Теологическое толкование. Процесс и характерные особенности толкования права. Акты толкования права: понятие, особенности, виды

Теологическое толкование. Процесс и характерные особенности толкования права. Акты толкования права: понятие, особенности, виды

В юридической науке под способом толкования права обычно понимают совокупность специфических приемов и средств, с помощью которых раскрывается смысл и содержание исследуемой нормы права. В литературе по теории государства и права упоминаются следующие способы толкования:

1. Грамматический (филологический, языковый, словесный, текстовой) способ , который позволяет уяснить смысл и содержание правовой нормы на основе анализа текста правового акта (проверяются грамматические связи между словами, расстановка знаков препинания, союзов и т.д.).

2. Логический способ, который позволяет познать норму права через правила и законы логики. В данном случае применяются такие приемы, как логическое преобразование, логический анализ и синтез понятий, выведение вторичных норм, выводы из аналогий, доведение до абсурда и др. Логический способ позволяет исследовать связи между основными понятиями нормы и выявить несоответствие текста правового акта смыслу закрепленной в нем нормы права.

3. Систематический (системный) способ, позволяет определить место правой нормы в отрасли права, институте права, конкретном нормативном правом акте; выявить сферу действия правовой нормы, круг лиц на которых она распространяется, связи и коллизии с другими нормами права. Наиболее ярко данный способ толкования проявляется при анализе норм Общей и Особенной частей какой-либо из отраслей права.

4. Историко-политический (исторический)способ. Данный способ толкования позволяет выяснить смысл и содержание правовой нормы, обращаясь к историческим условиям и причинам ее принятия, политическим, социальным, экономическим целям и мотивам, которые преследовал законодатель. При этом субъект толкования рассматривает не только толкуемую норму, но и проекты нормативных правовых актов, материалы обсуждений, выступлений, которые легли в основу принятия исследуемой нормы права. Историко-политический способ позволяет выявить правовые нормы, которые уже не регулируют реально существующие общественные отношения, но формально продолжают еще действовать (например, законодательные и подзаконные акты РСФСР (СССР), которые действуют в силу отсутствия других нормативных правовых актов регулирующих данную сферу отношений, хотя при этом юридически и фактически уже устарели).

5. Специально-юридический (юридический, юридико-терминологический) способ. Дает возможность осмыслить и вникнуть в смысл исследуемой правовой нормы, используя знания юридической науки и юридической практики. Толкователь (интерпретатор) раскрывает содержание нормы права через понимание юридических терминов, юридических конструкций, языка и стиля, иных приемов и средств юридической техники, которые были использованы в процессе создания текста правового акта.



Специально-юридический способ позволяет использовать способы, приемы, средства как официального, так и неофициального толкования норм права. Специально-юридический способ толкования права следует отличать от грамматического способа толкования, т.к. несмотря на внешне сходство, невозможно без соответствующих юридических знаний (например, о юридических фактах, о субъективных правах и юридических обязанностях, о юридической ответственности; о правилах, приемах и средствах юридической техники) толковать правовую норму, которая содержит множество юридических понятий имеющих конкретное значение в процессе правотворчества и применения права.

6. Телеологический (целевой) способ позволяет осмыслить правовую норму через выяснение целей ее создания. Цели правовой нормы обычно изложены в преамбуле нормативно-правового акта, либо в его общих положениях, но при необходимости могут быть проанализированы материалы подготовки, обсуждения и принятия данного акта. Целевому толкованию придается большое значение в случае изменения в стране общественно-политической обстановки, проведения широкомасштабных политических, правовых, экономических реформ. В этом случае субъекты права должны толковать и применять норму права исходя из ее истинных целей (например, приоритетной целью для государства и общества является гарантированность прав и свобод человека и гражданина).

7. Функциональный способ. Данный способ толкования права основывается на необходимости учета (в процессе уяснения смысла нормы права) причин и условий, особенностей круга лиц, места, времени в которых реализуется данная норма права.

Обычно функциональный способ применяется при толковании оценочных терминов («необходимая оборона», «крайняя необходимость», «тяжкие последствия», «значительный ущерб», «хулиганские побуждения», «уважительные причины», «злостное уклонение» и др.), которые рассматриваются правоприменителем персонифицировано для каждой конкретной ситуации (например, судьей при рассмотрении уголовного дела о причинении тяжкого вреда здоровью при превышении пределов необходимой обороны). Поэтому одни и те же условия и обстоятельства могут носить как правомерный, так и неправомерный характер.

8. Способ анализа источников норм права (юридико-источниковедческое толкование) применяет различные приемы по определению, выявлению и изучению оригинала официально опубликованного текста правового акта, в котором закреплена толкуемая норма.

В результате такого толкования должна быть установлена идентичность толкуемого текста нормативного акта тексту оригинала в ее последней официальной редакции (публикации).

Кроме того, в юридической литературе можно встретить упоминание и о других способах толкования права, например теологический или социологический способы толкования права .

Для установления правильного смысла и содержания толкуемой нормы права используется всегда несколько способов толкования, т.к. только системный и всесторонний подход дает наиболее полный, точный и научно обоснованный результат.

§4. Акты толкования права (интерпретационные акты)

Толкование права в процессе разъяснения смысла и содержания правовой нормы заинтересованным субъектам завершается изданием акта толкования права. Акты толкования права в научной и учебной литературе по теории государства и права именуются также интерпретационными актами (от лат. interpretatio – толкование, раскрытие смысла чего-либо). Акты толкования права могут существовать в устной или письменной форме. Устные акты толкования права отражаются в определенных действиях (например, разъяснение положений закона гражданину адвокатом в юридической консультации), письменные акты толкования права представляют собой документы. Наибольший интерес для юридической науки и практики представляют письменные акты официального толкования. Поэтому именно о них ниже и пойдет речь.

Интерпретационные акты – это правовые акты компетентных государственных органов, содержащие результат официального толкования.

В юридической литературе существует определенная дискуссия о природе интерпретационных актов (актов официального толкования права). Одни ученые склонны считать интерпретационные акты источниками права (например, акты толкования конституционных норм Конституционным Судом РФ). Другие исследователи придерживаются позиции, что интерпретационные акты являются разновидностью правовых актов, но не являются источниками права, т.к. ими не устанавливаются, не изменяются и не отменяются нормы права.

Интерпретационные акты публикуются в официальных источниках. Например, постановления Пленума Верховного Суда РФ издаются в «Бюллетене Верховного Суда Российской Федерации», постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ – В «Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации», постановления Конституционного Суда РФ - в «Собрании законодательства Российской Федерации» и «Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации».

Будучи правовыми актами, интерпретационные акты обладают рядом важных признаков:

1. Акт официального толкования права – это официальный документ , обладающий соответствующей формой, реквизитами, структурой, содержанием (решение, постановление, определение и т.д.).

2. Акты официального толкования права издаются специальными субъектами (государственными органами, должностными лицами, либо уполномоченными на то организациями – легальное толкование)

3. Акт официального толкования является результатом процессуальной деятельности.

4. Акт официального толкования права содержит правовое предписание – разъяснение правовой нормы нормативного или казуального характера, направленного соответствующим субъектам права.

5. Акты официального толкования носят государственно-властный и обязательный характер. Они обязательны для тех лиц, которые попадают в сферу их действия (например, постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ обязательны для исполнения всеми арбитражными судами – Федеральный конституционный закон «Об арбитражных судах в Российской Федерации», а решения Конституционного Суда РФ обязательны на всей территории РФ для всех органов государственной власти и местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, граждан - ст. 6 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации»).

6. Акты официального толкования права влекут за собой наступление определенных юридических последствий (например, утрату полномочий государственным органом или должностным лицом, отмену нормативного правового акта и т.д.).

7. Акты официального толкования находятся под защитой государства , их нарушение влечет применение мер государственного принуждения.

8. Акты официального толкования права обладают системностью и иерархичностью (например, постановления Пленума Верховного Суда РФ выше по юридической силе, чем постановления судов республик, краев, областей, но при этом они образуют единую и целостную систему правовых актов судов общей юрисдикции).

9. Акты официального толкования права являются подзаконными актами , носящими производный (второстепенный) характер.

10. Акты официального толкования права, по мнению некоторых ученых, обладают обратной силой , т.е. распространяют свое действие на факты, события, обстоятельства, которые имели место до принятия акта толкования (проф. А.С. Пиголкин, проф. В.Н. Карташов, проф. Л.А. Морозова).

