Виды правовых режимов в юридической науке и российском законодательстве. Правовой режим 21 правовые режимы понятие и виды

Виды правовых режимов в юридической науке и российском законодательстве. Правовой режим 21 правовые режимы понятие и виды

Е.В. Грозина

ПРАВОВОЙ РЕЖИМ И ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

В статье проводится анализ общетеоретических понятий правового регулирования и правового режима, также рассматривается соотношение данных понятий, влияние на развитие законодательства.

Ключевые слова: правовое регулирование, правовой режим, правовая система.

THE LEGAL REGIME AND LEGAL REGULATION

The article analyzes the general theoretical concepts of legal regulation and legal regime, is also considered the relation of these concepts, the impact on the development of legislation.

Key words: legal regulation, the legal regime, the legal system.

Реформирование политической, социальной и других сфер жизни общества привели к тому, что необходимо более детально рассмотреть понятие правового регулирования. Средством данного рассмотрения может выступить понятие правового режима. Правовой режим может сочетать в себе юридические средства, которые адаптируются к конкретным ситуациям.

В юридической науке понятие правового регулирования является самостоятельной частью в разделе обшей теории права. Понятие правового режима является составной частью правового регулирования. Законодатель часто использует и понятие правового регулирования, и понятие правового режима. Необходимо выработать общетеоретические подходы к пониманию данных явлений.

Рассмотрим понятие правового регулирования. Это понятие неразрывно связано с осознанием роли права в жизни общества и государства, с применением возможностей воздействия права на развитие общественных отношений. Но иногда воздействие влечет негативное влияние нормативно-правовых актов, которое препятствует развитию социальных сфер. Данное понятие находится в непрерывной связи с возрастанием роли правовых приемов в решении важнейших вопросов современности, а именно с изменениями, происходящими в общественных отношениях . В этом аспекте необходимо провести краткий анализ понятия правового регулирования.

Известно, что многогранное употребление понятия правового регулирования всегда создает угрозу потери определенности его смысла. Понятие «регулирование» относится к «общим» понятиям с неопределенными признаками. Регулирование подвергается наиболее частому применению при описании самых разнообразных ситуаций. Для

того чтобы данное понятие работало с пользой, необходимо уточнить присущие ему признаки .

К признакам можно отнести то, что регулирование - особая категория, основательная, теоретически насыщенная, является разновидностью социального регулирования. Также данная категория отражается в движении, процессе реализации, при этом характерно не формальное фиксирование «должного», а заложенная в нем реализация в объективную реальность. Осуществляется при помощи целостной системы средств, обличенных в правовую материю.

Рассмотрим понятие правового режима. Данное понятие характеризует порядок регулирования, который выражен в комплексе юридических средств, содержит сочетание запретов, дозволений, позитивных обязываний и особую направленность. В правовой режим входят первичные элементы юридической материи, среди них есть технико-юридические конструкции. Это своеобразный комплекс правового инструмента, состоящий из юридических средств. Юридические средства проявляются в движении, через изменение общественных отношений. Например, до 1995 г. режим имущества, нажитого в браке, устанавливался императивной нормой. С введением в действие п. 1 ст. 256 ГК РФ «имущество нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью, если договором между ними не установлен иной режим этого имущества», т. е. с изменением общественных отношений меняется соответствующий правовой режим. Правовой режим проявляется не во всех стадиях правового регулирования, а только тогда, когда возникает необходимость в реализации субъективных прав.

К тождеству понятий правового регулирования и правового режима относится, во-первых, то, что данные категории находятся в границах системы правового регулирования общественных отношений; во-вторых, представляют собой такие приемы защиты, которые смогут преодолеть имеющиеся пробелы в функционировании правовой системы .

Правовое регулирование и правовой режим направлены на сохранение общества и государства в непостоянных условиях развития общественных отношений. Регулирование должно обеспечить своевременное вмешательство в разрешение конфликтов, сохранить механизм реализации для эффективной работы правовой системы в целом.

Задачами регулирования является поддержание, восстановление равновесия правовой системы с объективной реальностью, устранение недостатков в функционировании системы, т. е. создание стабильности в ней. В целом регулирование определяет изменения правовой системы, но при этом не меняет ее качества, а затрагивает только лишь количественные показатели.

Основной задачей правового режима является повышение эффективности функционирования и приспособляемости к постоянно

меняющимся условиям в социальной сфере . При этом рамки и определенные параметры этих изменений задаются правом, как упорядоченной системой норм, установленных правил.

Необходимо отметить, что содержание понятия правового регулирования более объемное, чем понятие «правовой режим». И первое, и второе понятие - это формы организации, обладающие своеобразной спецификой. Правовое регулирование - ключевое, фундаментальное понятие в юридической науке и практической деятельности.

