Основные направления охраны водных объектов. Характеристика и правовая охрана водных объектов в рф. Режим особой охраны водных объектов и специальный режим водных объектов

Основные направления охраны водных объектов. Характеристика и правовая охрана водных объектов в рф. Режим особой охраны водных объектов и специальный режим водных объектов
  • 10. Фз рф «Об охране окружающей среды» как головной акт экологического права.
  • 11. Понятие и общая характеристика объектов экологического права.
  • 12. Окружающая среда как объект экологического права, ее соотношение с понятиями «природная среда», «естественная экологическая система».
  • 13. Общая характеристика права собственности на природные объекты.
  • 14. Природные объекты как объекты права собственности. Фонды природных ресурсов.
  • 15. Субъекты права собственности на природные объекты, их правомочия.
  • 16. Общая характеристика права природопользования.
  • 17. Экономическое регулирование охраны окружающей среды.
  • 18. Понятие и структура эколого-правового механизма охраны окружающей среды.
  • 19. Понятие и основные направления экологизации законодательства. Гарантии исполнения эколого-правовых предписаний.
  • 20. Понятие и принципы управления природопользованием и охраной окружающей среды.
  • 21. Система органов экологического управления. Их функции.
  • 22. Государственный учет природных ресурсов и ведение кадастров.
  • 23. Планирование и прогнозирование рационального природопользования и охраны окружающей среды.
  • 24. Экологический контроль и экологический мониторинг.
  • 25. Оценка воздействия на окружающую среду. Экологическая экспертиза.
  • Каковы принципы экологической экспертизы?
  • Каковы виды экологической экспертизы?
  • Каковы объекты государственной экологической экспертизы на федеральном уровне?
  • Какие органы являются специально уполномоченными государственными органами в области экологической экспертизы?
  • 26. Нормирование охраны окружающей среды.
  • 27. Экологические права граждан.
  • 28. Понятие и виды юридической ответственности за экологические правонарушения.
  • 29. Понятие и виды экологических правонарушений.
  • 30. Уголовная ответственность за экологические преступления.
  • 31. Административная ответственность за экологические правонарушения.
  • 32. Механизм возмещения вреда окружающей среде.
  • 33. Гражданско-правовая ответственность за экологические правонарушения.
  • 34. Понятие и виды вреда окружающей среде.
  • 35. Общая характеристика экологических функций правоохранительных органов.
  • 36. Соотношение права собственности на природные объекты и права природопользования.
  • 37. Земля как объект правового регулирования.
  • 38. Земельный фонд. Категории земель.
  • 39. Право собственности на землю. Эколого-правовые аспекты.
  • 40. Права и обязанности собственников земель, землевладельцев, землепользователей, арендаторов.
  • 41. Виды вещных прав на землю. Общая характеристика.
  • 42. Земельный кодекс рф. Общая характеристика.
  • 43. Государственное управление земельным фондом. Общая характеристика.
  • 44. Мониторинг земель. Земельный контроль.
  • 45. Государственный учет земель, государственный земельный кадастр.
  • 46. Землеустройство.
  • 47. Ответственность за земельные правонарушения.
  • 48. Понятие недр как объекта правового регулирования. Фонд недр.
  • 49. Право пользования недрами.
  • 51. Основные требования правовой охраны недр.
  • 52. Воды как объект правового регулирования.
  • 53. Право водопользования, его виды.
  • 54. Государственное управление охраной и использованием вод.
  • 55. Правовая охрана вод.
  • 56. Лес как объект правового регулирования.
  • 57. Право лесопользования, его виды.
  • 58.Государственное управление использованием и охраной лесов.
  • 59. Правовая охрана лесов.
  • 60. Животный мир как объект правового регулирования.
  • 62. Право пользования животным миром, его виды и особенности.
  • 63. Правовая охрана животного мира.
  • 2. Охрана среды обитания, условий размножения и путей миграции жи­вотных.
  • 64. Атмосферный воздух как объект правового регулирования.
  • 65. Правовая охрана атмосферного воздуха.
  • 66. Общая характеристика правового режима особо охраняемых природных территорий.
  • 67. Правовая охрана окружающей среды городов и других населенных пунктов.
  • 70. Международно-правовой механизм охраны окружающей среды, принципы и объекты охраны
  • 3. Принципы международного права окружающей среды
  • 71. Международное законодательство в области охраны окружающей среды, международные организации и конференции в области охраны.
  • 72. Байкал как объект эколого-правового регулирования.
  • 55. Правовая охрана вод.

    Характерной особенностью правового режима вод является всестороннее регулирование их охраны от различных вредных воздействий.

    Правовая охрана вод - это система закрепленных законом мер, направ­ленных на предотвращение их загрязнения, засорения и истощения. Загряз­нением или засорением водное законодательство признает ухудшение качест­ва вод в результате сброса в водные объекты или поступления в них иным способом вредных веществ (загрязнение) либо предметов или взвешенных ча­стиц (засорение). Истощение вод - устойчивое сокращение их объема (ст. 1 Водного кодекса РФ).

    В сфере охраны водных объектов важное значение имеют разработка и реализация государственных программ по использованию и охране вод, эко­логический мониторинг водных объектов, осуществление государственного учета поверхностных и подземных вод, ведение государственного водного кадастра * .

    С целью обеспечения соблюдения юридическими лицами и гражданами установленного порядка рационального использования и охраны водных объ­ектов, стандартов, нормативов и правил в области использования и охраны вод, режима использования территорий водоохранных зон водных объектов и иных требований водного законодательства осуществляется государственный контроль за использованием и охраной вод органами исполнительной власти субъектов РФ, Министерством природных ресурсов РФ, государственными органами в области охраны окружающей среды ** .

    Законодательством предусмотрено, что использование водных объектов должно осуществляться с минимально возможными негативными последст­виями для водных объектов. При их использовании гражданам и юридичес­ким лицам необходимо проводить производственно-технологические, мели­оративные, агротехнические, гидротехнические, санитарные и другие мероприятия, обеспечивающие охрану водных объектов. Данные требова­ния раскрываются через систему рассмотренных выше обязанностей указан­ных субъектов, образующих содержание права водопользования.

