Акты содержащие нормы гражданского законодательства. Гражданское законодательство находится в ведении. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти

Акты содержащие нормы гражданского законодательства. Гражданское законодательство находится в ведении. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти

Порядок гражданского судопроизводства в федеральных судах общей юрисдикции определяется Конституцией РФ, федеральными конституционными и федеральными законами.

1. Конституция Российской Федерации . Конституцией РФ провозглашаются основные принципы судопроизводства в Российской Федерации. Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации (ч. 1 ст. 15). Это означает, что все конституционные нормы имеют верховенство над законами и подзаконными актами, в силу чего суды при разбирательстве дел должны непосредственно руководствоваться Конституцией РФ.

В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.

Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила гражданского судопроизводства, чем те, которые предусмотрены законом, применяются правила международного договора" (ч. 2 ст. 1 ГПК РФ).

Международные договоры. Правила международного договора Российской Федерации, а не нормы внутреннего законодательства, регулирующие иначе, чем в договоре, аналогичные правоотношения, применяются, если решение о согласии на обязательность данного договора для России было принято в форме федерального закона.

3. Федеральные конституционные законы . В соответствии с ч. 1 ст. 1 ГПК РФ федеральным конституционным законом, определяющим порядок судопроизводства в федеральных судах общей юрисдикции, является ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации". Отношения в области гражданского судопроизводства регулируются и ФКЗ "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации".

4. Гражданский процессуальный кодекс РФ . Центральным актом гражданского процессуального законодательства является Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, вступивший в действие с 1 февраля 2003 г.

Полномочия, порядок деятельности мировых судей и порядок создания должностей мировых судей устанавливаются ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации", ГПК РФ, другими федеральными законами, а также ФЗ "О мировых судьях в Российской Федерации". Порядок назначения (избрания) и деятельности мировых судей устанавливается также законами субъектов Российской Федерации.

Федеральный закон "О мировых судьях в Российской Федерации" определяет требования, предъявляемые к мировому судье, порядок назначения (избрания) на должность, срок полномочий и компетенцию мирового судьи, прекращение и приостановление его полномочий и др.

Иные федеральные законы. Существует значительное число федеральных законов, которые могут быть отнесены к источникам процессуального права. Например, ФЗ "Об исполнительном производстве" , ФЗ "О судебных приставах".

В законах материально-правового характера содержатся процессуальные нормы, которые регулируют отношения, связанные с подведомственностью дел судам общей юрисдикции, распределением обязанностей по доказыванию, допустимостью доказательств и т.д. Это, например, Гражданский кодекс РФ, Семейный кодекс РФ, Жилищный кодекс РФ, Земельный кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ, Закон РФ "О защите прав потребителей" и др.

Положения всех федеральных законов могут применяться в гражданском судопроизводстве только в части, не противоречащей ГПК РФ.

Постановления Конституционного Суда РФ . В науке вопрос о юридической природе постановлений Конституционного Суда РФ является дискуссионным. Эти постановления не являются законами, но их правовой статус по отношению к действующему законодательству дает основание рассматривать такие акты применительно к проблеме источников гражданского процессуального права.

Судебный прецедент - вступившее в законную силу решение суда по конкретному спору.

Однако нельзя не сказать о том, что в современной науке гражданского процессуального права выдвигаются предложения о признании права судебных прецедентов. По мнению некоторых авторов, в России существуют потребность и возможность перехода к праву судебных прецедентов, под которыми понимаются (для судов общей юрисдикции) постановления Верховного Суда РФ по конкретным делам, что в значительной степени способствовало бы обеспечению правильного и единообразного применения федерального законодательства всеми судами Российской Федерации и облегчило бы их работу.

1. В соответствии с Конституцией Российской Федерации гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации.

2. Гражданское законодательство состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов (далее - законы), регулирующих отношения, указанные в пунктах 1 и 2 статьи 2 настоящего Кодекса.

Нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать настоящему Кодексу.

2.1. Внесение изменений в настоящий Кодекс, а также приостановление действия или признание утратившими силу положений настоящего Кодекса осуществляется отдельными законами. Положения, предусматривающие внесение изменений в настоящий Кодекс, приостановление действия или признание утратившими силу положений настоящего Кодекса, не могут быть включены в тексты законов, изменяющих (приостанавливающих действие или признающих утратившими силу) другие законодательные акты Российской Федерации или содержащих самостоятельный предмет правового регулирования.

