Государственный контроль за охраной атмосферного воздуха. Основные методы мониторинга атмосферного воздуха Какая служба занимается мониторингом атмосферы

Государственный контроль за охраной атмосферного воздуха. Основные методы мониторинга атмосферного воздуха Какая служба занимается мониторингом атмосферы

Введение

Сам термин «мониторинг» впервые появился в рекомендациях специальной комиссии СКОПЕ (научный комитет по проблемам окружающей среды) при ЮНЕСКО в 1971 году, а в 1972 году уже появились первые предложения по Глобальной системе мониторинга окружающей среды (Стокгольмская конференция ООН по окружающей среде).

Однако такая система не создана по сей день из-за разногласий в объемах, формах и объектах мониторинга, распределении обязанностей между уже существующими системами наблюдений. Такие же проблемы и у нас в стране, поэтому, когда возникает острая необходимость режимных наблюдений за окружающей средой, каждая отрасль должна создавать свою локальную систему мониторинга.

Мониторингом окружающей среды называют регулярные, выполняемые по заданной программе наблюдения природных сред, природных ресурсов, растительного и животного мира, позволяющие выделить их состояния и происходящие в них процессы под влиянием антропогенной деятельности. мониторинг атмосфера среда

Мониторинг атмосферного воздуха

Мониторинг атмосферного воздуха - это система наблюдений за состоянием атмосферного воздуха и источниками его загрязнения, а также оценка и прогноз основных тенденций изменения качества атмосферного воздуха в целях своевременного выявления негативных воздействий природных и антропогенных факторов.

В нашем государстве система наблюдений за атмосферным воздухом ведется на основании следующих принципов:

  • - согласованности нормативных правовых актов, устанавливающих порядок проведения видов мониторинга окружающей среды;
  • - совместимости технического и программного обеспечения;
  • - достоверности и сопоставимости данных мониторинга окружающей среды;
  • - согласованности размещения пунктов наблюдений за состоянием окружающей среды для получения комплексной экологической информации о состоянии экологических систем;

Проведение мониторинга атмосферного воздуха было начато в 1980 г. Именно в этот год на основании приказа Государственного комитета по гидрометеорологии от 20 октября 1980 г. № 181 было организован Центр по изучению и контролю загрязнения природной среды. В это время началось изучение атмосферного воздуха на государственном уровне.

С момента начала существования самостоятельной страны и до нынешнего времени было выделено 3 этапа развития мониторинга атмосферного воздуха:

  • 1. 1991-2001 гг - Период формирования национальной системы мониторинга окружающей среды и развития в ней непосредственного мониторинга атмосферного воздуха. С 1991 г. Центр по изучению и контролю загрязнения природной среды функционирует как Республиканский центр радиационного контроля и мониторинга природной среды. В 1992 году издаётся Закон об охране окружающей среду, на основании которого формируются механизмы национального мониторинга атмосферного воздуха.
  • 2. 2001 - 2008 гг. - указом Президента Республики Беларусь 24 сентября 2001 г. № 516 "О совершенствовании системы республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчинённых Правительству Республики Беларусь" государственное регулирование в области гидрометеорологии возложено на Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды. Приказом Минприроды 27 декабря 2001 г. № 347 переименован в Государственное учреждение "Республиканский центр радиационного контроля и мониторинга окружающей среды". В рамках Национальной системы мониторинга окружающей среды Республики Беларусь ГУ РЦРКМ осуществляет наблюдения за уровнем загрязнения атмосферного воздуха, поверхностных вод, почв, атмосферных осадков и снежного покрова в целях определения антропогенной нагрузки на указанные объекты окружающей среды за счет выбросов загрязняющих веществ и их трансграничного переноса.

В этот период выходит в свет один из основных документов, на котором базируется национальная система мониторинга Беларуси - постановление Совета Министров Республики Беларусь от 28 апреля 2004 г. № 482 «Об утверждении положений о порядке проведения в составе Национальной системы мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь мониторинга поверхностных вод, подземных вод, атмосферного воздуха, локального мониторинга окружающей среды и использования данных этих мониторингов».

3. 2008 и по настоящие дни - закон Республики Беларусь от 16 декабря 2008 г. № 2-З «Об охране атмосферного воздуха». Данный правовой акт регулирует деятельность структур, изучающих атмосферный воздух и увеличивает контроль за данным природным объектом, что ставит работу, связанную с охраной атмосферного воздуха, в приоритетное направление развития государства.