    Вместе с тем водное законодательство устанавливает целый ряд специ­альных мер, требований и запретов но охране вод.

    Поддержание поверхностных и подземных вод в состоянии, соответству­ющем экологическим требованиям, обеспечивается в первую очередь с по­мощью установления и соблюдения нормативов предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты. Они устанавливаются исходя из:

    Предельно допустимой величины антропогенной нагрузки, длительное воздействие которой не приведет к изменению экосистемы водного объекта;

    Предельно допустимой массы вредных веществ, которая может посту­пить в водный объект и на его водосборную площадь.

    В целях охраны вод, обеспечения здоровья и безопасности населения ус­танавливаются нормативы содержания загрязняющих, вредных веществ в воде - их предельно допустимые концентрации (ПДК). На поддержание ка­чества вод, соответствующего этим нормативам, направлены нормы водно­го законодательства, регулирующие хозяйственную деятельность, которая оказывает негативное воздействие на воды.

    Для предупреждения и устранения загрязнения водных объектов, кото­рое может наступить в результате этой деятельности, определяются источни­ки загрязнения. Источниками загрязнения признаются объекты, с которых осуществляется сброс или иное поступление в водные объекты вредных ве­ществ, ухудшающих качество поверхностных и подземных вод, ограничива­ющих их использование, а также негативно влияющих на состояние дна и берегов водных объектов.

    Охрана водных объектов от загрязнения осуществляется посредством ре­гулирования деятельности как стационарных, так и других источников за­грязнения.

    Граждане и юридические лица при эксплуатации хозяйственных и дру­гих объектов, влияющих на состояние водных объектов, обязаны принимать меры, предотвращающие загрязнение, засорение и истощение водных объ­ектов и вредное воздействие вод (ст. 106). Сброс сточных вод, содержащих вредные вещества, допускается при наличии лицензии, выдаваемой органа­ми управления использованием и охраной водного фонда, а также если та­кой сброс не приводит к увеличению содержания загрязняющих веществ свыше установленных норм - нормативов предельно допустимых концент­раций вредных веществ в воде (ПДК).

    В связи с этим каждый источник загрязнения должен соблюдать установ­ленные для него компетентными государственными органами нормативы предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ (ПДВ). Нормативы предельно допустимых выбросов вредных веществ устанавливаются исходя из условия недопустимости превышения предельно допустимых концентра­ций вредных веществ в водных объектах.

    При эксплуатации хозяйственных и других объектов запрещается:

    Осуществлять сброс в водные объекты не очищенных и не обезврежен­ных в соответствии с установленными нормативами сточных вод;

    Производить забор воды из водных объектов, существенно влияющий на их состояние;

    Осуществлять сброс сточных вод, содержащих вещества, для которых не установлены предельно допустимые концентрации, или содержащих воз­будителей инфекционных заболеваний.

    В случае превышения норм ПДВ или сброса сточных вод, содержащих вещества, для которых не установлены соответствующие нормативы, нару­шении других требований по рациональному использованию и охране вод, сброс сточных вод может быть ограничен, приостановлен или запрещен вплоть до прекращения деятельности производственного объекта по реше­нию Правительства РФ или органов исполнительной власти субъектов РФ по представлению органов управления водным фондом, охраны окружаю­щей среды или санитарно-эпидемиологического надзора.

    При размещении, проектировании, строительстве, вводе в эксплуатацию хозяйственных и других объектов, а также внедрении новых технологических процессов должно учитываться их влияние на состояние водных объектов и окружающую природную среду. Места строительства (реконструкции) хозяй­ственных и иных объектов, влияющих на состояние водных объектов, а также ведение строительных, дноуглубительных, взрывных и иных работ на водных объектах должны согласовываться с органом управления водным фондом, го­сударственным органом санитарно-эпидемиологического надзора, другими органами управления использованием и охраной природных ресурсов.

    Запрещается ввод в эксплуатацию:

    Хозяйственных и других объектов, в том числе фильтрующих накопи­телей, захоронений отходов, городских и других свалок, не оборудованных устройствами, очистными сооружениями, предотвращающими загрязнение, засорение, истощение водных объектов;

    Водозаборных и сбросных сооружений без устройств, обеспечивающих учет забираемых и сбрасываемых вод;

    Водозаборных и иных гидротехнических сооружений без установления зон санитарной охраны и создания пунктов наблюдения за показателями со­стояния водных объектов.

    Источники загрязнения, находящиеся на суше, не должны вызывать за­грязнения и засорения водных объектов сверх установленных нормативов воздействия на водные объекты, что должно обеспечиваться приоритетным применением технологий, не оказывающих негативного влияния на окружа­ющую природную среду, ограничением использования токсичных веществ и тяжелых металлов, введением научно обоснованных методов измерения и расчетов сбросов сточных вод в водные объекты.

    Закон устанавливает обязанности водопользователей принимать меры к сокращению расхода воды, прекращению сброса сточных вод путем совер­шенствования технологии производства и схем водоснабжения (применения безводных технологических процессов, воздушного охлаждения, замкнутых систем технического водоснабжения и др.) (ст. 98, 105 Водного кодекса РФ).

    В интересах устойчивого удовлетворения в воде потребностей населения и отраслей экономики, поддержания оптимальных условий водопользова­ния, рационального использования водных ресурсов и обеспечения благо­приятного экологического и санитарно-эпидемиологического состояния водных объектов Министерством природных ресурсов РФ для водопользо­вателей устанавливаются лимиты водопользования.

    Лимиты водопользования (водопотребления и водоотведения) - это пре­дельно допустимые объемы изъятия водных ресурсов или сброса сточных вод нормативного качества в водные объекты в течение определенного пе­риода времени * .

    В целях охраны вод от засорения запрещается сброс в водные объекты и за­хоронение в них производственных, бытовых и других отходов (ст. 96 ВК РФ).

