Слова со звуком ф в обратной позиции. Произношение звуков. Индивидуальные занятия в трудных случаях

Слова со звуком ф в обратной позиции. Произношение звуков. Индивидуальные занятия в трудных случаях

Устранение недостатков произношения звуков ф, в

М. Е. Хватцев. "Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста"
Изд-во "Учпедгиз", М., 1961 г.
Приведено с некоторыми сокращениями

Нормальная артикуляция . Верхняя губа несколько приподнята и не касается нижней. Нижняя челюсть немного опущена (между зубами образуется небольшая щель).
Нижняя губа приподнята и внутренним краем слегка касается верхних зубов. Язык свободно лежит в нижней части полости рта. Мягкое нёбо поднято. Продуваемый между верхними зубами и нижней губой воздух образует звук ф , с включением голоса - в .

Недостатки произношения и фронтальные методы устранения их

При дефектах нижней губы (короткая, толстая, отвисшая), или верхних зубов (редкие или отсутствуют), или челюстей (открытый передний прикус) получается неточный, иногда с присвистом звук.
Нередко у малышей наблюдается и губное ф и в (воздух продувается между сближенными губами).
Речевой материал для развития фонематического слуха и обучения произношению: Фаня (девочка)- Ваня, вода (вата) - фата.
Игры: 1) Паровоз пыхтит: ф-ф-ф... (следить, чтобы зубы касались нижней губы).
2) «Ветерок»: сдувают при этой же артикуляции бумажки со стола, задувают горящую спичку, свечу.
3) Стрельба - «паф».
4) Стишки, потешки со звуком ф, в .

В день рождения у Вовы
Туфельки-то новы,
Красная фуфайка -
Подарил кто, ты узнай-ка.

Пиф-паф! Ой-ой-ой!
Убегает зайчик мой.

Ты волна, моя волна,
И гульлива и вольна.

Индивидуальные занятия в трудных случаях

При губно-губном звуке на первых порах пальцем придерживают нижнюю губу под верхними зубами. Отвисшую, толстую или короткую нижнюю губу упражняют гимнастикой: сильно вытянуть губы вперед «хоботком» (гудеть, свистеть) и также сильно растянуть их, обнажая все зубы - «улыбаться», всасывать ее в рот, захватывать ею и всасывать верхнюю губу.
Надувать щеки (паровоз пыхтит, лошадка фыркает). В случаях патологических дефектов губ, челюстей и зубов надо предварительно обратиться к врачу.

Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»

.

К чему снятся кошки

Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

«Как Ежик Филя научился фыркать»

Тема: Постановка звука [Ф].

Цель: Обучение правильному произношению звука [Ф] в речи

Образовательные:

Формирование правильной звука [Ф], знаний об акустических особенностях звука;

Обучение выполнению движений по подражанию, словесной инструкции.

Коррекционные:

Развитие артикуляционного аппарата, речевого дыхания и направленной воздушной струи;

Развитие общей и мелкой моторики;

Развитие тического слуха и восприятия, концентрации внимания;

Развитие ориентировки на листе бумаги в клетку и пространственной ориентации.

Воспитательные:

Воспитание положительного интереса к занятию, художественным произведениям.

Оборудование: профиль артикуляции звука [Ф], игрушка ежик, картинки из корзинки – артикуляционная гимнастика, картинка – раскраска с изображением ежа, массажные мячи.

План занятия

I. Организационный момент.

Положительный настрой на занятие

II. Основная часть.

1. Артикуляционная гимнастика.

2. Самомассаж лица.

3. Физкультминутка.

III. Итог занятия.

Ход занятия

I. Организационный момент. Установка на занятие.

Воспитатель:

Вы любите ходить в гости?

Воспитатель:


Тогда в путь! Но, кто же сегодня нас пригласил? Отгадайте загадку.

(Воспитатель загадывает загадку.)

Это кто в траве шуршит и забавно так фырчит – ф-ф-ф…

Весь в иголках, не возьмешь,

Кто же это?

Воспитатель:

Правильно! Сегодня нас ждет в гости веселый ежик. А зовут его Филечка. Он очень веселый зверек и с ним никогда не бывает скучно. Ежик любит играть в разные игры.

II. Основная часть.

1. Артикуляционная гимнастика:

воспитатель достает из корзинки поочередно картинки с изображением названий гимнастик (улыбка, заборчик, расческа, щетка, блины, баночка варенья).

1.1. Упражнения для губ.

Воспитатель:

Наш Ежик очень любит делать утреннюю гимнастику для ротика. Сейчас мы вместе с ним выполним упражнения для губ.

Картинка - «Улыбка – губки улыбаются»:

Ежик, ежик! Ты наш друг!

Улыбнись ты всем вокруг!

(Дети широко улыбаются, растягивая губы, удерживают до 6-7 секунд.)

