Школьникам каких стран задают больше всего домашних заданий — Российская газета. Как много времени отводят школьники со всего мира на выполнение домашнего задания? Будут ли домашние задания в школах

Школьникам каких стран задают больше всего домашних заданий — Российская газета. Как много времени отводят школьники со всего мира на выполнение домашнего задания? Будут ли домашние задания в школах

Если вы - родитель ребенка школьного возраста, у вас определенно возникают какие-то чувства относительно данного вопроса. Можно услышать разные мнения: «Детям задают слишком много. Это вызывает стресс!» или «Задания на дом очень важны. Они учат детей управлять временем». Так кто же на самом деле прав? Ну, в некотором смысле, все.

Домашнее задание не является необходимым в начальной школе

«Для детей, которые учатся в начальной школе, действительно нет корреляции между домашней работой и достижениями, - говорит Дениз Поуп, доктор философии и старший преподаватель в Стэнфордской высшей школе образования. - Во время исследования мы не смогли найти каких-либо работ, подтверждающих наверняка, что домашнее задание учит малышей дисциплине».

Также Поуп утверждает, что в раннем возрасте дети нуждаются только в двух вещах: свободной игре и чтении на время. «Маленькие школьники учатся сотрудничать и взаимодействовать друг с другом, - отмечает она. - Задание на дом не обязательно может помочь с этим. Даже в спортивной секции, которую ребенок посещает после уроков, взрослый говорит ученику, что он должен делать, как в школе. Детям должна предоставляться возможность самостоятельно выбирать, как распоряжаться своим временем. Это способствует развитию новых процессов в головном мозге. Борьба с ребенком, который не хочет делать домашнюю работу, может стать источником напряженности. В итоге у малыша сформируется неприязнь к учебе».

Почему школа не откажется от этого?

Главная причина, по которой в образовании все еще сохранилась традиция давать задания на дом - это желание большинства родителей. Они ожидают, что школа научит детей работать самостоятельно. Кроме того, при помощи домашних заданий налаживается связь между родителями и преподавателем, домом и образовательным учреждением. Это крепкая, годами формируемая система, кажется неразрушимой многим семьям, и именно поэтому она таковой и остается.

Жизненная необходимость

«Задание на дом в детском саду просто ужасает. Никто не согласен с этим, - говорит Стефани Доналдсон-Прессман, клинический директор Нового центра педиатрической психологии Англии. - Но я не думаю, что это проблема первого, второго или третьего уровня. Делая домашние задания, дети получают навыки тайм-менеджмента и учатся расставлять приоритеты».

Доналдсон-Прессман верит в часто цитируемое «правило десяти минут» или «10 минут работы на уровне класса». Она комментирует его следующим образом: «Дети могут рисовать картину вместе с вами или читать книгу. Вы даже можете установить таймер, чтобы контролировать время. Малышам очень важно научиться усидчивости в течение определенного периода времени».

Задача усложняется в средней и высшей школе

«Переходя в среднюю школу, мы начинаем видеть связь между домашней работой и достижениями, - говорит Поуп. - Но есть предел. Корреляция исчезает после 90 минут для средней школы и двух часов - для высшей». Также она добавляет: «Наше исследование показало, что занятия, продолжительность которых превышает 3,5 часа, начинают негативно сказываться на здоровье школьников. Проблемы в основном возникают на фоне постоянных недосыпаний. В сочетании со стрессом этот фактор может привести к депрессии».

«Домашняя работа должна улучшить закрепление тем, затронутых в классе, - говорит Лили Эскелсен Гарсия, президент Национальной ассоциации образования. - Спросите у преподавателей, и они скажут вам, что слишком много учебного времени тратится на проверку знаний школьников, поэтому его просто не хватает на полноценное изложение материала».

То есть задания на дом часто используются, чтобы наверстать упущенное. Хотя дети нередко начинают делать работу слишком поздно, и поэтому ее проверка занимает еще больше времени.

Можно ли найти решение?

Наверное, не совсем. Дебаты по поводу домашнего задания - далеко не новое явление.

«И дети, и их родители должны знать про существующую проблему. В некоторых школах не хотят признавать, что вопрос необходимости домашних заданий как никогда актуален», - отмечает Поуп.

Вот два совета для предотвращения домашних дебатов и разговора с учителем вашего ребенка:

  • Сделайте «колесо времени». Начертите круг и отметьте на нем 24-часовую шкалу. Затем распределите все существующее время для определенных задач. Например, 9 часов отведите для сна, 3 часа - для школьных занятий, 2 часа - для отдыха и т.д. Если в распорядке дня недостаточно времени для домашней работы, то, вероятно, его стоит пересмотреть.
  • Подписывайте соглашение. Решите, когда и где будет делаться домашнее задание (к примеру, в 5:30 на кухонном столе). Все, кто подписывают соглашение, автоматически становятся обязанными выполнить его правила.

Правомерно ли задавать домашнее задание на каникулы или выходные дни?

Для обеспечения полноценного отдыха детей в течение рабочей недели недопустимо давать домашние задания на понедельник (Письмо Министерства общего и профессионального образования РФ от 22февраля 1999г.№220/11-12 «О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе»). Таким образом, учитель не должен задавать домашнее задание на выходные дни.

Прямого указания на запрет учителю задавать задание на время каникул нет. Такое условие может быть закреплено в Правилах внутреннего распорядка школы. В статье 31 Конвенции о правах ребенка от 20 ноября 1989 г. существует указание на то, что ребенок имеет право на отдых. Каникулы - время отдыха, а не работы над домашним заданием. Положение о домашнем задании в соответствии с п. 2 ст. 30 ФЗ Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательные организации разрабатывают самостоятельно.

Санитарные правила устанавливают нормативные требования по времени выполнения к общему объему домашнего задания по всем предметам на следующий учебный день. Объем заданий должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали (в астрономических часах):

во 2 - 3 классах - 1,5 ч.,

в 4 - 5 классах - 2 ч.,

в 6 - 8 классах - 2,5 ч.,

в 9 - 11 классах - до 3,5 ч. (п.10.30 СанПиНа).

Следует отметить, что эти нормативы являются примерными. Очень многое зависит от психофизиологических особенностей ребенка, темпа его деятельности. Многие родители отмечают, что детям с трудом удается сосредоточенно выполнять задания на протяжении 30-40 минут. Дети могут отвлекаться на прием пищи, просмотр телевизора, компьютерные игры. Несмотря на установленные нормативы, бывают случаи превышения объема домашних заданий на несколько часов. Увеличение нагрузки не проходит бесследно: у детей может отмечаться большая распространенность и выраженность нервно-психических нарушений, большая утомляемость, сопровождаемая иммунными дисфункциями, более низкая сопротивляемость болезням.

