§3. Структура судов общей юрисдикции. Федеральные суды общей юрисдикции рф Схема системы судов общей юрисдикции

§3. Структура судов общей юрисдикции. Федеральные суды общей юрисдикции рф Схема системы судов общей юрисдикции
  • 14: «Осуществление правосудия только судом».
  • 15. Обеспечение законного, компетентного и беспристрастного состава суда.
  • 16. Участие граждан в отправлении правосудия.
  • 17. Самостоятельность судов, независимость судей, присяжных и арбитражных заседателей.
  • 18. Осуществление правосудия на началах равенства всех перед законом и судом.
  • 19. Право на судебную защиту. Обеспечение доступа к правосудию. Право на компенсацию за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок.
  • 20. Принцип состязательности процесса и равноправия сторон.
  • 21. Обеспечение подозреваемому, обвиняемому права на защиту.
  • 22. Презумпция невиновности
  • 23. Язык судопроизводства и делопроизводства в судах. Гарантии реализации.
  • 24. Гласность судебного процесса
  • 25. Судебная система рф, ее структура и признаки
  • 26. Единство судебной системы
  • 27. Федеральные суды и суды субъектов рф, их соотношение
  • 28 Система судов общей юрисдикции, их общая характеристика
  • 29. Понятие судебной инстанции
  • 30. Понятие суда первой инстанции
  • 31. Понятие аппеляционной инстанции
  • 32. Понятие кассационной инстанции
  • 33. Понятие надзорной инстанции
  • 34. Соотношение понятий "звено судебной системы" и "судебная инстанция"
  • 35. Составы суда по инстанциям
  • 36.Районный суд. Полномочия, порядок образования и деятельности.
  • 37. Председатель районного суда, его права и обязанности.
  • 38.Областной и равный ему суд. Полномочия, состав, структура.
  • 39. Президиум областного и равного ему суда. Его полномочия.
  • 40.Председатель областного и равного ему суда. Его полномочия.
  • 41.Судебные коллегии областного и равного ему суда.
  • 42.Военные суды.
  • Глава II. Система и полномочия военных судов
  • 50. Судебные коллегии
  • 51. Председатель Верховного Суда Российской Федерации, его полномочия. Заместители председателя Суда. Председатели Судебных коллегий.
  • 52. Мировые судьи
  • 54. Решения Конституционного Суда рф. Юридическое значение.
  • 55. Арбитражные суды. Система, задачи, полномочия. Высший Арбитражный Суд рф.
  • 56. Статус судей в рф. Общая характеристика.
  • 57. Требования, предъявляемые к кандидатам на судейские должности.
  • 58. Независимость и неприкосновенность судей, гарантии.
  • 59. Недопустимость вмешательства в деятельность суда.
  • 60. Порядок назначения судей.
  • 62. Прекращение полномочий судьи
  • 63. Отставка судей.
  • 71. Понятие органов предварительного расследования и их задачи
  • Вопрос 73
  • 74 Оперативно розыскная деятельность. Понятие и органы ее осуществляющие.
  • Вопрос 75
  • Вопрос 76
  • Вопрос 77
  • 78 (Принцип законности в организации и деятельности прокуратуры)
  • 79(Единство и централизация органов прокуратуры)
  • Вопрос 80 (принцип независимости прокуратуры)
  • 81 (Гласность в деятельности прокуратуры)
  • 82(Понятие отраслей прокурорского надзора,их система)
  • 83 (Прокурорский надзор за исполнением законов (общий надзор).Предмет надзора и полномочия прокурора.)
  • 84 (Акты реагирования прокурора на нарушения закона при осуществлении общего надзора)
  • 85. Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.
  • Раздел III. Прокурорский надзор
  • Глава 2. Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.
  • 86. Полномочия прокурора по надзору за законностью оперативно-розыскной деятельности, предварительного следствия и дознания.
  • Раздел III. Прокурорский надзор
  • Глава 3. Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие
  • 87. Полномочия прокурора по надзору в местах лишения свободы, местах содержания задержанных или заключённых под стражу.
  • Раздел III. Прокурорский надзор
  • 88. Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов судебными приставами.
  • 89. Участие прокурора в рассмотрении дел судами.
  • Раздел IV. Участие прокурора в рассмотрении дел судами
  • 90. Система и структура органов прокуратуры (основные положения).
  • 91. Система и задачи органов военной прокуратуры.
  • Раздел VI. Особенности организации и обеспечения деятельности органов военной прокуратуры
  • 92. Генпрокуратура рф.
  • 93.Прокуратура района и приравненные к ней прокуратуры. Их состав.
  • 94.Коллегия в органах прокуратуры.
  • 95.Требования, предъявляемые к лицам, назначаемым на должности прокуроров и следователей.
  • 96.Назначение прокуроров на должность, их подотчетность. Основания освобождения прокуроров от должности.
  • 97.Генеральный прокурор рф, порядок его назначения, полномочия.
  • 107: «Органы адвокатского самоуправления. Адвокатская палата субъекта Федерации, ее органы»
  • 108. Всероссийский съезд адвокатов. Собрания (конференции) адвокатов.
  • 109 Федеральная палата адвокатов рф, ее органы
  • 28 Система судов общей юрисдикции, их общая характеристика

