Гражданский долг значение. Что такое гражданский долг. Но разве власть не виновата

Гражданский долг значение. Что такое гражданский долг. Но разве власть не виновата

Введение

Цели и задачи:

Выяснить сущность гражданского долга, понять, в чем заключается профессиональная этика, изучить своеобразие медицинской этики.

Актуальность:

В современном мире существует множество проблем связанных с профессиональной этикой и гражданским долгом. Так как перед многими врачами, учеными часто встает нелегкий нравственный выбор.

Понятие долга

Роль сознания долга в жизни личности и общества.

Долг и личный интерес

Происхождение сознания долга и его структура.

Моральное сознание включает в себя не только размышление о важных вопросах человеческого существования но и побуждения чувствовать, мыслить и, разумеется, действовать в определенном направлении, заданном высшими моральными ценностями, нравственными нормами. Это побуждающее свойство морали особенно хорошо просматривается при обращении к такому понятию морального сознания, как долг, который, как писал И. Кант "есть необходимость совершения поступка из уважения к закону".

Разумеется, эти поступки совершаются не по принуждению, а по доброй воле, сознательно.

В повседневном общении мы нередко говорим: долг учителя, долг руководителя, долг офицера и, наконец, долг Человека. Что под этим обычно подразумевается? Пожалуй, совокупность обязанностей, которые общество предъявляет к личности. Но моральное поведение осуществляется не автоматически. Поэтому долг необходимо включает в себя осознание своей ответственности перед другими людьми, перед обществом, перед самим собой. Иначе говоря, в долге осмысляется, переживается отношение человеческой личности к другим (ближним и дальним), к обществу, Тиру через призму высших моральных ценностей. Добродетель, писал В. Соловьев, есть "должное отношение ко всему". А должное отношение выражается, прежде всего, в том, что индивид выполняет свои обязанности наиболее оптимальным для данной ситуации образом, а не чисто формально, "для галочки". Впрочем, не только у индивида имеются обязанности перед обществом, но и у самого общества существуют обязанности перед отдельным человеком, особенно перед сиротами, больными, престарелыми, которые сами не могут защитить себя, удовлетворить свои насущные потребности.

Сознание долга играет очень важную роль в общественной жизни. При утрате или ослаблении чувства долго деградируют многие общественные отношения. Впрочем, оскудевает и духовная жизнь личности. Не случайно во все времена большим уважением пользовался Человек Долга, человек, умеющий обуздывать эгоистические устремления.

У индивида существуют не только нравственные потребности, нё только стремление делать добро, но и целый ряд других (физиологические, эстетические, религиозные, политические и др.), которые также стимулируют те или иные действия. Хорошо, когда между нравственными и другими потребностями нет серьезных противоречий. Но здесь возникает вопрос: В какой мере подобные поступки являются моральными? В какой мере в них проявляется доброта человека?

Например, продавец внимательно обслужил клиента. О чем это говорит? О его высокой моральности? Или о том, что ему это просто выгодно? Кант подобные действия называл не моральными, а легальными, т.е. в них не проявляется уважение к моральному закону, действие осуществляется не ради уважения к добру, но такие действия в то же время и не противоречат нормам нравственности. Словом, стремясь сохранить "чистоту" морального мотива, немецкий философ выводил огромное число действий из-под моральной оценки. Ведь даже любовь матери к ребенку и любовь ребенка к матери "отягощена" склонностью, даже надеждой на отдаленную или близкую выгоду. Подобный формализм не учитывал того обстоятельства, что добрые поступки, добро существуют не в чистом виде, а реализуются в самых различных видах деятельности (хозяйственной, политической и др.), где не могут не присутствовать и другие мотивы (произвести возможно больше продукта, заработать больше денег и т.д.).

Необходимо подчеркнуть, что нравственные потребности и облагораживают все другие влечения человека.

Чем же обусловлена обязательность требований долга? Ответ на этот вопрос зависит от мировоззренческих установок личности. Для верующего эта обязательность определяется волей самого Бога, а для неверующего на первый план выходит зависимость личности от общества, вне которого существовать он просто не может (не выживать, а осуществлять полноту бытия). Но на каких бы позициях мы не стояли, мы все же не можем признать, что в сознании долга аккумулировались те требования, которые общественные институты от себя или от имени Бога предъявляли к индивиду. По мере развития культуры эти требования превращались в те требования, которые индивид предъявляет к самому себе. Аналогичный процесс идет в ходе становления человеческой личности. У младенца нет, конечно, представлений о своих обязанностях. Но по мере взросления те требования, которые ему предъявляют взрослые (требования первоначально самые простейшие), становятся требованиями, которые он предъявляет к самому себе. Таким образом, у индивида и происходит становление сознания долга (соответствующие чувства, представления).

