Система наказаний в уголовном праве россии. Система наказаний в ук рф Система наказаний по ук рф

Система наказаний в уголовном праве россии. Система наказаний в ук рф Система наказаний по ук рф

Наказания, предусмотренные уголовным законом за совершение преступлений, различны по своему содержанию и тяжести. Помещены они в УК в определенном порядке, образуя в целом систему наказаний. 9

Возникновение и развитие системы наказаний определяется общественным государственным строем. Происходящие в обществе и государстве социально-политические изменения и тенденции непосредственно влияют на систему наказаний: изменяется иерархия их видов, одни наказания утрачивают свое значение и исключается из уголовного законодательства, появляются новые их виды, обусловлены общими изменениями и потребностями в общественно-политической, экономической и идеологических сферах.

По действующему уголовному законодательству (ст. 44 УК) к лицам, совершившим преступления, могут применяться:

  • лишение права заниматься определенной деятельностью или занимать определенную должность;

    лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград;

    обязательные работы;

    исправительные работы;

    ограничение по военной службы;

    ограничение свободы;

  • лишение свободы на определенный срок;

    пожизненное лишение свободы;

    смертная казнь.

Правоприменительная практика органов правосудия по реализации уголовной ответственности требует такой системы мер уголовно-правовой ответственности, которая позволяла бы суду избрать наказание, учитывающее все индивидуальные особенности каждого конкретного уголовного дела. Принцип законности, лежащий в основе уголовного права РФ, не позволяет суду выйти за пределы предусмотренного законом перечня видов наказания, как это возможно в странах прецедентного права, где судья может «изобрести» оригинальное наказание. 10

В учебной литературе под системой наказаний понимается исчерпывающий и обязательный для судов перечень видов наказаний, установленный действующим законодательством, расположенных в определенном порядке с учетом их сравнительной тяжести. 11

Система наказания базируется на общих принципах уголовного права. В ней предметно выражаются принципы законности, равенства граждан перед законом, вины, справедливости и гуманизма. В систему не включается такие меры уголовно-правового воздействия, которые причиняют осужденному излишние физические страдания или которые унижают человеческое достоинство. В системе наказаний по уголовному праву РФ находят свое отражение такие виды наказаний, как, например, исправительные работы без лишения свободы, ограничения свободы которые не известны уголовному праву других государств. 12

Как уже было отмечено выше, систему наказаний образуют конкретные их виды, в совокупности составляющие целостное правовое явление. Система наказаний характеризуется следующими признаками:

    Система наказаний состоит только из тех наказаний, которые предусмотрены уголовным законом. Никакая другая мера государственного принуждения, сколь бы строгой она ни была, не может отнесена к уголовному наказанию, если она не предусмотрена уголовным законом

    Перечень наказаний, образующих систему, обязателен для суда. Осуществляя правосудие по конкретным уголовным делам, суд связан системой наказаний и не может выйти за ее пределы, произвольно изменив основания, условия или порядок назначения тех или иных наказаний.

    Наказания, входящие в систему, расположены в определенном порядке, образуя собой «лестницу наказаний». В УК РФ 1996 г. наказания расположены по принципу от менее строгого к более строгому. По этому же принципу располагаются и в альтернативных санкциях норм Особенной части УК.

    Перечень входящих в систему наказаний является исчерпывающим. Это означает, что на каждый данный момент система наказаний представляет собой завершенное единство. В действующем российском законодательстве этот исчерпывающий перечень наказаний установлен в статье 44 УК РФ. 13

С философской точки зрения система наказаний не является абстрактной категорией взято не весь, откуда (как например солнечная система), а она является продуктом человеческой деятельности, которая призвана собой регулировать общественные отношения. Проблема «преступление-наказание» существовала всегда, со времен появления человека и сохранялась до наших времен.

УК РФ (гл. 9, ст. 44) с учетом коренных перемен, произошедших в государстве и обществе за последние годы, предусматривает следующую систему наказаний:

б) лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;

в) лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград;

г) обязательные работы;

д) исправительные работы;

е) ограничение по военной службе;

з) ограничение свободы;

л) лишение свободы на определенный срок;

м) пожизненное лишение свободы;

н) смертная казнь.

Обязательные работы, исправительные работы, ограничение по военной службе, ограничение свободы, арест, содержание в дисциплинарной воинской части, лишение свободы на определенный срок, пожизненное лишение свободы, смертная казнь применяются только в качестве основных видов наказаний.

Штраф и лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью применяются в качестве как основных, так и дополнительных видов наказаний.

Лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград, а также конфискация имущества применяются только в качестве дополнительных видов наказаний (ст. 45 УК РФ).

УК отдельно устанавливает систему и перечень наказаний, назначаемых несовершеннолетним. В нее входят:

  1. лишение права заниматься определенной деятельностью;

    обязательные работы;

    исправительные работы;

6) лишение свободы на определенный срок (ст. 88 УК РФ).

По отношению к прежнему уголовному законодательству система наказаний претерпела весьма существенные изменения. Из уголовных наказаний обоснованно исключено общественное порицание, включены четыре новых вида наказания (обязательные работы, ограничение по военной службе, ограничение свободы и арест). Смертная казнь введена в общую систему наказаний, а лишение свободы подразделено на срочное и пожизненное. О том, что наказания в этой системе располагаются по степени тяжести, можно говорить весьма условно. Перечень наказаний начинается со штрафа и лишения права занимать должности или заниматься деятельностью. Вряд ли эти наказания обладают меньшей степенью репрессивности, чем следующее за ними лишение званий и наград, которое может быть лишь дополнительным наказанием. Перечень наказаний в законе является исчерпывающим. Суд не может назначить подсудимому наказание, не предусмотренное законом. Как следует из перечня, виды наказаний весьма различны по своему содержанию и степени тяжести, по формам воздействия на осужденного. В нормах, где предусматриваются отдельные виды наказаний, входящих в перечень, раскрывается их суть, указываются пределы и условия их применения.

Установленная законом система наказаний в целом соответствует карательной политике на современном этапе и отражает принципы Российского уголовного права. Предметно отражен в ней, в частности, принцип гуманизма, поскольку из тринадцати видов наказаний преобладающая часть (восемь) не предусматривает лишение осужденного свободы. 14

Итак, перечислим основные виды наказаний.

