юридическую силу, имеют такую же сферу действия во времени, пространстве и по кругу лиц, как решения нормотворческого органа.

В то же время Конституционный Суд Российской Федерации, принимая решение по делу, оценивает также смысл, который придается рассматриваемому нормативному акту сложившейся судебной практикой. Тем самым он выражает свое отношение как к позиции законодателя (иного нормотворческого органа), так и к ее пониманию правоприменителем, основываясь при этом на толковании положений Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой только Конституционный Суд Российской Федерации выносит официальные решения, имеющие общеобязательное значение: «его постановления являются окончательными, не могут быть пересмотрены другими органами или преодолены путем повторного принятия отвергнутого неконституционного акта, а также обязывают всех правоприменителей, включая другие суды, действовать в соответствии с правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации» .

Решения Конституционного Суда Российской Федерации, в результате

которых неконституционные нормативные акты утрачивают юридическую силу, имеют такую же сферу действия во времени, пространстве и по кругу лиц, как решения нормотворческого органа.

Конституционный Суд России состоит из 19 судей. Согласно ст. 4 ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» Конституционный Суд Российской Федерации вправе осуществлять свою деятельность при наличии в его составе не менее трех четвертей от общего числа судей.

Суд действует как в пленарных заседаниях, так и в заседаниях двух палат, включающих в себя соответственно десять и девять судей Конституционного Суда. Персональный состав палат определяется путем жеребьевки. Председатель и заместитель Председателя Конституционного Суда не могут входить в состав одной и той же палаты. Персональный состав палат не должен оставаться неизменным более чем три года подряд. В пленарных заседаниях участвуют все судьи Конституционного Суда, а в заседаниях палат - судьи, входящие в состав соответствующей палаты. Ст. 21 и 22 ФКЗ «О Конституционном Суде РФ» устанавливают перечни вопросов, которые должны рассматриваться Конституционным Судом в пленарных заседаниях и в заседаниях палат. Причем Конституционный Суд вправе рассмотреть в пленарном заседании любой вопрос, входящий в его компетенцию.

Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда Российской Федерации определяются Конституцией Российской Федерации и ФКЗ «О Конституционном Суде РФ».

Основными полномочиями Конституционного Суда РФ, прямо и непосредственно направленными на реализацию функции защиты основных прав и свобод человека и гражданина, является проверка конституционности законов, осуществляемая по жалобам граждан на нарушение конституционных прав и свобод и запросам судов в порядке конкретного нормоконтроля, осуществляющаяся в соответствующих видах производств в Конституционном Суде РФ. Для данных видов производств характерны: единый предмет рассмотрения (примененный или подлежащий применению закон); наличие конкретного дела в суде или ином правоприменительном органе (конкретный контроль); единые критерии допустимости и основания (критерии) проверки конституционности закона; единые итоговые решения и юридические последствия. Различия состоят в субъектах обращения. Существенным различием также является то, что в производстве по, запросам судов круг законов, проверяемый на конституционность, может быть более широким, нежели тех законов, положения которых нарушают конституционные права граждан, как это имеет место в производстве по жалобам физических и юридических лиц.

В целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции Российской Федерации на всей территории Российской Федерации Конституционный Суд Российской Федерации:

1) разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации:

а) федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации;

б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

в) договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

г) не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации;

2) разрешает споры о компетенции:

а) между федеральными органами государственной власти;

б) между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

в) между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации;

3) по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле;

4) дает толкование Конституции Российской Федерации;

5) дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;

6) выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения;

7) осуществляет иные полномочия, предоставляемые ему Конституцией Российской Федерации, Федеративным договором и федеральными конституционными законами; может также пользоваться правами, предоставляемыми ему заключенными в соответствии со статьей 11 Конституции Российской Федерации договорами о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, если эти права не противоречат его юридической природе и предназначению в качестве судебного органа конституционного контроля.

Компетенция Конституционного Суда Российской Федерации быть изменена не иначе как путем внесения изменений в настоящий Федеральный конституционный закон.

