Право гражданина на обращение в суд за судебной защитой. Шовгеновский районный суд республики адыгея Каждый гражданин имеет право обратиться в суд

Право гражданина на обращение в суд за судебной защитой. Шовгеновский районный суд республики адыгея Каждый гражданин имеет право обратиться в суд

Какой документ должен быть предоставлен в суд подтверждающий право физического лица выступающего от своего имени в защиту прав или в защиту интересов другого лица, неопределенного круга лиц. (ч.1 ст.46 ГПК РФ)!? Каким образом должна быть оформлена просьба граждан к указанному лицу (Истцу), выступающему в защиту их прав!?

Ответ

Как правило, право на обращение в суд в защиту прав и законных интересов другого лица (лиц) подтверждается при наличии его соответствующей просьбы (просьб), выраженной в жалобе (жалобах), поданной (поданных) в письменной форме ( Постановления Пленума ВС РФ от 28.06.2012 № 17). Однако, граждане могут обратиться в суд с иском в защиту прав и свобод неопределенного круга лиц лишь в случаях, прямо предусмотренных законом. К примеру, в СК РФ установлено, что родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах, без специальных полномочий.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист»

«1.1. Лица, обладающие правом на обращение в суд за защитой своих прав и законных интересов, а также прав и законных интересов других лиц

Лицо, обратившееся в суд за защитой прав, других лиц, неопределенного круга лиц, должно иметь доверенность либо действовать в соответствии с учредительными документами юридического лица, либо в силу занимаемой должности в организации, публичном образовании. Кроме того, полномочия могут быть предусмотрены законодательством РФ.

Конституционный Суд РФ отметил, что «Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому право на судебную защиту его прав и свобод, как оно сформулировано в () Конституции Российской Федерации, непосредственно не устанавливает какой-либо определенный порядок судебной защиты по заявлениям заинтересованных лиц. Из названного конституционного права не следует возможность выбора гражданином по своему усмотрению любых способов и процедур судебной защиты, особенности которых применительно к отдельным видам судопроизводства и категориям дел определяются исходя из Конституции Российской Федерации федеральными законами. Именно такой случай предусмотрен в статьи 28 СК Российской Федерации, устанавливающем исчерпывающий перечень лиц, которым предоставлено право требовать признания брака недействительным, что, следовательно, не может рассматриваться как нарушение каких-либо конституционных прав».

Согласно части 1 статьи 1 названного Федерального закона с заявлением о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок в порядке, установленном данным Федеральным законом и процессуальным законодательством Российской Федерации, в суд могут обратиться граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, российские, иностранные и международные организации, являющиеся в судебном процессе сторонами или заявляющими самостоятельные требования относительно предмета спора третьими лицами, взыскатели, должники, а также подозреваемые, обвиняемые, подсудимые, осужденные, оправданные, потерпевшие, гражданские истцы, гражданские ответчики в уголовном судопроизводстве, в предусмотренных федеральным законом случаях другие заинтересованные лица. Приведенное законоположение корреспондирует части первой статьи 3 ГПК Российской Федерации, согласно которой заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов, в том числе с требованием о присуждении ему компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного постановления в разумный срок.

ПРАВОНАОБРАЩЕНИЕВСУД

Xml:namespace>

Согласно статье 8 Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН10. 12. 1948 года,каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правахкомпетентными национальными судами в случае нарушения его основных прав, предоставленных ему конституцией или законом.

Это положение закреплено и в части первой статьи 46 Конституции Российской Федерации, согласнокоторой, каждому гарантируетсясудебная защита его прав исвобод. Это право поставлено Конституцией РФ наравне с неотъемлемыми правами человека, такими как право на жизнь, право на обеспечение достоинства личности,право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, свободу совести и свободу вероисповедания, право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, право на жилище и входит в перечень тех прав и свобод, которые не подлежат ограничению даже в случаях чрезвычайного положения (ч. 3 ст. 56 Конституции РФ).

Право на обращениев суд закреплено и в статье 3 ГПК РФ, котораягласит - заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в судза защитой нарушенных, либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов. При этом, отказ от права на обращение в суд недействителен.

Под заинтересованными лицами здесь понимаются любые физические лица. Например, граждане РФ, обладающие гражданско- процессуальной правоспособностью (ст. 36 ГПК РФ) и гражданско- процессуальной дееспособностью (ст. 37 ГПК РФ); лица без гражданства (не являющееся гражданином России и не имеющее доказательств принадлежности к гражданству другого государства) и иностранные граждане (ст. 399 ГПК РФ).

Под заинтересованными лицами понимаются также:

российские юридические лица, при этом речь идет как о коммерческих, так и некоммерческих организациях. Кроме того, российскими юридическими лицами являются также и коммерческиеорганизации с участиеминостранных инвесторов, если ониучреждены в России, а также созданные в России международные объединения и организации;

российские организации, не обладающие статусом юридического лица –например, при рассмотрении трудовых дел;

иностранные организации (ст. 400 ГПК РФ).

Кроме того, заинтересованными лицами являются не только лица, чьи права нарушены (оспорены), но и их законные представители (ст. 52 ГПК РФ) и иные представители (ст. 48 ГПК РФ), любые иные лица, упомянутые в ст. 4 ГПК РФ, в том числе и не относящиеся к лицам, участвующим в деле (гл. 4 ГПК РФ).

Принципиальное значение имеют правила ч. 2 ст. 3 ГПК РФ, согласно которым, отказ от права на обращение в суд недействителен. В силу принципа диспозитивности заинтересованное лицо само определяет, обращаться ли ему в суд за защитой права или нет.Условия договоров, содержащие отказ от права наобращение в суд, являются ничтожными. При этом, не являетсяотказом от права на обращение в суд необходимость соблюдения претензионного или иного досудебногопорядка урегулирования, передача спора на разрешениетретейского суда илимеждународного коммерческого арбитража.

Всем известно, что незнание закона не освобождает от ответственности. Но, кроме этого, незнание закона, элементарных норм и прав зачастуюставит гражданина в очень неприятные ситуации,разрешить которые человек сможет только в суде: нарушение трудовых прав (ст. 390-393 ТК РФ), вопросы по налогам (ст. 22 НК РФ), нарушение прав потребителей (Закон РФ «О защите прав потребителей» от 07. 02. 1992 г. №2300-1), семейные споры (ст. 8 СК РФ), нарушение гражданских прав, связанных с принятием нормативного акта, действием или бездействием должностных лиц, избирательных прав (главы 24, 25 и 26 ГПК РФ) и многие другие проблемы.

