Коэффициент инфляции на год минэкономразвития. Минэкономразвития ухудшил собственный прогноз по уровню инфляции. Выкладки Министерства экономического развития

Коэффициент инфляции на год минэкономразвития. Минэкономразвития ухудшил собственный прогноз по уровню инфляции. Выкладки Министерства экономического развития

Как мы сообщали сегодня, Минэкономразвития ухудшил собственный прогноз по уровню инфляции и курсу рубля на 2018 год. Причиной этому стала угроза новых американских санкций и отток капитала из развивающихся экономик, включая российскую.

Помимо прогноза на текущий год существует также макроэкономический прогноз МЭР на более отдаленные периоды. Как выглядит прогноз инфляции в России на 2019-2021 год, составленный Минэкономразвития, когда можно ожидать обновления этого прогноза.

Последняя коррекция экономистами МЭР прогноза на 2018 год - предварительная. Обещано, что на будущей неделей, до конца августа, Минэкономразвития представит свежий макроэкономический прогноз на 2018 год и плановый период до 2024 года. Однако, как уже комментируют правительственные экономисты, августовский прогноз в основном будет скорректирован именно в части основных показателей по итогам 2018 года. Что касается период с 2019 по 2024 год, то изменений не будут или они будут чисто косметическими и несущественными.

Последний на сегодняшний день прогноз МЭР был представлен в июне. Что касается инфляции в 2019-2021 году и далее, то Минэкономразвития РФ называет следующие предварительные данные:

  • 2019 год - 4,3%,
  • 2020 год - 3,8%,
  • 2021 год - 4,0%,
  • 2022 год - 4,0%,
  • 2023 год - 4,0%,
  • 2024 год - 4,0%.

Четыре процента - таргет, или цель по инфляции в России. В основном эта цель стабильно достигается, но 2019 год может стать исключением. Причина - повышение налога НДС с 18 процентных пунктов до 20-ти.

Июньское обновление прогноза было связано именно с тем, что президент подписал закон о поправках в Налоговый кодекс, благодаря которым с 1 января 2019 год увеличивается ставка НДС. Минэкономразвития считает это событие достаточно сильным фактором, который будет иметь влияние на рост инфляции и замедление темпов экономического роста в будущем году.

Более того, повышение НДС отразится на инфляции в России уже в 2018 году. Несмотря на то, что налоговая ставка вырастет только после нового года, часть предпринимателей заложит ее в цены на свою продукцию заранее. Помимо этого, в ожидании роста цен россияне в конце года почти наверняка будут покупать многие виды товаров заранее. Рост спроса вызовет рост цен и увеличение инфляции.

Самый болезненный эффект от роста ставки НДС наступит, разумеется, в 2019 году. К примеру, поставщики коммунальных услуг уже сейчас просят государство дополнительно увеличить тарифы с января, чтобы компенсировать им выросший налог. Аналогично подорожают все товары и услуги.

Что касается темпов роста российской экономики, то увеличение ставки НДС замедлит рост ВВП, причем заметно.

Уже в текущем году темпы роста ВВП по итогам года составят 1,9% вместо ожидавшихся ранее 2,1%. А вот в 2019 году замедление роста окажется намного более драматичным - вместо 2,2% роста ВВП можно ожидать только 1,4%.

Небольшое оживление экономики наступит только в 2020 году. Немного снизится инфляция и вырастет темп роста ВВП. В 2020 году производство должно вырасти более, чем на 2%, а в 2021 году ожидается рост на 3% или более.

Фактически, только с 2021 года или еще позже российская экономика сможет выйти на общемировые темпы роста.

Это означает, что все те цифры, которые закладывает в свой макроэкономический прогноз на 2019-2021 год Минэкономразвития, говорят о продолжающемся отставании российской экономики от общемировой. Примерно с 2021-2022 года можно осторожно ожидать, что экономика нашей страны будет расти вровень с мировой и хотя бы перестанет отставать от нее. Что касается перспектив опережающего роста, пока о них даже не говорится.

В Минэкономразвития рассчитывают на дальнейшее замедление инфляции, что отражается на прогнозе индексов-дефляторов на 2017-2019 годы. Восстановление экономического роста и стабилизация отечественной валюты обеспечат умеренный рост цен, что соответствует целям Центробанка. Эксперты отмечают уязвимость российской экономики перед новыми внешними вызовами.

Индекс-дефлятор переходит к снижению: прогнозы Минэкономразвития на 2017-2019 годы

Российская экономика преодолела негативные последствия кризиса, что отражается на стабилизации цен. После роста до 13%, темпы инфляции замедлились до 4%, что соответствует целевому уровню Центробанка. В дальнейшем власти рассчитывают закрепить рост цен на данном уровне, что станет основой макроэкономической стабильности.

Замедление инфляции связано с влиянием нескольких факторов. Восстановление роста нефтяных котировок привело к существенному укреплению отечественной валюты. В результате произошло снижение цен на импортные товары. Кроме того, российская экономика восстанавливает положительные темпы роста.

Снижение темпов инфляции отражается на дефляторах, уровень которых определяют представители Минэкономразвития. Данные коэффициенты отражаются на сравнении цен в разных периодах, что позволяет спрогнозировать дальнейшие темпы развития экономики. Кроме того, дефляторы используются для индексации некоторых тарифов, социальных выплат и т.д.