3. Отношения, указанные в пунктах 1 и 2 статьи 2 настоящего Кодекса, могут регулироваться также указами Президента Российской Федерации, которые не должны противоречить настоящему Кодексу и иным законам.

4. На основании и во исполнение настоящего Кодекса и иных законов, указов Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации вправе принимать постановления, содержащие нормы гражданского права.

5. В случае противоречия указа Президента Российской Федерации или постановления Правительства Российской Федерации настоящему Кодексу или иному закону применяется настоящий Кодекс или соответствующий закон.

6. Действие и применение норм гражданского права, содержащихся в указах Президента Российской Федерации и постановлениях Правительства Российской Федерации (далее - иные правовые акты), определяются правилами настоящей главы.

7. Министерства и иные федеральные органы исполнительной власти могут издавать акты, содержащие нормы гражданского права, в случаях и в пределах, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами.

Комментарий эксперта:

Третья статья ГК РФ устанавливает, что гражданское законодательство находится в ведении РФ и регулируется самим кодексом, а так же принятыми на его основании ФЗ, указами президента РФ и постановлениями правительства. Акты, содержащие нормы гражданского права, могут издаваться министерствами, а так же федеральными органами исполнительной власти

Комментарии к ст. 3 ГК РФ


1. Положения п. 1 статьи основаны на п. "о" ст. 71 Конституции, в соответствии с которым гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации, и субъекты Федерации не вправе принимать законодательные акты, содержащие нормы гражданского права.

Однако по ранее действовавшему законодательству такие акты субъектами Российской Федерации издавались, и согласно п. 3 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ N 6/8 нормы гражданского права, содержащиеся в актах субъектов Российской Федерации, изданных до введения в действие Конституции, могут применяться судами при разрешении споров, если они не противоречат Конституции и ГК.

2. В силу п. "к" ст. 72 Конституции жилищное законодательство, а также земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах и об охране окружающей среды относятся к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. Следовательно, по названным вопросам возможно принятие субъектами Федерации законодательных актов, содержащих нормы гражданско-правового характера, которые относятся к предмету данных законодательных сфер.

3. Положение п. 2 ст. 3 ГК, согласно которому гражданское законодательство состоит из ГК и иных федеральных законов, введено, чтобы облегчить формулирование последующих норм ГК. Такое определение не должно исключать использование термина "гражданское законодательство" в широком смысле как совокупность всех актов и норм гражданского права.

В таком широком смысле говорится о гражданском законодательстве в п. 1 ст. 3, а также во многих последующих статьях ГК (ст. ст. 4, 6, 7, 8, 127 и др.). Исключение в этих случаях из состава гражданского законодательства актов Президента РФ, Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти создавало бы очевидный вакуум в правовом регулировании, что недопустимо.

В некоторых статьях ГК при характеристике законодательства используются и другие термины: законодательство (п. 2 ст. 1, п. 2 ст. 5) и нормативные акты (п. 3 ст. 125). Эти термины, как следует из содержания названных статей ГК, также имеют в виду все нормы гражданского права, установленные компетентными государственными органами.

4. Основные подлежащие изданию федеральные законы гражданского права названы в последующих статьях ГК (ст. ст. 47, 51, 65, 87, 96, 107, 113, 116, 127, 131, 141, 143, 217, 291, 334, 358, 525, 768, 784, 788, 801, 968, 970). Этот перечень не является исчерпывающим, федеральные законы могут издаваться и по другим вопросам, требующим урегулирования на таком уровне.

5. ГК не устанавливает каких-либо особых юридико-технических требований для федеральных законов в области гражданского права. В своей структуре и форме они могут иметь некоторые различия, например, содержать или нет преамбулу, перечень основных используемых понятий и т.д.

Однако в абз. 2 п. 2 статьи закрепляется и подчеркивается определяющее значение ГК в системе иных законов гражданского права, которые должны соответствовать нормам ГК как в своем содержании, так и в редакции. Такое соответствие обеспечивает единство и согласованность действующей в Российской Федерации системы гражданских законов, число которых значительно.

6. В п. п. 3 и 4 статьи проводится принцип иерархии в отношении указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ. Эти акты должны соответствовать ГК и иным законам гражданского права, а акты Правительства РФ - также указам Президента РФ. В силу п. 5 статьи при нарушении данного требования применяется ГК или соответствующий закон.