Имеет ли право учитель в первом классе задать на дом: прочитать отрывок из книги, выучить стихотворение, потренироваться в прописи при написании букв или их элементов, сделать упражнение в тетради и т.д.?

Многие дети, которые приходят в первый класс, достаточно хорошо готовы к обучению в школе. Некоторые родители даже настаивают на том, чтобы учитель задавал домашнее задание первоклассникам. В соответствии с СанПиНом это является недопустимым. Учитель может порекомендовать детям выполнить упражнение, но обязать делать домашнюю работу в 1 классе не имеет права. Многие дети с удовольствием выполняют несложные задания педагога, но делать они должны это исключительно по желанию.

Как определить сколько упражнений по русскому языку или примеров и задач по математике может задать на дом учитель?

Примерный объем домашних заданий, которые может задать учитель может содержаться в локальном акте образовательного учреждения (например, Положение о домашнем задании). Образовательные организации разрабатывают данное положение самостоятельно с учетом особенностей работы школы, методических рекомендаций.

Как должна быть организована подготовка домашнего задания в группе продленного дня?

При выполнении обучающимися домашних заданий (самоподготовка) следует соблюдать следующие рекомендации (нормативы СанПиН «Подготовка домашних заданий»):

Начинать самоподготовку в 15 - 16 часов, так как к этому времени отмечается физиологический подъем работоспособности;

Предоставлять по усмотрению обучающихся очередность выполнения домашних заданий, рекомендуя при этом начинать с предмета средней трудности для данного обучающегося;

Предоставлять обучающимся возможность устраивать произвольные перерывы по завершению определенного этапа работы;

Выполнять домашние задания можно без особых усилий, если найти правильный, индивидуальный подход к ребенку. Необходимо учитывать особенности каждого ребенка.

Учитель обязан ознакомить родителей с нормативами времени, которое отводится на выполнение домашних заданий, с примерным режимом дня, с правильной организацией рабочего места. Учитель всегда должен помнить о разумном объеме домашних заданий, учитывая количество учебных предметов, которые учащийся должен приготовить на каждый день.


Может ли учитель задавать домашнее задание на каникулы?

Дескать "делать вам все равно нечего, так вот и сидите над учебниками". Мы же ведь все роботы, не устаем в течении 5-6 учебных дней с практически отсутствием свободного времени, ибо и тогда домашнего задания выше крыши, стало быть, и отдыхать нам не за чем.

Ответы юристов (1)


Что говорится в действующем законодательстве и новом законе об образовании по поводу занятости учащихся в каникулы школой? Учеников часто привлекают к различным мероприятиям. Является ли нарушением прав на образование выдача ученику домашнего задания на каникулы?

Согласно п. 10.3, п. 10.10 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» одна из целей каникул – профилактика переутомления обучающихся.

Федеральный закон 273-ФЗ относит каникулы к академическим правам обучающихся и определяет каникулы как плановые перерывы при получении образования для отдыха и иных социальных целей в соответствии с законодательством об образовании и календарным учебным графиком (п. 11 ч. 1 ст. 34).

В каникулярное время образовательная организация вправе осуществлять организацию отдыха и оздоровления обучающихся (с круглосуточным или дневным пребыванием) (ч. 5 ст. 28 Федерального закона 273-ФЗ).

Для обеспечения непрерывности освоения обучающимися образовательных программ в области физкультуры и спорта, их спортивной подготовки образовательной организацией в период каникул могут организовываться физкультурно-спортивные лагеря, а также может обеспечиваться участие этих обучающихся в тренировочных сборах, проводимых физкультурно-спортивными или непосредственно образовательными организациями (ч. 8 ст. 84 Федерального закона 273-ФЗ).

Как старый Закон РФ «Об образовании» (п. 16 ст. 50), так и Федеральный закон 273-ФЗ в ч. 4 ст. 34 гарантирует обучающимся право на посещение мероприятий, не предусмотренных учебным планом (по новым правилам – в соответствии локальным нормативным актам организации). Это означает, что привлекать учащихся в каникулы к каким-либо мероприятиям образовательная организация может только с их согласия, а применительно к несовершеннолетним обучающимся – с согласия их законных представителей.

Исходя из данных правовых норм возложение на обучающихся обязанностей по освоению общеобразовательной программы (по выполнению домашних заданий, привлечение к мероприятиям, не предусмотренным учебным планами) в каникулярный период можно рассматривать как нарушение или незаконное ограничение предусмотренных законодательством Российской Федерации в области образования прав и свобод обучающихся, что может повлечь за собой привлечение к административной ответственности по ст. 5.57 КоАП РФ.

Ищете ответ?


Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Законно ли задавать детям в школе домашнее задание на выходные?


Обеспокоена тем, что ребенок не может отдохнуть от уроков даже в выходные. Есть ли какие-нибудь официальные ограничения учебной нагрузки в школах России?

Хоть и существуют регламенты, ограничивающие домашние задания на выходные и каникулы, но, к сожалению, задавали и задавать будут. Все дело в том, что многие ученики не могут воспринимать и усваивать ту информацию, которую дают на уроках, поэтому многие учителя "для закрепления" задают на дом. Да, это тяжело для детей, но вспомните наши школьные годы! Мы же тоже учились и нам задавали домашние задания, на выходные и каникулы, в том числе. Причем не было никаких регламентов и требований. В общем, это дело каждого ученика и его родителей - делать домашние задания или нет, а заставлять учителя вообще ничего не могут, т.к. это в первую очередь нужно ученикам, а не учителям для лучшего усваивания информации.

И все-таки, согласно СанПиН 2.4.2.1178-02 "Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях", в 1 классе домашнее задание детям вообще не задается, со 2 по 6 классы задание не задается на выходные, праздники и каникулы, а с 7 по 11 кл. в вышеуказанные дни задание задается, но в облегченном варианте. Только, к сожалению, в наших школах это все практически не соблюдается.

первый раз слышу что домашнее задание на выходные может быть незаконным:D помнится я когда в школе училась, так на выходные нам учителя еще больше домашки задавали, аргументируя это тем, что: ну у вас же выходные! при чем каждый учитель, по своему предмету, задавал стооолько, как будто думал что его предмет единственный в школе изучается:D

Смотря что считать выходными? Если мой ребенок в субботу учится до 15.00, а домой приезжает в 16.00 (школа не рядом с домом), то считай пол субботы уже прошло. А если учесть, что мы каждый день ложимся не раньше 2 ночи, так как делаем уроки (очень много задают, 7 класс, школа с углубленным изучением иностранного языка), то в воскресенье хочется и выспаться, остается лишь вечер воскресенья. Я уже не говорю, что и суббота, и воскресенье заняты занятиями с репетиторами по иностранному яз. , алгебре и геометрии! Я вообще не понимаю, где они, эти выходные. Не знаю уже куда писать, ведь нужно же делать скидку на то, что школа углубленная, но почему то каждый учитель считает своим долгом задать огромное количество домашнего задания. Учить язык уже просто некогда, я молчу об отдыхе!

