Проекты по экологии в детском саду птицы. Краткосрочный экологический проект "зимующие птицы". В реализации проектной деятельности

Проекты по экологии в детском саду птицы. Краткосрочный экологический проект

Программное содержание:

  1. Закрепить и систематизировать представления детей о птицах (понятие перелетные птицы, узнавание, название, отличительные признаки).
  2. Учить находить признаки и сходство и различия водоплавающих и не водоплавающих перелетных птиц, выражать их в речи.
  3. Обогащать словарь путем выделения слов: зимующие, перелетные, водоплавающие, перепонка, длинноногая, длинноклювая, длинношеяя, короткохвостая, ширококрылая.
  4. Упражнять в словообразовании сложных прилагательных способом двух основ по образцу.
  5. Продолжать учить самостоятельно составлять описательный, сравнительный описательный рассказ про птиц по индивидуальным моделям.
  6. Развивать восприятие, память, мышление, внимание.
  7. Воспитывать бережное отношение к птицам.

Демонстрационный материал: предметные картинки с изображением птиц, их силуэты (без клюва, лап, хвоста), модель схема «Птиц».

Раздаточный материал: картинки с изображением птиц, модели схемы «Птиц» на каждого ребенка.

Ход НОД

(Дети сидят на стульчиках полукругом).

Ребята, давайте закроем глаза и послушаем.

  1. Скажите, что вы слышите? (Голоса птиц, пение птиц).
    Как они поют? (Звонко, весело, красиво, радостно).

Сегодня мы будем говорить о птицах.

  1. За какими птицами мы наблюдали зимой? (Воробьями, синицами, сороками, воронами, голубями).
  2. Как можно назвать одним словом этих птиц? (Зимующие).
  3. А почему мы их называем зимующими? (Потому что они остались у нас зимовать, не улетели в теплые края).
  4. За какими птицами мы не можем наблюдать зимой? (За скворцами, грачами, цаплями, журавлями).
  5. Почему за этими птицами мы не наблюдали зимой? (Потому что они улетели в теплые края).
  6. А почему они улетели? (Им было бы голодно и холодно, потому что наступили холода, насекомые спрятались, не стало ягод, выпало много снега).
  7. Как мы назовем этих птиц, одним словом? (Перелётные).

Ребята у меня два обруча.

  1. На какие две группы мы можем разделить тех птиц, о которых мы с вами говорили? (На зимующих и перелётных).
  2. К перелётным птицам какой обруч выберем? (Жёлтый).
  3. Почему жёлтый обруч? (Жёлтый - это тёплый цвет, а перелётные птицы любят тепло).

Для зимующих птиц мы выберем голубой обруч, потому что это холодный цвет, который напоминает нам зиму.

А теперь подойдите к столу, выберете себе птицу, подумайте и положите её в нужный обруч. (Дети выполняют задание) .

Давайте проверим, правильно ли выбрали птиц. (В жёлтый обруч положили картинки перелётных птиц: скворца, грача, журавля. А в голубой обруч положили картинки зимующих птиц: воробья, синицы, сороки, ворона, голубя) .

А ещё я хочу познакомить вас с птицами, которые живут на озёрах, реках, прудах, болотах и питаются рыбками, лягушками, мелкими рачками, водорослями. (Воспитатель выставляет картинки с птицами: лебедя, чайки, утки, гуся) .

  1. Ребята, подумайте и скажите, чем же эти птицы отличаются от остальных? (У них в лапках вместо когтей перепонки).
  2. Что у них в лапках вместо когтей? (Перепонки, 2-3 ответа детей).

И с помощью этих перепонок они очень хорошо плавают. И поэтому их называют водоплавающими птицами. Какими птицами называют? (Водоплавающими, 2-3 ответа детей) .

И ещё у этих птиц перья смазаны жиром, и они не мокнут в воде.

Ребята, а в какой обруч мы их разместим? В голубой обруч или жёлтый, где перелётные птицы? (В жёлтый обруч, потому что они перелётные) . Молодцы, ребята! Мы с вами вспомнили о зимующих, перелетных и познакомились с водоплавающими птицами.

Физкультминутка «Аист»

Мы скачем, скачем по дорожке, (Прыжки со сменой ног вперёд)
Сменяя часто ножки, ножки. (Назад, туловище держать прямо.)
Поскакали, поскакали,
А потом, как аист, встали.
Встать на одну ногу, другую согнуть
вперёд, руки вперёд (в стороны),
туловище прямое. При повторении
Встать на другую ногу.

Воспитатель выставляет картинки с птицами, у которых не хватает некоторых частей тела. Посмотрите внимательно на эти птицы.

  1. Что вы заметили? (Дети отвечают: У этой птицы нет клюва, а у этой лап и т.д.)
  2. Зачем ей нужен клюв? (Клюв нужен птице для того, чтобы пить водичку, клевать пищу).
  3. Зачем птицам нужны крылья? (Крылья нужны птицам летать).

Игра «Какая цапля?»

Воспитатель выставляет картинку с изображением цапли.

Кто это? (Цапля) . Хотите узнать какая цапля? (Да) . Сейчас поиграем в игру, «Какая цапля?»

У цапли длинный клюв - цапля длинноклювая.
У цапли длинная шея - цапля длинношеяя.
У цапли широкие крылья - цапля ширококрылая.
У цапли короткий хвост - цапля короткохвостая.
У цапли длинные лапы - цапля длинноногая.

Воспитатель приглашает детей за стол.

Вдруг в лесу раздался стук.

Пальчиковая гимнастика

Это дятел долбит сук.
Он деревья не калечит,
Он деревья клювом лечит.

Дети постукивают по столу подушечкой указательного пальца правой руки и по очереди среднего, безымяного и мизинчика. Затем то же самое повторяют левой рукой. Повторяют четверостишие несколько раз.

