Принципы правового положения личности. Конституционные принципы правового статуса личности Принципы правового статуса личности в российской федерации

Принципы правового положения личности. Конституционные принципы правового статуса личности Принципы правового статуса личности в российской федерации

Это признаваемые и охраняемые правом начала, которые формируют фундамент для осуществления прав и свобод личности, выполнения обязанностей.

Принципы правового статуса человека и гражданина характеризуются своей универсальностью . Принципы формируют основные черты статуса членов общества, затрагивают все права, свободы и обязанности вне зависимости от того, какой правовой отраслью они регламентированы.

Анализ принципов правового статуса человека и гражданина позволяет раскрыть их сущность, которая отражена в нормах Конституции России.

В Конституции 1993 года установлены следующие принципы правового статуса человека и гражданина .

Во-первых, права, свободы и обязанности человека реализуются на основе принципа равноправия. Данный принцип занимает главное место в характеристике правового статуса личности. В статье 19 Конституции указаны три основных аспекта принципа равноправия: равенство всех перед законом и судом, равенство прав и свобод человека и гражданина, равноправие женщины и мужчины.

Принцип равенства реализуется вне зависимости от пола, расы, национальности, происхождения, языка, статуса, имущественного и должностного положения, религии, убеждений и иных обстоятельств.

Конституция рассматривает принцип равноправия как своеобразное равенство возможностей, а не как фактическое равенство правомочий.

Однако политика государства должна иметь целью формирование условий, которые будут ограничивать существенное экономическое и социальное расслоение общества.

Во-вторых, права, свободы и обязанности человека и гражданина основаны на принципе гарантированности.

Данный принцип получает правовое выражение в разных формах: как общее начало реализации разнообразных прав и свобод человека, как конкретные гарантии для каждого права и каждой свободы в отдельности.

В качестве общего начала правового статуса личности, принцип гарантированности отражен в статьях Конституции.

Конституционное закрепление принципа гарантированности прав человека и гражданина, его статуса имеет дальнейшее развитие в текущем законодательстве, которое затрагивает все отрасли.

В литературе выделяют следующие виды гарантий : социально-экономические, политические и юридические гарантии.

Социально-экономические гарантии формируются при наличии благоприятных материальных условий, которые обеспечивают полноценную реализацию прав и свобод человека и гражданина. К подобным условиям относятся: социальная стабильность, экономическое развитие, повышение уровня благосостояния населения, развитие социальной инфраструктуры и т.д.

Политические гарантии предполагают направленность государственной политики на обеспечение достойного уровня жизни и самостоятельное развитие человека, устойчивость политических структур, высокий уровень политической культуры населения и другие политико-организационные обстоятельства.

Юридические гарантии формируются в правовых средствах реализации и охраны прав и статуса человека. Закрепление юридических гарантий в Конституции и законодательстве формирует правовой базис функционирования государственного механизма, который создает возможности для их реализации и обеспечивает восстановление нарушенных прав и сохранение статуса. Дополнительной гарантией выступает активная позиция самих субъектов права по отстаиванию своих прав, наличие соответствующих знаний по их защите.

Для обеспечения максимальной охраны правового статуса личности основополагающие юридические гарантии установлены на конституционном уровне.

Конституционные юридические гарантии конкретизируются в уголовном, уголовно-процессуальном, гражданском и других отраслях права.

В-третьих, правовой статус личности базируется на принципе презумпции неотъемлемости прав и свобод человека и гражданина, недопустимости их ограничения. Данный принцип исходит из признания прав неотчуждаемыми и принадлежащими человеку с момента рождения.

Конституция устанавливает, что в России не должны создаваться и издаваться законы, которые отменяют или умаляют права и свободы человека и гражданина, нарушают правовой статус личности.

В Конституции подчеркнуто, что права и свободы являются непосредственно действующими , то есть они выступают основой для соответствующих правовых предписаний в разнообразных актах и решениях судебных и государственных органов.

В защите правового статуса личности важное значение имеет указание на то, что любые нормативные акты, которые затрагивают права и обязанности человека и гражданина, не могут применяться без официальной публикации для всеобщего сведения.

Однако запрет ограничения свобод не означает отсутствия пределов в их использовании. Ограничение должно основываться на учете общепризнанных и естественных правил и принципов человеческого общежития.

В статье 17 Конституции указано, что реализация прав и свобод человека и гражданина не должна нарушать правомочий других лиц.

В-четвертых, правовой статус личности предполагает наличие у каждого лица не только возможностей, но и обязанностей .

