Право природопользования понятие и виды основные черты. Понятие, общая характеристика и виды права природопользования. Понятие и общая характеристика права природопользования

Право природопользования понятие и виды основные черты. Понятие, общая характеристика и виды права природопользования. Понятие и общая характеристика права природопользования

Право природопользования - это институт экологического права, который представляет собой систему норм, регулирующих использование природных ресурсов, совокупность прав и обязанностей, возникающих в связи с использованием природных ресурсов. Речь идет о праве по использованию природных объектов и ресурсов для определенных целей, что относится в основном к праву природоресурсному.

В зависимости от основания как критерия для классификации выделяются разные виды права природопользования. Наиболее распространенной в науке экологического права признают следующую классификацию права природопользования в зависимости от требования по наличию разрешительной документации: право общего природопользования и право специального природопользования.

Право общего природопользования представляет собой право использования природных ресурсов без получения разрешительных документов со стороны государства и иных уполномоченных лиц. Право специального природопользования представляет собой право использования природных ресурсов с обязательным получением соответствующих разрешительных документов. Так, к примеру, сбор грибов гражданами в лесу для личного пользования является общим правом природопользования, и для этого не требуется получения каких-либо документов, а вот использование земельного участка для строительства уже требует получения документов как на земельный участок, так и на возведение здания, строения, сооружения.

Существует еще одна распространенная классификация права природопользования в зависимости от использования природного объекта, природного ресурса: землепользование, лесопользование, недропользование, водопользование, пользование животным миром и т.д.

Можно выделить еще одну классификацию права природопользования. Так, общим критерием, объединяющим право природопользования отдельными природными ресурсами, является срок пользования ими. Таким образом, можно выделить постоянное право природопользования (без определенного срока) и срочное. Срочное делится на долгосрочное и краткосрочное. Выделяется также право ограниченного пользования чужим имуществом (сервитут). Так, существует лесной сервитут, водный сервитут, земельный сервитут.

Право природопользования тесно связано с понятием оборотоспособности природных ресурсов. В соответствии со оборотоспособностью является возможность объекта гражданского права свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому. Земля и другие природные ресурсы, согласно данной статье, могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах.

Объединяющим показателем для природных ресурсов и объектов является также понятие изъятых из оборота или ограниченных в обороте природных ресурсов. Изъятие из оборота подразумевает невозможность прежде всего находиться в частной собственности, ограничение в обороте подразумевает наличие ограниченной возможности по совершению сделок и возможность находиться в частной собственности только при прямом указании на то в законе.

Большинство природных объектов и ресурсов, предоставляемых в пользование, относится к недвижимости. Так, в соответствии с к недвижимым вещам относятся земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с землей, т.е. объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе леса, многолетние насаждения, здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. Для недвижимости законодателем закреплено возникновение права только после осуществления государственной регистрации права на недвижимое имущество. Возникновение таких прав, ограничение этих прав, переход и прекращение права подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре учреждениями юстиции. Указанные действия осуществляются в рамках специального Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Предыдущая

