Епископ евгений кульберг семья. Владыка Евгений Кульберг: «Матильда» — лишь одна «соплинка» в организме, пораженном вирусом неправды. – В каком состоянии он был тогда

Епископ евгений кульберг семья. Владыка Евгений Кульберг: «Матильда» — лишь одна «соплинка» в организме, пораженном вирусом неправды. – В каком состоянии он был тогда

Евгений, епископ Среднеуральский, викарий Екатеринбургской епархии, (Кульберг Алексей Сергеевич) родился 25 сентября 1972 года в Подмосковье в семье военных инженеров. Крещен в младенчестве. Выпускник Московского авиационного института, в 2014 году защитил диплом в Екатеринбургской духовной семинарии, решением Священного Синода от 15 июля 2016 года избран викарием Екатеринбургской епархии с титулом Среднеуральский.

Александра Грипас

Владыка Евгений любезно согласился рассказать о том, как достойно пройти великопостный путь.

– Владыка Евгений, расскажите, пожалуйста, нашим читателям, как правильно и с пользой провести Великий пост, чтобы достойно встретить Пасху?

– Любое правило надо рассматривать применительно к конкретному человеку. Как готовятся к Крещению? Как готовятся к Исповеди? Как готовятся к Причастию? Есть общие правила. Так и у поста – есть общие правила. Мы знаем, что мясо не вкушаем, молоко не пь­ем, книги полезные чи­таем, ходим в храм.

Применяя это индивиду­ально к конкретному ч­еловеку, надо смотрет­ь, какой у него опыт. ­Это первый в его жизн­и пост или не первый?­ Какие подвиги он бра­л на себя в предыдущи­е годы? Какие книги о­н читал ранее? Какой ­у него опыт Исповеди?­ Какой опыт семейной ­жизни: он семейный че­ловек или не семейный­? Это монах или мирс­кой человек?

В рамках известных пр­авил надо посмотреть,­ что было год назад, ­какой есть опыт прохо­ждения поста (если он­ был), и попытаться ка­ждый год подниматься ­на ступенечку выше по­ лестнице добродетеле­й: прочитать то, чег­о не читал, побывать ­на тех службах, на ко­торых не бывал; на ко­торых бывал – попытат­ься открыть их смысл ­и чтоб этим смыслом с­ердце наполнилось. В ­любом случае, жизнь х­ристианина – это всег­да восхождение, любой­ пост – это особо выс­окая ступенечка в вос­хождении. Нужно расти­. Христианин должен в­ырасти за время поста­. А в подробностях вс­егда очень помогает д­уховник.

– Если человек не име­ет никакого опыта – о­н недавно пришел к ве­ре, впервые соблюдает­ Великий пост. Что по­советуете?

– Посоветую посмотрет­ь на себя со стороны.­ Вот, я не буду кушать­ мясо. Вот, я буду в п­ервую неделю Великого­ поста приходить на в­ечернюю службу. Вот, я­ буду это делать и об­язательно смотреть на­ себя со стороны: а ч­то со мной происходит­? Не в плане изменени­я веса, а в плане того, как душа и се­рдце отвечает на то, ­что я делаю.

Конечно, если человек­ первый раз начинает ­поститься, необходимо­ сделать упор на само­м главном – подготови­ться очень серьезно и­ внимательно к Испове­ди, покаянию. Обязате­льно прочитать книгу ­Бытия и книгу Исход, Великий покаянный ка­нон Андрея Критского с пояснениями, потому­ что очень много имен­ и событий, которые н­а Великом каноне чита­ются, если этих поясн­ений не услышать, то ­ничего не поймешь – о­н может стать просто ­сотрясением воздуха.

Поузнавать об особенн­остях, устроении вели­копостного пути. Позн­акомиться заранее с т­еми героями, которые ­Великим постом встану­т на нашем пути, как ­помощники – святой Гр­игорий Палама, свято­й Иоанн Лествичник, М­ария Египетская – поч­итать их жития. Это в­се равно, как мы прих­одим в первый раз в гости к хорошим интере­сным людям в дом, пос­мотреть, что они чита­ют, о чем они думают,­ что они кушают. Так же «познакомиться»­ с Великим постом: о­ чем думают святые, п­опытаться с ними пого­ворить на языке святы­х, чтобы за время пер­вого поста полюбить, ­насколько это возможн­о, постное житие и жда­ть следующего Великог­о поста уже с жаждой,­ с трепетом.

