Реорганизация автономной некоммерческой организации. Способы и формы реорганизации некоммерческих организаций Присоединение как форма реорганизации НКО

Реорганизация автономной некоммерческой организации. Способы и формы реорганизации некоммерческих организаций Присоединение как форма реорганизации НКО

Реорганизация Некоммерческих организаций может проходить в следующих формах:

  • слияние - объединение некоммерческих организаций одной организационно-правовой формы, в результате которого создается новое НКО;
  • присоединение - форма реорганизации, при которой одна НКО присоединяется к другой. Такая реорганизация проходит только в рамках одной организационно-правовой формы;
  • разделение - форма реорганизации, в результате которой одна НКО разделяется на несколько других. Реорганизация такого вида возможна только в рамках одной организационно-правовой формы;
  • выделение - форма реорганизации, при которой проходит процесс создания нового НКО такой же организационно-правовой формы, что и существующее. При этом обе организации продолжают свое существование;
  • преобразование - форма реорганизации, результатом которой является создание нового НКО другой организационно-правой.

При всех видах реорганизации права и обязанности переходят в порядке универсального правопреемства.

Услуга «Реорганизация Некоммерческой Организации» включает:

  • устное консультирование по вопросам реорганизации Некоммерческой Организации;
  • экспертиза действующих документов НКО;
  • разработка плана реорганизации, согласование порядка и сроков реорганизации;
  • подготовка полного пакета документов для процедуры реорганизации НКО;
  • осуществление представительства и сопровождение процедуры реорганизации некоммерческой организации в Министерстве Юстиции.

Дополнительно Вы можете заказать:

  • бухгалтерское сопровождение процедуры реорганизации;
  • изготовление печати созданным в процессе реорганизации организациям; получение письма с присвоенными кодами видов экономической деятельности; уведомлений о постановке на учет НКО в Пенсионном Фонде и Фонде социального страхования;
  • получение лицензий на осуществление видов деятельности, подлежащих лицензированию (образовательная деятельность);
  • разработка кадровой документации и трудовых договоров с персоналом, обязательных локальных актов;
  • создание договорной базы (разработка типовых и индивидуальных договоров для ведения деятельности);
  • иные услуги, необходимые для успешного осуществления деятельности.

Комплексный подход компании «Клифф» к процедуре реорганизации некоммерческих организаций, включающий качественную подготовку документов, экспертизу действующих документов, согласование готового пакета документов, позволяет провести процедуру реорганизации НКО, не потратив лишнего времени и усилий Клиента.

Положительный опыт:

  • юристы компании «Клифф» успешно провели процедуру реорганизации в форме преобразования Некоммерческого партнерства, занимающегося образовательной деятельностью, без предварительного приведения наименования и организационно-правовой формы в соответствие с Гражданским Кодексом, в Автономную некоммерческую организацию, сохранив при этом действующую лицензию организации;
  • компания «Клифф» успешно провела процедуру присоединения двух Региональных общественных организаций, работающих в сфере защиты прав человека. Нюанс процедуры заключался в том, что общественные организации находились в разных регионах.

Перечень необходимых документов для каждой некоммерческой организации, участвующей в процедуре реорганизации:

  • копия устава;
  • копия свидетельства о регистрации НКО с присвоенным номером ОГРН;
  • копия свидетельства о постановке на учет в налоговый орган;
  • сведения о высшем и исполнительном органе действующего НКО;
  • адрес места нахождения создаваемых НКО в процессе реорганизации;
  • сведения об учредителях создаваемых НКО;
  • сведения об исполнительном органе создаваемого НКО.

Дополнительно оплачиваются нотариальные расходы и государственная пошлина.

Регистрация Ассоциации в кратчайшие сроки

Силами лучших сотрудников юридической фирмы «Клифф» в наиболее возможный короткий срок была зарегистрирована Ассоциация. Особенность проекта - кратчайшие сроки подготовки и согласования документов некоммерческой организации для последующего получение статуса саморегулируемой организации. Клиент продолжает сотрудничество с компанией «Клифф» в сфере получения статуса саморегулируемой организации.

