Правовое регулирование реорганизации и ликвидации юридического лица. Правовые основы реорганизации и ликвидации юридических лиц. Понятие, виды и порядок ликвидации юридических лиц

Правовое регулирование реорганизации и ликвидации юридического лица. Правовые основы реорганизации и ликвидации юридических лиц. Понятие, виды и порядок ликвидации юридических лиц

В процессе своей деятельности кредитная организация может быть подвергнута реорганизации и ликвидации.
Реорганизация кредитной организации – это объединение или дробление кредитной организации с целью создания новой кредитной организации, либо просто изменение организационной формы кредитной организации с созданием нового юридического лица. Реорганизация сопровождается переходом прав и обязанностей в порядке правопреемства от одних кредитных организаций к другим.
Реорганизация может быть осуществлена в форме слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования. При слиянии права и обязанности каждой кредитной организации переходят к вновь возникшей кредитной организации. При присоединении одной кредитной организации к другой к последней переходят права и обязанности присоединенной кредитной организации. При разделении кредитной организации ее права и обязанности переходят к вновь возникшим кредитным организациям. При выделении из состава кредитной организации одной или нескольких кредитных организаций к каждой из них переходят права и обязанности реорганизованной кредитной организации. При преобразовании кредитной организации (изменение организационно-правовой формы) ко вновь возникшей кредитной организации переходят права и обязанности реорганизованной кредитной организации. Изменение кредитной организацией в форме акционерного общества типа акционерного общества не является реорганизацией.
При реорганизации кредитных организаций, в результате которой создается новая кредитная организация, Банк России рассматривает вопрос о выдаче ей новых лицензий на осуществление банковских операций, при этом принимаются во внимание лицензии, на основании которых действовали реорганизованные кредитные организации.
Реорганизация кредитных организаций может проводиться добровольно (по решению учредителей) и принудительно (по решению суда). Вопрос о принудительной реорганизации может возникнуть в связи с осуществлением мер по предупреждению банкротства (присоединение, слияние) или в связи с нарушением антимонопольного законодательства (разделение, выделение).
Более существенные отличия кредитных организаций от других юридических лиц проявляются при процедурах их ликвидации и банкротства.
Ликвидация кредитной организации означает прекращение ее существования без перехода прав и обязанностей к другим лицам. Ликвидация может быть проведена в добровольном или принудительном порядке. Эти процедуры регламентируются Законом о банках (ст. 20, 23 – 23.4).
Добровольная ликвидация кредитной организации осуществляется на основании решения ее учредителей. На основании их ходатайства Центральный банк принимает решение об аннулировании банковской лицензии. Учредители кредитной организации назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора), утверждают промежуточный ликвидационный баланс и ликвидационный баланс по согласованию с Центральным банком. Ликвидация кредитной организации считается завершенной после внесения уполномоченным регистрирующим органом соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц.
Принудительная ликвидация кредитной организации осуществляется по инициативе Центрального банка после отзыва у нее банковской лицензии. Существуют ситуации, когда Центральный банк может и когда он обязан отозвать лицензию.
Лицензия у кредитной организации может быть отозвана в случаях:
1) установления недостоверности сведений, на основании которых она выдана;
2) задержки начала осуществления банковских операций более чем на один год;
3) установления фактов существенной недостоверности отчетных данных;
4) задержки более чем на 15 дней представления ежемесячной отчетности;
5) осуществления, в том числе однократного, банковских операций, не предусмотренных лицензией;
6) неоднократного неисполнения федеральных законов, регулирующих банковскую деятельность, а также нормативных актов Банка России;
и в некоторых других случаях.
Банк России обязан отозвать лицензию в случаях:
1) если достаточность капитала кредитной организации становится ниже 2 %;
2) если размер собственного капитала кредитной организации ниже минимального значения установленного на дату государственной регистрации кредитной организации (кроме первых двух лет деятельности);
3) если кредитная организация не исполняет требования Банка России о приведении в соответствие величины уставного капитала и размера собственного капитала;
4) если кредитная организация не способна удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение 14 дней с наступления даты их удовлетворения и (или) исполнения (при совокупных требованиях не менее 1000 МРОТ).
В течение 15 дней со дня отзыва лицензии Центральный банк обращается в арбитражный суд с требованием о ликвидации кредитной организации. Арбитражный суд в месячный срок принимает решение о ликвидации кредитной организации и назначении ликвидатора кредитной организации. Ликвидатором кредитной организации, имевшей лицензию на привлечение во вклады денежных средств физических лиц, является Агентство по страхованию вкладов. Ликвидатором прочих кредитных организаций арбитражный суд утверждает арбитражного управляющего, аккредитованного при Центральном банке.
Ликвидатор кредитной организации в процессе ликвидации кредитной организации обязан действовать добросовестно и разумно и учитывать права и законные интересы кредиторов кредитной организации, общества и государства. Срок принудительной ликвидации кредитной организации не может превышать 12 месяцев со дня вступления в силу решения арбитражного суда о ликвидации кредитной организации. Указанный срок может быть продлен арбитражным судом по обоснованному ходатайству ликвидатора кредитной организации.
Если ко дню отзыва лицензии имеются признаки несостоятельности (банкротства) кредитной организации, то Центральный банк должен обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании кредитной организации банкротом. Если аналогичные признаки появляются в процессе ликвидации, то с данным заявлением обращается ликвидатор. В таком случае дальнейшая ликвидация кредитной организации будет связана с прохождением процедур банкротства.

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

ЛИКВИДАЦИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ

3.1. ПОНЯТИЕ И ПРАВОВЫЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ

ЛИКВИДАЦИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ.