    Суды общей юрисдикции представляют собой судебные органы, действующие на территории РФ с целью осуществлении правосудия по гражданским, уголовным делам, а также по делам об административных правонарушениях. Данные органы именуются судами общей юрисдикции, так как в их компетенцию входит рассмотрении подавляющего большинства правовых споров, как в абсолютном исчислении, так и по широте охвата правоотношений. Суды общей юрисдикции действуют на всех территории РФ, начиная о районного уровня и заканчивая уровнем федеральным. Несмотря на это, суды общедоступны, при наличии исходного спорного правоотношения все они обязаны принимать к своему производству соответствующие заявления и жалобы. Суды общей юрисдикции входят в общую судебную систему РФ в качестве подсистемы. Это означает, что любой суд общей юрисдикции одновременно является и судом общей судебной системы. Однако не все суды, входящие в общую судебную систему России, являются судами общей юрисдикции. К таковым относятся Конституционный суд РФ, конституционные суды субъектов федерации, система арбитражных судов. В соответствии с ч.1 ст.1 Федерального закона «О мировых судьях в РФ» мировые судьи являются судьями общей юрисдикции субъектов федерации и входят в единую судебную систему РФ. К судам общей юрисдикции также относятся военные суды соответствующего уровня. Однако их специфика состоит в том, что они рассматривают не все без исключения дела, а лишь дела по спорам, появляющимся в сфере военного управления, в том числе уголовные дела о преступлениях, совершенных военнослужащими.

    Суд общей юрисдикции - это суд, осуществляющий правосудие по гражданским, уголовным делам и делам, возникающим из административных правонарушений, а также иным делам, подсудным судам общей юрисдикции. В Российской Федерации к судам общей юрисдикции относятся: Верховный Суд Российской Федерации, верховные суды республик в составе Российской Федерации, краевые, областные суды, суды автономных областей, автономных округов, Московский и Санкт-Петербургский городские суды, районные (городские) суды, и система военных судов.

    К федеральным судам в судах общей юрисдикции относятся также специализированные суды (это не чрезвычайные суды, и их создание не вызвано чрезвычайной ситуацией). В настоящее время в РФ создается Специализированный суд по интеллектуальным правам. В концепции развития судебной системы предусматривает также создание административных, ювенальных и миграционных судов.

    Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подведомственным судам общей юрисдикции.

    Верховный Суд Российской Федерации осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции, включая военные и специализированные федеральные суды.

    Верховный Суд Российской Федерации в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда второй инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам, а в случаях, предусмотренных федеральным законом, - также и в качестве суда первой инстанции.

    Верховный Суд Российской Федерации является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к верховным судам республик, краевым (областным) судам, судам городов федерального значения, судам автономной области и автономных округов, военным судам военных округов, флотов, видов и групп войск.

    Верховный Суд Российской Федерации дает разъяснения по вопросам судебной практики.

    Полномочия, порядок образования и деятельности Верховного Суда Российской Федерации устанавливаются федеральным конституционным законом.

    Пленум Верховного Суда Российской Федерации - орган Верховного суда РФ, представляющий собой собрание всех судей Верховного суда России. ПВС РФ правосудие не осуществляет, а обеспечивает правильное и единообразное применение законов судами и дает разъяснения и толкования норм права посредством принятия постановлений.

    Пленум Верховного Суда РФ действует в составе Председателя Верховного Суда РФ, заместителей Председателя и членов Верховного Суда РФ. В заседаниях Пленума в обязательном порядке участвует Генеральный прокурор РФ. В заседаниях Пленума по приглашению Председателя Верховного Суда РФ могут участвовать Министр Юстиции РФ, судьи, члены Научно-консультативного совета при Верховном Суде РФ, представители министерств, государственных комитетов, ведомств, научных учреждений и других государственных и общественных организаций.

    Верховные суды республик в составе Российской Федерации, краевые и областные суды, суды автономной области и автономных округов

    Основное звено судов общей юрисдикции, в котором рассматриваются дела по первой и второй (по отношению к мировым судьям) инстанции и в апелляционном порядке. Он является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного органа. Рассматривает более сложные дела, чем мировые судьи. Районные суды образуются в соответствии с федеральными законами в районах, районах в городах (в крупных городах), а также в городах (в последнем случае они называются городскими судами).

    Районный суд состоит из профессионалов-судей, количество которых должно определяться нагрузкой на судей по разрешению дел.

    Мировые судьи в Российской Федерации (далее - мировые судьи) являются судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации и входят в единую судебную систему Российской Федерации. Полномочия, порядок деятельности мировых судей и порядок создания должностей мировых судей устанавливаются Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации», иными федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом, а порядок назначения (избрания) и деятельности мировых судей устанавливается также законами субъектов Российской Федерации. Мировой судья рассматривает в первой инстанции:

    уголовные дела о преступлениях, за совершение которых может быть назначено максимальное наказание, не превышающее трех лет лишения свободы;

    дела о выдаче судебного приказа;

    дела о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях;

    дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества, при стоимости имущества, не превышающей 50 000 рублей;

    иные дела, возникающие из семейно-правовых отношений, за исключением дел об оспаривании отцовства (материнства), установлении отцовства, о лишении родительских прав, об усыновлении (удочерении) ребенка;

    дела по имущественным спорам, за исключением дел о наследовании имущества и дел, возникающих из отношений по созданию и использованию результатов интеллектуальной деятельности, при цене иска, не превышающей пятидесяти тысяч рублей;

    дела об определении порядка пользования имуществом;

    дела об административных правонарушениях, отнесенные к компетенции мирового судьи Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях либо законами субъектов Федерации.

