Правовой статус сотрудника полиции по законодательству рф. Правовое положение (статус) сотрудника органов внутренних дел Государственно правовой статус милиции кратко

Правовой статус сотрудника полиции по законодательству рф. Правовое положение (статус) сотрудника органов внутренних дел Государственно правовой статус милиции кратко

Федерального закона «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее ФЗ «О службе в ОВД» определены основы правового положения сотрудника органа внутренних дел. Открывает данную статью норма, которая установила, что сотрудником органа внутренних дел является гражданин при одновременном выполнении двух условий: во-первых, гражданин взял на себя обязательства по прохождению федеральной государственной службы в органах внутренних дел в должности рядового или начальствующего состава, и, во-вторых, гражданину в установленном комментируемым Законом порядке присвоено специальное звание рядового или начальствующего состава.

Ранее в норме ч. 1 ст. 1 Положения 1992 г. о службе в органах внутренних дел было определено, что сотрудниками органов внутренних дел являются граждане РФ, состоящие в должностях рядового и начальствующего состава органов внутренних дел или в кадрах МВД России, которым в установленном названным Положением порядке присвоены специальные звания рядового и начальствующего состава органов внутренних дел. Соответственно, в ч. 1 ст.10 ФЗ «О службе в ОВД» учтена формулировка нормы ч. 1 ст. 25 Закона о полиции, определяющей, что сотрудником полиции является гражданин РФ, который осуществляет служебную деятельность на должности федеральной государственной службы в органах внутренних дел и которому в установленном порядке присвоено специальное звание, предусмотренное статьей 26 названного Закона.

Частью 2 статьи 10 предусмотрены случаи, когда сотрудник проходит службу в органах внутренних дел, не замещая при этом должность в органе внутренних дел:

прежде всего, непосредственно названы случаи нахождения сотрудника в распоряжении федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа, подразделения, и прикомандирования сотрудника органа внутренних дел к федеральному органу государственной власти, иному государственному органу или к организации;

наряду с этим предусмотрено, что федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации могут быть установлены другие случаи прохождения сотрудником службы в органах внутренних дел, когда он не замещает должность в органах внутренних дел. Ранее нормативные акты, регламентировавшие службу в органах внутренних дел на такую возможность не указывали. Не содержится подобного указания и в ФЗ «О полиции».

Частью 3 статьи 10 предусмотрено, что правовое положение (статус) сотрудника органа внутренних дел определяется как ФЗ «О службе в ОВД», так и иными федеральными законами, регулирующими особенности прохождения службы в ОВД. Речь идет, прежде всего, о Законе о полиции и Законе о соцгарантиях сотрудникам ОВД, предметы регулирования которых самым тесным образом связаны с предметом регулирования ФЗ «О службе в ОВД». Эти три Закона образуют единую законодательную основу службы в органах внутренних дел.

Частью 4 статьи 10 предусмотрена выдача сотруднику органа внутренних дел служебного удостоверения и специального жетона с личным номером. При этом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел делегированы полномочия по утверждению образцов служебного удостоверения и специального жетона сотрудника и порядка их выдачи. Кроме того, непосредственно определено, что служебное удостоверение сотрудника органа внутренних дел: является документом, подтверждающим личность сотрудника, его принадлежность к федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориальному органу или подразделению, должность и специальное звание сотрудника; подтверждает его право на ношение и хранение огнестрельного оружия и (или) специальных средств, иные права и полномочия, предоставленные сотруднику законодательством РФ. Данные положения в отношении служебного удостоверения сотрудника ОВД законодательно ранее закреплены не были.

Правовой отдел УМВД России по Камчатскому краю

Организационная структура ОП-4 УМВД России по г. Ижевску предусматривает распределение функций и полномочий для принятия решений, ответственными за деятельность структурных подразделений, составляющих организацию.

Организационная структура ОП-4 УМВД России по г. Ижевску представлена на рис. 1.

Рисунок 1. Организационная структура ОП-4 УМВД России по г. Ижевску

ОП-4 УМВД России по г. Ижевску возглавляет начальник, назначаемый на должность и освобождаемый от должности начальником МВД России по УР.

Начальник осуществляет руководство ОП-4 УМВД России по г. Ижевску на основе единоначалия и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на ОП-4 УМВД России по г. Ижевску задач.

Начальник ОП-4 УМВД России по г. Ижевску имеет трех заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности начальником МВД России по УР в установленном МВД России порядке.

Структура ОП-4 УМВД России по г. Ижевску устанавливается приказом начальника МВД России по УР в соответствии с примерной моделью организационного построения территориального органа, утвержденной МВД России.

Организационная структура ОП-4 УМВД России по г. Ижевску является линейной. Структура построена только из взаимоподчиненных органов в виде иерархической лестницы.

Каждый работник подчинен и подотчетен только одному руководителю и связан с вышестоящей системой только через него. Это одна из простейших структур управления.

Функции управления - относительно обособленные направления управленческой деятельности, позволяющие осуществлять управленческое воздействие. В функциях управления раскрывается содержание управления как процесса, отражается вид управленческой деятельности, должностные обязанности, закрепленные за определенным структурным подразделением или работником, назначение конкретного органа управления.

Организационная структура управления ОП-4 УМВД России по г. Ижевску представляет собой упорядоченную совокупность взаимосвязанных элементов, находящихся между собой в устойчивых отношениях, обеспечивающих их развитие и функционирования как единого целого. Совокупность управленческих звеньев в организационной структуре управления располагается в строгой соподчиненности и обеспечивает взаимосвязь между управляющей и управляемой системой. К звеньям управления относятся структурные подразделения, а так же отдельные специалисты, выполняющие соответствующие функции управления или их часть.

В ОП-4 УМВД России по г. Ижевску линейная организационная структура управления, т.е. движение управленческих решений и информации исходят от линейного менеджера (начальника) через руководителей структурных подразделений (заместителей). При линейном управлении каждое звено и подчиненный имеют одного руководителя, через которого по одному каналу проходят все каналы управления. Таким образом, управленческие звенья несут ответственность за результаты своей деятельности. Преимуществами линейной организационной структуры управления являются:

единство и четкость распорядительства;

согласованность действий исполнителей;

простота управления (один канал связи);

четко выраженная ответственность;

оперативность в принятии решений;

Данная структура имеет и свои недостатки:

высокие требования к руководителю, который должен быть подготовлен всесторонне, чтобы обеспечивать эффективное руководство по всем функциям управления;

концентрация власти в управляющей верхушке;

затруднительные связи между инстанциями.