В отличие от индекса потребительских цен, при расчете дефляторов используется полный набор существующих товаров и услуг. Еще одно отличие от ИПЦ – данный показатель отражает заниженные темпы инфляции.

Прогнозные значения индексов-дефляторов на 2017-2019 годы основаны на сценариях развития экономики РФ, разработанных экспертами Минэкономразвития.

Оживление экономики продолжается

Отечественная экономика сохранит положительные темпы роста в среднесрочной перспективе, уверены в МЭР. Несмотря на сохранение режима санкций и период низких цен на энергоресурсы, рост ВВП достигнет 2-3%. При этом мировая экономика будет прирастать на 3,6%.

Ключевым фактором для российской экономики останется динамика нефтяного рынка. Прогноз МЭР предполагает среднюю стоимость барреля на уровне 40 долларов. Если нефтяные котировки будут превышать данный уровень, то правительство сможет восстановить запасы Резервного фонда, которые значительно сократились за время кризиса.

Для устойчивого роста отечественной экономики необходимо стимулировать развитие несырьевого экспорта, подчеркивают представители МЭР. В таком случае будет снижена зависимость от колебаний цен на энергоресурсы, которая является причиной циклических кризисов.

Улучшение макроэкономической динамики приведет к наращиванию инвестиций и восстановлению роста реальных доходов населения. Кроме того, власти не прогнозируют существенного ослабления отечественной валюты.

В таких условиях рост цен замедлится до 3,8-4%, подчеркивают чиновники. Данная динамика отражается на прогнозах дефляторов на следующий год.

Прогнозы на 2018 год: чиновники против экспертов

Учитывая динамику развития экономической ситуации, представители Минэкономразвития подготовили прогнозы основных ценовых коэффициентов на 2018 год:

В Центробанке также рассчитывают удержать инфляцию в пределах 4%. Замедление инфляции позволит регулятору продолжить снижение ключевой ставки, что обеспечит удешевление кредитных ресурсов. В результате экономика получит дополнительный импульс для развития.

Эксперты не уверены в стабильности цен в ближайшей перспективе, что связано с влиянием нескольких факторов. Перед выборами власти будут увеличивать расходы федерального бюджета, направляя средства на повышение социальных выплат. Избыточная рублевая ликвидность приведет к ускорению инфляции.

Кроме того, под вопросом остается устойчивость российской валюты в ближайшие годы. Рубль сохраняет зависимость от тенденций нефтяного рынка, что создает угрозы для стабильности валютного рынка. Также эксперты отмечают существенный отток капитала, что отражается на динамике валютных котировок. Спекулянты реагируют на рост геополитических рисков и снижение ставки Центробанка, сокращая инвестиции в российские активы.

Обвал цен на нефть спровоцирует новый этап кризиса для российской экономики. В отличие от 2014 года, у правительства нет значительных финансовых резервов, которые помогли бы стабилизировать ситуацию. При этом отечественный бюджет лишится существенных поступлений, что приведет к росту дефицита. В таких условиях произойдет девальвация российской валюты, что приведет к соответствующему повышению цен.

Возобновление роста экономики позволяет экспертам Минэкономразвития снизить прогнозы по индексам-дефляторам на ближайшие годы. Инфляция в 2018-2019 гг. сократится до 4%, что соответствует прогнозному уровню Центробанка.

Замедление роста цен приведет к повышению реальных доходов населения. Также Центробанк сможет уменьшить ключевую ставку, что приведет к снижению стоимости заемных ресурсов.

Снижение инфляции может оказаться под угрозой, если возобновится падение цен на нефть. Кроме того, в следующем году правительство будет увеличивать бюджетные расходы, что отразится на динамике цен.

Прогнозы на 2019 год

При определении индексов-дефляторов Минэкономразвития на 2019-2021 годы чиновники разрабатывают несколько сценариев:

  1. Базовый – сохранение текущих значений как внутренних, так и внешних факторов, цены на нефтепродукты продолжат колебаться в значении 40-50$ за баррель, таможенные пошлины останутся на уровне 2019 года;
  2. Целевой или самый неблагоприятный – ужесточение санкций, падение стоимость нефти до критических показателей, повышение таможенных пошлин в несколько раз и, как следствие, рост инфляции и безработицы внутри страны;
  3. Благоприятный – ослабление или полная отмена санкций, рост цен на продукты нефти, снижение таможенных пошлин в отношении российских товаров.

Чиновники уже определили значения индекс-дефлятора на 2019 год (все показатели закреплены в Прогнозе социально-экономического развития России до 2024 года):

  • С/х – 103,9;
  • Нефть – 104,3;
  • Водоснабжение – 104,9;
  • Электро-и-газоснабжение – 106,1;
  • Инд. цен в потребительской сфере – 104,6;
  • Строительство – 105,0.

Данные показатели относятся к “базовому” сценарию развития экономики России.

Как считать индексы-дефляторы

Расчет индекса-дефлятора (ИД) представляет собой отношение номинальных показателей к текущим, после чего финальное значение переводится в %-ты.

Формула для расчета: ИД = номинальные показатели / реальные (текущие) показатели × 100%

ИД ВВП также исчисляется по заданной формуле (номинальный ВВП / реальный ВВП × 100%). Такм образом можно определить динамику цен на все товары и услуги в сфере потребления и производства. Что же касаетсяИД ВВП, то здесь речь о динамике цен в экономике России в целом.

