Федеральные суды общей юрисдикции рф. Система судов общей юрисдикции в РФ и их полномочия 1 система судов общей юрисдикции

Федеральные суды общей юрисдикции рф. Система судов общей юрисдикции в РФ и их полномочия 1 система судов общей юрисдикции

Термин «суды общей юрисдикции» в современном российском законодательстве впервые появился после принятия 12 декабря 1993 года Конституции РФ. В ст. 126 Конституции РФ при определении полномочий Верховного Суда РФ говорится о делах, «подсудных судам общей юрисдикции». Прежде чем перейти к рассмотрению системы этих судов, целесообразно остановиться на анализе некоторых общих принципов, лежащих в основе организации современных судебных систем различных стран. Рассмотрение столь общих вопросов необходимо в первую очередь потому, что происходящее в ходе проводимой судебной реформы усложнение судебной системы России в определенной степени опережает имеющуюся теоретическую базу. В советский период по ряду причин многие из рассмотренных ниже вопросов не являлись особо актуальными, поэтому и само понятие «суды общей юрисдикции», и связанная с ними проблематика в целом являются достаточно новыми для российского законодательства и правовой науки.

07 февраля 2011 года принят Федеральный конституционный закон №1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции». Указанный закон вступает в силу по истечении 30 дней со дня его опубликования – 13 марта 2011 года.

Указанным законодательным актом определяется порядок создания и упразднения, компетенция и состав судов общей юрисдикции в Российской Федерации, принципы и механизмы финансового и материально-технического обеспечения их деятельности.

В то же время, Федеральный конституционный закон не определяет порядок создания и компетенцию военных судов и мировых судей, поскольку они установлены иными законодательными актами.

В настоящее время в связи с принятием Федерального конституционного закона от 7 февраля 2011 года №1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» возникла коллизия, выражающаяся в несогласованности его нормы (статья 1), согласно которой к районным федеральным судам общей юрисдикции относятся районные суды, городские суды и межрайонные суды, с нормами Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 года №1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации».

В соответствии с настоящим законом согласно ст. 1 в систему судов общей юрисдикции входят федеральные суды общей юрисдикции и суды общей юрисдикции субъектов Российской Федерации.

К федеральным судам общей юрисдикции в соответствии с законом относятся:

    Верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суд автономной области, суды автономных округов;

    Районные суды, городские суды, межрайонные суды (далее – районные суды);

    Военные суды, полномочия, порядок образования и деятельности которых устанавливаются федеральным конституционным законом;

    Специализированные суды, полномочия, порядок образования и деятельности которых устанавливаются федеральным конституционным законом 30 .

К судам общей юрисдикции субъектов Российской Федерации в законе относятся мировые судьи.

Рассмотрим подробно состав, полномочия и функции судов общей юрисдикции.

Верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суд автономной области, суды автономных округовявляются федеральными судами общей юрисдикции.

В системе федеральных судов общей юрисдикции они занимают положение судов среднего звена, являясь одновременно высшими судебными органами судов общей юрисдикции соответствующих субъектов Федерации.

Каждый суд среднего звена состоит из:

    президиума

    судебных коллегий

    аппарата суда.

При верховных судах республик, краевых и областных судах могут действовать научно-консультативные советы.

В составе верховных судов (судов) всех субъектов Российской Федерации действуют следующие коллегии:

Верховные суды (суды) формируются в составе председателя, заместителей председателя, членов суда. Председатель и его заместители назначаются на должность Президентом РФ по представлению Председателя Верховного Суда РФ, основанному на заключении Высшей квалификационной коллегии судей РФ и согласованному с законодательным (представительным) органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации. Судьи также назначаются Президентом РФ по представлению Председателя Верховного Суда РФ, основанному на заключении квалификационной коллегии судей того суда, в который они назначаются. Данное заключение тоже подлежит согласованию с законодательными (представительными) органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации.

Выступая в качестве непосредственной вышестоящей инстанции по отношению к районным судам, суды среднего звена судебной системы призваны осуществлять функцию надзора за их судебной деятельностью, т.е. пересматривать судебные акты районных судов в кассационном и в надзорном порядке. В порядке надзора эти суды могут пересматривать также вступившие в законную силу приговоры, решения, определения и постановления мировых судей. В свою очередь, деятельность судов общей юрисдикции субъектов Федерации подлежит надзору со стороны Верховного Суда РФ как высшего судебного органа Российской Федерации.

Таким образом, суды среднего звена находятся в функциональной связи с нижестоящими звеньями системы судов общей юрисдикции и с возглавляющим ее вышестоящим судебным органом – Верховным Судом РФ 31 .

В компетенцию судов среднего звена входит осуществление следующих инстанционных полномочий судов общей юрисдикции: рассмотрение дел в качестве суда первой и второй инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам.

Верховный Суд республики, краевой (областной) суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда первой и кассационной инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам. Он рассматривает административные дела, изучает и обобщает судебную практику, анализирует судебную статистику, осуществляет другие полномочия, предоставленные ему законодательством.

Верховному Суду республики принадлежит право законодательной инициативы в законодательных (представительных) органах республики.

Все суды этого звена создаются и упраздняются федеральным, законом.

Районный (городской) суд – в Российской Федерации орган федеральной судебной власти, входящий в систему судов общей юрисдикции и занимающий положение второго звена этой системы (выше мировых судей, но ниже судов уровня субъекта РФ и Верховного Суда РФ). Образуются в районах, районах в городах (для крупных городов) и городах на всей территории России.

Районный суд состоит из федеральных судей, назначаемых указами Президента РФ в порядке, определённом законодательством.

В каждом районном суде есть председатель и заместитель председателя, назначаемые Президентом РФ сроком на 6 лет. Одно и то же лицо может быть назначено председателем (заместителем председателя) одного и того же суда неоднократно, но не более двух раз подряд.

В составе крупного районного (городского) суда могут быть должности заместителей председателя. Если суд состоит из одного судьи, то последний одновременно обладает и полномочиями председателя суда.

Районные (городские) суды – это первое и основное звено федеральных судов общей юрисдикции. Каждый из них является вышестоящим судебным органом для мировых судей и осуществляет надзор за судебной деятельностью названных судов.

Так, до начала функционирования мировых судей, в районном суде рассматривалось до 98% гражданских и почти 95% уголовных дел. Помимо этого районные суды рассматривают административные дела, отнесенные к компетенции судов. На протяжении десятилетий, вплоть до принятия Закона о судебной системе, районный суд имел наименование «районный народный». Этим подчеркивалась его близость к населению и то обстоятельство, что судьи районного суда избирались жителями района. С изменением порядка наделения судей полномочиями отпало основание для такого названия, но сущность районного суда от этого не меняется. По своему местоположению районные суды наиболее близки к населению, что реально позволяет гражданам обратиться именно в этот суд за защитой своих прав.

Принципом организации районного суда является максимальное обеспечение возможности граждан обращаться в суд по месту жительства.

Порядок организации и работы районного суда в настоящее время регламентируется Федеральным Конституционным Законом «О судах общей юрисдикции» и в определенной степени Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. «О статусе судей в Российской Федерации».

Районные суды образуются в каждом районе или городе (один суд на район или город). Например: Василеостровский районный суд г. Санкт-Петербурга в Василеостровском районе. Кронштадский районный суд г. Санкт-Петербурга в г. Кронштадт. В связи с большой протяженностью и обширностью территории Курортного района на его территории находиться два районных суда в г. Сестрорецке и в г. Зеленогорске. До недавнего времени решение об образовании районного суда принимала местная администрация по представлению Министерства юстиции РФ или по согласованию с ним, т.е. вопрос этот решался органами исполнительной власти. Положение изменилось с принятием Закона от 8 января 1998 г. «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации». Судебный департамент в установленном порядке вносит в Верховный Суд предложения о создании либо об упразднении судов, в том числе и районных.

Практике известны случаи, когда законодательные (представительные) органы субъектов Федерации в порядке законодательной инициативы обращались непосредственно в Государственную Думу с предложениями о создании либо упразднении районного суда в том или ином регионе. Такая практика не только противоречит закону, но и содержит угрозу судебной системе, организационным принципом которой является единый порядок создания и упразднения судов с учетом мнения Верховного Суда РФ. Любой иной порядок нарушает гарантии независимости суда 32 .

В последнее время высказываются мнение вывести районные суды из федеральной системы, частично изменив порядок назначения судей: районные судьи назначаются Президентом РФ, но из числа кандидатов, представленных органами государственной власти субъекта Федерации 33 . Подобное изменение порядка назначения судей не может способствовать укреплению судебной системы и стабилизации ее работы, оно поставит районные суды в зависимость от местной администрации.

