Судей конституционного суда российской федерации назначает. Председатель Конституционного Суда Российской Федерации: порядок назначения, сроки, полномочия и обязанности. Причины досрочного прекращения деятельности конституционного судьи

Судей конституционного суда российской федерации назначает. Председатель Конституционного Суда Российской Федерации: порядок назначения, сроки, полномочия и обязанности. Причины досрочного прекращения деятельности конституционного судьи

Конституционный Суд занимает важное и особое место в российской судебной системе и это понятно всем людям. Но у многих обычных граждан возникает вопрос: Кем назначаются судьи конституционного суда? и на этот вопрос есть только один ответ. Судьи в этот судебный орган назначаются Советом Федерации по ходатайству самого Президента России. А судей всех остальных судов назначает только Президент без участия в этом Совета.

Кто уполномочен назначать судей Конституционного суда?

По Конституции РФ формирование судейского корпуса проводится на основе общих действий разных веток государственной власти. Конституция регламентирует полномочия Президента России, а также судебной и представительской власти. В Конституции установлен и порядок назначения судей.

Взаимодействие властей заключается в том, что именно Президент имеет по Конституции единую власть предлагать кандидатуры на пост судьи Конституционного суда. Но назначать их может лишь Палата Федерального Собрания РФ. Тут идет речь о полном взаимоотношении полномочий Президента и Совета. Совет не имеет права назначить судьей в этот судебный орган какого-то кандидата без рекомендации Президента, но может и не принять представленную им кандидатуру. Поэтому общее взаимодействие Президента и Федерального Совета и приводит к назначению судей в Конституционный Суд. Таким образом, установлено и существует равноправие в действии властей, и Президент действует по Конституции, как и любой гражданин страны.

Как происходит процесс назначения судей?

Совет Федерации обязан рассмотреть назначение возможных кандидатов на должность судьи в срок не позже 14 дней с момента получения от Президента представления о назначении кандидатуры. Отбор кандидатов заранее проходит на конкурсной основе, будущий судья сдает квалификационный экзамен.

Стоит отметить, что Президент может предложить Совету кандидатуру человека только с положительным заключением квалификационной коллегии судей. Предложения о кандидатах Президенту могут вносить депутаты, высшие судебные органы, юридические научные заведения. Кандидатом может быть человек с высшим юридическим образованием, возрастом не меньше 40 лет и стажем безупречной работы юристом не менее 15 лет.

Каждого судью назначают на пост методом тайного голосования в индивидуальном порядке. Кандидат, который получит больше всего тайных голосов и будет назначен на должность.

После назначения новый судья принимает присягу, в которой обещает добросовестно и честно выполнять свои обязанности и подчиняться только Конституции РФ.

Срок полномочий нового судьи не ограничивается каким-то конкретным сроком, но возраст пребывания на должности обычно не превышает 70 лет. Должность судьи неприкосновенна и его не могут привлечь к ответственности за мнение, высказанное во время рассмотрения дела в Конституционном Суде. Но есть одно исключение – если вступивший в силу судебный приговор установил вину судьи, которая заключается в превышении его служебных полномочий. Вопросы по возбуждению дела против судьи Конституционного Суда решаются председателем следственного комитета РФ с согласия Верховного Суда.


Правовой статус судьи конституционного суда определяется законодательной базой РФ. Все требования, которые предъявляются к судье КС, отображены в Конституции и федеральном...

Механизм назначения на должность судьи включает в себя несколько этапов:

1) отбор и выдвижение кандидатов;

2) сдача квалификационного экзамена;

3) рассмотрение квалификационной коллегиейзаявления о даче реко­мендации для занятия должности судьи;

4) вынесение заключения квалификационной коллегией о даче рекомен­дации или отказе в нем.

Положительное заключение представляется председателю соответствую­щего суда. В случае несогласия председателя суда с заключением оно возвра­щается для повторного рассмотрения. При повторном положительном заклю­чении председатель суда вносит кандидатуру для дальнейшего рассмотрения.

Судьи судов общей юрисдикции и арбитражных судов назначаются Пре­зидентом РФ по представлению соответственно Председателя Верховного Суда РФ и Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ. Судьи Верховно­го Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ назначаются Советом Феде­рации по представлению Президента РФ, с учетом мнения председателей этих судов.

Президент в месячный срок со дня поступления материалов назначает су­дей Федеральных судов, а кандидатов в судьи Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ представляет для назначения Совету Федерации либо отклоняет представленную кандидатуру, о чем сообщает председателю соот­ветствующего суда.

Судьи Конституционного Суда РФ назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ . Представления о кандидатах на должность судей Конституционного Суда Президенту вправе вносить депутаты Совета Федерации и Государственной Думы, законодательные (представительные) органы субъектов РФ, высшие судебные органы, федеральные юридические ведомства, юридические научные и учебные заведения.

Судья, впервые назначенный на должность, приносит торжественную при­сягу.


29. Гарантии независимости судей.

Статья 9. Гарантии независимости судьи

1. Независимость судей - это важнейший принцип осуществления судебной власти в России (ст. 120 Конституции РФ), который действует при осуществлении конституционного, уголовного, гражданского, арбитражного и административного судопроизводства. Независимость судей возможна при условии подчинения их только закону. Независимость без подчинения закону способна породить произвол при рассмотрении и разрешении уголовных и гражданских дел.

В качестве гарантий независимости судей п. 1 ст. 9 комментируемого Закона называет предусмотренную законом процедуру осуществления правосудия; запрет, под угрозой ответственности, вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия; установленный порядок приостановления и прекращения полномочий судьи; право судьи на отставку; неприкосновенность судьи; систему органов судейского сообщества; предоставление судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу.

Предусмотренная законом процедура осуществления правосудия создает такой правовой режим, при котором отмена или изменение судебных решений допускаются не иначе как вышестоящим судом в определенном, установленном законом порядке. Кассационная и надзорная инстанция, проверяя правосудность решений судов первой инстанции, при определенных основаниях вправе отменить их и вернуть дело на новое судебное рассмотрение, дав обязательные для нижестоящего суда указания. Однако в своих указаниях вышестоящий суд не вправе касаться тех вопросов, которые разрешаются по внутреннему убеждению судей (например, по уголовным делам это вопросы о доказанности или недоказанности обвинения, о преимуществе одних доказательств перед другими, о мере наказания (ст. 386 УПК РФ).

Вступившие в законную силу судебные решения приобретают общеобязательное значение для всех государственных органов, общественных объединений и граждан.