Смотрите видео с примером подсчета ВВП с дефлятором:

Темп роста ВВП ко второму кварталу 2019 года может опуститься ниже 1 % к аналогичному периоду 2018 года. В целом на следующий год экономический рост ожидается на уровне 1,4% против 1,9% в 2018 году.

Такие выводы содержатся в обновленном макропрогнозе , направленном в правительство на этой неделе. Министерство обновило прогноз с учетом целей, поставленных президентом - говорится в сообщении ведомства. При этом в базовый сценарий прогноза (он используется для расчета бюджета) «в настоящий момент заложены предпосылки полной реализации разработанного правительством комплекса мер, направленных на обеспечение ускорения темпов экономического роста и улучшение демографической ситуации».

Отметим, что пока этот комплексный план известен лишь в общих чертах. В понедельник одобрила предложенное правительством повышение с 2019 года НДС с 18% до 20%. Также парламентом утверждены поправки в Бюджетный кодекс, предусматривающие создание Фонда развития инфраструктурных проектов объемом в 3,5 трлн руб. и усложняющий инвестиционный процесс механизмом «обоснования инвестиций». Так же в парламент внесены предложения об увеличении пенсионного возраста.

Тем временем Минэкономразвития объясняет замедление экономического роста в 2019 году прежде всего замедлением в следующем году реальных темпов роста заработных плат. Дело в том, следует из прогноза, что в 2018 году зарплаты росли слишком быстро и в следующем году этот рост замедлится. В 2018 году правительством были проиндексированы до целевого уровня оплата труда работников соцсферы, а также МРОТ был поднят до прожиточного минимума. Кроме того, в 2019 году индексация другим категориям работников бюджетной сферы будет проведена не с 1 января, а с 1 октября. «Отсутствие значимого давления на заработные платы со стороны бюджетного сектора обусловит сближение темпов роста реальных зарплат в частном секторе с темпом роста производительности труда». - прогнозируют в Минэкономразвития.

В результате темп роста реальных зарплат снизится с ожидаемых 6,3 % в 2018 году до менее 1 % в 2019 году.

Одновременно сократится и конечное конечное потребление домашних хозяйств с 3,5% до 2,6 % год к году в 2019 году.

«С другой стороны, на реальных темпах роста заработной платы, также как и на их покупательной способности, негативно скажется ускорение инфляции», - говорится в прогнозе. Причина роста инфляции - увеличение ставок НДС и она временная.

По данным Минэкономразвития «доля товаров и услуг, облагаемая базовой ставкой НДС, в потребительской корзине, оставляет 76 %. Соответственно, «счетный» вклад в инфляцию от увеличения базовой ставки НДС с 18 % до 20% оценивается в 1,3 п.п.».

В министерстве считают, что в следующем году будут происходить сразу два противоположных по направлению «вторичных эффекта»: «рост инфляционных ожиданий и частичная абсорбция эффекта повышения НДС за счет маржи производителей и продавцов, которые будут сопоставимы по масштабу».

Также вероятным эффектом роста инфляционных ожиданий уже в 2018 году станет «потребление впрок» товаров длительного пользования, на которые население будет ожидать роста цен. Минэкономразвития прогнозирует, что инфляция с текущих уровней ускорится до 3,1 % год к году уже в декабре 2018 года. Сдерживать инфляцию предлагается мерами денежно-кредитной политики ЦБ. И тогда инфляция на конец 2019 года составит 4,3 %, «что в целом является незначительным отклонением от целевого ориентира 4 %».

В макропрогнозе сделан вывод о том, что «по мере выхода из базы расчета вклада от повышения НДС инфляция, вероятно, опустится ниже 4 %». На конец 2020 года прогноз по инфляции составляет уже 3,8%. Далее, с 2021 по 2024 годы Минэкономразвития считает рост цен стабильным на уровне 4%.

А вот восстановление роста реальных зарплат не такое оптимистичное. В 2020 году рост возможен на уровне 1,5%. В 2021 году - 2,3%. А с 2022 по 2024 годы реальный рост зарплат ожидается на уровне 2,8% в год. То есть никаких явных индексаций оплаты труда правительственный пакет комплекса мер не предполагает.

Зато из макропрогноза Минэкономразвития следует, что для восстановления экономического роста «ключевым условием является перераспределение структуры расходов в пользу инвестиционных». На решение этой задачи будет направлен комплекс мер экономической политики, включающий как перераспределение расходов федерального бюджета в пользу инвестиционных и реализацию проектов инфраструктурного строительства с привлечением средств частных инвесторов.

Предполагается и создание условий для роста инвестиционной активности частного сектора. «Это будет достигаться с помощью обеспечения стабильных и необременительных условий для бизнеса» — говорится в макропрогнозе.

Под этим подразумевается, что бизнесу будут предложены стабильные налоговые условия, предсказуемое тарифное регулирование, снижение уголовно-процессуальных рисков предпринимательской деятельности и завершение реформы контроля и надзора.

Минэкономразвития также предполагает и снижение доли государства в экономике.

Кроме того, комплекс мер экономической политики будет включать мероприятия, направленные на создание источников долгосрочных сбережений в экономике. Это создание добровольной накопительной пенсионной системы и расширение линейки инструментов сбережения населения. Также ожидается переход от нейтрального банковского регулирования к стимулирующему.

«При успешной реализации всего комплекса мер экономической политики рост ВВП ускорится до уровня выше 3 % в период 2021-2024 годов», - говорится в прогнозе Минэкономразвития.