Картинка – «Заборчик – спрячем зубки»:

Губу верхнюю поднял,

Зубки верхние показал.

А теперь наоборот

Плотно закрывает рот.

(Дети повторяют несколько раз, увеличивая время показа верхних зубов до 7 секунд.)

Картинка – «Расческа»:

«Расчешем нижнюю губу».

Посмотри, расческа – зубы

Ежу причесывает губы.

(Дети проводят верхними зубами по нижней губе 6 – 8 раз, массируя ее.)

1.2. Упражнения для языка.

Воспитатель:

Посмотрите и послушайте, как встречает утро веселый ежик. Выполняйте упражнения для языка вместе с ним. Не торопитесь, выполняйте правильно.

(Воспитатель читает стихотворение.)

Картинка – «Щетка»:

По утрам, по вечерам

Ежик чистит зубки сам.

Вправо – влево, вправо – влево

Чистит зубки он умело.

(Дети потягиваются. В улыбке открывают рот, кончиком языка «чистят» 5 – 6 раз за нижними зубами.)

Картинка – «Расческа»:

Ежик наш расческу взял,

Он причесываться стал.

Мы за ним не отстаем,

Все покажем языком.

(Дети в улыбке прикусывают язык зубами и «протаскивают» его вперед – назад.)

Делаем зарядку!

Ежик спинку выгибает,

Ежик спинку прогибает.

(Дети широко открывают рот, поднимают спинку языка, уперев кончик за нижние зубы. Затем поднимают язык за верхние зубы. Выполняет 6 – 8 раз.)

Картинка – «Блины»:

Еж тебе напек блины,

Очень вкусные они!

И варенья не жалей,

Заверни и съешь скорей!

(Дети в улыбке открывают рот, широкий язык кладут на нижнюю губу. Удерживают под счет до 8.)

Картинка – «Баночка варенья»:

Покажи, пожалуйста,

Как любит варенье ежик?

Оближи скорее ротик!

(Дети широко открывают рот. Облизывают широким языком верхнюю губу, затем нижнюю.)

2. Самомассаж лица.

А теперь покажем Филе, как правильно нужно выполнять массаж лица, который помогает быть умными, внимательными и произносить четко все звуки.

(Воспитатель читает стихотворение.)

Оттяну вперед я ушки,

А потом назад.

Ежик мой колючий

Будет очень рад.

Раз, два, три, четыре,

Ушки отпустили

(Ребенок, взявшись за середину ушной раковины, оттягивает ее вперед, а затем назад, считая медленно до 10.)


Ну-ка, ежик, повтори,

Щечки и себе потри

(Дети указательным и средним пальцами рук одновременно интенсивно «рисуют» круги на щеках в течение 1 минуты)

На подбородке круг черчу:

Ежику помочь хочу

Четко, быстро говорить,

Звуки все произносить.

Чтобы думал лучше

Ежик озорной,

Я поглажу лобик,

Друг мой дорогой.

(Дети теми же двумя пальцами «рисуют» круги на подбородке, круги на лбу – 1 минуту (Делают по 1 разу.)

Чтобы ежик лучше видел,

Стал внимательней, шустрей,

Я волшебные очки

Нарисую поскорей.

(Дети массируют двумя пальцами верхние и нижние веки, не закрывая глаз. (Делают 1 мин.)

Ох, устал наш ежик Филя,

Выполнял он неуныло.

Он старался, молодец,

Настоящий удалец!

3. Физкультминутка.

Воспитатель:

А сейчас мы вместе с ежиком поиграем на полянке, ведь он немного устал.

(Воспитатель читает стихотворение.)

Игровой массаж «Катится колючий еж» Катится колючий ежик,

Нет ни головы ни ножек,

Мне по пальчикам (по ножке вниз/ по спинке вверх) бежит

И пыхтит, пыхтит, пыхтит.

Бегает туда – сюда

Мне щекотно, да, да, да!

Уходи, колючий еж,

В темный лес, где ты живешь!

4. Упражнения для развития речевого дыхания, направленной воздушной струи.

Воспитатель:

Как приятно находиться в лесу и наслаждаться его красотой, дышать свежим воздухом.

Упражнение «Подышим свежим воздухом».

(Дети делают вдох носом, плавный выдох через неплотно сомкнутые губы - 3 раза.)

Воспитатель:

Кажется, подул сильный ветер.

Упражнение «Ветерок».

(Дети делают вдох ртом, почувствовав, как при этом надувается живот; выдох с силой, слегка прикусив верхними зубами нижнюю губу) .

5. Уточнение артикуляции звука [Ф].

Воспитатель:

Ежику Филе очень понравилось с вами играть. Он от радости зафыркал ф – ф – ф.

Посмотрите, что делают губы, зубы и язык, когда произносим звук [Ф]?

