Должностная инструкция медицинского психолога. Организационная модель оказания паллиативной помощи инкурабельным онкологическим больным на территории саратовской области Должностная инструкция психолога в больнице

Должностная инструкция медицинского психолога. Организационная модель оказания паллиативной помощи инкурабельным онкологическим больным на территории саратовской области Должностная инструкция психолога в больнице

Будучи одним из ведущих и наиболее перспективных направлений психологии, тесно связанным с практической психологической работой с людьми, клиническая психология становится выбором многих, решивших освоить профессию психолога-практика. Однако тем, кто еще находится в процессе выбора своей специализации по психологии, будет полезно разобраться подробнее в том, что входит в функции той или иной психологической специальности. Сегодня мы поговорим о прямых практических функциях клинического психолога, что поможет вам понять, близка ли вам данная специализация.

Деятельность клинического психолога

  1. Диагностика. Функция диагностики наиболее традиционна, хотя в практике клинического психолога имеет свои особенности. Специалист по клинической психологии проводит нозологическую диагностику, выявляя, к какому именно психическому нарушению относится тот или иной наблюдающийся у человека симптом. Клинический психолог также может участвовать в определении у человека пораженного участка головного мозга (различные участки мозга отвечают за разные психические процессы). Таким специалистом проводится и индивидуально-психологическая диагностика с целью определения того, относится ли человек к группе риска, или подбора для него коррекционных методик.
  2. Экспертиза. Клинический психолог обязательно принимает участие в различных видах экспертиз: ВТЭК (врачебно-трудовая экспертиза), военно-врачебная, судебно-психолого-психиатрическая, медико-психологическая. Основное отличие функции экспертизы от функции диагностики в том, что в данном случае клинический психолог исследует кроме нарушенных сторон психики также и сохраненные, а затем соотносит полученные результаты с требованиями той или иной экспертизы.
  3. Психологическое воздействие. Данная функция специалиста по клинической психологии предполагает применение в практической работе с людьми методов психологического консультирования и психологической коррекции.
  4. Профилактика психических расстройств. Профилактика, осуществляемая клиническим психологом, имеет несколько уровней:

    Первичная (направлена на создание социального пространства, препятствующего возникновению психических расстройств, как правило, осуществляется через просвещение);
    - вторичная (работа по предотвращению психических нарушений с людьми, находящимися в группе риска);
    - третичная (работа с теми, кто уже имеет психические нарушения, направленная на предотвращение рецидивов и интеграцию в общество).

  5. Реабилитация. Деятельность клинического психолога в данной области проводится совместно в другими специалистами и направлена на восстановление психологических возможностей человека после заболевания, предотвращение превращения какой-либо недостаточности в стойкое личностное нарушение, а также на вхождение в общество и нормализацию социальных контактов.

Специализация «клинический психолог» подойдет тем, кто интересуется психологическими аспектами соматических болезней, стремится знать больше о психических нарушениях, хочет осуществлять практическую психологическую работу и готов помогать людям, нуждающимся в серьезной психологической поддержке. Освоить профессию клинического психолога можно, пройдя обучение по программе профессиональной переподготовки "Клиническая психология".

Квалифицированная полноценная помощь больным людям не может ограничиваться лишь медицинской помощью. Человеку, испытывающему страдания, необходима психологическая поддержка и психологическое сопровождение на всех этапах лечения.

В номенклатуру должностей медицинского персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения введена должность медицинский психолог.