    Запрещается захоронение и сброс радиоактивных и токсичных веществ (материалов) в водные объекты, а также проведение на водных объектах ра­бот, при которых используется ядерная и иные виды технологий, сопровож­дающихся выделением радиоактивных и токсичных веществ.

    Владельцы средств водного транспорта, плавучих и других сооружений на водных объектах, лесосплавляющие организации должны не допускать загрязнения и засорения вод вследствие потерь масел, древесины, химичес­ких, нефтяных и других продуктов.

    Не разрешается эксплуатация самоходных и несамоходных судов, а так­же иных объектов, находящихся на поверхности водных объектов, без уст­ройств по сбору сточных вод, отходов и отбросов, образующихся на этих су­дах и объектах.

    Предприятия, организации и учреждения обязаны не допускать загрязне­ния и засорения поверхности водосборов и ледяного покрова водоемов произ­водственными, бытовыми и другими отходами и отбросами, а также нефтяны­ми продуктами, ядохимикатами и другими вредными веществами, смыв которых повлечет ухудшение качества поверхностных и подземных вод.

    Существенной чертой правовой охраны вод является установление водо­охранных зон водных объектов.

    Водоохранная зона - это территория, примыкающая к акваториям рек, озер, водохранилищ и других поверхностных водных объектов, на которой устанавливается специальный режим хозяйственной и иных видов деятель­ности с целью предотвращения загрязнения, засорения, заиления и истоще­ния водных объектов, а также сохранения среды обитания объектов живот­ного и растительного мира.

    Соблюдение специального режима на территории водоохранных зон яв­ляется составной частью комплекса природоохранных мер по улучшению гидрологического, гидрохимического, гидробиологического, санитарного и экологического состояния водных объектов и благоустройству их прибреж­ных территорий.

    В пределах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения природопользования. Правовой режим этих территорий регулируется Поло­жением о водоохранных зонах водных объектов и их прибрежных полосах.

    В целях охраны водных объектов, используемых для питьевого и хозяй­ственно-бытового водоснабжения, а также лечебных, курортных и оздоро­вительных нужд населения, устанавливаются зоны и округа санитарной ох­раны.

    Водным кодексом РФ регулируются также вопросы аварийного загрязне­ния вод в результате залповых сбросов вредных веществ, определяются по­нятия зон чрезвычайной экологической ситуации и экологического бедствия на водных объектах (ст. 97, 116 ВК РФ), предусматриваются меры преду­преждения и ликвидации последствий вредного воздействия вод (наводнений, затоплений, разрушения берегов, плотин и т. д., заболачивания и засо­ления земель, эрозии почв, селей и др.).

    Законодательством предусмотрено создание различных категорий особо охраняемых водных объектов - природных экосистем, имеющих особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оз­доровительное значение, которые полностью или частично, постоянно или временно изымаются из хозяйственной деятельности. Это могут быть участ­ки внутренних морских вод, водно-болотные угодья, водотоки и водоемы, отнесенные к уникальным природным ландшафтам, зоны охраны истока или устья водных объектов, места нереста ценных видов рыб и др. Специ­альным Федеральным законом «Об охране озера Байкал» установлен особый правовой режим охраны уникальной экологической системы - Байкальской природной территории, которая является природным объектом всемирного наследия.

    "
    Основные требования по охране вол от загрязнения, засорения и истощения. Основные направления обеспечения охраны вод обусловлены двумя факторами. Во-первых, на состояние водных объектов непосредственно влияет их эксплуатация, т. е. различные виды водопользования. Во-вторых, необходимость охраны водных объектов возникает из-за хозяйственной эксплуатации других объектов природы: земель, недр и лесов. Негативное влияние на состояние вод оказывает вырубка лесов, прежде всего в прибрежных районах рек, озер, морей, водохранилищ. Крайне неблагоприятно воздействует добыча полезных ископаемых, особенно открытым способом: понижается уровень грунтовых вод, большие объемы сточных вод сбрасываются в водные объекты. В связи с этим решение проблемы охраны вод связано с необходимостью четкой регламентации как процессов водопользования, так и эксплуатации сопредельных природных ресурсов путем установления разного рода ограничений.
    Основные неблагоприятные последствия антропогенного влияния на состояние вод выражаются в загрязнении, засорении и истощении водных объектов. Загрязнение водных объектов представляет собой сброс или поступление иным способом в водные объекты, а также образование в них вредных веществ, которые ухудшают качество поверхностных и подземных вод, ограничивают использование либо негативно влияют на состояние дна и берегов водных объектов. Засорение водных объектов — это сброс или поступление иным способом в водные объекты предметов или взвешенных частиц, ухудшающих состояние и затрудняющих использование водных объектов. Истощение вод — постоянное сокращение запасов и ухудшение качества поверхностных и подземных вод.
    Общие требования к охране водных объектов, касающиеся предотвращения загрязнения, засорения и истощения вод, установлены ВдК РФ, Федеральным законом «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации», некоторыми другими законодательными и нормативными правовыми актами.
    Предусмотрено, что собственники водных объектов проводят мероприятия по охране водных объектов, предотвращению их загрязнения, засорения и истощения вод, принимают меры по ликвидации последствий указанных явлений. Охрана водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов РФ и муниципальных образований, осуществляется исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления. При использовании водных объектов физические лица, юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с ВдК РФ и другими федеральными законами, а также с правилами охраны поверхностных водных объектов и правилами охраны подземных водных объектов, утвержденными Правительством РФ (ст. 55 ВдК РФ).

    Правовая охрана вод в процессе водопользования.