Количество и местонахождение пунктов наблюдений мониторинга атмосферного воздуха, перечень параметров и периодичность наблюдений, а также перечень организаций, осуществляющих проведение мониторинга атмосферного воздуха, устанавливаются Минприроды по согласованию с Министерством здравоохранения, местными исполнительными и распорядительными органами и должны обеспечивать получение информации, достаточной для объективной оценки состояния атмосферного воздуха и его загрязнения. Пункты наблюдений мониторинга атмосферного воздуха включаются в государственный реестр пунктов наблюдений Национальной системы мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь. Экологическая информация, полученная в результате проведения мониторинга атмосферного воздуха, должна включать сведения о состоянии атмосферного воздуха и его загрязнении, в том числе оценку и прогноз изменения состояния атмосферного воздуха и его загрязнения. Сбор, хранение, обработку, анализ данных мониторинга атмосферного воздуха, предоставление экологической информации, получаемой в результате проведения мониторинга атмосферного воздуха, обеспечивает Минприроды. В этих целях Министерство определяет информационно-аналитический центр мониторинга атмосферного воздуха.

Состав и содержание экологической информации, получаемой в результате проведения мониторинга атмосферного воздуха, сроки и порядок ее предоставления в главный информационно-аналитический центр Национальной системы мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь определяются Минприроды. Данные мониторинга атмосферного воздуха, подлежащие длительному хранению, в установленном законодательством порядке включаются в государственный фонд данных о состоянии окружающей среды и воздействиях на нее.

Данные, полученные в результате проведения мониторинга атмосферного воздуха, должна учитываться при подготовке проектов государственных программ рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды, прогнозов социально-экономического развития, территориальных комплексных схем рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды, а также использоваться для информирования граждан о состоянии атмосферного воздуха и мерах по его охране, других целей.

В случае угрозы возникновения или возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных с загрязнением атмосферного воздуха, экологическая информация, полученная в результате проведения мониторинга атмосферного воздуха, в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь, передается в Министерство по чрезвычайным ситуациям, доводится до республиканских органов государственного управления, иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, местных исполнительных и распорядительных органов и населения для принятия экстренных мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций, минимизации или ликвидации их последствий.

Наблюдения за состоянием атмосферного воздуха осуществляются на стационарных и передвижных пунктах наблюдений за состоянием атмосферного воздуха.

Стационарный пункт наблюдений представляет собой специально оборудованный павильон, в котором размещена аппаратура, необходимая для регистрации концентраций загрязняющих веществ и метеорологических параметров по установленной программе. Конкретные места установки стационарных пунктов наблюдений за состоянием атмосферного воздуха выбираются на основе предварительного исследования загрязнения атмосферного воздуха в данном районе выбросами стационарных и передвижных источников загрязнения атмосферного воздуха, а также с учетом потенциала загрязнения атмосферного воздуха.

Требования к стационарным пунктам наблюдения:

  • - стационарные пункты наблюдений за состоянием атмосферного воздуха размещаются на территориях с различными уровнями антропогенной нагрузки;
  • - стационарные пункты наблюдений за состоянием атмосферного воздуха на фоновых территориях располагают на расстоянии не менее 40 километров от крупных источников загрязнения;
  • - стационарные пункты наблюдений за трансграничным переносом загрязняющих воздух веществ располагают на расстоянии не менее 20 километров от крупных источников загрязнения;
  • - стационарные пункты наблюдений за состоянием атмосферного воздуха в населенных пунктах располагаются в жилых районах с различным типом застройки, местах сосредоточения промышленных предприятий, зонах отдыха, на территориях, примыкающих к дорогам.

Передвижной пост предназначен для отбора проб под дымовым факелом с целью выявления зоны влияния данного источника. Передвижные наблюдения осуществляются за специфическими загрязняющими веществами, характерными для выбросов данного предприятия, по специально разрабатываемым программам и маршрутам. Места отбора проб при передвижных наблюдениях выбирают на разных расстояниях от источника загрязнения с учетом закономерностей распространения загрязняющих веществ в атмосфере. Отбор проб воздуха производится по направлению ветра, последовательно, на расстояниях 0,2...0,5; 1; 2; 3; 4; 6; 8; 10; 15 и 20 км от стационарного источника выброса, а также с наветренной стороны источника. Под факелом проводятся наблюдения за типичными для данного предприятия ингредиентами с учетом объема выбросов и их токсичности. В зоне максимального загрязнения отбирается не менее 60 проб воздуха, а в других зонах - не менее 25. Отбор проб воздуха при проведении подфакельных наблюдений производится на высоте 1,5 м от поверхности земли в течение 20...30 мин, не менее чем в трех точках одновременно.

На каждый пункт наблюдений мониторинга атмосферного воздуха, за исключением передвижных пунктов, организации Минприроды составляют и ведут паспорт, наблюдения проводятся согласно годовым программам наблюдений мониторинга атмосферного воздуха.

Перечень пунктов наблюдений мониторинга атмосферного воздуха, параметры и периодичность наблюдений определяются Минприроды по согласованию с Министерством здравоохранения Республики Беларусь.

В г. Минске организована сеть наблюдений за атмосферным воздухом.

Мониторинг атмосферного воздуха на территории города проводится на 12 стационарных станциях. В трех районах (пр. Независимости, 110, ул. Тимирязева, 23 и ул. Радиальная, 50) работают в штатном режиме автоматические станции, на которых концентрации приоритетных загрязняющих веществ измеряют круглосуточно в непрерывном режиме.