- Ребята, скажите птицы все одинаковые или разные? (Ответы детей) .

Воспитатель выставляет картинки с изображением воробья, цапли и вызывает детей. Один ребёнок рассказывает про воробья, другой про цаплю, а третий ребёнок рассказывает один про этих двух птиц и сравнивает их.

Это воробей, а это цапля. У воробья голова маленькая, а у цапли большая. У воробья туловище мелкое, а у цапли крупное. У воробья клюв короткий, а цапли длинный. У воробья крылья узкие, а у цапли широкие. Воробьи живут в лесу и в городе, а цапли живут в болоте. Воробьи питаются семенами и семечками, а цапли лягушками и рыбками. Воробьи, зимующие птицы, а цапли перелётные. Воробьи прыгают, а цапля ходит.

Игра «Найди домик»

Воспитатель надевает детям нагрудные знаки с изображением птиц и объясняет правила игры. Дети выполняют разные движения и на сигнал воспитателя каждый занимает свой домик. (Синица, воробей, сорока встают вокруг синего обруча - это домик зимующих птиц, а утка, гусь, журавль в жёлтый домик - это домик для перелётных птиц) .

В природе птицы живут дружно, давайте и мы возьмёмся за руки улыбнемся друг другу.

  1. Ребята, о ком мы сегодня с вами говорили? (О птицах). О каких птицах говорили? (О зимующих и о перелётных).
  2. Что нового узнали о птицах? (Птицы бывают водоплавающие и что у них в лапках вместо ногтей перепонки, с помощью которых они хорошо плавают).
  3. Два-три ответа детей, чем сегодня занимались и что понравилось.
  4. Вы любите птиц? (Да). Вы их бережёте, охраняете? (Да).

Спасибо ребята, мне очень понравилось, как вы сегодня играли.

Актуальность

В наш не простой век, когда вопросы экологии значимы, как не когда, проблема экологического воспитания подрастающего поколения является одной из наиболее актуальных. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.
В ходе образовательно - воспитательного процесса выявилось, что у детей недостаточно развиты знания о птицах родного края. Дети зачастую путают зимующих и перелётных птиц. Также у детей недостаточно развито чувство заботы о птицах. Следовательно, мы решили реализовать проект «Птицы - нашего края»! Это позволит расширить и углубить знания детей о птицах нашего края, послужит формированию бережного отношения к птицам, осознанию того, что необходимо ухаживать за пернатыми в самое трудное для них время года. В совместной работе с родителями мы должны повышать экологическое сознание ребёнка, стимулируя его интерес к помощи пернатым друзьям, тем самым побуждая чувства ребёнка. Очень важно, чтобы ребёнок мог оценить поведение человека в природе, высказать своё суждение по этой проблеме.

Участники : воспитатели, родители и дети средней группы.

Срок реализации проекта: краткосрочный (с 27.03 по 31.03. 2017 г.).

Вид проекта : познавательно - исследовательский.

Цель : расширить знания детей о птицах родного края, их образе жизни.

Задачи:
- уточнить представления о знакомых птицах, условиях их обитания, роли человека в жизни птиц: внешние признаки птиц, особенности внешнего строения, позволяющие летать.
- развивать наблюдательность, познавательную активность детей.
- познакомить с зимующими и перелётными птицами.
- воспитать бережное отношение к пернатым друзьям, приучать заботиться о птицах ближайшего окружения.

Методы работы : беседы, подборка литературы, интернет, презентация.
Форма работы : игровая, познавательная, продуктивная, работа с родителями.
Планируемый результат :
Изучая птиц нашего края и наблюдая за птицами, помогая им, у детей расширятся знания о друзьях наших меньших, сформируется эмоциональное отношение к миру природы. Они научатся радоваться, огорчаться, удивляться природным объектам. Мир птиц станет неотъемлемой частью мира каждого человека.
Дети научаться относиться к себе как к части природы, практическим действиям по охране природы. Развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении анализировать, делать выводы.
Дети научатся контролировать свои поступки, научатся ухаживать за птицами.
Этапы реализации проекта «Птицы - нашего края».
1. Подготовительный этап.
2. Основной этап (практический).
3. Заключительный этап.
1. Подготовительный этап.
На подготовительном этапе, мы с детьми обсудили вопросы, связанные с проектной и исследовательской деятельностью.

Птицы, какие они?

Что ты знаешь о птицах?

Как узнать птицу?

Как разделить птиц на перелетных и зимующих?

Какое значение имеют птицы в жизни человека?

Чтобы найти ответы на эти вопросы:

Определили цель и задачи проекта,

Разработали план-график работы,

Изучили познавательную, художественную и методическую литературу,

Сделали подборку игр для детей среднего дошкольного возраста.

  1. Основной этап.

С детьми рассматривали иллюстрации с изображением птиц нашего края, читали художественную литературу, отгадывали загадки, учили поговорки, скороговорки, дети приносили книги, сказки, делились новой информацией.
На прогулке внимательно наблюдали за птицами в весеннее время года. Наблюдая, мы выяснили, какие птицы прилетают на территорию детского сада.

Самым интересным было проведение эксперимента «Что дальше улетит?» (бумага, ткань или птичье перо). Дети, с удовольствием принимая участие в эксперименте, убедились, что перышко улетает дальше ткани и бумаги.

