Кто освобождается от уплаты налогов в России? Освобождение от налогов Организации освобождаются от налогообложения в объеме

Кто освобождается от уплаты налогов в России? Освобождение от налогов Организации освобождаются от налогообложения в объеме

Документ утратил силу или отменен

"Таможенный кодекс Таможенного союза" (ред. от 08.05.2015) (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 N 17)

ТК ТС Статья 282. Полное условное и частичное условное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов

1. Перечень товаров, временно ввозимых с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов, а также условия такого освобождения, включая его предельные сроки, определяются в соответствии с международными договорами государств - членов таможенного союза и (или) решениями Комиссии таможенного союза.

2. Временно ввезенные товары с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов используются в пределах территории государства - члена таможенного союза, таможенным органом которого данные товары помещены под таможенную процедуру временного ввоза (допуска), если иное не установлено решением Комиссии таможенного союза.

3. В отношении товаров, по которым не предоставлено полное условное освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, а также при несоблюдении условий полного условного освобождения от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, установленных в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, применяется частичное условное освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов.

При частичном условном освобождении от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов за каждый полный и неполный календарный месяц нахождения товаров на таможенной территории таможенного союза уплачивается 3 (три) процента суммы ввозных таможенных пошлин, налогов, которая подлежала бы уплате, если бы товары были помещены под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления в день регистрации таможенной декларации, поданной для помещения таких товаров под таможенную процедуру временного ввоза (допуска).

4. При частичном условном освобождении от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов сумма ввозных таможенных пошлин, налогов уплачивается при помещении товаров под таможенную процедуру временного ввоза (допуска) за весь установленный период срока действия этой таможенной процедуры или периодически по выбору декларанта, но не реже чем раз в 3 (три) месяца. Периодичность уплаты сумм ввозных таможенных пошлин, налогов определяется декларантом с согласия таможенного органа.

5. Общая сумма ввозных таможенных пошлин, налогов, взимаемых при временном ввозе с частичным условным освобождением от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, не должна превышать сумму ввозных таможенных пошлин, налогов, которая подлежала бы уплате, если бы товары были помещены под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления в день регистрации таможенной декларации, поданной для помещения таких товаров под таможенную процедуру временного ввоза (допуска), без учета льгот по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов.

6. При завершении таможенной процедуры временного ввоза (допуска) в соответствии с

СТАТЬЯ 381. НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ

Освобождаются от налогообложения:

1) организации и учреждения уголовно-исполнительной системы - в отношении имущества, используемого для осуществления возложенных на них функций;

2) религиозные организации - в отношении имущества, используемого ими для осуществления религиозной деятельности;

3) общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов, - в отношении имущества, используемого ими для осуществления их уставной деятельности;

организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов указанных общероссийских общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25 процентов, - в отношении имущества, используемого ими для производства и (или) реализации товаров (за исключением подакцизных товаров, минерального сырья и иных полезных ископаемых, а также иных товаров по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации по согласованию с общероссийскими общественными организациями инвалидов), работ и услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг);

учреждения, единственными собственниками имущества которых являются указанные общероссийские общественные организации инвалидов, - в отношении имущества, используемого ими для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных целей социальной защиты и реабилитации инвалидов, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям;

4) организации, основным видом деятельности которых является производство фармацевтической продукции, - в отношении имущества, используемого ими для производства ветеринарных иммунобиологических препаратов, предназначенных для борьбы с эпидемиями и эпизоотиями;

5) организации - в отношении объектов, признаваемых памятниками истории и культуры федерального значения в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

6) организации - в отношении объектов жилищного фонда и инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, содержание которых полностью или частично финансируется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) местных бюджетов;

7) организации - в отношении объектов социально-культурной сферы, используемых ими для нужд культуры и искусства, образования, физической культуры и спорта, здравоохранения и социального обеспечения;

8) утратил силу. - Федеральный закон от 11.11.2003 года №139-ФЗ;

9) организации - в отношении ядерных установок, используемых для научных целей, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, а также хранилищ радиоактивных отходов;

10) организации - в отношении ледоколов, судов с ядерными энергетическими установками и судов атомно-технологического обслуживания;

11) организации - в отношении железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов. Перечень имущества, относящегося к указанным объектам, утверждается Правительством Российской Федерации;

12) организации - в отношении космических объектов;

13) имущество специализированных протезно-ортопедических предприятий;

14) имущество коллегий адвокатов, адвокатских бюро и юридических консультаций;

15) имущество государственных научных центров;

16) научные организации Российской академии наук, Российской академии медицинских наук, Российской академии сельскохозяйственных наук, Российской академии образования, Российской академии архитектуры и строительных наук, Российской академии художеств - в отношении имущества, используемого ими в целях научной (научно-исследовательской) деятельности.

Статья 381 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) устанавливает перечень льгот по налогу на имущество организаций.

Из всего приведенного в данной статье перечня можно выделить два вида льгот:

Первый вид предполагает полное освобождение от уплаты налога,

Второй вид предусматривает освобождение от налога организаций в отношении отдельного имущества, источника финансирования на содержание или использования данного имущества.

У организаций, для которых предусмотрено полное освобождение от уплаты налога, льготируется все их имущество.

При этом назначение или фактическое использование такого имущества значения не имеют.

К таким организациям относят:

1) Специализированные протезно-ортопедические предприятия.

Льгота по налогу предоставляется организациям, которые специализируются на производстве протезно-ортопедической продукции.

Обращаем Ваше внимание на то, что имущество организаций, занимающихся на основании лицензии терапевтической стоматологией, ортопедической стоматологией (протезированием), ортопедической и медицинской статистикой, облагается налогом на имущество в общеустановленном порядке.

2) Коллегии адвокатов, адвокатские бюро и юридические консультации.

Адвокатская деятельность представляет собой квалифицированную юридическую помощь, оказываемую на профессиональной основе гражданами, получившими статус адвоката, физическим и юридическим лицам (доверители) в целях защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию. Такое определение адвокатской деятельности дано в статье 1 Федерального закона от 31 мая 2002 года №63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации».

Адвокатская деятельность не является предпринимательской, а адвокат не вправе заниматься другой оплачиваемой деятельностью, за исключением научной, преподавательской и иной творческой деятельности.

Формами адвокатских образований являются:

Адвокатский кабинет,

Коллегия адвокатов,

Адвокатское бюро,

Юридическая консультация.

Адвокат, принявший решение осуществлять адвокатскую деятельность индивидуально, учреждает адвокатский кабинет.

Адвокатский кабинет не является юридическим лицом.

Два и более адвоката вправе учредить коллегию адвокатов.

Коллегия адвокатов является некоммерческой организацией, основанной на членстве и действующей на основании устава, утверждаемого ее учредителями, и заключаемого ими учредительного договора.

Коллегия адвокатов является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс. При этом коллегия адвокатов вправе создавать филиалы.

Два и более адвоката вправе учредить адвокатское бюро.

К отношениям, возникающим в связи с учреждением и деятельностью адвокатского бюро, применяются правила, регулирующие деятельность коллегии адвокатов.

Адвокаты, учредившие адвокатское бюро, заключают между собой партнерский договор в простой письменной форме. По партнерскому договору адвокаты-партнеры обязуются соединить свои усилия для оказания юридической помощи от имени всех партнеров.

В случае если на территории одного судебного района общее число адвокатов во всех адвокатских образованиях, расположенных на территории данного судебного района, составляет менее двух на одного федерального судью, адвокатская палата по представлению органа государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации учреждает юридическую консультацию.

Юридическая консультация является некоммерческой организацией, созданной в форме учреждения.

Таким образом, имущество коллегий адвокатов, адвокатских бюро и юридических консультаций не облагается налогом на имущество организаций.

Имущество адвокатского кабинета не облагается налогом на имущество организаций по причине того, что адвокатский кабинет не является юридическим лицом, а следовательно, не является плательщиком налога на имущество организаций.

3) Государственные научные центры.