Деятельность юридического лица, в особенности коммерческой организации, сопряжена с риском, не каждому учредителю (участнику), руководителю по силам рассчитать перспективное функционирование предприятия. Как поступать с «надоевшей» компанией? В данной ситуации возможны два варианта – либо продать свою организацию другим лицам, либо исключить из Единого государственного реестра юридических лиц. Последнее действие с законодательной точки зрения именуется «ликвидацией».

Под ликвидацией юридического лица в гражданском праве понимается прекращение юридического лица без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам (п. 1 ст. 61 ГК РФ).

Рассматривая вопросы правового регулирования ликвидации юридических лиц в России, нельзя обойти стороной такую национальную особенность, как «фактическая ликвидация». Смысл данной процедуры заключается в том, что юридическое лицо фактически перестает осуществлять любую деятельность, не сдает необходимую отчетность, но продолжает значиться в государственном реестре. Поскольку сам процесс ликвидации организаций, предусмотренный гражданским законодательством, достаточно трудоемок, а за несдачу налоговой отчетности предусмотрены штрафные санкции, российский бизнес разработал легальные схемы «фактической ликвидации».

Она осуществляется в двух возможных формах – путем смены учредителей и руководителя организации (как правило, находится малообеспеченный гражданин, который за определенную плату соглашается стать участником и руководителем данной компании) либо с использованием института реорганизации в форме слияния или присоединения, при котором все права и обязанности «ликвидируемой» организации переходят либо к созданному в результате слияния юридическому лицу, либо к тому лицу, к которому осуществлено присоединение. 1

Вместе с тем, данный способ прекращения деятельность нельзя назвать ликвидацией с точки зрения закона.

Анализ определения ликвидации юридического лица позволяет выделить один существенный признак данного института –юридическое лицо прекращает свое существование без перехода прав и обязанностей к другим лицам. в названных же выше случаях права и обязанности либо остаются у самого юридического лица, либо переходят к его правопреемникам, что противоречит правовой сущности ликвидации.

Завершающим этапом в процессе ликвидации является исключение из Единого государственного реестра сведений о ликвидируемой организации (п. 6 ст. 22 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).

Само понятие «ликвидация юридических лиц» и данный процесс достаточно подробно регламентированы нормами отечественного законодательства, вместе с тем, до настоящего момента остается неразрешенной возможность восстановления записи о ликвидированном юридическом лице при наличии допустимых оснований.

В связи с отсутствием четких норм законодательства, определяющих возможность (или невозможность) такого восстановления, данный пробел приходится восполнять судебной практикой. Важно отметить, что и позиция арбитражных судов в этой области не однородна. Как отмечает З. Муртузалиев, сложившаяся судебно –арбитражная практика по Северо –Кавказскому округу исходит из отсутствия законодательного регулирования возможности восстановления ликвидированных юридических лиц в реестре и невозможности в связи с этим обжалования актов государственной регистрации о ликвидации. 2

Вместе с тем, применительно к анализу исследуемого вопроса заслуживает внимания постановление Президиума ВАС РФ от 10 декабря 2002 № 6669/00, в котором судебная инстанция, пересмотрев в порядке надзора дело, возбужденное по исковому заявлению заинтересованного юридического лица к администрации города и инспекции МНС о признании недействительным постановления администрации о ликвидации юридического лица и решения инспекции МНС о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц о ликвидации данного предприятия, не сделала каких –либо выводов о наличии законодательного ограничения относительно возможности восстановления юридического лица в реестре.

Таким образом, исходя из принципов гражданского законодательства представляет возможным при наличии достаточных правовых оснований допустить возможность восстановления записи о ликвидированном юридическом лице в Едином государственном реестре юридических лиц.

3.2 ОСНОВАНИЯ ЛИКВИДАЦИИ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА

В качестве оснований для ликвидации юридического лица в ГК РФ называются: решение учредителей или уполномоченного органа юридического лица о ликвидации и решение суда.

Вместе с тем, представляется возможным выделить также и третье, наиболее распространенное, хотя и не указанное в ст. 61 ГК РФ основание для ликвидации юридического лица –банкротство организации.

По решению учредителей либо уполномоченного органа юридического лица ликвидация производится в обязательном порядке: в связи с истечением срока, на который было создано юридическое лицо; по достижении цели, ради которой оно создано; в связи с признанием судом недействительной регистрации юридического лица. Разумеется, добровольная ликвидация юридического лица может быть осуществлена и без оснований, предусмотренных законом, по усмотрению учредителей либо уполномоченного органа юридического лица. Чаще всего в добровольном порядке деятельность юридического лица прекращается не по основаниям, предусмотренным законом, а вследствие неудовлетворенности учредителей ходом работы предприятия, например вследствие низкой прибыльности или недостаточного уровня выплачиваемых дивидендов.

В качестве оснований, по которым юридическое лицо может быть ликвидировано в судебном порядке, ГК РФ в ст. 61 называет: допущенные при его создании грубые нарушения носят неустранимый характер, либо осуществление деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо деятельности, запрещенной законом, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона и иных правовых актов, либо систематическое осуществление общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом деятельности. Данный перечень не является исчерпывающим, решение суда о ликвидации юридического лица может быть принято и по иным основаниям, предусмотренным ГК РФ. Таким основанием, например, может служить несоответствие или неприведение в соответствие учредительных документов предприятия.

В качестве примера можно привести следующий случай: прокурор обратился в арбитражный суд с иском о ликвидации акционерного общества, которое в нарушение положений ФЗ «Об акционерных обществах» не привело в соответствие с законодательством устав. Иск прокурора был удовлетворен арбитражным судом. При этом суд исходил из того, что неприведение акционерным обществом своих учредительных документов в соответствие с законодательством является грубым нарушением законодательства, и по этому основанию суд счел возможным принять решение о ликвидации данного юридического лица в соответствии с п. 2 ст. 61 ГК РФ. 3

Говоря о ликвидации юридического лица по решению суда, важно определить круг лиц, правомочных обратиться с данным заявлением в суд.