Юристами «Клифф» завершен проект по присоединению некоммерческой образовательной организации. Помимо необходимых регистрационных действий юристами была подготовлена вся документация, необходимая для перевода образовательного процесса (сотрудников и обучающихся из присоединенного общества). Благодаря консультациям юристов удалось избежать конфликтов с работниками Учреждения, а также претензий со стороны обучающихся. Благодаря данному присоединению помимо финансово оздоровления основного общества удалось сохранить рабочие места для более чем 50 педагогов небольшой образовательной организации, находившейся на грани банкротства.

Реорганизация представляет собой основание прекращения деятельности юридического лица и отличается от ликвидации правопреемством, то есть переходом прав и обязанностей реорганизуемого юридического лица к другим лицам.

Особенности правопреемства при реорганизации зависят от ее формы Наряду с общими вопросами проведения реорганизации, одинаковыми для всех юридических лиц, наибольшую сложность в отношении некоммерческих организаций (далее - НКО) составляют проблемы допустимых форм реорганизации.

Порядок проведения реорганизации некоммерческих организаций определяется Гражданским Кодексом Российской Федерации (далее – ГК РФ), Федеральным законом «О некоммерческих организациях», другими федеральными законами (об отдельных некоммерческих организациях). Так, например, в соответствии с Федеральным законом «Об общественных объединениях» реорганизация общественного объединения осуществляется по решению съезда (конференции) или общего собрания. Имущество общественного объединения, являющегося юридическим лицом, переходит после его реорганизации к вновь возникшим юридическим лицам в порядке, предусмотренном ГК РФ.

Действующим законодательством установлены следующие формы реорганизации некоммерческих организаций: 1) слияние; 2) присоединение; 3) разделение; 4) выделение; 5) преобразование. Причем данный перечень является исчерпывающим. Различие проведено законом по критерию правопреемства.

При слиянии юридических лиц права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу в соответствии с передаточным актом.

При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом.

При разделении юридического лица его права и обязанности переходят к вновь возникшим юридическим лицам в соответствии с разделительным балансом.

При выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к каждому из них переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с разделительным балансом.

При преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменении организационно-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом. Особенности преобразования некоммерческой организации установлены в статье 17 Федерального закона «О некоммерческих организациях».

Исходя из положений ГК РФ можно выделить два вида реорганизации: 1) добровольную; 2) принудительную.

Добровольная реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами. В случаях, установленных законом, реорганизация юридического лица в форме его разделения или выделения из его состава одного или нескольких юридических лиц осуществляется по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда.

То есть принудительная реорганизация может применяться только в отношении двух ее форм - разделения или выделения и только по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда.

Кроме того, в случаях, установленных законом, реорганизация юридических лиц в форме слияния, присоединения или преобразования может быть осуществлена лишь с согласия уполномоченных государственных органов.

Обязательным условием реорганизации является формирование передаточного акта либо разделительного баланса. Передаточный акт и разделительный баланс должны содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами, утверждаемый учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о реорганизации юридических лиц, и представляются вместе с учредительными документами для государственной регистрации вновь возникших юридических лиц или внесения изменений в учредительные документы существующих юридических лиц.

Непредставление вместе с учредительными документами соответственно передаточного акта или разделительного баланса, а также отсутствие в них положений о правопреемстве по обязательствам реорганизованного юридического лица влекут отказ в государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.

Законодательством предусмотрены дополнительные гарантии прав кредиторов реорганизуемого юридического лица. Так, юридическое лицо в течение 3-х рабочих дней после даты принятия решения о его реорганизации обязано в письменной форме сообщить в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц (Минюст России и его территориальные органы), о начале процедуры реорганизации с указанием формы реорганизации. В случае участия в реорганизации двух и более юридических лиц такое уведомление направляется юридическим лицом, последним принявшим решение о реорганизации либо определенным решением о реорганизации. На основании данного уведомления орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, вносит в Единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что юридическое лицо (юридические лица) находится (находятся) в процессе реорганизации.

