Правовое регулирование финансирования бюджетных учреждений. Правовое регулирование финансирования бюджетных учреждений Внебюджетные средства бюджетных организаций включаются в

Правовое регулирование финансирования бюджетных учреждений. Правовое регулирование финансирования бюджетных учреждений Внебюджетные средства бюджетных организаций включаются в

Учреждениям и организациям бюджетной сферы и сметно-бюджетного финансирования еще в условиях плановой экономики разрешалось иметь источники доходов, существовавшие вне бюджета . Они назывались внебюджетными и строго регулировались законодательством.

В современных условиях внебюджетные средства приобрели исключительно важное значение. Их понятие значительно расширилось. Внебюджетные средства можно условно классифицировать по группам. Главным критерием такой классификации следует признать характер источника доходов внебюджетных средств - заработанные доходы и незаработанные доходы. Такое деление признается в большинстве развитых стран.

К заработанным доходам бюджетной организации относятся специальные средства, полученные не от основной ее деятельности, но связанные с ней.

Незаработанные доходы - это средства бюджетного учреждения, не связанные с результатами его труда и не подлежащие возврату. К ним можно отнести:

  • доходы от ценных бумаг (акций, облигаций , векселей и др.) в виде дивидендов и процентов;
  • добровольные пожертвования от национальных и иностранных юридических и физических лиц (спонсоров);
  • взносы в виде благотворительных отчислений от государственных, общественных и других организаций.

К данной категории доходов можно также причислить передачу материально-технических средств от юридического лица бюджетной организации, например, вследствие ликвидации или реорганизации.

Основными доходами все же являются специальные средства. По источникам образования они крайне разнообразны. Значительная их часть создается:

  • от использования принадлежащего организации имущества , зданий, оборудования;
  • от эксплуатации транспорта;
  • от производственной деятельности учебно-вспомогательных подсобных предприятий и хозяйств, лечебно-трудовых мастерских (от работы больных, находящихся на излечении).

К специальным средствам относится также плата:

  • за повышение квалификации, переподготовку кадров;
  • за различные платные курсы (игра на музыкальных инструментах, изучение иностранных языков и др.).

Немалую роль в образовании специальных средств играют различные платные услуги , оказываемые учреждениями (научные, юридические, информационные и т.п.), проведение экспертиз (медицинских, бухгалтерских, криминалистических).

Специальные средства должны иметь целевой порядок расходования, т.е. использоваться на те объекты, с которых получены доходы:

  • на содержание и ремонт зданий, транспорта;
  • расширение и совершенствование учебных мастерских;
  • улучшение питания и культурно-бытового обслуживания больных и т.д.

По каждому виду специальных средств бюджетное учреждение составляет отдельные сметы. Порядок составления, утверждения и исполнения таких смет в целом соответствует сметному процессу бюджетного финансирования. Эти сметы действуют с 1 января по 31 декабря. Теперь для всех смет - бюджетных и специальных - существует один порядок: все не израсходованные к концу финансового года средства бюджетной организации остаются в ее распоряжении на следующий год.

К внебюджетным средствам относятся депозиты. Они представляют собой суммы денежных средств , временно поступающие в распоряжение бюджетных организаций и при наступлении определенных условий подлежащие возврату или зачислению по принадлежности. К этим средствам относятся: своевременно не полученные заработная плата и стипендии студентов; суммы, получаемые судебными исполнителями при исполнении судебных решений; средства больных, которые могут находиться на депозитных счетах лечебных учреждений.

Депозитные суммы находятся на счетах бюджетных организаций до определенного срока : для передачи физическим лицам - три года; юридическим лицам - один год; бюджетным организациям - до 31 декабря того года, в котором эти суммы были внесены, а суммы, внесенные на депозит по нерешенным судебным делам, хранятся до 31 декабря того года, в котором суд вынес решение по существу. По истечении указанных сроков невостребованные суммы перечисляются в доходы соответствующего бюджета.