Отметим, такие показатели как нефть и курс доллара, на этот раз серьезного влияния изменение прогнозных показателей не оказывают. По расчетам Минэкономразвития в 2019 году курс доллара составит 63,2 руб\$, который подрастет к 2020 году только до 63,8 руб\$. Прогноз по курсу на 2021 - 64 руб\$ и на 2022 год - 64,7 руб\$. Только в 2024 году курс по ожидания вырастет до 68 руб\$.

Также спокойно в прогнозе оценивается и рынок нефти. В условиях достаточно уверенного роста мирового спроса странами-экспортерами нефти 23 июня было принято решение об увеличении добычи нефти до 1 млн. барр. в день.

В этих условиях прогнозируется, что объем добычи нефти в России составит 549 млн. тонн в текущем году в 2018 году, а в 2019 году увеличится до 555 млн. тонн и до 560 млн. тонн в 2020-2021 году. Снижать добычу Россия планирует только в 2024 году до 555 млн. тонн.

Тем не менее в базовый сценарий прогноза социально-экономического развития Минэкономразвития заложило снижение цен на нефть URALS до $63,4 в среднем за 2019 год.

В 2020 году цена ожидается на уровне $59,7 за баррель. А в 2024 году до $53,5.

Эти показатели в первую очередь повлияют на перераспределении бюджетных расходов, которые предварительно уже распределил между бюджетополучателями в конце июня.

Индекс-дефлятор 2020-2021 - это особый экономический показатель, который позволяет спрогнозировать окончательную цену на определенные товары, работы и услуги, а также оценить реальные доходы населения или покупательскую способность россиян. В статье разберемся, что представляет собой данный показатель, а также определимся, какие будут действовать индексы дефляторы на 2020-2021 годы.

Что за показатель такой

Если говорить простыми словами, то индекс-дефлятор — это некий экономический коэффициент, который позволяет рассчитать конечную стоимость услуг, товаров, продуктов, работ. Например, индекс-дефлятор на 2020 год в строительстве, цены на продукты питания, коммунальные и бытовые услуги, стоимость медикаментов и предметов первой необходимости.

Утверждая индекс-дефлятор на 2020-2021 годы, Минэкономразвития определяет, какими будут ценовые значения в будущем. Такие прогнозы необходимы, чтобы чиновники могли своевременно скорректировать социально-экономическую политику. Простыми словами, определить ряд мероприятий, которые позволят улучшить жизнь российского народа и не допустить чрезмерного влияния отрицательных факторов (обнищание населения, инфляция, резкий скачок безработицы, рост цен).

Для сравнения индекс цен и индекс-дефлятор — значения терминов довольно схожи. Только индекс цен указывает, какое конкретное значение примет цена на конкретный товар в конкретном периоде времени. А индекс-дефлятор, в свою очередь, определяет ценовые значения сразу на группу товаров, работ или услуг.

Как это работает

Разрабатывая индекс-дефлятор на 2020 год, Минэкономразвития Приказ утверждает сразу на несколько периодов. Значения используются для составления прогноза развития страны, а также для определения мероприятий для социальной и экономической поддержки населения.

Индекс-дефлятор (формула для расчета) определяется как отношение номинального ценового показателя к реальному, переведенному в процентное соотношение.

Например, ключевой макроэкономический показатель индекс-дефлятор ВВП, формула:

Стоит учитывать, что этот показатель имеет значительный недостаток. Он занижает показатель инфляции. Именно поэтому ряд представителей министерств и ведомств используют индексы-дефляторы для экономических прогнозов. В результате полученные результаты показывают систематическое и стабильное улучшение жизни населения, а также нескончаемый рост доходов граждан. В реальности этого не происходит, по крайне мере в описанных масштабах.

После того индексы-дефляторы Минэкономразвития до 2021 года утверждены, чиновники приступают к всестороннему анализу и прогнозированию. Основная цель — разработка вероятных сценариев или, по-простому, планов мероприятий, которые будут применены при благоприятном или же негативном развитии.

