УТРАТИЛ СИЛУ с 01 ноября 2017 г. в соответствии с Постановлением КМ РУз от 4.10.2017 г. № 795
С изменениями в соответствии с приказом министра труда РУз
№2-Б от 17 января 2017,
зарегистрированным МЮ РУз 27 января 2017 № 2855
Дата актуализации: 05.02.2017
I. Общие положения
1. Настоящий Классификатор основных должностей служащих и профессий рабочих (далее - КОДП-2015) предназначен для систематизации основных должностей служащих и профессий рабочих, определения диапазона тарифных разрядов рабочих и категорий должностей служащих, а также требований к направлению и уровню образования.
КОДП-2015 разработан взамен Классификатора основных должностей служащих и профессий рабочих , утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 20 августа 2010 года № 181.
2. Настоящий КОДП-2015 используется для:
стандартизации и унификации наименований должностей служащих и профессий рабочих при составлении трудовых договоров и штатных расписаний предприятий, учреждений и организаций (далее - организаций), внесении записей в трудовые книжки работников, оформлении приказов по трудовым отношениям, отнесении должностей и профессий к соответствующим категориям персонала, определении права на пенсионные льготы;
эффективной расстановки кадров с учетом уровня и направления образования и квалификационной категории работников;
целенаправленной подготовки кадров новой формации, отвечающих требованиям современной рыночной экономики, исходя из современного уровня и перспектив развития производства и управления;
составления учебных программ по подготовке и переподготовке кадров в организациях различных организационно-правовых форм;
ведения учета, анализа и статистики труда;
обработки информации в сфере организации работы с персоналом;
распределения занятого населения по видам деятельности (занятиям);
сопоставления статистических данных в социально-трудовой сфере на международном уровне.
Классификатор также служит основой для разработки в установленном порядке отраслевых тарифно-квалификационных справочников.
3. Объектами классификации КОДП-2015 являются профессии рабочих и должности служащих.
4. Настоящий КОДП-2015 в части:
использования наименований должностей служащих и профессий рабочих является обязательным при производстве записей в трудовые книжки работников, заключении трудовых договоров, оформлении приказов, отнесении должностей служащих к категориям персонала;
минимального уровня образования при приеме на работу, установления тарифных разрядов по профессиям рабочих является обязательным для применения в государственных предприятиях, учреждениях и организациях (далее - организации), органах хозяйственного управления, созданных решениями Президента Республики Узбекистан и Кабинета Министров Республики Узбекистан, а также организаций с долей государства в уставном капитале более 50 процентов, а для других организаций - носит рекомендательный характер;
5. В КОДП-2015 используются следующие основные термины с соответствующими определениями:
а) должность служащего - служебное положение служащего, обусловленное кругом его функциональных обязанностей, должностными правами и характером ответственности;
б) профессия рабочего - вид трудовой деятельности рабочего, обусловленный совокупностью знаний и навыков, приобретенных в результате профессионального обучения или практики;
в) служащие - специалисты, замещающие должность в организации, осуществляющие подготовку и оформление документов, учет и контроль, распорядительные функции, а также хозяйственное обслуживание;
г) специалисты - работники, осуществляющие: планирование, проектирование и контроль производственных и административных процессов, обслуживание сложной техники, разработку документации, управление персоналом, регулирование процессов деятельности организации, в том числе без наделения их распорядительными полномочиями, обучение и оздоровление, творческую и научную деятельность, а также другие специфические функции. Специалисты могут относиться к управленческому и производственному персоналу, выполнять распорядительные и исполнительные функции;
д) рабочие - работники, занимающиеся преимущественно физическим трудом, которые воздействуют с помощью орудий труда на материалы, подлежащие обработке в процессе труда (предмет труда), создают продукцию, осуществляют наблюдение, наладку и уход за машинами, производят перемещение предметов труда, поддерживают нормальные условия труда, выполняют другие функции, обусловленные технологией производства товаров и услуг;
управленческий персонал - работники, осуществляющие распорядительные функции, руководство персоналом, выработку и принятие необходимых решений, планирование, контроль и регулирование процессов деятельности организации, подготовку информации для принятия надлежащих решений. Управленческий персонал обеспечивает необходимые организационно-технические условия для достижения организацией поставленных целей и задач, выполнения возложенных функций и производственных программ. Управленческий персонал подразделяется на руководителей и специалистов управленческого персонала;
производственный персонал - работники организации, непосредственно участвующие в процессе производства основной продукции (услуг) организации, а также сопутствующей продукции (услуг), установленной производственной программой. В состав производственного персонала входят инженерные работники и техники, не относящиеся к управленческому персоналу, рабочие, младшие специалисты и другие работники, непосредственно участвующие в производственном процессе;