Многообразие и большое количество интерпретационных актов обуславливают необходимость их классификации, поэтому в зависимости от оснований (критериев) акты толкования права разделяют на следующие виды:

По внешней форме (форме внешнего выражения) акты толкования права подразделяются на письменные и уст­ные. Устные акты толкования выражены в форме рекомендаций, консультаций, советов (они даются обычно юристами в процессе их профессиональной или научной деятельности). Письменные акты имеют документальную форму (например, комментарии к кодексам), при этом если это акт официального толкования, то он обладает формой официального документа (указ, постановление, определение, решение, заключение и т.д.) с соответствующими реквизитами (кто издал акт, когда, по какому вопросу, с какого момента акт вступает в действие и др.), структурой и содержанием.

По субъектам толкования права интерпретационные акты делятся на аутентичные и легальные (делегированные, разрешенные) .

· Аутентичные акты толкования права издаются субъектами (государственными органами, должностными лицами и др.) непосредственно принявшими правовой акт, содержащий толкуемую норму права.

· Акты легального толкования права издаются субъектом, который управомочен на официальное толкование норм права принятых другими субъектами права (например, постановления Конституционного Суда РФ о соответствии Конституции РФ федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ. Конституционный Суд не принимал ни Конституцию РФ, ни указанные нормативные акты, но право легального толкования ему делегировано в соответствии с п. «а» ч.2 ст.125 Конституции РФ).

По юридической силе и сфере действия выделяют:

1) акты толкования законодательных органов (например, постановления Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Со­брания, где даются официальные разъяснения принятых федеральных конституционных и федеральных законов);

2) акты толкования исполнитель­ных органов власти (например, постановления и распоряжения Правительства РФ, приказы и инструкции ми­нистерств, акты иных правительственных ведомств и органов исполнительной власти);

3) акты толкования судебных органов (например, постановления Конституционного Суда РФ, постановления Пленума Вер­ховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, которые разъясняют положения Конституции и действующего законодательства для органов власти и должностных лиц, обоб­щают судебную практику и обеспечивают ее единообразное применение судами на всей территории РФ);

4) акты толкования органов прокуратуры (например, указания Генерального прокурора Российской Федерации, разъясняющие со­держание правовых норм для совершенствования деятельно­сти органов прокуратуры, практики прокурорского надзора).

По юридической значимости акты толкования делятся на акты нормативного и казуального толкования.

· Акты нормативного толкования права носят общеобязательный характер, действуют в отношении неопределенного круга лиц и общественных отношений, на всей территории государства, могут применяться многократно, всякий раз когда реализуется толкуемая норма права.

· Акты казуального толкования права относятся к конкретному случаю (от лат. casus – случай, отдельный факт), поэтому носят более индивидуальный (ситуативный, персональный) характер. Они являются обязательными для субъектов, попадающих в сферу действия толкуемой нормы права, т.е. действуют на конкретных лиц и в конкретных ситуациях, обстоятельствах.

Акты толкования права можно подразделить по отраслям права на конституционно-правовые, уголовно-правовые, административно-правовые, гражданско-правовые и др .

В зависимости от юридической природы различают акты толкования правотворчества и акты толкования правоприменения. К первым относят нормативные правовые акты, изданные в порядке аутентичного или легального толкования, вторые представляют правовые акты, содержащие правовые предписания по правильному применению толкуемой нормы права. Как уже говорилось выше, некоторые авторы считают, что интерпретационные акты правотворчества, являясь актами официального толкования права, одновременно являются источниками права (например, Т.Н. Радько, Л.А. Морозова и др.). Другие исследователи придерживаются противоположной позиции, не считая интерпретационные акты правотворчества источником права (например, В.И. Леушин, Н.А. Пьянов и др.), т.к. предписания общего характера, содержащиеся в актах официального толкования права являются не нормами права, а правоположениями (Н.А. Пьянов - квазиисточниками права), которые не обладают юридической силой, но имеют юридическое значение.

По мнению автора, постановления Конституционного Суда РФ как интерпретационные акты правотворчества можно признать источником права, т.к. они обладают общеобязательностью и отменяют нормативные правовые акты, противоречащие Конституции РФ. Тем самым содержат в себе оперативную норму права, отменяющую другую действующую правовую норму, содержащуюся в неконституционном акте.

Возвращаясь к классификации актов толкования права, можно отметить, что в юридической литературе встречаются и другие виды интерпретационных актов, например, некоторые авторы выделяют в зависимости от органов власти акты судебногои административноготолкования; в зависимости от сферы действия легального (делегированного) толкования акты общего и ограниченного действия. К первым относятся постановления Конституционного Суда РФ, обязательные для всех субъектов, ко вторым - постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ, которые обязательны только для арбитражных судов.

Контрольные вопросы

1. Чем обусловлена необходимость толкования норм права?

2. Что такое «уяснение» и «разъяснение» в.процессе толкования права?

3. Каковы основные способы толкования норм права?

4. Выделите основные функции толкования норм права.

5. Что понимается под официальным толкованием и каково его значение для практики правового регулирования?

6. Каковы виды неофициального толкования?

7. По каким основаниям могут быть классифицированы акты тол­кования права?

Глава 17. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВА

Толкование права. Толкование норм права по объему. Толкование представляет собой особый вид деятельности государственных органов должностных лиц граждан и их объединений направленной на раскрытие смыслового содержания правовых норм и на выявление содержащейся в них государственной воли. Толкование норм права весьма сложный порой противоречивый мыслительный процесс подчиняющийся законам логики и предполагающий серьезную профессиональную и философскую подготовку.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Тема 20. Толкование права.

1. Понятие толкования права.

2. Основные приемы (способы, методы) толкования права.

3. Толкование норм права по объему.

4. Виды толкования права по субъектам.

5. Акты толкования права: понятие, особенности, виды.

20.1. Понятие толкования права.

Для правильного применения правовой нормы к тому или иному жизненному случаю требуется, чтобы лицо, применяющее правовую норму, правильно усвоило смысл, содержание этой нормы. Толкование представляет собой особый вид деятельности государственных органов, должностных лиц, граждан и их объединений, направленной на раскрытие смыслового содержания правовых норм и на выявление содержащейся в них государственной воли 1 . Толкованию подлежит любой источник права, т. е. закон или иной акт государственной власти, устанавливающий правовые нормы, правила поведения.

Толкование норм права - весьма сложный, порой противоречивый мыслительный процесс, подчиняющийся законам логики и предполагающий серьезную профессиональную и философскую подготовку. Толкование не может проводиться в отрыве от экономической и социально-политической жизни в стране, от проходящих в обществе процессов.

Толкование всегда имеет социально обусловленный, а нередко и политический характер. Это утверждение будет справедливым по отношению к любому когда-либо существовавшему или ныне существующему государственному строю. Отнюдь не случайно то, что в разное время в разных странах толкование законов или объявлялось сугубо официальной, исключительно государственной монополией, или вовсе запрещалось.

Толкование неотъемлемо от правоприменения и складывается из двух составных, взаимосвязанных и взаимодополняющих частей: уяснения смысла нормы права, подлежащей применению, и разъяснения ее сущности и смыслового содержания. Рассмотрим кратко каждую из этих составных частей.

Толкование-уяснение норм права представляет собой процесс получения полного и исчерпывающего представления о каждой из них, процесс познания подлежащих применению правовых норм «для себя». Существует ряд широко известных и традиционно используемых приемов, или методов, толкования-уяснения норм права. Среди них: грамматическое (текстовое), систематическое, логическое и историко-политическое (историческое) толкование.

Толкование-разъяснение представляет собой совокупность выработанных государственными органами, общественными организациями и гражданами рекомендаций и пояснений, направленных на раскрытие подлинного смысла и содержания закона и его норм. В отличие от толкования-уяснения, толкование-разъяснение «работает» не «для себя», а «для других». Оно не имеет обязательного характера по отношению к каждому закону или каждой норме. Необходимость в нем возникает лишь тогда, когда в процессе толкования-уяснения обнаруживаются в содержании закона или норм неясности, нестыковки либо противоречия 2 .

20.2. Основные приемы (способы, методы) толкования права.

Как отмечается в юридической литературе 3 , способ толкования – это осуществляемая субъектами права деятельность, направленная на установление с помощью обособленной совокупности приемов анализа и синтеза параметров закона, позволяющих раскрыть смысл конкретных нормативных предписаний.

В зависимости от используемых приемов и средств установления смысла нормы, специфических областей знаний, понятий, правил (филологии, логики, специальных юридических знаний, истории и т.д.) в качестве познавательного инструментария для установления содержания правовой нормы используют:

1. Грамматическое толкование правовой нормы заключается в анализе структурной связи слов для выяснения ее смысла и содержания. Оно предполагает, что в слова вкладывается тот смысл, который употребляется в обыденном или специальном значении 4 . Даже в рамках права слова могут иметь различный смысл в зависимости от той отрасли права, в которой они используются 5 .