Требование о ликвидации юридического лица может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому такое право представлено законом. Такими органами являются: прокуратура, органы налоговой службы и др.

При этом следует отметить, что наличие решения о добровольной ликвидации юридического лица не исключает возможность обращения в суд с заявлением о принудительной ликвидации юридического лица. Это касается, например, тех случаев, когда решение о добровольной ликвидации фактически не осуществляется.

Рассмотрим следующий пример: прокурор обратился в арбитражный суд с иском с иском о ликвидации хозяйственного общества в связи с неоднократными и грубыми нарушениями хозяйственным обществом закона. Суд отказал прокурору в удовлетворении иска на основании того, что хозяйственное общество приняло решение о добровольной ликвидации. Решение суда было отменено апелляционной инстанцией на основании п. 8 ст. 63 ГК РФ, в соответствии с которые ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо –прекратившим свою деятельность после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц. В соответствии с положениями законодательства в случае добровольной ликвидации юридического лица руководящие органы общества назначают ликвидационную комиссию. В данном случае, несмотря на принятое решение о добровольной ликвидации, ликвидационная комиссия до рассмотрения дела в суде назначена не была, сроки ликвидации не установлены, ликвидация фактически не производилась. Исходя из указанного, апелляционная инстанция отменила решение суда первой инстанции и приняла справедливое решение о ликвидации хозяйственного общества. 4

Третьим основанием ликвидации юридического лица, как уже отмечалось выше, служит признание его несостоятельным (банкротом).

В соответствии с ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» юридическое лицо признается банкротом арбитражным судом, если оно неспособно в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

Таким образом, ликвидация организации в данном случае является следствием объявления ее несостоятельной. Вместе с тем возможна и обратная ситуация, когда в процессе ликвидации становится очевидным, что стоимость имущества ликвидируемого предприятия недостаточна для погашения требований кредиторов. В данном случае юридическое лицо может быть ликвидировано только в порядке, предусмотренном законодательством для организаций –банкротов (ч. 2 п. 4 ст. 61 ГК РФ).

Рассмотрим более подробно порядок добровольной и принудительной ликвидации.

Добровольная ликвидация . Как уже говорилось выше, добровольная ликвидация является неотъемлемой частью гражданского оборота. Это явление представляется абсолютно нормальным, а в ряде случаев даже необходимым (например, когда речь идет о добровольной ликвидации некоммерческой организации; в случае изменения конъюнктуры рынка и, следовательно, экономической неэффективности дальнейшей деятельности данного юридического лица), так как вытекает из самой сущности ведения хозяйства в условиях рыночной экономики.

Вместе с тем, несмотря на то что процедура добровольной ликвидации является одним из основных, судьбоносных (наряду с сознанием) моментов в жизни юридического лица, как справедливо отмечают некоторые авторы 5

Она не получила надлежащего решения как на законодательном уровне, так и в юридической литературе.

Согласно п. 2 и 3 ст. 62 ГК РФ учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с ГК РФ, другими законами. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого юридического лица выступает в суде.

Таким образом, принимая во внимание положения ст. 91 и 103 ГК РФ, посвященные органам управления в обществе с ограниченной ответственностью и акционерным обществе соответственно, можно сделать вывод о том, что с момента утверждения на общем собрании акционеров (участников) состава ликвидационной комиссии последняя становится по сути единственным, а значит, и высшим органом общества оставшиеся у общего собрания полномочия по утверждению промежуточного и окончательного ликвидационных балансов не позволяют ему каким –либо эффективным образом влиять на принимаемые ликвидационной комиссией решения в сфере хозяйственной деятельности акционерного общества 6 .

В связи с этим на практике нередко встречаются случаи, когда общество «зависает» на этапе ликвидации (т.е. существует очень длительный промежуток времени, на протяжении которого в качестве высшего органа управления выступает ликвидационная комиссия) либо опять же после длительного существования ликвидационная комиссия принимает решение о самороспуске, и общество продолжает свою деятельность в прежнем режиме. Подобные манипуляции позволяют избежать громоздкой процедуры принятия решений по вопросам, отнесенным к компетенции общего собрания акционеров.

  1. Ликвидация юридического лица (4)

    Курсовая работа >> Государство и право

    Иными правовыми актами или учредительными документами юридического лица . Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - ... относительно новый для отечественной системе правового регулирования и практики предпринимательских отношений. ...

  2. Ликвидация юридических лиц проблемы теории и практики

    Закон >> Маркетинг

    Ярко проявилась сущность законодательного регулирования процессов ликвидации юридических лиц . §1. Соотношение понятий «ликвидация» и «исключение из ЕГРЮЛ» ...

  3. Ликвидация юридического лица . Обязательства

    Контрольная работа >> Государство и право

    Анализ и характеристика вопросов в области ликвидации и обязательств юридических лиц . Нормативно-правовой базой при написании данной... нет, т.е решение народного суда неерно. Регулирование имущественных отношений в ситуации с гражданами, злоупотребляющими...

В российском законодательстве правовые нормы регламентирующие процесс реорганизации отражены в ГК, специальных законах об организационно-правовых формах юридических лиц (таких как, Федеральный закон N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" от 26.12.1995 г.), законах о различных видах деятельности и иных источниках права. Как следствие отсутствует единообразное представление о понятии реорганизации, ее формах, процедуре и последствиях.