В познавательном плане правовое регулирование включает особые юридические средства и механизмы регулирования личностного поведения. Правовое регулирование может отразить динамику правовой объективной реальности, причем тогда, когда правовые юридические нормы воздействуют на общественные отношения . Механизм правового регулирования по присущим ему признакам и характеристикам схож с понятием «правовая система», т. е. отражает совокупность явлений. При отражении динамики правовой действительности в понятие правового регулирования не входят стадии механизма правового регулирования. Результаты действия права остаются за рамками стадий правового регулирования, в которых эффективно проявляется механизм данного регулирования. Получается, что механизм правового регулирования направлен на исполнение юридических установок.

В исследовательском плане правовое регулирование представляет собой область специфического и юридического воздействия на личность человека, группу людей с целью сформировать необходимое, социально желательное поведение. Правовое регулирование включает в себя процесс выбора, отражения правовых предписаний в практическую деятельность юридических приемов поведения .

В данном аспекте понятие правового регулирования связано с особым методологическим подходом к рассмотрению при помощи правовых средств и механизмов. В методологическом плане понятие правового режима, как и правового регулирования, объединяет два научных подхода: юридический и социологический. При этом практика ориентируется на выбор как специально-юридических средств, так и социальных, придавая поведению граждан правомерный характер . Таким образом обеспечивается стабильный порядок в социальной сфере. Правовое регулирование определяется специальным юридическим воздействием норм права на деятельность, поведение, действия (бездействия) людей и коллективов.

Получается, что правовая нормативная основа формируется в процессе правового регулирования. Рассмотрение признака нормативности, как основного признака права, указывает рамки и границы дозволенного поведения людей. Нормативность отражается в правовых нормах в обобщенном виде. Практика показывает, что слишком общие правовые нормы вызывают трудности в применении, а в некоторых случаях и

невозможность их реализации. В данном аспекте возникает необходимость обозначить границы, рамки и основу правового регулирования. Границами правового регулирования являются отношения, события, действия и обстоятельства, которые должны быть урегулированы нормативной базой, а также те отношения, которые имеют правовую защиту, но регулирование их с точки зрения правовых норм представляется не целесообразным . Рамки правового регулирования не исчерпывается теми видами общественных отношений, которые могут и должны быть урегулированы правом.

В границах правового регулирования имеется огромный пласт общественных отношений, реализация которых представляется весьма затруднительной. Иногда законодатель напрямую не указывает механизм правового регулирования общественных отношений, но при этом механизм защиты субъективных прав подразумевается.

Если возникает необходимость восстановления своих субъективных прав, гражданин может прибегнуть к реализации правовой защиты. Например, гражданин вправе предъявить негаторный иск, если собственник земельного участка препятствует проезду к его земельному участку. Напротив, если гражданин, осуществляя свое право, вытекающее из его правоспособности, злоупотребляет им (например, бесхозяйно содержит картину, представляющую большую художественную ценность), государственные органы могут скорректировать его поведение.

Возникает вопрос, почему к общественным отношениям, не входящим в рамки правовых норм, могут быть применены юридические меры воздействия? Применение юридических мер воздействия на субъекта, модели поведения будут обоснованными потому, что данные виды отношений охватываются сферой правового регулирования. Законодатель включил их в сферу правового регулирования в самом общем виде, не указав при этом конкретных прав и обязанностей, учитывая принципы права, так как допускает их существование в объективной реальности . Это, с одной стороны, а с другой стороны, основу правового регулирования составляют нормы права.

Правовые нормы являются средством правового регулирования, во-первых, они обозначают, очерчивают круг общественных отношений, на которые распространяется их действие, и субъектов этих отношений. Во-вторых, правовые нормы регламентируют действия, поведение людей и коллективов, устанавливая субъективные права и юридические обязанности. В-третьих, в них отражаются фактические обстоятельства, с наступлением (или при отсутствии таковых) которых связывается возникновение, изменение или прекращение правовых отношений. Наконец, правовые нормы отражают правовые средства, которые обеспечивают должное, возможное поведение людей, принудительные меры, применяемые в тех случаях, когда имеется неисполнение субъектом возложенных обязанностей. Законодатель, пользуясь

юридическими терминами, связывает правовой режим с объектом или субъектом-носителем («правовой режим земель», «правовой режим имущества»).

Вышесказанное дает возможность отметить, что категории правовой режим и правовое регулирование выражают важный, принципиальный подход к правовой действительности. Данный подход рассматривает новые направления.

Правовое регулирование - это процесс упорядочения, урегулирования общественных отношений правом (нормами права, другими юридическими средствами), позволяющий определить круг, границы правовой сферы, а конкретные, необходимые средства избирает уже режим, исходя из своего объекта, субъекта-носителя, среды. Правовое регулирование выражает возможность и способность отношений быть урегулированными. Правовой режим, в свою очередь, выступает конкретным, категоричным, лаконичным, избирательным в правовых средствах, так как это обусловлено определенной необходимостью, практической деятельностью, отражается в самой норме права и несет на себе бремя способности воплотить в жизнь. Это главное, решающее выражение правовой действительности, рассматриваемой в динамике, с активной стороны. Правовой режим представляет собой осуществляемое в особом порядке сочетание правовых средств, результативное, нормативно-организацион-ное упорядочение поведения, действия и деятельности субъектов в обществе.

