Структура органов местного самоуправления российской федерации. Органы местного самоуправления Изменение структуры органов местного самоуправления осуществляется путем

Структура органов местного самоуправления российской федерации. Органы местного самоуправления Изменение структуры органов местного самоуправления осуществляется путем

В каждом муниципальном образовании, как правило, действует несколько видов органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления. Будучи разделенными, они действуют не хаотично, а системно, то есть в порядке, обусловленном процедурами их образования, взаиморасположением и взаимоотношениями, которые обеспечивают достижение общих целей.

Система органов местного самоуправления – это совокупность представительных, исполнительно-распорядительных и иных выборных и назначаемых органов местного самоуправления и должностных лиц, объединенных общими целями и задачами по решению в пределах своих полномочий на территории муниципального образования вопросов местного значения и части государственных дел, переданных им в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами и законами субъектов РФ, исходя из интересов населения муниципального образования, национальных, исторических, культурных и иных местных традиций.

Всякой системе независимо от того, какие объекты или явления составляют ее содержание, свойственна определенная структура, т.е. «наличие связей между элементами и появление в целостной системе новых свойств, не присущих элементам в отдельности. Связь, целостность и обусловленная ими устойчивая структура – таковы отличительные признаки любой системы».

Структурный аспект системы органов местного самоуправления состоит в том, что все муниципальные органы составляют единое целое, разделяемое по содержанию задач на соответствующие взаимосвязанные части.

В соответствии с ч. 1 ст. 131 Конституции РФ структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельн о. Что именно необходимо понимать под структурой органов местного самоуправления в Конституции Российской Федерации, не уточняется.

В научном сообществе есть мнение, что применительно к совокупности органов местного самоуправления необходимо применять понятие «система», а понятие «структура» – к определенным ее органам, в силу чего население должно определять не структуру, а систему органов местного самоуправления, которая должна закрепляться в уставе муниципального образования, структуру же этих органов целесообразно определять представительным органам и главам муниципальных образований.

Термин «система» употребляется в российском законодательстве в отношении организации органов власти в традиционной трактовке. Обычно под системой (от греч. Systema – целое, составленное из частей, соединение) понимается «4. форма организации, устройства чего-либо; 5. устройство, структура, представляющие собой единство закономерно расположенных, взаимно связанных частей; 8. совокупность каких-либо элементов, единиц, частей, объединенных по общему признаку или назначению», «1. множество закономерно соединенных между собой элементов (предметов, явлений, процессов, принципов, взглядов, теорий), образующих определенную целостность, единство».

Термин «структура» (от лат. Structura – расположение, порядок) применяется в нормативных правовых актах также однозначно и под ним принято понимать «1. взаиморасположение и связь составных частей чего-либо; строение; 2. устройство, организация», «2. совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих его целостность и тождественность самому себе, т.е. сохранение основных свойств при различных внешних и внутренних изменениях».

В этих значениях данные термины употребляются в нормативном акте высшей юридической силы – Конституции России: в ст. 12, пункте «г» ст. 71, пункте «н» ст. 72, ст. 77 применен термин «система органов власти», а в ст. 112 – «структура органов власти». В развитие конституционных норм Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» разграничивает полномочия по формированию системы и структуры федеральных органов исполнительной власти. В соответствии с частью 3 ст. 32 «Президент Российской Федерации в случае изменения в установленном порядке системы и структуры федеральных органов исполнительной власти до принятия федеральных законов о внесении соответствующих изменений в федеральные законы может перераспределять установленные федеральными законами функции федеральных органов исполнительной власти», а часть 2 ст. 24 наделяет Председателя Правительства Российской Федерации полномочиями «представлять Президенту Российской Федерации предложения о структуре

Терминология однозначна и в ст. 17 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Часть 1 указанной статьи предусматривает, что в субъекте Российской Федерации устанавливается система органов исполнительной власти, а часть 4 – что структуру исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации определяет высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации.

Пункт 1 Указа Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» устанавливает, что «в систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства». Современная структура федеральных органов исполнительной власти оформлена Указом Президента Российской Федерации от 21 мая 2012 г. № 636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти».

Этот вопрос стал предметом изучения Конституционного суда РФ. Так, при разъяснении понятий «система федеральных органов исполнительной власти» и «структура федеральных органов исполнительной власти» Конституционный суд РФ дал официальное толкование о том, что в систему федеральных органов исполнительной власти входят Правительство РФ, а также министерства и другие федеральные органы исполнительной власти, которые определяются на основе Конституции РФ, Федерального конституционного закона от 31 декабря 1997 г. № 3-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» и иных федеральных законов. Понятие «структура федеральных органов исполнительной власти» включает перечень конкретных органов, входящих в систему федеральных органов исполнительной власти и обеспечивающих реализацию Правительством РФ возложенных на него полномочий.

Полагаем, что в ч. 1 и 6 ст. 34 Федерального закона № 131-ФЗтермин «структура органов местного самоуправления» употребляется именно в значении«перечень органов местного самоуправления».Итак, понятие структура «органов местного самоуправления» включает перечень конкретных органов, входящих в систему органов местного самоуправления . Такой перечень определяется населением муниципального образования самостоятельно и закрепляется в уставе муниципального образования.

В соответствии с ч. 5 ст. 34 федерального закона № 131-ФЗ, структура органов местного самоуправления в случае создания на межселенных территориях вновь образованного муниципального образования или в случае создания вновь образованного муниципального образования путем преобразования существующего муниципального образования определяется населением:

1) на местном референдуме (в муниципальном образовании с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек – на сходе граждан) или

2) представительным органом муниципального образования и закрепляется в уставе муниципального образования.