Проводили непосредственно образовательную деятельность по следующим образовательным областям: познавательные занятия по окружающему миру, развитию речи, чтению художественной литературы, ФЭМП. Узнали много нового о птицах родного края, их образе жизни. Дети научились рисовать, лепить. Чтобы поднять эмоциональный и мышечный тонус, создать бодрое, радостное настроение, закрепить знания о птиц, проводились развивающие, дидактические, подвижные, пальчиковые игры: «Раздели птиц на перелетных и зимующих»; «Лишняя картинка»; «Угадай по описанию»; «Воробышки и автомобиль»; «Лиса и куры». Дети совместно с родителями оформили альбомы с фотографиями и рисунками о птицах. С детьми мы повесили кормушки на территории детского сада. Каждый день мы добавляли в кормушку разный корм. В итоге проведённых наблюдений дети научились: кормить птиц различным кормом, заботиться о перелетных друзьях.
Сделали выводы:

Птицы становятся заметными и более активными с приходом тепла: чем ярче светит солнце, чем теплее, тем больше птиц на улице, тем они активнее;

В ветреные дни птицы не прилетают.

Из кормов голуби и воробьи предпочитают семечки и пшено. Воробьи и голуби прилетают стайками, сороки по одиночке.

За время действия проекта птицы привыкли получать корм, поэтому подкормку необходимо продолжить.

Изучая птиц нашего края и наблюдая за птицами, помогая им, у детей расширились знания о друзьях наших меньших, сформировалось эмоциональное отношение к миру природы. Они научились радоваться, огорчаться, удивляться природным объектам.

Схема осуществления проекта «Птицы - нашего края»

Беседы с детьми: Птицы, какие они?Зимующие и перелетные птицы. Учитесь жалеть и беречь. Разрешение проблемных ситуаций: Что бы вы сделали, если бы увидели. «Кто весной к нам прилетел?»

НОД: Познание (ФЦКМ) «Перелётные птицы», «Зимующие птицы»

Коммуникация: «Описание перелётных птиц», «Описание зимующих птиц»

Центр литературы: Чтение рассказа К.Д. Ушинского «Ласточка», Чтение сказки В. Даля «Ворона», Стихи: Александрова А. «Скворцы», А.Яшин «Покормите птиц зимой», В. Берестов «Птицы», Разучивание поговорок: «Всякая птица своим пером гордится», «У каждой пташки свои замашки», Вечер загадок и отгадок «Почтальон Печкин спешит к нам в гости». Просмотр презентаций: "Зимующие птицы".

Центр искусства: Аппликация, лепка, рисование: «Домик для скворца»», «Птицы прилетели», «Птенчики в гнезде». «Учимся лепить птиц».

Центр экспериментирования: Что дальше улетит? В воде купался - сух остался.

Игровая деятельность: Дидактические игры: «Что за птица?», «Раздели птиц на перелетных и зимующих», «Лишняя картинка», «Угадай по описанию», «Составь картинку из частей».

Пальчиковые игры: «Воробьи», «Птички», «Веселое путешествие», «Птенчики в гнезде».

Подвижные игры: «Гуси-лебеди», «Воробышки и автомобиль», «Лиса и куры», «Не боимся мы кота».

Работа с родителями: Консультации для родителей: «Как и из чего можно сделать кормушку для птиц». Индивидуальные беседы: «Обсуждаете ли вы дома с ребенком тему недели?, Домашнее задание: «Зимующие птицы», подборка книг, журналов о птицах, оформление рисунков и поделок «Птицы!».

  1. Заключительный этап.

Презентация «Птицы нашего края», Проведение итогового мероприятия «Праздник птиц».

В реализации проектной деятельности:

  1. знания детей о птицах расширились;
    2. Дети научились отличать перелётных птиц от зимующих.
    3. На протяжении реализации проекта «Птицы - наши друзья» у детей развивалась связная речь.
    4. Дети научились правильно подкармливать птиц.
    5. У многих детей появилось заботливое отношение к птицам (дети каждый день, собираясь на прогулку, напоминали взять корм и покормить птиц).
    6. Повысился познавательный интерес у детей.

Список литературы

  • От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная Программа дошкольного образования /Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. -2-е изд., испр и доп. -М. :МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011
  1. Кравченко И. В., Долгова Т. Л. Прогулки в детском саду. Старшая и подготовительная к школе группы: Методическое пособие/ Под редакцией Г. М. Киселевой, Л. И. Пономаревой. - М. 6 Сфера, 2012
  2. Кислова Т. Р. «По дороге к азбуке». Методические рекомендации для воспитателей, логопедов, учителей и родителей к частям 1 и 2 / Под научной редакцией Р. Н. Бунеева, Е. В. Бунеевой. -М. :Баласс, Издательский Дом РАО, 2007. (Образовательная система «Школа 2100». Комплексная программа «Детский сад 2100»)
  3. Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: Средняя группа: Программа, конспекты: пособие для педагогов дошк. Учреждений /Г. С. Швайко. - М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006.
  4. Давыдова О. И., Майер А. А., Богославец Л. Г. Проекты в работе с семьей. Методическое пособие. - М. : ТЦ Сфера, 2012.
  5. Электронный ресурс: http://dou138.ru/article.asp?id_text=172http://festival.1september.ru/articles/419784/ http://semeinaja-kultura.ru/publ/scenarii_k_prazdnikam/sinichkin_den/12-1-0-103

Приложение.

Стихи о птицах

Воробушек

Комочек серых перышек.

Веселый наш воробушек

В саду хлопочет, кружится,

Вот выкупался в лужице

И к детям под окошко

Летит за хлебной крошкой.

Снегири

На снегу сидит блистая,

Красногрудых птичек стая.

Полюбуйтесь поскорей,

На красавцев снегирей!

Снегирь

Алой кисточкой заря

Красит грудку снегиря,

Чтоб в морозы и в пургу

Не замерз он на снегу.

Синица

Эта птица с силой воли,

В день раз сто бывает в поле.

Птичке некогда лениться,

Носит корм птенцам синица.