Итак, правовое регулирование - это более широкое понятие, чем правовой режим. В свою очередь правовой режим - более высокая ступень развития самого правового регулирования, в этом их тесное, глубинное переплетение, взаимосвязь, взаимообусловленность и автономность, которую подчеркивает их внутренняя природа, дух, настрой. Такой подход, во-первых, раскрывает коренную определяющую черту права, его роль как регулятора складывающихся в обществе отношений. В связи с этим в науке выдвигается ряд проблем: эффективности права, его реальной результативности.

Вышеупомянутое, в свою очередь, должно выражать прикладное значение юридической науки для выработки и осуществления правовой политики, совершенствования законодательства. Можно отметить следующее: соответствие юридических норм характеру и уровню социального развития нашего государства затруднено, ибо современное российское законодательство иногда пытается внедрить западные модели, образцы регулирования.

Правовые нормы должны отражать развитие общественных отношений, чтобы быть эффективными и рациональными. При выполнении данного условия можно говорить о совершенном законодательстве, научно обоснованном, не имеющим противоречий, где

дается адекватная юридическая правовая оценка регулируемым общественным отношениям. Также предлагается наиболее оптимальная или отрицательная реакция государства на поведение субъектов права. Чем качественнее, совершеннее законодательство, тем эффективнее будут достигаться цели при издании правовых норм.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ СПИСКИ

1. Головкин Р.Б. Право в системе нормативного регулирования современного российского общества: дис. ... канд. юрид. наук. Н. Новгород, 1998.

2. Попков В.В. Правовой режим экологической экспертизы: автореф. ... дис. канд. юрид. наук. Саратов, 1997.

3. Венгеров А.Б. Теория государства и права. Теория права. Т. 1. М.: НОРМА,

4. Сетров М.И. Принцип системности и его основные понятия // Проблемы методологии системного исследования. М., 2007.

5. Урсул А.Д. Проблемы информации в современной науке. М., 2004.

6. Головкин Р.Б. Указ соч.

7. Кремянский В.И. Некоторые вопросы развития управления // Синтез управления. М., 2006

8. Алексеев С.С. Проблемы теории государства и права / 3-е изд. М.: ИНФРА,

9. Гойман В.И. Действие права: (методологический анализ): дис. ... д-ра юрид. наук, М., 1992.

Иванов В. А., Баранова Е. А.

ПОНЯТИЕ «ОСОБЫЙ ПРАВОВОЙ РЕЖИМ»

Иванов Виталий Алексеевич,

доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой теории и истории государства и права ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет», г. Йошкар-Ола.

E-mail: [email protected]

Баранова Екатерина Александровна,

магистрант ФГБУ ВО «Марийский государственный университет», г. Йошкар-Ола. E-mail: [email protected]

В статье представлен анализ понятия «особый правовой режим». В процессе исследования автором широко использовано действующее законодательство, проанализированы труды видных советских и российских правоведов, теоретиков права. Автор не оставляет вне внимания и взгляды ученых-современников, подвергая их анализу, конструктивной критике.

Ключевые слова: особый правовой режим, социальный режим, правовое регулирование, правовая политика.

Происходящие в современной России динамичные социально-экономические, политические, культурные, национальные, демографические, информационные и иные процессы сказываются на изменениях в правовой сфере. Вслед за модификацией общественных отношений модифицируется и юридическая форма, все ее составные части. Одним из наиболее сложных и наименее исследованных является такой элемент этой формы, как правовой режим.

Научная и практическая значимость проблемы определяется тем, что сложившиеся условия требуют обновленных правовых режимов, отвечающих духу времени, связанных со становлением новых политических и государственных состояний, с появлением нетрадиционных для нас субъектов и объектов права, с интенсивным развитием различных форм собственности, частного права, предпринимательской деятельности, переориентацией на другие, более совершенные и свободные методы правового регулирования, сменой приоритетов в системе имеющихся юридических средств и ценностей.

Понятие правового режима все активнее используется в юридической литературе, все более прочно утверждается в качестве одной из важнейших категорий правоведения. Законодатель весьма часто употребляет такие словосочетания, как «таможенный, пошлинный режимы», «режим хозяйственной деятельности», «льготный режим», «валютный режим», «режим чрезвычайного положения», «режим особой охраны», «режим секретности», «режим наибольшего благоприятствования», не давая им определения. Используются эти понятия и в общественно-политическом лексиконе, в средствах массовой информации.