При этом следует иметь в виду, что в соответствии с Федеральным законом от 23 августа 1996 года №127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике», научной организацией признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, а также общественное объединение научных работников, осуществляющие в качестве основной научную и (или) научно-техническую деятельность, а также подготовку научных работников.

Если научная организация имеет уникальное опытно-экспериментальное оборудование, располагает научными работниками и специалистами высокой квалификации и такая научная и (или) научно-техническая деятельность получила международное признание, то Правительство Российской Федерации может присвоить ей статус государственного научного центра.

Таким образом, имущество научных организаций, имеющих статус государственного научного центра, освобождается от налога на имущество организаций.

На государственные научно – технические центры данная льгота не распространяется.

Льготы, которые имеют организации в отношении отдельных видов имущества, также можно условно разделить на те, которые установлены на неопределенный срок, и те, действие которых ограничено.

Статья 381 НК РФ предусматривает, что некоторые виды льгот по налогу на имущество организаций действуют только ограниченный период времени.

От уплаты налога на имущество освобождают следующие организации.

а) Организации - в отношении объектов жилищного фонда и инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, содержание которых полностью или частично финансируется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) местных бюджетов.

К объектам жилищного фонда относят: жилой фонд, гостиницы (за исключением туристских), дома и общежития для приезжих.

Объектами коммунального хозяйства являются:

Объекты внешнего благоустройства;

Улично-дорожная сеть;

Искусственные сооружения;

Объекты инженерной защиты города;

Зеленые насаждения общего пользования;

Уличное освещение;

Сооружения санитарной уборки городов;

Здания и подсобные сооружения дорожно-мостового, зеленого хозяйства и инженерной защиты городов;

Сооружения и оборудование пляжей и переправ;

Элементы простейшего водоснабжения;

Объекты коммунального и бытового водоснабжения;

Очистные сооружения водопровода и канализации со всем оборудованием, механизмами, арматурой и емкостями;

Все виды водозаборных сооружений, артезианские скважины, сети водопровода и канализации с сооружениями на них, насосные и воздуходувные станции, водонапорные башни; объекты газо-, тепло- и электроснабжения населения и для коммунально-бытовых нужд; районные и другие тепловые сети; районные и другие котельные; участки, цехи, базы, мастерские, гаражи, специальные машины и механизмы, складские помещения, предназначенные для технического обслуживания и ремонта объектов жилищно-коммунального хозяйства.

Обратите внимание на то, что объекты жилищно-коммунальной сферы исключаются из налогообложения только при условии, что их содержание полностью или частично финансируется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) местных бюджетов.

Необходимо отметить, что льгота, установленная пунктом 6 статьи 381 НК РФ, действует только до 1 января 2006 года.

б) Организации - в отношении объектов социально-культурной сферы, используемых ими для нужд культуры и искусства, образования, физической культуры и спорта, здравоохранения и социального обеспечения.

Организации независимо от организационно-правовой формы, видов деятельности и ведомственной подчиненности вправе исключать из налоговой базы по налогу на имущество находящиеся у них на балансе такие объекты, как санаторий, дом отдыха, оздоровительный лагерь для детей, имущество медсанчасти, клуба, гостиницы, библиотеки, спортивного зала, бани и других аналогичных объектов.

Данной льготой могут пользоваться также и организации, осуществляющие деятельность в области образования, культуры, здравоохранения, физкультуры и спорта, в социальной сфере, а также в непроизводственных видах бытового обслуживания. При этом из налоговой базы у этих категорий налогоплательщиков должны исключаться только объекты, непосредственно используемые по целевому назначению.

в) Отдельно следует отметить льготу по налогу на имущество организаций, предоставляемых медицинским учреждениям.

Небюджетные медицинские организации, в соответствии с пунктом 7 статьи 381 НК РФ, по-прежнему могут не платить с объектов основных средств, которые используются для нужд здравоохранения.

Правда, такой льготный порядок налогообложения будет действовать только до 1 января 2006 года.

А вот со стоимости других объектов основных средств, таких как административные помещения и здания, служебные машины, гаражи, платить налог на имущество придется.

Обратите внимание на то, что организация может не платить налог на имущество с объектов основных средств, которые используются в медицинских целях, если ведет раздельный учет такого имущества. В противном случае налог придется заплатить со всех основных средств.

Бюджетные учреждения, также как и небюджетные, с 01.01.2004 года могут не платить налог на имущество только со стоимости объектов основных средств, которые используют в медицинских целях.

Чтобы воспользоваться льготой, бюджетные медицинские учреждения теперь, также как и небюджетные, должны вести раздельный учет льготируемого имущества.

Объекты основных средств, которые используются как в медицинских, так и в других целях, нужно относить к льготируемому имуществу. И со всей стоимости такого объекта налог на имущество платить не нужно. Данный вывод объясняется следующим:

Во-первых, нормативными документами по бухгалтерскому учету не предусмотрено ведение раздельного учета единого инвентарного объекта, который одновременно используется для разных целей.

Во-вторых, глава 30 НК РФ не требует определять часть стоимости такого объекта, который используется не для медицинских целей.

Обращаем Ваше внимание на то, что не всем бюджетным учреждениям придется платить налог на имущество. Дело в том, что в соответствии с пунктом 2 статьи 372 НК РФ, региональные органы власти могут вводить дополнительные льготы по этому налогу.

В некоторых регионах от уплаты налога на имущество бюджетные учреждения освобождены. При этом не важно, как они используют имущество.

г) С 1 января 2005 года отменена льгота по налогу на имущество для организаций, у которых есть объекты мобилизационного назначения и мобилизационных мощностей, законсервированных и (или) не используемых в производстве испытательных полигонов, снаряжательных баз, аэродромов, объектов единой системы организации воздушного движения, отнесенных в соответствии с законодательством Российской Федерации к объектам особого назначения.

д) Научные организации Российской академии наук, Российской академии медицинских наук, Российской академии сельскохозяйственных наук, Российской академии образования, Российской академии архитектуры и строительных наук, Российской академии художеств - в отношении имущества, используемого ими в целях научной (научно-исследовательской) деятельности.

Указанные организации могут применять льготу в отношении имущества, используемого ими в целях научной (научно-исследовательской) деятельности.

Под научной (научно-исследовательской) деятельностью понимается деятельность, направленная на получение и применение новых знаний, в том числе:

Фундаментальные научные исследования - экспериментальная или теоретическая деятельность, направленная на получение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развития человека, общества, окружающей природной среды;

Прикладные научные исследования - исследования, направленные преимущественно на применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач.

Список академий является закрытым.

Льготы по налогу на имущество вправе применять следующие организации:

1. Организации и учреждения уголовно-исполнительной системы - в отношении имущества, используемого для осуществления возложенных на них функций.

Уголовно-исполнительная система Российской Федерации включает в себя:

Учреждения, исполняющие наказания;

Территориальные органы уголовно-исполнительной системы;

Центральный орган уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации.

Кроме того, в уголовно-исполнительную систему по решению Правительства Российской Федерации могут входить следственные изоляторы, предприятия, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, научно-исследовательские, проектные, лечебные, учебные и иные учреждения.

Перечень видов предприятий, учреждений и организаций, входящих в уголовно-исполнительную систему, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2000 года №89 «Об утверждении Перечня видов предприятий, учреждений и организаций, входящих в уголовно-исполнительную систему».

Таким образом, организации учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы (в том числе центральные базы и базы материально-технического обеспечения и сбыта и другие организации), вправе использовать льготу по налогу на имущество предприятий, если они входят в уголовно-исполнительную систему МВД России.

2. Религиозные организации - в отношении имущества, используемого ими для осуществления религиозной деятельности.

Указанная льгота распространяется на предприятия, имеющие статус некоммерческих организаций согласно Федеральным законам от 26 сентября 1997 года №125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (далее Федеральный закон №125-ФЗ) и от 12 января 1996 года №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее Федеральный закон №7-ФЗ).

В соответствии с Федеральным законом №7-ФЗ, к некоммерческим относят организации, которые не ставят в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли. Кроме того, не распределяют полученную прибыль между участниками.

Сами некоммерческие организации создаются для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей.

