Профессиональная переподготовка Оценщиков в РЭУ им. Г.В. Плеханова. Независимая оценка качества дополнительного образования детей: современные тенденции

Профессиональная переподготовка Оценщиков в РЭУ им. Г.В. Плеханова. Независимая оценка качества дополнительного образования детей: современные тенденции

г. Москва, 6-7 декабря 2018 г.

6 декабря в Москве на площадке МГТУ имени Н.Э. Баумана открылось V Всероссийское совещание работников сферы дополнительного образования детей, посвящённое 100-летию системы дополнительного образования. См. Программу Всероссийского совещания работников дополнительного образования детей .

В торжественной церемонии открытия совещания и пленарном заседании приняли участие заместитель Министра просвещения Российской Федерации И. П. Потехина и директор Департамента государственной политики в сфере воспитания, дополнительного образования и детского отдыха Минпросвещения России И. А. Михеев.
И. А. Михеев, выступая с докладом, сообщил, что к 2018 году охват детей и подростков в возрасте от 5 до 18 лет программами дополнительного образования составил 71 %. Увеличению охвата детей дополнительным образованием во многом способствовало обновление его содержания.
- Сегодня в 20 регионах внедрена целевая модель развития современных систем дополнительного образования, на её реализацию из федерального бюджета в 2017 - 2018 годах выделено 360, 9 миллиона рублей. К 2022 году целевая модель развития современных систем дополнительного образования будет внедрена во всех регионах России, - заявил директор Департамента.

V Всероссийское совещание работников сферы дополнительного образования детей проходило в Москве 6-7 декабря.

На совещании также отмечалось, что в настоящее время происходит переосмысление роли педагога дополнительного образования детей. В августе этого года приказом Минтруда России (от 5 мая 2018 г. № 298н) утверждён профстандарт, устанавливающий, что педагогом дополнительного образования детей и взрослых может стать не только педагог по образованию, но и специалист-практик, образование которого соответствует направлению программы, по которой он преподает. Кроме того, приказом Минпросвещения России от 9 ноября 2018 г. № 196 предусмотрено, что при реализации дополнительных общеобразовательных программ могут привлекаться студенты, получающие педагогическое образование.

Завершилось совещание награждением работников дополнительного образования из различных регионов Российской Федерации. На закрытии с заключительным словом выступила заместитель Министра просвещения Российской Федерации Марина Николаевна Ракова. Она сделала обстоятельный обзор приоритетных проектов в сфере образования Российской Федерации и задала вектор развития системы дополнительного образования, определяемый вызовами времени, переходом на парадигму цифровизации, прогнозами в сфере рынка профессий будущего, развивающимися социально-экономическими и демографическими условиями.

Справочно:
Организатором V Всероссийского совещания работников сферы дополнительного образования детей выступает Минпросвещения России. Совещание проводится с целью профессионального обсуждения актуальных результатов сферы дополнительного образования детей и разработки эффективных решений по реализации приоритетных направлений государственной образовательной политики в сфере дополнительного образования детей.
В настоящее время 15,6 млн детей занимаются по дополнительным общеобразовательным программам по шести направленностям: художественное, техническое, естественнонаучное, физкультурно-спортивное, туристско-краеведческое и социально-педагогическое. В системе дополнительного образования детей функционируют 13409 государственных организаций, 363 - негосударственных, трудятся 280 689 педагогических работников.

