Скульптор меркуров сергей дмитриевич. Сергей Меркуров. От посмертных масок до памятников вождям. От Бакунина шарахались лошади

Скульптор меркуров сергей дмитриевич. Сергей Меркуров. От посмертных масок до памятников вождям. От Бакунина шарахались лошади

О встече с болшим художником
Вадим Егоров 07.10.2014 05:31:54

Мой отец, скульптор Владимир Егорович Егоров,встречался и общался с С.Д.Меркуровым, вплотную, хоть и недолго, в 1950-51г.г.В то время отец оканчивал Московское художественно-промышленное училище имени М.И.Калинина.С преподавателями- Г.Д.Алексеевым, М.А.Шмаковым и др. Меркуров был в хороших отношениях, выступал перед студентами.Темой дипломной работы Володи Егорова был барельеф Дзержинского. И Меркуров когда-то ваял Дзержинского, что студенты знали. Егоров попросил Меркурова разрешения как-то посмотреть работу мэтра, и тот... пригласил его к себе в гости. У Меркурова был большой загородный дом с мастерской и усадьбой. Ворошилов,друживший с Меркуровым,в этой связи говорил: Знаю я в СССР только одного помещика. Это ты, Сергей Дмитриевич!Встретив начинающего скульптора, Меркуров стал рассказывать ему о своей работе. А потом,- вспоминал В.Е.Егоров,- он привел меня в сарай, где хранились его некоторые старые работы. На дворе была зима начала пятьдесят первого года...или конца пятидесятого и пол сарая был засыпан снегом.Меркуров сразу нашел своего Дзержинского и тростью расчистил на нем снег. Потом победно-сурово глянул на меня и спросил: Нравится?- Да,здорово! - ответил я. Но,честно говоря, ждал много большего. И про себя подумал: Барахло ты сделал,Сергей Дмитрич! Я лучше сделаю! В общем, юношеские амбиции взыграли,.. работу Егорова преподаватели хвалили. Так или иначе, встреча начинающего скульптора с большим мастером произвела на В.Е.Егорова сильное впечатление.


О бароне
Вадим Егоров 14.11.2014 02:18:19

Начинающему скульптору,студенту -дипломнику,Владимиру Егорову Сергей Дмитриевич Меркуров рассказывал,что когда он был еще подростком, 14-й год вроде бы пошел ему, то он приехал как талантливый юный русский художник в Париж.И там,буквально сразу по приезд,о нем стали заботиться люди какого-то очень богатого и влиятельного лица, которого называли просто барон. Он распорядился о комфортном жилье юному художнику. Его одели по последней парижской моде, накрывали всегда прекрасный стол,не сразу нашли,правда, подходящую обувь. Кажется, у юного дарования был довольно большой размер ноги.Доставили карандаши, бумагу,глину и т.п.,чтобы мсье Серж мог работать.А потом появился и сам барон.Это оказался барон Жорж Геккерен- Дантес.Странные чувства испытал молоденький Сергей Меркуров- и ненависть к навеки проклятому его родной Россией убийце А.С.Пушкина,и любопытство и даже некоторую признательность за такую встречу за границей. В общем,свой несмываемый грех перед Россией отмаливал дантес.

Автор многочисленных монументов И. В. Сталину (в том числе трех самых крупных на территории СССР) и В. И. Ленину. Народный художник СССР (1943). Действительный член АХ СССР (1947). С февраля 1944 года по 1949 год - директор Музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. Лауреат двух Сталинских премий первой степени (1941, 1951). Член ВКП(б) с 1945 года. Довел до высокого искусства технику посмертной маски. Был также членом АХРР. Двоюродный брат философа-мистика Георгия Гурджиева.

Биография

Ранние годы

Родился Сергей Меркуров 26 октября (7 ноября) 1881 года в городе Александрополь (ныне Гюмри в Армении) в семье предпринимателя.

В 1901 году окончил реальное училище в Тифлисе и поступил в Киевский политехнический институт, но был вскоре исключен за участие в политических волнениях. Осенью 1902 года Меркуров продолжил образование в Швейцарии на факультете философии Цюрихского университета. Тогда же впервые присутствовал на политических дебатах с участием В. И. Ленина. Продолжая изучать философию, Меркуров стал учеником швейцарского скульптора Адольфа Мейера (Adolf Mayer). Вскоре по совету последнего Меркуров поступил в Мюнхенскую Академию художеств, где учился до 1905 года у профессора Вильгельма Рюмана (Wilghelm von Ruman). С осени 1905 по 1907 год Меркуров жил и работал в Париже. В этот период Меркуров познакомился со скульптурными работами француза О. Родена и бельгийца К. Менье, что нашло отражение в его собственных работах.