Грамматическое толкование имеет место и тогда, когда необходимо установить смысл того или иного словесного выражения нормы права путем его сопоставления с содержанием другой части этой нормы 6 .

С помощью грамматического толкования смысл слов выясняется путем установления круга лиц, к которому обращена юридическая норма 7 .

Грамматическое толкование позволяет понять, что смысл каждого слова зависит от тех слов, с которыми оно связывается в предложении 8 .

2. Систематическое толкование - это раскрытие смысла нормы права путем выявления ее места в системе соответствующего нормативно-правового акта. Система нормативно-правовых актов определяется законодателем в строгом соответствии с определенным основанием ее создания.

Выясняя содержание толкуемой нормы через ее связь с другими нормами, определяемую общими и в то же время специфическими признаками раздела правового акта, в котором она помещена, и общими принципами и назначением акта в целом, мы избегаем юридической ошибки 9 .

  1. Логическое толкование - это разъяснение и уяснение смысла и содержания норм права с помощью законов мышления. Логический способ толкования складывается из различных приемов:

- Логическая дедукция ряда правовых следствий из предписаний нормы права.

- Толкование «от противного» 10 .

- Заключение от меньшего к большему и наоборот 11 .

4. Историческое толкование применяется тогда, когда возникает необходимость в раскрытии содержания толкуемой нормы права путем сопоставления ее с ранее действующей нормой или изучения подготовительных материалов, связанных с ее разработкой. Так, например, смысл и содержание тех или иных конституционных норм устанавливается путем изучения материалов, отражающих процесс разработки и принятия Конституции государства 12 . Используя данное толкование, законодатель и правоприменитель выясняют одновременно вопрос о связи и преемственности издаваемой нормы со всеми предшествующими ей в данной сфере общественных отношений нормами. Широкое использование исторического толкования вместе со всеми другими методами толкования дает возможность полностью раскрыть истинный смысл и содержание рассматриваемой нормы или всего нормативно-правового акта.

5. Специально-юридическое толкование . Следует иметь в виду, что выражение властной воли законодателя, содержащейся в нормах права, осуществляется не только с помощью общеупотребительных слов, но и специфических терминов. При этом используются различные юридико-технические средств и приемы, учитываются различные способы, методы и типы правового регулирования. Сказанное и обусловливает потребность в специальных юридических знаниях, которые интерпретатор применяет при толковании норм.

Прежде всего, это касается толкования специальных терминов (траст, эмансипация, акцепт, комитент и др.). Однако рассматриваемый способ не сводится только к толкованию терминов (тогда он отождествлялся бы с грамматическим толкованием). Содержание его гораздо шире. Интерпретатор должен учитывать особенности правового регулирования, юридические конструкции, тип регулирования и т.д. Например, в условиях общедозволительного типа («разрешено все, кроме прямо запрещенного») регламентация осуществляется путем использования запрещающих норм, хотя на самом деле речь идет об общем дозволении. Без понимания сути общедозволительного либо разрешительного типа невозможно правильно реализовать правовые нормы.

6. Телеологическое (целевое) толкование направлено на уяснение целевой направленности нормы права. Цель нормы объединяет содержание нормы единой направленностью на достижение определенного результата. Особенность теологического толкования состоит в том, что все знания и приемы использования привязываются к цели правового установления, которая выходит за пределы непосредственного содержания нормы, но объясняет ее содержание.

7. Функциональное толкование , то в некоторых случаях для уяснения смысла нормы недостаточно брать во внимание только ее формальный анализ и общие условия реализации. Иногда интерпретатор должен учитывать условия и факторы, при которых реализуется норма. Прежде всего, это касается толкования так называемых оценочных терминов («уважительные причины», «существенный вред», «значительный ущерб», «крайняя необходимость» и т.д.). С учетом особенностей места, времени и других факторов одни и те же обстоятельства могут быть признаны уважительными либо неуважительными, существенными либо несущественными и т.п. Иной раз законодатель прямо обязывает учитывать различные конкретные условия, т.е. обратиться к функциональному толкованию 13 .

20.3. Толкование норм права по объему.

Толкование по объему можно рассматривать как способ, вид и результат толкования. Принято выделять 14 буквальное (адекватное), расширительное и ограничительное толкование . Данный вид (способ) толкования призван выяснить соотношение между текстуальными выражениями правовой нормы и ее действительным содержанием.

Адекватное (буквальное) толкование - результат толкования, когда содержание разъясняемого правового предписания совпадает с его текстуальным выражением. Буквальное толкование - основной и наиболее распространенный вид толкования.

При буквальном толковании действительное содержание правовой нормы понимается в точном соответствии с его текстуальным выражением (словесной формулировкой). Никакое другое, кроме буквального, толкование нормы права недопустимо, если ее текстуальный и содержательный смысл не расходятся.

О расширительном и ограничительном толковании речь идет тогда, когда субъект, разъясняя норму, отступает от буквы закона и меняет объем буквального выражения закона.

Расширительное (распространительное) толкование - результат толкования, когда действительное содержание нормы права уже ее текстуального выражения. При расширительном толковании действительное содержание правовой нормы шире ее текстуального выражения (словесной формулировки). При расширительном толковании буквальный смысл правовой нормы путем его расширения доводится до действительного содержания нормы. Так толкуются незаконченные перечни обстоятельств (например, ст. 4.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях). В нормах права такие перечни выражены оборотами «и т.д.», «и другие», «в аналогичных случаях». Таким образом, происходит распространение нормы права на более широкий круг общественных отношений, чем это вытекает из ее текстуального выражения.

В результате ограничительного толкования действительное содержание правовой нормы интерпретируется уже, чем ее текстуальное выражение. Ограничительное толкование - результат толкования, применяемый в тех случаях, когда действительное содержание нормы сформулировано шире ее текстуального значения. Интерпретатор «ограничивает» норму тогда, когда словесная формулировка правовой нормы более пространна, чем выраженная в ней мысль; «дух» закона уже его буквы. При ограничительном толковании в отличие от распространительного толкования буквальный смысл правовой нормы сужается и доводится до ее действительного содержания. Основанием ограничительного толкования является наличие специальной или исключительной нормы, делающей изъятие из более общей нормы. Тем самым норма права применяется к более узкому кругу общественных отношений, чем это вытекает из текста.

В теории права иногда обращают внимание на то, что распространительное и ограничительное толкование предполагают несовершенство юридической нормы, выражающееся в противоречии ее словесного смысла действительному содержанию или, во всяком случае, в их неполном совпадении 15 .

В юридической практике сформулированы правила, в соответствии с которыми не допускается: во-первых, распространительное толкование исчерпывающих «закрытых» перечней; во-вторых, ограничительное толкование «открытых» перечней; в-третьих, распространительное толкование санкций; в-четвертых, распространительное толкование положений, составляющих исключение из общего правила; в-пятых, распространительное и ограничительное толкование терминов, определенных законом.

20.4. Виды толкования права по субъектам.

Деятельность государственных органов, общественных организаций и отдельных лиц по разъяснению норм права - вторая сторона процесса толкования. В зависимости от юридических последствий, к которым приводит разъяснение, различают: официальное и неофициальное толкование.

1. Официальное толкование 16 дается уполномоченными на то субъектами - государственными органами, должностными лицами, общественными организациями, оно закрепляется в специальном акте и имеет обязательное значение для других субъектов. Такое толкование является юридически значимым, вызывает правовые последствия. Оно ориентирует правоприменителей на однозначное понимание правовых норм и их единообразное применение.

Официальное толкование различают двух видов - нормативное (общее) и казуальное (индивидуальное).

а) Нормативное толкование не ведет к созданию новых правовых норм, оно только разъясняет смысл уже действующих. Сущность его состоит в том, что оно имеет общий характер, является общеобязательным. Такое толкование предназначается для общего руководства в процессе применения права, относится к неограниченному числу случаев и распространяется на обширный круг субъектов.

Нормативное толкование применяется в случаях, когда нормы недостаточно совершенны по своей форме, имеют неясность текстуального понимания при неправильной и противоречивой практике их применения. Оно призвано обеспечить единообразие в понимании и применении норм права. Нормативные разъяснения не имеют самостоятельного значения, они полностью разделяют судьбу толкуемой нормы. Отмена или изменение нормы права нередко приводит к отмене или соответствующему изменению акта толкования.

Среди нормативного толкования различают : аутентичное и легальное толкование.

1. Аутентичное толкование (авторское) означает, что разъяснение смысла применяемых норм исходит от принявшего их органа. Оно основано на правотворческих функциях этого органа, поэтому, издав нормативный акт, правотворческий орган вправе в любое время дать необходимые с его точки зрения разъяснения. Субъектами такого толкования могут быть все правотворческие органы, например Государственная Дума РФ.