Наряду с ассигнованиями из бюджета бюджетные учреждения имеют источники доходов, которые они получают не из бюджета, а от разных предприятий, организаций, учреждений, граждан, объединений граждан за выполнение для них работы или услуги (специальные средства) в зависимости от профиля бюджетного учреждения (вуз, больница и т.п.). На счета бюджетных учреждений поступают суммы для временного хранения (депозитные суммы), для выплат по целевому назначению определенным юридическим лицам или гражданам (суммы по поручениям). Таким образом, внебюджетные средства бюджетных учреждений объединяются в три вида: специальные, депозитные и суммы по поручениям. К специальным средствам относятся: доходы от эксплуатации транспорта; арендная и квартирная плата и другие доходы от зданий и помещений, а также поступления от субарендаторов за объединенное хозяйственное обслуживание (отопление, уборщика помещений, телефон и т.д.), т.е. средства, получаемые в результате выполнения однотипных форм деятельности бюджетными учреждениями независимо от профиля их основной деятельности. Специальные средства получают бюджетные учреждения и в результате проведения мероприятий, которые соответствуют характеру их основной деятельности: например, средства. Поступающие от родителей за обучение детей в дошкольных и образовательных бюджетных учреждениях; плата за обязательные осмотры медицинскими учреждениями лиц, работающих в пищевой промышленности, и т.д. В современных условиях перехода к рыночным отношениям большое значение приобрели внебюджетные средства, получаемые бюджетными учреждениями от выполнения работ, услуг, предпринимательской деятельности как дополнительный источник финансирования деятельности этих учреждений. Депозитные суммы - это средства, поступающие на временное хранение бюджетным учреждениям с обязательством возврата по требованию владельца. К ним относятся залоги, денежные средства больных, находящихся на стационарном лечении в лечебных учреждениях, и т.д. Суммы по поручениям - денежные средства, которые переводятся предприятиями, учреждениями и организациями на выполнение конкретных заданий в соответствии с действующим законодательством (например, суммы единовременной помощи, выделяемые работникам подведомственных учреждений из централизованного фонда министерства). В отношении этих видов внебюджетных средств бюджетных учреждений права их руководителей ограниченны. Так, распорядители бюджетных кредитов не имеют права даже временно использовать денежные средства из сумм по поручениям и депозитов на потребности своего учреждения. Депозитные средства возвращаются по первому требованию владельца. Суммы по поручениям выдаются лицам, указанным в поручении. В бюджетных учреждениях, переведенных на новые условия хозяйствования, средства, полученные из бюджета и других источников, образуют единый фонд финансовых средств. Бюджетные средства, выделенные по долгосрочным экономическим нормативам, поступления по договорам за выполненные работы (услуги), поступления от оказания услуг населению, добровольные взносы юридических лиц и граждан в виде денежных средств поступают в Единый фонд финансовых средств бюджетных учреждений, если сделавшие взносы не определили их целевое назначение. При целевом назначении добровольных взносов они зачисляются непосредственно в соответствующие фонды и расходуются на указанные вносителем нужды.

В настоящее время условия хозяйствования как коммерческих, так и бюджетных учреждений претерпевают существенные изменения. Бюджетные организации, в сравнении с коммерческими предприятиями имеют более сложную структуру учета денежных средств. В отличие от коммерческих организаций, бюджетные организации получают субсидии из бюджета. Кроме того, они могут вести предпринимательскую деятельность и получать внебюджетные доходы от внебюджетной деятельности.

В данной статье мы более подробно рассмотрим именно внебюджетные средства от деятельности, приносящей доход казенным, автономным и государственным бюджетным учреждениям образования, здравоохранения, культуры, разберем как они учитываются, какие внебюджетные источники финансирования бюджетных учреждений и что необходимо знать при оказании платных услуг в бюджетном учреждении.

В первую очередь обратимся к понятию «бюджетное учреждение».

Бюджетное учреждение - организация, созданная органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, деятельность которой финансируется из соответствующего бюджета и бюджета государственного внебюджетного фонда на основании сметы доходов и расходов. Бюджетные учреждения - учреждения непроизводственной сферы (социально-культурные, органы государственной власти и государственного управления, обороны, суды, прокуратура), получающие денежные средства на осуществление своей деятельности из государственного бюджета.

