Протест подлежит обязательному рассмотрению позднее чем. Сроки рассмотрения протеста. Чем отличается протест от представления прокурора

Протест подлежит обязательному рассмотрению позднее чем. Сроки рассмотрения протеста. Чем отличается протест от представления прокурора

ПРОТЕСТ ПРОКУРОРА (от лат potestor - заявляю, свидетельствую, публично объявляю)

одно из важных правовых средств реагирования на нарушение закона. Публичный характер П.п. выражается в письменной форме, установленной процессуальным и иным законодательством. Различают П.п.. вытекающие из осуществления прокуратурой общественной функции, когда в результате проверок, проводимых по инициативе прокуратуры или по заявлениям граждан и организаций, вскрываются существенные нарушения законности, которые требуют прокурорского реагирования в виде опротестования принятого органом власти и управления. предприятием, учреждением, должностными лицами акта в целях его отмены или изменения либо прекращения незаконных действий.восстановления нарушенного права.

П.п. приносится в орган, издавший противоречащий закону акт, или вышестоящему должностному лицу либо органу. Он подлежит обязательному рассмотрению с уведомлением прокурора в 10-дневный срок о принятых мерах. Решения по необоснованному отклоненному протесту принимает вышестоящий прокурор.

В отличие от протеста в порядке общего надзора законодательством предусмотрено прокурорское реагирование в форме кассационного, частного. П.п. в порядке надзора при нарушении закона в процессе судопроизводства по уголовным и гражданским делам. Основание для кассационного П.п. - нарушения,

допущенные в суде первой инстанции по не вступившему в силу приговору или решению суда. Срок направления кассационного протеста прокурора по уголовному делу - 7 дней, по гражданскому- 10 дней.

Частный П.п. приносится прокурором на все вступившие в силу определения суда первой инстанции или постановления судьи, т.е. на такие решения, которые затрагивают законность и обоснованность процессуальных действий судей. При этом прокурор в пределах своей компетенции вправе приносить такие протесты независимо от того, участвовал ли он в рассмотрении дела в суде.

П.п. в порядке надзора может быть принесен на приговор, решение, определение или постановление суда, вступившего в силу, т.е. по истечении 7-дневного срока со дня вынесения приговора по уголовному делу и 10-дневного срока относительно решения по гражданскому делу. Основанием к пересмотру судебного решения в порядке надзора являются как протесты прокурора, так и председателя (заместителя председателя) суда не ниже областного уровня.

Надзорный порядок пересмотра судебных решений часто называют исключительным, поскольку он возможен лишь по инициативе обозначенного в законе узкого круга должностных лиц судебных и прокурорских.органов, если они найдут для этого весомые основания. Он также отличается от порядка пересмотра дел в кассационном порядке как процессуальным (процедурным) регламентом, так и более широкими возможностями опротестования любого судебного решения независимо от срока его вынесения. Протест может быть отозван прокурором, принесшим его, но лишь до начала судебного рассмотрения дела. Важно отметить и то. что принесение протеста Генеральным прокурором РФ на приговор суда. которым в качестве меры наказания определена смертная казнь, приостанавливает его исполнение.

Сухарев А.Я.


Энциклопедия юриста . 2005 .

Смотреть что такое "ПРОТЕСТ ПРОКУРОРА" в других словарях:

    Протест прокурора - (от лат. protestari торжественно заявлять, свидетельствовать; англ. prosecutor s protest) в РФ вид акта прокурорского реагирования, правовое средство устранения нарушений закона, выявленных прокурором при осуществлении прокурорского надзора.… … Энциклопедия права

    Юридический словарь

    ПРОТЕСТ ПРОКУРОРА - акт прокурорского надзора. В соответствии с ФЗ «О Прокуратуре Российской Федерации» прокурор или его заместитель приносит протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо обращается в суд… … Юридическая энциклопедия

    протест прокурора - акт прокурорского надзора. Прокурор или его заместитель приносит протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным… … Большой юридический словарь

    Акт прокурорского надзора. В соответствии с ФЗ О Прокуратуре Российской Федерации прокурор или его заместитель приносит протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо обращается в суд в… … Энциклопедический словарь экономики и права

    Протест прокурора - Прокурор или его заместитель приносит протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо обращается в суд. Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок… … Административное право. Словарь-справочник

    ЧАСТНЫЙ ПРОТЕСТ ПРОКУРОРА - – в гражданском процессе Ч. п. п. – процессуальное действие, выраженное в особом процессуальном документе, при помощи которого прокурор возбуждает перед вышестоящим судом вопрос о необходимости отмены или изменения не вступившего в законную силу… … Советский юридический словарь

