Сумма налога уплаченная в бюджет. Сумма налога, исчисленная к уплате в бюджет. Исчисление суммы акциза, подлежащей уплате в бюджет

Сумма налога уплаченная в бюджет. Сумма налога, исчисленная к уплате в бюджет. Исчисление суммы акциза, подлежащей уплате в бюджет

Порядок исчисления налога и авансовых платежей. Порядок исчисления и уплаты налога на прибыль и авансовых платежей по нему установлен ст. ст. ст. 286 , 287 НК РФ. По общему правилу налог на прибыль налогоплательщик должен исчислить самостоятельно (п. 2 ст. 286 НК РФ). Исключением являются случаи, когда налогоплательщик получает доходы, подлежащие налогообложению у источника выплаты. В таких случаях налог обязан исчислить и уплатить в бюджет налоговый агент (п. 4 ст. 286 , пп. 1 п. 5 ст. 286 НК РФ).

Сумма налога уплачивается по итогам календарного года (п. 1 ст. 55, п. 1 ст.285 ,п. 1 ст. 286 НК РФ):

НП = НБ x С, (5.3)

где НП - налог на прибыль, исчисленный за налоговый период;

НБ - налоговая база за налоговый период;

С - ставка налога.

В течение налогового периода (календарного года) организации должны уплачивать авансовые платежи. Причем существуют три возможных способа их уплаты:

По итогам I квартала, полугодия и 9 месяцев без уплаты ежемесячных авансовых платежей;

По итогам I квартала, полугодия и 9 месяцев плюс ежемесячные авансовые платежи внутри каждого квартала;

По итогам каждого месяца, исходя из фактически полученной прибыли.

НК РФ установлен перечень организаций, которые должны уплачивать квартальные платежи без уплаты ежемесячных авансовых платежей (таблица 5.4) (первый способ уплаты).

Таблица 5.4 Организации, уплачивающие квартальные платежи

Организации, которые обязаны платить только квартальные авансовые платежи

Основание

Организации, у которых доходы от реализации, определяемые в соответствии со ст. 249 НК РФ, за предыдущие четыре квартала не превысили в среднем 15 млн. руб.

п. 3 ст. 286НК РФ

Бюджетные учреждения

Иностранные организации, осуществляющие деятельность в РФ через постоянное представительство

Некоммерческие организации, не имеющие дохода от реализации товаров (работ, услуг)

Участники простых товариществ в отношении доходов, получаемых ими от участия в простых товариществах

Инвесторы соглашений о разделе продукции в части доходов, полученных от реализации указанных соглашений

Выгодоприобретатели по договорам доверительного управления

Квартальные авансовые платежи, исчисленные и уплаченные по итогам отчетных периодов, засчитываются в счет уплаты налога по итогам следующего отчетного (налогового) периода (абз. 5 п. 1 ст. 287 НК РФ).

Сумма квартального авансового платежа исчисляется по формуле 5.1 (абз. 2 п. 2 ст. 286 НК РФ):

АК отчетный = НБ x С , (5.4)

где АК отчетный - квартальный авансовый платеж;

НБ - налоговая база отчетного периода, рассчитанная нарастающим итогом с начала года до конца отчетного периода;

С - ставка налога.

Сумма квартального авансового платежа, который налогоплательщик должен уплатить в бюджет по итогам соответствующего отчетного периода, исчисляется по формуле 5.2(абз. 5 п. 1 ст.287 НК РФ):

АК к доплате = АК отчетный - АК предыдущий, (5.5)

где АК к доплате - сумма квартального авансового платежа, подлежащая уплате (доплате) в бюджет по итогам отчетного периода;

АК отчетный - сумма квартального авансового платежа, исчисленного по итогам отчетного периода;

АК предыдущий - сумма квартального авансового платежа, уплаченного по итогам предыдущего отчетного периода (в текущем налоговом периоде).

Сумма квартального авансового платежа по итогам отчетного периода определяется исходя из фактической прибыли, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания отчетного периода (квартала, полугодия, девяти месяцев) с учетом ранее уплаченных сумм авансовых платежей.

Если налогоплательщик получил убыток по итогам отчетного периода, то сумма исчисленного квартального авансового платежа будет равна нулю (п. 8 ст. 274, абз. 6 п. 2 ст. 286 НК РФ).

При втором способе налогоплательщик должен уплачивать квартальные платежи плюс ежемесячные платежи внутри каждого квартала (абз. 2 п. 2 ст. 286 НК РФ). Сумма ежемесячных авансовых платежей, уплаченная им в течение отчетного (налогового) периода, засчитывается при уплате квартальных авансовых платежей (абз. 5 п. 1 ст.287 НК РФ). Чтобы определить, обязан ли налогоплательщик уплачивать ежемесячные авансовые платежи в текущем квартале или нет, по итогам каждого прошедшего квартала необходимо производить расчет средней величины доходов от реализации за предыдущие четыре квартала и сравнивать с установленным ограничением в 10 млн. руб. (п. 3 ст. 286 НК РФ). Если результат превысить 10 млн. руб., то необходимо уплачивать ежемесячные авансовые платежи внутри каждого квартала (таблица 5.5).

Таблица 5.5 Порядок расчета ежемесячных авансовых платежей.

ЕАП = ЕАП 4 кв.

ЕАП = ЕАП 4 кв.

ЕАП = ЕАП 4 кв.

1 квартал

АК 1 кв. * = П 1кв. х 20 %

АК к упл = АК 1кв. - ЕАП 1кв.

ЕАП = 1/3 х АК 1кв.*

ЕАП = 1/3 х АК 1кв. *

ЕАП = 1/3 х АК 1кв.*

2 квартал

АК полуг.*= П полуг. х20%

АК к упл. = АКполуг.- Уплаченная сумма

ЕАП = 1/3 (АК полуг. – АК 1 кв)

Сентябрь

ЕАП = 1/3(АК полуг. – АК 1 кв)

9 месяцев

АК 9мес. = П 9 мес. х 20%

АК к упл. = АК 9 мес. – Уплаченная сумма

ЕАП. = 1/3х(АП 9мес. - АП полуг.)

ЕАП. = АП. = 1/3 х(АП 9мес.- АП полуг.)

НП к упл. = НП - Уплаченная сумма

Организация вправе уплачивать в течение налогового периода ежемесячные авансовые платежи исходя из фактически полученной прибыли (абз. 7 п. 2 ст. 286 НК РФ) (третий способ уплаты). Перейти на уплату ежемесячных авансовых платежей, исходя из фактически полученной прибыли можно по собственному желанию. При этом размер получаемых доходов от реализации и принадлежность к одной из категорий налогоплательщиков, перечисленных в п. 3 ст. 286 НК РФ, значения не имеют. Сумма авансового платежа за отчетный период, уплачиваемого исходя из фактически полученной прибыли, исчисляется следующим образом:

АМ отчетный = НБ x С, (5.6)

где АМ отчетный - сумма авансового платежа, исчисленного по итогам отчетного периода;

НБ - налоговая база за отчетный период, рассчитанная нарастающим итогом с начала года до конца отчетного периода;

С - ставка налога.

