Особенности правового положения крестьянского фермерского хозяйства. О правовом статусе и порядке налогообложения доходов крестьянских (фермерских) хозяйств, созданных главами хозяйств, получившими свидетельство индивидуального предпринимателя Крестьянско

Особенности правового положения крестьянского фермерского хозяйства. О правовом статусе и порядке налогообложения доходов крестьянских (фермерских) хозяйств, созданных главами хозяйств, получившими свидетельство индивидуального предпринимателя Крестьянско

Вестник Самарской гуманитарной акалемии. Серия «Право». 2015. № 1-2(17)

ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО СТАТУСА КРЕСТЬЯНСКОГО (ФЕРМЕРСКОГО) ХОЗЯЙСТВА

© В. И. Аобода

Довода Виктория Игоревна магистрант 2 курса Магистерская программа «Предпринимательское право. Коммерческое право»

Самарская

гуманитарная академия

В статье рассматриваются актуальные вопросы опрелеления статуса крестьянских (фермерских) хозяйств; анализируются изменения тражланското зако-нолательства, ретламентируюшето их статус и формулируются конкретные прелложения, направленные на совершенствование правовото ретулирования.

Ключевые слова: крестьянское (фермерское) хозяйство, корпоративная ортанизаиия, ортанизаиион-но-правовая форма, инливилуальный прелприниматель.

С принятием 22 ноября 1990 г. Закона РСФСР № 348-1 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»1, крестьянское (фермерское) хозяйство (далее - КФХ) стало одним из первых субъектов предпринимательской деятельности на постсоветском пространстве. Указанный закон определили КФХ как самостоятельный хозяйствующий субъект с правами юридического лица, который на основе использования отдельным гражданином, семьей или группой граждан находящейся в их собственности или арендованной ими земли и имущества осуществляет производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции (п. 1 ст. 1).

Таким образом, первые крестьянские хозяйства создавались как юридические лица.

С момента вступления в силу ГК РФ, определявшего, что лица могут быть только

1 Закон РСФСР от 22.11.1990 № 348-1 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1990. № 26. Ст. 324.

Особенности правового статуса крестьянского (фермерского) хозяйства

юридическими и физическими, фраза «с пра-вами юридического лица» потеряла смысл. Однако, как указывают А. В. Шатова и А. П. Мусатова, при кодификации законодатель не нашёл в системе юридических лиц должного места крестьянскому (фермерскому) хозяйству2. ГК РФ предусмотрел, что с момента регистрации КФХ его глава признаётся индивидуальным предпринимателем. Но члены хозяйства, как и само хозяйство, чёткий правовой статус не обрели. Государственная регистрация КФХ осуществлялась в порядке, установленном для государственной регистрации физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, но никакой регистрации самого хозяйства не предусматривалось.

С вступлением в силу нового Федерального закона от 11 июня 2003 г. № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»3 утратил силу прежний Закон РСФСР от 22 ноября 1990 г. № 348-1 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве». Новый Закон определил, что крестьянское (фермерское) хозяйство представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии.

Законом уточняется, что КФХ осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Таким образом, в момент вступления в силу Закона в России продолжали действовать КФХ, созданные до 1995 года «с правами юридических лиц». Новый ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» должен был исключить одновременное существование разнородных по правовой природе КФХ, с этой целью в его текст была включена норма, предусматривающая право тех КФХ, которые создавались как юридические лица, сохранить статус юридического лица на период до 1 января 2010 года, позднее этот срок был продлен до 1 января 2021 г.

Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. № 302-Ф3 «О внесении изменений в главы 1, 2, 3 и 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»4 решил судьбу правового статуса КФХ, найдя место рассматриваемым хозяйствам в числе юридических лиц - коммерческих организаций. Соответственно, с 1 марта 2013 года утратил силу пункт 2 ст. 23 ГК РФ, в соответствии с которым глава КФХ, осуществляющего деятельность без образования юридического лица, признаётся предпринимателем с момента государственной регистрации КФХ.

Законодатель отнес КФХ к числу корпоративных организаций. Напомним, что участники таких юридических лиц обладают правом участия (членства) в них и в совокупности формируют их высший орган, соответственно, в

2 Шатова А. В., Мусатова А. П. Проблемы правового регулирования деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств // Никоновские чтения. 2009. № 14. С. 204.

3 Федеральный закон от 11.06.2003 № 74-ФЗ (ред. от 23.06.2014) «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» // Собрание законодательства РФ. 2000. № 24. Ст. 2249.

4 Федеральный закон от 30.12.2012 № 302-Ф3 (ред. от 04.03.2013) «О внесении изменений в главы 1, 2, 3 и 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2012. № 53. Ст. 7627.

связи с участием в корпоративной организации её участники приобретают корпоративные (членские) права и обязанности в отношении созданного ими юридического лица (п. 2 ст. 65.1 ГК РФ), детальный перечень которых закреплён законодателем в ст. 65.2 ГК РФ. Такой подход кардинально отличается от концепции, лежащей в основе Федерального закона от 11 июня 2003 г. № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», довольно успешно «работавший» на практике почти 10 лет. Новая норма закрепляет право граждан заниматься производственной или иной хозяйственной деятельностью в области сельского хозяйства без образования юридического лица на основе соглашения о создании крестьянского (фермерского) хозяйства, заключенного в соответствии с законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве. Главой такого хозяйства может быть гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя.

По мнению А. Н. Танаги, в последнем правиле законодатель допустил излишнюю осторожность, так как соответствующая норма сформулирована способом, позволяющим с одинаковым успехом использовать противоположные интерпретации. В частности, если бы было указано, что главой хозяйства может быть лишь индивидуальный предприниматель, то такое указание поставило бы точку в части определения субъекта правовых отношений. Если же интерпретировать норму иным образом, получим возможность любого дееспособного физического лица стать главой хозяйства, не исключая такую возможность для лиц, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпри-нимателей5.

По нашему мнению, наиболее эффективным является создание КФХ как договорные объединения граждан. Этот договор, в силу места норм о нём в статье о предпринимательской деятельности, а также в силу характера самой деятельности, является направленным на совместное осуществление предпринимательской деятельности.

Если мы обратимся по аналогии к самому близкому институту совместной деятельности - товариществу, то увидим, что законом наложен запрет заключения направленного на осуществление предпринимательской деятельности договора о такой деятельности между или даже с участием лиц, не являющихся специальными субъектами предпринимательской деятельности (см. п. 2 ст. 1041 ГК РФ). Получается, что в обороте от имени такого хозяйства, не наделённого гражданской правосубъектностью, должно выступать определённое лицо, обладающее ею. Само же соглашение о создании хозяйства должно регулировать отношения членов хозяйства внутри самого хозяйства. Соответственно, лицом, выступающим от имени крестьянского (фермерского) хозяйства - договорного объединения граждан, может быть лишь индивидуальный предприниматель.