Это самый распространенный вид прокурорского реагирования. Он вносится на противоречащий (не соответствующий) закону правовой акт, органов, организаций и должностных лиц, указанных в п. 1 ст. 21 . Ввиду их исключительно большой численности и реализации возложенных на них организационно-распорядительных и административно-хозяйственных функций через издаваемые еще более многочисленные правовые акты органами прокуратуры ежегодно выявляются сотни тысяч незаконных актов. Их численность в значительной мере определяется сложностью переживаемого страной переходного периода с присущими ему недостатками законодательства, правовым нигилизмом должностных лиц, резким ослаблением ведомственного и вневедомственного контроля. Все это определяет деятельность прокуроров по опротестовыванию незаконных актов как чрезвычайно важное средство укрепления в стране законности, обеспечения ее единства.

Прокурор или его заместитель, приносит протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации.

Это означает, что подписывает протест прокурор или его заместитель соответствующего района, города, субъекта РФ или приравненные к ним прокуроры или, наконец, Генеральный прокурор РФ, или его заместитель, хотя готовить протест могут другие прокурорские работники (помощники прокурора района, прокуроры отделов прокуратур субъектов РФ и т.д.). В соответствии со своей компетенцией районный прокурор (заместитель) и приравненные к нему прокуроры приносят протест на незаконный акт, изданный органом местного самоуправления, должностными лицами этих органов и районных (городских) органов контроля, руководителями коммерческих и некоммерческих организаций. Прокуроры (заместители) субъектов РФ и приравненные им прокуроры приносят протесты на незаконные правовые акты, изданные соответствующими законодательными или исполнительными органами власти субъектов РФ и их должностными лицами. Генеральный прокурор РФ и его заместители приносят протесты на незаконные акты федеральных министерств, государственных комитетов, служб и иных федеральных органов исполнительной власти и их должностными лицами.

Протест как официальный акт прокурорского реагирования должен иметь определенную единообразную форму. Его содержание излагается на бланке соответствующей прокуратуры. В нем указывается полное наименование органа, организации или должностного лица, издавших незаконный акт, с указанием фамилии, имени, отчества, адреса их нахождения, даты принесения протеста, должностного положения с указанием классного чина, фамилии, имени, отчества прокурора; принесшего протест, который он лично и подписывает. В описательной части протеста указывается, кем, когда и какой акт был принят, в чем состоит его противоречие или несоответствие закону и какому именно. Далее излагаются требования о полной или частичной отмене опротестованного акта. Могут также излагаться требования относительно устранения причиненного изданием незаконного акта вреда. В заключительной части протеста указывается об установленной Законом о прокуратуре обязанности рассмотрения протеста и уведомлении прокурора о результатах его рассмотрения. В этой же части протеста в случае необходимости указывается на желание прокурора присутствовать при рассмотрении протеста и об уведомлении его о дне рассмотрения протеста. Протест, как уже отмечалось, подписывается прокурором или его заместителем.

Порядок рассмотрения протеста прокурора регулируется п. 2, 3, 4 ст. 23 Закона о прокуратуре. В соответствии с их требованиями протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в 10-дневный срок с момента его поступления. Это требование обращено к перечисленным в п. 1 ст. 21 Закона о прокуратуре органам, организациям, учреждениям исполнительной власти и их должностным лицам. В случае принесения протеста на противоречащие закону акты в представительные (законодательные), органы или в органы местного самоуправления протест должен быть рассмотрен на ближайшем с момента поступления протеста заседании.

При исключительных обстоятельствах, когда принятие противоречащего закону акта может повлечь тяжкие последствия в виде причинения значительного ущерба или вреда интересам общества или значительному числу граждан, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста. Но и в этих случаях он должен учитывать реальную возможность соответствующих органов, организаций или их должностных лиц рассмотреть протест в предложенный срок.

При принесении протеста в коллегиальный орган прокурор может принять участие в его рассмотрении. В этих случаях прокурор уже в устной форме обосновывает незаконность принятого акта, разъясняет участвующим в рассмотрении протеста, каким законам противоречит принятый ими акт, общественные последствия его принятия, приводит дополнительные доводы необходимости его полной или частичной отмены, указывает формы и способы устранения причиненного вреда.

Пункт 4 ст. 23 Закона о прокуратуре предоставляет право прокурору отзывать свой протест до начала его рассмотрения. В практике такие случаи бывают нечасто. Обычно они связаны с отменой незаконного акта до рассмотрения протеста, изменением законодательства.

Законодательство РФ определяет следующие акты прокурорского надзора: протест, представление, предписание, официальное предупреждение, постановление. Полномочия прокуроров реализуются на основе актов прокурорского надзора.