Реорганизуемое юридическое лицо после внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о начале процедуры реорганизации дважды, с периодичностью 1 раз в месяц, помещает в средствах массовой информации, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц (журнал «Вестник государственной регистрации», уведомление о своей реорганизации. В случае участия в реорганизации 2-х и более юридических лиц уведомление о реорганизации опубликовывается от имени всех участвующих в реорганизации юридических лиц юридическим лицом, последним принявшим решение о реорганизации, либо определенным решением о реорганизации. В уведомлении о реорганизации указываются сведения о каждом участвующем в реорганизации создаваемом (продолжающем деятельность) в результате реорганизации юридическом лице, форма реорганизации, описание порядка и условий заявления кредиторами своих требований, иные сведения, предусмотренные законом.

По общему правилу, установленному законодательством, некоммерческая организация считается реорганизованной с момента государственной регистрации вновь возникшей организации (организаций).

Однако, при присоединении к ней другой организации первая из них считается реорганизованной с момента внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенной организации.

Государственная регистрация вновь возникшей в результате реорганизации организации (организаций) и внесение в Единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности реорганизованной организации (организаций) осуществляются в порядке, установленном федеральными законами:

В соответствии со ст. 14 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» для государственной регистрации некоммерческих организаций, создаваемых путем реорганизации, представляются: заявление о государственной регистрации каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации; учредительные документы каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации; решение о реорганизации юридического лица; договор о слиянии в случаях, предусмотренных федеральными законами; передаточный акт или разделительный баланс; документ об уплате государственной пошлины.

Богатырев А-М.Х.,

и.о. начальника отдела по делам некоммерческих организаций

Управления Минюста России по Карачаево-Черкесской Республике

Реорганизация НКО: общие положения

Реорганизация, равно как и ликвидация, является основанием для прекращения деятельности юридического лица. Основным различием между ликвидацией и реорганизацией является процедура распределения принадлежащих НКО прав и обязанностей.

При ликвидации предприятие закрывается полностью, после чего права и обязанности, которыми оно обладает, аннулируются. Реорганизация же влечет за собой возникновение новых юрлиц, обладающих правами своего предшественника (в полном объеме или частично).

НКО считается реорганизованной с момента государственной регистрации образовавшегося на ее основе нового объединения. Исключением является ситуация, когда реорганизация происходит в форме присоединения, — в этом случае объединение признается реорганизованным с момента внесения в ЕГРЮЛ записи об упразднении присоединенной организации (п. 3 ст. 16 закона «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7).

Реорганизации некоммерческой организации может предшествовать проведение инвентаризации. Полученные по ее итогам сведения позволяют составить разделительный баланс или передаточный акт.

Способы реорганизации

Согласно п. 2 ст. 16 закона № 7 возможны следующие формы реорганизации некоммерческой организации:

  1. Слияние. Права и обязанности объединяемых юрлиц переходят ко вновь создаваемой организации в соответствии с передаточным актом.
  2. Присоединение. Права и обязанности присоединяемой НКО переходят к юрлицу, на базе которого создается новое объединение в соответствии с передаточным актом.
  3. Разделение. Права и обязанности разделяемой НКО переходят ко вновь образуемым объединениям в соответствии с разделительным балансом.
  4. Выделение. Часть прав и обязанностей реорганизуемого объединения переходит к выделяемым юрлицам в соответствии с разделительным балансом.
  5. Преобразование. Изменяется организационно-правовая форма реорганизуемой НКО, при этом ее права и обязанности передаются вновь созданному объединению на основании передаточного акта. Преобразование производится согласно ст. 17 закона № 7, предусматривающей следующие варианты (для удобства восприятия представляем их в виде таблицы):

Форма преобразуемой НКО

Форма, приобретаемая НКО после преобразования

Хозяйственное общество

Некоммерческое партнерство

Некоммерческое партнерство

Автономная некоммерческая организация

Ассоциация/союз

Частное учреждение

Перечень документов, необходимых для реорганизации НКО

Чтобы реорганизация некоммерческой организации прошла успешно, необходимо подготовить все документы, предусмотренные законодательством. На стадии подготовки к реорганизации потребуется оформить:

Не знаете свои права?