Также в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

Некоммерческие организации могут создаваться в форме общественных или религиозных организаций (объединений), некоммерческих партнерств, учреждений, автономных некоммерческих организаций, социальных, благотворительных и иных фондов, ассоциаций, союзов и тому подобного.

1). Памятники. Отдельные постройки, здания и сооружения с исторически сложившимися территориями, в том числе памятники религиозного назначения: церкви, колокольни, часовни, костелы, кирхи, мечети, буддистские храмы, пагоды, синагоги, молельные дома и другие объекты, специально предназначенные для богослужений. Кроме того, мемориальные квартиры; мавзолеи, отдельные захоронения; произведения монументального искусства; объекты науки и техники, включая военные; частично или полностью скрытые в земле или под водой следы существования человека, включая все движимые предметы, имеющие к ним отношение, основным или одним из основных источников информации о которых являются археологические раскопки или находки (объекты археологического наследия).

2). Ансамбли. Четко локализуемые на исторически сложившихся территориях группы изолированных или объединенных памятников, строений и сооружений фортификационного, дворцового, жилого, общественного, административного, торгового, производственного, научного, учебного назначения, а также памятники и сооружения религиозного назначения (храмовые комплексы, дацаны, монастыри, подворья). В том числе фрагменты исторических планировок и застроек поселений, которые могут быть отнесены к градостроительным ансамблям. А также произведения ландшафтной архитектуры и садово-паркового искусства (сады, парки, скверы, бульвары), некрополи.

3). Достопримечательные места. Творения, созданные человеком, или совместные творения человека и природы, в том числе места бытования народных художественных промыслов. Кроме того, центры исторических поселений или фрагменты градостроительной планировки и застройки. Памятные места, культурные и природные ландшафты, связанные с историей формирования народов и иных этнических общностей на территории Российской Федерации, историческими (в том числе военными) событиями, жизнью выдающихся исторических личностей; культурные слои, остатки построек древних городов, городищ, селищ, стоянок; места совершения религиозных обрядов.

При этом объектами культурного наследия федерального значения являются объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры России.

Необходимо отметить, что в России ведется Единый государственный реестр памятников истории и культуры народов Российской Федерации, содержащий сведения об объектах культурного наследия.

Собственнику объекта культурного наследия, включенного в реестр, соответствующим органом охраны объектов культурного наследия выдается паспорт объекта культурного наследия. В указанный паспорт вносятся сведения, составляющие предмет охраны данного объекта культурного наследия, и иные сведения, содержащиеся в реестре.

Паспорт объекта культурного наследия является одним из обязательных документов, представляемых в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, при осуществлении сделок с объектом культурного наследия либо земельным участком или участком водного объекта, в пределах которых располагается объект археологического наследия.

Таким образом, организациям для получения указанной льготы необходимо иметь паспорт от органа охраны объектов культурного наследия, который подтверждает, что данный объект признан памятником истории и культуры федерального значения.

6. Организации - в отношении ядерных установок, используемых ими для научных целей, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, а также хранилищ радиоактивных отходов.

7. Организации - в отношении ледоколов, судов с ядерными энергетическими установками и судов атомно-технологического обслуживания.

8. Организации - в отношении железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов.

Перечень имущества, относящегося к указанным объектам, утверждается Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 года №504 утвержден Перечень имущества, относящегося к железнодорожным путям общего пользования, федеральным автомобильным дорогам общего пользования, магистральным трубопроводам, линиям электропередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, в отношении которых организации освобождаются от обложения налогом на имущество организаций.

Обратите внимание, пунктом 2 данного Постановления установлено, что данный перечень применяется к правоотношениям, касающимся обложения налогом на имущество организаций, возникшим с 1 января 2004 года.

9. Организации - в отношении космических объектов.

В соответствии со статьей 130 ГК РФ космические объекты относятся к категории недвижимых вещей и соответственно права собственности на эти объекты подлежат государственной регистрации.

Статьей 17 Закона Российской Федерации от 20 августа 1993 года №5663-1 «О космической деятельности» определено, что космические объекты Российской Федерации подлежат регистрации и должны иметь маркировку, удостоверяющую их принадлежность Российской Федерации.

Следует отметить, что в соответствии с новыми экономическими условиями ГК РФ предоставил гражданам и их объединениям право иметь в собственности любое, не изъятое из оборота имущество, в том числе и космические объекты, а также заниматься предпринимательской деятельностью. Однако Российская Федерация сохраняет юрисдикцию и контроль над зарегистрированными в ней космическими объектами во время нахождения этих объектов на Земле, на любом этапе полета в космос или пребывания в космосе, на небесных телах, а также после возвращения на Землю за пределами юрисдикции какого-либо государства.

Таким образом, если организации имеют в собственности космические объекты, право собственности на которые подтверждено государственной регистрацией, то такие объекты не облагаются налогом на имущество.

Следует отметить, что перечень льгот, установленных статьей 381 НК РФ, не является исчерпывающим.

Вводя налог на своей территории, законодательные органы субъектов Российской Федерации могут устанавливать дополнительные налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.

Это право им предоставлено пунктом 2 статьи 372 НК РФ.

Например, в Москве налог на имущество бюджетные учреждения, которые финансируются из городского или муниципального бюджета, платить не должны. Это установлено пунктом 1 статьи 4 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года №64 «О налоге на имущество организаций».

Налогообложение организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих производство и реализацию сельскохозяйственной продукции, с 1 января 2004 года претерпело значительные изменения.

Эти изменения связаны прежде всего с принятием Государственной Думой в новой редакции главы 26.1 НК РФ о едином сельскохозяйственном налоге, а также главы 30 НК РФ о налоге на имущество организаций.

Законодательные органы многих субъектов Российской Федерации воспользовались предоставленным им пунктом 2 статьи 372 НК РФ правом и своими законодательными актами установили льготы в виде полного или частичного освобождения от уплаты налога на имущество названных организаций.

Полного освобождения от уплаты налога на имущества организаций, занимающихся производством, переработкой и хранением сельскохозяйственной продукции, а также предприятий, осуществляющих предпринимательскую деятельность по выращиванию, лову и переработке рыбы и морепродуктов.

При этом выручка от указанных видов деятельности должна составлять не менее 70% общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг). В Кировской же, Новгородской областях и ряде других субъектов Российской Федерации законодательством объем такой выручки установлен в размере 50%. Эта льгота предоставляется в Амурской, Астраханской, Архангельской, Вологодской, Ленинградской, Кировской, Новгородской областях и во многих других регионах Российской Федерации;

Освобождения организаций, осуществляющих указанные выше виды деятельности, от уплаты налога не на все имущество, а только на ту его часть, которая непосредственно используется в этих видах деятельности. Выручка от реализации продукции при этом также не может быть менее 70 (50)%. В таком виде предусмотрена льгота по налогу на имущество законодательством Астраханской, Оренбургской, Рязанской, Самарской, Тверской областей и ряда других субъектов Российской Федерации;

Освобождения от уплаты налога на имущество, используемое при производстве, переработке и хранении сельскохозяйственной продукции. Однако удельный вес выручки от реализации сельскохозяйственной продукции или услуг по ее переработке и хранению в общем объеме выручки от реализации при этом вообще не учитывается.

Однако из-за отсутствия в региональном законодательстве детально прописанных условий, необходимых для получения льгот, вполне возможно различное толкование соответствующих положений предприятиями и налоговыми органами. Поэтому большое значение имеет сложившаяся арбитражная практика по применению налоговых льгот. Тем более что вводимые в регионах льготы по налогу на имущество принципиально не отличаются от ранее предоставленных федеральным законодательством.

В ряде случаев можно воспользоваться разъяснениями, содержащимися в Методических рекомендациях для использования в практической работе при осуществлении контроля над правомерностью применения налогоплательщиками льгот по налогу на имущество предприятий, изложенных в Письме МНС Российской Федерации от 11 марта 2001 года №ВТ-6-04/197 «О методических рекомендациях для использования в практической работе при осуществлении контроля над правомерностью использования налогоплательщиками льгот по налогу на имущество предприятий». Но использовать их нужно с учетом сложившейся арбитражной практики. Тем более что они разъясняли порядок применения льгот, установленных Законом о налоге на имущество предприятий, который уже не действует с 1 января 2004 года.