В ГК РФ отражены общие моменты, затрагивающие реорганизацию юридических лиц вне зависимости от организационно-правовой формы. Так, в нем установлен круг лиц, правомочных принимать решение о реорганизации, определен момент завершения процедуры реорганизации, порядок оформления правопреемства и гарантии прав кредиторов юридического лица при проведении реорганизации.

До настоящего момента не выработано понятия реорганизации юридического лица, более того, отсутствует даже единое направление для его определения. В действующем законодательстве не содержится термин "реорганизация".

По мнению Ю.С. Поварова, "законодатель, безусловно, обязан соблюдать важнейшее требование нормотворчества об однозначности и непротиворечивости используемой терминологии (отсутствии двойного или даже тройного смысла терминов), ведь от точности и строго легальных понятий в значительной мере зависит и разработка теоретических проблем права, и, самое главное, применение закона"

Принятие Федерального закона N 99-ФЗ "О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" от 05.05.2014.

Порядок реорганизации юрлиц так же претерпел существенные изменения. Наиболее принципиальными являются следующие:

Допускается одновременное сочетание различных форм реорганизации; участие в реорганизации двух и более юридических лиц, в том числе имеющих разные организационно-правовые формы [абз. 2 п. 1, п. 3 ст. 57 ГК РФ];

Более детально урегулированы вопросы правопреемства при проведении реорганизации [п. 5 ст. 58, п. 1 ст. 59 ГК РФ, п. 5 ст. 60 ГК РФ], защиты прав кредиторов при реорганизации [абз. 2 п. 5 ст. 58, п. п. 2-4 ст. 60 ГК РФ];

Более четко прописано признание решения о реорганизации недействительным: установлены основания, порядок и последствия такого решения[ст. 60.1 ГК РФ];

Установлены основания, порядок и последствия признания реорганизации корпорации несостоявшейся [ст. 60.2 ГК РФ].

Статья 57 ГК РФ дополнена следующими правилами:

Допускается «смешанная» реорганизация юридического лица, то есть реорганизация с одновременным сочетанием различных ее форм (слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования);

Допускается реорганизация нескольких юридических лиц, в функционирующих в разных организационно-правовых формах, если ГК РФ или другим законом заложена возможность преобразования юридического лица одной организационно-правовой формы в юридическое лицо другой организационно-правовой формы;

Возможно законодательное установление ограничений реорганизации юридических лиц;

Для кредитных, клиринговых организаций, страховых, специализированных финансовых обществ, акционерных инвестиционных фондов, профессиональных участников рынка ценных бумаг, специализированных обществ проектного финансирования, управляющих компаний инвестиционных фондов, акционерных обществ работников (народных предприятий), паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, негосударственных пенсионных фондов и иных некредитных финансовых организаций особенности реорганизации определяются законами, регулирующими деятельность таких организаций (ранее п. 6 ст. 60 ГК РФ допускалось установление специальными законами особенностей реорганизации лишь кредитных организаций);

Государственная регистрация создаваемого в результате реорганизации юридического лица возможна не ранее истечения срока для обжалования решения о реорганизации [п. 1 ст. 60.1 ГК РФ].

Осуществление принудительной реорганизации поручается назначенному судом арбитражному управляющему (а не внешнему управляющему, как было указано в п. 2 ст. 57 ГК РФ в прежней редакции). Арбитражный управляющий привлекается и в случаях принудительной ликвидации юридического лица [п. 5 ст. 61, п. 5 ст. 62 ГК РФ]. Пункт 2 ст. 57 ГК РФ указывает на то, что арбитражный управляющий назначается в установленном законом порядке. Соответственно, необходимо установление такого порядка.

В ст. 57 ГК РФ (как и в остальные статьи, регулирующие проведение реорганизации) внесены изменения, связанные с тем, что законодательством больше не предусмотрен такой документ, как разделительный баланс; теперь подписывается только передаточный акт [п.п. 3, 4 ст. 58, ст. 59 ГК РФ].

Правила о правопреемстве при реорганизации юридических лиц были дополнены следующими нормами:

При смене организационно-правовой формы юридического лица в процессе реструктуризации права и обязанности реорганизуемого юридического лица в отношении других лиц остаются неизменными. Исключение составляют права и обязанности в отношении учредителей (участников), изменение которых вызвано реорганизацией [п. 5 ст. 58 ГК РФ];

Передаточный акт должен содержать порядок определения правопреемства в связи с изменением стоимости, вида и состава имущества, возникновения, изменения, прекращения прав и обязанностей реорганизуемого юридического лица, которые могут произойти после даты составления передаточного акта [п. 1 ст. 59 ГК РФ];

Если передаточный акт не позволяет определить правопреемника, а также если из него следует, что при реорганизации активы и обязательства реорганизуемых юридических лиц распределены недобросовестно, и реорганизованное юридическое лицо и лица, возникшие в результате реорганизации несут солидарную ответственность по такому обязательству [п. 5 ст. 60 ГК РФ].

Более детально урегулированы вопросы защиты прав кредиторов реорганизуемого юридического лица, в частности, в ГК РФ включены следующие нормы:

Законодательно предусматривается обязанность реорганизуемого юридического лица уведомлять кредиторов о своей реорганизации в письменной форме [абз. 3 п. 1 ст. 60 ГК РФ]. В настоящий момент такая обязанность предусмотрена п. 2 ст. 13.1 Федерального закона N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" от 08.08.2001,

Уточнены нормы о праве кредитора потребовать досрочного исполнения обязательства и порядке реализации этого права, установленные п.п. 2-4 ст. 60 ГК РФ (см. таблицу 2).