В программе совещания были запланированы и прошли секции по разным направлениям дополнительного образования, круглые столы, презентационные площадки, панельные дискуссии и форсайт-сессия.
Наиболее востребованными и широкими по охвату актуального содержания можно по праву считать секции, организованные при участии ФГБУК «Всероссийский центр художественного творчества»:

Секция 5. Презентационная площадка «Эффективные региональные управленческие, образовательные, проектные, методические, инновационные кейсы» Подробности и материалы по ссылке

Секция 9. Панельная дискуссия «Новые профориентационные практики дополнительного образования»

Секция 10. Панельная дискуссия «Роль государственных и негосударственных организаций/проектов в формировании новой экосистемы образования»

Секция 12. Круглый стол «Новые модели интеграции и обновления программ дополнительного образования». Подробности и материалы по ссылке:

Секция 7. Круглый стол «Развитие образовательного потенциала народных художественных промыслов». Подробности и материалы по ссылке

Секция 10. Художественная направленность. Панельная дискуссия «Art-Future-skills — компетентностные перспективы художественной направленности дополнительного образования». Подробности и материалы по ссылке

Выставка в фойе Концертного зала с программой мастер-классов по различным направлениям и программам художественной направленности.
(См. фотоальбом Выставки и отзывы в соцсетях)

Основной лейтмотив всех мероприятий ФГБУК «ВЦХТ» на Всероссийском совещании - это обновление содержания и технологий программ художественной направленности при бережном отношении к традициям и истокам отечественного художественного образования, вопросы интеграции с другими направленностями, формирование компетенций 21-го века в областях детского художественного творчества, расширение программного поля направленности за счет освоения Атласа новых профессий, использование инновационных образовательных, информационно-коммуникационных, социокультурных и пр. технологий.
Среди спикеров секций, организованных при участии ФГБУК «ВЦХТ», - авторитетные представители научного и профессионального сообщества, бизнеса, культуры и искусства.
Секции стали площадками активных дискуссий и встреч практиков и теоретиков, представителей различных регионов и федерального центра; пространством продуктивного профессионального общения.
Неслучайно, что именно по результатам работы секции художественной направленности появился и транслируется в педагогические сообщества регионов через интернет-ресурсы ФГБУК «ВЦХТ» документ, задающий вектор развития на период до следующего совещания. Это Манифест разработчиков новой цифровой технологической модели художественного творческого конкурса для детей и молодежи ART Future Skills (принятый на Секции 10 07.11.2018 единогласно при одном воздержавшемся).

МАНИФЕСТ РАЗРАБОТЧИКОВ НОВОЙ ЦИФРОВОЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСКОГО КОНКУРСА ДЛЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ ART FUTURE SKILLS
Мы, руководители, педагоги, ученые и специалисты, участники 5 Всероссийского совещания работников системы дополнительного образования, на рубеже нового 100-летия государственной системы дополнительного образования детей, констатируем и признаем острую необходимость принятия актуальных решений для ускоренного обновления содержания и технологий дополнительного образования художественной направленности.
Принимаем новые технологические вызовы времени, выражаем консолидированную профессиональную готовность для обеспечения новых условий использования цифровых технологий для поддержки художественного творчества детей, предоставления новых возможностей для реалистичности успеха каждого ребенка.
Согласно данным мониторингов, в настоящее время дополнительным образованием в России охвачено 13,5 млн детей в возрасте от 5 до 18 лет, что составляет 67,7% от общей численности детей. При этом художественная направленность остается самой массовой в стране: по разным данным - от 32% до 41%. Действующие проекты поддержки и продвижения одаренных детей охватывают только 7% особо одаренных детей в науках, искусствах, спорте, что соответствует не более 4% рынка труда. Средний возраст педагогических кадров в системе дополнительного образования 50+.
Признавая огромный разрыв в скорости и гибкости овладения цифровыми технологиями педагогическими кадрами в системе дополнительного образования и детьми - представителями поколения Z, понимая необходимость быстрого перехода в ближайшей перспективе к новым формам профессионального и карьерного роста, процедурам аттестации и повышения квалификации педагогов дополнительного образования в соответствии с Профстандартом, национальным проектом «Учитель будущего», и др.; поддерживаем инициаторов разработки новой цифровой технологической модели художественного творческого конкурса для детей и молодежи «ART-Future-Skills».
Считаем необходимым создать Рабочую проектную группу для разработки концепции новой цифровой технологической модели художественного творческого конкурса для детей и молодежи «ART-Future-Skills» на базе организации - инициатора ФГБУК «Всероссийский центр художественного творчества». Считаем целесообразным создать Экспертный Совет из числа представителей профессионального экспертного сообщества для экспертного анализа и продвижения новой модели конкурса. К компетенциям рабочей группы отнести: подбор и включение специалистов в разработку пакета нормативно-правовых и программно-методических документов нового Конкурса; взаимодействие со всеми организациями; информирование региональных ресурсных центров об этапах подготовки и запуска Конкурса на сайтах ВЦХТ, Единого национального портала дополнительного образования. К компетенциям Экспертного совета отнести: проведение экспертизы подготовленных материалов; информирование педагогического сообщества и проведение вебинаров и семинаров на базе ВЦХТ; предоставление информации об экспертных оценках для региональных ресурсных центров дополнительного образования художественной направленности; оказывать всемерную поддержку по разработке концепции новой цифровой технологической модели художественного творческого конкурса для детей и молодежи «ART-Future-Skills».
Направить в состав рабочей группы квалифицированных специалистов организаций дополнительного образования, которые мы представляем. Поддержать необходимые процедуры подготовки педагогов к новому конкурсу участием в программах повышении квалификации, вебинарах и семинарах.
Поддержать запуск нового Конкурса участием педагогов и детей. Будущее уже здесь! Вперед, в новое цифровое столетие дополнительного образования! Участники секции № 10 V Всероссийского совещания работников системы дополнительного образования 2018 года. 7 декабря 2018 г.
Открыт набор заявок в состав рабочей группы.
Предложения по участию в рабочей группе просим направлять на электронную почту: [email protected] в срок до 28 декабря 2018 года