Численный состав районного суда определяется исходя из количества населения подведомственной ему территории, объема работы. Таким образом, различаются односоставные суды (их более двухсот) и многосоставные районные суды.

В односоставном суде судья одновременно является председателем суда.

В многосоставных судах один из судей является председателем суда. У председателя районного суда могут быть заместители (в судах, где имеет место направленная специализация у председателя суда два заместителя по гражданским и уголовным делам).

Председатели и заместители председателя районных судов назначаются на должность сроком на 6 лет Президентом РФ по представлению Председателя Верховного Суда РФ, основанному на заключении квалификационной коллегии судей края или области, городов Москвы и Санкт – Петербурга и согласованному в порядке, установленном п. 3 ст. 13 Закона. Одно и то же лицо может быть назначено на должность председателя (заместителя председателя) одного и того же суда неоднократно, но не более двух раз подряд.

От состава районного суда следует отличать судебные составы. Конкретное дело рассматривается в суде определенным составом. Это может быть единоличное или коллегиальное рассмотрение (в случаях коллегиального рассмотрения в состав входит три судьи). Количество судебных составов зависит от количества избранных судей. Состав суда для рассмотрения конкретного дела формируется судьей, председательствующим в судебном заседании.

Судьей районного суда может стать гражданин РФ, достигший 25 лет, имеющий высшее юридическое образование, стаж работы по юридической профессии не менее 5 лет (Требование стажа работы по юридической профессии означает, что кандидат в судьи должен приобрести профессиональный опыт, позволяющий ему стать представителем судебной власти), не совершивший порочащих его поступков, сдавший квалификационный экзамен и получивший рекомендацию квалификационной коллегии судей. Судьи, председатели и заместители председателей районных судов назначаются на должность без ограничения срока Президентом РФ по представлению Председателя Верховного Суда РФ, основанному на заключении квалификационных коллегий судей этих судов и согласованному с законодательными (представительными) органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации 34 .

Возрастной ценз судьи – 25 лет – основан на конституционном требовании, сформулированном ст. 119 Конституции РФ.

Районный суд является судом первой инстанции.

Закон относит к подсудности районных судов все гражданские дела, подавляющее большинство уголовных дел и ряд дел об административных правонарушениях.

Подсудность гражданских дел данному районному суду определяется, как правило, местом жительства ответчика или местом нахождения имущества юридического лица.

Районным судам подсудны гражданские дела трех основных категорий: дела, связанные со спорами, возникающими из гражданских, семейных, трудовых и земельных отношений; дела, возникающие из административно – правовых отношений, дела особого производства.

Согласно ст. 24 ГПК РФ в качестве суда первой инстанции районному суду подведомственны все гражданские дела за исключением дел, подсудных мировому судье, военным и иным специализированным судам, областным и равным им, а также подсудных Верховному Суду РФ 35 .

Районному суду подсудны уголовные дела о всех преступлениях, за исключением уголовных дел, подсудных вышестоящим судам и военным судам, т.е. за исключением дел о наиболее тяжких преступлениях и преступлениях, совершаемых военнослужащими, а также за исключением дел, подсудных мировым судьям.

Значительно расширяется подсудность районному суду дел об административных правонарушениях. Если до принятия КоАП РФ районный суд рассматривал около 60 составов, то после вступления кодекса в действие с 1 января 2001 г. их число достигло более 146 составов административных правонарушений (ст. 23.1 КоАП РФ).

Военные суды Российской Федерации – являются федеральными судами общей юрисдикции, входят в судебную систему Российской Федерации, осуществляют судебную власть в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, и иные полномочия в соответствии с федеральными конституционными законами и федеральными законами.

Военные суды создаются по территориальному принципу по месту дислокации воинских частей и учреждений Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов. Военные суды располагаются в открытых для свободного доступа местах 36 .

В настоящее время в Российской Федерации действуют более 100 военных судов, которые в соответствии с Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» являются федеральными судами общей юрисдикции. Военные суды не образуют самостоятельную ветвь судебной власти, а наравне с районными, городскими, областными и другими судами полностью входят в единую систему судов общей юрисдикции, возглавляемую Верховным Судом Российской Федерации.

Военным судам подсудны:

1) гражданские и административные дела о защите нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов (далее – военнослужащие), граждан, проходящих военные сборы, от действий (бездействия) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятых ими решений;

2) дела о преступлениях, в совершении которых обвиняются военнослужащие, граждане, проходящие военные сборы, а также граждане, уволенные с военной службы, граждане, прошедшие военные сборы, при условии, что преступления совершены ими в период прохождения военной службы, военных сборов;

3) дела об административных правонарушениях, совершенных военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы 37 .

В систему военных судов входят окружные (флотские) военные суды и гарнизонные военные суды. Непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к окружным (флотским) B.C. является Военная коллегия, действующая в составе Верховного Суда РФ.

Действующее законодательство допускает возможность создания специализированных судов. В настоящее время на территории РФ в рамках системы судов общей юрисдикции в качестве специализированных приравнены только военные суды, а также Суд по интеллектуальным правам, входящий в систему арбитражных судов. Возможность создания иных специализированных судов в Российской Федерации предусмотрена ст. 26 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации», однако таковых пока нет.

Мировые судьи входят в единую судебную систему страны и являются судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации.

Мировые судьи назначаются (избираются) на должность на срок, установленный законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не больше чем на 5 лет либо избираются населением соответствующего судебного участка в порядке, установленном законом соответствующего субъекта. При этом у всех мировых судей одинаковые полномочия. Они рассматривают в первой инстанции, отнесенные к их компетенции уголовные и гражданские дела, а также дела об административных правонарушениях.

Мировым судьям подсудны уголовные дела о преступлениях, за совершение которых может быть назначено наказание, не превышающее трех лет лишения свободы. Иначе говоря, мировой судья вправе рассматривать уголовные дела.

Порядок и полномочия деятельности мирового судьи устанавливаются федеральным законом и законами субъекта Российской Федерации.

Работу мирового судьи обеспечивает – аппарат. Штатное расписание и структуру аппарата мирового судьи определяется в порядке, предусмотренном законом субъекта Российской Федерации 38 .

Одна из ветвей судебной власти, в компетенцию которой входит рассмотрение всех уголовных дел, а также гражданских дел и дел об административных правонарушениях за исключением дел, подсудных арбитражным судам, (ст. 4 ФКЗ «О судах общей юрисдикции в РФ») именуется судами общей юрисдикции.

Все суды общей юрисдикции представляют собой систему судов. Согласно части 1 ст. 1 ФКЗ «О судах общей юрисдикции в РФ» систему судов общей юрисдикции составляют федеральные суды общей юрисдикции и суды общей юрисдикции субъектов Российской Федерации. В соответствии с частью 2 ст. 1 ФКЗ «О судах общей юрисдикции в РФ» к федеральным судам общей юрисдикции относятся:

1) Верховный Суд Российской Федерации;

2) верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суд автономной области, суды автономных округов;

3) районные суды, городские суды, межрайонные суды (все перечисленные в данном пункте суды закон объединяет общим наименованием – районные суды);

4) военные суды;

5) специализированные суды.

В соответствии с частью 3 ст. 1 ФКЗ «О судах общей юрисдикции в РФ» к судам общей юрисдикции субъектов Российской Федерации относятся мировые судьи.

Поскольку (в дальнейшем это будет показано) основными звеньями системы судов общей юрисдикции выступают нижестоящие звенья, полагаем, что в методических целях, называя суды, следует начинать перечисление с мирового судьи. Таким образом, к судам общей юрисдикции относятся мировые судьи, районные (городские) суды, суды субъектов федерации, военные суды и Верховный Суд РФ.

Военные суды – это также суды общей юрисдикции. Иногда военные суды противопоставляются судам общей юрисдикции, что неправильно по существу. Позволительно условно говорить лишь о гражданских и военных судах общей юрисдикции.

Можно дать следующее определение системе судов общей юрисдикции. Система судов общей юрисдикции – это возглавляемая Верховным Судом РФ совокупность судов (федеральных и местных), связанных между собой установленными законом взаимоотношениями по осуществлению правосудия по уголовным, гражданским делам и делам об административных правонарушениях.

Схематично система судов общей юрисдикции может быть представлена следующим образом:

В основу построения и функционирования системы судов общей юрисдикции положены три основополагающих принципа .

1. Единство системы судов общей юрисдикции.

Признаками единства системы общих судов являются: а) объединение всех судов высшим судебным органом – Верховным Судом РФ, что прямо предусмотрено Конституцией РФ (ст. 126) и ФКЗ «О судебной системе РФ» (ч. 1. ст. 19); б) наличие одинаковых по своей правовой сущности связей между ее выше- и нижестоящими звеньями как по линии гражданских, так и по линии военных судов. Решения нижестоящего суда, не вступившие в законную силу, обжалуются в вышестоящий суд в апелляционном порядке. Это характерно для взаимоотношений всех звеньев.