Проведение местного референдума или схода граждан по вопросу определения структуры органов местного самоуправления вновь образованного муниципального образования обеспечивают органы государственной власти субъекта Российской Федерации при наличии соответствующей инициативы жителей вновь образованного муниципального образования. В случае отсутствия такой инициативы структура органов муниципальной власти определяется представительным органом вновь образованного муниципального образования после его избрания.

Несмотря на спорность такого предписания относительно его соответствия Конституции РФ, можно признать такое решение вопроса о структуре органов муниципальной власти вполне удачным. Таким образом, Федеральный закон № 131-ФЗ обеспечивает гарантию определения структуры при отсутствии активности населения в решении данного вопроса.

Заметим, что население непосредственно не может разработать структуру органов местного самоуправления. Необходимость включения в нее тех или иных органов должна быть обоснована с учетом порядка их взаимодействия и взаимоотношений в целом, а также с учетом расходов, которые потребуются на содержание этих органов. В любом случае проекты структуры составляются специальной рабочей группой (или несколькими рабочими группами), а уже возможные её варианты определяет население муниципального образования.

На наш взгляд, нельзя согласиться с Е.В. Мирошниченко в том, что население самостоятельно определяет и структуру органов местного самоуправления, и внутреннее устройство каждого из этих органов. Если следовать такому толкованию, получается, что в каждом случае изменения внутренней организации отдельного органа местного самоуправления (а меняться она может достаточно часто с целью наиболее эффективной реализации органами своих полномочий) необходимо организовывать референдум. Организация референдума – процесс длительный и трудоемкий, требующий определенных финансовых затрат и материального обеспечения. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ определил, например, что структура местной администрации утверждается представительным органом муниципального образования по представлению главы местной администрации (ч. 8 ст. 37). Внутренние структуры иных органов местного самоуправления в случае их формирования должны определяться в порядке, установленном уставом муниципального образования (ч. 3 ст. 34). Таким образом, учитывая, что по Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ устав муниципального образования принимается исключительно представительным органом муниципального образования (ч. 10 ст. 35), население не может участвовать в утверждении внутренних структур каждого конкретного органа местного самоуправления. Население определяет перечень органов местного самоуправления, составляющих структуру в конкретном муниципальном образовании.

Такое положение согласуется и со ст. 6 Европейской Хартии местного самоуправления, которая предписывает, что «местные органы власти должны иметь возможность, не нарушая более общих законодательных положений, сами определять свои внутренние административные структуры, которые они намерены создать, с тем, чтобы те отвечали местным потребностям и обеспечивали эффективное управление».

Часть 1 ст. 34Федерального закона № 131-ФЗ определяет, что структуру органов местного самоуправления составляют :

1) представительный орган муниципального образования,

2) глава муниципального образования,

3) местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования),

4) контрольно-счетный орган муниципального образования,

5) иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Причем, наличие в структуре органов местного самоуправления представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) является обязательным, за исключением случаев, предусмотренных Федерального закона № 131-ФЗ.

Федеральный закон № 131-ФЗ также предусматривает несколько моделей организации структуры органов местного самоуправления .

А) избранный населением на муниципальных выборах глава муниципального образования возглавляет деятельность местной администрации; представительный орган муниципального образования действует под руководством председателя, избранного из числа депутатов.

Б) избранный населением на муниципальных выборах глава муниципального образования входит в состав представительного органа муниципального образования и является его председателем; местной администрацией руководит глава (сити-менеджер), назначенный на должность по контракту, заключенному по результату конкурса на замещение должности главы местной администрации.

В) избранный представительным органом муниципального образования глава муниципального образования является его председателем; местной администрацией руководит глава (сити-менеджер), назначенный на должность по контракту, заключенному по результату конкурса на замещение должности главы местной администрации.

Г) избранный на сходе граждан, осуществляющем полномочия представительного органа муниципального образования, глава муниципального образования возглавляет деятельность местной администрации.

Д) уставом муниципального образования, имеющего статус сельского поселения, внутригородского муниципального образования города федерального значения, может быть предусмотрено формирование исполнительно-распорядительного органа, возглавляемого главой муниципального образования, исполняющим полномочия председателя представительного органа муниципального образования.

Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования .

Наименования представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) должны устанавливаться законом субъекта Российской Федерации с учетом исторических и иных местных традиций.

Ниже представлена таблица наименований муниципальных образований в соответствии с Законом Нижегородской области от 6 мая 2005 года.

Нижегородская область наименование представительных органов муниципальных образований наименование глав муниципальных образований наименование исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований
муниципального района Земское собрание администрация
городского округа городская Дума, Совет депутатов глава города, мэр города, глава местного самоуправления
городского поселения - города районного значения городская Дума глава местного самоуправления, глава города
городского поселения - рабочего поселка поселковый Совет глава местного самоуправления
сельского поселения сельский Совет

Так, например, в Ростовской области для органов местного самоуправления сельских поселений устанавливаются следующие наименования: собрание депутатов поселения, глава поселения и администрация, а для органов местного самоуправления муниципальных районов: собрание депутатов муниципального района или районное собрание депутатов, глава муниципального района, администрация.