Конституционный Суд Российской Федерации решает исключительно вопросы права.

Конституционный Суд Российской Федерации при осуществлении конституционного судопроизводства воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов.

По вопросам своей внутренней деятельности Конституционный Суд Российской Федерации принимает Регламент Конституционного Суда Российской Федерации.

Заключение

Подводя итог нашему исследованию, отметим следующее.

В соответствии со ст. 1 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» Конституционный Суд Российской Федерации - судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства

Конституционное судопроизводство - это:

1) возникающее на основе конституционно-процессуальных норм юридическое отношение, складывающееся между органами конституционной юстиции (Конституционном Судом Российской Федерации, конституционными (уставными) судами субъектов Российской Федерации), с одной стороны, и государственными органами России и ее субъектов, а также органами местного самоуправления и гражданами Российской Федерации, с другой стороны, по поводу разъяснения положений конституций и уставов, осуществления нормоконтроля, рассмотрения споров конституционного характера и защиты конституционных прав;

2) это имеющая собственную процессуальную форму деятельность компетентных государственных органов по обеспечению верховенства конституций и уставов, разрешению конституционно-правовых споров и защите конституционных прав и свобод;

3) это один из конституционно-правовых институтов, представляющий собой совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся в процессе реализации органами конституционной юстиции своей компетенции;

4) это одна из закрепленных Конституцией Российской Федерации, наряду с гражданским, уголовным и административным судопроизводством, организационно-правовых форм реализации судебной власти.

Конституционный суд РФ действует в составе 19 судей, назначаемых на должность Советом Федерации. Текущее руководство работой Конституционного Суда РФ осуществляется его Председателем, заместителем Председателя и судьей-секретарем, избираемых на пленарном заседании путем тайного голосования сроком на три года. Деятельность Конституционного Суда РФ обеспечивает аппарат, состоящий из Секретариата и иных подразделений.

В состав Секретариата Конституционного Суда входят: девять управлении (пять отраслевых управлений, осуществляющих научно-аналитическое обеспечение Конституционного Суда по соответствующим отраслям права, управления судебных заседаний, редакционно-издательское, международных связей и обобщения зарубежной практики конституционного контроля, правовой информации); четыре отдела (контроля и исполнения решений, по работе с письмами); канцелярия; приемная и ряд других подразделений.

К числу иных подразделений аппарата Конституционного Суда относятся пресс-служба, отдел кадров, финансовое управление, управление делами. Их задачи сводятся преимущественно к осуществлению кадрового, материально-технического и социально-бытового обеспечения Конституционного Суда.

Список использованной литературы

1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 21 июля 2014 № 11-ФКЗ) // Российская газета, от 25 декабря 1993 г. № 237.

2. Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 N 1-ФКЗ (ред. от 04.06.2014) "О Конституционном Суде Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 06.08.2014)// "Собрание законодательства РФ", 25.07.1994, N 13, ст. 1447.

3. Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ (ред. от 05.02.2014) "О судебной системе Российской Федерации"//"Собрание законодательства РФ", 06.01.1997, N 1, ст. 1.

4. Постановление Конституционного Суда РФ № 19;П от 16.06.1998. Собрание законодательства РФ. 1998. № 25. ст.3004.

5. Гудков Л. Российская судебная система в мнениях общества / Л.Гудков, Б.Дубин, Н.Зоркая // Вестник обществ. мнения. - 2010. - N 4. - С.7-43.

6. Гуськова А.П., Шамардин А.А.Правоохранительные органы (судоустройство): Учебник. -Москва: ИГ «Юрист», 2013.

7. Мазуров А.В. Комментарий к Федеральному Конституционному Закону «О Конституционном Суде Российской Федерации» - М., «ЮрИНФОРМ», 2014. С. 19

8. Петрухин И.Л Судебная власть Ин-т гос.и пр. РАИ - М.: Проспект: ТК Велби, 2013 г. - С. 321

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    История возникновения и развития Конституционного Суда РФ. Полномочия, состав, порядок образования Конституционного Суда РФ. Организация работы, аппарат Конституционного Суда РФ. Решения Конституционного Суда РФ. Их виды, содержание, форма.