Россия

В 1907 году, уже будучи скульптором, Меркуров вернулся в Россию и жил в Тифлисе и Ялте. Осенью 1910 года Меркуров переехал в Москву и 7 ноября был приглашен сделать посмертную маску Л. Н. Толстого.

План «монументальной пропаганды»

12 апреля 1918 года СНК принял декрет «О памятниках республики», а 30 июля 1918 года утвердил список имен исторических деятелей, монументы которых надлежало установить в городах России. К этому моменту в мастерской Меркурова уже были две готовые гранитные статуи из этого списка - Ф. М. Достоевского, выполненная в 1914 году по заказу миллионера Шарова, и Л. Н. Толстого, выполненная в 1912 году Скульптура Достоевского была задумана Меркуровым в 1905 году, тогда он вылепил около 20 бюстов писателя, прежде чем перейти к материалу статуи - шведскому граниту. Моделью для статуи Достоевского был А. Н. Вертинский. Об этом говорят сцепленные в страстном бессилии, как у Пьеро Вертинского, руки статуи. Меркуров предложил Моссовету эти уже готовые статуи и специальная комиссия, возглавлявшаяся А. В. Луначарским, одобрила их по представлению помощника наркома имуществ республики Н. Виноградова. Это был первый большой успех Меркурова при новой власти.

Некоторые современники восприняли памятник Ф. М. Достоевскому критически:

писал поэт Иван Приблудный, прообраз известного персонажа «Мастера и Маргариты» - Ивана Бездомного.

Сергей Меркуров в двадцатые годы был членом масонской ложи «Единое трудовое братство».

Период культа личности Сталина

Меркуров стал одним из первых скульпторов-монументалистов, регулярно получавших государственные заказы на статуи Ленина и Сталина. Он создал огромное количество этих монументов. Ему принадлежит первенство в создании трех самых гигантских по размерам: монумент в Ереване высотой 49 м вместе с постаментом; в Дубне памятники Ленину и Сталину по две стороны от входа в Канал имени Москвы; и на ВСХВ в Москве. Искусствоведы эпохи с почтением отмечали «ассиро-вавилонскую» мощь этих памятников. Но с середины 1940-х гг. скульптурные образы вождей уступали место под работы других авторов - Томского, Вучетича и др. А в 1952 году во время реконструкции ВСХВ в Москве был демонтирован самообрушающийся монумент Сталину. В эпоху хрущёвской «оттепели»многие монументы Сталину были демонтированы или уничтожены, из них в Москве сохранился только один - в Парке искусств "Музейон" в Москве. А вплоть до перестройки Меркуров был известен в истории Советской скульптуры как непревзойдённый мастер образа "Ленина", многие из которых не сохранились. Но самый большой памятник Ленину сохранился в Дубне. В 2011 году был открыт "новый" монумент Ленину УФЕ - точная копия с аналогичного памятника на Тверской площади.

Член ВКП(б) с 1945 года.

С. Д. Меркуров умер 8 июня 1952 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 2).

Награды и премии

  • Сталинская премия первой степени (1941) - за скульптуры В. И. Ленина в Зале заседаний Большого Кремлёвского дворца и И. В. Сталина на ВСХВ.
  • Сталинская премия первой степени (1951) - за памятник И. В. Сталину в Ереване.
  • народный художник СССР (1943).
  • орден Ленина
  • два других ордена и медали.

Память

  • В 1984 году в Гюмри открылся музей Меркурова в доме, построенном в 1869 году дедом скульптора Федором Меркуровым. Сергей Меркуров считается одним из выдающихся армянских скульпторов.[нет в источнике][неавторитетный источник?]
  • В Измайловском парке Москвы расположен памятник Меркурову.
  • В СССР и Армении были выпущены почтовые марки, посвященные Меркурову.
  • Символическая фигура, гранит «Мысль», 1913, установлена на могиле автора в 1956 г.