Во главе находится руководитель - начальник, наделенный всеми полномочиями и осуществляющий единоличное руководство подчиненными ему сотрудниками и сосредоточивающий в своих руках все функции управления.

Начальнику ОП-4 УМВД России по г. Ижевску необходимо выстроить такую систему управления Отделом, которая будет стимулировать сотрудников наиболее качественно выполнять свои функциональные обязанности.

Все органы управления и функциональные структуры действуют в соответствии с уставными требованиями. Определены задачи, функции, связи, система деятельности каждого органа и структуры.

Разработаны соответствующие локальные акты, регламентирующие образовательную деятельность учреждения:

  • 1. Положение об оплате труда.
  • 2. Правила внутреннего трудового распорядка Учреждения.
  • 3. Положение об Общественном Совете Учреждения.
  • 4. Должностные инструкции работников Учреждения.
  • 5. Положения об аттестации сотрудников и др.

Проанализируем состав персонала ОП-4 УМВД России по г. Ижевску.

Таблица 2 - Состав и структура персонала ОП-4 УМВД России по г. Ижевску

По данным таблицы 2 видим, что численность руководителей осталась неизменной - 15 человек, а вот количество оперативных работников снизилось на 1 человека.

Анализ персонала по половому признаку представлена на рис. 2.


Рис. 2

На рисунке 2 отражена структура персонала по половому составу. Большинство сотрудников ОП-4 УМВД России по г. Ижевску - 85%- мужчины.

В таблице 3 представлены данные о возрастном составе персонала ОП-4 УМВД России по г. Ижевску.

Таблица 3 - Стаж работы сотрудников ОП-4 УМВД России по г. Ижевску

Большинство персонала ОП-4 УМВД России по г. Ижевску в 2014 г. составили работники со стажем от 5 до 10 лет: 13 чел., до 5 лет - 12 чел. Меньше всего на протяжении анализируемого периода вновь пришедших сотрудников - 2 чел. в 2013 г., 1 чел. в 2014 г.

В ходе прохождения практики были выявлены следующие проблемы:

1) Проблема, связанная с недостатком оперативных работников.

Данную проблему можно представить как следствие ошибок в системе управления персоналом в ОП-4 УМВД России по г. Ижевску

Таблица 4 - Проблемы и последствия в деятельности системы управления в ОП-4 УМВД России по г. Ижевску

Недостатки системы управления в ОП-4 УМВД России по г. Ижевску

Последствия

Отсутствие кадрового резерва;

Отсутствие передвижения оперативных работников для обеспечения взаимозаменяемости на рабочих местах;

Отсутствие поощрения инициативы персонала;

Частичное отсутствие материального стимулирования.

Относительно низкая оплата труда при длительном рабочем дне;

  • - ненормированный рабочий день у оперативных работников;
  • - нехватка оперативных работников на рабочих местах и при проведении мероприятий по охране общественной безопасности;
  • - низкая способность по предотвращению правонарушений на территории Отдела;
  • - рост правонарушений;
  • - низкая роль граждан в борьбе с правонарушениями.

Несмотря на достигнутую стабильность социально-политической обстановки, в результате сложившейся экономической ситуации, из-за высвобождения и незанятости большого количества трудоспособного населения, лиц пенсионного возраста, прибытия в город лиц, освобождённых из мест лишения свободы, криминогенная обстановка в Воткинском районе остаётся сложной.

Недостаток участковых инспекторов приводит к тому, что с населением не проводятся профилактические беседы и т.п.

Основной проблемой в сфере правового статуса сотрудников полиции является большое число ограничений в отношении полиции.

В том числе и их бессистемность, что снижает результативность правового регулирования в целом. В некоторых случаях одно и то же установление закрепляется то в форме обязанности, то запрета, то ограничения. В других, напротив, одним и тем же термином называются разные по сути правовые феномены. Разграничить ограничения следует, прежде всего, исходя из того, в каком элементе нормы права они содержатся. Юридические факты-ограничения и квалификационные требования устанавливаются в гипотезе нормы права, обязанности и запреты -- в диспозиции, юридическая ответственность отражается в санкциях.

Совершенствование правового статуса полиции следует рассматривать через призму его структуры, т.е. с позиции оптимизации правового регулирования отдельных элементов, но только на основе системного подхода. В отношении функций необходимо скорректировать их перечень, исключив из него «излишние», несвойственные полиции функции и передать их другим структурам, имеющим соответствующие цели и задачи, что неизбежно должно повлечь изменение и вытекающих из них прав и обязанностей. Права-полномочия следует дополнить сопутствующими и необходимыми для их реализации, но отсутствующими в настоящий момент времени обязанностями, а также ограничениями. Расширение прав-привелегий, возникающих у лица в связи с его поступлением на службу в полицию, (прежде всего, повышение уровня материальной обеспеченности и социальных гарантий сотрудников правоохранительных органов) возможно только в сочетании с ужесточением ответственности за неисполнение обязанностей, а также злоупотребление правами.

В основу построения системы мер по оптимизации правового статуса полиции необходимо заложить принцип преемственности -- как внутренней (учет собственного исторического, прежде всего, советского -- и позитивного, и негативного -- опыта), так и внешней (рецепция перспективных наработок и практик зарубежных государств). С позиции связи с советским опытом, требуется отход от изжившей себя «палочной системы», согласно которой работа сотрудников оценивается по количеству раскрытых преступлений, и создание гибкой модели управления, основанной на показателях, адекватно отражающих эффективность деятельности полиции (оценка со стороны общества, удовлетворенность граждан работой полиции, уровень мотивации полицейских на предупреждение преступлений и их профилактику, степень прозрачности деятельности полиции). Рецепция положительного зарубежного опыта может выражаться в таких направлениях, как ужесточение требований к поступающим на службу в полицию, усиление ответственности за коррупционные проявления, а также за применение насилия в отношении задержанных, создание муниципальной милиции (полиции). При этом любое изменение правового статуса полиции должно быть основано на неукоснительном соблюдении основных требований, которыми выступают комплексность, своевременность, адекватность и эффективность.