Бюджетные средства и средства, полученные за счет внебюджетных источников, учитываются образовательными учреждениями на счетах органа Федерального казначейства или, при не казначейском обслуживании – на счетах кредитных организаций, а также в кассе и прочих денежных документах.

Все денежные средства, полученные учреждениями, учитываются раздельно, по следующим группам:

По целевому назначению (субсидии на выполнение государственного муниципального задания, средства, полученные от предпринимательской деятельности, а также целевые субсидии);
по источникам финансирования (денежные средства, полученные из федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации и из местных бюджетов);
по месту учета (денежные средства могут храниться на казначейских счетах, в банке и в кассе);
по способу вложения (безналичные средства, наличные, чековые книжки, денежные документы и т.д.).

Средства в иностранной валюте и средства в пути учитываются в отдельном порядке. Учет всех денежных средств учреждения регламентируется Приказом Минфина РФ N 174н "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению".

Обратим внимание более подробно на первую группу и поговорим о денежных средствах, полученных от предпринимательской деятельности. При ведении учреждением приносящей доход деятельности важно понимать, как правильно распоряжаться полученными средствами. В первую очередь разберем понятие внебюджетных средств бюджетного учреждения.

Внебюджетные средства бюджетных учреждений – это доходы, получаемые бюджетными учреждениями помимо ассигнований, выделяемых из бюджета.

Выделяют три вида внебюджетных средств:

Специальные (денежные средства, полученные от выполнения организаций работ или услуг),
депозитные (суммы для временного хранения),
суммы по поручениям (суммы, для выплат по целевому назначению юридическим лицам или гражданам).

Как и любая другая некоммерческая организация, бюджетное учреждение может распоряжаться полученными от предпринимательской деятельности средствами в рамках определенных норм, регулируемых нормативно-правовыми актами, в частности таковыми являются:

Гражданский кодекс РФ;
Бюджетный кодекс РФ;
Приказ Минфина РФ N 174н "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению";
Закон РФ N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (для образовательного учреждения);
Устав бюджетного учреждения.

Внебюджетные доходы бюджетных учреждений могут формироваться с помощью различных видов деятельности: с помощью использования рыночных принципов функционирования, посредством привлечения средств юридических и физических лиц, осуществляющих благотворительную деятельность. Также внебюджетными источниками финансирования бюджетных учреждений могут являться: средства, полученные от сдачи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в аренду.

В основном, доходы от предпринимательской деятельности формируются за счет оказания платных услуг сверх объема, установленного государственным муниципальным заданием.

Бюджетные учреждения имеют право оказывать платные услуги или вести иную предпринимательскую деятельность, приносящую доход. Учреждения здравоохранения и образования относятся к организациям, кому законодательно разрешено осуществлять предпринимательскую деятельность.

Для осуществления некоторых видов деятельности учреждение должно в обязательном порядке получить соответствующую лицензию.

Однако важно отметить, что такая деятельность имеет место быть, только если она способствует достижению целей, ради которых учреждение создано (п. 3 ст. 298 ГК РФ). Например, детский сад не имеет право оказывать услуги по ремонту зданий или заниматься продажей продуктов. В тоже время детские сады берут плату за содержание ребенка, а школы могут организовывать платные кружки и секции, т.к. это помогает им вести основную деятельность – воспитание или образование. Порядок введения платных услуг установлен в статье 65 Закона РФ N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", которая определяет условия установления платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

Бюджетное учреждение может осуществлять предпринимательскую деятельность, только если это отражено в специальных учредительных документах. Следовательно, бюджетное учреждение должно получить разрешение у вышестоящей организации (учредителя, собственника его имущества), после чего данное разрешение закрепляется в учредительных документах и в уставе учреждения (п. 3 ст. 298 ГК РФ; п. 2 ст. 24Закона N 7-ФЗ).

При наделении законодательством права на ведение предпринимательской деятельности, учреждение обязано открыть лицевой счет. Вместе с возможностью осуществлять предпринимательскую деятельность, законодательство в некоторых случаях может вести прямой запрет на неё. Если предпринимательская деятельность несет вред уставной образовательной деятельности учреждения, то учредитель имеет право запретить оказание платных услуг.