Стихи о перелетных птицах

« Журавли» .
Высоко летят над облаками
И курлычут журавли над нами.
Вдаль скользя по ветру легкой тенью,
Тают птицы в синеве осенней.

В путь не ближний провожать их выйдем, -
Им простор земли далёко виден:
Ленты рек, озер разливы…
«До свиданья, птицы, путь счастливый! »

Клином в небо поднялись высоко, -
Вольным воля на пути широком, -
И летят не только днем, а ночью,
Видел кто-то не во сне - воочию.

В звездном свете от земли не близко,
Появились вдруг на лунном диске.
И мерцали, шевеля крылами,
Журавли над спящими полями.

Еще о журавлях .
Журавушки - журавли
Оторвались от земли.
Крылья к небу вскинули,
Милый край покинули.
Закурлыкали вдали
Журавушки - журавли!

Ласточка, ласточка,
Милая касаточка,
Ты, где была,
Ты с чем пришла?
— За морем бывала,
Весну добывала,
Несу, несу
Весну красну.
(Русская народная потешка)

Возвращаются скворцы —
Наши старые жильцы,
Воробьи у лужицы
Шумной стайкой кружатся,
Носят, носят в домики
Птицы по соломинке.
Г. Ладонщиков

Перелетные - скворцы
Мы построили скворечню
Для веселого скворца,
Мы повесили скворечник
Возле самого крыльца.
Все семейство вчетвером
Проживает в доме том:
Мать, отец и скворушки -
Черненькие перышки.
(Е. Тараховская)
Ласточка
Ласточка - тивит - тивит!
К нам летит,
Ах, к нам летит!
А под крылышком ее Весна сидит,
Ах, весна сидит.
(армянская песенка)

Загадки.

На шесте - дворец,
Во дворце - певец.

Рассказы для детей о птицах.

Скворцы.

(Отрывок)

Мы с нетерпением ждали, когда к нам в сад опять прилетят старые знакомые — скворцы, эти милые, веселые, общительные птицы, первые перелетные гости, радостные вестники весны.

Итак, мы дождались скворцов. Подправили старые скворечники, покривившиеся от зимних ветров, подвесили новые.

Воробьи вообразили, будто эта любезность делается для них, и тотчас же, при первом тепле, заняли скворечники.

Наконец девятнадцатого, вечером (было еще светло), кто-то закричал: «Смотрите — скворцы!»

И правда, они сидели высоко на ветках тополей и, после воробьев, казались непривычно большими и чересчур черными...

Два дня скворцы точно набирались сил и все навешали и осматривали прошлогодние знакомые места. А потом началось выселение воробьев. Особенно бурных столкновений между скворцами и воробьями я при этом не замечал. Обыкновенно скюрцы по два сидят высоко над скворечниками и, по-видимому, беспечно о чем-то болтают между собой, а сами одним глазом, искоса, пристально поглядывают вниз. Воробью жутко и трудно. Нет-нет — высунет свой острый хитрый нос из круглой дырочки — и назад. Наконец, голод, легкомыслие, а может быть, робость дают себя знать. «Слетаю, — думает, — на минутку и сейчас же назад. Авось перехитрю. Авось не заметят». И только успеет отлететь на сажень, как скворец камнем вниз и уже у себя дома.

И уже теперь пришел конец воробьиному временному хозяйству. Скворцы стерегут гнездо поочередно: один сидит — другой летает по делам. Воробьям никогда до такой уловки не додуматься.

И вот, с огорчения, начинаются между воробьями великие побоища, во время которых летят в воздух пух и перья. А скворцы сидят высоко на деревьях да еще подзадоривают: «Эй, ты, черноголовый! Тебе вон того, желтогрудого, во веки веков не осилить». — «Как? Мне? Да я его сейчас!» — «А ну-ка, ну-ка...»

И пойдет свалка. Впрочем, весною все звери и птицы... дерутся гораздо больше...

Песня скворца.

Чуть немного согрелся воздух, а скворцы уже расселись на высоких ветках и начали свой концерт. Я не знаю, право, есть ли у скворца свои собственные мотивы, но вы наслушаетесь в его песне чего угодно чужого. Тут и кусочки соловьиных трелей, и резкое мяуканье иволги, и сладкий голосок малиновки, и музыкальное лепетанье пеночки, и тонкий свист синички, и среди этих мелодий вдруг раздаются такие голоса, что, сидя в одиночестве, не удержишься и рассмеешься: закудахчет на дереве курица, зашипит нож точильщика, заскрипит дверь, загнусит детская военная труба. И, сделав это неожиданное музыкальное отступление, скворец, как ни в чем не бывало, без передышки, продолжает свою веселую, милую юмористическую песенку.

Жаворонок.

Соколов-Микитов Иван Сергеевич

Из множества звуков земли: пения птиц, трепетания листвы на деревьях, треска кузнечиков, журчания лесного ручья — самый веселый и радостный звук — песня полевых и луговых жаворонков. Еще ранней весною, когда на полях лежит рыхлый снег, но уже кое-где на пригреве образовались темные проталины, прилетают и начинают петь наши ранние весенние гости. Столбом, поднимаясь в небо, трепеща крылышками, насквозь пронизанными солнечным светом, выше и выше взлетает в небо жаворонок, исчезает в сияющей голубизне. Удивительно красива, звонка песня жаворонка, приветствующего приход весны. На дыхание пробудившейся земли похожа эта радостная песня.

Многие великие композиторы в своих музыкальных произведениях старались изобразить эту радостную песнь...

Многое можно услышать в пробуждающемся весеннем лесу. Тонко пищат рябчики, гугукают по ночам невидимые совы. На непроходимом болоте водят весенние хороводы прилетевшие журавли. Над желтыми золотистыми пуховиками цветущей ивы жужжат пчелы. А в кустах на берегу реки защелкал, звонко запел первый соловей.