Право природопользования как правовой институт представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих порядок и условия рационального использования природных ресурсов.
Общее природопользование обусловлено естественными жизненными процессами взаимодействия человека и природы и может осуществляться безо всяких нормативных предписаний. Гражданам гарантируется право общего пользования природными ресурсами для удовлетворения их потребностей. В силу того, что общее природопользование не оказывает существенного воздействия на природную среду, оно осуществляется безвозмездно без закрепления природных ресурсов за пользователями и без получения соответствующих разрешений.
Однако законодательство предусматривает, что такое право может быть ограничено, чаще всего в интересах самих субъектов, его осуществляющих. Например, право общего водопользования осуществляется в соответствии с правилами поведения на водах, право общего лесопользования ограничивается или запрещается пожароопасный период и т. д.
Специальное природопользование в отличие от общего требует правового регулирования Это обусловлено в первую очередь тем, что по законодательству Республики Беларусь природные ресурсы - недра, воды, леса, животный мир. а также большая часть земель - являются объектом государственной собственности, и физическим и юридическим лицам могут быть предоставлены лишь в пользование. Особый правовой подход к специальному природопользованию обусловлен также и тем, что оно направлено на извлечение из природной среды материальных благ, необходимых человеку, осуществляется, как правило, с применением технических средств, а значит, со значительным воздействием на природную среду.
Осуществление природопользования в процессе экономической деятельности (специальное природопользование) разрешается юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям за плату, если иное не установлено законодательными актами, на основании решений государственных органов, в компетенцию которых входит принятие таких решений, специального разрешения (лицензии), договора аренды, концессионного договора и на иных основаниях, предусмотренных законодательством. Законодатель закрепляет порядок предоставления природных ресурсов в пользование, а также права и обязанности субъектов при использовании природных ресурсов. Человек в своей хозяйственной деятельности использует землю, ее недра, воды, растительный и животный мир, атмосферный воздух. Каждый из перечисленных природных объектов имеет особенности правового регулирования, которые обусловлены, в частности, физическими свойствами самих природных ресурсов.
Право специального природопользования обладает следующими признаками.
  1. Разрешительный порядок. Право специального природопользования возникает на основании решения специально уполномоченного государственного органа.
  2. Лицензионный порядок возникновения права специального природопользования. Лицензирование природопользования проводится в целях максимального снижения вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, обеспечения рационального использования природных ресурсов. Оно является средством контроля со стороны государства за качеством подлежащей лицензированию деятельности, а так-
же средством защиты интересов потребителей. Применительно к области природопользования лицензирование является также и формой контроля за рациональным использованием природных ресурсов и охраной окружающей среды в процессе хозяйственной деятельности.
  1. Целевой характер. Существенным признаком специального природопользования является его целевой характер, поскольку природные ресурсы планеты ограничены, то каждую их часть следует использовать наиболее целесообразным способом. Предоставляя природный ресурс в пользование, государственный орган указывает цель, для осуществления которой он предоставлен. Использование природного ресурса не в соответствии с указанной в документе целью является основанием для прекращения права специального природопользования, что урегулировано специальным законодательством.
  2. Рациональность природопользования. Рациональным в соответствии с экологическим законодательством признается использование природного ресурса без снижения его первоначальной кадастровой оценки.
  3. Платность природопользования. Рациональному характеру природопользования способствует и его платность. Первым шагом к введению платности природопользования явился Закон «Об аренде», который установил, что земля и другие природные ресурсы могут быть объектом арендных отношений. Арендная плата на природные ресурсы устанавливается по соглашению сторон, одной из которых является собственник - в наших условиях это чаще всего государство.
В настоящее время платность природопользования имеет не столько экономический, сколько экологический характер. Целью ее, помимо получения экономической выгоды, является возмещение вреда, причиняемого природной среде в результате правомерной хозяйственной деятельности, что в общем виде урегулировано ГК.
Платность природопользования в соответствии с Законом «Об охране окружающей среды» включает платежи за пользование природными ресурсами, платежи за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ и плату за размещение отходов. Нормативно-правовую основу платности природопользования составляют Законы Республики Беларусь «О платежах за землю», «О налоге за пользование природными ресурсами (экологический налог)», «Об отходах». Об экологическом характере платности природопользования свидетельствует то, что средства, поступающие в виде таких платежей, расходуются на цели оздоровления окружающей среды и осуществление программ и мероприятий по охране окружающей среды и воспроизводству природных ресурсов.
Содержание права специального природопользования.
Субъекты права природопользования наделены законодательством соответствующими правами и обязанностями, которые и составляют содержание права природопользования.
Природопользование осуществляется с целью извлечения полезных свойств природного ресурса и последующего их потребления или обращения, поэтому существенным правом для природопользователя является право собственности на результаты своей деятельности (например, посевы, посадки сельскохозяйственных культур и насаждений, произведенную сельскохозяйственную продукцию и доходы от ее реализации, заготовленную древесину, добытые полезные ископаемые и пр.). В процессе хозяйственной деятельности по извлечению полезных свойств природного ресурса право государственной собственности на природный объект в целом (землю, недра, воды, леса) преобразуется в право собственности природопользователя на результаты деятельности, в том числе и на извлеченные из природной среды ресурсы.
Используемые человеком природные ресурсы находятся в естественной природной взаимосвязи, собственно составляющей природную среду. В силу этого в природной среде достаточно сложно использовать только один природный ресурс, не затрагивая хозяйственной деятельностью другие. Несмотря на то что законодатель предусматривает предоставление в пользование именно отдельных участков природных ресурсов - земель, недр, вод, одновременно допускается использование в установленном порядке других природных ресурсов, если это не противоречит цели природопользования. Так, Кодекс о земле предоставляет землевладельцам и землепользователям право использовать в установленном порядке для своих нужд имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые, торф, водные объекты, а также эксплуатировать другие полезные свойства земли.
Права и обязанности природопользователей возникают с момента получения документов, удостоверяющих право природопользования. Законодательством предусматривается возможность использования участка природного ресурса до выдачи соответствующего документа при условии определения границ участка на местности.