7. Имеющиеся в п. 4 статьи указания о принятии Правительством РФ постановлений, содержащих нормы гражданского права, подлежат толкованию расширительно. Согласно ч. 1 ст. 115 Конституции Правительство РФ наряду с постановлениями издает распоряжения, и некоторые из них также содержат нормы гражданско-правового характера, относящиеся обычно к отдельным сферам народного хозяйства (например, СЗ РФ. 1997. N 3. Ст. 472).

8. Указание п. 6 о том, что действие и применение норм гражданского права, содержащихся в указах Президента РФ и постановлениях Правительства РФ, определяются правилами гл. 1 ГК, надо считать неполным и неточным. Ввиду общего характера норм гл. 1 ГК ее действие должно быть отнесено ко всем вообще актам гражданского законодательства, а некоторые практически важные вопросы применения норм гражданского права предусмотрены не только в гл. 1, но и в других главах ГК, в частности в гл. 2.

9. В п. 7 статьи выражен принцип иерархии в отношении актов министерств и иных федеральных органов исполнительной власти: они должны соответствовать нормам ГК, законам и актам Президента РФ и Правительства РФ.

Акты министерств и иных федеральных органов исполнительной власти могут иметь различную форму, установленную положениями об этих органах и отражающую сложившуюся практику. Обычно это приказы или инструкции, однако на практике используются и иные формы, например письма Центрального банка РФ.

10. О порядке вступления актов гражданского законодательства в силу см. коммент. к ст. 4 ГК.

11. О действии на территории Российской Федерации законодательства бывшего СССР см. ст. 4 Вводного закона и коммент. к ней.

12. О принципах и нормах международного права и международных договоров Российской Федерации как составной части гражданского законодательства Российской Федерации см. коммент. к ст. 7 ГК.

13. Практика применения судами Российской Федерации гражданского законодательства публикуется в журналах "Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации" и "Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации".

Нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать настоящему Кодексу.

2.1. Внесение изменений в настоящий Кодекс, а также приостановление действия или признание утратившими силу положений настоящего Кодекса осуществляется отдельными законами. Положения, предусматривающие внесение изменений в настоящий Кодекс, приостановление действия или признание утратившими силу положений настоящего Кодекса, не могут быть включены в тексты законов, изменяющих (приостанавливающих действие или признающих утратившими силу) другие законодательные акты Российской Федерации или содержащих самостоятельный предмет правового регулирования.

3. Отношения, указанные в пунктах 1 и 2 статьи 2 настоящего Кодекса, могут регулироваться также указами Президента Российской Федерации, которые не должны противоречить настоящему Кодексу и иным законам.

4. На основании и во исполнение настоящего Кодекса и иных законов, указов Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации вправе принимать постановления, содержащие нормы гражданского права.

5. В случае противоречия указа Президента Российской Федерации или постановления Правительства Российской Федерации настоящему Кодексу или иному закону применяется настоящий Кодекс или соответствующий закон.

6. Действие и применение норм гражданского права, содержащихся в указах Президента Российской Федерации и постановлениях Правительства Российской Федерации (далее — иные правовые акты), определяются правилами настоящей главы.

7. Министерства и иные федеральные органы исполнительной власти могут издавать акты, содержащие нормы гражданского права, в случаях и в пределах, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами.

Комментарий к Ст. 3 ГК РФ

1. Гражданское законодательство — это система законодательных актов, регулирующих гражданские отношения (см. ст. 2 ГК и комментарий к ней). В соответствии с Конституцией РФ оно находится в ведении Российской Федерации (п. «о» ст. 71). На основании ч. 1 ст. 76 Конституции РФ по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории России.

2. Безусловно, и другие акты гражданского законодательства базируются на Конституции РФ. В соответствии с ч. 1 ст. 15 Основного Закона «Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации» . Наряду с положениями, рассмотренными , следует указать на фундаментальные для гражданского законодательства моменты, содержащиеся в Конституции РФ.

Во-первых, это, конечно же, основанное на высшей ценности прав и свобод человека право частной собственности, которое занимает центральное место в системе прав и свобод человека и гражданина, обусловливая демократический, правовой характер государственного устройства, а также рыночный характер экономических отношений. Именно собственник кровно заинтересован в построении правовой системы, эффективно защищающей права и законные интересы граждан, а также четко определяющей правила игры в экономической сфере. Без частной собственности не может быть ни демократии, ни гражданского общества.

Во-вторых, в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности, а также признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

3. Ключевым актом, регулирующим гражданские отношения, безусловно является Гражданский кодекс РФ, который определяет принципы гражданского права, устанавливает основные начала правового регулирования гражданских отношений (см. ).

