Монастырь ксенофонт на афоне контакты. Ксенофонт, монастырь, святая гора, афон. Икона Преображения Господня

Монастырь ксенофонт на афоне контакты. Ксенофонт, монастырь, святая гора, афон. Икона Преображения Господня

Монастырь Ксенофонт (греч. «Ιερά Μονή Ξενοφώντος»), 16-й в диптихе афонских монастырей, посвящен Георгию Победоносцу . Располагается на западной стороне Святой Горы Афон.

Ксенофонт был основан в Х веке, греческим вельможей Ксенофонтом. От имени которого и получил своё название. Этот святой упоминается в житии основателя Лавры Афанасия Афонского: он исцелил в Милопотаме брата Афанасия Феодора.

Ксенофонтов монастырь – первый из монастырей, который после установления идиоритмического образа жизни на всем Афоне возвратился к общежительному образу. В соответствии с грамотой патриарха Гавриила IV (1784). Важную роль в этой перемене сыграл кавсокаливский иеромонах и первый настоятель монастыря Паисий из Митилены, который также реконструировал и расширил монастырь.

Главный соборный храм монастыря Великомученика Георгия Победоносца был построен в 1809-1819 гг на средства бывшего митрополита Самаковии Филофея в северной части монастырской территории. Это величественный и очень просторный собор (один из крупнейших греческих соборов на Афоне) с мраморным иконостасом, который выделяется своей планировкой и разнообразием использованных материалов. В иконостасе находятся две большие и очень ценные мозаичные иконы Святых Георгия и Димитрия. Кроме того, в правом клиросе находится ряд икон Моления и Двенадцати Апостолов, которые датируются концом XVI века.

Кроме действующего собора, сохранился также прежний, который находится в нескольких метрах от входа в монастырь. Он знаменит фресками критского живописца Антония (1544 год). В правой части алтаря находится небольшая часовня Святого Димитрия, которая считается самой ранней постройкой монастыря. Резной деревянный иконостас храма датируется XVII веком и отличается богатством и изяществом своего декора из растительных мотивов и арочными рамками икон.

Ксенофонтову монастырю принадлежит Благовещенский скит, который находится на расстоянии около 1 часа ходьбы восточнее. Так же принадлежат две келии Св. Трифона и Св. Нектария, расположенны в своей географической области, и клия св. Андрея представительство в Кариес.

В Ксенофонте находится почитаемая всеми верующими чудотворная икона Богородицы Одигитрия (Путеводительница - греч. «Οδηγήτρια»). Икона находится в Соборном храме, в киоте слева от иконостаса. Первоначально эта икона находилась в Ватопедском монастыре, а в 1730 году икона сама чудесным образом перенеслась в собор монастыря Ксенофонт. Монахи Ватопедского монастыря пришли за иконой, чтобы ее вернуть. Однако, на следующий день икона снова вернулась в монастырь Ксенофонт. После этого чуда монахи Ватопедского монастыря оставили икону в монастыре Ксенофонт.

Святыни : Паломники могут приклониться к Деснице великомученика Георгия Победоносца, мощам Пророка и Крестителя Господня Иоанна, свв. апп. Андрея, Варнавы и Филиппа, первомч. архидиак. Стефана, вмчч. Георгия Победоносца и Димитрия Солунского, вмч. Пантелеимона, свтт. Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого, свтт. Григория Паламы, Иоанна Милостивого и Фотия, патр. Константинопольского, сщмч. Харалампия, сщмчч. Евфимия, Акакия и Игнатия Богоносцев, мчч. Феодора Тирона и Трифона, вмц. Марины, мцц. Агафии и Параскевы, свв. Модеста и Иакова Персиянина.

Престольный праздник монастыря: 23 апреля/6 мая, в день св. Георгия Победоносца (переносится на Вторник Светлой Седмицы, если праздник приходится на Великую Неделю Поста).
Другие праздники: Первое воскресенье октября - Икона Богородицы Одигитрии
16/11 (3/11) Перенесение мощей Великомученика Георгия,
7/4 (25/3) Благовещение,
Вторник Светлой Седмицы - литания (крестный ход) с чудотворной иконой.

