Обращения граждан в органы местного самоуправления. Сущность и формы обращения граждан в органы местного самоуправления Обращение жителей в органы местного самоуправления

Обращения граждан в органы местного самоуправления. Сущность и формы обращения граждан в органы местного самоуправления Обращение жителей в органы местного самоуправления
Муниципальное право. Шпаргалки Ольшевская Наталья

86. Обращения граждан в органы местного самоуправления

Важной формой участия населения в местном самоуправлении является право на обращение в органы власти и к их должностным лицам. Правовое регулирование обращений граждан в органы местного самоуправления находит отражение в ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».

Граждане имеют право на индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления и к должностным лицам самоуправления. Существуют индивидуальные и коллективные обращения (петиции). Конституцией РФ установлено, что правом на индивидуальные и коллективные обращения обладают только граждане РФ, но возможно также обращение иностранцев в органы местного самоуправления в связи с необходимостью защиты нарушенного права.

Выделяют три формы обращений граждан в органы власти и управления, в том числе в органы местного самоуправления.

1. Предложение – обращение, содержащее определенные замечания, пожелания по поводу решения вопросов местного значения.

2. Заявление – обращение по поводу реализации права или законного интереса заявителя.

3. Жалоба – обращение, содержащее указание на нарушение права или законного интереса с просьбой пересмотреть конкретный вопрос.

Обращения граждан подаются в письменной форме, но это не исключает возможности устных выступлений. Письменное обращение гражданина должно быть им подписано с указанием фамилии, имени, отчества и содержать помимо изложения существа предложения, заявления либо жалобы данные о месте его жительства, работы или учебы. Обращение, не содержащее этих сведений, признается анонимным и рассмотрению не подлежит.

Государственные и общественные органы, предприятия, учреждения, организации, их руководители и другие должностные лица при рассмотрении предложений, заявлений и жалоб обязаны: внимательно разбираться в их существе, в случае необходимости истребовать нужные документы; принимать обоснованные решения по предложениям, заявлениям, жалобам, обеспечивать своевременное и правильное исполнение этих решений.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Земельный кодекс РФ автора Законы РФ

Статья 29. Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие предоставление земельных участков Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной

Из книги Закон о милиции автора Законы РФ

Из книги Устав Патрульно-Постовой Службы автора Законы РФ

Статья 28.2. Гарантии сотрудникам милиции, избранным (назначенным) в законодательные (представительные) или исполнительные органы государственной власти либо органы местного самоуправления. Сотрудники милиции, избранные (назначенные) членами Совета Федерации

Из книги Земельный кодекс Российской Федерации. Текст с изменениями и дополнениями на 1 октября 2009 г. автора Автор неизвестен

Статья 29. Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие предоставление земельных участков Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной

Из книги Федеральный закон РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Текст с изменениями и дополнениями на 2009 год автора Автор неизвестен

Статья 32. Обращения граждан в органы местного самоуправления 1. Граждане имеют право на индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления.2. Обращения граждан подлежат рассмотрению в порядке и сроки, установленные Федеральным законом от 2 мая 2006

Из книги Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации автора Тихомиров М Ю

Глава 6. ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ И ДОЛЖНОСТНЫЕ ЛИЦА МЕСТНОГО

Из книги Система государственного управления автора Наумов Сергей Юрьевич

Статья 34. Органы местного самоуправления 1. Структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального

Из книги Административное право [Конспект лекций. 5-е издание] автора Макарейко Николай Владимирович

Статья 78. Обжалование в суд решений, принятых путем прямого волеизъявления граждан, решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления Решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения и действия

Из книги Правоведение: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Статья 29 Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие предоставление земельных участков Земельные участки из государственной или муниципальной собственности могут предоставляться гражданам и юридическим лицам.

Из книги Административное право автора Автор неизвестен

5.2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления: проблемы взаимодействия и перспективы В процессе осуществления органами государственной власти и органами местного самоуправления своей компетенции между ними неизбежно происходит взаимодействие.