    Военные суды

    Военные (флотские) окружные суды - это суды РФ, действующие в Вооруженных Силах РФ, входящие в единую судебную систему РФ, осуществляющие задачи правосудия. Ранее именовались военными трибуналами. Система военных судов состоит из военной коллегии Верховного суда России (высшее звено); военного суда Вооруженных Сил, округов, групп войск (второе звено); военных судов армий, соединений, флотилий, гарнизонов (первое звено).

    Военные суды рассматривают уголовные дела:

    О преступлениях, совершенных военнослужащими Вооруженных Сил, военнообязанными во время прохождения ими учебных сборов, а также лицами офицерского состава, мичманами, сержантами и матросами органов Федеральной службы безопасности, иных органов государственной власти где Законом РФ предусмотрена военная служба, а так же граждан, призванных в установленном Законодательством РФ на военные сборы.

    Система военных судов занимается также разрешением гражданских дел между военнослужащими и Министерством обороны (иными федеральными органами, где предусмотрена военная служба), гражданских дел при обжаловании бывшими военнослужащими действий органов военного управления по правоотношениям, возникшим в период прохождения военной службы, и рассмотрением дел об административных правонарушениях военнослужащих, подведомственных согласно КоАП РФ судам общей юрисдикции.

    "

    Федеральные суды общей юрисдикции являются одним из важных элементов одноименной системы Российской Федерации. Функционирование этих органов регулируется нормативно-правовыми актами, принятыми Государственной Думой. Основная их задача - защищать права и интересы граждан.

    Федеральные суды общей юрисдикции РФ

    Давайте посмотрим в законодательстве определение сущности названной ветви власти. В законе РФ "О судебной системе Российской Федерации" указано, что к судам общей юрисдикции относятся все судебные органы, которые вправе рассматривать гражданские, уголовные и административные дела, основываясь на нормах российского законодательства.

    В названии используется слово "общей", потому что сюда могут обращаться все без исключения граждане государства с целью защиты собственных прав и реализации интересов. Российское правосудие достаточно гуманно, поэтому граждане всегда могут рассчитывать на справедливость и реальную защиту в суде.

    Система федеральных судов общей юрисдикции Российской федерации

    Прежде чем говорить о полномочиях российских судов, стоит ознакомиться с их утвержденным законодательно перечнем. Итак, федеральными судами общей юрисдикции являются:

    1. Верховные суды республик (например, Верховный суд Республики Коми), областные (Московский областной суд) и краевые (Ставропольский краевой суд). К этому уровню системы приравниваются суды автономных областей и главные судебные учреждения городов федерального подчинения (Москва, Санкт- Петербург и т.д.), а также главные суды военных округов. Все эти организации именуются и так - федеральные суды общей юрисдикции субъектов РФ. После Верховного суда это вторая ступень судебной иерархии нашего государства.
    2. Инстанции в городах областного и районного подчинения, а также местные гарнизонные судебные инстанции. Это наиболее массовая по количеству часть созданных в России судов.
    3. Мировые судьи (в основном такие люди проводят судебную деятельность в небольших районных городах либо селах, так как в населенных пунктах такого класса невыгодно создавать полноценные суды).

    Мировые судьи, их полномочия

    На самой низкой ступени описываемой системы стоят мировые судьи. В законодательстве также существует термин "мировые суды". Фактически, это синонимы, потому что работает здесь один судья.

    Хоть их и причисляют к общей федеральной системе судебных органов, назначаются они местными законодательными органами. Мировой судья, по возможности, должен быть в каждом населенном пункте, где функционирует орган местного самоуправления.

    В своей деятельности названные лица должны следовать установленным законом правилам поведения:

    • соблюдать принцип верховенства права и презумпции невиновности;
    • руководствоваться нормами международного и национального российского права;
    • не быть членом или агитатором политической партии;
    • не заниматься предпринимательской или депутатской деятельностью.

    Наверное, главное, чем должен обладать человек для успешной работы мировым судьей, - это высокие моральные качества и большой авторитет в обществе.

    Мировые судьи используют в работе законы, принятые Государственной Думой. Они могут принимать в производство уголовные, административные и гражданские дела. Каждое свое решение федеральные суды общей юрисдикции (мировые суды, если говорить конкретно) принимают именем России.

    Городские (районные) суды

    Это самая многочисленная ступень в системе правосудия российского государства. В отличии от мировых, районные (городские) суды имеют свою структуру.

    Возглавляют данный орган председатели, которые выполняют организационную работу. Кроме того, они ведают решением всех хозяйственных вопросов, которые влияют на жизнедеятельность вверенного им подразделения.

    Во всех районных (городских) судах штатным расписанием предусмотрена должность заместителя председателя, функциональные обязанности которого утверждаются председателем суда. Отметим, что руководство, наряду с рядовыми судьями, ведет и судебные процессы.

    В структуре рассматриваемого подразделения действует и вспомогательный аппарат. Основные задачи у него такие:

    • прием исковых заявлений у граждан;
    • регистрация новых дел во всех журналах, ведение которых предусмотрено законодательством;
    • введение информации о деле в электронную систему;
    • распределение дел между судьями;
    • послесудебное оформление дел для сдачи их в архив;
    • ведение деловой переписки с другими организациями.
    • контроль над оплатой судебных сборов;
    • контроль вручения истцу, ответчику, а также свидетелям повесток в суд.