Принятие нового закона о социальных гарантиях сотрудникам МВД ждали около миллиона людей в погонах, которые сейчас носят звучное звание «Полицейский РФ».

Основными средствами для жизни и обеспечения семей будут являться, как и раньше, должностные оклады, к которым прибавятся различные выплаты, в том числе и по званию. В среднем, по регионам оклады сотрудникам внутренних дел МВД увеличатся в четыре раза. Например, теперь ежемесячный оклад лейтенанта полиции ОП-4 УМВД по г. Ижевску должен составлять не ниже 33 тысяч рублей, а с учетом компенсационных выплат - около 45 тысяч рублей в месяц. Единовременные денежные пособия в размере 7 месячных окладов гарантированы для всех служащих полиции, кто прослужил до момента увольнения из органов внутренних дел не менее 20 лет. После 10 лет службы полицейский может рассчитывать на различные социальные выплаты для покупки или строительства собственного жилья.

Жилье сотрудникам полиции - гарантии вновь принятого закона.

Новый закон будет действовать параллельно с основным Федеральным законом «О полиции» и составит комплексное обеспечение норм и гарантий, предусмотренных реформой МВД. Следует учитывать, что действие вновь принятого закона распространяется не только на рядовых сотрудников полиции, а на всех служащих в органах внутренних дел РФ. За всю правовую историю федеральных законов в этом году впервые принят такой толковый комплексный закон, который, скорее, является крупномасштабным социальным актом в сфере правоохранительных органов, чтобы повысить статусность российских полицейских.

Таким образ повышается престиж профессии полицейского, выстраивается абсолютно новая модель социальной защиты этих людей, рискующих каждый день своей жизнью, чтобы обеспечивать правовой порядок в стране. Новый закон учитывает все аспекты социальной защиты полицейских - от денежных выплат и бесплатного медицинского обслуживания до достойного пенсионного обеспечения и социальных гарантий для членов семей служащих. Этот закон наконец-то сдвинул с «мертвой точки» самую насущную проблему полицейских - жилищную. Во время разработки статей закона учитывались такие факторы службы полицейских как постоянный риск, связанный с жизнью, и ненормированный график работы.

Также полностью изменилась вся структура денежных выплат, как по окладам, так и по дополнительным компенсациям. Денежное довольствие полицейских вышло на более высокий уровень выплат. Основное денежное содержание состоит из должностного оклада плюс дополнительный оклад по званию, который составляет более половины всего денежного довольствия. Как говорилось выше, в среднем зарплаты полицейских увеличились в четыре раза. Вместе с тем уменьшилось количество различных дополнительных выплат, которых до недавнего времени насчитывалось около сорока. Такие изменения позволят упорядочить систему начисления пенсий при увольнении. Теперь на сумму пенсии будет влиять лишь основной оклад полицейского и надбавки за выслугу лет.

В перечень дополнительных выплат для полицейских - сотрудников ОП-4 УМВД по г. Ижевску в рамках реформы входят:

  • - Надбавка за выслугу лет к ежемесячному денежному окладу (от 10% до 40% от основного оклада).
  • - Надбавка к ежемесячному должностному окладу за присвоенное звание по служебной квалификации (от 5% до 30% от должностного оклада).
  • - За особые трудные условия во время несения службы увеличение ежемесячной надбавки к должностному окладу может подниматься до 100%.
  • - За работу, связанную с охраной государственных тайн, в зависимости от фактора секретности, ежемесячный должностной оклад может увеличиваться до 65%.
  • - Предусмотрены различные премиальные выплаты за добросовестное несение службы в размере единовременных выплат из расчета трех служебных основных денежных окладов.
  • - Территориальные надбавки за несения службы в районах РФ, расположенные в высокогорных или пустынных местностях, а также в регионах с суровым климатом (Крайний Север) или экологически нестабильных областях.
  • - Надбавка к основному денежному окладу за выполнение задач с риском для жизни или за спасение жизни мирных граждан (до 100% оклада).
  • - Правовыми нормативными актами также предусмотрены надбавки к должностным и основным денежным окладам, если того требуют чрезвычайные обстоятельства.

В связи с новым законодательством будут пересчитываться выплаты пенсионерам, ранее служившим в органах внутренних дел, в соответствии с занимаемыми ими должностями в момент выхода на пенсию и с расчетом ныне действующих сумм этих должностных окладов. Пенсия будет начисляться по такой схеме: 54% - от оклада на прежней должности плюс надбавки за звание и выслугу лет.

Начиная с января 2013 года, проводится индексация пенсий для полицейских, с увеличением не менее чем на 2% ежегодно, до максимального уровня (до 100%).

Жилье сотрудникам ОП-4 УМВД по г. Ижевску для улучшения условий жизни их семей в рамках реформы МВД.

Жилье сотрудникам полиции - социальные гарантии службы на страже правопорядка.

На сегодняшний день более 10% сотрудников внутренних дел РФ остро нуждаются в жилье. С принятием нового закона их надежды на улучшения жилищных условий стали не просто мечтой, а вполне узаконенной государством реальностью. Действующие нормы по приобретению жилья будут распространяться и на участковых уполномоченных на вверенных им территориях, с последующим выкупом жилья в полное владение. В рамках решения жилищного вопроса для полицейских предусмотрены следующие варианты обеспечения жильем нуждающихся:

  • 1) Единовременные социальные выплаты на строительство или прямую покупку жилья (без ипотек и кредитов).
  • 2) Предоставление жилья для полицейских и членов их семей за счет бюджетного строительства в регионах. Эти виды жилья могут рассматриваться как социальный найм или полная собственность.
  • 3) Служащим внутренних дел РФ будет предоставляться жилье из специально отведенного жилищного фонда. Если свободного жилья на данный момент нет, тогда служащему будут выделяться компенсации для временного найма жилых помещений.
  • 4) Начиная с января 2012 года, сотрудникам органов внутренних дел, которые прослужили в полиции более 10 лет, будут выделяться субсидии на покупку собственного жилья по гибкой схеме продажи служебного или арендуемого жилого помещения.

Таким образом, можно сделать вывод, что новый закон о социальных гарантиях для полицейских РФ учитывает все нюансы и минусы.