Проверка законности и обоснованности вступивших в силу решений также производится по единым правилам. Указания областного суда, отменившего решение районного суда, в той же мере обязательно для последнего, что и указание Верховного Суда РФ для областного или окружного военного суда для гарнизонного; в) отсутствие организационно изолированных друг от друга судов, управомоченных рассматривать только уголовные, гражданские дела или дела об административных правонарушениях. В настоящее время в многосоставных судах практикуется специализация судей. Однако юридически каждый судья вправе рассматривать любую категорию дел; г) осуществление контроля за деятельностью мировых судей федеральными судами. Несмотря на организационную специфику формирования института мировых судей (это – суды субъектов федерации), процессуальный порядок пересмотра принятых ими решений не отличается от порядка пересмотра судебных решений, принимаемых другими судами. Мировые судьи «встроены» в общую государственную судебную систему, являются ее частью. В этом смысле у нас нет отдельных систем федеральных судов и судов субъектов федерации, система судов общей юрисдикции единая.

Единство судебной системы обеспечивает единство судебной практики при рассмотрении соответствующих категорий дел.

2. Соответствие административно-территориальному делению страны при учете ее федеративного устройства.

Органы судебной власти созданы в каждом субъекте федерации и практически в каждом административном районе (ст.ст. 24, 32 ФКЗ «О судах общей юрисдикции в РФ»). Это обеспечивает максимальный доступ населения к правосудию, поскольку суды приближены к месту проживания граждан. То обстоятельство, что в последнее время происходит укрупнение судебных районов (один суд создается на территории двух административных районов, имеющих общую границу, т.е. фактически создаются межрайонные суды), принципиально ситуацию не меняет. Укрупнение необходимо для оптимального использования штатов судей. В каждом судебном районе работает как минимум один мировой судья, в крупных районах имеется несколько судебных участков мировых судей. В республиках реализованы те же самые подходы к организации судебной власти, что и в других регионах. Решения верховных судов республик подлежат пересмотру в Верховном Суде РФ по тем же правилам, что и решения судов иных субъектов федерации. Поэтому построение органов судебной власти реализовано, скорее, как в унитарном, чем федеративном государстве. В этом особенность. Федеративное устройство проявляется в наименовании высших судебных органов республик, отчасти в наличии в субъектах федерации мировых судей и в некоторых других принципиально не влияющих на ситуацию признаках.

Федеральные суды составляют основную часть судебных органов. Подавляющее большинство уголовных и более половины гражданских дел подсудны только федеральным судам. Решения и приговоры мировых судей подлежат пересмотру федеральными судами. Мировые судьи являются судами субъектов федерации, однако вопросы их компетенции и принципиальные положения порядка формирования определяются федеральным законодательством.

Обоснованным исключением из рассматриваемого принципа является организация военных судов. Дислокация Вооруженных Сил не всегда совпадает с административно-территориальным делением страны. Воинские подразделения в силу международных соглашений могут находиться за пределами территории государства. Военные суды в связи с этим организованы в соответствии со структурой Вооруженных Сил.

Принципы единства системы судов общей юрисдикции и соответствия ее построения административно-территориальному делению страны при учете федеративного устройства делают судебную систему достаточно сильным гарантом целостности российского государства.

3. Нижестоящие звенья (районные суды и мировые судьи) – основные звенья системы судов общей юрисдикции.

Систему судов общей юрисдикции можно представить в виде пирамиды, на вершине которой находится Верховный Суд РФ, а ниже, к расширяющемуся основанию, расположены суды каждого из субъектов федерации, районные суды и, далее, мировые судьи. Чем ниже уровень суда, тем больше их количество. Это обстоятельство организационно способствует доступу населения к правосудию. В этих же целях, а также для обеспечения защиты интересов граждан последовательно в каждом из судов, входящих в систему, законодатель практически все (за небольшим исключением) уголовные и гражданские дела относит к подсудности районных и мировых судов. Таким образом, «вход» в систему судов общей юрисдикции осуществляется через основание пирамиды. Основную массу дел рассматривают районные суды (примерно 50-55%) и мировые судьи (примерно 40-45%). Участники судопроизводства имеют право обжаловать принятое решение в установленном порядке сначала в суд, непосредственно стоящий над судом, принявшим решение, затем, в следующее звено, и, наконец, в Верховный Суд РФ. Наличие иерархически выстроенной системы судов (вышестоящий суд контролирует качество осуществления правосудия нижестоящим судом) обеспечивает доступ к правосудию и своевременное устранение судебных ошибок. Верховный Суд РФ осуществляет судебный надзор за деятельностью всех нижестоящих судебных звеньев, определяет судебную политику по относящимся к компетенции судов общей юрисдикции делам.

Материальной основой утверждаемой Конституцией РФ политико-правовой доктрины судебной власти является судебная система Российской Федерации. Конституционное регулирование организации и деятельности судебной системы представляет собой правовой фундамент судебно-правовой политики в Российской Федерации, ее направление и формирование.

Судебная система РФ представляет собой совокупность действующих в Российской Федерации судебных органов, образованных в установленном Конституцией РФ порядке, осуществляющих функции судебной власти, объединенных общностью задач, основ построения и организации деятельности с учетом федеративного и административно-территориального устройства Российской Федерации.

Основы сложившейся в Российской Федерации судебной системы, ее задачи и гарантии их реализации изложены в гл. 7 «Судебная власть и прокуратура» Конституции РФ. В этой главе назван основной правовой акт, которым определяются содержание и структура судебной системы как основополагающего института государственного устройства Российской Федерации, - Закон о судебной системе.

Основополагающее значение для характеристики российской судебной системы имеет содержание и порядок расположения ст. 125, 126 и 128 Конституции РФ, определяющих компетенцию и место занимаемых в судебной системе каждым из высших судебных органов РФ: Конституционным Судом РФ, ВС РФ. Этот порядок размещения и последовательности правового регулирования судебных органов имеет значение не только для определения структуры судебной системы в целом, но и для установления места в судебной системе всех иных федеральных судов, их роли в организации и осуществлении судебно-правовой политики в Российской Федерации, принципов ее проведения.

В связи с известным изменением структуры судебной системы Российской Федерации, связанным с Законом Российской Федерации о поправке к Конституции РФ «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации», исключившим из ст. 126 Конституции РФ упоминание о судах общей юрисдикции и установившим полномочия ВС РФ как высшего судебного органа по гражданским делам, разрешению экономических споров, уголовным, административным делам, подсудным судам, образованным в соответствии с федеральным конституционным законом, исключением ВС РФ из перечня судебных органов судов общей юрисдикции, вопросы о статусе судов, относящихся к категории судов общей юрисдикции, их признаках остаются открытыми.

Регулирование их организации, правового положения особенностей положения в судебной системе не может исчерпываться Законом о судах общей юрисдикции.

Известно, что юрисдикция суда как определенный законом комплекс его полномочий зависит от некоторых признаков: подсудности или подведомственности дел, подлежащих его рассмотрению или разрешению; территории, ограничивающей действие его полномочий; контингента лиц, имеющих право обращаться в данный суд в случае установления специальной подсудности по некоторым категориям дел.

Полномочия, порядок образования и организация деятельности судов общей юрисдикции, статус входящих в эту подсистему структурных подразделений организационной инфраструктуры характеризуются рядом особенностей, установленных федеральными конституционными законами. К их числу относятся Закон о судебной системе, Закон о судах общей юрисдикции, федеральные конституционные законы «О военных судах Российской Федерации», «О Верховном Суде Российской Федерации» и целый ряд федеральных законов, образующих сферу обеспечения реализации конституционного института судебной власти, правовую основу успешной деятельности судебных органов, формулирующих задачи и устанавливающих цели судебной деятельности, представляющих содержание проводимой государством судебной политики в области обеспечения государственной и общественной безопасности, охраны прав и законных интересов граждан, обеспечения установленного Конституцией РФ правопорядка в Российской Федерации.

Систему судов общей юрисдикции в Российской Федерации как основного компонента судебной системы составляют федеральные суды общей юрисдикции и суды общей юрисдикции субъектов Российской Федерации.

К федеральным судам общей юрисдикции согласно Закону о судах общей юрисдикции относятся:

  • - верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суд автономной области, суды автономных округов;
  • - районные суды, городские суды, межрайонные суды;
  • - военные суды, полномочия, порядок образования и деятельности которых устанавливаются федеральным конституционным законом;
  • - специализированные суды, полномочия, порядок образования и деятельности которых устанавливаются федеральным конституционным законом.