    Структура областных и приравненных к ним судов

    По иерархии и полномочиям выше ранее описанных находятся федеральные суды городов Москвы и Санкт-Петербурга, краевые судебные органы, а также суды автономных округов и областей. Их структура несколько иная.

    Во главе организации здесь также стоит председатель, и предусмотрена должность его заместителя. Но в них дополнительно создается Президия и коллегии по гражданским и уголовным делам. Исходя из коллегиального образа работы данной инстанции, можно понять, что при принятии решений на этом уровне судебной системы действует принцип большинства.

    Состав и полномочия Президиума областных судов

    Количественный состав Президиума определяется Президентом РФ на основе письменного представления Председателя ВС РФ. В его состав обязательно входят председатель и заместитель председателя суда, руководители коллегий, а также судьи в минимально необходимом количестве.

    Президиум имеет достаточно широкие полномочия:

    • рассмотрение дел в порядке надзора, кассации или на основе новых выявленных обстоятельств;
    • анализ и систематизация судебной практики;
    • контроль над работой аппарата суда;
    • анализ результатов работы коллегий посредством заслушивания отчетов их руководителей;
    • утверждение членов коллегий.

    Кворум Президиума как коллегиального органа составляет 50% плюс один судья от общего количества членов. Согласно нормам федерального закона РФ "О судебной системе", заседания этого коллегиального органа должны проходить минимум 2 раза в месяц.

    Состав и полномочия коллегий судов

    Как мы уже отмечали, федеральные суды общей юрисдикции РФ на областном уровне работают по коллегиальному принципу. Состав судей гражданской и уголовной коллегий, а также численность этих комиссий, утверждается на заседании Президиума суда.

    Эти органы рассматривают в рамках своей компетенции судебные дела в кассационном и порядке надзора. Кстати, федеральное судебное законодательство предоставляет названным коллегиям и функции суда первой инстанции.

    Безусловно, на таком уровне не будут рассматриваться вопросы о разводе между сельскими жителями. Под их юрисдикцию будут подпадать дела, рассмотрение которых имеет большой резонанс в обществе. Также на заседаниях коллегий для вынесения максимально верных решений рассматривается юридическая практика других судов и анализируется правильность и логика принятия решений.

    Верховный Суд Российской Федерации

    Вот мы и дошли до самой вершины судебной иерархии - Верховного Суда РФ. Уникальность этого органа состоит в том, что он один в Российской Федерации, и, соответственно, его юрисдикция распространяется на всю огромную территорию государства.

    Сначала давайте уточним, кто может работать в ВС судьей. Это должен быть человек старше 30 лет с высшим юридическим образованием и стажем работы по специальности не менее 10 лет. Зачастую в состав Верховного Суда избираются наиболее авторитетные председатели судов.

    В процессе своей деятельности названный орган решает несколько важнейших задач:

    • рассмотрение кассационных жалоб на решения судов более низкой инстанции;
    • контроль над работой всех судов общей юрисдикции в порядке надзора;
    • разработка и предоставление практических рекомендаций для использования их в работе судьями всех российских судов.

    Заключение

    Федеральные суды общей юрисдикции и мировые судьи составляют судебную систему России. Каждый орган выполняет утвержденные законом задачи на отведенной для него административной территории. Для соблюдения законности и гарантирования возможности обжалования несправедливого судебного решения создана их иерархия во главе с Верховным судом РФ. Ну а если физическое или юридическое лицо не будет согласно с вердиктом последней инстанции, государство гарантирует возможность обращения в Европейский суд по правам человека.

      Мировые судьи

      Районный суд

      Суды субъектов РФ

      Верховный Суд РФ

      Военные суды

    Мировые судьи

    Мировые судьи в Российской Федерации являются судьями общей юрисдикции субъектов РФ и входят в единую судебную систему РФ. Полномочия, порядок деятельности мировых судей и порядок создания должностей мировых судей устанавливаются Конституцией, Законом о судебной системе, иными федеральными конституционными законами, Федеральным законом от 17.12.1998 № 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации», а порядок назначения (избрания) и деятельности мировых судей устанавливается также законами субъектов РФ.

    Компетенция мирового судьи. Мировой судья рассматривает дела, отнесенные к его компетенции, единолично. Мировой судья рассматривает в первой инстанции:

      уголовные дела о преступлениях, за совершение которых может быть назначено максимальное наказание, не превышающее трех лет лишения свободы;

      дела о выдаче судебного приказа;

      дела о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях;

      дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества;

      иные дела, возникающие из семейно-правовых отношений, за исключением дел об оспаривании отцовства (материнства), установлении отцовства, лишении родительских прав, усыновлении (удочерении) ребенка;

      дела по имущественным спорам при цене иска, не превышающей 500 минимальных размеров оплаты труда, установленных законом на момент подачи заявления;

      дела, возникающие из трудовых отношений, за исключением дел о восстановлении на работе;

      дела об определении порядка пользования земельными участками, строениями и другим недвижимым имуществом;

      дела об административных правонарушениях, отнесенные к компетенции мирового судьи КоАП;

      дела по вновь открывшимся обстоятельствам в отношении решений, принятых мировым судьей в первой инстанции и вступивших в силу.

