Под системой международного права понимается совокупность. Международное право. Представителями субъектов МП являются

Под системой международного права понимается совокупность. Международное право. Представителями субъектов МП являются

Какие элементы системы международного права названы в тексте (укажите три элемента)? Какую особенность создания международно-правовых норм в сравнении с внутригосударственным правом отметили авторы? Опираясь на знание обществоведческого курса, объясните смысл понятие «объективное право».


Прочитайте текст и выполните задания 21-24.

Под нормой международного права понимается правило поведения, которое признаётся государствами и другими субъектами международного права в качестве юридически обязательного.

Нормы международного права следует отличать от так называемых обыкновений, или норм международной вежливости, которые субъекты международного права соблюдают во взаимных отношениях. Однако если международно-правовые нормы - это юридически обязательные правила поведения, то обыкновения, или нормы международной вежливости, лишены качества юридически обязательных. Нарушение норм международного права даёт основание для международно-правовой ответственности, а нарушение обыкновения такой ответственности не влечёт...

Ряд норм международного права называют принципами. Хотя это те же международно-правовые нормы, но одни из них издавна назывались принципами, другие стали называться так B силу своей значимости и роли B международно-правовом регулировании. В то же время имеются отдельные принципы, которые носят общий характер по сравнению c другими международно-правовыми нормами и имеют наиважнейшее значение для международного сообщества в деле поддержания международного правопорядка. Среди принципов выделяются основные принципы международного права, составляющие фундамент международного правопорядка. Нарушение государством какого-либо основного принципа может рассматриваться международным сообществом как посягательство на весь международный правопорядок. К основным относятся принципы суверенного равенства, невмешательства во внутренние дела, запрета применения силы или угрозы силой, соблюдения международных обязательств, мирного разрешения международных споров и др. Правовые нормы и институты объединяются в отрасли международного права. Некоторые отрасли (например, международное морское право и дипломатическое право) существуют с давних времён, другие (например, международное атомное право и международное космическое право) возникли сравнительно недавно...

Процесс, способы и формы создания норм международного права отличаются от создания норм внутреннего права. В международных отношениях нет каких-либо законодательных органов, которые могли бы принимать правовые нормы без участия самих субъектов системы международного права. Международно-правовые нормы создаются самими субъектами международного права. Единственным способом создания международно-правовых норм является соглашение субъектов международного права. Только субъекты международного права придают тем или иным правилам своего поведения качество юридической обязательности.

Поскольку в международных отношениях нет каких-либо надгосударственных органов принуждения, соблюдение и исполнение международно-правовых норм в основном осуществляется субъектами этой системы права на добровольной основе...

В процессе участия в международном общении, постоянно вступая в отношения друг с другом, субъекты международного права не только действуют в соответствии с существующими нормами международного права, но и вносят необходимые уточнения, дополнения и изменения в их содержание, а также создают новые нормы.

Таким образом, создание международно-правовых норм - это непрерывный процесс.

(Ю. Колосов, B. Кузнецов )

Какие две группы норм, регулирующих международные отношения, рассмотрены авторами? В чём различие этих норм?

Пояснение.

1) две группы норм:

Нормы международного права и нормы международной вежливости (обыкновения);

2) различие:

Нарушение норм международного права даёт основание для международно-правовой ответственности, а нарушение обыкновения такой ответственности не влечёт.

Пояснение.

В пра­виль­ном от­ве­те долж­ны быть рас­кры­ты прин­ци­пы и даны со­от­вет­ству­ю­щие объ­яс­не­ния, на­при­мер:

1) прин­цип су­ве­рен­но­го ра­вен­ства пред­по­ла­га­ет, что все го­су­дар­ства юри­ди­че­ски равны между собой в ка­че­стве су­ве­рен­ных не­за­ви­си­мых участ­ни­ков меж­цу­на­род­но­го об­ще­ния, в целом поль­зу­ют­ся оди­на­ко­вы­ми пра­ва­ми и несут рав­ные обя­зан­но­сти, не­смот­ря на раз­ли­чие их эко­но­ми­че­ских, со­ци­аль­ных и по­ли­ти­че­ских си­стем (ре­а­ли­за­ция этого прин­ци­па ис­клю­ча­ет дис­кри­ми­на­цию го­су­дарств и свя­зан­ные с этим меж­цу­на­род­ные кон­флик­ты);

2) прин­цип не­вме­ша­тель­ства во внут­рен­ние дела пред­по­ла­га­ет за­прет го­су­дар­ствам и меж­ду­на­род­ным ор­га­ни­за­ци­ям вме­ши­вать­ся во внут­рен­ние дела го­су­дарств и на­ро­дов в любых фор­мах (ре­а­ли­за­ция этого прин­ци­па предот­вра­ща­ет за­хват­ни­че­ские и на­ци­о­наль­но-осво­бо­ди­тель­ные войны, тор­го­вые и иные войны и кон­флик­ты);

3) прин­цип со­блю­де­ния меж­ду­на­род­ных обя­за­тельств пред­по­ла­га­ет не­до­пу­сти­мость про­из­воль­но­го од­но­сто­рон­не­го от­ка­за от взя­тых обя­за­тельств и юри­ди­че­скую от­вет­ствен­ность за на­ру­ше­ние меж­ду­на­род­ных обя­за­тельств (ре­а­ли­за­ция этого прин­ци­па предот­вра­ща­ет во­ен­ные и иные враж­деб­ные дей­ствия го­су­дарств, чьи права были на­ру­ше­ны).