Таблица 2 - Гарантии прав кредиторов реорганизуемого юридического лица

До принятия Закона

После принятия Закона

Если у кредитора юридического лица права требования возникли до опубликования уведомления о реорганизации, он вправе потребовать досрочного исполнения соответствующего обязательства, а при невозможности - прекращения обязательства и возмещения связанных с этим убытков, за исключением случаев, установленных законом.

Если права требования кредитора юридического лица возникли до опубликования первого уведомления о реорганизации, он вправе в судебном порядке потребовать досрочного исполнения соответствующего обязательства должником, а при невозможности - прекращения обязательства и возмещения связанных с этим убытков, за исключением случаев, установленных законом или соглашением кредитора с реорганизуемым юридическим лицом.

Если ОАО, реорганизуется в форме слияния, присоединения или преобразования, то кредитор такого юридического лица, права требования которого возникли до опубликования сообщения о реорганизации, вправе в судебном порядке потребовать досрочного исполнения или прекращения обязательства и возмещения убытков в случае, если реорганизуемое юридическое лицо, его участники или третьи лица не предоставили достаточное обеспечение исполнения соответствующих обязательств.

Правило распространено на юридические лица всех организационно-правовых форм, а также на все формы реорганизации, кроме преобразования [абз. 2 п. 5 ст. 58 ГК РФ].

Право заявления требования не предоставляется кредитору, уже имеющему достаточное обеспечение

Требование может быть предъявлено не позднее чем в течение 30 дней после даты опубликования последнего уведомления о реорганизации

Предъявление кредиторами требований не является основанием для приостановления процедуры реорганизации юридического лица

Предъявленные в срок требования должны быть исполнены до завершения процедуры реорганизации, в том числе путем внесением долга в депозит в случаях, предусмотренных ст. 327 ГК РФ

Исполнение обязательств перед кредиторами реорганизуемым юридическим лицом обеспечивается в порядке, установленном ГК РФ.

В случае, если обязательства реорганизуемого юридического лица - должника обеспечены залогом, кредиторы не вправе требовать дополнительного обеспечения

Кредитор не вправе требовать досрочного исполнения/прекращения обязательства или возмещения убытков, если:

В течение 30 дней с даты предъявления этих требований кредитору будет предоставлено достаточное обеспечение.

Кредитору выдана независимая безотзывная гарантия кредитной организацией, кредитоспособность которой не вызывает сомнений, при этом срок действия данной гарантии должен не менее чем на 3 месяца превышать срок исполнения обеспечиваемого обязательства, и содержать условие платежа по предъявлении кредитором требований к гаранту с предоставлением доказательств неисполнения обязательства реорганизуемого/ реорганизованного юридического лица.

Если требования кредитора не было удовлетворено и ему не было представлено достаточное обеспечение исполнения обязательства, солидарную ответственность перед кредитором несут:

Юридические лица, образованные в результате реорганизации,

Реорганизованное юридическое лицо (при выделении),

Следующие лица, если они своими действиями (бездействием) способствовали наступлению указанных последствий для кредитора:

Имеющие фактическую возможность определять действия реорганизованных юридических лиц;

Члены коллегиальных органов реорганизуемых юридических лиц;

Уполномоченный выступать от имени реорганизованного юридического лица.

Если требования о досрочном исполнении/прекращении обязательств и возмещении убытков удовлетворены после завершения реорганизации, вновь созданные юридические лица несут солидарную ответственность по обязательствам реорганизованного юридического лица

Правила не применяются при реорганизации кредитных организаций

Правила ст. 60 ГК РФ не применяются к отношениям, возникающим при реорганизации юридического лица в форме преобразования, [абз. 2 п. 5 ст. 58 ГК РФ].

Включенные в ГК РФ статьи 60.1. и ст. 60.2. регулируют вопросы признания решения о реорганизации юридического лица недействительным, а также признания реорганизации корпорации несостоявшейся (см. таблицу 3).

Таблица 3 - Недействительность реорганизации

Параметр

Признания реорганизации корпорации несостоявшейся

(ст. 60.1. ГК РФ)

(ст. 60.2. ГК РФ)

На кого распространяется

На все юридические лица

Только на корпорации. Реорганизация унитарной организации не может быть признана несостоявшейся.

Судебный

Основания

Специальных оснований не установлено.

могут быть применены общие нормы о недействительности решения собраний [ст. 181.3-181.5 ГК РФ].

Если решение о реорганизации не принималось участниками корпорации,

В случае представления для государственной регистрации документов, содержащих заведомо недостоверные данные о реорганизации

Срок обращения

Не позднее чем в течение 3 месяцев после внесения в ЕГРЮЛ записи о начале реорганизации, если иное не установлено законом.

Специального срока не установлено.

Полагаем, что может быть применен общий срок исковой давности [ст. 196 ГК РФ].

Субъекты

Участники юридического лица, в отношении которого проводится реорганизация;

Иные лица, наделенные таким право законом.

Последствия

1. Если реорганизация не окончена и проведена государственная регистрация части юридических лиц, подлежащих созданию в результате реорганизации, правопреемство наступает только в отношении этих лиц. Права и обязанности в остальной части сохраняются за прежними юридическими лицами.

1. Восстановление юридических лиц, существовавших до реорганизации и прекращение юридических лиц, созданных в результате реорганизации проходит одновременно

2. Для восстановленных юридических лиц сохраняют силу сделки, заключённые юридическими лицами, созданными в результате реорганизации, если вторая сторона добросовестно полагалась на правопреемство. Восстановленные юридические лица несут солидарную ответственность по таким сделкам

Последствия

2. Если реорганизация окончена:

Не влечет ликвидации образованного в результате реорганизации юридического лица;

Не является основанием для признания недействительными сделок, совершенных таким юридическим лицом.