Деятельность суда протекает в особом правовом порядке, содержащем наибольшие гарантии для вынесения по делу законного и справедливого решения. Судьи выносят решения по гражданским и уголовным делам, руководствуясь законом и своим внутренним убеждением, основанном на исследовании всех обстоятельств дела и собственной оценке доказательств. Никакие доказательства не имеют заранее установленной силы. Суд не связан мнением и позициями сторон. Решение постановляется в условиях тайны совещательной комнаты. Взаимоотношения судей, входящих в состав суда, при разрешении конкретного дела таковы, что каждый судья свободно выражает свое мнение и, при несогласии с другими, вправе изложить особое мнение.

О запрете, под угрозой ответственности, вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия см. комментарий к ст. 10 настоящего Закона.

Установленный порядок приостановления и прекращения полномочий судьи - см. комментарий к ст. 11 "Срок полномочий судьи", к ст. 12 "Несменяемость судьи", к ст. 13 "Приостановление полномочий судьи", к ст. 14 "Прекращение полномочий судьи" настоящего Закона. Право судьи на отставку - см. комментарий к ст. 15 настоящего закона "Отставка судьи". Неприкосновенность судьи - см. комментарий к ст. 16 "Неприкосновенность судьи" настоящего закона.

Органы судейского сообщества согласно ч. 1 ст. 29 ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" формируются для выражения интересов судей как носителей судебной власти. Высшим органом судейского сообщества является Всероссийский съезд судей, который формирует Совет судей РФ и Высшую квалификационную коллегию судей РФ.

Компетенция и порядок образования органов судейского сообщества устанавливаются ФЗ "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации", в ст. 1 которого определено, что судейское сообщество в России образуют судьи федеральных судов всех видов и уровней, судьи судов субъектов РФ, составляющих судебную систему России.

Органами судейского сообщества в России являются Всероссийский съезд судей; конференции судей субъектов РФ; Совет судей РФ; советы судей субъектов РФ; общие собрания судей судов; Высшая квалификационная коллегия судей РФ; квалификационные коллегии судей субъектов РФ.

Согласно п. 1 ст. 12 ФЗ "О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации" на присяжного заседателя в период осуществления им правосудия распространяются гарантии независимости и неприкосновенности судей. В отношении арбитражных заседателей в соответствии с п. 1 ст. 7 ФЗ "Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации" в период осуществления ими правосудия распространяются гарантии неприкосновенности судей и членов их семей.

О предоставлении судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу см. комментарий к ст. 19 настоящего Закона.

2. Согласно п. 2 комментируемой статьи судья, члены его семьи, их имущество находятся под особой защитой государства. На органы внутренних дел возложена обязанность по принятию необходимых мер по обеспечению безопасности судьи, членов его семьи, сохранности принадлежащего им имущества, если от судьи поступит соответствующее заявление.

Судья имеет право на хранение и ношение служебного огнестрельного оружия, которое выдается ему органами внутренних дел по его заявлению.

Вопросы обеспечения государственной защиты судей более детально регламентированы ФЗ "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов", в п. 1 ч. 1 ст. 2 которого установлено, что государственной защите подлежат судьи всех судов общей юрисдикции и арбитражных судов, присяжные и арбитражные заседатели.

Согласно ч. 1 ст. 5 ФЗ "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов" для обеспечения защиты жизни и здоровья защищаемых лиц и сохранности их имущества компетентными органами с учетом конкретных обстоятельств могут применяться такие меры безопасности, как личная охрана; охрана жилища и имущества; выдача оружия, специальных средств индивидуальной защиты и оповещения об опасности; временное помещение в безопасное место; обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемых лицах; перевод на другую работу (службу), изменение места работы (службы) или учебы; переселение на другое место жительства; замена документов, изменение внешности.

В целях реализации указанных мер безопасности могут проводиться оперативно-розыскные мероприятия в порядке, установленном Федеральным законом от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации". Порядок выдачи служебного оружия судьям установлен постановлением Правительства РФ от 18 декабря 1997 г. N 1575.

Приказом Министра внутренних дел России от 21 марта 2007 г. N 281 утвержден Административный регламент МВД России по исполнению государственной функции обеспечения государственной защиты судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, безопасности участников уголовного судопроизводства и их близких.

Об осуществлении мер социальной защиты судьи и членов его семьи, предусматривающих реализацию права на материальную компенсацию в случае их гибели (смерти), причинения им телесных повреждений или иного вреда их здоровью, уничтожения или повреждения их имущества в связи с их служебной деятельностью см. комментарий к ст. 20 "Меры социальной защиты судьи и членов его семьи" настоящего закона.

3. В п. 3 комментируемой статьи в общем виде урегулированы вопросы организационного обеспечения деятельности судов. Под организационным обеспечением деятельности судов понимаются мероприятия кадрового, финансового, материально-технического и иного характера, направленные на создание условий для независимого осуществления правосудия.

Обеспечение деятельности судов регламентировано нормами ст. 30 ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации". Так, обеспечение деятельности Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ осуществляется аппаратами этих судов; обеспечение деятельности других судов общей юрисдикции осуществляется Судебным департаментом при Верховном Суде РФ, предоставляющем в их распоряжение необходимые ресурсы; обеспечение деятельности арбитражных судов осуществляется Высшим Арбитражным Судом РФ.

Аппарат Конституционного Суда РФ состоит из секретариата РФ и иных подразделений. Секретариат Конституционного Суда РФ: осуществляет организационное, научно-аналитическое, информационно-справочное и иное обеспечение деятельности Конституционного Суда, проводит прием посетителей; рассматривает обращения в адрес Конституционного Суда в предварительном порядке и в случаях, когда они не затрагивают вопросов, требующих изучения судьями; содействует судьям в подготовке к рассмотрению дел и иных вопросов; изучает и обобщает деятельность государственных органов по обеспечению исполнения решений Конституционного Суда РФ. Иные подразделения аппарата осуществляют материально-техническое и социально-бытовое обеспечение деятельности Конституционного Суда РФ (ст. 111 ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации").

Высший Арбитражный Суд РФ производит подбор и подготовку кандидатов в судьи, организует работу по повышению квалификации судей и работников аппаратов арбитражных судов, осуществляет финансирование арбитражных судов, обеспечивает контроль над расходованием финансовых средств, выделяемых арбитражным судам. Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ обязаны оказывать содействие Высшему Арбитражному Суду в организационном обеспечении деятельности арбитражных судов в России. Материально-техническое снабжение и обеспечение служебными помещениями арбитражных судов, а также медицинское, жилищное и социально-бытовое обслуживание судей и работников аппаратов арбитражных судов осуществляются соответствующим органом исполнительной власти по месту нахождения арбитражного суда за счет средств федерального бюджета (ст. 30 ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации", ст. 44 ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации").

Материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей осуществляют органы исполнительной власти соответствующего субъекта РФ (ст. 10 ФЗ "О мировых судьях в Российской Федерации").

Порядок организационного обеспечения деятельности конституционных (уставных) судов субъектов РФ определяется законами соответствующих субъектов РФ.

Задача по обеспечению установленного порядка деятельности Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, судов общей юрисдикции и арбитражных судов возложена на судебных приставов (см. Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 118-ФЗ "О судебных приставах").

4. Согласно п. 4 комментируемой статьи гарантии независимости судьи, включая меры его правовой защиты, материального и социального обеспечения, распространяются на всех судей в России; отмена или снижение этих гарантий иными нормативными актами России и субъектов Федерации не допускается.

Конституционный Суд Российской Федерации состоит из 19 судей, назначаемых на должность Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.

Конституционный Суд Российской Федерации вправе осуществлять свою деятельность при наличии в его составе не менее трех четвертей от общего числа судей.

Полномочия Конституционного Суда Российской Федерации

Статус судьи Конституционного Суда

Судьей Конституционного Суда Российской Федерации может быть назначен

· гражданин Российской Федерации,

· достигший ко дню назначения возраста не менее сорока лет ,

· с безупречной репутацией,

· имеющий высшее юридическое образование

· стаж работы по юридической профессии не менее пятнадцати лет ,

· обладающий признанной высокой квалификацией в области права.

Предложения о кандидатах на должности судей Конституционного Суда Российской Федерации могут вноситься Президенту Российской Федерации:

· членами (депутатами) Совета Федерации и депутатами Государственной Думы

· законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации,

· высшими судебными органами и федеральными юридическими ведомствами,

· всероссийскими юридическими сообществами,

· юридическими научными и учебными заведениями.

Совет Федерации рассматривает вопрос о назначении на должность судьи Конституционного Суда Российской Федерации в срок не позднее четырнадцати дней с момента получения представления Президента Российской Федерации.

Каждый судья Конституционного Суда Российской Федерации назначается на должность в индивидуальном порядке тайным голосованием. Назначенным на должность судьи Конституционного Суда Российской Федерации считается лицо, получившее при голосовании большинство от общего числа членов (депутатов) Совета Федерации.

В случае выбытия судьи из состава Конституционного Суда Российской Федерации представление о назначении другого лица на вакантное место судьи вносится Президентом Российской Федерации в Совет Федерации не позднее месяца со дня открытия вакансии.

Председатель Совета Федерации в порядке, установленном Советом Федерации, приводит к присяге лицо, назначенное на должность судьи Конституционного Суда Российской Федерации.

Судья Конституционного Суда Российской Федерации приносит присягу следующего содержания: "Клянусь честно и добросовестно исполнять обязанности судьи Конституционного Суда Российской Федерации, подчиняясь при этом только Конституции Российской Федерации, ничему и никому более".

Судья Конституционного Суда Российской Федерации не может быть

1. членом (депутатом) Совета Федерации,

2. депутатом Государственной Думы,

3. иных представительных органов,

4. занимать либо сохранять за собой другие государственные или общественные должности,

5. иметь частную практику,

6. заниматься предпринимательской,

7. иной оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, занятие которой не должно препятствовать выполнению обязанностей судьи Конституционного Суда Российской Федерации и не может служить уважительной причиной отсутствия на заседании, если на то не дано согласия Конституционного Суда Российской Федерации.

8. не вправе осуществлять защиту или представительство, кроме законного представительства, в суде, арбитражном суде или иных органах, оказывать кому бы то ни было покровительство в получении прав и освобождении от обязанностей.

9. не может принадлежать к политическим партиям и движениям, материально их поддерживать, участвовать в политических акциях, вести политическую пропаганду или агитацию, участвовать в кампаниях по выборам в органы государственной власти и органы местного самоуправления, присутствовать на съездах и конференциях политических партий и движений, заниматься иной политической деятельностью. Он не может также входить в руководящий состав каких-либо общественных объединений, даже если они и не преследуют политических целей.

10. не вправе, выступая в печати, иных средствах массовой информации и перед любой аудиторией, публично высказывать свое мнение о вопросе, который может стать предметом рассмотрения в Конституционном Суде Российской Федерации, а также который изучается или принят к рассмотрению Конституционным Судом Российской Федерации, до принятия решения по этому вопросу.

Полномочия судьи Конституционного Суда Российской Федерации не ограничены определенным сроком.

Предельный возраст пребывания в должности судьи Конституционного Суда Российской Федерации - семьдесят лет . Судья Конституционного Суда Российской Федерации считается вступившим в должность с момента принятия им присяги. Его полномочия прекращаются в последний день месяца, в котором ему исполняется семьдесят лет. Судья Конституционного Суда Российской Федерации, достигший предельного возраста пребывания в должности судьи, продолжает исполнять обязанности судьи до принятия итогового решения по делу, начатому с его участием, или до назначения на должность нового судьи.

На Председателя Конституционного Суда Российской Федерации установленный предельный возраст пребывания в должности судьи не распространяется.

По представлению Председателя Конституционного Суда Российской Федерации судье Конституционного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев после его назначения на соответствующую должность Президентом Российской Федерации присваивается высший квалификационный класс судьи.

Введение

В действующем российском законодательстве отсутствует специальный закон о статусе судей конституционных (уставных) судов субъектов РФ. Соответствующие нормы установлены общим законом - Законом РФ "О статусе судей в Российской Федерации" от 26 июня 1992 года N 3132-1 (в ред. от 25.11.2013) . Думается, что принятие такого специального закона наряду с законом о конституционных (уставных) судах субъектов РФ, о необходимости разработки которых неоднократно высказывалось в юридической литературе, будет способствовать обеспечению независимости и самостоятельности судей конституционных (уставных) судов, а также их профессионализма и компетентности при осуществлении своих полномочий.