Сумма авансового платежа, который налогоплательщик должен уплатить в бюджет по итогам соответствующего отчетного периода, исчисляется следующим образом: (абз. 8 п. 2 ст. 286, абз. 5 п. 1 ст. 287 НК РФ):

АМ к доплате = АМ отчетный - АМ предыдущий , (5.7)

где АМ к доплате – сумма авансового платежа за отчетный период, подлежащая уплате (доплате) в бюджет;

АМ отчетный – сумма авансового платежа, исчисленного по итогам отчетного периода;

АМ предыдущий – сумма авансового платежа, уплаченного по итогам предыдущего отчетного периода (в текущем налоговом периоде).

Итак, сумма авансового платежа за отчетный период определяется исходя из ставки налога и фактически полученной прибыли в отчетном периоде, которая рассчитывается нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответствующего месяца (абз. 7 п. 2 ст. 286 НК РФ). При наличии убытка по итогам отчетного периода (месяца, двух месяцев и т.д.) сумма авансового платежа, подлежащего уплате в бюджет, равна нулю.

При таком варианте уплаты авансовых платежей в течение налогового периода налогоплательщик перечисляет в бюджет авансовые платежи по налогу на прибыль, соответствующие реальным финансовым показателям. Это позволяет организации не отвлекать денежные средства на уплату излишних сумм налога в течение налогового периода. Целесообразность перехода на уплату ежемесячных авансовых платежей по фактической прибыли напрямую зависит от размера прибыли, которую предполагается получить в течение налогового периода. Если прогноз свидетельствует о спаде доходов (прибыли) в отдельных периодах календарного года (например, деятельность вашей организации носит сезонный характер), можно с большой долей вероятности предположить, что переход на уплату ежемесячных авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли для организации будет выгоден. Если, наоборот, все свидетельствует о стабильном росте ваших доходов в будущем, то переход на систему ежемесячной уплаты авансовых платежей исходя из фактической выручки для вас невыгоден.

Недостаток этой системы уплаты авансовых платежей заключается в необходимости ежемесячно заполнять налоговую декларацию и представлять ее в налоговый орган (п. 3 ст. 289 , абз. 4 п. 1 ст. 287 НК РФ).

Сроки и порядок уплаты налога и налога в виде авансовых платежей (ст.287 НК РФ). Налог по итогам налогового периода уплачивается не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. В это же время подается налоговая декларация (п. 4 ст. 289 НК РФ).

Квартальные авансовые платежи необходимо перечислить в соответствующий бюджет не позднее 28 календарных дней со дня окончания истекшего отчетного периода (абз. 2 п. 1 ст. 287 , п. 3 ст. 289 НК РФ). В этот же срок надо представить и налоговую декларацию (п. 3 ст. 289 НК РФ).

Если 28-е число падает на выходной или праздничный день, то в соответствии со ст. 6.1 НК РФ этот срок (уплаты) переносится на ближайший следующий за ним рабочий день. Следует учитывать, что в случае несвоевременной уплаты квартального авансового платежа, исчисленного по итогам отчетного периода, могут быть начислены пени в соответствии со ст. 75 НК РФ (абз. 2 п. 3 ст. 58 НК РФ).

Ежемесячные авансовые платежи, подлежащие уплате в течение отчетного периода, должны уплачивать не позднее 28-го числа каждого месяца этого отчетного периода (абз. 3 п. 1 ст. 287 НК РФ). Если указанная дата падает на выходной или праздничный день, то в соответствии со ст. 6.1 НК РФ срок уплаты переносится на ближайший рабочий день. Следует учитывать, что в случае несвоевременной уплаты ежемесячных авансовых платежей вам могут быть начислены пени (абз. 2 п. 3 ст. 58 НК РФ).

Уплачивать ежемесячные авансовые платежи, исходя из фактической прибыли должны в срок не позднее 28-го числа месяца, следующего за месяцем, по итогам которого производится исчисление налога (абз. 4 п. 1 ст. 287 НК РФ). В случае несвоевременной уплаты авансовых платежей могут быть начислены пени (абз. 2 п. 3 ст. 58 НК РФ). Представлять в налоговый орган декларацию необходимо по итогам каждого отчетного периода в срок не позднее 28-го числа месяца, следующего за месяцем, по итогам которого производится исчисление авансовых платежей (п. 3 ст. 289 , абз. 4 п. 1 ст. 287 НК РФ). То есть декларация за январь представляется 28 февраля, декларация за январь – февраль представляется 28 марта и т.д.

Примеры решения задач

1.Организацией в I квартале текущего года получена выручка от реализации продукции на сумму 1450 000 руб. (без НДС). Выручка от выпол­нения строительно-монтажных работ составила 365000 руб. (без НДС). В отчетном периоде получено безвозмездно оборудование на сумму 1200 000 руб. Себестоимость реализованной продукции составила 960000 руб., затраты по выполнению строительных работ - 1270 000 руб. В результате проведенной инвен­таризации товарно-материальных ценностей выявлены излишки на сумму 60000 руб. Организацией начислены дивиденды учредите­лям на сумму 215000 руб.

Определить сумму налога на прибыль, подлежащую уплате в бюджет за I квартал текущего года.

Решение: Налоговая база составит: (1450 000 – 960000) + (365000 – 1270 000) + 1200 000 + 60000 = 845000 руб.

Налог на прибыль составит: 845000 руб. х 20% = 169000 руб.

Организация как налоговый агент удержит НДФЛ с дивидендов учредителей 27950 руб. (215000 руб. х 13%).

Данные операции будут отражены в бухгалтерском учёте:

Сумма, руб.

Выручка от реализации продукции

Начислен НДС на стоимость реализованной продукции

Выручка от выполнения СМР

Начислен НДС на стоимость СМР

Получено безвозмездное оборудование

Полученное безвозмездное оборудование введено в эксплуатацию

Признание дохода по безвозмездно полученному оборудованию*

Списание себестоимости реализованной продукции

Списание затрат на выполнение СМР

Оприходованы излишки ТМЦ, выявленных в результате проведённой инвентаризации

Отражена прибыль от деятельности организации

Начислен налог на прибыль организаций

Перечислен налог на прибыль организаций в бюджет

Начисление дивидендов учредителям

Удержан НДФЛ(или налог на прибыль организаций) с начисленных дивидендов

Перечислен, удержанный с дивидендов НДФЛ (или налог на прибыль организаций)

*Данная корреспонденция производится по мере начисления амортизации по безвозмездно полученному оборудованию.

Интересным и сложным является начисление процентов по долговым обязательствам (ст.269 НК РФ), поскольку возникают отложенные налоговые обязательства в бух.учёте.