Так же ГПК РФ предусмотрено право наобжалованиене вступившихи вступивших в законную силу судебных решений. Федеральным законом№353-ФЗ от 09. 12. 2010 годав разделы III и IV ГПК РФ, регулирующие обжалование судебных решений, внесены существенные изменения. С 01. 01. 2012 года судебные решения всех судов первой инстанции, не вступившие в законную силу, могут быть обжалованы в апелляционном порядкев соответствии с правилами, предусмотренными главой 39 ГПК РФ-производство в суде апелляционной инстанции.При этом, апелляционная жалоба на решение суда первой инстанции может быть подана в течение месяца со дня принятия решениясуда в окончательной форме, если иные сроки не установленынастоящим Кодексом (в старой редакции решение суда можно было обжаловать в течение 10 дней). Частная жалоба на определение суда первой инстанции может быть подана в течение 15 дней со дня вынесенияопределения судом первой инстанции (в старой редакции частную жалобу на определениесуда можно было подать такжев течение 10 дней).

Глава 40 ГПК РФ- производство в судекассационной инстанции- утратила свою силу с 01. 01. 2012 года и согласно главе 41 ГПК РФ- производство в суде кассационнойинстанции (в редакции ФЗ от 09. 12. 2010 года №353-ФЗ) с 01. 01. 2012 года вступившие в законную силу судебные постановления, за исключением судебных постановлений Верховного Суда РФ, могут быть обжалованы в порядке, установленном настоящей главой,в суд кассационной инстанции лицами, участвующими в деле, и другими лицами, если их права и законные интересы нарушены судебными постановлениями. При этом судебные постановления могут бытьобжалованы в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу при условии, что лицами, указанными в ч. 1настоящей статьи, были исчерпаны иные установленные настоящим Кодексом способы обжалованиясудебного постановлениядо дня вступления его в законную силу.

Но не только в законодательстве о гражданском судопроизводстве закреплено право на обращение в суд.

В уголовном процессуальном законодательстве тоже имеются положения, закрепляющие право гражданна обращение в суд.

Так, в статье 125 УПК РФ закреплено право гражданина на обращение в суд с жалобой на постановления дознавателя, следователя, руководителя следственного органа об отказе в возбуждении уголовного дела, а равно иные решения, действия (бездействие) дознавателя, следователя,руководителя следственного органа и прокурора, которые способны причинить ущербконституционным правам и свободамучастников уголовного судопроизводства либо затруднить доступ граждан к правосудию.

Также ст. 318 УПК РФ предусмотрено право потерпевшегоили его законного представителяна обращение к мировому судье с заявлением частного обвинения по преступлениям, предусмотренным частью 1 ст. 115 (умышленное причинение легкого вреда здоровью) и частью 1 статьи 116 (побои) УК РФ.Уголовные дела по таким заявлениям считаются уголовными делами частного обвинения и возбуждаются не иначе как по заявлению потерпевшего или его законного представителя. Однако частью 4 ст. 20 УПК РФустановлено, что руководитель следственного органа,следователь, а также с согласия прокурора дознаватель возбуждают уголовное дело о любом преступлении, если данное преступление совершено в отношениилица, которое в силу зависимогоили беспомощного состояниялибо по иным причинам не можетзащищать свои права и законные интересы. К иным причинам относится также случай совершения преступлениялицом, данные о котором неизвестны.

Кроме того главой 47 УПК РФ – производство по рассмотрению иразрешению вопросов, связанных с исполнением приговора предусмотрено право осужденного на обращение в суд с ходатайством о пересмотре приговора в связи спринятием нового закона (ст. 397 УПК РФ) или о снятии судимости (ст. 400 УПК РФ).

В части 5 ст. 5 Конвенциио защите прав человека (1950 г.) закреплено положение, согласно которому «каждый, кто был жертвой ареста или содержания под стражей, произведенных в нарушение положений данной статьи, имеет право на компенсацию, обладающую исковой силой».

В соответствии со ст. 53 Конституции РФ – каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием)органов государственной власти и их должностных лиц.

Данной норме Конституции РФ и международныхправовых актов РФ соответствует глава 18 УПК РФ- реабилитация.

Право на реабилитацию, в том числе право на возмещение вреда, связанного с уголовным преследованием, имеют: - подсудимый, в отношении котороговынесен оправдательный приговор; - подсудимый, уголовное преследованиев отношении которого прекращенов связи с отказом государственного обвинителяот обвинения; - подозреваемый или обвиняемый, уголовное преследование в отношении которого прекращено по основаниям,предусмотреннымп. п. 1, 2, 5 и 6 части 1 ст. 24 и п. п. 1 и 4-6 части 1 ст. 27 УПК РФ; - осужденный, в случае полной или частичной отмены вступившего в законную силу обвинительного приговора суда и прекращения уголовного дела по основаниям,предусмотренным п.п. 1 и 2 части 1 ст. 27 УПК РФ; - лицо, к которому были применены принудительные меры медицинского характера, в случае отмены не законного или не обоснованного постановления суда о применении данной меры; - Право на возмещение вреда в порядке, установленном главой 18 УПК РФ имееттакже любое лицо, незаконно подвергнутоемерам процессуального принужденияв ходе производства по уголовному делу.

При этом, согласно Определению Конституционного Суда РФ от 20. 06. 2006 года № 270-О, несмотря на то, что в УПК РФ отсутствует норма,предусматривающаявозмещениевреда лицу,уголовное преследование в отношении которого осуществлялосьв порядке частного обвинения и было прекращено в связи с отказом частного обвинителя от обвинения,это не может расцениваться как свидетельство отсутствияу государства обязанности содействоватьреабилитированному лицу в защите его прав и законных интересов, затронутых необоснованным уголовным преследованием. Такая защита может быть осуществлена путем принятия судомрешения о возмещении ему вреда в ином процессуальном порядкена основе норм гражданского права.

Так же в уголовном процессуальном законодательстве предусмотрено право на апелляционное и кассационное обжалование (раздел Х III - апелляционное и кассационное обжалованиесудебных решений, не вступивших в законную силу) и надзорное обжалование(раздел XV -пересмотр вступивших в законную силу приговоров,определений и постановлений суда).

Xml:namespace>

Хочется отметить, что с каждым годом жители Шовгеновского района все чащеобращаются в суд для решения своих проблем правовым способом.