Могут быть рас­кры­ты и объ­яс­не­ны дру­гие прин­ци­пы.

Предположите, с чем может быть связано создание новых международно-правовых норм (укажите любые два обстоятельства). Какие международные организации могут быть задействованы при решении международно-правовых конфликтов? Укажите любые две организации и сферу их компетенции.

Пояснение.

Пра­виль­ный ответ дол­жен со­дер­жать сле­ду­ю­щие эле­мен­ты:

1) об­сто­я­тель­ства, на­при­мер:

По­яв­ле­ние новых со­ци­аль­ных ре­а­лий, которые требуют правового регулирования;

Со­зда­ние новых го­су­дарств, смена по­ли­ти­че­ских ре­жи­мов в уже су­ще­ству­ю­щих го­су­дар­ствах;

(Могут быть ука­за­ны дру­гие об­сто­я­тель­ства.)

2) меж­ду­на­род­ные ор­га­ни­за­ции и сфера их ком­пе­тен­ции, на­при­мер:

Меж­ду­на­род­ный суд ООН (раз­ре­ша­ет пра­во­вые споры между го­су­дар­ства­ми).

ЕСПЧ (дела, воз­буж­да­е­мые фи­зи­че­ски­ми и юри­ди­че­ски­ми ли­ца­ми про­тив го­су­дарств и меж­ду­на­род­ных ор­га­ни­за­ций;

Меж­ду­на­род­ные три­бу­на­лы ООН (при­вле­че­ние к от­вет­ствен­но­сти фи­зи­че­ских лиц за на­ру­ше­ние норм меж­ду­на­род­но­го гу­ма­ни­тар­но­го права).

Могут быть ука­за­ны дру­гие меж­ду­нар0дные ор­га­ни­за­ции

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) элементы системы права:

Институты;

Отрасли права;

2) особенность:

Единственным способом создания международно-правовых норм является соглашение субъектов международного права.

3) объяснение смысла понятия, например:

Объективное право - совокупность общеобязательных норм, регулирующих правоотношения в обществе и охраняемых силой государственного принуждения.

Элементы ответа могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках

Система международного права – это совокупность взаимосвязанных принципов и норм, регулирующих международно-правовые отношения.

В систему международного права входят, с одной позиции, общеправовые принципы и юридические нормы, с другой – отрасли как однородные комплексы норм и внутриотраслевые институты.

Таким образом, систему международного права можно разделить на следующие категории˸

1) общепризнанные принципы международного права, которые составляют ᴇᴦο ядро и имеют основополагающее значение для международно-правового механизма регулирования отношений;

2) нормы международного права, являющиеся общеобязательными правилами взаимоотношений государств или иных субъектов международного права;

3) общие для международного права институты, представляющие собой комплексы норм определенного функционального назначения. Институт международного права о международной правосубъектности, о международном правотворчестве, о международной ответственности, о правопреемстве государств;

4) отрасли международного права, которые являются наиболее крупными структурными подразделениями системы международного права и регулирующие наиболее обширные сферы общественных отношений.

Классифицировать отрасли международного права можно по различным основаниям. Отрасли в международном праве можно выделять как по основаниям принятым во внутригосударственном праве, так и по специфическим основаниям международно-правового характера. К общепризнанным отраслям международного права относят право международных договоров, право внешних сношений, право международных организаций, право международной безопасности, международное морское право, международное космическое право, международное право по охране окружающей среды, международное гуманитарное право.

В отрасль международного права могут входить подотрасли, в случае если отрасль регулирует широкий круг отношений, институты данной отрасли, которые представляют из себя мини-комплексы по регулированию каких-либо отдельных вопросов.

Подотраслями в праве межд. оношений являются консульское и дипломатическое право, институтами данной отрасли права являются институты форм-ния представ-ств, ф-ции представительств, иммунитеты и привилегии диплом. представительств, в праве вооруж. конфликтов – группы норм, реглам-щих режимы воен. оккупации, военного плена.

Система межд. права – это совокупность взаимосвязанных элементов, общепризнанных принципов, юр. норм, а также институтов межд. права.

Различное сочетание данных элементов образует отрасли международного права.

СУБЪЕКТЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ, КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА.

Субъект международного права – это участник правоотношений, регулируемых международно-правовыми нормами, который обладает необходимыми для этого правами и обязанностями.

К субъектам международного права, как правило, относят: государство, международные межправительственные организации, и нации и народы, борющиеся за независимость, государствоподобные образования .

Традиционно выделяют две основные категории субъектов международного права: первичные и производные .

Первичные субъекты международного права – это государства и нации и народы, борющиеся за независимость. Они являются таковыми в силу факта своего существования.

Производный субъект международного права – это субъект международного права, который образовывается первичным субъектом международного права, основой его правосубъектности является учредительный договор.

Субъект международного права - это самостоятельное образование, которое благодаря своим возможностям и юридическим свойствам способно обладать правами и обязанностями по международному праву, участвовать в создании и реализации этих норм.

Виды субъектов МП:

● Государства.

● Союзы государств.

● Международные организации.

● Коалиции государств.

