Настоящее время Präsens используется для описания действий или событий, происходящих в настоящий момент или будущем (при наличии обстоятельства времени).
Еще о настоящем времени в немецком языке читайте
Wir gehen zusammen ins Kino. – Мы все вместе идем в кино.
Nächste Woche gehen wir zusammen ins Kino. – На следующей неделе мы все вместе идем в кино.
Все личные и временные формы глаголов образуются от основы, которая, в свою очередь, образуется от начальной формы глагола – инфинитива.
В инфинитиве немецкие глаголы оканчиваются на -en (sehen, machen, schreiben).
Инфинитив есть, конечно, и у русских глаголов, он оканчивается на -(и)ть, -(а)ть, -(о)ть, -(е)ть, -(я)ть, напр.: говорить, давать, полоть, сидеть, применять. Основа (корень) глагола – это глагол без окончания, т.е.: sehen – seh, machen – mach, schreiben – schrei b и т.д.
В немецком языке различают сильные и слабые глаголы . Слабые глаголы спрягаются и образуют временные формы по правилам, в сильных существуют определенные особенности. Сильный глагол или слабый – следует запоминать. Сильные глаголы в словаре обозначаются звездочкой, а их особенности в образовании временных форм обычно указаны в таблице в конце словаря.
К слабым глаголам относятся такие глаголы, как: sagen, machen, warten, erzählen .
В настоящем времени (презенс) такие глаголы спрягаются при помощи присоединения к основе следующих личных окончаний:
ich | sag-e | wir | sag-en |
du | sag-st | ihr | sag-t |
er | sie | sag-en | |
sie | sag-t | ||
es | Sie | sag-en |
По такому же правилу спрягаются и многие сильные глаголы:
schreiben | gehen | verstehen | schreiben | gehen | verstehen | ||
ich | schreib-e | geh-e | versteh-e | wir | schreib-en | geh-en | versteh-en |
du | schreib-st | geh-st | versteh-st | ihr | schreib-t | geh-t | versteh-t |
er | sie | schreib-en | geh-en | versteh-en | |||
sie | schreib-t | geh-t | versteh-t | ||||
es | Sie | schreib-en | geh-en | versteh-en |
У большинства же сильных глаголов во 2-м и 3-м лице единственного числа происходят корневые изменения.
Глаголы с корневым гласным -е меняют его во 2-м и 3-м лице ед. числа на -(i)e .
sprechen | sehen | lesen | sprechen | sehen | lesen | ||
ich | sprech-e | seh-e | les-e | wir | sprech-en | seh-en | les-en |
du | spri ch-st | sie h-st | lie s-t | ihr | sprech-t | seh-t | les-t |
er | sie | sprech-en | seh-en | les-en | |||
sie | spri ch-t | sie h-t | lie s-t | ||||
es | Sie | sprech-en | seh-en | les-en |
Обратите внимание, что у глаголов, основа которых оканчивается на s, -ss, -x, -z, -tz в личном окончании второго лица ед. числа s выпадает и совпадает поэтому с формой третьего лица ед. ч.
→ Lesen – liest (а не liesst!)
→ Beißen – beißt (а не beißst!)
→ Boxen – boxt (а не boxst!)
Глаголы, основа которых оканчивается на -d, -t, а также на -m, -n с предшествующим согласным (-ffn, — gn, -chn, — dm, — tm) , добавляют во 2 и 3 лице ед. ч. соответственно окончания -est и -et .
arbei t en | atmen | |
ich | arbeit-e | atm-e |
du | arbeit-est | atm-est |
er | ||
sie | arbeit-et | atm-et |
es |
В немецком языке есть глаголы с отделяемыми и неотделяемыми приставками. К отделяемым приставкам относятся: -ab, -an, -auf, -aus, -bei, -ein, -mit, -zu, -vor, -wieder, -her.
Особенностью этих приставок является то, что они в определенных грамматических формах отделяются от глагола. Например, в настоящем времени (Präsens) они отделяются и выносятся на последнее место:
→ Wo kommst du her? (herkommen).
→ Der Zug kommt um 12.30 in München an. (ankommen).
→ Heute ziehe ich was Schönes an, ich habe Besuch (anziehen).