    курсовая работа , добавлен 07.11.2002

    Отсутствие в государственной системе высших органов власти конституционного суда как одна из характерных черт советской формы правления. Роль Комитета конституционного надзора Белорусской ССР, особенности его создания, организация и порядок деятельности.

    реферат , добавлен 13.08.2012

    Особенности формирования, правового статуса и полномочий Конституционного Суда Республики Беларусь как органа конституционного контроля. Специфика надзора за законностью решений органов государственного управления на республиканском и местном уровне.

    курсовая работа , добавлен 29.11.2012

    История возникновения и развития Конституционного Суда Российской Федерации, его полномочия, состав и порядок образования. Организация работы Конституционного Суда РФ. Аппарат Конституционного Суда. Виды, содержание, форма и юридическое значение решений.

    курсовая работа , добавлен 17.12.2008

    Общая характеристика и правовая сущность актов специализированных органов конституционного контроля. Понятие и виды решений Конституционного Суда, их юридическая сила. Проблемы исполнения и возможность пересмотра постановлений Конституционного Суда.

    курсовая работа , добавлен 16.12.2014

    Понятие и компетенция Конституционного Суда Российской Федерации. Характеристика судейского состава Конституционного Суда. Требования, предъявляемые к кандидату на должность судьи. Порядок избрания председателя Конституционного Суда и его заместителя.

    курсовая работа , добавлен 23.03.2014

    Понятие и стадии конституционного судопроизводства. Случаи жалоб на нарушение законом конституционных прав и свобод. Порядок заседания конституционного суда (КС) Российской Федерации при рассмотрении дела по существу. Основные принципы деятельности КС.

    контрольная работа , добавлен 26.02.2010

    История законодательства о конституционном правосудии в России. Полномочия Конституционного Суда Российской Федерации. Решения Конституционного Суда как особый юридический феномен. Трансформация правовых позиций суда, проблемы исполнения ее решений.

    дипломная работа , добавлен 20.01.2012

    Юридическая сила актов Конституционного Суда, вынесение решений, посланий и заключений. Понятие и виды полномочий Конституционного Суда в области предварительного и последующего (репрессивного) контроля. Правовое регулирование деятельности суда.

    курсовая работа , добавлен 14.06.2014

    Конституционная защита социальных и экономических прав и свобод человека и гражданина. Установление роли, значимости существования и работы Конституционного Суда РФ в российском обществе как института защиты экономических и социально-культурных прав.

В состав Конституционного суда входят две палаты, включающие в себя соответственно 9 и 10 судей. Персональный состав палат определяется путем жеребьевки, порядок проведения которой устанавливается Регламентом Конституционного суда.

Конституционный суд РФ рассматривает и разрешает дела в пленарных заседаниях и заседаниях палат. В пленарных заседаниях участвуют все судьи, в заседаниях палат - судьи, входящие в их состав. Пленарный состав палат не должен оставаться неизменным более, чем 3 года подряд. В состав одной палаты не могут входить Председатель и заместитель Председателя Конституционного суда.

В пленарном заседании Конституционный суд может рассмотреть любой вопрос, входящий в его компетенцию, однако есть и такие дела, которые Суд может рассматривать исключительно на пленарных заседаниях. К делам подобного рода относятся:

  • -Дела о соответствии Конституции Российской Федерации конституций республик и устав субъектов РФ;
  • -Толкование Конституции Российской Федерации;
  • - Вынесение заключений о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;
  • -Утверждение посланий Конституционного суда;
  • -Решение вопросов о выступлении с законодательной инициативой по вопросам своего ведения.