технический персонал - персонал, в функции которого входит выполнение работ по техническому обслуживанию и обеспечению производственных и технологических процессов деятельности управленческого персонала (выполнение печатных, множительных и архивных работ, библиотечное дело, доставка документов, обслуживание компьютерной техники, выполнение канцелярских, секретарских и других работ);
обслуживающий персонал - персонал, в функции которого входит техническое и хозяйственное обслуживание зданий и территорий, их охрана, транспортное обслуживание управленческого персонала, а также иные работы по обслуживанию управленческого и производственного персонала организации, включая социально-бытовое обслуживание. В составе обслуживающего персонала могут быть представлены отдельные профессии рабочих. К обслуживающему персоналу также относятся работники бытового обслуживания населения, не относящиеся к категории специалистов и рабочих;
ж) требования к минимальному уровню образования - минимальный уровень образования в соответствии с Законом Республики Узбекистан «Об образовании», требуемый при приеме на работу на должность служащего или по профессии рабочего, как правило, исходя из специфики выполняемых работ и функциональных обязанностей. При приеме на работу требования к профилю образования могут быть установлены государственными органами, органами хозяйственного управления и организациями с учетом требований законодательства;
з) диапазон тарифных разрядов рабочих - интервал от минимального до максимального разряда работ, присущих конкретному виду деятельности, выполняемому рабочим. Конкретные тарифные разряды в установленном диапазоне тарифных разрядов определяют сложность работы и требуемую для ее выполнения квалификацию рабочего;
и) направление образования - набор базовых и фундаментальных знаний, умений и навыков, приобретенных выпускником образовательного учреждения по образовательной программе соответствующего уровня и обеспечивающих выполнение им определенного вида профессиональной или должностной деятельности.
II. Структура КОДП-2015
6. Настоящий КОДП-2015 состоит из следующих разделов:
раздел 1 - «Основные профессии рабочих» - включает в себя наименования профессий рабочих в соответствии с Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих, а также профессий рабочих, права и обязанности которых предусмотрены в уставах, специальных положениях и соответствующих постановлениях, регламентирующих состав профессий в отраслях экономики, указанных в приложении № 1 к настоящему КОДП-2015;
раздел 2 - «Основные должности служащих» - включает наименования должностей, применяемых в экономике и организационно-структурных схемах организаций, указанных в приложении № 2 к настоящему КОДП-2015.
7. Раздел 1 включает порядковые номера профессий рабочих по их возрастанию, наименования профессий рабочих по алфавиту и соответствующие им коды по Национальному стандартному классификатору занятий Республики Узбекистан (далее - НСКЗ), диапазоны тарифных разрядов (далее - ДТР), коды по Классификатору направлений подготовки, профессий и специальностей среднего специального, профессионального образования (далее - КНППСПО).
Таблица раздела 1 имеет следующий вид:
8. Раздел 2 включает порядковые номера должностей служащих по их возрастанию, наименования должностей служащих по алфавиту и соответствующие им коды НСКЗ, коды категорий персонала, минимальный уровень образования, а также коды по КНППСПО и Классификатору направлений и специальностей высшего образования (далее - КНСВО).
Таблица раздела 2 имеет следующий вид:
9. Коды профессий и должностей по НСКЗ соответствуют Международному стандартному классификатору занятий Международной организации труда ISCO-88 и состоят из 4 цифр:
первая цифра представляет собой укрупненную группу;
вторая цифра представляет подгруппу;
третья цифра представляет составную группу;
четвертая цифра представляет базовую группу.
Например:
10. Коды по КНППСПО и КНСВО основаны на Международной стандартной классификации образования и состоят из 7 цифр:
первая цифра определяет код уровня образовательной программы: код «3» - среднее специальное профессиональное образование, коды «5» и «5А» - соответственно для уровней академических степеней «бакалавр» и «магистр»; коды «2» и «1» - соответственно для уровня краткосрочной профессиональной подготовки, в том числе на производстве («2»), и не требующего специальной профессиональной подготовки («1»);
вторая цифра - код области знаний;
третья цифра - код области образования;
четвертая и пятая цифры - код направления образования;
шестая и седьмая цифры - код специальности (коды специальностей, не указанные в КНОССПО, обозначаются цифрами «00»).
Например:
Каждой профессии или должности, указанной в КОДП-2015 может соответствовать один или несколько кодов по КНППСПО и КНСВО.
По отдельным должностям служащих в разделе 2, в графе «Код по КНОССПО и КНСВО» указан код «5Ахххххх», который в соответствии с Классификатором направлений и специальностей высшего образования означает степень «Магистра».
Примечание: символы «хххххх» означают любое число от 0 до 9.
В случаях, если в графе «Код по КНППСПО, КНСВО» указан знак «–» - требования к направлению образования не предъявляются.