Других федеральных законов, содержащих нормы гражданского права, настолько много, что, полагаем, их можно классифицировать по разным основаниям.

Можно назвать Федеральные законы, прямо указанные в тексте комментируемого Кодекса: от 15 ноября 1997 г. N 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» (далее — Закон об актах гражданского состояния) (ст. 47), от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Закон о регистрации юридических лиц) (ст. 51), от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее — Закон об обществах с ограниченной ответственностью) (ст. 87) и др.

———————————
Собрание законодательства РФ. 1997. N 47. Ст. 5340.

Собрание законодательства РФ. 2001. N 33 (ч. 1). Ст. 3431.

Собрание законодательства РФ. 1998. N 7. Ст. 785.

Кроме того, нормы гражданского права зачастую встречаются в федеральных законах, принятие которых не было «запланировано» в Гражданском кодексе прежде всего потому, что это нормативные правовые акты публичного права. Так, например, ст. 76 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее — Закон об исполнительном производстве 2007 г.) определяет правила обращения взыскания на «дебиторскую задолженность». По существу, эти положения устанавливают специальные основание и порядок перехода прав кредитора к третьему лицу, т.е., безусловно, являются нормами гражданского права. Возможность существования таких положений следует из , не содержащей закрытого перечня случаев перехода прав кредитора к другому лицу на основании закона.

———————————
Собрание законодательства РФ. 2007. N 41. Ст. 4849.

Наверное, справедливо выделить кодифицированные акты, содержащие гражданско-правовые нормы. Это Земельный, Жилищный, Семейный, Трудовой, Лесной, Воздушный, Водный, Градостроительный кодексы , Кодекс торгового мореплавания, Кодекс внутреннего водного транспорта и некоторые другие.

4. Следует отметить, что в тексте ГК РФ употребляются термины «гражданское законодательство», «законодательство» или «закон» (законы). При этом всегда подразумеваются федеральные законы. Правило, установленное в абз. 2 п. 2 комментируемой статьи 3 ГК РФ, о том, что нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать настоящему Кодексу, наверное, следует рассматривать как презумпцию верховенства Гражданского кодекса, поскольку с точки зрения иерархической сам этот Кодекс также является федеральным законом.

Соотношение норм гражданского права, содержащихся в ГК РФ и в иных законах, удачно подчеркнул Е.А. Суханов. Рассуждая о значении Жилищного кодекса Российской Федерации (далее — ЖК РФ, ЖК) в регулировании гражданско-правовых отношений, он отмечает, что рассматривать этот Кодекс в качестве специального по отношению к ГК РФ оснований нет, поскольку ЖК РФ был принят не «в соответствии с ГК», имеет собственный предмет и принципы, поэтому «Жилищный кодекс имеет приоритет в применении перед другими законами, содержащими нормы жилищного законодательства (п. 8 ст. 5 ЖК), но должен уступать ГК в сфере регулирования жилищных отношений, являющихся одновременно гражданско-правовыми. При ином подходе приоритет перед ГК получат не только Жилищный и Земельный кодексы, но и транспортные кодексы, обобщающие законы в сфере страхования, банковской деятельности и т.д., что приведет к распаду единого по своей юридической (отраслевой) природе гражданского законодательства и соответствующей ему кодификации» .

———————————
Собрание законодательства РФ. 2005. N 1 (ч. 1). Ст. 14.

Кодификация российского частного права / В.В. Витрянский, С.Ю. Головина, Б.М. Гонгало и др.; Под ред. Д.А. Медведева. М.: Статут, 2008.

5. Гражданские отношения могут регулироваться не только законодательными актами, но и указами Президента РФ (например, Временное положение о холдинговых компаниях, создаваемых при преобразовании государственных предприятий в акционерные общества, утвержденное Указом Президента РФ от 16 ноября 1992 г. N 1392) и постановлениями Правительства РФ (например, Постановление Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 439 «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей»). Акты Президента РФ и Правительства РФ, содержащие нормы гражданского права, в комментируемом Кодексе именуются правовыми актами.

———————————
Российская газета. 20.11.1992. N 251.

Собрание законодательства РФ. 2002. N 26. Ст. 2586.

Правовые акты должны приниматься в случаях, непосредственно предусмотренных ГК РФ или другими федеральными законами.