2. Юридическая практика знает и другой вид нормативного разъяснения - легальное толкование (разрешенное, делегированное). Оно носит подзаконный характер и осуществляется теми субъектами, которым это поручено, разрешено. Так, Верховный Суд, не являясь правотворческим органом, тем не менее, имеет право толковать нормативные акты, в том числе и акты, принимаемые высшими законодательными органами.

б) Казуальное толкование также является официальным, но не имеет общеобязательного значения, а сводится лишь к толкованию правовой нормы с учетом ее применения к конкретному случаю. Оно дается компетентным органом по поводу рассмотрения конкретного дела и обязательно лишь для него. Цель такого разъяснения - правильное разрешение определенного случая, поэтому оно не имеет значения при рассмотрении других дел. Казуальное толкование содержится в специальных указаниях разъясняющего характера, в актах надзора юрисдикционных и административных органов. Например, в постановлениях и определениях судов второй и надзорной инстанции прямо разъясняется смысл применяемых норм права или когда судья в процессе судебного заседания разъясняет участникам процесса статью, предусматривающую уголовную ответственность за дачу ложных показаний.

2. Неофициальное толкование дается субъектами, не имеющими официального статуса, не обладающими по долгу службы полномочиями толковать правовые нормы. Такими субъектами могут быть общественные организации, научные учреждения, ученые, практические работники. Они осуществляют разъяснение норм права в форме рекомендаций и советов. Этот вид разъяснения не имеет юридически обязательного значения и лишен властной юридической силы. Неофициальное толкование - это разъяснение норм права, даваемое не уполномоченными на то субъектами. Оно не является юридически значимым. Акты неофициального толкования не принадлежат к числу юридических фактов и не влекут юридических последствий.

Сила и значение неофициального толкования в убедительности, обоснованности, научности, в авторитете тех субъектов, которыми оно дается. Неофициальное толкование по внешней форме выражения может быть как устным (разъяснение какой-либо формы права адвокатом, судьей, прокурором в ходе приема граждан, на лекциях и т.д.), так и письменным (в периодической печати, в различных комментариях). Хотя такое разъяснение не имеет юридической силы, оно оказывает значительное влияние на правовую жизнь общества, в первую очередь на правотворческий и правореализационный процессы через правосознание соответствующих субъектов.

Неофициальное толкование подразделяется на :

а) Обыденное толкование может осуществляться любым гражданином. В нем выражается уровень правосознания различных субъектов в виде правовых чувств, эмоций, представлений, переживаний в юрисдикционной сфере жизни общества.

Особенно четко это проявляется в ходе всенародного обсуждения каких-либо нормативных актов, референдумов. Такое толкование имеет большое значение для соблюдения гражданами запретов, исполнения юридических обязанностей, а также при осуществлении ими субъективных прав.

б) Профессиональное толкование исходит от субъектов, сведущих в правовых вопросах (профессионалов, специалистов в области права), хотя такое разъяснение и не является юридически обязательным. Например, разъяснение норм права адвокатами, судьями, прокурорами во время приема граждан.

в) Доктриналъное (научное) толкование . Оно так же, как и вышеназванные виды неофициального толкования, не имеет юридической силы. Однако более чем другие оказывает влияние на правореализационный процесс в целом и правоприменение в частности. Доктринальное толкование дается специальными научно-исследовательскими учреждениями, отдельными учеными в статьях, монографиях, комментариях, на лекциях, конференциях и т.д. Его значение определяется убедительностью и авторитетом тех субъектов, которые осуществляют это толкование. Основывается оно на знании закономерностей воздействия права на общественные отношения, создании законодательства, на обобщении практики применения правовых норм. Такое толкование косвенным путем оказывает значительное влияние на правовую жизнь общества.

Доктринальное толкование законов лежит в основе официальной правотолковательной практики, оказывает на нее прямое (когда, например, выводы научной интерпретации какого-либо нормативного акта учитываются при его новой редакции) и косвенное влияние (когда официальный субъект толкования придерживается определенной научной позиции в теории толкования права) 17 .

20.5. Акты толкования права: понятие, особенности, виды.

Все правовые акты, издаваемые в Российской Федерации, подразделяются в науке на четыре группы: нормативные акты, включая договоры нормативного содержания; правоприменительные акты; правотолкующие (интерпретационные) акты; прочие акты (декларации, заявления, послания, обращения и т.п.).

Акты толкования - один из видов правовых актов. Их функциональное назначение состоит в том 18 , что они призваны способствовать правильной, законной и эффективной реализации права, претворению воли законодателя в жизнь. Особенность интерпретационных актов состоит в том, что они действуют в единстве с теми нормативными правовыми актами, в которых содержатся толкуемые юридические нормы.

Основные особенности актов толкования заключаются в следующем 19 :

1) они не содержат в себе общих правил поведения, а, следовательно, не относятся к числу нормативных актов;

2) не являются источником и формой права;

3) адресуются, как правило, к должностным лицам;

4) носят подзаконный, но обязательный характер;

5) по форме они могут облекаться в те же акты, что и нормативные — указы, постановления, инструкции и т.д.;

6) их цель — толковать, разъяснять, но не создавать право.

Следует отметить, что в научной литературе существует точка зрения, согласно которой в отдельных случаях акты толкования могут быть не только результатом правотолкующей, но и правотворческой деятельности, иными словами, содержать в себе признаки нормативности. Особенно это касается судебного толкования нормативного, а не казуального характера (постановления Пленума Верховного Суда РФ, Конституционного Суда РФ).

Виды актов толкования :

  1. По форме выражения они могут быть устными и письменными ;
  2. По отраслям права - уголовными, гражданскими, административными и т.д.;
  3. По юридической природе - нормативными и казуальными, аутентичными и делегированными ;
  4. По субъектам эти акты выступают как акты различных органов - судебных, прокурорских, арбитражных, контрольных, административных, законодательных, исполнительных и т.д.

1 Марченко М.Н. Теория государства и права в вопросах и ответах. - М., 2001. - С. 162.

2 Марченко М.Н. Указ. соч. - С. 162-163.

3 Теория государства и права / Под ред. В.К. Бабаева. - М., 1999. - С. 460.

4 Словам «двоеженство» или «многоженство» в законодательстве придается обыденный смысл, а именно - сожительство с двумя или несколькими женщинами с ведением общего хозяйства. А термин «организованная группа» в уголовном праве должен пониматься особо, ибо совершение преступления простой «группой лиц» не предполагает обязательного предварительного сговора, что является квалифицирующим признаком «организованной группой».

5 Например, под словами «семья», «член семьи» в семейном праве понимаются лишь близкие родственники (дети, родители). В жилищном же праве эти термины наполняются более широким содержанием. Так, в соответствии с гражданским правом к членам семьи нанимателя относятся супруг нанимателя, дети и родители. К их числу могут быть отнесены и другие родственники, а также нетрудоспособные иждивенцы, признанные членами семьи нанимателя при условии их проживания совместно с нанимателем и ведения с ним общего хозяйства.

6 Так, например, согласно гражданскому праву сделка, для которой законом не установлена определенная форма, считается совершенной, если из поведения лица явствует его воля совершить сделку. Смысл этой словесной формулировки уясняется путем ее сопоставления с той частью указанной статьи, которая гласит, что молчание признается выражением воли совершить сделку.

7 Примером может служить слово «представительство», которое употребляется в различных значениях. В гражданском праве оно используется применительно к сделкам, в международном - к посольствам и консульствам.

8 Так, слово «содержание» имеет совершенно различный смысл в различных отраслях права. В семейном праве «содержание» эквивалентно понятию «материальное обеспечение», а в гражданском праве под содержанием понимается конкретный характер обязательств, возникающих из договоров или иных оснований.

9 Так, например, статья о самоуправстве в УК РФ помещена в раздел о преступлениях против порядка управления, общим объектом которых является деятельность государственных органов по охране правопорядка. Понятие общего объекта определяет и смысл статьи о самоуправстве, которая в соответствии с этим применяется лишь тогда, когда речь идет о самовольном, с нарушением установленного законом порядка, осуществлении своего действительного или предполагаемого права, причинившего существенный вред гражданам либо юридическим лицам

10 Когда в статье ГК РФ предоставляется гражданину или организации право требовать по суду опровержения порочащих их честь и достоинство сведений от распространившего их, то это делается с одним условием: если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности. При подтверждении же этих сведений граждане или организации не вправе требовать опровержения порочащих их честь и достоинство сведений.

11 В соответствии с гражданским правом никто не может быть ограничен в правоспособности или дееспособности иначе как в случаях и в порядке, предусмотренных законом. Отсюда следует вывод о том, что, помимо случаев, указанных в законе, правоспособность и дееспособность - не могут быть ограничены.