В ходе пленарных заседаний Конституционный суд также избирает Председателя, заместителя Председателя, судью-секретаря Конституционного суда; формирует персональные составы палат Конституционного Суда; принимает Регламент Конституционного суда и вносит в него изменения и дополнения; устанавливает очередность рассмотрения дел в пленарных заседаниях, а также распределяет дела между палатами; принимает решения о приостановлении или о прекращении полномочий судьи Конституционного Суда, а также в случае необходимости - о досрочном освобождении от должности Председателя, его заместителя или судьи-секретаря Конституционного суда и т.д.

В заседаниях палат Конституционный суд решает дела, отнесенные к ведению Конституционного суда и не подлежащие рассмотрению в пленарных заседаниях. В их число входят дела о соответствии Конституции Российской Федерации следующих нормативных актов:

  • - федеральных законов, нормативных актов Президента России, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации;
  • - законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению органов государственной власти России и органов государственной власти ее субъектов;
  • - договоров между органами государственной власти России и органами государственной власти субъектов РФ, а также договоров между органами государственной власти самих субъектов Российской Федерации;
  • - не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации;

В заседаниях палат Конституционный суд России решает также споры о компетенции:

  • - между федеральными органами государственной власти;
  • - между органами государственных властей Российской Федерации, и ее субъектов;
  • - между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации.

Конституционный суд в заседаниях палат по рассмотрению жалоб на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле.

В пленарном заседании Конституционного суда тайным голосованием большинством голосов от общего числа судей избирается Председатель - сроком на три года, заместитель Председателя и судья-секретарь Конституционного суда.

Председатель Конституционного суда РФ выполняет следующие функции:

  • - руководит подготовкой пленарных заседаний Конституционного суда, созывает их и заседательствует на них;
  • - вносит на обсуждение Конституционного суда вопросы, подлежащие рассмотрению в пленарных заседаниях;
  • - представляет Конституционный суд в сношениях с государственными органами и организациями; выступает от имени Конституционного суда;
  • - осуществляет общее руководство аппаратом Конституционного суда.

Председатель Конституционного суда издает приказы и распоряжения Суда.

В обязанности заместителя Председателя Конституционного суда входит осуществление некоторых функция Председателя Суда по его уполномочию, а также обязанностей, возложенных на него Судом.

Судья-секретарь Конституционного суда осуществляет непосредственное руководство работой аппарата Конституционного суда; доводит до сведения соответствующих органов, организаций и лиц решения, принятые Конституционным судом, и информирует Суд об их исполнении и т.д.

После возобновления деятельности Конституционного суда в 1995 г. структура его аппарата была усовершенствована. В ней можно выделить две составляющие части: первая из них - это так называемый аппарат судей. При каждом судье состоят три работника, призванных помогать непосредственно ему и ему подчиненных. (Аппарат Председателя суда, его заместителя и судьи-секретаря по численности выше.)

Вторая часть аппарата - это секретариат, состоящий из ряда управлений (Управление конституционного надзора, Управление конституционных программ частного права, Управление международного права и т.д.). В их задачи входит первичное ознакомление с поступившими обращениями, подготовка экспертных заключений по принятым к рассмотрению делам, подготовка аналитических материалов. В секретариате имеются также подразделения, занимающиеся организацией судебных заседаний, контролем за исполнением решений Конституционного суда, обеспечением суда необходимой правовой информацией. Секретариат Конституционного суда осуществляет информационно-справочную, аналитическую работу, а также рассматривает обращения в суд в предварительном порядке и в случаях, когда они не затрагивают вопросов, требующих изучения судьями.

Общая численность секретариата - около 150 штатных единиц.

При Суде действует также Научно-консультационный совет, а по вопросам своей внутренней деятельности Конституционный суд принимает Регламент Конституционного суда. В нем устанавливаются: порядок определения персонального состава палат Конституционного суда, порядок распределения дел между ними, порядок определения очередности рассмотрения дел в пленарных заседаниях и в заседаниях палат и т.д..