Так, подведя итоги работы Шовгеновского районного суда за прошедший год, установлено, что в 2011 году в суд поступило 388 гражданских дел, что на 171 дело больше, чем в 2010 году (217 гражданских дел, то есть +78,8%).

Из поступивших в 2011 году гражданских дел, в порядке искового производства поступило 276 дел; в особом производстве- 61 и в порядке производства по делам, возникшим из публичных отношений- 51.

Xml:namespace>

Более активно граждане сталипользоваться своими правами и в уголовном процессуальном порядке.

Если в 2010 году в порядке ст. 125 УПК в суд обратилось 3 заявителя, то в 2011 году таким правом воспользовались 6 заявителей (+ 100%).

В порядке главы 47 УПК в 2010 году в Шовгеновский районный суд поступило 8 ходатайств, а в 2011 году -90 ходатайств (+1025%).

Xml:namespace>

На примере нашего суда могу смело сказать, что, несмотря частые появления в средствах массовой информации не очень приятных статей в адрес судебной системы, граждане все же верят в правосудие и больше начинают доверять суду.

Xml:namespace>

Xml:namespace>

Xml:namespace>

Временно исполняющий полномочия

председателя Шовгеновского

районного судаВ. А. Беданоков

Производство по делам о защите нарушенных или оспариваемых прав граждан и организаций, осуществляемое судами общей юрисдикции, представляет собой самостоятельный вид административного судопроизводства, которое осуществляется но общим правилам искового судебноадминистративного процесса с особенностями, установленными гл. 21-26 КАС РФ и другими федеральными законами для отдельных категорий дел.

Общие правила искового производства по своей юридической природе являются общими правилами административного судопроизводства, поскольку применяются при рассмотрении и разрешении любой категории административных дел в судах общей юрисдикции.

Изъятия из общих правил и дополнения к ним, установленные в специальных процессуальных нормах, действуют при рассмотрении соответствующих категорий административных дел. Наличие такого рода изъятий и дополнений общих правил искового производства не изменяет его юридической природы при рассмотрении и разрешении отдельных категорий административных дел. Каждая из этих отдельно выделенных законодателем категорий дел рассматривается в исковом порядке с процессуальными особенностями, обусловленными спецификой материальных административно-правовых отношений, из которых они возникают.

Судопроизводство по делам о защите нарушенных или оспариваемых прав представляет собой вид административного судопроизводства, предназначенный для их защиты посредством разрешения споров о праве административном и обеспечения законности в публичном управлении.

Отнесенные к этому виду административного судопроизводства дела следует, в свою очередь, подразделить па две категории в зависимости от целей судебной деятельности:

  • 1) дела, рассмотрение и разрешение которых имеет непосредственной целью контроль законности НПА в публичном управлении и опосредованной - защиту субъективных прав и законных интересов частных лиц (граждан и организаций);
  • 2) дела, рассмотрение и разрешение которых имеет непосредственной целью защиту субъективных прав и законных интересов частных лиц посредством проверки законности административных действий (бездействия) и решений органов публичной власти.

Деятельность суда при рассмотрении дел первой категории непосредственно направлена на разрешение спора о праве объективном и обеспечение законности в публичном управлении посредством проверки соответствия НПА публичной администрации закону или иным нормативным актам, большей юридической силы.

Спор об объективном административном праве - спор о законности нормативного правового акта, заявленный лицами, в отношении которых применен этот акт, а также лицами, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом.

Эти лица вправе обратиться в суд, если полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы. Рассматривая дело, возбужденное по административному иску этих лиц в защиту субъективного права, предположительно нарушенного оспариваемым нормативным актом, суд непосредственно решает вопрос об абстрактном праве, о соответствии этого акта закону или другому нормативному акт}", большей юридической силы. В случае выявления незаконности оспариваемого акта, нарушения им иерархии правовых норм суд признает незаконный акт недействующим и тем самым обеспечивает опосредованную защиту нарушенного им субъективного права истца. В соответствии с КАС РФ такого рода споры разрешаются в порядке производства по административным делам об оспаривании НПА (гл. 21).

Вторая категория дел в рамках этого вида административного судопроизводства связана с непосредственной защитой субъективных прав и законных интересов частных лиц, нарушенных неправомерными действиями (бездействием) и решениями (ненормативными актами) административно-публичных органов, а также организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями. Базовым производством по этой категории дел является регулируемое гл. 22 КАС РФ производство по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями.

В структуре административного судопроизводства по делам о защите нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов граждан и организаций, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, можно выделить следующие самостоятельные виды производств:

  • - производство по делам о признании недействующими НПА полностью или в части;
  • - производство по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих;
  • - производство по делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации;
  • - производство по административным искам в Дисциплинарную коллегию Верховного Суда РФ;
  • - производство по делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости;
  • - производство по делам по искам о компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок.

Судопроизводство по административным делам об оспаривании НПА

является процессуальной формой абстрактного нормоконтроля. Данное производство представляет собой судебную проверку законности НПА в рамках юридического дела, специально начатого в целях такой проверки по административному иску. В результате этой проверки принимается судебное решение, в соответствии с которым НПА может утратить свою юридическую силу или действие полностью или в определенной части.

Абстрактный контроль предполагает проверку НПА на предмет его соответствия закону вне связи с каким-либо конкретным спором: в любой момент после принятия и независимо от его применения. В порядке процедуры этого контроля суд проверяет законность НПА в абстрактной форме, т.е. без учета действия НПА на практике и определения прямых и конкретных юридических последствий для заинтересованного частного лица, обратившегося в суд с утверждением о предположительном нарушении этим актом его конкретного субъективного права.

В рамках процедуры абстрактного нормоконтроля разрешается спор об объективном административном праве посредством операции проверки соответствия норм одних правовых актов меньшей юридической силы нормам других правовых актов большей юридической силы. Проверка законности НПА происходит вне связи с рассмотрением конкретного дела, инициированного по поводу нарушения этим актом конкретного субъективного права, послужившего основанием для возбуждения спора об объективном административном праве, т.е. абстрагируясь от рассмотрения конкретных обстоятельств этого спора.

Абстрактный (прямой или целевой) нормоконтроль - осуществляемая в определенной процессуальной форме деятельность суда по проверке соответствия спорного нормативного акта вышестоящим по юридической силе нормативным актам на основании надлежащего обращения уполномоченного лица, предметом требования которого является признание недействующим оспариваемого акта, предположительно нарушающего его права или законные интересы.