6. Федеральные органы исполнительной власти могут издавать акты, содержащие нормы гражданского права, только при соблюдении следующих требований:

1) если данный документ предусмотрен комментируемым Кодексом, иными законами либо правовыми актами. Конечно же, при этом он не должен противоречить вышеназванным актам;

2) в отношении «подведомственных актов» существует правило, выраженное в Указе Президента РФ от 21 января 1993 г. N 104 «О нормативных актах центральных органов государственного управления Российской Федерации», а также в Постановлении Правительства РФ от 13 августа 1997 г. N 1009 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» . Согласно названным документам нормативные акты министерств и ведомств Российской Федерации, затрагивающие права, свободы и законные интересы граждан или носящие межведомственный характер, подлежат государственной регистрации в Министерстве юстиции РФ и официальной публикации в газете «Российская газета», которая должна осуществляться не позднее 10 дней после государственной регистрации этих актов. Причем акты, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут за собой правовых последствий.

———————————
Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. N 4. Ст. 301.

Собрание законодательства РФ. 1997. N 33. Ст. 3895.

7. Международные договоры, участницей которых является Российская Федерация, также могут регулировать гражданские отношения (см. к ней).

8. Говоря о системе нормативных правовых актов, содержащих нормы гражданского права, нельзя не упомянуть о значении актов Конституционного Суда РФ. Сами по себе акты конституционного судопроизводства вряд ли можно считать источниками гражданского права. Однако недооценивать их роль нельзя.

В целом ряде случаев постановления и определения Конституционного Суда РФ восполняют пробелы в гражданском законодательстве. В качестве примера можно привести Постановление Конституционного Суда РФ от 25 января 2001 г. N 1-П «По делу о проверке конституционности положения в связи с жалобами граждан И.В. Богданова, А.Б. Зернова, С.И. Кальянова и Н.В. Труханова». Предметом рассмотрения в указанном Постановлении было положение ГК РФ, в соответствии с которым вред, причиненный при осуществлении правосудия, возмещается в случае, если вина судьи установлена приговором суда, вступившим в законную силу.

Не найдя причин для признания этой нормы неконституционной, Суд все же отметил, что она не может служить основанием для отказа в возмещении государством вреда, причиненного при осуществлении гражданского судопроизводства в иных случаях (а именно когда спор не разрешается по существу) в результате незаконных действий (или бездействия) суда (судьи), в том числе при нарушении разумных сроков судебного разбирательства, если вина судьи установлена не приговором суда, а иным соответствующим судебным решением. Эта позиция Конституционного Суда РФ сегодня является важнейшим правовым основанием для защиты прав лиц, пострадавших от судебной волокиты.

Нередко акты Конституционного Суда РФ содержат положения, толкующие гражданский закон. Например, в Определении Конституционного Суда РФ от 3 июля 2008 г. N 734-О-П «По жалобе гражданки В. на » отмечается, что ст. 151 ГК РФ в системе действующего гражданского правового регулирования не может рассматриваться как препятствующая принятию решения о денежной компенсации в случаях неисполнения судебных решений по искам к Российской Федерации, ее субъектам или муниципальным образованиям. В истории современного гражданского законодательства имели место случаи признания отдельных норм противоречащими Конституции РФ. Так, Постановлением Конституционного Суда РФ от 23 декабря 1997 г. N 21-П несоответствие конституционным нормам было выявлено в отношении исходя из того, что установленное в абз. 5 этого пункта обязательное списание по платежным документам, предусматривающим платежи в бюджет и внебюджетные фонды, означает только взыскание задолженности по указанным платежам на основании поручений налоговых органов и органов налоговой полиции, носящих бесспорный характер.

9. Следует иметь в виду, что на основании ст. ст. 126 и 127 Конституции РФ Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ вправе давать разъяснения по вопросам судебной практики, в том числе по гражданским делам. Такие разъяснения способствуют правильному и единообразному применению актов гражданского законодательства. Необходимо обратить внимание на то, что разъяснения Верховных Судов Союза ССР, РСФСР и Российской Федерации, данные до принятия Конституции РФ и законодательных актов, принятых на ее основе, применяются в частях, им не противоречащих.

Иные акты, содержащие нормы гражданского права, включают в себя указы Президента РФ (п. 3 ст. 3 ГК), постановления Правительства РФ (п. 4 ст. 3 ГК) и нормативные акты министерств и иных федеральных органов исполнительной власти (п. 7 ст. 3 ГК).

Ранее указы и постановления Президиума Верховного Совета СССР и постановления Совета Министров СССР, имевшие нормативный характер, причислялись к законодательству.