Требования, предъявляемые к кандидатам на должности судей конституционных (уставных) судов субъектов РФ

Согласно Закону РФ N 3132-1 судьей конституционного (уставного) суда может быть назначен гражданин РФ, достигший 25 лет и имеющий стаж работы по юридической профессии не менее 5 лет, не совершавший порочащих его поступков, сдавший квалификационный экзамен. Ранее законодательство 17 субъектов РФ, в которых действуют органы конституционного (уставного) контроля, нередко устанавливало более высокие, чем предусмотрено в федеральном законодательстве, требования к кандидатам на должности судей . Например, закреплялись более жесткие требования по возрасту (35 лет, при этом в законодательстве Чечни до сих пор присутствует аналогичное правило), стажу по юридической профессии (10 лет), наличию ученой степени в области права или активного избирательного права. В некоторых республиках кандидат на должность судьи был обязан иметь гражданство республики, что противоречило праву на свободу передвижения и выбор места жительства и ограничивало право граждан РФ на равный доступ к государственной службе и на доступ к отправлению правосудия .
Конституционный Суд РФ в Определении от 27 декабря 2005 года N 491-О указал: в отсутствие федерального закона, регламентирующего правовое положение судей конституционных (уставных) судов, на них распространяются предписания Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации", если они по смыслу согласуются с особенностями правовой природы конституционных (уставных) судов как органов конституционного (уставного) контроля, а также с их статусом и полномочиями, определенными конституциями (уставами) и законами субъектов РФ. Так, законодатель субъекта РФ вправе избрать любую организационную модель конституционной юстиции, ориентируясь в том числе и на нормы ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации", но обязан предусмотреть необходимые гарантии сохранения баланса властей субъекта РФ и гарантии самостоятельности и независимости конституционного (уставного) суда .
В Определении от 2 февраля 2006 г. N 37-О Конституционный Суд РФ констатировал, что федеральный законодатель может в федеральном законе установить повышенные требования к кандидатам на должности судей конституционных (уставных) судов, касающиеся возраста и стажа работы по юридической профессии, либо предоставить соответствующее полномочие законодательным органам субъектов РФ. При этом законодательство РФ не препятствует назначению на эти должности лиц, имеющих продолжительный стаж работы по юридической профессии, признанную высокую квалификацию в области права, необходимый жизненный опыт и безупречную репутацию . Данная правовая позиция была использована при аргументации принятия Постановления от 2 июня 2006 года Конституционным Судом Республики Карелия, в котором признано соответствующим Конституции этой Республики положение о том, что судьей Конституционного Суда назначается лицо, достигшее возраста 25 лет и имеющее стаж работы по юридической профессии 5 лет . Отметим, что федеральному законодателю неоднократно поступали предложения об установлении более высоких требований к кандидатам на должности судей конституционных (уставных) судов. Например, в 2003 году Московская областная Дума выступила с законодательной инициативой об изменении законодательных положений в части, касающейся требований к кандидатам на должности судей конституционных (уставных) судов, с целью повышения возрастного ценза до 35 лет и необходимого стажа работы по юридической профессии до 10 лет . Однако это предложение законодателем было отклонено ввиду недостатка квалифицированных юридических кадров в субъектах РФ, хотя численный состав судей конституционных (уставных) судей колеблется в пределах от 3 (Адыгея, Тыва) до 7 (Саха (Якутия)), и найти такое количество специалистов в регионах, как думается, не такая уж и большая проблема.
Вместе с тем субъекты РФ имеют право включать в свое законодательство нормы, позволяющие уточнять профессиональные качества кандидатов на должности судей. В частности, в Северной Осетии - Алании, Ингушетии, Саха (Якутии), Кабардино-Балкарии, Санкт-Петербурге и Тыве кандидат на должность судьи должен обладать высокой квалификацией в области права, а в Чечне - высоким уровнем профессиональных знаний и необходимыми моральными качествами. В Ингушетии и Тыве помимо прочего кандидат на должность судьи должен обладать безупречной репутацией. Содержание этого требования дается в ст. 8 Конституционного закона Республики Ингушетия "О Конституционном Суде Республики Ингушетия": безупречная репутация не вызывает сомнений в том, что назначение его судьей Конституционного Суда не умалит авторитета судебной власти и что при исполнении полномочий судьи он будет объективен, справедлив и беспристрастен.

Сроки осуществления судьями конституционных (уставных) судов субъектов РФ своих полномочий

В субъектах РФ закрепляется предельный возраст нахождения на посту судьи - 65 лет (Свердловская область, Марий Эл, Адыгея, Бурятия, Ингушетия, Калининградская область, Татарстан, Башкортостан) или 70 лет (Санкт-Петербург, Карелия, Кабардино-Балкария, Саха (Якутия), Татарстан, Северная Осетия - Алания, Дагестан, Чечня, Коми). Ранее законодательство субъектов РФ, как правило, предусматривало, что судьи конституционных (уставных) судов назначаются бессрочно, но в настоящее время в большинстве субъектов РФ используется принцип срочного исполнения своих обязанностей. Как указал Конституционный Суд РФ, установление законами субъектов РФ срока полномочий и предельного возраста пребывания в должности судьи для судей конституционных (уставных) судов субъектов РФ, отличающихся от установленных для судей федеральных судов, предполагает одновременно и обязанность субъекта РФ вводить такой срок, который гарантировал бы эффективное осуществление правосудия . В настоящий момент судьи назначаются на сроки:
- 5 лет (Северная Осетия - Алания, Бурятия, Тыва);
- 6 лет (Санкт-Петербург, Свердловская область);
- 10 лет (Татарстан, Ингушетия);
- 12 лет (Башкортостан, Калининградская область, Марий Эл, Адыгея);
- 15 лет в Саха (Якутия).
До 2013 года в ст. 11 Закона Карелии о Конституционном Суде было установлено, что лицо, ранее не являющееся судьей, назначается сроком на 3 года, а далее - бессрочно. Однако Определением Конституционного Суда Республики Карелия эти положения были признаны неконституционными, поскольку не в полной мере обеспечивают реализацию конституционных принципов независимости и несменяемости судей . Е.С. Аничкин в связи с этим отмечает, что федеральный законодатель не установил на судей конституционных (уставных) судов субъектов РФ трехгодичный первоначальный срок полномочий, предусмотренный для судей федеральных судов, но не исключил возможность его установления законами субъектов РФ . Но думается, что подобная норма имеет непосредственное отношение к независимости судей конституционных (уставных) судов субъектов РФ, поскольку предусматривает форму контроля за их деятельностью со стороны высших органов государственной власти субъекта РФ в форме неназначения впоследствии на неопределенный срок.
Только в небольшом числе случаев полномочия судей конституционных (уставных) судов сроком не ограничены (Кабардино-Балкария, Карелия, Чечня, Дагестан, Коми). В науке конституционного права высказана точка зрения, согласно которой оптимальный срок полномочий судей конституционных (уставных) судов составляет 5 лет, поскольку трудовое законодательство допускает заключение срочного трудового договора максимум на такой период . Позволим себе не согласиться с таким утверждением и присоединиться к точке зрения, которую озвучили В.В. Гошуляк, Л.Е. Ховрина и Т.И. Геворкян: трудовой договор с судьями конституционных (уставных) судов может быть как бессрочным, так и срочным, причем согласно ст. 58 Трудового кодекса РФ возможно заключение срочного трудового договора не только на срок не более 5 лет, но и на иной срок, установленный федеральным законодательством . По нашему мнению, таким актом является Закон РФ от 26 июня 1992 года N 3132-1, который в ч. 4 ст. 11 содержит отсылочную норму к положениям регионального законодательства.
Законодательство ряда субъектов РФ прямо запрещает повторное назначение судей конституционных (уставных) судов (Саха (Якутия), Адыгея, Татарстан), в то время как ст. 14 Закона Республики Бурятия "О Конституционном Суде Республика Бурятия" предусматривает назначение судей сроком на 5 лет с возможностью последующего назначения на новый срок. В Калининградской области и в Тыве также допускается избрание судей повторно, но не более чем на два срока подряд. Отметим, что ранее законодательство Санкт-Петербурга допускало повторное переизбрание судей Уставного суда на второй 5-летний срок, но решением Уставного суда эта норма утратила силу, а потом решением законодателя отменена . Ряд авторов (в т.ч. и Е.В. Болдырева ) допускают возможность предусмотреть в законодательстве субъектов РФ в обязательном порядке нормы о пребывании в должности судьи конституционного (уставного) суда второй и последующий сроки. Нам представляется, что подобная практика не будет отвечать принципам независимости судей конституционных (уставных) судов, поскольку может поставить судей в зависимость от высших органов государственной власти субъекта РФ при положительном решении вопроса о переназначении судьи на последующий срок.

