Постановка звука ф у детей. Конспект занятия по обучению правильной артикуляции звука. Упражнения в произнесении звука «В»

Постановка звука ф у детей. Конспект занятия по обучению правильной артикуляции звука. Упражнения в произнесении звука «В»

Конспект индивидуального логопедического занятия.
Логопедическое заключение: ОНР III при дизартрическом компоненте.

Тема: Постановка звука [ф].

Цель: Обучение правильному произношению звука [ф].

Задачи:

Образовательные:

  • формирование правильной артикуляции звука [ф], знаний об акустических особенностях звука;
  • обучение выполнению движений по подражанию, словесной инструкции.

Коррекционные:

  • развитие артикуляционного аппарата, речевого дыхания и направленной воздушной струи;
  • развитие общей и мелкой моторики;
  • развитие фонематического слуха и восприятия, концентрации внимания;
  • развитие ориентировки на листе бумаги в клетку и пространственной ориентации.

Воспитательные:

  • воспитание положительного интереса к занятию, художественным произведениям.

Оборудование: зеркало, профиль артикуляции звука [ф], игрушка ежик, картинки - артикуляционная гимнастика, лист в клетку, карандаш, картинка - раскраска с изображением ежа.

План занятия:

II. Основная часть.

  1. Артикуляционная гимнастика.
  2. Самомассаж лица.
  3. Физкультминутка.
  4. Упражнения для развития речевого дыхания, направленной воздушной струи.
  5. Уточнение артикуляции звука [ф].
  6. Постановка звука [ф] по подражанию.
  7. Упражнение для развития фонематического восприятия.
  8. Графический диктант.

III. Итог занятия.

Ход занятия:

I. Оргмомент. Установка на занятие.

Логопед. Ты любишь ходить в гости?
Ребенок. Да.
Логопед. Тогда в путь! Но, кто же сегодня пригласил тебя? Отгадай загадку.

(Логопед загадывает загадку.)

Это кто в траве шуршит
И забавно так фырчит - ф-ф-ф…
Весь в иголках, не возьмешь,
Кто же это, (имя ребенка)?
Ребенок. Еж!

Логопед. Сегодня тебя ждет веселый ежик. С ним никогда не бывает скучно потому, что этот забавный зверек знает много игр.

II. Основная часть.

1. Артикуляционная гимнастика.

1.1. Упражнения для губ.

Логопед. Вместе с ежиком выполни гимнастику для губ.

«Улыбка».
Ежик наш знаком всем детям,
Он тебя улыбкой встретил.

(Ребенок широко улыбается, растягивая губы, удерживает до 7 секунд.)

«Спрячем зубки».
Губу верхнюю поднял,
Зубки верхние показал.
А теперь наоборот
Плотно закрываю рот.

(Ребенок повторяет несколько раз, увеличивая время показа верхних зубов до 7 секунд.)

«Расчешем нижнюю губу».
Посмотри, расческа - зубы
Ежу причесывает губы.
(Ребенок проводит верхними зубами по нижней губе 6 - 8 раз, массируя ее.)

1.2. Упражнения для языка.

Логопед. Посмотри и послушай, как встречает утро веселый ежик. Выполняй упражнения для языка вместе с ним неспеша, правильно.

(Логопед читает стихотворение.)
Ежик рано утром встал,
Чистить зубки побежал.
Вправо - влево, вправо - влево
Чистит зубки он умело.

(Ребенок потягивается. В улыбке открывает рот, кончиком языка «чистит» 5 - 6 раз за нижними зубами.)

Ежик наш расческу взял,
Он причесываться стал.
Мы за ним не отстаем,
Все покажем языком.

(Ребенок в улыбке прикусывает язык зубами и «протаскивает» его вперед - назад.)

(Ребенок широко открывает рот, поднимает спинку языка, уперев кончик за нижние зубы. Затем поднимает язык за верхние зубы. Выполняет 6 - 8 раз.)

Вот и завтракать пора:
Еж тебе напек блины,
Со сметанкой они.

(Ребенок в улыбке открывает рот, широкий язык кладет на нижнюю губу. Удерживает под счет до 8.)

Как сметану любит ежик?
Оближи скорее ротик!

(Ребенок широко открывает рот. Облизывает широким языком верхнюю губу, затем нижнюю.)

А теперь чаек попьем.
Чай мы в чашку нальем.
Ежик сыт, ежик рад,
Ежик любит всех ребят!

(Ребенок открывает рот, высовывает язык, загибая боковые края и кончик языка вверх. Ритмично хлопает в ладоши.)



2. Самомассаж лица.

Логопед. А теперь ты научи друга выполнять массаж лица, который помогает быть умным, внимательным и произносить четко все звуки.

(Логопед читает стихотворение.)

Оттяну вперед я ушки,
А потом назад.
Ежик мой колючий
Будет очень рад.

Пять, и шесть, и семь.
Не забудь: массаж для ушек
Нужно делать всем!

Ребенок. Взявшись за середину ушной раковины, оттягивает ее вперед, а затем назад, считая медленно до 10 . (1 раз.)

А теперь по кругу щечки
Быстро разотру:
Ежику колючему
Память разовью.
Раз, два, три - скажу, четыре,
Пять и шесть, и семь.
Не забудь: массаж для щечек
Нужно делать всем!

Ребенок. Указательным и средним пальцами рук одновременно интенсивно «рисует» круги на щеках. (Делает 1 мин.)

На подбородке круг черчу:
Ежику помочь хочу
Четко, быстро говорить,
Звуки все произносить.
Раз, два, три - скажу, четыре,
Пять, и шесть, и семь.
Не забудь: массаж такой
Нужно делать всем!
Чтобы думал лучше
Ежик озорной,
Я поглажу лобик,
Друг мой дорогой.
Раз, два, три - скажу, четыре,
Пять, и шесть, и семь.
Не забудь: массаж такой
Нужно делать всем!

Ребенок. Теми же двумя пальцами «рисует» круги на подбородке, круги на лбу - 1 минуту. (Делает по 1 разу.)

Чтобы ежик лучше видел,
Стал внимательней, шустрей,
Я волшебные очки
Нарисую поскорей.
Раз, два, три - скажу, четыре,
Пять, и шесть, и семь.
Не забудь: массаж такой
Нужно делать всем!

Ребенок. Массирует двумя пальцами верхние и нижние веки, не закрывая глаз. (Делает 1 мин.)

Массаж носа.

Ребенок. Подушечками указательных пальцев обеих рук нажимает на обозначенные точки. На каждую точку необходимо нажать и держать, не отпуская, под счет до 10. (Делает по 1 разу.)

Точка 1 чуть ниже крыльев носа. Справа и слева.

Я подушечками пальцев
В точки попаду:
Ежику колючему
Носик разомну.
Раз, два, три - скажу, четыре
Точка 2 чуть выше крыльев носа, тоже справа и слева.
Пять, и шесть, и семь.
Не забудь: массаж для носа
Нужно делать всем!

Ребенок. Откинувшись назад на спинку стула, делает длительные вдох и выдох, руки свободно опущены вдоль туловища.

Ох, устал наш ежик,
Выполнял старательно.
Знает: польза от массажа
Будет обязательно!

3. Физкультминутка.

Логопед. А сейчас выходи на полянку, где ежик любит порезвиться с друзьями.
(Логопед читает стихотворение.)
По сухой лесной дорожке
Топ - топ - топ - топочут ножки.
Ходит, бродит вдоль дорожек
Весь в иголках серый ежик.

Ребенок стоит, слегка согнувшись. Руки согнуты в локтях - перед грудью, кисти рук опущены вниз. Ноги, согнутые в коленях, делают частые шажки.