    Статья 56 ВдК РФ запрещает сброс в водные объекты и захоронение в них отходов производства и потребления, в том числе выведенных из эксплуатации судов и иных плавучих средств (их частей и механизмов). Проведение на водном объекте работ, в результате которых образуются твердые взвешенные частицы, допускается только в соответствии с требованиями законодательства РФ. Меры по предотвращению загрязнения водных объектов вследствие аварий и иных чрезвычайных ситуаций и по ликвидации их последствий определяются законодательством РФ.
    Установлено, что содержание радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений в водных объектах не должно превышать, соответственно, предельно допустимых уровней естественного радиационного фона, характерных для отдельных водных объектов, и иные установленные нормативы. Особо следует подчеркнуть, что захоронение в водных объектах ядерных материалов, радиоактивных веществ запрещается.
    Сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается, также как и проведение на основе ядерных и иных видов промышленных технологий взрывных работ, при которых выделяются радиоактивные и (или) токсичные вещества.
    В ст. 57 и 58 ВдК РФ особые меры предусмотрены по охране болот, ледников и снежников от загрязнения и засорения. Так, загрязнение и засорение болот отходами производства и потребления, загрязнение их нефтепродуктами, ядохимикатами и другими вредными веществами запрещаются. Осушение либо иное использование болот или их частей не должно приводить к ухудшению состояния неиспользуемых частей этих болот, других водных объектов и к истощению вод.
    Запрещены несанкционированный сброс сточных вод на ледники, снежники, а также загрязнение ледников, снежников отходами производства и потребления, загрязнение их нефтепродуктами, ядохимикатами и другими вредными веществами. Забор (изъятие) льда из ледников не должен оказывать негативного воздействия на состояние водных объектов и приводить к истощению вод.
    Специальные меры предусмотрены для охраны подземных водных объектов. Так, физические и юридические лица, деятельность которых оказывает или может оказать негативное воздействие на состояние подземных водных объектов, обязаны не допускать загрязнения, засорения подземных водных объектов и истощения вод, а также соблюдать установленные нормативы допустимого воздействия на подземные водные объекты.
    На водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются или могут быть использованы для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, не допускается нахождение объектов размещения отходов производства и потребления, кладбищ, скотомогильников и иных объектов, оказывающих негативное воздействие на состояние подземных вод. Использование сточных вод для орошения и удобрения земель может вестись только в соответствии с санитарным законодательством. В случае если при использовании недр вскрыты водоносные горизонты, необходимо принять меры по охране подземных водных объектов.
    При проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, при эксплуатации водозаборных сооружений, связанных с использованием подземных водных объектов, должны быть предусмотрены меры по предотвращению негативного воздействия таких сооружений на поверхностные водные объекты и другие объекты окружающей среды (ст. 59 ВдК РФ).
    Согласно ст. 60 ВдК РФ при проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации гидротехнических сооружений и при внедрении новых технологических процессов должно учитываться их влияние на состояние водных объектов, должны соблюдаться нормативы допустимого воздействия на водные объекты, за исключением случаев, установленных федеральными законами. В случае необходимости изъятие для государственных нужд земельных участков, которые расположены в границах зоны подтопления, осуществляется в соответствии с земельным и гражданским законодательством.
    Не допускается ввод в эксплуатацию объектов, предназначенных для орошения и удобрения земель сточными водами, без создания пунктов наблюдения за водным режимом и качеством воды в водных объектах. Ввод в эксплуатацию объектов, предназначенных для транспортирования, хранения нефти и (или) продуктов ее переработки, без оборудования таких объектов средствами предотвращения загрязнения водных объектов и контрольно-измерительной аппаратурой для обнаружения утечки указанных веществ запрещается.
    Нарушение требований к использованию и охране водных объектов влечет ограничение, приостановление или запрещение эксплуатации объектов водохозяйственных систем в порядке, предусмотренном ВдК РФ, иными федеральными законами.
    Проведение строительных, дноуглубительных, взрывных, буровых и других работ, связанных с изменением дна и берегов водных объектов, в их водоохранных зонах, в границах особо ценных водно-болотных угодий осуществляется в соответствии с требованиями водного законодательства, законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства о градостроительной деятельности (ст. 61 ВдК РФ).
    Водопользователи обязаны принимать меры по предотвращению попадания рыб и других водных биологических ресурсов в водозаборные сооружения, осуществлять мероприятия по предотвращению загрязнения грунтовых вод и подъема их уровня.
    Орошение, в том числе с использованием сточных вод, качество которых соответствует требованиям нормативов допустимого воздействия на водные объекты, осушение и другие мелиоративные работы должны проводиться одновременно с мероприятиями по охране окружающей среды, защите водных объектов и их водосборных площадей.
    Согласно ст. 62 ВдК РФ при использовании водных объектов для обеспечения технологических нужд теплоэнергетики и атомной энергетики необходимо соблюдать температурный режим водных объектов. Их применение для производства электрической энергии осуществляется с учетом интересов других водопользователей при соблюдении требований к использованию и охране водных объектов, к сохранению водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира, требований о предотвращении негативного воздействия вод и ликвидации его последствий.

    Режим особой охраны водных объектов и специальный режим водных объектов.

    Водные объекты или их части, имеющие особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, могут быть признаны особо охраняемыми водными объектами. Статус, режим особой охраны и границы территорий, в пределах которых расположены такие водные объекты, устанавливаются в соответствии с законодательством об особо охраняемых природных территориях и с законодательством РФ об объектах культурного наследия.
    Особый режим использования водного объекта или его части, в границах которых располагается объект археологического наследия, предусматривает возможность проведения работ, определенных ВдК РФ, при условии обеспечения сохранности объекта археологического наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия, либо выявленного объекта археологического наследия, а также обеспечения доступа граждан к указанным объектам и проведения археологических полевых работ.
    Как предусмотрено ст. 67 ВдК РФ, в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды и законодательством в области зашиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций зонами экологического бедствия, зонами чрезвычайных ситуаций могут объявляться водные объекты и речные бассейны, в которых в результате техногенных и природных явлений происходят изменения, представляющие угрозу жизни или здоровью человека, объектам животного и растительного мира, другим объектам окружающей среды.
    Донный грунт может использоваться для предотвращения негативного воздействия вод при возникновении чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий таких ситуаций в порядке, установленном Правительством РФ, в соответствии с законодательством в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

    Правовая охрана сопредельных природных ресурсов в интересах охраны вод.