Паломничество на Афон - Ксенофонтов монастырь
Чтобы посетить монастырь Ксенофонт Святой Горы, паломнику необходимо получить разрешение, визу на въезд на Афон – так называемый диамонитирион , который нужно предварительно заказывать заранее с помощью нашего сервиса.
«ГЕНИКО» диамонитирион (общее разрешение) - дает право оставаться на ночлег в любом монастыре Святой Горы (при наличии свободных мест). Можем оказать содействие в организации размещения в монастыре и забронировать места для ночлега .
После получения диамонитириона который выдается в конторе (Графио Проскинитон, греч. «ΓΡΑΦΕΙΟ ΠΡΟΣΚΥΝΗΤΩΝ»), расположенной в городе Урануполис, паломник следует в офис перевозок, где покупает билет на паром. Отплытие парома из Уранополя в монастыри западной части Афона до Дафни осуществляется ежедневно в 9:45.

Паломники могут добраться до Монастыря Ксенофонта а)паромом из Урануполис, или из Дафни, или из м. Дохиар, или из м. Св.Пантелеимона б)пешком от м. Дохиар 30 мин. ходьбы, или от м. Св.Пантелеимона 1 час ходьбы.

Расположен в 15 км от Кареи в западной части Святой Горы.
Основан в Х веке.
Престольный праздник - св. Георгия Победоносца.
Настоятель - архимандрит Алексий.
Занимает шестнадцатое место в святогорской иерархии.
Сегодня в монастыре подвизается около 50 монахов, проживающих на его территории и за ее пределами.

Монастырь Ксенофонт стоит на самом берегу моря. Ксенофонт с самого начала XVI века был населен сербами и болгарами, поэтому богослужение тогда велось на славянском языке. Впоследствии братство его наполнилось греками.

Основание монастыря

Его основание связывают с прп. Ксенофонтом. Этот святой упоминается в житии основателя Великой Лавры св. Афанасия Афонского как целитель Феодора, брата св. Афанасия. В исторических текстах монастырь упомянут впервые в годы правления византийского императора Никифора III Вотаниата (1078–1081 гг.). В акте Прота за 1083 год сообщается, что в монастырь прибыл великий византийский вельможа Стефан Друнгарий, который стал здесь монахом и настоятелем, приняв имя Симеон, и позаботился о реконструкции и расширении монастыря, опираясь на собственные средства и помощь императора. Поэтому монастырь в целом процветал вплоть до порабощения турками Византии. После тяжелого периода Крестовых походов, набегов сарацинов и падения Византии в 1453 году было начато восстановление монастыря. В этом приняли участие валахийские братья-бояре Дука и Радул и господарь Угровлахийский Матей I Бассараб (1632–1654 гг.).

Чудо иконы св. Георгия Победоносца

Посвящение монастыря св. вмч. Георгию Победоносцу связано с преданием о временах иконоборческих гонений. Одна из икон с образом св. вмч. Георгия была брошена в огонь. Краска на иконе закипела от жара, но остался невредимым светлый лик св. вмч. Георгия. Видя явленное чудо, иконоборцы ужаснулись, но не вразумились: один из них, обозленный, ударил святой образ кинжалом - и икона, как живая, закровоточила! Святотатцы в страхе бежали. С наступлением темноты, один благочестивый христианин отнес святой образ на берег моря и предал его волнам, положившись на волю Божию.

Святой Георгий направил свой образ на Афон. Волны бережно вынесли его на сушу близ нынешнего монастыря Ксенофонт, где тогда находилась маленькая обитель св. вмч. Димитрия Солунского. Монахи встретили икону с благоговением и радостью, поставили ее у себя в храме, а затем устроили и храм в честь св. вмч. Георгия. Так монастырь принял имя св. Георгия Победоносца.

История Ксенофонта

Ксенофонт - первый из монастырей, который в соответствии с грамотой патриарха Гавриила IV от 1784 года вновь возвратился к общежительному образу жизни. Важную роль в этой перемене сыграл кавсокаливский иеромонах и настоятель монастыря Паисий. Он успешно реконструировал и расширил монастырь.