Если подкрадется волк -
Превратится еж в клубок.
Ох, ох, ох!
Ребенок приседает, обхватив руками колени.
Ощетинит еж иголки -
Не достанется он волку.
Еж не тронет никого,
Но и ты не тронь его!

Ребенок встает, раскрыв пальцы рук перед грудью, продолжает делать частые шажки.

4. Упражнения для развития речевого дыхания, направленной воздушной струи.

Логопед. Приятно наслаждаться красотой леса, свежим воздухом.
Упражнение «Подышим свежим воздухом».
Ребенок делает вдох носом, плавный выдох через неплотно сомкнутые губы - 3 раза.
Логопед. Кажется, подул сильный ветер.
Упражнение «Ветерок».

Ребенок делает вдох ртом, почувствовав, как при этом надувается живот; выдох с силой, слегка прикусив верхними зубами нижнюю губу.

5. Уточнение артикуляции звука [Ф].

Логопед. Ежику очень понравилось с тобой играть. Он от радости зафыркал ф - ф - ф..
Что делают губы, зубы и язык, когда произносим звук [Ф]?
(Логопед показывает профиль звука [Ф].)
Ребенок рассказывает. При произнесении звука [Ф]:
- нижняя губа слегка прижата к верхним зубам, посередине остается узкая щель для прохода воздуха, верхняя губа слегка приподнята;
- верхние зубы видны, нижние закрыты нижней губой;
- язык принимает положение следующего гласного звука;
- голосовые связки не работают, голос не звучит.
(Если ребенок затрудняется, логопед уточняет правильность артикуляции звука [Ф].)

6. Постановка звука [Ф] по подражанию.

Логопед. А сейчас ты попробуй произнести звук [Ф]. Как фыркает еж?
Ребенок произносит звук [Ф].

7. Упражнение для развития фонематического восприятия.

Логопед. Забавный ежик приготовил для тебя еще одну игру.
«Хлопни в ладоши, когда услышишь звук [Ф]».
(Логопед произносит звуки, слоги, слова, а ребенок хлопает в ладоши.)

Изолированно: Ф, М, Н, Ф, П, Ф, Д, Ф Т, Б.
В слогах: ФА, АП, ФУ, БЫ, ОФ, УТ, ФЫ, ДА, АФ.
В словах: ФОНАРЬ, ДОМ, ТЕЛЕФОН, КОТ, КОФТА, ШАРФ, БАНКА, ШКАФ, ЛУК.

8. Графический диктант.

Логопед. Тебе понравилось гостить у ежика? Но пришло время возвращаться.
Нарисуй дорожку, по которой пойдешь домой.

(Ребенок по словесной инструкции рисует дорожку: от точки клетка вправо, клетка вверх, 3 клетки вправо, клетка вниз, клетка вправо, 3 клетки вверх, клетка вправо, 2 клетки вниз, клетка вправо, 2 клетки вверх, клетка вправо,3 клетки вниз, 2 клетки вправо, клетка вверх, клетка вправо, клетка вверх, клетка вправо, клетка вниз, клетка вправо, клетка вниз, клетка вправо - там и дом) .

III. Итог занятия

Логопед. Какой звук ты сегодня учился произносить?
Ребенок. Звук [Ф].
Логопед. Молодец! Ты очень старался, поэтому у тебя все получилось. Веселый ежик дарит свою фотографию, которую ты раскрасишь дома. И не забудь потренироваться правильно произносить звук [Ф].

Разделы: Логопедия

образовательные:

  • дифференциация глухих - звонких и твёрдых - мягких согласных звуков ("В" - "ВЬ" и
  • Формирование и расширение "семантического поля" слова "февраль", развитие валентностей слов.
  • Предупреждение и преодоление аграмматизмов.
  • Формирование сложных форм слого-звуко-буквенного анализа.
  • Закрепление у детей понятий об интонационной законченности предложения, опираясь на слуховое восприятие.

грамматические:

  • мягкий знак - показатель мягкости согласных.
  • Безударная гласная в корне, непроверяемая ударением (словарное слово).
  • Правописание гласных второго ряда после мягких согласных.
  • Закрепление знания учащихся о сложных словах, составе слова.

коррекционные:

  • слухопроизносительная дифференциация глухих - звонких и твёрдых - мягких согласных звуков ("В" - "ВЬ" и "Ф" - "ФЬ") в слогах, в словах, в предложениях через формирование "семантического поля" слова.
  • Развитие мелкой, артикуляционной моторики.
  • Развитие фонематического слуха и восприятия, слухового внимания и памяти.
  • Уточнение, расширение словаря через формирование "семантического поля" слова "февраль", развитие валентностей слов.
  • Развитие функции словоизменения.
  • Развитие связной речи.
  • Формирование у детей самоконтроля за речью через оральный, тактильно-вибрационный и акустический контроль.

воспитательные:

  • формирование умения слушать и слышать обращённую речь.
  • Воспитание навыков производить анализ, сравнение, сопоставление.
  • В условиях учебной работы последовательно излагать суть задания, отвечая на вопросы в соответствии с инструкцией.
  • Привитие учащимся навыков речевой культуры.

Оборудование:

  • Таблицы акустико-артикуляционного образа звуков, профили.
  • Набор таблиц с заданиями по формированию и расширению "семантического поля" слова, развитию функции словообразования.
  • Словарный материал. Картинки с изображением животных.
  • "Звуковые домики", синие, зелёные кружки.

Ход урока

1. Организационный момент.

Садится тот, кто назовет слова со звуками "В", "ВЬ", "Ф", "ФЬ" и определит позицию звука в слове.

(Словарный материал - картинки: волк, медведь, жираф, верблюд, лев, филин, скворец).

2. Формулирование темы занятия.

Логопед задаёт вопрос:

- "Как вы думаете, о каких звуках мы будем говорить сегодня на занятии?"

3. Артикуляционная гимнастика.

Чтобы правильно произносить звуки: "В - ВЬ" и "Ф - ФЬ" надо выполнять перед зеркалом следующие упражнения:

"Улыбка", "Заборчик", "Кролики".

(Все упражнения выполняются по 6 - 8 раз перед зеркалом).

4. Таблицы акустико-артикуляционного образа звуков.

При произнесении звуков "В" и "ВЬ":

слабое ;

При сочетании "В" с гласными: А, О, У, Э, Ы - твёрдый звук "В";

При сочетании "В" с гласными: Я, Ю, Е, Ё, И - мягкий звук

Произнесение изолированных звуков "В" и "ВЬ" с подключением орального, тактильно-вибрационного и акустического контроля.

Как воет волк? ("В - В - В - В:")

А волчонок? ("ВЬ - ВЬ - ВЬ - ВЬ:)

Характеристика звуков "В", "ВЬ".

Звуки "В", "ВЬ" - согласные, ротовые, звонкие, щелевые, губно-зубные,

парные ("В" - "ВЬ").

Соотнесение звуков с буквой.

Какой буквой обозначаются звуки "В" и "ВЬ" на письме?

На что похожа буква "В"?

Сравнение с образом:

Палочка,
Рядом две ровные дужки -
Вот и готовы
Очки: (для лягушки ).

Напишите букву "В" в воздухе.

При произнесении звуков "Ф" и "ФЬ":

Нижняя губа приближена к краям верхних резцов, образуя узкую щель для прохода выдыхаемого воздуха, верхняя губа слегка поднята;

Верхние резцы видны, нижние резцы закрыты нижней губой;

При изолированном произнесении звуков язык лежит плашмя на дне рта;

При автоматизации произношения этих звуков в слогах и словах язык принимает форму следующего гласного звука;

Мягкое нёбо поднято и прижато к задней стенки глотки, закрывая проход в носовую полость;

Воздушная струя идёт через рот, напряжение выдоха воздуха при произнесении звуков сильное ;

При сочетании "Ф" с гласными первого ряда - твёрдый звук "Ф";

При сочетании "Ф" с гласными второго ряда - мягкий звук "ФЬ".