    Использование, охрана, защита, воспроизводство лесов, расположенных в водоохранных зонах, осуществляются согласно лесному законодательству (ст. 63 ВдК РФ).
    Для охраны водных объектов, водные ресурсы которых являются природными лечебными ресурсами, устанавливаются зоны, округа санитарной охраны в соответствии с законодательством РФ о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах.
    Особый правовой режим ограниченной хозяйственной и иной деятельности устанавливается в пределах водоохранных зон и прибрежных защитных полос.

    Правовая охрана отдельных природных ресурсов

    Правовой режим памятников природы

    Памятники природы – уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения.

    Они могут создаваться на федеральном или региональном уровне с изъятием или без изъятия земельных участков. Для обеспечения сохранности памятников природы могут создаваться охранные зоны, на которых запрещаются любые виды деятельности, влекущие за собой нарушение их сохранности. Собственники, владельцы, пользователи, арендаторы земельных участков, на которых находятся памятники природы, принимают на себя обязательства по обеспечению режима их охраны. С ними могут заключаться соответствующие договоры и выдаваться охранные обязательства.

    В соответствии с Водным Кодексом РФ под охраной водных объектов понимается система мероприятий, направленных на сохранение и восстановление водных объектов.

    В основе системы норм, обеспечивающих исключение негативного воздействия на водные объекты, находятся следующие принципы :

    1. Приоритета охраны водных объектов перед их использованием

    Использование водных объектов не должно влечь негативное воздействие на них

    2. Сохранение особо ценных водных объектов

    Путем создания особо охраняемых зон и т.д.

    Правовые нормы, опосредующие отношения по охране водных объектов, дифференцируются в зависимости:

    1. от видов объектов

    a. поверхностные

    b. подземные

    2. от целей использования

    a. водосброс

    b. производство электроэнергии и т.д.

    3. от значения

    a. природоохранные

    b. рекреационные

    c. культурные и т.д.

    4. по иным основаниям

    Регламентация правил охраны водных объектов наряду с НПА (включая кодексы, ФЗ и т.д.) проводится также на уровне схем комплексного использования и охраны водных объектов. В нее включаются систематизированные материалы о их состоянии и использовании. Данный акт (схема) является основой осуществления водохозяйственных мероприятий и мероприятий по охране водных объектов, расположенных в границах отдельного речного бассейна.

    Целями разработки указанной схемы являются:

    1. Определение допустимой антропогенной нагрузки на водные объекты

    Относительно водного объекта определяется общая масса допустимых загрязнений

    2. Определение потребностей водных ресурсов в перспективе

    Это делается для того, чтобы установить сроки истощения ресурсов

    3. Обеспечение охраны водных объектов

    4. Определение основных направлений деятельности по предотвращению негативного воздействия вод

    В схемах устанавливаются :



    1. Перечень водохозяйственных мероприятий и мероприятий по охране водных объектов

    2. Лимиты забора (изъятия) водных ресурсов из водного объекта и лимиты сброса сточных вод, соответствующих нормативам качества

    3. Квоты забора водных ресурсов из водного объекта и сброса сточных вод, которые соответствуют нормативам качества в границах речных бассейнов

    Обязанность по охране водных объектов возлагается на их собственников. Указанные субъекты обеспечивают предотвращение их загрязнения, засорения и истощения.

    Под загрязнением понимается сброс сточных вод, содержащих химические вещества в количествах, превышающих допустимые уровни воздействия, а также тепловое загрязнение, появление в воде микроорганизмов также с превышением установленных нормативов. Критерием загрязненности водных объектов является ухудшение ее качества вследствие изменения ее физических, химических, биологических и органолептических свойств (вкус, цвет, прозрачность) и появление вредных веществ для человека, животного и растительного мира.

    Под засорением понимается поступление в водный объект нерастворимых предметов (мусор, древесина, шлаки, металлы и т.д.), неизменяющих качество воды. Юридических критериев для определения степени засорения водных объектов законодательство не устанавливает, тем самым органам, осуществляющим охрану водных объектов, в каждом конкретном случае с учетом местных условий необходимо решать вопрос о засорении водного объекта.

    Под истощением понимается сокращение количества воды в водоеме, происходящее под влиянием деятельности человека и носящее устойчивый характер.

    Сброс в водные объекты и захоронение в них отходов производства и потребления запрещаются . Содержание опасных для здоровья человека веществ и их соединений в водных объектах не должно превышать предельно допустимые нормативы воздействия на них. В целях охраны водных объектов устанавливаются водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы (она входит в водоохранную зону).

    Водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии рек, ручьев, морей, каналов, озер, водохранилищ, на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности.

    Целями ограничения этих видов деятельности является предотвращение загрязнения, засорения, заиление (от слова ил) водных объектов и истощение их вод, а также сохранение среды обитания водных биоресурсов и других объектов животного и растительного мира.

    В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.

    Ширина водоохранной зоны рек или ручьев устанавливается в зависимости от их протяженности:

    1. До 10 км - в размере 50 м

    2. От 10 до 50 км - в размере 100 м

    3. Свыше 50 км - в размере 200 м

    Ширина водоохранной зоны для территориального моря составляет 500 м от максимальной точки отлива.

    В границах водоохранных зон запрещается:

    1. Использование сточных вод для удобрения почвы

    2. Размещение кладбищ, скотомогильников, мест захоронения отходов производства и потребления, радиоактивных, химических, взрывчатых, токсичных и иных ядовитых веществ

    3. Осуществление авиационных мер по борьбе с вредителями и болезнями растений

    4. Движение и стоянка транспортных средств, кроме специальных средств, за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах, а также в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие

    В границах водоохранных зон допускается: проектирование, размещение и эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии их оборудования с сооружениями, исключающими загрязнение, засорение и истощение водных объектов.

    В границах прибрежных защитных полос наряду с ограничениями, установленными для водоохранных зон, запрещается:

    1. Распашка земель

    2. Размещение отвалов размываемых грунтов

    3. Выпас сельскохозяйственных животных и организация для них летних лагерей и ванн (!)