→ Kommt Herr Bauer zum Abendessen mit? (mitkommen).
К неотделяемым приставкам относятся: -be, -ge, -er, -ver, -zer, -ent, -emp, -miss, -wider . Они никогда не отделяются от глагола:
→ Gefällt dir dieses Kleid?
→ Verstehst du, was der Schaffner sagt?
→ Mein Opa erzählt oft von dem Krieg.
Упражнения/ ÜBUNGEN
1. Прочитайте следующие описания и определите, о каком помещении идет речь:
1. Klaus ist wieder zu Hause und ruht sich nach der Arbeit aus. Vor ihm auf dem Tisch liegt
eine Zeitung, steht eine Tasse Kaffee, in der Ecke läuft der Fernseher. Klaus sitzt gerne nach
der Arbeit im…
2. Du kommst nach Hause, du hast Hunger. Auf dem Tisch findest du eine Obstschale, aber
das kann deinen Hunger nicht stillen. Du hast keine Lust, musst aber noch selber was
kochen. Du gehst in …
3. Die Kinder sind müde. Sie haben den ganzen Tag getobt und wollen ins Bett. Aber erst
sollen sie noch Zähne putzen. Sie gehen in…
4. Ich habe heute Besuch. Die ganze Familie kommt zum Frühstück. Ich backe Brötchen,
packe den Aufschnitt aus, mache Kaffee. Den Tisch für 12 Personen im … habe ich schon
gedeckt.
5. Es ist so schön warm heute! Viel zu schade, um drin zu sitzen! Wollen wir heute draußen
auf der … frühstücken?
6. Willst du gleich die Wohnung sauber machen? Wir helfen dir. Ich räume im Wohnzimmer
auf, Anna kann staub saugen und Peter…wo ist er eigentlich? Noch nicht wach?! Er ist doch
nicht noch im …?!
Составьте 3 подобные загадки от 1 лица ед. ч.; 1 лица мн. ч.; 2 лица ед.ч.
2. Прочитайте следующий текст, переведите его, выпишите все глаголы, определите их лицо и число и проспрягайте их письменно (глагол werden имеет особое спряжение).
Ich heiße Tanja. Ich bin Betreuerin und warte auf die Studenten, die gleich mit dem Zug in Berlin ankommen. Wenn alle da sind, gehen wir zusammen zum Bus und er bringt uns in die Orte, wo die Studenten ihr Praktikum machen werden. Ihre Gastfamilien warten schon auf sie. Einige Studenten sprechen sehr schlecht deutsch und brauchen besondere Unterstützung. Heute kommen sechs Studenten. Ein Mädchen, Anja, spricht deutsch nicht besonders gut, versteht aber alles. Andere Studenten sagen, dass sie etwas schüchtern ist und überhaupt nicht viel spricht, die schriftliche Prüfung hat sie aber gut bestanden! Na ja, in einem halben Jahr wird sich das ändern! Nach einem Jahr Praktikum können die meisten Studenten Deutsch viel besser! Man muss nur fleißig sein.
Итак, Вы подобрались к теме: немецкий язык времена . Что нужно понимать, прежде чем Вы начнете в нее углубляться? Все очень просто! В немецком языке также как и в нашем, прежде всего, рассматриваем три временные плоскости: настоящее, прошедшее и будущее. В некоторых из них мы работаем просто со смысловым глаголом, а в некоторых помимо смысловых нам также нужны помощники в виде вспомогательных глаголов.
Давайте рассмотрим времена в немецком языке нагляднее!
Система времен в немецком языке
В нашей презентации темы: времена в немецком языке таблица для передачи действия в настоящем, прошедшем и будущем выглядит так:
Таблица времен в немецком языке:
Формулы времен в немецком языке
Образование времен в немецком языке удобнее всего представить в виде формул, основное внимание в которых уделяется изменениям глагола.
Случаи употребления того или иного времени:
Präsens (настоящее) | действие происходит сейчас или регулярно | Ich koche
täglich
. Я готовлю каждый день. |
Präteritum (прошедшее повествовательное) | в докладах, рассказах, сообщениях | Sie sah
sehr müde aus. Sie war
schon alt und konnte
kaum schlafen.