3. Переход прав и обязанностей признается несостоявшимся. Если за счет имущества одного из участников реорганизации исполнены обязанности другого из них, к отношениям указанных лиц применяются правила об обязательствах вследствие неосновательного обогащения.

Произведенные выплаты могут быть оспорены по заявлению лица, за счет средств которого они были произведены, если получатель исполнения знал или должен был знать о незаконности реорганизации.

4. Участники ранее существовавшего юридического лица признаются обладателями долей участия в нем в том размере, в котором доли принадлежали им до реорганизации. При смене участников юридического 9лица в ходе реорганизации или по ее окончании доли участия участников ранее существовавшего юридического лица возвращаются им по правилам, предусмотренным п. 3 ст. 65.2 ГК РФ

Возмещение убытков

Предусмотрено в случае восстановления корпоративного контроля по правилам п. 3 ст. 65.2 ГК РФ:

Участнику реорганизованного юридического лица, голосовавшему против / или не принимавшему участия в голосовании;

Кредитору реорганизованного юридического лица

Участнику ранее существовавшего юридического лица, утратившему в ходе реорганизации или по ее окончании права участия в корпорации

Кто возмещает

Солидарно:

Лица, недобросовестно способствовавшие принятию решения о реорганизации;

Юридические лица, образованные в результате реорганизации;

Члены принявшего решение о реорганизации коллегиального органа, голосовавшие за принятие решения (если решение принято коллегиальным органом).

Лица, виновные в утрате доли участия в корпорации

В следующей главе курсовой работы будут рассмотрены основные этапы процесса реорганизации и его специфика при различных формах реорганизации.

Действующее гражданское законодательство России не определяет, что такое реорганизация юридического лица, фиксируя лишь формы, в которых она может осуществляться. В цивилистической доктрине под реорганизацией юридических лиц принято понимать установленную законодателем процедуру перехода прав и обязанностей одних юридических лиц к другим в порядке правопреемства Ломакин Д.В. Некоторые вопросы размещения акций при реорганизации акционерных обществ // Законодательство. 2000. № 4. С. 8..

Вместе с тем, законодательно понятие реорганизации юридических лиц не закреплено.

Правовой институт реорганизации юридических лиц является относительно новым в системе российского законодательства. Характеризуя дореволюционное право, А.В. Венедиктов отмечал, что «законодатель не дает для слияния товариществ специальных постановлений, поэтому к прекращению сливающихся товариществ и к возникновению нового применяются общие нормы о прекращении и учреждении товариществ». Напротив, «большинство законодательств мира дает специальные постановления о слиянии товариществ...», которые заключаются «в устранении ликвидации и в применении к слиянию универсального правопреемства» Венедиктов А.В. Слияние акционерных компаний. Пг. 1914. С. 18-19.. Российский Устав торговый 1903 г. не содержал понятия «реорганизация» (ни прямо, ни косвенно). Прекращение акционерных компаний рассматривалось только в смысле ликвидации Гуляев А.Справочная книга по торгово-промышленному законодательству.СПб.1912.С.34..

Обращаясь к зарубежному регулированию рассматриваемых отношений, следует отметить, что достаточно подробное нормативно-правовое регулирование реорганизации акционерных обществ появилось относительно недавно. С момента зарождения таких обществ, определяемого началом XVII в., до появления в законодательствах развитых стран первых упоминаний о реорганизации прошло более двухсот лет Венедиктов А.В. Слияние акционерных компаний. Пг. 1914. С. 21..

Предпосылки законодательного оформления института реорганизации возникли на определенном этапе развития капиталистических отношений, когда утвердилась «общая тенденция концентрации капиталов и производства, комбинирования отдельных стадий производства и стремления к монополистическому положению на рынке» Венедиктов А.В. Слияние акционерных компаний. Пг. 1914. С. 1.. Соответственно из известных современному правопорядку способов реорганизации (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) в историческом плане первым формируется слияние и определяемое как его разновидность присоединение. Один из первых российских примеров объединения компаний Ї учреждение Российско-Американской компании в Иркутске на основании акта, учиненного компаньонами 3 августа 1798 г. Тихменев П. Историческое обозрение образования Российско-Американской компании и действий ее до настоящего времени. Ч. 1-2. СПб. 1861-1863. С. 44.

Однако имевшиеся немногочисленные примеры слияния отдельных компаний в дореволюционной практике не позволяли говорить о формировании института реорганизации, так как предприятия в этих случаях «передавались в порядке сингулярного правопреемства» Венедиктов А.В. Слияние акционерных компаний. Пг. 1914. С. 18..

Раннее советское законодательство также прямо не предусматривало процедуры реорганизации юридических лиц. Ст. 289 ГК РСФСР 1922 г. содержала перечень оснований для прекращения организаций, среди которых такой процедуры, как реорганизация, не было. Но в то же время пункт «б» ст. 364 первого ГК Советской республики устанавливал возможность слияния акционерных обществ Хрестоматия по истории отечественного государства и права.1917-1991 / Под ред. О.И.Чистякова. М. 1997. С. 163..

Вместе с тем, развитие экономики в период нэпа послужило толчком к началу правового регулирования данного института.

Первое упоминание о возможности реорганизации кооперативных организаций связано с положением «О порядке прекращения кооперативных организаций при их ликвидации, соединении и разделении», утвержденным постановлением ЦИК и СНК СССР от 15 июня 1927 г. СЗ СССР. 1927. № 37. Ст. 371. Данное постановление предусматривало два варианта реорганизации кооперативов Ї слияние и разделение, однако не регламентировало процедуру и механизм такой реорганизации.