Индексы-дефляторы на ближайшие три года

Отрасль 2020 2020 2021
Промышленность (BCDE)
дефлятор 103,3 102,9 103,0
ИЦП 103,4 103,0 103,0
в т. ч. без продукции ТЭКа (нефть, нефтепродукты, уголь, газ, энергетика) 104,1 104,1 103,9
Добыча полезных ископаемых (Раздел B)
дефлятор 101,2 100,6 101,0
ИЦП 101,4 101,2 101,1
Добыча топливно-энергетических полезных ископаемых (05, 06+09)
дефлятор 100,9 100,4 100,8
ИЦП 101,2 101,0 100,9
Добыча угля (05)
дефлятор 104,5 104,0 103,7
ИЦП 104,3 104,1 103,9
уголь энергетический каменный
ИЦП 104,6 104,1 104,1
Добыча сырой нефти и природного газа (06+09)
дефлятор 100,5 100,0 100,4
ИЦП 100,8 100,7 100,6
Добыча металлических руд и прочих полезных ископаемых (07, 08)
дефлятор 104,0 102,6 102,9
ИЦП 103,6 103,0 103,0
Добыча металлических руд (07)
дефлятор 104,2 102,5 102,7
индекс цен производителей 103,7 102,8 102,9
Добыча прочих полезных ископаемых (08)
дефлятор 103,2 103,3 103,3
ИЦП 103,1 103,2 103,2
Обрабатывающие производства (Раздел C)
дефлятор 103,9 103,5 103,5
ИЦП 103,7 103,5 103,4
Производство пищевых продуктов, напитков и табачных изделий (10, 11, 12)
дефлятор 103,1 103,2 103,5
ИЦП 102,9 103,2 103,4
Производство текстильных изделий, производство одежды, производство кожи и изделий из кожи (13, 14, 15)
дефлятор 104,2 103,8 103,5
ИЦП 104,1 103,8 103,6
Обработка древесины и производство изделий из дерева и пробки, кроме мебели, производство изделий из соломки и материалов для плетения (16)
дефлятор 105,1 104,6 104,3
ИЦП 104,6 104,4 104,3
Производство бумаги и бумажных изделий (17)
дефлятор 105,2 104,7 104,4
ИЦП 104,7 104,5 104,3
Производство нефтепродуктов (19.2)
дефлятор 101,3 100,1 100,6
ИЦП 100,9 99,8 100,3
Производство химических веществ и химических продуктов, производство лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях, производство резиновых и пластмассовых изделий (20, 21, 22)
дефлятор 105,2 104,9 104,7
ИЦП 104,8 104,7 104,5
Производство прочей неметаллической минеральной продукции (23)
дефлятор 103,9 103,7 103,6
ИЦП 103,9 103,8 103,7
Производство черных металлов (24.1, 24.2, 24.3, 24.5)
дефлятор 104,2 104,7 103,7
ИЦП 103,8 104,4 103,1
Производство основных драгоценных металлов и прочих цветных металлов, производство ядерного топлива (24.4)
дефлятор 106,0 104,5 104,1
ИЦП 105,6 104,3 103,7
Производство готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования (25)
дефлятор 104,5 104,5 104,2
ИЦП 104,3 104,3 104,1
Продукция машиностроения (26, 27, 28, 29, 30, 33)
дефлятор 105,5 105,3 105,4
ИЦП 105,3 105,1 105,1
Прочие
дефлятор 102,8 102,9 103,2
Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха (35)
дефлятор 105,0 104,2 104,0
индекс цен производителей (ИЦП) 105,0 104,2 104,0
Водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизация отходов, деятельность по ликвидации загрязнений (Раздел E)
дефлятор 104,0 104,0 104,0
ИЦП 104,0 104,0 104,0
Сельское хозяйство
дефлятор 103,5 103,1 103,3
Индексы цен производителей
Растениеводство
дефлятор 103,7 102,9 102,9
Животноводство
дефлятор 103,4 103,5 103,7
индекс цен реализации продукции сельхозпроизводителями 103,5 103,8 103,9
Транспорт, вкл. трубопроводный
дефлятор 104,3 104,2 104,1
ИЦП 104,4 104,3 104,3
ИЦП с исключением трубопроводн. транспорта 103,6 103,7 103,6
Инвестиции в основной капитал (капитальные вложения)
дефлятор 105,0 104,4 104,2
индексы цен
Строительство
дефлятор 105,0 104,8 104,5
ИЦП 104,7 104,6 104,5
Потребительский рынок
оборот розничной торговли, дефлятор 104,2 103,5 104,0
ИПЦ на товары 104,0 103,3 103,9
платные услуги населению, дефлятор 104,8 104,2 104,3
ИПЦ на услуги 104,9 104,3 104,4

Сценарии развития

В настоящий момент Минэкономразвития разрабатывает три вида сценариев для российской экономики:

  1. Базовый план, который подразумевает, что показатели основных факторов российской экономики сохранятся на базовом или текущем уровне. То есть не претерпят никаких изменений.
  2. Консервативный сценарий предусматривает существенное ухудшение социально-экономических показателей. В плане учитываются не только внутренние, но и внешние факторы.
  3. Целевой план, при котором ожидается оптимальное развитие событий для российской экономики как на внутреннем рынке, так и на внешнем. Например, отмена санкций, снижение фискальных пошлин и обременений, рост цен на сырье и прочее.

Анализу подвергаются не только показатели внутреннего развития (ВВП, налоговая система, МРОТ, ценовые показатели, размер потребительской корзины). Но и внешние факторы. В настоящее время особое внимание уделяется санкциям, которые были применены со стороны США и стран Евросоюза.

Базовый сценарий

Данный прогнозный план предусматривает следующие значения:

  1. Спрос на энергоносители повысится. Цены на нефтепродукты сохранятся на действующем уровне. Такие значения будут достигнуты соблюдением соглашения о сокращении нефтедобычи. Хотя некоторое давление со стороны США все же сохранится из-за увеличения добычи сланцевой нефти.
  2. Сохранение роста мировой экономики на уровне 2,8 %. Ожидается, что страны с максимально развитой экономикой снизят темпы развития. Китайская экономика замедлит темпы развития из-за повышения долговой нагрузки и торговых пошлин. Развивающиеся страны не смогут улучшить показатели из-за снижения цен на сырьевом рынке.
  3. Экспорт российских нефтяных продуктов увеличится. Причиной станут наилучшие ценовые предложения российского рынка, в сравнении с конкурирующими государствами.
  4. Рост уровня инвестиций будет обеспечен выполнением норм федеральной программы по поддержке среднего и малого бизнеса (льготы малому предпринимательству, налоговые каникулы).
  5. Развитие сектора импортозамещения позволит расширить промышленные направления, увеличить число рабочих мест, повысить производительность труда.