Процедура назначения судей конституционных (уставных) судов субъектов РФ

В юридической литературе ранее обосновывалась идея формирования судей конституционных (уставных) судов путем прямых выборов непосредственно населением . В Республике Тыва первоначально также предлагалось формировать Конституционный Суд путем всеобщих выборов по 5 одномандатным округам, но впоследствии региональный законодатель отказался от этой идеи. Согласимся с В.А. Кряжковым, что подобное вряд ли приемлемо, поскольку конституционное правосудие - это профессиональная деятельность, требующая специальных познаний и наличия высокой квалификации, а не политика, поскольку участие судей конституционных (уставных) судов в политической деятельности законодательством исключается .
Назначаются на должность судьи конституционных (уставных) судов законодательным (представительным) органом субъекта РФ по представлению высшего должностного лица субъекта РФ либо установленной численности депутатов регионального парламента (1/3 в Калининградской области, 7 депутатов в Санкт-Петербурге) или председателя парламента (Татарстан). Представляет интерес норма ст. 9 Закона Республики Адыгея "О Конституционном Суде Республики Адыгея", согласно которой судьи назначаются в равном числе от каждой ветви государственной власти: депутатов и депутатских объединений регионального парламента, Главы Республики Адыгея и Верховного Суда Республики Адыгея. Считаем этот порядок наилучшим, так как обеспечивает баланс всех ветвей власти при назначении судей органа конституционной (уставной) юстиции, призванного быть арбитром в спорах между органами государственной власти субъекта РФ. Аналогичное мнение изложено и в зарубежной юридической литературе . Вместе с тем стоит согласиться и с О.В. Брежневым в той части, что действующее федеральное законодательство не предусматривает полномочий федеральных судов или советов судей субъектов РФ по участию в назначении судей конституционных (уставных) судов субъектов РФ, как это предусмотрено в ряде субъектов РФ . Поэтому федеральное законодательство в этой части нуждается в корректировке, чтобы легитимировать возможность участия судебной власти в назначении судей конституционных (уставных) судов субъектов РФ.
На наш взгляд, не обеспечивает баланс ветвей государственной власти порядок, когда единственным субъектом, предлагающим кандидатуры на должности судей конституционных (уставных) судов, является высшее должностное лицо субъекта РФ (так предусмотрено в Кабардино-Балкарии, Бурятии). Согласно ст. 8 Закона Республики Северная Осетия - Алания "О Конституционном Суде Республики Северная Осетия - Алания", главе Республики может предложить кандидатуры на должности судей только Председатель Конституционного Суда. Вместе с тем в большинстве субъектов РФ (кроме Калининградской области) законодательство не обязывает высшее должностное лицо представлять каких-либо альтернативных кандидатов и не исключает возможности представления снова уже ранее отклоненной кандидатуры. В законодательстве Карелии уточняется, что одна и та же кандидатура может вноситься только спустя год, а в Свердловской области - не чаще двух раз подряд. Лишь законодательство Чечни исключает возможность повторного внесения ранее отвергнутой кандидатуры.
На необходимость соблюдения баланса полномочий органов власти в процедуре назначения судей органа конституционного контроля указывали конституционные (уставные) суды. В Постановлении N 129-П от 22 марта 2005 года Уставный суд Санкт-Петербурга разъяснил, что участие депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга в назначении на должность судьи Уставного суда заключается не только в наделении группы депутатов численностью не менее 7 человек полномочием на внесение представлений кандидатов на должность судей Уставного суда (как и Губернатором), но и в праве каждого депутата непосредственно участвовать в принятии решения Законодательным Собранием о назначении на должность судьи Уставного суда. Таким образом, указанное соотношение правомочий исполнительной и законодательной ветвей государственной власти в вопросе о формировании Уставного суда нарушает закрепленный Уставом Санкт-Петербурга баланс властей в пользу депутатов Законодательного Собрания и, следовательно, не соответствует уставным принципам организации государственной власти в Санкт-Петербурге. Кроме того, как отметил Уставный суд, группы депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга и Совет судей Санкт-Петербурга, которые наделены правом вносить предложения о кандидатурах на должность судьи, не являются органами государственной власти, в чем видится нарушение принципа народовластия . Впоследствии законодатель Санкт-Петербурга предусмотрел, что Уставный суд не вправе рассматривать вопросы о проверке законодательных положений о формировании этого суда, чтобы исключить личную заинтересованность судей в принимаемых решениях. В Республике Тыва также были закреплены аналогичные ограничения.
Некоторые субъекты РФ в законодательстве закрепили обязательное проведение конкурсного отбора кандидатур судей конституционных (уставных) судов (Санкт-Петербург, Саха (Якутия), Свердловская область, Дагестан, Бурятия, Адыгея, Карелия). Стоит отметить, что по законодательству субъектов РФ, как правило, квалификационная коллегия не участвует в процедуре отбора кандидатур судей конституционных или уставных судов (кроме Свердловской области, Карелии, Адыгеи). Но в юридической литературе отмечается, что, исходя из правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в Определении от 27 декабря 2005 г. N 491-О, квалификационная коллегия судей может не принимать участие в процедурах только прекращения полномочий судьи конституционного (уставного) суда, но не в выдаче рекомендации на назначение судей таких судов . Это действительно так, но вместе с тем в вышеуказанном решении содержится и такая позиция: положения законодательства, позволяющие субъекту РФ вводить особый порядок наделения полномочиями судей конституционного (уставного) суда, отличающимися от установленных Законом РФ "О статусе судей в Российской Федерации", не могут рассматриваться как нарушение Конституции Российской Федерации.
Другие субъекты РФ закрепили в своих законах о конституционных (уставных) судах по аналогии с ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" норму об органах, учреждениях и лицах, наделенных правом внесения высшему должностному лицу субъекта РФ предложений о кандидатах на должность судьи конституционного (уставного) суда. Однако отметим, что такая формулировка вовсе не обязывает высшее должностное лицо субъекта РФ соглашаться с предложенными кандидатурами. Кандидатуры на пост судей в большинстве субъектов РФ предлагают:
- органы государственной власти субъекта РФ (Башкортостан);
- органы местного самоуправления (Калининградская область) либо только представительные органы местного самоуправления (Свердловская область, Чечня, Башкортостан);
- органы судейского сообщества (Башкортостан) и объединения профессиональных юристов или юридические сообщества (Свердловская область, Саха (Якутия), Тыва, Дагестан);
- областные (республиканские) суды (Калининградская область, Тыва, Марий Эл, Чечня) или судебные органы (Ингушетия), конституционный (уставный) суд (Дагестан) или его председатель (Северная Осетия - Алания);
- юридические учреждения (Саха (Якутия) и ведомства (Ингушетия, Тыва);
- юридические научные и учебные заведения (Саха (Якутия), Свердловская область, Ингушетия, Чечня, Башкортостан, Марий Эл, Дагестан);
- депутаты парламента (Свердловская область, Марий Эл, Тыва, Чечня, Башкортостан, Ингушетия) либо группы депутатов в Саха (Якутии) и депутатские объединения в Дагестане.