Говоря об организации деятельности Конституционного суда РФ, следует еще упомянуть о наличии в современном конституционном законодательстве такого института как особое мнение судьи Конституционного суда. Особое мнение судьи, не совпадающее с общим решением Конституционного суда, публикуется вместе с решением Суда. Но, если следовать Федеративному конституционному закону о Конституционном суде РФ (76,78), Суд, при обнародовании принятого решения, не связан с представлением судьей его собственного мнения, ибо на Суд возлагается обязанность немедленно публикации только решения Конституционного суда. Российские юристы, однако, считают, что публикация особого мнения судьи была бы желательна, так как эта мера дает возможность познакомиться не только с взглядами на проблему конкретного представителя судебных органов, но и способствует дальнейшему развитию всего судопроизводства на демократических началах.

Конституционный Суд РФ рассматривает и разрешает дела в заседаниях Конституционного Суда РФ с проведением слушаний, а в случаях, указанных в Законе о Конституционном Суде, также без проведения слушаний.

Конституционный Суд РФ рассматривает в заседаниях все вопросы, относящиеся к полномочиям Конституционного Суда РФ, установленные Конституцией РФ, Законом о Конституционном Суде, а также:

  • 1) принимает послания Конституционного Суда РФ;
  • 2) принимает Регламент Конституционного Суда РФ и вносит в него изменения и дополнения;
  • 3) принимает решения о представлении судьи Конституционного Суда РФ к награждению государственной наградой РФ, в том числе присвоению ему почетного звания РФ, а также об обращении к Президенту РФ с ходатайством о даче им согласия на принятие судьей Конституционного Суда РФ награды или иного знака отличия иностранного государства;
  • 4) принимает решения о приостановлении или прекращении полномочий судьи Конституционного Суда РФ, а также о наличии оснований для досрочного прекращения Советом Федерации по представлению Президента РФ полномочий Председателя или заместителей Председателя Конституционного Суда РФ.

Разрешение дела без проведения слушаний осуществляется в заседании Конституционного Суда РФ.

В частности, Конституционный Суд РФ может проверять по жалобе на нарушение конституционных прав и свобод граждан конституционность закона, примененного в конкретном деле, или проверять по запросу суда конституционность закона, подлежащего применению в конкретном деле, без проведения слушания, если придет к выводу что:

  • 1) оспариваемые положения закона аналогичны нормам, ранее признанными несоответствующими Конституции РФ Постановлением Конституционного Суда РФ;
  • 2) подтверждение Конституционным Судом РФ неконституционности нормы необходимо для устранения фактов нарушений конституционных прав и свобод граждан в правоприменительной практике.

Производство в Конституционном Суде РФ осуществляется на основе принципов независимости, коллегиальности, гласности, устности разбирательства, непрерывности судебного заседания, государственного языка судопроизводства, состязательности и равноправия сторон.

Поводом к рассмотрению дела в Конституционном Суде РФ является обращение в Конституционный Суд РФ в форме запроса, ходатайства или жалобы, отвечающее требованиям Закона о Конституционном Суде.

Обращение направляется в Конституционный Суд РФ в письменной форме и подписывается управомоченными лицами.

Участниками процесса в Конституционном Суде РФ считаются стороны, их представители, свидетели, эксперты, переводчики.

Сторонами в конституционном судопроизводстве являются:

  • 1) заявители – органы или лица, направившие в Конституционный Суд РФ обращение;
  • 2) органы или должностные лица, издавшие или подписавшие акт, конституционность которого подлежит проверке;
  • 3) государственные органы, компетенция которых оспаривается.

Представителями сторон но должности могут выступать: руководитель органа, подписавшего обращение в Конституционный Суд; органа, издавшего оспариваемый акт; любой член Совета Федерации или депутат Государственной Думы из числа обратившихся с запросом, а также адвокаты или лица, имеющие ученую степень по юридической специальности.

Стороны обладают равными процессуальными правами. Они могут знакомиться с материалами дела, излагать свою позицию по делу, задавать вопросы другим участникам процесса, заявлять ходатайства, в том числе об отводе судьи.