Произнесение изолированных звуков "Ф" и "ФЬ" с подключением орального, тактильно-вибрационного и акустического контроля.

Как сердится ёж? ("Ф - Ф - Ф - Ф:)

А ежонок? ("ФЬ - ФЬ - ФЬ - ФЬ:)

Характеристика звуков "Ф" и "ФЬ".

Звуки "Ф", "ФЬ" - согласные, ротовые, глухие, щелевые, губно-зубные, парные ("Ф" - "ФЬ").

Соотнесение звуков с буквой.

Какой буквой обозначаются звуки "Ф" и "ФЬ" на письме?

На что похожа буква "Ф"?

Сравнение с образом:

С этой буквой на носу
Филин прячется в лесу.

Сравнение с буквами: Р, В (какими элементами отличаются?)

Сделаем букву "Ф" из проволоки.

Сравнительный анализ звуков.

(В чём сходство, а в чём различие?)

По артикуляционным признакам.

По присутствию преграды - согласные.

По месту образования преграды - губно-зубные.

По характеру преграды - щелевые (фрикативные).

Воздух идёт через рот - ротовые.

- "В" - звонкий, "Ф" - глухой.

По акустическим.

Слуховым признакам - шумные, длительные.

Парные (мягкий-твёрдый): "В"-"ВЬ", "Ф"-"ФЬ".

Парные (глухой-звонкий): "В"-"Ф", "ВЬ"-"ФЬ".

5. Произношение звуков в слогах и чистоговорках.

Ученики повторяют чистоговорки вслед за логопедом.

Ва-фа-ва - вот лежит халва.
Ву-фу-ву - я вам букву назову.
Фы-вы-фы - завязали все шарфы.
Фу-ву-фу - мы идём к фотографу.
Вы-фы-вы - накосили мы травы

6. Физкультминутка.

Д/и "Измени слово" (с мячом):

а) заменить первый звук в слове на звуки "В" - "ВЬ":

б) заменить третий звук в слове на звуки "Ф" - "ФЬ":

лис т - лиф т

кос точка - коф точка

пуд ик - пуф ик

в) сравните пары слов по звучанию и смыслу

(какими звуками отличаются слова):

сов а - соф а

в аза - ф аза

Ф еня - В еня

дров а - дроф а

7. Выделение главного слова.

Игра: "Буквоед рассыпал слово".

Составьте слово, начинающееся с буквы Ф из букв: Е Ф А Р В Л Ь (ФЕВРАЛЬ).

Что обозначает слово "февраль"?

(2-й месяц календарного года;

3-й зимний месяц - считается концом зимы).

Какие зимние месяцы вы ещё знаете?

Назовите их. (Декабрь, январь, февраль).

Слого-звуко-буквенный анализ слова "Февраль".

  • Произнесите слово "февраль" чётко проговаривая все звуки.
  • Сколько слогов в слове? Почему?
  • Сколько звуков в слове "февраль"? Назовите их по порядку.
  • Есть ли парные звуки в этом слове?
  • Определите место звуков "Ф" и "В" в слове.
  • Как звучит звук "Ф"? (мягко). Почему?
  • Между какими звуками находится звук "В"? Как звучит? (Твёрдо).
  • Отметьте звуковые загадки в слове. Где звуки могут обманывать букву?
  • (Безударный гласный звук "И"; мягкий согласный звук на конце слова).

    Вспомним правила.

    1. В слове "февраль " "Е" нельзя проверить ударением - это словарное слово.
    2. Мягкий знак, обозначающий мягкость согласных, пишется в середине слова между двумя согласными и в конце слова. Он показывает мягкость предшествующего звука.

    (В слове "феврал ь" в конце слова - звучит один мягкий звук "ЛЬ", а пишется две буквы: "Л" и "Ь".)

    • На какой вопрос отвечает слово "февраль"?
    (Это что?)

    • Какой линией мы подчеркиваем слова, обозначающие неживые объекты - предметы ?

    (Одной чертой).

    8. Автоматизация звуков "В"-"Ф" и "ВЬ"-"ФЬ" через формирование "семантического поля" слова "февраль", развитие валентностей слов и совершенствование функции словоизменения.

    Родственные слова:

    февраль - февральский.

    Назовите общую часть.

    Подберите к слову "февраль" слова-действия.

    На какой вопрос отвечают слова действия?

    Словарный материал: наступил, прошёл, завьюжил, заморозил, застудил, занёс, замёл: .

    Подберите слова-признаки.

    На какой вопрос отвечают слова признаки?

    Словарный материал: холодный, вьюжный, ветреный, морозный, зимний, последний, снежный:.

    Из слов-действий и признаков назовите слова одинакового значения - синонимы.

    Словарный материал: застудил - заморозил; занёс - замёл - завьюжил; морозный - холодный.

    9. Работа со словосочетаниями.

  • К родственным словам подберите подходящие по смыслу слова, составьте с ними словосочетания:
  • декабрь - декабрьский (мороз, день);
  • январь - январский (холод, воздух);
  • февраль - февральская (оттепель, вьюга, метель, лазурь).
  • (Составленные словосочетания прочитываются учащимися, с помощью логопеда анализируется согласование слов в словосочетаниях. Устно составляются предложения).

    10. Работа над текстом.

    Чтение текста (по карточкам).

    Логопед: "Скажите, что необычного в тексте, который вы прочитали?

    (в тексте не выделены предложения: нет заглавной буквы в начале предложения и точки в конце предложения.)

    Работа с деформированными предложениями.

    (тучи - снегосыпы сыплют снег сверху сугробы - снеговеи веют снег снизу солнце запряталось в вихрях круговерть от земли до неба февраль летит на всех парусах).

    Работа по выделению границ предложений.

    • О каком времени года говорится в тексте?
    • Как вы догадались, что это зима?
    • Сколько всего предложений в рассказе?
    • Найдите необычные слова, характерные для февраля.

    негосыпы, снеговеи, круговерть).

  • Зачем автор употребляет их?
  • 11. Письменное задание:

    Записать предложения в тетрадях;

    Закрепить правило написания сложных слов

    ("Соединительные гласные: "О" - "Е");

    Выполнить разбор сложных слов по составу.

    12. Итог урока:

    • С какими звуками работали на занятии?
    • Что это за звуки?
    • Что ещё нового вы узнали сегодня?

    Небольшие затруднения с речью и артикуляцией испытывает множество детей, но, как правило, к 5–7 годам такие проблемы исчезают сами собой. Речевой аппарат ребенка развивается, улучшается звукоизвлечение, и малыш начинает говорить чисто. Существуют и такие проблемы, которые, без должного к ним внимания, сохраняются на протяжении всей жизни. Здесь может потребоваться логопед или самостоятельные упражнения по логопедии и артикуляции. Чем раньше заняться исправлением и преодолением нарушений речи, тем легче этот процесс произойдет для ребенка. Начать постановку звука можно самостоятельно - в большинстве случаев логопедия и логопедические упражнения не представляют сложности.

    В логопедии постановка какого-либо звука - это особый процесс, который сочетает в себе развитие навыков произношения определенной буквы, а также формирование связи между кинестетикой, зрением и нервной системой. Таким образом, в ходе постановки ребенок учится произносить букву по первому требованию в различных сочетаниях и изолированно.

    У детишек часто встречаются нарушения произношения свистящих - это могут быть как сигматизмы (когда вместо звука с или сь ребенок произносит их искаженную версию), или же парасигматизмы - в этом случае происходит замена свистящего на какой-либо другой (переднеязычный, шипящий).