Лебедь.

Лебедь по своей величине, силе, красоте и величавой осанке давно и справедливо назван царем всей водяной, или водоплавающей, птицы. Белый как снег, с блестящими, прозрачными небольшими глазами, с черным носом и черными лапами, с длинною, гибкою и красивою шеею, он невыразимо прекрасен, когда спокойно плывет между зеленых камышей по темно-синей, гладкой поверхности воды.

Картотека подвижных игр:

«Птички в гнёздышке»

Цель. Игра тренирует память, внимание, развивает быстроту движений,

ориентировку в пространстве.

Нарисовать на земле несколько кругов - это гнёздышки.

По сигналу все птички вылетают из гнёздышек, разлетаются во все стороны,

приседают, клюют корм, снова летают, размахивая руками-крыльями.

Взрослый произносит слова:

Вот летели птички, птички невелички.

Все летали, все летали - крыльями махали.

На дорожку сели, зёрнышек поели.

Клю-клю-клю-клю, как я зёрнышки люблю.

Перышки почистим, чтобы были чише.

Вот так, вот так, чтобы были чище!

Прыгаем по веткам, чтоб сильней быть деткам.

Прыг-скок, прыг-скок, прыгаем по веткам.

По сигналу: "Летите домой в гнёздышки!" дети возвращаются в "гнёздышки" -

«Лягушки и цапля» Цель: развивать у детей умение действовать по сигналу, ловкость. Упражнять в прыжках в высоту с места

Описание игры: очерчивается квадрат - «болото», где живут «лягушки». В углах вбиваются колышки или кладутся кубики. Высота 10 - 15 см. По сторонам квадрата протягивается веревка. За пределами квадрата «гнездо цапли». По сигналу «цапля» она, поднимая ноги, направляется к болоту и перешагивает через веревку. Лягушки выскакивают из болота, прыгая через веревку, отталкиваясь двумя ногами. Перешагнув через веревку, цапля ловит лягушек. Продолжительность 5-7 минут

«Совушк а» Цель: развивать у детей торможение, наблюдательность, умение выполнять движения по сигналу. Упражнять детей в беге.

Описание игры: на расстоянии 80 - 100 см проводятся две прямые - это «ров». На расстоянии одного - двух шагов от границы очерчивается «дом козы». Все козы располагаются на одной стороне площадки. Волк становится в ров. По сигналу «волк во рву» козы бегут на противоположную сторону, перепрыгивая ров, а волк в это время ловит коз. Пойманных отводит в угол рва. Продолжительность 6-8 минут.

Физкультминутки:
Аист

(Спина прямая, руки на поясе. Дети плавно и медленно поднимают то правую, то левую ногу, согнутую в колене, и также плавно опускают. Следить за спиной.)

—Аист, аист длинноногий,
Покажи домой дорогу.

(Аист отвечает.)

—Топай правою ногою,
Топай левою ногою,
Снова — правою ногою,
Снова — левою ногою.
После — правою ногою,
После — левою ногою.
Птица

Вот летит большая птица

Вот летит большая птица,

Плавно кружит над рекой. (Движения руками, имитирующие махи крыльями.)

Наконец, она садится

На корягу над водой. (Дети садятся на несколько секунд в глубокий присед.)

Лебеди

Лебеди летят,

Крыльями машут.

(плавные движения руками с большой амплитудой)

Прогнулись над водой,

Качают головой.

(наклоны вперед, прогнувшись)

Прямо и гордо умеют держаться,

Тихо-тихо на воду садятся

(приседания)

Пальчиковые игры:

«Птички»

Эта птичка - соловей,

Эта птичка - воробей,

Эта птичка - совушка,

Сонная головушка.

Эта птичка - свиристель,

Эта птичка - коростель.

(загибают по одному пальчику на обеих руках)

Эта птичка - злой орлан.

(машут сложенными накрест ладонями)

Птички, птички, по домам.

(машут обеими руками, как крыльями)

«Ласточка»

Ласточка, ласточка, - За морем бывала,

Милая касаточка, Весну добывала.

Ты где была? Несу, несу

Ты с чем пришла? Весну красну.

(на каждую строчку большой палец «здоровается» дважды с одним пальчиком, начиная с указательного,- сначала на правой, потом на левой руке)

«Весна»

Иди, весна, иди, красна,

(«шагают» пальчиками обеих рук по столу)

Принеси ржаной колосок,

Овсяный снопок,

Яблоки душистые,

Груши золотистые,

Большой урожай в наш край.

(загибают по одному пальчику с мизинца)

«Кап, кап, кап»

Кап, кап, кап - звенит капель.

Приближается апрель.

(Ритмично, на каждый слог стучат по столу подушечками пальцев).

Конспект НОД по аппликации на тему:

«Домик для Скворца»

Цель: Учить детей самостоятельно выбирать вариант аппликации, располагать скворечник, учитывая его форму, величину.
Задачи.
Образовательные: Учить детей изображать в аппликации предметы, состоящие из нескольких частей; определять форму частей (прямоуголь-ная, круглая, полоска); уточнить знания цветов; продолжать знакомить с правилами наклеивания, выкладывать на бумаге готовые фигуры. Развивать память, мышление, мелкую моторику кистей рук, умение получать удовольствие от результата своей работы.
Воспитательные: продолжать воспитывать у детей отзывчивость, вызывать желание помогать птицам в любое время года; воспитывать организованность, дисциплинированность, усидчивость, самостоятельность. Воспитывать интерес к птицам, заботливое к ним отношение.
Развивающие: развивать цветовое восприятие, воображение, внимание, мышление, память, речь.

Методы: словесные, наглядные, практические.