Воспитатель рассказывает. При произнесении звука [Ф]:

Нижняя губа слегка прижата к верхним зубам, посередине остается узкая щель для прохода воздуха, верхняя губа слегка приподнята;

Верхние зубы видны, нижние закрыты нижней губой;

Язык принимает положение следующего гласного звука;

(Если дети затрудняются, воспитатель уточняет правильность артикуляции звука [Ф].)

6. Постановка звука [Ф] по подражанию.

Воспитатель:

А сейчас вы попробуйте произнести звук [Ф]. Как фыркает еж?

(Дети произносят звук [Ф]) .

7. Упражнение для развития фонематического восприятия.

Воспитатель:

Наш веселый ежик еще не наигрался. Он приготовил для вас еще одну забавную игру.

«Хлопните в ладоши, когда услышите звук [Ф]».

(Воспитатель произносит слова, а дети хлопают в ладоши.)

В словах: ФОНАРЬ, ДОМ, ТЕЛЕФОН, КОТ, КОФТА, ШАРФ, БАНКА, ШКАФ, ЛУК.

Воспитатель: Вам понравилось гостить у ежика? Но пришло время попрощаться с Филей возвращаться

III. Итог занятия

Воспитатель:

Какой звук вы сегодня учились произносить?

Дети: - Звук [Ф].

Воспитатель:

Молодцы! Вы очень старались, поэтому у вас все получилось. Веселый ежик Филя дарит свою фотографию, которую вы раскрасите дома. И не забудьте потренироваться правильно произносить звук [Ф].

Данное пособие адресовано логопедам, воспитателям логопедических групп, родителям. Его главная задача - помочь ребёнку усвоить правильное произношение звуков Ф, ФЬ, В, ВЬ.

В пособии предлагается практический материал по постановке, автоматизации и дифференциации данных звуков. Пособие содержит разнообразный лексический материал, описание игр и отдельных упражнений.

Егорова Ольга Владимировна

Введение

Речь является одной из важнейших функций человека. В процессе речевого развития формируются высшие психические процессы, способность к понятийному мышлению. Речевое общение создает необходимые условия для развития различных форм деятельности. Для воспитания полноценной личности необходимо устранить все, что мешает свободному общению ребенка со сверстниками и взрослыми.

Недостатки звукопроизношения значительно искажают речь ребенка. У ребенка могут наблюдаться пропуски, замены, недостатки дифференциации звуков. Все это делает речь ребенка малопонятной для окружающих, ограничивает речевую активность малыша.

Исправление недостатков звукопроизношения - одна из важнейших задач педагога. Ребенок должен научиться, правильно произносить все звуки родного языка. В последнее время появляется все больше детей, у которых нарушено произнесение не только свистящих, шипящих или соноров, но более простых звуков, таких, как Д, Т, Н, Ф, В и др.

Структура пособия Работа над каждым звуком включает в себя 3 раздела:

1. Артикуляция звука.

2. Постановка звука.

3. Практический материал по автоматизации и дифференциации звуков (слоги, слова, предложения, чистоговорки, скороговорки, пословицы, поговорки, загадки, стихотворения, рассказы и игры).

Разделы: Логопедия

образовательные:

  • дифференциация глухих - звонких и твёрдых - мягких согласных звуков ("В" - "ВЬ" и
  • Формирование и расширение "семантического поля" слова "февраль", развитие валентностей слов.
  • Предупреждение и преодоление аграмматизмов.
  • Формирование сложных форм слого-звуко-буквенного анализа.
  • Закрепление у детей понятий об интонационной законченности предложения, опираясь на слуховое восприятие.

грамматические:

  • мягкий знак - показатель мягкости согласных.
  • Безударная гласная в корне, непроверяемая ударением (словарное слово).
  • Правописание гласных второго ряда после мягких согласных.
  • Закрепление знания учащихся о сложных словах, составе слова.

коррекционные:

  • слухопроизносительная дифференциация глухих - звонких и твёрдых - мягких согласных звуков ("В" - "ВЬ" и "Ф" - "ФЬ") в слогах, в словах, в предложениях через формирование "семантического поля" слова.
  • Развитие мелкой, артикуляционной моторики.
  • Развитие фонематического слуха и восприятия, слухового внимания и памяти.
  • Уточнение, расширение словаря через формирование "семантического поля" слова "февраль", развитие валентностей слов.
  • Развитие функции словоизменения.
  • Развитие связной речи.
  • Формирование у детей самоконтроля за речью через оральный, тактильно-вибрационный и акустический контроль.

воспитательные:

  • формирование умения слушать и слышать обращённую речь.
  • Воспитание навыков производить анализ, сравнение, сопоставление.
  • В условиях учебной работы последовательно излагать суть задания, отвечая на вопросы в соответствии с инструкцией.
  • Привитие учащимся навыков речевой культуры.