Из книги Муниципальное право. Шпаргалки автора Ольшевская Наталья

Тема 8. ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ 8.1. Местное самоуправление: понятие и основыВ Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в

Из книги Муниципальное право России: курс лекций автора Писарев Александр Николаевич

46. ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ Органы местного самоуправления не входят в систему гос. власти, но могут наделяться отдельными государственными полномочиями, участвовать в осуществлении гос. функций и в этом качестве представляют собой государственно-властные

Из книги Права потребителей жилищно-коммунальных услуг автора Семенников Александр Григорьевич

Тема 6 Органы местного самоуправления Вопрос 1. Общие положения о местном самоуправленииСогласно Федеральному закону от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон о местном самоуправлении)

Из книги автора

41. Исполнительные органы местного самоуправления В уставе муниципального образования помимо представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления могут быть предусмотрены и иные органы и должностные лица местного

Из книги автора

Лекция 9 Органы местного самоуправления 9.1. Понятие, особенности правового положения, структура, принципы организации и деятельности органов местного

Из книги автора

Органы местного самоуправления Орган местного самоуправления по требованию собственника помещения обязан предоставлять следующую информацию:- об установленных ценах (тарифах) на услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах и

Право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления находится в ряду основных конституционных прав и свобод человека и гражданина (ст. 33 Конституции) и в то же время служит одной из гарантий других конституционных прав и свобод . Сами обращения граждан в органы местного самоуправления служат важным каналом обратной связи органов местного самоуправления с населением.

Порядок и сроки рассмотрения обращений граждан в органы местного самоуправления установлены Федеральным законом от 2 ноября 2006 г. "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", заменившим действовавший до него Указ Президиума Верховного Совета СССР от 12 апреля 1968 г. "О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан".

Субъекты Федерации также могут участвовать в законодательном регулировании порядка рассмотрения обращений граждан, но сферы этого регулирования ограничены установлением положений, направленных на защиту права граждан на обращение, в том числе установлением гарантий права граждан на обращение, дополняющих гарантии, установленные Федеральным законом. Федеральный закон "О порядке рассмотрения обращений граждан" регулирует процедуру рассмотрения обращений как в государственных, так и в муниципальных органах, а региональные законы должны в полной мере ему соответствовать.

Согласно указанному Федеральному закону обращение гражданина - это направленное в орган или должностному лицу местного самоуправления письменное предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в орган местного самоуправления.

Заявление - просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц.

Жалоба - просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов других лиц.

Осуществляя свое право на обращение, гражданин может представлять дополнительные документы или обращаться с просьбой об их истребовании; знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц; получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов; обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации; обращаться с заявлением о прекращении рассмотрения обращения.


Указанный Федеральный закон запрещает преследовать гражданина в связи с его обращением в орган местного самоуправления или к должностному лицу с критикой деятельности указанных органов или должностного лица либо в целях восстановления или защиты своих прав, свобод и законных интересов либо прав, свобод и законных интересов других лиц.

Гражданин в своем письменном обращении в обязательном порядке указывает либо наименование органа местного самоуправления, в который направляет письменное обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица, а также свои фамилию, имя, отчество, почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения, излагает суть предложения, заявления или жалобы, ставит личную подпись и дату.

Праву граждан на обращение соответствуют обязанности органов и должностных лиц местного самоуправления.

Письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу.

Обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения. Запрещается направлять жалобу на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, решение или действие (бездействие) которых обжалуется.

Обращение, поступившее в орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению. В случае необходимости рассматривающие обращение орган местного самоуправления или должностное лицо может обеспечить его рассмотрение с выездом на место.

Орган местного самоуправления или должностное лицо:

Обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение;

Запрашивает необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия;

Принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина;

Дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов;

Уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.