Гражданин может участвовать одновременно в нескольких договорных хозяйствах, но только в одном КФХ, что соответствует требованию лишь к полным товарищам во всех хозяйственных товариществах, с тем лишь отличи-

5 Танага А. Н. Гражданско-правовой статус крестьянских (фермерских) хозяйств // Научный журнал КубГАУ. 2014. № 103 (09). С. 76.

Особенности правовото статуса крестьянското (фермерското) хозяйства

ем, что к члену КФХ не предъявляется требование наличия статуса индивидуального предпринимателя. Указанное не позволяет квалифицировать хозяйство как товарищество. Таким образом, КФХ действительно представляет собой промежуточную (между обществами и товариществами) организационно-правовую форму. Между тем, правила об ответственности юридического лица строятся как в хозяйственных товариществах: отвечает по обязательствам само хозяйство, а субсидиарную ответственность по обязательствам хозяйства несут его члены.

Представляется, что законодателю следует дополнить абзац второй пункта 5 ст. 23 ГК РФ частицей «лишь» перед словами «гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя» - для исключения иных возможностей и достижения законодательной цели, которая не ограничивается лишь рассматриваемой статьей Гражданского кодекса РФ, а должна служить также основой, в частности, для правильного применения налоговых, иных административно-правовых норм.

Таким образом, ответ о правовой судьбе КФХ, зарегистрированных посредством регистрации главы хозяйства как индивидуального предпринимателя напрашивается сам собой: такие хозяйства продолжают существовать в своём статусе.

На основании п. 5 ст. 23 ГК РФ и продолжающего действие Федерального закона от 11 июня 2003 г. № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» допускается создание новых КФХ как договорных объединений граждан. Правовой основой деятельности таких хозяйств будет договор о создании крестьянского (фермерского) хозяйства, а главой такого хозяйства может стать гражданин, имеющий статус индивидуального предпринимателя.

Таким образом, «договорное хозяйство» является первичной формой крестьянского (фермерского) хозяйства. Эта форма может остаться незыблемой, а может стать базой для создания крестьянского (фермерского) хозяйства как юридического лица. Правомерен и обратный вывод: нельзя создать крестьянское (фермерское) хозяйство как юридическое лицо, минуя первичную (договорную) форму.

Представляют интерес нормы, посвященные разделу имущества фермерского хозяйства. Так, законодатель устанавливает, что при выходе из фермерского хозяйства одного из его членов земельный участок и средства производства фермерского хозяйства разделу не подлежат. При прекращении фермерского хозяйства в связи с выходом из него всех его членов имущество фермерского хозяйства подлежит разделу между членами фермерского хозяйства в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. В ст. 86.1 ГК РФ законодатель решил учесть максимум особенностей крестьянского (фермерского) хозяйства, предусмотрев, что при обращении взыскания кредиторов хозяйства на находящийся в собственности последнего земельный участок, участок подлежит продаже с публичных торгов в пользу лица, которое в соответствии с законом вправе продолжать использование земельного участка по целевому назначению. Нельзя не согласиться с мнением А. Н. Танаги, что этим был решён важнейший экономический вопрос распадающегося крестьян-

ского (фермерского) хозяйства: сохраняется (при необходимости) целостность и целевое использование земельного участка6.

Таким образом, законодатель определяет КФХ как добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности в области сельского хозяйства, основанной на их личном участии и объединении членами крестьянского (фермерского) хозяйства имущественных вкладов.

По своей правовой сути КФХ однозначно относятся к разновидности хозяйственных товариществ, тем не менее, обладая и определенным набором признаков хозяйственных обществ.

Законодательство о КФХ развивалось весьма противоречиво, то наделяя, то лишая их статуса юридических лиц. Решить ситуацию с существованием подобных разнородных КФХ можно внеся в законодательство поправки о том, что стать главой КФХ может лишь гражданин, обладающий статусом индивидуального предпринимателя. Более предпочтительным для конечного потребителя и экономики было бы дальнейшее развитие КФХ в качестве разновидности хозяйственных товариществ, предусматривающих полную ответственность участников по обязательствам хозяйства. Таким образом, «договорное хозяйство» останется первичной формой крестьянского (фермерского) хозяйства. В дальнейшем эта форма может остаться незыблемой, а может стать базой для создания КФХ как юридического лица. Так, создание КФХ в качестве юридического лица будет невозможным в обход первичной договорной формы.

6 Танага А. Н. Указ. соч. С. 80.

Крестьянское (фермерское) хозяйство (КФХ) — вид предпринимательской деятельности в Российской Федерации, напрямую связанный с ведением сельского хозяйства.

Федеральный закон от 11.06.2003 N 74-ФЗ (ред. от 23.06.2014) "О крестьянском (фермерском) хозяйстве "

Статья 1. Понятие крестьянского (фермерского) хозяйства

1. Крестьянское (фермерское) хозяйство (далее также - фермерское хозяйство) представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии.

2. Фермерское хозяйство может быть создано одним гражданином.

О возможности государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства в качестве юридического лица см. статью 86.1 Гражданского кодекса Российской Федерации.

3. Фермерское хозяйство осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. К предпринимательской деятельности фермерского хозяйства, осуществляемой без образования юридического лица, применяются правила гражданского законодательства, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из федерального закона, иных нормативных правовых актов Российской Федерации или существа правовых отношений.

4. Фермерское хозяйство может признаваться сельскохозяйственным товаропроизводителем в соответствии с законодательством Российской Федерации.

— это объединение граждан, которые совместно владеют имуществом и осуществляют производственную или другую хозяйственную деятельность. После государственной регистрации крестьянско-фермерского хозяйства, его Глава является индивидуальным предпринимателем — фермером.

"Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 23.05.2016)

Статья 86.1. Крестьянское (фермерское) хозяйство

1. Граждане, ведущие совместную деятельность в области сельского хозяйства без образования юридического лица на основе соглашения о создании крестьянского (фермерского) хозяйства (статья 23), вправе создать юридическое лицо - крестьянское (фермерское) хозяйство. Крестьянским (фермерским) хозяйством, создаваемым в соответствии с настоящей статьей в качестве юридического лица, признается добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности в области сельского хозяйства, основанной на их личном участии и объединении членами крестьянского (фермерского) хозяйства имущественных вкладов.

2. Имущество крестьянского (фермерского) хозяйства принадлежит ему на праве собственности.

3. Гражданин может быть членом только одного крестьянского (фермерского) хозяйства, созданного в качестве юридического лица.