Стороны обязаны явиться по вызову Конституционного Суда РФ, дать объяснения и ответить на вопросы. Неявка стороны или ее представителя не препятствует рассмотрению дела, кроме случаев, указанных в законе.

Итоговое решение по рассматриваемому делу принимается Конституционным Судом в закрытом совещании. В ходе совещания судьи Конституционного Суда РФ вправе свободно излагать свою позицию по обсуждаемому вопросу и просить других судей уточнить их позиции. Число и продолжительность выступлений на совещании не могут быть ограничены.

Решение Конституционного Суда РФ принимается открытым голосованием путем поименного опроса судей.

В случае если при принятии решения по делу о проверке конституционности нормативного акта, договора между органами государственной власти, не вступившего в силу международного договора РФ голоса разделились поровну, решение считается принятым в пользу конституционности оспариваемого акта. Решение по спорам о компетенции во всех случаях принимается большинством голосов.

Решение о толковании Конституции РФ принимается большинством не менее 2/3 от общего числа судей.

Судья Конституционного Суда РФ не вправе воздержаться при голосовании или уклониться от голосования.

Итоговое решение Конституционного Суда РФ именуется постановлением.

Итоговое решение Конституционного Суда РФ по существу запроса о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президенту РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления именуется заключением.

Решения Конституционного Суда РФ, принимаемые в ходе осуществления конституционного судопроизводства, именуются определениями.

Решение Конституционного Суда РФ окончательно и не подлежит обжалованию. Оно действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.

Неисполнение, ненадлежащее исполнение или воспрепятствование исполнению решения Конституционного Суда РФ влечет ответственность, установленную федеральными законами.

Решение Конституционного Суда РФ может быть официально разъяснено только самим Конституционным Судом по ходатайству органов и лиц, имеющих право на обращение в Конституционный Суд РФ, а также органов и лиц, которым оно было направлено.

Официальным изданием Конституционного Суда РФ является "Вестник Конституционного Суда Российской Федерации".

Местом постоянного пребывания Конституционного Суда РФ является город Санкт-Петербург.

Конституционный Суд РФ может провести заседания в другом месте, когда сочтет это необходимым.

В целях обеспечения доступа граждан и их объединений к конституционному правосудию, постоянной связи Конституционного Суда РФ с иными органами государственной власти Российской Федерации, субъектами РФ, содействия в осуществлении Конституционным Судом РФ своих полномочий создается представительство Конституционного Суда РФ в городе Москве.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

МОСКОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ

Им. О. Е. Кутафина

ФИЛИАЛ МГЮА В Г. ВОЛОГДЕ

КАФЕДРА КОНСТИТУЦИОННОГО (МУНИЦИПАЛЬНОГО) ПРАВА РОССИИ

Курсовая работа

Тема: «ОРГАНИЗАЦИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РФ»

Выполнила: Научный руководитель:

Студентка 2 курса (3 гр.) Семёнова Е.А.

Института правоведения

Селезнёва Наталья

Вологда 2010-2011

Введение 3

Глава 1. История возникновения Конституционного суда РФ 4

Глава 2. Конституционный суд как судебный орган конституционного контроля 6

§1. Порядок образования конституционного суда 6

§2. Структура Конституционного суда РФ. 8

§3. Деятельность, не совместимая с должностью судьи Конституционного Суда Российской федерации. 10

§4. Полномочия Конституционного суда РФ 12

§5. Законодательная база деятельности Конституционного суда РФ. 14

Глава 3. Деятельность Конституционного Суда Российской Федерации. 16

§1. Принципы деятельности Конституционного Суда Российской Федерации. 16

§2. Решения Конституционного Суда Российской Федерации. 18

Глава 4. Конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации. 21

Заключение 23

Список использованной литературы 25

Введение

Конституционный Суд является судебным органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

Работа представляет собой описание и анализ действующего законодательства Российской Федерации, определяющего статус, функции, сущность, роль, место и принципы организации Конституционного суда России.

Тема является достаточно актуальной.