Этот вопрос интересует многих родителей, которым самочувствие и здоровье их детей важнее каких-то отметок в дневнике.

На сайте одной школы я нашел документ как раз по данному вопросу:

В нём говорится, что в первом классе нет домашних заданий вообще. А в классах с 2-го и по 6-й нельзя давать учащимся домашние задания на каникулы, праздничные дни и выходные. В 7-11 классах домашние задания во всех вышеперечисленных случаях можно задавать, но в более облегчённом варианте.

Также касательно домашних заданий существуют следующие требования:

в начальной школе на собраниях говорят, что не положено задавать, но 45 минут не хватает (в начальной школе 35-40) , чтоб объяснить тему, привести несколько примеров на эту тему, проверить каждого ученика понял ли он все от этого урока, для этого и задают, чтоб убедиться, что понял и на следующем уроке спрашивают все ли разобрались, есть ли вопросы, и разбираются коли они есть

чем больше ребенок пишет, тем быстрее научится красиво писать, быстро читать, быстрее отвечать, но конечно все в меру должно быть.

в углубленных школах ещё больше задают))

маленький вопрос учёба это отдых?нет это труд,труд,труд. имео труд сделал из обезьяны человек. понятно что это законно,но вопрос в каком объёме?на выходных больше времени так может лучше задать по больше на выходных и по меньше на будни согласитесь будет правильней?)enoto4ka права на все 100% всем и всегда задавали. я ученик 10 класс и всё же как трудно не было но на выходных делать легче чем по будням. но тут можно ещё возраст учитывать начальная школа,средняя школа,и старшая. спасибо за внимания.

Извините, молодой человек, что думаю. — 4 года назад

И моЕ мнениЕ верноЕ, к сожалению.

А средний баЛЛ по русскому языку у Вас какой? Потому что "бал" это нечто иное.

Если Вы не в русской школе учитесь, тогда еще можно понять. — 4 года назад

На мой взгляд законно,но в меру. Не загружать ребенка на все выходные и дать ему и его мозгу отдохнуть.

Если смотреть с точки зрения законов, как написали выше то

у нас этого либо ни кто не знает, включая самих учителей, либо кто уже пытался с этим бороться наткнулся на такой ответ преподавателя как, можете и не делать, но ребенок тогда будет получать двойки. У нас вообще в школах сейчас и не учат вовсе, только задают на дом, а в самой школе за урок, проверяют как ребенок выучил материал дома с родителями.

Многие родители, так же как и вы, обеспокоены здоровьем своих детей. В первом классе задания не задают вообще. Во втором-шестом на выходные, праздники, каникулы тоже нельзя. Ну а в седьмом-одиннадцатом просто не рекомендуется. Но кто у нас это все соблюдает.

А Вам не задавали на выходные, когда учились в школе? По-моем всем задавали и все мы были жутко огорчены этим, но из тех кто их все-аки выполнял никто вроде не надорвался

Думаю что законно. Ибо это домашнее задание. Лично у меня в школе никогда не стоял вопрос о законности дз, хотя нам задавали просто кучу задания. Особенно в 11 классе. Но к счастью к 11 классу понимаешь, что все делать не обязательно, и можно легко выкрутиться и без домашнего задания, просто надо уметь)

Можно ли задавать домашнее задание на выходные


Внимание Скидка 50% на курсы! Спешите подать

Профессиональной переподготовки 30 курсов от 6900 руб.

Курсы для всех от 3000 руб. от 1500 руб.

Повышение квалификации 36 курсов от 1500 руб.

Лицензия №037267 от 17.03.2016 г.

выдана департаментом образования г. Москвы

ПОЛОЖЕНИЕ о формах и объёмах домашнего задания


о формах и объёмах домашнего задания

1.1. Настоящее положение составлено с учётом требований письма Минобразования РФ от 22.02.1999 № 220/11-12 «О недопустимости перегрузок обучающихся начальной школы», СанПиН 2.42.2821-10 (для общеобразовательных учреждений), письма Минобразования России от 25.09.2000 № 2021/11-13 «Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы».

1.2. Домашнее задание – составная часть урока, направленная на повышение качества и эффективности полученных знаний. Лишь при единстве урочной и самостоятельной домашней работы обучающихся могут быть достигнуты образовательные и воспитательные цели.

1.3. При организации домашних заданий следует выполнять следующие требования:

Задание должно быть понятно каждому ученику, т.е. все обучающиеся должны точно знать, что делать и как делать (ясность задания);

Задание должно носить характер вопроса, посильного для самостоятельного решения. Задания не достигают цели, если к ним не дан соответствующий инструктаж или, наоборот, они чрезвычайно просты и репродуктивны (должны иметь проблемный характер);

Задание должно предопределять его проверку. При помощи контроля учитель воспитывает у обучающихся старательность, исполнительность и аккуратность в работе (установка на контроль);

Задание на дом может быть фронтальным, дифференцированным и индивидуальным, но всегда с учетом особенностей класса (установка на индивидуализацию заданий);

Задание по предмету должно быть строго регламентировано и согласовано с заданиями по другим предметам (учет объема заданий);

Задание не должно быть однообразным и однотипным. В заданиях должны встречаться нестандартные вопросы, вопросы для предварительного обдумывания, наблюдений (разнообразие заданий);

Задание должно ориентировать обучающихся на самостоятельный поиск решений, на использование полученных ранее знаний и навыков в новых условиях (развитие самостоятельности);

В задания должны вводиться вопросы для повторения основных разделов программы (установка на повторение пройденного);

Каждое задание должно иметь трудность, но быть посильным для обучающихся. Эту трудность они могут преодолеть при максимальном использовании всех своих способностей и умений (установка на преодоление трудностей учения);

Задания должны включать в себя вопросы, требующие от ученика умений сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, формулировать выводы, применять усвоенные знания в новых ситуациях и т. п. (установка на развитие мышления);

1.4. Задание, направленное на усвоение материала урока, лучше давать в конце урока.

Задание, нацеленное на закрепление какого-либо навыка, лучше давать сразу после упражнений, вырабатывающих этот навык.

Задание, контролирующее знания обучающихся, полезнее давать в начале урока.

1.5. Домашняя учебная работа тесно связана с работой на уроке, органически вытекает из предыдущего урока, является его продолжением и готовит последующий урок.

1.6. Недопустимо, когда плохо подготовленный урок заканчивается домашним заданием, включающим проработку незаконченного на уроке нового материала и упражнений к нему. Непосильный объем задания порождает хроническое недопонимание.