Что такое правовой режим? Правовой режим -разновидность социального режима. Главная его особенность состоит в том, что он создается, закрепляется, регулируется правом, основан на праве. Вне правовой сферы он немыслим - там действуют другие режимы, не опосредуемые юридическими нормами. Невозможно понять сущность правового режима и вне связи с политическими процессами и событиями, происходящими в определенное время в той или иной стране. Вообще политический подтекст многих юридических явлений, понятий, конструкций вполне очевиден . Трудно назвать такой правовой режим, который бы устанавливался вопреки политической воле государства. Иначе последнее - не суверенно.

В литературе правовой режим определяется и как социальный режим некоторого объекта, закрепленный правовыми нормами и обеспеченный совокупностью юридических средств; и как порядок регулирования, выраженный в комплексе правовых средств, которые характеризуют особое сочетание взаимодействующих между собой дозволений, запретов, а также позитивных обязываний и создают особую направленность регулирования; и как результат регулятивного воздействия на общественные отношения системы (определенного набора) юридических средств, присущих конкретной отрасли права и обеспечивающих нормальное функционирование данного комплекса общественных отношений .

Приведенные определения отражают наиболее существенные признаки рассматриваемого явления, однако содержат в себе некоторые погрешности, требующие пояснения. Так, в первом случае правовой режим определяется через понятие социального ре-

жима, которое, в свою очередь, тоже не отличается четкостью и требует соответствующих уточнений и интерпретаций.

Второе определение многословно, отдельные термины повторяются («регулирование»). К тому же правовой режим, как нам представляется, в большей мере характеризует не направленность правового регулирования (формальный признак), а степень его благоприятности или неблагоприятности для интересов различных субъектов права (материальный признак). Это косвенно признает и С. С. Алексеев, когда пишет, что «каждый правовой режим есть все же именно режим; следует принимать во внимание основные смысловые оттенки этого слова, в том числе и то, что правовой режим выражает степень жесткости юридического регулирования, наличие известных ограничений или льгот, допустимый уровень активности субъектов, пределы их правовой самостоятельности. Именно поэтому при рассмотрении правовых вопросов мы обычно говорим, например, о жестких или льготных правовых режимах» .

В третьем определении категорично делается упор на понимание правового режима только как результат нормативно-правового воздействия. На мой взгляд, правовой режим - это не столько результат, сколько система условий и методик осуществления правового регулирования, определенный «распорядок» действия права, необходимый для оптимального достижения соответствующих целей. Правовой режим призван обеспечить наступление желаемого социального эффекта, состояния, так как выражает собой прежде всего путь к подобному результату. Правовой режим -это функциональная характеристика права.

Учитывая сказанное, правовой режим - это особый порядок правового регулирования, выражающийся в определенном сочетании юридических средств и создающий желаемое социальное состояние и конкретную степень благоприятности либо неблагоприятности для удовлетворения интересов субъектов права.

Правовой режим - это проявление нормативности права, но на более высоком уровне. Следует согласиться с С. С. Алексеевым, что прежде всего правовой режим можно рассматривать как своего рода «укрупненный блок» в общем арсенале правового инструментария, соединяющий в единую конструкцию определенный комплекс правовых средств. И с этой точки зрения эффективное использование правовых средств при решении тех или иных специальных задач в значительной степени состоит в том, чтобы выбрать оптимальный для решения соответствующей задачи правовой режим, искусно отработать его сообразно специфике этой задачи и содержанию регулируемых отношений .

Теория и история государства и права

Правовые режимы обеспечивают устойчивое нормативное регулирование группы общественных отношений, определенного участка социальной жизни, содействуют оптимальному использованию конкретных объектов. Это особенно важно в период экономических, политических и культурных преобразований, осуществляемых сегодня в России. Исключительное значение в наши дни приобретает режим выборов как специфическое, наиболее интенсивное и напряженное социально-правовое состояние.

И хотя правовые режимы характеризуются определенной стабильностью, известным постоянством, что, собственно, и гарантирует высокий уровень их нормативности, они тоже эволюционируют, развиваются, адаптируются к современным условиям и реалиям.

Так, если до недавнего времени в отношении предприятий малого бизнеса существовал режим сплошной отчетности (при постоянном росте их числа требовавший соответственного роста контролирующего аппарата), то начиная с 1996 г. режим упрощается, делается более гибким. В ст. 2 Распоряжения Правительства Российской Федерации от 9 октября 1995 г. Госкомстату России поручено «осуществлять начиная с 1996 года текущее статистическое наблюдение за деятельностью малых предприятий в режиме выборочных квартальных обследований» .