В случае если в обращении гражданина содержится вопрос, на который ему многократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми обращениями, и при этом в обращении не приводятся новые доводы или обстоятельства, руководитель органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе принять решение о безосновательности очередного обращения и прекращении переписки с гражданином по данному вопросу при условии, что указанное обращение и ранее направляемые обращения направлялись в один и тот же орган местного самоуправления или одному и тому же должностному лицу. О данном решении уведомляется гражданин, направивший обращение.

Письменное обращение, поступившее в орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения. В исключительных случаях руководитель органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.

Значение Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" для укрепления связей органов местного самоуправления с населением заключается еще и в том, что он устанавливает обязанность личного приема граждан руководителями органов местного самоуправления и уполномоченными на то лицами. Практика показывает, что некоторые руководители муниципальных органов в отсутствие закона не считали себя обязанными принимать граждан, так же как полагали излишним рассматривать их жалобы, ссылаясь на то, что установлен судебный порядок рассмотрения жалоб, и этого достаточно.

Закон установил, что информация о месте приема руководителями граждан, а также об установленных для приема днях и часах доводится до сведения населения.

Содержание устного обращения, с которым гражданин приходит на прием, заносится в карточку личного приема гражданина. В случае если изложенные в устном обращении факты и обстоятельства являются очевидными и не требуют дополнительной проверки, ответ на обращение с согласия гражданина может быть дан устно в ходе личного приема, о чем делается запись в карточке личного приема гражданина. В остальных случаях дается письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.

В случае если в обращении содержатся вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных органа местного самоуправления или должностного лица, гражданину дается разъяснение, куда и в каком порядке ему следует обратиться.

В ходе личного приема гражданину может быть отказано в дальнейшем рассмотрении обращения, если ему ранее был дан ответ по существу поставленных в обращении вопросов.

Органы местного самоуправления и должностные лица осуществляют в пределах своей компетенции контроль за соблюдением порядка рассмотрения обращений, анализируют содержание поступающих обращений, принимают меры по своевременному выявлению и устранению причин нарушения прав, свобод и законных интересов граждан.

Гражданин имеет право на возмещение убытков и компенсацию морального вреда, причиненных незаконным действием (бездействием) органа местного самоуправления или должностного лица при рассмотрении обращения, по решению суда.

В случае если гражданин указал в обращении заведомо ложные сведения, расходы, понесенные в связи с рассмотрением обращения органом местного самоуправления или должностным лицом, могут быть взысканы с данного гражданина по решению суда.

В соответствии со ст. 33 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

Порядок рассмотрения обращений граждан в органы местного самоуправления установлен в Федеральном законе от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Согласно данному Федеральному закону:

Обращение гражданина - это направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу письменные предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления;

Предложение - это рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества;

Заявление - это просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц;

Жалоба - это просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц.

При рассмотрении обращения органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право:

1) представлять дополнительные документы и материалы либо обращаться с просьбой об их истребовании;

2) знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну;

3) получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в Федеральном законе "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов;

4) обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации;



5) обращаться с заявлением о прекращении рассмотрения обращения.

Гражданин в своем письменном обращении в обязательном порядке указывает либо наименование органа местного самоуправления, в которое направляет письменное обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица, а также свои фамилию, имя, отчество, почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения, излагает суть предложения, заявления или жалобы, ставит личную подпись и дату.

Обращение, поступившее в орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению. В случае необходимости рассматривающие обращение орган местного самоуправления или должностное лицо могут обеспечить его рассмотрение с выездом на место.

Орган местного самоуправления или должностное лицо:

Обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение;

Запрашивает необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия;

Принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина;

Дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в Федеральном законе "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации";

Уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.

Личный прием граждан в органах местного самоуправления проводится их руководителями и уполномоченными на то лицами. Информация о месте приема, а также об установленных для приема днях и часах доводится до сведения граждан.

Гражданин по решению суда имеет право на возмещение убытков и компенсацию морального вреда, причиненных незаконным действием (бездействием) органа местного самоуправления или должностного лица при рассмотрении обращения. В случае если гражданин указал в обращении заведомо ложные сведения, расходы, понесенные в связи с рассмотрением обращения органом местного самоуправления или должностным лицом, могут быть взысканы с данного гражданина по решению суда.