Основные проблемы, связанные с предоставлением льгот по налогу на имущество , можно объединить в следующие группы.

1. Определение выручки от реализации сельскохозяйственной продукции, продуктов ее переработки или услуг по их хранению.

При определении объемов выручки, дающих право на применение льгот по налогу на имущество, нужно иметь в виду, что:

Показатель выручки определяется по правилам бухгалтерского учета, поскольку иное региональным законодательством не установлено;

При исчислении выручки от реализации продуктов переработки сельскохозяйственной продукции учитывается технологический процесс ее производства;

Перечень сельскохозяйственной продукции определен Общероссийским классификатором продукции ОК 005-93, утвержденным Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 30 декабря 1993 года №301.

Поэтому от уплаты налога на имущество могут освобождаться заводы по переработке молока, пивоваренные заводы и другие организации, использующие при производстве конечной продукции сельскохозяйственное сырье.

Напомним, что объем выручки от реализации конечной продукции должен составлять не менее 70 (50)% в общем объеме продаж. Кроме того, выход такой продукции должен быть обусловлен единым технологическим процессом.

Именно на это обращают внимание при рассмотрении конкретных дел федеральные окружные арбитражные суды.

Так, например, ФАС Центрального округа в Постановлении от 8 декабря 2003 года по делу №А68-АП-134/14-03 отмечает следующее. Если организация приобретает сельскохозяйственную продукцию с целью ее дальнейшей переработки и изготовления нового продукта в рамках единого технологического процесса, то показатель выручки, учитываемый при применении льготы по налогу на имущество, может быть определен только при реализации конечного произведенного продукта покупателю. Причем не может считаться реализацией передача продукта от одного подразделения (цеха) другому подразделению с целью его дальнейшей переработки в рамках одной организации.

При этом не имеет значения, у кого приобретается сельхозпродукция, служащая сырьем для производства конечного продукта (непосредственно у сельхозпроизводителя или у посредника).

Поэтому суд признал обоснованным применение льготы ОАО «Тульский хладокомбинат», которое производит мороженое из молока, относящегося к сельхозпродукции согласно ОК 005-93, поскольку выручка от его реализации превысила 70% в общем объеме продаж хладокомбината.

Но далеко не всегда арбитражные суды занимают сторону налогоплательщиков.

К примеру, в Постановлении ФАС Поволжского округа от 13 октября 2003 года по делу №А 55-1363/03-5 указывается на необоснованное получение льготы по налогу на имущество ЗАО «Тольяттинский мясокомбинат «Лидер», производящим колбасные изделия из мяса в тушах, закупаемого у организаций. Это объясняется тем, что используемое при производстве колбас сырье в соответствии с ОК 005-93 относится к продукции мясной промышленности (код 92 0000), а не к сельскохозяйственной продукции (код 98 0000).

Налогоплательщики могут воспользоваться Методическими рекомендациями МНС России в части включения в объем реализации сельхозпродукции стоимости товаров, произведенных давальческим способом.

Если же продукт переработки сельскохозяйственной продукции на давальческих началах организация-давалец использует для производства других товаров, то стоимость этих товаров не должна включаться в объем выручки от реализации сельхозпродукции, позволяющий применять льготу по налогу. Это объясняется тем, что к продукции сельского хозяйства относятся продукты, включенные в ОК 005-93 под кодами 97 0000 и 98 0000, то есть продукция, не прошедшая вторичную переработку (зерно, молоко, шерсть, крупный рогатый скот и другие животные в живом весе и тому подобное). Товары, полученные в результате переработки сельхозпродукции, к таковой не относятся.

Пример 1.

Организация передала сторонней организации зерно для производства на давальческих началах муки. В дальнейшем часть муки была реализована, а часть - использована для производства хлебобулочных и кондитерских изделий, предназначенных для продажи.

Выручка от реализации за I полугодие составила:

Муки - 200 000 рублей;

Хлебобулочных и кондитерских изделий - 100 000 рублей;

Зерна - 300 000 рублей;

Покупных товаров - 100 000 рублей.

В данном случае выручка от реализации товаров по льготируемым видам деятельности составит 71,4% ((300 000 рублей + 200 000 рублей): (300 000 рублей + 200 000 рублей + 100 000 рублей + 100 000 рублей)).

Следовательно, организация вправе воспользоваться льготой по налогу на имущество.

Окончание примера.

При использовании указанной льготы нужно также иметь в виду, что согласно статье 56 НК РФ льготы предоставляются категориям налогоплательщиков, а не отдельным плательщикам налогов.

К налогоплательщикам, согласно статье 19 НК РФ относятся организации, на которые возложена обязанность по уплате налога. Поэтому льгота не может предоставляться филиалам организаций, даже если они имеют отдельный баланс и расчетный счет в банке. Вопрос о праве организации на освобождение от уплаты налога на имущество может рассматриваться только исходя из показателей ее финансово-хозяйственной деятельности в целом.

Пример 2.

Организация имеет филиал, осуществляющий производство и реализацию сельскохозяйственной продукции.

Выручка филиала от реализации сельскохозяйственной продукции за I полугодие составила 1 000 000 рублей.

Выручка от реализации товаров по организации в целом составила 2 000 000 рублей.

В данном случае удельный вес льготируемого вида деятельности в общем объеме реализации составляет 50% (1 000 000 рублей: 2 000 000 рублей) х 100%.

Следовательно, организация не имеет права на льготу по налогу на имущество.

Не имеет права на льготу и ее филиал.

Окончание примера.

2. Определение состава имущества, освобождаемого от налогообложения

В регионах, законодательными актами которых предусмотрено освобождение от налогообложения не организаций в целом, а только конкретного имущества, используемого в производстве, переработке и хранении сельскохозяйственной продукции, могут возникнуть проблемы, связанные с определением состава льготируемого имущества.

Опыт прошлых лет свидетельствует о неоднозначном подходе к имуществу организаций, передаваемому в аренду предприятиям, использующим его для льготируемых видов деятельности.

По мнению налоговых органов, стоимость имущества, предназначенного для производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции, сдаваемого в аренду другим организациям без его передачи на баланс арендаторам, должна учитываться при налогообложении в общеустановленном порядке. Аргументируется эта позиция тем, что данное имущество используется арендодателем не по целевому назначению. Однако у арбитражных судов по этому вопросу сложилась иная точка зрения.

Так, например, в Постановлении ФАС Центрального округа от 3 июля 2003 года по делу №А35-4041/02-С3.

Суд указал, что ОАО «Красная поляна», передававшее в аренду имущество предприятию, которое его использовало для производства сельскохозяйственной продукции, имело право на льготу по налогу на имущество.

По мнению суда, данная льгота не связана с использованием имущества для производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции непосредственно балансодержателем. Для ее получения достаточно того, чтобы это имущество применялось по целевому назначению у арендатора.

Однако нужно упомянуть и Постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 2 февраля 2004 года по делу №Ф08-182/2004-79А и ФАС Западно-Сибирского округа от 11 июня 2003 года по делу №Ф04/2659-567/А03-2003, в которых отражена противоположная точка зрения.

По мнению этих судебных инстанций, арендодатель при передаче имущества в аренду утрачивает право на льготу по налогу на имущество независимо от целей его использования арендатором.

По имуществу, сдаваемому в лизинг с передачей его на баланс лизингополучателя и используемому им по целевому назначению, по мнению налоговых органов, льготу по налогу имеет право заявить лизингополучатель. Поскольку налогом облагаются , учитываемые на балансе организации.

От налогообложения не освобождаются также административные здания организаций, осуществляющих производство и реализацию сельскохозяйственной продукции. В то же время на имущество вспомогательных производств, обслуживающих льготируемую деятельность, эта льгота распространяется.