Комитет Государственной Думы по образованию и науке ведет законотворческую деятельность в сферах образования и науки. Комитет ведет активную работу по подготовке, рассмотрению и принятию законов, затрагивающих интересы образования и науки. Своей главной задачей Комитет считает защиту интересов образования и науки и строит свою работу на принципах конструктивного сотрудничества с Правительством Российской Федерации, профильными министерствами, Российской академией наук и отраслевыми академиями, ЦК профсоюза работников народного образования и науки, с педагогической и научной общественностью.

В состав Комитета Государственной Думы по образованию и науке входит 20 Экспертных советов разной направленности (по дошкольному образованию, по общему образованию и дополнительному образованию детей, по среднему профессиональному образованию и профессиональному обучению, по высшему образованию, по дополнительному профессиональному образованию и корпоративному обучению, дополнительному образованию взрослых и др.)

8 декабря 2016 года решением Комитета Государственной Думы по образованию и науке был утвержден состав Экспертного совета по среднему профессиональному образованию и профессиональному обучению.

В состав этого совета вошла Ольга Геннадьевна Кондратьева, заместитель директора по научно-методической и инновационной деятельности ГАУ ДПО Иркутской области «Региональный центр мониторинга и развития профессионального образования».

Совет в соответствии с тематической направленностью своей деятельности осуществляет следующие полномочия:

  • проводит предварительную экспертизу законопроектов, законодательных инициатив, проектов иных нормативных актов, находящихся на рассмотрении Комитета;
  • разрабатывает предложения по внесению изменений и дополнений к законопроектам и проектам иных нормативных актов, находящимся на рассмотрении Комитета;
  • разрабатывает предложения по основным направлениям развития федерального законодательства в сферах образования и науки;
  • проводит по запросам депутатов-членов Комитета правовую экспертизу нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также оценку законопроектов, находящихся на рассмотрении других Комитетов Государственной Думы;
  • проводит анализ правоприменительной практики и готовит аналитические материалы по его итогам.