К судам общей юрисдикции субъектов РФ относятся мировые судьи.

Особенностью правового регулирования статуса этой категории судов общей юрисдикции является двойственность его законодательного регулирования, отражающего тот факт, что мировой судья представляет подсистему федеральных судов, в своей деятельности руководствуется федеральным законодательством и несет ответственность за его неукоснительное соблюдение, а порядок формирования этого судебного органа, его создания определяется законодательством субъекта РФ, на территории которого он действует.

Закон о судах общей юрисдикции устанавливает, что полномочия, порядок деятельности мировых судей и порядок создания должностей мировых судей устанавливаются Законом о судебной системе и федеральными законами, а порядок назначения (избрания) и деятельности мировых судей устанавливается также законами субъектов РФ. В частности, подсудность уголовных дел со сроками наказания до трех лет лишения свободы указана в ч. 1 ст. 31 УПК РФ, а подведомственность административных дел предусмотрена ст. 17 КАС РФ.

Подсистема судов общей юрисдикции отличается многообразием структурных подразделений. Эти различия имеют организационный и процедурный характер. Так, входящие в судебную систему органы правосудия могут различаться не только предметной компетенцией, но и кругом полномочий по отношениям к отдельным подразделениям самой судебной системы. В судебной системе выделяются нижестоящие и вышестоящие суды. Этими терминами обозначаются их различия в компетенции и общем характере инстанционных связей, регулируемых процессуальным законодательством.

Наиболее обширным кругом процессуальных полномочий законодатель наделяет ВС РФ, представляющий собой высшее звено в судебной системе. Как высший судебный орган ВС РФ вправе рассматривать все гражданские дела, дела по разрешению экономических споров, уголовные, административные и иные дела, подсудные всем судам, образованным в соответствии с Законом о судебной системе и иными федеральными законами. На ВС РФ возложена конституционная обязанность осуществлять в процессуальных формах судебный надзор за деятельностью всех судов, образованных в указанном выше порядке, рассматривая гражданские дела, дела по разрешению экономических споров, уголовные и гражданские дела, подсудные указанным судам общей юрисдикции в качестве суда надзорной инстанции, а также в пределах своей компетенции в качестве суда апелляционной и кассационной инстанций.

ВС РФ рассматривает отнесенные к его подсудности административные дела в качестве суда первой инстанции, а также дела по новым и вновь открывшимся обстоятельствам.

Исполнение в полном объеме возложенных Конституцией РФ на ВС РФ обязанностей, объем предоставленных ему полномочий превращает этот государственный орган в центральное звено государственного руководства организацией и деятельностью основного сегмента судебной системы России - судов общей юрисдикции.

В комплекс судов общей юрисдикции законодатель включает также занимающие особое место в судебной системе военные суды. Они являются федеральными судами общей юрисдикции и осуществляют судебную власть в Вооруженных Силах РФ, в других войсках и воинских формированиях. В своей деятельности военные суды под- надзорны ВС РФ. Названная подсистема состоит из гарнизонных военных судов, представленных как первое звено, окружных (флотских) судов, представленных как второе звено, осуществляющих апелляционное и кассационное производство. Судебная коллегия по делам военнослужащих ВС РФ выступает в качестве третьего звена. Организация и общие основы деятельности военных судов как судебных органов общей юрисдикции определяются Законом о военных судах.

Особенности судов общей юрисдикции как самостоятельных носителей судебной власти в судебной системе Российской Федерации определяются Конституцией РФ и федеральными конституционными законами.

Законодательной основой построения структуры подсистемы судов общей юрисдикции является Закон о судебной системе. Из 38 статей этого Закона структуре судов общей юрисдикции посвящены лишь четыре: по одной статье на каждое звено судебной системы, причем каждая из этих статей, касающаяся ВС РФ (ст. 19), областных и равных им судов (ст. 20), районных судов (ст. 21) и мировых судей (ст. 28) содержит положение, согласно которому полномочия, порядок образования и деятельности данного звена судебной системы устанавливаются федеральным конституционным законом. Таким законом явился Закон о судах общей юрисдикции, в ст. 2 «Законодательство Российской Федерации о судах общей юрисдикции» которого указано, что полномочия, порядок образования и деятельности федеральных судов общей юрисдикции устанавливаются Конституцией РФ, Законом о судебной системе, Законом о судах общей юрисдикции и Федеральным конституционным законом «О военных судах Российской Федерации». Правда, полномочия, порядок деятельности мировых судей и порядок создания должностей мировых судей устанавливаются Законом о судебной системе и федеральными законами, а порядок назначения (избрания) и деятельности мировых судей устанавливается также законами субъектов РФ.

Полномочия, порядок образования и деятельности судов общей юрисдикции, определение общих основ компетенции, порядка образования, организации деятельности судов общей юрисдикции устанавливаются Конституцией РФ (ст. 128) и федеральными конституционными законами.

Закон определяет порядок организационных и процессуальных взаимосвязей между судами субъектов РФ и судами общей юрисдикции, связь со стабильностью полномочий суда и его осуществлением основной функции по защите правосудием прав и свобод граждан; компетенция каждого суда определяется законом.

Суды различаются между собой не только видами осуществляемой ими деятельности, регулируемой различными формами судопроизводства согласно ч. 2 ст. 118 Конституции РФ, но и содержанием, пределами предоставленной им власти, их юрисдикции. В теории судоустройства различается общая и специальная юрисдикция.

Признаками общей юрисдикции выступают: территориальная, предметная, персональная подсудность.

Территориальная юрисдикция конкретного суда общей юрисдикции может распространяться:

  • - на определенное административно-территориальное образование (участок, район, область, республику);
  • - структурное образование (гарнизон, военный округ);
  • - судебный округ, не совпадающий с отдельными административно-территориальными единицами;
  • - судебный участок (для мировых судей).

Пределы территориальной юрисдикции судов должны определяться соответственно федеральным конституционным или федеральным законом, а в отношении судов субъектов РФ - законом соответствующего субъекта РФ. В установленных законом случаях судебная юрисдикция может распространяться на определенную социальную группу или определенных лиц (рассмотрение уголовных дел по обвинению судей в совершении преступлений в случаях, предусмотренных Законом о статусе судей и ст. 252 УПК РФ; заключение ВС РФ при возбуждении вопроса об отрешении Президента РФ от должности в порядке, установленном ст. 93 Конституции РФ и Федеральным конституционным законом «О Верховном Суде Российской Федерации», когда требуется такое заключение).

Разграничение подсудности и подведомственности судов общей юрисдикции определяется ст. 47 Конституции РФ, а также КАС РФ.

Признак законодательства, определяющий подсудность (в отличие от системы подведомственности арбитражных судов, устанавливающих общую и специальную подсудность), обязывает рассмотреть различие между юрисдикцией и подсудностью (или предметной подведомственностью дел).

Различия в компетенции групп судов (разных звеньев), сложность организационных и процессуальных взаимосвязей между ними не исключают существования единых правоохранительных задач и целей в осуществлении правосудия, наличия общности основных принципов организации и деятельности всех судов. Эта общность выражается в принципе единства, зафиксированном в ст. 3 Закона о судебной системе.

Единство построения системы судов общей юрисдикции заключается в закреплении федеральным конституционным законодательством главных условий образования и функционирования судебной системы.

К условиям обеспечения единства судебной системы относятся его фундаментальные правовые основы: судебная система устанавливается высшим законодательным актом страны - Конституцией РФ, а также Законом о судебной системе и Законом о судах общей юрисдикции.

При этом, рассматривая судебную систему страны с позиций принципа единства как неоднородное государственно-правовое образование, мы различаем в нем структурные подразделения, которые характеризуются несовпадающими чертами и особенностями их организации именно в группе судов общей юрисдикции. Эти различия могут иметь организационный и процедурный характер. Так, входящие в судебную систему судебные органы общей юрисдикции могут различаться не только предметной компетенцией, но и объемом судебной власти, кругом полномочий по отношению к отдельным подразделениям самой системы. Поэтому законодательством выделяются нижестоящие и вышестоящие суды. Этими терминами обозначаются их различия в объеме компетенции и общем характере инстанционных связей, определяются категории и направленность управляющих воздействий в судебной системе.

Суды общей юрисдикции и арбитражные суды различаются между собой по организационной структуре и объему процессуальной компетенции.

Совокупность судов с одинаковой структурой и аналогичным комплексом полномочий и обязанностей составляет звено судебной системы. Применительно к судам общей юрисдикции такие звенья создаются в административно-территориальных структурах.