Выполнение испытаний отобранных проб атмосферного воздуха, атмосферных осадков и снежного покрова осуществляется аналитическими лабораториями организаций Минприроды, аккредитованными органами Госстандарта и поставленными на учет Минприроды в соответствии с постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 23 января 2008 г. № 7 «О некоторых вопросах учета аналитических лабораторий, осуществляющих измерения в области охраны окружающей среды».

Программа наблюдений разрабатывается РЦРКМ и утверждается директором Департамента по гидрометеорологии. Утвержденная программа наблюдений не позднее 15 декабря года, предшествующего году, на который разрабатывается программа наблюдений, направляется Департаментом по гидрометеорологии в организации Минприроды для исполнения.

Предложение об изменении местонахождения пункта наблюдений мониторинга атмосферного воздуха, а также предложение об изменении и (или) дополнении программы наблюдений, проводимой в этом пункте, вносится организацией Минприроды на рассмотрение в РЦРКМ, который в месячный срок рассматривает и анализирует предложение об изменении местонахождения пункта наблюдений мониторинга атмосферного воздуха и представляет свои предложения в Департамент по гидрометеорологии.

Места отбора проб должны обеспечивать репрезентативность проб по качеству атмосферного воздуха на участках с площадью не менее 200 квадратных метров вблизи дорожного движения и с площадью в несколько квадратных километров на остальных территориях. Отбор проб атмосферного воздуха для определения содержания твердых частиц суммарно проводится на высоте 1,5 м от поверхности земли, других загрязняющих веществ - на высоте 3,5 м от поверхности земли.

Пункты отбора проб атмосферного воздуха на территориях, примыкающих к дорогам, должны находиться на расстоянии не менее 25 м от пересечения основных дорог и не ближе 4 м от центральной части ближайшей полосы движения транспортных средств.

Количество стационарных пунктов наблюдений за состоянием атмосферного воздуха определяют с учетом численности жителей населенного пункта: до 50 тыс. жителей - 1 пункт, 50-100 тыс. жителей - 2 пункта, 100-200 тыс. жителей - 2-3 пункта, 200-500 тыс. жителей - 3-5 пунктов, 0,5-1 млн. жителей - 5-10 пунктов, более 1 млн. жителей - 10-20 пунктов. При определении оптимального количества стационарных пунктов наблюдений за состоянием атмосферного воздуха следует также учитывать площадь и конфигурацию населенного пункта, многообразие функциональных зон, вид источников загрязнения атмосферного воздуха, сложность рельефа. Пункты наблюдений за состоянием атмосферного воздуха размещаются на открытой, проветриваемой со всех сторон площадке с не пылящим покрытием (асфальте, твердом грунте, газоне).

Программа наблюдений подразделяется на непрерывную программу наблюдений и дискретную программу наблюдений. Дискретная программа наблюдений подразделяется на полную дискретную программу наблюдений и сокращенную дискретную программу наблюдений. Непрерывная программа наблюдений и полная дискретная программа наблюдений направлены на получение первичных данных наблюдений о разовых и среднесуточных концентрациях загрязняющих веществ в атмосферном воздухе, сокращенная дискретная программа наблюдений - о разовых концентрациях.

Стационарная автоматическая станция контроля атмосферы воздуха СКАТ-2011

Автоматическая станция контроля атмосферного воздуха «СКАТ-2011» (далее: «станция») предназначена для обеспечения процесса мониторинга (непрерывного автоматического измерения) концентрации загрязняющих веществ в атмосферном воздухе, контроля метеопараметров и отбора газовых проб. Станция включает в себя систему жизнеобеспечения, измерительный комплекс «СКАТ» и дополнительное аналитическое оборудование.

Прибор контроля и мониторинга воздуха рабочей зоны «Метеометр МЭС-200»

Прибор контроля и мониторинга воздуха рабочей зоны «Метеометр МЭС-200»предназначен для измерения атмосферного давления, относительной влажности и температуры воздуха, скорости воздушных потоков в атмосфере и внутри помещений, интегрального показателя тепловой нагрузки среды (ТНС-индекса), температуры влажного термометра, энергетической освещенности, яркости и коэффициента пульсации оптического излучения в видимой, ультрафиолетовой и инфракрасной областях спектра в атмосфере и внутри помещений, концентрации токсичных газов CO;H2S;SO2

Государственный контроль за охраной атмосферного воздуха, в том числе и за соблюдением воздухо-охранного законодательства, осуществляется органами государственной власти и управления всех уровней, органами местного самоуправления и специально уполномоченными на то государственными межведомственными органами.

Его задачи заключаются в обеспечении строгого выполнения всеми министерствами, комитетами, службами, предприятиями и другими органами, а также должностными лицами и гражданами требований законодательства в сфере охраны атмосферного воздуха.