УДК 351.74 Берова Джульетта Михайловна доктор юридических наук,

заместитель начальника по учебной и научной работе Северо-Кавказского института повышения квалификации (филиала) Краснодарского университета МВД России

Тенгизова Жанна Адальбиевна

кандидат юридических наук, доцент кафедры организации правоохранительной деятельности Северо-Кавказского института повышения квалификации (филиала) Краснодарского университета МВД России

ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО СТАТУСА СОТРУДНИКОВ ОВД

Аннотация:

В статье анализируются особенности прав и обязанностей сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации. Приводится характеристика основных и специальных прав и обязанностей представителей правоохранительных органов. Определено, что деятельность сотрудников ОВД регламентирована гораздо жестче, чем деятельность государственных служащих (например, в отношении вопроса применения мер наказания в случае нарушения дисциплины). Отмечены случаи, в которых сотрудник ОВД может действовать согласно своим внутренним убеждениям (выбор вида принуждения).

Ключевые слова:

сотрудник полиции, социальные гарантии, права и обязанности, служебная деятельность, законность и правопорядок, применение физической силы, выбор вида принуждения, нарушение дисциплины.

Berova Julietta Mikhailovna D.Phil. in Law,

Deputy Head for Academic Affairs and Research, North Caucasus Institute for Advanced Training, branch of Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia

Tengizova Zhanna Adalbiyevna

PhD in Law, Assistant Professor, Department for Organization of Law Enforcement Activities, North Caucasus Institute for Advanced Training, branch of Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia

THE SPECIFICS OF THE LEGAL STATUS OF POLICE OFFICERS

The article deals with the peculiarities of the rights and duties of employees of Internal Affairs bodies of the Russian Federation. The basic and special rights and responsibilities of law enforcement employees are described. It is stated, that the police officers" activities are regulated much stricter than the activity of civil servants (for example, application of penalties in disciplinary case). The authors discuss events when police officers can act according to their beliefs (choosing the type of coercion).

police officers, social guarantees, rights and responsibilities, service activities, law and order, use of physical force, choosing the type of coercion, violation of discipline.

Характеристика правового статуса кого-либо включает в себя анализ его прав и обязанностей, что также представляется необходимым при рассмотрении особенностей правового статуса сотрудников полиции. Причем необходимо учесть также и то, что правовой статус сотрудников органов внутренних дел в последние годы претерпел существенные изменения. Изменения, произошедшие в системе социально-политических отношений в стране за последнее время, потребовали коренного пересмотра существующего законодательства в отношении сотрудников ОВД. Данные изменения в основном закреплены в Федеральном законе «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации» . Также права и обязанности сотрудника полиции прописаны в Законе о службе в органах внутренних дел, в федеральных законах «О полиции» , «О социальных гарантиях сотрудникам ОВД РФ» . Условно права и обязанности сотрудников органов внутренних дел разделены на два основных блока - социальные права и правила применения сотрудниками полиции физической силы и табельного оружия .

Большой объем обязанностей, выполняемых сотрудниками ОВД, связан с оказанием государственных услуг населению. К примеру, сотрудники дорожно-патрульной службы осуществляют прием экзаменов на право вождения автомобилем.

Помимо того, что сотрудник полиции, являясь гражданином Российской Федерации, обладает всеми гражданскими правами, он обладает и специфическими правами, так как обязан укреплять правопорядок и законность в государстве. В РФ существуют три основных вида государственной службы:

1) государственная гражданская служба - обеспечение исполнения полномочий государственного лица,

2) военная служба - государственные военные службы,

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

3) правоохранительная служба - службы по обеспечению выполнения законов государства и защите прав граждан.

Трудовой кодекс Российской Федерации распространяется на представителей органов внутренних дел лишь в той части, в которой он не соприкасается с законодательными актами, посвященными службе в полиции.

Сотрудником полиции считается лишь должностное лицо, которому присвоено специальное звание и который выполняет определенные обязанности. В территориальных органах внутренних дел сотрудник полиции выполняет свою работу в пределах определенной территории его территориального органа. Вне пределов своей территории полицейский выполняет обязанности, которые закреплены за ним федеральным органом исполнительной власти Российской Федерации. Обязательной является выдача всем полицейским служебного удостоверения и жетона с личным номером. Форменной одеждой полицейский обеспечивается за счет государства. Нагрудные знаки и знаки отличия на форменной одежде должны располагаться в строгом соответствии с установленным образцом. Все сотрудники полиции имеют право на ношение оружия и средств защиты. Их выдача осуществляется также за счет средств федерального бюджета. Дактилоскопическая регистрация является обязательной для всех полицейских.

Безусловным является тот факт, что деятельность сотрудников ОВД гораздо жестче регламентирована, чем деятельность государственных служащих. К ним применяются более жесткие меры наказания в случае нарушения дисциплины. Перечень условий, при которых следует увольнение сотрудника полиции из ОВД, гораздо больше, чем подобный перечень в отношении гражданских лиц.

Сотрудники органов внутренних дел имеют право на полное обеспечение всеми техническими средствами, необходимыми для работы. Все сотрудники полиции должны быть ознакомлены со своими должностными инструкциями, в которых полностью перечисляются их права и обязанности. Безусловно, график работы полицейских сильно отличается от графика работы гражданских лиц, но они также имеют право на отдых, выходные и нерабочие дни, ежегодные оплачиваемые отпуска .

Если возникает служебная необходимость, сотрудник органов внутренних дел имеет право получить материалы и информацию, составляющую государственную тайну, в строго установленном порядке. Он также может обратиться за необходимой информацией в государственные и муниципальные органы.

Все сотрудники органов внутренних дел по желанию могут ознакомиться со своими личными делами и отзывами на свою работу. Никто не имеет право препятствовать продвижению по службе сотрудника полиции, если на то нет веских оснований. Хотя деятельность полицейских регламентируется специальными федеральными законами, они так же, как и все граждане Российской Федерации, могут обратиться в суд за рассмотрением служебного спора в соответствии с законодательством РФ.

Особыми правами сотрудников полиции являются право:

1) требовать от физических и юридических лиц соблюдать законность и правопорядок,

2) при необходимости проводить проверку документов у граждан и организаций,

3) при необходимости использовать транспортные средства граждан,

4) проводить задержание лиц, подозреваемых в совершении преступлений,

5) при необходимости в строго установленном законодательством порядке применять физическую силу, табельное оружие и специальные средства защиты.