Она выглядела очень уставшей. Она была уже стара и едва могла спать. |
Perfekt (прошедшее разговорное) | преимущественно в разговорной речи | -Wie hat
sie ausgesehen
?
- Sie hat sehr müde ausgesehen . - Как она выглядела? - Она выглядела очень уставшей. |
Plusquamperfekt
(предпрошедшее) |
предшествование одного действия другому в прошлом. В тандеме с формой Präteritim. | Er machte
die Tür zu, nachdem sie die Kerzen ausgepustet hatte
.
Он закрыл дверь, после того как она задула свечи. |
Futur 1 (будущее) | действия в будущем времени, а также может использоваться как приказ | Ich werde an einer Uni studieren.
Я буду учиться в университете. Du wirst das machen! Ты это сделаешь! (приказ) |
Есть еще один тип времени Futur II для передачи законченного действия в будущем к моменту начала другого действия в будущем. Но оно употребляется крайне редко, поэтому мы решили его не рассматривать в формате данной статьи.
Есть сложности с изучением языка? Преподаватели нашей студии используют классические и новейшие методики преподавания, воспользуйтесь нашим предложением: немецкий для начинающих в группах и с репетитором, деловой немецкий.
Введение
Презенс - наиболее часто используемая форма в немецком языке. Эта временная форма употребляется для выражения настоящего и будущего времени.
Beispiel
Das ist Felix. Jeden Dienstag geht er zum Fußballtraining. Er spielt
Nächsten Sonntag um 14 Uhr hat
Употребление
- Факт или состояние в настоящий момент времени.
Например: Das ist Felix. Это Феликс. - Действие, происходящее в настоящем однажды или несколько раз, либо никогда не происходящее.
Например: Jeden Dienstag geht er zum Fußballtraining. По вторникам он ходит на тренировки по футболу. - Действие, которое выражает, как долго что-то уже происходит.
Например: Er spielt schon seit fünf Jahren Fußball. Он уже пять лет играет в футбол. - Заранее запланированное действие в будущем.
Например: Nächsten Sonntag hat seine Mannschaft ein wichtiges Spiel. В следующее воскресенье у его команды будет важная игра.
Образование
Окончание инфинитива en опускается и вместо него присоединяются следующие окончания:
Глаголы sein и haben относятся к неправильным (нерегулярным):
Особенности образования
- В глаголах, основы которых оканчиваются на d/t
, появляется дополнительная гласная e
перед окончаниями st
и t.
Исключение составляют случаи, когда корневая гласная меняется.
Например: warten – du warte st, er warte t, ihr warte t но: laden – du lädst, er lädt, ihr lade t (Изменение гласной a на ä ) halten – du hältst, er hält, ihr halte t - s/ß/x/z
, буква s
в окончании во 2-м лице ед. числа опускается.
Например: tanzen – du tanzt (не: tanzst) - Если основа слова оканчивается на ie
, буква е
в окончании опускается.
Например: knien – ich knie, wir knien , sie knien (не: kniee , knieen) - В некоторых сильных глаголах основа слова изменяется.
Например: lesen – ich lese, du lie st, er lie st, wir lesen, ihr lest, sie lesen - Если инфинитив оканчивается на eln/ern
, буква е
в окончании опускается. В словах с окончанием eln в
1-м лице ед. числа также может опускаться буква е
основы слова.
Например: lächeln – ich läch(e )le, wir lächeln , sie lächeln wandern – ich wandere, wir wandern , sie wandern
В немецкой грамматике мы наблюдаем некоторые структурные аналогии с русским языком. Конкретно, в том и другом языке глагол (глаг.) указывает действия в реальный момент времени, на прошедшие или будущие события, то есть он используется в Gegenwart, Zukunft и для выражения действий в Vergangenheit. На этом сходство с русской грамматикой заканчивается, потому что немецкому присуще свои некоторые нюансы, в которых необходимо основательно разобраться.
Das Präsens – простая, не сложная временная форма, состоящая только из глаг. в Infinitiv и описывающая событие или действие, протекающее в данное время. Das Präsens образуется прибавлением к корню слова личных окончаний.
Рассмотрим личные флексии глаголов.