С административным иском о признании НПА не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым НПА, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы (ч. 1 ст. 208 КАС РФ). С административным иском о признании НПА не действующим может обратиться в суд общественное объединение в защиту прав и законных интересов всех своих членов в случае, если это предусмотрено федеральным законом.

Право на обращение в суд с административным исковым заявлением о признании НПА противоречащим закону полностью или частично имеют прокурор в пределах своей компетенции, иные государственные органы (включая Президента РФ и Правительство РФ) и органы местного самоуправления, считающие, что этот акт нс соответствует иному НПА, имеющему большую юридическую силу, нарушает их компетенцию или права, свободы и законные интересы граждан (ч. 3 ст. 208 КАС РФ). С заявлением о признании НПА по вопросам реализации избирательных прав и нрава на участие в референдуме не действующим вправе обращаться также ЦИК РФ, иные избирательные комиссии, полагающие, что оспариваемый НПА не соответствует иному НГ1А, имеющему большую юридическую силу, нарушает избирательные права или право на участие в референдуме либо компетенцию избирательной комиссии.

В целях обеспечения защиты прав и законных интересов законодатель установил правило: административное исковое заявление о признании НИ А недействующим может быть подано в суд в течение всего срока его действия. При этом устанавливаются два исключения из общих правил искового административного судопроизводства: а) по делам об оспаривании НПА судом не могут быть приняты встречные административные исковые требования и б) по данной категории дел не допускается соглашение о примирении, и суду запрещается утверждать такое соглашение, в случае его заключения сторонами.

Основаниями для оспаривания нормативного акта в суд являются:

1) несоответствие закону; 2) нарушение этим актом прав и законных интересов граждан; 3) принятие акта с нарушением компетенции или установленной процедуры.

Заявление об оспаривании НПА должно соответствовать требованиям, предъявляемым к форме и содержанию искового заявления (ч. 1 ст. 125 КАС РФ). Кроме того, дополнительно оно должно содержать данные о наименовании органа или должностного лица, принявших оспариваемый акт. В заявлении указывается также:

  • - наименование данного акта и дата его принятия, номер, источник и дата опубликования;
  • - сведения о применении оспариваемого НПА к административному истцу или о том, что административный истец является субъектом отношений, регулируемых этим актом;
  • - сведения о том, какие права и законные интересы лица, обратившегося в суд, нарушены, а при подаче такого заявления организациями, прокурором и иными органами публичной власти, указанными в ст. 208 КАС РФ, какие права и законные интересы иных лиц, в интересах которых подан административный иск, нарушены, или о том, что существует реальная угроза их нарушения;
  • - наименование и отдельные положения НПА, который имеет большую юридическую силу и на соответствие которому надлежит проверить оспариваемый НПА;
  • - ходатайства, обусловленные невозможностью приобщения каких- либо документов из числа требуемых для предоставления в суд по данной категории дел (ч. 3 ст. 209 КАС РФ);
  • - требование о признании оспариваемого НПА недействующим с указанием на несоответствие законодательству РФ всего НПА или отдельных его положений.

Подача заявления в суд автоматически не приостанавливает действие оспариваемого нормативного акта. По административному иску об оспаривании НПА суд вправе принять меру предварительной защиты в виде запрета применения оспариваемого НПА или его оспариваемых положений в отношении административного истца.

Судья отказывает в принятии административного иска о признании НПА недействующим в следующих случаях:

  • 1) при наличии общих оснований для отказа в принятии административного искового заявления, предусмотренных ч. 1 ст. 128 КАС РФ;
  • 2) в случае, если на момент подачи заявления о признании НПА недействующим оспариваемый акт или его оспариваемые положения прекратили свое действие.

Суд вправе объединить в одно производство для совместного рассмотрения и разрешения несколько административных дел об оспаривании одного и того же НПА, а также об оспаривании разных положений этого акта.

Административные дела этой категории рассматриваются судом в срок, не превышающий двух месяцев со дня подачи административного иска, а Верховным Судом РФ - в течение трех месяцев со дня его подачи. Заявление об оспаривании закона субъекта РФ о роспуске представительного органа муниципального образования рассматривается судом в 10-дневный срок со дня его поступления в суд. Административное дело об оспаривании НПА рассматривается с участием прокурора, который дает заключение по этому делу. Если дело возбуждается на основании искового заявления самого прокурора, то его заключение не требуется.

В зависимости от обстоятельств дела суд может рассмотреть заявление в отсутствии кого-либо из заинтересованных лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания. Неявка в судебное заседание лица, обратившегося в суд, прокурора, который участвует в судебном разбирательстве в целях дачи заключения, а также представителей органа публичной власти, принявшего оспариваемый НПА, не является препятствием к рассмотрению дела, если явка таких лиц не была признана судом обязательной. Суд может признать обязательной явку в судебное заседание представителя органа публичной власти, принявшего оспариваемый акт. В случае неявки суд может наложить на него судебный штраф в порядке и размере, установленных ст. 122 и 123 КАС РФ.

При рассмотрении административного дела суд проверяет законность положений НПА, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в исковом заявлении, и выясняет в полном объеме следующие обстоятельства:

  • 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;
    • а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие НПА;
    • б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать НПА;
    • в) процедуру принятия оспариваемого НПА;
    • г) правила введения НПА в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных НПА предусмотрена законодательством РФ) и вступления их в силу;
    • д) соответствие оспариваемого НПА или его части НПА, имеющим большую юридическую силу.

Обязанность доказывания законности НПА, процедуры его принятия и введения в действие возлагается на принявший его орган.

Отказ лица, обратившегося в суд, от своего требования, а также признание требования органом публичной власти или должностным лицом, принявшими оспариваемый акт, не влечет за собой обязанность суда прекратить производство по делу об его оспаривании.

Утрата НПА силы или его отмена в период рассмотрения административного дела не является основанием для прекращения производства по этому делу в случае, если при его рассмотрении установлены применение оспариваемого акта в отношении административного истца и нарушение его прав и законных интересов.