Результаты

В юридической литературе негативно оцениваются минимальные требования к кандидатам на должности судей конституционных (уставных) судов. Фактически такие же требования установлены к кандидатам на должности судей районных судов и мировых судей, рассматривающих несложные категории гражданских, уголовных и административных дел. В то время как судьи конституционных (уставных) судов рассматривают конституционно-правовые споры, что роднит их с научным анализом, а не обычной правоприменительной деятельностью. Думается, что для возможности быть назначенным судьей органа региональной конституционной (уставной) юстиции кандидат должен отвечать более высоким требованиям по возрасту (например, 35 лет).
Считаем, что наиболее адекватным требованиям обеспечения независимости судей конституционных (уставных) судов был такой порядок, когда они назначаются без ограничения срока полномочий до достижения ими предельного возраста. Также допустимо назначать судей на большой срок, превышающий сроки полномочий высших органов государственной власти субъекта РФ. Поскольку кандидатуры судей в региональный парламент вносит, как правило, высшее должностное лицо субъекта РФ, которое может занимать свой пост не более 10 лет (два срока подряд), постольку судей конституционных (уставных) судов оптимально назначать на срок более 10 лет, во избежание частой смены состава судей в силу изменения политической конъюнктуры в регионе.
О.А. Кожевников вплоть до принятия федерального закона, регулирующего статус судей конституционных (уставных) судов, предлагает предусмотреть норму, по которой кандидатуры судей конституционных (уставных) судов субъектов РФ при наличии соответствующих рекомендаций квалификационных коллегий судей в субъектах РФ могут вноситься Президентом РФ для назначения в законодательные органы субъектов РФ . Однако конституционные (уставные) суды не рассматривают вопросы, связанные с осуществлением государственной власти Федерации, сосредоточившись на разрешении дел, связанных с обеспечением верховенства и защиты основных законов субъектов РФ. Поэтому и участие Президента РФ в процедуре назначения судей конституционных (уставных) судов как судов субъектов РФ нам видится излишним. Наоборот, поскольку конституционные (уставные) суды являются судами субъектов РФ, постольку является вполне обоснованной процедура внесения предложений о кандидатурах на должности соответствующих судей высшим должностным лицом субъекта РФ как главой субъекта РФ.
Способом назначения на должность судей конституционных (уставных) судов, который наиболее полно отвечал принципу независимости судей и сохранения баланса между всеми ветвями государственной власти субъекта РФ власти, был бы такой, при котором судьи этих судов назначаются при участии всех ветвей государственной власти субъекта РФ. Наиболее отвечающим этим требованиям является тот порядок, который установлен в Республике Северная Осетия - Алания, в которой от каждой ветви государственной власти назначается треть судей Конституционного Суда.

Выводы

Подводя итог, следует подчеркнуть, что назначение судей конституционных (уставных) судов является самостоятельным явлением в российском праве, обусловленным особыми требованиями к кандидатам на должности судей, сроку полномочий и порядку назначения судей, отличным от общих норм, установленных Законом РФ "О статусе судей в Российской Федерации". При регулировании порядка назначения на должность судей конституционных (уставных) судов имеют большое значение правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации, на которых дальнейшее развитие регионального законодательства и будет основываться ввиду отсутствия соответствующего федерального закона, принятие которого наряду со специальным законом в конституционных (уставных) судах субъектов РФ представляется необходимым.