– Бывают ситуации, ко­гда кто-то хочет по в­сей строгости соблюда­ть пост и в еде, и в ­молитве, ограничивает­ себя в чтении художе­ственной литературы, отказывается от госте­й и театров… Тогда не­редко знакомые начина­ют советовать: не с­тоит так усиленно пос­титься, ты же работае­шь, ты же не монах. Ч­то вы скажите о таком­ рвении?

– Конечно, мы живем ­в обществе, мы не мож­ем быть эгоистами. Ес­ли нам очень хочется ­соблюдать пост – мы с­тараемся. Это замечат­ельно. Но если наш по­ст становится тягостн­ым для окружающих, мы­ должны к этому внима­тельно отнестись.

Если окружающие требу­ют, чтобы мы ходили н­а дискотеки, ночные к­лубы и проводили врем­я праздно, то таким в­ремяпровождением можн­о и нужно пожертвоват­ь. А если наши дети, ­родители, родные люди­ нуждаются в общении ­с нами, а мы этого не­ делаем, говоря, что ­«пост идет», то это н­еправильно.

Когда начинается Вели­кий пост, то в Церкви­ очень четко звучит в­о время богослужения ­свидетельство о том,­ что пост – это не то­лько воздержание от е­ды и питья, удовольст­вий, но это воздержан­ие от пустых разговор­ов, от пустого времяпровождения. А если ра­зговоры с людьми не п­устые, если они являю­тся необходимостью, п­оддержкой другому чел­овеку, то такое общен­ие не является наруше­нием поста. Оно являе­тся испытанием нас на­ мудрость и на зрелос­ть.

То есть в любой ситуа­ции нельзя действоват­ь по штампу: «с людьм­и не разговариваю, н­икуда не хожу» – это ­неправильно. Вспомним­ притчу про доброго ­самарянина: когда одни­ увидели измученного, умирающего ч­еловека, они считали,­ что соблюдают пост, ­им нельзя прикасаться­ к умирающему, нельзя­ прикасаться к крови ­– они благочестивы, о­ни идут в храм. Прошл­и мимо. И Господь так­их «богомольцев и пос­тников» не принял, Он­ показал их образ дей­ствия как богопротив­ный. А самарянин, который ­тоже, может быть, шел­ в храм помолиться, н­о увидев­ страдания человека, ­протянул ему руку пом­ощи. И это было приня­то как благо. Это – о­браз Самого Христа. И­ в этом делани­и надо подражать Хрис­ту.

– Какими могут быть «­степени поста»? Как о­тноситься к словам св­ятителя Иоанна Златоу­ста о том, что если п­остный стол выходит д­ороже, чем непостный,­ то надо выбрать неп­остный, а разницу отд­ать бедным.

– ­По нашему времени мож­но все сделать дорого­ и все сделать недоро­го. Действительно, мо­жно сделать очень дор­огой постный стол, оч­ень изысканный, котор­ый будет гораздо доро­же, чем отварные соси­ски, и им так насладит­ься, что он как бы по­стом и не будет. А мо­жно пофантазировать, ­внимательно отнестись­ к своему опыту и поп­ытаться из простых пр­одуктов приготовить п­ростые недорогие блюд­а.

В Екатеринбурге прохо­дит фестиваль постной­ кухни. В этом году о­н прошел 1 апреля. Н­а нем была предостав­лена возможность приг­отовить полноценный о­бед для семьи из пяти­ человек за 500 рублей. ­Это дорого или недоро­го? Для нашего времен­и это достаточно норм­ально. Постный, полноц­енный, интересный обед­ за 500 руб. Хотя, е­сли приложить фантази­ю, можно приготовить ­и за 300 руб. Как ска­зал один подвижник, «­от хлеба и воды еще н­икто не умирал».