Что представляет собой протест?

Протест приносится после незаконного правового акта в орган или должностному лицу, который издал соответствующий акт. Основной задачей становится устранение нарушения законодательства РФ.

Законодательство не определяет обязательной структуры и особенности содержания протеста. Данные вопросы решаются прокурором. Несмотря на это, прокурорская практика привела к появлению обязательных пунктов документа:

  • Официальное название документа «Протест».
  • Указание на государственный орган или должностное лицо, которое допустило правонарушение при издании правового акта.
  • Наименование акта, по поводу которого должен быть принесен протест.
  • Исходящие данные документа: номер, дата заполнения.

В обязательном порядке предполагается наличие содержательной части, так как она требуется для полного описания существующей проблемы. Содержательная часть включает в себя:

  • Цитирование правовых документов разного формата, которые подтверждают противоречие действующему законодательству РФ.
  • Обоснование протеста с юридической точки зрения для раскрытия сути нарушения.

Обязательной является заключительная часть , в которой прокурор должен требовать полной или частичной отмены правового акта, опираясь на особенности действующего законодательства РФ. Предполагается обязательное рассмотрение протеста не позднее установленного срока (десять дней с момента поступления письменного документа). Протест должен содержать подпись прокурора или его заместителя.

При рассмотрении протеста прокурор получает предварительное оповещение, в котором содержится точная дата проведения запланированной процедуры.

Законодательство РФ позволяет прокурору обратиться в суд с официальным заявлением и решать существующий вопрос на другом уровне. Закон не включает описание случаев, когда нужно использовать протест, а когда – судебное заявление. В большинстве случаев решение принимается на основе особенностей отношений с органами представительной, а также исполнительной власти.

В суд лучше обращаться, если прежде прокурор сообщал о нарушении законодательства, но его обращения были полностью проигнорированы. Обращение в суд также целесообразно, если акт принял коллегиальный орган и отмена силы документа должна произойти в самое ближайшее время, сроки созыва представительного органа не соответствуют потребностям прокурора.

Что представляет собой представление прокурора?

Представление – акт прокурорского надзора . Предполагается использование документа для правомерного устранения нарушений на законодательном уровне. Особенности использования представления прокурора регулируются статьями 24, а также 28 Закона о прокуратуре.

Представление, прежде всего, ориентировано на превентивную роль документа . По данной причине предполагается обязательное устранение причин и условий, которые приводят к правонарушающему поведению. Ориентируясь на обстоятельства, можно обобщать материалы о нарушения законодательства РФ. Несмотря на это, представление может быть направлено на устранение имеющегося нарушения законодательства РФ.

Если незаконный правовой акт должен быть отменен, протест нельзя подменять представлением. Таким образом, представление используется для устранения других правонарушений с ориентацией на законодательства.

Представление может быть оформлено и внесено прокурором и его заместителем, после чего передано органу или должностному лицу, от которого зависит устранение правонарушения.

Законодательство РФ предполагает безотлагательное рассмотрение прокурорского представления. Для устранения нарушений, причин и условий неблагоприятных со стороны законодательства, отводится месяц.

Представление обладает особенной структурой, для выработки которой потребовалось много лет практики.

  1. Заголовок представляется в концентрированной форме. Предполагается отражение сути допущенных нарушений. Кроме того, можно оговорить, что представление внесено для устранения законодательных нарушений. Заголовок включает в себя наименование акта и суть корригирующего воздействия.
  2. Затем указывается адресат представления, орган или должностное лицо.
  3. Описательная часть раскрывает нарушения и особенности их обстоятельств. В обязательном порядке проводится юридический анализ нарушения. Рекомендуются ссылки на действующие законодательные акты.
  4. В документе излагается позиция прокурора относительно бездействия должностных лиц, которые проявляют терпимость к правонарушениям.
  5. Прокурор требует устранить правонарушения, причины и способствующие факторы.

Уведомление о рассмотрении выполняется в письменном виде.

Введение

Прокурорский надзор - это одно из направлений правоохранительной деятельности, которое состоит в решении прокуратурой задач по обеспечению исполнения законов и соблюдению прав и свобод человека на всей территории РФ и осуществляется в пределах и порядке, установленном Федеральным законом «О прокуратуре РФ».

Государственный контроль и надзор осуществляется также целым рядом других государственных органов - налоговыми органами, органами экологического и санитарного контроля, Государственной инспекцией безопасности дорожного движения, органами противопожарной службы и т.д. Но все эти органы осуществляют свои полномочия в определенных специфических областях, имеют четко очерченные нормативно-правовыми актами поднадзорные и подконтрольные им сферы деятельности. Прокурорский же надзор имеет наиболее широкое предназначение - соблюдение Конституции РФ и всех законов, действующих на территории России, прав и свобод человека и гражданина. Полномочия прокуратуры имеют универсальный характер и распространяются практически на все урегулированные законом сферы общественных отношений.