Изменение, корректировка или даже замена тех или иных режимов могут быть связаны с процессами демократизации действующих государственных институтов, совершенствованием системы административного управления, усилением защиты прав граждан, необходимостью приведения российского законодательства в соответствие с требованиями международных стандартов. Например, в настоящее время в стране вводится новый порядок «учета граждан», согласно которому традиционный режим прописки заменяется режимом регистрации. Коренное отличие между этими режимами заключается в том, что в основе прописки лежит разрешительный принцип, а в основе регистрации - уведомительный. Излишне говорить о том, насколько это важно для каждого отдельного индивида, семьи, общества в целом. Это не что иное, как переход к цивилизованным формам общежития.

Неточно определенный режим заставляет функционировать всю систему юридических средств ниже оптимума, вызывает падение количественных и особенно качественных показателей деятельности. Неоправданно льготный режим также не приносит пользы, ибо ведет к неэкономной трате материальных, кадровых, финансовых ресурсов, рабочего времени, гипертрофированию одних подсистем в ущерб другим .

Иванов В. А., Баранова Е. А.

Правовые режимы придают адекватность и эластичность юридической форме, позволяют ей более четко улавливать различия неоднородных социальных связей, учитывать особенности разных субъектов и объектов, временные и пространственные факторы, включенные в сферу действия права.

Например, в ст. 15 (Режим особой охраны территорий национальных парков) Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» записано, что «на территориях национальных парков устанавливается дифференцированный режим особой охраны с учетом их природных, историко-культурных и иных особенностей». По такой же схеме вводятся соответствующие режимы Постановлением Правительства РФ «О режиме территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 25 декабря 1992 г. и многими другими нормативными актами.

Правовые режимы непосредственно отражают важнейшие элементы правовой политики государства, о которой писали еще дореволюционные русские юристы (С. А. Муромцев, Л. И. Петражицкий, Н. М. Коркунов, Г. Ф. Шершеневич и др.). Они определили правовую политику как прикладную науку, призванную оценивать действующее законодательство и способствовать выработке более совершенного права .

Сегодня можно обозначить правовую политику гораздо шире: как совокупность правовых средств,

целей, задач, установок, приоритетов, направленных на совершенствование общественных отношений, формирование правового государства, реализацию принципов демократии, гуманизма, справедливости, прав и свобод человека и гражданина. Правовой режим - неотъемлемое свойство власти, ее устройства, функционирования, социальной направленности.

Таким образом, понятие «правовой режим» нельзя отождествлять с понятием «механизм правового регулирования», которое означает систему правовых средств, организованных наиболее последовательным образом в целях преодоления препятствий, стоящих на пути удовлетворения интересов субъектов права. Правовой режим реализуется через механизм правового регулирования, который представляет собой общий порядок, процесс действия права.

Литература

1. Исаков В. Б. Механизм правового регулирования и правовые режимы // Проблемы теории государства и права. М., 1987.

2. Морозова Л. А. Конституционное регулирование в СССР. М., 1985. С. 123.

3. Алексеев С. С. Теория права. 2-е изд. М., 1995. С. 244.

5. Государство и право. 1995. № 10. С. 49.

6. Исаков В. Б. Правовые режимы и их совершенствование // ХХУ1 съезд КПСС и развитие теории права. Свердловск, 1982. С. 35.

V. A. Ivanov, E. A. Baranova

THE CONCEPT OF «SPECIAL LEGAL REGIME»

The article presents an analysis of the concept of "special legal regime". The study author widely used existing legislation, analyzed the works of prominent Soviet and Russian legal experts, legal scholars. The author does not leave out the attention and views of contemporary scientists, subjecting them to analysis, constructive criticism.

Key words: a special legal regime, social regime, legal regulations, legal policy.

IVANOV Vitally Alexeevich - Doctor of Law, Professor, Head of the Department of Theory and History of State and Law, the Mari State University, Yoshkar-Ola. E-mal: [email protected]

BARANOVA Ekaterina Aleksandrovna - Master student of the Mari State University, Yoshkar-Ola. E-mal: [email protected]

качественно-специфическая, целостная система средств, приемов, методов правового регулирования общественных отношений. Р.п. («метод регулирования») во многом ориентирован на способы правового регулирования – дозволения, запрещения, обязывания. К дозволениям, скажем, тяготеет гражданское право, трудовое право; к запрещениям – уголовное; к обязываниям – административное.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Правовой режим

это особый порядок правового регулирования, выражающийся в определенном сочетании юридических средств и создающий желаемое социальное состояние и конкретную степень благоприятности либо неблагоприятности для удовлетворения интересов субъектов права.

Основные признаки правовых режимов:

1) они устанавливаются в законодательстве и обеспечиваются государством;

2) имеют цель специфическим образом регламентировать конкретные области общественных отношений, выделяя во временных и пространственных границах те или иные субъекты и объекты права;

3) представляют собой особый порядок правового регулирования, состоящий из юридических средств и характеризующийся определенным их сочетанием;

4) создают конкретную степень благоприятности либо неблагоприятности для удовлетворения интересов отдельных субъектов права.