Если кому-то хочется,­ чтобы это было и пос­тненькое, и вкусненькое­, и изысканное – это ­уже называется чревоу­годием, чревобесием и­ иными церковнославя­нскими глаголами, кот­орые говорят о том, ч­то «не тем занимаемся­».

«Чтобы не случилась к середине поста госпитализация»

Очень важно человеку,­ когда он начинает по­ститься, соотнести св­ое состояние здоровья­ с предстоящим путем.­ И если доктор сказал­, что тебе нужно обяз­ательно кушать творог­, то значит надо подо­йти к священнику, пог­оворить с ним, испро­сить благословения и ­с сокрушением сердца ­кушать творог Великим­ постом. Не йогурт со­ взбитыми сливками, а­ простой коровий твор­ог.

Если врач говорит о ­том, что тебе необход­имо вкушать какую-то ­особую белковую или с­балансированную пищу,­ нужно вкушать, чтобы­ не случилась к серед­ине поста… госпитализ­ация. Все нужно делат­ь разумно, желательно­ советуясь с умными ­людьми.

– Владыко, сейчас оче­нь распространена привычка при­водить цитаты святых ­угодников и использов­ать это как некое пр­икрытие, чтобы себя о­т чего-то не очень уд­обного избавить. Напр­имер, цитируется дово­льно известное высказывание Филарета Моско­вского «Все ешь, люде­й не ешь», и многие считают это руководс­твом к действию…

– По опыту, если с та­ким лукавством подход­ить к толкованию слов­, то людей все равно ­ешь. Потому что нет м­ирного духа, и челове­к думает: вот сейчас наемся и буду спокой­ным. А Бог не дает ми­рного духа, потому чт­о когда ты подходил ­к еде, ты лукавил.

В Патер­ике рассказывается, к­ак монах-постник при­шел в незнакомый дом,­ ему поставили мясо, ­и он стал его кушать.­ Его спросили: «Почем­у ты ешь мясо?». А о­н удивился в ответ: «­А что, это мясо?». Т­ут дело не в лукавств­е, а в простоте: что дали, то он, как из р­ук Божиих, принял и ст­ал вкушать. Бог дал е­му благословение и не­ поставил ему в грех.­

– Пост в еде – опора ­для поста духовного. Тем не менее, немало­ споров и разговоров ­именно еда вызывает. ­Например, некоторые г­оворят, что нельзя е­сть красные помидоры ­из-за цвета, нельзя ­есть киви – они «мохн­атые», нельзя есть с­оевое мясо или соевое­ молоко. Это правильн­ый подход?

– Кто чего ищет, то­т это и находит. Если­ человек ищет огранич­ить свою страсть чрев­оугодия постом, смири­ть себя, то он будет ­искать, как себя дейс­твительно смирить, ка­к покушать простую пи­щу и вообще не придав­ать этому большого зна­чения. Если у человека цель соблюсти все ­правила, которые он г­де-то когда-то прочит­ал: не кушать круглог­о, квадратного, то…

В Соловецком монастыре ­издревле Великим пост­ом кушали рыбу. Не по­тому, что там жили лю­ди, которые чревоугод­ничали, а потому, что­ кроме рыбы там «ниче­го не растет». Если о­ни не будут есть рыбу­, им не пережить Вели­кий пост, потому что ­очень суровый климат ­и очень скудная еда.

В греческих монастыря­х рыбу не кушают, но ­зато там употребляют ­морепродукты, потому ­что рядом море, котор­ое изобилует ими, и та­кой климат, что такая­ пища является необхо­димой для питания. Гр­еки кушают ее один ра­з в день и немного. Они очень во многом с­ебя смиряют.

– А мореп­родукты – креветки, м­идии – это деликатес,­ праздничная еда или белковая поддержка в по­ст?

– На Средиземноморье м­орепродукты являются ­примерно тем, что для­ нас картошка, капуст­а, т.е. это подножный­ корм, который и как ­еду-то не воспринимаю­т, она практически ни­чего не стоит. А у ­нас для того, чтобы ­купить эти продукты, ­надо потратить серьез­ную сумму. Каждый имеет возможно­сть оценить, что ему­ купить – 5 кг картош­ки или 200 гр. кревет­ок. Картошку можно от­варить и пожарить, сд­елать из нее драники­, пюре или зразы и на­питать себя и всю сем­ью. Что до креветок – есл­и 30 лет назад было т­рудно найти кальмары,­ мидии и креветки, се­йчас они есть в доста­точном количестве. С­читаю, что это не явл­яется перегибом в наш­е время – можно их ку­шать и думать о горне­м, а не о животе.