Пример.15 января текущего года ООО№1 получает заём от ООО№2 в сумме 2000000руб. сроком на 4 месяца под 18% годовых на приобретение объекта основных средств. Деньги с расчётного счёта ООО№2 были списаны 14 января, а поступили на счёт ООО№1 15 января.16 января перечислены средства поставщику основных средств.20 января от поставщика получено основное средство стоимостью1770000руб., в т.ч. НДС 270000 руб. 1 февраля приобретённый объект введён в эксплуатацию. Организации не являются взаимозависимыми.*

За январь будут сделаны по данным операция следующие проводки

Операция

Сумма, руб

Получены средства

Перечислена предоплата поставщику основных средств

Получены основные средства

Отражён НДС по полученным основным средствам

Начислены проценты за январь

Начислены отложенные налоговые обязательства

Согласно ПБУ15/2008 проценты по займу могут отражаться в бухучёте в соответствии с условиями договора. В соответствии с п.8 ст.272 НК РФ сумма начисленных процентов по займу в регистрах налогового учёта подлежит отражению по окончании каждого месяца. Согласно п.1 ст.807 Гражданского Кодекса договор займа считается заключённым с момента передачи денежных средств, т.е. в нашем примере это 14 января:

2000000х18/365х18=17753 руб.(в январе 31день, проценты начисляются за период с 14 по 31 января; 18% - это годовых, а за месяц 18/365).

Начисленные проценты для целей налогообложения можно сразу учесть в составе внереализационных расходов(пп.2 п.1.ст.265 и п.ст.269 НК РФ).

В бухучёте эта сумма попадёт на расходы, но позднее и частями через амортизацию. Следовательно, в соответствии с ПБУ 18/02 следует начислить отложенное налоговое обязательство 17753 х20%= 3550,6.

Попробуйте сделать проводки за февраль

**. Для целей Налогового кодекса, взаимозависимыми лицами признаются (п.2 ст.105.1 НК РФ):

Сумма налога, которую следует уплатить в бюджет, представляет собой разницу между общей суммой НДС, исчисленной по итогам налогового периода, и суммой налоговых вычетов (п. 1 ст. 173 НК РФ), общая сумма налога увеличивается на суммы восстановленного налога

Таким образом, чтобы определить сумму налога, которую нужно заплатить в бюджет по результатам налогового периода, необходимо сделать следующее.

  • 1. Исчислить общую сумму налога по всем внутрироссийским операциям, момент определения налоговой базы по которым приходится на соответствующий налоговый период (ст. 166 НК РФ).
  • 2. Определить общую сумму налоговых вычетов, которые вы вправе применить по итогам данного налогового периода (ст. ст. 171, 172 НК РФ).
  • 3. Найти разность между общей суммой налога (п. 1) и суммой налоговых вычетов (п. 2).

НДСбюдж. = НДСисч. - НВ+ НДС восстановленный,

где НДСбюдж. - сумма налога, причитающаяся к уплате в бюджет;

НДСисч. - НДС, исчисленный по всем внутрироссийским хозяйственным операциям;

НВ - налоговые вычеты по итогам налогового периода.

Отметим, что НДС, уплаченный при ввозе товаров в РФ, не увеличивает сумму налога к уплате. В то же время "ввозной" НДС можно принять к вычету в общем порядке (п. 2 ст. 171 НК РФ).

4. Округлить сумму налога до полных рублей.

Согласно действующим правилам налог исчисляется в полных рублях. Если при расчете получено значение с копейками, то сумма менее 50 коп. отбрасывается, а 50 коп. и более округляется до целого рубля (п. 6 ст. 52 НК РФ).

Если сумма налоговых вычетов в каком-либо налоговом периоде превышает общую сумму налога, увеличенную на суммы налога, восстановленного НДС, то полученная положительная разница между суммой налоговых вычетов и суммой налога, подлежит возмещению налогоплательщику.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется следующими лицами в случае выставления ими покупателю счета-фактуры с выделением суммы налога:

  • 1) лицами, не являющимися налогоплательщиками, или налогоплательщиками, освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога;
  • 2) налогоплательщиками при реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых не подлежат налогообложению.

Однако в перечисленных случаях обязанность исчислить и уплатить налог возникает, если вы выставляете своим покупателям счета-фактуры с выделенной в них суммой НДС.

Если же сумма НДС выделена в расчетных документах (например, в банковских документах о движении денежных средств по расчетному счету), а в счетах-фактурах не указана, то обязанности по перечислению налога в бюджет не возникает.

Налоговый период

Налоговым периодом по НДФЛ признается календарный год (ст. 216 НК РФ). В течение года на основании уведомлений из налоговых инспекций предприниматели перечисляют по НДФЛ. По окончании года необходимо рассчитать сумму НДФЛ, которая должна быть уплачена в бюджет .

Сумму налога рассчитывайте отдельно по каждому виду доходов, в отношении которых установлены различные налоговые ставки (п. 2 ст. 210 НК РФ). Чтобы рассчитать эту сумму, нужно определить налоговую базу, которая облагается НДФЛ по той или иной ставке.

Налоговая база

Налоговая база представляет собой денежное выражение доходов. Для доходов, облагаемых по ставке 13 процентов (кроме дивидендов), - денежное выражение доходов, уменьшенных на налоговые вычеты (п. 3, 4 ст. 210 НК РФ). Доходы в виде дивидендов, хотя они с 2015 года облагаются по ставке 13 процентов, уменьшать на налоговые вычеты нельзя (п. 3 ст. 210 НК РФ).

Если доходы, которые можно уменьшить на налоговые вычеты , будут меньше, чем общая сумма вычетов, налоговая база признается равной нулю. Сумма превышения вычетов на следующий налоговый период не переносится. Это следует из положений абзаца 2 пункта 3 статьи 210 Налогового кодекса РФ и подтверждается письмом Минфина России от 16 февраля 2011 г. № 03-04-05/8-91 .

Порядок расчета

При расчете налога придерживайтесь следующего алгоритма:

1) определите доходы, которые признаются полученными в истекшем налоговом периоде и которые облагаются НДФЛ (п. 3 ст. 225, ст. 208, 209, 217, 223 НК РФ);

2) сгруппируйте доходы, облагаемые НДФЛ, по разным ставкам: 13 процентов, 9 процентов и 35 процентов (ст. 224 НК РФ);

3) определите налоговую базу, к которой применяется та или иная налоговая ставка (п. 2 ст. 210 НК РФ);

4) рассчитайте сумму налога по каждой налоговой базе по формуле (п. 1 ст. 225 НК РФ):

округлите полученные суммы налога до полных рублей. При этом сумма до 50 коп. отбрасывается, а сумма 50 коп. и более округляется до целого рубля (п. 4 ст. 225 НК РФ);

5) сложите суммы НДФЛ, рассчитанные по каждой ставке в отдельности, и определите общую сумму НДФЛ, подлежащую уплате в бюджет (п. 2 ст. 225 НК РФ):

Пример расчета НДФЛ по итогам налогового периода. Предприниматель применяет общую систему налогообложения

В текущем году предприниматель А.А. Иванов получил:
- доходы от предпринимательской деятельности - 500 000 руб.;
- зарплату по месту работы в ЗАО «Альфа» - 100 000 руб.;
- доход от продажи квартиры, находившейся в собственности более трех лет, - 4 000 000 руб.;
- дивиденды от участия в ООО «Торговая фирма Гермес» - 150 000 руб.