11. Диапазон тарифных разрядов (ДПР) профессий рабочих в соответствии с Едиными тарифно-квалификационными справочниками профессий рабочих (ЕТКС) и отраслевыми тарифно-квалификационными справочниками, разработанными органами государственного и хозяйственного управления в установленном порядке, определяет минимальный и максимальный разряды работы по профессиям рабочих в зависимости от их сложности (без учета условий труда) в интервале от «1» до «8», где: «1»разряд - наиболее простые работы, требующие от работника низкой квалификации, а «8»разряд - особо сложные и уникальные виды работ, требующие от рабочего наивысшей профессиональной квалификации и опыта. В большинстве случаев максимальный квалификационный разряд рабочего не превышает шестой.
У - управленческий персонал;
С - специалисты-исполнители;
Т - технический персонал;
О - обслуживающий персонал;
П - производственный персонал.
13. Минимальный уровень образования обозначен следующими сокращениями:
В/О - высшее образование, включающее степени «бакалавр» и «магистр»;
ССПО - среднее специальное профессиональное образование;
НТ - требования к уровню образования не предъявляются.
III. Особенности применения КОДП-2015
14. Отдельные должности служащих в зависимости от предписанных функций могут относиться к управленческому и производственному персоналу.
Если в структуре органа государственного и хозяйственного управления не выделены производственные подразделения, то должности, отнесенные к категории персонала «Специалисты», приравниваются к управленческому персоналу, за исключением отдельных должностей, указанных в форме исключения в соответствующих нормативно-правовых актах.
15. При определении нормативной численности технического и обслуживающего персонала в органах государственного и хозяйственного управления отдельные должности и профессии технического и обслуживающего персонала могут относиться к производственному персоналу, если эти должности и профессии включены в штатную структуру производственных подразделений данного органа государственного и хозяйственного управления.
16. По должностям служащих и профессиям рабочих могут устанавливаться не указанные в КОДП-2015:
а) производные должности и профессии, в том числе:
по профессиям рабочих - «старший» и «помощник»;
по должностям служащих - заместитель, помощник, первый, второй, третий, четвертый, пятый, главный, ведущий, старший, младший, с высшим образованием, со средним специальным, профессиональным образованием, сменный, бригадный, областной, районный, участковый, горный и прочие.
Производные должности по отдельным должностям служащих в пределах одной должности устанавливаются руководителем организации.
При установлении производной должности (профессии) учитывается степень самостоятельности работников при выполнении должностных обязанностей, его ответственности за правильность принимаемых решений, инициативность, эффективность и качество труда, а также опыт практической деятельности.
К производным должностям и профессиям также относятся должности и профессии, образованные путем уточнения особенностей содержания деятельности по указанным в КОДП-2015 должностям и профессиям. В данном случае объектом классификации является должность (профессия), указанная в КОДП-2015, на основе которой образована данная производная должность (профессия);
в) классность и классные чины.
Перечень должностей, по которым устанавливаются классность и классные чины, а также порядок их установления, определяется законодательством.
17. В графе «Наименование должности» раздела 2 по отдельным должностям служащих в скобке указано дублирующее (эквивалентное) наименование.
Например:
В этом случае правильным наименованием должности при составлении трудовых договоров и штатных расписаний организаций, внесении записей в трудовые книжки работников, оформлении приказов по трудовым отношениям, отнесении должностей и профессий к соответствующим категориям персонала, определении права на пенсионные льготы, является как основное, так и дублирующее (эквивалентное) наименование.
18. При установлении минимального уровня образования требуемого при приеме на работу:
лица, окончившие высшие образовательные учреждения со степенью «бакалавр» и «магистр» относятся к работникам с высшим образованием;
лица, окончившие академические лицеи и профессиональные колледжи, техникумы, профессионально-технические, медицинские, педагогические или иные училища относятся к работникам, имеющим среднее специальное профессиональное образование;
лица, окончившие высшие образовательные учреждения до 2001 года включительно, приравниваются к лицам, получившим степень магистра.
19. В отдельных случаях работники, не имеющие установленного Классификатором минимального уровня или направления образования, но обладающие достаточным практическим опытом, выполняющие в полном объеме и качественно возложенные на них должностные обязанности, могут быть приняты на должность, требующую соответствующий уровень образования, либо другое направление образования, если иное не предусмотрено законодательством.
В законодательстве РФ принят ряд нормативных актов, устанавливающих порядок классификации рабочих профессий, а также должностей служащих. В чем заключается предназначение данных источников права? Какие из них относятся к самым востребованным на российских предприятиях?