Объектами - определенные компоненты природных ресурсов. Под природными ресурсами понимаются компоненты природной среды (земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы), природные объекты и природно-антропогенные объекты, которые используются или могут быть использованы при осуществлении хозяйственной и иной деятельности в качестве источников энергии, продуктов производства и предметов потребления и имеют потребительскую ценность.

В зависимости от основания как критерия для классификации выделяются разные виды права природопользования. Наиболее распространенной в науке экологического права признают следующую классификацию права природопользования в зависимости от требования по наличию разрешительной документации: право общего природопользования и право специального природопользования.

Право общего природопользования как гарантированная законом возможность для всех граждан пользоваться свободно и бесплатно природной средой.

Общее природопользование не требует какого либо специального разрешения. Оно осуществляется гражданами в силу принадлежащих им естественных прав, возникающих как результат рождения и существования человека (пользование атм.воздухом, водой для питья и культурно-бытовых нужд и т.д.).

Специальное природопользование реализуется гражданами и хозяйствующими субъектами на основе разрешений компетентных органов государства . Следовательно. право специального природопользования представляет собой право использования природных ресурсов с обязательным получением соответствующих разрешительных документов. Так, к примеру, сбор грибов гражданами в лесу для личного пользования является общим правом природопользования, и для этого не требуется получения каких-либо документов, а вот использование земельного участка для строительства уже требует получения документов как на земельный участок, так и на возведение здания, строения, сооружения.

Специальное природопользование носит целевой характер и по видам используемых объектов подразделяется на: землепользование, пользование недрами, водой и лесопользование, пользование растительным и животным миром, использование атм. воздуха и пр.

В ряде случаев в интересах обороны государства или для иных установленных законом целей может быть установлено особое природопользование.

Под комплексным природопользованием понимается использование природных ресурсов и оказание воздействия на окружающую природную среду на определенной территории только одним природопользователем.

Под комплексным природопользованием для предприятия понимается такое использование природно-ресурсного потенциала территории, при котором эксплуатация (добыча, изъятие) одного вида природного ресурса наносит наименьший ущерб другим природным ресурсам, а хозяйственная деятельность предприятия оказывает в целом минимально возможное воздействие на окружающую природную среду.

Существуют и иные основания классификации видов природопользования. Так, в зависимости от титула, на котором основано право природопользования, выделяют следующие виды nриродопользования:

  • непосредственное природопользование, осуществляемое собственниками природных объектов;
  • производное природопользование, осуществляемое на основе иного вещного или обязательственного права .

Общий порядок лицензирования регулируется Федеральным законом от 08.08.2001 N 128-ФЗ (ред. от 23.07.2008) "О лицензировании отдельных видов деятельности".

Лицензия является официальным документом, который разрешает осуществление указанного в ней вида деятельности и определяет обязательные для исполнения требования его осуществления. Лицензия является одним из оснований возникновения права природопользования. Получение лицензии необходимо при возникновении права пользования участком недр, объектами животного мира, участком лесного фонда, права комплексного природопользования. Кроме того, определенные виды деятельности могут осуществляться исключительно на основании лицензии. Лицензированию подлежат утилизация, складирование, перемещение, размещение, захоронение, уничтожение промышленных и иных отходов, материалов, веществ; проведение экологической паспортизации, сертификации, экологического аудита , осуществление видов деятельности, связанных с работами (услугами) природоохранного назначения. Лицензированию подлежат виды деятельности, осуществляемые юридическими, а также физическими лицами , занимающимися предпринимательской деятельностью без образования юридического лица . Органами, уполномоченными на ведение лицензирования, являются Федеральная служба по надзору в сфере природопользования и ее территориальные органы. Федеральная служба выдает лицензии юридическим и физическим лицам, осуществляющим деятельность на всей территории РФ. Соответственно, ее территориальные органы выдают лицензии юридическим и физическим лицам, осуществляющим деятельность на территории субъектов РФ .

В лицензии указываются:

  • вид деятельности, на осуществление которой выдается лицензия;
  • срок действия лицензии;
  • условия осуществления лицензируемого вида деятельности (правила и нормы, в соответствии с которыми осуществляется деятельность, перечень мероприятий по обеспечению экологической безопасности, дополнительные условия, отражающие специфические особенности лицензируемого вида деятельности и др.

Наиболее важными данными, которые необходимо предоставить для получения лицензии, являются:

  • сведения о профессиональной подготовке специалистов, обеспечивающих осуществление лицензируемого вида деятельности. При отсутствии указанных сведений лицензионный орган может потребовать провести аттестацию специалистов на профессиональную пригодность;
  • данные о нормативно-методическом обеспечении, об организационно-технических возможностях и материально-техническом оснащении для выполнения видов деятельности, информация о предыдущей деятельности и опыте работы;
  • экологическое обоснование деятельности (для видов деятельности, связанных с обращением с отходами и проведением природоохранных работ на территориях (акваториях) природных и хозяйственных объектов, а также рекультивацией указанных территорий).