Указ Президента РФ, если он не противоречит ГК или иному федеральному закону, может быть принят по любому вопросу, входящему в компетенцию Президента (ст. ст. 80 - 90 Конституции РФ), за исключением случаев, когда этот вопрос согласно ГК или иному федеральному закону может быть урегулирован только законом. В указах Президента РФ могут содержаться нормы гражданского права двух категорий. Одна преследует цель конкретизации гражданских федеральных законов. Нормы второй категории предназначены для регулирования отношений, по которым законы еще не приняты или в принятии которых вообще нет необходимости.

Постановления Правительства РФ принимаются на основании и во исполнение нормативных актов, имеющих высшую по сравнению с ними юридическую силу, т.е. законов и указов Президента РФ.

Наконец, акты министерств или иных федеральных органов исполнительной власти, содержащие нормы гражданского права, могут издаваться только в случаях и в пределах, предусмотренных ГК, другими законами и иными правовыми актами.

Указы Президента РФ и постановления Правительства РФ подлежат обязательному официальному опубликованию (кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера) в «Российской газете» и «Собрании законодательства Российской Федерации» в течение 10 дней после дня их подписания.

Указы Президента, имеющие нормативный характер, и постановления Правительства, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций, как правило, вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении 7 дней после дня их официального опубликования. Иные указы Президента и постановления Правительства, в том числе содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, вступают в силу со дня их подписания (п. п. 5, 6 Указа Президента РФ от 23 мая 1996 г. №763). Это общий порядок.

Однако самими актами может быть установлен другой порядок вступления в силу (п. 7 Указа Президента РФ №763).

Постановление Правительства РФ от 08.05.1992 №305 «О государственной регистрации ведомственных нормативных актов» утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 13.08.1997 №1009 «Об утверждении правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации».

С 15 мая 1992 г. Постановлением Правительства РФ от 8 мая 1992 г. №305 была введена государственная регистрация нормативных актов министерств и ведомств, затрагивающих права и интересы граждан и носящих межведомственный характер. Указ Президента РФ от 21 января 1993 г. №104 установил, что акты, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в определенном законодательством порядке, не влекут правовых последствий как не вступившие в силу и не могут служить законным основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения к гражданам, должностным лицам и организациям каких-либо санкций за невыполнение содержащихся в них предписаний.

Новые Правила подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г. №1009, и Порядок опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, утвержденный Указом Президента РФ от 23 мая 1996 г. №763, сохранили преемственность по отношению к прежним актам.

Итак, для нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер, установлены два обязательных условия вступления в силу:

Согласно п. 12 Разъяснений о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных Приказом Минюста РФ от 14 июля 1999 г. №217, государственной регистрации подлежат все нормативные правовые акты вне зависимости от количества квалифицирующих признаков (один, несколько или все).

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти (кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера) подлежат официальному опубликованию в «Российской газете» и в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти в течение 10 дней после их регистрации. Они, как правило, вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении 10 дней после дня их официального опубликования.

Для нормативных правовых актов Центрального банка РФ официальным источником опубликования является «Вестник Банка России» (ст. 7 Федерального закона от 10 июля 2002 г. №86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Для нормативных правовых актов ФКЦБ РФ официальным источником опубликования является «Вестник Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг» (п. 1 Постановления Правительства РФ от 26 декабря 1995 г. №1263 «Об информационном бюллетене «Вестник Федеральной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку»).

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, если иное не определено в их тексте, вступают в силу по истечении 10 дней после дня их официального опубликования. Нормативные акты этих органов, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения, носящие конфиденциальный характер, и в связи с этим не подлежащие официальному опубликованию, прошедшие государственную регистрацию в Министерстве юстиции РФ, вступают в силу со дня государственной регистрации и присвоения номера, если самими актами не установлен более поздний срок.

Для актов некоторых ведомств установлен особый порядок вступления в силу:

ГТК РФ - по общему правилу, по истечении 30 дней после их опубликования (ст. 11 Таможенного кодекса РФ);

ЦБ РФ - по общему правилу, по истечении 10 дней после дня их официального опубликования (ст. 7 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»).

Указы Президента РФ должны соответствовать ГК и иным федеральным законам; постановления Правительства РФ - ГК, иным федеральным законам и указам Президента РФ; наконец, акты министерств и иных федеральных органов исполнительной власти - ГК, иным федеральным законам, указам Президента РФ и постановлениям Правительства РФ.