12 Теория государства и права: Схемы и комментарии. - М., 2002. - С. 73-74.

13 В ст. 1101 ГК РФ указано, что при определении размера компенсации морального вреда должны учитываться требования разумности и справедливости, а также фактические обстоятельства, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальные особенности потерпевшего.

14 Червонюк В.И. Теория государства и права. Учебное пособие. - М., 2003. - С. 221-223.

15 Спиридонов Л.И. Теория государства и права. - М., 1996. - С. 238.

16 См.: Теория государства и права / Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. - М., 2001. - С. 480-482.

17 Теория государства и права / Под ред. В.К. Бабаева. - М., 1999. - С. 463.

18 Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. - М., 2001. - С. 358-359.

19 Матузов Н.И., Малько А.В. Указ. соч. - С. 358-359.

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

3187. Толкование права. Виды актов толкования права 4.66 KB
Толкование права Материал по данной теме представлен в большинстве учебников теории государства и права. Для подготовки данной темы необходимо обратиться к работе Толкование права: новые подходы к методологии исследования...
6145. Толкование права 15.13 KB
Виды толкования норм права. Цель толкования состоит в том чтобы выявить точный смысл юридических правил правовых предписаний содержащихся в нормативноправовых актах. Объектами толкования таким образом выступают юридические нормативные акты как письменные актыдокументы содержащие нормы права и здесь тебуется как бы проникнуть через форму объекта к его содержанию и сути.
6144. Реализация и толкование права 20.76 KB
Реализация и толкование права Понятие реализации права. Формы реализации права. Применение права. Виды применения права.
5901. Применение и толкование права 21.55 KB
Применение и толкование права Создание правовых предписаний при всей важности данного процесса никогда не является самоцелью правовые нормы имеют смысл только тогда. Реализующее действие права в полной мере проявляется там где оно нашло свое позитивное выражение. В российском правоведении различные аспекты процесса реализации права нашли отражениев работах ряда авторов Дюрягин В. Понятие и основные формы реализации права.
3666. Состояния Сознания. Толкование снов по З.Фрейду 31.9 KB
В современной психологии для характеристики сознания введено понятие «измененные состояния сознания», которое обозначает способ приспособления сознания к изменению внешних и внутренних условий. Измененные состояния сознания подразделяются на спонтанно возникающие
15092. Толкование конституционно-правовых норм в Российской Федерации 1.53 MB
Среди последних можно выделить такое основание для классификации, как деление норм права на материальные и процессуальные (Приложение А). Как отмечает М.Н. Марченко, «нормы материального права регулируют экономические, политические, социальные, идеологические и иные материальные отношения… процессуальные нормы права закрепляют лишь процессуальные формы (процедуру, правила, порядок) осуществления и защиты, предусмотренных материальными нормами права»
7662. ПРЕДМЕТ, МЕТОД И ФУНКЦИИ ПРАВА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ, ЕГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ДРУГИМИ ОТРАСЛЯМИ ПРАВА 37.72 KB
Право на социального обеспечения закреплено в ст. В современный период право социального обеспечения динамично развивается на основе новых концепций и принципов охватывает области отношений которые ранее находились за рамками правовой регламентации. Государство создает систему социального обеспечения участвует в финансировании пенсий пособий компенсаций медицинских и других социальных услуг.
9861. Понятие семейного права, его место в системе российского права 23.99 KB
Определение отраслевой принадлежности семейного права - одна из важных теоретических проблем. На этот счет существует две полярные точки зрения: семейное право есть составная часть, отрасль права гражданского; семейное право самостоятельно и независимо. В наше время ответ на вопрос о самостоятельности семейного права имеет принципиальный, можно сказать
3633. Соотношение таможенного права с другими отраслями права 4.74 KB
Соотне ТП с др отраслями права Таможенное право таможенного союза являясь комплексной отраслью права по своему содержанию непосредственно связано со многими отраслями права. Административное право регулирует значительную часть отношений отнесенных к предмету таможенного права свойственными ему методами. Но это вовсе не дает оснований считать таможенное право подотраслью административного права и тем более его институтом. Таможенные административноправовые нормы в силу специфики предмета регулирования таможенных отношений обособляются от...
3870. Поняття та предмет конституційного права як галузі права 17.5 KB
Поняття конституційного права як галузі публічного права. Поняття та зміст предмету конституційного права. Метод регулювання в конституційному праві як галузі права.

. 45. Толкование норм права: понятие, виды, способы.
По поводу определения и содержания толкования права в литературе существуют различные мнения.
1. под толкованием понимается лишь уяснение
2. содержание толкования норм права составляет их разъяснение
3. толкование определяется как единство уяснения и разъяснения (Осипов)
4. интерпретация – выяснение соотношения объема толкуемой правовой нормы с объемом (буквальным смыслом) ее текста.
Толкование правовых норм – это сложный волевой процесс, направленный на установление точного смысла, содержащегося в норме права, предписания, обнародование его для всеобщего сведения. Данный процесс состоит из 2 частей:

1. уяснение – процесс получения полного и исчерпывающего представления о норме права, процесс познания подлежащих применению правовых норм «для себя». Толкование-уяснение выступает как внутренний мыслительный процесс, происходящий в сознании субъекта, применяющего норму права. Это уяснение для себя и внутри себя, поэтому оно не имеет внешних форм выражения. В ходе уяснения интерпретатор использует различные приемы и способы толкования, которые обеспечивают процесс познания. Уяснение является необходимым условием реализации права, оно всегда предшествует разъяснению.
2. разъяснение – это совокупность выработанных государственными органами, общественными организациями и гражданами рекомендаций и пояснений, направленных на раскрытие подлинного смысла и содержания закона и его норм. Эта сторона деятельности по толкованию адресована не себе, как при уяснении, а другим участникам отношений.
Необходимость толкования вызвана следующими объективными и субъективными причинами:
1. нормы права выражаются посредством слов, предложений, формулировок; чтобы понять их смысл и значение, логическую связь между ними, необходима мыслительная деятельность.
2. в нормативных актах воля государства выражена через средства и приемы юридической техники
(специфическая терминология, юридические конструкции , система отсылок). Некоторые термины заимствованы из других отраслей наук. Все это требует специальных знаний для объяснения терминов и используется законодателем при изложении государственной воли, содержащейся в нормах права.
3. правовые нормы как общеобязательные правила поведения имеют особую форму выражения, характеризуются абстрактностью. Они распространяются на широкий круг субъектов и общественных отношений, а законодатель вынужден использовать наиболее краткие формулировки для оформления воли государства. Это ведет к тому, что необходимо «расшифровывать» данные формулировки.
4. толкование вызывается несовершенством и неадекватным использованием законодательной техники, отсутствием ясного, точного языка нормативного акта, поэтому некоторые формулировки получаются расплывчатыми.
5. нормы права способны регулировать общественные отношения лишь во взаимосвязи друг с другом, в системе – действие одной нормы неизбежно вызывает действие другой. Чтобы понять смысл правовой нормы, необходимо отыскать другие, которые будут применяться вместе с ней.
Объект толкования – законы и подзаконные акты.
Предмет толкования – историческая воля законодателя, выраженная в законе (нормативном акте).
Способы толкования – это совокупность приемов и средств, позволяющих уяснить смысл и содержание нормы права и выраженной в ней воли законодателя. Выделяют следующие способы толкования:
1. грамматический способ – заключается в грамматическом, лексическом и синтаксическом анализе текста нормы или статьи НПА. Особое внимание обращается на структуру текста, расстановку знаков препинания, на смысловое значение общеупотребимых терминов и слов, технических терминов, заимствованных из различных отраслей знаний. При анализе текста старых законов, содержащих заимствованные, иностранные термины и слова, необходимо исходить из первоначального значения , которое придавалось им на момент принятия закона и которое они имели в родном для законодателя языке.
2. логический способ – толкование правового акта по смыслу с использованием законов логики. Логическое толкование ставит своей целью с помощью правил формальной логики выявить то, что законодатель желал выразить в тексте закона, но не выразил. Предмет логического анализа – это не сами слова, а совокупность слов и их соотношение между собой. Здесь применяются такие приемы, как логическое преобразование, выведение вторичных норм, выводы из понятий, доведение до абсурда.
3. систематическое толкование – это уяснение содержания правовых норм в их взаимной связи, с их местом и значением в данном нормативном акте, институте, отрасли права в целом. Существование данного способа предопределяется системностью права. Благодаря систематическому способу, можно выявить юридическую силу правовой нормы, сферу ее действия, принадлежность к определенной отрасли, институту права.
Систематическое толкование позволяет выявить факты коллизий между правовыми нормами.
4. специально-юридическое толкование – это исследование технико-юридических средств и приемов изложения воли законодателя, основанное на специальных знаниях юридической науки и техники. Толкование включает в себя ряд приемов: а) нормативное толкование (устанавливается нормативность правила поведения) б) конструктивное толкование (уяснение особенностей юридической конструкции) в) определение отраслевой принадлежности правовых норм г) терминологическое толкование (например, неустойка, штраф, залог, поручительство и др.).
5. историко-политическое толкование – уяснение содержания законодательной воли в связи с исторической обстановкой издания акта; расстановкой политических сил; социально-экономическими и политическими факторами, обусловившими инициативу и появление акта. Способ помогает выявить смысл правовой нормы, обращаясь к истории ее принятия, целям и мотивам , обусловившим введение ее в систему правового