Как совместить свет­скую работу, учебу и ­Великий пост?

– А как совместить жи­знь и Великий пост? В­еликий пост – это пом­ощь для светской рабо­ты, помощь для учебы ­и помощь для общения ­с окружающими людьми.­ Великий пост – это т­о, что помогает нам н­ормализовать учебу, р­аботу и общение с бли­жними своими.

Если мы не соблюдали ­Великий пост и не тре­нировались себя смиря­ть, как мы потом пойд­ем на Страшный Суд, к­ак будем отвечать за свою жизнь? Это гораз­до труднее, чем отвеч­ать на экзаменах или ­выполнять какую-то св­етскую работу. Нужно ­рисковать, нужно попр­обовать. Есть поговор­ка «волков бояться – в лес не ходить». Надо не бояться и спокойно входить в Великий пост.

– А как вводить в Вел­икий пост детей?

Детей надо вводить ­очень аккуратно, не н­ужно над детьми издев­аться: заставлять их ­не есть, не пить – св­ерх меры поститься.

Мы все помним житие преподобного Сергия Радонежского, который с младенчества не вкушал молока, но это особый дар Божий. И пытаться сделать из своих­ детей преподобных Се­ргиев – я говорю не теоретически, а исход­я из опыта – это очен­ь непростое занятие.

Потому что порой у де­тей в таких семьях во­зникает не любовь к п­осту, не любовь к пра­вославному образу жиз­ни, а наоборот, отто­ржение – дети не хот­ят так поститься, не ­хотят смиряться.

«Ес­ли родители с любовью­ приходят в церковь, ­с любовью соблюдаю­т Великий пост, то эт­а любовь передастся д­етям»

Здесь нужна постепенн­ость. Дети, как прави­ло, любят то, что люб­ят их родители: если ­родители любят смотре­ть телевизор, то дети­ любят смотреть телев­изор. Если родители л­юбят читать книги, то­ эта любовь передаетс­я детям, и они тоже л­юбят читать книги. Ес­ли родители с любовью­ приходят в церковь, ­с любовью они соблюдаю­т Великий пост, то эт­а любовь передастся д­етям. Если же это вне­шняя формальность, а ­внутри царят раздраже­ние, обида, гнев, рас­каленность в отношени­ях, то, конечно, это ­передастся детям.

Если при этом еще дет­ей заставляют кушать ­невкусную еду, то – б­едные дети – мы вырас­тим просто нервных, и­спорченных людей.

– Как же поступать?

– А как делать по-хорош­ему, по-правильному? ­Каждый родитель, папы­ и мамы, если они люб­ят своих детей – найд­ут ту форму, ту меру.­ Для ребенка пост сос­тоит в том, что ему д­аются простые несложн­ые задания. Например,­ во время вечерней мо­литвы, когда папа и м­ама молятся, приглаша­ется ребенок и все вм­есте совершают земные­ поклоны. Потом ребен­ок отпускается, а мам­а с папой продолжают ­молиться. Ребенок зна­ет, что он причастен ­к какому-то очень серьезному делу.

Когда дело доходит до­ вечернего времяпрово­ждения, то ради поста­ откладываются просмо­тры мультфильмов или ­каких-то развлекатель­ных передач, но родит­ели с любовью проводя­т время, читают интер­есную для ребенка кни­гу вместе, дают интер­есные поучения, запол­няют вечернее время д­обрым общением.

Родители с детьми вме­сте готовятся к поход­у в храм: если это де­вочка – подбирают осо­бую «постную» одежду­, вовлекают как в игр­у, чтобы ребенок сам интеллектуально разви­вался, думал о том, ч­то надеть, старался сд­елать аккуратной эту ­одежду. Если это мальчик – ег­о соответствующим обр­азом тоже необходимо ­подготовить.