Значимость сознания долга в нравственной жизни косвенно подтверждается и тем обстоятельством, что некоторые мыслители (стоики, Кант и др.) очень многое в морали пытались переосмыслить через призму должного.

Долг становится общественной необходимостью, выраженной в превентивных требованиях в такой форме, в какой они выступают перед определенной личностью, с целью распространения требований нравственности в равной мере на всех людей. Поэтому личность выступает как носитель определенных моральных обязанностей перед обществом, которая осознает их и реализует в своей профессиональной деятельности.

Долг при этом тесно связан с такими понятиями, как ответственность, самосознание, совесть, мотив.

Долг - это общественная необходимость, выраженная в нравственных требованиях к личности.

Выполняя требования долга, личность выступает как носитель определенных моральных обязанностей перед обществом, который осознает их и реализует в своей деятельности. Сферу морали справедливо именуют сферой должного. Будь добрым, будь честным, будь справедливым.

Будь! - долг не только четко формулирует саму идею, но и придает ей повелительный характер, зовет, требует, настаивает на ее претворение в жизнь.

Быть человеком долга - значит не только знать его сущность, его требования, но и следовать этим требованиям на практике. Многие из великих личностей высоко ценили чувство долга. И. Кант отмечал, например, что долг - это именно то великое, что возвышает человека над самим собой. «Не забывай долга, - повторяет эту мысль А. Блок, - это единственная музыка. Жизни и страсти без долга нет».

Служебный долг сотрудника правоохранительных органов есть составная часть общественного долга. Он является нравственным в его объективном и субъективном выражении. Моральная ценность объективного содержания долга состоит в том, что он подчинен решению высоких задач: защите прав и свобод личности, обеспечению безопасности своей страны, укреплению правопорядка. Однако потенциальные возможности служебного долга проявляются в том случае, если они дополняются нравственным отношением к нему, когда общественные обязанности воспринимаются и осознаются как личные, как глубинная потребность и убеждение в справедливости и правоте дела, которому служишь.

Долг сотрудника правоохранительных органов - высокая почетная обязанность, вытекающая из объективных потребностей защиты личности, общества и государства, освященная государственно-правовыми требованиями и внутренними нравственными побуждениями.

В правоохранительных органах придается первостепенное внимание долгу как непосредственному регулятору деятельности их сотрудников.

Механизм поведения сотрудников в коллективах основывается на трех важнейших факторах:

1) зависимости сотрудника от коллектива, государства и общества, его заинтересованности в поддержке общества;

2) определенной свободе, независимости сотрудника, выражающейся в возможности выбора той или иной линии поведения в пределах определенного спектра возможностей;

3) ответственности за результаты и возможные последствия свободы своих действий: каждый сотрудник должен быть готовым ответить за свой моральный выбор в рамках нравственных норм, формируемых коллективом и обществом.

    ГРАЖДАНСКИЙ ДОЛГ - совокупность законодательно установленных и моральных обязанностей лица по отношению к другим лицам, группам, социальным общностям и обществу в целом … Профессиональное образование. Словарь

    ДОЛГ, долга, мн. долги, муж. 1. только ед. Обязанность (книжн.). Исполнить гражданский долг. Считаю своим долгом предупредить вас. Из чувства долга. 2. Взятое взаймы, преим. деньги. За мной долг. Наделать долгов. Вернуть долг. Имущество продано… … Толковый словарь Ушакова

    долг - ДОЛГ, а (у), предл. о долге, в долгу, мн долги, м Разг. Круг занятий, действий, обязательных для выполнения и составляющих обязанность кого л. перед кем, чем л. (родиной, народом, семьей и т.п.). Гражданский долг. Чувство долга … Толковый словарь русских существительных

    долг - , а, м. Обязанность перед кем л. == Священный (почетный) долг. Высок. О несении воинской службы. ◘ Честно выполнять свой священный долг несение воинской службы в вооруженных силах Советского государства. ИКПСС, 445. Защита Отечества есть… …