1. Штраф - определенная денежная сумма, указанная в статье РФ, которая приравнивается к определенному числу минимальных размеров оплаты труда (от 25 до 1 000) или к размеру заработ­ной платы (иного дохода осужденного) за указанное в статье коли­чество месяцев (ст. 46 УК РФ).

2. Лишение права занимать определенные должности или заниматься конкретной деятельностью. Данное наказание назна­чается на срок, определенный в статье, и может применяться лишь к лицам, состоящим на службе в государственных организациях и в органах местного самоуправления (ст. 47 УК РФ).

3. Обязательные работы назначаются судом на конкретный
срок, в пределах, указанных в статье Уголовного кодекса. Подразу­мевают выполнение осужденным в свободное от работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ. Вид работ опреде­ляется органами местного самоуправления. При этом в день может быть отработано не более 4 часов. Данный вид наказания нельзя на­значать инвалидам I и II групп, беременным женщинам и женщи­нам, имеющим детей в возрасте до 8 лет, лицам, достигшим пенси­онного возраста, а также военнослужащим.

4. Исправительные работы - это наказание, которое не влечет
лишение или ограничение свободы. Оно заключается в том, что из
заработной платы осужденного удерживается в доход государства часть заработка (от 5 до 20%) на срок от 2 месяцев до 2 лет. В случае злостного уклонения от исполнения данного наказания суд вправе заменить неотбытое наказание ограничением свободы, арестом или лишением свободы (из расчета один день исправительных работ за один день ограничения свободы, один день ареста за два дня испра­вительных работ или один день лишения свободы за три дня испра­вительных работ). Осужденный отбывает исправительные работы там, где он трудится. В срок такого наказания засчитываются годы, месяцы и дни, в течение которых производились удержания из зара­ботной платы осужденного.

5. Ограничение свободы - принудительное содержание лица в специальном учреждении, без изоляции от общества, в условиях осуществления за ним надзора. Осужденные отбывают это наказа­ние по месту жительства или по месту осуждения. Осужденные проживают в специально оборудованных общежитиях, обязаны по­стоянно пребывать в пределах учреждения и не имеют права без разрешения администрации покидать эту территорию. Надзор за ними осуществляется как в период работы, так и в свободное от работы время. Этот вид наказания может быть применен лишь к ли­цам, достигшим на момент вынесения приговора 18 лет, и не может быть назначен инвалидам I и II групп, беременным женщинам и женщинам, имеющим детей в возрасте до 8 лет, а также гражданам, достигшим пенсионного возраста (ст. 53 УК РФ).



6. Арест - краткосрочный вид наказания, который предполагает
содержание осужденного в условиях строгой изоляции. На этот вид
наказания распространяются условия содержания, предусмотренные
для граждан, отбывающих наказание в виде лишения свободы в
тюрьме в условиях общего режима. Арест не может быть назначен
лицам, не достигшим к моменту вынесения приговора 16 лет, бере­менным женщинам и женщинам, имеющим детей в возрасте до 8 лет (ст. 54 УК РФ). Данный вид наказания, а также обязательные работы будут введены в действие после вступления в силу Уголовно-исполнительного кодекса РФ - по мере создания необходимых ус­ловий для исполнения этих видов наказаний, но не позднее 2001 г.

7. Лишение свободы на определенный срок (от 6 месяцев до
20 лет). При сложении сроков, назначенных за совершение несколь­ких преступлений, лишение свободы может достигать 25 лет. В слу­чае, если осужденный после вынесения ему приговора и до отбытия наказания совершит еще одно преступление или несколько преступ­лений, сроки, назначенные по разным приговорам, складываются и максимальный срок лишения свободы может возрасти до 30 лет.

8. Пожизненное лишение свободы (ст. 57 УК РФ). Назначается
как альтернатива смертной казни за совершение особо тяжких пре­ступлений, посягающих на жизнь.

9. Смертная казнь (ст. 59 УК РФ). Исключительная мера нака­зания, которая может быть назначена за особо тяжкие преступления,
связанные с посягательством на жизнь. Этому виду наказания не могут подвергаться женщины, а также лица, совершившие преступ­ления в возрасте до 18 лет, и мужчины, которым к моменту вынесе­ния приговора исполнилось 65 лет. В настоящее время применение этого вида наказания приостановлено.

При назначении наказания учитывается характер и степень общественной опасности как преступления, так и личности ви­новного, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность, степень влияния назначенного наказания на исправление осужденного и на условия жизни его семьи.

В качестве смягчающих вину в УК предусмотрены следую­щие обстоятельства:

а) совершение преступления малой тяжести впервые, вследст­вие случайного стечения обстоятельств;

б) совершение преступления несовершеннолетним;

в) наличие беременности;

г) наличие у виновного малолетних детей;

д) совершение преступления в силу стечения тяжелых жизнен­ных обстоятельств (безработица, семейные конфликты, снижение жизненного уровня виновного) либо из сострадания (лишение жизни безнадежно больного или смертельно раненного по его просьбе);

е) совершение преступления в результате физического или пси­хического принуждения либо по причине материальной, служебной или иной зависимости;

ж) совершение преступления, вызванного незаконными или
аморальными действиями потерпевшего.

УК РФ содержит перечень видов наказания, кото-рые образуют их систему, т.е. установленный уголовным законом исчерпывающий перечень видов наказания , построенный по оп-ределенным принципам. Последовательность расположения ви-дов наказания в их законодательном перечне определяется их сравнительной тяжестью: они располагаются от наименее тяжко-го к наиболее тяжкому. Приведенный в ст. 44 УК РФ перечень видов наказания является полным: суд не вправе назначить нака-зание, не указанное в этом перечне. Однако при применении на-казания за конкретное преступление суд не может пользоваться приведенным в ст. 44 УК РФ перечнем непосредственно, он вправе назначить только те виды наказания, которые указаны в санкции применяемой судом нормы Особенной части УК РФ, и только в тех пределах, которые установлены этой санкцией.

Видами уголовных наказаний являются:

В соответствии со ст. 45 УК РФ все виды наказания по поряд-ку их применения классифицируются на три группы:

    1. основ-ные;
    2. дополнительные;
    3. наказания с двойственной юридиче-ской природой, т. е. применяемые как в качестве основных, так и в качестве дополнительных.