В этих действиях значительную помощь ему оказали ризничий Константин и архимандрит Захарий, совершивший ради этого поездку по разным странам и собравший большую денежную сумму. В 1817 г. в результате пожара сгорела значительная часть монастыря, а также многие старинные документы. Однако вскоре монастырь был восстановлен и расширен, на сей раз за счет бывшего митрополита Самаковского Филофея, который остаток жизни провел монахом Ксенофонтова монастыря. Поэтому все поздние перестройки относятся к XIX веку.

Монастырские соборы

Монастырь окружен высокой каменной стеной, укреплен сторожевой башней, а главные ворота обращены к морю. Внутренний двор разделен на две неравные части.

В большей части двора находится мраморный Соборный храм, который был построен в 1809–1819 годах на средства митрополита Филофея и посвящен св. вмч. Георгию Победоносцу. Сегодня этот храм является самым крупным из греческих храмов на Святой Горе и уступает по размерам только храмам скита святого Андрея и скита пророка Ильи.

Иконостас в Соборном храме мраморный. Здесь же находятся чудотворные иконы св. вмч. Георгия и Божией Матери Одигитрии (Путеводительницы). Предание гласит, что эта икона несколько раз сама приходила из монастыря Ватопед в порт монастыря Ксенофонт.

В нескольких метрах от входа в монастырь находится церковь ХVI века, в которой хранятся мозаичные иконы св. вмч. Георгия Победоносца и св. вмч. Димитрия Солунского и небольшая иконка с изображением Преображения из стеатита (необработанная тальковая руда). Фресковые росписи здесь выполнены в 1564 году критским живописцем Антонием. В правой части алтаря находится небольшая часовня св. Димитрия, которая считается самой ранней постройкой монастыря. Резной деревянный иконостас храма датируется XVII веком и отличается богатством и изяществом своего декора.

Святыни Ксенофонта

В монастыре Ксенофонт находятся части мощей св. вмц. Марины, св. вмч. Георгия, св. Модеста, св. Иакова Персянина, сщмч. Харалампия, св. вмч. Пантелеймона, св. Параскевы, свв. бесср. Космы и Дамиана, св. Димитрия Солунского, св. вмч. Феодора Тирона, св. мч. Трифона и многие другие.

Часовни и кельи

Кроме двух соборов на территории монастыря находятся 11 часовен (из них четыре расписаны фресками): святой Евфимии, святых Бессребреников, Успения Богородицы, святого Иоанна Богослова, святого Лазаря и святого Димитрия в старом соборе, а также святого Стефана, Введения во храм Пресвятой Богородицы, святых Апостолов, святого Нектария и Святой Троицы в разных частях монастыря. Вне монастыря в скиту и при кельях имеется еще 8 церквей.

Монастырю принадлежит келья св. Андрея в Карее, являющаяся его представительством.

Владения монастыря на Святой Горе простираются на 12 км вдоль морского берега и на 8 км от моря к горным высотам.

Музей и библиотека

В монастыре создан роскошный музей из церковных и библиотечных раритетов. Рядом с музеем находится библиотека, в которой сохраняются более 600 рукописей и 7 000 печатных книг.

К наружной пристройке перед входом в старый собор примыкает монастырская трапезная с фресками 1575 года и более поздними дорисовками.

Рядом с новым Соборным храмом с 1908 года находится фиал водосвятия. Во дворе монастыря расположена звонница (1814 г.) и башни свв. Апостолов и св. Стефана.

Осн. в одиннадцатом веке,
престольный праздник 23 апреля/6 мая, в св. Георгия Победоносца.
Игумен: архим. Алексий.

Монастырь Ксенофонт (греч. Μονή Ξενοφώντος) — один из афонских монастырей, занимающий в святогорской иерархии 16-е место. Находится в западной части Афонского царства.

Монастырь основан в Х веке греческим вельможей Ксенофонтом от имени которого и получил своё название. Соборный храм обители посвящён Георгию Победоносцу (сохранилось два здания — старый кафоликон XVI века и новый XIX века).

Согласно традиции, этот монастырь основан на Афоне в X веке Преподобным Ксенофонтом, от которого и получил свое название. Этот святой упоминается в житии основателя Лавры Афанасия Афонского: он исцелил в Милопотаме брата Афанасия Феодора. Легенды отождествляют этого преподобного святого с сенатором Ксенофонтом, который жил в начале VI века, и гласят, что он построил церквушку Святого Димитрия.