    Мировые судьи осуществляют свою деятельность в пределах судебных участков. Общее число мировых судей и количество судебных участков субъекта РФ определяются федеральным законом по законодательной инициативе соответствующего субъекта РФ, согласованной с Верховным Судом РФ, или по инициативе Верховного Суда РФ, согласованной с соответствующим субъектом РФ.

    Судебные участки и должности мировых судей создаются и упраздняются законами субъектов РФ. Судебные участки создаются из расчета численности населения на одном участке от 15 до 30 тыс. человек. В административно-территориальных образованиях с численностью населения менее 15 тыс. человек создается один судебный участок.

    Районный суд

    Районный суд – основное звено судебной системы Российской Федерации. Он является судом общей юрисдикции. В соответствии со ст. 21 Закона о судебной системе районный суд в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда первой и второй (апелляционной) инстанций, а также осуществляет другие полномочия, предусмотренные законом. Районный суд является непосредственной вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района.

    Компетенция районного суда. Районный суд реализует следующие полномочия:

      рассматривает отнесенные к его подсудности уголовные дела в качестве суда первой инстанции. Районному суду подсудны уголовные дела о всех преступлениях, за исключением уголовных дел, указанных в ч. 1 ст. 31 (в части подсудности уголовных дел мировому судье), ч. 3 и 4 ст. 31 УПК;

      рассматривает в качестве суда апелляционной инстанции уголовные дела по не вступившим в законную силу решениям мирового судьи, если они были обжалованы сторонами;

      рассматривает в качестве суда первой инстанции все гражданские дела, отнесенные ГПК к его подсудности;

      рассматривает материалы об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста.

    Кроме того, районный суд решает вопросы:

      о продлении срока содержания под стражей;

      помещении подозреваемого, обвиняемого, не находящегося под стражей, в медицинский или психиатрический стационар для производства соответственно судебно-медицинской или судебно-психиатрической экспертизы;

      производстве осмотра жилища при отсутствии согласия проживающих в нем лиц;

      производстве обыска и (или) выемки в жилище;

      производстве личного обыска;

      производстве выемки предметов и документов, содержащих информацию о государственной или иной охраняемой федеральным законом тайне, а также о вкладах и счетах в банках и иных кредитных организациях;

      наложении ареста на корреспонденцию и выемке ее в учреждениях связи;

      наложении ареста на имущество, включая денежные средства физических и юридических лиц, находящиеся на счетах и во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях;

      временном отстранении обвиняемого от должности;

      контроле и записи телефонных и иных переговоров;

    В ходе досудебного производства рассматривает жалобы на действия (бездействие) и решения прокурора, следователя, органа дознания и дознавателя в случаях и порядке, которые предусмотрены процессуальным законодательством.

    Состав суда. Районный суд состоит из: председателя суда, заместителя председателя районного суда, судей, аппарата суда (секретарей судебного заседания, заведующего канцелярией по гражданским и уголовным делам, архивариуса, делопроизводителя, консультанта суда, администратора суда).

    Суды общей юрисдикции представляют собой судебные органы, которые действуют на всей территории РФ с целью осуществления правосудия по гражданским, уголовным делам, а также по делам об административных правонарушениях.

    Данные суды именуются судами общей юрисдикции, поскольку в их компетенцию входит рассмотрение и разрешение подавляющего большинства правовых споров как в количественном исчислении, так и по широте охвата правоотношений.

    Суды общей юрисдикции действуют на всей территории РФ и на всех уровнях территориального устройства страны. При этом все судебные органы общедоступны. В установленных законом случаях лицо вправе обратиться в суд и получить надлежащее разрешение возникшего спора.

    Суды общей юрисдикции входят в общую судебную систему РФ в качестве ее подсистемы. Это означает, что любой суд общей юрисдикции одновременно является и судом, входящим в общую судебную систему. Но не все судебные органы относятся к судам общей юрисдикции. Так, данным понятием не охватываются Конституционный Суд РФ, конституционные (уставные) суды субъектов РФ, арбитражные суды. Следовательно, понятия "суды общей юрисдикции" и "судебная система РФ" соотносятся между собой как философские категории части и целого.

    Законодательство о судах общей юрисдикции, помимо Конституции РФ, составляют следующие федеральные конституционные законы: "О судебной системе Российской Федерации"; "О военных судах Российской Федерации"; "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации". В данных актах содержатся положения, отражающие систему судов общей юрисдикции, их структуру, полномочия, особенности организации и взаимодействия между судами и иными государственными органами и должностными лицами.

    В соответствии со ст. 1 Федерального конституционного закона "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации" система судов общей юрисдикции состоит из двух групп судов - федеральных судов общей юрисдикции и судов общей юрисдикции субъектов РФ. В основу такой дифференциации положен не функциональный признак, а способ формирования различных судебных органов. К федеральным судам относятся суды, которые созданы на основе федерального законодательства, к судам субъектов РФ - суды (точнее - судебные должностные лица), избрание или назначение которых происходит в порядке, установленном законодательством того либо иного субъекта РФ.

    К федеральным судам общей юрисдикции относятся:

    Верховный Суд РФ;

    Верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суд автономной области, суды автономных округов (т.е. суды субъектов РФ);


    Районные суды, городские суды, межрайонные суды;

    Военные суды различных уровней;

    Специализированные суды, полномочия, порядок образования и деятельности которых устанавливаются федеральным конституционным законом. (В настоящее время такие суды еще не созданы.)