Основными называются такие виды наказаний, которые могут назначаться только самостоятельно и не могут присоединяться к другим видам наказания. К ним относятся:

    • обязательные рабо-ты;
    • исправительные работы;
    • ограничение по военной службе;
    • арест;
    • содержание в дисциплинарной воинской части;
    • лишение свободы на определенный срок;
    • пожизненное лишение свободы;
    • смертная казнь.

Они могут назначаться судом только тогда, когда прямо предусмотрены санкцией применяемой статьи Особен-ной части УК РФ либо при чрезвычайном смягчении наказания в соответствии со ст. 64 УК РФ.

Дополнительным видом наказания является лишение специ-ального, воинского или почетного звания, классного чина и госу-дарственных наград. Оно не может применяться самостоятельно, а лишь присоединяется к другим (основным) видам наказания.

Штраф и лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, а также ограничение свободы обладают двойст-венной юридической природой : они могут применяться и в качестве основных, и в качестве дополнительных наказаний.

ТЕМА 13.

Понятие и цели наказание. Виды наказания.

Понятие и признаки наказания по уголовному праву

Уголовное наказание представляет собой реакцию государства на совершенное лицом преступление. Для самого же преступника наказание - это уголовно-правовое последствие совершенного им преступления.

Понятие наказания определяется в ч. 1 ст. 43 УК РФ: «Наказание есть мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда. Наказание применяется к лицу, признанному виновным в совершении преступления, и заключается в предусмотренном настоящим Кодексом лишении или ограничении прав и свобод этого лица».

В уголовном праве выделяются несколько специфических признаков, сочетание которых и образует понятие наказания.

1. Наказание - это особая мера государственного принуждения, отличающаяся от иных мер государственного принуждения как реакция государства на совершение лицом правонарушения, не являющегося преступлением (административное, гражданско-правовое правонарушение и т.д.). Наказание может быть назначено лишь за те действия, которые предусмотрены уголовным законом в качестве преступления (ч. 1 ст. 14 УК РФ).

Основанием применения к лицу наказания может быть только совершение им преступления. Если же лицо не совершило преступления, то наказание не должно к нему применяться ни при каких условиях. Наказание назначается только по приговору суда и от имени государства и в отличие от других мер государственного принуждения влечет за собой особое правовое последствие - судимость, которая погашается или может быть снята при определенных условиях (ст. 86 УК РФ).

2. Наказание носит строго личный характер. Оно применяется лишь в отношении самого преступника и ни при каких обстоятельствах не может быть переложено на других лиц.

3. Наказание всегда связано с ограничением прав и свобод лица, совершившего преступление, причиняет ему определенные моральные страдания и лишает его определенных благ, т.е. по своему объективному содержанию наказание - это всегда кара. Однако тяжесть наказания должна соответствовать тяжести совершенного преступления, а в связи с этим - и личности виновного.

Уголовное законодательство предусматривает и цели наказания.

Система и виды наказаний

Системой наказаний является установленный в уголовном законе исчерпывающий перечень видов наказаний, расположенных в определенном порядке.

Значение исчерпывающего перечня наказаний состоит в том, что суд не может назначить осужденному такое наказание, которое не указано в этом перечне.

Ст. 44 УК РФ предусматривает следующие двенадцать видов наказания: 1) штраф; 2) лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; 3) лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград; 4) обязательные работы; 5) исправительные работы; 6) ограничение по военной службе; 7) ограничение свободы; 8) арест; 9) содержание в дисциплинарной воинской части; 10) лишение свободы на определенный срок; 11) пожизненное лишение свободы; 12) смертная казнь.


Все виды наказаний, входящие в систему, делятся в УК РФ на три группы в зависимости от порядка назначения наказания: 1) основные; 2) дополнительные; 3) наказания, которые могут назначаться как в качестве основных, так и в качестве дополнительных (ст. 45 УК РФ).

Основные наказания могут применяться только самостоятельно и не могут присоединяться к другим наказаниям. В соответствии с ч. 1 ст. 45 УК РФ, к ним относятся: обязательные работы, исправительные работы, ограничение по военной службе, ограничение свободы, арест, содержание в дисциплинарной воинской части, лишение свободы на определенный срок, пожизненное лишение свободы и смертная казнь.

Дополнительные наказания назначаются лишь в дополнение к основным и не могут назначаться самостоятельно. Согласно ч. 3 ст. 45 УК, к ним относятся лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград.

Остальные виды наказания, т.е. штраф, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, в соответствии с ч. 2 ст. 45 УК РФ, могут применяться как в качестве основных наказаний, так и в качестве дополнительных.

Ничуговская Олеся Николаевна

преподаватель кафедры теории и истории государства и права Воронежского института Федеральной службы исполнения наказаний России,

г. Воронеж

Система наказаний по современному уголовному законодательству Российской Федерации

нтерес к проблемам уголовных наказаний и их системе не иссякает, а, наоборот, с каждым годом возрастает. Все больше юристов занимаются исследованием данного вопроса и предлагают свои варианты его решения. Система уголовного наказания в настоящий момент требует определенных корректив. И это доказывает тот факт, что на практике применяются далеко не все виды уголовных наказаний, а только малая их часть, которая, к сожалению, не всегда достигает своих целей, указанных в ст. 43 УК РФ, а именно: восстановления социальной справедливости, исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений.

Под системой наказаний следует понимать сложный механизм, охватывающий их подсистемы, т.е. группы видов наказаний, классифицированные по различным основаниям, находящиеся в определенной иерархии. Анализируя современное уголовное законодательство РФ, мы при-

ходим к выводу, что как таковой определенной системы уголовных наказаний в УК РФ нет, а вместо нее есть только простое перечисление их видов (ст. 44 УК РФ). Хотя, по мнению многих ученых1, в законодательство обязательно должно быть включено определение этой системы и ее элементы. Причем в основу ее построения должен быть положен конкретный критерий.