  • протокол собрания учредителей НКО, содержащий решение о ее реорганизации;
  • уведомление о начале процедуры реорганизации, составленное по форме Р12003.

Согласно п. 1 ст. 14 закона «О государственной…» от 08.08.2001 № 129 далее в территориальное отделение Минюста придется подать:

  • заявление о госрегистрации создаваемого (форма Р12001) и упраздняемого/присоединяемого (форма Р16003) объединений;
  • учредительные документы новых объединений (устав или учредительный договор), за исключением случаев, когда НКО будет функционировать в соответствии с типовым уставом;
  • договор о слиянии (если того требует федеральное законодательство);
  • документ об уплате госпошлины за регистрацию новых НКО;
  • документ, подтверждающий факт передачи в территориальное отделение ПФР сведений о реорганизованном предприятии;
  • передаточный акт (в некоторых регионах предоставление необязательно) или разделительный баланс.

Передаточный акт — это документ, определяющий, согласно ст. 59 ГК РФ, порядок правопреемства по всем обязательствам реорганизуемой НКО — как уже имеющимся, так и тем, что могут возникнуть после реорганизации.

Разделительный баланс — это документ, определяющий порядок распределения активов (имущества, денежных средств, нематериальных благ) и пассивов (долговых обязательств), принадлежащих реорганизуемой НКО. Действующее законодательство не содержит указаний о его точной форме и содержании, поэтому организации могут составлять его самостоятельно, руководствуясь правилами внутреннего документооборота.

Начало реорганизации

Начинается реорганизация, как сказано выше, с принятия соответствующего решения и уведомления регистрирующего органа, которые производятся в следующем порядке:

  1. Проведение общего собрания учредителей НКО или иного высшего органа управления. На повестке дня должен быть поднят вопрос о проведении реорганизации объединения и определении формы, в которой она будет осуществлена. По итогам собрания составляется протокол, в котором фиксируется решение, принятое учредителями. Если в реорганизации участвуют два и более объединения (например, в случае слияния), такое собрание придется проводить в каждом из них.
  2. В течение 3 рабочих дней с момента принятия решения уведомление по форме Р12003 направляется в территориальное отделение Минюста РФ, выступающее в качестве регистрирующего органа (п. 1 ст. 13.1 закона № 129). Отделение, в которое нужно обратиться, определяется в соответствии с п. 1 ст. 15 закона № 129. Если в реорганизации участвует одна НКО, регистрационные действия осуществляются по месту ее нахождения. Если же участниками реорганизации являются две или более организации, регистрация проводится тем органом, в который было направлено соответствующее уведомление. При этом обязанность по подаче уведомления, согласно п. 1 ст. 13.1 закона № 129, возлагается на объединение, последним принявшее решение о реорганизации. Кроме того, такая обязанность может быть закреплена за определенным юрлицом на общем собрании учредителей НКО и зафиксирована в составленном по его итогам протоколе.

Завершение реорганизации

После отправки уведомления в Минюст процедура реорганизации продолжается:

  1. На основании полученных от НКО документов Минюст принимает решение о создании записи о начале процедуры реорганизации некоммерческой организации и передает его в ФНС для внесения в ЕГРЮЛ соответствующей записи. Эти действия выполняются в течение 3 дней с момента получения заявления регистрирующим органом (п. 1 ст. 13.1 закона № 129).
  2. После получения листа, содержащего информацию о внесении в ЕГРЮЛ новых сведений, НКО обязана опубликовать уведомление о проводимой реорганизации в журнале «Вестник государственной регистрации». Это нужно сделать дважды с периодичностью в один месяц (п. 2 ст. 13.1 закона № 129). Такая публикация позволяет выявить всех лиц, перед которыми у предприятия имеются долги, и составить на основании полученной информации так называемый реестр кредиторов (в дальнейшем на его основе будет составляться передаточный акт или разделительный баланс). В уведомлении указываются следующие сведения:
  • наименование всех организаций, участвующих в реорганизации;
  • форма, в которой осуществляется реорганизация;
  • порядок и условия заявления кредиторами объединения финансовых требований.
  1. По истечении указанного срока НКО может подавать документы на госрегистрацию создаваемых объединений и исключение из реестра тех юрлиц, которые в результате реорганизации прекращают свою деятельность. На каждую создаваемую НКО заполняется форма Р12001, каждую упраздняемую — Р16003.