Подсистема судов общей юрисдикции строится в соответствии с национально-государственным устройством и административно- территориальным делением Российской Федерации. Звенья военных судов формируются в соответствии со структурой Вооруженных Сил и иных воинских подразделений. Размещение участков мировых судей жестко не увязывается с административно-территориальным делением субъектов РФ. Характерным признаком подсистемы судов общей юрисдикции является инстанционная (процессуальная) взаимосвязь между судами различных звеньев системы или между структурными подразделениями одних и тех же судов.

Инстанционность призвана обеспечить законность и обоснованность принимаемых судами решений, устранение допускаемых нарушений законности, восстановление справедливости и нарушенных прав участников процесса.

Различия в компетенции отдельных групп судов, сложность организационных и процессуальных взаимосвязей между ними не исключают существования единых правоохранительных задач, наличия общности принципов организации и деятельности всех судов, в том числе осуществляющих различные формы судопроизводства.

Утверждение принципа единства построения судебной системы необходимо для исключения отступлений в нормотворчестве от общих установлений Конституции РФ и федерального конституционного законодательства в сфере правового регулирования судебной власти.

Единство построения судебной системы заключается в общем подходе к правовому регулированию основ судебной власти, известной унификации источников этого регулирования, в закреплении федеральным конституционным законодательством главных условий образования и функционирования системы судов общей юрисдикции.

К числу условий обеспечения единства судебной системы, и прежде всего подсистемы судов общей юрисдикции, относится тот факт, что эта система устанавливается высшим законодательным актом - Конституцией РФ и федеральными конституционными законами. Нормативное регулирование основ судебной системы всегда составляло прерогативу конституционного права. Делегирование Конституцией РФ части этих полномочий федеральному конституционному закону не изменяет общей направленности регулирования судебной системы в рамках конституционного права.

Закрепление в Конституции РФ системы высших судов и в федеральных конституционных законах системы судов общей юрисдикции и судов субъектов Российской Федерации придает особую стабильность ныне существующей системы судов. Ее изменение возможно лишь путем внесения поправок в Конституцию РФ в отношении высших судов, изменений и дополнений Закона о судебной системе, в отношении иных федеральных судов.

Так, в результате принятия Закона РФ о поправке к Конституции РФ «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации» было изменено наименование гл. 7 Конституции РФ на «Глава 7. Судебная власть и прокуратура», был упразднен ВАС РФ и изменена редакция ряда статей Конституции РФ, регулирующих полномочия ВС РФ, порядок назначения судей Конституционного Суда РФ, судей иных федеральных судов. Исполнение функций ВАС РФ было возложено на ВС РФ, так как никакой суд не может быть упразднен, если отнесенные к его ведению вопросы осуществления правосудия не были одновременно переданы в юрисдикцию другого суда.

Таким образом, особенности организации, порядка образования и деятельности судов общей юрисдикции устанавливаются Конституцией РФ, определяются Законом о судебной системе, Законом о судах общей юрисдикции, федеральными конституционными законами «О военных судах Российской Федерации», «О Верховном Суде Российской Федерации». При этом процессуальную и судоустрой- ственную законодательную инфраструктуру судов общей юрисдикции составляет группа федеральных законов, в которую входят Закон о статусе судей, федеральные законы от 14.03.2002 № ЗО-ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации», от 17.12.1998 № 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации», от 08.01.1998 № 7-ФЗ «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации».

Постоянные изменения текущего законодательства об организации судебной системы и правоприменительной судебной деятельности сопровождают продолжающуюся судебную реформу. Так, масштабные законодательные преобразования в законодательстве о системе судов Российской Федерации, вызванные изменением гл. 7 Конституции РФ, сопровождались упразднением ВАС РФ и последующим изменением связанных с этим ряда статей Конституции РФ, определяющих полномочия и обязанности Президента РФ (ст. 83, 128 Конституции РФ), обязанности и полномочий Совета Федерации Федерального Собрания РФ (ст. 102, 104 Конституции РФ) и ВС РФ (ст. 126).

Повторим, что Федеральным конституционным законом было внесено изменение в Закон о судах общей юрисдикции, которым ВС РФ исключен из перечня судов общей юрисдикции. Очевидно, что это изменение связано с существенным изменением круга полномочий ВС РФ, вызванных упразднением ВАС РФ и переходом его полномочий в ведение ВС РФ.

К этому перечню следует также отнести п. «о» ст. 71 Конституции РФ, из которого было исключено указание на ряд видов процессуального законодательства, представляющих кодифицированную основу судопроизводства по деятельности судов при отправлении правосудия (ГПК, УПК, АПК), замененных общим наименованием «процессуальное законодательство». Указание в Конституции РФ на эти процессуальные акты придавало им конституционное значение. Закрепление их особой роли как исключительных правовых источников организации и порядка отправления правосудия в кодифицированной форме подчеркивало их значение для полного соблюдения принципа законности в судебной деятельности. Поэтому отказ законодателя от их конституционного закрепления, замена на обобщенное, абстрактное выражение «процессуальное законодательство» позволяет относить к числу источников этого права многие иные правовые акты различных формы и юридического значения.

Названные изменения конституционных формул образования высших судов, обобщение и унификация родовых источников правового регулирования деятельности судов общей юрисдикции позволяют предположить возможность дальнейшего преобразования процессуального законодательства, касающегося особенностей совершенствования организации правосудия в судах общей юрисдикции.

Изучение состояния законодательства о судебной системе позволяет выделить некоторые направления судебно-правовой политики в правовом регулировании этой сферы судебной власти, подвергаемые наиболее частым изменениям. К ним относятся Закон о статусе судей, Федеральный закон от 29.12.1999 № 218-ФЗ «Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации», УПК РФ. Эти изменения, как правило, вызваны потребностями судебной практики, выявленными в процессе правоприменительной деятельности и направленными на повышение эффективности судебной защиты прав граждан, доступности правосудия, устранение нарушений законности.

Продолжающиеся изменения структуры судебной системы выразились не только в упразднении ВАС РФ, но и в существенном преобразовании структуры и компетенции ВС РФ, в продолжающемся процессе образования постоянных судебных присутствий в областных судах субъектов РФ и некоторых арбитражных судах, в упразднении ряда районных судов и их объединении в субъектах РФ.

Значительным достижением законодательства о судебной системе является реализация конституционного положения о формировании правовой основы для административного судопроизводства: создание и принятие КАС РФ. Большой и всевозрастающий объем административных дел, поступающих в районные суды и на рассмотрение мировым судьям, создание Судебной коллегии по административным делам в ВС РФ - все это инициирует вопрос о создании отдельных судов административной юстиции, тем более что Закон о судебной системе предусматривает возможность создания специализированных судов для рассмотрения административных дел (ст. 26), а Закон о судах общей юрисдикции включает в систему судов общей юрисдикции специализированные суды, полномочия, порядок образования и деятельность которых устанавливаются федеральным конституционным законом (п. 5 ч. 2 ст. 1).

Осуществление правосудия судами общей юрисдикции регулируется целым рядом федеральных законов и постоянно совершенствуется.

Исключительная роль деятельности судов общей юрисдикции выражается не только во всевозрастающем объеме рассматриваемых и разрешаемых дел, но и в том значении, которое имеет деятельность этих судов для защиты прав и свобод граждан, в утверждении правопорядка, укреплении режима правового государства в России.

Только учреждаемые в соответствии с Конституцией РФ и федеральными конституционными законами о судебной системе (в частности, Законом о судебной системе и Законом о судах общей юрисдикции) могут осуществлять особую государственную деятельность - правосудие. Создание судов, не предусмотренных федеральным конституционным законом, не допускается.

Правосудие осуществляется только в порядке, установленном законом особой процедуры - уголовного, гражданского процесса, административно-процессуального судопроизводства, построенных на основе соблюдения демократических принципов и предоставления участникам судопроизводства необходимых процессуальных гарантий для защиты своих прав и интересов.

Потребность в правосудии определяется необходимостью разрешать систематически возникающие в обществе конфликты, правосудие выступает правовым механизмом защиты гражданского общества и отдельных личностей. Задачи правосудия заключаются в охране от посягательств на права и свободы граждан, провозглашенные Конституцией РФ и иными законами, на права и законные интересы предприятий, иных экономических структур и организаций. В целях укрепления законности и правопорядка в правосудии установлена особая процессуальная форма деятельности судов, в которой определены стадии судопроизводства, последовательно совершаемые в их рамках действия и правовые роли участников судебного процесса. Эти и другие общие свойства характерны для всех видов процесса, осуществляемых судами общей юрисдикции: гражданского, уголовного, административного. В правосудии определены способы и средства рассмотрения и разрешения судебных дел, призванные обеспечить справедливые и законные судебные решения. Здесь имеется в виду правильное использование предусмотренной законом системы доказательств, принципов судебного разбирательства.