До принятия решения о выдаче лицензии лицензионный орган:

  • проводит экспертизу представленных материалов с оценкой их полноты и достоверности, соответствия условий лицензируемого вида деятельности экологическим требованиям, установленным для него в нормативных документах;
  • определяет условия действия лицензии (лицензионные условия);
  • организует в случае необходимости проведение дополнительной (в том числе независимой) экспертизы и экологического аудита.

Решение о выдаче или об отказе в выдаче лицензии принимается в течение 30 дней со дня получения заявления со всеми документами. в случае проведения дополнительной экспертизы решение принимается в 15-дневный срок со дня получения экспертного заключения, но не позднее чем через 60 дней со дня подачи заявления.

Основаниями для отказа в выдаче лицензии являются:

  • наличие в документах, представленных заявителем, недостоверной или искаженной информации;
  • отрицательное экспертное заключение, установившее несоответствие условиям, необходимым для, осуществления соответствующего вида деятельности и условиям экологической безопасности.

Как правило, лицензии выдаются на срок не более трех лет. Могут выдаваться лицензии на срок до трех лет по заявлению лица, обратившегося за ее получением. Лицензия выдается отдельно на каждый вид деятельности. Передача лицензии другому юридическому или физическому лицу запрещается.

Например, законодательство о недрах - лицензионный договор и соглашение о разделе продукции; водное законодательство - договор пользования водным объектом; земельное законодательство - договор аренды и временного пользования земельным участком. Эти договоры заключаются с федеральными органами исполнительной власти , органами исполнительной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления . В ряде случаев заключения договора не требуется, например, при краткосрочном лесопользовании или при пользовании объектами животного мира гражданами .

Лимиты на природопользование - это система экологических ограничений по территориям, представляющая собой установленные собой установленные для природопользователей на определенный срок объемы предельного использования (изъятия) природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещения отходов производства.

Проекты лимитов разрабатываются предприятиями, учреждениями и организациями - природопользователями и утверждаются Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации (за исключением лимитов отвода земель для строительства объектов, которые утверждаются Министерством промышленности и торговли) в целях достижения нормативных объемов использования природных ресурсов, предельно допустимых выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду и нормативных объемов размещения отходов производства с учетом экологической обстановки в регионе. Руководство работой по определению лимитов природопользования осуществляется на соответствующей территории органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления совместно со специально уполномоченными органами Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и использования природных ресурсов.

Лимиты на природопользование устанавливаются на определенный срок по каждому виду используемых (изымаемых) природных ресурсов и могут пересматриваться с учетом развития техники, усовершенствования технологических процессов, изменения потребности в данном виде ресурса и его состояния, а также других факторов.

К лимитам на природопользование относятся: а) нормы отвода земель для строительства автомобильных и железных дорог, аэропортов, магистральных трубопроводов, мелиоративных систем и т.п.; б) лимиты водопользования - предельно допустимые объемы изъятия водных ресурсов или сброса сточных вод нормативного качества, которые устанавливаются водопользователю на определенный срок; в) расчетная лесосека - норма вырубки древесины, соответствующая ее годовому приросту, который устанавливается по каждому лесхозу, а в отдельных случаях - по каждому лесничеству и передаваемому в пользование участку леса; г) лимиты использования объектов животного мира - устанавливаются при охоте, рыболовстве, а также добыче животных, не отнесенных к объектам охоты и рыболовства; д) лимиты на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов, на размещение отходов производства и потребления и другие виды негативного воздействия на окружающую среду.

Экономическое и правовое стимулирование рационального природопользования

Если организационно-правовой механизм делает основной упор на административные, организационные и правовые меры (учет , контроль , разрешение споров, ответственность, возмещение ущерба), то экономический механизм - именно на экономические меры.

Введение этого механизма - объективная необходимость, осознанная государством еще в конце 80-х годов. 7 января 1988 г. было принято Постановление Правительства СССР N 32 "О коренной перестройке дела охраны природы в стране". В нем впервые был провозглашен переход от преимущественно административных к преимущественно экономическим методам управления экономикой и в том числе природопользованием и охраной природы, были сформулированы понятия экономических рычагов (мер), которые в своей совокупности составляют экономический механизм охраны окружающей природной среды.

Экономическое регулирование в области охраны окружающей среды в настоящее время осуществляется в соответствии с главой IV Федерального закона «Об охране окружающей среды».