Правовые режимы придают адекватность и эластичность юридической форме, позволяют ей более четко улавливать различия неоднородных социальных связей, точнее реагировать и учитывать особенности разных субъектов и объектов, временные и пространственные факторы, включенные в сферу действия права.

Виды правовых режимов:

В зависимости от предмета правового регулирования выделяют конституционный, административный, земельный режимы и т.д.;

В зависимости от их юридической природы - материальные и процессуальные;

В зависимости от содержания - валютный, таможенный, пошлинный режимы и т.п.;

В зависимости от субъектов, в отношении которых он устанавливается, - режим беженцев, вынужденных переселенцев, лиц без гражданства, граждан и т.д.;

В зависимости от функций права - режим особого регулирования и особой охраны;

В зависимости от формы выражения - законный и договорный;

В зависимости от уровня нормативных актов, в которых они установлены, - общефедеральные, региональные, муниципальные и локальные;

В зависимости от сфер использования - внутригосударственные и межгосударственные.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Правовые режимы можно классифицировать по различным основаниям, в качестве которых могут выступать предмет правового регулирования, содержание деятельности, субъекты, в отношении которых устанавливается правовой режим, сферы распространения, продолжительность действия и другие. Профессор С.С. Алексеев разделял правовые режимы на «общедозволительные иб разрешительные», указывал на жесткие и льготные правовые режимы, о которых ученый писал: «…правовой режим выражает степень жесткости юридического регулирования, наличие известных ограничений или льгот, допустимый уровень активности субъектов, пределы их правовой самостоятельности. Именно поэтому при рассмотрении правовых вопросов мы обычно говорим, например, о жестких или льготных правовых режимах».

Другие ученые выделяли стимулирующие и ограничивающие режимы: «В зависимости от доминирующих в правовом режиме средств, он может быть либо стимулирующим, либо ограничивающим. Если первый создает благоприятные условия для удовлетворения конкретной группы интересов, а иногда и сверхблагоприятные (режим наибольшего благоприятствования), то второй - нацелен на их комплексное сдерживание».

Рассмотрев стимулирующие и ограничивающие режимы, ученые дифференцировали их на подвиды: «В свою очередь, правовые режимы стимулирования и правовые режимы ограничения могут подразделяться в зависимости от того, какие стимулы и ограничения в них преобладают. Среди первых можно выделить дозволительный, рекомендательный, льготный и т. П. Режимы, в которых доминируют соответственно дозволения, рекомендации, льготы. Среди вторых - обязывающий, запрещающий, наказывающий и пр.». В качестве примера режима, который складывается из системы поощрений, преференций, льгот и дозволений, можно назвать режим осуществления предпринимательской деятельности на территории особой экономической зоны, который установлен федеральным законом от 10 января 2006 г. № 16-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации». В статье 2 говорится, что «Особая экономическая зона в Калининградской области (далее - Особая экономическая зона) - территория Калининградской области, на которой действует специальный правовой режим осуществления хозяйственной, производственной, инвестиционной и иной деятельности». Такой режим в границах особой экономической зоны позволяет применять различные виды льгот, которые отсутствуют у хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на остальной территории страны. Тем не менее, данный режим включает и определенные ограничения. В целом установленный законодательством режим осуществления предпринимательской деятельности на территории особой экономической зоны позволяет достигнуть баланса интересов государства и хозяйствующих субъектов.

В научном знании существует и традиционная классификация видов правовых режимов по отраслевой принадлежности: выделяют административно-правовые, гражданско-правовые и другие режимы. Отрасли права «обеспечивают специфические юридические режимы правового регулирования», под которыми профессор С.С. Алексеев понимал «особую, целостную систему регулятивного воздействия, которая характеризуется специфическими приемами регулирования - особым порядком возникновения и формирования содержания прав и обязанностей, их осуществления, спецификой санкций, способов их реализации, а также действием единых принципов, общих положений, распространяющихся на данную совокупность норм». В этой связи профессор С.С. Алексеев писал: «Отраслевой режим - явление сложное по своему строению. Наиболее существенные его черты могут быть охарактеризованы при помощи двух основных компонентов, соответствующих сторонам интеллектуально-волевого содержания права: а) особых приемов регулирования, специфики регулятивных свойств данного образования с волевой стороны его содержания; б) особенностей принципов, общих положений, пронизывающих содержание данной отрасли с интеллектуальной стороны». Ученые справедливо замечали, что «своеобразие правовых режимов наблюдается как внутри каждой отрасли, так и в правовой системе в целом» . Качественные характеристики правовых режимов отдельной отрасли права определяются ее предметом, методом, функциями и задачами. Правовой режим позволяет выявить особенности юридического регулирования определенной сферы отношений, специфику правовых средств.

В публичных отраслях права режимы носят специфический характер в силу доминирования таких способов правового регулирования, как предписания и запреты.