В КАС РФ (ст. 214) предусмотрено 10 оснований, исходя из которых суд может прекратить производство по данной категории дел:

  • 1) в случае, если отказ прокурора от административного иска, поданного в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, являющихся субъектами административных и иных публичных правоотношений, связан с удовлетворением административным ответчиком заявленных требований;
  • 2) в случае отказа прокурора от административного иска, поданного в защиту прав и законных интересов гражданина, а также отказа от этого иска самого гражданина, обладающего административной процессуальной дееспособностью, его представителя или законного представителя гражданина, не обладающего административной процессуальной дееспособностью, суд принимает отказ от него, если это не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц;
  • 3) в случае отказа органов, организаций и граждан от административного иска, поданного в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, если этот отказ связан с удовлетворением административным ответчиком заявленных требований;
  • 4) в случае отказа органов, организаций и граждан от административного иска, поданного в защиту нрав и законных интересов другого лица, а также отказа от этого иска самого лица, обладающего административной процессуальной дееспособностью, его представителя или законного представителя гражданина, не обладающего административной процессуальной дееспособностью, суд принимает отказ от него, если это не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц;
  • 5) если административное дело не подлежит рассмотрению и разрешению судом в порядке административного судопроизводства, поскольку это заявление рассматривается и разрешается в ином судебном порядке (в порядке гражданского, уголовного или конституционного судопроизводства либо арбитражным судом);
  • 6) если имеется вступившее в законную силу решение суда, принятое но административному иску о том же предмете;
  • 7) в случае смерти гражданина, являвшегося стороной в административном деле, при условии, что спорное публичное правоотношение не допускает правопреемства;
  • 8) если ликвидация организации, являвшейся стороной в административном деле, завершена, при условии, что публичное правоотношение не допускает правопреемства;
  • 9) если оспариваемый НПА утратил силу, отменен или изменен и перестал затрагивать права и законные интересы административного истца;
  • 10) если лицо, обратившееся в суд, отказалось от своего требования и отсутствуют публичные интересы, препятствующие принятию судом данного отказа. При этом принятие судом отказа от иска не препятствует обращению в суд иных лиц, полагающих, что оспариваемым НПА затрагиваются или нарушаются их права и законные интересы.

В рамках производства по этой категории дел решение суда принимается по общим правилам, установленным гл. 15 К АС РФ. По результатам рассмотрения дела суд принимает одно из следующих решений:

  • а) отказывает в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый НПА признается соответствующим иному нормативном}" акту, имеющему большую юридическую силу;
  • б) удовлетворяет заявленные требования полностью или в части, если оспариваемый акт полностью или в части признается не соответствующим иному НПА, имеющему большую юридическую силу, и недействующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Если при рассмотрении административного дела суд установит, что применение на практике НПА или его отдельных положений не соответствует его истолкованию, выявленному судом с учетом места данного акта в системе НПА, суд указывает на это в мотивировочной и резолютивной частях своего решения.

В резолютивной части решения суда должны содержаться:

  • - указание на удовлетворение административного иска полностью или в части и на признание оспариваемого акта недействующим полностью или в части со дня вступления решения суда в законную силу или с иной определенной судом даты либо указание на отказ в удовлетворении административного иска;
  • - указание на опубликование решения суда или сообщения о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа публичной власти, в котором был опубликован оспоренный акт;
  • - сведения о распределении судебных расходов и указание на порядок и срок обжалования решения суда;
  • - другие сведения о вопросах, разрешенных судом исходя из конкретных обстоятельств дела, в том числе о выявленном судом содержании оспоренного акта или его отдельных положений.

Решение суда по этому административному делу вступает в законную силу по общим правилам, предусмотренным ст. 186 КАС РФ.

В случае признания судом НПА не действующим полностью или в части, не могут применяться также НПА, которые имеют меньшую юридическую силу и воспроизводят содержание НПА, признанного не действующим, либо на нем основаны и из него вытекают. Решение суда о признании НПА не действующим не может быть преодолено повторным принятием такого же акта. В случае принятия такого повторного акта требования о его оспаривании могут рассматриваться судом в порядке упрощенного (письменного) производства без проверки законности этого повторного акта, если на момент его принятия отсутствовали изменения в законодательстве, которому противоречил признанный недействующим НПА.

Если в связи с признанием НПА не действующим выявлена недостаточная правовая урегулированность административных и иных публичных правоотношений, способная повлечь нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц, суд вправе возложить на орган публичной власти, принявший оспоренный акт, обязанность принять новый НПА, заменяющий акт, признанный не действующим.

Признание нормативного акта недействующим относится в таким способам защиты прав и законных интересов, применение которых позволяет предупредить или пресечь нарушение субъективных прав и гарантировать восстановление уже нарушенных в конкретном случае прав и законных интересов.

Судопроизводство по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов публичной власти, нарушающих права и законные интересы частных лиц (граждан и организаций), связано с обращением граждан, предусмотренным ч. 1 ст. 218 КАС РФ. Данная статья закона предоставляет гражданину, организации, иному лицу право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что:

  • - нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы;
  • - созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов; или
  • - незаконно возложены на них какие-либо обязанности.

Под правами и свободами, которые могут быть нарушены властными действиями (бездействием) и решениями, понимаются как права и свободы, закрепленные в Конституции РФ, так и иные нрава, предусмотренные отраслевым российским законодательством и международными нормами, относящимися к правам человека.

КАС РФ предусматривает альтернативный порядок оспаривания неправомерных актов органов публичной власти и должностных лиц: гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или в вышестоящую в порядке подчиненности инстанцию, либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров. Вместе с тем, если федеральный закон устанавливает обязательное соблюдение досудебного порядка разрешения административных споров, обращение в суд возможно только после соблюдения этого порядка.

Наряду с гражданами и организациями в качестве субъектов обращения в суд КАС РФ называет «иных лиц», не раскрывая легальное содержание этой категории. Исходя из логического толкования ст. 218 КАС РФ можно предположить, что под «иными лицами» законодатель понимает две группы субъектов:

  • - общественные объединения , которые вправе обратиться в суд с требованием об оспаривании решений, действий (бездействия) органа публичной власти, если полагает, что ими нарушены или оспорены права и законные интересы всех членов этого общественного объединения, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности;
  • - органы государственной власти , Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации , уполномоченный по правам человека в субъекте РФ , иные органы , организации и лица , а также прокурор вправе обратиться в суд с административным иском о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов публичной власти в защиту прав и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые акты не соответствуют НПА, нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц.

Для обращения в суд устанавливаются следующие сроки: три месяца со дня , когда гражданину , организации , иному лицу стало известно о нарушении его прав или 10 дней в следующих особых случаях.