    К судам общей юрисдикции, образованным субъектами РФ, относятся мировые судьи.

    Все суды общей юрисдикции в своей деятельности равным образом применяют федеральное законодательство, а в необходимых случаях - законодательство субъектов РФ, иные подзаконные нормативные правовые акты, а также международные договоры РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права.

    Судебные органы, входящие в систему судов общей юрисдикции, не находятся между собой в отношениях власти и подчинения. При осуществлении правосудия и реализации иных полномочий конкретный судебный орган принимает решение от своего собственного имени и несет за него полную ответственность. Инстанционное устройство системы судов общей юрисдикции предполагает движение дела из нижестоящих судебных органов в вышестоящие и возможность последующей отмены или изменения решений. Поэтому полномочия различных элементов системы судов общей юрисдикции можно раскрыть более полно, используя не организационный, а инстанционный подход.

    Термин «суды общей юрисдикции» в современном российском законодательстве впервые появился после принятия 12 декабря 1993 года Конституции РФ. В ст. 126 Конституции РФ при определении полномочий Верховного Суда РФ говорится о делах, «подсудных судам общей юрисдикции». Прежде чем перейти к рассмотрению системы этих судов, целесообразно остановиться на анализе некоторых общих принципов, лежащих в основе организации современных судебных систем различных стран. Рассмотрение столь общих вопросов необходимо в первую очередь потому, что происходящее в ходе проводимой судебной реформы усложнение судебной системы России в определенной степени опережает имеющуюся теоретическую базу. В советский период по ряду причин многие из рассмотренных ниже вопросов не являлись особо актуальными, поэтому и само понятие «суды общей юрисдикции», и связанная с ними проблематика в целом являются достаточно новыми для российского законодательства и правовой науки.

    07 февраля 2011 года принят Федеральный конституционный закон №1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции». Указанный закон вступает в силу по истечении 30 дней со дня его опубликования – 13 марта 2011 года.

    Указанным законодательным актом определяется порядок создания и упразднения, компетенция и состав судов общей юрисдикции в Российской Федерации, принципы и механизмы финансового и материально-технического обеспечения их деятельности.

    В то же время, Федеральный конституционный закон не определяет порядок создания и компетенцию военных судов и мировых судей, поскольку они установлены иными законодательными актами.

    В настоящее время в связи с принятием Федерального конституционного закона от 7 февраля 2011 года №1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» возникла коллизия, выражающаяся в несогласованности его нормы (статья 1), согласно которой к районным федеральным судам общей юрисдикции относятся районные суды, городские суды и межрайонные суды, с нормами Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 года №1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации».

    В соответствии с настоящим законом согласно ст. 1 в систему судов общей юрисдикции входят федеральные суды общей юрисдикции и суды общей юрисдикции субъектов Российской Федерации.

    К федеральным судам общей юрисдикции в соответствии с законом относятся:

      Верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суд автономной области, суды автономных округов;

      Районные суды, городские суды, межрайонные суды (далее – районные суды);

      Военные суды, полномочия, порядок образования и деятельности которых устанавливаются федеральным конституционным законом;

      Специализированные суды, полномочия, порядок образования и деятельности которых устанавливаются федеральным конституционным законом 30 .

    К судам общей юрисдикции субъектов Российской Федерации в законе относятся мировые судьи.

    Рассмотрим подробно состав, полномочия и функции судов общей юрисдикции.

    Верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суд автономной области, суды автономных округовявляются федеральными судами общей юрисдикции.

    В системе федеральных судов общей юрисдикции они занимают положение судов среднего звена, являясь одновременно высшими судебными органами судов общей юрисдикции соответствующих субъектов Федерации.

    Каждый суд среднего звена состоит из:

      президиума

      судебных коллегий

      аппарата суда.

    При верховных судах республик, краевых и областных судах могут действовать научно-консультативные советы.

    В составе верховных судов (судов) всех субъектов Российской Федерации действуют следующие коллегии:

      по уголовным делам,

      по гражданским делам.

    Верховные суды (суды) формируются в составе председателя, заместителей председателя, членов суда. Председатель и его заместители назначаются на должность Президентом РФ по представлению Председателя Верховного Суда РФ, основанному на заключении Высшей квалификационной коллегии судей РФ и согласованному с законодательным (представительным) органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации. Судьи также назначаются Президентом РФ по представлению Председателя Верховного Суда РФ, основанному на заключении квалификационной коллегии судей того суда, в который они назначаются. Данное заключение тоже подлежит согласованию с законодательными (представительными) органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации.

    Выступая в качестве непосредственной вышестоящей инстанции по отношению к районным судам, суды среднего звена судебной системы призваны осуществлять функцию надзора за их судебной деятельностью, т.е. пересматривать судебные акты районных судов в кассационном и в надзорном порядке. В порядке надзора эти суды могут пересматривать также вступившие в законную силу приговоры, решения, определения и постановления мировых судей. В свою очередь, деятельность судов общей юрисдикции субъектов Федерации подлежит надзору со стороны Верховного Суда РФ как высшего судебного органа Российской Федерации.

    Таким образом, суды среднего звена находятся в функциональной связи с нижестоящими звеньями системы судов общей юрисдикции и с возглавляющим ее вышестоящим судебным органом – Верховным Судом РФ 31 .