Нормативные акты федеральных органов исполнительной власти приводятся в соответствие с вновь принятыми законами Российской Федерации, правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ в течение 30 дней после вступления их в силу, если в законе или ином правовом акте не указан другой срок.

К источникам гражданского права относятся и локальные нормативные акты юридических лиц. Любое юридическое лицо в целях эффективной организации работы и решения уставных задач вправе принимать нормативные акты, регулирующие отношения внутри соответствующих юридических лиц. Данные акты применяются в сферах, относящихся к созданию и прекращению деятельности юридических лиц, управлению ими, ответственности руководителей и других лиц. Они получили название корпоративного права, корпоративных норм, внутриорганизационных подзаконных актов.

Локальные акты можно условно разделить на две группы: внутренние акты и санкционированные государством уставы и положения юридических лиц. Санкционирование выражается в государственной регистрации, утверждении и совместном принятии акта.

В настоящее время локальные нормативные акты официально признаны в качестве источников трудового права (ст. 5 ТК). С учетом этого предлагается законодательно закрепить положение о признании статуса источников гражданского права за локальными нормативными актами.

Традиционным источником гражданского права выступает правовой обычай. Он является обязательным, т.е. становится нормой права, если санкционирован законом, другим нормативным актом или воспринят судебной практикой, прецедентным правом.

Обычное право «имеет такую же силу, как и закон - «повальный обычай, что царский указ». Только действие обычного права начинается там, где молчит закон… Обычное право не выдерживает при сопоставлении с нормами законодательными, как имеющими повелительный характер, так равно и с теми, которые имеют только восполнительное значение. Сила заведенного порядка иная - он только восполняет волю контрагентов… Поэтому заведенный порядок, как и договор, несомненно, устраняет применение восполнительного закона, который и рассчитан на его отсутствие».

По действующему гражданскому законодательству источником права признаются обычаи, применяемые исключительно в сфере предпринимательских отношений, т.е. обычаи делового оборота (ст. 5 ГК). Для признания их таковыми необходимы следующие условия: 1) правило поведения должно быть сложившимся, т.е. достаточно постоянным и определенным в своем содержании; 2) оно должно применяться широко, а не иметь узкоспециальный, частный характер; 3) сфера применения ограничена предпринимательскими отношениями; 4) оно должно быть не предусмотрено законодательством.

Форма обычая делового оборота (фиксация в документе) значения не имеет, хотя часто такие документы существуют. По очередности применения обычаи делового оборота стоят после законодательства и договоров. Порядок их применения освещен во многих статьях ГК и других актах. Из анализа ст. 5 и ст. 6 ГК следует, что обычаи делового оборота применяются при обнаружении в гражданском законодательстве пробела, который не восполняется соглашением сторон.

При четкой иерархии по юридической силе плюрализм источников способствует всеобщему и эффективному урегулированию общественных отношений. Степень юридической силы нормативно-правовых актов, составляющих ядро, стержень источников права, может быть различна, но степень обязательности содержащихся в них норм абсолютно одинакова для всех, к кому относятся их предписания. Это составляет основу функционирования правового государства, к статусу которого стремится Россия.

Таким образом, подзаконные нормативные правовые акты определяются как разновидность нормативных правовых актов, издаваемых компетентными, уполномоченными на это законом государственными органами, на основе и во исполнение закона, в целях его дальнейшей конкретизации. Различные виды подзаконных нормативных правовых актов, регулирующие гражданские правоотношения, также составляют определенную подсистему, в рамках которой каждый ее элемент (правовой акт) имеет присущую только ему юридическую силу. Между тем указы Президента РФ, хотя теоретически признаются подзаконными актами, но такие признаки, как подзаконность и процедурность, характерны для них в меньшей степени, чем для постановлений Правительства РФ. В то же время признак общегосударственности в меньшей мере характерен для актов министерств и иных федеральных органов исполнительной власти. Однако объединяющим признаком для всей системы подзаконных правовых актов будет то, что они все находятся в иерархической зависимости от закона. Как источники гражданского права, подзаконные правовые акты занимают предпоследнее место в правовом регулировании частноправовых отношений. В этом проявляются их особые юридические свойства, выраженные в системной зависимости от законов - главных правовых регуляторов в системе формальных источников гражданского права.

Гражданское законодательство

Гражданское законодательство - совокупность правовых актов (а не норм права, как правовая отрасль), которые определяют правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав ; регулируют договорные и иные обязательства , а также другие имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, основанные на равенстве , свободе воли и имущественной самостоятельности их участников.