Результатом развития экономики по такому сценарию будет являться снижение уровня безработицы до 4,7 %, а также повышение реального уровня доходов населения до 1,5 %. Что положительно отразится на увеличении спроса, а также на росте потребительского кредитования.

Целевой план развития

Индекс-дефлятор на 2020 год для смет при положительном развитии предусматривает аналогичные показатели, что и базовый план. Однако чиновники предусмотрели дополнительные (исключительные) факторы:

  1. Демографические показатели по данным Росстата. Планируется существенный прирост населения, который будет обусловлен не только увеличением рождаемости, но и миграционным приростом.
  2. Рост добычи нефтепродуктов увеличит прирост потока инвестиций как внутренних, так и внешних (иностранных) капиталов. Рост будет обеспечен введением в эксплуатацию новых скважин, усовершенствованием технологий добычи.
  3. Укрепится российский рубль по отношению к курсам иностранных валют. А именно в отношении к американскому доллару и евро.
  4. Динамика роста внутреннего валового продукта достигнет показателя не менее 3,1 % в год.

Отметим, что основной рычаг достижения показателей положительного развития экономики — это усиление позиций на сырьевом рынке, а именно за счет реализации нефтяных продуктов и газа.

Консервативный план

Прогнозные индексы-дефляторы Минэкономразвития до 2020 года подразумевают, что на российскую экономику повлияют многочисленные отрицательные факторы. К основным неблагоприятным критериям можно отнести:

  1. Ужесточение денежно-кредитной экономики других государств.
  2. «Жесткая посадка» китайской экономики.
  3. Резкое снижение стоимость нефти (ниже 35 долларов за баррель).
  4. Ослабление позиций рубля по отношению к доллару США.
  5. Снижение темпов роста ВВП до 0,8 %.
  6. Инфляция достигнет показателя в 4,3 % и выше.

Данному плану развития чиновники уделяют особое внимание, так как влияние мирового кризиса нельзя не учитывать.

Прогноз показателей на 2020 год

Плановые индексы-дефляторы Минэкономразвития на 2020, с учетом последних изменений, были окончательно скорректированы в последний момент. Основными изменяющими факторами стали: повышение пенсионного возраста, повышение НДС, налоговый маневр в нефтяной отрасли, рост акцизов на топливо.

С учетом данных нововведений в налоговой и социальной политике Минэкономразвития озвучивает следующие показатели:

  • товары потребительского назначения — 104,4;
  • товары промышленного сектора — 104,1;
  • оптовые цены на газ — 103,8;
  • коэффициент стоимости угля — 103,9;
  • ожидаемая стоимость мазута — 102,1;
  • прогнозные цены на электроэнергию (розница) — 109,1;
  • коммунальные услуги (водоснабжение и поставка тепловой энергии) — 105,1;
  • индекс-дефлятор на 2020 год Минэкономразвития (строительство) — 105,0;
  • плановые цены на грузоперевозки РЖД — 105,2.

Ожидаемые показатели по базовому сценарию в таблице:

Задавайте вопросы, и мы дополним статью ответами и пояснениями!

Любая страна заинтересована в прогнозе инфляции, делая его важной составляющей экономической политики. При этом оптимальный уровень инфляции не является однозначным. С одной стороны, правительство должно стараться поддерживать инфляцию на уровне, стремящемся к понижению. Обесценение национальной валюты негативно сказывается на ведении бизнеса простыми гражданами. С другой, инфляция не должна снижаться более чем на 0,5% в год, что обеспечит государству стабильный экономический рост.

Инструменты экономической политики не всегда в силах повлиять на инфляцию, уровень которой зависит от многих факторов. Тем не менее какой будет инфляция в России в 2019 году волнует многих.

Факторы, влияющие на уровень инфляции

Стать причиной роста или падения уровня инфляции могут следующие факторы:

  1. Монополия со стороны государства на внешнюю торговлю, эмиссию денег и прочие расходы.
  2. Монополия со стороны профсоюзов, определяющая уровень заработной платы.
  3. Монополия со стороны крупнейших компаний на установление цен и издержек.

Кроме того, на то будет ли снижение или рост уровня инфляции влияют адаптивные инфляционные ожидания, отражающие поведение потребителей в условиях инфляции. Так, при инфляции потребитель и производитель ожидает дальнейшего повышения цен, поэтому «закупает впрок» себе в ущерб. Это приводит к дальнейшему росту цен.

Последние новости о прогнозе инфляции на 2019 год

Какая реальная инфляция ожидается в 2019 году волнует многих. В следующей таблице для оценки уровня инфляции как за предыдущие года, так и на ближайшую перспективу приведены официальные данные Росстата за 2008-2020 годы.

Прогноз инфляции на 2019 год по мнению экспертов

Не только официальные данные достойны внимания. Многие аналитики также вносят свою лепту в прогнозирование уровня инфляции. Так, можно рассмотреть предположения следующих экспертов:

  1. Центробанк РФ
  2. Аналитическое кредитное рейтинговое агентство
  3. Министерство экономического развития
  4. Высшая школа экономики

Свое видение ситуации Центробанком РФ

Эксперты Центрального банка в лице его главы Эльвиры Набиуллиной считают, что к 2019 году инфляционный показатель достигнет уровня в 4%. Это говорит о том, что инфляция находится под государственным контролем, что подтверждается регулярным мониторингом цен по разным товарным группам. Что касается инфляционных ожиданий потребителей, то они останутся завышенными и в 2019 году.