Представительные и исполнительные органы власти областного, районного уровня, а также органы местного самоуправления и пределах предоставленной им компетенции осуществляют функции” государственного контроля на подведомственной им территории с использованием и охраной атмосферного воздуха всеми предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами. Так, Закону РФ “Об охране атмосферного воздуха”, областная, районная и им равные администрации обеспечивают разработку и проведение мероприятий по охране атмосферного воздуха, участвуют в планировании его охраны и осуществляют контроль за его охраной.

Минприроды РФ и его органы в регионах как непосредственно, так через отделы, инспекции или секторы по охране атмосферного воздуха осуществляют в пределах их компетенции:

Государственный контроль за использованием и охраной атмосферного воздуха, соблюдением экологических нормативов в этой области;

Координируют деятельность других природоохранных органов, министерств, ведомств, предприятий и иных органов, направленную на оздоровление воздушной среды;

Осуществляют единую научно-техническую политику в сфере охраны атмосферы;

Выдают разрешения на потребление атмосферного воздуха для производственных нужд;

Разрабатывают и утверждают экологические нормативы, правила и стандарты в области охраны атмосферного воздуха, участвуют в мониторинге атмосферного воздуха, т.е. в наблюдении за его состоянием и источниками его загрязнения, а также в государственном учете неблагоприятных воздействий на атмосферный воздух.

Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и ее органы в регионах осуществляют наблюдение за состоянием атмосферного воздуха и учет вредных воздействий на него, т.е. формирование системы мониторинга воздушной среды. Эти органы ежедневно составляют прогноз неблагоприятных метеоусловий, способных обусловить резкое повышение уровня загрязнения воздуха, и соответствующую информацию доводят до предприятий - источников его загрязнения. Последние, в свою очередь, вносят изменения в режим работы соответствующих цехов, участков, агрегатов в целях прекращения или уменьшения выбросов загрязняющих веществ.


Департамент санитарно-эпидемиологического надзора Минздрава России и его органы в регионах, а также на водном и воздушном транспорте осуществляют государственный санитарный надзор в состоянием и охраной атмосферного воздуха в части соблюдения санитарно-гигиенических правил. Согласно, Закона “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения” одной из задач органов санитарного надзора является осуществление санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических мероприятий, направленных на предупреждение или ликвидацию загрязнения атмосферного воздуха вредными промышленными выбросами и хозяйственно-бытовыми отходами, а также надзор за проведением мероприятий по предупреждению, снижению интенсивности и устранению шума, электромагнитных и иных ионизирующих излучений.

Контроль за соблюдением законодательства об охране атмосферного воздуха в пределах предоставленной компетенции осуществляют также руководители министерств, комитетов, служб, объединений, фирм, предприятий, учреждений, организаций, кооперативов и других органов как лично, так и через специальные природоохранные структурные подразделения (инспекции, службы, отделы, лаборатории, цеха, участки и др.). Или должностных лиц, непосредственно отвечающих за вопросы охраны окружающей среды.

Виды стандартов по охране атмосферного воздуха:

концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и уровней вредных физических воздействий на него;

Нормативы предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него.

В апреле 1997 г. введен в действие Воздушный кодекс РФ, который установил правовые основы использования воздушного пространства России, в том числе с учетом экологической безопасности.

Государственное управление в области охраны воздуха, планирование и осуществление соответствующих мероприятий выполняется Правительством РФ. В законе говорится о необходимости государственного учета вредного воздействия на атмосферный воздух, а также о порядке наблюдений и контроле состава атмосферного воздуха со стороны государственных и ведомственных органов. В законе указано, что предприятия независимо от форм собственности, а также и граждане обязаны возместить вред, причиненный нарушением законодательства об охране атмосферного воздуха. Виновные должностные лица несут материальную ответственность в установленном порядке.

Предметом непосредственного посягательства могут служить чистота воздуха и его нормальное физическое состояние (прозрачность, температура, цвет, газовый состав, атмосферное давление и т.д.). Критерием чистоты воздуха является ПДК, содержащихся в нем загрязняющих веществ. Для оценки уровня вредного воздействия на атмосферный воздух используется критерий ПДУ вредного воздействия. Для отдельных предприятий разработаны ПДВ вредных веществ.

В системе правового обеспечения охраны атмосферного воздуха большое значение придается борьбе с нарушениями законодательства об охране атмосферного воздуха, особенно их предупреждению. В этих целях используется система мер юридической ответственности. В законодательстве закреплены виды правонарушений, совершение которых влечет за собой дисциплинарную, административную, материальную (гражданско-правовую), уголовную и иную ответственность.

Дисциплинарная ответственность в соответствии с нормами трудового законодательства применяется к должностным лицам, а также к другим работникам в тех случаях, когда они нарушают или не выполняют своих служебных (должностных и иных) обязанностей по охране атмосферного воздуха.