К методам экономического регулирования в области охраны окружающей среды относятся: разработка государственных прогнозов социально-экономического развития на основе экологических прогнозов; разработка федеральных программ в области экологического развития Российской Федерации и целевых программ в области охраны окружающей среды субъектов Российской Федерации ; разработка и проведение мероприятий по охране окружающей среды в целях предотвращения причинения вреда окружающей среде; установление платы за негативное воздействие на окружающую среду; установление лимитов на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов, лимитов на размещение отходов производства и потребления и другие виды негативного воздействия на окружающую среду; проведение экономической оценки природных объектов и природно-антропогенных объектов; проведение экономической оценки воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду; предоставление налоговых и иных льгот при внедрении наилучших существующих технологий, нетрадиционных видов энергии, использовании вторичных ресурсов и переработке отходов, а также при осуществлении иных эффективных мер по охране окружающей среды в соответствии с законодательством Российской Федерации; поддержка предпринимательской, инновационной и иной деятельности (в том числе экологического страхования), направленной на охрану окружающей среды; возмещение в установленном порядке вреда окружающей среде; иные методы экономического регулирования по совершенствованию и эффективному осуществлению охраны окружающей среды.

Государственные природоохранные органы РФ совместно с органами государственной статистики ведут количественный и качественный учет природных ресурсов, определяют их социально-экономическую оценку и на основе полученных данных прогнозируют социально-экономическое развитие.

Нормирование качества окружающей среды

Проекты нормативов разрабатывают сами предприятия с учетом предложений органов местного самоуправления , научных учреждений, общественных организаций и мнения населения.

Конкретным предприятиям нормативы выбросов и сбросов, размещения отходов устанавливают органы Минприроды и экологии России и другие специально уполномоченные органы. Так, по химическим веществам нормативы выбросов вводят органы охраны окружающей природной среды, по биологическим веществам, микроорганизмам, по физическим воздействиям, радиации - органы санитарно-эпидемиологического надзора.

На основе установленных нормативов предприятиям выдается разрешение на выбросы, сбросы, размещение отходов.

Нормативы установлены в ряде других законов и подзаконных актов. Так, в Водном кодексе Российской Федерации установлены специальные нормы об установлении предельно допустимых воздействий на водные объекты.

Источники вредных воздействий - предприятия, теплоэлектростанции, аэропорты и др. отделяются от жилых массивов санитарно-защитными зонами. Санитарными нормами проектирования промышленных предприятий их размеры определены для предприятий пяти классов санитарной вредности от 1000 до 50 метров. При больших масштабах производства, ограниченной возможности очистки выбросов и неблагоприятных условиях взаимного размещения промышленных предприятий и жилой застройки санитарно-защитные зоны могут быть увеличены в 3 раза. Для крупных производственных комплексов эти зоны могут быть установлены в особых размерах, с учетом мощности предприятий. В санитарно-защитной зоне запрещается строительство жилья, 40% ее территории рекомендуется занимать зелеными насаждениями.

Водоохранной зоной является территория, примыкающая к акватории, на которой устанавливается специальный режим использования и охраны природных ресурсов и осуществления иной хозяйственной деятельности. В пределах водоохранных зон выделяются прибрежные полосы, представляющие территории строгого режима. Режим этих зон будет установлен принятым в развитие Водного кодекса специальным Постановлением Правительства РФ от 23.11.1996 г. № 1404.

Постановлением Правительства РФ от 2 марта 2000 г. N 183 утверждено Положение о нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него.

Постановлением Правительства РФ от 12 июня 2003 г. № 344 установлены Нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления.

В целях защиты особо охраняемых природных территорий от неблагоприятных антропогенных воздействий на прилегающих к ним участках земли и водного пространства могут создаваться охранные зоны или округа с регулируемым режимом хозяйственной деятельности.

Право природопользования является одним из важнейших институтов экологического (и природоресурсного) права.

Право природопользования - это система норм, регулирующих использование природных ресурсов (объективное); совокупность обязанностей, возникающих в связи с использованием природных ресурсов (субъективное).

Виды права природопользования По критерию объекта - это право землепользования, лесопользования, водопользования, пользования недрами, животным миром, растительным миром (вне лесов), атмосферным воздухом. В рамках данной классификации возможно дальнейшее деление указанного критерия, например по категориям земель. В этом случае различается право пользования землями сельскохозяйственного назначения, землями поселений, землями, занятыми под транспорт, и т. п. Следовательно, дополнительным критерием выступают либо целевое назначение объекта, либо цели деятельности (например, разведка, разработка живых или минеральных ресурсов континентального шельфа).