Иванов имеет право на профессиональный налоговый вычет в размере 300 000 руб. Кроме того, предприниматель израсходовал на собственное лечение (социальный вычет) 30 000 руб.

Поскольку квартира находилась в собственности Иванова более трех лет, доход от ее продажи в полной сумме освобожден от налогообложения (п. 17.1 ст. 217 НК РФ). При определении налоговой базы, облагаемой НДФЛ по ставке 13 процентов, эти доходы не учитываются.

Дивиденды от участия в ООО «Торговая фирма "Гермес"» облагаются НДФЛ по ставке 13 процентов. По ним налоговую базу и сумму налога Иванов рассчитал отдельно, так как к этим доходам нельзя применять налоговые вычеты.

Размер налоговой базы по дивидендам равен 150 000 руб.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет с дивидендов, составила 19 500 руб. (150 000 руб. × 13%).

По остальным доходам налоговую базу Иванов рассчитал так:
500 000 руб. + 100 000 руб. - 300 000 руб. - 30 000 руб. = 270 000 руб.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет с этих доходов, составила 35 100 руб. (270 000 руб. × 13%).

Общая сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, равна 54 600 руб. (35 100 руб. + 19 500 руб.).

При этом часть налога (с зарплаты, начисленной ЗАО «Альфа», и с дивидендов, начисленных ООО «Торговая фирма "Гермес"») должна быть удержана и перечислена в бюджет налоговыми агентами, в качестве которых выступают названные организации .

Уплата в бюджет

Предприниматели перечисляют НДФЛ в бюджет в два этапа:

  • в течение налогового периода в виде авансовых платежей;
  • по итогам налогового периода в виде окончательной суммы налога за вычетом авансовых платежей.

Такой порядок следует из положений пунктов 3 и 9 статьи 227 Налогового кодекса РФ.

Авансовые платежи по НДФЛ перечисляйте на основании уведомлений, полученных из налоговой инспекции:

  • за январь-июнь - не позднее 15 июля текущего года в размере половины годовой суммы авансовых платежей;
  • за июль-сентябрь - не позднее 15 октября текущего года в размере одной четвертой годовой суммы авансовых платежей;
  • за октябрь-декабрь - не позднее 15 января следующего года в размере одной четвертой годовой суммы авансовых платежей.

Такой порядок предусмотрен пунктом 9 статьи 227 Налогового кодекса РФ.

Налоговое уведомление на авансовые платежи

Налоговое уведомление должно быть направлено предпринимателю не позднее чем за 30 рабочих дней до срока платежа, установленного пунктом 9 статьи 227 Налогового кодекса РФ (абз. 2 п. 2 ст. 52, п. 6 ст. 6.1 НК РФ). Это правило действует и в том случае, когда инспекция пересчитывает сумму авансовых платежей на основании скорректированной декларации . Форма уведомления утверждена приказом МНС России от 27 июля 2004 г. № САЭ-3-04/440.

К уведомлению в обязательном порядке должен быть приложен образец платежного документа на перечисление авансового платежа - извещение по форме № ПД (налог) (п. 3 приказа МНС России от 27 июля 2004 г. № САЭ-3-04/440). Форма извещения введена в действие письмом от 18 февраля 2005 г. ФНС России № ММ-6-10/143, Сбербанка России № 07-125В.

Налоговое уведомление может быть передано:

  • лично предпринимателю или его представителю;
  • по почте заказным письмом. В этом случае уведомление считается полученным по истечении шести рабочих дней с даты его направления (п. 4 ст. 52 НК РФ);
  • в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.

Ситуация: должен ли предприниматель перечислять авансовые платежи по НДФЛ, если он не получил налоговое уведомление ?

Нет, не должен.

Перечисление авансовых платежей по НДФЛ производится исключительно на основании налоговых уведомлений (п. 9 ст. 227 НК РФ). До тех пор пока из инспекции не получено налоговое уведомление, обязанность по уплате налога (авансовых платежей) не возникает (п. 4 ст. 57 НК РФ). Поэтому если предприниматель не получил уведомление об уплате авансовых платежей по НДФЛ, он может не перечислять эти суммы в бюджет.

Правомерность такого вывода подтверждается арбитражной практикой (см., например, постановление ФАС Центрального округа от 3 июля 2006 г. № А-62-834/2005).

Порядок уплаты НДФЛ по итогам налогового периода

По итогам налогового периода перечислите в бюджет разницу между суммой налога по доходам, полученным за год, суммой перечисленных в течение года авансовых платежей и суммой налога, удержанного по доходам от деятельности, не относящейся к предпринимательской (п. 3 ст. 227 НК РФ). Эту разницу определите по формуле:

Основанием для расчета налога служит декларация по форме 3-НДФЛ , которую предприниматели обязаны составить и сдать в налоговую инспекцию не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным (п. 1 ст. 229 НК РФ).

НДФЛ нужно перечислить в бюджет по месту налогового учета предпринимателя не позднее 15 июля года, следующего за отчетным (п. 6 ст. 227 НК РФ).

Внимание: если налог (включая авансовые платежи) был перечислен позже установленных сроков, налоговая инспекция может начислить предпринимателю пени (ст. 75 НК РФ).

Пени рассчитают так:


Пени начислят за каждый день просрочки платежа, в том числе за выходные и нерабочие праздничные дни. Количество дней просрочки посчитают со следующего дня после установленного срока перечисления налога до дня его уплаты (проведения зачета и т. д.). За день, когда обязательство по уплате налога было исполнено, пени не начисляются. Это связано с тем, что они взимаются с суммы задолженности перед бюджетом, образовавшейся в результате просрочки платежа. В день предъявления в банк платежного документа (проведения зачета и т. д.) задолженность по налогу считается погашенной (п. 3 ст. 45 НК РФ). То есть база для начисления пеней в этот день равна нулю. Следовательно, основания для начисления пеней за этот день отсутствуют.

Такой порядок следует из положений пунктов 3 и 4 статьи 75 Налогового кодекса РФ и раздела VII Требований, утвержденных приказом ФНС России от 18 января 2012 г. № ЯК-7-1/9.

Пени не начисляются, если причиной возникновения недоимки стало:

  • решение инспекции о наложении ареста на имущество предпринимателя;
  • решение суда о принятии обеспечительных мер в виде приостановления операций по счетам предпринимателя, наложения ареста на денежные средства или имущество предпринимателя.

В этих случаях пени не начисляются за весь период действия указанных решений.

Об этом сказано в абзаце 2 пункта 3 статьи 75 Налогового кодекса РФ.

Кроме того, пени не начисляются, если недоимка по налогам возникла из-за того, что, рассчитывая налоги, предприниматель руководствовался письменными разъяснениями контролирующих ведомств (п. 8 ст. 75 НК РФ).

Зачет или возврат переплаты

Сумма фактически перечисленных авансовых платежей может быть больше суммы НДФЛ, начисленной по итогам года. В этом случае у предпринимателя образуется переплата, которую можно зачесть или вернуть из бюджета в порядке, предусмотренном статьей 78 Налогового кодекса РФ.