Правовой основой организации работы с обращениями граждан в мун.обр-иях является КРФ, ФЗ от 2мая 2006г №59 –ФЗ, законодательство субъектов РФ, регулирующее порядок рассмотрения обращений граждан в омс, уставы мо и мпа, регламентирующие работу с обращениями граждан.ФЗ « о порядке обращения граждан РФ» определен общий порядок подачи обращений граждан в гос органы, омс, долж.лицам, порядок рассмотрения обращений граждан и принятия по ним необходимых решений, организация личного приема граждан, контроль за соблюдением порядка обращения граждан.

Также в законе содержится перечень обр-ий, которые не подлежат рассмотрению (анонимные обращения если не об угрозе гос или обществен.безопасности, о преступлениях, вопросы по которым вынесены судебные решения, обращения содержащие клевету, оскорбления угрозы в адрес гос.органов и омс, должн.лиц., повторные если не приводятся новые доводы или обстоятельства.

Закон устанавливает 4 основных срока при работе с обращениями граждан на различных этапах

В течение 3 дня – обращение должно быть зарегистрировано после поступления

В теч. 7дней после регистрации- обращение должно быть переадресовано по компетенции

В теч.30 дней со дня регистрации обращение должно быть рассмотрено и гражданину дан ответ

30 дней –максимальный срок на который в исключительных случаях может быть продлено рассмотрение обращения с уведомлением об этом автора обращения.

В субъектах РФ свои законодат.акты. В Курганской области закон о «о порядке рассмотрения обращений граждан в Курган.обл.» от 06.12.06 № 203. На уровне мо вопросы реализации права граждан на обращения в омс закреплены в уставах мо.

Так в Половинском районе принято Распоряжение

От 31.08.2012 г. № 20-р

«О порядке предоставления информации в устной форме и во время приема в Администрации Половинского района и ее отраслевых (функциональных) и территориальных органах» ОМС принимают свои распорядительные док-ты, касающиеся работы с обращениями граждан, которые не должны противоречить федерал. И регионал.зак-ву.

Обращения граждан имеют различные формы в зависимости от числа обратившихся, от содержания обращения, от способа подачи обращения.

По способу обращения: письменные, на приемах населения, на встречах с населением, по эл.почте, через интернет, по телефону.

По количеству гражан: индивидуальные и коллективные.

По существу (вид обращения) предложения, жалобы, заявления.
56 Организация работы органов местного самоуправления с письменными обращениями граждан.

Организация работы с письменными обращениями граждан осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст.33), Федеральным законом от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», частично – Федеральным законом от 09.02.2009 г. №8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов».

Федеральный закон № 59-ФЗ, несмотря на свое название, распространяется на обращения всех физических лиц - не только граждан РФ, но и иностранцев, а также лиц без гражданства (статья 1). Основное предназначение данного Закона заключается в закреплении требований к составлению обращений и порядка их рассмотрения государственными органами и органами местного самоуправления.

Виды обращений граждан, согласно Федеральному закону от № 59-ФЗ (статья 4): 1. Предложение; 2.Заявление; 3. Жалоба.

Федеральный закон № 59-ФЗ предусматривает права гражданина при рассмотрении обращения и гарантии его безопасности (статьи 5, 6).

Основные требования к письменным обращениям граждан содержатся в статье 7 данного Закона. Как следует из положений указанной статьи, обращение гражданина обязательно должно содержать :

Наименование государственного органа или органа местного самоуправления, в которые направляет письменное обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо просто -должность соответствующего лица;

Фамилию, имя, отчество (последнее – при наличии) и почтовый адрес самого гражданина. Если этих данных гражданина не будет, то ответ на обращение не дается (в соответствии с частью 1 статьи 11 рассматриваемого Закона). Здесь необходимо отметить, что наличие подписи гражданина, направившего письменное обращение, не является обязательным требованием, соответственно отсутствие подписи не может являться основанием отказа рассмотрения обращения.