По критерию основания возникновения (либо статусу субъекта) природопользования различается общее и специальное право природопользования .

Общее право характеризуется производностью от конституционного права каждого на благоприятную окружающую среду, на свободу передвижения и т. п.; тем, что его реализация не связана с необходимостью предварительного осуществления каких бы то ни было юридических действий (получением разрешения, лицензии); бесплатностью; системой ограничений двух видов - личностным характером пользования и вызванных наличием специальных прав у других субъектов.

Специальное природопользование разделяется на комплексное и собственно специальное пользование недрами, лесами и т. п. и осуществляется только на основе предварительного получения в установленном законом порядке разрешения (лицензии) на осуществление определенного вида деятельности в соответствии с заранее определенными условиями. Оно характеризуется платностью и необходимостью принятия решения о предоставлении данного права уполномоченным на то органом, возложением наряду с предоставлением права и обязанностей.

Разновидностью права специального водопользования является особое водопользование для обеспечения нужд обороны, федерального транспорта и иных государственных потребностей.

К основным принципам права природопользования относятся:

  • - рациональное природопользование,
  • - экосистемный подход к регулированию природопользования,
  • - целевой характер пользования природными ресурсами,
  • - устойчивость права пользования природными ресурсами,
  • - платность специального природопользования.

Принцип рационального природопользования . Рациональное природопользование называют иногда экологически обоснованным природопользованием, при котором одновременно учитываются экологические, экономические, социальные и иные интересы человека. Принцип рационального природопользования обеспечивается как с помощью правовых норм, так и иных средств, например экологически целесообразных технологий.

Требования рационального природопользования в основном специфичны применительно к тому или другому природному ресурсу. Соответственно решению задач рационального природопользования служат как общие, так и специальные нормы, содержащиеся преимущественно в природоресурсном законодательстве. Так, к общим нормам подобного рода в земельном законодательстве можно отнести категорирование земель с учетом их экологической и экономической ценности: земли сельскохозяйственного назначения; земли природоохранного, природно-заповедного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения и др. В целях наиболее рационального использования лесных ресурсов Лесной кодекс выделяет защитные леса и особо защитные участки лесов (ст. 102). Так, к защитным лесам относятся леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях; леса, расположенные в водоохранных зонах; ценные леса.

К специальным нормам обеспечения рационального природопользования в горном праве относится, к примеру, требование о комплексном использовании недр, наиболее полном извлечении из недр запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов.

Правовыми критериями рационального использования соответствующего природного ресурса должны служить требования об обеспечении его неистощимости и экологической обоснованности эксплуатации природных богатств при одновременном обеспечении устойчивого развития. Так, использование земли в сельском хозяйстве и лесное хозяйство должны основываться на научной оценке производительных возможностей земли, а годовое истощение пахотного слоя почвы, рыбных запасов или лесных ресурсов не должно превышать темпов восстановления. Возобновимые природные ресурсы, как, например, леса и рыбные запасы, не будут истощены, если коэффициент использования не превышает возможности их восстановления и естественного прироста.

Правовое закрепление и практическое осуществление принципа рационального использования природных ресурсов может служить средством поддержания благоприятного качественного состояния природы и обеспечения охраны природных богатств от истощения.

Практическая реализация принципа рационального природопользования в России далека от теоретических и нормативных положений. Так, минеральные ресурсы многих регионов страны, например Урала, характеризуются комплексным содержанием ценных компонентов. Но на протяжении многих лет из них извлекались только отдельные элементы, а остальные поступали в отвалы, превращаясь в источник загрязнения окружающей среды.

Принцип экосистемного подхода к регулированию природопользования теснейшим образом связан с принципом рационального использования природных ресурсов. Объективно он предопределяется взаимосвязью и взаимообусловленностью процессов и явлений в природе. Другими словами, при использовании одного природного ресурса, например недр, может оказываться вредное воздействие на почвы, воды, атмосферный воздух, растительный и животный мир. Принцип экосистемного подхода вытекает из требований законодательства об охране окружающей среды. Его содержанием являются правовые требования о предупреждении, недопущении причинения вреда в процессе использования конкретного природного ресурса другим природным объектам и окружающей среде.

Применительно к праву природопользования этот принцип закрепляется в основном через регулирование обязанностей природопользователя. Так, водопользователь обязан не допускать причинение вреда окружающей среде.

Общим для земельного, горного, водного и других природоресурсных отраслей права является принцип целевого использования природных ресурсов. Цель, для которой предоставляются земельные участки, участки недр, водные объекты и участки лесов в пользование, всегда обязательно фиксируется в решении о предоставлении участка в пользование, лицензии на право пользования недрами, разрешении на специальное водопользование. Поэтому использование природного объекта не в соответствии с целевым назначением рассматривается законодательством как правонарушение и служит основанием для принятия решения о приостановлении или аннулировании лицензии.