Своеобразно решили вопрос о наименовании органов местного самоуправления законодатели Камчатки. Там для каждого муниципального района принят индивидуальный закон. Так, в Законах Камчатской области «О наименованиях органов местного самоуправления Быстринского района и сельских поселений, входящих в его состав» и «О наименованиях органов местного самоуправления Мильковского района и сельских поселений, входящих в его состав» от 5 марта 2005 г. представительный орган Быстринского района именуется Думой, а Мильковского – Советом народных депутатов. Наименования других органов совпадают. Для района это глава и администрация, для сельских поселений – Собрание депутатов, глава и администрация.

Изменение структуры органов местного самоуправления осуществляется не иначе как путем внесения изменений в устав муниципального образования. Изменения и дополнения, внесенные в устав муниципального образования и изменяющие структуру органов местного самоуправления, вступают в силу не ранее чем по истечении срока полномочий представительного органа муниципального образования, принявшего указанное решение, за исключением случаев, прямо предусмотренных Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ.

Финансирование расходов на содержание органов местного самоуправления осуществляется исключительно за счет собственных доходов бюджетов соответствующих муниципальных образований.

Система органов местного самоуправления должна формироваться в соответствии с едиными принципами . К таковым можно отнести:

1) обязательность наличия представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, исполнительно-распорядительного органа муниципального образования;

2) самостоятельность осуществления органом местного самоуправления своих полномочий;

3) подконтрольность органов и должностных лиц муниципального образования представительному органу местного самоуправления;

4) разграничение полномочий между органами местного самоуправления на основе приоритета представительного органа;

5) взаимодействие органов местного самоуправления с органами государственной власти.

Органы местного самоуправления, которые в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ и уставом муниципального образования наделяются правами юридического лица, являются муниципальными казенными учреждениями , образуемыми для осуществления управленческих функций, и подлежат государственной регистрации в качестве юридических лиц в соответствии с федеральным законом.

Представительный орган городского поселения, муниципального района, городского округа обладает правами юридического лица. Представительный орган сельского поселения, внутригородского муниципального образования города федерального значения может обладать правами юридического лица в соответствии с уставом муниципального образования.

  • V. Механизмы реализации государственной политики в обла­сти развития местного самоуправления в Российской Федерации
  • АДМИНИСТРАТИВНАЯ ЮРИСДИКЦИЯ. Административная юрисдикция – установленная административным законодательством деятельность судей, органов

  • Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Оно осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций. Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно. Изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается с учетом мнения населения соответствующих территорий.

    Структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

    Уставом муниципального образования, имеющего статус сельского поселения, может быть предусмотрено формирование исполнительно-распорядительного органа, возглавляемого главой муниципального образования, исполняющим полномочия председателя представительного органа муниципального образования.

    Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования. Наименования представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) устанавливаются законом субъекта Российской Федерации с учетом исторических и иных местных традиций. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

    Структура органов местного самоуправления в случае образования на межселенных территориях вновь образованного муниципального образования или в случае преобразования существующего муниципального образования определяется населением на местном референдуме (в муниципальном образовании с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек - на сходе граждан) или представительным органом муниципального образования и закрепляется в уставе муниципального образования.

    Проведение местного референдума или схода граждан по вопросу определения структуры органов местного самоуправления вновь образованного муниципального образования обеспечивают органы государственной власти субъекта Российской Федерации при наличии соответствующей инициативы жителей вновь образованного муниципального образования.

    Полномочия избирательной комиссии муниципального образования могут возлагаться на территориальную избирательную комиссию в соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Полномочия местной администрации по материально-техническому обеспечению проведения местного референдума осуществляет исполнительный орган государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации. При отсутствии инициативы граждан о проведении местного референдума структура органов местного самоуправления определяется представительным органом вновь образованного муниципального образования после его избрания.

    В решении о структуре органов местного самоуправления муниципального образования, принимаемом на местном референдуме (сходе граждан), устанавливаются:

    • - структура (перечень) и наименования органов местного самоуправления;
    • - порядок избрания и полномочия главы муниципального образования.

    Изменение структуры органов местного самоуправления осуществляется не иначе как путем внесения изменений в устав муниципального образования. Решение представительного органа муниципального образования об изменении структуры органов местного самоуправления вступает в силу не ранее, чем по истечении срока полномочий представительного органа муниципального образования, принявшего указанное решение.

    Уставом муниципального образования определяется правомочность заседания представительного органа муниципального образования. Заседание представительного органа муниципального образования не может считаться правомочным, если на нем присутствует менее 50 процентов от числа избранных депутатов.

    Заседания представительного органа муниципального образования проводятся не реже одного раза в три месяца.

    Вновь избранный представительный орган муниципального образования собирается на первое заседание в установленный уставом муниципального образования срок, который не может превышать 30 дней со дня избрания представительного органа муниципального образования в правомочном составе.

    Представительный орган поселения состоит из депутатов, избираемых на муниципальных выборах. Представительный орган поселения не формируется, если численность жителей поселения, обладающих избирательным правом, составляет менее 100 человек. В этом случае полномочия представительного органа осуществляются сходом граждан.

    Представительный орган муниципального района:

    • - может состоять из глав поселений, входящих в состав муниципального района, и из депутатов представительных органов указанных поселений, избираемых представительными органами поселений из своего состава в соответствии с равной независимо от численности населения поселения нормой представительства;
    • - может избираться на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. При этом число депутатов, избираемых от одного поселения, не может превышать две пятые от установленной численности представительного органа муниципального района.

    Установленный порядок формирования представительного органа муниципального района закрепляется в уставе муниципального района в течение одного месяца со дня начала работы соответствующего представительного органа муниципального района, и может быть изменен не ранее чем через два года со дня начала работы сформированного представительного органа муниципального района.