Представителями субъектов МП являются:

● Главы государств, главы правительств, министры иностр. дел, главы диплом. представительств, министры в пределах своих полномочий, главы представительств межд. организаций, делегации, уполномоченные на ведение переговоров. Гос-ва заключают межд. договоры в лице своих высших органов государственной власти и государственного управления. Порядок представительства государства при заключении договоров, определение соответствующих органов и их компетенции являются внутренним делом государства и регулируются внутригосударственным правом, прежде всего их конституциями. У международных организаций это определяется их уставами. Согласно Венской конвенции 1969 года (ст.7) следующие лица не нуждаются в полномочиях и считаются представляющими свое государство:

● Главы дипломатических представительств - в целях принятия текста договора между аккредитующим государством и государством, при котором они аккредитованы; представители, уполномоченные государствами представлять их на международной конференции или в международной организации или в одном из ее органов, - в целях принятия текста договора на такой конференции, в такой организации или в таком органе.

● Главы государств, главы правительств и министры иностранных дел - в целях совершения всех актов, относящихся к заключению договора, следовательно, последние две категории лиц должны иметь полномочия на подписание договора.

Таким образом, резюмируется, что глава государства, глава правительства и министр иностранных дел таким правом наделены в силу своего должностного положения и служебных функций. Право федерального министра, руководителя иного федерального органа исполнительной власти вести переговоры и подписывать договоры межведомственного характера без предъявления полномочий вытекает из того, что он несет ответственность за деятельность своего ведомства и может выступать от его имени в силу своего служебного положения.

Система международного права представляет собой взаимосвязанную и взаимозависимую совокупность следующих ее структурных элементов (компонентов):

  • – принципов международного права;
  • – международно-правовых норм;
  • – институтов международного права;
  • – отраслей международного права.

Ядром (центром) системы международного права являются основные принципы международного права, закрепленные в Уставе ООН 1945 г., Декларации "О принципах международного права" 1970 г., Заключительном Акте Хельсинского совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г. и иных источниках международного права.

Международно-правовые нормы – это правила поведения субъектов международного права, созданные ими на основе добровольного волеизъявления их воль в целях регулирования международных межгосударственных отношений в различных сферах международного сотрудничества. Нормы международного права содержатся в международных соглашениях и носят общеобязательный для всех субъектов международных отношений характер.

Классификация международно-правовых норм имеет ярко выраженный условный характер. Их можно классифицировать на:

  • императивные (общеобязательные) и диспозитивные (предусматривающие свободу выбора правил поведения для субъектов международного права);
  • персонифицированные (адресованные узкому кругу участников международных отношений, например, содержащиеся в двусторонних международных соглашениях) и не персонифицированные (адресованные всем без исключения субъектам международного права, являющиеся общеобязательными, за невыполнение которых могут последовать меры международно-правовой ответственности).

Институты международного права – это комплекс (совокупность) международно-правовых норм, касающихся разнообразных отношений субъектов международного права по какому-либо объекту международно-правового регулирования либо регламентирующие, устанавливающие международно-правовой статус или режим использования определенного района, объекта, сферы или пространства. Например, институт открытого моря, институт международно-правовой ответственности, правопреемства государств и др.

Институты международного права могут быть классифицированы на две группы:

  • общие для всего международного права институты, например, международно-правовой ответственности, международного правопреемства;
  • отраслевые институты, т.е. функционирующие лишь в рамках одной отрасли международного права, например, институты территориального и открытого моря в международном морском праве.

Отрасли международного права – это более объемный компонент системы международного права, включающий в себя следующие взаимосвязанные друг с другом категории: международно-правовые нормы, отраслевые принципы и институты, регулирующие международные межгосударственные отношения только лишь в одной, более широкой сфере сотрудничества субъектов международного права.

Отрасли международного публичного права можно классифицировать па две группы :

  • традиционные, которые сформировались в таковые достаточно давно, например, право международных договоров, право международной безопасности, международное экономическое право, права человека и др.;
  • молодые отрасли международного права, сложившиеся в таковые относительно недавно: международное экологическое право, международное космическое право и др.

Можно выделить следующие основные особенности современной системы международного права.

  • 1. Все выше перечисленные элементы (компоненты) системы международного права базируются на основных принципах международного права, которые представляют собой логическую, целостную систему основополагающих, императивных и универсальных норм международного права. Они составляют фундамент всей системы современного международного публичного права, им не может противоречить ни одна норма международного права, а наоборот, должны основываться на них.
  • 2. В своей совокупности все структурные компоненты (элементы) системы международного права образуют логическую, взаимосвязанную и целостную систему, в которой каждый компонент (элемент) регламентируется в определенных международных соглашениях.
  • 3. Современная система международного права представляется весьма динамичной категорией, поскольку все изменения, которые происходят в рамках современных международных отношений, безусловно, отражаются в международных соглашениях.
  • 4. Степень реализации всех компонентов системы международного права зависит нс только от добросовестного выполнения собственных международных обязательств субъектов международного права в рамках двухсторонних и многосторонних соглашений, но и обеспечения применения принципов международного права, от уровня международно-правовой культуры субъектов международного права. Только в этом случае возможно достижение глобальной цели международного права – обеспечение всеобщего мира и международной безопасности.

Неотъемлемыми элементами системы международного права явля­ются международно-правовые нормы. Они группируются в однород­ные, относительно самостоятельные комплексы, называемые отрас­лями и институтами международного права.

Международно-правовой институт - это группа правовых норм, которая регулирует однородные международные отношения, связанные между собой общим объек­том (например, институт территориального моря). Объектом отрасли является весь комплекс однородных международных отношений (на­пример, международное воздушное право). Существуют также отрасли и институты, общие для всего международного права. Это комплексы международно-правовых норм, касающиеся международно-правовой субъектности, ответственности. При этом границы между указанными отраслями и институтами носят условный характер ввиду существен­ных изменений, происходящих как в отдельных отраслях международ­ного права, так и во всей его системе в целом.