Бюджетное учреждение может распоряжаться доходами от предпринимательской деятельности, только согласно плану финансово-хозяйственной деятельности, где четко прописаны статьи расходов бюджетной организации. Приносящая доход деятельность бюджетного учреждения является налогооблагаемой деятельностью. Порядок налогообложения бюджетных организаций определен Налоговым кодексом Российской Федерации (НК РФ N 117-ФЗ).

Расходы по приносящей доход деятельности формируют стоимость оказания платных услуг на основе первичных документов. Вся информация о начисленных расходах должна раскрываться в бухгалтерской отчетности, в зависимости от того, признаются данные расходы финансовым результатом или нет.

Финансовый результат по предпринимательской деятельности – это разница между доходами и расходами, признающимися финансовым результатом. Положительный финансовый результат отражается в бухгалтерской отчетности и подлежит к уплате налога на прибыль. Чаще всего, в бюджетных образовательных учреждениях финансовый результат равен нулю, поэтому налог на прибыль не платиться.

На основе всего вышесказанного, можно сделать вывод, что предпринимательская деятельность бюджетных учреждений крайне отличается от коммерческих организаций. Основное отличие заключается в целях создания платных услуг, которые в бюджетном учреждении должны соответствовать общему назначению учреждения (образование, здравоохранение и т.д.). Кроме того, и доходы от предпринимательской деятельности, и расходы бюджетного учреждения должны быть согласованы с вышестоящей организацией.

Основными актами бюджетного законодательства, регулирующими бюджетные отношения в 2018 году, являются:

— Бюджетный кодекс (БдК);

— Закон о республиканском бюджете на 2018 год <*> .

Причем данные документы регулируют не только вопросы бюджетного финансирования. Они также вмещают в себя нормы закона, касающиеся внебюджетных средств бюджетных организаций.

Рассмотрим в данном материале, как используются и куда зачисляются внебюджетные средства бюджетных организаций согласно бюджетному законодательству в 2018 году.

Средства бюджетных организаций от приносящей доходы деятельности

Бюджетные организации вправе заниматься деятельностью, приносящей им доход <*> .

В общем случае в 2018 году средства, получаемые бюджетными организациями от этой деятельности, после уплаты налогов, сборов (пошлин), иных обязательных платежей и осуществления расходов, связанных с приносящей доходы деятельностью, в т.ч. в части возмещения произведенных расходов бюджета, остаются в их распоряжении и используются в соответствии с законодательством <*> .

Как правило, бюджетные организации размещают средства, полученные от внебюджетной деятельности, на расчетных счетах, открытых в банках <*> .

На заметку
Свободные денежные средства, полученные от внебюджетной деятельности, бюджетные организации могут разместить в банковские вклады (депозиты). С 1 января 2018 г. в БдК введена норма о том, что порядок такого размещения устанавливается Правительством по согласованию с Нацбанком <*> .

Средства госорганов от приносящей доходы и иной деятельности

По общему правилу, средства, получаемые госорганами помимо бюджетного финансирования, в т.ч. от сдачи в аренду имущества, зачисляются в соответствующие республиканский и местные бюджеты <*> .

Вместе с тем ряд госорганов освобожден от обязанности зачислять получаемые ими средства в бюджет. Они остаются в распоряжении этих организаций и в общем случае используются ими в порядке, определенном Правительством <*> .

Приведем список этих организаций и перечень средств, остающихся в их распоряжении в 2018 году <*> :

Наименование госорганов Вид средств, получаемых госорганами и остающихся в их распоряжении
Департамент по материальным резервам МЧС Средства:

— от выпуска и заимствования матценностей мобилизационного материального резерва (если иное не установлено Президентом);

— от штрафов и пеней за нарушение законодательства по операциям с этими матценностями (в необходимых объемах)

Посольство Республики Беларусь в Российской Федерации (Деловой и культурный комплекс, в т.ч. хозяйственно-административное объединение) Средства от осуществления приносящей доходы деятельности
Министерство обороны
Комитет госбезопасности
Следственный комитет
Госпогранкомитет
Департамент по надзору за безопасным ведением работ в промышленности МЧС (Госпромнадзор)
Все госорганы

На заметку
Безвозмездная (спонсорская) помощь, предоставляемая госорганам в виде денежных средств, перечисляется соответственно в республиканский, местные бюджеты, зачисляется на счета этих органов, учитывается отдельно и используется на создание и укрепление их материально-технической базы <*> .