    В компетенцию судов среднего звена входит осуществление следующих инстанционных полномочий судов общей юрисдикции: рассмотрение дел в качестве суда первой и второй инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам.

    Верховный Суд республики, краевой (областной) суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда первой и кассационной инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам. Он рассматривает административные дела, изучает и обобщает судебную практику, анализирует судебную статистику, осуществляет другие полномочия, предоставленные ему законодательством.

    Верховному Суду республики принадлежит право законодательной инициативы в законодательных (представительных) органах республики.

    Все суды этого звена создаются и упраздняются федеральным, законом.

    Районный (городской) суд – в Российской Федерации орган федеральной судебной власти, входящий в систему судов общей юрисдикции и занимающий положение второго звена этой системы (выше мировых судей, но ниже судов уровня субъекта РФ и Верховного Суда РФ). Образуются в районах, районах в городах (для крупных городов) и городах на всей территории России.

    Районный суд состоит из федеральных судей, назначаемых указами Президента РФ в порядке, определённом законодательством.

    В каждом районном суде есть председатель и заместитель председателя, назначаемые Президентом РФ сроком на 6 лет. Одно и то же лицо может быть назначено председателем (заместителем председателя) одного и того же суда неоднократно, но не более двух раз подряд.

    В составе крупного районного (городского) суда могут быть должности заместителей председателя. Если суд состоит из одного судьи, то последний одновременно обладает и полномочиями председателя суда.

    Районные (городские) суды – это первое и основное звено федеральных судов общей юрисдикции. Каждый из них является вышестоящим судебным органом для мировых судей и осуществляет надзор за судебной деятельностью названных судов.

    Так, до начала функционирования мировых судей, в районном суде рассматривалось до 98% гражданских и почти 95% уголовных дел. Помимо этого районные суды рассматривают административные дела, отнесенные к компетенции судов. На протяжении десятилетий, вплоть до принятия Закона о судебной системе, районный суд имел наименование «районный народный». Этим подчеркивалась его близость к населению и то обстоятельство, что судьи районного суда избирались жителями района. С изменением порядка наделения судей полномочиями отпало основание для такого названия, но сущность районного суда от этого не меняется. По своему местоположению районные суды наиболее близки к населению, что реально позволяет гражданам обратиться именно в этот суд за защитой своих прав.

    Принципом организации районного суда является максимальное обеспечение возможности граждан обращаться в суд по месту жительства.

    Порядок организации и работы районного суда в настоящее время регламентируется Федеральным Конституционным Законом «О судах общей юрисдикции» и в определенной степени Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. «О статусе судей в Российской Федерации».

    Районные суды образуются в каждом районе или городе (один суд на район или город). Например: Василеостровский районный суд г. Санкт-Петербурга в Василеостровском районе. Кронштадский районный суд г. Санкт-Петербурга в г. Кронштадт. В связи с большой протяженностью и обширностью территории Курортного района на его территории находиться два районных суда в г. Сестрорецке и в г. Зеленогорске. До недавнего времени решение об образовании районного суда принимала местная администрация по представлению Министерства юстиции РФ или по согласованию с ним, т.е. вопрос этот решался органами исполнительной власти. Положение изменилось с принятием Закона от 8 января 1998 г. «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации». Судебный департамент в установленном порядке вносит в Верховный Суд предложения о создании либо об упразднении судов, в том числе и районных.

    Практике известны случаи, когда законодательные (представительные) органы субъектов Федерации в порядке законодательной инициативы обращались непосредственно в Государственную Думу с предложениями о создании либо упразднении районного суда в том или ином регионе. Такая практика не только противоречит закону, но и содержит угрозу судебной системе, организационным принципом которой является единый порядок создания и упразднения судов с учетом мнения Верховного Суда РФ. Любой иной порядок нарушает гарантии независимости суда 32 .

    В последнее время высказываются мнение вывести районные суды из федеральной системы, частично изменив порядок назначения судей: районные судьи назначаются Президентом РФ, но из числа кандидатов, представленных органами государственной власти субъекта Федерации 33 . Подобное изменение порядка назначения судей не может способствовать укреплению судебной системы и стабилизации ее работы, оно поставит районные суды в зависимость от местной администрации.

    Численный состав районного суда определяется исходя из количества населения подведомственной ему территории, объема работы. Таким образом, различаются односоставные суды (их более двухсот) и многосоставные районные суды.

    В односоставном суде судья одновременно является председателем суда.

    В многосоставных судах один из судей является председателем суда. У председателя районного суда могут быть заместители (в судах, где имеет место направленная специализация у председателя суда два заместителя по гражданским и уголовным делам).

    Председатели и заместители председателя районных судов назначаются на должность сроком на 6 лет Президентом РФ по представлению Председателя Верховного Суда РФ, основанному на заключении квалификационной коллегии судей края или области, городов Москвы и Санкт – Петербурга и согласованному в порядке, установленном п. 3 ст. 13 Закона. Одно и то же лицо может быть назначено на должность председателя (заместителя председателя) одного и того же суда неоднократно, но не более двух раз подряд.

    От состава районного суда следует отличать судебные составы. Конкретное дело рассматривается в суде определенным составом. Это может быть единоличное или коллегиальное рассмотрение (в случаях коллегиального рассмотрения в состав входит три судьи). Количество судебных составов зависит от количества избранных судей. Состав суда для рассмотрения конкретного дела формируется судьей, председательствующим в судебном заседании.