Оценка со стороны Аналитического кредитного рейтингового агентства

С этой стороны наблюдается менее оптимистическая оценка, согласно которой рост ценовых показателей в 2019 году превысят запланированные Центробанком 4%. При этом основными факторами, которые приведут к такой ситуации, числятся:

  • санкционные ограничения;
  • рост тарифов и налогов;
  • трансформация конъюнктуры внешних рынков.

Аналитики агентства считают, что любая форс-мажорная ситуация может повлиять на инфляцию практически мгновенно, поэтому они не исключают рост цен в 2019 году на 4,4%.

Прогноз от Министерства экономического развития

Ведомство на регулярной основе делает выкладки по описанию текущей ситуации в стране и составлению прогнозов на перспективу, исходя из положения как на внешнем, так и на внутреннем рынках. Большую роль в прогнозных значениях уровня инфляции играют котировки на нефть. Глава ведомства Максим Орешкин утверждает, что инфляция в 2019 году не превысит уровня в 2-3%.

Хотя многие эксперты сомнительно относятся к такому оптимистическому мнению. Они считают, что строить предположения только на прогнозе в подорожании нефти не целесообразно и недостаточно. Нужно принимать во внимание и другие не менее важные факторы.

Позиция Высшей школы экономики

Эксперты данного учреждения во главе угла ставят непрекращающиеся санкции в отношении России, которые не только оказывают влияние на экономический рост страны, но и на курс национальной валюты. В 2019 году по мнению Высшей школы стоит ожидать инфляцию на уровне 4,3%. Что примечательно: если никаких новых санкций не последует, то такая ситуация будет носить временный характер.

Инфляция в России в 2019 году
Инфляция в России в 2019 году: факторы, определяющие уровень инфляции, прогнозные значения на 2019 год от Росстата и видение ситуации со стороны разных аналитических структур.

Источник: g2019.su

Письмо Министерства экономического развития РФ от 25 ноября 2016 г. № 36144-АВ/Д03и “О применении показателей прогноза социально-экономического развития Российской Федерации в целях ценообразования на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу”

Минэкономразвития России доводит показатели прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов (далее – Прогноз), одобренного на заседании Правительства Российской Федераций 13 октября 2016 года (протокол № 33, часть I) и размещенного на официальном сайте Минэкономразвития России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», используемые в целях ценообразования на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу (далее – ГОЗ).

Применение данных показателей Прогноза следует осуществлять в соответствии с приказом Минэкономразвития России от 29 апреля 2015 г. № 37 «Об утверждении порядка применения индексов цен и индексов-дефляторов по видам экономической деятельности при прогнозировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу» (далее – приказ № 37).

Показатели Прогноза, используемые в целях ценообразования на продукцию, поставляемую ГОЗ, содержатся в следующих таблицах в составе Прогноза (прилагаются):

– инфляция (индекс потребительских цен – ИПЦ) – в таблице «Прогноз показателей инфляции и системы цен до 2019 г.»;

– индексы цен производителей и индексы-дефляторы – в таблице «Прогноз индексов дефляторов и индексов цен производителей по видам экономической деятельности до 2019 г. (по полному кругу предприятий), в % г/г»;

– индекс изменения реальной заработной платы – в таблице «Основные показатели прогноза социально-экономического развития до 2019 года»;

– индексы изменения цен (тарифов) на продукцию (услуги) компаний инфраструктурного сектора – в таблице «Изменение цен (тарифов) на продукцию (услуги) компаний инфраструктурного сектора до 2019 года (в %, в среднем за год к предыдущему году)».

В целях применения индекса изменения номинального обменного курса рубля за один доллар США* сообщаем значения на 2017-2019 гг. (базовый вариант):

Письмо Министерства экономического развития РФ от 25 ноября 2016 г
Письмо Министерства экономического развития РФ от 25 ноября 2016 г. № 36144-АВ/Д03и “О применении показателей прогноза социально-экономического развития Российской Федерации в целях ценообразования

Источник: www.garant.ru

Прогноз инфляции для России на 2019 год

Прогнозирование инфляции – важный аспект экономической политики любого государства. С одной стороны, мероприятия, разрабатываемые правительством, должны привести страну к конкретному состоянию — такому, при котором инфляционный показатель будет демонстрировать устойчивый тренд к снижению. Обесценивание национальных денежных единиц всегда сопровождается ростом цен, что негативно сказывается на бизнесе и простых гражданах, вынужденных тратить больше денег на покупку товаров и оплату услуг.

С другой стороны, предпринимать меры по снижению инфляции в стране более чем на 0,5 процентных пункта в год не рекомендуется. Это особенно справедливо для экономик переходного типа, к которым относится и российская – небольшое обесценивание денег необходимо стране, чтобы обеспечить оптимизацию ресурсных потоков и сообщить государству экономический рост.

Конечно, полностью обуздать инфляцию при помощи инструментов экономической политики не получится. На нее воздействует такое число факторов, что Центробанк или Минэкономразвития просто не способны нивелировать действие каждого из них. Тем не менее, простых граждан больше волнует не процесс, а результат. Тем более сейчас, когда в России наблюдается не самая стабильная ситуация, а зарплаты попросту не успевают расти за ценами. Давайте узнаем, какой уровень инфляции в стране эксперты прогнозируют на 2019 год.