    Памятник Меркурову в Измайловском парке Москвы

    Фигура "Мысль", созданная С. Меркуровым в 1913 г. установлена на могиле С. Меркурова на Новодевичьем кладбище в 1956 г.

    Марка Армении, посвященная Меркурову

    Марка СССР, посвященная Меркурову

Произведения

Статуи и монументы

  • Статуя, гранит Л. Н. Толстого, 1913, в 1972 г. установлена у здания музея Толстого на Пречистенке в Москве.
  • Статуя, гранит Ф. М. Достоевского, 1911-13
  • Памятник К.Марксу, 1921, Симбирск
  • Памятник А. В. Вишневскому Установлен перед институтом, носящем его имя.
  • Горельеф «Расстрел 26 бакинских комиссаров», 1924-46, открыт в Баку в 1958 г. Снесен в 1990-х годах.
  • Памятник Дзержинскому в Сталинграде (1936)
  • Две гранитные монументальные скульптуры В. И. Ленина и И. В. Сталина на канале имени Москвы, 1937 (При сооружении было использовано до двадцати железнодорожных составов крупнозернистого серо-розового гранита, а вес отдельных глыб достигал ста тонн.)
  • Мраморная статуя В. И. Ленина для зала заседаний, Верховного совета СССР 1939 г.
  • Гранитный скульптурный памятник Ленину возле Института марксизма-ленинизма в Москве. 1940 г.
  • Бюсты на могилах Я. М. Свердлова, М. В. Фрунзе, Ф. Э. Дзержинского, М. И. Калинина (1947 год) и А. А. Жданова (1949 год) в Некрополе у Кремлёвской стены в Москве.
  • Мраморная скульптура И. В. Сталина на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке, 1940.
  • Статуя И. В. Сталина из кованой меди в Ереване, 1950.
  • Многочисленные, часто гигантских размеров, гранитные статуи Ленина и Сталина.
  • Памятник В. И. Ленину в Киеве (1949 г.)

    Бюст К. Маркса выполненный С.Д. Меркуровым. Расположен в Парке Искусств в Москве

    Бюст В.И. Ленина выполненный С.Д. Меркуровым. Расположен в Парке Искусств в Москве

    Памятник Дзержинскому в Волгограде.

Посмертные маски (всего более 300)

  • Католикос Мкртич I Хримян (первая посмертная маска, сделанная Меркуровым)
  • Лев Толстой
  • Михаил Булгаков
  • Андрей Белый
  • Василий Суриков
  • Владимир Ленин(Ульянов)
  • Мария Ульянова
  • Феликс Дзержинский
  • Серго Орджоникидзе
  • Георгий Плеханов
  • Яков Свердлов
  • Клара Цеткин
  • Валериан Куйбышев
  • Михаил Фрунзе
  • Владимир Маяковский
  • Сергей Эйзенштейн
  • Котэ Марджанишвили
  • Борис Шапошников
  • Валерий Чкалов

Надгробные памятники

Надгробные памятники у Кремлевской стены

  • Ф. Э. Дзержинскому
  • А. А. Жданову
  • М. И. Калинину
  • Я. М. Свердлову
  • М. В. Фрунзе

Книги автора

  • Меркуров С. Д. Записки скульптора, Москва, Изд-во Академии художеств СССР 1953 г. 100 с.

Книги о скульпторе

  • Сергей Дмитриевич Меркуров, автор вступительной статьи Р. Аболина, серия «Мастера советского искусства», - М.- Л., - «Советский художник», - 1950, 78 с.
  • Сергей Меркуров, составитель Г. С. Меркуров, автор вступительной статьи И. Г. Меркурова, - М., - «Изобразительное искусство», - 1988, 159 с.
  • "Сергей Дмитриевич Меркуров. Воспоминания. Письма. Статьи. Заметки. Суждения современников", составитель Г. С. Меркуров, 1991, автор вступительной статьи И. Г. Меркурова, - М., - «Kremlin Multimedia», - 2012, 528 с.