регулирования. Этот способ позволяет анализировать источники, находящиеся вне права: материалы обсуждения и принятия проектов нормативных актов, первоначальные проекты, материалы всенародного обсуждения и др.
Историко-политическое толкование помогает выявить такие правовые нормы, которые хотя формально не отменены, но фактически уже не действуют.
6. теологическое (целевое) толкование – направлено на уяснение целей его издания: непосредственных, отдаленных, конечных. Иногда законодатель определяет цели принятого нормативного акта в его тексте.
7. функциональное толкование – толкование, которое опирается на факторы и условия, в которых реализуется норма права. Важное значение придается оценочным терминам и выражениям (добросовестность, уважительные причины, существенный вред, значительный ущерб и др.). С учетом особенностей места, времени и других факторов одни и те же обстоятельства могут быть признаны уважительными или неуважительными, существенными или несущественными.
46. Правоотношение: проблемы понятия и структуры. Виды правоотношений.
Закономерности, которые выражает категория правовые отношения:
1. Принцип неразрывной связи прав и обязанностей.
2. На уровне этой категории выясняется объем прав и полномочий, анализируется сбалансированность прав и обязанностей. Например: много прав и мало обязанностей – безответственный тип; много обязанностей и мало прав – социально пассивный тип.
В настоящее время требуется социально активный и ответственный тип, это достигается сбалансированностью прав и обязанностей.
Функции правовых отношений в механизме правового регулирования :
1. На уровне правовых отношений контролируются субъекты, определяются субъекты.
2. На этом уровне происходит закрепление за конкретными участниками конкретного объема прав и обязанностей.
3. Возникает из правопритязаний только на этом уровне в случае ненадлежащего исполнения, нарушения появляется возможность привести в действие механизм государственного принуждения.
Признаки :
1. Правовые отношения – это вид общественных отношений, которые всегда появляются только на основе норм права. В переходный период, когда происходит ломка одной правовой системы, а другая еще не сформировалась, государство, искореняя одни общественные отношения и устанавливая другие, защищает последние.
Если правовая система сформировалась , то появление правовых отношений без соответствующих норм является прямым беззаконием. Норма права предусматривает условия возникновения правовых отношений, она определяет состав участников правовых отношений, их права и обязанности и устанавливает юридические последствия за их использование. Через правовые отношения требования юридических норм предваряются в поведение людей, поэтому в этом смысле правовые отношения – это норма права в действии.
2. Правовые отношения носят волевой характер: а)
в них находит выражение государственная воля; б)
возникновение конкретных правоотношений зависит от воли самих участников (трудовые отношения);
3. Участники правовых отношений наделяются субъективными правами и корреспондирующими им юридическими обязанностями. Только субъективные права и корреспондирующие им юридические обязанности образуют ту правовую связь, субъекты которых становятся в определенные отношения или состояние друг с другом. Поэтому субъективные права и юридические обязанности – это суть правоотношений.
4. Реализация правоотношений гарантируется принудительной силой государства. Государство в лице своих органов поддерживает и охраняет действия носителя субъективного права и обеспечивает исполнение юридической обязанности.
5. Правовые отношения носят индивидуально-определенный характер. Прежде всего правовые отношения определены его субъектами и только этим субъектам принадлежат субъективные права и юридические обязанности и индивидуальный объект правового отношения.
Правовое отношение – возникающее на основе норм права, индивидуальная общественная связь, участники которой наделены субъективными правами и юридическими обязанностями гарантированными принудительной силой государства.
Определение объекта и предмета правового отношения является дискуссионным. Если свести все существующие подходы к пониманию правового отношения, то можно выделить
3 основных подхода .

1. Наиболее полно освещены в работе Халфиной Р.О. «Общее учение о правовом отношении». Этого подхода придерживаются многие юристы, в том числе Щеглов.
Правовое отношение – это общественное отношение, урегулированное нормой права. Акцент делается на само общественное отношение. Под содержанием правового отношения понимается сами общественные отношения или поведение участников общественных отношений.
Форма правового отношения – субъективные права и юридические обязанности.
Объект правового отношения – они понимают материальные и нематериальные блага.
При таком подходе к правовому отношению, правовое отношение – результат правового регулирования.
Механизм правового регулирования:

норма права;

правовое отношение;

акты реализации.
2. Представители Хеченьян, Толстой, Назаров, Иоффе.
Правовое отношение – индивидуальная правовая связь субъективных прав и юридических обязанностей. Они утверждают, что для возникновения правового отношения достаточно, чтобы у субъекта возникло субъективное право, а у которого юридическая обязанность корреспондируется субъективному праву. Акцент делается на права и обязанности.
Содержание субъективные права и юридические обязанности.
Форма способ связи субъективных прав и юридических обязанностей.
Правовые отношения могут быть активного и пассивного вида. При активном правовом отношении способ связи прав и обязанностей сделан на совершении каких-либо действий. При пассивном виде – воздерживаются от совершения каких-либо действий.
Объект – поведение участника общественного отношения или сами общественные отношения.
3. Авторы рассматривают правовое отношение не как результат правового регулирования, а как средство правового регулирования, которое обеспечивает процесс воздействия на общественные отношения. Эта точка зрения была освещена И.В. Федоровым в работе «Хозяйственные связи в СССР».
Правовое отношение – это сложное многогранное явление, поэтому его можно рассматривать с различных сторон. Выделяется два аспекта:

материальный – поведение участников;

юридический – субъективные права и юридические обязанности.

Алексеев: у правового отношения несколько содержаний:

фактическое – поведение участников общественных отношений и сами общественные отношения ;

юридическое – субъективные права и юридические обязанности.
NB: При ответе важно занять какую-либо позицию и придерживаться её до конца!
Достоинства и недостатки подходов к пониманию правового отношения
1. Если придерживаться 1-го подхода , что правовое отношение – это общественное отношение урегулированное нормой права, то не видно активной роли правового отношения. Зачем оно возникает. Согласно этой точки зрения правовое отношение возникает в результате урегулирования.
2. Халфина утверждает, что если правовое отношение рассматривать только как совокупность прав и обязанностей, то правовое отношение оторвано от общественного отношения, то есть от своего материального субстрата. Поэтому могут возникнуть в сфере сознания, что противоречит материалистическому подходу к природе правового отношения.
Назаров: Да, суть правового отношения его субъективные права и юридические обязанности. Они возникают в результате юридических фактов, которые переводят норму права в субъективную плоскость. Правовое отношение – субъективные права и обязанности, которые возникают не на пустом месте, а на основе юридических фактов – это конкретные жизненные обстоятельства, это предшествующее поведение людей, а права и юридические обязанности направлены на будущее поведение.