Первое заседание Экспертного совета по среднему профессиональному образованию и профессиональному обучению состоится 23 января 2017 года . В повестке заседания вопрос о ходе реализации Стратегии развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в Российской Федерации на период до 2020 года (в рамках парламентского контроля выполнения рекомендаций «круглого стола» от 25 июня 2015 г. по теме «Повышение качества подготовки кадров по рабочим профессиям»).

Координационный экспертный совет по дополнительному образованию МПГУ – коллегиальный совещательный орган, создаваемый в целях обеспечения и контроля ключевых показателей эффективности дополнительных образовательных программ МПГУ, координации действий сотрудников структурных подразделений Университета, в функционал которых входит разработка и осуществление стратегических и тактических мероприятий по развитию системы дополнительного образования Университета.

Состав КЭСДО МПГУ формируется из профессорско-преподавательского состава и представителей структурных подразделений МПГУ, задействованных в разработке и реализации программ дополнительного образования, а также представителей федеральных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, государственных (муниципальных) учреждений, унитарных предприятий, других организаций, государственных компаний или хозяйственных обществ, представителей профессиональных ассоциаций и др.

Председателем Совета является проректор, курирующий дополнительное образование. Председатель КЭСДО МПГУ может делегировать свои полномочия заместителю председателя Совета. Решения КЭСДО МПГУ принимаются коллегиально и обязательны для исполнения членами Совета, а также работниками Университета, участвующими в разработке и реализации программ дополнительного образования, их финансовом, материально-техническом и организационно-методическом обеспечении.

Основные задачи Координационного экспертного совета по дополнительному образованию МПГУ:
1. Экспертиза и утверждение программ дополнительного образования в МПГУ: программ дополнительного профессионального образования (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки); программ дополнительного образования детей и взрослых (дополнительных общеобразовательных-общеразвивающих программ).
2. Разработка методических рекомендаций по разработке и реализации программ дополнительного образования.
3. Создание критериальной базы осуществления экспертизы программ дополнительного образования.
4. Определение приоритетных направлений развития дополнительного образования педагогических, научно-педагогических, и управленческих кадров. Определение соответствия программ дополнительного образования МПГУ социальному заказу регионов России.
5. Координация действий структурных подразделений Университета по институциональному оформлению дополнительного образования как особого образовательного сектора университета.
6. Разработка предложений Учёному совету Университета по совершенствованию системы дополнительного образования в МПГУ.
7. Анализ результатов реализации программ дополнительного образования в Университете, обоснование управленческих решений, обеспечивающих целесообразное развитие вузовской системы дополнительного образования и др.

24 сентября 2018 года заместитель председателя Комитета Государственной Думы по образованию и науке Любовь Духанина провела заседание Экспертного совета по общему образованию и дополнительному образованию детей, посвященное компетенциям цифровой экономики.

В заседании приняли участие депутат Государственной Думы Сергей Боженов , председатель Экспертного совета по общему образованию и дополнительному образованию детей Алла Инглези , главный научный сотрудник Института проблем управления РАН Роман Мещеряков , декан факультет психологии МГУ, вице-президент Российской академии образования Юрий Зинченко , генеральный директор ООО «Мобильное Электронное Образование», член-корреспондент РАО Александр Кондаков , координатор Центра компетенций по направлению «Кадры и образование» АНО «Агентство стратегических инициатив» Олег Подольский , директора московских школ, члены Экспертного совета и приглашенные эксперты.

Александр Кондаков выступил с докладом «Разработка базовых моделей компетенций цифровой экономики». Он сообщил о ходе реализации федерального проекта "Кадры для цифровой экономики" национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации" в части разработки концепции «Базовых моделей компетенций цифровой экономики». Итоговый документустанавливает систему единых требований к формированию, непрерывному и преемственному наращиванию компетенций цифровой экономики в течение всей жизни человека.

«Впервые модель компетенций разрабатывается исходя не из требований к выпускникам соответствующего уровня образования, а основываясь на требованиях общества, государства и рынка труда к компетенциям человека - личности и работника цифрового общества с учетом реалий Четвертой промышленной революции », - подчеркнул докладчик.