Различные авторы предлагают свои критерии формирования указанной системы. Например, профессор Н.С. Таганцев определяет систему как своеобразную «лестницу наказаний, понимая под ней совокупность карательных мер данного Кодекса в их взаимном соподчинении или соотношении»2. В.Н. Петрашев под системой понимает установленный законом и обязательный для суда исчерпывающий перечень видов наказаний, расположенных в определенном порядке3. Р.Р. Га-лиакбаров считает, что система должна строиться из видов наказаний, расположенных в определенном порядке соответственно их степени тяжести4. В.К. Дуюнов видит систему как «социально обусловленную, целостную совокупность взаимодействующих видов уголовных наказаний,

1 См., например: Толкаченко А.А. Новое в законодательстве об уголовных наказаниях // Право в Вооруженных Силах. 2004. № 6; Морщакова Т. Г. Наказание должно быть адекватным // ЭЖ-Юрист. 2003. № 48.

2 Таганцев Н.С. Русское уголовное право. Курс лекций. Т.1. Тула: Автограф, 2001. С. 100.

3 Петрашев В.Н. Гуманизация системы наказаний в уголовном праве. Ростов н/Д, 1988. С. 19.

4 Галиакбаров Р.Р. Система и виды наказаний. Горький, 1986. С. 4.

установленную законом в форме исчерпывающего перечня с учетом их сравнительной тяжести»1.

В словаре Ожегова С.И. предлагается определение системы как единства закономерно расположенных и находящихся во взаимной связи частей2.

Соответственно можно обозначить основные признаки системы уголовных наказаний и сформулировать ее определение:

1. Система представляет собой совокупность элементов взаимосвязанных между собой.

2. Система должна быть установлена компетентными государственными органами и отображена в законе.

3. Система должна использоваться судебными органами при выборе наказания и в случае смягчения или ужесточения наказания применить наказание, указанное в санкции статьи Особенной части УК РФ.

4. Данный перечень должен быть исчерпывающим, т.е. суд должен применить одну из мер наказаний в соответствии с данным перечнем. Наказания, не указанные в законе, суд применить не вправе.

5. Система должна быть построена таким образом, чтобы наказания были расположены по возрастающему или убывающему признаку тяжести. Этот принцип имеет важное значение, поскольку он отражает принцип экономии репрессии, так как ориентирует законодателя применить менее строгое наказание. Указанное положение будет отвечать намеченной тенденции гуманизации уголовного наказания, а также справедливости, равенства и законности.

6. Недопустимость введения таких видов наказаний, которые могли бы причинить физические страдания или унижали человеческое достоинство осужденных.

7. Наказания, составляющие систему, должны соответствовать принципу справедливости и отражать тяжесть совершенного преступления, опасность и личность виновного.

Из вышеперечисленного можно сделать вывод, что система наказаний представляет собой единство различных видов наказаний, построенных последовательно относительно конкретного признака или критерия.

Помимо того, что в УК РФ нет самого понятия системы, в нем также не просматривается и

четко выстроенных элементов системы наказаний.

Формирование действующей системы наказаний в отечественном уголовном праве было в основном завершено с принятием УК РФ3, в котором с момента вступления в силу появилось достаточно много изменений и дополнений. Значительная часть нововведений по сравнению с УК РСФСР касается, в том числе, и общей системы, и конкретных видов наказаний. Так, еще в 1993 г. из УК РСФСР были исключены и, соответственно, не вошли в УК РФ такие виды наказаний, как ссылка и высылка.

Отменены такие виды наказаний, как:

увольнение от должности (его заменили на запрещение занимать определенные должности);

общественное порицание, поскольку применялось судами крайне редко. Тем более что его можно отнести скорее к мерам общественного воздействия, а не к видам уголовного наказания.

УК РФ в ст. 44 дает полный перечень действующих видов наказаний: штраф, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград, обязательные работы, исправительные работы, ограничение по военной службе, ограничение свободы, арест, содержание в дисциплинарной воинской части, лишение свободы на определенный срок, пожизненное лишение свободы и, наконец, исключительная мера наказания - смертная казнь4.

Соответственно, теперь перечень наказаний дополнен принципиально новыми их видами, а именно: обязательными работами (ст. 49 УК РФ), ограничением по военной службе (ст. 51 УК РФ), ограничением свободы (ст. 53 УК РФ) и арестом (ст. 54 УК РФ).

В уголовно-правовую регламентацию известных ранее видов наказания также были внесены существенные изменения. Так, например, изменены:

а) порядок исчисления штрафа, его предельные размеры, перечень наказаний, которыми может быть заменен штраф в случае злостного уклонения от его уплаты;

б) порядок лишения воинского звания, по-

1 Дуюнов В.К., Цветинович А.Л. Дополнительные наказания: теория и практика. Фрунзе: Илим, 1986. С. 90.

2 Ожегов С.И. Словарь русского языка: около 53000 слов / Под ред. Л.И. Скворцова. М.: Оникс: Мир и образование, 2007. С. 717.

3 Уголовный кодекс РФ № 63-ФЗ от 13 июня 1996 г. (вступил в силу с 01 января 1997 г.) // Собрание законодательства РФ от 17 июня 1996 г. № 25. Ст. 2954.

4 Временно не применяется в связи с международными обязательствами России.

ОБЩЕСТВО И ПРАВО 2007 №4(18)

четного звания или классного чина. Если ранее, согласно ч. 2 ст. 36 УК РСФСР, суд мог только обращаться с просьбой о лишении почетного звания или наград в соответствующий орган, то теперь судебные органы праве самостоятельно лишать осужденного почетного звания. Кроме того, в ст. 48 УК РФ добавлено указание на возможность лишения классного чина;

в) регламентация исправительных работ: отбывание наказания осуществляется не по месту работы осужденного, а в местах, указанных органами местного самоуправления. Одновременно из данной нормы изъяты какие-либо указания на возможность замены этого вида наказания лицам, признанным нетрудоспособными, уточнена правовая природа наказания;

г) порядок и основания применения содержания в дисциплинарной воинской части1:

расширен круг лиц, к которым может быть применено данное наказание (за счет контрактников);

уменьшен срок лишения свободы, который может быть заменен содержанием в дисциплинарной воинской части с трех до двух лет;

сняты ограничения на применение этого вида наказания к лицам, ранее отбывавшим лишение свободы;

д) уголовно-правовая регламентация лишения свободы, которая и до этого регулярно подвергалась изменениям и дополнениям. Кроме редакционных и содержательных изменений, в статусе некоторых учреждений нашла свое законодательное закрепление тенденция к увеличению средней продолжительности наказания. Теперь лишение свободы может быть назначено на срок от шести месяцев до двадцати лет2. Кроме того, изменен принцип сложения наказания - его общая продолжительность может достигать двадцати пяти лет (ч. 3 ст. 69 УК РФ). Пожизненное лишение свободы, в основном, сохранило свою регламентацию. Изменения коснулись лишь перечня лиц, которым оно не может быть назначе-но3: совершившим преступления в возрасте до восемнадцати лет, женщинам и лицам, достигшим шестидесятипятилетнего возраста.