4. При обращении взыскания кредиторов крестьянского (фермерского) хозяйства на земельный участок, находящийся в собственности хозяйства, земельный участок подлежит продаже с публичных торгов в пользу лица, которое в соответствии с законом вправе продолжать использование земельного участка по целевому назначению. Члены крестьянского (фермерского) хозяйства, созданного в качестве юридического лица, несут по обязательствам крестьянского (фермерского) хозяйства субсидиарную ответственность.

5. Особенности правового положения крестьянского (фермерского) хозяйства, созданного в качестве юридического лица, определяются законом.

Имущество фермерского хозяйства принадлежит его членам на праве совместной собственности. Само по себе крестьянское (фермерское) хозяйство наряду с семейными предприятиями, где имущество также принадлежит членам на праве общей совместной собственности, является частным унитарным предприятием, но граждане, ведущие совместную деятельность на основе соглашения о крестьянском (фермерском) хозяйстве, вправе создать юридическое лицо — крестьянское (фермерское) хозяйство.

В соответствии с ГК РФ, крестьянское (фермерское) хозяйство, создаваемое в качестве юридического лица — это добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности в области сельского хозяйства, основанная на их личном участии и объединении членами крестьянского (фермерского) хозяйства имущественных вкладов. В пункте 1 статьи 19 Федерального закона № 74-ФЗ перечислены основные виды деятельности фермерского хозяйства:

  • производство и переработка сельскохозяйственной продукции,
  • транспортировка (перевозка),
  • хранение,
  • реализация сельскохозяйственной продукции собственного производства.

КФХ (крестьянское-фермерское хозяйство) может быть также зарегистрировано в качестве ИП - Главы КФХ.

Главные плюсы регистрации в качестве Главы КФХ перед юридическими лицами (например, если регистрируется ООО "КФХ...") - аналогичны преимуществам ИП перед ООО , так как Глава КФХ - это прежде всего индивидуальный предприниматель (ИП)

Преимущества Главы КФХ перед физическим лицом (ЛПХ):

  • законное землепользование в больших размерах (более 2,5 Га);
  • возможность работать официально по продаже продукции с широким кругом покупателей (Глава КФХ имеет возможность проходить сертификацию, а у ЛПХ немногие будут покупать, так как покупающий у физического лица становится налоговым агентом - должен удерживать у продавца - ФЛ и перечислять в бюджет НДФЛ в размере 13% от стоимости покупки)
  • получение господдержки Главой КФХ в больших объемах чем ЛПХ, то есть наравне с сельскохозяйственными товаропроизводителями;
  • получение заемных средств от банков в большем объеме, чем как физ.лицо (ЛПХ) - по причине того, что зарплата физлица или доход безработного ЛПХ по определению меньше, чем предпринимательский доход КФХ;
  • привлечение и создание дополнительных рабочих мест на законных основаниях (а ЛПХ нанимает работников незаконно и поэтому - нелегально - оплату платит черным налом или натур.продуктом (не отчисляя налогов и взносов в фонды);
  • формирование пенсионных прав Главы ЛПХ и наемных работников в полном объеме, возмещение пособий по больничным листам и в связи с материнством, оплата лечения работников за счет ФСС.

Еще есть льготы по налогам, например не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) доходы членов крестьянского (фермерского) хозяйства , получаемые в этом хозяйстве от производства и реализации сельскохозяйственной продукции, а также от производства сельскохозяйственной продукции, ее переработки и реализации, - в течение ПЯТИ лет , считая с года регистрации указанного хозяйства. А начиная с 6 года работы Главы КФХ для уменьшения налогов с оборота (бизнеса) могут применять "упрощенку" - ЕСХН, УСНО, патенты

Отдельная ситуация - ограниченное количество тех, кто покупать продукцию, не требуя выделять в сумме купли-продажи налог на добавленную стоимость (НДС) - эта ситуация.

ЛПХ или КФХ?

В каждом из вариантов, естественно, есть свои плюсы и свои минусы.

ЛПХ (личное подсобное хозяйство) вид ведения хозяйственной деятельности, для которого не обязательна регистрация в качестве ИП? ИП - Главы КФХ или юр. лица, то есть на основе ЛПХ может трудиться любой желающий имеющий приусадебный участок. И очень важно при этом то, что фермер не опутан паутиной налоговых платежей и отчетности. Дело в том, что для ЛПХ предусмотрены льготы Налоговым кодексом РФ.

Еще по теме:
Грант 1,5 млн.руб. по программе "Начинающий фермер "
Грант 5 млн.руб. по программе "Семейная животноводческая ферма "

В первую очередь нужно отметить, что фермер-ЛПХ не платит налоги , которые предусмотрены для предпринимателей , а также не ведет отчетность . При этом фермер , имеющий приусадебный участок , размер которого не превышает 2,5 Га (250 соток, или 25000 кв. метров) , освобождается от уплаты НДФЛ (налога на доходы физических лиц). Отсюда ограничение - личное подсобное хозяйство изначально имеет физические ограничения по площади земельного участка , но можно использовать смежные земли, оформленные на родственников (партнеров);

Еще один минус ЛПХ заключается в том, что на ЛПХ невозможно оформить ни сертификаты, ни декларации о соответствии. Это существенно ограничивает круг потенциальных покупателей. Это происходит потому, что ЛПХ ведется физическим лицом и членами его семьи, выращивание продукцию осуществляется для собственного потребления, а не фермером - предпринимателем, выращивающим продукцию на продажу).

Второй минус - на развитие ЛПХ не дают много заемных денег (например РСХБ, по нашим сведениям, дает кредит до 300 тысяч рублей на 2 года, до 700 тысяч рублей на 5 лет для ЛПХ, с обеспечением). Например, условия опубликованы . Связано это опять-таки с масштабами хозяйства - более серьезные суммы можно получить только субъектам малого предпринимательства (в том числе индивидуальным предпринимателям - Главам КФХ, либо крестьянским (фермерским) хозяйствам, образованным в форме юридического лица, например ООО или кооператива).

Некоторые определения и сравнительная таблица в части членства и землепользования:

Крестьянское (фермерское) хозяйство

Личное подсобное хозяйство

Глава КФХ (ИП) - осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальный предпринматель) по производству, переработке и сбыту сельскохозяйственной продукции.

ЛПХ - форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции.

Представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии.

Ведется гражданином или гражданином и совместно проживающими с ним и (или) совместно осуществляющими с ним ведение личного подсобного хозяйства членами его семьи в целях удовлетворения личных потребностей на земельном участке, предоставленном и (или) приобретенном для ведения личного подсобного хозяйства.

Требует государственной регистрации (запись о регистрации ИП - Главы КФХ включается в ЕГРИП)

Не требует государственной регистрации

Считается созданным с момента государственной регистрации.

Граждане вправе осуществлять ведение ЛПХ с момента государственной регистрации прав на земельный участок, предоставленный для ведения ЛПХ.