В марте 2012 года вышла книга, которая представляет собой практически полную публикацию литературного наследия великого советского скульптора Сергея Меркурова (1881-1952), автора знаменитых памятников Л.Толстому, Ф.Достоевскому и К.Тимирязеву в Москве, творца монументального образа В.И.Ленина, создателя горельефа «Расстрел 26 бакинских комиссаров» и многих других произведений. Книга «Сергей Дмитриевич Меркуров. Воспоминания, письма, статьи, заметки, суждения современников» собрана сыном скульптора, Георгием Сергеевичем Меркуровым и подготовлена к публикации правнуком, Антоном Меркуровым. Ко дню рождения Ильича мы публикуем фрагмент этой книги: Сергей Меркуров рассказывает о своих встречах с Лениным.

32. Разговор с Ильичем
(Москва, 1920 г.)

Товарищ Меркуров, Луначарский мне передал, что вы отказались от пайка! Мотивы?!

Владимир Ильич! Первое: я не могу есть один, когда кругом меня умирают от голода мои товарищи по профессии!..

Второе: мое обычное состояние - полуголодное существование: тогда я злее, подвижнее, работаю все время. Когда я сыт - я добр, больше сплю и мало работаю.

Кто дал вам право кормить меня?!

А вы поднимаете философский вопрос о свободе воли! Ее нет в государстве, а есть воля организованного большинства - пролетариата. Будьте любезны подчиниться! Вы, художники, - мелкобуржуазные анархисты!

Владимир Ильич, я ведь сказал, что я не привык есть потихоньку от других, в особенности от моих товарищей.

Что же вы хотите, чтобы я сделал для вас? И почему до сих пор вы ко мне не пришли?

Владимир Ильич, два месяца тому назад я вышел с Тверской улицы к вам и только сейчас дошел до вас. Владимир Ильич, сейчас времена очень и очень тяжелые. Было бы хорошо, чтобы мы слезли с вашей шеи и шеи государства. Ведь нетрудно, чтобы каждый из нас вырабатывал свой паек: дать каждому участок земли, и он выработает и себе, и даже другим.

Значит, вы хотите осесть на земле?

Хотя бы и так! Конечно, часть дня уйдет на обработку земли, а часть дня - на искусство. И я уверен, что осенью я вам привезу совнаркомовский паек.

Глаз щурится - острый взгляд проходит через тебя, несколько шагов по кабинету, кисти рук засовываются в прорез жилета под мышками - Ильич останавливается, думает минуту и бросает:

Занятно, а Луначарский предлагал другое. Ну, что же, попробуем - Черный передел или что-то другое! Занятно! - Ильич хохочет. - Хождение в народ! Если ваше желание осуществится, наблюдайте окружающую вас публику - крестьян. Можно извлечь много интересного для себя и для__ нас. Может быть, вы будете там нам полезным человеком. Попробуем! Значит, от пайка вы отказываетесь?

Да, Владимир Ильич!

Вы говорили, что много ваших товарищей умерло от голода и болезней. Конкретно, кто это «много»?

Художник Гугунава, скульптор Ленский, скульптор Крахт и другие.

А кроме пайков чем можно было бы помочь?

Работой! Можно было бы заказать бюсты, фигуры, памятники!

Хорошо, подумаем! Значит, кусок земли - Черный передел? Попробуем! Прощайте.

На следующий день из Губсовнархоза по распоряжению Ильича был мне прислан список 75 имений под Москвой - от 5 до 100 десятин с постройками и без построек. Даже позже при осмотре оказались и дома с большим числом комнат, имение, граничащее с Машкиным.

Через месяц я докладывал Ильичу, что ни одно не годится, так как для обработки земли нужна наемная сила - Ильич хохочет (абсурд - в Советском государстве), или же организовать коммуну (что я предлагал Союзу скульпторов, но они отказались, что не дело художников разводить капусту и кроликов), и что я в Измайловском зверинце случайно, через лесничего Мочальского, нашел запущенную дачу и рядом два пустующих дачных участка, всего 1,5 десятины.

По распоряжению Ильича, переданному через В. Д. Бонч-Бруевича, был выдан мне ордер на занятие дачи и земли. Об истории дачи в Измайловском зверинце - когда-нибудь потом.

33. Секретарь Измайловского сельсовета
(Москва, 1920 г.)

Пиши! «По случаю окончания полевых работ отслужить благодарственное молебствие Владычице небесной, а также через Меркулова просить у Владимира Ильича племенного быка».

Из угла в угол ходит председатель сельсовета Измайлова Жуков и диктует Резолюцию сегодняшнего собрания. Здесь же сидит народ.