Материал: альбомного листа, бумажные фигуры (прямоугольник (стенка), прямоугольник (полочка), круг (окошко), полоска (крыша), клей, салфетки.

ХОД ЗАНЯТИЯ.
В группу влетает птица.
«Здравствуйте, дети! Я принесла вам письмо»

ВОСПИТАТЕЛЬ: «Здравствуй, птичка-невеличка.
Спасибо за письмо» (предлагает детям прочитать письмо)

Светает рано по утрам
Проталины и тут и там
Ручей шумит как водопад
Скворцы к скворечнику летят
Звенят под крышами капели
Медведь с еловой встал постели
Всех солнышко теплом ласкает
Кто это время года знает? (Весна.)

Воспитатель: Молодцы. Да, это время года весна. Назовите мне какие признаки весны вы знаете, отличающие её от зимы, лета и осени. (Ответы детей)

Да многие птицы возвращаются к нам весной: ласточки, утки, грачи и скворцы (слова сопровождаются показом картинок с изображением соответствующих птиц).
Послушайте, что вы услышали? (птички поют)

А как вы думаете, почему они так радуются? (весна пришла).

Рыхлый снег на солнце тает,
Ветерок в ветвях играет,
Звонче птичьи голоса
Значит, к нам пришла…

Да есть птицы, которые зимовали у нас, а другие только прилетели. Птицы строят гнёзда и выращивают птенцов. А вот скворец не строит гнезда. Где же живет скворец? (Ответы детей)
(Самыми первыми из теплых краев прилетают скворцы, а домик называется скворечник).

Скворец не строит гнезда, он к скворечнику летит. А кто делает для скворцов домик? (Человек.)
ПТИЧКА: «Наступила весна. Птицы прилетели из теплых краев, а домиков у нас нет. Помогите нам».
ВОСПИТАТЕЛЬ: «Дети поможем птичкам?»
ДЕТИ: «ДА»

ФИЗКУЛЬТУРНАЯ МИНУТКА «ПТИЧКИ»

Ну-ка, птички, полетели Дети медленно бегут друг за другом.
Полетели и присели, Медленно приседают.
Поклевали зернышки, Двигают носом сверху вниз.
Поиграли в полюшке, Кружатся на месте.
Водичку попили, Двигают носом сверху вниз.
Перышки помыли, Ставят руки на пояс, двигают локтями.
В стороны посмотрели, Смотрят по сторонам.
И на стулья тихо сели.

Рассматривание картины «Скворец» Воспитатель показывает и спрашивает, дети отвечают: Давайте ещё раз выделим основные части скворечника и то, какой они формы: сам домик — (Прямоугольной формы), крыша — (Треугольной), лаз с помощью которого скворец, как через дверь, проникает в свой домик - (круглой), а снизу у лаза — длинная, узкая дощечка — жердочка (Маленький прямоугольник).

Воспитатель: ВОПРОСЫ К ДЕТЯМ:
1.Из какой геометрической фигуры, какого цвета мы построим скворечник?
2.Из какой геометрической фигуры, какого цвета построим крышу?
3.Как они расположены?
4.На какую геометрическую фигуру похож вход в скворечник и какого он цвета?
5.Где мы наклеим жердочку?

ПОКАЗ расположения частей на фланелеграфе. Смотрите, ребята, какую геометрическую фигуру я взяла? Правильно, сначала я беру прямоугольник и кладу посередине дерева. Сейчас какую геометрическую фигуру я взяла? … (Треугольник) и кладу его на прямоугольник. Смотрите, крыша у меня наклеена прямо на скворечник, точно посередине, чтобы не упала. Потом наклеиваю (Круг), вход в скворечник. Какого цвета круг я положила? И последней наклеиваю жердочку, точно под входом, вот так. Куда я наклеиваю жердочку? Вот какой скворечник получился, прямо дворец!

А сейчас пройдите на свои места. Составьте у себя на листах скворечник без клея. Клеить ничего пока не надо. Получился у вас скворечник? Какую геометрическую фигуру мы положили первую? Какую сверху?

Рассмотреть образец. Вспомнить из каких частей состоит скворечник, какой формы каждая часть, какого цвета. Предложить вначале выложить скворечник на столе. Спросить какую часть дети наклеют первой. Выполнение работ детьми. По ходу помочь затрудняющимся советом.

Воспитатель: Молодцы. Теперь настало время наклеить для скворцов домик. Покажите мне, пожалуйста, как вы будете держать кисточку? Клея будем набирать совсем чуть-чуть, чтобы аккуратно приклеивать части.

Приступайте к работе. (Дети наклеивают изображение под фоновую музыку)
Дети выкладывают скворечник из прямоугольника (корпус скворечника), треугольника (крыша), круга (леток) и полоски (насест).
По ходу работы детей воспитатель оказывает индивидуальную помощь.

После окончания аппликации.
Воспитатель: Замечательные скворечники у вас получились. А вы, ребята, как думаете, красивые вы домики наклеили? (Да.) А почему? (Потому что старались.) Ребята, посмотрите, а к нам прилетели скворцы. Сколько их? Я думаю, что скворцам очень понравились домики, и они с удовольствием поселятся в них и своим друзьям расскажут о ваших домиках, где они смогут все поселиться. Птички очень довольны и говорят вам спасибо

«Мы построили скворечник-
Дом веселого скворца.
Мы повесили скворечник
Возле нашего крыльца»

(развитие познавательных и творческих способностей детей)

Паспорт проекта

Вид проекта: творческий.

Продолжительность: краткосрочный (недельный).

Участники: воспитатели, дети средней группы, родители.

Образовательные области: коммуникация, познание, художественное творчество, труд, чтение художественной литературы, физическая культура.