Предусматривает членство, но может быть создано одним гражданином (Главой) без членов.

Членами КФХ могут быть:

1. Супруги, их родители, дети, братья, сестры, внуки, а также дедушки и бабушки каждого из супругов, но не более чем из трех семей.

2. Граждане, не состоящие в родстве с главой фермерского хозяйства. Максимальное количество таких граждан не может превышать пять человек.

Не предусматривает членства.

Плоды, продукция и доходы, полученные фермерским хозяйством в результате использования его имущества, являются общим имуществом членов КФХ.

Имущество фермерского хозяйства принадлежит его членам на праве совместной собственности, если соглашением между ними не установлено иное (можно прописать - кто чем входит в КФХ и в каких пропорциях делится результат от деятельности).

Доли членов фермерского хозяйства при долевой собственности на имущество фермерского хозяйства устанавливаются соглашением между членами фермерского хозяйства.

Сельскохозяйственная продукция, произведенная и переработанная при ведении ЛПХ, является собственностью граждан, ведущих ЛПХ.

Предельные размеры земельного участка, предоставляемого в собственность гражданину из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности для ведения КФХ составляют:

Минимальный размер - 1 га;

Максимальный размер - 5 га.

Предельные размеры земельного участка, находящегося в собственности и (или) ином праве у КФХ, составляют:

Минимальный - нет ограничений;

Максимальный общий размер - не ограничен;

, находящегося на праве собственности - не более 10% общей площади сельскохозяйственных угодий, расположенных на территории одного района;

Максимальный размер площади земель сельскохозяйственного назначения , находящегося у КФХ на ином праве - аренда, пользование паями и т.п.) - не ограничен.

Максимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность бесплатно для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства из земель, находящихся в собственности муниципальных образований, устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Максимальный размер общей площади земельных участков, которые могут находится одновременно на праве собственности и (или) ином праве у граждан, ведущих ЛПХ , не должен превышать 2,5 Га.

Регистрация крестьянского (фермерского) хозяйства

Крестьянское (фермерское) хозяйство - это объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии (ст. 1 ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»).

ИП- Глава КФХ не является юридическим лицом.

Членами КФХ могут быть:

1) супруги, их родители, дети, братья, сестры, внуки, а также дедушки и бабушки каждого из супругов, но не более чем из трех семей. Дети, внуки, братья и сестры членов КФХ могут быть приняты в члены фермерского хозяйства по достижении ими возраста шестнадцати лет;

2) граждане, не состоящие в родстве с главой КФХ.

Максимальное количество таких граждан не может превышать пяти человек. КФХ может быть создано одним гражданином.

Главой КФХ по взаимному согласию членов КФХ признается один из его членов. В случае, если КФХ создано одним гражданином, он является главой данного КФХ.

Глава КФХ, осуществляющий деятельность без образования юридического лица, признается предпринимателем с момента государственной регистрации КФХ (ч. 2 ст. 23 Гражданского кодекса РФ). Глава КФХ организует деятельность КФХ, без доверенности действует от имени КФХ, в том числе представляет его интересы и совершает сделки, выдает доверенности, осуществляет прием на работу в КФХ работников и их увольнение, организует ведение учета и отчетности КФХ, осуществляет иные определяемые соглашением между членами КФХ полномочия.

Согласно ст. 257 ГК РФ имущество КФХ принадлежит его членам на праве совместной собственности, если законом или договором между ними не установлено иное. В совместной собственности членов КФХ находятся предоставленный в собственность этому хозяйству или приобретенный земельный участок, хозяйственные и иные постройки, мелиоративные и другие сооружения, продуктивный и рабочий скот, птица, сельскохозяйственная и иная техника и оборудование, транспортные средства, инвентарь и другое имущество, приобретенное для хозяйства на общие средства его членов. Плоды, продукция и доходы, полученные в результате деятельности КФХ, являются общим имуществом членов крестьянского (фермерского) хозяйства и используются по соглашению между ними.

Государственная поддержка КФХ

Согласно ч. 14 ст. 217 Налогового кодекса РФ не подлежат налогообложению НДФЛ:

  • доходы членов КФХ, получаемые в этом хозяйстве от производства и реализации сельскохозяйственной продукции, а также от производства сельскохозяйственной продукции, ее переработки и реализации, - в течение пяти лет, считая с года регистрации КФХ.
  • суммы, полученные главами крестьянских (фермерских) хозяйств за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в виде грантов на создание и развитие крестьянского фермерского хозяйства, единовременной помощи на бытовое обустройство начинающего фермера, грантов на развитие семейной животноводческой фермы;
  • субсидии, предоставляемые главам крестьянских (фермерских) хозяйств за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

Ранее в соответствие с п. 5 ч. 1 ст. 238 Налогового кодекса РФ не подлежали обложению единым социальным налогом доходы глав КФХ, получаемые от производства и реализации сельскохозяйственной продукции, а также от производства сельскохозяйственной продукции, ее переработки и реализации - в течение пяти лет начиная с года регистрации КФХ. Сейчас на доходы Глав КФХ начисляются взносы в фонды обязательного страхования: Пенсионный фонд, Фонд обязательного медицинского страхования, Фонд социального страхования

На КФХ, доля дохода от производства и реализации сельскохозяйственной продукции которых составляет не менее 70 %, распространяется специальный налоговый режим в виде единого сельскохозяйственного налога, применяемый наряду с иной системой налогообложения. Объектом налогообложения единого сельскохозяйственного налога признаются доходы, уменьшенные на величину расходов по налоговой ставке 6 %.

Глава КФХ, являясь плательщиком единого сельскохозяйственного налога, освобождается от обязанности по уплате:

  • НДФЛ (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности),
  • налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности),
  • а также не признается плательщиком НДС (за исключением НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию РФ).

Необходимые документы для регистрации КФХ:

1. Нотариально удостоверенная копия паспорта физического лица, регистрируемого в качестве главы КФХ;

2. Копия свидетельства о постановке на налоговый учет (ИНН) физического лица, регистрируемого в качестве главы КФХ;

3. Копии паспортов членов КФХ;

4. Копии свидетельств о постановке на налоговый учет (ИНН) членов КФХ;

5. Копии документов, подтверждающих родство (свойство) лиц, изъявивших желание создать КФХ.

6. Заполненное заявление на регистрацию КФХ с нотариально заверенной подписью Главы КФХ на нем

За государственную регистрацию КФХ взимается государственная пошлина в размере 800 руб.

Мы можем оказать Вам качественную консультационную и информационную поддержку и сопровождение Вашего проекта (включая разработку конкурсной и проектной документации) при участии в государственных конкурсах на присуждение грантов и субсидий, а также иных видов поддержки. Сотрудники компании "Верное решение" оказывают услуги консультационного сопровождения для предпринимателей, участвующих в этом и других конкурсах , консультируют по финансово-экономическим, правовым вопросам.