В схеме видна активная роль правового отношения. Они возникаю как средство урегулирования поведения людей. Результат может быть различен.
3. Федоров . Имеются существенные философские недостатки. Каждое явление должно иметь одно содержание. Если мы выделяем несколько содержаний, то это не соответствует философскому пониманию содержания явления.
Большинство склоняется ко второму подходу. Так как приоритет второму подходу, то все структурные элементы исходя из этой точки зрения.
Несколько оснований классификации
1. по отраслевой принадлежности
а) государственно-правовые б) гражданско-правовые в) гражданско-процессуальные г) уголовно-правовые д) уголовно-процессуальные е) трудовые ж) других отраслей права
2. по месту в механизме правового регулирования а) материальные б) процессуальные

процессуально-регулятивные (процесс заключения договоров)

процессуально-охранительные (уголовно-процессуальные отношения, административное производство)
3. по характеру воздействия (функциям права)
а) регулятивные – возникают из правомерных действий субъектов;

регулятивные правоотношения активного типа (выражается динамическая функция права , правоотношение складывается на основании обязывающих норм)

регулятивные правоотношения пассивного типа (выражается статическая функция права, правоотношение складывается на основе запрещающих и некоторых управомочивающих норм) б) охранительные – возникают как реакция государства и общества на неправомерное поведение субъектов права.
4. по степени конкретизации субъектов правовых отношений а) относительные (в них точно определены обе стороны правоотношения – управомоченные и обязанные лица, например, покупатель и продавец в правоотношениях купли-продажи. При этом индивидуализация может быть

«поименной», например в брачно-семейных отношениях

по названию социальных ролей, или «ролевой», например

продавец - покупатель) б) абсолютные (точно определяется лишь одна сторона – носитель субъективного права, обязанными являются все другие лица – «всякий и каждый», например, отношения собственности, авторские и изобретательские отношения) в) общерегулятивные (выражают юридические связи более высокого уровня между государством и гражданами, а также последних между собой по поводу гарантирования и осуществления основных прав и свобод личности, обязанностей. Правоотношения возникают в основном на основе норм Конституции, других основополагающих актов и являются базовыми, исходными для отраслевых правоотношений).
5. по целям воздействия а) статические (имеют цель закрепить сложившиеся общественные отношения) б) динамические (призваны вызвать прогрессивные изменения в регулируемых общественных отношениях)
6. по содержанию поведение
Субъективные права
Юридические обязанности поведение (урегулированное)

а) простые (например, купля-продажа) б) сложные (включают систему самостоятельных, элементарных правоотношений, например, уголовно-исполнительное правоотношение)
7. по времени действия а) кратковременные б) долговременные
47. Содержание правовых отношений. Проблемы содержания и видов субъектного права.
Ответ на вопрос, что является содержанием правоотношения зависит от выбранного подхода к пониманию самой категории «правоотношение».
Три основных подхода:
1.
Результат правового регулирования:
Правоотношение – общественное отношение, урегулированное нормами права.
Содержание – поведение (т.е. само общественное отношение)
(Халфина, Щеглов)
2.
Средство правового регулирования:
Правоотношение - юридическая форма конкретного общественного отношения.
Содержание – субъективные права и корреспондирующие им обязанности.
(придерживается большинство ученых, в т.ч. Парфенов, Толстой, Назаров, Иоффе)
3.
Средство и результат (Федоров)
Результат – материальное содержание – поведение участников
Средство – юридическое содержание – субъективные права и обязанности
!!! Далее исходим из того, что правоотношение – средство правового регулирования!!!
Субъективное право
Субъективное право - это принадлежащее управомоченному лицу в целях удовлетворения его интересов мера возможного, дозволенного поведения, обеспеченная юридическими обязанностями других лиц. (Парфенов)

Как уже отмечалось выше, толкование права представляет собой сложный процесс. Его сложность обусловлена тем, что толкуемые нормы излагаются с различной степенью абстракции, с использованием специальной юридической терминологии. В связи с этим, для уяснения смысла правового предписания, субъекты прибегают к различным способам толкования. По мнению В.Л. Кулапова, под способом толкования права стоит понимать такую совокупность специальных приемов, которая позволяет выявить истинный смысл правовой нормы для урегулирования конкретной жизненной ситуации См.: В.Л. Кулапов Теория государства и права - Саратов: Изд-во ГОУ ВПО «СГАП», 2011. С - 360.. В литературе принято выделять следующие основные способы: грамматический, логический, систематический, историко-политический, специально-юридический, функциональный и теологический. Знание данных способов позволяет не допустить ошибочного и однобокого толкования. Применение этих приемов в совокупности, дает полное представление о содержании и подлинном смысле правовой нормы, заложенном в нее законодателем.

Грамматический способ . Как верно заметила Кострова М.Б. «уяснение смысла и содержания закона начинается с прочтения и анализа его текста, что в юридической литературе принято называть грамматическим толкованием» Кострова М. Б. О "языковом" толковании уголовного закона //Правоведение. -2002. - № 3- С. 136-149. Действительно, именно данный способ предшествует иным и является наиболее часто используемым. Его значимость заключается в сложности и многовариантности языка, на котором изложен закон. При этом способе, объектом изучения становится текст правовой нормы. Субъект толкования анализирует норму с учетом грамматических, лексических, орфографических и иных правил русского языка. Существенное значение в тексте нормы имеет пунктуация, так как от различного положения знаков препинания, смысл правового предписания может кардинально изменяться. Всем известны примеры «казнить нельзя помиловать» или «запретить нельзя разрешить», где от запятой зависит суть высказывания. То же самое происходит и вправе, поэтому, осуществляя толкование, субъект должен обращать внимание на пунктуацию, чтобы точно уяснить смысл правовой нормы.

Также сложность толкования обуславливается наличием союзов, которое может привести к двоякому пониманию нормы. Интерпретатор должен строго понимать, что соединительный союз "и" требует выполнения сразу нескольких условий, например «Граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации»См.: Закон РФ от 25.06.1993 N 5242-1 « О праве граждан Российской Федерации, на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (ред. от 28.11.2015) // Ведомость Верховного Совета Российской Федерации. 1993 г., N 32, ст.1227; Собр. законодательства Российской Федерации. 2015 г. N 48 (часть I) ст. 6724,где союз «и» означает, что регистрироваться нужно как по месту жительства, так и по месту пребывания. В то время, как разъединительные "либо", "или" - требуют выполнения только одного, «Фактическое допущение работника к работе без ведома или поручения работодателя либо его уполномоченного на это представителя запрещается» См.: «Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 N 197- ФЗ (ред. от 30.12.2015) //Российская газета. 2001. N 256; 2016 г. N 1. . Благодаря союзу «либо», становится ясно, что допускать к работе может или работодатель, или его уполномоченный, то есть достаточно поручения кого-то одного из них. Данные тонкости русского языка должны учитываться при уяснении нормы.

При грамматическом толковании, необходимо знать и значение отдельных слов, так как зачастую законы содержат большое количество различных терминов и понятий. В некоторых под это специально отводятся отдельные статьи. Так, федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» содержит статью 2 «Основные термины и понятия», в которой им дается определение. См.: Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ред. от 15.02.2016) // Собр. Законодательства Российской. 2003 г. N 40 ст. 3822; 2016 г. N 7 ст. 905 Если же, такого не происходит, то интерпретатор должен придавать терминам тот смысл, который они имеют в своей сфере применения.

Говоря о существенном значении данного способа, не стоит забывать, что при толковании нельзя ограничиваться только им одним.

Логический способ толкования . Как уже понятно из названия, данный способ базируется на законах и правилах формальной логики. Они (законы и правила) в единстве с грамматическим анализом позволяют приблизиться к раскрытию смысла правовой нормы. Сходной чертой данного способа с грамматическим, является то, что толкование также проходит в рамках текста одной нормы, но анализируются не сами слова или предложения, а обозначаемые ими понятия и их соотношение между собой.

При использовании данного способа, часто применяется логическое преобразование. Это обусловлено тем, что не всегда логическая структура нормы совпадает с ее внешним выражением в статье нормативно правового акта. При этом субъекту приходиться самостоятельно выстраивать структуру нормы, выделяя гипотезу, диспозицию и санкцию.

Необходимость логического преобразования, можно продемонстрировать на примере 126 статьи Уголовного кодекса Российской Федерации, которая гласит, что «похищение человека - наказывается принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на тот же срок»См.: « Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 30.12.2015) // Собр. законодательства Российской Федерации 1996 г. N 25 ст. 2954; 2016 г. N 1 (часть I) ст. 61.. В реальности, наказанию подлежит не само похищение, а лицо или группа лиц его совершившее.

Систематический способ . Одним из свойств нормы права, является ее системность. Это означает, что она находится в связи с другими нормами и действует не изолированно от них. Поэтому для уяснения нормы необходимо применять систематический способ.

Он заключается в том, что правовое предписание рассматривается в совокупности с иными, и в отличие от первых двух способов, толкование не ограничивается текстом только одного закона. Основной задачей данного способа является установление системных связей между нормами. Существование отсылочных и бланкетных норм, делает невозможным уяснение правового предписания без систематического способа. Чтобы наиболее полно понять смысл таких норм, необходимо обращаться и к тем нормам, к которым делается отсылка. В итоге для толкования лишь одного правового предписания, интерпретатору приходится уяснять смысл двух, а иногда и более, правовых норм. Причем они могут содержаться как в рамках одного нормативно правового акта, так и в нескольких.

Благодаря установлению внешних связей между правовыми предписаниями, данный способ становится особо важен, при применении нормы права по аналогии, так как помогает найти ту норму, которая будет наиболее близка по своему содержанию к конкретному случаю.

Особо следует отметить, что систематическое толкование способствует выявлению юридических коллизий, которые в дальнейшем, должен разрешать законодатель. Это положительно влияет на развитие системы права и системы законодательства в государстве.