Средства прокурорского реагирования - т.е. определенные акты - постановления, протесты, представления и предостережения о недопустимости нарушений закона, направленные на устранение нарушений законности, прав и свобод человека и гражданина, которые выносит прокурор при реализации надзорных полномочий, действуя в установленных законом правовых формах.

Требования закона, связанные с внесением протеста, представления, предостережения или изданием постановления, предусмотрены ст. 23, 24, 25 и 25.1 Закона «О прокуратуре РФ».

Протест прокурора

Протест - это подготавливаемый прокурором или его заместителем документ, который приносится на противоречащий закону, нарушающий права человека и гражданина правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации в суд.

В протесте заключается требование об устранении имеющихся в правовом акте противоречий закону (в целом или в определенной части), о приведении акта в соответствие с федеральным законом или его отмене. В основе этимологии термина "протест" лежит латинское слово "protestor", обозначающее публичное требование, заявление, доказывание.

Правом принесения протеста в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо обращения в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации, на незаконные правовые акты обладают прокурор и заместитель прокурора. Правовые акты федеральных министерств и ведомств могут быть опротестованы только Генеральным прокурором Российской Федерации и его заместителями. Прокуроры субъектов Российской Федерации обладают правом опротестования правовых актов представительных (законодательных) и исполнительных органов субъектов Российской Федерации, органов контроля соответствующего звена их системы. Вышестоящий прокурор имеет право действовать в пределах компетенции нижестоящих прокуроров и приносить протесты на правовые акты органов не только своего уровня, но и стоящих уровнем ниже. В тех случаях, когда прокурор выявляет незаконные акты органов, должностных лиц, надзор за законностью деятельности которых осуществляет вышестоящий прокурор, он должен подготовить проект протеста и представить его в вышестоящее звено прокурорской системы. См.: Гуськова А.П., Шамардин А.А. Правоохранительные органы (судоустройство): Учебник. - Москва: ИГ «Юрист», 2005. С. 224-258.

Прокуроры районов, городов вправе приносить протесты на правовые акты органов местного самоуправления, органов контроля районного звена, их должностных лиц. Данный вопрос детально регламентируется в Приказе Генеральной прокуратуры РФ от 9 сентября 2002 г. № 54 "О разграничении компетенции прокуроров территориальных, приравненных к ним военных и других специализированных прокуратур", указании Генеральной прокуратуры РФ от 28 апреля 2000 г. № 91/7 "Об организации прокурорского надзора за законностью нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации в связи с Постановлением Конституционного Суда РФ от 11.04.2000 № 6-П", письме Генеральной прокуратуры РФ от 21 марта 2000 г. № I-ГП-26-2000 "О состоянии законности при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации нормативных правовых актов", Методических рекомендациях "Прокурорский надзор за законностью правовых актов субъектов Российской Федерации", направленных 22 июля 1997 года на места, и ряде других документов.

Обязательными реквизитами протеста прокурора (он подается в основном в письменной форме, хотя может выноситься и в устной) являются: точное название органа, в который приносится протест; акта, являющегося, по мнению прокурора, противоречащим закону; конкретное название закона и его положений, в противоречие с которыми вступил опротестованный акт; обстоятельства, дающие основания для вывода о его незаконности; четкое изложение требований прокурора со ссылкой на правовые нормы, регламентирующие процедуру принесения и рассмотрения протеста; подпись лица, принесшего протест, с указанием должности и классного чина.

Протест должен соответствовать определенным требованиям не только по форме, но и по содержанию. В содержательной части протеста прокурор отражает следующие позиции: в чем выражается несоответствие либо противоречие акта (его части), на который направлено прокурорское воздействие; точное наименование закона, с которым вступил в противоречие (несоответствие) акт; предложение устранить допущенное нарушение (необходимо изложить свое видение: в каких конкретных юридических действиях оно должно выражаться и какие правовые последствия нести); требование рассмотреть протест в оговоренные законом сроки со ссылкой на правовые нормы и указание на то, что ответ о результатах рассмотрения протеста должен быть незамедлительно отправлен прокурору в письменной форме.

В ряде случаев возникает необходимость обращения прокурора в суд с заявлением об издании противоречащего закону правового акта и о признании его недействительным.

Заявление в суд направляется в соответствии с действующими положениями процессуального законодательства о подведомственности и подсудности дел. При этом необходимо иметь в виду, что в арбитражные суды прокуроры обращаются с заявлениями о признании недействительными актов, в которых представлены вопросы, касающиеся сферы предпринимательской и иной экономической деятельности.