Данный универсальный принцип отражается в том, что у каждого есть права, но и в том, что ряд прав одновременно являются и обязанностями.

Например, в Конституции указано, что забота о детях, их воспитание - это равное право и обязанность родителей. В статье 59 отмечено, что защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина России. В статье 6 Конституции подчеркнуто, что каждый гражданин РФ имеет на её территории все права и свободы, а также обладает равными обязанностями.

  • Вперёд
  • Теоретические основы конституционного права Российской Федерации
  • Конституционное право как отрасль права
    • Понятия «конституционное право» и «государственное право»
    • Предмет и метод конституционного права России
    • Конституционно-правовые отношения и их субъекты
    • Система конституционного права
      • Конституционно-правовые институты
      • Конституционно-правовая норма
    • Система источников конституционного права
    • Конституция и федеральные законы как основные источники конституционного права
    • Особенность международных договоров как источников конституционного права
    • Нормативные правовые акты органов исполнительной власти. Подзаконные и иные нормативные акты
    • Коллизии источников конституционного права и способы их преодоления
  • Конституционное право - юридическая наука и учебная дисциплина
    • Понятие и предмет науки конституционного права
    • Источники и методы науки конституционного права
    • Конституционное право как учебная дисциплина
  • Конституция и этапы ее развития
    • Конституционализм и этапы его развития
    • Понятие и функции Конституции
    • Форма и структура Конституции
    • Юридические свойства Конституции
    • Порядок пересмотра Конституции РФ и внесения в нее поправок
  • Основы конституционного строя
  • Система социальных, экономических и политико-правовых отношений как основа конституционного строя
    • Конституционный строй: основные принципы и правовое закрепление
    • Экономические основы конституционного строя
  • Конституционные основы гражданского общества
    • Гражданское общество: понятие, признаки, структура
    • Гражданское общество и государство
    • Общественные объединения и политические партии в Российской Федерации
    • Статус средств массовой информации
    • Контроль и надзор за деятельностью общественных организаций
  • Права и свободы человека и гражданина
  • Юридическая природа прав, свобод и обязанностей человека и гражданина
    • Гражданство и правосубъектность
    • Конституционные принципы правового статуса личности
    • Конституционные права и обязанности человека и гражданина
    • Единство и целостность системы прав и свобод человека и гражданина
  • Гражданство в Российской Федерации
    • Гражданство: понятие, сущность, принципы
    • Приобретение и прекращение гражданства Российской Федерации. Гражданство детей, опекунов, попечителей, недееспособных лиц
    • Полномочия органов, ведающих делами о гражданстве
  • Конституционные основы положения иностранных граждан и лиц без гражданства в России
    • Иностранные граждане и лица без гражданства: понятия и категории
    • Основные права, свободы и обязанности иностранных граждан и лиц без гражданства
    • Конституционный статус беженцев и вынужденных переселенцев
  • Юридические механизмы защиты прав и свобод человека и гражданина в России
    • Правомочия граждан по самозащите прав и свобод
    • Защита прав и свобод человека и гражданина в уголовном и гражданском судопроизводствах
    • Организационно-правовые гарантии основных прав и свобод в сфере исполнительной власти
  • Деятельность Уполномоченного по правам человека в России как гарантия защиты прав и свобод личности
    • Становление института Уполномоченного по правам человека
    • Компетенция Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации
  • Международная защита прав и свобод человека и гражданина
    • Международно-правовые акты защиты прав и свобод человека и гражданина
    • Взаимовлияние и соотношение международного права и законодательства государств
    • ООН и ее специализированные учреждения по защите прав и свобод человека
    • Защита прав и свобод человека в рамках Совета Европы
  • Федеративное устройство
  • Конституционные основы федеративного устройства Российской Федерации
    • Государственное устройство: понятие и формы
    • Особенности Федерации в России
    • Конституционно-правовой статус Российской Федерации
  • Избирательная система Российской Федерации
  • Избирательная система Российской Федерации
  • Избирательное право в Российской Федерации
  • Избирательный процесс
    • Понятие и основные стадии избирательного права
    • Организация и порядок проведения выборов
    • Голосование: классификация видов и итоги
  • Система органов государственной власти и местного самоуправления в Российской Федерации
  • Конституционные основы системы органов государственной власти в Российской Федерации
    • Общие положения
    • Государственные органы и их система: понятия, признаки
    • Органы государственной власти России и субъектов Федерации
  • Президент Российской Федерации
    • Сущность президентской власти
    • Полномочия Президента РФ
    • Порядок выборов и прекращения полномочий Президента РФ
  • Федеральное Собрание (парламент) Российской Федерации
    • Парламент в государственном механизме
    • Организационно-правовые аспекты деятельности Совета Федерации
    • Рассмотрение Советом Федерации вопросов, отнесенных к его ведению
    • Организационно-правовые аспекты деятельности Государственной Думы
    • Процедурные правила рассмотрения вопросов
    • Законодательная процедура парламента РФ
  • Статус депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации
    • Конституционно-правовой статус. Депутатский мандат. Срок полномочий
    • Полномочия парламентариев
    • Гарантии депутатской деятельности
  • Правительство Российской Федерации
    • Правительство РФ как высший исполнительный орган государственной власти
    • Правительство РФ: формирование, срок полномочий, отставка
    • Полномочия Правительства РФ
    • Акты Правительства РФ
  • Судебная власть в Российской Федерации
  • Конституционно-правовое обеспечение национальной безопасности в Российской Федерации
    • Понятие «национальная безопасность»
    • Институты конституционного права в реализации Концепции национальной безопасности Российской Федерации
    • Конституционная безопасность России и проблемы ее обеспечения
  • Местное самоуправление - одна из основ демократического общества и правового государства
    • Местное самоуправление: понятие, сущность, система и функции
    • Права и обязанности
    • Проблемы совершенствования местного самоуправления
  • Конституционно-правовой статус правоохранительных органов в системе безопасности Российской Федерации
    • Система безопасности в Российской Федерации
    • Конституционно-правовой статус Совета Безопасности РФ
    • Конституционно-правовой статус прокуратуры в Российской Федерации
    • Следственный комитет РФ
    • Конституционно-правовой статус органов внутренних дел Российской Федерации