Международный договор, поскольку он в четкой, определенной форме выражает волю сторон, направленную на установление, из­менение или прекращение их взаимных прав и обязанностей.

Подавляющее большинство норм современного международного права имеет договорный характер, и данные договорные нормы между­народного права признаны подавляющим большинством его субъектов.

Другим источником международного права выступает междуна­родный обычай. Обычные нормы международного права - это нигде не зафиксированные, но юридически обязательные правила поведе­ния, которых государства и другие субъекты международного права придерживаются в силу сложившихся традиций.

Решения и постановления международных организаций, не явля­ясь источником международного права, могут играть значительную роль в процессе формирования норм и стать правовой нормой толь­ко в случае ее признания участниками международного общения. Со­вет Безопасности ООН в соответствии со ст. 25 Устава ООН принима­ет решения, обязательные для государств - ее членов. Однако такие решения касаются отдельных случаев и должны быть основаны на действующих принципах и нормах международного права. Они пред­ставляют собой акты применения к какой-либо конкретной ситуации действующих принципов и норм. Национальное законодательство, а также решения национальных судов имеют обязательную силу только для субъектов национального права, но отдельные их положения могут получить международное признание и стать либо договорными, либо обычными нормами международного права.

Все нормы международного права можно классифицировать по сфере действия на универсальные, локальные и региональные, а по нормативной силе действия на императивные и диспозитивные. Уни­версальные нормы международного права регулируют отношения всех его субъектов. Их главными отличительными признаками являются глобальность действия, всеобщая обязательная сила, создание и отмена их международным сообществом в целом. Универсальные нормы обра­зуют общее международное право. Локальные нормы действуют среди ограниченного круга участников. Их основным источником являются договоры, которые регулируют отношения, не охватываемые общим международным правом. Локальные нормы не входят в общее между­народное право. Региональные нормы распространяют свое действие на субъекты международного права в пределах определенных регионов.

В связи с развитием интеграционных процессов они соответствуют по­требностям государств в более высоком уровне нормативного регули­рования, вплоть до создания такой его формы, как наднациональная (например, Европейский Союз).

К императивным относятся нормы, устанавливающие четкие, конкретные пределы определенного поведения. Субъекты междуна­родного права не могут по собственному усмотрению изменять объем и содержание своих прав и обязанностей. Диспозитивными являются нормы, в рамках которых субъекты международного права по соглаше­нию между собой могут сами в зависимости от обстоятельств опреде­лять свое поведение, взаимные права и обязанности.

Принципы международного права, которые, образуя его фунда­мент, обладают высшей юридической силой, представляют собой наи­более важные, системообразующие нормы международного права. Остальные нормы и международные действия должны соответство­вать их положениям. Принципы международного права обязательны для всех субъектов. Они носят универсальный императивный харак­тер и служат критериями законности всех остальных международных норм. Принципы международного права находятся во взаимосвязи, и за нарушением одного из них неизбежно следует несоблюдение других. Формируются они на основе обычая и договора.

Первоначально принципы международного права выступали в фор­ме международно-правовых обычаев, но с принятием Устава ООН они обрели договорно-правовую форму. Однако и в этом документе прин­ципы международного права изложены еще в прежней форме, требую­щей более детального их раскрытия. В 1960-е годы в ООН была прове­дена работа по кодификации основных принципов его Устава, которая завершилась в 1970 г. принятием Генеральной Ассамблеей Декларации о принципах международного права, подлежащих применению с це­лью развития дружеских отношений и сотрудничества между государствами. В Декларации представлены все 7 основных принципов:

1) принцип неприменения силы и угрозы силой;

2) принцип мирного разрешения споров;

3) принцип суверенного равенства государств;

4) принцип невмешательства;

5) принцип самоопределения народов;

6) принцип сотрудничества;

7) принцип добросовестного выполнения международных обязательств.

В Заключительный акт Хельсинкского совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе добавлены еще три принципа: нерушимости границ, территориальной целостности государств и уважения прав че­ловека, его основных свобод.

Все принципы международного права можно разделить на две груп­пы. Первая группа объединяет принципы сохранения мира и поддержания всеобщей безопасности. Они таковы: неприменения силы или угрозы силой; мирного разрешения международных споров; территориальной целостности государств; принцип целостности границ.

Особое значение имеет принцип неприменения силы или угрозы силой. Политические мыслители обосновывали этот принцип на про­тяжении столетий, но окончательно он утвердился в международном праве с принятием Устава Организации Объединенных Наций. В со­ответствии с ним запрещаются любые виды прямых или косвенных агрессивных действий одного государства против другого. В том числе запрещается вооруженное вторжение на чужую территорию и ее окку­пация, бомбардировки и обстрелы, установление морской и воздуш­ной блокады, засылка вооруженных бандформирований, поощрение терроризма и т.д. Государство-жертва агрессии получает право на ин­дивидуальную или коллективную самооборону, вплоть до применения вооруженной силы против агрессора.

Принцип мирного разрешения международных споров вытекает из принципа неприменения силы. Принцип территориальной целостно­сти и принцип нерушимости границ должны обеспечивать сохранение территории всех суверенных государств в рамках их признанных меж­дународным сообществом границ. Но если принцип территориальной целостности направлен против сепаратизма и его поощрения, то прин­цип нерушимости границ ставит заслон попыткам необоснованных территориальных претензий одних государств по отношению к другим.

Вторая группа включает такие общие принципы, как принцип су­веренного равенства государств; принцип невмешательства; принцип равноправия и самоопределения народов; принцип сотрудничества го­сударств; принцип уважения прав человека; принцип добросовестного выполнения международных обязательств.