    Судьей районного суда может стать гражданин РФ, достигший 25 лет, имеющий высшее юридическое образование, стаж работы по юридической профессии не менее 5 лет (Требование стажа работы по юридической профессии означает, что кандидат в судьи должен приобрести профессиональный опыт, позволяющий ему стать представителем судебной власти), не совершивший порочащих его поступков, сдавший квалификационный экзамен и получивший рекомендацию квалификационной коллегии судей. Судьи, председатели и заместители председателей районных судов назначаются на должность без ограничения срока Президентом РФ по представлению Председателя Верховного Суда РФ, основанному на заключении квалификационных коллегий судей этих судов и согласованному с законодательными (представительными) органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации 34 .

    Возрастной ценз судьи – 25 лет – основан на конституционном требовании, сформулированном ст. 119 Конституции РФ.

    Районный суд является судом первой инстанции.

    Закон относит к подсудности районных судов все гражданские дела, подавляющее большинство уголовных дел и ряд дел об административных правонарушениях.

    Подсудность гражданских дел данному районному суду определяется, как правило, местом жительства ответчика или местом нахождения имущества юридического лица.

    Районным судам подсудны гражданские дела трех основных категорий: дела, связанные со спорами, возникающими из гражданских, семейных, трудовых и земельных отношений; дела, возникающие из административно – правовых отношений, дела особого производства.

    Согласно ст. 24 ГПК РФ в качестве суда первой инстанции районному суду подведомственны все гражданские дела за исключением дел, подсудных мировому судье, военным и иным специализированным судам, областным и равным им, а также подсудных Верховному Суду РФ 35 .

    Районному суду подсудны уголовные дела о всех преступлениях, за исключением уголовных дел, подсудных вышестоящим судам и военным судам, т.е. за исключением дел о наиболее тяжких преступлениях и преступлениях, совершаемых военнослужащими, а также за исключением дел, подсудных мировым судьям.

    Значительно расширяется подсудность районному суду дел об административных правонарушениях. Если до принятия КоАП РФ районный суд рассматривал около 60 составов, то после вступления кодекса в действие с 1 января 2001 г. их число достигло более 146 составов административных правонарушений (ст. 23.1 КоАП РФ).

    Военные суды Российской Федерации – являются федеральными судами общей юрисдикции, входят в судебную систему Российской Федерации, осуществляют судебную власть в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, и иные полномочия в соответствии с федеральными конституционными законами и федеральными законами.

    Военные суды создаются по территориальному принципу по месту дислокации воинских частей и учреждений Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов. Военные суды располагаются в открытых для свободного доступа местах 36 .

    В настоящее время в Российской Федерации действуют более 100 военных судов, которые в соответствии с Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» являются федеральными судами общей юрисдикции. Военные суды не образуют самостоятельную ветвь судебной власти, а наравне с районными, городскими, областными и другими судами полностью входят в единую систему судов общей юрисдикции, возглавляемую Верховным Судом Российской Федерации.

    Военным судам подсудны:

    1) гражданские и административные дела о защите нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов (далее – военнослужащие), граждан, проходящих военные сборы, от действий (бездействия) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятых ими решений;

    2) дела о преступлениях, в совершении которых обвиняются военнослужащие, граждане, проходящие военные сборы, а также граждане, уволенные с военной службы, граждане, прошедшие военные сборы, при условии, что преступления совершены ими в период прохождения военной службы, военных сборов;

    3) дела об административных правонарушениях, совершенных военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы 37 .

    В систему военных судов входят окружные (флотские) военные суды и гарнизонные военные суды. Непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к окружным (флотским) B.C. является Военная коллегия, действующая в составе Верховного Суда РФ.

    Действующее законодательство допускает возможность создания специализированных судов. В настоящее время на территории РФ в рамках системы судов общей юрисдикции в качестве специализированных приравнены только военные суды, а также Суд по интеллектуальным правам, входящий в систему арбитражных судов. Возможность создания иных специализированных судов в Российской Федерации предусмотрена ст. 26 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации», однако таковых пока нет.

    Мировые судьи входят в единую судебную систему страны и являются судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации.

    Мировые судьи назначаются (избираются) на должность на срок, установленный законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не больше чем на 5 лет либо избираются населением соответствующего судебного участка в порядке, установленном законом соответствующего субъекта. При этом у всех мировых судей одинаковые полномочия. Они рассматривают в первой инстанции, отнесенные к их компетенции уголовные и гражданские дела, а также дела об административных правонарушениях.

    Мировым судьям подсудны уголовные дела о преступлениях, за совершение которых может быть назначено наказание, не превышающее трех лет лишения свободы. Иначе говоря, мировой судья вправе рассматривать уголовные дела.

    Порядок и полномочия деятельности мирового судьи устанавливаются федеральным законом и законами субъекта Российской Федерации.

    Работу мирового судьи обеспечивает – аппарат. Штатное расписание и структуру аппарата мирового судьи определяется в порядке, предусмотренном законом субъекта Российской Федерации 38 .


    Самое обсуждаемое
    Музыкальный праздник в подготовительной группе ДОУ по сказкам Чуковского Музыкальный праздник в подготовительной группе ДОУ по сказкам Чуковского
    Принцип деления Европы на субрегионы Принцип деления Европы на субрегионы
    Какие растения растут в пустыне Какие растения растут в пустыне


    top