Таким образом, законодатель предусматривает 5 способов реорганизации НКО, приводящих к возникновению новых объединений в различных организационно-правовых формах. Для регистрации изменений, которые влекут за собой реорганизацию, необходимо обратиться в территориальное отделение Минюста РФ с соответствующим заявлением. Образующиеся в итоге объединения принимают права и обязанности реорганизуемой НКО. Чтобы правильно распределить их между преемниками, проводится инвентаризация имущества (определяется перечень активов) и составляется реестр кредиторов (формируется перечень пассивов).

Наверное, многие сейчас знают, что АНО – это некоммерческое автономное учреждение унитарного типа, в том числе фондовые, религиозные и другие организации. Однако особенности такой организации (ее отличия от других организационно-правовых форм) мало кому известны.

Ключевая характеристика – отсутствие членской формы участия. Возникает на базе имущественных паев физлиц и юрлиц. Цель учреждения – предоставление услуг в соцсферах: например, спортивная, здравоохранительная, образовательная, правовая и научная деятельность.

Невзирая на тот факт, что АНО –автономная некоммерческая организация, это учреждение имеет право вести предпринимательскую деятельность. Но лишь теми ее видами, которые соответствуют его организационным целям и требуются для их достижения. А потому подобные некоммерческие учреждения весьма распространены на территории РФ. В формате АНО создаваться могут: медучреждения (здравоохранительные центры, клиники), пансионаты, организации юридического направления, спортклубы.

Естественно, что первый вопрос, возникающий у лиц, желающих образовать подобное учреждение: как зарегистрировать автономную некоммерческую организацию. Прежде чем приступать к регистрации, учреждение необходимо сформировать фактически и лишь после этого (при формировании требуемого пакета документации) приступают к регистрационному этапу.

АНО: процесс создания

Учредителями такого типа учреждения выступают физлица и юрлица. Отличие от иных предприятий: учредителем АНО может быть одно лицо. Также учредители используют услуги, оказываемые этой компанией, но лишь наравне с иными лицами.

Учредители по долгам образованного ими учреждения ответственности не несут, равно как и АНО по долгам учредителей.

Правление в АНО осуществляют учредители согласно порядку, регламентированному Уставом. Высший управленческий орган АНО – Общее собрание его учредителей.

Учредители организовывают и постоянно функционирующий орган с коллегиальным типом правления. Они назначают единоличный орган исполнительной власти (гендиректора, Председателя), обычновыбирая кандидатуру из числа физлиц-учредителей.

Порядок регистрации АНО в Москве

Стоит упомянуть, что решение об учреждении АНО принимается ее учредителями (либо единоличным учредителем самостоятельно). В пределах 3-х месяцев с момента принятия решения об организации АНО следует подавать пакет документации в компетентный орган, правомочный зарегистрировать новое учреждение. Необходимо оплатить соответствующую этому случаю госпошлину. Документы для регистрации АНО: Устав, заявительная форма, квитанция, свидетельствующая об уплате госпошлины, данные об юрадресе, решение. В зависимости от профиля АНО потребоваться может и другая документация, в том числе: виза для учредителей-иностранцев, выписки из реестров зарубежных юрлиц, согласование использования имени. Важно:госпошлина за регистрацию АНО оплачивается предварительно (еще до подачи документов в госорганы).