    Постановка звука очень и очень важна. Дело в том, что любые речевые нарушения воздействуют на нервную систему. Неверное или нарушенное звукопроизношение может стать причиной следующих заболеваний:

    • дисграфия - различные нарушения письменной речи, автоматическая перестановка букв во время письма, подмена букв и прочее;
    • дислексия - невозможность адекватно читать текст и складывать буквы в связный текст;
    • дислалия - серьезные нарушения в произношении тех или иных звуков.

    Как нужно говорить звук С и мягкое Сь

    Правильное произношение свистящих зависит от формы языкового мускула - нужно отследить, чтоб язык занимал верное положение. Нормальное произношение происходит так: расслабленный плоский язык боковыми краешками прижимается к зубам, а его кончик уперт в основание нижних передних резцов. Язык принимает форму горочки, и имеет ложбину в средней части.

    Если малыш в детстве не расставался с соской, то вероятно у него ровный, плоский язык, а ложбинка и переход слабо выражены. Если нет ложбинки, с чьей помощью формируется струйка воздуха при выдыхании, то не появится струя, формирующая свистящие звуки.

    Правильная артикуляция Сь и С

    Губки следует растянуть в легкой улыбке, чтоб обнажились зубы. Зазор между зубами не более двух миллиметров. Расслабленный кончик языка зафиксирован на нижнем зубном ряду. Фронтальный сегмент спинки языка формирует щелку с верхними резцами, тогда как середина языковой спинки приподнимается к твердой части неба. Язык боковыми краями прижат к зубам, мягкая часть неба приподнята, прижимается к глотке, тем самым закрывая воздуху доступ в носовую полость. Связки в это время должны быть расслаблены, без голосовой вибрации.

    Упражнения для произношения звука С и Сь

    Чтобы развить правильное произношение звука Сь, потребуется выполнить упражнения на фонематический слух. Перед тем, как делать упражнения, убедитесь в том, что ребенок знает, как следует произносить звук С и Сь (уже были занятия такого рода), и способен различить звуки Д и Т, а также В и Ф.

    Лучшие упражнения, которые помогают развить фонематический слух и вплотную подойти к правильному произношению звука С и Сь, базируются на звукоимитации. Предложите ребенку несколько картинок, на которых изображены:

    • обыкновенный насос;
    • велосипедная шина, проколотая гвоздем;
    • воздушный шарик, из которого выходит воздух.

    Набор картинок может отличаться в зависимости от возраста и интересов ребенка, главное - наглядно, на доступных и понятных ребенку примерах показать, как отличаются звуки С и Сь. Упражнения на запоминание звука продолжить угадыванием звуков, или же развитием навыков фонематического слуха.

    Правильная артикуляция при произнесении звука С

    Кончик язычка зафиксирован на нижних зубках, губы сильно раздвинуты в улыбке и не перекрывают зубов, зубы практически сомкнуты. Воздух следует выпускать с усилием, ощущая его движение по желобку. Если поднести к ротовой полости ладонь, и произнести звук С, то на коже ощущается прохладная воздушная струя.

    После того как упражнения со звуком Сь выполнены, можно переходить к звуку С. Важно объяснить ребенку разницу, показать её наглядно и дать почувствовать кинестетически и артикуляционно разницу между звуками С и Сь. Сделайте акцент на том, что при произношении звука Сь ребенок улыбается, тогда как твердое, глухое С вызывает гримасу, более похожую на оскал.

    Подготовительные упражнения

    Прежде всего нужно выявить умение выпускать воздушную струйку с усилием. Нужно набрать воздуха, подуть с усилием через губы, сложенные в трубочку. Можно контролировать струю воздуха рукой (для взрослых), а вот ребенку лучше позволить сдуть с руки кусочек ваты, перышко или небольшую бумажку.

    Чтобы лучше прочувствовать формирование желобка во время произношения С или Сь, нужно выполнять упражнения для гибкости и подвижности языка. Нужно вытянуть язык, спокойно уложить его на губу. Вдоль языка (в месте появления канавки) нужно положить гладкую палочку, спичку или зубочистку, а затем надавливать для появления желобка. Зубы широко разомкнуты, губы немного округляются, в этой позиции нужно несколько раз выдуть сильную воздушную струйку. Упражнения следует повторять до закрепления результата.

    Со временем можно переходить к более сложной версии этого упражнения - повторять всё то же самое, но уже без палочки.

    Чтоб верно произносить звук С, необходимо контролировать позицию языка и губ, а также ощущать струю прохладного воздуха, которая движется во время произнесения по языку. Если по каким-то причинам не получается произнести звук С правильно, следует вернуться к подготовительным упражнениям и пройти их повторно, только после этого возможна автоматизация произнесения.

    Артикуляционные упражнения

    • Широкая улыбка – нужно держать губы в улыбочке (аналогично произнесению звука и), при этом контролировать натяжение губ - зубы должны быть открыты.
    • Свист - при сжатых зубах необходимо вытянуть губы трубочкой, как во время посвистывания.
    • Когда оба упражнения будут освоены, нужно чередовать их на медленный счет, ритмично и размеренно.
    • Чистка зубов - хорошее упражнение для артикуляции, выполняется так: губы разомкнуты в широкой улыбке, кончик языка оглаживает зубы - сначала верхние, снизу вверх и слева направо, затем нижние.
    • Следующие упражнения полезно выполнять по очереди.
    • Стрелка часов - губы разомкнуты в улыбке, зубы приоткрыты, кончик языка поочередно касается уголков рта. Необходимо контролировать неподвижность нижней челюсти (подбородок двигаться не должен).
    • Качели - с помощью этого упражнения можно добиться высокой подвижности языка. Расслабленный, широкий язычок поднимается максимально к кончику носа, затем вытягивается в сторону подбородка. После этого язык поднимается к верхней губе и опускается к нижней, затем касается пространства между верхними зубами и губой, а после этого упирается в пространство между нижними зубами и нижней губой. Нужно следить, чтоб язык все время оставался плоским и широким, губы не обтягивали линию зубов.

    Упражнения по автоматизации

    Постановка звука начинается с выявления проблем в произношении, затем необходимо подготовить речевой аппарат и ротовую полость к правильному произношению, научиться произносить звук правильно, поставить легкое произношение и автоматизировать его. Для этого используется следующий метод: нужно постепенно вводить звук сначала в слоги, после этого в простые и сложные слова, после чего предложения и свободную речь.

    Изолированное произношение достигается многократным произношением изолированного звука при постоянном контроле движения зубов, языка и губ.

    Когда ребенок начнет легко выполнять простые и сложные артикуляционные упражнения, и будет извлекать звук правильно, нужно вводить в занятие произношение прямых и обратных слогов. Прямые слоги - Са, Сы, Сэ, Со, Су. Обратные - Ас, Ыс, Эс, Ос, Ус. Автоматизация мягкого Сь также важна - Ся, Сю, Си, Сё и в обратном положении.

    Постановка звука (автоматизация) в самостоятельной речи - самый сложный этап, тяжело привыкнуть говорить правильно, поэтому в повседневной жизни и в быту нужно акцентировать внимание на ошибочном произношении и добиваться верного.

    Постановка звука и автоматизация в логопедии обусловлены не только необходимостью поставить произношение, но и преодолеть неправильные условно-рефлекторные соединения и связки.

    Важна не только постановка звуков, но и автоматизация произношения губы и язык должны автоматически принимать нужное положение для того, что произнести звук правильно. Автоматизация в живой разговорной речи может производиться с помощью заучивания стихов и песен - логопедия большое внимание уделяет именной ритмическим упражнениям. Если возникают сложности с подбором подходящего материала, всегда можно посмотреть видео, где показана правильная автоматизация звука с помощью песен, стихов и скороговорок.

    Данное пособие адресовано логопедам, воспитателям логопедических групп, родителям. Его главная задача - помочь ребёнку усвоить правильное произношение звуков Ф, ФЬ, В, ВЬ.