    долг - а (у), предл.; о до/лге, в долгу/; мн. долги/; м.; разг. см. тж. должок, должишко, долговой 1) Обязанность перед кем, чем л. (родиной, народом, семьёй и т.п.) Гражданский долг … Словарь многих выражений

    У этого термина существуют и другие значения, см. Долг (значения). Долг внутренне принимаемое (добровольное) обязательство. Долгом может называться обязательство субъекта или группы субъектов перед другим субъектом или субъектами (например … Википедия

    Прил., употр. сравн. часто 1. Гражданским называют то, что не связано с вооружёнными силами, с военной службой. Гражданская авиация. | Гражданский флот. | В армии молодые солдаты могут получить не только военные навыки, но и гражданскую… … Толковый словарь Дмитриева

    гражданский - , ая, ое. 1. Относящийся к гражданину, гражданам государства. Гражданские права и обязанности. ССРЛЯ, т. 3, 302. Гражданская [война]. Вооруженная борьба за государственную власть в России в 1918 1920 гг. ◘ Было это в гражданскую войну … Толковый словарь языка Совдепии

    А (у), предл. о долге, в долгу; мн. долги; м. Разг. 1. Обязанность перед кем, чем л. (родиной, народом, семьёй и т.п.). Гражданский д. Сыновний д. Чувство долга. Д. перед Родиной. Д. чести, дружбы, гостеприимства и т.п. Делать что л. по долгу… … Энциклопедический словарь

    ДОЛГ, а, пред. о долге, в долге, мн. нет, муж. То же, что обязанность. Выполнить свой д. Гражданский д. По долгу службы. Человек долга (честно выполняющий свои обязательства). Отдать последний д. кому н. (перен.: почтить память умершего, прощаясь … Толковый словарь Ожегова

    Процесс юридическое отношение, которое истец завязываетс ответчиком в гражданском суде, чтобы получить от суда, какавторитетной власти, приказ в защиту своего гражданского права; приказэтот выражается в судебном решении, а защита осуществляется… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Книги

  • Художники города-фронта. Воспоминания и дневники ленинградских художников , . С первых дней Великой Отечественной войны ленинградские художники вместе со всем народом стали в ряды защитников своей Родины. Ленинградцы жили непосредственно на фронте. Огромной,…

Нам часто говорят, что у человека есть долг гражданский перед обществом. А что это такое, остается в умолчаниях. Тем, кто использует это понятие, кажется, что слушатель понимает, о чем речь. Однако далеко не каждый человек задумывается о сути понятия «долг гражданский».

В обыденной жизни оно попросту не используется, а когда возникнет опасность, тогда и разберемся. Так приблизительно рассуждают граждане, обремененные неведомым долгом. Здесь существует определенная опасность, обстоятельство, используемое в информационной войне против государства. Если покопаться поглубже, то выясниться: понимать свою ответственность, значит, повышать уровень безопасности! Не согласны? Давайте вместе разберемся.

История вопроса

Человек - существо общественное. Об этом писали классики, да и каждый ощущает обозначенное обстоятельство на своей судьбе. Мы объединяемся в государство, на более низких уровнях в партии, организации, общины. И все члены этих сообществ зависят от мнения своих товарищей. Ведь объединения любого уровня имеют определенные цели и стараются их реализовать.

Эти устремления носят глобальный по меркам отельной личности характер, то есть затрагивают основы ее жизни. Для примера возьмем государство. Это образование занимается организацией жизни общества, благоустройством, заботой о слабых, защитой территории и своих граждан. Следовательно, оно создано для всех и каждого. А из этого легко понять, что и у личности есть своя часть ответственности перед государством.

Человек должен принимать посильное, определенное законодательством, участие в работе этого образования или надстройки. Для этого у граждан формируется позиция по тем или иным вопросам. Опять обратимся к примеру.

О безопасности

Долг гражданский выражается в том, что человек обязан содействовать реализации функций государства. Система безопасности - дело сложное, к сожалению, мы довольно много слышим о ее работе из СМИ, порой сталкиваемся сами.

Государственные структуры защищают своих граждан от опасности. Но всего они знать не могут. Долг гражданский активной личности состоит в том, чтобы проинформировать соответствующий орган о своих наблюдениях. Знаете, иной раз это называют доносом, хотя сам факт взаимодействия с теми структурами, которые о нас заботятся, таковым не является.