Такие виды наказаний, как обязательные работы и арест, в настоящее время не используются, поскольку для этого пока не созданы соответствующие условия.

Порядок применения конфискации имуще-

ства за время действия УК РФ неоднократно изменялся, поэтому данный вопрос следует рассмотреть поподробнее.

Конфискация имущества представляет собой принудительное, безвозмездное изъятие из личной собственности граждан в собственность государства всего или части имущества. Сам термин «конфискация» латинского происхождения (соп^са^о), в дословном переводе означает «отбирание чего-либо в казну».

Уже в первых источниках российского права присутствует наказание в виде конфискации имущества. Так, в Русской Правде в ст. 83 Пространной редакции Троицкого списка записано: «Аже зажгуть гумно, то на поток, на грабежь дом его, переди пагубу исплатившю, а в проце князь поточити и; тако же аже кто двор зажьжешь», что в переводе означает: «Если кто подожжет гумно, то выдается головою князю со всем имением, из коего наперед вознаграждается убыток хозяина, остальным располагается по своей воле князь, так же поступать и с тем, кто двор подожжет»4. Речь идет о самом суровом наказании - потоке и разграблении, которое заключалось в конфискации имущества преступника и в обращении его и членов его семьи в рабство. Оно устанавливалось за конокрадство, убийство в разбое, поджог гумна. Конфискация относилась к имущественным наказаниям и нашла дальнейшее отражение в русском дореволюционном законодательстве.

В соответствии с советским законодательством конфискация имущества применялась только в качестве дополнительного наказания, которое могло быть назначено при осуждении за государственные и корыстные преступления. Суд вправе был конфисковать имущество (все или часть его) независимо от правомерности его приобретения. При решении вопроса о применении конфискации суд учитывал степень общественной опасности преступления и личность осуждаемого.

Во многих европейских странах (Италия, Дания, Швеция, Испания, Голландия, Германия) уголовным законодательством предусмотрена мера наказания в виде конфискации имущества. Вызывает интерес уголовное законодательство Италии 1982-1996 гг., в котором устанавливалась конфискация имущества у мафии. Недвижимость подлежала конфискации прежде всего в тех слу-

1 Ранее - ст. 34 УК РСФСР, сейчас - ст. 55 УК РФ.

2 Часть 1 ст. 24 УК РСФСР предусматривала назначение этого наказания на срок от трех месяцев до пятнадца-

3 Этот перечень идентичен перечню лиц, которым не может быть назначена смертная казнь.

4 Титов Ю.П. Хрестоматия по истории государства и права России. М., 1997. С. 21.

чаях, когда мафиози не мог объяснить, откуда у него несметное богатство. И это соответствует современной международной норме «незаконного обогащения» (т.е. значительное увеличение активов лица, превышающее его законные доходы, которое оно не может разумным образом обосновать - ст. 20 Конвенции ООН против коррупции1). На конфискованных землях мафии выращивался виноград, оливки и другие фрукты и овощи. На этикетках с вином писалось: «Вино изготовлено из винограда, выращенного на землях, конфискованных у мафии». Аналогичная надпись была и на этикетках бутылок с оливковым маслом и т.д.

После распада СССР данная мера наказания благополучно перешла из советского законодательства в российский Уголовный кодекс 1996 г. Только за получение взяток в 2002-2003 гг. было вынесено 50 обвинительных приговоров, предусматривающих в качестве дополнительного наказания конфискацию имущества.

Таким образом, российскому законодательству было известно два вида имущественных наказаний: штраф и конфискация имущества. Различие конфискации и штрафа заключалось в следующем:

1. Штраф применялся при совершении преступлений небольшой или средней тяжести, а конфискация - при совершении тяжких или особо тяжких преступлений, совершенных из корыстных побуждений.

2. Штраф являлся денежным взысканием, а конфискация заключалась в принудительном изъятии принадлежащего осужденному имущества.

3. Размер штрафа устанавливался в зависимости от тяжести преступления с учетом материального положения осужденного и в пределах, предусмотренных санкцией ст. Особенной части УК РФ, а при конфискации количество имущества, подлежащего изъятию, определял суд.

4. Штраф мог быть как основной, так и дополнительной мерой наказания, а конфискация -только дополнительной.

С принятием Федерального закона № 162-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации»2 из двух остался только один вид имущественного наказания - штраф, поскольку конфискацию исключили из перечня наказаний. В пояснительной записке к данному закону указывалось на весьма низкую эффективность такого вида наказания, как конфискация имущества, однако никаких подтверждающих данных не приводилось.

Исключение конфискации имущества как вида наказания и замена ее крупным штрафом отрицательно воспринимались как практическими работниками, так и многими учеными.

Предложений об исключении конфискации имущества из числа наказаний в юридической литературе ранее высказывалось достаточное количество. В частности, говорилось о том, что такая мера затрагивает не только имущественные интересы осужденного, но и имущественные интересы членов его семьи, иждивенцев, не имевших отношения к совершенному преступлению, способна создать серьезные проблемы в ресо-циализации лица, отбывшего наказание, нарушает принцип справедливости, поскольку обращается на имущество, нажитое трудовым путем. Кроме того, сторонники данной позиции заявляли, что имущество, нажитое преступным путем, может быть изъято в порядке, предусмотренном УПК РФ и, следовательно, в конфискации имущества, как уголовном наказании, нет необходимости. Этот порядок (ст. 81 УПК РФ) распространяется на вещественные доказательства, к которым относятся, в том числе: имущество, деньги и иные ценности, полученные в результате преступных действий, либо нажитые преступным путем.

В июле 2006 г. конфискация имущества вновь появилась3 в УК РФ4, но теперь она отно-

1 Конвенция ООН против коррупции. Принята Генеральной Ассамблеей ООН 31 октября 2003 г. Ратифицирована Российской Федерацией Федеральным законом № 40-ФЗ «О ратификации Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции» от 8 марта 2006 г. // Собрание законодательства РФ от 26 июня 2006 г. № 26. Ст. 2780.