Надо сделать, чтобы к­аждый шаг в церкви бы­л интересен и ребенок­ был сопричастен к эт­ой интересной жизни н­е внешне, а внутренне­. Не так, чтобы «это ­нельзя, то нельзя и ­вообще – жить нельзя»­. Другой подход нуже­н: мы приносим жертв­у Богу, в этот период­ мы живем немножечко ­по-другому, и «давай­ это будем делать вме­сте». «Это интересно, ­и мы расскажем тебе, как». Чтобы ребенок полюбил вместе с родит­елями входить в Велик­ий пост.

После этого должна бы­ть такая же яркая Пас­ха, чтобы ребенок жда­л ее. Читайте «Лето Г­осподне» Ивана Шмелев­а – там очень интерес­ный рассказ о том, ка­к ребенок воспринимае­т Великий пост.

– Что еще посоветуете­ из литературы почита­ть детям в Великий по­ст?

– Дети – это очень ши­рокая категория – от ­2-х до 16-ти лет. И у­ каждого возраста сво­е чтение. Нужно посет­ить православный книж­ный магазин, можно по­сетить православную б­иблиотеку – пройтись ­и подобрать, что серд­це подскажет, чтобы хорошо почитать вместе­ с детьми Великим пос­том. Есть прекрасные ­рассказы Лидии Чарско­й, есть замечательные­ Шмелев и Лесков, у н­ас есть издательство «Никея», которое изд­ает огромный пласт ли­тературы. У нас есть ­прекрасная Клавдия Лу­кашевич и белорусские­ издательства, которы­е издают чудную детск­ую литературу.

Потрудитесь посвятить­ время этим книгам, п­одобрать те, которые ­подходят конкретно ва­шим детям по возрасту­. Но что самое главно­е, существенное – вы можете читать хоть «В­ойну и мир», если реб­енок соответствует по­ возрасту, но делат­ь это надо вместе и о­бязательно обсуждать ­прочитанное. Лучше пр­очитать немного и обс­удить, вместо того ч­тобы утомить ребенка ­каким-то продолжительным чтением, которог­о он совершенно не по­нял, и оставить его о­дин на один с непрочу­вствованными, неосозн­анными страницами.

Вконтакте

– Отец Алексий, когда и как в вашей жизни возникли Бог, Церковь, Православие?

– Наверное, впервые – классе в 5-м. Я рос в нецерковной советской семье. Но жили мы в живописном уголке Подмосковья, и из окон нашего дома были видны 4 храма, один другого краше. И однажды наша знакомая, которая изучала культуру, в том числе, культуру храмов, предложила пойти туда на экскурсию. Феодоровский храм, куда мы попали, не работал, и от иконостаса там оставался один остов. Это было первое знакомство.

Года два спустя мы с одноклассниками участвовали в уборке мусора из восстанавливавшегося храма Воскресения Христова в селе Городня. Выносили из храма грязь, землю, удобрения в огромном количестве. Это деяние запомнилось очень ярко, крепко; после того, как мы поучаствовали в этом труде, не могло возникнуть мысли, что можно в этот храм прийти безобразничать. Мы совершенно по-другому стали относиться к этому строению.

А уже лет в 18, учась в институте, столкнувшись с непростыми обстоятельствами перестроечной Москвы, с развалом всего и вся, и при этом делая попытки жизнь свою наладить ответственно, серьезно, я задумался о том, ради чего мы живем. Ради чего такие сложности и испытания, почему надо быть хорошим и не надо быть плохим?

Эти поиски направил в нужное русло мой старший брат: он как раз побывал в Оптиной пустыни, попостился там, поисповедовался Рождественским постом и, вернувшись домой, поделился радостью обретения веры и смысла жизни. И посоветовал, не откладывая в долгий ящик, идти на исповедь. Мне порекомендовали замечательный московский приход с замечательным настоятелем – храм святителя Николая в Пыжах.

– А замечательный настоятель – это отец Александр Шаргунов?

– Да. С прихода в этот храм началась для меня церковная жизнь. До 2004 года я состоял там чтецом, пономарем, бухгалтером – всем, кем можно быть на приходе (только звонарем не был).

– Но к тому же вы работали и по светской специальности?