В законодательстве СССР практически отсутствовало дифференцированное регулирование отдельных видов реорганизации юридических лиц, несмотря на очевидность их специфики. Учитывая, что идентичная регламентация, возникающая при разделении юридических лиц либо в случае преобразования юридического лица в другую организационно-правовую форму, невозможна, такое правовое регулирование сложного и многообразного процесса реорганизации юридических лиц с помощью единичных норм, устанавливающих лишь общие, абстрактные правила, продемонстрировало в ходе правоприменительной практики свою полную несостоятельность.

Рост экономики в послевоенные годы вызвал необходимость реформирования системы хозяйствования. На июльском Пленуме ЦК КПСС 1955 г. было принято решение о необходимости реорганизации промысловой кооперации и передачи в государственную промышленность кооперативов, фактически утративших характер производственной кооперации.

ГК РСФСР 1964 г. посвятил вопросам реорганизации лишь три короткие статьи (37, 38, 39). Причем реорганизация юридических лиц, наряду с их ликвидацией, рассматривалась исключительно как способ прекращения юридического лица (ст. 37).

Следующий этап законодательного развития процедуры реорганизации юридического лица исторически связан с периодом становления правовой системы суверенной России. Одними из первых принимаются Закон РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» Закон РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» // от 25.12.90 № 445-1 СП РСФСР. 1991. №6. Ст. 92. и постановление Совета Министров, утвердившее положение об акционерных обществах» Постановление СМ РСФСР «Об утверждении «Положения об акционерных обществах» // от 25 декабря 1990 г. № 601 СП РСФСР. 1991. №6. Ст.92. В данных актах впервые нормативное закрепление получают такие виды реорганизации, как выделение и преобразование, ставшие в дальнейшем правовой основой процесса приватизации государственных и муниципальных предприятий.

Если говорить об общем анализе правовых актов, регулирующих рассматриваемые правоотношения в тот период, следует отметить, что, как справедливо отмечает А.В. Коровайко, принятые до 1994 г. нормативные акты, регулирующие вопросы реорганизации юридических лиц, носили в основном специальный характер Коровайко А.В. Реорганизация хозяйственных обществ: теория, законодательство, практика. М.: Норма Ї ИНФРА-М., 2001. С. 6..

С середины 90-х годов начинается становление гражданского законодательства России. Вместе с тем, несмотря на более чем десятилетний опыт развития правового регулирования уже новым ГК РФ 1994 г. и специальными законами («Об акционерных обществах», «Об обществах с ограниченной ответственностью»), процесс формирования института реорганизации на данном этапе не завершен.

Изучив исторические аспекты в развитии института реорганизации юридических лиц переходим к изучению правовой конструкции выше указанного института.

Прекращение юридического лица представляет собой утрату им своей правосубъектности. Прекращение юридического лица может наступить в результате реорганизации или ликвидации.

Реорганизация юридического лица представляет собой вид прекращения юридического лица, при котором его права и обязанности в полном объеме переходят к другим лицам, создаваемым в результате реорганизации, либо все имущество юридического лица разделяется между реорганизуемым и новыми юридическими лицами. Правовое регулирование реорганизации предприятий осуществляется с использованием общих механизмов правового регулирования путем принятия государственными органами в рамках их компетенции и в установленном порядке системы законодательных и нормативных актов. Действующим законодательством предусмотрено несколько механизмов существенного изменения структуры активов хозяйствующего субъекта (реорганизации). При этом часть из них реализуется решениями собственников, а часть - принудительно.

Ликвидация юридического лица представляет собой его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам (п. 1 ст. 61 ГК). Именно отсутствие универсального правопреемства принципиально отличает ликвидацию от любой формы реорганизации. Так же как и реорганизация, ликвидация юридического лица может быть добровольной или принудительной.

Юридическое лицо может быть ликвидировано:

1) добровольно - по решению его учредителей (участников) либо уполномоченного органа, в том числе в связи с истечением срока, на который оно создано, и с достижением цели, ради которой создано;

2) или недобровольно - по инициативе уполномоченных государственных или муниципальных органов и по решению суда в случае грубых и неустранимых нарушений закона, допущенных при его создании, либо осуществления деятельности без лицензии, либо запрещенной законом, либо с нарушением Конституции РФ, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, а также при систематическом осуществлении некоммерческой организацией (в том числе общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом) деятельности, противоречащей ее уставным целям, и, кроме того, в других случаях, предусмотренных ГК.

В данном разделе размещены статьи, посвященные реорганизации и ликвидации юридических лиц.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

Дата размещения статьи: 18.01.2019

Понятие, классификация и правовая природа комбинированной реорганизации юридических лиц (Нуждин Т.А.)

Федеральным законом от 05.05.2014 N 99-ФЗ в ст. 57 ГК РФ, посвященную реорганизации юридических лиц, были внесены существенные изменения, одним из которых является то, что в Российской Федерации с 01.09.2014 допускается реорганизация юридического лица с одновременным сочетанием различных ее форм (слияние, присоединение, выделение, разделение, преобразование), а также реорганизация с участием двух и более юридических лиц, в том числе созданных в разных организационно-правовых формах, если Гражданским кодексом РФ или другим законом предусмотрена возможность преобразования юридического лица одной из таких организационно-правовых форм в юридическое лицо другой из таких организационно-правовых форм.

Дата размещения статьи: 15.01.2019

Принудительная ликвидация юридического лица (Васильев М.В., Абакумова Е.Б.)

При формулировании понятия "ликвидация" часто используют его законодательную дефиницию, согласно которой ликвидация юридического лица - это способ прекращения его деятельности без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. Согласно ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам. Однако легальное определение не учитывает то обстоятельство, что ликвидация не является одномоментным действием, а представляет собой определенный процесс, состоящий из последовательно сменяющих друг друга этапов, зачастую довольно растянутых во времени.