Историко-политический способ . При использовании данного способа анализируется историко-политическая обстановка в государстве на момент принятия закона. Общественные отношения сейчас и пару лет назад, сильно отличаются, поэтому и правовые нормы, регулирующие их, могут казаться нам странными. Так, в советском союзе, правонарушениями признавались спекуляция и тунеядство, что в настоящее время вполне обычно и не преследуется по закону.

Для того чтобы правильно уяснить тот смысл, который правотворец вкладывал в норму, необходимо знать в какой историко-политической ситуации это происходило. Но, как верно отмечает Черданцев А.Ф., само по себе установление конкретно-исторических условий, целей и поводов издания нормативно правовых актов еще не есть толкование, на установлении указанных фактов оно не заканчивается, а только начинается. См.: Черданцев А.Ф. Толкование права и договора. М., 2003. С - 153. Данные факты интерпретатор должен учитывать и основываться на них при процессе толкования. Это способствует наиболее полному раскрытию смысла правового предписания.

Немаловажным моментом является и то, что историко-политическое толкование способствует выявлению таких правовых норм, которые хотя формально, и не отменены, но на деле уже не действуют, так как исчезли те общественные отношения, которые норма регулировала.

Специально-юридический способ . Юридические нормы в своем содержании имеют большое количество специальной терминологии, которая непонятна для человека, не обладающего определенными правовыми знаниями. Суть данного метода заключается в уяснении правовой нормы, посредством установления значения отдельных терминов, анализа юридических конструкций, определению, к какому способу правового регулирования (дозволение, обязывание, запрет) относится толкуемая норма, и тому подобное. Осуществление толкования, с помощью данного способа, требует высокого уровня юридической подготовки интерпретатора.

Специально-юридических способ, похож на грамматический, и находится с ним в тесной связи, но все же, не стоит отождествлять их. От него данный способ толкования отличается тем, что здесь толкуются не отдельные термины или выражения, не их соединения, а целые юридические конструкции, особенности юридической техники, институты.

Функциональный способ . Он схож с историко-политическим способом, только в отличие от него интерпретатор должен учитывать условия и факторы, не при которых создавалась норма, а при которых она реализуется, и на их основе осуществлять свою деятельность.

Необходимость выделения данного способа от историко-политического в том, что правовой норме присущи оценочные понятия, создающие условия для ее двоякого понимания. К таким понятиям можно отнести: «уважительные причины», «значительный ущерб», «разумные сроки», «пределы необходимой обороны» и иные. Задача интерпретатора придать им адекватный смысл, для того, чтобы не допустить произвола при их применении.

Теологический способ . Также как и функциональный, схож с историко-политическим. Телеологические толкование направлено на выяснение целей, которые преследовал правотворческий орган, издавая нормативный правовой акт. Однако, как верно заметила Т.Я. Насырова «содержание телеологического толкования не ограничивается только установлением целей интерпретируемой нормы, в него входит и непосредственный их анализ, и соотнесение с ними всего смысла данного закона».Насырова Т.Я. Теологическое (Целевое) толкование советского закона // Теория и практика. Казань. 1988.

Важность данного способа обусловлена тем, что без принятия в расчет общих целей закона, можно допустить ошибку при его применении.

Стоит отметить, что в юридической литературе существует мнение, согласно которому, теологическое и функциональное толкование не являются самостоятельными и входят в состав историко-политического способа.

Таким образом, для правильного уяснения смысла правовой нормы, субъект должен использовать те или иные способы. На практике предпочтение отдается грамматическому и логическому толкованию. Но использование только одного способа, изолированно от других, не даст желаемого результата. Представляется, что лишь в совокупности их применения, можно говорить об эффективном толковании.

Толкование права - это интеллектуально-волевая деятельность субъектов права по уяснению и разъяснению смысла норм права, выражающаяся в особом юридическом акте.

Из данного определения следует, что обязательными элементами правового толкования являются уяснение смысла правовых норм и разъяснение их смыслового содержания.

Нормы права толкуются всеми субъектами, их реализующими. Однако юридическое значение результатов толкований различается в зависимости от того, кто толкует нормы права. А потому важно классифицировать виды толкования по его субъектам (см. схему на с. 372).
По этому основанию выделяют официальное и неофициальное толкование. Официальное толкование производится компетентными государственными органами, и его результаты обязательны для всех субъектов права. В свою очередь оно подразделяется на аутентическое и легальное.
Аутентическое толкование выполняет орган, издавший нормативный акт. Какого-то специального разрешения ему для толкования собственных актов не требуется. Он делает это в силу своей компетенции.
Правотворческий орган дает аутентическое толкование как в тексте самого акта (дефинитивные нормы), так и в актах специальных. Например, отдельные положения Гражданского кодекса получили объяснение в Федеральном законе "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
Легальное толкование осуществляется органом, специально уполномоченным на то законом. Так, ст. 126 Конституции РФ указывает, что Верховный Суд РФ "дает разъяснения по вопросам судебной практики". Аналогичные разъяснения дает и Высший Арбитражный Суд (ст. 127 Конституции). Исключительная компетенция Конституционного Суда - толкование нормативных актов с точки зрения их соответствия Конституции. Правом официального толкования (разъяснения) избирательного законодательства пользуется Центральная избирательная комиссия.
Особо следует выделить толкование, имеющее межгосударственное значение. Таковы, в частности, международные правила по толкованию торговых терминов "Инкотермс", изданные Международной торговой палатой, содержащие интерпретации различных юридических положений, используемых участниками международной торговли.
Существует и ненормативное официальное толкование, т. е. правоприменительное толкование. Вторая стадия процесса правоприменения - стадия, на которой выбираются и анализируются (т. е. толкуются) нормы права,
Здесь процесс толкования неразрывно связан с процессом применения.
Неофициальное толкование также реализуется различными субъектами, но результаты его не имеют юридического, общезначимого значения. Его подразделяют на обыденное, профессиональное и доктринальное.
Обыденное толкование может осуществлять любой субъект права. Его точность зависит от уровня правосознания субъекта. Причем от характера такого "житейского" толкования во многом зависит состояние законности, ибо оно является основанием юридической деятельности граждан, их правомерного поведения.
Профессиональное толкование правовых норм дается специалистами-юристами. Критерием выделения этого вида толкования служит не степень знания права, а профессиональная деятельность. Таковым является, например, толкование, осуществляемое прокурором или адвокатом в судебном процессе. Его результаты не обязательны для суда, однако необходимость деятельности этих участников процесса закреплена нормативно (например, в ст. 295 УПК).
Доктринальное толкование производится учеными-юристами, специалистами в области права в монографиях, научных комментариях, статьях и др. Результаты доктри-нального толкования публикуются в особых сборниках, содержащих научно-практические комментарии действующего в той или иной области законодательства. Этими комментариями пользуются практические работники.
В зависимости от того, на какой стадии правового регулирования осуществляется толкование, оно подразделяется на нормативное и казуальное.
В ходе нормативного толкования дается официальное разъяснение нормы в целом безотносительно ее реализации. Таковы, например, аутентическое и легальное толкования, осуществляемые при обобщении юридической практики.
При казуальном толковании норма интерпретируется применительно к конкретному случаю. Это разъяснения, суждения о применяемых нормах, содержащиеся в решениях и определениях коллегий Верховного Суда по отдельным делам.



Грамматическое толкование представляет собой совокупность специальных приёмов, направленных на уяснение морфологической и синтаксической структуры текста акта, выявление значения отдельных слов и терминов, употребляемых союзов, предлогов, знаков препинания, грамматического смысла всего предложения.

Логическое толкование предполагает использование законов и правил логики для уяснения подлинного смысла нормы, который иногда не совпадает с её буквальным изложением из-за неудачно выбранных законодателем словесных форм.

Систематическое толкование - это уяснение содержания и смысла правовых предписаний исходя из места, которое они занимают в данном нормативном акте, институте, отрасли и всей системе права в целом. В систематическом толковании нуждаются все правовые нормы, но особенно нормы отсылочные и бланкетные.

Историко-политическое толкование заключается в изучении исторической обстановки создания акта, расстановки политических сил, социально-экономических и политических факторов, обусловивших появление акта и оказавших влияние на волю законодателя.

Телеологическое (целевое) толкование правовых актов направлено на установление целей их издания: непосредственных, отдалённых, конечных.

Специально-юридическое толкование связано с анализом специальных терминов, технико-юридических средств и приёмов выражения воли законодателя.


Самое обсуждаемое
Музыкальный праздник в подготовительной группе ДОУ по сказкам Чуковского Музыкальный праздник в подготовительной группе ДОУ по сказкам Чуковского
Принцип деления Европы на субрегионы Принцип деления Европы на субрегионы
Какие растения растут в пустыне Какие растения растут в пустыне


top