Пример расчета НДФЛ, подлежащего уплате по итогам налогового периода

По итогам 2015 года предприниматель А.А. Иванов рассчитал сумму НДФЛ, подлежащую уплате в бюджет, которая составила 70 000 руб.

В счет уплаты НДФЛ за 2015 год на основании налогового уведомления Иванов перечислял авансовые платежи по НДФЛ в следующих размерах:

  • 13 июля 2015 года - 20 000 руб.;
  • 12 октября 2015 года - 10 000 руб.;
  • 14 января 2015 года - 10 000 руб.

Общая сумма перечисленных авансовых платежей составила 40 000 руб. Таким образом, по итогам 2015 года Иванов должен уплатить в бюджет разницу между суммой налога, рассчитанной за год, и общей суммой перечисленных авансовых платежей:
70 000 руб. - 40 000 руб. = 30 000 руб.

10 июля 2016 года Иванов составил платежное поручение на перечисление этой суммы в бюджет.

Оформление платежных поручений

Ответственность за неуплату НДФЛ

Если в результате проверки налоговая инспекция выявит неуплату (неполную уплату) годовой суммы НДФЛ, предприниматель может быть привлечен к налоговой, административной, а в некоторых случаях - к уголовной ответственности (ст. 122 НК РФ, ст. 15.11 КоАП РФ, ст. 199 УК РФ).

СТ 173 НК РФ .

1. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода, как уменьшенная на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьей 171 настоящего Кодекса (в том числе налоговых вычетов, предусмотренных пунктом 3 статьи 172 настоящего Кодекса), общая сумма налога, исчисляемая в соответствии со статьей 166 настоящего Кодекса и увеличенная на суммы налога, восстановленного в соответствии с настоящей главой.

2. Если сумма налоговых вычетов в каком-либо налоговом периоде превышает общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 настоящего Кодекса и увеличенную на суммы налога, восстановленного в соответствии с пунктом 3 статьи 170 настоящего Кодекса, положительная разница между суммой налоговых вычетов и суммой налога, исчисленной по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 146 настоящего Кодекса, подлежит возмещению налогоплательщику в порядке и на условиях, которые предусмотрены статьями 176 и 176.1 настоящего Кодекса, за исключением случаев, когда налоговая декларация подана налогоплательщиком по истечении трех лет после окончания соответствующего налогового периода.

Абзац второй исключен.

3. Сумма налога, подлежащая уплате при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, исчисляется в соответствии с пунктом 5 статьи 166 настоящего Кодекса.

4. При реализации товаров (работ, услуг), указанных в статье 161 настоящего Кодекса, сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется и уплачивается в полном объеме налоговыми агентами, указанными в статье 161 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено пунктом 4.1 настоящей статьи.

4.1. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налоговыми агентами, указанными в пункте 8 статьи 161 настоящего Кодекса, определяется по итогам каждого налогового периода как общая сумма налога, исчисляемая в соответствии с пунктом 3.1 статьи 166 настоящего Кодекса в отношении товаров, указанных в пункте 8 статьи 161 настоящего Кодекса, увеличенная на суммы налога, восстановленные в соответствии с подпунктами 3 и 4 пункта 3 статьи 170 настоящего Кодекса, и уменьшенная на суммы налоговых вычетов, предусмотренных пунктами 3, 5, 8, 12 и 13 статьи 171 настоящего Кодекса в части операций, осуществляемых указанными налоговыми агентами с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 3 статьи 172 настоящего Кодекса.

5. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется следующими лицами в случае выставления ими покупателю счета-фактуры с выделением суммы налога:

1) лицами, не являющимися налогоплательщиками, или налогоплательщиками, освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога;

2) налогоплательщиками при реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых не подлежат налогообложению.

При этом сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, определяется как сумма налога, указанная в соответствующем счете-фактуре, переданном покупателю товаров (работ, услуг).

6. При переходе налогоплательщика на специальные налоговые режимы либо при начале использования налогоплательщиком права на освобождение, предусмотренное статьей 145 настоящего Кодекса, суммы налога, исчисленные при выпуске товаров в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления при завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны на территории Особой экономической зоны в Калининградской области, подлежат уплате в порядке, установленном абзацем первым пункта 1 статьи 174 настоящего Кодекса, за налоговый период, на который приходится последний календарный день до даты перехода на специальные налоговые режимы, либо за налоговый период, на который приходится последний календарный день до начала использования налогоплательщиком права на освобождение, предусмотренное статьей 145 настоящего Кодекса, в части товаров, не использованных для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с настоящей главой, без применения освобождения от налога, установленного настоящей главой.

Комментарий к Ст. 173 Налогового кодекса

Сумма налога, которую необходимо уплатить в бюджет, представляет собой разницу между общей суммой НДС, исчисленной по итогам налогового периода, и суммой налоговых вычетов. Следовательно, "входной" НДС подлежит возмещению налогоплательщику в том случае, если сумма налоговых вычетов превышает общую сумму исчисленного им налога.

Официальная позиция.

Так, в письме ФНС России от 17.11.2014 N ГД-3-3/3900@ рассмотрен вопрос о сроках уплаты НДС и применения мер, предусмотренных ст. ст. 75, 76 НК РФ, если декларация по НДС за III квартал 2014 г. представлена 02.10.2014, а 05.10.2014 принято решение о ликвидации организации.

Официальный орган указал, что сроки уплаты налога на добавленную стоимость, установленные статьей 173 НК РФ, не изменяются. При этом очередность исполнения обязанностей по уплате налога определяется гражданским законодательством Российской Федерации. Уплата налогоплательщиком суммы налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах сроки влечет начисление пени в соответствии с пунктом 3 статьи 75 НК РФ.

Кроме того, в случае вынесения решения о взыскании неуплаченных налога и пеней налоговый орган вправе вынести решение о приостановлении операций налогоплательщика по счетам в банках в соответствии с требованиями статьи 76 НК РФ.

В Конституционный Суд Российской Федерации поступила жалоба, в которой заявитель оспаривает конституционность ряда положения законодательства о налогах и сборах, в частности пункта 1 статьи 173 НК РФ.

Определением Конституционного Суда РФ от 20.11.2014 N 2624-О было отказано в принятии жалобы закрытого акционерного общества "Капитан" на нарушение конституционных прав и свобод положением статьи 346.27, пунктом 1 статьи 171 и пунктом 1 статьи 173 Налогового кодекса Российской Федерации.

Конституционный суд разъяснил, что оспариваемые заявителем положения статей 171 и 173 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливают общие условия применения налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость. Данные положения предусматривают возможность законного уменьшения налогоплательщиком суммы исчисленного к уплате в бюджет налога на добавленную стоимость на установленные законом налоговые вычеты. Тем самым они направлены на реализацию права налогоплательщика на применение налогового вычета, а не на его ограничение.

Таким образом, сами по себе они не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права и свободы заявителя в указанном им аспекте.