9149 — данная цифра показывает, что речь идет о профессии токаря;
6 — данная цифра представляет собой контрольное число;
02 — соответствующий показатель обозначает, что профессия соотносится с 2-м выпуском Единого квалификационного справочника;
7223 — данная цифра отражает соответствие профессии базовой группе, имеющей отношение к Классификатору занятий;
5 — соответствующий показатель отражает тот факт, что человеку необходимо иметь 5-й тарифный разряд;
12 — данная цифра показывает, что применяется сдельно-премиальная схема начисления зарплаты сотрудникам;
1 — соответствующий показатель отражает, что для рабочей профессии характерны нормальные условия труда;
2 — данная цифра обозначает, что человек осуществляет свою трудовую деятельность посредством машин и механизмов.
Получается, что код профессии токаря, формируемый исходя из критериев, которые отражены в Классификаторе, будет выглядеть как 19149602722351212.
Аналогично фасетные коды перечень профессий РФ также предусматривает и при классификации позиций служащих. Рассмотрим их.
Фасетные коды для служащих по Классификатору
В данном случае речь идет о кодах, отражающих категорию должности — в них присутствует 1 знак, а также указывающих на конкретную позицию по Классификатору занятий, в котором фиксируется 4 знака.
Посредством 3 фасетов отражаются должности по таким признакам, как:
Производные позиции (фасет 11, представлен 2 знаками);
Можно отметить, что фасеты 11 и 12 выбираются исходя из специфики конкретной должности. Так, в производных позициях квалификация не фиксируется. Поэтому по соответствующим должностям выбирается только фасет 11.
Код должности служащего: пример
Например, такая должность, как заместитель начальника финансово-экономического департамента предприятия будет иметь код, складывающийся из таких показателей, как:
2 — обозначающего должность;
4695 — отражающего тот факт, что речь идет о должности начальника департамента;
1 — используемого в качестве контрольного числа;
1 — отражающего тот факт, что речь идет о категории руководителей на предприятии;
1231 — указывающего на связь позиции с соответствующей базовой группой в Классификаторе занятий;
03 — отражающего тот факт, что речь идет о производной позиции.
Взаимосвязь ОК 016-94 и Классификатора занятий
Можно отметить, что между объектами Классификатора, который был введен Постановлением Госстандарта об утверждении перечня профессий и должностей, и теми, что присутствуют в Классификаторе занятий, предполагается наличие связей, которые позволяют относить первые к той или иной группировке в рамках перечня, к которому принадлежат вторые. То есть, каждая позиция — рабочего или же служащего, как правило, может быть отнесена к определенной категории занятий.
Однако следует отметить: с учетом того, что такие понятия, как «занятие», «профессия», а также «должность» существенно различаются между собой, то сотруднику кадровой службы предприятия, который использует Классификатор, о котором идет речь, может потребоваться задействовать пояснения к отдельным группировкам Классификатора занятий — в целях определения однозначной связи с его объектами тех позиций, что предусмотрены рассматриваемым официальным перечнем профессий и должностей.
Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (сокращ. ) - составная часть Единой системы классификации и кодирования информации (ЕСКК) Российской Федерации подготовлен в рамках выполнения Государственной программы перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учёта и статистики.
История принятия ОКПДТР
ОКПДТР был принят постановлением Госстандарта РФ от 26 декабря 1994 года № 367) и введён в действие с 1 января 1996.
В ОКПДТР неоднократно вносились изменения (23 декабря 1996 г., 10 июня 1999 г., 29 декабря 2003 г.).
Предназначение
Классификатор предназначен для решения задач, связанных с оценкой численности рабочих и служащих, учётом состава и распределением кадров по категориям персонала, уровню квалификации, степени механизации и условиям труда, вопросами обеспечения занятости, организации заработной платы рабочих и служащих, начисления пенсий, определения дополнительной потребности в кадрах и другими на всех уровнях управления народным хозяйством в условиях автоматизированной обработки информации.
Объектами классификации в ОКПДТР являются профессии рабочих и должности служащих.
Структура
ОКПДТР состоит из двух разделов:
- профессии рабочих;
- должности служащих.
Первый раздел - профессии рабочих - включает профессии рабочих в соответствии с Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих (ЕТКС), а также профессии рабочих, права и обязанности которых предусмотрены в уставах, специальных положениях и соответствующих постановлениях, регламентирующих состав профессий в отраслях экономики.
Второй раздел - должности служащих - разработан на основе Единой номенклатуры должностей служащих, Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, действующих постановлений и других нормативных документов по вопросам оплаты труда с учётом наименований должностей, применяемых в экономике. Наименования должностей государственных служащих приведены в соответствии с Указами Президента Российской Федерации «О государственных должностях Российской Федерации» № 32 и «О реестре государственных должностей федеральных государственных служащих» № 33 от 11 января 1995 г.
Каждая позиция классификатора состоит из трёх блоков:
- блока идентификации;
- блока наименования объекта классификации;
- информационного блока.
Блок идентификации построен с использованием серийно-порядковой системы кодирования объектов классификации. Идентификационный блок объекта классификации включает пять цифровых десятичных знаков и контрольное число.