Ключевые компетенции сотрудников Компании:

  • консультационная и информационная поддержка участников государственных конкурсов на соискание государственной поддержки в виде налоговых льгот, грантов и субсидий, иных видов поддержки ,
  • сопровождение проекта заявителя в конкурсах Республики Татарстан и России,
  • подготовка документации по инновационным проектам,
  • разработка концепции развития (стратегии), бизнес-плана, технико-экономического обоснования (ТЭО), меморандума, презентации, паспорта проекта, подготовка пакета документации по проекту,
  • проведение исследований рынков (маркетинговых),
  • привлечение инвестиций, партнеров в проект, бизнес,
  • помощь финансиста, экономиста, юриста, маркетолога.

Люди, занимающиеся сельским хозяйством, которое является их основным источником дохода, нередко сталкиваются с ситуацией, когда требуется оформить деятельность согласно законодательству. Вариантов несколько, например, ИП или ООО, а также КФХ (расшифровка - крестьянское фермерское хозяйство). С другой стороны, не все знают, может ли быть ИП - глава КФХ, как оформить статус правильно и несут дополнительные расходы, которых можно было избежать.

Что такое КФХ

Крестьянское фермерское хозяйство - это группа людей, занимающихся сельским хозяйством для получения прибыли и имеющих совместное имущество. В состав может входить неограниченное количество граждан, возраст которых старше 16 лет.

Чаще всего это родственники, они могут производить любую продукцию, характерную для этой сферы (мясо, овощи, зерно и т. д.), а также заниматься ее обработкой, хранением, перевозкой и продажей. Во всех остальных случаях форма КФХ не подходит.

Отличия крестьянско-фермерского хозяйства от ИП

Понятие ИП подразумевает занятие любой коммерческой деятельностью одного лица. В КФХ рассматривается несколько человек, которых связывают родственные отношения или у них есть общее имущество, занимаются они только сельским хозяйством. Многие задаются вопросом, ИП КФХ - это юридическое или физическое лицо. На самом деле ни КФХ, ни ИП не может регистрироваться как юр. лицо. Теоретически это возможно для фермеров, но на деле такая регистрация не представляется возможной.

Главное отличие КФХ от ИП - это количество членов. Индивидуальный предприниматель несет ответственность и отвечает перед налоговой службой единолично находящимся в распоряжении имуществом, он должен платить как единственный владелец. В крестьянско-фермерском хозяйстве предусматривается субсидированная ответственность, т. е. при возникновении спорных ситуаций глава КФХ не берет на себя разрешение всех вопросов, все платежки ложатся на плечи указанных в соглашении членов.

Многие фермеры, ведущие совместное хозяйство несколькими семьями, пренебрегают регистрацией специального статуса, рискуя в дальнейшем столкнуться с многочисленными проблемами.

Одновременно глава КФХ и индивидуальный предприниматель

Если посмотреть статью 23 Гражданского кодекса, можно узнать, что глава КФХ является индивидуальным предпринимателем. Это дает ему право быть предпринимателем и стать представителем общины, действующим в интересах каждого из членов. В некоторых источниках можно найти информацию о том, что регистрация КФХ при статусе ИП невозможна, однако закон говорит об обратном.

На ИП ГКФХ ложится ряд организационных вопросов:

  • организация работы;
  • совершение сделок;
  • наем работников;
  • ведение учета;
  • подготовка отчетности;
  • подпись на документах от имени всех участников хозяйства.

КФХ как предприятие оформлять не нужно только в тех случаях, когда глава фермерского хозяйства является индивидуальным предпринимателем.

Как зарегистрировать

В регламенте регистрационных действий для крестьянско-фермерских хозяйств никаких изменений на 2020 год не предусмотрено. Это касается как порядка действий, так и состава документов.

Если ведение деятельности КФХ допускается в любом регионе, то регистрация осуществляется только по месту прописки главы общины. В налоговые органы подают следующие документы:

  1. Заявление о регистрации в стандартной форме.
  2. При наличии в составе более двух членов (ИП как глава КФХ и один человек минимум) должно писаться соглашение о создании хозяйства.
  3. Квитанция об уплате госпошлины.
  4. Справка о регистрации и физическом проживании главы.

Обратите внимание! Крестьянское фермерское хозяйство осуществляет предпринимательскую деятельность в соответствии с соглашением, в котором учитывается информация о составе, обязанностях, системе распределения доходов, об управлении общим имуществом и т. д.

После подачи нужных документов заявка проходит процедура рассмотрения с последующей регистрацией. Данный процесс выглядит следующим образом:

  1. После предоставления документации в ИФНС глава КФХ получает регистрационный пакет.
  2. Получение письма из Росстата, где указывается информация о статистике.
  3. Из ПФР и ФСС приходит оповещение о присваивании ОГРН и постановке на учет.
  4. В банковском учреждении открывается расчетный счет.

В течение пяти дней от налоговой службы придет решение, при положительном ответе данные заносятся в ЕГРИП, а руководитель хозяйства получает свидетельство о регистрации и постановке на учет в органах ФНС, а также выписку из ЕГРП.

Кто может быть главой КФХ

Согласно той же статьи 23 Гражданского кодекса, в качестве главы КФХ может быть дееспособное лицо, зарегистрированное в статусе главы ИП. Это может быть гражданин РФ, граждане иностранных государств.

Если в составе хозяйства только одно физ. лицо, то глава КФХ может стать ИП и заниматься предпринимательством.

Преимущества КФХ

Крестьянское фермерское хозяйство имеет несколько основных преимуществ:

  • всесторонняя государственная поддержка;
  • льготы при налогообложении;
  • использование земельных угодий площадью свыше 2,5 гектар;
  • получение различных грантов в рамках специальных программ от государственных и частных фондов;
  • оформление работников по трудовому кодексу РФ;
  • низкая процентная ставка по целевым кредитам (земельные участки, спецтехника и оборудование);
  • не проверяется комиссиями органов местного самоуправления (если нет нарушений законодательства).

Поэтому многие жители сельской местности все чаще предпочитают создавать КФХ и работать на себя, получая стабильную прибыль. Привлекает и широкое разнообразие видов деятельности, начиная с животноводства и растениеводства, и заканчивая производством вина, выращиванием цветов и т. д. К тому же для многих это отличный вариант семейного бизнеса.

Впрочем, не обошлось и без слабых сторон, т. к. не существует идеальной формы коммерческой деятельности:

  • большие расходы на поднятие хозяйства;
  • нельзя использовать земельный участок не по назначению (например, запрещено пасти скот на земле, предназначенной для выращивания полезных культур).