Person (P.) Singular P. Plural
1.P. ich —e 1.P. wir —en
2.P. du —(e)st 2.P. ihr —(e)t
3.P. er, sie, es —(e)t 3.P. sie —en
Окончания у немецких глаг. для вежливой формы на Вы(Sie) совпадают с 3.P. Plural.
Спряжение в Gegenwart.
Infinitiv: schweigen – молчать, основа глаг. schweig плюс личные окончания.
Ich schweig-e wir schweig-en
du schweig-st ihr schweig-t
er,sie,es schweig-t sie schweig-en
Sie schweig-en
Schwache Verben (Глаг. слабого спряжения), основы которых содержат в своём окончании согласные буквы t,d,m,n получают соединительную гласную –(e) после основы перед личным окончанием во 2.P., 3.P. Singular и 2.P. Plural, что отображено в таблице.
Слабые глаг., содержащие в своём корне гласные буквы a,o,дифтонг au получают Umlaut в структуре 2.P., 3.P. Singular.
tragen(носить) laufen(бежать)
Ich trage eine Tasche. Ich laufe nicht schnell.
Du trä gst eine Tasche. Du läu fst schnell.
Er(sie,es) trä gt eine Tasche Er(sie,es) läu ft sehr schnell
Многие формообразования сильных глаг. получают при изменении в настоящем времени особенности написания. Необходимо просто запомнить эти формы.
Особенно следует выделить модальные (выражающие отношения к действию) плюс wissen/знать/, которые имеют свои нюансы спряжения:
а) Изменение в корне глагола гласной буквы(1.P., 2.P., 3.P., в Singular). Исключение составляет sollen.
б) Отсутствие флексий в 1.P., 3.P. в Singular.
Для глаг. haben, tun, sein, werden, существуют свои правила. Особенность – разные основы в Präsens. Рассмотрим подробнее изменение глаг. sein/быть/ в предложениях:
Ich bin fleißig. Wir sind fleißig.
Du bist faul. Ihr seid faul.
Er(sie,es) ist lustig Sie sind ordentlich.
Sie sind traurig.
Группа возвратных глаг. с sich имеет ряд следующих существенных особенностей:
а) sich сохраняется только для 3.Person Singular и Plural;
б) в остальных случая употребляется Akkusativ(винительный падеж) личных местоимений.
Пример: sich erholen(отдыхать)
Ich erhole mich jeden Sommer am Meer. /Каждое лето я отдыхаю у моря./
Du erholst dich jeden Sommer am Meer. /Каждое лето ты отдыхаешь у моря./
Er(sie,es) erholt sich jeden Sommer am Meer. /Он(она, оно) каждое лето отдыхает у моря./
Wir erholen uns jeden Sommer am Meer. /Мы каждое лето отдыхаем у моря./
Ihr erholt euch jeden Sommer am Meer. /Вы каждое лето отдыхаете у моря./
Sie erholen sich jeden Sommer am Meer. /Они каждое лето отдыхают у моря./
Sie erholen sich jeden Sommer am Meer. /Каждое лето Вы отдыхаете у моря./
Итак, в немецком Präsens употребляется в разных случаях.
1. Действие, происходящее в текущий отрезок времени. Der Student antwortet schnell und richtig. /Студент отвечает правильно и быстро./
2. Действие, которое постоянно повторяется. Jedes Jahr findet in unserer Stadt Festival der Kammermusik statt. /Каждый год в нашем городе проходит фестиваль камерной музыки./
3. Для обозначения Zukunft, когда это ясно из контекста. Bald beginnt die Show. Вместо: Die Show wird in Kürze beginnen.
Из всех временных форм глаг. немецкой грамматики мы рассмотрели только Präsens.
Präsens - временная форма в немецком языке, использующаяся для выражения какого-либо постоянно повторяющегося действия, состояния или события в настоящем времени.
Образование предложений в Präsens
При образовании вопросительных, утвердительных или отрицательных предложений в данной временной форме нужно обратить внимание на порядок слов в предложении, а также на три основные глагола, склоняющихся по лицам определённым образом:
- machen - делать (и все остальные глаголы, например: (ходить, рисовать, заканчивать и др.)
- sein - быть, находится, являться.
- haben - иметь; обладать.
Ниже приведены примеры с применением этих глаголов во всех трёх типах предложений.