Так как сотрудник полиции является представителем государственной власти, его требования являются обязательными для выполнения. Он подчиняется только непосредственному начальнику. При получении от начальника приказа или распоряжения, противоречащего законодательству Российской Федерации, он должен руководствоваться лишь положениями закона .

В случае необходимости сотрудник полиции имеет право на проведение служебной проверки. Проверка проводится по его заявлению.

Сотрудник полиции осуществляет свою деятельность на основании контракта, который вступает в силу со дня, названного в приказе руководителя структурного подразделения о назначении на должность. Контракт может быть как бессрочным, так и на определенный срок.

При принятии на службу гражданина устанавливается срок его стажировки не менее трех месяцев и не более шести месяцев. На этот период он считается стажером на должность в органы внутренних дел. В испытательный период со стажером заключается срочный трудовой договор.

Полиция обязана следить за соблюдением прав граждан. Если действия сотрудника полиции приводят к ограничению прав граждан для совершения правосудия, данные действия должны быть немедленно прекращены при достижении цели. Сотрудник полиции не имеет право

прибегать к применению пыток, насилия, жестокому обращению и всему тому, что унижает человеческое достоинство гражданина.

Все это не означает, что все действия сотрудника ОВД строго регламентированы законом и он не имеет права выбора. Он может выбрать по своему внутреннему убеждению, например, вид принуждения, применяемый к нарушителю. Также он сам решает по сложившимся обстоятельствам, применять огнестрельное оружие или нет.

Сотрудником полиции не может быть человек, признанный недееспособным или ограниченно дееспособным. Также в ряды полиции не принимаются граждане с судимостью и имеющие заболевания, включенные в утвержденный Правительством РФ перечень. Сотрудниками полиции также не могут быть граждане других государств.

1. О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: федер. закон от 30 ноября 2011 г. № 342-Ф3 // Российская газета. 2011. 7 дек.

3. О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: федер. закон от 19.07.2011 № 247-ФЗ // Там же. 21 июля.

4. Рахматуллин А.Ф. Особенности правового статуса сотрудников органов внутренних дел как представителей правоохранительных органов современной России // Вестник Новгородской академии МВД. 2012. № 20. С. 186-188.

5. Тенгизова Ж.А. Защита имущественных прав сотрудников полиции // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2015. № 3-2. С. 24-27.

6. Тенгизова Ж.А. Требования законности в деятельности органов внутренних дел // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2014. № 11-1. С. 272-275.

Oснoвными элементами правовoгo стaтуca coтрyдникa полиции являются: способ замещения должности; требования, предъявляемые к сотруднику; права и обязанности сотрудника; ограничения и запреты, связанные со службой; режим служeбнoгo вpeмeни и opганизaция службы; порядок прохождения службы; гарантии правовой защиты сотрудника; меры стимулирования служебной деятельности; характер ответственнocти сотрудника полиции.

Основой понятия правового статуса сотрудника полиции является понятие статуса личности. В научной литературе рaзличaют общесоциальный статус личнocти и егo разновиднocти: религиозный, политический, экономический, нравственный, правовой, моральный и т.п.

Понятие правового статуса личности исходит из положения личности в обществе, определяемого юридичecкими нopмами, кoтopые опосредуют многообразные связи человека с социальной средой. Понятно, что речь идет о правовом, юридическом выражении данного понятия.

Правовой статус личности в научном тoлковaнии классифицируется на его составляющие:

общий правовой статус, который определяется Конституцией РФ и является eдиным, одинакoвым для всeх;

специальный правовой статус - статус лица, принадлежащего к определенной категopии граждaн - гocударствeнных служaщих, сoтрудникoв органов внутренних дел, военнослужащих внутренних войск, который позволяет осуществлять вoзлoжeнные на них специальные функции;

особый административно-правовой статус - статус государственных служащих по осуществлению административно-правовых полномочий с целью привлечения лиц, сoвeршивших правoнаpyшeния, к oтвeтственнoсти;

индивидуальный правовой статус - это статус конкретного индивида, отражающий совокупность только ему принадлежащих прав и обязaннoтей, в зависимости от гражданства, семейного пoлoжения, возраста, пола и пр.

Сотрудник полиции обладает не только общим и индивидуальным правовым статусом, а в ряде случаев, предусмoтpeнных законодательством (Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях Статья 23. 3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30. 12.2001 N 195-ФЗ. // СПС «Консультант - Плюс» и нормативными правовыми актами MBД России Приказ МВД РФ от 02. 06.2005 N 444 (ред. от 07. 07.2010)"О полномочиях должностных лиц МВД России по составлению протоколов по делам об административных правонарушениях и административному задержанию".), - особым административно-правовым статусом, но и специальным правовым статусом - статусом государственного служащего, который подразделяется на составляющие элементы: права, обязанности, поощрения и гарантии, ответственность. Эти элементы органически связаны между собой, поскольку только в своей совокупности они образуют реальный статус государственного служaщего.

Статус пaлицейских служащих развивается в соответствии с профессиональными канонами и мeждународными нормами нравственности. Постановление Генеральной accaмблeи OOН от 17 декабря 1979 г. N 34/169 "О морально-нравственном поведении служащих, претворяющих законы" гласит, что "…работники полиции несут международную ответственность по защите людей от незакoнных посягательств, исполняют свои функциональные обязанности на высоком профессиональном уровне, уважают честь и достоинство всех людей, защищают их законные интересы, хранят их тайны и уходят от жестокого и бесчеловечного обращения" О морально-нравственном поведении служащих, претворяющих законы: Постановление Генеральной ассамблеи ООН от 17. 12. 79 N 34/169 // СПС «Консультант - Плюс». .

Для oцeнки правового статуса сотрудника полиции как государственного служащего, исходя из того, что служба в органах внутренних дел является разновидностью гocyдapствeннoй слyжбы

Правовую основу деятельности полиции составляют Конституция Российской Федерации, oбщeпpизнaнные принципы и нормы международного права, междунapoдныe дoгoвoры Рoссийскoй Фeдepaции, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, нopмативные правовые акты Президента Российской Федерации и нopмативные правовые акты Пpaвительства Poccийской Федерации, а также нopмативные правовые акты федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной пoлитики и нормативно-правовому регулированию в сфеpe внутренних дел.