Кроме того, что фермерские хозяйства могут рассчитывать на льготное получение земельных угодий, для них существует ряд специальных грантов. Например, в 2018 году размер одного такого поощрения в некоторых регионах достигал 3 000 000 рублей.

Государство всячески поддерживает такие хозяйства, выделяя различные гранты:

  • проведение инженерных коммуникаций и строительство объектов с/х назначения;
  • покупка птицы и животных;
  • модернизация;
  • частичное погашение долга по лизингу спецтехники;
  • возмещение затрат на приобретение средств для удобрения.

Чтобы получить поддержку, требуется подать заявление в местную администрацию, приложив пакет необходимых документов, список которых может отличаться в зависимости от вида деятельности и субъекта РФ.

Важно! Для получения гранта обязательно потребуется предоставить подробный бизнес-план, согласно которому выделяемые средства окупятся за период до 5 лет.

Несмотря на мощную поддержку со стороны государства, сельское хозяйство все еще остается бизнесом с длительным периодом окупаемости. Поэтому данный вид деятельности выбирают в основном те, кто неразрывно связан с сельской местностью, ввиду отсутствия иной альтернативы получения дохода.


Предпринимательское право. Шпаргалки Антонов А. П.

106. Правовое положение крестьянского (фермерского) хозяйства

Правовое положение крестьянского (фермерского) хозяйства определяется нормами ГК РФ и специальным законодательным актом – Законом РФ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» от 20 ноября 1990 г. с изменениями от 27 декабря 1990 г., 24 июня 1992 г., 28 апреля 1993 г., от 24 декабря 1993 г.

Крестьянское хозяйство является самостоятельным хозяйствующим субъектом с правами юридического лица, представляет собой равноправное звено экономической системы наряду с государственными, коллективными, индивидуальными и другими предприятиями и организациями.

Члены хозяйства производят товарную продукцию и являются сельскохозяйственными товаропроизводителями. С другой стороны, ведение такого хозяйства – это определенный образ жизни, который не ограничивается только товаропроизводственной деятельностью. Именно этими особенностями объясняется особый правовой режим имущества хозяйства.

К имуществу хозяйства, которое принадлежит на праве общей собственности членам хозяйства, отнесено не только имущество, участвующее в производственной деятельности в виде средств производства, но и жилой дом, хозяйственные постройки.

В ст. 15 настоящего закона закреплено право главы хозяйства на распоряжение имуществом. Здесь же указывается, что основные средства не подлежат разделу при выходе одного из членов крестьянского хозяйства из его состава, а причитающаяся ему доля компенсируется денежными средствами.

Специальный правовой режим установлен на земельный участок, предоставленный главе хозяйства на праве пожизненного наследуемого владения или в собственность.

Гражданин, имеющий такой участок земли, имеет право самостоятельно хозяйствовать на земле, обменять участок, сдавать его в аренду, передавать по наследству, получить возмещение затрат и убытков в случае принудительного изъятия земельного участка.

Решение о прекращении деятельности крестьянского хозяйства принимается районным органом местного самоуправления. Споры о прекращении деятельности крестьянского хозяйства решаются арбитражным судом.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Гражданский кодекс РФ. Часть первая автора Законы РФ

Статья 257. Собственность крестьянского (фермерского) хозяйства 1. Имущество крестьянского (фермерского) хозяйства принадлежит его членам на праве совместной собственности, если законом или договором между ними не установлено иное.2. В совместной собственности членов

Из книги Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая, вторая, третья и четвертая. Текст с изменениями и дополнениями на 10 мая 2009 года автора Коллектив авторов

Из книги Аграрное право автора Завражных Максим Львович

30. Понятие крестьянского (фермерского) хозяйства Фермерское хозяйство– это деловое предприятие, в бизнес-менеджменте которого присутствуют и сочетаются маркетинг, компетентное управление ресурсами (в том числе природными, финансовыми, техническими и человеческими),

Из книги Аграрное право: конспект лекций автора Завражных Максим Львович

35. Правовой режим имущества крестьянского (фермерского) хозяйства Правовой режим имуществавыражен в законодательном закреплении правомочий по владению, пользованию и распоряжению имуществом крестьянского хозяйства. Особенность правового режима имущества

Из книги Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)». Текст с изменениями и дополнениями на 2009 год автора Автор неизвестен

1. Понятие крестьянского (фермерского) хозяйства Крестьянские (фермерские) хозяйства в России ведут свое начало со столыпинских аграрных реформ, суть которых состояла в том, чтобы каждому крестьянину царским Указом от 9 ноября 1906 г. было разрешено выйти из общины со своим

Из книги Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая, вторая, третья и четвертая. Текст с изменениями и дополнениями на 1 ноября 2009 г. автора Автор неизвестен

4. Правовой режим имущества крестьянского (фермерского) хозяйства Правовой режим имущества выражен в законодательном закреплении правомочий по владению, пользованию и распоряжению имуществом крестьянского хозяйства. Особенность правового режима имущества

Из книги Постатейный комментарий к Федеральному закону от 11 июня 2003г. N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" автора Калинин Н И

§ 3. Особенности банкротства крестьянского (фермерского) хозяйства Статья 217. Основания для признания крестьянского (фермерского) хозяйства банкротом Основанием для признания крестьянского (фермерского) хозяйства банкротом является его неспособность удовлетворить

Из книги Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая, вторая, третья и четвертая. Текст с изменениями и дополнениями на 21 октября 2011 года автора Коллектив авторов

Статья 221. Конкурсная масса крестьянского (фермерского) хозяйства 1. В случае признания арбитражным судом крестьянского (фермерского) хозяйства банкротом и открытия конкурсного производства в конкурсную массу крестьянского (фермерского) хозяйства включаются

Из книги Гражданский кодекс РФ автора ГАРАНТ

Статья 257. Собственность крестьянского (фермерского) хозяйства 1. Имущество крестьянского (фермерского) хозяйства принадлежит его членам на праве совместной собственности, если законом или договором между ними не установлено иное.2. В совместной собственности членов

Из книги Наследственное право России: учебник автора Гуреев Владимир Александрович

Статья 258. Раздел имущества крестьянского (фермерского) хозяйства 1. При прекращении крестьянского (фермерского) хозяйства в связи с выходом из него всех его членов или по иным основаниям общее имущество подлежит разделу по правилам, предусмотренным статьями 252 и 254

Из книги автора

Статья 1. Понятие крестьянского (фермерского) хозяйства 1. Пункты 1, 2, 3 статьи 1 содержат новое определение фермерского хозяйства, позволяют выделить ряд признаков, характеризующих крестьянское (фермерское) хозяйство как особую организационно-правовую форму ведения

Из книги автора

СТАТЬЯ 257. Собственность крестьянского (фермерского) хозяйства 1. Имущество крестьянского (фермерского) хозяйства принадлежит его членам на праве совместной собственности, если законом или договором между ними не установлено иное.2. В совместной собственности членов