    Численность депутатов представительного органа поселения, в том числе городского округа, определяется уставом муниципального образования и не может быть менее:

    • 7 человек - при численности населения менее 1000 человек;
    • 10 человек - при численности населения от 1000 до 10 000 человек;
    • 15 человек - при численности населения от 10 000 до 30 000 человек;
    • 20 человек - при численности населения от 30 000 до 100 000 человек;
    • 25 человек - при численности населения от 100 000 до 500 000 человек;
    • 35 человек - при численности населения свыше 500 000 человек.

    Численность депутатов представительного органа муниципального района определяется уставом муниципального района и не может быть менее 15 человек. Количество депутатов представительного органа внутригородской территории города федерального значения определяется уставом муниципального образования и не может быть менее 10 человек. Представительный орган муниципального образования обладает правами юридического лица. В исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находятся:

    • 1) принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений;
    • 2) утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;
    • 3) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;
    • 4) принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении;
    • 5) определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности и др.

    Глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

    Глава муниципального образования в пределах полномочий:

    • 1) представляет муниципальное образование в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени муниципального образования;
    • 2) подписывает и обнародует в порядке, установленном уставом муниципального образования, нормативные правовые акты, принятые представительным органом муниципального образования;
    • 3) издает в пределах своих полномочий правовые акты;
    • 4) вправе требовать созыва внеочередного заседания представительного органа муниципального образования.

    Местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия.

    Структура местной администрации утверждается представительным органом муниципального образования по представлению главы местной администрации. В структуру местной администрации могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные органы местной администрации.

    Глава местной администрации не вправе заниматься предпринимательской, а также иной оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности. При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.

    Контрольный орган муниципального образования (контрольно-счетная палата, ревизионная комиссия и другие) образуется в целях контроля исполнения местного бюджета, соблюдением установленного порядка подготовки и рассмотрения проекта местного бюджета, отчета о его исполнении, а также в целях контроля за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности. Он формируется на муниципальных выборах или представительным органом муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования.

    Депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления обеспечиваются условия для беспрепятственного осуществления своих полномочий. Срок полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливается уставом муниципального образования и не может быть менее двух и более пяти лет. Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления начинаются со дня его избрания и прекращаются со дня начала работы выборного органа местного самоуправления нового созыва.

    Осуществление местного самоуправления невозможно без наличия специально уполномоченных органов, кото-рым население муниципального образования доверяет право решать вопросы местного значения.

    Федеральный закон «Об общих принципах организа-ции местного самоуправления в РФ» 2003 г. внес серьез-ные изменения в структуру органов местного самоуправ-ления. Эти изменения касаются не только самой струк-туры таких органов, но и способов наделения их полно-мочиями, порядка их формирования.

    По закону о местном самоуправлении 1995 г. в струк-туре органов местного самоуправления обязательным яв-лялось наличие только выборных, т.е. представительных, органов местного самоуправления. Закон 2003 г. уже ис-ходит из обязательности разделения власти на представи-тельную и исполнительную и на местном уровне. В силу этого устанавливается, что в структуре органов местного самоуправления обязательно наличие представительного органа муниципального образования, главы муниципаль-ного образования, местной администрации (исполнитель-но-распорядительного органа муниципального образова-ния), за исключением случаев, предусмотренных законом.

    Исходя из законодательства РФ, под структурой орга-нов местного самоуправления, очевидно, следует пони-мать систему имеющих самостоятельный статус органов, осуществляющих на территории муниципального образо-вания функции и полномочия местного самоуправления.

    Структуру органов местного самоуправления России составляют представительный орган муниципального об-разования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган му-ниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и об-ладающие собственными полномочиями по решению воп-росов местного значения.

    К иным органам местного самоуправления Российской Федерации законодательство относит избирательную ко-миссию муниципального образования, отраслевые (фун-кциональные) и территориальные органы местной адми-нистрации, входящие в ее структуру. В уставах муници-пальных образований могут быть предусмотрены и иные органы местного самоуправления.

    Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

    Уставом муниципального образования, имеющего ста-тус сельского поселения, может быть предусмотрено фор-мирование исполнительно-распорядительного органа, возглавляемого главой муниципального образования» ис-полняющим полномочия председателя представительно-го органа муниципального образования.


    Порядок формирования, полномочия, срок полномо-чий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования.

    Наименования представительного органа муниципаль-ного образования, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядитель-ного органа муниципального образования) устанавлива-ются законом субъекта Российской Федерации с учетом исторических и иных местных традиций.

    Структура органов местного самоуправления в случае образования на межселенных территориях вновь обра-зованного муниципального образования или в случае пре-образования существующего муниципального образования определяется населением на местном референдуме (в муниципальном образовании с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 чело-век — на сходе граждан) или представительным орга-ном муниципального образования и закрепляется в ус-таве муниципального образования.

    Проведение местного референдума или схода граждан по вопросу определения структуры органов местного самоуправления вновь образованного муниципального об-разования обеспечивают органы государственной власти субъекта Российской Федерации при наличии соответ-ствующей инициативы жителей вновь образованного му-ниципального образования.

    Местный референдум по вопросу определения струк-туры органов местного самоуправления вновь образован-ного муниципального образования проводится в случае, если в течение одного месяца со дня вступления в силу закона субъекта РФ об установлении границ соответству-ющего муниципального образования с инициативой о проведении местного референдума выступила группа жи-телей муниципального образования. Указанная группа должна организовать сбор подписей жителей муниципаль-ного образования, обладающих избирательным правом, в количестве не менее 3 процентов от их общей числен-ности и представить подписные листы в избирательную комиссию субъекта России.