В публичных отраслях выделяют правовой режим чрезвычайного положения, исполнительного производства, режим секретности, режим свободных экономических зон, таможенный режим, правовой режим государственных внебюджетных фондов, налоговый режим и другие. Виды режимов, например, валютные режимы, можно расклассифицировать на подвиды - «режим государственной валютной монополии, т.е. Исключительное право государства на совершение всех валютных сделок.., режим валютного государственного регулирования.., режим свободно конвертируемой валюты».

В комплексных отраслях, например, в предпринимательском праве, основаниями классификации правовых режимов предпринимательства могут быть сферы деятельности (правовой режим строительства), субъектный критерий (правовой режим деятельности юридических лиц) и др. Особые (специальные) режимы предусмотрены в отношении конкретных субъектов предпринимательства.

В гражданском праве правовые режимы используется применительно к конкретным объектам гражданского права. Так, например, профессор И.В. Ершова рассматривает правовой режим имущества как «совокупность требований, которые предъявляются к имуществу при его приобретении, использовании в процессе предпринимательской деятельности, выбытии. Правовой режим отдельных видов имущества означает существование внутри основных правовых форм (собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления) особых правил реализации правомочий по владению, пользованию, распоряжению имуществом в ходе хозяйствования. Правовой режим имущества не следует воспринимать только с позиций распорядительных возможностей субъекта. В хозяйственной деятельности он проявляется в установлении особых правил учета данного имущества, порядка погашения его стоимости, отнесения стоимости имущества на себестоимость выпускаемой продукции, переоценки и др.». Основными элементами правового режима имущества являются: целевое назначение и разрешенное использование; оборотоспособность; права и обязанности собственников и пользователей имущества; охрана и учет имущества.

А.В. Тихомиров, исследовав режимы различных видов имущества и имущественных прав учреждения, выделял режим сметной предписанности и режим распорядительной самостоятельности.

Ученый писал: «Право учреждения на имущество как способ осуществления права государственной и муниципальной собственности определяется режимом этого имущества. Режим имущества учреждения означает режим сохранности поступающего от собственника имущества, какую допускает его употребление в соответствии с целями деятельности, заданиями собственника и назначением имущества. Такой режим имущества может рассматриваться как режим сметной предписанности». В отношении «режима распорядительной самостоятельности» А.В. Тихомиров указывал: «Право учреждения на имущество как право на хозяйствование с имуществом собственника является правом на хозяйствование с приращенным имуществом, поступающим в собственность публичного субъекта-учредителя. Режим имущества в условиях хозяйствования на его основе определяется эффективностью распоряжения учреждением имуществом в обороте и может рассматриваться как режим распорядительной самостоятельности».

Несмотря на существующее многообразие правовых режимов, всем им свойственны общие признаки: «1) устанавливаются в законодательстве и обеспечиваются государством; 2) имеют цель специфическим образом регламентировать конкретные области общественных отношений, выделяя во временных и пространственных границах те или иные субъекты и объекты права; 3) представляют собой особый порядок правового регулирования, состоящий из юридических средств и характеризующийся определенным их сочетанием; 4) создают конкретную степень благоприятности либо неблагоприятности для удовлетворения интересов отдельных субъектов права». Безусловно, правовой режим - это «глубокое, содержательное правовое явление, связывающее воедино целостный комплекс правовых средств в соответствии со способами правового регулирования, его типами». Основное практическое значение и социальная ценность правовых режимов заключаются в том, что, устанавливаемые государством, они регулируют и упорядочивают общественные отношения, обеспечивают осуществление их субъектами своих прав и обязанностей, защиту своих интересов. Можно говорить об относительной статике и динамике института правовых режимов, который сочетает в себе определенное постоянство с развитием, изменением и адаптированием к меняющимся условиям. В виду необходимости совершенствования правового регулирования различных видов общественных отношений, тема правовых режимов постоянно будет требовать к себе пристального внимания ученых и практиков.

Правовой режим можно определить как совокупность юридических средств, устанавливаемых и обеспечиваемых государством в целях урегулирования конкретных общественных отношений путем ограничения одних и стимулирования других сторон деятельности отдельных субъектов права. Иными словами, правовые режимы «создают конкретную степень благоприятности либо неблагоприятности для удовлетворения интересов отдельных субъектов права».1

Выделим четыре основных признака правовых режимов:

  • 1) устанавливаются и обеспечиваются государством;
  • 2) имеют целью регулирование конкретных общественных отношений на законодательном уровне;
  • 3) представляют собой специфическую совокупность правовых средств, реализуемых путем предоставления субъективных прав и возложения юридических обязанностей;
  • 4) призваны направлять общественные отношения для удовлетворения интересов отдельных субъектов права посредством стимулирования необходимых сторон их деятельности и ограничения нежелательных.