Суды общей юрисдикции осуществляют правосудие, разрешая споры и рассматривая дела, отнесенные законом к их компетенции, посредством гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

В соответствии с законом суды общей юрисдикции рассматривают:

  • 1) все гражданские и административные дела о защите нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законов интересов, за исключением дел, которые в соответствии с законодательством РФ рассматриваются другими судами;
  • 2) все уголовные дела;
  • 3) иные дела, отнесенные Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами к их ведению.

Законодательством о правосудии обеспечивается обязательность и непререкаемость судебных решений, вступивших в законную силу и подлежащих исполнению на всей территории Российской Федерации. Неисполнение постановлений суда, а равно иное проявление неуважения к суду влекут ответственность, предусмотренную федеральным законом.

Закрепление законом правил судопроизводства представляет собой также существенный компонент организации деятельности судов общей юрисдикции. Их полное исполнение является гарантией законности правосудия. Правила судопроизводства должны формализоваться в процессуальном законодательстве, которое состоит из федеральных кодифицированных актов: УПК, ГПК, АПК, КАС.

Обновлению процессуального законодательства законодатель уделяет особое внимание. Закон о судах общей юрисдикции специально выделяет принципы деятельности судов общей юрисдикции (ст. 5):

  • 1) правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом;
  • 2) исключительность их полномочий подтверждается Конституцией РФ. При осуществлении правосудия носители судебной власти: судьи, присяжные и арбитражные заседатели, участвующие в осуществлении правосудия, - независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону. Гарантии их независимости устанавливаются Конституцией РФ и федеральным законом. Лица, виновные в оказании незаконного воздействия на судей, а также во вмешательстве в деятельность суда, несут ответственность, предусмотренную федеральным законом;
  • 3) никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде общей юрисдикции и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.

Как уже отмечалось, законодательство РФ о судах общей юрисдикции представляет значительную часть достаточно обширного и многовекторного по своим направлениям и объектам комплекса нормативных актов судоустройственного значения, начиная с того, что судоустройство согласно Конституции РФ представляет собой сферу исключительного ведения Российской Федерации (п. «о» ст. 71).

В этом комплексе важное значение следует придать федеральным конституционным актам, определяющим структуру судебной системы, и прежде всего Закону о судебной системе, не только потому, что он принят одним из первых при осуществлении судебной реформы, но и потому, что им разрешена самая главная и спорная проблема - установлена судебная система Российской Федерации в целом. Таким образом, решена главная задача, поставленная перед законодателем: определить без особой детализации, какие суды образуют судебную систему, и предусмотреть на этой основе принятие других правовых актов, конкретизирующих вопросы организации судебных органов различных звеньев системы, их взаимодействие и разграничение компетенции.

Несмотря на краткость по содержанию Закона о судебной системе (он состоит лишь из 38 статей, распределенных в пяти главах: «Общие положения», «Основы статуса судей в Российской Федерации», «Суды», «Заключительные положения» и «Порядок введения в действие настоящего Федерального конституционного закона»), он выходит за узкие пределы регулирования собственно судоустройства и фактически включает в себя нормы, относящиеся к судопроизводству, статусу судей, обеспечению деятельности судов и другим вопросам, обычно регулируемым федеральными законами.

Подобное расширение сферы правого регулирования оценивается положительно теорией судоустройства, так как позволяет повысить уровень важных конкретных положений, ранее закрепленных лишь в федеральных законах, которые можно изменять значительно проще и оперативнее. Кардинальные вопросы организации судебной системы решаются в этом акте отлично от подхода ранее действовавшей системы, правовые рамки которой устанавливались Конституцией СССР, Основами законодательства Союза ССР и союзных республик о судоустройстве и соответствовавшими им Конституцией РСФСР, Законом РСФСР «О судоустройстве РСФСР».

Согласно этим законодательным актам судебная система состояла из двух подсистем: судов Союза ССР, к которым относились Верховный Суд СССР и военные трибуналы, и судов союзных республик (ст. 23 Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о судоустройстве от 13.11.1989; аналогичные нормы содержались и в ранее действовавших Основах о судоустройстве в ранее принятых Основах законодательства о судоустройстве Союза ССР и союзных республик от 25.12.1958).

Никаких судов или судебных систем в составе существовавших тогда автономных республик, а затем республик в составе союзных республик, в частности в составе РСФСР, не существовало. Закон РСФСР от 08.07.1981 «О судоустройстве РСФСР» предусматривал только суды РСФСР, т.е. федеральные суды, но не суды автономных республик. Это устройство соответствовало п. 3 ст. 23 Основ законодательства о судоустройстве, в котором определялись суды союзной республики.

То обстоятельство, что судьи районных и верховных судов согласно Закону СССР от 04.08.1989 «О статусе судей в СССР» избирались их верховными советами, положения не меняло, поскольку Закон предусматривал, что и эти суды не образуют самостоятельной судебной системы. Порядок наделения судей полномочиями по ранее действовавшему законодательству не имел значения для отнесения судов к определенной судебной системе. Проблема возникла тогда с принятием Конституции РФ, когда встал вопрос: являются ли эти суды федеральными или нет? Если да, то судьи этих судов в силу ч. 2 ст. 128 Конституции РФ назначаются Президентом РФ. Если же указанные суды являются судами субъектов РФ, то исходя из положений ч. 3 ст. 11 Конституции РФ субъекты РФ самостоятельно определяют порядок наделения этих судей полномочиями (путем назначения главами исполнительной власти, выборов представительными органами государственной власти или населением). Решение этого вопроса исключительно важно, поскольку связано с формированием судов, которые в силу ст. 18, 46 Конституции РФ являются гарантами прав и свобод человека.

Закон о судебной системе, реализуя конституционные принципы федерализма, признал все действовавшие суды федеральными судами как созданные самой Федерацией, осуществлявшие правосудие от ее имени, правомерно отнес все ранее образованные суды к федеральным и установил, что ими являются: Конституционный Суд РФ, ВС РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные суды и специализированные суды, составляющие систему судов общей юрисдикции.

К судам субъектов РФ согласно п. 4 ст. 4 Закона о судебной системе относятся конституционные (уставные) суды субъектов РФ, мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов РФ. Таким образом, этот Закон сохранил прежнюю трехзвенную систему судов общей юрисдикции и предусмотрел, что ее детальное правовое регулирование (полномочия, порядок образования и общие принципы деятельности каждого уровня судебной системы, организация их внутренней структуры) будет осуществляться специальным федеральным конституционным законом. Эти функции в значительной мере были определены принятым Законом о судах общей юрисдикции.

Этим Законом допускаются только три звена системы судов общей юрисдикции. При этом в Законе о судебной системе подчеркивается, что каждое последующее звено судебной системы является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к предыдущей, а районный суд является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям.

Финансовое обеспечение деятельности федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей осуществляется за счет бюджетных ассигнований соответственно федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ в порядке, установленном Законом о судах общей юрисдикции, другими федеральными конституционными законами, иными нормативными актами российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ. Финансовое обеспечение деятельности судов общей юрисдикции, а именно верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, районных судов, военных и специализированных судов осуществляется Судебным департаментом при ВС РФ.

Упразднение гл. 2 Закона о судах общей юрисдикции, именовавшейся «Верховный Суд Российской Федерации» (т.е. после исключения ВС РФ из перечня судов общей юрисдикции на основании Федерального конституционного закона от 12.03.2014 № 5-ФКЗ «О внесении изменений в отдельные федеральные конституционные законы в связи с принятием Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации» и признании утратившим силу Федерального конституционного закона «О Дисциплинарном судебном присутствии»), система судов общей юрисдикции в Российской Федерации возглавляется судами среднего звена: верховными судами республик, краевыми, областными судами, судами городов федерального значения, судом автономной области, судами автономных округов.

Порядок образования этих судов, полномочия их организационных структур, средства руководящего воздействия и направления деятельности этих судов определяются гл. 3 Закона о судах общей юрисдикции.

Названные суды являются федеральными судами общей юрисдикции, действующими в пределах территории соответствующего субъекта РФ, и непосредственно вышестоящими судебными инстанциями по отношению к районным судам, действующим на территории соответствующего субъекта РФ. Закон определяет внутреннюю структуру верховных судов республик. Эти суды общей юрисдикции действуют в составе:

  • 1) президиума суда;
  • 2) судебной коллегии по гражданским делам;
  • 3) судебной коллегии по административным делам;
  • 4) судебной коллегии по уголовным делам.