Рассмотрим сроки регистрации и рассмотрения письменных обращений (все сроки установлены едино во всех упоминаемых ранее нормативных актах). Письменные обращения граждан подлежат обязательной регистрации в течение 3 дней с момента поступления в орган или должностному лицу. Письменные обращения, содержащие вопросы, решение которых либо не входит в компетенцию органа или должностного лица, либо относится к компетенции нескольких органов или должностных лиц (в этом случае направляются копии обращений) направляются в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу. Также в течение семи дней со дня регистрации гражданину возвращается обращение, в котором обжалуется судебное решение, либо - если текст письменного обращения не поддается прочтению.

Рассмотрение письменного обращения происходит в течение 30 дней со дня его регистрации . В исключительных случаях руководитель органа, должностное лицо либо уполномоченное лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения, но не более чем на 30 дней, уведомив об этом гражданина, направившего обращение.

Хотелось бы обратить внимание на процедуру разрешения споров между гражданами и должностными лицами . К сожалению, в Федеральном законе №59 эта процедура должным образом не прописана - статья 14 одним предложением говорит о контроле соблюдения порядка обращений граждан, статья 15 – об ответственности за нарушение данного Федерального Закона. Следовательно, необходимо регламентировать данную процедуру в местных нормативных актах.

В качестве примера административного регламента можно привести Административный регламент государственной власти Ямало-Ненецкого автономного округа. На рисунке изображена блок-схема рассмотрения обращений гражданина в исполнительных органах государственной власти ЯНАО.

Обращения граждан в гос. органы являются одной из форм участия граждан в управлении и источником информации, необходимой при решении вопросов гос., хоз. и социокультурного строительства.

2.1. Институт обращения жителей муниципального образования в органы местного самоуправления

Анализ положений ФЗ - 131 от 6 октября 2003г. в комплексе с положениями Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» № 95-ФЗ от 4 июля 2003 года позволяет выделить следующие положения Федерального закона в качестве новаций в организации местной власти.

В Федеральном законе устанавливается ряд федеральных гарантий участия граждан в деятельности местного самоуправления, вводятся нормы прямого действия, обеспечивающие гарантии реализации прав граждан России на осуществление местного самоуправления. К таковым относятся положения, регламентирующие порядок проведения местных референдумов, опросов, сходов и конференций граждан, организации территориального общественного самоуправления, отзыва депутатов и должностных лиц, получения информации и обязанности информирования граждан о деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления.

Одним из наиболее важных способов воздействия граждан на сферу муниципального управления является право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления. Обращение граждан в органы государственной власти и местного самоуправления - одна из форм участия населения в
управлении 14 .

Обращения граждан в органы местного самоуправления как одна из форм прямого волеизъявления населения муниципального образования дает им возможность участвовать в определении задач и направлений деятельности органов местного самоуправления, в выработке проектов их решений, в контроле за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления.

Обращения граждан - важное средство проявления общественно-политической активности, заинтересованности жителей в общественных делах. Гарантии реализации населением муниципального образования своего права на обращение в органы местного самоуправления закрепляет ст.32 Федерального закона № 131-ФЗ от 6 октября 2003г.. Это обязанность органов местного самоуправления «дать ответ по существу обращений граждан в течение месяца» и административная ответственность, которая может быть установлена за нарушение сроков и порядка ответа на обращения граждан 15 .

Право на обращение граждан является важным конституционно-правовым средством выражения и защиты прав и свобод граждан. Конституция Российской Федерации 1993г. (ст. 33) закрепляет право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

2 ноября 2006 года вступил в силу Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации". В соответствии с этим законодательным актом осуществление права на обращение не должно нарушать права и свободы других лиц.

При рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право:

1) представлять дополнительные документы и материалы либо обращаться с просьбой об их истребовании;

2) знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну;

3) получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 Федерального закона № 131-ФЗ от 6 октября 2003г., уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов;

4) обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации;

5) обращаться с заявлением о прекращении рассмотрения обращения 16 .