Срок рассмотрения протеста десять дней с момента его поступления. В исключительных случаях, когда требуется немедленно устранить нарушения закона, прокурор вправе сам установить срок рассмотрения протеста, который может быть меньше, чем установленный законом. Если протест был принесен на решение представительного (законодательного) органа субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления, он должен рассматриваться на ближайшем заседании данного органа.

По действующему законодательству принесение протеста не приостанавливает действия опротестованного акта. Тем не менее имеются реальные возможности снижения либо полной нейтрализации отрицательного эффекта противоречащего закону акта. Именно исходя из этих соображений прокурору предоставлено право устанавливать сокращенный срок рассмотрения протеста, когда этого требуют исключительные обстоятельства. Данное правило применяется в тех случаях, когда исполнение опротестованного акта сопряжено с наступлением или угрозой наступления опасных последствий: причинения материального ущерба в значительных размерах, нанесения вреда здоровью населения, дезорганизации производства и др. Срок, в течение которого должен быть рассмотрен протест, указывается в его тексте.

О результатах рассмотрения протеста прокурору в тот же день должно быть направлено письменное сообщение. Если невозможно техническое исполнение данного требования в тот же день, тогда оно исполняется на следующий день. Более позднее направление сообщения, равно как несоблюдение сроков рассмотрения протеста, является нарушением закона и может служить основанием для привлечения виновных лиц к ответственности.

Прокурор, принесший протест, может участвовать в работе заседания коллегиального органа как представитель органа, осуществляющего надзор за исполнением действующих на территории РФ законов, в соответствии с предоставленными ему полномочиями.

Режим работы коллегиального органа определяется его регламентом, поэтому прокурор, чтобы знать дату заседания, должен получить от него соответствующую информацию. О необходимости извещения прокурора о дне заседания указывается в резолютивной части текста протеста.

Обязательность извещения прокурора о дне заседания коллегиального органа обусловлена интересами обеспечения возможности личного участия прокурора в рассмотрении принесенного им протеста. Присутствие прокурора на заседании позволяет ему, во-первых, в случае необходимости дать разъяснения по существу возникших при рассмотрении протеста вопросов и, во-вторых, иметь возможность более подробно аргументировать свою позицию по отношению к опротестованному им акту.

По поручению прокурора в рассмотрении протеста может принять участие его помощник. Поручение должно быть надлежащим образом оформлено.

В определенных случаях возможен отзыв протеста. Право отзыва протеста принадлежит лицу, которым он был принесен, - прокурору или его заместителю. Возможность отзыва протеста допускается только до его рассмотрения. См.: Кузьмин В.А., Китрова Е.В.Комментарий к федеральному закону от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (постатейный). - Москва: ИГ «Юрист», 2007. С 55-64.

Отзыв протеста связан с тем, что мнение прокурора может измениться в результате установления новых, ранее не известных обстоятельств, принятия новых законов, иных факторов. При наличии оснований, исключающих необходимость рассмотрения протеста, он может быть отозван.

Протест прокурора применяется в тех случаях, когда в процессе осуществления прокурорского надзора за соответствием законам правовых актов, издаваемых объектами надзора, выявляются приказы, распоряжения, постановления и иные акты, полностью или частично не соответствующие Конституции РФ и иным законам РФ.

Содержание рассматриваемого средства прокурорского реагирования заключается в требовании прокурора полностью или частично отменить противоречащие (несоответствующие) закону акты, приведения акта в соответствие с действующим законодательством, обращенное к должностному лицу или органу, издавшему (принявшему) незаконный акт либо к вышестоящему органу или должностному лицу, компетентному отменить такой акт, либо суду в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством.

Правом принесения протеста наделены прокурор и его заместитель.

Протест приносится в письменном виде.

Принесение протеста не приостанавливает действия опротестованного акта.

Протест подлежит рассмотрению не позднее чем в 10-дневный срок с момента его поступления, а в случае принесения протеста на решение представительного (законодательного) органа субъекта РФ или органа местного самоуправления на ближайшем заседании. При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушения закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста.

При рассмотрении протеста коллегиальным органом о дне заседания этого органа необходимо сообщить прокурору.

До рассмотрения протеста он может быть отозван прокурором, его принесшим.

О результатах рассмотрения протеста в письменной форме незамедлительно сообщается прокурору.

Если протест не рассмотрен в установленный законом срок либо, по мнению прокурора, необоснованно отклонен, прокурор обращается в суд общей юрисдикции или арбитражный суд с заявлением о признании правового акта недействительным.