Граждaнин приобpeтает пpaвовой стaтус сотpyдника полиции при приеме на службу в органы внутренних дел. Полoжение о службе в органах внутренних дел, Федеральный закон "O пoлиции" определяют порядок и условия приема на службу в органы внутренних дел, прохождение испытательного сpoка, порядок присвоения специальных званий, перемещений по службе и пр.

Сотрудник органов внутренних дел является представителем власти. Исходя из понятия полиции, coтрудник полиции, являющийся coтрудником органов внутренних дел, является также представителем власти.

Обобщающая дeфиниция пoнятия "представитель власти" содержится в примечании к ст.318 УК РФ Уголовный Кодекс Российской Федерации от 13. 06.1996 N 63-ФЗ // СПС «Консультант - Плюс» , где установлено, что "под представителем власти понимается должнocтное лицо правоохранительного или контролирующего органа, а также инoe должнocтное лицо, наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отнoшении лиц, не нахoдящихся от него в служeбной зависимости".

В ст. ст.12 - 13 ФЗ "O полиции" Федеральный закон №3 от 07. 02.2011 года «О полиции" // СПС «Консультант - Плюс» излoжены обязaнности и пpaва пoлиции, причем сотрудник полиции выполняет обязанности и пользуется правами полиции, предусмотренными законом, в пределах своей компетенции, в cooтветcтвии с должнoстным реглaментом (должностной инструкцией).

Пoлиция, в числe пpoчих субъектoв властно-публичной административной деятельности государства, наделена правами применять отдельные меры государственного принуждения (глава 4 ФЗ "О полиции Федеральный закон №3 от 07. 02.2011 года «О полиции" // СПС «Консультант - Плюс»") в целях выполнения возложенных на нее задач.

Пpинуждение является одним из aтрибутов власти. Единствeнным легитимным субъeктом правoвoгo принуждения является государство. Создавая правовые нормы, государственная власть обязывает членов общества к их безусловному исполнению, пocкольку любaя предписывающая или запрещающая норма права принуждает тех, кому она адресована, к определенному поведению (опиpaясь на принудительную силу государства).

Должнoстные лицa органов внутренних дел для oсуществления их деятельности обеспечены необходимыми внeшними атрибутами, которые способствуют вocприятию грaжданaми сотpyдников пoлиции, как представителей власти. К таким атрибутам относятся:

1) наличие специальных званий у должностных лиц правоохранительных органов;

2) ношение фopменной oдежды, образцы которой утверждаются Правительством Российской Федерации, а порядок ношения определяется руководителем Министерства внутpeнних дел;

3) специальный жетон с личным нoмером;

4) служебное удостоверение coтpyдника полиции.

Следующим элементом правового статуса сотрудника полиции являются гарантии: гарантии coциальной зaщиты сотрудников органов внутренних дел, гарантии уголовно-процeccyaльного законoдательства - на сотрудников полиции распространяются полoжения законодательства об обстоятельствах, исключающих преступнoсть деяния: необxoдимой обopoне; причинении вреда при задepжании лица, совершившего преступление; крайней необходимости; физичeском и психическом принуждении; обоснованном риске; неисполнении приказа или pacпоряжения.

Последним элементoм правового стaтуса сотрудника полиции является то, что сотрудники полиции в соответствии со ст.22 Федерального закона "О полиции" Федеральный закон №3 от 07. 02.2011 года «О полиции" // СПС «Консультант - Плюс» несут устaновленную законом ответственность за противоправные действия или бездействие.

Тем сaмым мы рaccмотрели осoбенности правовoго статуса сотрудника полиции и приходим к выводу, что правoвой стaтус сотрудника полиции, имеющий вышеперечисленные особенности статуса личности, основным признаком имеет специaльный правовой стaтус - статус государственного служащего, и в него включaются следующие элемeнты: пpaва, обязaнности, пooщрения и гарaнтии, ответственнocть.

Основными элементами правового статуса сотрудника полиции являются: способ замещения должности; требования, предъявляемые к сотруднику; права и обязанности сотрудника; ограничения и запреты, связанные со службой; режим служебного времени и организация службы; порядок прохождения службы; гарантии правовой защиты сотрудника; меры стимулирования служебной деятельности; характер ответственности сотрудника полиции По вопросу о понятии и объеме правового статуса государственного служащего см., напр.: Старилов Ю.Н. Служебное право. М., 1996; Манохин В.М. Служба и служащий в Российской Федерации: правовое регулирование. М., 1997; Казанцев Н.М. Публично-правовое регулирование государственной службы: институционно-функциональный анализ. М., 1999; Оболонский А.В. Государственная служба. М., 2001; Демин А.А. Государственная служба. М., 2007; Черепанов В.В. Основы государственной службы и кадровой политики. М., 2007; Атаманчук Г.В. Сущность государственной службы: история, теория, закон, практика. М., 2008; Овсянко Д.М. Государственная служба Российской Федерации: Учебное пособие. М., 2008..

Правовое положение сотрудника полиции, закрепленное в Федеральном законе от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции», в некоторой части заимствовало элементы правового статуса сотрудника милиции. Это касается понятия сотрудника, видов специальных званий, наличия гражданства Российской Федерации, прав сотрудников на объединение в профессиональные союзы, отдельных гарантий его правовой защиты и некоторых других вопросов. Правда, все эти позиции получили иное звучание, с учетом современных решений государственной службы.

Так, по сравнению со службой в милиции, теперь в полиции изменен срок испытания для поступающих на службу. Если раньше он составлял от трех до шести месяцев, то теперь согласно Федеральному закону «О службе в органах внутренних дел» данный срок составляет от двух до шести месяцев. При поступлении на службу в органы внутренних дел на должность, при замещении которой присваивается специальное звание полиции, установление испытания на срок менее трех месяцев не допускается. На период испытания кандидат назначается стажером на соответствующую должность в органах внутренних дел без присвоения ему специального звания.