В исторических текстах монастырь упомянут впервые в годы императора Никифора

III Вотаниата. В одном из актов прота (1083) сообщается, что в монастырь прибыл великий друнгарий (флотоводец) Никифора Стефан, который стал здесь монахом и настоятелем, приняв имя Симеон, и позаботился о реконструкции и расширении монастыря, опираясь на собственные средства и помощь императора. Известно также, что в это время и позднее Ксенофонтову монастырю был передан ряд подворий на территории Афона и за ее пределами. Таким образом, можно предполагать, что монастырь в целом процветал вплоть до взятия Константинополя турками и окончательного порабощения ими Византии: в Третьем Уставе Святой Горы он занимает восьмое место в иерархии монастырей.
Ксенофонтов монастырь - первый из монастырей, который после установления идиоритмического образа жизни на всем Афоне возвратился к общежительному образу в соответствии с грамотой патриарха Гавриила IV (1784). Важную роль в этой перемене сыграл кавсокаливский иеромонах и первый настоятель монастыря Паисий из Митилены, который также реконструировал и расширил
монастырь. В этих действиях значительную помощь оказали ему деятельный ризничий Константин и архимандрит Захарий, совершивший ради этого поездку по разным странам и собравший значительную денежную сумму. В начале XIX века (1817) в результате пожара сгорела значительная часть монастыря, а также многие старинные документы.
Однако вскоре монастырь был восстановлен и расширен, на сей раз за счет бывшего митрополита Самаковского Филофея, который покинул свою епископию и остаток жизни провел монахом Ксенофонтова монастыря. Его дело продолжил настоятель монастыря Никифор из Кимы на Эвбее.
Новый собор был построен в 1809-1819 годах на средства вышеупомянутого Филофея и находится в северной части монастырской территории. Это величественный и очень просторный (самый крупный из греческих соборов на Афоне) собор с мраморным иконостасом, который выделяется своей планировкой и полихромией использованных материалов.
То же можно сказать и о современной иконостасу Святой Трапезе. Фресок в соборе нет, если не считать нескольких более поздних в професис и в литийном притворе, однако здесь находятся две большие и очень ценные мозаичные иконы Святых Георгия и Димитрия.
Кроме того, в правом клиросе находится ряд икон Моления и двенадцати апостолов, которые, по всей вероятности, находились ранее в иконостасе какой-то часовни и датируются концом XVI века. Кроме нового собора, сохранился также старый, который находится в нескольких метрах от входа в монастырь. Нартекс его соединен с западной стороной келий и трапезной. Его замечательные фрески созданы критским живописцем Антонием (1544). После них были созданы фрески литийного притвора (1564), а под конец и наружного нартекса (1637).
В правой части алтаря находится небольшая часовня Святого Димитрия, которая считается самой ранней постройкой монастыря. Резной деревянный иконостас храма датируется XVII веком и отличается богатством и изяществом своего декора из растительных мотивов и арочными рамками икон. О раннем времени создания этого иконостаса свидетельствуют, кроме прочих элементов, также схематичность изображений и почти рельефно-плоскостная техника его исполнения.
Кроме двух соборов монастырь располагает также 19 часовнями как на своей территории, так и за ее пределами в различных экзартимах. На территории монастыря находятся следующие 11 часовен, четыре из которых расписаны фресками, а прочие нет:
Святой Евфимии, Святых Бессребреников, Успения Богородицы и Святого Иоанна Богослова, Святого Лазаря и Святого Димитрия в старом соборе, а также Святого Стефана, Введения во храм Пресвятой Богородицы, Святых Апостолов, Святого Нектария и Святой Троицы в разных частях монастыря. Кроме того, монастырю принадлежит келья Святого Андрея в Карее, являющаяся его представительством.
Как было сказано выше, к наружному нартексу старого собора примыкает монастырская трапезная с фресками опять-таки XVI века (1575), которые сохранились с рядом позднейших дорисовок.
Наконец, упомянем фиал водосвятия рядом с новым собором (1908), звонницу (1814) и две башни - Святых Апостолов и Святого Стефана.