  • 1) по иску об оспаривании решения представительного органа муниципального образования о самороспуске или об оспаривании решения представительного органа муниципального образования об удалении в отставку главы муниципального образования;
  • 2) по иску о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя;
  • 3) по иску об оспаривании решений, действий (бездействия) органа исполнительной власти субъекта РФ, органа местного самоуправления по вопросам, связанным с согласованием места и времени проведения публичного мероприятия (собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования), а также с вынесенным этими органами предупреждением в отношении целей такого публичного мероприятия и формы его проведения.

Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска. Административные исковые заявления подаются в суд по общим правилам подсудности, установленным гл. 2 КАС РФ.

Форма административного искового заявления должна соответствовать общим требованиям, предусмотренным ст. 125 КАС РФ. Кроме того, в административном исковом заявлении по данной категории дел должны быть указаны:

  • - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемое решение либо совершившие оспариваемое действие (бездействие);
  • - наименование, номер, дата принятия оспариваемого решения, дата и место совершения оспариваемого действия (бездействия);
  • - сведения о том, в чем заключается оспариваемое бездействие (от принятия каких решений либо от совершения каких действий в соответствии с обязанностями, возложенными в установленном законом порядке, уклоняется орган публичной власти);
  • - иные известные данные в отношении оспариваемых решения, действия (бездействия);
  • - сведения о правах, свободах и законных интересах административного истца, которые, по его мнению, нарушаются оспариваемыми решением, действием (бездействием);
  • - НПА и их положения, на соответствие которым надлежит проверить оспариваемые решение, действие (бездействие);
  • - сведения о невозможности приложения к административному исковому заявлению каких-либо документов и соответствующие ходатайства;
  • - сведения о том, подавалась ли в вышестоящий в порядке подчиненности орган или вышестоящему в порядке подчиненности лицу жалоба по тому же предмету, который указан в подаваемом административном исковом заявлении. Если такая жалоба подавалась, указываются дата ее подачи, результат ее рассмотрения;
  • - требование о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями.

В случае принятия к производству административного искового заявления суд направляет копии соответствующего определения лицам, участвующим в деле, не позднее следующего рабочего дня после дня вынесения определения. Копии определения о принятии к производству суда административного иска о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа исполнительной власти субъекта РФ, органа местного самоуправления по вопросам, связанным с согласованием места и времени проведения публичного мероприятия (собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования), а также с вынесенным этими органами предупреждением в отношении целей такого публичного мероприятия и формы его проведения, направляются судом лицам, участвующим в деле, в день вынесения данного определения с использованием способов, позволяющих обеспечить скорейшую доставку этих копий.

Суд в порядке, предусмотренном гл. 7 КАС РФ, вправе использовать меры предварительной защиты : приостановить действие оспариваемого решения в части, относящейся к административному истцу, или приостановить совершение в отношении административного истца оспариваемого действия.

Возбужденное на основании поданного заявления дело суд обязан рассмотреть в месячный срок , а Верховный Суд РФ - в течение двух месяцев со дня поступления административного иска в суд. По отдельным категориям дел, разрешаемых в порядке этого производства, КАС РФ предусматривает сокращенный 10-дневный срок рассмотрения судебного спора (ч. 2-4 ст. 226 КАС РФ).

Лица, участвующие в деле, их представители, а также иные участники судебного разбирательства извещаются о времени и месте судебного заседания. Неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению дела, если суд не признал их явку обязательной. Однако суд может признать явку этих лиц обязательной. Представитель органа и должностное лицо в случае их неявки могут быть подвергнуты штрафу в сумме до 30 тыс. руб., а орган, не обеспечивший их явку, - до 100 тыс. руб.

В ходе разбирательства суд исследует документы, на основании которых было вынесено оспариваемое решение или совершено оспариваемое действие (бездействие), заслушивает объяснения истца и других участвующих в деле лиц, исследует необходимые документы и иные доказательства. Органы публичной администрации, действия и решения которых оспариваются, обязаны документально доказать их законность. Гражданин освобождается от обязанности доказывать незаконность оспариваемых действий (решений), но обязан доказать факт нарушения своих прав и свобод.

При рассмотрении дела суд может в целях правильного разрешения дела истребовать доказательства по своей инициативе. Должностные лица, не исполняющие требований суда о предоставлении доказательств, могут быть подвергнуты штрафу.

При проверке законности оспариваемого решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении, и выясняет в полном объеме следующие обстоятельства:

  • 1) нарушены ли права и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав и законных интересов которых подан иск;
  • 2) соблюдены ли требования НПА, устанавливающих:
    • а) полномочия органа публичной власти на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
    • б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
    • в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены НГ1А;
  • 3) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) НПА, регулирующим спорные отношения.

Решение суда по рассмотренному делу принимается по общим правилам, установленным гл. 15 КАС РФ. По результатам рассмотрения судом может быть принято одно из следующих решений:

  • 1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими НПА и нарушающими права и законные интересы административного истца. В этом случае он постановляет об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению нрав и реализации законных интересов лиц, в интересах которых был подан соответствующий административный иск;
  • 2) об отказе в удовлетворении заявленных требований.

В резолютивной части решения но делу должно содержаться указание на признание оспоренных административных актов (решения, действия (бездействия) не соответствующими НПА и нарушающими права и законные интересы административного истца, на удовлетворение заявленного требования полностью или в части со ссылками на орган публичной власти - автора акта - и на существо оспоренного акта.

В случае удовлетворения административного иска и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав и законных интересов административного истца. При этом он указывает на срок устранения таких нарушений, а также на обязанность сообщения об исполнении решения в суд и лицу, которое являлось истцом по этому делу. Этот срок не должен превышать одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если суд не устанавливает иной срок.

Кроме того, в резолютивной части решения должны содержаться сведения по вопросам, разрешенным судом на основании конкретных обстоятельств административного дела, включая отмену или сохранение мер предварительной защиты по административному иску. Суд может указать на необходимость опубликования решения суда в определенном официальном печатном издании в установленный им срок.

В день вступления в законную силу решения суда, которым удовлетворены заявленные требования, или в день обращения данного решения к немедленному исполнению его копии направляются с использованием способов, позволяющих обеспечить скорейшую доставку таких копий, руководителям органов публичной власти, решения, действия (бездействие) которых были оспорены. Суд также может направить копии данного решения в вышестоящие в порядке подчиненности органы, прокурору, другим лицам.

Решение по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) приводится в исполнение по общим правилам, указанным в ст. 187 К АС РФ. Судебные решения, которыми признаны незаконными решения, действия (бездействие) органа исполнительной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления по вопросам, связанным с проведением публичного мероприятия (собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования), подлежат немедленному исполнению. Обжалование решений суду по этим делам осуществляется по общим правилам, установленным КАС РФ.