Функции психолога в системе здравоохранения очень широки и значимы. Психолог должен помочь больному пережить постановку тяжелого диагноза, приспособиться к новому образу жизни, которого требует заболевание, сформировать адекватную самооценку в новом для человека качестве больного или инвалида, оптимистический взгляд на мир, укрепить веру в себя и свои возможности в преодолении болезни. Кроме того, психолог может помочь больному скорректировать отрицательные личностные свойства, появившиеся в течение болезни, преодолеть ипохондрические (от греч. hypochondrios – мнительность; навязчивая боязнь болезни) явления. Психолог может оказать помощь медицинским работникам на разных этапах лечения и при проведении конкретных медицинских процедур – психологически подготовить больного к сложным диагностическим обследованиям, операциям, физиотерапевтическим процедурам, помочь преодолеть страх, депрессию, агрессивность и раздражительность. Велика роль психолога и в работе непосредственно с медицинским персоналом, испытывающим в своей профессиональной деятельности огромные психологические нагрузки, негативные стрессы, психическую напряженность. Таким образом, психолог может решать вопросы психосоматики, психогигиены, психопрофилактики, патопсихологии. Не случайно в последнее время расширена подготовка психологов со специализацией в области клинической психологии (от греч. klinike – требующий врачебного воздействия). Б.Д. Карвасарский отмечает , что факультеты клинической психологии в последнее время создаются не только в системе психологического образования, но и в медицинских вузах.

Психологическая служба в системе здравоохранения в настоящее время только организуется, поскольку не разработана соответствующая законодательная база. В медицинских учреждениях, несмотря на огромную потребность в специалистах психологического профиля, отсутствуют соответствующие ставки в штатном расписании, не созданы рабочие места для психологов. Поэтому в настоящее время психологи работают, в основном, в крупных, хорошо финансируемых учреждениях здравоохранения (Всероссийский кардиологический центр, Всероссийский институт эндокринологии, Московский онкологический центр), а также в психиатрических лечебных заведениях (клинические психологи, патопсихологи). В настоящее время в системе здравоохранения работает около 1000 психологов, хотя потребность в них оценивается на уровне 20-40 тысяч человек.

Первостепенной функцией психолога в медицинском учреждении является освобождение медицинского персонала от несвойственных ему обязанностей, увеличение времени непосредственно на лечение больных, врачебную помощь.

Основные направления работы психолога в системе здравоохранения:

1. Помощь в постановке диагноза при психических заболеваниях, вспомогательная терапия и лечение психических больных немедикаментозными средствами (психиатрические клиники и стационары).

2. Помощь в постановке диагноза при нейропсихологических нарушениях при различных травмах, авариях, острых отравлениях, некоторых болезнях (хирургические клиники, стационары).

3. Охрана материнства и детства. Психологическая помощь при беременности и родах, в послеродовой период. Психологическое сопровождение членов семьи, в которой ожидается рождение ребенка (женские консультации).

4. Психологическая помощь и сопровождение соматических больных (поликлиники и стационары).

5. Психологическая помощь и сопровождение пострадавших в медицине катастроф (экстремальные ситуации, аварии, вооруженные конфликты, терроризм, стихийные бедствия и др.).

Предполагается создание медико-психологических кабинетов в поликлиниках общего профиля, детских поликлиниках, психоневрологических и наркологических диспансерах, больницах, центрах экстренной медицинской помощи, а также специальных отделений медико-психологической реабилитации. Уже в настоящее время в домах ребенка, детских санаториях, детских клиниках, поликлиниках, больницах в штатное расписание в числе педагогических работников введена должность педагога-психолога.

Особенно успешным является опыт психологического мониторинга в детских поликлиниках и стационарах. Так, во Франции, во время двух-четырехнедельного пребывания ребенка в стационаре проводится психологическое обследование и консультирование, ведется работа с семьей; выявляются психические расстройства и отставание в психическом развитии начиная с младенческого возраста. Ранняя психологическая диагностика особенно важна, так как маленькие дети находятся, как правило, вне контроля образовательных учреждений, и с ними не работают профессиональные психологи.

Психологическая служба активно развивается и в других отраслях народного хозяйства: на производстве, в промышленности, в торговле, в финансовых организациях, но в настоящее время ее подразделения встречаются еще достаточно редко, они не обеспечены законодательной базой.

Психологическая служба работает в системе служб социального обеспечения в государственных учреждениях, для оказания психологической поддержки безработным гражданам, инвалидам и пожилым людям, находящимся на обеспечении государства.