По завершении регистрации АНО, согласно действующему порядку, сведения о новом АНО вносятся также в ЕГРЮЛ. Не стоит забывать, что регистрация АНО самостоятельно - достаточно сложная процедура. Лучше доверить это мероприятие профессионалам. По доверенности любое лицо может осуществить за вас все необходимые регистрационные действия.

Какие документы необходимы для открытия АНО

Базовой учредительной документацией АНО выступает Устав, в котором прописывают нижеследующее:

  • наименование, содержащее сведения о роде деятельности и включающее словосочетание «автономная некоммерческая организация»;
  • местонахождение;
  • порядок управления;
  • цели, предмет деятельности;
  • способы формирования имущества;
  • порядок редактирования учредительной документации;
  • порядок действий с имуществом при ликвидации;
  • другая информация, не противоречащая действующим нормативным актам.

Также АНО заключать может Учредительный договор, не подлежащий регистрации, в отличие от Устава, но необходимый для урегулирования жизнедеятельности учреждения. В таком договоре могут прописываться: условия передачи материальных ценностей, порядок организации, выход учредителей из АНО и иные положения.

Формирование имущества АНО

Учредители формируют имущественную основу некоммерческого автономного учреждения. Имущество, передаваемое учредителями в АНО, превращается в собственность этого учреждения. Поэтому учредители утрачивают правомочие на переданное ими имущество в АНО.

Выход из состава учредителей АНО

По действующим правовым нормам выход из числа учредителей АНО можно осуществить по своему усмотрению. Но включение нового учредителя возможно лишь по общему решению учредителей организации.

Следует обратить особое внимание и на тот факт, что с 2014 года возникла необходимость при входе/выходе учредителей из АНО вносить соответствующие сведения в ЕГРЮЛ. Редакция помимо реестра фиксируется в Уставе, если такие данные в нем не указаны.

Реорганизация АНО

АНО по решению его учредителей может преобразовываться в фонд.

Автономная некоммерческая организация реорганизуется в форме присоединения. Какой орган следует известить об этом — ФНС России или Минюст России? АНО зарегистрирована в г. Москве.

Н.Ю. Казанкова,
вопрос с сайта www.сайт

Государственная регистрация реорганизуемых некоммерческих организаций (НКО) проводится в соответствии со ст. 14-16 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (в редакции от 19.07.2009, далее - Закон № 129-ФЗ) с учетом положений ст. 16 и 17 Федерального закона от 12.01.96 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее - Закон № 7-ФЗ).

Госрегистрацию юридических лиц, создаваемых путем реорганизации, осуществляют территориальные налоговые инспекции ФНС России по месту нахождения реорганизуемых юрлиц (ст. 2 и п. 1 ст. 15 Закона № 129-ФЗ, п. 4, 5.3.1 и 5.5.6 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 № 506).

Вместе с тем решение о госрегистрации реорганизации НКО принимает федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере регистрации НКО (п. 2 и 3 ст. 13.1 Закона № 7-ФЗ). Таковым назначен Минюст России, который осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через свои территориальные органы (п. 1 и 5 Указа Президента РФ от 13.10.2004 № 1313).

Порядок госрегистрации НКО при их создании, реорганизации, ликвидации, внесении в их учредительные документы изменений, принятии решения о внесении в ЕГРЮЛ сведений (изменений в сведения) определен Административным регламентом исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, утвержденным приказом Минюста России от 31.03.2009 № 96 (далее - Регламент).Согласно п. 1 Регламента финансовое ведомство исполняет государственную функцию в отношении общероссийских и международных общественных объединений, политических партий, отделений международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, торгово-промышленных палат, созданных на территории нескольких субъектов РФ, Торгово-промышленной палаты РФ.


Самое обсуждаемое
Музыкальный праздник в подготовительной группе ДОУ по сказкам Чуковского Музыкальный праздник в подготовительной группе ДОУ по сказкам Чуковского
Принцип деления Европы на субрегионы Принцип деления Европы на субрегионы
Какие растения растут в пустыне Какие растения растут в пустыне


top