Запрещается преследование гражданина в связи с его обращением в государственный орган, орган местного самоуправления или к должностному лицу с критикой деятельности указанных органов или должностного лица либо в целях восстановления или защиты своих прав, свобод и законных интересов либо прав, свобод и законных интересов других лиц.

Обращение - это далеко не каждое послание гражданина к государствен­ному органу или должностному лицу. Это всегда юридический акт, т.е. действие, сознательно направленное на создание юриди­ческих последст­вий 17 . Направ­ляя обращение в какой-либо государственный орган, гражданин вступает с ним в определённые правоотношения. Таким образом, обращением можно считать только такое послание, из смысла которого явно следует жела­ние автора побу­дить адресата (орган или должностное лицо) к каким-либо юри­дически значи­мым действиям.

Обращения выполняют в сущ­ности, три важнейшие функции. Во-первых, обращения есть средство защиты прав граждан. Во-вторых, обращение гражданина - это форма реали­зации его конституционного права на участие в управлении государством, и, следовательно, одна из форм выражения народовластия. И в-третьих, обращения граждан - это средство об­ратной связи, выражения реакции народа, масс на решения, принимаемые госу­дарственной властью. Изучая обращения граждан, внимательно и чутко относясь к поднимаемым в них вопросам, власть будет быстрее поспевать за изменениями в современном необычайно динамичном, обществе, что поможет ей стать более эффективной. В силу всего этого институт обращений граждан в современной правовой дей­ствительности занимает одно из важнейших мест.

При рассмотрении обращения не допускается разглашение сведений, содержащихся в обращении, а также сведений, касающихся частной жизни гражданина, без его согласия. Не является разглашением сведений, содержащихся в обращении, направление письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.

Право на обращение имеют не только граждане Российской Федерации, но и иностранные граждане, лица без гражданства, общественные организации, например учреждения, организации, предприятия и их должностные лица в целях защиты своих прав и интересов, прав и интересов своих членов.

Граждане имеют право направлять коллективные обращения. Такие обращения уместны в тех случаях, когда затрагиваются права и законные интересы группы людей.

Обращения граждан в органы местного самоуправления дают возможность населению участвовать в определении задач и направлений деятельности органов местного самоуправления, в выработке проектов их решений, в контроле за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления.

Термин «обращение» имеет обобщающий, собирательный характер. В зависимости от формы обращения содержат неодинаковую информацию, имеют различную структуру, отличаются по своей юридической природе, предусматривают разные процедуры и сроки рассмотрения, а также виды правовых последствий.

2.2. Классификация обращений граждан в органы местного самоуправления

Строгой единой классификации обращений граждан на сегодняшний день не существует. В трудах различных исследователей выделяется разное число раз­новидностей обращений, и классифицируются они по самым различным при­знакам.

“Правозащитные” действия Н.А. Ямпольская разделяла на три разновидности, каждой из которых соответствует определён­ный вид обращений граждан:

Профилактические действия (цель их не в устранении нарушений, а в создании лучших условий для реализации субъективных прав), их формой являются предложения;

Сигнальные действия (их цель - устранение не нарушений, а возможности их совершения, предупреждение нарушений), характерная форма - заявления;

Защитные действия (цель - защита уже нарушенных прав, устранение послед­ствий нарушения), характерная форма - жалобы 18 .

Подобный подход представляется оптимальным в качестве базы для сис­тематизации и классификации обращений граждан по содержанию. Он даёт возможность “привязать” любую разно­видность обращений к трём формам “правозащитных” действий. Поэтому в на­стоящей работе будем использовать именно этот подход.

Существуют две основные классификации обращений: по форме и по содер­жанию. Первая достаточно проста - обращения классифицируются в зависимо­сти от формы их подачи. Таких форм существует две: устная и письменная. Устные обращения обычно используются в случаях, когда излагаемые факты очевидны, не требуют дополнительной проверки и по существу обращения должностным лицом может быть дан оперативный ответ, нередко также в устной форме. В иных случаях более правильным является использование письменных обращений.