Рассмотрим задачи, которые стояли перед милицией. Закон РФ «О милиции» от 18.04.1991 № 1026-1 статья 2, задачами милиции определял обеспечение безопасности личности, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений, выявление и раскрытие преступлений, охрану общественного порядка, защиту частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности, а также оказание помощи физическим и юридическим лицам. В Федеральном законе от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции», данные задачи более конкретизированы, а также определены дополнительно ряд новых направлений деятельности. Направлениями деятельности полиции определены: обеспечение правопорядка в общественных местах, обеспечение безопасности дорожного движения, контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области оборота оружия, контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области частной детективной и охранной деятельности; охрана имущества и объектов, в том числе на договорной основе; государственная защита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также других защищаемых лиц; осуществление экспертно-криминалистической деятельности. Так же по решению Президента Российской Федерации сотрудники полиции могут участвовать в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности. Сравнительный анализ нормативно-правовых актов показал, что главной задачей как милиции, так и полиции, остается соблюдение и уважение прав и свобод человека и гражданина. Однако, новаторство нового законодательства заключается в том, что Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» утвердил постулат об открытости и публичности деятельности полиции.

В соответствии с новым законодательством, полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности. Полиция незамедлительно приходит на помощь каждому, кто нуждается в ее защите от преступных и иных противоправных посягательств.

Полиция обязана, в пределах своих полномочий, оказывать содействие федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, иным государственным органам местного самоуправления, иным муниципальным органам, общественным объединениям, а также организациям независимо от форм, должностным лицам этих органов и организаций в защите их прав.

Сравнительный анализ административно-правового статуса сотрудника милиции и полиции позволил нам установить, что как сотрудник милиции, так и сотрудник полиции является гражданином Российской Федерации, осуществляющий свою служебную деятельность на должности федеральной государственной службы в органах внутренних дел. Однако, в отличии от правого положения сотрудника милиции, новое законодательство устанавливает, что сотрудник должен соответствовать определённым квалификационным требованиям, не должен иметь судимость и вид на жительства за рубежом, обязан отчитываться о своих доходах и расходах, а также специально оговариваются требования к его поведению.

Что касается специальных званий сотрудников внутренних дел, то после реформы, они остаются прежними (изменения произошли лишь в категории высшего начальствующего состава: появилось специальное звание генерал полиции), что свидетельствует о преемственности в табеле о рангах.

Изменения коснулись и вопросов оплаты труда сотрудников полиции. Если ранее оплата труда сотрудников милиции происходила из бюджетов разного уровня, а оплата труда сотрудников милиции вневедомственной охраны за счёт внебюджетных источников, то сейчас источником оплаты труда сотрудников полиции является только федеральный бюджет Российской Федерации. Увеличился не только размер должностных окладов сотрудников полиции и окладов по специальному званию, но и установлены различные поощрительные выплаты. Например, сотруднику полиции, имеющему почетное звание «Заслуженный сотрудник органов внутренних дел Российской Федерации» и (или) «Заслуженный юрист Российской Федерации», выплачивается ежемесячная надбавка в размере 10 процентов к должностному окладу в пределах бюджетных ассигнований федерального бюджета, выделяемых федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел.

Жизнь и здоровье сотрудника полиции подлежат обязательному государственному страхованию также за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета на соответствующий год, которое осуществляется на условиях и в порядке, установленном федеральным законодательством.

Принципиально новыми по сравнению с Законом Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. «О милиции» являются три статьи: ст. 27 «Основные обязанности сотрудника полиции»; ст. 28 «Основные права сотрудника полиции»; ст. 29 «Ограничения, обязанности и запреты, связанные со службой в полиции». Положения, закрепленные в этих нормах, являются важнейшими элементами правового статуса государственного служащего, так как в свое время их отсутствие в Законе сильно затрудняло полноту и точность восприятия правового положения сотрудника милиции в системе государственной службы, порождало проблемы в правоприменении.

Разночтения предписаний ч. 1 ст. 17 Закона о милиции часто встречались как в теории права, так и на практике. Сегодня же служба в полиции законодательно определена разновидностью федеральной государственной службы, что закреплено в ч. 1 ст. 25 ФЗ «О полиции», которой внесена ясность относительно правового статуса сотрудника полиции как государственного служащего.

Нормы, устанавливающие узловые моменты правового статуса сотрудника полиции, сконцентрированы в главе 6 Федерального закона «О полиции». В ней содержатся современные требования по таким вопросам, как понятие сотрудника полиции и условия прохождения им федеральной государственной службы; права и обязанности сотрудника полиции; ограничения и запреты, связанные со службой в полиции, гарантии правовой защиты; привлечение других сотрудников органов внутренних дел к выполнению обязанностей полиции.

И это существенно отличает Закон о полиции от Закона о милиции, потому как положения, раскрывающие правовой статус сотрудника милиции, ранее были рассредоточены по разным разделам правового акта, а сегодня аккумулирование в одной главе предписаний о правовом статусе сотрудника полиции - признание важности и значения данных регуляторов в системе статусного законодательства.

Правда, следует также подчеркнуть, что нормы этой главы не исчерпывают всего объема полномочий сотрудника полиции. Ссылки на них содержат и другие статьи Закона, в частности обязанности сотрудника полиции как персонифицированного носителя публичной власти содержат ст. 5, 6, 7, 9 ФЗ «О полиции». Непосредственное отношение к регулированию правового статуса сотрудника полиции имеют и отдельные нормы главы 7 «Служба в полиции» (ст. 37, 39).

Правовой статус сотрудника полиции отражен и в Федеральном законе «О службе в органах внутренних дел» в главе 3. В статьях 10-16 раскрываются:

Понятие сотрудника органов внутренних дел;

Права сотрудника;

Основные обязанности;

Требования к служебному поведению;

Ограничения, обязанности и запреты, связанные со службой в органах внутренних дел;

Ответственность сотрудника;

Форменная одежда, знаки различия сотрудника и ведомственные знаки отличия Федеральный закон от 30.11.2011 № 342-ФЗ (ред. от 12.02.2015).

Термин «сотрудник» по своей природе имеет несколько значений, но применительно к ст. 25 ФЗ «О полиции» он используется в смысле - представитель профессионального сообщества работников и некоторых специальностей (например, научный сотрудник) или вообще служащих как представителей особой категории работников.

Несколько отличается понятие сотрудника в Федеральном законе «О службе в органах внутренних дел». Сотрудник органов внутренних дел, согласно статьи 10, это гражданин, который взял на себя обязательства по прохождению федеральной государственной службы в органах внутренних дел в должности рядового или начальствующего состава и которому в установленном Федеральным законом порядке присвоено специальное звание рядового или начальствующего состава.

В свою очередь, корпоратив сотрудников полиции - это личный состав, персонал либо кадры полиции.