Конституционные принципы правового статуса личности

Определяющая роль в характеристике правового статуса человека и гражданина принадлежит сформулированным в Конституции РФ принципам, на основе которых складываются отношения между государством и личностью.

Под принципами правового статуса понимаются признаваемые государством и закрепляемые в его конституции руководящие правовые идеи, начала, установки, исходя из которых осуществляются регулирование и пользование правами и свободами, выполнение обязанностей человека и гражданина.

Принципы правового статуса отражают коренные отношения в системе связей личность - общество - государство.

Принципы правового положения личности - явление идеологического и правового характера. Как идеологические начала они складываются в сознании людей, воплощаются в их воле под воздействием совокупности общественных отношений. Принципами правового статуса в Российской Федерации считаются те руководящие идеи, которые получили признание со стороны общества и государства и свое высшее юридическое воплощение в Конституции России.

К конституционным принципам правового статуса личности относятся: (1) неотъемлемость и неотчуждаемость прав и свобод человека и гражданина; (2) юридическое равенство, т.е. равноправие, граждан, включая равенство перед законом и судом; (3) непосредственное действие прав и свобод.

Неотъемлемость и неотчуждаемость прав и свобод человека и гражданина

Согласно Конституции РФ основные права и свободы человека и гражданина неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Это означает, что основные права не предоставлены человеку государством, а принадлежат человеку в силу факта его рождения.

Здесь уместно обратиться к тексту одного из наиболее значимых конституционно-правовых документов эпохи Французской революции - Декларации прав человека и гражданина 1789 г., в которой говорится: (1) люди рождаются и остаются свободными и равными в правах; (2) цель каждого государственного союза составляет обеспечение естественных и неотъемлемых прав человека. Таковы свобода. собственность, безопасность и сопротивление угнетению.

Рассматриваемый принцип неотъемлемости и неотчуждаемости прав и свобод имеет двоякое значение. Государство не вправе лишать человека его основных прав или ограничивать их без веских, установленных законом, оснований. Например, эти предусмотренные законом ограничения отдельных прав и свобод могут быть обусловлены наличием экстремальных ситуаций в стране (введением чрезвычайного или военного положения, стихийными бедствиями, эпидемиями и т.п.). Конституция РФ вводит институт ограничения прав и свобод в следующих случаях: в целях защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, нрав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. При введении ограничений обязательно должны быть соблюдены два условия: (1) права и свободы могут быть ограничены только федеральным законом; (2) они могут быть ограничены только в той мере и на тот срок, на который это необходимо. При этом Конституция РФ в ч. 3 ст. 56 предусматривает, что некоторые права и свободы не подлежат ограничению. Это право на: жизнь (ст. 20); достоинство личности (ст. 21); неприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайны, право на защиту своей чести (ч. 1 ст. 23); запрет на сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия (ст. 24); а также свобода совести (ст. 28); свобода предпринимательской и иной, не запрещенной законом, деятельности (ч. 1 ст. 34); право на жилище (ч. 1 ст. 40); и все права, связанные с судебной защитой (ст. 46-54).