Должность психолога введена в соединениях и воинских частях Министерства обороны.

Психологическая служба пенитенциарных исправительных учреждений работает с целью с целью оказания психологической помощи осужденным, проведения психодиагностики для изучения психологических и психофизиологических особенностей личности, групповой и индивидуальной психокоррекционной работы. В подразделениях уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции работают психологи, создаются специальные Центры психологической диагностики военно-врачебных комиссий.

Психологическая служба создана в учреждениях, работающих с детьми и молодежью в сферах здравоохранения, культуры, социальной защиты и других отраслей экономики. Педагоги-психологи входят в число педагогических работников таких учреждений как общежития предприятий и организаций, жилищно-эксплуатационные организации, молодежные жилищные комплексы, детские кинотеатры, театры юного зрителя, кукольные театры, культурно-просветительные учреждения и подразделения предприятий и организаций по работе с детьми и подростками.

Потребности практики ведут к созданию все новых рабочих мест для психологов в учреждениях различных сфер деятельности, к организации подразделений психологической службы в самых разных отраслях народного хозяйства.

Национальные психологические службы в различных странах, как отмечает В.В. Рубцов , несмотря на их различную структуру, решают сходные задачи.

Вопросы для самоконтроля и самоподготовки

    Психологическая служба в системе народного образования – история создания и основные задачи.

    Структура и функции центра психологической помощи.

    Задачи психологической службы в системе здравоохранения.

    Направления работы психологической службы в системе здравоохранения.

Задания для самостоятельной работы

1. Психологическая служба в системе народного образования представлена:

2. Каковы задачи работников психологической службы в системе здравоохранения.

1. Настоящая должностная инструкция определяет должностные обязанности, права и ответственность врача-психотерапевта.

2. На должность врача-психотерапевта назначается лицо, имеющее высшее медицинское образование, прошедшее послевузовскую подготовку или специализацию по специальности «Психотерапия».

3. Врач-психотерапевт должен знать: основы законодательства РФ о здравоохранении; нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность медицинских организаций; основы организации лечебно-профилактической помощи в больницах и амбулаторно-поликлинических учреждениях, скорой и неотложной медицинской помощи, службы медицины катастроф, санитарно-эпидемиологической службы, лекарственного обеспечения населения и ЛПУ; теоретические основы, принципы и методы диспансеризации; организационно-экономические основы деятельности медицинских организаций и медицинских работников в условиях бюджетно-страховой медицины; основы социальной гигиены, организации и экономики здравоохранения, медицинской этики и деонтологии; правовые аспекты медицинской деятельности; общие принципы и основные методы клинической, инструментальной и лабораторной диагностики функционального состояния органов и систем человеческого организма; этиологию, патогенез, клиническую симптоматику, особенности течения, принципы комплексного лечения основных заболеваний; правила оказания неотложной медицинской помощи; основы экспертизы временной нетрудоспособности и медико-социальной экспертизы; основы санитарного просвещения; правила внутреннего трудового распорядка; правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты.

По своей специальности врач-психотерапевт должен знать: современные методы профилактики, диагностики, лечения и реабилитации; содержание и разделы психотерапии как самостоятельной клинической дисциплины; задачи, организацию, структуру, штаты и оснащение психотерапевтической службы; действующие нормативно-правовые и инструктивно-методические документы по специальности; правила оформления медицинской документации; порядок проведения экспертизы временной нетрудоспособности и медико-социальной экспертизы; принципы планирования деятельности и отчетности психотерапевтической службы; методы и порядок контроля ее деятельности.

4. Врач-психотерапевт назначается на должность и освобождается от должности приказом руководителя медицинской организации в соответствии с действующим законодательством РФ.

5. Врач-психотерапевт непосредственно подчиняется заведующему отделением, а при его отсутствии руководителю медицинской организации или его заместителю.