    В этом случае избирательная комиссия субъекта РФ формирует избирательную комис-сию муниципального образования, которая проверяет подлинность собранных подписей, назначает дату прове-дения местного референдума, а также осуществляет иные предусмотренные законодательством РФ полномочия из-бирательной комиссии муниципального образования по проведению местного референдума.

    При этом, полномо-чия избирательной комиссии муниципального образова-ния могут возлагаться на территориальную избиратель-ную комиссию в соответствии с Федеральным законом от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Полномочия местной администрации по материально-техническому обеспече-нию проведения местного референдума осуществляет ис-полнительный орган государственной власти соответству-ющего субъекта Российской Федерации.

    При отсутствии предусмотренной законом инициати-вы граждан о проведении местного референдума струк-тура органов местного самоуправления определяется представительным органом вновь созданного муниципально-го образования после его избрания.

    В решении о структуре органов местного самоуправ-ления муниципального образования, принимаемом на местном референдуме (сходе граждан), устанавливаются:

    1) структура (перечень) и наименования органов мес-тного самоуправления;

    2) порядок избрания и полномочия главы муници-пального образования.

    Изменение структуры органов местного самоуправле-ния осуществляется на основании решения представительного органа муниципального образования путем вне-сения изменений в устав муниципального образования.

    Финансирование расходов на содержание органов мест-ного самоуправления осуществляется исключительно за счет собственных доходов бюджетов соответствующих муниципальных образований.

    Представительный орган местного самоуправления

    Основу местного самоуправления составляют предста-вительные органы, так как они традиционно рассматри-ваются как наиболее значимые в системе органов местно-го самоуправления, поскольку именно через такие выбор-ные органы население в большинстве случаев реализует свое право на осуществление местного самоуправления.

    В статье 130 Конституции РФ указывается, что мест-ное самоуправление осуществляется гражданами через выборные и иные органы местного самоуправления, при этом другие органы не называются. Это свидетельствует о том, что в структуре органов местного самоуправления законодателем отдается приоритет именно представитель-ным органам.

    Представительный орган местного самоуправления — это выборный орган, состоящий из депутатов (избирае-мыхна муниципальных выборах), который обладает пра-вом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, имеющие юридическую силу на тер-ритории муниципального образования.

    В соответствии со статьей 35 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправ-ления в РФ» представительный орган муниципального образования может осуществлять свои полномочия в слу-чае избрания не менее двух третей от установленной чис-ленности депутатов.

    Представительный орган поселения не формируется, если численность жителей поселения, обладающих изби-рательным правом, составляет менее 100 человек. В этом случае полномочия представительного органа осуществ-ляются сходом граждан.

    Одной из основных черт данного органа является то, что он является выборным. Выборность (представитель-ность) предусмотрена в Европейской хартии о местном самоуправлении, в Конституции РФ, федеральном зако-нодательстве и законах субъектов Федерации. Закреп-ляя права местного самоуправления в решении государ-ственных дел, Европейская хартия устанавливает, что эти права осуществляются советами или собраниями, со-стоящими из депутатов, избранных путем свободного, тайного, равного, прямого и всеобщего голосования.

    Статья 9 Федерального закона «Об основных гаран-тиях избирательных прав и прав на участие в референ-думе граждан Российской Федерации» устанавливает, что выборы органов местного самоуправления являют-ся обязательными. Кроме того, обязательность форми-рования выборных органов местного самоуправления предусмотрена я в Федеральном законе «Об обеспече-нии конституционных прав граждан Российской Феде-рации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления».

    Представительный орган муниципального образова-ния обладает правами юридического лица.

    В его исключительной компетенции находятся:

    1) принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений;

    2) утверждение местного бюджета и отчета о его ис-полнении;

    3) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;

    4) принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении;

    5) определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности;

    6) определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений;

    7) определение порядка участия муниципального образования в организациях межмуниципального сотрудничества;

    8) определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления;

    9) контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного рачения.

    Иные полномочия представительных органов муниципальных образований определяются федеральными за-мами и принимаемыми в соответствии с ними конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.

    Законом «Об общих принципах» регламентировано, что представительный орган муниципального района:

    1) может состоять из глав поселений, входящих в состав муниципального района, и из депутатов представит-ельных органов указанных поселений, избираемых представительными органами поселений из своего состава в соответствии с равной независимо от численности населения поселения нормой представительства, определяемой в порядке, установленном настоящей статьей;

    2) может избираться на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. При этом число депутатов, из-бираемых от одного поселения, не может превышать две пятые от установленной численности представительного органа муниципального района.

    Представительный орган муниципального района фор-мируется в соответствии с вышеуказанным пунктом 1, если такое решение в течение одного года со дня выдви-жения соответствующей инициативы поддержано пред-ставительными органами не менее чем двух третей посе-лений, входящих в состав муниципального района. Ини-циатива о формировании представительного органа му-ниципального района в порядке, установленном пунк-том 1, оформляется решением представительного орга-на, расположенного в границах муниципального района поселения.

    В решении указывается предлагаемая норма представительства депутатов представительных органов поселений в представительном органе муниципального района, а также день начала работы сформированного в соответствии с указанным порядком представительного органа муниципального района. Этот порядок формиро-вания представительного органа муниципального райо-на закрепляется в уставе муниципального района в тече-ние одного месяца со дня начала работы соответствую-щего представительного органа муниципального района. Численность депутатов представительного органа му-ниципального района определяется уставом муниципаль-ного района и не может быть менее 15 человек.