Хотя еще с Вестфальского договора 1648 г. европейские государства стали признавать и уважать суверенитет друг друга, принцип суверен­ного равенства утвердился лишь в XX столетии. До этого междуна­родное право фактически признавало деление государств на большие и малые, христианские и нехристианские и т.д. Принцип суверенного равенства означает: каждое государство обязано уважать суверенитет других государств; каждое государство обязано уважать территориаль­ную целостность и политическую независимость других государств; каждое государство вправе свободно выбирать и развивать свои по­литические, социальные, экономические и культурные системы; все государства юридически равны независимо от различий их экономиче­ских, социальных и политических систем; каждое государство является субъектом международного права с момента возникновения; каждое государство имеет право участвовать в разрешении международных вопросов, затрагивающих его интересы; каждое государство на между­народных конференциях и в международных организациях обладает одним голосом; государства создают нормы международного права пу­тем соглашения на равноправной основе, никакая группа государств не может навязывать другим государствам созданные ею международно­правовые нормы.

Принцип невмешательства связан с понятием государственного су­веренитета. Если государства признают суверенитет друг друга, если они считают друг друга юридически равноправными субъектами, то у них нет оснований вмешиваться в те вопросы, которые относятся к вну­тренней компетенции властей всех без исключения других государств.

Принцип самоопределения народов первоначально был сформулиро­ван как один из политико-идеологических принципов либерализма и социализма, и только во второй половине XX в., после включения его в Устав ООН, закрепился как общий принцип международного права. В современных условиях содержание данного принципа таково: все народы имеют право свободно, без вмешательства извне определять свой политический статус и осуществлять экономическое, социальное и культурное развитие; все государства обязаны уважать это право; все государства обязаны содействовать осуществлению народами права на самоопределение; все государства обязаны воздерживаться от насиль­ственных действий, лишающих народы их права на самоопределение, свободу и независимость; в своей борьбе за самоопределение колони­альные народы могут использовать все необходимые средства; запре­щается подчинение народа иностранному господству.

Параллельно с принципом самоопределения утвердился и принцип уважения прав человека, о содержании которого пойдет речь в следую­щем параграфе.

Принцип сотрудничества и принцип добросовестного выполнения международных обязательств представляют собой исторически наи­более ранние принципы международного права. Без этих принципов невозможно нормальное функционирование всей системы междуна­родных отношений.

Система права – объективное, обусловленное системой общественных отношений внутреннее строение национального права, заключающееся в разделении единой по своей социальной сущности и назначению в общественной жизни, внутренне согласованной совокупности норм права на определенные части, называемые отраслями права и институтами права.

Данная система имеет объективный характер, обусловленный реально существующей системой общественных отношений. Это подтверждается также тем, что в современных цивилизованных государствах существуют и однородные отрасли права (конституционное, гражданское, семейное, уголовное и др.). В случае проведения любых законодательных преобразований система права сохраняет свою устойчивость и стабильность, поскольку правовые реформы, как правило, осуществляются в рамках общей схемы строения права, существующей объективно и неподвластной законодателю. Благодаря устойчивости к изменениям законодательства, система права является основой для преемственности правовой формы, сохраняя для новых поколений выработанные многовековой практикой элементы общих компонентов права: нормы, институты, отрасли. При наибольшей согласованности элементов системы права между собой, достигается большая эффективность социальной отдачи права.

Научно обоснованная и правильно сформированная система права имеет прямое и непосредственное влияние на все сферы юридической деятельности. Принимая новый нормативный акт, правотворческий орган обязан внести его в общую систему, не нарушая ее целостность и согласованность. Внутреннее деление права на части дает законодателю информацию о пробелах в законодательстве, противоречиях и несогласованностях между нормами и другими компонентами права. Системное строение права позволяет всесторонне истолковывать и правильно применять его нормы, эффективно осуществлять работы по систематизации законодательства, по приведению его в упорядоченную и согласованную систему, создавать автоматизированные системы правовой информации с использованием компьютерной технологии.

Понятие «правовая система» значительно шире по объему и включает в себя как законодательство, представляющее собой определенную органическую систему, так и иные явления юридической действительности: правовую практику и общественное правосознание, т.е. практически весь спектр существующих юридических явлений.

Широко известно провозглашенное еще в римском праве деление права на две отрасли – публичное право и частное право. До недавнего времени в нашей стране юридическая наука и практика отрицательно относились к теории такого деления. В наше время в условиях развития институтов рыночной экономики, обеспечения равноправного существования разных форм собственности, в том числе и частной, идеи этой теории возрождаются и активно используются в законодательной и правоприменительной деятельности РФ.

Особое место в современной системе права РФ занимают международное публичное право, регулирующее отношения между государствами и устанавливающее статус международных организаций, и международное частное право, определяющее нормы гражданско-правовых взаимоотношений с участием иностранных физических и юридических лиц, а также по поводу имущества, находящегося за границей.

Международное право как понятие .

В отечественной науке сложилась характеристика международного права как особой системы права, действующей наряду с системой национального права. Речь идёт о реальном сосуществовании двух правовых систем: правовой системы государства (принятой внутри государства системы) и правовой системы межгосударственного общения (международно-правовой системы).

В основе разграничения лежит, в первую очередь, метод правового регулирования: внутригосударственное право создается в результате властных решений компетентных органов государства, а международное право – в процессе согласования интересов различных государств.