Оборудование:

  • Таблицы акустико-артикуляционного образа звуков, профили.
  • Набор таблиц с заданиями по формированию и расширению "семантического поля" слова, развитию функции словообразования.
  • Словарный материал. Картинки с изображением животных.
  • "Звуковые домики", синие, зелёные кружки.

Ход урока

1. Организационный момент.

Садится тот, кто назовет слова со звуками "В", "ВЬ", "Ф", "ФЬ" и определит позицию звука в слове.

(Словарный материал - картинки: волк, медведь, жираф, верблюд, лев, филин, скворец).

2. Формулирование темы занятия.

Логопед задаёт вопрос:

- "Как вы думаете, о каких звуках мы будем говорить сегодня на занятии?"

3. Артикуляционная гимнастика.

Чтобы правильно произносить звуки: "В - ВЬ" и "Ф - ФЬ" надо выполнять перед зеркалом следующие упражнения:

"Улыбка", "Заборчик", "Кролики".

(Все упражнения выполняются по 6 - 8 раз перед зеркалом).

4. Таблицы акустико-артикуляционного образа звуков.

При произнесении звуков "В" и "ВЬ":

слабое ;

При сочетании "В" с гласными: А, О, У, Э, Ы - твёрдый звук "В";

При сочетании "В" с гласными: Я, Ю, Е, Ё, И - мягкий звук

Произнесение изолированных звуков "В" и "ВЬ" с подключением орального, тактильно-вибрационного и акустического контроля.

Как воет волк? ("В - В - В - В:")

А волчонок? ("ВЬ - ВЬ - ВЬ - ВЬ:)

Характеристика звуков "В", "ВЬ".

Звуки "В", "ВЬ" - согласные, ротовые, звонкие, щелевые, губно-зубные,

парные ("В" - "ВЬ").

Соотнесение звуков с буквой.

Какой буквой обозначаются звуки "В" и "ВЬ" на письме?

На что похожа буква "В"?

Сравнение с образом:

Палочка,
Рядом две ровные дужки -
Вот и готовы
Очки: (для лягушки ).

Напишите букву "В" в воздухе.

При произнесении звуков "Ф" и "ФЬ":

Нижняя губа приближена к краям верхних резцов, образуя узкую щель для прохода выдыхаемого воздуха, верхняя губа слегка поднята;

Верхние резцы видны, нижние резцы закрыты нижней губой;

При изолированном произнесении звуков язык лежит плашмя на дне рта;

При автоматизации произношения этих звуков в слогах и словах язык принимает форму следующего гласного звука;

Мягкое нёбо поднято и прижато к задней стенки глотки, закрывая проход в носовую полость;

Воздушная струя идёт через рот, напряжение выдоха воздуха при произнесении звуков сильное ;

При сочетании "Ф" с гласными первого ряда - твёрдый звук "Ф";

При сочетании "Ф" с гласными второго ряда - мягкий звук "ФЬ".

Произнесение изолированных звуков "Ф" и "ФЬ" с подключением орального, тактильно-вибрационного и акустического контроля.

Как сердится ёж? ("Ф - Ф - Ф - Ф:)

А ежонок? ("ФЬ - ФЬ - ФЬ - ФЬ:)

Характеристика звуков "Ф" и "ФЬ".

Звуки "Ф", "ФЬ" - согласные, ротовые, глухие, щелевые, губно-зубные, парные ("Ф" - "ФЬ").

Соотнесение звуков с буквой.

Какой буквой обозначаются звуки "Ф" и "ФЬ" на письме?

На что похожа буква "Ф"?

Сравнение с образом:

С этой буквой на носу
Филин прячется в лесу.

Сравнение с буквами: Р, В (какими элементами отличаются?)

Сделаем букву "Ф" из проволоки.

Сравнительный анализ звуков.

(В чём сходство, а в чём различие?)

По артикуляционным признакам.

По присутствию преграды - согласные.

По месту образования преграды - губно-зубные.

По характеру преграды - щелевые (фрикативные).

Воздух идёт через рот - ротовые.

- "В" - звонкий, "Ф" - глухой.

По акустическим.

Слуховым признакам - шумные, длительные.

Парные (мягкий-твёрдый): "В"-"ВЬ", "Ф"-"ФЬ".

Парные (глухой-звонкий): "В"-"Ф", "ВЬ"-"ФЬ".

5. Произношение звуков в слогах и чистоговорках.

Ученики повторяют чистоговорки вслед за логопедом.

Ва-фа-ва - вот лежит халва.
Ву-фу-ву - я вам букву назову.
Фы-вы-фы - завязали все шарфы.
Фу-ву-фу - мы идём к фотографу.
Вы-фы-вы - накосили мы травы

6. Физкультминутка.

Д/и "Измени слово" (с мячом):

а) заменить первый звук в слове на звуки "В" - "ВЬ":

б) заменить третий звук в слове на звуки "Ф" - "ФЬ":

лис т - лиф т

кос точка - коф точка

пуд ик - пуф ик

в) сравните пары слов по звучанию и смыслу

(какими звуками отличаются слова):

сов а - соф а

в аза - ф аза

Ф еня - В еня

дров а - дроф а

7. Выделение главного слова.