Контрольное число рассчитано в соответствии с действующей Методикой расчета и применения контрольных чисел.
Структура кодового обозначения профессии рабочего (должности служащего) в классификаторе:
Блок наименования объекта классификации представляет собой унифицированную запись наименования конкретной профессии рабочего или должности служащего.
В каждом разделе наименования объектов классификации расположены в алфавитном порядке.
Информационный блок профессий рабочих включает фасетные коды, характеризующие соответствие профессии рабочего номеру выпуска ЕТКС (два знака) и определённым позициям Общероссийского классификатора занятий (ОКЗ) ОК 010-93. Последний фасет указывает на базовую группу занятий по ОКЗ и включает четыре знака.
Кроме того, в информационный блок ОКПДТР входят семь фасетов, характеризующих профессии рабочих по следующим признакам:
виды производств и работ в соответствии с выпусками ЕТКС - два знака, фасет 01;
тарифные разряды - один знак, фасет 02;
формы и системы оплаты труда - два знака, фасет 04;
условия труда - один знак, фасет 05;
степень механизации труда - один знак, фасет 06;
производные профессии - один знак, фасет 07.
Пример кодирования по ОКПДТР профессии токаря:
19149 6 02 7223 5 12 1 2,
где: 1 - профессия;
9149 - токарь;
6 - контрольное число;
02 - 2-й выпуск ЕТКС;
7223 - базовая группа по ОКЗ (Станочники на металлообрабатывающих станках, наладчики станков и оборудования);
5 - 5-й тарифный разряд;
12 - сдельно-премиальная система оплаты труда;
1 - нормальные условия труда;
2 - рабочий, выполняющий работу при помощи машин и механизмов.
Фасет 07, характеризующий степень квалификации рабочих (старший, помощник), применяют для различных профессий в соответствии с действующими нормативными документами.
Информационный блок должностей служащих включает фасетные коды, соответствующие категории должности (один знак) и также определённым позициям ОКЗ (четыре знака). Три фасета характеризуют должности по следующим признакам:
производные должности - два знака, фасет 11;
Особенностью фасетов 11 и 12 является альтернативность их применения для различных должностей, так как в производных должностях не предусмотрены категории квалификации. Таким образом, в зависимости от должности выбирают фасет 11 или 12.
Пример кодирования по ОКПДТР должности заместителя начальника финансово-экономического отдела:
24695 1 1 1231 03,
где: 2 - должность;
4695 - начальник отдела (финансово-экономического и административного);
1 - контрольное число;
1231 - базовая группа по ОКЗ (Руководители финансово-экономических и административных подразделений и служб);
03 - производная должность - заместитель.
Между объектами классификации ОКПДТР и ОКЗ установлены связи, позволяющие относить каждый объект ОКПДТР к соответствующей группировке ОКЗ. В общем случае каждая профессия рабочего или должность служащего может быть однозначно отнесена к определенной группе занятий. Однако в связи с тем, что понятия «занятие», «профессия», «должность» различны, в отдельных случаях, чтобы установить однозначную связь ОКПДТР с ОКЗ, необходимо использовать пояснения к группировкам ОКЗ. Указанные пояснения следует также использовать при кодировании производных профессий рабочих и должностей служащих.
Состав и последовательность расположения фасетов информационного блока определяются спецификой конкретных задач, решаемых с помощью классификатора.
В информационном блоке в качестве дополнительных признаков могут быть использованы также коды и наименования других общероссийских классификаторов технико-экономической информации.
В ОКПДТР принята следующая форма расположения материала: в разделе «Профессии рабочих»
в разделе «Должности служащих»
В ОКПДТР неоднократно вносились изменения (23 декабря г., 10 июня г., 29 декабря г., май 2004г ., июнь г.).
Предназначение
Классификатор предназначен для решения задач, связанных с оценкой численности рабочих и служащих , учётом состава и распределением кадров по категориям персонала , уровню квалификации, степени механизации и условиям труда, вопросами обеспечения занятости, организации заработной платы рабочих и служащих, начисления пенсий , определения дополнительной потребности в кадрах и другими на всех уровнях управления народным хозяйством в условиях автоматизированной обработки информации .
Объектами классификации в ОКПДТР являются профессии рабочих и должности служащих.
Структура
ОКПДТР состоит из двух разделов:
- профессии рабочих;
- должности служащих.
Первый раздел - профессии рабочих - включает профессии рабочих в соответствии с Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих (ЕТКС), а также профессии рабочих, права и обязанности которых предусмотрены в уставах, специальных положениях и соответствующих постановлениях, регламентирующих состав профессий в отраслях экономики.