Из старинных регалий монастыря особого внимания заслуживают две упомянутые выше мозаичные иконы в соборе, небольшая стеатитовая иконка очень редкая в своем роде (с изображением Преображения), часть Животворящего Древа, драгоценные ковчеги с частями мощей многих святых, священные ризы, церковная утварь и некоторые другие предметы.

Особо полчитаемые иконы:

Икона Богородицы Одигитрия (Путеводительница)

Икона находится в Соборном храме, в киоте слева от иконостаса. Первоначально эта икона находилась в Ватопедском монастыре, а в 1730 году икона сама чудесным образом перенеслась в собор монастыря Ксенофонт. Монахи Ватопедского монастыря пришли за иконой, чтобы ее вернуть. Однако, на следующий день икона снова вернулась в монастырь Ксенофонт. После этого чуда монахи Ватопедского монастыря оставили икону в монастыре Ксенофонт.

Икона Преображения Господня
Очень редкая в своем роде икона XIIIв, написана восковыми красками на стеарине.

Икона Святого Георгия
Икона XIв, находится в Соборном храме, с левой стороны от иконостаса. Задняя часть иконы обгорела. Согласно преданию, иконоборцы бросили эту икону в костер, но, к счастью, один православный спас ее и бросил в море для того, чтобы потушить пламя. По промыслу Божьему икона приплыла в монастырь Ксенофонт. На подбородке Святого видна рана, которую нанес ножом иконоборец, и из которой, соглано преданию, «потекла чистая кровь, как будто из живого тела».

Икона Святого Димитрия
Мозаичная икона Xв, находится в Соборном храме, справа от иконостаса. Предполагается, что икона ранее была частью одной из мазаик.

Соборный храм монастыря Св. Георгия построен в 1809-1819 гг. на пожертвования братии монастыря Филофей и является самым большим на Афоне, конечно, он самый большой после собора Фиваиды.

Ксенофонтову монастырю принадлежит Благовещенский скит - который раньше принадлежал Русскому Монастырю, который находится на расстоянии около 1 часа ходьбы восточнее, на зеленом склоне горы с великолепным видом на Сингитский залив. Это греческий идиоритмический скит, основанный в 1760 году иеромонахом Сильвестром и монахами Евфраимом и Агапием. Скит состоит из основанной в то же время церкви (kyriakon) и 22 калив, большинство из которых в настоящее время, к сожалению, пусты: в целом здесь проживает всего 7-8 монахов. Библиотека скита содержит только печатные книги, среди которых выделяется несколько палеотипов.

Среди святынь монастыря находятся части мощей великомученицы Марины, святого Модеста, Иакова Персянина, священномученика Харалампия, великомученика Пантелеймона, мученицы Параскевы

Сегодня Ксенофонтов монастырь занимает шестнадцатое место в Афонской иерархии монастырей и является общежительным. В целом монастырь насчитывает около 60 монахов, проживающих на его территории и за ее пределами.

Иеросхим. Сергий Веснин. Письма святогорца. 1847 г., Афонская Гора. Русский монастырь