Цели и задачи работы:

1. изучение истории становления конституционного судопроизводства;

2. описание процесса образования Конституционного Суда;

3. описание организации деятельности Конституционного суда;

4. определение полномочий Конституционного суда Российской Федерации;

5. определение принципов деятельности Конституционного Суда;

6. определение видов решений, принимаемых Конституционным Судом;

7. Описание деятельности Конституционных (уставных) Судов Субъектов Российской федерации.

Глава 1. История возникновения Конституционного суда РФ

Интерес к проблеме конституционного контроля появился сразу после возникновения СССР. Основой могла послужить конституция СССР. Первоначально функции по контролю над конституцией были возложены на Верховный суд, который был образован в 1924 году. В 30-е годы активность Верховного суда в области конституционного контроля снизилась. Конституция 1936 года совсем не упоминала конституционный контроль как функцию судов.

Новый интерес к этой проблеме возник лишь к концу 80-х годов, когда шел поиск путей становления правового государства.

Идея создания органа конституционного контроля была предложена еще в 70-х годах, но на практике возможна была лишь в период перестройки.

23 декабря 1989 был принят закон «О конституционном надзоре в СССР». Был создан комитет конституционного надзора. Он выполнял свои функции менее двух лет. Можно выделить несколько существенных решений комитета: прекращение практики издания секретных актов, которые влияют на права граждан; отмена указа президента о запрете демонстраций (он был признан противоречащим конституции); Признание принудительного лечения лиц, страдающих наркоманией и алкоголизмом, противоречащим конституции; и многие другие.

Комитет конституционного надзора критиковался из-за недостатков в обосновании мнений и из-за того, что некоторые вопросы так и остались нерешенными.

Впоследствии, вместо комитета конституционного надзора, был учрежден Конституционный суд. Были приняты поправки к конституции (от 15.12.1990 года) и Закон о Конституционном суде (от 12.07.1991 года).

Закон имел как ряд важных положений, так и множество недостатков. 24.12.1993 года Указом Президента № 2288 Закон о Конституционном суде был отменен. Началась разработка проекта нового закона. 21.07.1994 проект был одобрен Федеральным Собранием и подписан Президентом. Закон содержит все основные положения деятельность Конституционного суда.

Глава 2. Конституционный суд как судебный орган конституционного контроля

§1. Порядок образования конституционного суда

Конституционный Суд РФ - орган судебной власти, у которого нет нижестоящих судебных органов. Как, например, у Верховного суда и Высшего Арбитражного судов.

Согласно Конституции 1993 года Конституционный Суд РФ - это орган власти, как и все другие судебные органы. В России была впервые установлена самостоятельная судебная власть.

Как считает В.Д. Зорькин «Конституция и ее точная, современная, гибкая интерпретация Конституционным Судом должна гарантировать права и свободы наших граждан, их конституционную безопасность, не позволить размыть государственный суверенитет, национальные интересы чужими интересами и правовым хаосом» 1 .

Личность судьи в органах конституционного контроля играет важную роль, так как ее оценивают не только по правовым критериям, но и по нравственным.

Членами Конституционного суда могут быть только граждане, достигшие 40 лет, имеющие российское гражданство, юридическое образование и стаж работы по юридической специальности не менее 15 лет.

Судьи назначаются на должность в индивидуальном порядке тайным голосованием. Назначенным на должность судьи считается лицо, получившее наибольшее число голосов Совета Федерации.

В соответствии с прежним законодательством нижний возрастной предел членов Суда равнялся 35 годам, а необходимость работы по юридической специальности - 10. Новый подход, как можно заметить, направлен на то, чтобы в Конституционном суде работали люди, обладающие большим жизненным опытом и высокой юридической квалификацией 2 .

Судья Конституционного Суда Российской Федерации, срок полномочий которого истек, продолжает исполнять обязанности судьи до назначения на должность нового судьи или до принятия итогового решения по делу, начатому с его участием. 3

Конституционный суд вправе осуществлять свою деятельность при наличии в его составе не менее трех четвертей от общего числа судей.