Средства, получаемые госорганами (организациями) и подлежащие зачислению на ЕКС

Как отмечалось выше, в общем случае бюджетные организации размещают средства, полученные от внебюджетной деятельности, на расчетных счетах, открытых в банках. Вместе с тем некоторые бюджетные организации (в т.ч. госорганы) обязаны зачислять определенные средства, полученные от внебюджетной деятельности, на единый казначейский счет (ЕКС).

Список организаций, зачисляющих денежные средства от внебюджетной деятельности на ЕКС в 2018 году, по сравнению с 2017 годом, существенно дополнен и в настоящий момент включает в себя следующие госорганы и госорганизации (далее — госорганы (организации)) <*> :

Наименование госорганов (организаций) Вид средств, получаемых госорганами (организациями), подлежащих зачислению на ЕКС
Минобороны Средства от сдачи вторсырья и драгметаллов
Комитет госбезопасности
Следственный комитет
Госпогранкомитет
Органы внутренних дел (входящие в их систему организации)
Внутренние войска МВД
Органы принудительного взыскания Средства в виде принудительного сбора
Госорганы (организации), в хозведении или оперативном управлении которых находятся жилые помещения республиканского жилищного фонда или госорганы (организации), заключившие договор безвозмездного пользования жилым помещением республиканского жилищного фонда, или уполномоченные ими лица от предоставления жилых помещений коммерческого использования Плата за пользование этими жилыми помещениями
Департамент по гуманитарной деятельности Управления делами Президента Средства от реализации имущества, изъятого, арестованного, а также конфискованного по приговору (постановлению) суда либо обращенного в доход государства иным способом
Инспекции Департамента контроля и надзора за строительством Госкомитета по стандартизации Все получаемые средства
Госпромнадзор Все получаемые средства (включая плату за услуги, оказываемые при осуществлении административных процедур)
Территориальные органы по ЧС и подразделения по ЧС Средства от осуществления приносящей доходы деятельности и остающиеся в их распоряжении в соответствии со ст. 22 Закона о республиканском бюджете на 2018 год
ГУ «Государственная инспекция по маломерным судам» Средства от осуществления приносящей доходы деятельности и остающиеся в их распоряжении
Государственное природоохранное научно-исследовательское учреждение «Полесский государственный радиационно-экологический заповедник»
Государственное научное техническое учреждение «Центр по ядерной и радиационной безопасности»
Госорганы (организации) Средства, остающиеся в их распоряжении в соответствии с НПА, принятыми (изданными) в 2018 году

Вышеперечисленные средства не подлежат перечислению в бюджет. Они используются получившими их госорганами (организациями) в соответствии с законодательством <*> .

Средства в виде международной технической и иностранной безвозмездной помощи

В 2018 году средства, полученные бюджетными организациями (включая госорганы) в виде международной технической и иностранной безвозмездной помощи, остаются в их распоряжении и в общем случае используются в порядке, установленном Правительством <*> .

Средства, зачисляемые в бюджет в счет компенсации расходов бюджета

В 2018 году в счет компенсации расходов республиканского бюджета в доходы республиканского бюджета зачисляются средства согласно приложению 10 к Закону о республиканском бюджете на 2018 год <*> .

В счет компенсации расходов местных бюджетов в доходы соответствующих местных бюджетов зачисляются средства по приложению 11 к Закону о республиканском бюджете на 2018 год <*> .


Самое обсуждаемое
Музыкальный праздник в подготовительной группе ДОУ по сказкам Чуковского Музыкальный праздник в подготовительной группе ДОУ по сказкам Чуковского
Принцип деления Европы на субрегионы Принцип деления Европы на субрегионы
Какие растения растут в пустыне Какие растения растут в пустыне


top