Домашнее задание разъясняется и задаётся до звонка с урока и должно быть предельно понятно ученикам. Еще на уроке учитель должен быть уверен, что обучающиеся знают, что, зачем и как делать дома. Задание должно быть посильным для большинства, не очень простым для сильных обучающихся.

1.7. Необходимо предупредить излишнее увлечение домашними заданиями, которое может привести к перегрузке обучающихся: исключить задания, рассчитанные лишь на механическую работу, слишком громоздкие задания, отнимающие много времени, но не дающие нужного положительного эффекта.

Причиной перегрузки может быть и неверный расчёт учителя на умения обучающихся, которых у них на самом деле нет.

Перегрузку вызывают и такие задания, о порядке и приёмах выполнения которых обучающиеся не имеют ясных представлений, а также задания, не скоординированные учителем по другим предметам.

1.8. Постановка четкой цели каждого домашнего задания, отбор их видов и реальная оценка всех возможностей обучающихся предупредит опасность перегрузки.

1.9. Родители (законные представители) и дети должны чётко знать основные гигиенические требования, касающиеся выполнения домашних заданий: организация рабочего места, ритм и продолжительность занятия, сосредоточенность при их выполнении.

II . Об объёме и времени выполнения домашнего задания

2.1. Обучение в 1 классе осуществляется без домашних заданий и балльного оценивания знаний обучающихся. В связи с этим в первом полугодии 1 класса категорически нельзя задавать домашние задания (письменные и устные), а во втором полугодии допускается в пределах 1 часа (не более).

Затраты времени на выполнение не должны превышать (в астрономических часах): во 2 - 3 классах - 1,5 ч, в 4 - 5 классах - 2 ч, в 6 - 8 классах - 2,5 ч, в 9 - 11 классах - до 3,5 ч;

При этом учитываются индивидуальные психофизиологические особенности детей.

Учителю предоставляется возможность при максимальной нагрузке на уроке осуществлять учебный процесс по ряду предметов без домашних заданий. Грамотный подход к объёму, дозировке домашних заданий может в какой-то степени сохранить здоровье обучающихся.

2.2. Домашние задания не задаются обучающимся начальных классов – на выходные дни, всем обучающимся – на каникулярное время.

2.3. Перегрузку обучающихся могут вызывать:

Чрезмерно большое домашнее задание;

Чрезмерно трудное домашнее задание;

Несформированность у обучающихся умений, необходимых для выполнения определённого вида задания;

Неумение обучающихся правильно оформить выполненное задание.

Основная причина перегрузки – объём домашних заданий, не согласованный с заданиями по другим предметам.

2.4. Время, затраченное на выполнение задания по одному учебному предмету, не должно превышать во 2 классе – 20 минут, в 3 и 4 классах – 30 минут. Объём домашней работы не должен превышать 30% объёма работы, выполненной в классе.

Задания, помеченные особым значком повышенной сложности (*), на дом задаются по желанию обучающихся. Домашнее задание по каждому предмету должно быть строго регламентировано по объему и согласовано с заданиями по другим предметам (таблица 1).

Примерный объем домашних заданий

для обучающихся 2 - 4 классов

Задача или 2 столбика примеров

Задача или 3 столбика примеров, но не более 16

Задача и 2 выражения, или 2 задачи, или задача и 4 примера

25 - 28 слов упражнение для домашней работы может включать не более одного дополнительного грамматического задания

упражнение для домашней работы может включать не более одного дополнительного грамматического задания

не более 1 – 1,5 страниц

не более 2 – 2,5 страниц

не более 3 – 3,5 страниц

не более 1 – 1,5 страниц

не более 2 – 2,5 страниц

не более 3,5 – 3 страниц

III . Основные требования, предъявляемые к домашнему заданию

3.1. По своему содержанию домашние задания могут быть связаны с материалом одного или нескольких уроков. Они могут включать в себя (как дополнительные задания или как часть основного задания) повторение ранее изученного. Необходимо придерживаться меры: при наличии достаточного объёма основного задания нецелесообразно не перегружать обучающихся дополнительными заданиями. Их необходимо давать в том случае, когда это действительно важно: в целях повторения изученного материала, которое необходимо для более ясной работы при изучении нового, или в связи с подготовкой к проверочным работам.

3.2. В качестве домашних заданий могут быть упражнения типа усложненного списывания со вставкой (букв, частей слова, целого слова), расстановкой и объяснением пропущенных знаков препинания, а также разные виды грамматического разбора.

3.3. Разумное чередование разных типов упражнений тренирует все виды памяти: зрительную (например, при выполнении упражнений на списывание), слуховую (при составлении устного рассказа), логическую (при оформлении схемы к изученному материалу), образную и эмоциональную (при устном описании предмета, явления).

3.4. Не все виды упражнений одинаково ценны в качестве домашних заданий в разных конкретных условиях. Поэтому учителю чрезвычайно важно решить вопрос о степени эффективности каждого из них в данном конкретном случае. Злоупотреблять такими заданиями, которые значительно увеличивают время выполнения уроков (составлять схемы, таблицы, готовить домашние сочинения и т. д.) недопустимо.

3.5. Необходимость домашнего задания должна быть обоснована. Если учитель может организовать работу так, что обучающиеся осваивают весь необходимый учебный материал на уроке, он может отказаться от домашних заданий на какой-то период.

3.6. Для домашней работы предлагаются такие виды заданий, которые уже выполнялись обучающимися на уроке самостоятельно. Домашнее задание должно быть посильным для большинства обучающихся класса.

3.6. По степени трудности домашнее задание должно быть примерно равным или несколько легче тех, что выполнялись на уроке.

3.8. Младшим школьникам можно предлагать дифференцированные домашние задания, предполагающие выбор задания по своим силам и интересам.

3.9. Сохраняя основное содержание домашнего задания, можно частично индивидуализировать его цель, объем, способ выполнения.

3.10. Непременным условием успешного усвоения обучающимися программного материала является подготовка школьников к выполнению домашней работы, руководство ею со стороны учителя. Время сообщения домашнего задания не обязательно относить к окончанию урока. Задание, нацеленное на закрепление какого-либо навыка, лучше давать сразу после упражнений, вырабатывающих этот навык.

3.11. Сообщение домашнего задания должно сопровождаться необходимым для школьника инструктажем.

3.12. Работу по формированию умений выполнять задания, включенные в домашнюю работу, необходимо проводить на уроке.

3.13. В помощь обучающимся учитель может предлагать памятки по выполнению определенных видов домашней работы (как правильно решать задачу; как учить наизусть стихотворение; как подготовить план пересказа; как выполнять работу над ошибками и др.).

3.14. Учитель обязан ознакомить родителей (законных представителей) с нормативами времени, которое отводится на выполнение домашних заданий, с примерным режимом дня, с правильной организацией рабочего места. Учитель разъясняет родителям (законным представителям), как правильно оказывать обучающимся разумную помощь в выполнении домашних заданий.