Принцип устойчивости права природопользования заключается в основном в том, что природные объекты предоставляются обычно либо в бессрочное пользование (как, к примеру, земли), либо на длительный срок (воды, леса, недра), а право пользования ими может быть прекращено только по основаниям, указанным в законе. Это создает пользователю необходимые условия для осуществления его деятельности, гарантию его интересов, связанных с природопользованием.

Принцип платности природопользования заключается в обязанности субъекта специального природопользования оплатить пользование соответствующим видом природного ресурса. Общее природопользование, связанное с реализацией естественного права каждого на благоприятную окружающую среду, является для его субъектов безвозмездным. Введением платы достигается решение как общих задач государства, так и задач, связанных с поддержанием благоприятного состояния эксплуатируемого природного ресурса или его восстановлением.

Право природопользования - это институт экологического права, который представляет собой систему норм, регулирующих использование природных ресурсов, совокупность прав и обязанностей, возникающих в связи с использованием природных ресурсов.

Природопользование - это использование полезных для человека свойств окружающей природной среды: экологических, экономических, культурных, оздоровительных и др.

Статья 1 Федерального закона «Об охране окружающей среды» дает следующее определение: использование природных ресурсов - эксплуатация природных ресурсов, вовлечение их в хозяйственный оборот, в том числе все виды воздействия на них в процессе хозяйственной и иной деятельности.

Эти понятия - «природопользование» и «право природопользования» необходимо четко различать. Если природопользование есть фактическое использование человеком тех или иных природных объектов, полезных свойств окружающей природной среды, то право природопользования представляет собой использование свойств и объектов природной среды, которое урегулировано нормами права.

Субъектами права природопользования выступают граждане и юридические лица. Объектами - определенные компоненты природных ресурсов. Под природными ресурсами понимаются компоненты природной среды (земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы), природные объекты и природно-антропогенные объекты, которые используются или могут быть использованы при осуществлении хозяйственной и иной деятельности в качестве источников энергии, продуктов производства и предметов потребления и имеют потребительскую ценность.

В зависимости от основания как критерия для классификации выделяются разные виды права природопользования. Наиболее распространенной в науке экологического права признают следующую классификацию права природопользования в зависимости от требования по наличию разрешительной документации: право общего природопользования и право специального природопользования.

Право общего природопользования как гарантированная законом возможность для всех граждан пользоваться свободно и бесплатно природной средой.

Общее природопользование не требует какого либо специального разрешения. Оно осуществляется гражданами в силу принадлежащих им естественных прав, возникающих как результат рождения и существования человека (пользование атм. воздухом, водой для питья и культурно-бытовых нужд и т.д.).

Специальное природопользование реализуется гражданами и хозяйствующими субъектами на основе разрешений компетентных органов государства. Следовательно. право специального природопользования представляет собой право использования природных ресурсов с обязательным получением соответствующих разрешительных документов. Так, к примеру, сбор грибов гражданами в лесу для личного пользования является общим правом природопользования, и для этого не требуется получения каких-либо документов, а вот использование земельного участка для строительства уже требует получения документов как на земельный участок, так и на возведение здания, строения, сооружения.

Специальное природопользование носит целевой характер и по видам используемых объектов подразделяется на: землепользование, пользование недрами, водой и лесопользование, пользование растительным и животным миром, использование атм.

Воздуха и пр.

В ряде случаев в интересах обороны государства или для иных установленных законом целей может быть установлено особое природопользование.

Под комплексным природопользованием понимается использование природных ресурсов и оказание воздействия на окружающую природную среду на определенной территории только одним природопользователем.

Под комплексным природопользованием для предприятия понимается такое использование природно-ресурсного потенциала территории, при котором эксплуатация (добыча, изъятие) одного вида природного ресурса наносит наименьший ущерб другим природным ресурсам, а хозяйственная деятельность предприятия оказывает в целом минимально возможное воздействие на окружающую природную среду.

Существуют и иные основания классификации видов природопользования. Так, в зависимости от титула, на котором основано право природопользования, выделяют следующие виды природопользования: -

непосредственное природопользование, осуществляемое собственниками природных объектов; -

производное природопользование, осуществляемое на основе иного вещного или обязательственного права.

В зависимости от срока пользования различают: бессрочное; долгосрочное;

краткосрочное.

В зависимости от способа использования различают право природопользования, осуществляемое: с изъятием природного ресурса из природной среды; без изъятия природного ресурса из природной среды.