Посредник, не являющийся плательщиком НДС, обязан выставить покупателю с выделением суммы налога от своего имени, если доверитель находится на общей системе налогообложения. Обязанности уплатить указанный в таком счете-фактуре налог в бюджет у посредника не возникает (см., например, письмо Минфина России от 12.05.2011 N 03-07-09/11).

Согласно официальной позиции лицо, получившее счет-фактуру с выделенной суммой налога на добавленную стоимость от лица, не являющегося плательщиком налога на добавленную стоимость, не вправе принять к вычету такую сумму налога.

Так, Минфин России в письмах от 16.05.2011 N 03-07-11/126 и от 01.04.2008 N 03-07-11/126 говорит об отсутствии оснований для принятия к вычету сумм НДС по счетам-фактурам, выставленным организациями, применяющими УСН. Финансовое ведомство отмечает, что в соответствии с , составленные и выставленные с нарушением действующего порядка, не являются основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога на добавленную стоимость к вычету. Следовательно, налог на добавленную стоимость в счетах-фактурах, выставленных при реализации товаров (работ, услуг) организацией, применяющей УСН и не исполняющей обязанностей налогоплательщика налога на добавленную стоимость, предусмотренных статьей 174.1 НК РФ, а также не осуществляющей реализацию товаров (работ, услуг) от своего имени на основании договора комиссии или агентского договора, к вычету у покупателя этих товаров (работ, услуг) не принимается.

Внимание!

В пункте 27 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 N 33 "О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость" разъясняется, что в силу пункта 2 статьи 173 НК РФ положительная разница, образовавшаяся в результате превышения суммы налоговых вычетов над суммами налога, исчисленного по облагаемым операциям, подлежит возмещению налогоплательщику из бюджета при условии подачи им налоговой декларации до истечения установленного данным пунктом трехлетнего срока.

Поскольку указанной нормой не предусмотрено иное, налоговые вычеты могут быть отражены налогоплательщиком в налоговой декларации за любой из входящих в соответствующий трехлетний срок налоговых периодов.

При этом правило пункта 2 статьи 173 НК РФ о трехлетнем сроке подачи налоговой декларации должно быть соблюдено налогоплательщиком и в случае включения им налоговых вычетов в подаваемую уточненную налоговую декларацию.

Суды указывают на возможность принятия к вычету налога на добавленную стоимость по счету-фактуре, выставленному плательщиком единого налога, уплачиваемого при применении УСН.

При этом указанная позиция является для них наиболее предполагаемой, поскольку Президиум ВАС РФ в Постановлении от 29.03.2011 N 14315/10 пришел к выводу о том, что лица, не являющиеся плательщиками налога на добавленную стоимость, в случае выставления ими покупателям товара счетов-фактур с выделением суммы налога должны уплатить полученный налог без учета налоговых вычетов, которые могут быть заявлены только плательщиками этого налога, к которым лица, названные в пункте 5 статьи 173 НК РФ, не относятся.

Например, исходя из Постановления ФАС Московского округа от 25.09.2012 N А40-79771/11-90-347 у продавца, хотя и применяющего упрощенную систему налогообложения, но выставившего покупателю счет-фактуру с выделенной суммой налога, возникает обязанность по уплате налога в бюджет, а у покупателя возникает право на применение налогового вычета.

Согласно Постановлению ФАС Поволжского округа от 05.10.2012 N А65-27098/2011 приобретение товара у контрагента, применяющего УСН, не является основанием для отказа организации в применении налоговых вычетов при условии добросовестности ее действий и наличии оснований для применения налогового вычета.

Однако и до принятия Постановления N 14315/10 суды приходили к аналогичным выводам.

Так, ФАС Московского округа в Постановлении от 28.08.2009 N КА-А40/8482-09, принимая решение в пользу налогоплательщика, руководствовался положениями пункта 5 статьи 173, статьями 169, 171, 172, 210, 54, 227, 218 НК РФ и исходил из того, что предприниматель правомерно приняла к вычету суммы НДС, предъявленные ей поставщиком и имела право на получение стандартного налогового вычета в соответствии с заявлением. Сторону налогоплательщика также принял ФАС Волго-Вятского округа в Постановлении от 30.12.2008 N А79-1993/2007.

В Постановлении от 02.12.2008 N А19-4782/08-57-Ф02-5536/08, А19-4782/08-57-Ф02-6112/08 (Определением ВАС РФ от 08.04.2009 N ВАС-3855/09 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ) ФАС Восточно-Сибирского округа признал правомерным довод налогоплательщика о том, что обстоятельства, на которые ссылается налоговый орган, не могут служить причиной для отказа в возмещении налога на добавленную стоимость, поскольку налогоплательщиком соблюдены все условия, установленные налоговым законодательством для применения налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость.

Суд указал, что обязанность по доказыванию правомерности применения вычетов по налогу на добавленную стоимость законодателем возложена на налогоплательщика. При этом данные первичных документов, составляемых при совершении хозяйственной операции и представляемых налогоплательщиком в налоговые органы, должны отвечать установленным законодательством требованиям и содержать достоверные сведения об обстоятельствах, с которыми законодательство связывает реализацию права на осуществление налоговых вычетов.

Между тем налоговые органы не освобождаются от обязанности по доказыванию как факта наличия недостоверных сведений в представленных налогоплательщиком первичных документах, так и недобросовестности налогоплательщика при осуществлении соответствующих хозяйственных операций.

Суд установил, что основанием отказа в возмещении суммы налога на добавленную стоимость по счету-фактуре, выставленному поставщиком, налоговый орган указал применение данным поставщиком УСН и отсутствие у него обязанности по уплате налога на добавленную стоимость по операциям реализации товаров налогоплательщику. В связи с этим налоговый орган считает, что отсутствует реальный источник для возмещения из бюджета налогоплательщику сумм налога на добавленную стоимость, предъявленных данным поставщиком.

При рассмотрении дела суд также установил, что указанным поставщиком в адрес налогоплательщика был выставлен счет-фактура, стоимость приобретенного товара (фанерное сырье, пиловочник, балансы хвойные) оплачена налогоплательщиком с учетом налога на добавленную стоимость.

Таким образом, суд пришел к выводу, что поставщик, выставив счет-фактуру с выделением в нем отдельной строкой налога на добавленную стоимость, на основании пункта 5 статьи 173 НК РФ, должен уплатить предъявленную в счете-фактуре сумму налога, а налогоплательщик, оплатив стоимость приобретенных товаров (работ, услуг) с учетом налога на добавленную стоимость, вправе заявить сумму налога к вычету и возмещению, в связи с чем суд признал необоснованным отказ в возмещении налога на добавленную стоимость по счету-фактуре, выставленному данным поставщиком.

К подобным выводам пришел ФАС Восточно-Сибирского округа в Постановлении от 30.07.2008 N А33-16437/07-Ф02-3580/08, а также ФАС Западно-Сибирского округа в Постановлении от 16.04.2009 N Ф04-2122/2009(4284-А27-25).