3.15. При выполнении домашних заданий необходимо соблюдать основные гигиенические требования.

3.20. Для обучающихся 2-х классов после 20 минут занятий необходим перерыв на 5 – 10 минут. Во время перерыва хорошо сделать несколько гимнастических упражнений, полезна специальная гимнастика для глаз.

3.21. В третьем классе продолжительность занятий (без перерыва) может быть увеличена до 30 – 35 минут, а в четвертом – до 40 – 45 минут. Но на протяжении этого времени должна быть физкультминутка на 2 – 3 минуты. Во время большого (10-минутного) перерыва обучающиеся 3 – 4-х классов могут выполнить небольшую домашнюю работу (например, полить цветы, протереть пыль).

3.22. С целью повышения качества и эффективности урока, предупреждения перегрузки детей, необходимо регламентировать норму и объем домашних заданий:

Объем домашних заданий на устных предметах не должен превышать объема изученного материала на уроке;

Норма домашнего задания на письменных предметах не более 30% от объема выполняемой работы на уроке;

В случае необходимости дается дифференцированное домашнее задание для закрепления материала, для выполнения его в интересах всего классного коллектива, для развития индивидуальных способностей обучающихся, а также для развития способностей особо одаренных детей, рекомендовать обучающихся в необходимых случаях по ряду предметов творческий характер домашних заданий;

IV . Проверка домашнего задания

4.1. Проверить выполнение домашнего задания – значит установить факт его выполнения, правильность выполнения, качество (как по содержанию, так и по форме), выявить самостоятельность выполнения, определить приёмы, использованные обучающимися при самостоятельной работе дома, в конечном счете, определить подготовленность обучающихся к усвоению нового материала.

4.2. Проверка домашних заданий требует определенной системы: содержание материалов проверки, его объём и последовательность (что и когда проверять); виды и приёмы проверки (какими способами и как проверять): порядок вызова обучающихся (кого и когда проверять). Система проверки обязательно должна предусматривать методику проведения учета знаний и различные его формы, позволяющие охватить проверкой всех обучающихся и получить достаточно данных для суждения о знаниях каждого ученика.

4.3. Домашние задания теряют смысл, если их регулярно не проверять. Проверка домашних заданий проводится учителем постоянно и, как правило, связывается с изучаемым материалом. В зависимости от содержания и задач урока, проверка домашнего задания может осуществляться как в начале (если тема урока является продолжением предыдущей), так и в середине или конце урока.

4.4. Методика проверки домашней работы обучающихся должна быть чрезвычайно гибкой, а формы её разнообразны, поскольку задача учителя заключается в том, чтобы взять под контроль не только систематичность выполнения каждым учеником домашнего задания, но и степень самостоятельности ученика при его выполнении, а также уровень усвоения учебного материала в процессе домашней работы.

4.5. Выбор формы контроля зависит от степени связи домашнего задания, его вида и цели с содержанием урока.

Возможные формы проверки:

Фронтальная проверка выполнения упражнения;

Выборочная проверка письменного задания;

Фронтальный опрос по заданию;

Выполнение аналогичного упражнения;

Взаимопроверка выполнения письменного задания;

Опрос по индивидуальным карточкам;

Опрос с вызовом к доске.

Нельзя допускать универсализации способов проверки, используя изо дня в день одни и те же.

Важно не затягивать проверку домашнего задания, что приведет к непродуктивным потерям учебного времени.

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:


После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Это еще одно противоречие между школами и семьями — не всем родителям по карману дополнительный месяц каникул. Середина июля. Пока английские и уэльские школьники маются в школе, финские дети уже шестую неделю отдыхают на каникулах, ведь летние каникулы в Финляндии длятся около 10-11 недель.

Разница в том, как дети проводят лето, довольно большая. При этом Саку Туоминен, глава проекта HundrEd (игра слов: Hundred — сотня, Education — образование), сообщил, что родители в Финляндии не хотят увеличивать время пребывания их детей в школе.

И для полноты картины добавим: финским детям необязательно начинать ходить в школу до достижения семилетнего возраста. Тем не менее большинство начинают раньше. Но когда дело доходит до тестов PISA (Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся), Финляндия на 6-м месте, а занимает лишь 23-е в чтении. Что касается математики — Финляндия на 12-м, а Великобритания на 26-м.

Так в чем же проблема? Почему финские школьники заканчивают школьный год раньше, учатся меньше, а результат получается лучше?

В честь празднования столетней годовщины дня независимости в следующем году Финляндия запускает проект, в ходе которого она поделится секретом своего успеха с другими странами.

Уважение к учителям

У детей меньше домашней работы, если сравнивать с Великобританией, и репетитор в Финляндии довольно редкое явление.

Ключевой концепт финляндской образовательной системы — это доверие. Родители верят, что школа знает, как принимать правильные решения, как обеспечивать достойный уровень образования, а школы, в свою очередь, доверяют учителям. Преподавание здесь считается престижной работой, и учителя соответствуют своему высокому статусу.

Этот подход отличается от общепринятого в Англии, где всё строится на проверках, тестах, постановках целей и общественной подотчетности. Все это приводит к тому, что “хвост виляет собакой”, а не собака хвостом.

Но прежде чем делать выводы о том, что такой легкий финский подход должен быть повсеместным, взгляните на то, как дети в Сингапуре и Южной Корее учатся по технике “hothousing”, что означает долгие часы интенсивного запоминания огромных массивов информации с раннего возраста. Там дети также справляются лучше, чем в школах Великобритании, но подход к образованию строится на долгих часах усердной учебы и постоянном давлении.

Планирование на долгие годы вперед

Это все приводит к мысли о том, что системы образования не формируют новое поколение, а топчутся на месте и всего-навсего отражают современное общество. В то же время финская школьная система неотделима от культуры, которой она служит.

Это сплоченное, справедливое и эффективное общество, и у него есть постоянная, надежная система школьного обучения, соответствующая ему. Все выглядит так, как будто другие страны навсегда застряли в той системе образования, которую они унаследовали.

Но стоит упомянуть, что ситуация в Финляндии не всегда была такой. Их образование построено на фундаменте реформ, начатых в 1970-х и 1980-х годах, которые превратили обычную школьную систему в лидирующую во всем мире.

Рассел Хобби, лидер Национальной ассоциации старших преподавателей (NAHT), видит в этом фундаменте стабильность. И это основное отличие школ в Финляндии от школ в других странах.

«В Финляндии есть долгосрочный подход к политике в области образования, и это означает, что планы остаются в силе в течение значительного периода времени, давая им возможность работать», — говорит он и добавляет: «В то же время в Англии верно обратное. Правительство небрежно относится к политике образования из-за одержимости гимназиями и академиями, оставляя без внимания современные реалии в сфере образования».