Второй раздел - должности служащих - разработан на основе Единой номенклатуры должностей служащих, Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, действующих постановлений и других нормативных документов по вопросам оплаты труда с учётом наименований должностей, применяемых в экономике. Наименования должностей государственных служащих приведены в соответствии с Указами Президента Российской Федерации «О государственных должностях Российской Федерации» № 32 и «О реестре государственных должностей федеральных государственных служащих» № 33 от 11 января 1995 г.
Каждая позиция классификатора состоит из трёх блоков:
- блока идентификации;
- блока наименования объекта классификации;
- информационного блока.
Блок идентификации построен с использованием серийно-порядковой системы кодирования объектов классификации. Идентификационный блок объекта классификации включает пять цифровых десятичных знаков и контрольное число.
Контрольное число рассчитано в соответствии с действующей Методикой расчета и применения контрольных чисел.
Структура кодового обозначения профессии рабочего (должности служащего) в классификаторе:
Х ХХХХ Х ▲ ▲ ▲ │ │ └──────контрольное число (КЧ) │ │ │ └─────серийно─порядковый номер объекта классификации │ │ профессия (1) └──────────────────────────────── должность (2)
Блок наименования объекта классификации представляет собой унифицированную запись наименования конкретной профессии рабочего или должности служащего.
В каждом разделе наименования объектов классификации расположены в алфавитном порядке.
Информационный блок профессий рабочих включает фасетные коды, характеризующие соответствие профессии рабочего номеру выпуска ЕТКС (два знака) и определённым позициям Общероссийского классификатора занятий (ОКЗ) ОК 010-93. Последний фасет указывает на базовую группу занятий по ОКЗ и включает четыре знака.
Кроме того, в информационный блок ОКПДТР входят семь фасетов, характеризующих профессии рабочих по следующим признакам:
- виды производств и работ в соответствии с выпусками ЕТКС - два знака, фасет 01;
- тарифные разряды - один знак, фасет 02;
- классы (категории) квалификации - один знак, фасет 03;
- формы и системы оплаты труда - два знака, фасет 04;
- условия труда - один знак, фасет 05;
- степень механизации труда - один знак, фасет 06;
- производные профессии - один знак, фасет 07.
Пример кодирования по ОКПДТР профессии токаря:
19149 6 02 7223 5 12 1 2, где 1 признак профессии; 9149 токарь; 6 контрольное число; 02 2-й выпуск ЕТКС; 7223 базовая группа по ОКЗ (Станочники на металлообрабатывающих станках, наладчики станков и оборудования); 5 5-й тарифный разряд; 12 сдельно-премиальная система оплаты труда; 1 нормальные условия труда; 2 рабочий, выполняющий работу при помощи машин и механизмов.
Фасет 07, характеризующий степень квалификации рабочих (старший, помощник), применяют для различных профессий в соответствии с действующими нормативными документами.
Информационный блок должностей служащих включает фасетные коды, соответствующие категории должности (один знак) и также определённым позициям ОКЗ (четыре знака). Три фасета характеризуют должности по следующим признакам:
- категории должностей - один знак, фасет 10;
- производные должности - два знака, фасет 11;
- категории (классы) квалификации - один знак, фасет 12.
Особенностью фасетов 11 и 12 является альтернативность их применения для различных должностей, так как в производных должностях не предусмотрены категории квалификации. Таким образом, в зависимости от должности выбирают фасет 11 или 12.
Пример кодирования по ОКПДТР должности заместителя начальника финансово-экономического отдела:
24695 1 1 1231 03, где 2 признак должности; 4695 начальник отдела (финансово-экономического и административного); 1 контрольное число; 1 категория руководителей; 1231 базовая группа по ОКЗ (Руководители финансово-экономических и административных подразделений и служб); 03 производная должность - заместитель.
Между объектами классификации ОКПДТР и ОКЗ установлены связи, позволяющие относить каждый объект ОКПДТР к соответствующей группировке ОКЗ. В общем случае каждая профессия рабочего или должность служащего может быть однозначно отнесена к определенной группе занятий. Однако в связи с тем, что понятия «занятие», «профессия », «должность » различны, в отдельных случаях, чтобы установить однозначную связь ОКПДТР с ОКЗ, необходимо использовать пояснения к группировкам ОКЗ. Указанные пояснения следует также использовать при кодировании производных профессий рабочих и должностей служащих.
Состав и последовательность расположения фасетов информационного блока определяются спецификой конкретных задач, решаемых с помощью классификатора.
В информационном блоке в качестве дополнительных признаков могут быть использованы также коды и наименования других общероссийских классификаторов технико-экономической информации.