    Численность депутатов представительного органа посе-ления, в том числе городского округа, определяется уста-вом муниципального образования и не может быть менее:

    7 человек — при численности населения менее 1000 че-ловек;

    10 человек — при численности населения от 1000 до 10 000 человек;

    15 человек — при численности населения от 10 000 до 30 000 человек;

    20 человек — при численности населения от 30 000 до 100 000 человек;

    25 человек — при численности населения от 100 000 до 500 000 человек;

    35 человек — при численности населения свыше 500 000 человек.

    Численность депутатов представительного органа внутригородской территории города федерального значения уделяется уставом муниципального образования и не сет быть менее 10 человек.

    Организацию деятельности представительного органа муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования осуществляет глава муниципального образования, а в случае, если указанное должностное лицо является главой местной администрации, -председатель представительного органа муниципального образования, избираемый этим органом из своего состава.

    Расходы на обеспечение деятельности представительного органа муниципального образования предусматриваются в местном бюджете отдельной строкой в соответствии с классификацией расходов бюджетов Российской Федерации.

    Нормативный правовой акт, принятый представительным органом муниципального образования, направляется главе муниципального образования для подписания и обнародования. Глава муниципального образования, являющийся главой местной администрации, имеет право отклонить нормативный правовой акт, принятый представительным органом муниципального образования. В этом случае указанный нормативный правовой акт в течение 10 дней возвращается в представительный орган муниципального образования с мотивированным обоснованием его отклонения либо с предложениями о внесении в него изменений и дополнений.

    Если глава муниципального образования отклонит нормативный правовой акт, он вновь рассматривается представительным органом муниципального образования. Если при повторном смотрении указанный нормативный правовой акт будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования, он подлежит подписанию главой муниципального образования в течение семи дней и обнародованию.

    Нормативные правовые акты представительного органа муниципального образования, предусматривающие уста-новление, изменение и отмену местных налогов и сбо-ров, осуществление расходов из средств местного бюдже-та, могут быть внесены на рассмотрение представитель-ного органа муниципального образования только по ини-циативе главы местной администрации или при наличии заключения главы местной администрации.

    Полномочия представительного органа муниципаль-ного образования могут быть прекращены досрочно в случае его роспуска в следующих случаях:

    1) в случае если соответствующим судом установле-но, что представительным органом муниципального об-разования принят нормативный правовой акт, проти-воречащий Конституции РФ, федеральным конститу-ционным законам, федеральным законам, конституции (уставу), законам субъекта РФ, уставу муниципального образования, и при этом представительный орган му-ниципального образования в течение трех месяцев со дня вступления в силу решения суда не принял в пре-делах своих полномочий мер по исполнению решения суда, в том числе не отменил соответствующий норма-тивный правовой акт;

    2) в случае принятия указанным органом решения о самороспуске. При этом решение о самороспуске прини-мается в порядке, определенном уставом муниципально-го образования;

    3) в случае вступления в силу решения соответствен-но верховного суда республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автоном-ного округа о неправомочности данного состава депута-тов представительного органа муниципального образо-вания, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий;

    4) в случае преобразования муниципального образо-вания.

    Досрочное прекращение полномочий представительно-го органа муниципального образования влечет досрочное прекращение полномочий его депутатов. В случае досрочного прекращения полномочий представительного органа муниципального образования, состоящего из депутатов, избранных населением непосредственно, досрочные выборы в указанный представительный орган проводятся в сроки, установленные федеральным законом.

    Решая правовые вопросы, нередко возникает потребность обратиться в органы местного самоуправления, однако что это значит, какие органы сюда входят, знает далеко не каждый. Многие считают, что это лишь местная администрация, на самом деле это не так.

    Под данным понятием подразумевают органы, наделенные возможностями решать проблемы жителей, выбираемые населением или образованные представительным органом муниципалитета.

    Местное самоуправление

    Исполнительные органы местного самоуправления – это не просто местная администрация определенного населенного пункта.

    В России признается и реализуется местное самоуправление , не имеющее ничего общего с федеральной властью, оно функционирует самостоятельно в рамках своих возможностей.

    Муниципальные органы власти создаются по принципу выбора из населения. Работа структуры касается сугубо индивидуальных вопросов, муниципального уровня, касаются они земельных отношений, личных вопросов граждан.

    Форма власти осуществляется согласно законам РФ, Конституции. Под свою ответственность населением принимаются решения касающиеся истории, традиций своего народа.

    Основой такого самоуправления считаются юридические , прописанные нормативно-правовыми актами, оговаривающими деятельность населения по решению экономических, территориальных, финансовых вопросов. Состав организации избирается самими жителями, иной вариант – подбирается и назначается областными структурами. Подобная организация – полноправное юридическое лицо , однако она не является звеном государственной власти.

    Учитывая специфику деятельности таких организаций, определяется структура, дальнейшие функции с учетом потребностей жителей. Аббревиатура муниципальных исполнительных органов местного самоуправления – МСУ.

    Структура

    Органы местного самоуправления имеют четкую структуру и строгое распределение обязанностей между подразделениями . В разных субъектах РФ названия отдельных подразделений может отличаться, но суть будет подобна схеме, так как она определена Конституцией РФ и федеральными законами. Схематично эту иерархию местной власти можно изобразить так:


    На практике структура МСУ формируется согласно следующим этапам:

    • созывается представительный орган;
    • определяется, кто будет главой;
    • формируется администрация с ее исполнительно-распорядительными функциями;
    • создается контрольный комитет или иная структура.