Англия, Уэльс, Шотландия и Северная Ирландия уже перешагнули через среднее количество часов обучения в день по стандартам ОЭСР. И нет никаких признаков того, что эти цифры собираются сокращать.

Более того, в Англии собираются выделить дополнительные средства на то, чтобы продлить учебный день в средней школе, хотя у британских учеников и так на 150 школьных часов больше, чем у их финских ровесников.

Домашние задания дают результат

Глава образования ОЭСР Андреас Шлейхер говорит, что дополнительные часы имеют непосредственное отношение к лучшим результатам. Он говорит: «Если дать хотя бы один дополнительный час в неделю на естественные науки, вы сами сможете убедиться, как это повлияет на средние показатели».

Это, конечно, всё правда, но хватит ли этих мер для того, чтобы догнать такие страны, как Финляндия, ведь они, по словам того же Шлейхера, «обеспечивают лучшее качество в обучении за меньшее количество часов».

Что затрагивает еще одну проблему образования. Проблему баланса между количеством и качеством.

Если сократить часы и увеличить школьные каникулы — чем это обернётся для работающих родителей и как это повлияет на стоимость ухода за ребёнком? Если и забыть про все эти проблемы с переизбытком часов и короткими каникулами, еще не все понятно с домашней работой.

Даже если финнам она не нужна, исследования показывают, что выполнение домашнего задания даёт значительное позитивное влияние на успехи в школе.

Профессор Сьюзан Халлам из Института образования уверена, что есть «убедительные доказательства» того, что домашнее задание действительно улучшает достижения детей. Исследование Департамента образования показало, что студенты, которые выполняли два-три часа домашней работы в сутки, имели почти в 10 раз больше шансов лучше сдать экзамены, чем те, кто не делал домашнего задания.

Да, финское образование, конечно, хорошее, но на данный момент все, что остается нам, — продолжать проводить бессонные ночи с нашими детьми, помогая им доделать домашнюю работу.

Школьники лишены детства

Для стран конфуцианской культуры обретение знаний, учеба - это почти святое. И потому южнокорейские ученики в отличие от ребятишек других стран прекрасно знают, что такое обилие домашних заданий.

Если говорить прямо, то корейские школьники попросту лишены детства. Гонка в целях поступления в престижный университет, от чего во многом зависит будущее корейца, стартует примерно с девяти лет.

Если до этого времени еще можно увидеть корейских мальчишек и девчонок, которые беззаботно играют во дворах, то с указанного возраста все дружно исчезают с улиц и проводят время за партами.

Корейцы, конечно, жалуются на обилие домашних заданий для школьников, но требовать их отмены никому не приходит в голову. Даже наоборот: корейские дети добровольно учатся как бы в двух школах сразу. Утром и днем - обычная школа, а во второй половине дня - различные курсы, репетиторы по профильным предметам, по которым они планируют сдавать аналог российского ЕГЭ.

5 часов в среднем спят корейские школьники, готовясь к экзаменам

В старших классах из-за различных домашних заданий и курсов корейцы спят не более четырех-пяти часов в сутки, готовясь к экзаменам. И эта подготовка длится не несколько недель, а несколько лет. В принципе можно домашние задания и не делать, но тогда не видать хорошей оценки на ЕГЭ, что не позволит ученику получить "путевку в жизнь" в виде приема в престижный вуз.

Некоторое время назад власти попытались бороться за здоровье детей, изнуряющих себя бесконечной учебой. Среди мер - запрет на работу в Сеуле различных подготовительных курсов позже 22 часов. Но это привело к тому, что возрос спрос на частных репетиторов, работающих и в позднее время, а некоторые дети стали выезжать на дополнительную учебу за пределы столицы, где временного лимита не установлено.

Каникулы у корейских детей сегодня напоминают не реальный отдых, а скорее смену вида получения образования

Каникулы у корейских детей тоже напоминают не реальный отдых, а скорее смену вида получения образования - активно посещаются частные курсы и дополнительные лекции, которых не счесть.

"Гонка за образованием" - это серьезное бремя для семейного бюджета, так как разные репетиторы и курсы обходятся довольно дорого. В результате воспитание ребенка становится дороже, что уже ведет к демографическим проблемам - сокращается рождаемость.

Все в Корее это понимают, жалуются, постоянно называют "одной из серьезнейших проблем общества", но с другой стороны, говорят: "А что делать?! Если нашего ребенка не заставим участвовать в этой гонке, то ему не видать достойного места в жизни".

Сегодня в Италии не существует нормативов, где были бы прописаны критерии, касающиеся объемов задаваемого школьникам домашнего задания.

Местные СМИ критикуют школу и утверждают, что все зависит от того или иного преподавателя. В итоге в каких-то школах задают настолько мало заданий, что дети успевают делать уроки во время перемены, а в других - учителя свирепствуют так, что детям приходится сидеть за домашними уроками чуть ли не до полуночи. Однако, по словам местных мам, на самом деле объем домашних заданий зависит напрямую от того, сколько времени ребенок проводит в школе.

В начальной школе родителям предоставляется право выбора - оставить ребенка на полдня или на весь день. К примеру, если занятия заканчиваются в 13.30, детей, как правило, загружают прилично в течение недели, а на выходные почти ничего не задают.

Итальянских мам и пап раздражают домашние задания, которыми заваливают их чад на летние каникулы и то, что им приходится учить уроки едва ли не до полуночи

А вот детям, которые остаются в школе до 16.20 и здесь же делают уроки, приходится корпеть над учебниками и тетрадками в субботу и воскресенье. Подобный диссонанс вызван, главным образом, тем, что в этих двух случаях сильно отличаются программы - нагрузка для тех детей, которые остаются в школе до часу дня, значительно выше, чем для тех, кто проводит в учебном заведении почти весь день и гипотетически имеет возможность делать домашнее задание дома с родителями.

Последние, кстати, в прошлом объявляли бойкот учителям, который, правда, так и не дал ожидаемых результатов.

Итальянских мам и пап раздражают домашние задания, которыми заваливают их чад на летние каникулы. Так, новый учебный год в Италии начался со скандала.

Некий Марино Пейретти написал и выложил в Сеть письмо, в котором подробно объяснил, почему его сын не сделал уроки за лето.

"Хочу донести до вашего сведения, что и в этом году мой сын не выполнил летнего домашнего задания. Мы многое сделали за это время: катались подолгу на велосипеде, ходили в поход, привели в порядок дом, занимались программированием. В вашем распоряжении есть целых девять месяцев, чтобы привить моему сыну знания и воспитать его, а у меня всего три месяца, чтобы научить его жить", - пишет Пейретти.

Дело приобрело довольно серьезный резонанс. Многие родители поддержали этот выпад не удовлетворенного школьной системой отца.