В ОКПДТР принята следующая форма расположения материала: в разделе «Профессии рабочих»
─────┬──┬────────────────────────────────────────────┬────────┬─────┬──── │ │ │Диапазон│Код │Код Код │КЧ│ Наименование профессии │тарифных│вы─ │по │ │ │разрядов│пуска│ОКЗ │ │ │ │ЕТКС │ ─────┴──┴────────────────────────────────────────────┴────────┴─────┴────в разделе «Должности служащих»
─────┬──┬─────────────────────────────────────────────────────┬─────┬──── │ │ │ Код │Код Код │КЧ│ Наименование должности │кате─│по │ │ │гории│ОКЗ ─────┴──┴─────────────────────────────────────────────────────┴─────┴────При разработке унифицированных форм документов, в которых используются коды классификатора, должна быть предусмотрена обязательная ссылка на ОКПДТР. Система ведения классификатора предусматривает взаимодействие НИИ труда (Научно-исследовательский институт труда и социального страхования) и
Законодательной базой Российской Федерации регламентирован ряд основополагающих документов , регулирующих специфику, порядок классификации рабочих специальностей и профессий служащих.
Должностной государственный каталог специальностей рабочих и служащих юридически зафиксирован . Основная его версия была утверждена Росстандартом в конце 1994 года взамен существующему ранее, реестру 1 08 016.
Позднее один из основных трудовых документов неоднократно редактировался, в него вносились поправки и уточнения.
Наряду с классификатором дополнительным правовым источником можно считать официальное Письмо, составленное Министерством образования, в котором прописаны специальности служащих сотрудников в общеобразовательных и муниципальных учреждениях.
Рассматриваемый в статье документ является важнейшей частью комплексной системы сбора, обобщения и обработки статистической информации . Все нормативно-правовые акты, принятые на государственном уровне и касающиеся вопросов трудовых отношений, их оплаты, утверждаются лично Президентом страны.
Данный принцип распределения позволил качественно выполнять задачи, связанные с определением числа служащих, кадровых распределений согласно категории, уровня классификационной подготовки, а также выявления должностей, в которых наиболее нуждается экономика государства в тот или иной период времени.
Общероссийский классификатор (далее — ОКПДТР), включает в себя два основных раздела :
- рабочие специальности;
- профессии служащих.
Первый вариант – это специальности, юридические права и квалификационные обязанности которых регламентированы уставами или положениями, на основании которых предприятие или организация осуществляет свою деятельность и разрабатывает внутренние распорядительные акты, регулирующие свое штатное расписание.
Второй – вакансии служащих – составлен на основании системной номенклатуры работников данной категории специальностей, справочника, содержащего список руководящих профессий, применительно к экономике.
Весь указанный перечень создан в соответствии с президентским Указом «О должностях» №32 и Приказом «О государственном реестре профессий госслужащих федерального уровня» №33 от января 1995 года.
Документ состоит из трех базовых блоков :
- Идентификатор – строится с применением порядково-серийного принципа кодирования элементов систематизации. Он делится на пять символов десятичного цифрового сегмента и число, являющееся контрольным. Специфика расчета базовой цифры строится на основании методической системы вычисления и использования контрольных чисел. Чтобы правильно закодировать рабочие специальности, применяют значения, эквивалентные 1 или 3. Чтобы зафиксировать профессии служащих работников – соответственно, символы 2 и 4.
- Название объекта распределения – это универсальная трактовка, содержащая запись с подробным названием рабочей вакансии или должности служащего сотрудника. Вся информация о доступных объектах для удобства пользования подается в строго алфавитной последовательности.
- Информационный блок – самая информативная категория. В ней прописаны фасетные цифровые коды, указывающие на конкретную профессию или служащую должность. Состоит из двух символов. Крайний фасет обозначает базовую групповую принадлежность занятий в рамках государственного классификатора занятостей. На него отведены четыре символа.
- варианты производств и трудовой деятельности в рамках единой тарифной сетки – два символа, первый фасет;
- тарифные разряды – единичный символ, второй фасет;
- квалификационные категории – один знак, фасет №3;
- принципы, формы и специфика оплаты трудовой деятельности сотрудника – два символа, фасет №4;
- условия работы – один символ, пятый фасет;
- уровень механизации ручного производственного труда – единичный символ, фасет №6;
- технические специальности – одни знак, седьмой фасет (его использование должно быть строго в соответствии с законодательными государственными актами).
Кроме того, блок информации также состоит из фасетов, где основные характеристики профессий регламентированы следующими признаками :
- должностная категория – 1 символ;
- вспомогательные и производные вакансии – 2 символа;
- квалификационные классы – 1 знак.
Это фасеты 10-12. Их отличительная особенность – неоспоримость использования при различных специальностях, поскольку во вспомогательных профессиях не предполагаются квалификационные категории. Исходя из этого, отдают предпочтение либо фасету №11, либо №12.
Стоит отметить, что абсолютно любая вакансия должна однозначно причисляться к конкретной группе занятости, но поскольку данное понятие нельзя считать универсальным, принято использовать пояснительную информацию к ОКЗ . Эти же дополнения необходимо применять и при шифровании вспомогательных должностей.