Производство по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов публичной власти можно рассматривать как базовое в рамках такого вида административного судопроизводства, каковым является судопроизводство по делам о защите нарушенных или оспариваемых прав, выделяемое на основе положений ч. 2 ст. 1 КАС РФ. Эго производство является базовым, поскольку иные производства в рамках данного вида административного судопроизводства (гл. 23-26 КАС РФ) также, в сущности, имеют своим предметом дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями. Однако рассмотрение и разрешение этих дел в силу специфики их юридической природы отличается определенными особенностями как от общих правил искового административного судопроизводства, так и от правил производства по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов публичной власти.

Процессуальные особенности других видов судопроизводства по делам о защите нарушенных и оспоренных прав и законных интересов обусловлены спецификой субъектного состава и предмета спора, а также характером нарушенного и подлежащего восстановлению субъективного публичного права. В их число включаются следующие особенности.

  • 1. В производстве по административным делам, рассматриваемым Дисциплинарной коллегией Верховного Суда РФ (гл. 23 КАС РФ):
    • - предмет исковой защиты - право на занятие государственной должности (должности судьи), нарушенное, по мнению истца, неправомерным решением о досрочном прекращении полномочий судьи;
    • - субъекты спора : судья или гражданин, в отношении которого принято решение о досрочном прекращении полномочий судьи, и квалификационная коллегия судей; вид суда - Дисциплинарная коллегия Верховного Суда РФ; средство обращения в суд - жалоба, имеющая значение административного иска; пределы проверки судом жалобы (обращения ) - суд не связан заявленными в ней основаниями и доводами; решение суда - отмена решения административного ответчика в случае удовлетворения жалобы и др.
  • 2. В производстве по делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации (гл. 24):
    • - предмет исковой защиты - избирательное право гражданина или его право на участие в референдуме либо права наблюдателя, члена избирательной комиссии или комиссии референдума, связанные с осуществлением ими своих полномочий;
    • - субъекты спора: граждане Российской Федерации, кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители с одной стороны и органы государственной власти, органы местного самоуправления, иные органы, избирательные комиссии, комиссии референдума - с другой ; либо (по спорам в связи с нарушением законодательства о выборах и референдумах) избирательная комиссия, комиссия референдума в качестве административного истца с одной стороны и орган государственной власти, орган местного самоуправления, должностное лицо, кандидат, избирательное объединение, политическая партия, ее региональное отделение и иное структурное подразделение, другое общественное объединение, инициативная группа по проведению референдума, иная группа участников референдума, а также избирательная комиссия или комиссия референдума в качестве ответчика с другой стороны,
    • - особый субъектный состав предусмотрен по избирательным спорам: об определении срока выборов; о назначении местного референдума; о проведении местного референдума; о решении, принятом на местном референдуме; о правомерности решения избирательной комиссии о заверении списка кандидатов, об отказе в заверении списка кандидатов, о регистрации кандидата, списка кандидатов, об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов; об отмене регистрации кандидата, списка кандидатов; об отмене регистрации инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума; о прекращении деятельности инициативной группы по проведению референдума, инициативной агитационной группы; о расформировании избирательной комиссии, комиссии референдума; об отмене решения избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования, о результатах выборов, референдума; правомерности решения, действия (бездействия) участковой избирательной комиссии, комиссии референдума, связанные с установлением итогов голосования (ч. 7-16 ст. 239 КАС РФ);
    • - особые сроки обращения в суд по отдельным категориям избирательных споров, которые не подлежат восстановлению независимо от причин их пропуска (ч. 2-6 ст. 240 КАС РФ);
    • - особые сроки рассмотрения административных дел по отдельным категориям избирательных споров (ч. 1-3 ст. 241 КАС РФ) и особые сроки принятия судебных решений (ч. 4-6 ст. 241 КАС РФ);
    • - особые условия применения мер предварительной защиты по отдельным категориям избирательных споров (ч. 5 ст. 243 КАС РФ);
    • - особые случаи прекращения производства по административному делу (ч. 2 ст. 242 КАС РФ);
    • - особые правила рассмотрения избирательных споров - обязанность суда информировать вышестоящую избирательную комиссию о принятии дела к производству, коллегиальное рассмотрение отдельных дел, запрет на применение правил упрощенного (письменного) производства и др. (ст. 243 КАС РФ).
  • 3. В производстве по административным делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости (гл. 25 КАС РФ):
    • - предмет исковой зашиты - право налогоплательщика на правильное определение налогооблагаемой базы объекта недвижимости (право налогоплательщика на справедливое налогообложение);
    • - субъекты спора: а) граждане и юридические лица с одной стороны и орган исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченный на принятие решения о проведении государственной кадастровой оценки, с другой стороны, по спорам о праве, нарушенном решением этого органа; б) органы государственной власти, органы местного самоуправления с одной стороны и орган исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченный на принятие решения о проведении государственной кадастровой оценки, с другой стороны, но спорам о результатах определения кадастровой стоимости в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности соответствующего субъекта РФ или муниципального образования; в) граждане, юридические лица, государственные и муниципальные органы с одной стороны и комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости - с другой, по спорам о законности решений принятых комиссией. Иски на решения этих комиссий рассматриваются по правилам гл. 22 КАС РФ (ч. 5 ст. 245);
    • - (ч. 2 ст. 246);
    • - особое условие об обязательном предварительном досудебном оспаривании для юридических лиц и органов публичной власти (ч. 4 ст. 245);
    • - особенности резолютивной части судебного решения, касающиеся указания па вновь установленную величину кадастровой стоимости ;
    • - особенности апелляционного обжалования судебного решения (ч. 5-7 ст. 249).
  • 4. В производстве по административным делам о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок (гл. 26 КАС РФ):
    • - предмет исковой защиты - право на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок;
    • - субъекты спора : лицо, полагающее, что нарушено его право на судопроизводство в разумный срок, включая досудебное производство по уголовному делу, или право на исполнение судебного акта в разумный срок, с одной стороны, государственный орган, орган местного самоуправления, иной орган, организация, должностное лицо, предположительно нарушившие эти права, - с другой (ст. 250);
    • - особые сроки подачи административного искового заявления (ч. 2-6 ст. 250);
    • - особый порядок подачи административного иска (ст. 251), особые требования к содержанию административного искового заявления ;
    • - особенности фактических обстоятельств, устанавливаемых судом по делу (ч. 3-4 ст. 258);
    • - особенности формулирования мотивировочной и резолютивной частей судебного решения по делу и особый порядок его обжалования (ст. 259-261).