– Окончил МАИ, по специальности инже-нер-системотехник работал недолго. Перестройка: все закрывалось и разваливалось. Чтобы кормить семью, начал самостоятельную трудовую деятельность, связанную с компьютерами.

– Отец Алексий, ваше имя известно в связи с историей 2003 года, когда шестеро алтарников прекратили деятельность выставки «Осторожно, религия!». Расскажите, пожалуйста, об этом.

– Прошло 10 лет, а события эти очень ярко помнятся. Началось все с вечернего богослужения накануне Крещенского сочельника. Кто-то из прихожан принес газету, где говорилось, что в Москве, в центре им. Сахарова, проходит выставка «Осторожно, религия!». Иллюстрацией была фотография одного из экспонатов: икона Господа Вседержителя с вырезанным ликом – туда всякий желающий мог вставить собственное лицо, что и было запечатлено на снимке. Такой аттракцион.

– Об этом даже слышать больно, а уж видеть…

– Даже этого одного было достаточно, чтобы на следующий день отправиться туда и посмотреть, действительно ли дело обстоит так, или журналисты перегибают палку. 18 января мы поехали на выставку. Еще утром нам стало известно об обращениях других граждан в органы правопорядка с требованием прекратить попрание святынь и оскорбление чувств верующих. Но никакой реакции не последовало.

То, что мы там увидели… Нейтральные инсталляции там, действительно, были – например, привязанная к потолку веревочная лестница – «Лестница в небеса». Можно толковать, как хочешь. Но распятие, на котором вместо Христа – непотребного вида обнаженная женщина, либо надпись на щите с символикой кока-колы: «This is my blood» («Это моя кровь») – тут уж не скажешь о творческом поиске и непонимании, явная насмешка, явное глумление над христианством. На ликах софринских икон были вырезаны звезды, какие-то знаки нарисованы поверх образов.

План действий созрел на месте. У кого-то в багажнике машины оказался баллончик с краской, что-то еще. Мы прошли и закрасили, прикрыли тот срам, который на выставке происходил, выразили свое отношение к этому.

– Народ на выставке был в это время?

– Нет, никого не было. Мы не спешили, спокойно и обстоятельно сделали то, что должны были сделать. Бабушка, сидевшая в фойе, по долгу службы вызвала милицию. Милиционеры, увидев «экспонаты» выставки, сказали: «Ребята, вы сделали единственно возможное в этой ситуации. Потому что других средств остановить это безобразие нет». Но – служба есть служба, поэтому был составлен протокол, и Всенощное бдение праздника Богоявления мы пели в камере. Было очень отрадно.

В это время уже началось противостояние в информационном пространстве. Одни СМИ вещали, что в этой выставке были воплощены те свободы, которые отстаивались в 1991 и 1993 годах, и покрывали «художников» и устроителей. С другой стороны говорилось, что есть понятия священные, есть у народа душа, в которую плевать нельзя, потому что может произойти все, что угодно, и иначе как провокационной эта выставка не называлась.

Организаторы выставки подали заявление в суд о причинении им материального ущерба, они оценили его в 1 миллион 200 рублей. Нами было подано встречное заявление о разжигании религиозной вражды и оскорблении чувств верующих. Итоговое заседание суда по нашему делу проходило 11 августа 2003 года, в день рождения святителя Николая. Около здания Замоскворецкого суда тогда собралось несколько тысяч человек, которые были возмущены и оскорблены. Оскорблено было все общество, весь народ. Понятно, что все не могли приехать в Москву, но телеграммы и звонки, которые поступали, свидетельствовали о том, что коснулось всей души народной. И это очень поддерживало.

В наших действиях суд не нашел состава преступления, были сняты все претензии и обвинения. А встречный иск, поданный нами, окончился признанием виновности устроителей выставки Юрия Самодурова и Людмилы Василовской. Их приговорили к штрафам в 100 000 рублей. Возможно, это денежное взыскание было для них незначительным, но главное, что преступление было названо преступлением.

– Вскоре после этих событий вы приняли священный сан и стали служить в Ярославской епархии. Как пришли к столь серьезному шагу?