Правильный подход к устному обращению обеспечивает максимальную быст­роту и законность его разрешения. По несложному вопросу гражданину гораздо проще обратиться именно с устным обращением, а должностному лицу порой целесообразно сразу же постараться дать на него ответ. Таким образом, приме­нение устных обращений способствует сокращению сроков их рассмотрения, устраняет переписку и помогает более оперативно ре­шить возникший вопрос. Устные обращения могут подразделяться на личные, поданные при личной встрече, и телефонные, поданные по телефону. Особой формой устных обращений можно признать и обращения, поданные в ходе те­лемостов высших руководителей государства и граждан.

Конечно, не всегда и не по всем вопросам целесообразно устное обращение. Тогда граждане могут подать письменное обращение. Такие жалобы обычно пересылаются по почте, телеграфу, вручаются через бюро жалоб или лично, че­рез секретариат и т.п. И письменные, и устные обращения обладают одинако­вой силой.

Также следует отметить такую специфическую форму подачи обращений, публикация в печати материалов, свя­занных с предложениями, заявлениями, жалобами. Впервые подобная форма была зафиксирована в п.11 Указа Прези­диума Верховного Совета СССР от 12 апреля 1968 г. № 2534-VII “О порядке рассмотрения предложений, заяв­лений и жалоб граждан” 19 .

Что касается классификации обращений по содержанию, то здесь ситуация значительно сложнее. Разные исследователи предлагали разные классификации обращений, называя разное количество видов и приводя разные определения этих видов.

Обращения граждан можно классифицировать следующим образом:

    по форме обращения выделяют письменные и устные;

    по количеству обращающихся выделяют индивидуальные и коллективные обращения;

    по способу внесения обращения выделяют непосредственные и опосредованные обращения, т.е. гражданин вправе внести обращение следующими способами: а) лично (например, обращение к должностному лицу на личном приеме граждан); б) через представителя, в качестве которого могут выступать депутаты, адвокаты, прокурор, органы опеки и попечительства или просто доверенные лица; в) через средства массовой информации (например, открытое письмо в газете, прямой эфир); г) через выступления на собраниях и конференциях граждан.

    по характеру юридической природы выделяют заявления, жалобы, просьбы, ходатайства, предложения и т.п. 20

Порядок работы с обращениями граждан в органах местного самоуправления урегулирован действующим Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12 апреля 1968 г. «О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан» 21 . Некоторые субъекты Федерации издали свои законы по этому вопросу, которые редко выходят за рамки названного Указа.

Заявление - это официальное обращение по поводу реализации личных прав или законных интересов, не связанных с их нарушением 22 . Заявление, как правило, содержит просьбу об удовлетворении конкретных нужд и потребностей (например, об улучшении жилищных условий, назначении пенсий или других выплат, освобождении от налогов или предоставлении налоговых льгот). Выражая просьбу личного или общественного характера, заявление может сигнализировать и об определенных недостатках в деятельности государственных органов, предприятий, учреждений, общественных организаций. В отличие от предложения в нем не раскрываются пути и не предполагаются способы решения поставленных задач.

Жалоба - это обращение в государственный либо общественный орган или к их должностным лицам по поводу нарушения прав и охраняемых законом интере­сов конкретного лица (гражданина общественных органи­заций, предприятий и т. п.) 23 . Как правило, в жалобе содержатся не только информация о нарушении субъективных прав и просьба об их восстановлении, но и критика в адрес государственных или общественных органов, предприятий учреждений, организаций, должностных лиц и отдельных граждан в результате необоснованных действий которых либо необоснованного отказа в совершении предусмотренных законом действий произошло, по мнению заявителя, нарушение его субъективных прав.