Актуальность: в современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Экологическое образование детей дошкольного возраста имеет важное значение, так как в этот период ребёнок проходит самый интенсивный духовный и интеллектуальный путь развития. Большинство современных детей редко общается с природой. Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, работать в коллективе, словом развивать познавательные способности. Поэтому, участие в нашем проекте позволит максимально обогатить знания и представления детей о зимующих птицах, как им помочь пережить голодную и холодную зиму; развить связную речь, творческие способности, поисковую деятельность.

Цель: формировать у детей чувство сопричастности всему живому, гуманное отношение к природе и стремление проявлять заботу о птицах, создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе разработки детско-взрослого проекта «Мы – друзья зимующих птиц».

Задачи образовательных областей:

1. Познание:

расширять знания детей о жизни птиц зимой, об их внешнем виде, питании; знать и называть зимующих птиц; учить распознавать птиц по издаваемым звукам, по способам передвижения; воспитывать заботливое отношение, интерес к жизни птиц; формировать умение устанавливать связи между поведением птиц и изменениями в неживой природе.

2. Коммуникация:

формировать у детей навыки культуры слушателя, развивать диалогическую речь, побуждать к участию в беседе, продолжать учить отвечать на вопросы, составлять описательный рассказ с опорой на схему, строить развернутое суждение, умозаключение, активизировать в речи прилагательные и глаголы, характеризующие птиц.

3. Чтение художественной литературы:

развивать эмоциональную отзывчивость на произведения искусства и литературы, использовать образные слова и выражения, выразительно читать стихотворения о зимующих птицах наизусть.

уметь оказывать необходимую помощь, осваивать умения, обеспечивающие культуру труда на всех этапах трудового процесса, изготовить кормушки, подкармливать птиц, воспитывать бережное отношение к природе, живым существам.

5. Художественное творчество:

Рисование – учить детей рисовать птичку, передавая в рисунке форму тела (овальная), частей, цвет оперения; развивать творчество, закреплять умение рисовать красками, кистью.

Аппликация – учить передавать несложную композицию, составлять целый образ из деталей.

6. Физическая культура:

развивать двигательную активность, координацию движений, умение ориентироваться в пространстве, ловкость, быстроту реакции, упражнять в беге, в умении действовать по сигналу, в координации движений и речи.

Основные направления реализации проекта:

  • Непосредственно образовательная деятельность по теме «Зимующие птицы».
  • Совместная деятельность родителей и детей по изготовлению кормушек для конкурса «Птичья столовая».
  • НОД по образовательной области «Коммуникация»: составление описательного рассказа по предметной картинке с опорой на схему, таблицу.
  • Наблюдения за птицами, прилетающими к кормушке (повадки, внешний вид, кто и где любит находиться, устанавливать связи между поведением птиц и состоянием погоды).

Предварительная работа:

  • Поисковая работа по подбору иллюстративного материала по теме: «Мы – друзья зимующих птиц».
  • Чтение художественного произведения: А.Н. Толстой «Сорока», С.Снегирев «Как птицы и звери к зиме готовятся», Н.Сладков «Вежливая галка», Е. Трутнева «Воробей», «Ворона», В. Зотов «Ворона», «Снегирь», В. Бианки «Кто к кормушке прилетел».
  • Разучивание пальчиковой гимнастики «Ну-ка сосчитай - ка».
  • Разучивание отрывка из стихотворения Яшина «Покормите птиц зимой».
  • Дидактические игры: «Опиши, я отгадаю», «Кто знает, пусть продолжает», «Кто как голос подает?», «Четвертое лишнее», «Догадайся, о ком рассказываю», «Улетают – не улетают».
  • Знакомство с фольклором (загадки о зимующих птицах, народные приметы).
  • Беседы: «О чем щебечет воробей?», «Как помочь птицам зимой?», «Чем подкармливать зимующих птиц?», «Кто к кормушке прилетел?».
  • «Центр естествознания»: разместить модели строения тела птицы, предметные картинки с изображением зимующих птиц 9ворона, воробей, снегирь, синица, поползень и др.)
  • «Центр изодеятельности»: поместить трафареты птиц, книжки-раскраски «Птицы».
  • «Центр книги»: сделать подборку книг о зимующих птицах.
  • «Центр грамотности»: выложить в свободное пользование игры «Составь картинку», лото «Птицы», «Опиши, я отгадаю» (+ схема).
  • Подготовить материалы для родителей (консультация «Тематическая прогулка «Перелетные и зимующие птицы», рекомендации «Совместная деятельность родителей и детей



Актуальность проекта: Много птиц гибнет зимой: из десяти до весны доживает всего одна-две. Голодная птица не переносит даже слабых морозов. Гипотеза проекта: Если в течение зимних холодов, постоянно подкармливать птиц, то до весны выживут многие и станут приносить больше пользы, чаще будут радовать нас своей красотой и пением. В зимний период бескормицы каждый из нас может помочь птицам решить их проблемы! Значимая для детей проблема: Как же выживают в зимнее время наши друзья – птицы, чем мы можем помочь им в это трудное время?




Задачи проекта Расширять представления о зимующих птицах. Обобщить знания воспитанников полученные при наблюдении за повадками птиц. Расширять представления воспитанников и родителей о видах кормушек, способах их изготовления из разного материала. Заинтересовать родителей природоохранной деятельностью, довести до их сознания необходимость воспитания у детей любви и бережного отношения к птицам Научить детей правильно подкармливать птиц. Учить детей выполнять частично поисковую деятельность, анализировать её результаты, делать выводы. Воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать им в трудных зимних условиях.