Особенности производства по отдельным категориям дел, указанным в гл. 23-26 КАС РФ, определяются в первую очередь по отношению к производству, регламентируемому гл. 22. На его базовый характер указывает в ряде случаев сам законодатель, устанавливая применимость правил гл. 22 к иным категориям дел (ст. 229, 245 КАС РФ).

1. В качестве "лица" в данной статье подразумевается как любой человек (физическое лицо), так и всякое обратившееся через своих представителей в суд учреждение, организация, предприятие и т.п. (юридическое лицо).

2. Заинтересовано лицо может быть как прямо, так и косвенно.

3. Лицо обладает правом на обращение в суд вне зависимости от того, может оно доказать или нет тот факт, что его право либо законный интерес нарушены.

4. Лицо обладает всеми правами субъекта, обратившегося в суд, и в тех случаях, когда ему (несмотря на прямое указание закона) все же в принятии его заявления было отказано. Единственным исключением из этого правила являются случаи нарушения им предусмотренного законом порядка обращения в суд.

5. Правовые последствия, обусловленные подачей заявления в суд, наступают всегда, если подача таковой осуществлена в предусмотренном законом порядке.

6. В некоторых материальных отраслях права предусмотрены сроки подачи заявления (жалобы) в суд. Так, заявление работника о восстановлении на работе подается в районный суд в месячный срок со дня вручения ему копии приказа об увольнении или со дня выдачи трудовой книжки, либо со дня, когда работник отказался от получения приказа об увольнении или трудовой книжки, а о разрешении иного индивидуального трудового спора - мировому судье в трехмесячный срок со дня, когда работник узнал или должен был узнать о нарушении своего права (ч. 1 ст. 392 ТК РФ, ст. 24 ГПК РФ).

7. Между тем судья не вправе отказать в принятии искового заявления по мотивам пропуска без уважительных причин срока обращения в суд (ч. ч. 1 и 2 ст. 392 ТК РФ) или срока на обжалование решения комиссии по трудовым спорам (ч. 2 ст. 390 ТК РФ), так как закон не предусматривает такой возможности. Не является препятствием к возбуждению трудового дела в суде и решение комиссии по трудовым спорам об отказе в удовлетворении требования работника в связи с пропуском срока на его предъявление.

8. Установив, что срок обращения в суд пропущен без уважительных причин, судья принимает решение об отказе в иске именно по этому основанию без исследования иных фактических обстоятельств по делу (абз. 2 ч. 6 ст. 152 ГПК РФ).

9. Учитывая, что ст. 46 Конституции РФ гарантирует каждому право на судебную защиту и ТК РФ не содержит положений об обязательности предварительного внесудебного порядка разрешения трудового спора комиссией по трудовым спорам, лицо, считающее, что его права нарушены, по собственному усмотрению выбирает способ разрешения индивидуального трудового спора и вправе либо первоначально обратиться в комиссию по трудовым спорам (кроме дел, которые рассматриваются непосредственно судом), а в случае несогласия с ее решением - в суд в десятидневный срок со дня вручения ему копии решения комиссии, либо сразу обратиться в суд (ст. 382, ч. 2 ст. 390, ст. 391 ТК РФ).

Если индивидуальный трудовой спор не рассмотрен комиссией по трудовым спорам в десятидневный срок со дня подачи работником заявления, он вправе перенести его рассмотрение в суд (ч. 2 ст. 387, ч. 1 ст. 390 ТК РФ).

10. Третейский суд представляет собой негосударственное непостоянно действующее образование. Он формируется по соглашению всех участников спора в составе одного либо нескольких судей, избранных в одинаковом числе каждой стороной, и одного по общему избранию судей.

11. Согласно ч. 1 ст. 11 ГК РФ третейский суд осуществляет защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством.

12. За исключением споров, вытекающих из трудовых и семейных отношений, и некоторых других дел, граждане могут путем заключения между собой письменного договора передать любой возникший между ними спор на рассмотрение третейского суда.

13. Морская арбитражная комиссия является самостоятельным постоянно действующим арбитражным учреждением (третейским судом), осуществляющим свою деятельность по разрешению споров, отнесенных к ее компетенции, в соответствии с Законом РФ от 7 июля 1993 года N 5338-1 "О международном коммерческом арбитраже".

14. Морская арбитражная комиссия разрешает споры, которые вытекают из договорных и других гражданско-правовых отношений, возникающих из торгового мореплавания, независимо от того, являются сторонами таких отношений субъекты российского и иностранного либо только российского или только иностранного права. В частности, Морская арбитражная комиссия разрешает споры, вытекающие из отношений:

1) по фрахтованию судов, морской перевозке грузов, а также перевозке грузов в смешанном плавании (река - море);

2) по морской буксировке судов и иных плавучих объектов;

3) по морскому страхованию и перестрахованию;

4) связанных с куплей-продажей, залогом и ремонтом морских судов и иных плавучих объектов;

5) по лоцманской и ледовой проводке, агентскому и иному обслуживанию морских судов, а также судов внутреннего плавания, поскольку соответствующие операции связаны с плаванием таких судов по морским путям;

6) связанных с использованием судов для осуществления научных исследований, добычи полезных ископаемых, гидротехнических и иных работ;

7) по спасанию морских судов либо морским судном судна внутреннего плавания, а также по спасанию в морских водах судном внутреннего плавания другого судна внутреннего плавания;

8) связанных с подъемом затонувших в море судов и иного имущества;

9) связанных со столкновением морских судов, морского судна и судна внутреннего плавания, судов внутреннего плавания в морских водах, а также с причинением судном повреждений портовым сооружениям, средствам навигационной обстановки и другим объектам;

10) связанных с причинением повреждений рыболовным сетям и другим орудиям добычи (вылова) водных биологических ресурсов, а также с иным причинением вреда при осуществлении промышленного рыболовства.


Самое обсуждаемое
Музыкальный праздник в подготовительной группе ДОУ по сказкам Чуковского Музыкальный праздник в подготовительной группе ДОУ по сказкам Чуковского
Принцип деления Европы на субрегионы Принцип деления Европы на субрегионы
Какие растения растут в пустыне Какие растения растут в пустыне


top