Судья Конституционного Суда Российской Федерации неприкосновенен. Он не может быть привлечен к уголовной или административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, задержан, арестован, подвергнут обыску без согласия Конституционного Суда Российской Федерации, за исключением случаев задержания на месте преступления, а также подвергнут личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей 4 .

§2. Структура Конституционного суда РФ.

Деятельность Конституционного Суда Российской Федерации обеспечивает Аппарат Конституционного Суда Российской Федерации, состоящий из Секретариата, Финансового управления, Управления государственной службы и кадров и Управления делами.

Конституционный Суд Российской Федерации состоит из девятнадцати судей, которые назначаются на должность Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации. Конституционный Суд РФ вправе осуществлять свою деятельность при наличии в его составе не менее трех четвертей от общего числа судей. Полномочия Конституционного Суда Российской Федерации не ограничены определенным сроком.

Судьи Конституционного суда РФ:

    Зорькин Валерий Дмитриевич (Председатель Конституционного суда РФ)

    Хохрякова Ольга Сергеевна (Заместитель Председателя КС РФ)

    Маврин Сергей Петрович (Заместитель Председателя КС РФ)

    Арановский Константин Викторович

    Бойцов Александр Ильич

    Бондарь Николай Семенович

    Гаджиев Гадис Абдуллаевич

    Данилов Юрий Михайлович

    Жаркова Людмила Михайловна

    Жилин Геннадий Александрович

    Казанцев Сергей Михайлович

    Календаров Михаил Иванович

    Князев Сергей Викторович

    Кокотов Александр Николаевич

    Красавчикова Лариса Октябриевна

    Мельников Николай Васильевич

    Рудкин Юрий Дмитриевич

    Селезнев Николай Васильевич

    Ярославцев Владимир Григорьевич

2 декабря 2009 г. Совет судей России принял самоотвод судьи Конституционного суда Владимира Ярославцева как члена Совета судей, который в августе этого года выступил с жесткими обвинениями в адрес руководства страны и созданной им вертикали власти. При этом В.Г. Ярославцев остался судьей Конституционного суда РФ 5 .

Судья Анатолий Кононов написал заявление об уходе со своего поста с 1 января 2010 года. Причина ухода - несогласие с нарушением принципа независимости судей со стороны исполнительной власти России 6 .

§3. Деятельность, не совместимая с должностью судьи Конституционного Суда Российской федерации.

Судья Конституционного Суда Российской Федерации не может быть членом (депутатом) Совета Федерации, депутатом Государственной Думы, иных представительных органов, занимать либо сохранять за собой другие государственные или общественные должности, иметь частную практику, заниматься предпринимательской, иной оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, занятие которой не должно препятствовать выполнению обязанностей судьи Конституционного Суда Российской Федерации и не может служить уважительной причиной отсутствия на заседании, если на то не дано согласия Конституционного Суда Российской Федерации.

Судья Конституционного Суда Российской Федерации не вправе осуществлять защиту или представительство, кроме законного представительства, в суде, арбитражном суде или иных органах, оказывать кому бы то ни было покровительство в получении прав и освобождении от обязанностей.

Судья Конституционного Суда Российской Федерации не может принадлежать к политическим партиям и движениям, материально их поддерживать, участвовать в политических акциях, вести политическую пропаганду или агитацию, участвовать в кампаниях по выборам в органы государственной власти и органы местного самоуправления, присутствовать на съездах и конференциях политических партий и движений, заниматься иной политической деятельностью. Он не может также входить в руководящий состав каких-либо общественных объединений, даже если они и не преследуют политических целей.


Самое обсуждаемое
Музыкальный праздник в подготовительной группе ДОУ по сказкам Чуковского Музыкальный праздник в подготовительной группе ДОУ по сказкам Чуковского
Принцип деления Европы на субрегионы Принцип деления Европы на субрегионы
Какие растения растут в пустыне Какие растения растут в пустыне


top