С докладом «Кадры для цифровой экономики» выступил координатор Центра компетенций по направлению «Кадры и образование» АСИ Олег Подольский. «По прогнозам исследователей, 40% населения к 2024 году будет обладать цифровой грамотностью и ключевыми компетенциями цифровой экономики на достаточном уровне », - сообщил Подольский.

Затем докладчики ответили на вопросы присутствующих. Любовь Духанина, подводя итоги заседания Экспертного совета, отметила, что цифровая экономика охватывает все сферы деятельности человека, и работа над цифровыми компетенциями должна иметь опережающий характер. «Сфера образования является одной из самых передовых в плане готовности к цифровому будущему. При этом разработка цифровых компетенций должна отвечать интересам и детей, и родителей, и учителей, и потенциальных работодателей », - подчеркнула зампред Комитета по образованию.

Члены Экспертного совета приняли к сведению представленную концепцию «Базовых моделей компетенций цифровой экономики» и договорились продолжить обсуждение различных вопросов, связанных с развитием «цифровой школы».

Обсуждение «цифровых компетенций» прошло в русле поставленной Президентом РФ Владимиром Путиным задачи по развитию цифровой экономики как нового уклада жизни страны и основы для развития государственного управления, бизнеса и социальной сферы. А также в рамках утвержденных Председателем Государственной Думы ФС РФ Вячеславом Володиным планов по законодательному обеспечению цифровой экономики.

ГБОУ ВО МО «Академия социального управления» как координатор сетевого объединения образовательных организаций Московской области, реализующих программы дополнительного профессионального образования, и оператор региональной информационной системы (РИНСИ), руководствуясь приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 июля 2013 г. № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам» (http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70340506) сообщает: с 28 августа по 10 октября 2017 года была проведена содержательная экспертиза дополнительных профессиональных программ для специалистов, работающих в сфере образования.

Основные критерии экспертной оценки :

Направленность программы на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации;

Согласованность цели, темы программы, ее содержания, планируемых результатов обучения, условий реализации программы, форм контроля, оценочных средств;

Актуальность, востребованность разработанной программы, ее соответствие целям и задачам модернизации образования Московской области.

Для придания содержательной экспертизе максимально объективного характера каждой дополнительной профессиональной программе повышения квалификации был присвоен шифр, эксперты получили на экспертизу дополнительную профессиональную программу повышения квалификации без указания автора (авторов) и указания образовательной организации, представляющей на экспертизу дополнительную профессиональную программу повышения квалификации. Каждая дополнительная профессиональная программа была проанализирована двумя экспертами, в удаленном доступе. В ходе экспертизы, проведенной в период с 28 августа по 10 октября т.г. по… программам были выявлены расхождения экспертных оценок, что обусловило проведение дополнительной экспертизы с привлечением третьего эксперта.

Сроки проведения содержательной экспертизы были выдержаны всеми экспертами. Результаты содержательной экспертизы (экспертные заключения) всех дополнительных профессиональных программ были предоставлены в отдел координации дополнительного профессионального образования АСОУ своевременно, до 30 сентября 2017г . в Экспертный совет для рассмотрения.

Дополнительные профессиональные программы повышения квалификации, получившие замечания и указания экспертов на то, что они не рекомендуется к реализации, были возвращены в образовательные организации.

Результаты содержательной экспертизы:

Всего образовательных организаций, предоставивших ДПП - 25

Всего ДПП, поступивших на содержательную экспертизу - 137

Всего ДПП, не прошедших содержательную экспертизу - 10

Дополнительные профессиональные программы, успешно прошедшие содержательную экспертизу и утвержденные Экспертным советом, рекомендованы для включения в реестр дополнительных профессиональных программ для реализации с 01 января 2018 года, который утверждается Министерством образования Московской области на утверждение.



top