Представление прокурора об устранении нарушений закона предполагает право и обязанность прокурора или его заместителя требовать устранения выявленных в процессе осуществления прокурорского надзора фактов неисполнения или ненадлежащего исполнения требований закона объектами надзора, которые причинили или создали реальную угрозу интересам личности, общества или государства, обращенное к органам, организациям, учреждениям или должностным лицам, обладающим правомочием устранить выявленные нарушения закона.

Представление имеет письменную форму. Представление должно быть юридически обоснованным, достоверным, грамотным, конкретным, исчерпывающим. Представление подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих. О принятых мерах в письменной форме сообщается прокурору.

Прокурорский надзор

Протест прокурора вносится на противоречащий или не соответствующий закону правовой акт, изданный органом государственной власти или управления, общественной организацией или объединением, либо должностным лицом. Предметом опротестования являются не только правовые акты, но и любое незаконное действие должностного лица, в том числе и распоряжение устного характера, если оно не соответствует или противоречит закону.

Протест вносится в органы или должностному лицу, которые издали незаконный или необоснованный правовой акт. Прокурор также вправе внести протест в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу. Порядок внесения протеста определяется прокурором в зависимости от конкретных обстоятельств. Если, по мнению прокурора, не требуется вмешательство вышестоящего органа или должностного лица, протест вносится в орган или должностному лицу, издавшему незаконный правовой акт. В вышестоящий орган вносится протест, как правило, в тех случаях, когда нижестоящий орган отклонил либо не исполнил требования протеста.

Внесение протеста на противоречащий закону правовой акт приостанавливает его действие на период рассмотрения протеста. В протесте прокурор излагает требования об отмене правового акта или приведении его в соответствие с законом, о прекращении незаконного действия должностного лица, а также о восстановлении нарушенных прав.

В соответствии с частью 3 ст. 21 Закона протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее, чем в 10-дневный срок с момента его поступления.

Если протест прокурора отклонен либо лицо уклоняется от его рассмотрения, прокурор может обратиться с заявлением в суд о признании акта недействительным, которое он имеет право подать в течение 15 дней с момента получения сведений об отклонении протеста либо истечения срока рассмотрения протеста. Подача такого заявления приостанавливает действие правового акта.

Очень важно протест, как акт прокурорского реагирования, отличать от других актов прокурорского реагирования (предписаний, представленный).

Существует несколько критериев, по которым можно провести грань различия между протестом прокурора и его предписаниями и представлениями. К им относятся: предмет акта прокурорского реагирования; круг лиц, к которым данный акт обращен; суть требований, содержащихся в акте, к органам и должностным лицам; сроки рассмотрения и исполнения.

Если речь идет о протесте прокурора, то он вносится на незаконные действия или акты, противоречащие законодательству. В то время как предписание – на очевидные нарушения закона, которые могут причинить существенный вред, а представление — на любые другие нарушения закона, не влекущие за собой возможности причинения существенного вреда.

В протесте прокурор требует отменить противоправное действие органа (должностного лица) или акта, противоречащего законодательству. В предписании — устранить очевидное нарушение законодательства, а в представлении — устранить любое другое нарушение законодательства, а вместе с этим причины и условия его породившие.

Прокурор подает свой протест органу (должностному лицу), издавшему противоправный акт или осуществляющему незаконные действия, либо органу, который вправе отменить это решение. Предписание прокурора подается органу, который правомочен устранить данное нарушение и предотвратить тем самым наступление вредных последствий, а представление – органу, в компетенции которого есть необходимые полномочия для устранения нарушения.

На рассмотрение протеста прокурора и принятие по нему соответствующего решения законодательство предоставляет 10-дневный срок. Предписание прокурора подлежит немедленному исполнению, так как речь идет об очевидном нарушении, могущем причинить существенный вред, а представление исполняется в течение месяца, что связано с незначительностью нарушения законодательства, и предоставлением времени на устранение причин и условий способствовавших нарушению закона.

Мэр Комсомольска отклонил протест прокурора на постановление, по которому вырубили сквер возле ЦУМа (ФОТО)

Прокуратура Комсомольска-на-Амуре по обращению общественного градостроительного Совета проверила законность вырубки деревьев возле Центрального универмага, где вместо сквера устроили автостоянку. По результатам проверки надзорный орган сделал вывод, что администрация, давая разрешение на вырубку, действовала в противоречии с законом. На соответствующее постановление за подписью Климова – от 18.09.2015 №2854-па прокурор направил протест. Мэр в своём ответе прокуратуре пишет, что «полагает протест не подлежащим удовлетворению».