Административная ответственность является наиболее часто применяемым видом юридической ответственности за нарушения законодательства об охране атмосферного воздуха. Она устанавливается Федеральным Собранием России и по его уполномочию другими нижестоящими органами. Виды правонарушений, за совершение которых предусмотрена административная ответственность, конкретизируются в соответствующих статьях Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Гражданско-правовая (материальная) ответственность за нарушение законодательства об охране атмосферного воздуха наступает в случае, когда загрязнением воздушной среды причинен имущественный вред (материальный ущерб).

Уголовная ответственность за загрязнение атмосферного воздуха наступает в случае совершения общественно опасных деяний (действие или бездействие) в рассматриваемой области, признанных уголовным законодательством преступлениями.

Комплексное применение перечисленных правовых мер способствует оздоровлению воздушного бассейна и в целом окружающей среды.

Московская система мониторинга атмосферного воздуха начала создаваться в 1996 г. по решению Правительства Москвы. За эти годы система стала надежным помощником в решении практических природоохранных задач Москвы и важным элементом системы обеспечения экологической безопасности москвичей. Во многом это связано с тем, что система не остается неизменной. Она непрерывно видоизменяется и совершенствуется, синхронно с развитием города, оперативно реагируя на изменения в градостроительной, промышленной, транспортной сферах. Ежегодно производится корректировка сети автоматических станций мониторинга, расширяется перечень контролируемых загрязняющих веществ и метеорологических параметров, влияющих на загрязнение воздуха.

Информация об уровне загрязнения атмосферного воздуха поступает с 56-ти автоматических станций контроля загрязнения атмосферы (включая мобильные АСКЗА). АСКЗА расположены во всех округах Москвы, на разном удалении от центра города и охватывают различные функциональные зоны. Станции мониторинга размещаются на территориях вблизи автомагистралей, в том числе на Третьем Транспортном кольце, на жилых, под влиянием смешанных антропогенных источников загрязнений, природных. Также организован мониторинг атмосферного воздуха на территории Новой Москвы.

На автоматических станциях контроля загрязнения атмосферы круглосуточно, в непрерывном режиме, измеряются средние двадцатиминутные концентрации 26-х химических веществ и метеорологические параметры, определяющие условия рассеивания примесей в атмосфере (скорость и направление ветра, температура, давление, влажность, вертикальная компонента скорости ветра).

С Останкинской телебашне (высотный пост) поступают данные о профиле температуры и ветра до высоты 503 м, а также давление, влажность и температура «точки росы» на приземном уровне. Функционируют 2 температурных профилемера МТП-5, которые в режиме реального времени измеряют профили температуры и ветра и позволяют определить интенсивность вертикального перемешивания воздуха и высоту слоя перемешивания, автоматические осадкомеры. Результаты измерений необходимы для анализа данных мониторинга загрязнения атмосферного воздуха и развития методик прогноза загрязнения атмосферы.

Развитие системы мониторинга качества атмосферного воздуха в Москве

Годы

Кол-во станций

Кол-во контролируемых веществ

Новые контролируемые вещества

СО, NO, NO 2 , SO 2

O 3 , NH 3 , H 2 S

PM 10 , бензол, толуол, фенол, формальдегид, стирол, этилбензол, метаксилол, параксилол, азотистая кислота, нафталин

На регулярной основе проводятся рейды двух передвижных лабораторий в рамках реагирования на жалобы населения на загрязнение воздуха

Создание трехуровневой станции на Останкинской телебашне для анализа влияния выбросов высоких источников на формирование приземного уровня загрязнения.

Дополнительно организация высотных измерений концентраций загрязняющих веществ, установка двух содаров и профилемера

Организация контроля загрязнения атмосферы за чертой города.

Введена в эксплуатацию передвижная экологическая лаборатория контроля атмосферного воздуха оснащенная расширенным составом оборудования для экспресс-анализа и отбора проб воздуха.

Взвешенные частицы РМ2,5

Введена в эксплуатация мобильная АСКЗА

Введены в эксплуатацию автоматические пробоотборники PM10 и PM2,5, позволяющие отбирать суточные пробы пыли на фильтры и анализировать их химический состав

Данные о загрязнении атмосферного воздуха от АСКЗА в режиме реального времени поступают в Единый городской фонд данных экологического мониторинга — представляет собой упорядоченную, постоянно пополняемую совокупность информации о состоянии окружающей среды, полученной в результате сбора, обработки и анализа данных экологического мониторинга.

">Единый городской фонд данных экологического мониторинга (на сервер ГПБУ «Мосэкомониторинг»). В информационно-аналитическом центре осуществляется хранение, анализ и обработка данных мониторинга.

На базе Аналитической инспекции и АСКЗА проводится мониторинг количественного содержания пыли мелкодисперсных фракций (РМ 10 — взвешенные частицы, с размером менее 10мкм, способные легко проникать в лёгкие человека и накапливаться в них. Основной вклад в наблюдаемые уровни содержания в атмосфере мелких взвешенных частиц (PM 10) вносит автотранспорт (истирание дорожного полотна) и крупномасштабный атмосферный перенос (обуславливает фоновые значения на уровне 15-40мкг/м 3). Взвешенные частицы сами по себе и в комбинации с другими загрязнителями представляют очень серьезную угрозу для здоровья человека. Эти частицы составляют 40-70% всех взвешенных частиц и являются наиболее опасными для здоровья людей. Эти частицы способны проникать глубоко в легкие и оседать там.