2. Должностные обязанности

Оказывает квалифицированную медицинскую помощь по своей специальности, используя современные методы профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, разрешенные для применения в медицинской практике. Определяет тактику ведения больного в соответствии с установленными правилами и стандартами. Разрабатывает план обследования больного, уточняет объем и рациональные методы обследования пациента с целью получения в минимально короткие сроки полной и достоверной диагностической информации. На основании клинических наблюдений и обследования, сбора анамнеза, данных клинико-лабораторных и инструментальных исследований устанавливает (или подтверждает) диагноз. В соответствии с установленными правилами и стандартами назначает и контролирует необходимое лечение, организует или самостоятельно проводит необходимые диагностические, лечебные, реабилитационные и профилактические процедуры и мероприятия. В стационаре ежедневно проводит осмотр больного. Вносит изменения в план лечения в зависимости от состояния пациента и определяет необходимость дополнительных методов обследования. Оказывает консультативную помощь врачам других подразделений ЛПУ по своей специальности. Руководит работой подчиненного ему среднего и младшего медицинского персонала (при его наличии), содействует выполнению им своих должностных обязанностей. Контролирует правильность проведения диагностических и лечебных процедур, эксплуатации инструментария, аппаратуры и оборудования, рационального использования реактивов и лекарственных препаратов, соблюдение правил техники безопасности и охраны труда средним и младшим медицинским персоналом. Участвует в проведении занятий по повышению квалификации медицинского персонала. Планирует свою работу и анализирует показатели своей деятельности. Обеспечивает своевременное и качественное оформление медицинской и иной документации в соответствии с установленными правилами. Проводит санитарно-просветительную работу. Соблюдает правила и принципы врачебной этики и деонтологии. Квалифицированно и своевременно исполняет приказы, распоряжения и поручения руководства учреждения, а также нормативно-правовые акты по своей профессиональной деятельности. Соблюдает правила внутреннего распорядка, противопожарной безопасности и техники безопасности, санитарно-эпидемиологического режима. Оперативно принимает меры, включая своевременное информирование руководства, по устранению нарушений техники безопасности, противопожарных и санитарных правил, создающих угрозу деятельности медицинской организации, его работникам, пациентам и посетителям. Систематически повышает свою квалификацию.

3. Права

Врач-психотерапевт имеет право:

  1. самостоятельно устанавливать психотерапевтический диагноз; определять тактику ведения больного в соответствии с установленными правилами и стандартами; назначать необходимые для комплексного обследования пациента методы инструментальной, функциональной и лабораторной диагностики; проводить диагностические, лечебные, реабилитационные и профилактические процедуры с использованием разрешенных методов диагностики и лечения; при необходимости привлекать в установленном порядке врачей других специальностей для консультаций, обследования и лечения больных;
  2. вносить предложения руководству по совершенствованию лечебно-диагностического процесса, улучшению работы административно-хозяйственных и параклинических служб, организации и условиям своей трудовой деятельности;
  3. контролировать в рамках своей компетенции работу среднего и младшего медицинского персонала, отдавать им распоряжения и требовать их четкого исполнения, вносить предложения руководству по их поощрению или наложению взысканий;
  4. запрашивать, получать и пользоваться информационными материалами и нормативно-правовыми документами, необходимыми для исполнения своих должностных обязанностей;
  5. принимать участие в научно-практических конференциях и совещаниях, на которых рассматриваются вопросы, связанные с его работой;
  6. проходить в установленном порядке аттестацию с правом получения соответствующей квалификационной категории;
  7. повышать свою квалификацию на курсах усовершенствования не реже одного раза в 5 лет.

Врач-психотерапевт пользуется всеми трудовыми правами в соответствии с Трудовым кодексом РФ.