В качестве конституционных гарантий данного принципа выступают ее положения, устанавливающие, что в России не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина (ч. 2 ст. 55), а также что любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не Могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения (ч. 3 ст. 15).

Другое значение принципа неотчуждаемости и неотьемлемости состоит в том, что человек наделен всеми правами и свободами и может реализовывать их без всяких ограничений, он не может также отказаться от своих прав и свобод.

Равноправие граждан

Центральное место среди принципов правового статуса человека и гражданина занимает принцип равноправия граждан. По содержанию этот принцип очень многогранен и распространяется на все сферы взаимоотношений государства и личности. Равноправие является одним из проявлений общественного равенства людей, оно представляет собой универсальную форму выражения юридического равновесия, сочетания интересов отдельных людей, отдельных социальных слоев и групп населения, а также национальностей 1 Следует отметить, что помимо формального равноправия существуют и другие принципы, которыми руководствуются огромные массы людей: «Любовь к своей семье и другим близким людям не может не распространяться на народ и страну, в которой человек живет... Признание прав индивидуума должно уравновешиваться утверждением ответственности людей друг перед другом. Крайности индивидуализма и коллективизма не способны служить гармоничному устроению жизни общества. Они приводят к деградации личности, нравственному и правовому нигилизму, росту преступности, утрате гражданской активности, взаимному отчуждению людей» // «Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека» от 2 июля 2008 г. (разд. III.2, III.3) .

Социально-экономическое равенство играет решающую роль в установлении реального равноправия. Но в нашей стране существуют огромные различия в экономическом положении граждан, что, безусловно, отрицательно влияет на фактическое равноправие. Для преодоления фактического социального неравенства государство проводит политику, направленную на создание условий для достойной жизни и свободного развития человека. Для того чтобы сделать фактический статус некоторых категорий лиц более справедливым, чем он мог бы быть на общих условиях, государство устанавливает систему социальных льгот, привилегий (преимуществ), существование которой не является отступлением от принципа равноправия. Так, Конституция РФ предусматривает, что малоимущим и другим указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и иных жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ч. 3 ст. 40); другая статья Конституции предусматривает бесплатное оказание квалифицированной юридической помощи в случаях, предусмотренных законом (ч. 1 ст. 48).

Правовым выражением социального равенства является юридическое равенство граждан. Юридическим оформлением принципа равноправия выступает ст. 6 Конституции РФ: «Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации». Конституция устанавливает независимость равноправия от каких-либо обстоятельств. Это выражено в ст. 19:

«Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации» (ч. 2, 3) 2 В других государствах имеются иные, чем в России и на Западе, подходы к равноправию. Например, в некоторых государствах (Япония) под ним понимают не равенство прав и свобод мужчины и женщины, а равенство обязанностей. .

Последний из названных видов равноправия поддерживается системой специальных гарантий: мерами по охране труда и здоровья женщин, созданием условий, позволяющих сочетать труд с материнством, социальной поддержкой семьи и др.

Важную часть принципа равноправия в целом составляет национальное равноправие , что особенно актуально для такого многонационального государства, как Российская Федерация. Национальное равноправие гарантируется Конституцией РФ, конституциями и уставами субъектов Федерации. Такими гарантиями выступают, в частности, право пользоваться родным языком в государственных органах, органах местного самоуправления и общественных организациях, право обучать детей на родном языке, развивать национальные средства массовой информации (печать, телевидение, радио), право развивать национальную культуру, быть представленными в органах государственной власти, местного самоуправления в регионах.

Конституция РФ в довольно категоричной форме устанавливает запрет агитации и пропаганды, возбуждающей социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду, а также пропаганду расового, национального или языкового превосходства (ст. 29).

Равенство перед законом и судом означает, что каждый человек (гражданин Российской Федерации или лицо, не имеющее гражданства России) может предстать перед судом, а также может получить равную защиту своих прав и законных интересов в суде.