2 Федеральный закон № 162-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс РФ» от 8 декабря 2003 г. (с изменениями от 11 марта 2004 г., 5 января 2006 г.) // Собрание законодательства РФ от 15 декабря 2003 г. № 50. Ст. 4848.

3 См.: Федеральный закон № 153-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с принятием Федерального закона «О ратификации Конвенции Совета Европы о предупреждении терроризма» и Федерального закона «О противодействии терроризму» от 27 июля 2006 г. // Собрание законодательства РФ от 31 июля 2006 г. № 31. Ч. 1. Ст. 3452.

4 См.: Раздел VI. Иные меры уголовно-правового характера Уголовного кодекса РФ № 63-ФЗ от 13 июня 1996 г. (с изменениями от 27 мая, 25 июня 1998 г., 9 февраля, 15, 18 марта, 9 июля 1999 г., 9, 20 марта, 19 июня, 7 августа, 17 ноября, 29 декабря 2001 г., 4, 14 марта, 7 мая, 25 июня, 24, 25 июля, 31 октября 2002 г., 11 марта, 8 апреля, 4, 7 июля, 8 декабря 2003 г., 21, 26 июля, 28 декабря 2004 г., 21 июля, 19 декабря 2005 г., 5 января, 27 июля, 4 декабря 2006 г.) // Собрание законодательства РФ от 17 июня 1996 г. № 25. Ст. 2954.

сится к мерам уголовно-правового воздействия1. Кроме того, в разделе VI гл. 15.1 «Конфискация имущества» Уголовного кодекса РФ указано, что конфискацию следует применять в отношении доходов от использования имущества, полученного в результате совершения преступления.

Согласно ч. 1 ст. 104.1 УК РФ, конфискация имущества определяется как безвозмездное обращение по решению суда в собственность государства имущества, определенного уголовным законом.

Ранее, согласно ч. 2 ст. 52 УК РФ, конфискация имущества применялась только за тяжкие и особо тяжкие преступления, совершенные из корыстных побуждений, и могла назначаться судом только в случаях, когда санкция статьи Особенной части УК РФ предусматривала данный вид наказания. При этом большинство преступлений, по которым могла применяться конфискация имущества, относились к преступлениям против собственности, сферы экономической деятельности и общественной безопасности. Всего конфискация имущества предусматривалась в 31 ст. ст. Уголовного кодекса РФ.

Теперь же, согласно действующей ст. 104.1 УК РФ, предусмотрено безвозмездное обращение в собственность государства следующего имущества:

денег, ценностей и иного имущества, полученных в результате совершения преступлений, предусмотренных соответствующими статьями УК РФ (всего 45 ст. ст.), и любых доходов от этого имущества, за исключением имущества и доходов от него, подлежащих возвращению законному владельцу;

денег, ценностей и иного имущества, в

которые имущество, полученное в результате совершения преступления, и доходы от этого имущества были частично или полностью превращены или преобразованы;

денег, ценностей и иного имущества, используемых или предназначенных для финансирования терроризма, организованной группы, незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации);

орудий, оборудования или иных средств совершения преступления, принадлежащих обвиняемому.

Если конфискация определенного предмета, входящего в имущество и подлежащего конфискации, на момент принятия судом решения о конфискации данного предмета, невозможна вследствие его использования, продажи или по иной причине, суд выносит решение о конфискации денежной суммы, которая соответствует стоимости данного предмета.

Россия ратифицировала ряд международных конвенций, в которых конфискация имущества является основной и эффективной мерой уголовного наказания:

1. Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию, подписанную от имени Российской Федерации в г. Страсбурге 27 января 1999 г.2;

2. Конвенция об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности (Страсбург, 8 ноября 1990 г.)3;

3. Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма, принятая резолюцией 54/109 Генеральной Ассамблеи ООН от 9 декабря 1999 г.4;

4. Конвенция ООН против транснациональ-

1 К мерам уголовно-правового воздействия, кроме конфискации имущества, относятся: меры принудительного медицинского характера; амбулаторное принудительное наблюдение и лечение у психиатра; принудительное лечение в психиатрическом стационаре; принудительные меры медицинского характера, соединенные с исполнением наказания; конфискация денежной суммы взамен имущества; возмещение причиненного ущерба.

2 Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию ETS № 173 (Страсбург, 27 января 1999 г.). РФ ратифицировала настоящую Конвенцию Федеральным законом № 125-ФЗ от 25 июля 2006 г. Конвенция вступила в силу 1 июля 2002 г. РФ подписала настоящую Конвенцию 27 января 1999 г. (Распоряжение Президента РФ № 18-рп от 25 января 1999 г.) // Совет Европы и Россия. 2002. № 2.

3 Конвенция об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности ETS № 141 (Страсбург, 8 ноября 1990 г.). Конвенция вступила в силу 1 сентября 1993 г. Российская Федерация ратифицировала настоящую Конвенцию Федеральным законом № 62-ФЗ от 28 мая 2001 г. с оговорками и заявлением. Конвенция вступила в силу для Российской Федерации 1 декабря 2001 г. // Совет Европы и Россия. 2000. № 2.

4 Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма (принята резолюцией 54/109 Генеральной Ассамблеи ООН от 9 декабря 1999 г.). Конвенция вступила в силу 10 апреля 2002 г. РФ ратифицировала Конвенцию Федеральным законом № 88-ФЗ от 10 июля 2002 г. с заявлениями. Конвенция вступила в силу для РФ 27 декабря 2002 г. // Собрание законодательства РФ от 24 марта 2003 г. № 12. Ст. 1059.

В международном уголовном праве существует два вида конфискации - общая и специальная. Первая подразумевает конфискацию всего без исключения имущества осужденного, хотя во многих странах такая конфискация запрещена Конституцией. Специальная же конфискация предусматривает безвозмездное изъятие того имущества, которое использовалось для совершения преступления или было получено преступным путем. В международной практике специальная конфискация, как правило, применяется в случаях легализации преступных доходов, финансировании терроризма, а также за нелегальный оборот наркотиков, что нашло отражение в пункте 8 Руководящих принципов ООН для предупреждения организованной преступности и борьбы с ней3 (приняты в 1990 г. на Конгрессе ООН в Гаване) и в Европейской конвенции об уголовной ответственности за коррупцию4 (принята в Страсбурге, 1999 г.). В пункте 3 ст. 19 «Санкции и меры» установлено, что «каждая сторона принимает такие законодательные и иные меры, которые могут потребоваться для того, чтобы наделить себя правом конфисковывать или иным образом изымать орудия совершения и доходы от уголовных правонарушений, признанных в качестве таковых в соответствии с настоящей Конвенцией, или имущество, стоимость которого эквивалентна таким доходам».