Игра: "Буквоед рассыпал слово".

Составьте слово, начинающееся с буквы Ф из букв: Е Ф А Р В Л Ь (ФЕВРАЛЬ).

Что обозначает слово "февраль"?

(2-й месяц календарного года;

3-й зимний месяц - считается концом зимы).

Какие зимние месяцы вы ещё знаете?

Назовите их. (Декабрь, январь, февраль).

Слого-звуко-буквенный анализ слова "Февраль".

  • Произнесите слово "февраль" чётко проговаривая все звуки.
  • Сколько слогов в слове? Почему?
  • Сколько звуков в слове "февраль"? Назовите их по порядку.
  • Есть ли парные звуки в этом слове?
  • Определите место звуков "Ф" и "В" в слове.
  • Как звучит звук "Ф"? (мягко). Почему?
  • Между какими звуками находится звук "В"? Как звучит? (Твёрдо).
  • Отметьте звуковые загадки в слове. Где звуки могут обманывать букву?
  • (Безударный гласный звук "И"; мягкий согласный звук на конце слова).

    Вспомним правила.

    1. В слове "февраль " "Е" нельзя проверить ударением - это словарное слово.
    2. Мягкий знак, обозначающий мягкость согласных, пишется в середине слова между двумя согласными и в конце слова. Он показывает мягкость предшествующего звука.

    (В слове "феврал ь" в конце слова - звучит один мягкий звук "ЛЬ", а пишется две буквы: "Л" и "Ь".)

    • На какой вопрос отвечает слово "февраль"?
    (Это что?)

    • Какой линией мы подчеркиваем слова, обозначающие неживые объекты - предметы ?

    (Одной чертой).

    8. Автоматизация звуков "В"-"Ф" и "ВЬ"-"ФЬ" через формирование "семантического поля" слова "февраль", развитие валентностей слов и совершенствование функции словоизменения.

    Родственные слова:

    февраль - февральский.

    Назовите общую часть.

    Подберите к слову "февраль" слова-действия.

    На какой вопрос отвечают слова действия?

    Словарный материал: наступил, прошёл, завьюжил, заморозил, застудил, занёс, замёл: .

    Подберите слова-признаки.

    На какой вопрос отвечают слова признаки?

    Словарный материал: холодный, вьюжный, ветреный, морозный, зимний, последний, снежный:.

    Из слов-действий и признаков назовите слова одинакового значения - синонимы.

    Словарный материал: застудил - заморозил; занёс - замёл - завьюжил; морозный - холодный.

    9. Работа со словосочетаниями.

  • К родственным словам подберите подходящие по смыслу слова, составьте с ними словосочетания:
  • декабрь - декабрьский (мороз, день);
  • январь - январский (холод, воздух);
  • февраль - февральская (оттепель, вьюга, метель, лазурь).
  • (Составленные словосочетания прочитываются учащимися, с помощью логопеда анализируется согласование слов в словосочетаниях. Устно составляются предложения).

    10. Работа над текстом.

    Чтение текста (по карточкам).

    Логопед: "Скажите, что необычного в тексте, который вы прочитали?

    (в тексте не выделены предложения: нет заглавной буквы в начале предложения и точки в конце предложения.)

    Работа с деформированными предложениями.

    (тучи - снегосыпы сыплют снег сверху сугробы - снеговеи веют снег снизу солнце запряталось в вихрях круговерть от земли до неба февраль летит на всех парусах).

    Работа по выделению границ предложений.

    • О каком времени года говорится в тексте?
    • Как вы догадались, что это зима?
    • Сколько всего предложений в рассказе?
    • Найдите необычные слова, характерные для февраля.

    негосыпы, снеговеи, круговерть).

  • Зачем автор употребляет их?
  • 11. Письменное задание:

    Записать предложения в тетрадях;

    Закрепить правило написания сложных слов

    ("Соединительные гласные: "О" - "Е");

    Выполнить разбор сложных слов по составу.

    12. Итог урока:

    • С какими звуками работали на занятии?
    • Что это за звуки?
    • Что ещё нового вы узнали сегодня?

    При произнесении звука [м]:

    а) губы сомкнуты без напряжения;

    б) расстояние между резцами и положение языка зависят от следующего за ним гласного;

    в) мягкое нёбо опущено, вследствие чего выдыхаемая струя воздуха проходит через нос и получается носовой резонанс;

    Звук [п].

    При произнесении звука [п]:

    а) вначале губы спокойно сомкнуты, потом раскрываются мгновенным выходом воздуха;

    в) мягкое нёбо поднято и прижато к задней стенке глотки, проход в носовую полость закрыт, воздушная струя идет через рот;

    Звук [б].