Дата размещения статьи: 12.03.2018

Юридическое слияние компаний. Пошаговая инструкция (Филина А., Чуканова Е.)

Как известно, слияние - это одна из форм реорганизации юридических лиц. В результате слияния из двух либо нескольких компаний создается одно предприятие, а реорганизованные юридические лица прекращают свое существование. При этом сейчас допускается реорганизация юридических лиц, созданных в различных организационно-правовых формах, при условии, что законом разрешена возможность преобразования соответствующей фирмы из одной организационно-правовой формы в другую.

Дата размещения статьи: 09.03.2018

Гарантии прав кредиторов при проведении комбинированных способов реорганизации (Нуждин Т.А.)

Федеральным законом от 05.05.2014 N 99-ФЗ в ст. 57 Гражданского кодекса РФ были внесены масштабные изменения, среди которых стоит особо выделить то, что с 1 сентября 2014 г. в российском правовом поле допускается реорганизация юридического лица с одновременным сочетанием различных ее форм (так называемая совмещенная реорганизация), а также реорганизация с участием двух и более юридических лиц, в том числе созданных в разных организационно-правовых формах, если Кодексом или другим законом предусмотрена возможность преобразования юридического лица одной из таких организационно-правовых форм в юридическое лицо другой из таких организационно-правовых форм (так называемая смешанная реорганизация) и, кроме того (по смыслу закона), возможность сочетания смешанной и совмещенной реорганизации (так называемая комплексная реорганизация)

Дата размещения статьи: 20.12.2017

Списание безнадежной задолженности при ликвидации должника (Клинова К.)

Одним из оснований признания долга безнадежным к взысканию является ликвидация организации (п. 2 ст. 266 НК РФ). Ликвидация компании может происходить либо по решению налогового органа, либо в общем судебном порядке, то есть с использованием процедуры банкротства. Упрощенная процедура ликвидации недействующих юридических лиц возможна в случае, если организация в течение последних 12 месяцев не представляла налоговую отчетность и не осуществляла операций ни по одному банковскому счету (ст. 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"). Такая организация исключается из ЕГРЮЛ по решению налогового органа.

Дата размещения статьи: 31.10.2017

Исполнение обязанности по уплате налогов и долгов при ликвидации организации (Лермонтов Ю.М.)

Суд удовлетворил требование ИФНС по городу Ангарску о взыскании с Администрации Ангарского городского округа задолженности МП "Благоустройство" по налогам, пени и налоговым санкциям и указал, что обязанность по уплате задолженности по налоговым обязательствам в случае ликвидации предприятия должна возлагаться на учредителя. По общему правилу налоговое законодательство не предусматривает привлечения к субсидиарной ответственности учредителя предприятия (собственника имущества). Исключение - ликвидация юридического лица.

Дата размещения статьи: 16.09.2017

Возникновение прав при реорганизации (Князева Е.)

В случае реорганизации юридического лица согласно ч. 3 п. 2 ст. 218 ГК РФ право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит к юридическим лицам - правопреемникам реорганизованного юридического лица. В соответствии с п. 1 ст. 58 ГК РФ при слиянии юридических лиц права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу. Конкретный момент перехода таких прав в законе не определен. Суды же исходят из того, что права на недвижимое имущество при реорганизации юридического лица в форме слияния возникают с момента внесения записи в ЕГРЮЛ.

Дата размещения статьи: 13.04.2017

О преобразовании юридического лица. Комментарий к Определению судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 19.07.2016 N 310-КГ16-1802 (Суханов Е.А.)

Преобразование является одной из форм реорганизации юридических лиц. Его основная особенность состоит в том, что здесь не образуется новое юридическое лицо (лица) и не возникают отношения правопреемства; не прекращается и деятельность кого-либо из участников реорганизации (что характерно для большинства ее форм - слияния, присоединения и разделения). Реорганизация в форме преобразования изменяет "лишь" организационно-правовую форму юридического лица. Поэтому в экономическом смысле субъект имущественного оборота сохраняется, тогда как юридически ситуация изменяется - участник оборота приобретает иной правовой статус.

Дата размещения статьи: 01.04.2017

Паноптикум для ликвидатора (Мананников О.В.)

Единственный участник общества с ограниченной ответственностью принял решение в добровольном порядке прекратить деятельность общества, т.к. хозяйственной деятельности оно не вело, долгов не имело, в штате был лишь директор. Далее участник назначил ликвидатора и расторг трудовой договор с директором. Ликвидатор заполнил форму N Р15001 уведомления регистрирующего органа и обратился к нотариусу с заявлением о свидетельствовании подлинности своей подписи на форме уведомления. Нотариус отказала в совершении нотариального действия, мотивировав свой отказ тем, что...

Дата размещения статьи: 22.03.2017

Правопреемство специальных прав налогоплательщика при реорганизации в форме преобразования (Дергачев С.А.)

По общему правилу, закрепленному в п. п. 1, 9 ст. 50 Налогового кодекса РФ, при преобразовании одного юридического лица в другое правопреемником реорганизованного юридического лица в части исполнения обязанностей по уплате налогов признается вновь возникшее юридическое лицо. НК РФ не определен порядок правопреемства в отношении специальных прав налогоплательщиков, т.е. таких прав, которые приобретаются в особом порядке (как правило, заявительном или уведомительном), в частности право на применение специальных налоговых режимов или право применения налоговых льгот, пониженных налоговых ставок.


Самое обсуждаемое
Музыкальный праздник в подготовительной группе ДОУ по сказкам Чуковского Музыкальный праздник в подготовительной группе ДОУ по сказкам Чуковского
Принцип деления Европы на субрегионы Принцип деления Европы на субрегионы
Какие растения растут в пустыне Какие растения растут в пустыне


top