Во многих государствах существует конфискация имущества, которая преследует основные цели: компенсация вреда потерпевшему,

возмещение затрат на судебные и процессуальные издержки, а также на общественно-полезные цели. Важное положение зафиксировано в ст. 104.3 УК РФ, в которой предусмотрена первоначальная компенсация вреда потерпевшему и потом уже государству, тогда как ранее в ст. 44 УК РФ конфискованное имущество в полном объеме должно было обернуться в доход государства.

Сам факт возврата конфискации в уголовное законодательство, безусловно, имеет положительное значение. Однако возникает ряд вопросов относительно применения конфискации уже не как вида наказания, а как меры уголовно-правового характера. Одновременно напрашивается вывод о том, что она уже не может служить альтернативой видам наказания, и ее применение, главным образом, обусловлено усмотрением судьи, рассматривающим конкретное дело. Предстоит процессуально урегулировать ряд вопросов относительно порядка отделения имущества осужденного от имущества его членов семьи и иных лиц.

В настоящее время, как уже говорилось, единственным видом имущественных наказаний является штраф, но он не может послужить полноценной заменой конфискации, поскольку ущерб, причиненный некоторыми видами преступлений, во многих случаях превышает размер штрафа, установленного в пределах 1 млн рублей.

В современных российских условиях конфискация является наиболее эффективным видом наказания, который необходимо применять в качестве основного вида наказания для таких преступлений, как коррупция, терроризм, сбыт наркотиков, корыстные преступления. Отменив кон-

1 Конвенция Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности (Палермо, 12 декабря 2000 г.). Конвенция дополнена протоколами: Протокол против незаконного ввоза мигрантов по суше, морю и воздуху; Протокол против незаконного изготовления и оборота огнестрельного оружия, его составных частей и компонентов, а также боеприпасов к нему; Протокол о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее. Конвенция вступила в силу 29 сентября 2003 г. Российская Федерация ратифицировала настоящую Конвенцию Федеральным законом от 26 апреля 2004 г. № 26-ФЗ с заявлениями. Конвенция вступила в силу для Российской Федерации 25 июня 2004 г. // Собрание законодательства Российской Федерации от 4 октября 2004 г. № 40. Ст. 3882.

2 Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции (принята Генеральной Ассамблеей ООН 31 октября 2003 г.). Российская Федерация ратифицировала настоящую Конвенцию Федеральным законом № 40-ФЗ от 8 марта 2006 г. Конвенция вступила в силу для Российской Федерации 8 июня 2006 г. // Собрание законодательства Российской Федерации от 26 июня 2006 г. № 26. Ст. 2780.

3 Руководящие принципы для предупреждения организованной преступности и борьбы с ней (приняты восьмым Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, Гавана, 27 августа - 7 сентября 1990 г.) // Справочная система «Гарант» по состоянию на 08 января 2007 г.

4 Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию ETS № 173 (Страсбург, 27 января 1999 г.). Российская Федерация ратифицировала Конвенцию Федеральным законом № 125-ФЗ от 25 июля 2006 г. Конвенция вступила в силу 1 июля 2002 г. Российская Федерация подписала настоящую Конвенцию 27 января 1999 г. (Распоряжение Президента РФ № 18-рп от 25 января 1999 г.) // Совет Европы и Россия. 2002. № 2.

фискацию имущества как вид наказания, законодатель предлагает в качестве альтернативы применять лишение свободы. Это положение не отвечает тенденции гуманизации уголовного законодательства, поскольку лишение свободы является более суровым наказанием по сравнению с конфискацией.

Если следовать логике законодателя, осужденному к лишению свободы преступнику не грозит расстаться с похищенным, преступно нажитым имуществом, и по возвращении на свободу он имеет полное право использовать это имущество на различные цели: либо для дальнейшей преступной деятельности, либо для отмывания этих денежных средств. Таким образом, отменив конфискацию как вид наказания, законодатель отказался от средства профилактики многих преступлений. А неконфискованные средства, полученные преступным путем, могут послужить основой для дальнейшего использования организованной и иной преступностью.

Возвращаясь к системе наказаний, следует отметить, что уголовно-правовая наука предлагает несколько оснований для классификации наказаний по видам.

В зависимости от субъекта, совершившего противоправное деяние, виды наказаний можно разделить на наказания для несовершеннолетних и, соответственно, наказания для совершеннолетних.

Некоторые виды наказаний не могут быть применены к несовершеннолетним, поэтому для них система наказаний, в соответствии со ст. 88 УК РФ, выглядит следующим образом: штраф, лишение права заниматься определенной деятельностью, обязательные работы, исправительные работы, арест, лишение свободы на определенный срок.

По характеру карательного элемента они делятся на наказания, не связанные с лишением или ограничением свободы, и наказания, ограничивающие свободу. Сюда же, как отдельный элемент, следует отнести и исключительную меру наказания - смертную казнь.

В связи с возможностью применения наказания, независимо или в зависимости от других, выделяют основные, дополнительные и наказания, которые могут применяться в качестве

основных и дополнительных.

К основным относятся: обязательные работы, исправительные работы, ограничение по военной службе, ограничение свободы, арест, содержание в дисциплинарной воинской части, лишение свободы на определенный срок, пожизненное лишение свободы, смертная казнь.

Лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград являются дополнительными видами наказаний.

А штраф и лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью применяются в качестве как основных, так и дополнительных видов наказаний.

По нашему мнению, данное разделение видов наказаний на основные и дополнительные очень неудобное, поскольку некоторые из них могут применяться как в качестве первых, так и в качестве вторых. Такая система непригодна для анализа, поскольку смысл и цели одного и того же наказания, применяемого как основное и как дополнительное, различны1.

Невозможность исполнения некоторых уголовно-правовых мер по материально-финансовым и иным причинам обусловливает подразделение всех наказаний на действующие и отложенные (к последним относятся обязательные работы, ограничение свободы, арест, а также смертная казнь).