    При произнесении звука [б]:

    а) губы спокойно сомкнуты, затем под напором воздуха они раскрываются;

    б) расстояние между резцами и положение языка зависит от следующего за ним гласного;

    в) мягкое нёбо поднято и прижато к задней стенке глотки, так что проход в носовую полость закрыт; воздушная струя идет через рот;

    Звук [ф].

    При произнесении звука [ф]:

    а) нижняя губа приближена к краям верхних резцов, посередине остается узкая щель для прохода воздуха; верхняя губа слегка приподнята;

    в) положение языка зависит от следующего гласного звука;

    Звук [в].

    При произнесении звука [в]:

    а) нижняя губа приближена к краям верхних резцов, посередине образуется узкая щель для прохода воздуха; верхняя губа слегка приподнята;

    б) верхние резцы видны, нижние резцы закрыты нижней губой;

    в) язык принимает положение следующего гласного звука;

    Звук [н].

    При произнесении звука [н]:

    а) губы находятся в положении следующего за [н] гласного;

    б) видны передние зубы, они сближены, но не сомкнуты;

    в) передняя часть спинки языка при сочетании [н] с гласными

    (твердый звук [н]) прижата к верхним зубам или альвеолам, образуя с ними смычку, которая при переходе к гласному мягко размыкается. При произнесении мягкого звука [н*] кончик языка опущен и упирается в нижние резцы. Смычка в этих случаях образуется передней частью спинки языка, прижатой к альвеолам; весь язык более напряжен;


    г) мягкое нёбо опущено, вследствие чего выдох происходит через нос;

    Звук [т].

    При произнесении звука [т]:

    а) губы находятся в положении следующего за [т] гласного;

    в) передняя часть спинки языка при произнесении [т] в сочетании с гласными [а, о, у, ы] (твердый [т]) прижата к верхним зубам или альвеолам и образует смычку, взрываемой струей воздуха. При произнесении мягкого звука [т*] кончик языка опущен и упирается в нижние резцы. Смычка в этих случаях образуется передней частью спинки языка, прижатой к альвеолам, весь язык более напряжен;

    Звук д.

    При произнесении звука [д]:

    а) губы находятся в положении следующего за [д] гласного;

    б) зубы сближены, но не сомкнуты;

    в) передняя часть спинки языка при произнесении [д] в сочетании с гласными [а, о, у, ы] (твердый звук [д]) прижата к верхним зубам или альвеолам и образует с ним смычку, взрываемую выдыхаемой струей воздуха. При произнесении мягкого звука д* кончик языка опущен и упирается в нижние резцы.

    г) мягкое нёбо поднято и прижато к задней стенке глотки так, что закрывает проход в носовую полость, воздушная струя идет через рот;

    Звук [к].

    При произнесении звука [к]:

    а) губы находятся в положении следующего за к гласного;

    б) расстояние между резцами зависит от следующего за [к] гласного;

    в) при произнесении к в сочетании с гласными [а, о, у, ы] (твердый звук [к]) кончик языка опущен и отодвинут от нижних резцов, задняя часть смыкается с мягким нёбом. При произнесении мягкого звука [к*] кончик языка опущен и касается основания нижних резцов, а спинка языка - твердого нёба;

    Звук [г].

    При произнесении звука [г]:

    а) губы находятся в положении следующего за г гласного;

    б) расстояние между резцами зависит от следующего за г гласного;

    в) при произнесении г в сочетании с гласными а, о, у, ы (твердый звук г) кончик языка опущен и отодвинут от нижних резцов, задняя часть спинки языка смыкается с мягким нёбом. При произнесении мягкого звука г* кончик языка опущен и касается основания нижних резцов, спинка языка касается твердого нёба;

    г) мягкое нёбо поднято и прижато к задней стенке глотки; таким образом, проход в носовую полость закрыт, воздушная струя идет через рот;

    Звук [х].

    При произнесении звука [х]:

    а) губы находятся в положении следующего за [х] гласного;

    б) расстояние между резцами зависит от следующего за [х] гласного;

    в) при произнесении звука [х] в сочетании с гласными [а, о, у, ы] (твердый звук [х]) кончик языка опущен и слегка отодвинут от нижних резцов, задняя часть спинки языка, сближаясь с мягким нёбом, оставляет щель, через которую проходит выдыхаемая струя воздуха.

    При произнесении мягкого звука [х*] кончик языка продвигается вперед и, сближаясь с твердым нёбом, оставляет щель, через которую проходит выдыхаемая струя воздуха;

    г) мягкое нёбо поднято и прижато к задней стенке глотки, таким образом проход в носовую полость закрыт, воздушная струя идет через рот;

    Звук [с].