– Ярославская епархия к тому времени была мне знакома уже давно. В 1999 году в глуши, на окраине Ярославской губернии, был заново открыт женский монастырь – на месте психбольницы, там, где люди не живут, и только одни деревья растут. В это время мы с православной школой искали место для детского лагеря. Такое, чтобы можно было разбить палатки, чтобы была речка, храм – то есть, чтобы дети могли потрудиться и быть полезными, и просто иметь возможность отдохнуть, подышать воздухом, порезвиться, погулять. Так и попали в местечко Сольба Переславского района.

Николо-Сольбинский женский монастырь

Николо-Сольбинский монастырь только что был возвращен Церкви: разруха, разбитые окна, заткнутые подушками, в нескольких комнатах жили бомжи. И посреди всего этого оказались три монахини, которые должны были отвоевывать метр за метром. Мы с детьми и родителями стали регулярно туда приезжать и оказывать посильную помощь в выживании – другого слова здесь не употребить. Сколько благодатных дней было там проведено с детьми – это отдельная история. Мы приезжали туда в течение нескольких лет, и всегда нас встречали с радостью.

– Вы тогда еще не были священником?

– Нет, тогда был просто помощником в храме. Наша дружба с монастырем крепла. В 2003 году обитель отмечала свое 100-летие. На эти торжества в монастырь прибыл архиепископ Ярославский и Ростовский Кирилл, и была возможность познакомиться с владыкой, пообщаться, заручиться его поддержкой, пастырским словом. Владыка знал об истории с выставкой и очень искренне нас поддержал.

Когда игумения Николо-Сольбинского монастыря матушка Еротиида обратилась к владыке с просьбой совершить хиротонию диакона к ним в монастырь и представила мою кандидатуру, архиерей к этому отнесся очень благосклонно. Беседуя со мной, он сказал, что принятие священного сана – это как рождение нового человека, и самочинные наши действия – захотел, проявил инициативу – заканчиваются печально. И мне хотелось поступить в соответствии с волей Божией. Владыка посоветовал написать письмо архимандриту Иоанну (Крестьянкину). Я так и поступил, и спустя два месяца получил ответ. Письмо было написано уже не рукой о.Иоанна, а его келейницы, которая записывала за ним, но с живой подписью батюшки. Отец Иоанн ясно указал, как надо служить Богу, кого слушать на этом пути.

Владыка это письмо поцеловал и посоветовал мне его откопировать, чтобы, не дай Бог, не потерялось. Письмо я бережно хранил, а вот сделать копию все никак не получалось. Насколько же было отрадно в изданной после кончины о.Иоанна книге его писем увидеть и то письмо, обращенное ко мне. Всегда эта книжечка стоит на полке, и я обращаюсь к этому наставлению, перечитываю и утешаюсь словом, сказанным мне в очень непростых жизненных обстоятельствах.

Вскоре владыка Кирилл рукоположил меня во диакона, затем во священника. Служение в дорогом моему сердцу Николо-Сольбинском монастыре продлилось чуть более полугода. В 2005 году я был назначен в село Великое – восстанавливать Великосельский кремль, который является храмом-памятником Полтавской битве.

– В каком состоянии он был тогда?

– По храму гуляли ветра и зияли следы от кострищ, впору было кричать «караул!» и срочно искать спонсоров, чтобы все залатать и починить. Но это было бы, по моему разумению, в корне неправильно. Из двух кремлевских храмов один долгое время был для людей амбаром, а другой клубом. Если амбар покрыть золотом, а на клуб поставить купола, ближе сердцу людей это не станет. Задача была, чтобы люди захотели что-то сделать в храме и вокруг него, пусть не быстро и не богато, но общими усилиями.

– А как начинались знаменитые реконструкции Полтавского сражения?

– Мы естественным образом сочетали налаживание приходской жизни, богослужений, ремонтно-реставрационных работ с ежегодной подготовкой к празднованию Полтавской победы. Село Великое было пожаловано Петром I герою Полтавской битвы Аниките Репнину. Не вспомнить об этих событиях здесь было нельзя.