Конституция - акт прямого действия, следовательно, ее нормы, и прежде всего нормы, фиксирующие основные права, свободы и обязанности человека и гражданина, обладают непосредственным действием. В Российской Федерации граждане обладают всеми правами и свободами, предоставляемыми им Конституцией. Сам факт конституционного закрепления какого-либо права уже делает гражданина его субъектом. Но для реализации этого права требуются определенные усилия как самого человека, так и государства, которое должно обеспечить возможность использования права.

Непосредственное действие прав и свобод человека и гражданина означает, что независимо от существования законодательных актов, конкретизирующих эти права, органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны в своей деятельности эти права и свободы соблюдать.

Принципы правового статуса личности - это основополагающие начала, руководящие идеи, провозглашаемые и охраняемые государством, положенные в основу осуществления прав, свобод и обязанностей человека и гражданина.

В Конституции РФ получили закрепление следующие принципы правового статуса человека и гражданина:

1. Центральное место занимает принцип равноправия (ст. 19). Равноправие означает, что каждому члену общества государство гарантирует равные с другими его членами права и свободы, требует от него выполнения равных обязанностей и обеспечивает ему возможность осуществления прав, свобод и обязанностей на равных с другими основаниях.

Принцип равноправия включает в себя следующие положения:

1) правовой статус человека и правовой статус гражданина с точки зрения равноправия. Суть этого положения сводится к тому, что как член гражданского общества каждый человек равноправен со всеми другими, но как член политически организованного общества (как гражданин своего государства) он равноправен только лишь с теми, кто, как и он, принадлежит к данному государству;

2) равенство конституционных прав и свобод человека и гражданина независимо от их фактических различий (расы, пола, языка, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения и т.д.). Дискриминация противоречит принципу равенства в пользовании правами и свободами, в наложении обязанностей по каким-либо основаниям, зависящим от естественных особенностей личности и ее правового статуса;

3) равноправие мужчины и женщины. Необходимость сформулировать указанное положение в виде отдельной правовой нормы в Конституции РФ (ч. 3 ст. 19) обусловлена требованиями Конвенции ООН от 18 декабря 1979 г. "О ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин", ратифицированной СССР в 1980 году;

4) равенство всех перед судом и законом. Равенство всех перед законом - необходимое, но не достаточное условие равноправия. Если закон устанавливает привилегии или произвольно ограничивает права отдельных категорий лиц, то равенство всех перед таким законом означает неравноправие.

Законодательство Российской Федерации допускает в отдельных случаях неравенство перед законом. Например, Федеральный закон "О статусе судей" запрещает судьям принадлежать к каким-либо политическим общественным объединениям. Данный запрет обусловлен соблюдением принципа независимости судей и подчинения их только закону.

Положение о равенстве всех перед судом означает:

Наличие единой для всех судебной системы, обеспечивающей каждому человеку независимо от происхождения, имущественного, должностного положения и других обстоятельств справедливое и гласное разбирательство дела компетентным и независимым судом;

Справедливое разбирательство его дела независимым и беспристрастным судом;

Равное для всех применение норм материального права в процессе разрешения спора;

Процессуальное равенство сторон в судебном заседании.

5) равноправие в социальном государстве. Российская Федерация, провозглашая себя социальным государством, устанавливает для отдельных категорий лиц, чьи социальные возможности ограничены (дети, пенсионеры, инвалиды, участники войны и др.), дополнительные права и льготы. Предоставление указанных прав и льгот не может рассматриваться как нарушение принципа равноправия, поскольку является выражением идеи социальной справедливости.

2. Непосредственное действие прав и свобод.

Данный принцип получил впервые свое закрепление в ст. 18 Конституции РФ, которая гласит: "Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием".

Принцип прямого действия конституционных прав и свобод тесно связан с общим принципом высшей юридической силы и прямого действия Конституции РФ (ст. 15), что означает, человек и гражданин имеют возможность осуществлять конституционные права и свободы, защищать их в случае нарушения всеми законными средствами, руководствуясь непосредственно конституционными нормами.

3. Неотчуждаемость основных прав и свобод как принцип правового статуса человека сформулирован в ч. 2 ст. 17 Конституции РФ, где говорится: "Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения". Тем самым Конституция РФ впервые признает естественную природу прав и свобод человека, подтверждая, что эти права не дарованы государством личности и не могут быть им отобраны. Обязанность государства заключается всего лишь в признании этих прав и в создании условий для их беспрепятственной реализации.

4. Недопустимость произвольного ограничения прав и свобод.