Это хорошо понимали ранее в приграничных населенных пунктах. А теперь вообще по всей территории нет безопасных зон. Связано это с глобальным развитием терроризма. В деревне, к примеру, увидели жители чужака. Понаблюдали за ним, дело естественное, ведет себя странно. Об этом и проинформировали правоохранителей. В селах жителей мало, каждый на виду. Этот поступок и есть пример того, как реализуется долг (гражданский). По сути, эти люди озаботились собственной безопасностью, но повели себя по закону, то есть не стали разбираться без правоохранителей.

Гражданский долг - выборы?

В демократиях принято давать возможность людям участвовать в управлении. Делается это посредством выборной системы. А участие в плебисците - это привилегия или гражданский долг?

Выборы - это процесс формирования законотворческих органов. То, что эти люди напишут, будет определять нашу с вами жизнь. Сами понимаете, уйти от закона сложно, да и опасно. А на этапе предвыборной кампании у нас есть возможность непосредственно повлиять на персональный состав органа, определяющего судьбы народов.

Для активных личностей - это долг. И они, по-видимому, правы. В процессе голосования люди определяют политическую силу, наиболее полно отражающую их взгляды. Есть же большая разница между социал-демократами и коммунистами. У каждой партии собственные цели и задачи. И строить государство они станут по-разному. Первым мил рынок, вторые являются приверженцами социальных программ. Это повлияет на жизнь конкретного гражданина. Хотите, чтобы ваши интересы учитывались, значит, придется голосовать. Но это только часть долга, причем не самая важная.

Гражданский долг и гражданская позиция

Предлагается подумать вот над чем. Гражданский долг человека - участие в голосовании. Это вроде мы уже поняли. Здесь есть иной нюанс. Просто прийти к избирательной урне и опустить бюллетень - это не суть долга, а форма его реализации. Чтобы сделать это осмысленно, необходимо понимать, какой силе (персоналии) отдаешь свое предпочтение. То есть необходимо разобраться в том, что партии и кандидаты предлагают.

К сожалению, речь идет даже о не декларируемых ценностях и позициях, а еще глубже. Чтобы быть уверенным в своем будущем, следует хорошо понимать, с кем имеете дело. Активная гражданская позиция в данном случае заключается в изучении информации о программах партий, личностях их руководителей и тому подобное.

Это огромная и кропотливая работа. Но она необходима для формирования позитивного будущего. Исполнить гражданский долг - дело, как видите, непростое. Участие в государственном управлении требует времени, внимания и напряжения сил.

Законодательная база

Такое понятие, как «долг гражданский», не может существовать, так сказать, на общественных началах. Его суть отражена в Конституции - основном законе всякого государства. Это является одним из принципов демократии.

Так, основные права и России можно найти в тексте Конституции. К примеру, в статье 59 говорится о том, что каждый гражданин обязан вносить посильный вклад в дело защиты Отечества (смотри выше о безопасности). и обязанность, одна из частей жителей страны. Кроме того, граждане, согласно основному закону, уважают права других людей, заботятся о слабых и тому подобное.

Это не простые слова. В них выражены основные права и России, уклонение от исполнения которых порицается обществом и преследуется по закону.

Финансовые вопросы

Есть в Конституции еще одна обязанность, которая в обществе не в чести. Каждый гражданин должен участвовать в финансировании государства. Имеется в виду уплата налогов. Эти средства используются для организации жизни страны, реализации проектов, создания системы безопасности и так далее. То есть, надстройка, именуемая государством, создается для людей, но и за их счет.

Кстати, мы подошли к одному из вопросов, неявно используемых в информационной войне. Есть силы, желающие «освободить» народы от государства и присвоить его функции. Для этого они не гнушаются никакими средствами от создания фильмов и книг, до желтой пропаганды.

Долг гражданина заключается в выявлении этих опасных веяний и их нейтрализации. Говоря проще, нужно самому понимать, какие мысли вкладывают авторы в свой контент и окружающим растолковывать. Иначе, как говорят в сети, все рабами станем.

Выполнять ли гражданский долг?

А это уж сами решайте. Государство и общество существуют только тогда, когда они нужны людям. В этом процессе участвует в той или иной степени каждый. Не хотите этого делать, значит, отдаете свое право более активным гражданам. Но следует понимать, в этом случае именно они решают вашу судьбу. Согласны с таким положением дел?