Российское гражданское законодательство

Гражданское законодательство в Российской Федерации отнесено к исключительному ведению Российской Федерации (ст. 71 Конституции Российской Федерации , ст. 3 Гражданского кодекса Российской Федерации), а не её субъектов.

Одним из основных актов гражданского законодательства в Российской Федерации выступает Гражданский кодекс, который, в свою очередь, содержит понятие гражданского законодательства и иных актов, содержащих нормы гражданского права:

  • Гражданское законодательство состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов , регулирующих гражданско-правовые отношения .
  • Гражданско-правовые отношения могут регулироваться также указами Президента Российской Федерации , которые не должны противоречить Гражданскому кодексу и иным законам.
  • На основании и во исполнение Гражданского кодекса и иных законов, указов Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации вправе принимать постановления, содержащие нормы гражданского права.
  • Министерства и иные федеральные органы исполнительной власти могут издавать акты, содержащие нормы гражданского права, в случаях и в пределах, предусмотренных Гражданским кодексом, другими законами и иными правовыми актами.

Гражданское законодательство соблюдает общий принцип действия закона во времени, согласно которому акты гражданского законодательства не имеют обратной силы . Подзаконные акты, принятые как на уровне субъектов федерации, так и на федеральном уровне, подлежат применению в части, не противоречащей Гражданскому кодексу и другим федеральным законам.

Гражданскому законодательству родственны такие отрасли законодательства, как трудовое, семейное, земельное , лесное , водное, горное и ряд других.

Ссылки

  • Нормативные документы по гражданскому законодательству

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Гражданское законодательство" в других словарях:

    ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО, нормы гражданского права (см. ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО), описывающие основания возникновения и порядок осуществления права собственности и вещных прав, интеллектуальной собственности, регулирующие договорные обязательства,… … Энциклопедический словарь

    В РФ совокупность норм, определяющих правовой статус участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности… … Юридический словарь

    Гражданское законодательство - состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов (далее законы), регулирующих отношения, указанные в пунктах 1 и 2 статьи 2 настоящего Кодекса. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.94 N 51 ФЗ,… … Словарь юридических понятий

    Гражданское законодательство - см. Гражданско правовые отношения … Российская энциклопедия по охране труда

    Гражданское законодательство рф - (англ. civil legislation) отрасль законодательства, определяющая правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и др. вещных … Энциклопедия права

    ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО - совокупность норм права, определяющих правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности… … Юридическая энциклопедия

    ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО - совокупность актов гражданского права. В соответствии с Конституцией РФ гражданское законодатель ство находится в ведении РФ. Гражданское законодательство состоит из Гражданского кодекса РФ и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов … Энциклопедия российского и международного налогообложения

    Гражданское законодательство - это система нормативных актов, содержащих нормы права, которые регулируют имущественные и личные неимущественные отношения. В соответствии с п. 2 ст. 3 ГК РФ в состав гражданского законодательства включаются ГК РФ и иные принятые на его основе… … Большой юридический словарь

    ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО - система нормативных правовых актов, которая включает в себя содержащие нормы гражданского права: законодательные акты (Конституция Республики Беларусь, Гражданский кодекс Республики Беларусь, законы Республики Беларусь, декреты и указы Президента … Юридический словарь современного гражданского права

    Совокупность нормативных актов различной юридической силы, содержащих нормы гражданского права. В соответствии со ст. 3 ГК РФ в состав Г.з. включаются только законы, причем лишь федеральные (согласно ст. 71 Конституции РФ гражданское… … Энциклопедия юриста

Книги

  • Гражданское законодательство Израиля , . Настоящее издание продолжает серию "Законодательство зарубежных стран" . В серии предложен высококвалифицированный перевод и научный анализ зарубежного законодательства, осуществленный…
  • Гражданское законодательство и судебная практика. Проблемы взаимодействий. Монография , Аюшеева Ирина Зориктуевна, Булаевский Борис Александрович, Белов Валерий Евгеньевич. Представленная монография посвящена вопросам взаимодействия гражданского законодательства и судебной практики. В ней рассматриваются общие и конкретные вопросыроли и значения судебной…

Самое обсуждаемое
Музыкальный праздник в подготовительной группе ДОУ по сказкам Чуковского Музыкальный праздник в подготовительной группе ДОУ по сказкам Чуковского
Принцип деления Европы на субрегионы Принцип деления Европы на субрегионы
Какие растения растут в пустыне Какие растения растут в пустыне


top