В общем виде принцип недопустимости произвольного ограничения прав и свобод содержится в ч. 2 ст. 55 Конституции РФ, запрещающей издание в Российской Федерации законов, отменяющих или умаляющих права и свободы человека и гражданина. Это положение дополняется нормой Конституции РФ о том, что любые нормативно-правовые акты затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего обозрения (ч. 3 ст. 15). Кроме того, на недопустимость произвольного ограничения прав и свобод направлены нормы Конституции РФ о невозможности пересмотра положений гл. 2 "Права и свободы человека и гражданина" Федеральным Собранием РФ (ст. 135).

Тем не менее, Конституция России содержит положения, касающиеся правовых ограничений прав и свобод человека и гражданина в строго определенных случаях: для того, чтобы защитить конституционный порядок, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Ограничения прав и свобод могут быть установлены только федеральным законом.

5. Осуществление человеком своих прав и свобод не должно нарушать права и свободы других лиц (ч. 3 ст. 17 Конституции РФ). Ни одно общество не может предоставить своим членам абсолютной свободы, поскольку это сделает невозможным их совместное общежитие. Поэтому система прав и свобод человека и гражданина объективно формируется таким образом, чтобы обеспечить законные интересы всех людей и предотвратить возможные нарушения их прав и свобод в результате злоупотреблений ими со стороны других лиц.

6. Гарантированность прав и свобод означает то, что государство обязано обеспечить человеку и гражданину (путем создания соответствующих политических, экономических, правовых условий) реальной возможностью пользоваться предоставленными ему Конституцией правами и свободами. В общем виде данный принцип сформулирован в ст. 2 Конституции РФ, где говорится, что "признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства".

7. Приоритет норм международного права в области прав и свобод человека и гражданина. Данный принцип правового статуса вытекает из общей конституционной нормы о том, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены законом, то применяются правила международного договора (ч. 4 ст. 15). Более того, применительно к правам и свободам положения ч. 4 ст. 15 дополнительно конкретизируются нормами ч. 1 ст. 17, где говорится о признании и гарантированности прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации согласно общепризнанным принципам и нормам международного права.

В области прав человека и была разработана система международных соглашений, которые устанавливают универсальные стандарты в области прав и свобод человека, механизмов для мониторинга их соблюдения.

Важнейшими из них являются Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г., Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г. Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 г., Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г.

Между тем, вопрос о конституционно-правовом статусе человека и гражданина в Таджикистане - один из самых важных для современной науки конституционного права, недостаточно освещен как в юридической науке Таджикистана, так и в российской правовой науке. В то же время, сегодня в Республике Таджикистан вопросы правового статуса личности особенно значимы, поскольку являются выражением важнейшей составляющей всей системы демократического правового государства. Как отмечает доктор юридических наук Н.В. Витрук: "Не было и нет актуальнее, злободневнее темы в обществоведении, чем положение личности в современном гражданском обществе и демократическом правовом государстве".

Конституция Республики Таджикистан 1994 года определяет, что высшей ценностью государства является человек, его права и свободы, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина -обязанность, возлагаемая на государство (ст. 5). Из этого следует, что обязанностью государства в Таджикистане является создание условий для реализации гражданами своих конституционных прав, исполнения своих гражданских обязанностей.

Таким образом, исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод - принципами правового статуса личности являются основополагающие начала, руководящей идеи, провозглашенных и охраняемых государством, которые лежат в основе осуществления прав, свобод и обязанностей человека и гражданина.

Этими принципами являются принцип равенства, принцип непосредственного действия прав и свобод, принцип неотъемлемых основных прав и свобод, принцип недопустимости произвольного ограничения прав и свобод, принцип реализации прав человека и свобод не должно нарушать права и свободы других лиц, принцип обеспечения прав и свобод человека, принцип приоритета международного права в области прав и свобод человека и гражданина.

Принципы основ правового статуса личности это совокупность основных идей, на основании которых строится вся система конституционных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина и происходит процесс их реализации.

К принципам основ правового статуса личности относятся:

Принцип равноправия (или правового равенства);

Принцип неотчуждаемости основных прав и свобод;

Принцип непосредственного действия;

Принцип гарантированности конституционных прав и свобод;

Принцип общедоступности нормативно-правовых актов, закрепляющих основные права и свободы

Принцип равноправия (или правового равенства) означает равную свободу всех членов общества, равный набор их правовых возможностей.

Он является ведущим и определяющим в правовом статусе личности.