    Водные объекты или их части, имеющие особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное или оздоровительное значение могут быть признаны особо охраняемыми водными объектами. Их статус и режим охраны, в том числе и границы, будут определяться в соответствии с законодательством об особо охраняемых природных территориях.

    Существенной особенностью правового регулирования водных отношений является тесная взаимосвязь водных объектов с другими компонентами природы - землей, недрами, лесами. Поэтому, помимо водного законодательства, правовые нормы, регулирующие использование и охрану водных объектов, содержатся в других отраслях законодательства: экологической, санитарно-эпидемиологической, лесной, земельной, градостроительной, о недрах, техническом регулировании и др.

    В соответствии с Водным кодексом РФ (глава 6) все воды (водные объекты) подлежат охране от загрязнения, засорения и истощения. При использовании водных объектов граждане и юридические лица обязаны осуществлять производственно-технологические, мелиоративные, агротехнические, гидротехнические, санитарные и другие мероприятия, обеспечивающие охрану водных объектов.

    В ст. 55 "Основные требования к охране водных объектов" ВК РФ установлены общие требования к охране водных объектов: собственники водных объектов осуществляют мероприятия по охране водных объектов, предотвращению их загрязнения, засорения и истощения; собственники водных объектов осуществляют меры по ликвидации последствий загрязнения, засорения и истощения водных объектов.

    Специальные требования к охране водных объектов содержатся в других статьях Водного кодекса, например, в ст. 56 "Охрана водных объектов от загрязнения и засорения" и др.

    В целях регулирования охраны водных объектов от загрязнения и засорения Водный кодекс РФ предусматривает меры правовой охраны водных объектов , в том числе запретительных и ограничительных. Так, запрещаются: захоронение в водных объектах ядерных материалов, радиоактивных веществ; сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты и др.

    В целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира на территориях, примыкающих к водным объектам, создаются водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы (ст. 65 ВК РФ). В их пределах устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности.

    Водные объекты (или их части), имеющие особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, могут быть признаны особо охраняемыми водными объектами , ограничение или запрет использования которых устанавливаются федеральными законами.

    Практическое задание:

    а) Администрация Пушкинского района Санкт-Петербурга постановлением от 13 февраля 2007 г. предоставила девять земельных участков для строительства индивидуальных дач в водоохранной зоне р. Ижора.

    б) Инспектор Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ленинградской области Сметанин наложил штраф в размере 1000 руб. на гражданина Истомина за то, что он складировал бытовые отходы в водоохранной зоне р. Ижора.

    Каков правовой режим водоохранных зон водных объектов и их прибрежных защитных полос? Соответствуют ли этому режиму действия указанных в условиях задачи лиц? Оцените законность, принятых органами власти решений. Подлежит ли возмещению вред, причиненный водоохранной зоне? В каком порядке исчисляется его размер?

    В ч. 1 ст. 65 Водного кодекса РФ установлено, что водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира. В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности (ч. 2 ст. 65 ВК РФ). Сущность указанного правового режима рассмотрена в теоретической части данной работы.

    а) Действия Администрация Пушкинского района Санкт-Петербурга соответствуют специальному режиму осуществления хозяйственной и иной деятельности в водоохранной зоне р. Ижора и являются законными; поскольку согласно ч. 16 ст. 65 ВК РФ в границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды; а согласно ч. 16.1 ст. 65 ВК РФ в отношении территорий садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений граждан, размещенных в границах водоохранных зон и не оборудованных сооружениями для очистки сточных вод, до момента их оборудования такими сооружениями и (или) подключения к системам, указанным в п. 1 ч. 16 ст. 65 ВК РФ, допускается применение приемников, изготовленных из водонепроницаемых материалов, предотвращающих поступление загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду.

    б) Действия гражданина Истомина по складированию бытовых отходов в водоохранной зоне р. Ижора не соответствуют специальному режиму осуществления хозяйственной и иной деятельности в водоохранной зоне р. Ижора и являются незаконными, поскольку согласно п. 2 ч. 15 ст. 65 ВК РФ в границах водоохранных зон запрещается, в том числе и размещение объектов размещения отходов производства и потребления.

    Действия инспектора Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ленинградской области Сметанина, наложившего штраф на гражданина Истомина, соответствуют специальному режиму осуществления хозяйственной и иной деятельности в водоохранной зоне р. Ижора и являются законными, поскольку согласно ч. 1 ст. 8.42 КоАП РФ Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 30.12.2015) // Российская газета. № 256. 31.12.2001. использование прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохранной зоны водного объекта с нарушением ограничений хозяйственной и иной деятельности влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч пятисот рублей.

    Вред, причиненный водоохранной зоне, подлежит возмещению на основании ч. 1 ст. 69 ВК РФ, поскольку лица, причинившие вред водным объектам, возмещают его добровольно или в судебном порядке.

    Размер вреда, причиненного водоохранной зоне исчисляется на основании ч. 2 ст. 69 ВК РФ и п. 3 Методики исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства Приказ Минприроды России от 13.04.2009 № 87 (ред. от 31.01.2014) "Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства" // Российская газета. № 113. 24.06.2009. за загрязнение, засорение, заиление водных объектов и истощение их вод вследствие нарушения специального режима осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории водоохранных зон водных объектов (ст. 65 ВК РФ). Исчисление размера вреда основывается на компенсационном принципе оценки и возмещения размера вреда по величине затрат, необходимых для установления факта причинения вреда и устранения его причин и последствий, в том числе затрат, связанных с разработкой проектно-сметной документации, и затрат, связанных с ликвидацией допущенного нарушения и восстановлением состояния водного объекта до показателей, наблюдаемых до выявленного нарушения, а также для устранения последствий нарушения (п. 6).

    Исчисление размера вреда водному объекту исходя из фактических затрат осуществляется на основании данных о стоимости основных видов работ и (или) фактически произведенных расходах (п. 8).