    В пособии предлагается практический материал по постановке, автоматизации и дифференциации данных звуков. Пособие содержит разнообразный лексический материал, описание игр и отдельных упражнений.

    Егорова Ольга Владимировна

    Введение

    Речь является одной из важнейших функций человека. В процессе речевого развития формируются высшие психические процессы, способность к понятийному мышлению. Речевое общение создает необходимые условия для развития различных форм деятельности. Для воспитания полноценной личности необходимо устранить все, что мешает свободному общению ребенка со сверстниками и взрослыми.

    Недостатки звукопроизношения значительно искажают речь ребенка. У ребенка могут наблюдаться пропуски, замены, недостатки дифференциации звуков. Все это делает речь ребенка малопонятной для окружающих, ограничивает речевую активность малыша.

    Исправление недостатков звукопроизношения - одна из важнейших задач педагога. Ребенок должен научиться, правильно произносить все звуки родного языка. В последнее время появляется все больше детей, у которых нарушено произнесение не только свистящих, шипящих или соноров, но более простых звуков, таких, как Д, Т, Н, Ф, В и др.

    Структура пособия Работа над каждым звуком включает в себя 3 раздела:

    1. Артикуляция звука.

    2. Постановка звука.

    3. Практический материал по автоматизации и дифференциации звуков (слоги, слова, предложения, чистоговорки, скороговорки, пословицы, поговорки, загадки, стихотворения, рассказы и игры).

    Введение

    1. Артикуляция звука.

    2. Постановка звука.

    Звук Ф

    Артикуляция звука

    Постановка звука

    Повтори слоги.

    Повтори слова.

    Звук в начале слова:

    Звук в середине слова:

    Звук в конце слова:

    Повтори предложения.

    Повтори скороговорки.

    У Пифа гость – Паф.

    У Фани – фуфайка.

    У Пафа гость - Пиф.

    У Пети - туфли.

    Флот плывет к родной земле,

    Флаг на каждом корабле.

    Повтори загадку.

    Он высокий и пятнистый,

    С длинной-длинной шеей,

    И питается он листьями -

    Листьями с деревьев. (Жираф)

    Этот глаз - особый глаз.

    Быстро взглянет он на вас,

    И появится на свет

    Метко сыплют игроки

    Выучи стихотворение.

    Посмотрите! Посмотрите!

    Вот какой флажок у Мити!

    Кто флажок подарил?

    Игра «Подскажи словечко».

    Праздник, праздник у ворот.

    Кто встречать его пойдет?

    Я и верный мой дружок -

    Кто забил сегодня гол?

    Я, когда играл в... (футбол).

    Скоро вечер, посмотри -

    Загорелись... (фонари).

    Игра «Закончи предложение».

    Игра «Один-много».

    Перескажи рассказ.

    Звук Фь

    Артикуляция звука

    Постановка звука

    Повтори слоги.

    Фя - фя - фя Фя - фе - фю - фи Афь - офь - уфь

    Фе - фе - фе Фя - фи - фю - фе Ифь - ефь - юфь

    Фю - фю –фю Фё - фю - фя - фи Яфь - ифь - ефь

    Фи - фи - фи Фи - фя - фе - фё Ёфь - яфь - ифь

    Повтори слова.

    Звук в начале слова:

    Фима, финики, финка, фикус, филе, Филька, филин, фильм, фильмотека, Филат, финал, фиалка, филиал, фиксация, фигура, фирма; фен, фея, Федя, Феня, фетиш, ферма, февраль.

    Звук в середине слова:

    Пуфик, кефир, графин, сапфир, шарфик; кафе, буфет, конфета, портфель, картофель, трюфель; шофёр; тюфяк.

    Звук в конце слова:

    Юдифь, морковь (фь).

    Повтори предложения.

    У Феди графин. Филя пьёт кефир. У Фени фикус и фиалки. Филя ест конфету. У графина лежит морковь (фь). Буфет полон конфет. У Фени фен. У Фимы фильм о фее. Филат работает на ферме. У Феди фирма, Филя в кафе. Филин сидит на суку. Федя успел к финалу фильма. Феня купила финики. Шофёр забыл портфель. Федя, принеси картофель. Рядом с фирмой кафе.

    Повтори скороговорки.

    У Фимки гость – Филька. У Фильки гость - Фимка. Филипп к печке прилип.

    Повтори загадки.

    Новый дом несу в руке,

    Дверца дома на замке.

    Тут жильцы бумажные

    Все ужасно важные. (Портфель)

    Что копали из земли,

    Жарили, варили?

    Что в золе мы испекли,

    Ели да хвалили? (Картофель)

    Красная девица сидит в темнице,

    А коса на улице.(Морковь)

    Днем спит, ночью летает, прохожих пугает. (Филин)

    Выучи стихотворения.

    Федя полез за конфетой в буфет -

    Факт, что в буфете не будет конфет. (В. Лунин)

    Дали туфельки слону,

    Взял он туфельку одну.

    И сказал: «Нужна пошире,

    И не две, а все четыре!» (С. Маршак)

    Игра «Составь предложение».

    Взрослый называет опорные слова, предлагает ребенку составить с помощью этих слов предложения.Конфеты - буфет Машинашофёр

    Федя - фиалки Фея - туфелька

    Дерево - филин Магазин - финики

    Игра «Один - много».

    Взрослый называет предмет в единственном числе, а ребенок во множественном.Фикус - (фикусы)

    ферма - (фермы) Фиалка - (фиалки)

    пуфик - (пуфики) Филин - (филины)

    буфет - (буфеты) Фигура - (фигуры)

    графин - (графины)

    Игра «Будь внимательным».

    Взрослый предлагает ребёнку послушать рассказ и назвать все слова со звуком ФЬ, которые в нём встречаются.

    Феня очень любит цветы. Дома у неё растут фикус и фиалки. Феня каждый день их поливает, рыхлит землю. Девочке помогает её маленький братик Федя. Молодцы, ребята.

    Повтори слоги.

    Фа - фя Фа - фа - фя - фя Фу - фю - фу

    Фо - фё Фа - фя - фа -фя Фю - фу - фю

    Фы - фи Фя - фа - фя – фа Фы - фи - фы

    Фу - фю Фя - фя - фа – фа Фи - фы - фы

    Повтори слова.

    Фомка – Фимка

    Форма - ферма

    Фокус - фикус

    Форма - фирма

    Фуга - фига

    Фурор - фюрер

    Фон – фен

    Фунт - финт

    Повтори предложения.

    Фимка несет фомку. Федя показал фокус. Граф пьет кофе. На софе - форма. У Фили факел. У Фени фасоль. Фрося и Федя пьют кефир. У Фомы конфета. У Фени красный сарафан. Филат носит форму. Фома работает шофером. Шофер вытер фары у машины. Федя говорит по телефону. У Филата собака Пифагор. Фрося посадила фикусы и фиалки. Федя смотрит футбол. Фома купил картофель. Феня стоит у фонтана. Фома нарисовал филина.

    Повтори чистоговорки.

    Фе - фэ - фе - дядя мой живет в Уфе. Фы - фи - фы - не доехать до Уфы. Фа - фя - фа - у нас большая арфа. Фу - фю - фу - купили мы софу.

    Повтори скороговорки.

    У Фомки гость - Фимка, У Фимки гость - Фомка. У Фани – фуфайка. У Феди-туфли. У Федота - фагот. У Фимы – мифы. У кафе – Фома. У Фомы - кофе.

    Повтори загадки.


    Из меня посуду тонкую,

    Нежно - белую и звонкую

    Обжигают с древних пор.

    Называясь я...(Фарфор)

    Выучи стихотворение.

    Филин серый, филин старый,

    А глаза горят, как фары.

    Филин - прыг, филин - скок,

    Филиненку дал флажок.