Статья 377 НК РФ предусматривает, что в рамках договора простого товарищества каждый его участник определяет налоговую базу по имуществу, переданному в совместную деятельность. Соответственно, участники простого товарищества, в рамках которого осуществляется производство, переработка или хранение сельскохозяйственной продукции, имеют право на освобождение от налогообложения стоимости имущества, используемого в совместной деятельности.

По мнению МНС России, организации, оказывающие услуги другим предприятиям с использованием сельскохозяйственной техники (подготовку почвы, уборку урожая, заготовку кормов и тому подобное), не вправе воспользоваться указанной налоговой льготой, так как они не производят сельскохозяйственную продукцию.

Их деятельность относится к оказанию услуг, предусмотренных кодом 0141 Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, продукции и услуг ОК 004-93, утвержденным Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 6 августа 1993 года №17. В то же время деятельность, связанная с производством сельхозпродукции, отражается по кодам 011 - 013 упомянутого Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКВЭД). Однако суды придерживаются иной точки зрения.

Министерство не рекомендовало предоставлять льготу по налогу на имущество, если организации, закупающие сельскохозяйственную продукцию, передают ее для промышленной переработки на давальческих началах другим организациям. У организации-давальца в этом случае отсутствует льготируемое имущество. Предприятие, принявшее сельхозпродукцию в переработку, не может воспользоваться льготой по налогу на имущество, поскольку оно занимается не производством товаров из сельскохозяйственной продукции, а оказанием услуг по переработке сырья, принадлежащего другой фирме.

Если же организация-давалец передает стороннему предприятию для переработки на давальческих началах сельскохозяйственную продукцию собственного производства, то она имеет право на льготу в части стоимости имущества, которое было использовано для выпуска переданной на переработку сельхозпродукции.

Следует отметить, что освобождение от налогообложения имущества, использованного при производстве, переработке и хранении сельхозпродукции, возможно только в случае ведения его учета раздельно от иного имущества организации.

При его ведении возможны проблемы с определением имущества, используемого как для производства, переработки и хранения сельхозпродукции, так и для иных видов деятельности. Объясняются они тем, что ни ранее, ни в настоящее время не разработана единая методика учета такого имущества. По нашему мнению, если в законодательном или ином нормативном акте субъекта Российской Федерации не предлагается механизм такого раздельного учета, организации вправе его разработать самостоятельно и утвердить в своей учетной политике для целей налогообложения.

В этом случае претензии налоговых органов по поводу правомерности применения льготы по такому имуществу можно будет оспорить в судебном порядке.

Более подробно с вопросами, касающимися особенностей исчисления и уплаты налога на имущество организаций, Вы можете ознакомиться в книге ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» «Налог на имущество организаций».

Государством РФ выделена целая группа граждан , имеющих право на освобождение от налоговых вычетов. Кто же относится к этой группе и на какие налоги предоставляется «скидка»?

Кто подлежит льготному налогообложению

Имеют возможность получить государственную льготу те группы населения, которые перечислены ниже.

При создании ИП в 2018 году будет предусмотрено льготное налогообложение в следующем случае :

  • если за последние 3 месяца доход предпринимателей не превысил 2 миллионов рублей;
  • если предприниматель занимается оказанием конкретных видов услуг, описанных в статье 149 (к примеру, медицинские услуги, оказываемые беременным женщинам, продажа протезных, ортопедических изделий);
  • если предприятие осуществляет внешнеторговые сделки, то оно может использовать ставку, равняющуюся 0%.

Пенсионеры

Пенсионеры также могут рассчитывать на льготное налогообложение. Первое, что предлагается им (но только работающим) – это налоговый вычет (сумма, которую разрешено вычесть из базы по конкретному налогу). Такой вычет может осуществляться единожды в следующих размерах :

  • 2 млн рублей , если строится дом либо покупается квартира или иная недвижимость;
  • 3 млн рублей – на те проценты, которые были уплачены по жилищному целевому кредитованию;
  • 1 млн рублей – если было продано собственное имущество (к примеру, земля, дача и так далее).

В случае с налогом на имущество пенсионер может его не уплачивать, но лишь за один объект собственности. К примеру, пенсионер не платит налог за дачу, но при этом оплачивает налог за квартиру.

Помощь для военнослужащих

Военнослужащие, а также те граждане, которые проработали на военной службе от 20 лет и более могут не платить налог по одному из видов имущества. К примеру, военнослужащие могут оплачивать налог за гараж, но не платить за дачу и так далее.

Для организаций

Для организаций распространяются следующие льготы :

  • если сумма выручки от продаваемых услуг или товаров за прошедшие три месяца без учета НДС составила менее 2 миллионов рублей.
  • если организация перешла на , то ставка будет уменьшена на 15%.

Используя эти знания, можно полностью не платить налог либо хотя бы частично его понизить.

Другие группы населения

Государством выделена целая группа населения, которая освобождается от налогов (помимо военнослужащих и пенсионеров). Это:

  • Герои РФ и СССР;
  • инвалиды, относящиеся к первой и второй группе;
  • люди, которым инвалидность присвоена с детства;
  • участники ВОВ и Гражданской войны;
  • Чернобыльцы;
  • люди, участвующие в испытании ядерного оружия либо ликвидирующие последствия этих испытаний;
  • члены семьи, потерявшие военнослужащего-кормильца;
  • военнослужащие, выполняющие долг в Афганистане;
  • супруги и родители тех военнослужащих, которые погибли во время исполнения долга;
  • ФЛ, занимающие хозяйственные сооружения, площадь которых не превышает 50 кв.м.

Запись телефонного разговора про освобождение от земельного налога представлена ниже.

Освобождение по земельному налогу

Согласно статье 391 , на льготу по земельному налогу могут рассчитывать следующие виды населения :

  • люди, которым инвалидность была поставлена в раннем детском возрасте, а также инвалиды первой и второй группы;
  • ветераны ВОВ;
  • люди, чья работа считается опасной, а это предотвращение катастрофы в Чернобыле, испытание ядерного оружия и так далее.

Вышеперечисленные граждане могут быть полностью освобождены от уплаты налога либо получить скидку при его уплате в размере 10000 руб.

Конечно, этот перечень льготных групп нельзя назвать полным. Так, в зависимости от региона проживания, дополнительно от налога могут освобождаться или пенсионеры.

Некоторые льготы могут быть предоставлены предприятиям:

  • учреждениям, относящимся к Министерству Юстиции;
  • различным организациям, занимающимся благотворительностью;
  • организациям, занимающимся проблемами, связанными с инвалидами;
  • если половина сотрудников является людьми с ограниченными способностями;
  • организациям, занимающимся судостроительством.

Налог на имущество

Налог на имущество оплачивают все граждане, которые имеют в собственности какую-либо недвижимость. Однако есть группы населения, которые платят налог не полностью либо и вовсе от него освобождаются. Так, частично оплачивают налог, как правило, пенсионеры, ветераны ВОВ и других боевых действий, а так же инвалиды.

Что же до многодетных семейств, то государство предполагает, что они способны оплатить выписанный налог на имущество без предоставляемых скидок.

Если же говорить о юридических лицах, то они освобождаются от налога в следующих случаях:

  • если это предприятия, которые занимаются созданием протезно-ортопедических аппаратов;
  • если это научные государственные центры;
  • если речь идет об организациях, оказывающих населению юридическую помощь;
  • если речь идет о заводах, выпускающих лекарственные средства для борьбы с эпидемией;
  • если это религиозные организации.

Освобождение от транспортного налога

Если раньше скидка на ТН была доступна многим слоям населения, причем распространялась на все машины, имеющиеся у льготника, то теперь она действует лишь на один автомобиль.

За один транспорт могут не платить Герои СССР и ВОВ, чернобыльцы, инвалиды всех групп, кроме 3, ветераны и так далее. На транспортный налог предусмотрены льготы и среди многодетных семей. Все зависит от региона проживания граждан, претендующих на льготы, так как не во всех областях они предоставляются.

ТН не взимается, если это:

  • транспорт, который был угнан, и об этом было сообщено в милицию;
  • транспорт, используемый органами исполнительной власти;
  • сельскохозяйственная техника разного назначения;
  • транспорт, эксплуатируемый медицинскими и санитарными службами;
  • рыболовные судна;
  • весельные лодки;
  • автомобили, оборудованные для инвалидов.