Международным правом называют совокупность исторически изменяющихся договорных и обычных норм и принципов, создаваемых главным образом государствами в процессе их сотрудничества и соперничества, выражающих относительно согласованную волю государств и регулирующих отношения между государствами, созданными ими международными организациями и некоторыми другими субъектами международного общения. Международное право по его изначальным характеристикам (как совокупность юридических норм и регулятор определённых отношений) родственно праву внутригосударственному, национальному праву, являющемуся традиционным объектом юриспруденции, начиная с теории государства и права. Соблюдение норм международного права обеспечивается индивидуальным либо коллективным принуждением его субъектов, пределы и формы которого определяются ими в процессе совместной деятельности. Международное право не принадлежит юридической системе ни одного конкретного государства, но оно и только оно регулирует международные властные отношения в мире. Эта система права принципиально отличается от внутригосударственного права по способу образования норм, социальной сущности, субъектам, способам функционирования, методам обеспечения и т.д.

Нормы международного права создаются в ходе переговоров между различными субъектами и оформляются соответствующими договорами.

В нормы международного права преобразуются положения международных организаций. Эти нормы носят скорее рекомендательный характер. Поскольку нормы обычного права (т.е. сложившиеся правила поведения, которые признаются субъектами юридически обязательными) являются неписаными, уяснению их материального содержания помогает доктрина международного права, а также решения судебных органов, которые использовали обычай для разрешения спора и отразили его в судебном решении. Таким образом, кодификация международного права – это составление свода норм обычного права.

Нормы международного права следует отличать от так называемых обыкновений, или норм международной вежливости (международной морали), которые соблюдаются субъектами международного права во взаимных отношениях. Если международно-правовые нормы – это юридически обязательные правила поведения, то обыкновения, или нормы международной вежливости, лишены качества юридической обязательности и относятся к дипломатической деятельности.

Принципы международного права.

Ряд норм международного права называют принципами, хотя это те же нормы международного права, но одни из них издавна назывались принципами, а другие стали называться так в силу своей значимости и роли в международно-правовом регулировании. Ядро современного международного права, его «конституцию» образуют основные принципы международного права – это основополагающие международно-правовые нормы, носящие универсальный характер и обладающие высшей юридической силой. Они пронизывают всю международно-правовую систему; все остальные международно-правовые нормы, а также поведение субъектов международного права должны соответствовать положениям основных принципов. Эти принципы имеют наиважнейшее значение для соблюдения международного правопорядка.

  • Принцип суверенного равенства государств – гарант полноты власти государства на своей территории и неподчинение любой иностранной власти. В этом отношении все государства равны.
  • Принцип неприменения силы и угрозы силой – запрет на оккупацию территории другого государства, предоставление государством своей территории другому государству для совершения агрессии против третьего государства, участие в террористических актах в другом государстве и поощрение банд и наемников для вторжения в другое государство.
  • Принцип нерушимости государственных границ – признание существующих границ и отказ от территориальных притязаний.
  • Принцип территориальной целостности государств – запрет любых посягательств на территорию суверенных государств, обязанность уважать территориальную целостность друг друга, политическую независимость и единство любого государства.
  • Принцип мирного разрешения споров – предоставление возможности решить споры разнообразными способами: прямыми переговорами, обследованием (установлением фактов), посредничеством третьей стороны, арбитражным и судебным разбирательством.
  • Принцип невмешательства во внутренние дела государств – право каждого государства выбирать свою политическую, экономическую, социальную и культурную систему без вмешательства в какой-либо форме со стороны какого бы то ни было другого государства, а также запрет на организацию, помощь, розжиг, финансирование, поощрение или допущение вооруженной, подрывной или террористической деятельности, направленную на изменение строя государства путем насилия или вмешательства во внутреннюю борьбу другими государствами.
  • Принцип добросовестного выполнения международных обязательств – создание условий, при которых могут соблюдаться справедливость и уважение к обязательствам, вытекающим из договоров и других источников международного права (применяется только к международным договорам, заключенным добровольно и на основе равноправия).
  • Принцип сотрудничества – осуществление сотрудничества в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера, а также поддержание международного мира и безопасности и с этой целью принимать эффективные коллективные меры.
  • Принцип равенства и самоопределения народов и наций – безусловное уважение права каждого народа свободно выбирать пути и формы своего развития, запрет любых насильственных действий, которые могли бы помешать народам осуществлять их право на самоопределение.
  • Принцип уважения прав и основных свобод человека – содействие повышению уровня жизни, полной занятости населения и условиям экономического и социального прогресса и развития, всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод для всех. Однако непосредственная регламентация и защита прав и свобод человека являются внутренним делом каждого государства. Международные нормы в области прав человека в подавляющем большинстве не могут применяться непосредственно на территории государства и требуют от него определенных шагов по своей имплементации.
  • Принцип защиты окружающей среды – право каждого на здоровую плодотворную жизнь в гармонии с природой, приоритет экологических прав и интересов человека в процессе непрерывного социально-экономического развития, неотъемлемый суверенитет государства над собственными природными ресурсами.
  • Принцип ответственности – международная ответственность за любое международно-противоправное деяние субъекта международного права

Система международного права – это объективно существующая целостность внутренне взаимосвязанных элементов: общепризнанных принципов международного права, договорных и обычно-правовых норм, отраслей и институтов международного права. В этой системе находятся также резолюции международных организаций, решения арбитражных и судебных международных органов.

Отрасли международного права.