Структурной особенностью рассматриваемой категории федеральных судов общей юрисдикции является возможность образования в целях приближения правосудия к месту нахождения или месту жительства лиц, участвующих в деле, находящихся или проживающих в отдаленных местностях, федеральным законом в составе верховного суда республики, областного, краевого и равного им суда может быть образовано постоянное судебное присутствие, расположенное вне места постоянного пребывания суда. Постоянное судебное присутствие верховного суда республики, областного и равного им суда является обособленным подразделением суда и осуществляет его полномочия.

Компетенция верховного суда республики определяется тем, что в соответствии с установленной федеральными законами подсудностью они рассматривают дела в качестве суда первой, апелляционной, кассационной инстанций по новым или вновь открывшимся обстоятельствам, а также осуществляют иные полномочия в соответствии с федеральными законами. В порядке, установленном федеральным законом, верховный суд республики, областной, краевой и равные им суды в соответствии с ч. 4 ст. 125 Конституции РФ обращаются в Конституционный Суда РФ с запросом о конституционности закона, подлежащего применению в конкретном деле.

Рассмотрение уголовных и гражданских дел осуществляется судом коллегиально или судьей единолично. Состав суда для рассмотрения конкретного уголовного дела формируется с учетом нагрузки и специализации судей в порядке, исключающем влияние на его формирование лиц, заинтересованных в исходе судебного разбирательства, в том числе с использованием автоматизированной информационной системы.

Суд первой инстанции рассматривает уголовные дела в следующем составе:

  • 1) судья федерального суда общей юрисдикции - уголовные дела о всех преступлениях (за исключением дел, рассматриваемых с участием присяжных заседателей и подсудных мировому судье);
  • 2) судья районного суда, гарнизонного военного суда и коллегия из шести присяжных заседателей - по ходатайству обвиняемого (п. 2.1 ч. 2 ст. 30 УПК РФ, введенный Федеральным законом от 23.06.2016 № 190-ФЗ);
  • 3) судья федерального суда общей юрисдикции и коллегия из двенадцати присяжных заседателей - по ходатайству обвиняемого; уголовные дела о преступлениях, указанных в п. 1 ч. 3 ст. 31 УПК РФ, за исключением уголовных дел о преступлениях, предусмотренных ч. 5 ст. 131, ч. 5 ст. 132, ч. 6 ст. 134, ч. 1 ст. 212, ст. 275, 276, 278, 279, 281 УК РФ;
  • 4) коллегия из трех судей федерального суда общей юрисдикции рассматривает уголовные дела, перечисленные в п. 3 ч. 2 ст. 30 УПК РФ (согласно Федеральному закону от 06.07.2016 № 375-ФЗ).

Рассмотрение уголовных дел в апелляционном порядке осуществляется в составе трех судей федерального суда общей юрисдикции, за исключением уголовных дел о преступлениях небольшой и средней тяжести, а также уголовных дел с апелляционной жалобой, представлением на промежуточные решения районного суда, которые рассматриваются судьей верховного суда республики, краевого, областного и равных им судов. Рассмотрение уголовных дел в кассационном порядке осуществляется президиумом суда.

Судебная коллегия по гражданским и судебная коллегия по уголовным делам верховного суда республики, областного, краевого или равного им суда рассматривают по первой инстанции соответственно гражданские и уголовные дела, отнесенные к их подсудности.

Президиум верховного суда республики, краевого, областного и равного им суда образуется в составе председателя, заместителя председателя суда, входящих в состав президиума по должности, и других судей соответствующего суда в количестве, определяемом Президентом РФ.

Персональный состав президиума утверждается Пленумом ВС РФ по представлению председателя соответствующего суда и при наличии положительного заключения соответствующей квалификационной коллегии судей. Президиум суда:

  • 1) рассматривает дела по кассационным жалобам на вступившие в законную силу решения районных судов и мировых судей, апелляционные определения самого верховного суда республики, а также дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам;
  • 2) утверждает по представлению председателя соответствующего суда судебные составы судебной коллегии по гражданским делам, судебной коллегии по административным делам и судебной коллегии по уголовным делам из числа судей этого суда.

Президиум рассматривает также материалы по изучению и обобщению судебной практики и анализу судебной статистики, заслушивает отчеты председателей судебных коллегий о деятельности коллегий, рассматривает вопросы работы аппарата суда. Таким образом, наряду с осуществлением правосудия президиум выполняет целый ряд обязанностей организационного характера, связанных с обеспечением бесперебойного функционирования суда общей юрисдикции как вышестоящего суда в судебной системе РФ.

Президиум принимает участие в деятельности Высшей квалификационной коллегии судей по вопросам дисциплинарной ответственности судей: ежегодно представляет по предложению председателя верховного суда республики, краевого, областного суда и равных им судов на утверждение Высшей квалификационной коллеги судей состав коллегии, принимающей решение по вопросам привлечения к административной ответственности судьи районного суда, а также по другим вопросам, предусмотренным Законом о статусе судей.

Председатель верховного суда республики, краевого, областного и равного им суда назначается на должность Президентом РФ сроком на шесть лет по представлению Председателя ВС РФ и при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей РФ. По истечении срока полномочий председатель верховного суда республики, краевого, областного суд и равных им судов может быть назначен на должность председателя этого же суда на новый срок.

Порядок работы президиума суда определяется законом: заседания президиума считаются правомочными, если на них присутствует более половины членов президиума суда; постановления президиума суда принимаются открытым голосованием большинства членов президиума; иные вопросы, касающиеся порядка организации работы президиума суда, регулируются регламентом суда.

Судебные коллегии суда формируются из числа судей соответствующего суда в составе председательствующего и членов соответствующей судебной коллегии. Составы коллегии по гражданским делам, судебной коллеги по административным делам и судебной коллегии по уголовным делам утверждаются президиумом суда.

Судебные коллегии верховного суда республики, краевого, областного суда и равных им судов рассматривают в качестве суда первой инстанции дела, отнесенные федеральными законами к подсудности этих судов, в качестве суда апелляционной инстанции дела по жалобам, представлениям на решения районных судов, принятые ими в качестве судов первой инстанции и не вступившие в силу, а также на промежуточные судебные решения верховного суда республики, краевого, областного суда и равных им судов, вынесенные ими в ходе производства по уголовному делу в качестве суда первой инстанции и аналогично в качестве суда кассационной инстанции в кассационном порядке на решения, вынесенные названными судами в ходе производства по уголовному делу в качестве суда первой инстанции.

Председатель верховного суда, краевого, областного и равного им суда наряду с осуществлением полномочий судьи соответствующего суда, а также иных процессуальных полномочий в соответствии с федеральными законами осуществляет следующие функции:

  • 1) организует работу суда и руководит организацией работы судебных коллегий соответствующего суда;
  • 2) устанавливает правила внутреннего распорядка на основе утверждаемых Советом судей РФ типовых правил внутреннего распорядка судов и осуществляет контроль за их выполнением;
  • 3) созывает президиум суда и председательствует в его заседаниях;
  • 4) распределяет обязанности между своими заместителями;
  • 5) организует работу по повышению квалификации судей и работников аппарата суда;
  • 6) организует работу по изучению и обобщению судебной практики, анализу судебной статистики;
  • 7) вносит в квалификационную коллегию судей субъекта РФ представление о квалификационной аттестации судей соответствующего верховного суда республики, краевого, областного суда и равных им судов председателей, заместителей председателя и судей районных судов, мировых судей, а также о приостановлении или прекращении их полномочий;
  • 8) обращается при наличии оснований в квалификационную коллегию судей субъекта РФ с представлением о привлечении судей соответствующего верховного суда республики, краевого, областного суда, председателей, заместителей и судей районных судов, мировых судей к дисциплинарной ответственности;
  • 9) организует работу суда по приему граждан и рассмотрению их предложений, заявлений и жалоб;
  • 10) организует проверку заявлений и жалоб граждан на работу нижестоящих судов и судей;
  • 11) осуществляет общее руководство деятельностью аппарата суда, назначает на должность и освобождает от должности работников аппарата суда, принимает решение о распределении обязанностей между ними, о привлечении к дисциплинарной ответственности, организует работу по повышению квалификации работников аппарата суда;
  • 12) регулярно информирует суд и работников аппарата суда о своей деятельности и деятельности суда.

Заместители председателя суда наряду с осуществлением полномочий судей соответствующего суда осуществляют руководство работой соответствующих судебных коллегий и аппарата суд, в случае отсутствия председателя коллегии по гражданским делам, судебной коллегии по административным делам и судебной коллегии по уголовным делам осуществляют их полномочия.