«Слушай, Жуков, нельзя же все в одну кучу - и Владычицу небесную и Ильича. Давай отделим: насчет молебствия Владычице в начале протокола, а быка - в конце - или же сначала просьбу Ильичу - а в конце Владычицу!»

«Пиши, как тебе говорят, не твоего ума дело - ты делай - что обчество думает, и что тебе приказывают - не нами это начато, и не нами кончится: без молебствия Владычице небесной - Иерусалимской не быть: значит, пиши, как обчество приказывает! Выпиши копию, получи на руки и действуй, так как обчеству без быка никак невозможно».

После дел по вопросам искусства как курьез даю Владимиру Ильичу выписку из протокола заседания измайловских крестьян.

Ильич читает, хохочет заразительно и своим грудным голосом, картавя, говорит:

Товарищ Меркуров, давайте быком перешибем Богородицу. Бык реальнее. Вот вам записка к товарищу Таратуте, он спец по этим делам.

На следующий день у меня на руках ордер: «Выдать ярославской породы быка - кличка Грозный». И из ворот бывшей архиерейской дачи в Черкизове вывели втроем громадного красавца Грозного - в Измайлово.

«Вот видишь, Меркулов, не отслужи мы Владычице благодарственное молебствие - Ильич и не дал бы быка!»

34. Посмертная маска В. И. Ленина
(Ночь с 21/1 на 22/1 1924 г.)

Мороз. Пурга. Лес Измайлова.

Работаю в полушубке. Холодно. В большое окно студии стучит ветер. Слышно, как кругом в лесу кряхтят и стучат старые сосны.

Что ты делаешь?

Работаю.

Что так поздно?

Какое «поздно», ведь только 8 часов.

А ты будешь все время в мастерской?

Что, прикажешь в такой мороз и пургу в лес идти?

Ну, прости! Работай.

Через час опять звонок.

Ты все работаешь?

Прости, мы здесь в Совете поспорили, хотим проверить: скажи, пожалуйста, что нужно, чтобы снять чью-нибудь маску?

Четыре кило гипса, немного стеариновой смазки, метр суровых ниток и руки хорошего мастера.

Спасибо. Прости за беспокойство. Ты все будешь работать и никуда не уйдешь?

Нет, не уйду.

Пурга в лесу бушует.

Закрываю ставни. Собака жмется к печи.

Снова дребезжит телефон.

Сейчас за тобой будет автомобиль. Приезжай в Совет, ты нужен.

Через час стук в двери. Автомобиль у опушки леса. Не добрались.

Одевайся. Едем. Ты нужен по делу. Узнаешь в Совете. Как был в полушубке - вышли. Дошли до автомобиля. Приехали в Московский Совет. Мертвые комнаты. Неестественная тишина. Огни потушены. Темно. Кой-где горят дежурные лампочки. В одном из углов большой комнаты два товарища во всем кожаном. За поясом оружие. Ждут меня.

Вот ты поедешь с ними.

А туда, куда надо. Приедешь и узнаешь! Автомобиль подан. Я прощаюсь.

Итак, до завтра!

В автомобиле. По бокам два товарища в кожаном. Мой полушубок мало спасает от холода. Автомобиль идет по Замоскворечью. Мы у Павелецкого вокзала. Нас встречает человек десять - в штатском пальто. Под пальто замечаю военную форму. Мелькает мысль: если вопрос касается меня, то десять человек для меня слишком много, могли обойтись двумя-тремя. Значит, я отпадаю. Мысли совершенно отказываются работать.

Ко мне подходят.

Вам придется довольно долго ехать в автодрезине. Будет холодно. Наденьте еще вот эту шинель.

Я в автодрезине. С двух сторон два товарища в кожаном. Последние распоряжения.

Все закрывается кругом. Замахали сигнальными огнями; засвистело, загудело, и мы понеслись в ночную мглу. Только на станциях и полустанках нас встречали зелеными огнями, и мы неслись дальше. Наконец красный огонь. Мы останавливаемся. Предлагают выходить.

Платформа. Ночь. Мороз. Трудно дышать. Мгла.

Товарищи, а что теперь?