    Филиненок рад, рад

    Два фонарика горят.(Г. Сатир)

    Игра «Твердый - мягкий»

    Перед ребенком лежат синяя и зеленая карточки. Если в словах, которые произносит взрослый, находится твердый звук Ф, ребенок поднимает синюю карточку. Если мягкий звук ФЬ - зеленую карточку.

    Федя, шофер, фабрика, фуфайка, фикус, фарфор, ферма, шарф, граф, графин.

    Игра «Составь предложения»

    Взрослый предлагает ребенку составит предложения по следующим опорным словам: Фома – ферма, Феня – фотоаппарат, Федя – телефон, Федя - фокус

    10. Перескажи рассказ.

    Однажды Федя с папой пошли в цирк. Там выступали гимнасты, дрессировщики, факиры. Но больше всего Феде понравился фокусник. Фокусник с помощью платка превращал фикус в фиалку, телефон в магнитофон, фасоль в финики. Федя никак не мог понять, как же это происходит. «Наверное, это волшебство, - подумал мальчик. - Когда я вырасту, то тоже стану фокусником и буду работать в цирке».

    Звук В

    Артикуляция звука

    См. звук Ф. Разница заключается в том, что при звуке В голосовые складки сомкнуты, вибрируют, добавляется голос. Ощущается вибрация гортани и подбородка.

    Постановка звука

    Ставится на базе звука Ф с прибавлением голоса, наличие которого ребенок осязает, прикасаясь рукой к груди, к гортани или подбородку логопеда. При произнесении звука В нельзя допускать закусывания нижней губы. Она должна быть немного вывернута наружу и приближаться к верхним резцам.

    Повтори предложения.

    Вот Вова и Вася. Вася купил вату. Сова пьет воду. У Вовы намокли варежки. Сова сидела на возу. Впереди стаи летел вожак. У коровы большая голова. Ваня уронил вафли в траву. Возле ивы выл волк. Ваня несет вазу. Валя ест сливы. Вова идет на завод. Раздался сильный звук. Внук и внучка вкусно поели у бабушки. У Ивана большая власть. Валя дала клятву. Внизу лежит листва.

    Повтори чистоговорки.

    Ва - вы - ва - вот высокая трава. Вы - ва - вы - даже выше головы.

    Повтори пословицы.

    Всему свое время. Всякой вещи свое место. Волков бояться - в лес не ходить. Много воды - много травы.

    Повтори скороговорки.

    Уточка вертихвосточка ныряла да выныривала, выныривала да ныряла.

    В зимний холод всякий молод. Вкусная халва - мастеру хвала.

    Повтори загадки.

    В тихую погоду

    Нет нас нигде.

    Ветер подует -

    Бежим по воде.(Волны)

    Маленький мальчишка

    В сером армячишке

    По дворам шныряет,

    Крохи собирает.(Воробей)

    Колосится в поле рожь.

    Там, во ржи, цветок найдешь.

    Ярко-синий и пушистый,

    Только жаль, что не душистый.(Василек)

    Кто зимой холодной

    Бродит в лесу злой, голодный?(Волк)

    Выучи стихотворение.

    Весенний воздух свеж и чист.

    Вот зеленеет первый лист.

    Видна в проталинах земля.

    Вокруг ручьи бегут, звеня.

    Игра «Подскажи словечко».

    Взрослый предлагает ребенку подсказать подходящие по смыслу слова в конце каждого стихотворения.

    Грязнулю всегда выручает... (вода).

    Чик-чирик, не робей!

    Я бывалый... (воробей).

    Окраской - сероватая,

    Повадкой - вороватая,

    Крикунья хрипловатая -

    Известная персона. Это... (ворона).

    Игра «Назови ласково».

    Взрослый предлагает ребенку назвать ласково следующие предметы:

    Ваза - (вазочка) слива - (сливка)

    Вода - (водичка) завод - (заводик)

    Вагон - (вагончик) диван - (диванчик)

    Ива - (ивушка) голова - (головушка)

    Перескажи рассказ.

    Взрослый предлагает ребёнку послушать рассказ, затем пересказать его.

    Возле реки растёт лес. В лесу высокие ели и сосны. Тут нора. У норы стоят Иван и Валя. Валя заглянул в нору. Там оказались лисята. Ребята хотели поиграть с лисятами, но не успели. Возле норы появилась лиса, пора уходить домой.

    Звук Вь

    Повтори слоги.

    Вя - вя - вя Вя - вё - вю - ви

    Вю - вю - вю Be - вю - ви - вя

    Be - ве - ве Вё - ве - ви - вю

    Ви - ви - ви Вё - вю - вя - ви

    Вё - вё - вё Вю - вя - ви - вё

    Повтори слова.

    Звук в начале слова:

    Вяз, вязать, вяжет, вяленый; вид, вино, вина, вить, Витя, видно, викинг, витязь, визит, визитка, визг, вижу, вилка; век, Вена, вес, весь, весы, весна, вести, веселье, ветла, вера, веер, ветер, вечер, верба, верста, вереск; вёсны, вёсла, вёдра.

    Звук в середине слова:

    Навязать, увязнуть, завязать, завязанный, долговязый; Вовик, новинка, новичок, увижу, травинка; навес, повесить, повесть, совесть, завесить, занавес, занавески, увести, деревья; ковёр, отвёртка.

    Стечение согласных звуков в слогах и словах:

    Вня, вни; вся, все, всё, всю; свя, сви; звя. Внять, внятно, внимать, внизу, вникнуть; вся, всякий, все, вселенная, вселиться, всё, всю, всюду, повсюду; связать, связанный, связка, свить, свист, свистеть, свинья, свинка, свирель; звякать; коврик, деревня.

    Повтори предложения.

    Скоро я увижу Вовика. Весной деревья оживают. Вовик несет отвертку. Ветер качает ветку. Бабушка вяжет коврик. Внизу видна вся деревня. Новичок увидел весь класс. Внизу свистит свирель. Вовик в классе новичок. Мы повесили занавески. Птицы свили на дереве гнездо. Витя несёт вёдра. От ветра качаются деревья. Ты свистишь на всю деревню. Витя завязывает шнурки.

    Повтори пословицы.

    Пословица вовек не сломится. Всякой вещи свое место. Век живи - век учись.

    Повтори загадки.

    Хохотун Егорка

    Взялся за уборку.

    В пляс по комнате пошёл,

    Оглянулся - чистый пол.(Веник)

    Тает снежок,

    Ожил лужок,

    День прибывает.

    Когда это бывает? (Весной)

    По полю рыщет,

    Поет да свищет,

    Деревья ломает,

    К земле приклоняет.(Ветер)

    Зверь я горбатый,

    А нравлюсь ребятам.(Верблюд)

    Выучи стихотворение.

    Ветер сверху набежал,

    Ветку дерева сломал.

    Дул он долго, зло ворчал

    И деревья всё качал.

    Игра «Подскажи словечко».

    Без разгона ввысь взлетает,

    Стрекозу напоминает.

    Отправляется в полёт

    Наш российский... (вертолёт).

    Перед домом на Садовой

    Сели мы в троллейбус новый.

    Из открытого окна

    Вся Садовая... (видна).

    Игра «Составь предложения».

    Взрослый называет опорные слова, предлагает ребенку составить с их помощью предложения.

    Витя - отвёртка Класс - новичок

    Вера - ковёр Вера - вязать

    Ветер - деревья Витя - вёдра

    Игра «Один - много».

    Взрослый называет предмет в единственном числе, ребенок - во множественном.

    Верба - (вербы) визит - (визиты)

    Вилка - (вилки) отвёртка - (отвёртки)

    Ведро - (вёдра) новичок - (новички)

    Вечер - (вечера) травинка - (травинки)

    Перескажи рассказ.