    Представительный орган выполняет свои функции, если избрано как минимум 2/3 депутатов . Создается рабочий коллектив по уставу муниципального образования. Их полномочия касаются определенных сфер жизни: , спорта, молодежи, строительства, ЖКХ, образования, пр. Полномочия органов местного самоуправления не выходят за рамки закона.

    Важно! Представительный орган – юридическое лицо с широкими правами, обязательно имеется в любом МСУ. Ему разрешается представлять интересы своего населения, принимать решения от его имени. Любые решения принимаются совещательно, по регламенту.

    Состав представительного органа:

    • председатель, заместители;
    • комиссии, комитеты.


    Состав определяется уставом, регулируется законодательством РФ. Назначается путем выбора населением (округа, района, поселения) или назначается муниципалитетом.

    В небольшом поселении выполнять подобные действия могут несколько депутатов, на муниципальном уровне – это целая система.

    При создании устава муниципального образования сразу прописывается, будет избираться главное должностное лицо или в этом нет необходимости.

    Его функция – возглавлять общую деятельность . Выбрать главу можно из жителей, из членов представительного органа, нанять по контракту.

    Структура органов местного самоуправления определяется согласно законам РФ, а членов выбирают муниципальным голосованием. Депутаты выбираются по определенным правилам.

    На муниципальном районном уровне число депутатов должно быть больше пятнадцати, в представительном органе города, десять и более. Депутаты могут быть распущены досрочно, по законодательству РФ или уставу муниципального образования.

    Глава


    Система органов местного самоуправления возглавляется главой, избираемым, назначаемым, отправляемым в отставку муниципалитетом. Глава работает по уставу, решает вопросы территориального характера.

    Функциональная нагрузка главы определяется разными способами. Глава может быть включен в состав представительной системы , иметь право голоса, оставаться ее председателем, а может руководить лишь на территориальном уровне, выполняя задачи главы местной администрации.

    Глава согласно уставу решает задачи муниципального значения. Является главным представителем, руководит, выполняет исполнительные, распорядительные функции. Дает отчет населению, представительному органу.

    Важно! Срок полномочий главы указан в уставе и может составлять от 2 до 5 лет.

    В компетенцию главы входит несколько направлений:

    • представительство;
    • нормотворчество;
    • контроль.


    Охват полномочий и обязанностей напрямую связан с ролью главы в системе, то есть у руководителя администрации села и у председателя думы функции разные .

    Однако на уровне представительства относительно органов власти, граждан, организаций их полномочия схожи. Причины прекращения обязанностей главы: смерть, отставка, отзыв, отрешение, и пр.

    Главам запрещено быть членом Совета Федерации; депутатом Госдумы, региона. Запрещена предпринимательская деятельность, по некоторым направлениями. Зато при некоторых нюансах на их персону распространяется неприкосновенность. Сюда относится арест, допрос, обыск, уголовная ответственность.

    Контрольный орган

    Сложно одним словом рассказать, что такое контрольный отдел местного самоуправления. Чаще всего функциями контроля наделено одно или несколько лиц. Основная деятельность направлена на контроль того, как правильно расходуется, исполняется бюджет, соблюдается регламент, используется имущество. Анализируются отчеты об исполнении.


    Контроль может выполняться следующими формами:

    • инициатива граждан правотворческого характера;
    • собрания;
    • выборы;
    • голосование;
    • слушания;
    • опрос.

    В крупных представительных органах муниципального образования наличие контроля считается обязательным . Название структура получает исходя от предполагаемых функций. Это какие-то определенные отделы, например, счетная палата города, ревизионная комиссия, которая будет отслеживать движение средств и то, как используется имущество.

    Учитывая специфику предполагаемой деятельности, территориального уровня такое подразделение не имеет, ведь именно оно должно вести контроль над деятельностью.

    Администрация муниципального образования


    Под понятием местная администрация подразумевается исполнительная структура, главный представитель – глава администрации. Конкретный человек – избирается народом, назначается властью по конкурсной основе.

    Глава администрации функционирует как единственное лицо либо имеет заместителей, работающих по разным направлениям, – хозяйственной деятельности, спорту и т. д.

    Занимается юридическое лицо проблемами населения, имущества, земли. Рассматривает возможные обращения, решает их по мере своих полномочий.

    Работает на основе имеющегося устава, государственных законов. Принцип работы простой: глава издает положения (не касающиеся глобальных государственных вопросов), организует работу самой администрации, выполняет определенные функции, переданные государством.

    Назначаются комитеты, рассматривающие экономические, социальные, текущие проблемы района. Финансирование подразделений выполняется бюджетом района, области. Администрация имеет собственный лицевой счет, считается юридическим лицом. Имеет право выставлять имущественные права, представительство в суде.


    Подобная структура, учитывая то, какие вопросы решает местное самоуправление, включает управления, департаменты, службы, инспекции, комиссии, сектора. При условии больших территорий, высокого финансирования структурных организаций может быть много . Состав должностных лиц определяется на территориальном уровне.

    Полномочия МСУ

    Несмотря на то, что местное самоуправление не считается государственной властью, некоторые функции государство все-таки ему передает, такое право позволяет:

    • принимать решения о назначении пособий, пенсий (социальный отдел);
    • решать вопросы попечительства, опеки, (народное образование);
    • следить за порядком;
    • издавать нормативные акты, постановления, решения, касающиеся граждан;
    • распоряжаться собственностью муниципалитета;
    • распоряжаться казной, использовать земли, угодья, леса, водоемы;
    • принимать решение о сборах определенных видов налога.