Нам приказано доставить вас на эту платформу и ждать дальнейших распоряжений. Больше мы ничего не знаем. Хожу по платформе. Мгла. Через четверть часа около платформы вырисовываются силуэты саней. Предлагают сесть в сани. Едем дальше. Освещенные ворота. Часовой в тулупе. Пропускает нас. До того мысли запутаны и я так далек от всего, что не узнаю Горок. Еще утром я спрашивал Склянского, как здоровье Ильича? Получил успокоительный ответ: «Возили на охоту!» Сейчас шагаю через двор - не узнаю двора. Я уже в помещении. Кто-то в форме ГПУ докладывает по телефону:

Приехал Меркуров.

Меня вводят в полутемную комнату и предлагают сесть. Сажусь в угол, в глубокое кресло. В это время открывается дверь: в просвете - два женских силуэта, направляются к другим дверям. Открывают двери в большую комнату; там много света, и, к моему ужасу, я вижу лежащего на столе Владимира Ильича… Меня кто-то зовет.

Все так неожиданно - так много потрясений, что я как во сне.

У изголовья Владимира Ильича стоит Надежда Константиновна. Она крепится. Но безмерное горе задавило ее. В противоположной стене полуоткрытые двери в темную комнату. В дверях застывшая в горе Мария Ильинична.

В комнате я нахожу все, что мне нужно для снятия маски.

Подхожу к Владимиру Ильичу, хочу поправить голову - склонить немного набок. Беру ее осторожно с двух сторон: пальцы просовываю за уши, к затылку, чтобы удобнее взять за шею. Шея и затылок еще теплые. Ильич лежит на тюфяке и подушке. Но что же это такое?! Пульсируют сонные артерии! Не может быть! Артерии пульсируют! У меня страшное сердцебиение. Отнимаю руки. Прошу увести Надежду Константиновну.

Спрашиваю у присутствующего товарища, кто констатировал смерть.

А сейчас есть кто-нибудь из них?

А что случилось?

Позовите мне кого-нибудь.

Приходит.

Товарищ, у Владимира Ильича пульсирует сонная артерия вот здесь, ниже уха.

Товарищ нащупывает. Потом берет мою руку, откидывает край тюфяка и кладет мои пальцы на холодный стол. Сильно пульсируют мои пальцы.

Товарищ, нельзя так волноваться - пульсирует не сонная артерия, а ваши пальцы. Будьте спокойны. Сейчас вы делаете очень ответственную работу.

Слова возвращают меня к реальности.

Маска - исторический документ чрезвычайной важности. Я должен сохранить и передать векам черты Ильича на смертном одре. Я стараюсь захватить в форму всю голову, что мне почти удается. Остается незаснятым только кусок затылка, прилегающий к подушке.

В темных дверях неподвижно стоит Мария Ильинична.

За время работы она не вздрогнула. Я чувствую ее застывший взгляд.

В голове у меня мелькает художник Каррьер с его полотнами в полутенях - в полумраке.

Наконец к четырем часам утра работа готова.

Меня торопят. Приехали профессора для вскрытия. Последний прощальный взгляд. В мыслях проносится: Швейцария, Цюрих, Айтрахт - выступления Ильича. Потом Москва - Кремль - далее Красная площадь. С Лобного места Ильич говорит. Речь его проста. Ярка. Образна. Его картавое «Товарищи», брошенное в массы. Кругом бушует народное море. И сейчас здесь, на столе… он - Ленин.

Русская азбука из 36 букв от А до ижицы. Альбом эротических рисунков. Рисовал С.Д. Меркуров. 17-X-1931.
36 лл. Бумага, акварель. 18,5х24,5 см. Так называемая «Советская эротическая азбука» скульптора-монументалиста Сергея Дмитриевича Меркурова (1881-1952) - автора многочисленных монументов И. В. Сталину (в том числе трех самых крупных на территории СССР) и В. И. Ленину. Чувствуется сильное влияние французской и южно-немецкой школ живописи. Альбом хранится в частном собрании. Здесь азбуку можно полистать!