    При произнесении звука [с];

    а) губы в улыбке, зубы видны;

    б) зубы сближены, но не сомкнуты;

    е) посередине языка идет хорошая струя воздуха, которая хорошо ощущается тыльной стороной руки, поднесенной ко рту;

    Мягкое нёбо поднято, прижато к задней стенке глотки, закрывает проход в носовую полость, воздушная струя идет через рот;

    Звук [с"]

    Артикуляция звука [с"] (мягкого) такая же, как и с твердого, только средняя часть спинки языка поднята к твердому нёбу.

    Звук [з].

    При произнесении звука [з]:

    а) губы в улыбке, зубы видны;

    б) зубы сближены, но не сомкнуты;

    в) широкий кончик языка находится за нижними резцами;

    г) передняя часть спинки языка образует щель с верхними зубами или альвеолами;

    д) боковые края спинки языка плотно прижаты к боковым зубам, и только посередине остается узкая щель в форме желобка;

    е) посередине языка идет воздушная струя, которая ощущается тыльной стороной руки, поднесенной ко рту;

    ж) мягкое нёбо поднято, прижато к задней стенке глотки, закрывает проход в носовую полость, воздушная струя идет через рот;

    Звук [з"].

    Положение органов артикуляционного аппарата при произнесении мягкого звука [з*] такое же, как и при произнесении з твердого, только средняя часть спинки языка поднимается к нёбу.

    Звук [ц].

    При произнесении звука [ц]:

    а) губы в улыбке, зубы видны;

    б) зубы сближены, но не сомкнуты;

    в) широкий кончик языка опущен за нижние резцы;

    г) передняя часть спинки языка сначала образует смычку с верхними зубами, которая незаметно переходит в щель между ними;

    д) посередине языка идет сильная короткая воздушная струя, которая ощущается тыльной стороной руки, поднесенной ко рту, как толчок воздуха;

    е) мягкое нёбо поднято к задней стенке глотки, закрывает проход в носовую полость, воздушная струя идет через рот;

    Звук [j].

    Звук [j] (йот) относится к сонорным согласным, занимающим особое положение в системе звуков русского языка: они характеризуются преобладанием голоса над шумом и с этой стороны сближаются с гласными, но отличаются от последних наличием преграды в ротовой полости.

    Артикуляция звука [j] почти такая же, как и [и]. Но [j] произносится с более сильной струей выдыхаемого воздуха и при большем подъеме средней части спинки языка к твердому нёбу.

    При произнесении [j]:

    а) губы приближены к зубам;

    б) зубы сближены;

    в) кончик языка находится за нижними резцами; боковые края языка прижаты с внутренней стороны к коренным зубам; средняя часть спинки языка поднимается к твердому нёбу и образует с ним щель, через которую проходит выдыхаемая струя воздуха;

    г) мягкое нёбо поднято, прижато к задней стенке глотки, закрывает проход в носовую полость, воздушная струя идет через рот;

    Звук [ш].

    При произнесении звука [ш]:

    б) зубы сближены;

    в) широкий кончик языка приподнят к альвеолам или к переднему краю твердого нёба и образует с ними щель; средняя часть спинки языка опускается, но края прижаты к боковым зубам; задняя часть спинки языка поднимается и оттягивается назад;

    г) посередине языка идет теплая, широкая воздушная струя, которая легко ощущается ладонью руки, поднесенной ко рту;

    д) мягкое нёбо поднято, прижато к задней стенке глотки, закрывает проход в носовую полость так, что воздушная струя идет через рот;

    Звук [ж].

    При произношении звука [ж]:

    а) губы округлены и слегка выдвинуты вперед;

    б) зубы сближены;

    в) широкий кончик языка приподнят к альвеолам или к переднему краю твердого нёба и образует с ним щель; средняя часть спинки языка опускается, но края прижаты к боковым зубам; задняя часть спинки языка поднимается и оттягивается назад;

    г) посередине языка идет теплая воздушная струя, которая легко ощущается ладонью руки, поднесенной ко рту;

    д) мягкое нёбо поднято и прижато к задней стенке глотки, закрывает проход в носовую полость; воздушная струя идет через рот;

    Звук [ч].

    При произнесении звука [ч]:

    а) губы округлены и слегка выдвинуты вперед;

    б) зубы не смыкаются;

    в) кончик языка вместе со спинкой образует смычку с верхними зубами или альвеолами. Эта смычка незаметно переходит в щель между ними;

    г) посередине языка идет короткая воздушная струя, которая ощущается ладонью руки, поднесенной ко рту, как толчок воздуха;

    Звук [щ].

    При произнесении звука [щ]:

    а) губы выдвинуты вперед, зубы видны;

    б) зубы сближены;

    в) широкий кончик языка поднят к альвеолам и образует с ними щель;

    г) посередине языка идет воздушная струя, которая легко ощущается ладонью руки, поднесенной ко рту;

    д) мягкое небо приподнято, прижато к задней стенке глотки, закрывает проход в носовую полость, воздушная струя идет через рот;

    Звук [л].