Прогноз от Центробанка РФ

Согласно заявлению, сделанному главой ведомства — Эльвирой Набиуллиной, — текущая ситуация с инфляцией характеризуется исторически низкими уровнями, которые приобретают системный характер. На 2018 год эксперты Центробанка прогнозируют инфляцию на уровне от 3,5 до 4%, пересмотрев свои прошлые выкладки в сторону повышения. В 2019 году, — считает глава ведомства, — показатель обесценивания денег будет приближен к отметке 4% в год.

Свои слова о том, что инфляция находится под контролем, Набиуллина подтверждает результатами мониторинга цен по различным группам товаров и территориальным единицам страны. Прогноз специалистов Центробанка настолько оптимистичен, что они даже спрогнозировали в 2018 году кратковременный скачок до 2%, поясняя это стабилизацией цен на товары продовольственной группы. Такой эффект — последствие инвестирования в сельскохозяйственную отрасль, которое помогло повысить ее производственный потенциал.

Однако долговременную стабилизацию инфляции в главном банке страны считают нецелесообразной. В случае, если она застрянет на данной отметке, будут приняты меры, чтобы «подтянуть» ее до прогнозного уровня (т.е. до 4%). Набиуллина также отметила, что инфляционные ожидания со стороны населения до сих пор остаются завышенными, в то время как бизнес больше доверяет правительству. В 2018 году большая часть участников рынка (около 60%) строит планы на основании четырехпроцентной инфляции, в то время как еще год назад по правительственным прогнозам работало не более 20% предприятий.

Прогноз Аналитического кредитного рейтингового агентства

Представители данной организации настроены менее оптимистично. Согласно их мнению, сложившаяся структура экономики страны все еще способствует проявлению шоков, поэтому вполне возможно, что рост ценовых показателей в 2019 году ускорится и превысит запланированные Центральным банком 4%. В качестве факторов, которые могут стимулировать проявление макроэкономических шоков, эксперты называют изменения конъюнктуры внешних рынков, возрастание налогов и тарифов, а также санкционные ограничения.

Представители Агентства считают, что достигнуть плановых инфляционных значений в 2017 году правительственным ведомствам помогли исключительно инструменты жесткой денежно-кредитной политики и неожиданные смены конъюнктуры в лучшую сторону. Однако любая форс-мажорная ситуация (вероятность возникновения которой АКРА считает крайне высокой — около 70%) мгновенно повлияет на инфляцию. По прогнозам аналитиков, в 2018 году цены вырастут примерно на 4,6%, а в 2019 году – еще на 4,4%.

Выкладки Министерства экономического развития

Представители данного ведомства регулярно выпускают аналитические отчеты, в которых описывают текущую ситуацию в стране и делают прогнозы на будущее, исходя из ситуации на внутреннем и внешнем рынках. В последнюю модель были заложены обновленные сведения, которые гласят, что нефтяные котировки будут составлять от 50 до 60 долларов за единицу физического объема.

Ранее прогноз учитывал, что нефть марки Urals будет стоить в среднем около 44 долларов США за баррель, однако уже сейчас цена поднялась до уровня в 68,50 долларов. Глава ведомства — Максим Орешкин, — сообщает, что объективная инфляция должна быть зафиксирована на отметке в 2-3%. При таких предпосылках в экономике страны возможен рост показателей на 1,8%, а бюджет уже к началу 2019 года станет профицитным (прогнозный уровень — 0,8%).

Впрочем, некоторые независимые эксперты уже раскритиковали такие оптимистичные выкладки. Аналитики полагают, что для реализации позитивного прогноза подорожания нефти будет недостаточно. Необходимо, прежде всего, разработать и внедрить стимулы для развития сектора обрабатывающей промышленности, увеличив ее долю в валовом продукте и статьях экспорта. Необходимо принять во внимание и другие факторы, к числу которых эксперты отнесли геополитику, санкционные ограничения и развитие мировой экономики.

Прогноз от Высшей школы экономики

Эксперты, представляющие «Центр развития» ВШЭ, считают, что недавно обновленный список санкций в отношении России существенно повлияет на курс национальной валюты и потенциал экономического роста страны. Согласно результатам экономического моделирования, проведенного специалистами Центра, уже в 2018 году нужно ожидать падения курса рубля по отношению к доллару США до уровня 60,5-61 рубль за единицу американской валюты.

Такой прогноз может сбыться, даже если нефтекотировки будут устойчивыми и составят около 67-68 долларов за баррель. Эксперты прогнозируют негативный тренд для экспортных показателей (снижение на 3 или даже 4 миллиарда долларов в 2018 и 2019 годах). Итоговое ослабление рубля приведет к заметному росту цен – уже в конце 2018 года нужно ждать инфляцию от 4,1 до 4,3%.

Впрочем, в Высшей школе экономики уверены: если новых санкций не последует, то эти негативные тренды будут носить временный характер. Но, увы, на стабилизацию инвестиционных потоков и устранение трудностей, связанных с выходом на внешний рынок, рассчитывать не приходится и в 2019 году.

Прогноз инфляции для России на 2019 год
Давайте узнаем, что пророчат эксперты и аналитики относительно уровня инфляции в стране на 2019 год!


Самое обсуждаемое
Музыкальный праздник в подготовительной группе ДОУ по сказкам Чуковского Музыкальный праздник в подготовительной группе ДОУ по сказкам Чуковского
Принцип деления Европы на субрегионы Принцип деления Европы на субрегионы
Какие растения растут в пустыне Какие растения растут в пустыне


top