Первый из них, Ксенофский, отстоит от Русика в пяти верстах. Ктитор, или основатель этого монастыря, первоначально был Ксенофонт, известный вельможа греческий, впоследствии кончивший жизнь свою вместе с детьми своими Иоанном и Аркадием в Лавре святого Саввы Освященного в Палестине, а возобновление его (около 1545 года) приписывают Дуке и Радулу, боярам влахийским.
Ксеноф поначалу оставался в ведении сербов, которые и населяли его, но со временем, при тесных обстоятельствах потря сенного Востока, они оставили свое жилище, и вместо них поселились греки, которым он и при надлежит. Кроме своих святынь и памятников старины, монастырь сей особенно заслуживает внимания потому, что общежительный, хотя с некоторыми ограничениями настоятельских действий и распоряжений.
Внутреннее распо ложение, самые храмы и братские корпусы его ничем не отличаются от других монастырей. Здесь замечателен между прочим в главном соборе, посвященном имени святого великому ченика Георгия, мраморный иконостас отличной работы и полировки. Иконостас Балаклийской церкви в Константинополе, по моему и других замечаниям, гораздо уступает здешнему в рос коши, красоте и особенно в разнообразии цве тов своих.
Ксенофский иконостас - редкость своего рода на Афоне и ценится очень высоко. Впрочем, подобные иконостасы на Святой Горе чрезвычайно тяжелы в зимнюю пору, потому что имеют вредное влияние на воздух, который, при мраморном тоже помосте и каменных стенах, дышит несносным, тонким и пронзительным холодом, следствием чего бывают простудные горячки и особенная боль в ногах.
В притворе здешнего собора меня поразило и заняло мысль мою своими странными форма ми прекрасное хрустальное паникадило, лампы которого осенены полукружием исламической луны. Принятие подобных вещей в храм истин ного Бога нельзя похвалить, в особенности на Святой Горе, и тем еще более, что легко нахо дить для украшении церкви, и на Востоке, те же паникадила со символическими чертами нашего христианского характера.
В отношении к эко номической части Ксеноф имеет преимущество, кажется, пред всеми монастырями афонски-ми, потому что внутри его есть мельница при быстром ключе, прорезывающемся сквозь весь монастырь по направлению от запада к зимне му востоку.
Не менее того он замечателен, с одной стороны, и тем, что близ него с западной стороны течет ключ целительной воды, которая чрезвычайно очищает желудок и имеет особен ное влияние на желчь. Греки и славяне называ ют эту воду кислою. В самом своем свойстве она имеет более сладковатости и часть солоноватос ти, а не кислоты. Если пить ее так, как она есть, то есть холодную, действие ее нечувствительно; но согретая быстро, скоро производит благо творное действие.

email: [email protected]

Монастырь Ксенофонт основан преподобным Ксенофонтом и расположен в восточной стороне Святой Горы, высоко над морем между монастырём Дохиар и монастырём св.Пантелеймона. Назван в честь святого Георгия Победоносца.

Первое упоминание о монастыре относится к 10-му веку, в последней четверти 11 –го века монастырь был достроен и расширен византийским адмиралом Стефаном Друнгарием. Период его процветания прерван падением Константинополя (1453 г.), а затем многократные катастрофы сменяются восстановлением монастыря на пожертвования правителей придунайских стран.

Монастырь имеет два храма, посвященные двум великомученикам: св. Георгию и св. Димитрию. Первый монастырский храм построен и расписан в 1544 году художником критской школы. Новый Главный храм, построенный в 1837 году в северной стороне монастырского двора, доминирует как крупнейший из двадцати монастырей Афона. Монастырь имеет 14 часовен, восемь из которых находятся на территории монастыря. Монастырю принадлежит Благовещенский скит (1766 г.), в библиотеке скита хранится 500 книг и 360 рукописных кодексов.


К числу особо почитаемых реликвий монастыря Ксенофонт относятся две мозаичные иконы – святого великомученика Георгия Победоносца и святого великомученика Димитрия Солунского (11 в.), икона Преображения, чудотворная икона Божьей Матери «Путеводительницы», церковная утварь и т.д. В библиотеке монастыря хранятся примерно 300 рукописей, различные ценные документы и более 4000 книг. Большой интерес представляет также музей монастыря.

СВЯТАЯ ИКОНА БОГОРОДИЦЫ ОДИГИТРИИ (ПУТЕВОДИТЕЛЬНИЦЫ)

Эта икона издавна находилась в главном храме монастыря Ватопед. Однако в 1730 году она внезапно исчезла, несмотря на то, что ворота храма были заперты, и обнаружилась в монастыре святого Ксенофонта. Все думали, что кто-то её тайно украл и поэтому икону вернули на место. Монахи монастыря Ватопед приняли строгие меры безопасности и опечатали храм. Но когда спустя некоторое время открыли храм для служебного молебна, икону не обнаружили, а вскоре до монастыря дошла весть о том, что она вновь находится в монастыре святого Ксенофонта.

Тогда все уверовали в чудо и решили не сопротивляться воле Пресвятой Богородицы. Монахи отправились в монастырь св. Ксенофонта для поклонения Богородице Одигитрии и ещё долгое время посылали туда свечи и лампадное масло. С тех пор оба монастыря отмечают это знаменательное событие.