Председатели судебных коллегий наряду с осуществлением полномочий судьи соответствующей судебной коллегии председательствуют на заседаниях соответствующих судебных коллегий или назначают председательствующих из числа членов судебных коллегий, осуществляют руководство работой соответствующих судебных коллегий, формируют судебные составы для рассмотрения судебных дел на заседании соответствующих судебных коллегий, представляют в президиум суда отчеты о деятельности соответствующих судебных коллегий, истребуют из районных судов судебные дела для изучения и обобщения судебной практики.

Следует отметить, что к судам общей юрисдикции относятся все судебные инстанции, которые занимаются вопросами рассмотрения уголовных, административных и гражданских правонарушений. Вполне очевидно, что это основной элемент судебной системы, есть также арбитражные суды, которые занимаются вопросами изучения экономических дел, есть конституционные суды, деятельность которых изначально направлена на защиту интересов граждан по конституционным вопросам.

Какие суды относятся к общей юрисдикции?

  1. В первую очередь мировые суды, которые располагаются практически во всех городах и рассматривают самые простые дела. В тоже время, последние изменения судебной системы наделили мировых судей более значительными полномочиями. Но все же, существует ряд ограничений.
  2. Районные суды являются основным элементом всей судебной системы. Именно они рассматривают основное количество дел, которые касаются административного, гражданского и уголовного права;
  3. Областные суды, суды объектов федерации и пр.;
  4. Основным органом судебной власти в данном случае выступает Верховный суд.
Таким образом, мы видим, что существует весьма значительная сеть судебных органов, которые в целом представляют собой единую систему. Без судебной системы невозможно представить деятельность государства. Сама по себе система изначально направлена на то, чтобы максимально правильно защитить все гражданские права человек и не допустить нарушения данных прав.

Значение судебной системы в государстве

Вполне очевидно, что в нашей стране судебная система продуманна до мелочей и деталей. Она формировалась в течение многих лет. Все время разрабатываются определенные инновации, которые позволяют видоизменять систему и делать ее более современной. Так, появилась уникальная возможность обустроить идеальные взаимоотношения судов и граждан. В данном случае, речь идет о создании специализированных сайтов, а также системы «мой арбитр». Каждый судебный орган в нашей стране обязан иметь собственный представительский ресурс, которые в себе совмещает все необходимые данные, которые прямо или же косвенно связаны с работой судебной системы, а также с особенностями принятия обращений граждан. Нужно также заметить, что в настоящий момент в стране работает единая система «мой арбитр», которая позволяет получить перспективные особенности взаимодействия с судом в онлайн режиме.

Судебные органы общей юрисдикции рассматривают основное количество дел, которые возникают в процессе определенных споров. Также нужно заметить, что сформировалась уникальная возможность защищать свои права не самостоятельно, а посредством использования помощи представителя – юриста.

В общем, система общей юрисдикции продумана до мелочей и деталей, и сегодня граждане нашей страны получили перспективные возможности максимальной защиты своих интересов, посредством судебных разбирательств, которые основываются исключительно на федеральном законодательстве.


Суды общей юрисдикции представляют собой основной элемент всей судебной системы. Вполне очевидно, что в настоящий момент суд выполняет основную роль контроля исполнения различных...


Сегодня полномочия судов общей юрисдикции считаются весьма существенными. Так как данные судебные инстанции рассматривают максимально значительное количество различных дел,...

Система судов общей юрисдикции - это совокупность судов общей юрисдикции (в том числе и военных), перечисленных в ФКЗ "О судебной системе", осуществляющих судебную власть в России в формах гражданского, уголовного и административного судопроизводства.

Обычно в названии конкретного суда общей юрисдикции термин "общей юрисдикции" не упоминается. Например, "Федеральный суд Центрального округа г. Тюмени", "Военный суд Западно-Сибирского военного округа", "Верховный Суд Российской Федерации" и т.д. В Российской Федерации к судам общей юрисдикции относятся: Верховный Суд Российской Федерации, верховные суды республик в составе Российской Федерации, краевые, областные суды, суды автономных областей, автономных округов, Московский и Санкт-Петербургский городские суды, районные (городские) суды, и система военных судов.

Также суды общей юрисдикции можно подразделить на суды общей юрисдикции субъектов РФ (мировые судьи) и федеральные суды общей юрисдикции, к которым относятся все остальные суды общей юрисдикции, в том числе и специализированные, если таковые будут созданы. Единство системы судов общей юрисдикции в РФ обеспечивается - единством задач; - единством принципов организации и деятельности; - единством применяемых материальных и процессуальных законов;

Систему судов общей юрисдикции Российской Федерации можно представить схематически (рис. 2).

Рисунок 2 - Система судов общей юрисдикции

Верховный суд

Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подведомственным судам общей юрисдикции.

Верховный Суд Российской Федерации осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции, включая военные и специализированные федеральные суды.

Верховный Суд Российской Федерации в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда второй инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам, а в случаях, предусмотренных федеральным законом, - также и в качестве суда первой инстанции.

Верховный Суд Российской Федерации является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к верховным судам республик, краевым (областным) судам, судам городов федерального значения, судам автономной области и автономных округов, военным судам военных округов, флотов, видов и групп войск.

Верховный Суд Российской Федерации дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Полномочия, порядок образования и деятельности Верховного Суда Российской Федерации устанавливаются федеральным конституционным законом.

Верховные суды республик в составе Российской Федерации, краевые и областные суды, суды автономной области и автономных округов.

В соответствии с Федеральным конституционным законом Российской Федерации «О судебной системе Российской Федерации» указанные суды входят в систему федеральных судов общей юрисдикции и к числу судов субъектов Российской Федерации не относятся.

Районные суды

Основное звено судов общей юрисдикции, в котором рассматриваются дела по первой и второй (по отношению к мировым судьям) инстанции и в апелляционном порядке. Он является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного органа. Рассматривает более сложные дела, чем мировые судьи. Районные суды образуются в соответствии с федеральными законами в районах, районах в городах (в крупных городах), а также в городах (в последнем случае они называются городскими судами).

Районный суд состоит из профессионалов-судей, количество которых должно определяться нагрузкой на судей по разрешению дел.

Мировые судьи

Мировые судьи в Российской Федерации являются судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации и входят в единую судебную систему Российской Федерации. Полномочия, порядок деятельности мировых судей и порядок создания должностей мировых судей устанавливаются Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации», иными федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом, а порядок назначения (избрания) и деятельности мировых судей устанавливается также законами субъектов Российской Федерации. Мировой судья рассматривает в первой инстанции:

Уголовные дела о преступлениях, за совершение которых может быть назначено максимальное наказание, не превышающее трех лет лишения свободы;

Дела о выдаче судебного приказа;

Дела о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях;

Дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества, при стоимости имущества, не превышающей 50 000 рублей;

Иные дела, возникающие из семейно-правовых отношений, за исключением дел об оспаривании отцовства (материнства), установлении отцовства, о лишении родительских прав, об усыновлении (удочерении) ребенка;

Дела по имущественным спорам, за исключением дел о наследовании имущества и дел, возникающих из отношений по созданию и использованию результатов интеллектуальной деятельности, при цене иска, не превышающей пятидесяти тысяч рублей;

Дела об определении порядка пользования имуществом;

Дела об административных правонарушениях, отнесенные к компетенции мирового судьи Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях либо законами субъектов Федерации.

Военные суды

Военные (флотские) окружные суды это суды РФ, действующие в Вооруженных Силах РФ, входящие в единую судебную систему РФ, осуществляющие задачи правосудия. Ранее именовались военными трибуналами. Система военных судов состоит из военной коллегии Верховного суда России (высшее звено); военного суда Вооруженных Сил, округов, групп войск (второе звено); военных судов армий, соединений, флотилий, гарнизонов (первое звено).

Военные суды рассматривают уголовные дела о преступлениях, совершенных военнослужащими Вооруженных Сил, военнообязанными во время прохождения ими учебных сборов, а также лицами офицерского состава, мичманами, сержантами и матросами органов Федеральной службы безопасности, иных органов государственной власти где Законом РФ предусмотрена военная служба, а так же граждан, призванных в установленном Законодательством РФ на военные сборы.

Система военных судов занимается также разрешением гражданских дел между военнослужащими и Министерством обороны (иными федеральными органами, где предусмотрена военная служба), гражданских дел при обжаловании бывшими военнослужащими действий органов военного управления по правоотношениям, возникшим в период прохождения военной службы, и рассмотрением дел об административных правонарушениях военнослужащих, подведомственных согласно?КоАП РФ судам общей юрисдикции.


Самое обсуждаемое
Музыкальный праздник в подготовительной группе ДОУ по сказкам Чуковского Музыкальный праздник в подготовительной группе ДОУ по сказкам Чуковского
Принцип деления Европы на субрегионы Принцип деления Европы на субрегионы
Какие растения растут в пустыне Какие растения растут в пустыне


top