Пути реализации проекта: Рассматривание познавательной литературы Просмотр презентации Воспитанник: -Имеющий представление о зимующих птицах. -Умеющий совместно со взрослыми изготовить кормушку из разного материала -Знающий, каким кормом подкармливать птиц. -Умеющий наблюдать, анализировать и делать выводы. Дидактические, подвижные игры Работа с семьей Беседы Наблюдения за птицами




Подготовительный этап Создание необходимых условий для реализации проекта: - обсуждение цели и задач с воспитанниками и родителями. - обоснование, предсказание путей реализации проекта. - подбор познавательной, художественной литературы. - Консультации для родителей «Как помочь птицам пережить зиму», «Поможем зимующим птицам», «Виды кормушек» - изготовление дидактических игр. - оформление стенгазеты «Покормите птиц зимой". - Выставка поделок из пластилина «Птички на ветке»






Основной этап (практическая часть) -исследовательская деятельность на участке (как помочь голодающим птицам?), подведение детей к выводу о создании кормушек для птиц; -конкурс кормушек (совместная деятельность родителей и детей); -оценка кормушек детьми подготовительных групп; -выбор места для кормушек (домашнее задание, узнать кого и чего боятся птицы); -в течение всего проекта ежедневное кормление птиц. -наблюдение, на какие кормушки прилетит больше птиц. -ежедневное заполнение детьми дневника наблюдений; -подведение детей к выводу о том, какими должны быть кормушки; -изучение корма для подкормки птиц, использование разных кормов; -наблюдение за тем, какой корм предпочитают птицы; -подведение детей к выводу о том, каким кормом можно кормить птиц, а каким нельзя.


Исследовательская деятельность на участке (как помочь голодающим птицам), подведение детей к выводу о создании кормушек для птиц; Посыпали корм на дорожку Но его затоптали Посыпали корм на снег возле кустиков Но корм замело снегом Дети пришли к выводу, что нужно сделать кормушки!

















Птички прилетали на все кормушки, но больше всего их видели на кормушке Марины Марина Андрей Ваня



















Заключительный этап Подведение итогов реализации проекта: -Итоговое интегрированное занятие, презентация проекта для детей (обобщение опыта, подведение итогов, анализ результативности работы); -Изготовление памяток для детей средней группы (запрещающие знаки, какой корм можно птицам); -Совместное с родителями изготовление запрещающих знаков для территории детского сада; -Обработка и оформление результатов проекта.

Экологические группы класса птиц

Различают следующие экологические группы птиц : пловцы, нырцы, водно-воздушные и водно-болотные птицы, птицы леса, хищные птицы и открытых пространств, более подробно каждая группа описана в таблице ниже.

Экологическая группа

Особенности строе-ния тела, полет

Чем питаются, тип клюва

Представи-тели

Птицы-пловцы

Туловище широкое, вальковатое, широко расставленные конеч-ности с хорошо раз-витыми перепонками

Пища - черви, моллюски, рачки, насекомые, водо-росли.

Клюв-цедилка

Гуси, утки, лебеди

Птицы-нырцы

Тело уплощено с бо-ков, центр тяжести отнесен назад, крылья малы, полет тяжелый, неманевренный

Пища - рыба, придонные жи-вотные. Клюв-пила

Баклан, чом-га, зиморо-док, гагара, пингвин

Водно-воздушные птицы

Полет парящий или машущий, ноги без плавательных пере-понок, некоторые мо-гут нырять с разлета

Пища - рыба, на-секомые, мыши, ящерицы, лягуш-ки и т.д.

Чайки, крач-ки, альбат-рос

Водно-болотные птицы

Хорошо развиты длинные ноги, паль-цы без перепонок (это облегчает хождение по топким местам)

1) пища-лягушки, змеи, рыбы; клюв длинный, острый;

2) пища - мелкие беспозвоночные; клюв зондирующий (длинньгй и тонкий); пища - мелкие рачки; клюв-цедилка

1) цапли, журав-ли

3) фламинго

Птицы леса

Мелкие или средние размеры, крепкий клюв, не очень хоро-шо летают

Пища - насеко-мые

Пестрый дя-тел, черный дятел (жел-на), тетерев и др.

Хищные птицы

Крепкий загнутый клюв, острые когти, острое зрение, быстро летают (планируют, пикируют и т.д.)

Большинство пи-тается позвоноч-ными

Грифы, ор-лы, совы

Птицы открытых пространств

Длинные ноги и шея

Пища - насеко-мые

Журавли, дрофа, страусы

Значение птиц в природе и жизни человека

Населяя самые разные места обитания, птицы неразрывно связаны с жизнью биологических сообществ. Для птиц характерен интенсивный обмен веществ. Поддерживая его, они потребляют большое количество как растительных, так и животных кормов. Значение птиц для человека во многом определено их ролью в природе.

ЗНАЧЕНИЕ ПТИЦ

В природе

Для человека

1. Ограничивают рост растений.

2. Содействуют опылению цветковых растений.

3. Способствуют распространению плодов и семян.

4. Ограничивают численность других животных (беспозвоночных, грызунов и т.д.)

5. Служат кормами для других животных (птиц, пресмыкающихся, млекопитающих)

1. Промысловые и домашние птицы поставляют мясо, яйца, пух

2. Насекомоядные и хищные птицы уничтожают вредителей сельского и лесного хозяйства

3. Птичий помет - ценное органическое удобрение

4. Эстетическое и научное значение

_______________

Источник информации: Биология в таблицах и схемах./ Издание 2е, - СПб.: 2004.


Самое обсуждаемое
Музыкальный праздник в подготовительной группе ДОУ по сказкам Чуковского Музыкальный праздник в подготовительной группе ДОУ по сказкам Чуковского
Принцип деления Европы на субрегионы Принцип деления Европы на субрегионы
Какие растения растут в пустыне Какие растения растут в пустыне


top