4. Ответственность

Врач-психотерапевт несет ответственность за:

  1. своевременное и качественное осуществление возложенных на него должностных обязанностей;
  2. своевременное и квалифицированное выполнение приказов, распоряжений и поручений руководства, нормативно-правовых актов по своей деятельности;
  3. соблюдение правил внутреннего распорядка, противопожарной безопасности и техники безопасности;
  4. своевременное и качественное оформление медицинской и иной служебной документации, предусмотренной действующими нормативно-правовыми документами;
  5. предоставление в установленном порядке статистической и иной информации по своей деятельности;
  6. соблюдение исполнительской дисциплины и выполнение должностных обязанностей подчиненными ему работниками (при их наличии);
  7. оперативное принятие мер, включая своевременное информирование руководства, по устранению нарушений техники безопасности, противопожарных и санитарных правил, создающих угрозу деятельности медицинской организации, его работникам, пациентам и посетителям.

За нарушение трудовой дисциплины, законодательных и нормативно-правовых актов врач-психотерапевт может быть привлечен в соответствии с действующим законодательством в зависимости от тяжести проступка к дисциплинарной, материальной, административной и уголовной ответственности.

Предлагаем Вашему вниманию типовой пример должностной инструкции медицинского психолога, образец 2019/2020 года. должна включать следующие разделы: общее положение, должностные обязанности медицинского психолога, права медицинского психолога, ответственность медицинского психолога.

Должностная инструкция медицинского психолога относится к разделу "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения ".

В должностной инструкции медицинского психолога должны быть отражены следующие пункты:

Должностные обязанности медицинского психолога

1) Должностные обязанности. Проводит работу, направленную на восстановление психического здоровья и коррекцию отклонений в развитии личности больных. Выявляет условия, препятствующие или затрудняющие гармоническое развитие личности больного. Осуществляет работу по психопрофилактике, психокоррекции, психологическому консультированию больных, вследствие чего оказывает помощь больным и их родственникам в решении личностных, профессиональных и бытовых психологических проблем. Проводит психодиагностические исследования и длительные диагностические наблюдения за больными, уделяя особое внимание лицам, имеющим факторы риска психических расстройств. Совместно с лечащим врачом разрабатывает развивающие и психокоррекционные программы с учетом индивидуальных, половых и возрастных факторов больных. Выполняет работу по профориентации больных с учетом их пожеланий, способностей и ситуационных возможностей. Проводит работу по обучению медицинского персонала вопросам медицинской, социальной психологии и деонтологии. Оценивает по состоянию здоровья больного эффективность проводимых психологических, лечебных и профилактических мероприятий. Проводит санитарно-просветительную работу среди больных и их родственников по укреплению здоровья и профилактике заболеваний, пропаганде здорового образа жизни.

Медицинский психолог должен знать

2) Медицинский психолог при выполнении своих должностных обязанностей должен знать: законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере здравоохранения, оказания психиатрической помощи и гарантии прав граждан; Декларацию прав и свобод человека; медицинскую психологию (нейропсихологию, патопсихологию, психологию личности, общую и дифференциальную психологию, возрастную психологию, психотерапию, психогигиену, психодиагностику, психопрофилактику); методы психологического консультирования; методы активного обучения, социально-психологического тренинга общения; методы диагностики и коррекции нормального и аномального развития личности; психологию труда; деонтологию; психологию профессионального общения; основы трудового законодательства; правила внутреннего трудового распорядка; правила по охране труда и пожарной безопасности.

Требования к квалификации медицинского психолога

3) Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование по специальности "Клиническая психология" без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное (психологическое) образование и профессиональная переподготовка по специальности "Клиническая психология" без предъявления требований к стажу работы.

Должностная инструкция медицинского психолога - образец 2019/2020 года. Должностные обязанности медицинского психолога, права медицинского психолога, ответственность медицинского психолога.


Самое обсуждаемое
Музыкальный праздник в подготовительной группе ДОУ по сказкам Чуковского Музыкальный праздник в подготовительной группе ДОУ по сказкам Чуковского
Принцип деления Европы на субрегионы Принцип деления Европы на субрегионы
Какие растения растут в пустыне Какие растения растут в пустыне


top