Льготы на могут быть предоставлены в следующих случаях :

  • если речь идет о постройке частного дома;
  • если приобретается автомобиль или квартира;
  • если нужно оплатить лечение или лекарственные препараты;
  • если речь идет об оплате обучения;
  • если оформляется ипотечный кредит;
  • если оплачиваются благотворительные взносы;
  • если покупается полис ДМС;
  • когда совершаются пожертвования в пользу религиозных общин;
  • когда оформляется пенсионное добровольное страхование.

Полностью от подоходного налога освобождаются следующие группы населения :

  • люди, получающие доход с помещений и участков, полученных во временное пользование от государства;
  • получатели, которым оказывают помощь на детей из региональных бюджетов;
  • если речь идет об единовременной помощи, выдающейся начинающим фермерам;
  • право не платить подоходный налог имеют получатели субсидий и грантов на открытие, а также на дальнейшее развитие КХФ.

Другие виды налогообложения

Дополнительно отдельные группы населения могут воспользоваться суммой вычетов, согласно статье 218 это могут быть вычеты на себя или на детей.

К примеру, на первых двух детей льгота составляет 1400 блей. На третьего ребенка льгота выше – 3000 рублей. А вот на пятого ребенка вычет составляет 5000 рублей.

Пакет документов

Для того, чтобы не платить налог, нужно предоставить следующие документы:

  • паспорт гражданина РФ, а при наличии – Пенсионное удостоверение;
  • если речь идет о многодетных семьях, то дополнительно предоставляется свидетельства о рождении всех имеющихся детей;
  • документ, который подтверждает, что налогоплательщик действительно обладает транспортным средством или земельным участком.

Дополнительно в большинстве случаев требуется заявление, которое пишется по месту сдачи документов.

Получение налоговых каникул

Такое понятие как налоговые каникулы подразумевает, что на определенный срок вы полностью освобождаетесь от уплаты одного, а то и нескольких налогов.

Налоговые каникулы действуют только в отношении ИП и в следующих случаях:

  1. Так как субсидия считается региональной, нужно чтобы налоговые каникулы ввели в вашем регионе.
  2. Если вы впервые были зарегистрированы как ИП и только после того, как в вашем регионе ввели налоговые каникулы.
  3. Если вы используете УСН или .
  4. Если ваша деятельность попадает в льготный список.
  5. Если доход от той деятельности, которая в дальнейшем будет считаться льготной, составляет не менее 70% от всего дохода, который вы получаете.

В большинстве случаев льготы или освобождения от налогов оформляются на региональном уровне. Поэтому перед тем, как оформить субсидию, нужно узнать, действует ли она в вашем регионе.

Плюсы и минусы

Все зависит от вида льгот и от тех групп населения, которым они предоставляются. Так, в случае с чернобыльцами, инвалидами и ветеранами льготы предоставляются бессрочно. Если же речь идет, к примеру, об отмене уплаты НДС, то эта льгота предоставляется на 12 месяцев.

Несомненным плюсом является экономия денежных средств . Если же говорить о минусах, то никого не «радует» сбор тех документов, которые необходимы для освобождения от налогов.

В каком случае доход с продажи квартиры не облагается налогом? Узнаем в данном видео.

Временные финансовые затруднения испытывает большинство предпринимателей нашей страны. Часто такие события наступают в начале предпринимательской деятельности. Правильно выстроить стратегию ведения успешного и прибыльного бизнеса не удаётся даже годами. Поэтому для сохранения предприятия и ослабления финансовой нагрузки бизнесмены прибегают к использованию законных способов освобождения от налогов.

Получить законное разрешение на то, чтобы быть свободным от налоговых отчислений в казну государства полностью – неосуществимая мечта. Получить право не платить налоги могут не все предприниматели. Существует несколько видов предпринимательской деятельности, когда разрешено использовать налоговые льготы, применяемые для ИП в 2019 году.

Налоговые льготы – это предоставление возможности некоторым видам налогоплательщиков уплачивать взносы в меньшем размере, а иногда не оплачивать вовсе. Данная опция может применяться только к определённой категории плательщиков.

Законодательно порядок применения льгот закреплён в Налоговом кодексе Российской Федерации и всех применяемых поправках к статьям НК.

Каждый год Правительством принимается масса поправок и изменений относительно налогового законодательства, поэтому необходимо читать о нововведениях на официальных юридических сайтах.

Налоговая система страны сформировалась в начале 90-х годов после прекращения существования бывшего СССР. Все основы нынешней политики были взяты из налоговой базы бывшего советского государства. Однако новый государственный устрой и система производства товаров и услуг значительно рознятся от предыдущего.

На сегодняшний день в налоговом пространстве страны разделяют следующие системы налогового обложения:

  • общий режим уплаты налоговых взносов;
  • упрощённая схема внесения налогов;
  • единый налог на вменёный доход;
  • специальный режим для сельских хозяйств;
  • патент.

Желаемую систему учёта, ведения и сдачи отчётности в ИФНС клиент указывает при регистрации. Вместе с пакетом документации подаётся заявление о выбранной системе налогообложения.

Законодательством предусмотрено предоставление возможности перехода с одной системы на другую. Для этого нужно подать заявление в ФНС по месту регистрации и получить новую выписку из ЕГРИП.

Стандартная система уплаты налогов требует максимально большого количества отчётности и производимых расчётов. Такую систему выбирают предприниматели, у которых большой товарооборот в месяц (количество сотрудников не должно превышать 100 человек). Если владелец бизнеса не указывает при регистрации какую-либо систему налогообложения, ему поставят общую по умолчанию.

При этом отчётность сдавать потребуется каждый квартал по нескольким направлениям:

Налоговые льготы на общей системе не предусмотрены, поэтому выбирая данный режим, следует заранее подготовиться к трудоёмкому процессу ведения бухгалтерии.

Упрощённая схема внесения налогов

Наиболее распространённая система учёта налогов среди бизнесменов, поскольку позволяет значительно экономить на уплате налогов и содержании штата бухгалтеров. Именно упрощёнка позволяет рассчитывать на возможность на некоторое время попросить освобождение от уплаты взносов в бюджет.

Разделяют две разновидности упрощённого режима:

  • вычет налога из доходов по ставке 6 процентов;
  • вычет налогового платежа из разницы между доходами и расходами по ставке от 5 до 15 процентов.

УСН предполагает обязательную установку кассового аппарата на произведение расчётных операций с контрагентами.

Специальная система налогообложения или ЕНВД могут использовать только те предприниматели, деятельность которых согласована с Налоговым кодексом РФ, а именно статьёй 26.3.

Данный нормативный акт содержит перечень разрешённых видов предпринимательской деятельности для применения вменённого режима налогового учёта. Размер взносов по налогам устанавливается органами местного самоуправления и не может быть больше, чем 15 процентов.

ЕНВД не обязывает проводить расчёты через кассовый механизм, отчётность необходимо сдавать раз в квартал. Перед подачей заявления не лишним будет выяснить, какие спецрежимы действуют в регионе ведения бизнеса. Единый налог на вменённую деятельность не даёт ИП освобождение от налогов.

Отдельный режим для сельских хозяйств

Предприниматели, которые решили заняться непосредственно выращиванием сельскохозяйственной продукции, а также её дальнейшей переработкой и реализацией имеют право на установление единого сельскохозяйственного налога. На практике ведение бухгалтерии на ЕСХН довольно непростое, поскольку нормы вычетов имеют тенденцию постоянно изменяться.

Бывают случаи, когда по истечении некоторого времени владельцы сельского бизнеса всё же решают перейти на упрощённый режим, поскольку он более выгоден во всех отношениях.

Патентная система налогового учёта может быть использована только отдельными предпринимателями, которые ведут деятельность по сезонам или предоставляют услуги репетиторства, гувернантов и тому подобные (точный перечень указан в НК РФ). Является удобным финансовым инструментом ввиду одноразовой уплаты за выдачу патента на определённое время без обязательных периодичных платежей.