    При произнесении звука [л]:

    а) губы в легкой улыбке, зубы видны;

    б) зубы сближены;

    в) кончик языка поднимается и образует смычку с альвеолами; передняя и средняя части языка вместе с его краями опускаются; задняя часть спинки языка приподнимается к мягкому нёбу;

    г) воздушная струя идет по бокам языка, между языком и щекой, отчего звук л и лазывается боковым;

    д) мягкое нёбо поднято, прижато к задней стенке глотки, закрывает проход в носовую полость, воздушная струя идет через рот;

    Звук [л"]

    Положение органов артикуляционного аппарата при произнесении звука [л*] (мягкого) такое же, как и при произнесении л (твердого), только добавляется подъем средней части спинки языка к нёбу.

    Звук р.

    При произнесении звука [р]:

    а) губы находятся в положении следующего гласного;

    б) зубы на расстоянии нескольких миллиметров;

    в) кончик языка поднят к альвеолам, напряжен и вибрирует; края языка прижаты к боковым зубам;

    г) посередине языка идет воздушная струя, которую можно ощутить ладонью руки, поднесенной ко рту;

    д) мягкое нёбо поднято, прижато к задней стенке глотки, закрывает проход в носовую полость, воздушная струя идет через рот;

    Звук [р"].

    Положение органов артикуляционного аппарата при произнесении [р*] (мягкого) такое же, как и при произнесении [р] (твердого), только добавляется подъем средней части языка к нёбу.

    Звук [н].

    При произнесении звука [н]:

    а) губы в улыбке;

    б) зубы сближены, но не сомкнуты, передние зубы обнажены;

    в) кончик языка упирается в нижние резцы. Боковые края языка касаются верхних коренных зубов. Передняя часть спинки языка поднята к твердому нёбу, задняя часть спинки опущена;

    г) мягкое нёбо поднято и прижато к задней стенке глотки так, что проход в носовую полость закрыт; воздушная струя идет через рот;

    Звук [э].

    При произнесении звука [э]:

    а) губы в улыбке;

    б) зубы сближены, но не смыкаются, передние зубы видны;

    в) кончик языка касается нижних резцов. Боковые края языка касаются верхних коренных зубов. Спинка языка приподнята;

    г) мягкое нёбо поднято и прижато к задней стенке глотки так, что закрывает проход в носовую полость; воздушная струя идет через рот;

    Звук [ы].

    При произнесении звука [ы]:

    а) губы не напряжены;

    б) зубы разомкнуты;

    в) кончик языка отодвинут от нижних зубов, а вся спинка языка оттянута назад и высоко поднята к передней части мягкого нёба;

    г) мягкое нёбо поднято, прижато к задней стенки глотки, закрывает проход в носовую полость; воздушная струя идет через рот;

    Звук [а].

    При произнесении звука [а]:

    а) губы в спокойном положении;

    б) зубы на расстоянии 1 - 1,5 см;

    в) широкий распластанный язык лежит спокойно внизу. Кончик языка касается нижних зубов, боковые края языка слегка касаются нижних боковых зубов;

    г) мягкое нёбо поднято и прижато к задней стенке глотки так, что проход в носовую полость закрыт; воздушная струя идет через рот;

    Звук [у].

    При произнесении звука [у]:

    а) губы трубочкой выдвинуты вперед;

    б) зубы не смыкаются, они закрыты губами;

    в) задняя часть языка высоко поднята к мягкому нёбу;

    г) мягкое нёбо поднято и прижато к задней стенке глотки так, что проход в носовую полость закрыт; воздушная струя идет через рот;

    Звук [о].

    При произнесении звука [о]:

    а) губы округлены немного выдвинуты вперед;

    б) зубы закрыты округленными губами;

    в) задняя часть спинки языка поднята к мягкому нёбу;

    г) мягкое нёбо поднято и прижато к задней стенке глотки так, что проход в носовую полость закрыт; воздушная струя идет через рот;

    Основы логопедии с практиком по звукопроизношению

    / Под редакцией Т.В. Волосовец

    Вопросы для самоконтроля:

    1. Возрастные особенности формирования звукопроизношения

    2. Понятие нарушения звукопроизношения.

    3. Общие и специфические причины нарушения звукопроизношения

    4. Клиническая характеристика нарушения звукопроизношения

    5. Характеристика нарушений звукопроизношения по основным формам проявления

    6. Характеристика нарушений звукопроизношения по группам нарушенных звуков


    Самое обсуждаемое
    Музыкальный праздник в подготовительной группе ДОУ по сказкам Чуковского Музыкальный праздник в подготовительной группе ДОУ по сказкам Чуковского
    Принцип деления Европы на субрегионы Принцип деления Европы на субрегионы
    Какие растения растут в пустыне Какие растения растут в пустыне


    top