  • 9.Правопреемство государств, его виды. Объекты правопреемства.
  • 10.Понятие принципов международного права. Их квалификация.
  • 11.Устав оон и принципы международного права.
  • 12.Принцип мирного разрешения международных споров.
  • 13.Принцип суверенного равенства.
  • 14.Принцип неприменения силы и угрозы силой.
  • 15.Принцип нерушимости государственных границ.
  • 16.Принцип территориальной целостности государств.
  • 17.Принцип невмешательства во внутренние дела.
  • 18.Принцип всеобщего уважения прав человека.
  • 19.Принцип самоопределения народов и наций.
  • 20.Принцип сотрудничества.
  • 21.Принцип добросовестного выполнения международных обязательств.
  • 22.Международный договор. Понятие и виды.
  • 23.Стадии заключения международного договора.
  • 24.Формы и структура международных договоров.
  • 25.Действие, действительность и толкование международных договоров.
  • 26.Прекращение и приостановление действия международных договоров.
  • 27.Устав оон: цели, принципы, структура, содержание.
  • 28.Понятие, классификация и порядок работы международных организаций.
  • 29.Региональные организации, их признаки, правомерность по Уставу оон.
  • 30.Генеральная Ассамблея оон. Структура и порядок работы.
  • 31.Совет Безопасности оон, его полномочия.
  • 32.Экономический и социальный Совет оон. Порядок формирования, компетенция.
  • 33.Международный Суд оон. Порядок формирования, компетенция.
  • 34. Специализированные учреждения оон: понятие, виды
  • 35.Понятия международно-правовой охраны окружающей среды.
  • 36.Принципы международно-правовой охраны окружающей среды.
  • 37.Международно-правовая охрана космической среды.
  • 38.Международно-правовая охрана воздушной среды.
  • 39.Международно-правовая охрана водной среды.
  • 40.Международные природоохранные организации.
  • 41. Совет Европы - цели, структура, направление деятельности, механизмы.
  • Членами Совета Европы является 41 государство, в том числе Россия. Штаб-квартира организации расположена в. Страсбурге
  • 42.Обсе: цели, принципы деятельности, механизм.
  • 43.Европейский Союз как международная организация.
  • 44. Снг: правовая природа, правосубъектность, структура.
  • 45.Понятие международных споров.
  • 46.Мирные средства разрешения международных споров.
  • 47. Международно-правовое понятие и состав государственной территории.
  • 48. Государственная граница и территориальные споры.
  • 49. Понятие международно-правовой ответственности.
  • 50.Международно-правовая ответственность государств.
  • 51.Ответственность индивидов в международном праве.
  • 53.Общие и специальные принципы международного экономического права.
  • 54.Виды и формы международного экономического сотрудничества.
  • 55.Виды воздушного пространства и их правовой режим.
  • 58.Ответственность за ущерб, нанесенный космическим объектом.
  • 59.Виды и формы сотрудничества государств в борьбе с преступностью.
  • 60.Правовые основания выдачи преступников.
  • Процедура выдачи
  • Выдача и передача
  • 61. Понятие населения и государства в международном праве.
  • 62 Способы получения и изменения гражданства. Утрата гражданства.
  • 63. Международные организации, действующие в сфере международных экономических отношений.
  • 64. Международная согласительная процедура.
  • 65. Международное арбитражное и судебное разбирательство. Международный арбитражный суд в Гааге
  • 66. Процедура решения споров в международных организациях.
  • 67. Арктика и Антарктика: правовая защита.
  • 68. Внутренние морские воды: границы, режим.
  • 69. Территориальное море и прилежащие зоны.
  • 70. Континентальный шельф: понятие, правовой режим, границы.
  • 71. Международно-правовой режим открытого моря.
  • 72. Экономическая зона.
  • 73. Международные стандарты в области прав человека.
  • 74. Международное сотрудничество в области прав человека.
  • 75. Понятие прав человека, их правовая защита.
  • 76. Международная защита прав меньшинств.
  • 77. Международная защита прав женщин.
  • 78. Региональное сотрудничество в области прав человека.
  • 79. Консульское представительство.
  • 80. Международные организации, действующие в сфере защиты прав человека.
  • 81. Международная организация гражданской авиации (икао).
  • 82. Виды и формы международно-правовой ответственности.
  • 83. Основания возникновения международно-правовой ответственности.
  • 84. Борьба с незаконным оборотом наркотиков.
  • 85. Борьба с международным терроризмом.
  • 86. Принципы международного воздушного права.
  • 87. Принципы международного космического права.
  • 88. Органы внешних сношений государства: внутригосударственные, внешние.
  • 89. Европейский Суд по правам человека: порядок образования, компетенция.
  • 90. Международная организация труда: компетенция, структура, основные направления деятельности.
  • 91. Международное агентство по атомной энергии (магатэ).
  • 92. Привилегии и иммунитеты международных организаций.
  • 93. Понятие государственного суверенитета в современном международном праве.
  • 94. Нации и народы, борющиеся за независимость, как субъекты международного права.
  • 39.Международно-правовая охрана водной среды.