Концентрации значительно более низкого уровня, чем 100 мкг/м 3 выраженные в виде ежедневной осредненной концентрации РМ 10 , оказывают свое влияние на показатели смертности, статистику возникновения респираторных и сердечно-сосудистых заболеваний, а также на другие показатели состояния здоровья. Именно по этой причине в пересмотренном варианте критериев качества атмосферного воздуха, рекомендованных ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения) для стран Европы не дается рекомендуемый критерий по краткосрочным осредненным концентрациям.

Исходя из рекомендаций ВОЗ, в странах ЕС установлены пределы порогового воздействия для РМ 10 . Для среднесуточной концентрации не допускается превышения порогового уровня 50 мкг/м 3 более чем 35 раз в течение года, среднегодовая концентрация не должна превышать уровня в 40 мкг/м 3 .

Всемирной организацией здравоохранения взвешенные частицы, особенно мелкие частицы размером менее 10 мкм (РМ10), отнесены к приоритетным загрязняющим веществам, поступающим в атмосферный воздух, по уровню влияния на здоровье населения.

По данным экологического мониторинга половина территории города Москвы является «проблемной» по уровню загрязнения атмосферного воздуха частицами класса РМ10.

Источниками поступления взвешенных частиц в атмосферный воздух Москвы являются: выбросы промышленных предприятий, выбросы автотранспорта (преимущественно дизельного), строительные работы, пыль с заасфальтированных участков территорий и незадернованных участков почв.

Приоритетными направлениями по снижению уровня загрязнения атмосферного воздуха взвешенными частицами являются снижение выбросов автотранспорта, объектов теплоэнергетики, а также мероприятия по снижению выбросов наиболее мелкой фракции взвешенных частиц с размером менее 2,5 мкм.

">РМ10 , РМ 2,5) в атмосфере города.

По обеспеченности Москвы автоматическими станциями, контролируемым параметрам, методам и средствам контроля московская система мониторинга также соответствует требованиям директив ЕС (Dir. 2008/50/EC).

Дополнительными источниками информации о качестве атмосферного воздуха являются передвижная экологическая лаборатория и лабораторная база.

В дополнение к действующим АСКЗА на территории города функционируют мобильные автоматические станции контроля загрязнения атмосферы. Основная задача - анализ территорий, на которых отсутствуют стационарные станции, но регулярно поступают жалобы населения. Мобильные станции временно размещаются на территориях города Москвы, прилегающих к различным источникам выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, и в круглосуточном непрерывном режиме измеряют содержание в атмосферном воздухе загрязняющих веществ

Кроме того, территории, с которых поступают жалобы населения, обследуются по специальным программам с использованием возможностей передвижной лаборатории. Передвижная экологическая лаборатория оснащена газоаналитическим оборудованием для измерения загрязняющих веществ в автоматическом режиме, аппаратурой для измерения метеопараметров и системой автоматизированного пробоотбора для отбора проб и последующий лабораторный анализ по веществам, содержание которых нельзя измерить автоматически.

Действующая система мониторинга решает следующие задачи, связанные с управлением качеством воздуха, в том числе:

  • контроль за соблюдением государственных и международных стандартов качества атмосферного воздуха;
  • получение объективных исходных данных для разработки природоохранных мероприятий, градостроительного планирования и планирования транспортных систем;
  • информирование общественности о качестве атмосферного воздуха и развертывание систем предупреждения о резком повышении уровня загрязнения;
  • оценка эффективности природоохранных мероприятий.

Действуют одна станции за чертой города для контроля переноса загрязняющих веществ

За чертой города для контроля уровня загрязнянения атмосферного воздуха действует одна автоматическая станция контроля атмосферного воздуха в г. Звенигород.

Слово мониторинг происходит от лат. monitor – наблюдающий, предостерегающий. В Федеральном законе "Об охране атмосферного воздуха" приведены общие цели мониторинга атмосферного воздуха и определение мониторинга атмосферного воздуха как системы наблюдений за состоянием атмосферного воздуха, его загрязнением и за происходящими в нем природными явлениями, а также оценки и прогноза состояния атмосферного воздуха, его загрязнения. Мониторинг воздуха является частью экологического мониторинга, но по сравнению с экологическим мониторингом наблюдение за атмосферным воздухом имеет свои особенности.