Из книги автора

СТАТЬЯ 258. Раздел имущества крестьянского (фермерского) хозяйства 1. При прекращении крестьянского (фермерского) хозяйства в связи с выходом из него всех его членов или по иным основаниям общее имущество подлежит разделу по правилам, предусмотренным статьями 252 и 254

Из книги автора

Из книги автора

Из книги автора

§ 1 Общая характеристика крестьянского (фермерского) хозяйства Понятие «крестьянское (фермерское) хозяйство» не ново для российского законодательства. Так, Закон РСФСР от 22 ноября 1990?г. № 348–1 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» оно определялось как самостоятельный

Крестьянское (фермерское) хозяйство (КФХ) – организационно-правовая форма ведения предпринимательской деятельности в сфере сельского хозяйства. Правовой основой функционирования первых таких предприятий в современной России стал Закон РСФСР «О КФХ» №348-1 от 22.11.90 (утратил силу). На основании п. 3 заключительных положений 74-ФЗ, созданные согласно закону РСФСР хозяйства не обязаны приводить учредительные документы в соответствие с новым законодательством вплоть до 2021 года.

Профильным нормативным актом в рассматриваемой сфере выступает 74-ФЗ «О КФХ» от 11.06.03. Согласно ст. 1 упомянутого закона, КФХ представляет собой объединение граждан, связанных семейными узами . Установлено, что его члены совместно владеют активами и занимаются производством, хранением, переработкой и реализацией с/х продукции. Приведенное определение нужно воспринимать критично:

  • понятие «гражданин» подлежит расширенному трактованию, хозяйства могут создавать и иностранцы;
  • условие о наличии семейных уз весьма условно, члены КФХ могут состоять в достаточно далеком родстве и принадлежать к трем разным семьям, при этом пятеро из них могут не доказывать свое родство вовсе (ст. 3 74-ФЗ);
  • признается возможность реализации не только перечисленных, но и других видов деятельности при условии, что они непосредственно связаны с сельским хозяйством.

Особенности правовой регламентации согласно 74-ФЗ

  • Работа без создания юр. лица (п. 3 ст. 1).
  • Применение к КФХ предписаний ГК РФ, регламентирующих деятельность коммерческих структур.
  • Хозяйство может быть создано одним человеком, признающимся его главой.
  • Хотя его деятельность связана с с/х, оно по умолчанию не признается сельскохозяйственным товаропроизводителем, но может обрести такой статус.
  • Для целей взаимодействия с кредитными учреждениями и госструктурами к КФХ применимо законодательство о малом предпринимательстве (п. 1 ст. 2).
  • Взаимные права и обязанности участников регламентируются соглашением о создании КФХ.

Требования к организационной форме

Ныне действующим законодательством оговорено, что возможно два варианта:

  • КФХ осуществляет деятельность как юридическое лицо (ст. 86.1 ГК);
  • оно может не быть юр. лицом (п. 5 ст. 23 ГК).

Многочисленные законодательные изменения вынесли некоторую путаницу в вопрос допустимой организационной формы фермерских хозяйств. Рассмотрим вопрос в хронологическом аспекте:

  • с 90-х до 2003 года все КФХ – юр. лица;
  • с 2003 по 2013 все вновь созданные предприятия не имеют статуса юр. лица;
  • с 2013 года вновь созданные организации могут быть или не быть юр. лицами – выбор организационной формы находится в компетенции основателей;
  • до 2021 года просуществуют КФХ с учредительной документацией, соответствующей законодательству 90-х годов.

Человек, хозяйствующий на земле единолично, стоит перед выбором. Он вправе:

  • встать на учет в ИФНС по месту регистрации как ИП;
  • создать и возглавить хозяйство – юридическое лицо, в котором будет одновременно руководителем и единственным работником.

Если КФХ лишено статуса юр. лица, а его руководитель является ИП, возникают дополнительные сложности. В единой структуре предприятия параллельно существуют два субъекта хозяйствования, созданных без образования юридического лица:

  • фермерское хозяйство;
  • его глава.

Между ними устанавливаются гражданские правоотношения. Хозяйство имеет фирменное наименование, расчетные счета, печать, несет ответственность, самостоятельно выступает истцом и ответчиком в судопроизводстве. Оно осуществляет производственную деятельность. Его глава, будучи ИП, вступает в хозяйственные правоотношения от имени и в интересах предприятия.

Все нюансы регистрации данного объединения рассмотрены на следующем видео:

Регламентация по Гражданскому кодексу

Долгое время статус таких объединений регламентировался только 74-ФЗ. ГК РФ лишь признавал за гражданами право вести производственную деятельность в области с/х на основании соглашения о создании КФХ без создания юридического лица,.

30.12.12 был принят 302-Ф3, дополнивший §2 «Коммерческие корпоративные организации» главы 4 «Юрлица» новым разделом 3.1. «КФХ». Он содержит всего одну одноименную статью – 86.1. Однако ею внесены принципиальные изменения в регламентацию положения хозяйств. Начиная с 2013 года, отечественные фермеры сами решают: нужно им создавать юридическое лицо или нет .

Согласно дефиниции ст. 86.1 ГК, КФХ — это добровольное объединение граждан для хозяйственной деятельности в с/х сфере. Оно зиждется на принципах:

  • добровольного членства;
  • обязательного трудового участия в деятельности;
  • объединения имущественных вкладов.

Примечательно следующее:

  • Хозяйство названо «добровольным объединением». В других случаях эта характеристика применяется законодателем исключительно в отношении некоммерческих организаций. Однако структурное отнесение ст. 86.1. к §2 ГК исключает сомнения касательно его коммерческой природы.
  • Его члены являются одновременно его учредителями и работниками. Это создает для них дополнительные права в отношении участия в управлении (общие сборы – основной руководящий орган) и накладывает специфические обязательства в виде субсидиарной ответственности по долгам.
  • ГК не упоминает о родственных связях. Существует парадокс: члены хозяйства без статуса юр. лица должны быть родственниками, а члены КФХ-организации – нет.

Правовой режим активов

Режим имущества объединения без статуса юр. лица регламентирован 74-ФЗ. Имущество такого субъекта хозяйствования принадлежит его членам (п. 3 ст. 6). Нужно учесть, что данное предприятие не владеет общегражданской правосубъектностью. Оно является не самостоятельным субъектом права, а лишь объединением нескольких субъектов. Поэтому право собственности на активы (земельный участок, мелиоративные системы, хозяйственные сооружения, скот, оборудование, транспорт, инвентарь и т. п.) не может принадлежать хозяйству даже теоретически.

По общему правилу имущество КФХ принадлежит его участникам на праве общей совместной собственности.