С появлением государства возникли и его потребности, которые надо было финансировать. Это вызвало к жизни такие финансовые категории, как государственные налоги, расходы, бюджет. С развитием государства расширялись его функции, росли потребности. Это привело к увеличению государственных расходов. Однако налоговых поступлений для их покрытия скоро стало не хватать. Это способствовало появлению новых форм государственных доходов - неналоговых платежей.

С течением времени налогов и неналоговых доходов для покрытия всех государственных расходов оказалось недостаточно, и государство вынуждено было прибегать к займам у монастырей, ростовщиков, богатых феодалов и тому подобных. Монарх и его правительство направляли средства, полученные с помощью займов, в общий фонд финансовых ресурсов и использовали на покрытие государственных расходов, а с долгами рассчитывались за счет поступлений по налогам и неналоговым доходам. Заимствования явились первой и самой распространенной формой государственного долга.

Слово «кредит» произошло от латинского «creditum» -- ссуда. В толковом словаре В. Даля понятие «кредит» раскрывается как «доверие, вера в долг, забор, дача и прием денег или товаров на счет, на срок». В современном русском языке «кредит» определяется как ссуда, пре-доставление ценностей (денег, товаров) в долг, коммерческое доверие.

Государственный кредит как стоимостная категория - это совокупность денежных отношений, возникающих между государством и физическими и юридическими лицами, при которых государство может выступать как в качестве заемщика, так и в качестве кредитора и гаранта.

Государственный кредит как звено финансовой системы представляет отношения перераспределения валового внутреннего продукта и частично национального богатства, в ходе которого временно свободные денежные средства юридических и физических лиц, обычно не предназначенные для текущего потребления, переходят в пользу государства. Поэтому возможность существования государственного кредита, а как следствие и государственного долга, вытекает из особенностей формирования и времени использования доходов, получаемых гражданами и организациями. У населения постоянно образуются временно свободные денежные средства, прежде всего в связи с неравномерным получением доходов по найму (особенно в отраслях с сезонным характером производства), выплатой гонораров, премий, отпускных, получением наследства и тому подобных. Население может сознательно ограничивать текущие потребности из-за необходимости накопить деньги для покупки товаров длительного пользования с высокой ценой приобретения. Вынужденные сбережения образуются у населения и в связи с такими отрицательными явлениями, как разбалансированность экономики и товарный дефицит .

Аналогичные тенденции имеют место и в движении денежных средств организаций. Большие временные колебания в получении выручки от реализации продукции (работ, услуг) могут иметь место в связи с длительностью производственного цикла или сезонного производства. Временно свободные финансовые ресурсы могут образоваться у юридических лиц в силу неравномерности осуществления крупных капитальных вложений в производство или социальную сферу. Временно свободными могут быть резервные фонды организаций. С ростом эффективности общественного производства будут увеличиваться возможности привлечения средств хозяйствующих субъектов в сферу государственного кредита.

Возможность функционирования государственных кредитных отношений существенно подкрепляется постоянным наличием значительных свободных капиталов на международных финансовых рынках.

В условиях функционирования административно-командной экономики государственные займы использовались как одна из форм принудительного изъятия части средств предприятий и заработной платы населения. Принудительными были госзаймы, например выпущенные в годы Великой Отечественной войны и размещаемые среди населения по подписке.

Целесообразность использования заимствований для формирования дополнительных финансовых ресурсов органов публичной власти и покрытия бюджетного дефицита определяется значительно меньшими негативными последствиями для общественных финансов и денежного обращения страны по сравнению с монетарными приемами (например, эмиссия денег) балансирования правительственных доходов и расходов. Минимизация ущерба достигается на основе перемещения спроса от физических и юридических лиц к властным структурам без увеличения совокупного спроса и количества денег в обращении.

Государственные займы характеризуются тем, что временно свободные денежные средства физических и юридических лиц привлекаются путем выпуска и реализации государственных ценных бумаг. Основным видом ценных бумаг, символизирующим долговое обязательство органа власти, является облигация. Она дает право ее владельцу на получение дохода, а по истечении определенного срока - и на получение обратно предоставленных взаймы средств. Продавая облигацию, орган власти обязуется вернуть сумму долга в определенное время с процентами или выплачивать кредиторам доход в течение всего срока пользования заемными средствами.

Государство устанавливает нарицательную стоимость (номинальную цену) облигации. Она обозначается на ценной бумаге и выражает собой денежную сумму, которая, выплачивается владельцу облигации в момент ее погашения и на которую начисляются проценты. Процентный доход, установленный к номиналу облигации, выражает номинальную доходность займа.