Система международного права представляет собой комплекс его отраслей и институтов. Отраслью международного права называют совокупность юридических норм, регулирующих отношения субъектов международного права в определенной области, которая составляет специфический предмет международного права, обладает большей степенью универсальной кодификации и характеризуется наличием принципов, применимых к данной конкретной области правоотношений.

Отраслями международного права являются: право международных договоров; дипломатическое право; международное морское, воздушное, космическое, атомное право; природоохранное право; право вооруженных конфликтов; гуманитарное и другие отрасли права.

Рассмотрим некоторые из вышеперечисленных отраслей международного права.

Государства с древних времен определяли свои права и обязанности путем заключения договоров. В результате длительной истории применения договоров в качестве регулятора международных отношений выработались определенные международно-правовые нормы, устанавливающие порядок заключения, действия, действительности, толкования и прекращения условий договора. Эти нормы составили особую отрасль международного права — право международных договоров .

В соответствии со статьёй 2 Венской Конвенции 1969 года и Венской Конвенции 1986 года, под договором понимается регулируемое международным правом соглашение, заключенное государствами и другими субъектами международного права в письменной форме, независимо от того, содержится ли такое соглашение в одной, двух или более связанных между собой документах, а также независимо от конкретного наименования документа.

Каждое государство само определяет, какие меры необходимы для выполнения заключенных им договоров.

В соответствии с частью 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации, международные договоры России являются составной частью ее правовой системы. Следовательно, международные договоры не требуют издания какого-либо нормативного акта для своего применения, а действуют непосредственно.

Международное морское право регламентирует порядок использования Мирового океана: мореплавание, рыболовство, научно-исследовательскую деятельность, разработку ресурсов морского дна и т.п. Международное морское право являет собой совокупность международно-правовых принципов и норм, регулирующих отношения субъектов международного права, связанных с деятельностью по использованию Мирового океана.

Долгое время обычаи являлись единственным источником международного морского права. Однако уже в XVIII столетии стали появляться договоры, которые касались в том числе и вопросов морской войны, и морских пределов осуществления власти прибрежных государств. В 1958 году на Женевской конференции ООН по морскому праву были приняты конвенции о территориальном море и прибрежной зоне; об открытом море, о континентальном шельфе и о рыболовстве и об охране живых ресурсов открытого моря.

Источниками международного морского права являются и другие договоры, такие как Конвенция по регулированию китобойного промысла 1946 г., Конвенция о Международных правилах предупреждения столкновения судов в море 1972 года и другие.

Международное воздушное право регулирует порядок международных воздушных сообщений. Международное воздушное право представляет собой совокупность специальных принципов и норм, регулирующих отношения между субъектами международного права в связи с использованием воздушного пространства.

Первым международным документом в области международного воздушного транспорта стала Парижская конвенция 1919 года об аэронавигации, участниками которой стали 38 государств. На сегодня основополагающим актом является Конвенция о международной гражданской авиации 1944 года (Чикаго). В 1944 году принято Соглашение о транзите, или о «двух свободах воздуха», насчитывающее 112 участников, и Соглашение о международном воздушном транспорте, или «о пяти свободах воздуха», насчитывающее 11 участников.

В области международного воздушного права действует ряд принципов: принцип исключительного и полного суверенитета государств в отношении воздушного пространства, расположенного над их сухопутной территорией; принцип свободы полетов в открытом воздушном пространстве; принцип обеспечения безопасности международной гражданской авиации.

Дипломатическое право определяет порядок внешних сношений государств через внутригосударственные и зарубежные органы.

Дипломатическое право - наиболее древняя отрасль международного права. С образованием государств стали складываться отдельные обычаи по урегулированию международных вопросов, которые затем постепенно находили отражение в договорах, регулирующих международные отношения.

Дипломатическое право возникло и развивалось как посольское право, т.е. как совокупность норм, определяющих положение посла. Лишь к началу XX века посольское право стало постепенно превращаться в дипломатическое – в совокупность норм, регулирующих все официальные отношения государств.

В настоящее время основным актом дипломатического права является Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 года. Велика роль Конвенции 1969 года о специальных миссиях и Конвенция 1975 года о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера, а также соответствующие внутригосударственные нормативные акты (например, Указ Президента РФ от 14 марта 1995 года, утвердивший Положение о МИДе).

Международное гуманитарное право регулирует сотрудничество по защите прав человека, в том числе в чрезвычайных обстоятельствах и военных конфликтах.

Мировое сообщество пришло к необходимости ограничения средств и методов ведения войны посредством выработки договоров, определяющих права и обязанности воюющих сторон. Уменьшить страдания, причиняемые вооруженным насилием гражданским лицам, защитить человека – такова цель международного гуманитарного права. Таким образом, гуманитарное право — это система международно-правовых принципов и норм, регулирующих отношения между государствами в период вооруженного конфликта с целью ограничения применения средств и методов ведения войны, защиты ее жертв и устанавливающих ответственность за ее нарушение.

В составе международного гуманитарного права лежат следующие принципы: гуманизация вооруженных конфликтов; международно-правовая защита жертв войн; охрана гражданских объектов и культурных ценностей; защита интересов нейтральных государств; ограничение воюющих в выборе методов и средств ведения войны.

Основополагающим актом в этой сфере является Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной ассамблеей ООН в 1948 году. В данном акте сформулированы минимальные стандарты прав человека: право на жизнь, на труд, образование, удовлетворительные материальные условия жизни, право на семью, на свободу слова, религии, передвижения, справедливое судебное разбирательство, равноправие, свободу от дискриминации и т.п.

Основные институты международного права

Международное право включает в себя ряд институтов.