Знаменитая и крылатая фраза: "В СССР секса нет" имела скорее всего политическую подоплёку. Если самого Лаврентия Берию можно назвать продолжателем дела "секс-машины" Григория Распутина, то, напротив, добропорядочного советского гражданина Сергея Дмитриевича Меркурова, лауреата нескольких сталинских премий, - «строго засекреченным русским Байросом». Данную папку он подписал на обложке: акварельные рисунки И.И. Иванова (1886-1924) и даже указал годы его жизни. Как будто, это имело какое-то значение для работников "карающего меча революции". Он стал народным художником СССР в 1943 году, в самый разгар Великой Отечественной войны, а Действительным членом АХ СССР в 1947 году. С февраля 1944 года по 1949 год - директор Музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. Лауреат двух Сталинских премий первой степени (1941, 1951). Довел до высокого искусства технику посмертной маски. Был также членом АХРР. Двоюродный брат философа-мистика Георгия Гурджиева. Родился Сергей Меркуров 26 октября (7 ноября) 1881 года в городе Александрополь (ныне Гюмри в Армении) в семье предпринимателя. В 1901 году окончил реальное училище в Тифлисе и поступил в Киевский политехнический институт, но был вскоре исключен за участие в политических волнениях. Осенью 1902 года Меркуров продолжил образование в Швейцарии на факультете философии Цюрихского университета. Тогда же впервые присутствовал на политических дебатах с участием В. И. Ленина. Продолжая изучать философию, Меркуров стал учеником швейцарского скульптора Адольфа Мейера (Adolf Mayer). Вскоре по совету последнего Меркуров поступил в Мюнхенскую Академию художеств, где учился до 1905 года у профессора Вильгельма Рюмана (Wilghelm von Ruman). С осени 1905 по 1907 год Меркуров жил и работал в Париже. В этот период Меркуров познакомился со скульптурными работами француза О. Родена и бельгийца К. Менье, что нашло отражение в его собственных работах. В 1907 году, уже будучи скульптором, Меркуров вернулся в Россию и жил в Тифлисе и Ялте. Осенью 1910 года Меркуров переехал в Москву и 7 ноября был приглашен сделать посмертную маску Л. Н. Толстого. 12 апреля 1918 года СНК принял декрет «О памятниках республики», а 30 июля 1918 года утвердил список имен исторических деятелей, монументы которых надлежало установить в городах России. К этому моменту в мастерской Меркурова уже были две готовые гранитные статуи из этого списка - Ф. М. Достоевского, выполненная в 1914 году по заказу миллионера Шарова, и Л. Н. Толстого, выполненная в 1912 году Скульптура Достоевского была задумана Меркуровым в 1905 году, тогда он вылепил около 20 бюстов писателя, прежде чем перейти к материалу статуи - шведскому граниту. Моделью для статуи Достоевского был А. Н. Вертинский. Об этом говорят сцепленные в страстном бессилии, как у Пьеро Вертинского, руки статуи. Меркуров предложил Моссовету эти уже готовые статуи и специальная комиссия, возглавлявшаяся А. В. Луначарским, одобрила их по представлению помощника наркома имуществ республики Н. Виноградова. Это был первый большой успех Меркурова при новой власти. Современники восприняли памятник Ф. М. Достоевскому критически:

Глубже и ниже, к подъему крутому,

где отдается с букетом в руке

Трубная площадь бульвару Цветному,

где Достоевский застыл в столбняке…

писал поэт Иван Приблудный. В 1920-е годы Сергей Дмитриевич был членом масонской ложи «Единое трудовое братство». В период культа личности Сталина Меркуров стал одним из первых скульпторов-монументалистов, регулярно получавших государственные заказы на статуи Ленина и Сталина. Он создал огромное количество этих монументов. Ему принадлежит первенство в создании трех самых гигантских по размерам: монумент в Ереване высотой 49 м вместе с постаментом; в Дубне памятники Ленину и Сталину по две стороны от входа в Канал имени Москвы; и на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке в Москве. Искусствоведы эпохи с почтением отмечали «ассиро-вавилонскую» мощь этих памятников. Все они были снесены в период хрущёвской «оттепели» (сохранился лишь памятник Ленину в Дубне). Член ВКП(б) с 1945 года. С. Д. Меркуров умер 8 июня 1952 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 2).

P.S. Полистать альбом целиком можно здесь!

Сергей Дмитриевич Меркуров (арм.), (1881-1952) - советский (армянский) скульптор-монументалист. Директор ГМИИ имени А. С. Пушкина в 1944-1949 годах.

Академик АХ СССР (1947). Народный художник СССР (1943). Лауреат двух Сталинских премий первой степени (1941, 1951). Член ВКП(б) с 1945 года.