Однако реальная доходность облигации для ее держателя может быть выше или ниже установленного номинального процента. Это обусловлено тем, что облигации продаются по курсовой цене, которая отклоняется от нарицательной стоимости. Это отклонение называется курсовой разницей и зависит от целого ряда факторов. К их числу, в частности, относятся величина номинального процента, уровень ставки рефинансирования, время покупки облигации, степень насыщенности фондового рынка государственными и муниципальными бумагами, степень доверия населения правительству.

Для кредитов, привлекаемых органами публичной власти, характерно то, что инвесторы непосредственно (не опосредуя эти операции покупкой государственных и муниципальных ценных бумаг) передают часть кредитных ресурсов на покрытие расходов федерального правительства, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации или местного самоуправления. Прямое заимствование средств может проводиться, в частности, среди государственных и коммерческих банков, международных финансовых организаций, правительств иностранных государств.

Денежные средства, привлекаемые на основе государственного кредита, поступают в распоряжение государственной власти, превращаясь в их дополнительные финансовые ресурсы. Как один из видов кредита государственный кредит предоставляется на условиях платности и возвратности. Через определенный период времени предоставленные взаймы денежные средства возвращаются с процентами. Средством для погашения процентов за пользование государственным кредитом служат налоговые поступления. К. Маркс назвал государственный кредит антиципированными (взятыми наперед) налогами. Численный же состав налогоплательщиков и кредиторов государства, как и величины денежных потоков, как правило, не совпадают.

Основной формой государственных доходов, как известно, являются налоги. Займы же, являясь практическим воплощением механизма государственного кредита, приводящим к образованию государственного долга, не представляют доход государства, так как подлежат возврату кредиторам.

Займы увеличивают государственные расходы, т. е. функционирование государственного кредита ведет к образованию государственного долга, в то время как налоги не требуют дополнительных расходов по возмещению.

Кредитные отношения, при которых государство выступает как заемщик средств -- это классическая форма государственного кредита. В современных же условиях государство может выступать и как кредитор, предоставляя ссуды юридическим и физическим лицам на определенный срок на условиях платности и возвратности, и как гарант в тех случаях, когда оно берет на себя ответственность за выполнение обязательств, взятых физическими и юридическими лицами.

Следует отличать государственный кредит от банковского и коммерческого. Как уже отмечалось ранее, традиционная роль государственного кредита заключается в обеспечении своевременного финансирования расходов государства при наличии дефицита государственного бюджета, а реальными источниками возвращения государственного кредита и процентов по нему являются налоги, а в случае недостаточности налоговых поступлений -- новые займы. Таким образом, экономическая сущность государственного кредита заключается в непроизводительном использовании капитала: средства, привлекаемые при государственном кредите, обычно не участвуют в кругообороте производительного капитала, в производстве материальных ценностей, а идут на покрытие бюджетного дефицита.

Банковский кредит представляет собой движение ссудного капитала, предоставляемого банками хозяйствующим субъектам для обеспечения непрерывности процесса расширенного воспроизводства и повышения его эффективности, т. е. характерной чертой банковского кредита является производительное использование ссудного фонда. Это позволяет погасить кредит, а также выплатить проценты за пользование ссудой за счет увеличения в процессе производства прибавочной стоимости. При предоставлении банковского кредита в качестве обеспечения обычно выступают какие-то конкретные ценности: товары, ценные бумаги и прочее, а при заимствовании средств государством обеспечением кредита является все имущество, находящееся в его собственности. Отношения банковского кредита имеют своим следствием заключение между сторонами договора банковской ссуды, относящегося к объекту гражданско-правовых отношений, в то время как результатом государственных кредитных операций выступает внутренний государственный долг, являющийся объектом финансовых правоотношений.

При коммерческом кредите, как заемщиками, так и кредиторами выс-тупают действующие предприниматели, а кредит предоставляется не в денежной, а в товарной форме по особому документу -- векселю, т. е. коммерческий кредит -- это отсрочка платежа за поставленные товарно-материальные ценности .

Экономическая сущность государственного кредита заключается в том, что временно свободные денежные средства юридических и физических лиц аккумулируются в фонды и на условиях платности и возвратности используются государством как ссудный капитал, это представляет собой вторичное распределение или перераспределение стоимости валового внутреннего продукта и части национального богатства в денежной форме.