Прокуратура Комсомольска выдала городскому муниципалитету представление об устранении выявленных нарушений, и внесла протест на постановление градоначальника, разрешившего уничтожить сквер возле ЦУМа и закатать его в асфальт для парковки автомобилей. Надзорный орган установил, что данный земельный участок не был выдан в установленном законом порядке, поэтому и разрешение главы на снос зелёных насаждений было выдано незаконно.

Мэр Комсомольска, однако, не согласился мнением прокурора и отклонил протест. Напомним, прокуратура считает, что земельные участки под условно-разрешённый вид использования, коим является площадка бывшего сквера, не предоставляются под обустройство автомобильных стоянок. В свою очередь, администрация в лице Климова, отказываясь выполнять требования надзорного органа, поясняет, что автомобильная парковка – это элемент благоустройства, который относится к вспомогательным видам разрешённого использования в данной зоне.

— Сама по себе укладка на части земельного участка асфальтового покрытия для целей складирования, размещения автомобилей, его благоустройства или иных подобных целей не создаёт нового объекта, а представляет собой улучшение полезных свойств земельного участка, на котором выполнено такое замощение, — написано в бумаге от муниципалитета. – Учитывая изложенное, стоянка для автомобилей не является недвижимым имуществом, а является элементом благоустройства территории.

А посему администрация приходит к выводу, что размещение автопарковки на указанном участке произошло на законных основаниях.

Прокуратура также выявила нарушение в плане того, что необходимый процент озеленения (не менее 65%) зоны Р-З, к которой относится этот участок, не соблюдается. По поводу этой претензии чиновники отвечают, что требования по соблюдению минимального озеленения установлены для предоставляемых земельных участков — а наш как «самостоятельный земельный участок» не формировался. Кроме того, размещение парковки затрагивает только часть территории, относящейся к Р-3.

Комитет гордумы Читы отклонил протест прокуратуры по налогу для ИП

Депутаты гордумы Читы по бюджетной политике на заседании 16 ноября отклонили протест прокуратуры на решение установить ставку по налогу для индивидуальных предпринимателей в размере 0,5% за 2016 год и повышению к 2019 году до 2%, сообщает корреспондент ИА «Чита.Ру».

Прокуратура подала протест на решение гордумы после многочисленных жалоб предпринимателей.

Против выступил депутат Виктор Шереметьев, который заявил, что высокие налоги задушат бизнес, и в итоге людям в Чите негде будет работать, поскольку производства не осталось. Он предложил понизить ставку до 0,3%.

Предложение поддержал присутствовавший на заседании депутат Александр Щебеньков, заявивший, что среди предпринимателей города «идут волнения».

Несмотря на отклонение протеста прокуратура, председатель комитета Потапов уточнил, что никто не запрещает гордуме посмотреть, как работает решение, и пересмотреть ставку налога в следующем году.

Широкий общественный резонанс ситуация получила в начале октября 2017 года, когда предприматели Читы стали массово жаловаться в профильные ведомства и организации на кратное увеличение для них налоговой нагрузки. Произошло это после того, как в начале 2016 года индивидуальных предпринимателей обязали платить налог на использование торговых, деловых и административных помещений. При этом в 11 муниципалитетах края, в том числе в Чите, местные власти установили максимальную для этого налога ставку 2% от кадастровой стоимости вопреки варианту постепенного увеличения нагрузки.

Проработать возможность снижения налога администрации Читы поручил первый заместитель председателя правительства края Александр Кулаков, а губернатор Наталья Жданова распорядилась разработать план по поддержке малого и среднего бизнеса в регионе, раскритиковав работу гордумы Читы.

После нескольких дней споров городская дума Читы на очередном заседании 19 октября утвердила снижение налога на имущество для индивидуальных предпринимателей за 2016 год с 2% до 0,5%, но к 2019 году всё-таки повысить ставку до максимального размера. Также депутаты приняли решение обратиться в край для выделения дополнительных 34-36 миллионов рублей для покрытия недополученных доходов в результате снижения ставки.

Президиум Верховного суда России отклонил протест Главного военного прокурора по делу Платона Обухова

Дело российского дипломата, обвиняемого в шпионаже, направлено на новое рассмотрение в Московский городской суд.

Приговор в отношении бывшего российского дипломата Платона Обухова, обвиняемого в шпионаже, Мосгорсуд вынес еще в феврале 2000 года. Суд признал Обухова виновным и приговорил его к 11 годам лишения свободы. Адвокаты опротестовали данное решение. Их основные доводы сводились к тому, что при рассмотрении дела Мосгорсудом было допущено множество нарушений закона. Кроме того, адвокаты утверждали, что их подзащитный психически болен.