В случае раздела имущества такие доли признаются номинально равными (ст. 244, 253 ГК). Примечательно, что названный режим по умолчанию применяется только к общенажитому имуществу супругов и считается неприменимым для коммерческой деятельности.

В соглашении о создании хозяйства его участники могут предусмотреть применение к активам предприятия режима общей долевой собственности. Никаких других вариантов не предусмотрено. Поскольку это объединение самостоятельных субъектов, к его имуществу применим исключительно режим общей (совместной или долевой – на выбор учредителей) собственности.

Сложность разрешения имущественных споров между участниками определяется тем, что в деятельности сосуществуют активы с разным правовым режимом, например:

  • общее имущество членов;
  • общенажитое имущество супругов, один или оба из которых – участники КФХ;
  • личное имущество членов.

В деле о разводе членов хозяйства исковое требование о разделении общенажитого имущества подлежит выделению в отдельное судопроизводство. К его слушанию в качестве третьих лиц без самостоятельных требований привлекаются все другие участники, поскольку вердикт суда затронет их интересы.

В случае юридического лица, оно наделено обычной общегражданской правосубъектностью. Согласно п. 2 ст. 86.1 ГК, имущество КФХ принадлежит ему на праве собственности. Примечательно, что ГК не определил минимальный уставный капитал, как это сделано в отношении АО или . Вместе с тем, будучи производственным предприятием, оно может успешно работать только при условии создания значимой материально-технической базы.

Плюсы и минусы

Выбор такой организационно-правовой формы обусловлен возможностью участия в федеральных и муниципальных госпрограммах под­держ­ки, суб­си­ди­ро­ва­ния и развития фермерства. Ими среди прочего может быть оговорен льготный порядок предоставления земли. По умолчанию (ст. 39.18 Земельного кодекса РФ) он таковым не является.

КФХ принципиально не подходит инвесторам, которые не видят себя сотрудниками с/х предприятия. Эта организационная форма предполагает обязательное личное участие в работе своего детища. Согласно п. 3 ст. 86.2 ГК, человек может быть членом только одного хозяйства со статусом юридического лица. Таким образом, лицам, заинтересованным в управлении субъектов хозяйствования через наемного управляющего, следует создавать ООО или АО.

Объедение со статусом юр. лица схоже с любыми другими коммерческими структурами. Преимуществом его создания является отсутствие минимального учредительного капитала. Однако эта медаль имеет и обратную сторону. Его учредители несут по долгам субсидиарную ответственность (п. 4 ст. 86.2 ГК). Если имущества предприятия не хватает для удовлетворения требований кредиторов, возможно взыскание личного имущества в недостающей части.

КФХ без статуса юр. лица — весьма проблемная форма ведения бизнеса. Таким структурам недоступны некоторые масштабные виды деятельности, например – племенное животноводство.

Сложны отношения хозяйства и его руководителя – ИП. В случае нетрудоспособности, старости или смерти главы возникает проблема правопреемства. Если ИП умер, то предприятие придется закрыть, а потом заново регистрировать на другого человека.

Объедение без статуса юр. лица может управляться только авторитарно при условии, что все другие члены всецело доверяют и полагаются на главу. 74-ФЗ предписывает последнему действовать добросовестно и разумно, не ущемляя интересы предприятия и его членов (ст. 16). Очевидно, что эта расплывчатая формулировка не поможет в разрешении споров.

Как ИП глава хозяйства отвечает по предпринимательским долгам всем личным имуществом.

Права и обязанности

КФХ вправе:

  • самостоятельно хозяйствовать на земле;
  • реализовывать право собственности на посевы, посадки с/х культур, произведенную продукцию (касается предприятий, имеющих статус юр. лица);
  • с разрешения властей возводить хозяйственные постройки;
  • использовать для собственных нужд общераспространенные полезные ископаемые (торф) и водные ресурсы;
  • проводить мелиоративные работы, создавать искусственные водоемы;
  • в случае изъятия земельного участка получить компенсацию расходов на повышение плодородия;
  • требовать установления/прекращения земельного сервитута;
  • передавать участок или его часть в аренду.

Оно обязано:

  • обеспечить целевое использование земель;
  • осуществлять мероприятия по их охране;
  • вносить плату за землю;
  • не посягать на права других землевладельцев, арендаторов;
  • своевременно рассчитываться с бюджетами всех уровней и коммерческими контрагентами.

Налоги и отчетность

Выбор системы бухучета, отчетности и налогообложения зависит от базовых факторов:

  • наличие/отсутствие статуса юридического лица;
  • наличие/отсутствие наемного персонала, не являющегося членами КФХ.

С зарплаты наемных сотрудников налоги и взносы во внебюджетные фонды уплачиваются так же, как и в отношении других нанимателей. Главы хозяйств платят фиксированную сумму взносов в ПФР за себя и участников.

Выбор системы налогообложения достаточно широк. Позволительно применение:

  • обычной традиционной схемы (ОСНО);
  • одного из вариантов ;

Последний вариант наиболее выгодный, а потому часто используемый. Предполагает применение ставки 6% от доходов, сокращенных на величину расходов.

Вновь зарегистрированное предприятие обязано уведомить территориальную инспекцию ФНС о выборе ЕСХН или УСН на протяжении 30 суток с даты постановки на учет (п. 2 ст. 346.3 Налогового кодекса). Это важно, поскольку по умолчанию применяется . Если 30-дневный срок пропущен, изменить схему уплаты налогов можно только перед началом нового налогового периода.

Учет доходов/расходов на ЕСХН ведется кассовым методом. Налоговый учет ведется на основании сведений бухучета.

Отчетность КФХ на ЕСХН при отсутствии наемного персонала включает:

  • подачу декларации по ЕСХН в ИФНС до 31.03 года, следующего за отчетным;
  • ведение в бумажном или электронном виде (до 2013 года она прошивалась в ИФНС, сегодня проверяется только при налоговых проверках);
  • подачу отчета формы РСВ-2 в территориальное отделение ПФР до 01.03 года, следующего за отчетным.

Оплата налогов и взносов:

  • не позднее 25 суток по окончании каждого полугодия отчисляется платеж по ЕСХН;
  • уплата с дохода до 300 тыс. руб. в 2016 году производится до 31.12.16 г.

Взносы по желанию могут уплачиваться ежемесячно или ежеквартально. Уплата взносов при годовом доходе более 300 тыс. руб. производится не позднее 01.04.17.


Самое обсуждаемое
Музыкальный праздник в подготовительной группе ДОУ по сказкам Чуковского Музыкальный праздник в подготовительной группе ДОУ по сказкам Чуковского
Принцип деления Европы на субрегионы Принцип деления Европы на субрегионы
Какие растения растут в пустыне Какие растения растут в пустыне


top