Вопросительные предложения
Правила образования вопросительных предложений немецкого языка ф форме настоящего времени отражены в нижеследующей таблице:
Вопросительные предложения в Präsens | |
---|---|
Глагол - machen | |
(W-fragen) |
Mache
ich die Arbeit jeden Tag? - Делаю ли я работу каждый день?
|
Глагол - sein | |
(W-fragen) |
Bin
ich ein gut Student? - Я хороший студент?
|
Глагол - haben | |
(W-fragen) |
Habe
Ich ein Auto? - У меня есть машина?
|
- Все общие вопросительные предложения начинаются с глагола, а специальные вопросы начинаются с вопросительного слова (W-Fragen), а затем используется глагол.
Утвердительные предложения
Утвердительная форма предложений настоящего времени формируется по тем же правилам, как и вопросительные предложения, только смысловой глагол используется сразу после того или иного сказуемого. Данные правила представлены в нижеследующей таблице:
Утвердительные предложения в Präsens |
---|
Глагол - machen |
Ich mache
die Arbeit jeden Tag - Я делаю работу каждый день.
|
Глагол - sein |
Ich bin
ein gut Student - Я хороший студент.
|
Глагол - haben |
Ich habe
ein Auto - У меня есть машина.
|
- Необходимо знать, что во всех утвердительных формах предложений на втором после подлежащего употребляется сказуемое, выраженное глаголом, т.е. на втором месте в предложении всегда стоит глагол.
Отрицательные предложения
Отрицательные предложения в немецком языке разделяются на два основных вида:
- Отрицание глагола или прилагательного (отрицание какого-либо действия или свой свойства существительного) прибавляя частичку "nicht". При этом данная частичка используется в простых предложениях сразу после глагола.
- Отрицание существительных (отсутствие какого-либо объекта или отрицание его свойства, качества) прибавляя частичку "kein " для мужского и среднего рода, либо "keine " для женского рода или существительного во множественном числе. При этом надо также учитывать, в каком падеже стоит существительное и какой его род, так как это влияет на окончание отрицательной частицы. Это относится к теме склонение существительных в немецком языке.
Ниже предоставлены примеры таких отрицательных предложений в настоящем времени:
Отрицательные предложения в Präsens |
---|
Отрицание глагола (какого-либо действия) |
Глагол - machen |
Ich mache
nicht
die Arbeit jeden Tag - Я не выполняю
работу каждый день.
|
Отрицание существительного / прилагательного |
Глагол - sein |
Ich bin kein
gut Student - Я не хороший студент.
|
Детали образования предложений в настоящем времени
- Обратите внимание на использования личных окончаний в глаголе для того или иного лица. А также на форму множественного числа существительных .
- Следует знать, что существительные женского рода имеют окончание "-in ". Например: Student - студент; Studentin - студентка .
- Обратите внимание на личные окончания глаголов в том или ином лице.
- Обращайте внимание на существительное в предложении, так как оно должно быть в соответствующем падеже и иметь свой род.
Обстоятельства времени, используемые в Präsens
При формировании того или иного предложения в настоящем времени немецком языке можно использовать следующие обстоятельства времени:
- Jede Sekunde / Minute / Stunde / Woche - каждую секунду / каждый час / каждую неделю
- Jeden Morgen / Abend / Tag / Monat / Jahr / 10 Jahre - каждое утро / каждый вечер / день / месяц / год / каждые 10 лет
- Morgens / abends abends - по утрам / по вечерам
- Immer - всегда
- Selten - редко
- Zeit zur zeit - время от времени
Упражнения по теме Präsens
- Раздел в доработке
Заключение
Использование настоящего времени в немецком языке не такая сложная тема. Необходимо обратить внимание на использование личных окончаний глаголов для того или иного лица. Падеж и род в котором стоит существительное, так как от это зависит окончание артикля или прилагательного, порядок слов в предложении.
Если у Вас возникли вопросы по данной теме или же есть правки, дополнения идеи к данной статье, то оставляйте свои сообщения в специально созданной теме на странице нашего форума.
Другие статьи о грамматике английского языка
Грамматика немецкого языка | |
---|---|
Общие правила | Образование предложений Артикли Множественное число существительных Падежи |