16 января этого года судебная коллегия по уголовным делам вышестоящей инстанции отменила приговор Московского городского суда. Таким решением Верховного суда в свою очередь остался недоволен Главный военный прокурор Михаил Кислицын. В своем протесте, он настаивал на том, что в ходе рассмотрения дела Обухова все права подсудимого на защиту были обеспечены.

Чьи доводы убедительнее: прокурора или адвокатов — сегодня должен был решить президиум Верховного суда России. Заслушав обе стороны, председатель суда Вячеслав Лебедев вынес решение — обвинительный приговор в отношении Платона Обухова считать утратившим силу.

Таким образом, Мосгорсуд обязан, уже в ближайшее время, приступить к новому рассмотрению данного уголовного дела. По мнению адвокатов Платона Обухова, сам процесс может растянуться не на один месяц.

Прокуратура будет и дальше добиваться лишения депутатов Гордумы мандатов

Депутаты 31 марта на сессии Гордумы приняли к сведению представление прокуратуры об устранении нарушений антикоррупционного законодательства, не отклонив его и не удовлетворив. Прокуратура будет и дальше добиваться сложения полномочий депутатов, сообщил прокурор Ленинского района Пензы Евгений Зудихин.

« Есть требования закона о противодействии коррупции, чтобы представление прокурора было рассмотрено в установленном законом порядке представительным органом - пензенской Гордумой. Мы дождемся поступления окончательного ответа из Гордумы, мы его проанализируем и будем принимать дальнейшее решение, основанное на законе. Сейчас я вам ничего сказать не могу. Само представление может быть удовлетворено или отклонено, фактически сегодня депутатами принято решение принять к сведению. Что принять к сведению? Есть требования закона. При их нарушении есть ответственность одна - сложение полномочий», - отметил Зудихин, отвечая на вопросы журналистов.

29 марта Верховный суд России рассмотрит протест прокурора на оправдательный приговор по делу Александра Никитина. Суд имеет только одну законную альтернативу: оставить приговор в силе и закрыть дело навсегда.

После того, как 29 декабря Санкт-Петербургский Городской суд оправдал Никитина, 30 декабря прокурор направил предварительный протест, утверждая, что решение суда «ошибочно». 1 февраля 2000 года прокурор попытался подкрепить свою точку зрения 13-страничным документом. В нем утверждается, что постановление суда противоречит фактам по делу и основано на «произвольном и выборочном» применении закона, и что суд не исследовал дело полностью.

Однако две трети приговора посвящено фактам, описанным в обвинительном заключении и материалах дела. Следовательно, приговор действительно основан на фактах. Применение судом законов не “произвольно и выборочно”, а основано на Конституции РФ и Закона «О государственной тайне», а не на секретных и имеющих обратную силу нормативных актах, на основе которых прокурор построил обвинение. Суд провел подробную и объективную оценку дела, допросив ряд свидетелей и экспертов, исследовав правовую основу обвинения, открытые источники доклада «Беллоны», а также материалы дела. Отвечая на вопрос суда о вызове дополнительных свидетелей и экспертов, прокурор посчитал это нецелесообразным.

Таким образом, оправдательный приговор по делу Александра Никитина имеет твердую основу, а все утверждения в протесте прокурора – безосновательны.

Исследуя дело о протесте прокурора, Верховный суд может принять одно из трех решений:

Протест прокурора может быть отклонен, что означает подтверждение приговора высшим судебным органом России и окончание дела Никитина.

Может принять приговор, что означает необходимость рассмотрения дела Городским судом в третий раз, но судьей по делу будет уже не Сергей Голец.

Дело может быть возвращено на дополнительное расследование из-за существенных нарушений Уголовно-Процессуального Кодекса, допущенных обвинением.

Вполне ясно, что лишь первый вариант является приемлемым. У Верховного суда нет другого выбора, кроме как подтвердить правовую точку зрения, выраженную в приговоре Городского суда: Конституция – а не различные секретные военные приказы – имеет высшую законодательную власть в Российской Федерации. Если Верховный суд вернет дело на дополнительное расследование, то такое решение, безусловно, не будет соответствовать закону.

Как записать ребенка в детский сад, встать в очередь через МФЦ Лет 10 назад, найти детский садик было гораздо легче. Причем устроить ребенка в ясли, было дешевле, услуги садов были шире, включая ночевки и семидневный присмотр за […]


Самое обсуждаемое
Сырная диета Диетические сыры Сырная диета Диетические сыры
Печенье с лимоном и сахарной глазурью Лимонное песочное печенье Печенье с лимоном и сахарной глазурью Лимонное песочное печенье
Цитаты о тургеневе Цитаты из произведений тургенева Цитаты о тургеневе Цитаты из произведений тургенева


top