Этот принцип включает:

Равенство конституционных прав и свобод независимо от фактических различий людей;

Равенство перед законом;

Равенство перед судом;

Равноправие мужчины и женщины;

Равенство в социальном государстве.

Государство согласно Конституции РФ (ч. 2 ст. 19) гарантирует равенство прав и свобод независимо от личностных характеристик (пол, возраст, национальность, раса) и социального положения (происхождения, имущественного и должностного положения и др.). В российской Конституции РФ устанавливается императивный запрет на любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности (ч. 2 ст. 19).

Принцип равенства конституционных прав и свобод независимо от фактических различий людей означает, прежде всего, формальное равенство возможностей, равные стартовые условия человека в обществе. Его содержание направлено на недопущение каких-либо привилегий для отдельных граждан или групп граждан в зависимости от различных признаков и обстоятельств.

Принцип равенства перед законом имеет самостоятельное значение.

Он означает: а) запрет на установление в законодательных актах мер дискриминационного характера (например, закрепление правила, в соответствии с которым не допускаются осуществлять торговлю на рынках лица, не знающие русский язык); б) требование равной для всех защиты законом (милиция в равной мере должна защищать права всех граждан); в) обеспечение принципа равенства при формировании и реализации всей системы национального законодательства.

Принцип равенства перед законом допускает определенные исключения. Так, федеральное законодательство устанавливает особый порядок привлечения к ответственности Президента РФ, депутатов Государственной Думы, членов Совета Федерации Федерального Собрания РФ и других лиц.



Принцип равенства перед судом означает: а) равный доступ к правосудию; б) равное для всех применение норм права; в) равенство сторон

в судебном заседании. Равенство перед судом обеспечивается рядом положений, например, гласностью, открытостью судопроизводства, гарантиями обеспечения беспристрастности суда и т. д. Принцип равноправия мужчины и женщины выделен в отдельный конституционный принцип. Он не означает фактического уравнения полов. Более того, женщины имеют по российскому законодательству больший набор социальных гарантий, чем мужчины. Этот принцип направлен на предотвращение дискриминации женщин в политической и социально-экономической сферах жизни.

Принцип равенства в социальном государстве не означает: установление фактического равенства прав и свобод; абсолютного равенства прав и свобод членов общества. Не могут на равных выступать в обществе ребенок и взрослый человек; здоровый и инвалид и т. д. Поэтому этот принцип допускает формальное неравенство объема прав и свобод граждан.

С учетом этого принцип равенства в полной мере проявляется в равенстве одинаковых категорий граждан.

Принцип равноправия тесно взаимосвязан с принципом справедливости. Во-первых, эта взаимосвязь проявляется в том, что отдельные категории граждан имеют больший объем социальных прав и гарантий (дети, пенсионеры, инвалиды, малоимущие, многодетные семьи, представители малочисленных народов, жители регионов Крайнего Севера и т. д.). Во-вторых, государственная и, прежде всего судебная защита прав и свобод предполагает учитывать идеи социальной справедливости в обеспечении прав и свобод граждан. Так, Конституционный Суд РФ в своем Постановлении от 29 января 2004 г. при оценке конституционности отдельных положений ФЗ «О трудовых пенсиях» указал, что исключение льготного порядка исчисления пенсий нарушает принцип правовой справедливости.

Принцип неотчуждаемости основных прав и свобод (ч. 2 ст. 17 Конституции РФ)означает признание государством того, что естественные права и свободы имеют особое положение в системе конституционных прав и свобод: а) государство не устанавливает их, а только подтверждает обязательство по их обеспечению; б) устанавливается определенный приоритет этих прав и свобод (повышенная степень защиты ряда естественных прав и свобод).

Принцип непосредственного действия означает, что а) конституционные права и свободы могут применяться без дополнительного условия конкретизации в специальных законодательных актах; б) разработка и принятие законов, применение законодательства, деятельность органов публичной власти и их должностных лиц должны соответствовать смыслу исодержанию конституционных прав и свобод.

Принцип гарантированности конституционных прав и свобод означает: а) обязанность государства защищать права и свободы как высшую ценность конституционного строя (ст. 2); б) гарантированность прав и свобод согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и Конституции РФ (ч. 1 ст. 17); в) запрет на издание законов, отменяющих или умаляющих права и свободы человека и гражданина (ч. 2 ст. 55); г) регламентация условий ограничения прав и свобод (ч. 3 ст. 55).

Гарантированность конституционных прав и свобод предполагает также обеспечение социальных и экономических условий реализации этих прав и свобод.