Автор многочисленных монументов И. В. Сталину (в том числе трёх самых крупных на территории СССР - в Ереване (1950), на входе в Канал имени Москвы (1937) и на ВДНХ (1939)) и В. И. Ленину. Довёл до высокого искусства технику посмертной маски..

Двоюродный брат Георгия Гурджиева.

Биография

Ранние годы

Родился Сергей Меркуров 26 октября (7 ноября) 1881 года в городе Александрополь (ныне Гюмри в Армении) в семье предпринимателя армянина-халкидонита.

В 1901 году окончил реальное училище в Тифлисе и поступил в Киевский политехнический институт, но был вскоре исключён за участие в политических волнениях. Осенью 1902 года Меркуров продолжил образование в Швейцарии на факультете философии Цюрихского университета. Тогда же впервые присутствовал на политических дебатах с участием В. И. Ленина. Продолжая изучать философию, Меркуров стал учеником швейцарского скульптора Адольфа Мейера (Adolf Mayer). Вскоре по совету последнего Меркуров поступил в Мюнхенскую Академию художеств, где учился до 1905 года у профессора Вильгельма Рюмана (Wilghelm von Ruman). С осени 1905 года по 1907 год Меркуров жил и работал в Париже. В этот период Меркуров познакомился со скульптурными работами француза О. Родена и бельгийца К. Менье, что нашло отражение в его собственных работах.

Россия

В 1907 году, уже будучи скульптором, Меркуров вернулся в Россию. Жил в Тифлисе и Ялте, осенью 1910 года переехал в Москву и 7 ноября был приглашён сделать посмертную маску Л. Н. Толстого.

    Фигура «Мысль» (1913, позже установлена на могиле скульптора)

    Памятник Льву Толстому (1913)

План «монументальной пропаганды»

12 апреля 1918 года СНК принял декрет «О памятниках республики», а 30 июля 1918 года утвердил список имён исторических деятелей, монументы которых надлежало установить в городах России. К этому моменту в мастерской Меркурова уже были две готовые гранитные статуи из этого списка - Ф. М. Достоевского, выполненная в 1914 году по заказу миллионера Шарова, и Л. Н. Толстого, выполненная в 1912 году. Скульптура Достоевского была задумана Меркуровым в 1905 году, тогда он вылепил около 20 бюстов писателя, прежде чем перейти к материалу статуи - шведскому граниту. Моделью для статуи Достоевского был А. Н. Вертинский. Об этом говорят сцепленные в страстном бессилии, как у Пьеро Вертинского, руки статуи. Меркуров предложил Моссовету эти уже готовые статуи и специальная комиссия, возглавлявшаяся А. В. Луначарским, одобрила их по представлению помощника наркома имуществ республики Н. Виноградова. Это был первый большой успех Меркурова при новой власти.

Некоторые современники восприняли памятник Ф. М. Достоевскому критически:

Глубже и ниже, к подъёму крутому, где отдаётся с букетом в руке Трубная площадь бульвару Цветному, где Достоевский застыл в столбняке…

писал поэт Иван Приблудный, прообраз известного персонажа «Мастера и Маргариты» - Ивана Бездомного.

Сергей Меркуров в 1920-е годы был членом масонской ложи «Единое трудовое братство».

Период культа личности

Меркуров стал одним из первых скульпторов-монументалистов, регулярно получавших государственные заказы на статуи Ленина и Сталина. Он создал огромное количество этих монументов. Ему принадлежит первенство в создании трёх самых гигантских по размерам: монумент в Ереване высотой 49 метров вместе с постаментом; в Дубне памятники Ленину и Сталину по две стороны от входа в Канал имени Москвы; и на ВСХВ в Москве. Искусствоведы эпохи с почтением отмечали «ассиро-вавилонскую» мощь этих памятников. Но с середины 1940-х годов скульптурные образы вождей уступали место работам других авторов - Томского, Вучетича и других. В 1952 году во время реконструкции ВСХВ в Москве был демонтирован самообрушающийся монумент Сталину.


Самое обсуждаемое
Музыкальный праздник в подготовительной группе ДОУ по сказкам Чуковского Музыкальный праздник в подготовительной группе ДОУ по сказкам Чуковского
Принцип деления Европы на субрегионы Принцип деления Европы на субрегионы
Какие растения растут в пустыне Какие растения растут в пустыне


top