Дополнительным преимуществом патента является отсутствие необходимости подавать декларацию. Размер ставки по налоговым взносам установлен в размере 6 процентов от предполагаемой прибыли.

Перед выбором системы ведения налогового учёта не помешает налоговая консультация для ИП, которую можно получить даже онлайн, причём бесплатно.

Налоговые каникулы

Под налоговыми каникулами подразумевается возможность не платить обязательные платежи по налогам, которая предоставляется на определённое время. Применение льгот для ИП в 2019 году осуществляется на основании нормативного акта №477- ФЗ принятого 29 декабря 2014 года.

Постановление Правительства о применении льгот при самом открытии ИП в 2019 году взволновало многих бизнесменов. Данное нововведение предусматривает, что возможность не облагать бизнес налогами предоставляется на определённый период времени (два года), а не на постоянной основе (например, в Москве амнистия действует с 2015 по 2020 год).

Не каждый желающий владелец бизнеса может получить освобождение от уплаты налогов, поскольку законодательством предъявляются следующие требования:

  • первая регистрация предпринимательской деятельности была произведена после марта 2015 года;
  • применимые системы налогообложения ИП могут быть только УСН и Патент;
  • сфера деятельности соответствует указанным видам в списке разрешённых – производство стратегически важной продукции для страны, научно-производственная сфера, социально значимые проекты;
  • доходность льготной деятельности составляет не менее 70 процентов от общей прибыли;
  • применять наёмную силу можно не больше чем, 15 человек для ПСН и 100 человек для УСН;
  • доходность бизнеса должна быть на уровне 60 миллионов рублей максимум.

В каждом регионе местные государственные органы имеют право самостоятельно принимать решение о предоставлении налоговых каникул. Поэтому даже при условии соответствия всем вышеуказанным требованиям предпринимателю могут отказать в предоставлении льгот.

Для получения разрешения на использование налоговых льгот предприниматель выполняет определённые действия:

  • обратиться к своему налоговому инспектору для того, чтобы выяснить попадает ли его деятельность под льготную;
  • написать ответствующее заявление и приложить необходимый пакет документов;
  • если регистрация нового бизнеса, то собрать полный пакет документации на открытие;
  • если планируется переход на ПСН – написать заявление на переход.

Применение льгот произойдёт в следующем налоговом периоде после написания заявления. Освобождённые от уплаты налогов ИП подают декларацию по соответствующему образцу, который есть у налогового инспектора или могут скачать на официальном интернет-ресурсе.

Применение касс является обязательным условием для всех без исключения владельцев бизнеса в 2019 году. Для предпринимателей, которые работают на ПСН или ЕНВД предусмотрена возможность компенсации за установку онлайн-касс.

Налоговая амнистия в 2019 году для ИП не освобождает от уплаты обязательных отчислений в пенсионный фонд, страховых платежей. ПФР и ФОМС в очень редких обстоятельствах аннулируют свои требования к плательщикам (стихийное бедствие, техногенная катастрофа, банкротство).

Последствия уклонения от налоговых обязательств

Слухи о том, что ИП, открытые в 2019 году полностью освобождаются от налогов, не соответствуют действительности. Существует ограничение на применение льготной системы – использование на протяжении двух лет, а далее необходимо работать по схеме уплаты налогов, которая предусмотрена для выбранной системы налогообложения при регистрации.

В случае применения налоговых каникул необходимо чётко следить за сроками их действия, поскольку подача заявления в июне позволяет пользоваться льготами только шесть месяцев из всего календарного года. То есть реально льготный период будет действовать 1,5 года. Также не следует забывать об уплате социальных взносов на себя и своих сотрудников.

При уклонении собственника от уплаты налогов законом предусмотрено обращение штрафных санкций на личное имущество. Злостное уклонение от выполнения обязательств перед государством по уплате налогов может потянуть за собой уголовную ответственность.

Все нюансы по срокам действия налоговых каникул необходимо уточнять в своём региональном представительстве ФНС, поскольку они могут значительно розниться между собой.

Итак, планируя открыть собственный бизнес в этом году, можно смело рассчитывать на действие льготного налогового периода при соблюдении всех условий. Однако полное освобождение от налогов ИП в 2019 году не предвидится, да и в будущем тоже.

Земельный налог формирует местные бюджеты, а значит, правила его исчисления могут регулироваться как на федеральном, так и на региональном уровне.

Перечни категорий, которым положено освобождение от уплаты земельного налога, формируются частично на государственном уровне, а некоторые льготы предусматриваются местными властями. Для получения полной информации о возможности освобождения от уплаты следует обращаться в местные отделения ФНС или в администрацию района.

Земельный налог – это платеж, который владельцы наделов обязаны вносить в бюджет региона. Он исчисляется исходя из кадастровой стоимости участка, которая зависит от размера надела, его местоположения и назначения.

Земельный налог является составляющей частью налога на недвижимость, а его начисление и порядок удержания практически идентичен тому, что применяется по отношению к имеющимся в собственности зданиям и строениям.

Налог на землю платят только землевладельцы или землепользователи. Взносы начисляются один раз в год и уплачиваются в текущем году за прошедший период. При расчете суммы в учет принимается, когда собственник приобрел участок и когда перестал быть его владельцем. Налоговые ставки устанавливаются в размере от 0,1% минимально до 2,5% максимально от кадастровой стоимости объекта недвижимости. Цена земли высчитывается специалистами кадастровой службы и инспекторами ФНС, но может быть оспорена самим собственником из-за необъективности установленной стоимости.

Законодательная база

Земельный налог как понятие и вид налогообложения существует довольно давно. Еще в 1991 году был принят Закон №1738-1, который регламентировал порядок оплаты налоговых взносов за имеющиеся в собственности земельные наделы. Этот нормативный документ действовал вплоть до 2005 года. С 1 января 2005 года в силу вступило новое законодательство в данной сфере, основы которого регламентируются главой 31 Налогового кодекса РФ.

Длительное время правила налогообложения в земельной сфере оставались неизменными, но в сентябре 2017 года в НК РФ были внесены существенные изменения, которые повлияли не столько на порядок исчисления взносов, сколько на их размер. В главу 31 было внесено изменение, согласно которому налог стал исчисляться от кадастровой стоимости участка, что существенно повысило размеры взимаемых взносов. Для облегчения перехода на новый вид выплат Федеральным законом №286 была разработана специальная поэтапная программа, цель которой смягчить возникшую стоимостную разницу для налогоплательщика. Начиная с 2018 года, в течение трех лет региональные бюджеты будут производить поэтапное повышение взимаемого коэффициента, чтобы к 2021 году достигнуть 100% установленного взимаемого барьера.

Налогоплательщики

Ими признаются все физические и юридические лица, которые имеют земельные наделы. При этом важно, чтобы сама недвижимость подпадала под объекты налогообложения, которые изложены в статье 389 НК РФ. Платить за землю необходимо в следующих случаях:

  1. Участок был получен в дар либо приобретен в собственность посредством покупки или его приватизации.
  2. Надел унаследован с правом пожизненного пользования.
  3. Оформлен договор бессрочного пользования.

Если надел находится в аренде или передан в безвозмездное владение, то платить за него ежегодные взносы не требуется.

Перечень налогоплательщиков, которые подпадают под действие законодательных норм и обязаны выплачивать регулярные отчисления, изложен в статье 388 НК РФ.

Физические лица

К физическим лицам, как субъектам налогоплательщиков, относят не только граждан, но и индивидуальных предпринимателей, которые владеют землей на основании зарегистрированного права собственности, оформленного бессрочного права владения или полученной в пожизненное наследство.

Плательщиками налогов, причисляемых к физическим лицам, могут быть не только граждане РФ. Точнее гражданство здесь не играет никакой роли. Получить права на земельный участок может и подданый другой страны, сам факт приобретения недвижимости на территории Российской Федерации накладывает на него обязательства по уплате налоговых взносов в бюджет страны.

Юридические лица

Юридические лица обязаны уплачивать земельные налоги в том случае, если на балансе организации есть участки земли, коими она владеет на праве собственности или по договору бессрочного пользования.