В Постановлении от 24.07.2009 N КА-А41/6731-09 ФАС Московского округа проверил жалобу налогового органа, в которой ставится вопрос об отмене судебных актов в связи с тем, что налогоплательщиком в нарушение пунктов 2, 5 статьи 169 НК РФ предъявлен к вычету налог на добавленную стоимость по счету-фактуре, выставленному поставщиком неправомерно, поскольку контрагент находится на УСН.

Суд не принял довод налогового органа о неправомерности предъявления налогоплательщиком налогового вычета по налогу на добавленную стоимость по спорному счету-фактуре, полученному налогоплательщиком от поставщика, находящегося на УСН.

Как указывал налоговый орган, поставщик налогоплательщика применял УСН и в нарушение подпункта 4 пункта 2 статьи 146 НК РФ и пункта 3 статьи 169 НК РФ выставил налогоплательщику счет-фактуру, в котором указана сумма налога на добавленную стоимость, поэтому в соответствии с пунктом 5 статьи 173 НК РФ должен уплатить полученные суммы налога в бюджет.

Суд указал, что ненадлежащее исполнение или неисполнение контрагентом обязанностей по уплате налогов не влияет на право покупателя на налоговые вычеты, если представленные в инспекцию документы для применения указанного вычета соответствуют требованиям НК РФ. Законодательство о налогах и сборах не возлагает на налогоплательщика осуществление контрольных функций по уплате налога на добавленную стоимость его контрагентом, поскольку эти действия относятся к деятельности налогового органа.

При этом суд отметил, что указанные обстоятельства не могут являться правовыми основаниями для отказа в вычете налогоплательщику, которым соблюдены порядок и условия его применения.

В Постановлении от 02.09.2009 N А14-11246/2008360/28 ФАС Центрального округа отклонил довод налогового органа о том, что поскольку поставщик применял УСН и не являлся плательщиком НДС, то налогоплательщик не вправе производить налоговые вычеты по расчетам с данным поставщиком. В счете-фактуре и акте выполненных работ (капитальный ремонт кровли цехов) подписи от имени руководителя общества выполнены не самим руководителем, а другим лицом, что подтверждается проведенной почерковедческой экспертизой.

При этом суд указал, что выставление контрагентом налогоплательщика, не являющегося плательщиком налога на добавленную стоимость в связи с применением УСН, счета-фактуры с выделением суммы налога не влияет на право такого налогоплательщика на налоговый вычет данной суммы налога, поскольку в силу пункта 5 статьи 173 НК РФ в данном случае обязанность по уплате в бюджет налога на добавленную стоимость возложена на лицо, применяющее УСН.

В Постановлении от 28.09.2009 N А53-24180/2008-С5-23 ФАС Северо-Кавказского округа также отклонил довод налогового органа о том, что применение УСН контрагентом предпринимателя, выставившим обществу счета-фактуры с выделенным налогом на добавленную стоимость, является основанием для отказа в возмещении налога на добавленную стоимость.

В Постановлении от 26.05.2009 N КА-А41/4585-09 ФАС Московского округа признал необоснованной жалобу налогового органа о том, что, поскольку продавец выставил в адрес налогоплательщика счета-фактуры с включением в них сумм налога на добавленную стоимость, при этом контрагент применяет УСН и согласно статье 346.11 НК РФ не признается плательщиком налога на добавленную стоимость, инспекцией сделан вывод о неправомерности включения сумм налога на добавленную стоимость в выставленных счетах-фактурах.

Суд установил, что товар (дизельное топливо) был получен налогоплательщиком, принят на учет на основании товарных накладных, которые были представлены в налоговый орган для проверки и в материалы дела. Претензий к форме и содержанию данных документов налоговый орган не имеет, следовательно, налогоплательщик правомерно принял к вычету НДС по спорному счету-фактуре.

Следует также отметить, что подобную позицию суды принимают и в отношении принятия к вычету налога на добавленную стоимость по счетам-фактурам, выставленным плательщиками ЕНВД и ЕСХН.

Пункт 5 комментируемой статьи стал предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации на его соответствие Конституции РФ.

В Постановлении Конституционного Суда РФ от 03.06.2014 N 17-П "По делу о проверке конституционности положений пунктов 6 и 7 статьи 168 и пункта 5 статьи 173 НК РФ в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью "Торговый дом "Камснаб" указывается: положения пунктов 6 и 7 статьи 168 и пункта 5 статьи 173 НК РФ в их взаимосвязи не должны пониматься в правоприменительной практике как допускающие признание лица, которое не является плательщиком налога на добавленную стоимость в силу абзаца третьего пункта 4 статьи 346.26 НК РФ и не выставляет покупателям счета-фактуры с выделенной в них суммой налога на добавленную стоимость, обязанным уплатить этот налог в бюджет только на том основании, что такое лицо, полагая необходимым использование общей системы налогообложения, указывало его в своей налоговой декларации, исчисляя при розничной реализации товаров (работ, услуг) сумму налога расчетным путем. Неправильное (в частности, ошибочное) декларирование сумм налога на добавленную стоимость не должно приводить к его взиманию, поскольку обязанность исчислить и уплатить налог возникает из закона (при наличии предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации оснований).

Таким образом, пункты 6 и 7 статьи 168 и пункт 5 статьи 173 НК РФ не противоречат Конституции Российской Федерации, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования они не предполагают возложения на лицо, занимающееся розничной реализацией товаров без выставления покупателям счетов-фактур, обязанности по уплате в бюджет налога на добавленную стоимость, если такое лицо по виду осуществляемой им предпринимательской деятельности относится к плательщикам единого налога на вмененный доход.

Исходя из изложенного и руководствуясь статьями 6 и 47.1, частью второй статьи 71, статьями 72, 74, 75, 78, 79 и 100 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации постановил признать пункты 6 и 7 статьи 168 и пункт 5 статьи 173 НК РФ не противоречащими Конституции Российской Федерации, поскольку содержащиеся в них положения по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования не предполагают возможность возложения на лицо, занимающееся розничной реализацией товаров без выставления покупателям счетов-фактур, обязанности по уплате в бюджет налога на добавленную стоимость, если такое лицо по виду осуществляемой им предпринимательской деятельности относится к плательщикам единого налога на вмененный доход.

Внимание!

С 1 января 2014 год вступает в силу дополнение статьи 52 НК РФ пунктом 6, в соответствии с которым сумма налога исчисляется в полных рублях. Сумма налога менее 50 копеек отбрасывается, а сумма налога 50 копеек и более округляется до полного рубля (пункт 9 статьи 1 Федерального закона от 23.07.2013 N 248-ФЗ).

Таким образом, с указанного времени соответствующее положение будет закреплено в НК РФ для всех налогов. При этом в отношении НДС в настоящее время аналогичное правило закреплено в пункте 17 Порядка заполнения налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, утвержденного Приказом Минфина России от 15.10.2009 N 104н.

В пункте 5 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 N 33 "О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость" разъясняется, что в подпункте 1 пункта 5 статьи 173 НК РФ предусмотрена обязанность лиц, не являющихся плательщиками налога, а также лиц, освобожденных от исполнения обязанностей плательщиков налога, в случае выставления ими покупателю счета-фактуры с выделением суммы налога перечислить соответствующую сумму в бюджет.