Главный фрагмент систематизатора – сводная таблица , состоящая из шести столбцов, где отражена определенная информация согласно нумерации столбцов:
- 1 — системный код (пятизначные обозначения).
- 2 – контрольный знак (число от 0 до 9).
- 3 – позиционный перечень составлен в алфавитном порядке. Первая часть – рабочие специальности, второй – должности служащих сотрудников.
- 4 – разбивка то тарифным разрядам.
- 5 – единый номер, он совпадает со значением основного системного реестра.
- 6 – шифр, отражающий род деятельности. Содержит источник, в котором сформулированы дополнения. Он менее информативен, кодируется четырьмя цифрами.
К данной группе кодовых шифров относят перечень цифровых символов , определяющих принадлежность вакансии к определенной категории. Они состоят из одного цифрового знака, поясняют специфику рода занятий в рамках действующего систематизатора. В нем шифруют четыре значения.
Все должности кодируются благодаря трем фасетам . Их систематизация осуществляется по следующим признакам :
- групповая принадлежность – фасет №10, в его системе только единичный цифровой знак;
- вспомогательные позиции – фасет 11, обознается двумя символами;
- классификационные группы или системные категории – фасет 12, принцип шифрования основан на применении одной цифры.
Второй и третий фасеты используются в ситуациях, когда необходимо выделить конкретную вакансию, основываясь на ее специфических особенностях и производственных нюансах. В перечне вспомогательных позиций квалификацию шифровать не принято. Для них применим только один способ систематизации – фасет №11.
Символы, с применением которых осуществляется шифрование рабочих специальностей, отождествляют соответствие вакансии тому или иному номенклатурному номеру реестра единой справочной информации по категориям и классификациям должностей, а также в рамках функциональной деятельности трудящихся.
В блоке информации в распоряжении данного списка семь фасетов , каждый их которых фиксирует профессиональную принадлежность к конкретной категории в зависимости от ряда специфических признаков :
- Способ производства и трудовой деятельности сотрудника – с учетом условий, указанных в единых шифрах справочника. Это первый фасет, его величина – два цифровых обозначения.
- Тарифная разрядная сетка – определяется одним символом, фасет №2.
- Классовая или системная принадлежность, отражающая показатель профессиональной годности работника – измеряется единичным знаком, третьим фасетом.
- Принципы и специфика начислений трудовых выплат – длительность в 2 цифры.
- Условия функционирования в условиях специализации – 1 символ, фасет №5.
- Степень механизации труда – 1 знак, шестой фасет.
- Вспомогательные вакансии – определяются одним цифровым обозначением. Фасет №7.
Перечень данного способа позиционирования обозначается кодовыми цифрами от 01 до 72 , тарифные разряды – от 1 до 8 . Формы оплаты – от 10 до 22 в зависимости от специфики начислений и взаиморасчетов между работником и предприятием, организацией.
Условия выполнения должностных обязанностей от 1 до 3, где:
- 1 – условия, соответствующие норме.
- 2 – факторы, вызывающие дополнительную сложность и негативное влияние внешних факторов.
- 3 – повышенно сложные и токсичные.
В зависимости от уровня механизации работ — от 1 до 5 .
Вспомогательные вакансии для данной категории сотрудников обозначаются двумя кодами:
- 1 — старший работник;
- 2 – помощник рабочего.
Необходимость использования
В законодательстве Российской Федерации четко прописано, что основное предназначение справочника – доведение до населения, предприятий и организаций максимально полной информации о самых востребованных, вакантных и перспективных должностях в определенный временной период. Содержащиеся в нем сведения будут полезны:
- в деятельности руководящих органов — это облегчает процесс составления бумаг и документов по кадровым вопросам и штатному потенциалу;
- муниципальным образовательным структурам – для формирования непрерывного потока подготовленных профильных специалистов в рамках требуемой кадровой государственной политики, а также их подготовки на «опережение»;
- руководителям предприятий и частным работодателям — для разработки и обеспечения предложений по проектированию и выполнению профессиональных стандартов и нормативов в рамках действующего законодательства.
Таким образом, любой бизнесмен способен применять данный справочник как профессиональный регулятор и постараться подготовить потенциальных будущих сотрудников, а для актуализации человеческого трудового ресурса требуется максимально достоверная, а главное, постоянно свежая информация.
Кроме того, действующий метод систематизации данных поможет школьникам правильно определиться с выбором профессии и найти свое достойное место в жизни, получая за свой труд достойное вознаграждение, соответствующее его квалификации и образованию.
Пособие будет полезно кадровым структурам предприятий как прямое руководство при планировании штатного расписания, при постановке объективной оценки уровню профпригодности сотрудников согласно их тарифным сеткам и в соответствии с утвержденными на законодательном уровне, нормативными стандартами.