Направления мониторинга атмосферного воздуха

Мониторинг атмосферного воздуха является составной частью мониторинга за состоянием окружающей среды. Направления наблюдений за атмосферным воздухом корреспондируют ряду федеральных законов и функциям предусмотренных в них государственных органов исполнительной власти. Так, функции осуществления государственного мониторинга атмосферного воздуха возлагаются на специально уполномоченные федеральные органы исполнительной власти (Минсельхоз, Росгидромет, Росреестр) и другие органы исполнительной власти:

  • – в области гидрометеорологии и смежных с ней областях – согласно Федеральному закону от 19.07.1998 № 113-Φ3 "О гидрометеорологической службе";
  • – в области охраны окружающей среды – согласно Закону об охране окружающей среды;
  • – в области санитарно-эпидемиологического надзора – согласно Федеральному закону "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".

В соответствии с Положением о государственной службе наблюдения за состоянием окружающей природной среды, утвержденным постановлением Правительства РФ от 23.08.2000 № 622, перечень объектов, владельцы которых должны осуществлять мониторинг атмосферного воздуха, устанавливают и пересматривают органы Минприроды России совместно с территориальными органами Росгидромета.

Владельцы объектов (источников вредных химических, биологических и физических воздействий) – юридические лица должны осуществлять мониторинг и охрану атмосферного воздуха посредством производственного контроля в соответствии с законодательством РФ об охране атмосферного воздуха.

Общегосударственный характер мониторинга атмосферного воздуха

Единство системы и государственный характер наблюдений за атмосферным воздухом предполагают приведение в соответствие с федеральным законодательством актов субъектов РФ но вопросам охраны, использования и мониторинга атмосферного воздуха, иным аспектам совместного ведения в области охраны окружающей среды. Большую роль в применении и разграничении природоохранных и природоресурсных полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти ее субъектов играют правовые акты Конституционного Суда РФ.

В Республиках Адыгея и Башкортостан владение, пользование и распоряжение природными ресурсами передавалось их народам. По конституциям Республик Коми и Северная Осетия – Алания природные ресурсы находились в различных формах собственности в порядке и на условиях, установленных их республиканским законодательством. Конституционный Суд РФ Определением от 27.06.2000 № 92-0 признал эти положения не соответствующими Конституции, поскольку они ограничивают суверенитет Российской Федерации и нарушают установленное разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ. Эти положения, как не относящиеся только к ведению республик, а относящиеся к совместному ведению РФ и ее субъектов, утрачивают силу и не подлежат применению судами и другими органами.

В конституции Республики Алтай природные ресурсы были объявлены достоянием (собственностью) Республики Алтай на подведомственной территории. Эти положения по аналогичным основаниям Постановлением Конституционного Суда РФ от 07.06.2000 № 10-П также признаны неконституционными.

Приводя свои нормативные правовые акты по предметам совместного ведения в соответствие с федеральным законодательством, субъекты РФ нс должны выходить за пределы своих полномочий, установленные Конституцией. Конституционный Суд РФ своим Определением от 19.04.2001 № 65-0 по Республике Башкортостан вновь подтвердил, что субъекты РФ не должны повторять идентичные положения, признанные не соответствующими Конституции и потому утратившие силу.

Правовой характер основных мер по защите атмосферного воздуха от загрязнения, разграничение полномочий по осуществлению мониторинга атмосферного воздуха, неотъемлемая связь атмосферного воздуха с другими компонентами природной среды предполагают не только разграничение, но и объединение, разнообразие усилий сообщества по совершенствованию правового, организационного, экономического механизмов охраны атмосферного воздуха.

Нередко в целях уменьшения выбросов вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух принимаются акты об упорядочении транспортного движения в крупных городах разрабатываются и осуществляются планы приостановления деятельности предприятий, наиболее загрязняющих атмосферу, на случай повышения температуры в целях предупреждения угрозы для жизни и здоровья людей в результате загрязнения атмосферного воздуха.

Договорные формы охраны атмосферного воздуха приобретают все большее значение: договоры заключаются между различными государствами, между органами исполнительной власти РФ, субъектов РФ.

Подписан договор между Республикой Башкортостан и Республикой Татарстан о сотрудничестве в области охраны окружающей среды, использования природных ресурсов и обеспечения экологической безопасности на сопредельных территориях, которым ставились и частично решались задачи охраны атмосферного воздуха.

Организация наблюдений за уровнем загрязнения атмосферы в городах и населенных пунктах осуществляется в соответствии с ГОСТ 17.2.3.01 - 86 «Охрана природы. Атмосфера. Правила конт­роля качества воздуха населенных пунктов». Наблюдения за уров­нем загрязнения атмосферы производятся на посту , представляю­щем собой заранее выбранное для этой цели место (точку местно­сти), на котором размещается павильон или автомобиль, обору­дованный соответствующими приборами.

Посты наблюдений устанавливаются трех категорий: стационар­ные, маршрутные и передвижные (подфакельные).

Стационарный пост предназначен для обеспечения не­прерывной регистрации содержания загрязняющих веществ или регулярного отбора проб воздуха для последующего анализа. Из числа стационарных постов выделяются опорные стационарные посты, которые предназначены для выявления долговременных измерений содержания основных и наиболее распространенных специфических загрязняющих веществ.