    Взрослый предлагает ребёнку послушать рассказ, а затем пересказать его.

    У Веры и Вени много разных игрушек. Веня часто играет с вертолётом. Он поднимает вертолёт и бегает с ним по комнате. Вера любит играть с совёнком. Она кормит совёнка, ходит с ним гулять. Ребята любят свои игрушки.

    Повтори слоги.

    Ва - вя Вы - ви Ву - вю Во - вё

    Вя - ва Ви - вы Вю - ву Вё - во

    Ва - вя - ва Ви - вы – ви Вю - ву - вю Вё - во - вё

    Вя - ва - вя Вы - ви - вы Ву - вю - ву Во - вё - во

    Повтори слова.

    Вата - Витя Выдра - ведра Высь - висеть

    Ваша - вишня Слава - Славик Диван - девица

    Вахта - вихрь Трава - травинка Вон - Вена

    Важный - вяжет Ваза - виза Воз - вес

    Вулкан - вилка Выть - видеть Ворс - верста

    Повтори предложения.

    Витя и Ваня - друзья. Вера сидит на диване. Вовик в классе - новичок. Внука зовут Витя. Вера едет в Литву. За окном завывает ветер. Валя повесила занавески. Сова увидела добычу. Ваня услышал свист. На вербе зеленая листва. Вера расчесала волосы. Витя любит халву. Весь вечер звучала красивая музыка. Витя работает на заводе. В этом вагоне едут Вася и Вера. Вечером вода в реке холодная. Вера купила вафли. Валя видела красивый веер. Ваня читает повесть. Валя вяжет свитер.

    Повтори чистоговорки.

    Ва - вя - ва - желтая листва. Вы - ви - вы - идут коровы. Be - вэ - ве - краски дадим Вове. Be - вэ - ве - похлопаем Савве. Вы - ви - вы - поспели сливы.

    Повтори скороговорки.

    Вертлявый ветер вырывал

    Ворота, как вертушки.

    Ворчливый ворон воровал

    Вчерашние ватрушки.

    Воробья врачи спасли,

    В вертолет его внесли:

    Вертолет вертел винтами,

    Волновал траву с цветами.

    Повтори загадки.

    Заверчу, закручу,

    В небеса улечу.(Вертолет)

    Плещет теплая волна

    В берега из чугуна.

    Отгадайте, вспомните:

    Что за море в комнате.(Ванна)

    Этот конь не ест овса,

    Вместо ног - два колеса.

    Сядь верхом и мчись на нем,

    Только лучше правь рулем.(Велосипед)

    Выучи стихотворения.

    Любо плавать Ване

    В белом море - в ванне.

    Только вот обидно:

    Берега не видно.

    Видимость пропала,

    Мыло в глаз попало...(А. Шлыгина)

    В поле волк-волчище едет

    На своем велосипеде.

    Обогнал сегодня он

    Воробья и двух ворон,

    Только ветер - ветерок

    Перегнать никак не мог. (Г. Сатир)

    Игра «Твердый - мягкий».

    Перед ребенком лежат синий и зеленый квадратики. Если в словах, которые произносит взрослый, находится твердый звук В, то ребенок поднимает синий квадратик. Если мягкий звук ВЬ - зеленый квадратик.

    Вода, Витя, ветер, волна, василек, вертолет, вина, Ваня, Сева, вилка, водолаз, витрина, вареник, воробей.

    Игра «Составь предложения».

    Взрослый просит ребенка составить предложения по следующим опорным словам:

    Ваня - велосипед Вика - сливы

    Витя - халва Витя - клятва

    Сева - ковер Вера - волна

    Перескажи рассказ.

    Взрослый просит ребенка послушать рассказ, а потом пересказать, его.

    Летом Вика и Ваня были с родителями на море. Ребятам очень нравилось отдыхать, загорать. Но больше всего они любили играть в воде. Когда на берег накатывала волна, Вика и Ваня брались за руки и подпрыгивали: кто выше? Выходить на берег совсем не хотелось. Как же было весело на море!

    Дифференциация звуков В – Ф

    После того, как поставлены и автоматизированы звуки В, Ф, необходимо провести их дифференциацию, чтобы ребенок не путал глухой и звонкий варианты произнесения.

    Повтори слоги.

    Ва – фа By - фу - ву – фу Ва - во - ву - вы

    Фа - ва Ва - фа - ва - фа Фа - фо - фу - фы

    Ва - ва - фа Вы - фы - вы - фы Ву - во - ва - вы

    Фа - ва - ва Во - фо - во - фо Фу - фо - фа - фы

    Повтори слова.

    Ваня – Фаня Вилка - Филька

    Веня - Феня Влага - фляга

    Вата - фата Сливы - скифы

    Ваза - фаза Травы - графы

    Сова - софа Гривы - грифы

    Фасовать, вафли, алфавит, фаворит, февраль, автограф, шефство, форвард, дрейфовать.

    Повтори предложения.

    У куклы фата из ваты. На софе сидит сова. Филька кушает вилкой. Ваня купил варенье и фрукты. Валя показывает фокусы. Валя - фокусник. У Вали фикус. У Вовы фиалки. У Фени васильки. Вова идет на фабрику. Вова знает буквы алфавита. Валя вышивает фартук. Ваня развернул конфету. В саду цветут фиалки. Федя несет графин с водой. В комнату через форточку влетел воробей. Мама связала дочери тёплый шарф. Валя моет вилки. Вова видел грифов. На софе - сова.

    Повтори чистоговорки.

    Фа - ва - фа - наша новая софа. Фа - фа - ва - летит сова. Фы - вы - вы - нет травы. Вы - вы - фы - идут графы

    Повтори скороговорки.

    Наш Филат не бывает виноват. У Вовки в гостях Фимка, У Фимки в гостях Вовка.

    Игра «Скажи наоборот».

    Взрослый называет слова со звуком В. Ребенку предлагается заменить звук В на звук Ф и сказать получившееся слово.Вата - (фата) винт - (финт)

    Ваза - (фаза) сова - (софа)

    Вас - (фас) Веня - (Феня)

    Игра «Составь предложения».

    Взрослый предлагает ребенку составить предложения по следующим опорным словам:

    Вова – флажок Иван - футбол

    Валя - шарф Вася - фабрика

    Вася - фотоаппарат Витя - фокус

    Перескажи рассказ.

    Взрослый предлагает ребёнку послушать небольшой рассказ, а затем пересказать его.

    Ваня и Федя любят лошадей. Мальчики ходят в спортивную школу, где учатся кататься на лошадях. У каждого своя лошадь. У Вани лошадь зовут - Филька, у Феди - Ветерок. Федя расчёсывает Ветерку гриву, заплетает её в косички. Ваня моет Фильке бока, вытирает спину после тренировки. Молодцы, ребята, хорошо ухаживают за своими лошадьми!

    Введение

    Речь является одной из важнейших функций человека. В процессе речевого развития формируются высшие психические процессы, способность к понятийному мышлению. Речевое общение создает необходимые условия для развития различных форм деятельности. Для воспитания полноценной личности необходимо устранить все, что мешает свободному общению ребенка со сверстниками и взрослыми.

    Недостатки звукопроизношения значительно искажают речь ребенка. У ребенка могут наблюдаться пропуски, замены, недостатки дифференциации звуков. Все это делает речь ребенка малопонятной для окружающих, ограничивает речевую активность малыша.

    Исправление недостатков звукопроизношения - одна из важнейших задач педагога. Ребенок должен научиться, правильно произносить все звуки родного языка. В последнее время появляется все больше детей, у которых нарушено произнесение не только свистящих, шипящих или соноров, но более простых звуков, таких, как Д, Т, Н, Ф, В и др.

    Структура пособия Работа над каждым звуком включает в себя 3 раздела:

    1. Артикуляция звука.