Однако возникновение в данном случае обязанности по перечислению в бюджет налога не означает, что выставившее счет-фактуру лицо приобретает в отношении таких операций статус налогоплательщика, в том числе право на применение налоговых вычетов.

На указанное лицо возлагается лишь обязанность перечислить в бюджет налог, размер которого в силу прямого указания пункта 5 статьи 173 НК РФ определяется исходя из суммы, отраженной в соответствующем счете-фактуре, выставленном покупателю. Возможность уменьшения этой суммы на налоговые вычеты приведенной нормой либо иными положениями главы 21 Кодекса не предусмотрена.

Также в пункте 6 названного Постановления указывается, что в силу подпункта 2 пункта 5 статьи 173 НК РФ налог также подлежит уплате в бюджет в случае, если при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг), операции по реализации которых не подлежат налогообложению, покупателю был выставлен счет-фактура с выделением суммы налога.

При применении этой нормы во взаимосвязи с другими положениями главы 21 НК РФ необходимо учитывать, что при таких обстоятельствах обязанность уплатить налог возлагается на лицо, являющееся налогоплательщиком, в связи с чем это лицо вправе применить и налоговые вычеты по товарам (работам, услугам), имущественным правам, приобретенным для осуществления указанных операций. Одновременно налогоплательщик обязан внести соответствующие коррективы в расчет налога на прибыль организаций (налога на доходы физических лиц), если сумма налога, предъявляемая к вычету, ранее была учтена им при исчислении названных налогов как часть стоимости приобретенных товаров (работ, услуг), имущественных прав.

В пункте 28 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 N 33 "О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость" дополнительно сообщается, что при применении пункта 2 статьи 173 НК РФ суды, руководствуясь принципом равенства налогообложения (пункт 1 статьи 3 НК РФ), должны исходить из того, что положения названного пункта о предельном сроке декларирования налоговых вычетов не могут быть истолкованы как устанавливающие разные правила в отсутствие объективных различий.

В связи с этим право на вычет налога может быть реализовано налогоплательщиком лишь в пределах установленного данной нормой срока вне зависимости от того, образуется ли в результате применения налоговых вычетов положительная или отрицательная разница (то есть как сумма налога к возмещению, так и сумма налога к уплате в бюджет).

Официальная позиция.

Так, в письме Минфина России от 03.12.2014 N 03-07-08/61765 рассмотрен вопрос об уплате НДС при реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых не признается территория РФ, если налогоплательщик выставил счет-фактуру с выделением суммы НДС. По данному вопросу Департамент Минфина России дал нижеследующее разъяснение.

В случае выставления налогоплательщиком при реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых не подлежат налогообложению, в том числе в связи с тем, что местом их реализации не признается территория Российской Федерации, счета-фактуры с выделением суммы налога на добавленную стоимость вся сумма налога, указанная в этом счете-фактуре, подлежит уплате в бюджет.

Официальная позиция.

В письме ФНС России от 27.01.2014 N ГД-4-3/1168@ "О порядке исчисления НДС" сообщается нижеследующее.

Что касается услуг, оказываемых на основании ранее заключенных договоров и не завершенных по состоянию на 13 сентября 2013 года, то в случаях, если в договора будут внесены изменения, согласно которым стоимость услуг будет уменьшаться на сумму налога на добавленную стоимость, сумма налога, исчисленная и уплаченная продавцами услуг при получении оплаты (частичной оплаты) и возвращенная покупателям на основании изменений к договорам, может приниматься продавцами к вычету.

В случаях, если покупатели услуг согласятся внести в договоры изменения, согласно которым стоимость услуг без учета налога на добавленную стоимость будет соответствовать ранее установленной стоимости услуг с учетом налога, сумма налога на добавленную стоимость, исчисленная и уплаченная продавцами при получении оплаты (частичной оплаты), к вычету у продавца приниматься не должна.

В случаях, если изменения в договоры вноситься не будут и услуги по-прежнему будут оказываться с учетом налога на добавленную стоимость, сумма налога, предъявленная продавцами покупателям при их оказании, на основании пункта 5 статьи 173 НК РФ подлежит уплате в бюджет. При этом сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, определяется как сумма налога, указанная в соответствующих счетах-фактурах, переданных продавцами покупателям услуг.

Статья 173. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет

1. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода, как уменьшенная на сумму налоговых вычетов, предусмотренных настоящего Кодекса (в том числе налоговых вычетов, предусмотренных настоящего Кодекса), общая сумма налога, исчисляемая в соответствии со настоящего Кодекса и увеличенная на суммы налога, восстановленного в соответствии с настоящей главой.

Абзац третий утратил силу с 1 января 2007 г.

3. Сумма налога, подлежащая уплате при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, исчисляется в соответствии с настоящего Кодекса.

4. При реализации товаров (работ, услуг), указанных в настоящего Кодекса, сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется и уплачивается в полном объеме налоговыми агентами, указанными в статье 161 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьи.

4.1. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налоговыми агентами, указанными в настоящего Кодекса, определяется по итогам каждого налогового периода как общая сумма налога, исчисляемая в соответствии с настоящего Кодекса в отношении товаров, указанных в пункте 8 статьи 161 настоящего Кодекса, увеличенная на суммы налога, восстановленные в соответствии с и настоящего Кодекса, и уменьшенная на суммы налоговых вычетов, предусмотренных , и настоящего Кодекса в части операций, осуществляемых указанными налоговыми агентами с учетом особенностей, предусмотренных настоящего Кодекса.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется следующими лицами в случае выставления ими покупателю счета-фактуры с выделением суммы налога:

1) лицами, не являющимися налогоплательщиками, или налогоплательщиками, освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога;

2) налогоплательщиками при реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых не подлежат налогообложению.

При этом сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, определяется как сумма налога, указанная в соответствующем счете-фактуре, переданном покупателю товаров (работ, услуг).

6. При переходе налогоплательщика на специальные налоговые режимы либо при начале использования налогоплательщиком права на освобождение, предусмотренное настоящего Кодекса, суммы налога, исчисленные при выпуске товаров в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления при завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны на территории Особой экономической зоны в Калининградской области, подлежат уплате в порядке, установленном настоящего Кодекса, за налоговый период, на который приходится последний календарный день до даты перехода на специальные налоговые режимы, либо за налоговый период, на который приходится последний календарный день до начала использования налогоплательщиком права на освобождение, предусмотренное статьей 145 настоящего Кодекса, в части товаров, не использованных для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с настоящей главой, без применения освобождения от налога, установленного настоящей главой.


Самое обсуждаемое
Музыкальный праздник в подготовительной группе ДОУ по сказкам Чуковского Музыкальный праздник в подготовительной группе ДОУ по сказкам Чуковского
Принцип деления Европы на субрегионы Принцип деления Европы на субрегионы
Какие растения растут в пустыне Какие растения растут в пустыне


top