А вот некоторые обрушились на мужчину с критикой, осудив его за то, что он навсегда подорвал авторитет учителей в глазах своего сына. По их мнению, родителю не стоило доводить эту проблему до сведения общественности, а следовало бы вместо этого просто выразить недовольство напрямую преподавателям.

В бразильской системе школьного образования нет каких-либо четких рамок, указывающих на предельные объемы домашнего задания для школьников. Да и подходы к этому вопросу разнятся не только от штата к штату, но и в зависимости от того, платное ли учебное заведение или государственное. В последние годы в Бразилии все чаще говорят о необходимости реформирования школьного образования и вопрос с количеством часов, проводимых ребенком дома за выполнением заданий, приобретает все большую остроту.

Последние опросы общественного мнения в целом демонстрируют поддержку родителей и учителей самого принципа наличия домашнего задания для ребенка. Однако разногласия наступают в момент определения его объемов и часов, необходимых для выполнения. Так, например, в одном из частных колледжей Рио-де-Жанейро ученики старших классов получают максимум 90 заданий в неделю по разным предметам, на выполнение которых ежесуточно тратят от полутора до двух с половиной часов. "Моя старшая дочь легко приспособилась к такому графику и не испытывает особых сложностей. А вот с сыном возникли определенные сложности, ему не хочется выполнять "рутинные и скучные", как он говорит, задания. Поэтому мы в родительском комитете прорабатываем вопрос индивидуального подхода при формировании домашнего задания", - прокомментировала ситуацию Даниэла Рейс, мама двух учеников.

90 заданий в неделю по всем предметам максимум получают бразильские школьники

"Эта тема в школе на слуху. Мы стремимся найти лучшие варианты для учеников, но всегда будут семьи, жалующиеся на слишком большой объем занятий на дому, и те, кто не прочь его значительно увеличить. Школа должна исходить в первую очередь из вопросов целесообразности дополнительных нагрузок на учеников и конечного качества образования", - утверждает вице-президент другого частного колледжа Рита Роша.

В Бразилии в школах хотят оставить три обязательных предмета: английский, португальский и математику

"В среднем мы исходим из того, что один-два часа времени на выполнение уроков это вполне нормально", - считает педагог Луиш Албукерке. Впрочем, для бразильских школьников в скором времени вопрос с домашним заданием может решиться и по-другому. Пришедшие после импичмента Дилмы Роуссефф власти объявили о беспрецедентной реформе среднего образования. Основная идея грядущих изменений заключается в том, чтобы оставить только три обязательных предмета - португальский и английский языки, а также математику. В остальном школьникам предложат самостоятельно выбрать направления для углубления своих знаний, которые поделят на пять групп - языковедение, математические, гуманитарные, естественные науки и профессионально-техническое образование. По задумке, эти изменения повысят привлекательность получения базового образования.

В отличие от России новый учебный год в Греции начинается в десятых числах сентября. При этом в Элладе, где Церковь не отделена от государства, а православные составляют более 98 процентов населения, каждый день в греческих школах начинается с молитвы.

Обязательным является образование в начальной школе - 6 лет и гимназии - 3 года. После сдачи необходимых экзаменов открывается дорога в лицей, а затем и в университет.

Все высшие учебные заведения в стране являются государственными, а обучение в них бесплатное.

Занятия в классах начальной и средней школы продолжаются с утра и до часа дня. Есть возможность и остаться на продленку до 16.00.

При этом проблемы перегрузки детей домашними заданиями не существует. В целом греческая школьная образовательная программа значительно легче российской, отмечают опрошенные "РГ" специалисты в местной ассоциации учителей. Так, по данным статистики, в среднем греческий 15-летний подросток тратит на выполнение "домашки" 5,3 часа в неделю, тогда как его российский сверстник около 9,7 часа.

Правда, согласно широко распространенной местной практике, практически все школьники посещают дополнительные платные курсы, без которых, как здесь считается, очень сложно освоить школьную программу.

Надо сказать, что современная греческая школа в непростые для Эллады экономические времена сталкивается со многими проблемами.

Правительство постоянно пытается проводить весьма противоречивые, с точки зрения большинства родителей, реформы. Кроме того, по данным местных СМИ, в стране не хватает девяти тысяч учителей начальных классов и трех тысяч преподавателей в системе гимназий и лицеев.

В США дети начинают грызть "гранит науки" на вкус с четырех-пяти лет - именно в этом возрасте малышей принимают в детские сады, которые обычно являются подготовительными классами в школах. А с началом учебы приходят и домашние задания.

Примечательно, что долгое время в американской культуре к домашним заданиям относились как к обузе. Высшее образование в США являлось роскошью для немногих, а для остальных выполнение бытовых обязанностей по дому было важнее, поэтому и родители, и сами школы стремились минимизировать учебную нагрузку на дому. Вплоть до того, что в начале XX века власти штата Калифорния вообще запретили домашние задания для всех учащихся до восьмого класса, то есть примерно до 14 - 15 лет. А американские СМИ цитировали докторов: домашние задания наносят вред здоровью школьников.

Такое положение дел изменилось только в 50-е годы прошлого столетия. И, что более примечательно, одним из ключевых стимулов к тому стало соперничество с СССР в начинавшейся "холодной войне". Как отмечают авторы многих исследований на эту тему, мощный импульс движению за реформу образования и увеличение внеклассных заданий и домашней работы придал запуск в СССР первого искусственного спутника Земли в 1957 году. Американцы запаниковали: их учащиеся отстают от советских сверстников. "Появились новые программы в школах. Домашние задания до самой ночи. Классы для одаренных детей, - отмечается в репортаже телеканала CBS News на эту тему. - Выросло поколение, одержимое запусками ракет... Стремлением победить русских".

Объем заданий для американских школьников продолжает неуклонно расти. Хотя пока остается умеренным по меркам развитых стран

"Холодная война" и научное соперничество c CCCР остались позади, а объем заданий для американских школьников продолжает неуклонно расти. Хотя пока остается умеренным по меркам развитых стран.

По данным исследования авторитетного Института Брукингса, более половины американских школьников в день тратят не более часа на выполнение домашних заданий. А около 25 процентов вообще не получают работы на дом. Больше двух часов в день дома занимается лишь каждый десятый школьник. Основной акцент на заданиях по английскому языку, математике и естествознанию.

При этом согласно анализу Национальной ассоциации образования, в основном нагрузка растет для самых маленьких школьников. А объем заданий для учащихся старших классов за последние пару десятков лет практически не изменился. Но, согласно исследованию университета Мичигана, если в 1981 году дети в возрасте от 6 до 9 лет проводили за домашней работой в среднем 44 минуты в неделю, то сейчас этот показатель превышает 2,5 часа.