    Международно-правовая охрана морской среды направле­на прежде всего на предотвращение ее загрязнения нефтью, нефтепродуктами, радиоактивными отходами. Женевские конвенции по морскому праву 1958 г. и Конвен­ция ООН по морскому праву 1982 г. налагают на государства обязанность охранять морскую среду обитания. Международная конвенция по предотвращению загрязне­ния моря нефтью 1954 г. запрещает слив нефти и смеси с судов и танкеров, обязывает государства-члены оборудовать порты установками по приему остатков нефти с судов. Конвенция по предотвращению загрязнения моря сброса­ми отходов и других материалов 1972 г. выделяет три группы веществ: для сброса которых требуется предварительное спе­циальное разрешение; предварительное общее разрешение; сброс которых вообще запрещен. Приложение 1 называет среди по­следних, в частности, хлорорганические соединения, ртуть, кад­мий, устойчивые пластмассы, нефть и ее смеси, радиоактивные материалы, материалы для биологической и химической войны. Конвенция по предотвращению загрязнения моря с судов 1973 г. предписывает запрет на сброс любых веществ, включая нефть и ядовитые вещества, сточные воды и мусор со всех ти­пов судов, за исключением военных кораблей и тех, что ис­пользуются на государственной некоммерческой службе. Прибрежные государства имеют право инспектировать иностран­ные суда и осуществлять судебное преследование нарушите­лей. Установлены единые международные стандарты по пре­дотвращению загрязнения. Ряд районов имеет особенно жест­кий режим, где сброс опасных веществ полностью категориче­ски запрещен (Черное, Средиземное, Красное моря; Персид­ский, Оманский заливы). Для борьбы с загрязнением значительных морских рай­онов принимаются особые меры вмешательства. В 1969 г. при­нята Международная конвенция относительно вмешательства в открытом море в случаях аварий, приводящих к загрязнению нефтью, а в 1973 г. - Протокол о вмешательстве относительно иных веществ, чем нефть. Стороны могут принимать в откры­том море такие меры, которые могут оказаться необходимыми для предотвращения, уменьшения или устранения серьезной угрозы их побережью. Прибрежное государство имеет право на применение принудительных мер по ликвидации аварий, а в случае реальной угрозы загрязнения побережья - даже пото­пить судно. Вопросы возмещения ущерба регулируются Конвенцией о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью 1969 г., а также последующей Конвенцией 1971 г., предусматри­вающей создание международного фонда для компенсации ущер­ба за загрязнение.

    40.Международные природоохранные организации.

    1)ЮНСЕД - Конференция ООН по окружающей среде и развитию (КОСР). Год создания: 1989г. Участники: государства-члены ООН. Цели: взаимодействие государств по ключевым проблемам (защита атмосферы, охрана земельных и водных ресурсов, использование новых методов биотехнологии, приостановка деградации окружающей среды). Основная деятельность: подготовка национальных отчетов и рабочих программ.2)ПРООН - Программа ООН по. Год создания: 1965г. Участники: 189 государств. Цели: помощь развивающимся странам в построении более эффективной экономики и рационального использования природных ресурсов. Основная деятельность: проведение исследований природных ресурсов, создание на местах учебных учреждений и материально-технической базы для проведения прикладных исследований.3)КУР - Комиссия ООН по устойчивому. Год создания: 1992 г. Участники: 53 государства с правом голоса (Африка 13, Азия 11, Восточная Европа 6, Латинская Америка и Карийский бассейн 10, Западная Европа и др. 13). Цели: содействие процессу устойчивого развития на национальном и международном уровнях. Основная деятельность: привлечение внимания к проблемам охраны окружающей среды; помощь в улучшении деятельности ООН в области охраны окружающей среды и развития; поощрение проведения семинаров и конференций.4)ВОЗ - Всемирная организация ООН по вопросам здравоохранения World Health Organisation (WHO) - Всемирная организация здравоохранения. Год создания: 1946г. Участники: государства члены ООН. Цели: охрана и улучшение здоровья человека посредством контроля и управления негативным воздействием на окружающую среду. Основная деятельность: проведение мероприятий по оздоровлению окружающей среды, в том числе обеспечение безопасности использования химических препаратов, оценка и контроль за уровнем загрязнения, защита от радиоактивного облучения.5)МСОП - Международный союз охраны природы - Всемирный союз охраны природы. 6)ИМО - Международная морская организация (специализированное агентство ООН до 22.05.82 -Межправительственная консультативная морская. Организация Объединенных Наций (ООН) по во­просам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО). Сфера деятельности: 1) руководство межправительст­венными программами; 2) учет и организация охраны природных объектов, отнесенных к Всемирному на­следию; 3) оказание помощи в развитии экологическо­го образования.Международный союз охраны природы и природ­ных ресурсов (МСОП). Сфера деятельности: 1) сохра­нение естественных экосистем; 2) сохранение редких и исчезающих видов растений и животных, памятни­ков природы; 3) организация заповедников, резерва­тов, национальных природных парков; 4) экологичес­кое просвещение.Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ). Сфера деятельности: 1) охрана здоровья человека в ас­пекте его взаимодействия с окружающей средой; 2) организация санитарно-эпидемиологического мо­ниторинга окружающей среды; 3) проведение сани­тарно-гигиенической экспертизы и оценка качества окружающей среды.Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ). Сфера деятельности: 1) разработка Правил строительства и эксплуатации АЭС; 2) проведение экспер­тизы проектируемых и действующих АЭС; 3) оценка воз­действия радиоактивных материалов на окружающую среду; 4) установка норм радиационной безопасности.Продовольственная и сельскохозяйственная орга­низация ООН (ФАО). Сфера деятельности: 1) решение экологических проблем в сельском хозяйстве; 2) охрана и использование земель, водных ресурсов, лесов, живот­ного мира, биологических ресурсов Мирового океана.Всемирная метеорологическая организация (ВМО). Сфера деятельности: 1) изучение и обобщение воздей­ствия человека на погоду и климат планеты в целом и по отдельным регионам; 2) глобальный мониторинг.Международная организация труда (МОТ). Сфера деятельности: 1) повышение уровня образования руко­водителей, специалистов и трудящихся в области безо­пасности и охраны труда; 2) создание условий для безо­пасного труда; 3) предупреждение профессиональных заболеваний; 4) уменьшение загрязнения среды и лик­видация других факторов, отрицательно сказываю­щихся на здоровье и благополучии работающих.Гринпис (Зеленый мир) - международная непра­вительственная организация, созданная в 1971 году с целью сохранения природной среды Земли от разру­шения. Основные цели: привлечение широкой обще­ственности к вопросам охраны окружающей среды.


    Самое обсуждаемое
    Музыкальный праздник в подготовительной группе ДОУ по сказкам Чуковского Музыкальный праздник в подготовительной группе ДОУ по сказкам Чуковского
    Принцип деления Европы на субрегионы Принцип деления Европы на субрегионы
    Какие растения растут в пустыне Какие растения растут в пустыне


    top