телефон: +302377023249

foto: athosmemory.com

Осн. в одиннадцатом веке, престольный праздник 23 апреля/6 мая, в св. Георгия Победоносца. Игумен: архим. Алексий. Тел. (30-377) 23249. Факс (30-377) 23631.

Ксенофонт

Ксенофонтов монастырь стоит на пологой возвышенности у моря между Дохиаровым и Свято-Пантелеймоновым монастырями и отмечает праздник Святого Георгия (23 апреля).

Согласно традиции, этот монастырь основан в Х веке Преподобным Ксенофонтом, от которого и получил свое название. Этот святой упоминается в житии основателя Лавры Афанасия Афонского: он исцелил в Милопотаме брата Афанасия Феодора. Легенды отождествляют этого преподобного святого с сенатором Ксенофонтом, который жил в начале VI века, и гласят, что он построил церквушку Святого Димитрия. В исторических текстах монастырь упомянут впервые в годы императора Никифора III Вотаниата. В одном из актов прота (1083) сообщается, что в монастырь прибыл великий друнгарий (флотоводец) Никифора Стефан, который стал здесь монахом и настоятелем, приияв имя Симеон, и позаботился о реконструкции и расширении монастыря, опираясь на собственные средства и помощь императора. Известно также, что в это время и позднее Ксенофонтову монастырю был передан ряд подворий на территории Афона и за ее пределами. Таким образом, можно предполагать, что монастырь в целом процветал вплоть до взятия Константинополя турками и окончательного порабощения ими Византии: в Третьем Уставе Святой Горы он занимает восьмое место в иерархии монастырей.

Ксенофонт

Последующая история Ксенофонтова монастыря не отличается особо от истории других монастырей. Здесь также имели место разрушения в результате пиратских и иного рода набегов и последующие восстановления и реконструкции при поддержке главным образом византийских императоров, а с XVI века правителей придунайских княжеств и других лиц: все они оказывали монастырю всевозможные благодеяния и подносили разного рода дары.

Ксенофонтов монастырь – первый из монастырей, который после установления идиоритмического образа жизни на всем Афоне возвратился к общежительному образу в соответствии с грамотой патриарха Гавриила IV (1784). Важную роль в этой перемене сыграл кавсокаливский иеромонах и первый настоятель монастыря Паисий из Митилены, который также реконструировал и расширил монастырь. В этих действиях значительную помощь оказали ему деятельный ризничий Константин и архимандрит Захарий, совершивший ради этого поездку по разным странам и собравший значительную денежную сумму. В начале XIX века (1817) в результате пожара сгорела значительная часть монастыря, а также многие старинные документы. Однако вскоре монастырь был восстановлен и расширен, на сей раз за счет бывшего митрополита Самаковского Филофея, который покинул свою епископию и остаток жизни провел монахом Ксенофонтова монастыря. Его дело продолжил настоятель монастыря Никифор из Кимы на Эвбее.

Талантон. Ксенофонт

Новый собор был построен в 1809-1819 годах на средства вышеупомянутого Филофея и находится в северной части монастырской территории. Это величественный и очень просторный (самый крупный из греческих соборов на Афоне) собор с мраморным иконостасом, который выделяется своей планировкой и полихромией использованных материалов.

То же можно сказать и о современной иконостасу Святой Трапезе. Фресок в соборе нет, если не считать нескольких более поздних в професис и в литийном притворе, однако здесь находятся две большие и очень ценные мозаичные иконы Святых Георгия и Димитрия. Кроме того, в правом клиросе находится ряд икон Моления и двенадцати апостолов, которые, по всей вероятности, находились ранее в иконостасе какой-то часовни и датируются концом XVI века. Кроме нового собора, сохранился также старый, который находится в нескольких метрах от входа в монастырь. Нартекс его соединен с западной стороной келий и трапезной. Его замечательные фрески созданы критским живописцем Антонием (1544). После них были созданы фрески лнтийного притвора (1564). а под конец и наружного нартекса (1637). В правой части алтаря находится небольшая часовня Святого Димитрия, которая считается самой ранней постройкой монастыря. Резной деревянный иконостас храма датируется XVII веком и отличается богатством и изяществом своего декора из растительных мотивов И арочными рамками икон. О раннем времени создания этого иконостаса свидетельствуют, кроме прочих элементов, также схематичность изображений и почти рельефно-плоскостная техника его исполнения.