И, несмотря на отдельные критические возгласы, сегодня подавляющее большинство педагогов и родителей поддерживают такой уровень нагрузки. По данным социологического опроса компании MetLife, лишь 15 процентов родителей предпочли бы сократить объем заданий на дом. Около 60 процентов считают, что задают в самый раз, а 25 процентов предпочли бы увеличить нагрузку. Исследование также отмечает, что количество "домашки" зависит от учителей. Менее опытные педагоги со стажем работы до пяти лет, как правило, задают больше.

Национальная ассоциация педагогов и родителей рекомендует увеличивать нагрузку поэтапно, в среднем на 10 минут в день с переходом в каждый новый класс.

В понедельник хочу порассуждать о домашних заданиях наших детей.
За то время, что у меня дети учились в школе, это был один из самых острых вопросов.

Нам задавали домашние задания и по ИЗО, и по технологии, по окружающему миру, не говоря уже об огромных объемах задания по русскому языку и математике, английскому!

И возможно, если бы я не работала в школе, не была бы учителем начальных классов, учителем информатики старшей школы, завучем и директором, я бы поверила в то, что «иначе программу не пройдешь», что «не учителя такие а программа», что «не успеем, не успеем!!!»

Однако, я все больше убеждаюсь в том, что в тех объемах и количествах, в которых современная образовательная программа предлагает домашние задания, они не столько полезны, сколько вредны.

И говорить можно не только о том, что у родителей не остается времени на себя. Что дети все вечера тратят, обливаясь слезами. Что семьи уже и забыли, что значит, просто наслаждаться совместными вечерами. Что дома иной раз родители сидят и думают, как подступиться к заданию.. Сколько о том, что задания нужны для актуализации знаний, для того, чтобы формировался навык, а уж ни как не для того, чтобы «успеть пройти программу» или «так положено»

Мой брат учился в школе им. Римского-Корсакова, где домашние задания не задавались вообще. Только по музыке.

И он закончил школу. И сдал наравне со всеми ЕГЭ. И никогда не занимался с репетиторами. И поступил бесплатно в Санкт-Петербургскую Консерваторию, которую в этом году благополучно закончил.

И в настоящий момент имеет канал на Ютубе, который смотрят миллионы. При этом в школе, где он учился, не задавали домашних заданий!

Я никогда не задавала детям домашние задания по информатике. И всегда мои дети побеждали в олимпиадах, сдали ЕГЭ на высочайшие баллы (от 62 до 98), всегда писали все итоговые тесты по предмету. И дети поступили в ВУЗы.

Работая в начальной школе, я задавала только короткое упражнение по русскому языку, которое можно выполнить максимум за 15 минут, чтобы поддержать навык письма. И только столбик примеров по математике, чтобы закрепить вычислительные навыки. И это было лучшее, что я могла сделать! Потому что такими заданиями я помогала детям, а не мешала им.

Именно такая нелюбовь к домашним заданиям, и искреннее непонимание, как так тратить вечер на уроки, и легли в основу курса «Умный ребенок», который я отвела вот уже 11 потоков (а ведь запускали «шутя», где я просто рассказывала как сама решила проблему уроков»
Мне хотелось показать другим родителям, что может, и должно быть иначе! Что на уроки может максимум уходить 15 минут на предмет. А в начальной школе, лучше, если все уроки займут полчаса.
И это не миф, это реальность.

Потому что сейчас дети лишаются детства. Детей все сложнее мотивировать на учебу, потому что мотивировать на то, в чем сам в общем-то не понимаешь смысла, очень сложно.

Домашние задания нужны?? Да. Но в минимальных объемах. В минимальных количествах.
Только для того, чтобы они выполнили основную функцию — актуализация знаний ученика. А не обучение по средствам домашних заданий, как это получается в современном мире.

А как часто я вспоминаю слова моей бабушки, учителя русского языка и литературы! «Если двойки в журнале стоят в строчку — дурак ученик. Если в стоблик — дурак учитель.»
К сожалению, так часто учителя ставят двойки в столбик, при этом на родительских собраниях тыкают в двойки родителей, говоря, что класс не усвоил тему, потому что безотвественно подходят к домашним заданиям.

Ау! Очнитесь! Так и хочется закричать. Двойки у всего класса? В столбик? Учитель дурак, а не дети. Уж простите меня, дорогие педагоги.

Неужели, задавая такие объемы, вы забываете о том, что у детей есть родители, и они так же ходят на работу. И устают. И вечер хотят провести спокойно, всей семьей. А не в криках и слезах из-за уроков.
Неужели, задавая такое количество упражнений, вам не жалко детей, и вы забываете, что ваши дети так же нуждаются в свободном времени.
Неужели вы верите в то, что без такого количества заданий, вы не пройдете программу?
А дети не напишут итоговые работы???

Не верю. Не верю. Не хочу верить.
Я сама учитель.
Я учитель в четвертом поколении, и помню, как читала запоем «Педагогичесчкую поэму» Макаренко. Почему сейчас в педагогических вузах про нее забыли? Почему она перестала быть обязательной к прочтению?
Почему в педагогический идут те, кто не поступил на юриста или экономиста?
Почему в педагогическом вузе обучение самое дешевое?
Почему учителя работают за «баллы»?
Почему родители отмахиваются от ответственности, и валят все на школу?
Почему кричат, что задания — это проблема и ответственность детей?

Эта наша общая проблема. Это наша общая ответственность, И если уже мы создали мир таким, то разве не нам нужно помочь детям в нем выжить? Разве не нам нужно постараться сделать все возможное, чтобы дети не ненавидели школу, и учителей, и уроки? А любили..
Разве не мы единственные, кто думает о счастье наших детей?

Разве не так?

Помогайте детям. Помогайте!
Тратить 15 минут на предмет во время выполнения домашних заданий — реально. Поставьте себе и детям такую задачу. Сконцентрируйтесь на ней. Изучайте техники эффективного обучения.

Любите своих детей больше, чем когда либо. Потому что с моментом начала школы, сисемы тотальной оценки, они нуждаются в вашей любви больше, чем когда-либо.

Хочу сказать отдельное спасибо тем родителям, которые не спихивают вину на школу, не бросают детей в одинокое плавание. И вместе с нами ищут инструменты, которые делают школьные годы более счастливыми и наполненными позитивом! И освобождают время детям на великие дела!

Вы классные! И вы вдохновляете нас на новые открытия. Вы вселяете в меня веру в то, что домашние задания могут быть не такой уж большой проблемой.
Вы герои и ваши истории — пример и вдохновение для многих.


Самое обсуждаемое
Сырная диета Диетические сыры Сырная диета Диетические сыры
Печенье с лимоном и сахарной глазурью Лимонное песочное печенье Печенье с лимоном и сахарной глазурью Лимонное песочное печенье
Цитаты о тургеневе Цитаты из произведений тургенева Цитаты о тургеневе Цитаты из произведений тургенева


top