Маршрутный пост предназначен для регулярного отбора проб воздуха в том случае, когда невозможно (нецелесообразно) установить пост или необходимо более детально изучить состоя­ние загрязнения воздуха в отдельных районах, например в новых жилых районах.

Передвижной (подфакельный) пост служит для отбора проб под дымовым (газовым) факелом с целью выявле­ния зоны влияния данного источника промышленных выбросов.

Стационарные посты оборудованы специальными павильона­ми, которые устанавливают в заранее выбранных местах. Наблюде­ния на маршрутных постах проводятся с помощью передвижной лаборатории, оснащенной необходимым оборудованием и прибо­рами. Маршрутные посты также устанавливают в заранее выбран­ных точках. Одна машина за рабочий день объезжает 4...5 точек. Порядок объезда автомашиной выбранных маршрутных пестов дол­жен быть одним и тем же, чтобы определение концентраций при­месей проводилось в постоянные сроки. Наблюдения под факелом предприятия также ведутся с помощью специально оборудован­ной автомашины. Подфакельные посты представляют собой точ­ки, расположенные на фиксированных расстояниях от источника. Они перемещаются в соответствии с направлением факела обсле­дуемого источника выбросов.

Каждый пост независимо от категории размещается на откры­той, проветриваемой со всех сторон площадке (на асфальте, твер­дом грунте, газоне).

Стационарный и маршрутный посты организуются в местах, выбранных с учетом обязательного предварительного исследова­ния загрязнения воздушной среды города промышленными выбро­сами, выбросами автотранспорта, бытовыми и другими источ­никами, а также с учетом изучения метеорологических условий рассеивания примесей путем эпизодических наблюдений и расче­тов полей максимальных концентраций примесей. При этом сле­дует учитывать повторяемость направления ветра над территорией города. В определенных направлениях выбросы от многочисленных предприятий могут создавать общий факел, соизмеримый с факе­лом крупного источника. Если повторяемость таких направлений ветра велика, то зона наибольшего среднего уровня загрязнения будет формироваться на расстоянии 2...4 км от основной группы предприятий, причем иногда она может располагаться и на окра­ине города. Для характеристики распреде­ления концентрации примеси по городу посты необходимо уста­навливать в первую очередь в тех жилых районах, где возможны наибольшие средние уровни загрязнения, затем в административ­ном центре населенного пункта и в жилых районах с различными типами застройки, а также в парках и зонах отдыха. К числу наи­более загрязненных районов относятся зоны наибольших максимальных разовых и среднесуточных концентраций. Эти концентрации создаются выбросами промышленных предприятий. Такие зоны находятся на расстоянии 0,5... 2 км от низких источников выбросов и 2... 3 км от высоких. Такие концентрации могут создавать также магистрали интенсивного движения транспор­та, поскольку влияние автомагистрали обнаруживается лишь в непосредственной близости от нее (на расстоянии 50... 100 м).

Регулярные наблюдения на стационарных постах проводятся по одной из четырех программ наблюдений: полной (П), неполной (НП), сокращенной (СС), суточной (С).

1.Полная программа наблюдений предназначена для по­лучения информации о разовых и среднесуточных концентрациях. Наблюдения в этом случае выполняются ежедневно путем непре­рывной регистрации с помощью автоматических устройств или дискретно, через равные промежутки времени, не менее четырех раз при обязательном отборе проб в 1, 7, 13и19ч по местному декретному времени.

2.По неполной программе наблюдения проводятся с це­лью получения информации о разовых концентрациях ежедневно в 7, 13 и 19 ч местного декретного времени.

3.По сокращенной программе наблюдения проводятся с целью получения информации только о разовых концентрациях ежедневно в 7 и 13 ч местного декретного времени. Наблюдения по сокращенной программе допускается проводить при температуре воздуха ниже 45 °С и в местах, где среднемесячные концентрации ниже 1/20 максимальной разовой ПДК или меньше нижнего пре­дела диапазона измерений концентрации примеси используемым методом.

Допускается проводить наблюдения по скользящему графику: в 7, 10 и 13 ч - во вторник, четверг и субботу, в 16, 19 и 22 ч - в понедельник, среду и пятницу. Наблюдения по скользящему гра­фику предназначены для получения информации о разовых кон­центрациях.

4.Суточная программа отбора проб предназначена для по­лучения информации о среднесуточной концентрации. В отличие от полной программы наблюдения в этом случае проводятся пу­тем непрерывного суточного отбора проб, при этом исключается получение разовых значений концентрации. Все программы на­блюдений позволяют получать информацию о среднемесячных, среднегодовых и средних концентрациях за более длительный период.


Самое обсуждаемое
Музыкальный праздник в подготовительной группе ДОУ по сказкам Чуковского Музыкальный праздник в подготовительной группе ДОУ по сказкам Чуковского
Принцип деления Европы на субрегионы Принцип деления Европы на субрегионы
Какие растения растут в пустыне Какие растения растут в пустыне


top