Библиографический список

1. Аничкин Е.С. "Преобразование" конституций (уставов) субъектов Российской Федерации в решениях региональных органов конституционной юстиции // Рос. юстиция. 2010. N 2. С. 5 - 8.
2. Гошуляк В.В., Ховрина Л.Е., Геворкян Т.И. Конституционное правосудие в субъектах Российской Федерации. М.: Альфа-М, 2006. 240 с.
3. Болдырева Е.В. Конституционное правосудие в субъектах федерации: Россия и зарубежный опыт (США и ФРГ): Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2013. 26 с.
4. Брежнев О.В. Порядок образования конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации: проблемы правового регулирования // Конституционное и муниципальное право. 2008. N 20. С. 34 - 37.
5. Брежнев О.В. Проблемы федерального законодательного регулирования статуса судей конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации // Журнал конституц. правосудия. 2008. N 5. С. 22 - 28.
6. Давудов С.К., Шапиева О.Г. Проблемы становления и развития органов конституционного контроля в субъектах Российской Федерации // Вестник Конституц. Суда. 1997. N 3. С. 36 - 37.
7. Об Уставном суде Калининградской области: Закон Калинингр. обл. от 2 окт. 2000 г. N 247 (в ред. от 22.12.2009) // Дмитрий Донской. 2000. 14, 21, 28 окт.
8. Об Уставном суде Санкт-Петербурга: Закон Санкт-Петербурга от 5 июня 2000 года (в ред. от 23.04.2014) N 241-21 // Новое в законодательстве Санкт-Петербурга. 2000. 28 июня.
9. Об Уставном суде Свердловской области: Обл. закон от 6 мая 1997 г. N 29-ОЗ (в ред. от 06.02.2014) // Собр. законодательства Свердловской области. 1997. N 5. Ст. 930.
10. О Конституционном Суде Республики Адыгея: Закон Респ. Адыгея от 17 июня 1996 г. N 11 (в ред. от 04.04.2013) // Ведомости ГС - Хасэ Республики Адыгея. 1996. 22 мая.
11. О Конституционном Суде Республики Башкортостан: Закон Респ. Башкортостан от 27 окт. 1992 г. N ВС-13/7 (в ред. от 14.07.2010) // Известия Башкортостана. 1997. 29 января.
12. О Конституционном Суде Республики Бурятия: Закон Респ. Бурятия от 25 окт. 1994 г. N 42-I (в ред. от 23.12.2013) // Бурятия. 1994. 13 нояб.
13. О Конституционном Суде Республики Дагестан: Закон Респ. Дагестан от 2 февр. 2010 г. N 8 (в ред. от 30.12.2013) // Дагестанская правда. 2010. 5 февр.
14. О Конституционном Суде Республики Ингушетия: Конституц. закон Респ. Ингушетия от 28 дек. 2001 г. N 10-РКЗ (в ред. от 09.04.2013) // Ингушетия. 2002. 16 янв.
15. О Конституционном Суде Кабардино-Балкарской Республики: Закон Кабардино-Балкарской Респ. от 12 дек. 1997 г. N 38-РЗ (в ред. от 19.02.2013) // Кабардино-Балкарская правда. 1997. 23 - 25 дек.
16. О Конституционном Суде Республики Карелия: Закон Респ. Карелия от 7 июля 2004 г. N 790-ЗРК (в ред. от 17.12.2013) // Карелия. 2004. 10 июля.
17. О Конституционном Суде Республики Коми: Закон Респ. Коми от 31 окт. 1994 г. (в ред. от 04.03.2014) N 7-РЗ // Ведомости Верхов. Совета Респ. Коми. 1994. N 11. Ст. 160.
18. О Конституционном Суде Республики Марий Эл: Закон Респ. Марий Эл от 11 марта 1997 г. (в ред. от 23.10.2013) N 14-З // Марийская правда. 1997. 19 марта.
19. О Конституционном Суде Республики Саха (Якутия) и конституционном судопроизводстве: Конституц. закон Респ. Саха (Якутия) от 15 июня 2002 года 16-з N 363-II (в ред. от 05.12.2013) // Якутские ведомости. 2002. 3 июля.
20. О Конституционном Суде Республики Северная Осетия - Алания: Закон Респ. Северная Осетия - Алания от 15 июня 2001 г. N 17-РЗ (в ред. от 14.07.2011) // Северная Осетия. 2001. 15 июля.
21. О Конституционном Суде Республики Татарстан: Закон Респ. Татарстан от 22 декабря 1992 года N 1708-XII (в ред. от 03.12.2009) // Республика Татарстан. 1998. 28 нояб.
22. О Конституционном Суде Республики Тыва: Конституционный закон Республики Тыва от 4 янв. 2003 г. N 1300 ВХ-1 (в ред. от 14.01.2014) // Тувинская правда. 2002. 14 янв.
23. О Конституционном Суде Чеченской Республики: Конституц. Закон Чеченской Респ. от 24 мая 2006 г. N 2-РКЗ (в ред. от 31.12.2010) // Вести Республики. 2006. 30 мая.
24. Кожевников О.А. Законодательство о конституционной (уставной) юстиции субъектов РФ нуждается в совершенствовании // Рос. юстиция. 2010. N 9. С. 53 - 56.
25. Кряжков В.А. Конституционное правосудие в субъектах Российской Федерации (правовые основы и практика). М.: Формула права, 1999. 768 с.
26. Ливеровский А.А. Правовые проблемы регулирования создания и деятельности конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации // Ученые записки юридического факультета. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та экономики и финансов, 2001. Вып. 7. С. 118 - 121.
27. Овсепян Ж.И. Становление конституционных и уставных судов в субъектах Российской Федерации (1990 - 2000 гг.). М.: ИКЦ "МарТ", 2001. 672 с.
28. Петров А.А. Правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации по вопросам организации и деятельности конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации // Журнал конституц. правосудия. 2013. N 3. С. 25 - 32.
29. По делу о проверке соответствия Конституции Республики Карелия части 2 статьи 11 Закона Республики Карелия "О Конституционном Суде Республики Карелия" в связи с обращением депутата Законодательного Собрания Республики Карелия Ушакова Сергея Григорьевича: Постановление Конституц. Суда Респ. Карелия от 7 июля 2005 г. // Карелия. 2005. 21 июля.
30. По делу о проверке соответствия Конституции Республики Карелия некоторых положений статьи 8 Закона Республики Карелия "О Конституционном Суде Республики Карелия" в связи с обращением депутата Законодательного Собрания Республики Карелия Ушакова Сергея Григорьевича: Постановление Конституционного Суда Республики Карелия от 2 июня 2006 г. // Собр. законодательства Респ. Карелия. 2006. N 6. Ст. 752.
31. По делу о проверке соответствия Уставу Санкт-Петербурга положений пунктов 2 и 3 статьи 15 и положений статьи 17 Закона Санкт-Петербурга от 24 мая 2000 года N 241-21 "Об Уставном суде Санкт-Петербурга" по запросу депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга Ю.П. Гладкова, С.В. Гуляева, А.Г. Крамарева, В.Е. Мартыненко, К.Э. Сухенко: Постановление Уставного суда Санкт-Петербурга N 129-П от 22 марта 2005 года // Санкт-Петербургские ведомости. 2005. 26 марта.
32. По запросу Конституционного Суда Республики Карелия о проверке конституционности положения абзаца шестого пункта 1 статьи 4 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации": Определение Конституц. Суда РФ от 2 февр. 2006 г. N 37-О // Вестник Конституц. Суда Рос. Федерации. 2006. N 3.
33. По запросу Санкт-Петербургского городского суда о проверке конституционности отдельных положений Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации", Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" и Федерального закона "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации": Определение Конституционного Суда РФ от 27 декабря 2005 года N 491-О // Вестник Конституц. Суда Рос. Федерации. 2006. N 2.
34. Российская газета. 1992. 29 июля.
35. Favoreu L., Philip L. Les grandes decisions du Conseil constitutionnel. Paris, 1986. 778 p.
36. Garlicky L. Sadownictwo konstitucyjne w Europe Zachodnief. Warsawa, 1987. P. 334.

2) Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации;

3) Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации;

4) Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Председателя Конституционного суда Российской Федерации.

5. Срок полномочий присяжного заседателя:

1) в течение 2 лет;

2) в течение рассмотрения одного дела;

3) срок не ограничен.

6. Какое из оснований прекращения полномочий судьи не предусмотрено законом:

1) прекращение гражданства РФ;

2) отказ судьи от перевода в другой суд в связи с упразднением или реорганизацией суда;

3) избрание судьи в состав органа законодательной (представительной) власти субъекта РФ;

4) совершение поступка, позорящего честь и достоинство судьи или умаляющего авторитет судебной власти.

7.Что не относится к актам прокурорского реагирования:

1) предостережение;

2) представление;

3) протест;

4) постановление;

5) уведомление;

6) все ответы правильны.

8. Объекты государственной охраны это –

1) лица, подлежащие государственной охране в соответствии с Федеральным законом «О государственной охране»;

2) здания, строения и сооружения, в которых размещены федеральные органы государственной власти, прилегающие к указанным зданиям, строениям и сооружениям территории и акватории, подлежащие защите в целях обеспечения безопасности объектов государственной охраны, а также здания, строения и сооружения, прилегающие к ним территории и акватории, находящиеся в оперативном управлении федеральных органов государственной охраны;

3) все ответы правильны;

4) правильного ответа нет.

Кто назначает и освобождает от должности Министра внутренних дел Российской Федерации?

1) Президент РФ по представлению Председателя Правительства РФ;

2) Президент РФ по представлению Совета Федерации Федерального Собрания РФ;



3) Президент РФ.

Что не относится к правам и обязанностям федеральной службы судебных приставов?

1) обеспечение установленного порядка деятельности судов;

2) исполнение судебных актов;

3) обеспечение безопасности судей в судах;

4) осуществление правосудия;

5) налагать арест на денежные средства должника в размере, указанном в исполнительном документе;

6) применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие;

7) предупреждать и пресекать преступления и правонарушения, выявлять нарушителей, а в случае необходимости задерживать их с последующей передачей органам милиции.

11. Адвокат не вправе:

1) опрашивать лиц (с их согласия) по вопросам, относящимся к делу, по которому он оказывает юридическую помощь;

2) беспрепятственно встречаться со своим доверителем наедине, в условиях конфиденциальности (в том числе в период его содержания под стражей), без ограничения числа свиданий и их продолжительности;

3) фиксировать (в том числе с помощью технических средств) информацию, содержащуюся в уголовном деле, по которому он осуществляет защиту обвиняемого;

4) выполнять неотложные следственные действия в пределах адвокатского расследования, производимого на основе гражданско-правового договора возмездного оказания услуг доверителю.

К какому адвокатскому образованию относится некоммерческая организация, основанная на членстве, действующая на основе устава, утверждаемого ее учредителями и учредительного договора?

1) адвокатский кабинет;

2) коллегия адвокатов;

3) адвокатское бюро;

4) юридическая консультация;

5) адвокатская палата.

13. Лицо, желающее заниматься нотариальной деятельностью, должно отвечать следующим требованиям:

1) достичь 25 летнего возраста; быть гражданином РФ; иметь высшее юридическое образование, стаж работы по юридической специальности не менее трех лет; прошедший стажировку сроком не менее шести месяцев; сдавший квалификационный экзамен; имеющий лицензию на право нотариальной деятельности; и вступивший в члены нотариальной палаты;

2) иметь гражданство РФ; высшее юридическое образование; прошедший стажировку сроком не менее одного года сдавший квалификационный экзамен, имеющий лицензию на право нотариальной деятельности;

3) иметь высшее юридическое образование; прошедший стажировку сроком не менее одного года в государственной нотариальной конторе или у нотариуса, занимающегося частной практикой, сдавший квалификационный экзамен, имеющий лицензию на право нотариальной деятельности.

14. В целях сыска не разрешается:

1) сбор сведений по гражданским делам на договорной основе с участниками процесса;

2) сбор информации для деловых переговоров;

3) выяснение биографических данных об отдельных гражданах с их письменного согласия при заключении контракта;

4) поиск без вести пропавших;

5) задержание лица, подозреваемого в совершении преступления;

6) сбор сведений по уголовным делам на договорной основе с участниками процесса.

ВАРИАНТ 3

1. «Правоохранительные органы РФ» это –

1) отрасль права, регламентирующая правоохранительную деятельность государственных органов;

2) это раздел теории государства и права, изучающий структуру, принципы организации и деятельности правоохранительных органов;

3) учебная дисциплина, предметом которой являются принципы организации и деятельности государственных и иных органов, осуществляющих правоохранительную деятельность;

4) налоговая полиция, суд, прокуратура, адвокатура и нотариат.

2. К функциям судебных органов не относится:

1) разрешение применения отдельных мер процессуального принуждения и производства отдельных следственных действий;

2) проверка законности и обоснованности действий (бездействия) и решений прокурора, следователя, органа дознания и дознавателя;

3) исполнение решений суда и судьи о применении к подсудимому и другим гражданам предусмотренных законом мер процессуального принуждения;

4) официальное удостоверение фактов, имеющих юридическое значение;

5) принятие в определенных случаях решения об ограничении правосубъектности граждан.

3. Судом первой инстанции в судах общей юрисдикции является:

1) только мировой судья;

2) только районный суд;

3) мировой судья и районный суд;

4) Верховные суды республик, краевые, областные суды, суды автономной области и автономных округов, суды городов федерального значения;

5) Верховный Суд Российской Федерации;

6) любой суд общей юрисдикции;

7) правильного ответа нет.

Какой орган должен дать согласие на привлечение судьи Конституционного Суда РФ к уголовной ответственности?

1) Президент Российской Федерации;

2) Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации;

3) Конституционный суд Российской Федерации;

4) Генеральный прокурор Российской Федерации.


Самое обсуждаемое
Музыкальный праздник в подготовительной группе ДОУ по сказкам Чуковского Музыкальный праздник в подготовительной группе ДОУ по сказкам Чуковского
Принцип деления Европы на субрегионы Принцип деления Европы на субрегионы
Какие растения растут в пустыне Какие растения растут в пустыне


top