Главным требованием к построению системы уголовных наказаний, отраженным в международных источниках, является гуманность, которая должна не позволить наказанию превратиться в пытку для лиц, содержащихся в местах лишения свободы.

ООН был принят ряд документов, посвященных обращению с правонарушителями, сокращению числа заключенных и применению альтернатив тюремному заключению2. Особое место среди этих документов занимают Стандартные минимальные правила ООН, которые в § 8 «Положения о вынесении приговора» гл. 3 «Стадия суда и вынесение приговора» предусматривают, что:

«8.1 Судебный орган, имея в своем распоряжении выбор не связанных с тюремным зак-

1 Например, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

2 См.: Резолюцию 8 Генеральной Ассамблеи ООН 35/171 от 15 декабря 1980 г. «Доклад шестого Конгресса Организации Объединенных Наций по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями»; резолюцию Генеральной Ассамблеи ООН 45/110 от 14 декабря 1990 г. «Стандартные минимальные правила Организации Объединенных Наций в отношении мер, не связанных с тюремным заключением (Токийские правила)» // Справочная система «Гарант» по состоянию на 08 января 2007 г.

лючением мер, должен при вынесении своего решения принимать во внимание потребности правонарушителя с точки зрения его возвращения к нормальной жизни в обществе, интересы защиты общества и интересы жертвы, с которой в надлежащих случаях следует консультироваться.

8.2 Органы, выносящие приговоры, могут предусматривать по делам следующие санкции:

a) устные санкции, такие, как замечание, порицание и предупреждение;

b) условное освобождение от ответственности;

c) поражение в гражданских правах;

d) экономические санкции и денежные наказания, такие, как разовые штрафы и поденные штрафы;

e) конфискация или постановление о лишении права собственности на имущество;

1) возвращение имущества жертве или постановление о компенсации;

д) условное наказание или наказание с отсрочкой;

^ условное освобождение из заключения и судебный надзор;

О постановление о выполнении общественно-полезных работ;

j) направление в исправительное учреждение с обязательным ежедневным присутствием;

к) домашний арест;

I) любой другой вид обращения, не связанный с тюремным заключением;

т) какое-либо сочетание перечисленных выше мер»1.

Соответственно судебные органы, выносящие приговоры, должны использовать в первую очередь наказания, альтернативные тюремному заключению, в том числе и «поражение» в гражданских правах. В этом смысле определенный интерес представляет опыт отечественного уголовного законодательства. Правопоражающие санкции в российском праве издавна применялись достаточно широко. Еще с далеких времен известна такая мера наказания, как «изгнание из общины» или «объявление нарушителя бесправным». А в Уложении о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г., на основе которого стала реформироваться система исполнения уголовных наказаний, помимо всего прочего, упоминалось «лишение всех прав и свобод».

Современная система наказаний требует существенных корректив, поскольку в настоящее время она не отвечает принципу системности2. В ходе нашего исследования удалось выявить несколько причин, по которым стоит пересмотреть содержание представленного в УК РФ перечня уголовных наказаний.

Первая из них заключается в том, что в систему включены наказания, которые в настоящее время вообще не могут применяться в силу того, что не созданы условия для применения: обязательные работы, ограничение свободы, арест. Судья при назначении наказания вынужден применить более строгий вид наказания, поскольку альтернативой этим наказаниям в большинстве случаев выступает лишение свободы.

Вторая причина необходимости изменения системы состоит в том, что в одном перечне содержатся наказания для общего и для специального круга лиц. В данном случае виды наказаний нужно распределить в зависимости от категории субъектов, на которых распространяются наказания:

1) применяемые к общему кругу лиц,

2) применяемые к военнослужащим,

3) применяемые к несовершеннолетним,

4) применяемые к лицам, занимающим государственные должности.

Смертная казнь в государстве фактически не применяется, хотя в нормативном порядке она не была отменена либо приостановлена. Сам факт возможного применения смертной казни будет действовать как эффективная превенция против преступлений, посягающих на самую охраняемую ценность - жизнь человека. Поэтому данный вид наказания обязательно должен быть в УК РФ.

Из 12 видов наказаний лишение свободы применяется в несколько раз чаще любого другого наказания, что тоже говорит о том, что система наказаний работает крайне неэффективно. Альтернативой применению лишения свободы служит в большинстве случаев штраф. Несмотря на то, что условное осуждение не является видом уголовного наказания, число лиц осужденных условно с каждым годом растет.

Исходя из приведенных фактов, можно сделать вывод о том, что необходимо срочно сформировать комплекс мер, которые позволят применять альтернативные лишению свободы

1 Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 45/110 от 14 декабря 1990 г. «Стандартные минимальные правила Организации Объединенных Наций в отношении мер, не связанных с тюремным заключением (Токийские правила)» / / Справочная система «Гарант» по состоянию на 08 января 2007 г.

2 См.: Курс уголовного права. Т. 2. Общая часть. Учение о наказании / Под ред. Н.Ф. Кузнецовой, И.М. Тяжковой. М.: Зерцало-М, 2002.

наказания, а именно создать как можно быстрее условия для применения обязательных работ и ареста. Тем самым представится возможность назначать меры наказания, не связанные с лишением свободы, которые приведут впоследствии к сокращению численности лиц, отбывающих наказание в исправительных учреждениях. Кроме того, следует чаще назначать другие меры наказания, например, исправительные работы, которые должны применяться и по постоянному месту работы, а для лиц, не работающих - в местах, указанных органами местного самоуправ-

В целом система уголовных наказаний нуждается в существенной доработке. Главной целью системы наказаний должна стать индивидуализация. В связи с этим систему уголовных наказаний лучше было бы строить, исходя из субъективного или личностного критерия.

В особую группу следует выделить материальные виды наказания, поскольку в некоторых случаях лишение материальных благ будет наиболее действенным, а в случае преступной наживы - даже необходимым.


Самое обсуждаемое
Музыкальный праздник в подготовительной группе ДОУ по сказкам Чуковского Музыкальный праздник в подготовительной группе ДОУ по сказкам Чуковского
Принцип деления Европы на субрегионы Принцип деления Европы на субрегионы
Какие растения растут в пустыне Какие растения растут в пустыне


top