Собор и фиал монастыря

Кроме двух соборов монастырь располагает также 19 часовнями как на своей территории, так и за ее пределами в различных экзартимах. На территории монастыря находятся следующие 11 часовен, четыре из которых расписаны фресками, а прочие нет: Святой Евфимии, Святых Бессребреников, Успения Богородицы и Святого Иоанна Богослова, Святого Лазаря и Святого Димитрия в старом соборе, а также Святого Стефана, Введения во храм Пресвятой Богородицы, Святых Апостолов, Святого Нектария и Святой Троицы в разныx частях монастыря. Кроме того, монастырю принадлежит келья Святого Андрея в Карее, являющаяся его представительством.

Как было сказано выше, к наружному нартексу старого собора примыкает монастырская трапезная с фресками опять-таки XVI века (1575), которые сохранились с рядом позднейших дорисовок.

Наконец, упомянем фиал водосвятия рядом с новым собором (1908), звонницу (1814) и две башни – Святых Апостолов и Святого Стефана.

Из старинных регалий монастыря особого внимания заслуживают две упомянутые выше мозаичные иконы в соборе, небольшая стеатитовая иконка очень редкая в своем роде (с изображением Преображения), часть Животворящего Древа, драгоценные ковчеги с частями мощей многих святых, священные ризы, церковная утварь и некоторые другие предметы.

Очень хорошо организованная монастырская библиотека располагается в безопасном помещении на юго-западной стороне и содержит около 600 рукописей, 8 из которых пергаментные. Кроме того, здесь хранятся 2 литургических (пергаментных) свитка, турецкие печати и разного рода документы, а также более 7000 печатных книг.

Ксенофонт

Ксенофонтову монастырю принадлежит Благовещенский скит , который находится на расстоянии около 1 часа ходьбы восточнее, на зеленом склоне горы с великолепным видом на Сингитский залив. Это греческий, идиоритмический скит, основанный в 1760 году иеромонахом Сильвестром и монахами Евфраимом и Агапием. Скит состоит из основанной в то же время церкви (kyriakon) и 22 калив, большинство из которых в настоящее время, к сожалению, пусты: в целом здесь проживает всего 7-8 монахов. Библиотека скита содержит только печатные книги, среди которых выделяется несколько палеотипов.

Ксенофонтов монастырь занимает шестнадцатое место в иерархии 20 монастырей и является общежительным. В целом монастырь насчитывает около 60 монахов, проживающих на его территории и за ее пределами.

Предание.

Ксенофонт

Во времена иконоборческих гонений слуги нечестивого царя, уничтожая иконы, нашли образ св. вмч. Георгия и бросили его в огонь. Краска на иконе закипела от жара, но невредимым вышел из огня светлый лик. Видя явленное чудо, иконоборцы ужаснулись, но не вразумились: один из них, обозленный, ударил святой образ кинжалом - и икона, как живая, закровоточила! Кощунники в страхе бежали. С наступлением темноты один благочестивый христианин отнес святой образ на берег моря и предал его волнам, положившись на волю Божию. Святой Георгий направил свой образ на Афон, где волны бережно вынесли его на сушу близ нынешнего монастыря Ксенофонт, где тогда находилась маленькая обитель св. вмч. Димитрия Солунского. Монахи встретили икону с благоговением и радостью, поставили ее у себя в храме, а затем устроили и храм в честь св. вмч. Георгия. Позднее, когда монастырь расширился, он принял имя святого Георгия Победоносца.


Самое обсуждаемое
Музыкальный праздник в подготовительной группе ДОУ по сказкам Чуковского Музыкальный праздник в подготовительной группе ДОУ по сказкам Чуковского
Принцип деления Европы на субрегионы Принцип деления Европы на субрегионы
Какие растения растут в пустыне Какие растения растут в пустыне


top