Принцип общедоступности нормативно-правовых актов, закрепляющих основные права и свободы. Этот принцип означает, что любые нормативные правовые акты, которые затрагивают права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения (ч. 3 ст. 15 Конституции РФ).

Для характеристики правового статуса личности имеют значение не только закрепленный за человеком фактический объем прав и свобод, но и те начала, принципы, на основе которых осуществляется их исполнение.

Принципы правового статуса личности есть те признаваемые и охраняемые правом, государством начала, исходя из которых осуществляются использование прав и свобод человека и гражданина, выполнение его обязанностей. Рассматриваемые принципы универсальны. Они определяют главные черты статуса всех членов общества, распространяются на все без исключения права, свободы и обязанности независимо от того, какой отраслью права они зафиксированы.

В конституции 1993 года закреплены следующие принципы правового статуса личности, непосредственно связанные с исходными началами утверждаемой в государстве концепции прав человека:

1. Права, свободы и обязанности человека и гражданина реализуются на основе равноправия. Это главный принцип, характеризующий правовой статус личности. В ст. 19 Конституции выделены три основных его аспекта: равенство всех перед законом и судом; равенство прав и свобод человека и гражданина; равноправие мужчины и женщины.

2. Права, свободы и обязанности личности основываются на их гарантированности. Принято различать социально-экономические, политические и юридические гарантии. Социально-экономические гарантии предполагают соответствующую среду и материальную основу, обеспечивающие использование прав и свобод. Это социальная стабильность, развивающаяся экономика, соответствующие производственные мощности, широкая инфраструктура - система учреждений, дающих возможность обслуживать все виды социальных потребностей общества, и т.д.

Под политическими гарантиями понимаются соответствующим образом ориентированная политика государства, ее направленность на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; устойчивость политических структур, их способность к достижению гражданского согласия, исключающего дестабилизацию в обществе; борьба с бюрократизмом государственного аппарата, со взяточничеством, и другие политико-организационные факторы.

Юридические гарантии охватывают все правовые средства осуществления и охраны прав и свобод человека и гражданина. В целях максимальной охраны прав и свобод личности их основополагающие юридические гарантии закреплены на конституционном уровне. Такого рода конституционные нормы относятся прежде всего к тем отношениям, которые связаны с возможностью применения государством к человеку мер принудительного воздействия, привлечения его к судебной ответственности, существенного ограничения его прав и свобод самим государством. Конституция гарантирует демократические принципы судопроизводства, гуманное отношение к лицам, привлекаемым к уголовной или административной ответственности, налагаемой в судебном порядке.

3. Правой статус личности основывается на презумпции неотъемлемости прав и свобод человека и гражданина, недопустимости ограничения прав и свобод.

Этот принцип вытекает из признания прав и свобод неотчуждаемыми и принадлежащими человеку от рождения. Часть 2 статьи 55 Конституции закрепляет, что в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Кроме запрета на законодательное ограничение прав и свобод, Конституция устанавливает важную норму о том, что они являются непосредственно действующими. Это означает, что конституционные права и свободы - основа соответствующих правовых предписаний в актах любого уровня, и конституционные нормы могут быть непосредственно основой решений судебных и иных государственных органов.

Но нельзя забывать, что каждому человеку необходимо правомерно использовать свои права и свободы, без нарушения предписаний закона и прежде всего Конституции. Это вытекает из статьи 17 Конституции, предусматривающей, что осуществление прав и свобод человека гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. В определенных экстремальных ситуациях может возникнуть объективная необходимость временного ограничения прав и свобод.

Конституция РФ строго оговаривает рамки и порядок такого ограничения - права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. (ч. 3 ст. 55) Определенные ограничения могут вводится с обязательным указанием пределов и срока их действия. При этом не подлежат ограничению: право на жизнь, право на охрану достоинства личности, право на неприкосновенность честной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести и доброго имени, свобода совести, свобода вероисповедания, право на жилище, ряд прав, связанных с различными формами участия в судопроизводстве, и др. (ст. 56 Конституции РФ).

4. Правовой статус личности основывается на обладании каждым лицом не только правами, но и обязанностями. (этот вопрос мы рассмотрели выше).


Самое обсуждаемое
Музыкальный праздник в подготовительной группе ДОУ по сказкам Чуковского Музыкальный праздник в подготовительной группе ДОУ по сказкам Чуковского
Принцип деления Европы на субрегионы Принцип деления Европы на субрегионы
Какие растения растут в пустыне Какие растения растут в пустыне


top