Международно-правовой институт – это группа норм и принципов, регулирующих определенную область правоотношений (например, институт признания государств, институт международной ответственности и т.п.). Рассмотрим некоторые из них.

Институт признания государств означает признание государства в качестве суверенного партнера. Вопрос о признании встает при появлении нового государства, которое намерено стать членом международного сообщества. Другие государства могут выразить свое отношение к вновь возникшему государству путем его официального признания (заявление о признании и готовности установить дипломатические отношения) или фактического признания (установление торговых и иных связей).

Правопреемство государств – это переход прав и обязанностей от государства (или государств) к государству-правопреемнику (или государствам-преемникам). В случае правопреемства при соединении государств, международные договоры, заключенные государствами-предшественниками, продолжают действовать для государства-правопреемника. При разделении государства международные договоры продолжают действовать для каждого вновь образовавшегося государства. Правопреемство не затрагивает границ, установленных договорами с третьими государствами.

Государственная территория и границы также представляют собой институт международного права.

Под территорией в международном праве понимается весь земной шар с его сухопутной и водной поверхностью, недрами, воздушным пространством, а также космическое пространство.

По видам правового режима территория подразделяется на три категории:

1) государственная территория;

2) международная территория общего пользования;

3) территория со смешанным режимом.

Правовой режим государственной территории определяется ее принадлежностью определенному государству, которое осуществляет в отношении нее и в ее пределах свое территориальное верховенство.

Территория государства включает сушу, воду с находящимися под ними недрами, воздушное пространство в пределах границ.

Границы государства проходят по суше (сухопутные границы), по воде (морские и речные границы) и по воздуху (воздушные границы).

Водная территория государства состоит из внутренних вод (озера, воды портов, некоторых заливов) и территориального моря (прибрежная полоса шириной до 12 морских миль). Воздушная граница представляет собой столб воздуха, ограниченный воображаемыми плоскостями, восходящими перпендикулярно по периметру государственной границы.

За пределами государственных территорий находится территория общего пользования. Государства не вправе подчинять эти территории своему суверенитету.

В международную территорию общего пользования входят открытое море, воздушное пространство над ним, Международный район морского дна, Антарктика, космическое пространство, включая Луну и другие небесные тела. Общим для всех этих частей международной территории общего пользования является то, что они в целом или какой-то своей частью, во-первых, не принадлежат национальному присвоению каким бы то ни было образом и, во-вторых, открыты для исследования и использования всеми государствами на основе равенства в соответствии с международным правом.

Территория со смешанным режимом характеризуется ее расположением в основном за пределами государственной территории, в акватории Мирового океана и действием в ее пределах, как международных норм, так и внутригосударственных норм прибрежного государства. Таких территорий три: прибрежная зона, континентальный шельф и исключительная экономическая зона.

Население – это совокупность лиц, проживающих на территории государства: граждане, иностранцы и лица без гражданства. В этом институте велика роль понятия гражданства , которое представляет собой устойчивую правовую связь лица с государством. Законы каждого государства определяют порядок приобретения его гражданства.

Проживающие в государстве иностранцы, как правило, пользуются теми же правами, что и граждане данного государства, т.е. национальным режимом.

Заключение.

Хотя изначально международное право и создано государствами, но оно не входит в правовую систему какого-либо государства, хотя в истории и были попытки рассматривать его как отрасль права.

Международное право – совершенно самостоятельная правовая система и как таковая обладает всеми признаками системного правового образования. В современном мире существуют два вида правовых систем: нормативно-правовые системы отдельных государств и нормативно-правовая система мирового сообщества (система международного права). У них много общего. Оба вида правовых систем представляют собой сложно структурированную совокупность различных элементов (норм, принципов, институтов, отраслей, правового сознания, правовой культуры, правоприменительной практики). Многие положения, выработанные в общей теории права для характеристики внутригосударственной правовой системы, применимы и к международному праву. И международное, и внутригосударственное право используют одни и те же юридические конструкции и термины. Профессор С.А.Малинин, проанализировав теоретические основы внутригосударственного права, отмечал, что «общетеоретические положения о системе права, о ее классификационных критериях полностью применимы и к области международного права».

В то же время международное и внутригосударственное право – самостоятельные системы права и каждая из них имеет качественные отличия и признаки, отличающие их друг от друга, что признается специалистами как общей теории права, так и международного права.

Таким образом, международное право можно определить как систему обязательных норм, выраженных в признанных субъектами этого права источниках, являющихся общеобязательным критерием правомерно дозволенного и юридически недозволенного, и через которые осуществляется управление международным сотрудничеством в соответствующих областях или принуждение к соблюдению норм этого права.

Список использованной литературы.

  1. Федеральный закон от 04 января 1999 г. № 4-ФЗ «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации» // СЗ РФ. 1999. № 2.
  2. Бирюков П.Н. Международное право: Учебное пособие.
  3. Лукашук И.И. Нормы международного права в правовой системе России.
  4. Бринчук М.М. Экологическое право (Право окружающей среды)
  5. Глобалистика: Энциклопедия. – М. 2009. С. 558–561
  6. Энциклопедия юриста
  7. Википедия – Свободная энциклопедия

Самое обсуждаемое
Музыкальный праздник в подготовительной группе ДОУ по сказкам Чуковского Музыкальный праздник в подготовительной группе ДОУ по сказкам Чуковского
Принцип деления Европы на субрегионы Принцип деления Европы на субрегионы
Какие растения растут в пустыне Какие растения растут в пустыне


top