Разграничение между жалобой и заявле­нием должно проводится по иным основаниям. Предметом заявления является не обжалование ка­ких-либо нарушений субъективных прав и интересов, а, во-первых, реализация через соответствующие органы законных прав и интересов граждан, и, во-вторых, реализация права на участие в управ­лении делами государства путём информирования о различных недостатках, недочётах, злоупотреблениях 24 . Иными словами, заявления граждан не связаны с имевшими место нарушениями конкретных субъективных прав и интересов. Отказ же в удовлетворении этих прав и интересов и порождает жа­лобу (то есть действие направленное на защиту частного интере­са).

  1. Местное самоуправление (18)

    Реферат >> Политология

    Инициатива граждан территориальное общественное самоуправление публичные слушания собрание граждан конференция граждан (собрание делегатов) опрос граждан обращения граждан в органы местного самоуправления ...

  2. Местное самоуправление понятие и содержание

    Реферат >> Государство и право

    ... обращения граждан в органы местного самоуправления в течение одного месяца. Порядок и сроки рассмотрения обращений граждан в органы местного самоуправления устанавливаются законом области. ГЛАВА 4. ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ...

  3. Местное самоуправление (12)

    Реферат >> Государство и право

    Делегатов), публичные слушания, правотворческая инициатива граждан , обращения граждан в

Институтом непосредственной демократии рекомендательного характера являются обращения граждан в органы местного самоуправления. Право на обращение граждан является важным конституционно-правовым средством выражения и защиты прав и свобод граждан. Конституция (ст. 33) закрепляет право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Содержание конституционного права на обращение граждан в органы государственной власти и органы местного самоуправления включает в себя право гражданина Российской Федерации обратиться в указанные органы или к уполномоченным должностным лицам с предложением, заявлением или жалобой (ст. 4 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации") и корреспондирующую данному праву обязанность данных органов или должностных лиц рассмотреть полученное обращение в установленные сроки в установленном законом порядке. Граждане и их объединения своими обращениями воздействуют на решение общественно значимых вопросов в процессе деятельности органов местного самоуправления, если эти обращения основаны на законе, в интересах субъектов волеизъявления.

Собственно субъектами права на обращение являются граждане Российской Федерации. Во всяком случае, формулировка ст. 33 Конституции говорит о возможности именно граждан России направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. В то же время это не означает, что иностранные граждане и лица без гражданства не имеют права на обращение в России. Названные категории лиц не обладают правом на обращение лишь в его конституционном аспекте, т.е. когда в содержании права заключена политическая составляющая. В частности, иностранные граждане и лица без гражданства не смогут реализовать право на обращение, предметом которого являются, например, предложения реформирования государственной власти или принятие того или иного закона. Однако в то же время они наравне с гражданами Российской Федерации обладают правом на обращение в органы публичной власти, когда в содержании этого права выделяется административный аспект.

Обращения граждан можно классифицировать следующим образом:

  • 1) по форме выделяют письменные и устные обращения;
  • 2) по количеству обращающихся выделяют индивидуальные и коллективные обращения;
  • 3) по способу внесения обращения выделяют непосредственные и опосредованные обращения.

Наиболее важной представляется классификация обращений по их целевому назначению. Закон о порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации выделяет три вида обращений граждан:

  • 1) предложение - рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества;
  • 2) заявление - просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц;
  • 3) жалоба - просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц.

Гражданин в своем письменном обращении в обязательном порядке указывает либо наименование органа местного самоуправления, в которые направляет письменное обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица, а также свои фамилию, имя, отчество, почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения, излагает суть предложения, заявления или жалобы, ставит личную подпись и дату.

В случае необходимости в подтверждение своих доводов гражданин прилагает к письменному обращению документы и материалы либо их копии.

Обращение, поступившее в орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению в течение 30 дней со дня регистрации. В исключительных случаях руководитель органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.


Самое обсуждаемое
Музыкальный праздник в подготовительной группе ДОУ по сказкам Чуковского Музыкальный праздник в подготовительной группе ДОУ по сказкам Чуковского
Принцип деления Европы на субрегионы Принцип деления Европы на субрегионы
Какие растения растут в пустыне Какие растения растут в пустыне


top