Правовые режимы можно классифицировать по различным основаниям:

  • - по предмету правового регулирования -- конституционный, административный, трудовой и т. д.;
  • - по юридической природе -- материальные и процессуальные;
  • - по субъектам -- правовой режим для ветеранов, казаков, жертв сталинских репрессий и т. п.;
  • - по форме выражения -- нормативный и договорной.

Эти основания имеют большое значение для воплощения правовых режимов в законодательстве, но во всех случаях они будут отражать природу применения данной категории лишь частично:

в одном -- по методу воздействия на общественные отношения,

в другом -- по статусу субъекта,

в третьем -- по уровню нормативных актов, их устанавливающих, и т. д.

Смысл понятия правовых режимов и способы их применения наиболее полно отражает метод деления категории по соотношению в ней стимулов и ограничений. В зависимости от этого правовой режим будет либо стимулирующим, либо ограничивающим. Самыми яркими проявлениями стимулирующего и ограничивающего режимов являются соответственно режим наибольшего благоприятствования (основным признаком выступает развитая система льгот и поощрений) и режим наибольшего неблагоприятствования (в качестве которого можно рассматривать режим чрезвычайного положения). В свою очередь, указанные виды правовых режимов можно разбить на множество подвидов в зависимости от того, какие именно стимулы и ограничения преобладают в них: дозволительный, рекомендательный, льготный, обязывающий, запрещающий и т. д.

В различных отраслях законодательства правовые режимы выделены по-разному: то они непосредственно называются «режимами» (ст. 23 Таможенного кодекса РФ: режимы транзита, экспорта, таможенного склада и т. д.), то их наименования подразумеваются (разделы Земельного кодекса РФ: земли сельскохозяйственного назначения, населенных пунктов, лесного фонда), то структура текста не показывает наличие конкретного режима, но его смысловое содержание говорит о наличии и здесь правового режима (режим налога на имущество предприятий, режим рабочего времени).

Одна из функций правовых режимов состоит в том, чтобы направлять волю субъекта, ориентируя человека на правомерное поведение, отказ от правонарушений. Следствием такого поведения является либо неприменение наказания, либо фактическое поощрение. Правовой режим, таким образом, обеспечивает устойчивое нормативное регулирование группы общественных отношений. Эта функция проявляется прежде всего в том, что при установлении определенного правового режима законодатель изначально определяет статус интересующего его объекта, затем создает условия его деятельности, подготовив базу развития устанавливаемых отношений, а также обеспечив недопущение поведения, выходящего за рамки предоставляемых полномочий.

Другой функцией правового режима является определение объекта, в отношении которого данный режим устанавливается. Значение этой функции заключается в том, что участники правоотношений получают непосредственное представление об интересующем их предмете. Например, понятие «фашизм», прочно укоренившееся в сознании населения как нечто «ужасное» и «злобное», но не вполне определенное, в российском законодательстве не нашло должного и полного освещения, хотя общественная опасность данного явления чрезвычайно велика.

Третьей функцией можно назвать создание условий для удовлетворения интересов субъекта права путем предоставления гарантий в том, что контрсубъект не будет нарушать его права, а в противном случае понесет наказание.

Безусловно, что при демократизации и декриминализации российского общества, установлении стабильных коммерческо-производственных отношений роль правовых режимов будет сводиться в основном к регламентации деятельности различных субъектов права, к стимулированию общественных отношений, а не к их ограничению, поскольку таковое будет обеспечиваться правосознанием большинства граждан. Для этих целей в правовых режимах должны быть четко определены основные объекты правоотношений, статусы субъектов, действующих в рамках этого режима, пределы их ответственности в случае неправомерного поведения. Важно исключить коллизии между различными правовыми режимами, а сами правовые режимы и их характер (преобладание стимулирующего или ограничивающего) должны соответствовать реальной ситуации в обществе, настроениям населения, для чего необходимо обустройство соответствующих статистических служб на максимально качественном уровне, чтобы законодатель получал реальные социологические анализы и прогнозы. Принятие новых нормативных актов должно строиться не только на привлечении всего материала данной отрасли, но и на обращении к другим отраслям права, в которых, «не изобретая пороха», можно найти готовые и качественные модели правовых режимов, годных к межотраслевому использованию. Правовые режимы должны развиваться в направлении упрощения путем концентрации на поведении, основанном на выборе, уходя таким образом от «занормированности» жизни, поскольку введение обязанности для субъекта неизбежно влечет за собой цепочку санкций за ее невыполнение, серию норм о порядке применения этой санкции.

правовой монархия правление


Самое обсуждаемое
Музыкальный праздник в подготовительной группе ДОУ по сказкам Чуковского Музыкальный праздник в подготовительной группе ДОУ по сказкам Чуковского
Принцип деления Европы на субрегионы Принцип деления Европы на субрегионы
Какие растения растут в пустыне Какие растения растут в пустыне


top