    2. Постановка звука.

    3. Практический материал по автоматизации и дифференциации звуков (слоги, слова, предложения, чистоговорки, скороговорки, пословицы, поговорки, загадки, стихотворения, рассказы и игры).

    Автоматизацию любого звука следует начинать со слогов. Лишь когда ребенок научится правильно произносить звук в слогах, можно переходить к словам и предложениям. При работе со словами необходимо отработать звук в разных позициях: в начале, в середине и в конце слова; в словах со стечением согласных звуков. 2

    На заключительных этапах автоматизации звука детям предлагаются чистоговорки, пословицы, скороговорки, загадки, стихотворения, рассказы, игры. Чистоговорки, пословицы проговаривать в спокойном темпе, обращая внимание на то, чтобы автоматизируемый звук произносился чётко и правильно. Скороговорки вначале произносить медленно, четко артикулируя звуки, затем в обычном темпе. Только тогда, когда ребенок сможет безошибочно произнести скороговорку, можно повторить её в быстром темпе. В работе с загадками предлагать детям не только отгадывать их, но и повторять, так как в тексте загадок встречается автоматизируемый звук. Стихотворения желательно учить. Это способствует не только закреплению звука, но и развитию памяти. Рассказы читать ребёнку спокойно, выразительно, чтобы он смог их запомнить и пересказать. Игры проводить эмоционально, поощряя правильные ответы малыша.

    Когда звуки, близкие по произношению, автоматизированы, необходимо провести работу по их дифференциации. Дифференциацию звуков нужно начинать со слогов, постепенно переходя к словам, предложениям, стихотворениям и т.д.

    Настоящее пособие предназначено для логопедов, воспитателей логопедических групп, родителей детей, имеющих недостатки в звукопроизношении.

    Звук Ф

    Артикуляция звука

    Нижняя губа приближена к краям верхних резцов, посередине остается узкая щель для прохода воздуха, верхняя губа слегка приподнята. Верхние резцы видны, нижние резцы закрыты нижней губой. Положение языка зависит от следующего гласного звука. Мягкое нёбо поднято, голосовые складки разомкнуты, воздушная струя рассеянная.

    Постановка звука

    1 способ: по подражанию. При произнесении звука логопед обращает внимание ребенка на положение своих губ. Ребенок видит, как подтягивается нижняя губа к верхним резцам, а верхняя поднимается.

    2 способ: если ребенок не может сразу установить губы в должное положение, нужно предложить ему подуть, сблизив верхнюю и нижнюю губы. В это момент логопед пальцем поднимает верхнюю губу ребенка, тогда нижняя губа рефлекторно поднимется к верхним резцам. Получится звук Ф.

    3 способ: логопед поднимает нижнюю губу ребенка двумя пальцами к верхним резцам, пользуясь этим приемом до тех пор, пока у ребенка не укрепится навык самостоятельно подтягивать нижнюю губу кверху.

    Практический материал по автоматизации звука Ф

    Повтори слоги.

    Фа - фа - фа Фа - фо - фу - фы Ыф - ыф - ыф

    Фо - фо - фо Фы - фу - фа - фо Аф - аф - аф

    Фу-фу-фу Фо-фа-фу-фы Оф-оф -оф

    Фы - фы - фы Фу - фо -фы - фа Уф - уф - уф

    Повтори слова.

    Звук в начале слова:

    Факт, фата, фауна, фасон, фасоль, фаза, фазан, факел, фара, факир, фактор, фарс, фарш, фабрика; фыркать, фырчать; фон, фото, Фома, фонд, фонтан, фокус, фонарь, форма; фу, фуга, фунт, фунтик, фугас, футбол, фура, фургон, фужер.

    Звук в середине слова:

    Софа, олифа, арфа, графа, Пифагор, сарафан, профан; софы, рифы, арфы; патефон, телефон, пафос, магнитофон, реформа, бутафор; тайфун, конфуз.

    Звук в конце слова:

    Пиф, паф, миф, удав(ф), шкаф, лев(ф), рукав(ф), шарф, гриф, граф, фотограф, обрыв(ф), порыв(ф), жираф.

    Стечение согласных звуков в слогах и словах:

    Фта, фты; фла, фло, флу; фра, фро, фру, фры; фта, фты. Кофта, кафтан, лифты, кофты; флаг, флакон, флагман, флажок, фланель; флот, флоксы, флотский; фрак, фрау, франк, фрамуга, фраза, цифра; фронт, Фрося; фрукты, фруктовый, цифры.

    Повтори предложения.

    Факир показал фокус. Граф несет факел. На фабрике горят фонари. Фома кладет шарф в шкаф. Фунтик фыркает. У сарафана хороший фасон. Пиф и Паф - фотографы. У Фомы флаг. Граф надел фрак. У Фомы фрукты. У Фроси флажок. У Фроси кофта из фланели. У Фомы кафтан, У Фроси красивая кофта. Фома купил телефон.

    Повтори скороговорки.

    У Пифа гость – Паф.

    У Фани – фуфайка.

    У Пафа гость - Пиф.

    У Пети - туфли.

    Флот плывет к родной земле,

    Флаг на каждом корабле.

    Повтори загадку.

    Он высокий и пятнистый,

    С длинной-длинной шеей,

    И питается он листьями -

    Листьями с деревьев. (Жираф)

    Этот глаз - особый глаз.

    Быстро взглянет он на вас,

    И появится на свет

    Самый точный ваш портрет.(Фотоаппарат)

    Метко сыплют игроки

    Мне ногами тумаки.(Футбольный мяч)

    Выучи стихотворение.

    Посмотрите! Посмотрите!

    Вот какой флажок у Мити!

    Кто флажок подарил?

    Митя сам смастерил.(О. Высотская)

    Игра «Подскажи словечко».

    Праздник, праздник у ворот.

    Кто встречать его пойдет?

    Я и верный мой дружок -

    Красный, маленький... (флажок).

    Кто забил сегодня гол?

    Я, когда играл в... (футбол).

    Скоро вечер, посмотри -

    Загорелись... (фонари).

    Игра «Закончи предложение».

    На празднике у мальчика в руках... (флажок).

    Мама завязала дочке на шею... (шарф).

    Вечером у машин горят... (фары).

    У каждого человека есть имя и... (фамилия).

    В цирке часто показывают... (фокусы).

    Игра «Один-много».

    Взрослый называет предмет в единственном числе, а ребенок во множественном.Фазан - (фазаны) Фургон - (фургоны)

    Факел - (факелы) Телефон - (телефоны)

    Фокус - (фокусы) Сарафан - (сарафаны)

    Фонтан - (фонтаны) Граф - (графы)

    Перескажи рассказ.

    Взрослый предлагает ребёнку послушать рассказ, а затем пересказать его.

    Фома, Афоня и Фрол пошли гулять. Фома и Афоня стали играть в футбол. Фрол не захотел играть в футбол. Он подошел к ручейку и стал пускать кораблики. Во флотилии было три корабля. На каждом корабле был флаг. Корабли были такие красивые. Фоме и Афоне очень понравилась игра Фрола, и ребята тоже стали пускать корабли.

    Звук Фь

    Артикуляция звука

    См. звук Ф. Разница заключается в том, что при произнесении звука ФЬ нижняя губа менее напряжена.

    Постановка звука

    По подражанию. Лучше всего в слоге ФИ. Постепенно звук И произносится более кратко и глухо, получается звук ФЬ;


    Самое обсуждаемое
    Музыкальный праздник в подготовительной группе ДОУ по сказкам Чуковского Музыкальный праздник в подготовительной группе ДОУ по сказкам Чуковского
    Принцип деления Европы на субрегионы Принцип деления Европы на субрегионы
    Какие растения растут в пустыне Какие растения растут в пустыне


    top