    То, какие проблемы решает система, напрямую зависит от ее полномочий, объема и статуса структурного подразделения. Принимающиеся документы действуют только на территории муниципалитета , касаются его населения, угодий. Полномочия органов местного самоуправления обосновываются законами РФ.


    Исходя от того, на какой территории располагается представительный орган муниципального образования, его бюджета, зависит, какие вопросы он решает. Возможности на самом деле широкие:

    • принятие актов, устава, внесение изменений, дополнений;
    • утверждение бюджета;
    • определение налогов определенного уровня, их изменение, отмена;
    • создание программ, реализация их с ведением полной отчетности;
    • распоряжение имуществом, которое считается муниципальным;
    • определять порядок создания, ликвидации, реорганизации учреждений , устанавливать тариф за их услуги;
    • определять, как будут решаться организационные, материальные, технические вопросы, проблемы определенного уровня;
    • представительный орган муниципального образования самостоятельно определяет сотрудничество с другими организациями межмуниципального уровня;
    • выполняется контроль за работой структуры, исполнением обязанностей.

    Важно! Представительный орган решает вопросы, касающиеся исключительно подведомственной ему территории. Любые действия реализуются только через сформированные структуры власти, самим населением по личной инициативе, например, открытие выставок, музеев.

    Полезное видео


    При каждом населенном пункте обязательно существует своя система, полномочия определяются индивидуально, касаются они жилищных, земельных, культурных, образовательных, экономических, надзорных вопросов. Самоуправление наделено определенными полномочиями, правами, имеет обязанности перед населением.

    Органы местного самоуправления являются избирательными и, согласно законодательству, выбираются жителями той или иной местности на референдумах, выборах или другими формами добровольного гражданского волеизъявления. Население совместно с избранной властью решает различные вопросы местного, регионального значения.

    Система органов местного самоуправления такова, что представители этих органов избирались гражданами муниципий (сёл, деревень, районных центров, городов, областей и т.д.), именно граждане и являются в местном самоуправлении первичными субъектами, а сами органы - вторичными. Т.е если народ избрал главу поселковой администрации, а он, по мнению граждан, не справляется с возложенными на него обязанностями, нарушает закон, совершая какие-либо противоправные действия, избиратели имеют право потребовать снять с поста это должностное лицо и заменить его более подходящей кандидатурой.

    Структура самоуправления состоит из следующих элементов:
    . глава образованной муниципии;
    . местный административный исполнительно-распорядительный орган;
    . орган контроля муниципии;
    . другие отделы рабочего аппарата, которые предусмотрены в административном уставе и обладают своими полномочиями в решении вопросов на местах.

    Обязательными в данной структуре являются представительный орган, руководители муниципальных образований, а также местной администрации. Сведения о распорядке формирований, о полномочии и сроках, подотчётности, подконтрольности органов местной власти, другие организационные вопросы и вопросы, связанные с деятельностью данных органов, должны быть записаны в уставах муниципальных образований и регламентироваться ими. Названия представительных органов, глав муниципии, а также глав местного административного аппарата, ведающего исполнительными и распорядительными функциями, устанавливает закон субъекта РФ в зависимости от местных традиций, исторических и других факторов.

    Структура органов местного самоуправления может быть изменена, если в сам муниципальный устав будут внесены какие-нибудь изменения. Решение об изменении вступит в силу тогда, когда истечёт срок полномочий того представителя муниципальной власти, которым было принято данное решение.

    Находятся на бюджете муниципальных образований и финансируются за средства, полученные от местных доходов. Всё это также закрепляется документально в уставе и других правовых документах, положениях, которые регулируют деятельность власти на местах.

    Согласно действующему законодательству, структура органов местного самоуправления состоит из представителей, избираемых собственно населением, и лиц, которых избирают местные органы самоуправления. Между органами самоуправления и органами, осуществляющими власть в государстве, существует некоторое сходство. И те, и другие являются представителями власти, наделены, согласно закону, рядом полномочий, имеют право издавать правовые акты, которые обязательны к исполнению, обеспечивать это исполнение некоторыми принудительными мерами. Эта сходство объясняется тем, что данные органы олицетворяют собою власть народа.

    Разница же между ними в том, что в первом случае власть осуществляется сугубо на уровне муниципальных образований, а во втором - на государственном уровне со всей присущей ему масштабностью, специфическими методами.

    Структура органов местного самоуправления включает в себя не только органы как таковые, но и Это лица, избранные или работающие по трудовому договору (контракту), обладающие исполнительными и распорядительными полномочиями в решении вопросов на местах или по организационным вопросам деятельности местной власти. Должностных лиц не считают государственными служащими.

    Структура местного самоуправления состоит из и исполнительных. Представительные органы - выборные, они занимаются выявлением интересов и потребностей местного населения и разрабатывают, намечают пути дальнейшего развития муниципальных образований. их планы и решения органы исполнительные, которые бывают как избираемыми, так и постоянными.


    Самое обсуждаемое
    Музыкальный праздник в подготовительной группе ДОУ по сказкам Чуковского Музыкальный праздник в подготовительной группе ДОУ по сказкам Чуковского
    Принцип деления Европы на субрегионы Принцип деления Европы на субрегионы
    Какие растения растут в пустыне Какие растения растут в пустыне


    top