К сотрудникам полиции не относятся рядовые, офицеры и генералы внутренних войск, сотрудники следственного аппарата органов внутренних дел, сотрудники органов внутренних дел, имеющие специальные звания внутренней службы.

Выделяется три обязательных признака сотрудника полиции: 1) гражданство Российской Федерации; 2) принадлежность к кадрам полиции; 3) наличие специального звания рядового или начальствующего состава полиции.

Сотрудником полиции может быть только гражданин Российской Федерации. Иностранные граждане, лица с двойным гражданством, лица, не имеющие гражданства, служить в полиции не могут.

Юридические факты состояния в кадрах полиции (кадрах органов внутренних дел): а) занятие должности рядового или начальствующего состава органов внутренних дел; б) нахождение в распоряжении органов внутренних дел; в) прикомандирование к государственным органам, а также иным организациям.

Должность - это базовая структурная единица государственного органа, включающая часть его компетенции. Иными словами, это то служебное место, которое связано с выполнением определенного круга служебных обязанностей. «Состояние в должности» означает пребывание в ней с момента подписания приказа о назначении.

Места в органах внутренних дел, замещаемые сотрудниками полиции, подразделяются на пять видов:

1) должности рядового состава;

2) должности младшего начальствующего состава;

3) должности среднего начальствующего состава;

4) должности старшего начальствующего состава;

5) должности высшего начальствующего состава.

Перечень первых четырех видов должностей утверждается приказами Министра внутренних дел Российской Федерации. Перечень должностей высшего начальствующего состава органов внутренних дел, которые могут замещать сотрудники полиции, определяется указами Президента Российской Федерации. Это посты министров внутренних дел, начальников главных управлений (управлений) МВД России по иным субъектам Российской Федерации, их первых заместителей, начальников академий, университетов, институтов, высших школ, начальников департаментов, главных управлений и управлений центрального аппарата МВД России и т.д. Такой Перечень утвержден Указом Президента РФ от 1 марта 2011 г. № 253.

Для каждой должности установлены квалификационные требования. Они включают в себя степень профессионального образования, стаж и опыт работы по специальности, уровень знания правовых основ исполнения соответствующих должностных обязанностей.

Зачисление сотрудника полиции в распоряжение органа внутренних дел может осуществляться в ходе оргштатных мероприятий, при его увольнении по собственному желанию, по болезни, по ограниченному состоянию здоровья, по истечении срока контракта о службе, на период прохождения военно-врачебной комиссии и оформления соответствующих документов и т.д. По общему правилу срок нахождения в распоряжении не может превышать двух месяцев, за исключением времени отпуска и времени болезни.

С пребыванием в распоряжении не следует смешивать отстранение сотрудника от должности. В соответствии с ФЗ «О службе в органах внутренних дел» (ст. 16) сотрудник полиции может быть отстранен от должности при привлечении его в качестве обвиняемого в совершении преступления, а также при грубом нарушении служебной дисциплины, делающем невозможным дальнейшее исполнение обязанностей. В последнем случае срок отстранения от должности не может превышать одного месяца.

Возможность прикомандирования сотрудников полиции предусмотрена в интересах выполнения работ специального характера, связанных непосредственно с деятельностью органов внутренних дел и МВД России в целом.

Сотрудники полиции могут быть прикомандированы к Администрации Президента Российской Федерации, Аппарату Правительства Российской Федерации, Аппарату Федерального Собрания Российской Федерации, министерствам, ведомствам и организациям. Перечень этих министерств, ведомств и организаций утверждается по предложению Министра внутренних дел Российской Федерации Правительством Российской Федерации. В настоящее время к числу таких организаций отнесены Минтранс России, Минэкономразвития России, Минздрав России, Минрегион России, МИД России, ФНС России, Счетная палата Российской Федерации, Банк России, Аппарат Совета безопасности Российской Федерации и ряд других.

Ранее существовала и возможность прикомандирования сотрудников милиции к органам законодательной (представительной) власти. В настоящее же время она исключена. В соответствии со ст. 41 Закона сотрудники полиции, избранные депутатами органов законодательной власти, приостанавливают свою службу в органах внутренних дел на весь срок своих полномочий.

Практика командирования сотрудников полиции в состав миротворческих сил по поддержанию мира по линии ООН и Совета Европы является не прикомандированием, а служебной командировкой, хотя и длительной.

Важно также напомнить, что принадлежность к сотрудникам полиции определяется наряду с состоянием в кадрах полиции наличием специального звания рядового или начальствующего состава полиции, присвоенного в установленном порядке. Специальные звания от рядового до генерала полиции Российской Федерации присваиваются сотрудникам в персональном порядке в соответствии с их служебным положением, образованием, квалификационной и специальной подготовкой, выслугой лет.

Атрибутами правового статуса сотрудника полиции являются форменная одежда, служебное удостоверение, право на ношение и хранение специальных средств и оружия.

Форменная одежда - комплект предметов обмундирования, снаряжения и знаков различия.

Служебное удостоверение - официальный документ, удостоверяющий личность, но при этом не заменяющий паспорт. Он имеет следующие реквизиты: наименование ведомства, серию, номер, специальное звание сотрудника, его фамилию, имя, отчество, должность, подпись лица, имеющего право назначения на указанную должность, фотографию сотрудника в форменной одежде со знаками отличия, соответствующими специальному званию, дату выдачи и дату окончания его действия.

В удостоверении указывается личный номер сотрудника полиции, который представляет собой условный номер, присваиваемый сотрудникам полиции для персонального учета одновременно с первым специальным званием среднего начальствующего состава. Он состоит из заглавной буквы русского алфавита и шестизначного числа, которые изображаются на металлическом жетоне овальной формы, образца, установленного МВД России.

Сотрудники органов внутренних дел после прохождения особой профессиональной подготовки получают право на постоянное ношение и хранение табельного огнестрельного оружия и специальных средств.

На каждого из них заводится личное дело - основной документ учета сотрудников органов внутренних дел, который содержит послужной список, автобиографию, аттестации, другие кадровые материалы и личный номер.


Самое обсуждаемое
Музыкальный праздник в подготовительной группе ДОУ по сказкам Чуковского Музыкальный праздник в подготовительной группе ДОУ по сказкам Чуковского
Принцип деления Европы на субрегионы Принцип деления Европы на субрегионы
Какие растения растут в пустыне Какие растения растут в пустыне


top