Каждый из указанных выше видов природопользования может быть подразделен на подвиды в зависимости от цели использования. Так, земля может использоваться для нужд сельского хозяйства, лесного хозяйства, промышленности, энергетики и т.д.

Основания возникновения, изменения и прекращения права природопользования различаются в зависимости от вида используемого природного объекта.

Общими основаниями возникновения права природопользования являются: 1)

решение компетентного государственного органа о предоставлении конкретного природного объекта в пользование или во владение. Такое решение может приниматься Правительством РФ, органом исполнительной власти субъекта РФ либо их совместным решением, а также органом местного самоуправления; 2)

лицензия на пользование природным объектом, выдаваемая специально уполномоченным государственным органом. Получение лицензии необходимо при возникновении права пользования объектами животного мира, права комплексного природопользования и др.; 3)

договор на пользование природными ресурсами. Природоресурсное законодательство предусматривает специфические виды договоров: лесное законодательство - договоры аренды, концессии, безвозмездного пользования; законодательство о недрах - лицензионный договор и соглашение о разделе продукции; водное законодательство - договоры водопользования; земельное законодательство договор аренды и временного пользования. Заключаются эти договоры с федеральными органами исполнительной власти, органами субъектов РФ или органами местного самоуправления. В ряде случаев заключение договора не требуется, например, при краткосрочном лесопользовании или при пользовании объектами животного мира гражданами.

Основаниями прекращения права природопользования являются: 1)

отказ природопользователя от дальнейшего пользования природным объектом; 2)

истечение срока природопользования; 3)

смерть гражданина или ликвидация юридического лица; 4)

неиспользование природного объекта в течение установленного законодательством

использование природного объекта не по целевому назначению, указанному в лицензии и договоре; 6)

нарушение условий и требований, установленных лицензией, договором и законодательством; 7)

изъятие природного объекта для государственных или муниципальных нужд.

Законодательством о природных ресурсах предусмотрены и иные основания прекращения

права природопользования.

Переход права природопользования возможен лишь в порядке правопреемства в случае смерти гражданина право природопользования переходит к его наследникам; при реорганизации юридического лица - к лицу, к которому переходят права и обязанности данного юридического лица в сфере природопользования.

Условиями перехода являются: 1)

использование объекта правопреемниками для собственных нужд; неизменность цели природопользования.

Еще по теме 2.1. Право природопользования: понятие и виды:

  1. Тема 2. Объекты экологического права. Право собственности на природные ресурсы. Право природопользования и его виды. Экологическое нормирование. 2.
  2. 8.1. Понятие и виды управления в области охраны окружающей среды и природопользования
  3. Лекция 9. Право интеллектуальной собственности 9.1. Формирование понятия интеллектуальной собственности и понятий, связанных с ним. 9.2. Авторское право. 9.3. Смежные права. 9.4. Патентное право. 9.5. Средства индивидуализации предпринимателей и их продукции.
  4. Глава III ВИДЫ СОЦИАЛЬНОГО ПРАВА. ПРОБЛЕМЫ, КОТОРЫЕ ПРИЗВАНО РАЗРЕШИТЬ ПОНЯТИЕ «СОЦИАЛЬНОЕ ПРАВО»
  5. Лекция 7. Право собственности и иные вещные права 7.1. Понятие, содержание права собственности. 7.2. Приобретение и прекращение права собственности. 7.3. Виды права собственности. 7.4. Право общей собственности. 7.5. Вещные права лиц, не являющихся собственниками. 7.6. Защита права собственности и других вещных прав.
  6. § 2. ПРАВО ТАМОЖЕННЫХ ПОШЛИН. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ТАМОЖЕННЫХ ПОШЛИН В МЕЖДУНАРОДНОМ ТАМОЖЕННОМ ОБЛОЖЕНИИ

- Авторское право - Аграрное право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Акционерное право - Бюджетная система - Горное право‎ - Гражданский процесс - Гражданское право - Гражданское право зарубежных стран - Договорное право - Европейское право‎ - Жилищное право - Законы и кодексы - Избирательное право - Информационное право - Исполнительное производство - История политических учений - Коммерческое право - Конкурсное право - Конституционное право зарубежных стран - Конституционное право России - Криминалистика - Криминалистическая методика - Криминальная психология - Криминология -


Самое обсуждаемое
Музыкальный праздник в подготовительной группе ДОУ по сказкам Чуковского Музыкальный праздник в подготовительной группе ДОУ по сказкам Чуковского
Принцип деления Европы на субрегионы Принцип деления Европы на субрегионы
Какие растения растут в пустыне Какие растения растут в пустыне


top