Общественное назначение государственного кредита проявляется в его фискальной функции и, безусловно, контроле за мобилизацией средств государством, а также роли в общественном воспроизводстве:

1) регулирующей, 2) замещения наличных денег в обращении.

Как уже отмечалось ранее, государственный кредит -- средство мо-билизации в руках государства дополнительных финансовых ресурсов, поэтому в современных условиях государственные займы стали вторым после налогов методом финансирования расходов бюджета. Положительное воздействие фискальной функции государственного кредита -- это равномерное распределение налогового бремени во времени. Тяжесть налогового бремени, переносимого на другие поколения, зависит:

¦ от сроков заимствования средств;

¦ процентов по кредиту, уплачиваемых заемщиком.

Чем привлекательнее заем для инвесторов, тем более значительная часть налоговых поступлений должна быть направлена государством на его погашение; чем выше величина долга, тем большая доля средств направляется на его обслуживание.

При непроизводительном использовании мобилизованных посредством госзаймов денежных средств источником их погашения могут быть и новые займы.

Размещение новых государственных займов для погашения задолженности по уже выпущенным называется рефинансированием государственного долга.

При проведении правильной кредитной политики с помощью государственного кредита могут быть изъяты из обращения значительные свободные денежные средства, которые государство перераспределит на льготных условиях между отраслями народного хозяйства, предприятиями и другими хозяйствующими субъектами, имеющими большое социальное и экономическое значение для государства и его граждан. С развитием рыночной экономики в целях регулярного финансирования общесоциальных потребностей общества государство использует кредит и для регулирования денежного обращения. В условиях инфляции государственные займы, как основная форма государственного внутреннего кредита временно уменьшают платежеспособный спрос населения, так как из обращения изымаются избыточные денежные знаки на оговоренный срок. Если мобилизованные средства физических лиц будут направлены в сферу промышленного производства, то произойдет сокращение наличной денежной массы в обращении, и если заимствованные государством денежные средства будут направлены на оплату труда, то количество наличных денег в обращении останется без изменения. А если кредитор -- юридические лица и полученные средства будут направлены на выплаты населению, то количество наличной денежной массы в обращении возрастет .

Вместе с тем есть и негативный оттенок функционирования государственного кредита. Когда государство осуществляет заимствования на финансовом рынке, то в целом увеличивается спрос на заемные средства, что ведет к росту ставки процента на рынке кредитов. Тем самым продолжение правительственных заимствований для бюджета сделает эти кредиты дорогими для заемщиков. И это лишает части необходимых ресурсов сферу производства (производственных инвестиций), поскольку инвестиционные расходы обратно пропорциональны ставке процента. Конкретным результатом перелива денежных средств между отраслями в рамках экономической системы является выравнивание нормы прибыли на вложенный капитал.

Регулирующая роль госкредита в общественном воспроизводстве способствует и обеспечению перераспределения денежных средств между территориями государства.

Следующая роль государственного кредита в воспроизводстве -- замещение наличных денег в обращении. В условиях адекватной экономическому развитию государственно-регулируемой денежно-кредитной политики эта роль государственного кредита позволяет эффективно заменить находящиеся в обращении полноценные деньги в определенном объеме на кредитные, также как, например, векселя, обращающиеся депозиты, чеки и т.д. В России нормальный денежный оборот замещается «черным налом», бартером, взаимозачетами, расчетами с помощью суррогатов денег (векселей, налоговых освобождений и т. п.). С самого начала рыночных реформ упор в борьбе за экономическую стабилизацию делался, прежде всего, на ограниче-ние роста денежной массы, что привело к недостатку денежных средств для обслуживания товарооборота: монетизация экономики составила всего 10% против 70-75% ВВП, как во всех развитых странах. Следовательно, задача правительства России на современном этапе: повысить монетизацию экономики. И как одна из мер -- запрет свободно обращающейся иностранной валюты во внутренних расчетах в нашей стране.


Самое обсуждаемое
Сырная диета Диетические сыры Сырная диета Диетические сыры
Печенье с лимоном и сахарной глазурью Лимонное песочное печенье Печенье с лимоном и сахарной глазурью Лимонное песочное печенье
Цитаты о тургеневе Цитаты из произведений тургенева Цитаты о тургеневе Цитаты из произведений тургенева


top