Не признаются налогоплательщиками следующие юридические лица:

  1. Владеющие землей на праве безвозмездного пользования – срочного или бессрочного.
  2. Арендующие участки земли.

Отдельной категорией выделяются наделы, которые являются имуществом паевых инвестиционных фондов. Обязанность по внесению налогов за них ложится на управляющих данных компаний. Сами взносы отчисляются за счет имущества, коим владеет инвестиционный фонд.

Освобождение от налога

Налоговые обязательства растут год от года. Объясняется это и возросшими потребностями государства, экономической целесообразностью и увеличением доходов населения. Земельный налог ранее не представлял серьезного платежа, он был скорее формальностью, чем действительным бременем. Однако с 1 января 2018 года все изменилось, налог на недвижимость, разновидностью которой являются и земельные взносы, серьезно возрос. Государственные органы начали исчислять взносы исходя из кадастровой стоимости, которая в большинстве случаев практически идентична рыночной.

Для смягчения резкого налогового роста была разработана система поэтапного повышения коэффициента, что, однако не отменяет обязанности по уплате взносов.

Между тем нормативные документы устанавливают ряд льгот, которые позволяют некоторых плательщиков полностью освободить от налогов на имеющиеся земельные участки, а для кого-то существенно снизить установленные цифры.

Освобождать от земельного налога могут по разным причинам. Это экономически обоснованная мера, позволяющая дать защиту тем категориям физических лиц и организациям, которые просто неспособны вынести налоговое бремя, но имеют конституционное право на владение и пользование землей.

Кем устанавливаются льготы?

Частичное или полное освобождение от налога на землю – это льгота, которая устанавливается на законодательном уровне. Так как земельные взносы вносятся в региональные бюджеты и формируют их, регламентируются они сразу на двух уровнях:

  1. Федеральном.
  2. Региональном.

На федеральном уровне налогообложение регулируется Налоговым кодексом. Пункты, изложенные в нем, являются законодательной основой и подлежат обязательному исполнению. Местные власти могут вводить свои правила и нормы, путем издания региональных нормативных актов, но они не должны противоречить федеральным законам или конфликтовать с ними.

Региональные власти могут и должны дополнять списки льготников к уже установленным на федеральном уровне перечнях. Вносить те или иные категории в льготные списки рекомендуется, ориентируясь на экономическую ситуацию в регионе. Какие-то области имеют большее количество льгот, какие-то – меньшее.

Лица, имеющие право на льготы

Получение льготы по отношению к налогооблагаемым объектам недвижимости – это право налогоплательщика, но не его обязанность. Получать информацию о перечне лиц, имеющих право на льготы, можно различными путями:

  1. Самостоятельно штудируя законодательные акты.
  2. Обратившись в местные органы самоуправления.
  3. Получив консультацию у налогового инспектора.

Льготниками могут быть физические лица и организации. Льготы могут полностью освободить человека или юрлицо от уплаты налога на землю или дать ему некоторое послабление, в виде уменьшения налогооблагаемой базы.

На региональном уровне в каждом субъекте есть свои списки льготников по группам, а вот выявлять, кто освобождается от налогообложения, власти не должны. Воспользоваться льготой могут лишь те лица, что самостоятельно узнали о данном праве и подтвердили его в установленном порядке.

Организации

Налоговые льготы, предусмотренные на федеральном уровне и применяемые по отношению к юридическим лицам, изложены в статье 395 НК РФ. В ней указано, что полностью от налогообложения освобождаются следующие категории:

  1. Организации уголовно-исправительной системы Министерства юстиции РФ.
  2. Автомобильные дороги общего пользования.
  3. Религиозные объединения.
  4. Общественные организации инвалидов, в том случае, если не меньше 80% их представителей являются инвалидами. Под это правило подпадают и все учреждения, собственниками которых являются указанные организации.
  5. Лица, занимающиеся производством изделий народного художественного промысла и их реализацией.
  6. Резиденты особых экономических зон, но с ограничением срока освобождения на пять лет.
  7. Инновационный центр «Сколково».
  8. Судостроительные предприятия, если они являются резидентами РФ, на срок до десяти лет.
  9. Резиденты свободной экономической зоны не более чем на три года с момента оформления земли в пользование или владение.

Воспользоваться налоговым послаблением нельзя в случаях, когда надел сдается в аренду.

Региональные законы пополняют списки льгот специальными субъектами, в состав которых входят все земельные участки, которые расположены под зданиями, выполняющими управленческие функции, государственные научные центры, бюджетные учреждения и иное. Для получения льготы важно, чтобы земля использовалась по прямому назначению.

Граждане

Налоговые льготы по отношению к физическим лицам делятся на два крупных блока:

  1. 100% освобождение.
  2. Уменьшение налогооблагаемой базы.

К первому блоку относятся представители малочисленных народов Сибири, Севера и Дальнего Востока, при условии, что речь идет об участках, которые используются для промысла и ведения традиционного образа жизни.

Уменьшение налогооблагаемой базы предусмотрено статьей 391 НК РФ. Для физических лиц действует норма, при которой имеющиеся в пользовании или владении земли уменьшаются на 600 квадратных метров для следующих категорий граждан:

  1. Герои Советского союза и Российской Федерации.
  2. Кавалеры ордена Славы.
  3. Инвалиды первой и второй группы.
  4. Дети-инвалиды и инвалиды детства.
  5. Ветераны боевых действий, в том числе ВОВ.
  6. Пострадавшие от облучения на Чернобыльской АЭС.
  7. Принимавшие непосредственно участие в испытаниях ядерного оружия, а также ликвидации аварий ядерных установок.
  8. Перенесшие лучевую болезнь, спровоцированную работой с атомными установками.
  9. Пенсионеры, которые получают пенсионное пособие по выслуге лет, а также лица, достигшие пенсионного возраста – 60 лет мужчины и 55 лет женщины.

Льготные условия предоставляются не в совокупности по всем имеющимся участкам, а только по одному из них на выбор собственника.

Региональные власти также могут дополнять указанный перечень. Обычно они предоставляют определенные послабления семьям с несовершеннолетними детьми и малообеспеченным гражданам.

Общий порядок предоставления

Чтобы получить льготу, организация или физическое лицо должно обосновать свое право на нее. Существует особая процедура, прохождение которой позволяет получить налоговые послабления или полностью освободиться от уплаты взносов за имеющийся участок.

Предоставление государственных поблажек происходит по следующей схеме:

  1. Налогоплательщик, входящий в льготную категорию, собирает пакет документов, которые доказывают его право на уменьшение налогооблагаемой базы.
  2. Пишется заявление с просьбой о получении льготы.
  3. Весь пакет подается в ИФНС, где он и рассматривается на соответствие законодательным нормам.
  4. Выносится решение о предоставлении требуемого или отклонения просьбы с обоснованием.

Льготник не должен ежегодно подавать документы на рассмотрение, обычно он получает право на уменьшение базы бессрочно, до изменения обстоятельств.

Перечень документов

В перечень бумаг на получение льготы обязательно входят:

  1. Удостоверение личности заявителя или бумаги на юрлицо.
  2. Правоустанавливающие документы на земельный участок.
  3. Выписка из ЕГРН о праве собственности на участок.
  1. Пенсионное удостоверение.
  2. Свидетельство многодетной семьи.
  3. Свидетельства о рождении детей.
  4. Удостоверение инвалида.
  5. Документы, подтверждающие факт наличия звания Героя Советского союза, России или иные регалии.

Все документы подаются в двух экземплярах – оригиналы и копии. Оригиналы нужны для сверки правдивости предоставленных данных. На принятие решения ИФНС отводится 30 дней.

Вам это будет интересно


Самое обсуждаемое
Музыкальный праздник в подготовительной группе ДОУ по сказкам Чуковского Музыкальный праздник в подготовительной группе ДОУ по сказкам Чуковского
Принцип деления Европы на субрегионы Принцип деления Европы на субрегионы
Какие растения растут в пустыне Какие растения растут в пустыне


top