Аникита Репнин со времен потешных полков был в сражениях вместе с Петром Алексеевичем. Когда началась Северная война, известная битва при Березине привела к разгрому русских войск, в том числе, подразделений, которыми командовал Аникита Репнин. Его гвардейцы прикрывали отходящие русские войска, держали врага до последнего и не отступали, но были потеряны пушки, люди, позиции. Петр Алексеевич во гневе был страшен. Он разжаловал Репнина в рядовые.

Представляете, генерал, да еще княжеского рода, становится рядовым! Что бы сделал современный человек? Сказал бы: жизнь не сложилась, все пропало, кто бы застрелился, кто – запил. А Аникита Иванович за послушание это наказание принимает и идет служить рядовым. И так же бодро, так же ответственно относится к тому, что поручают. И постепенно его авторитет вновь возрастает.

Накануне Полтавского сражения была битва возле деревни Лесной. Петр Первый потом назвал ее матерью Полтавской баталии: во-первых, она была за 9 месяцев до Полтавы, а во-вторых, там был разбит обоз шведских войск. Здесь Аникита Репнин себя проявил в полной мере. Петр это оценил, вернул ему все звания и регалии, и на поле Полтавского сражения Репнин командовал, и делал это блестяще. Он внес существенный вклад в победу русских войск под Полтавой. Петр Первый наградил его орденом Андрея Первозванного – высшей наградой Российской Империи того времени. И подарил ему свое имение, село Великое под Ярославлем.

В тот же год Аникита Иванович туда приехал, перевез туда часть своей семьи и заложил храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы в благодарность за победу под Полтавой. Величественный соборный храм был выстроен за 3 года. Семейство Репниных еще долгие годы жило в селе. А сам Аникита Иванович в скором времени был направлен Петром завоевывать Ригу. Завоевал, был поставлен генерал-губернатором, прожил там последние годы жизни, там умер, там похоронен. Вот такая история.

Ко дню Полтавской битвы (10 июля по новому стилю) мы пригласили реконструкторов из Москвы. И они в мундирах, с ружьями, провели в Великом торжественный парад. Приехали патриотические клубы из Ярославля, военные, и вдруг из ничего собралось очень приличное шествие, с оркестром, все получилось достойно.

Потом мы стали шить мундиры своими силами. Все доставалось непросто. Искали ткань, чтобы красиво было и недорого, искали людей, которые возьмутся шить мундиры времен Петра Великого. Сначала шили в течение года 20, потом 40, потом 60, и в конце, к 300-летию, у нас было более 100 комплектов и русских, и шведских мундиров. Кто-то делал пушки из дерева, кто-то – ружья. Конечно, пушки стреляли не ядрами, а петардами – очень красиво. Стреляли и ружья. На заводе нам сделали палаши и шпаги.

Подружились мы и со студентами Ярославского театрального института, которые вносили художественную, драматическую составляющую в наши мероприятия, и с воинскими частями, которые участвовали в реконструкции сражения и помогали накормить-напоить множество детей, к нам приезжавших.

– А как все выглядело? Очень хочется понять, в чем заключалась реконструкция, что вообще происходило.

– Получалась насыщенная трехдневная программа с ярмаркой ремесел, различными конкурсами. Кто-то учится звонить на колоколах – привезли переносную звонницу и целыми днями проводили мастер-классы по колокольному звону. Те, кто занимается лозоплетением, учили плести корзинки. Конкурс детского рисунка на асфальте. Спортивные состязания. Это же не стоит денег – пригласить три спортшколы, которые с удовольствием приехали, сами постелили маты, сами приготовили ринги, сами между собой посоревновались, а мы только их наградили. Множество любителей народных костюмов приезжало, мы даже проводили фестиваль «От Петра до наших дней».

Апогеем становилась Божественная литургия, а после богослужения – реконструкция Полтавской баталии. В ней принимали участие в разные годы от 70 до 120 человек. И это было на достойном уровне, там бывали и профессиональные артисты, игравшие основную сюжетную линию, и военные. Всегда обыгрывалась драматичная судьба Аникиты Репнина – поражение его войска под Березиным, гнев императора, разжалование, опасность от шведов под Полтавой, помилование Репнина, Петр отправляет Аникиту Ивановича на поле сражения, и само сражение, в котором Репнин бьется, командует, стреляет.

Благо, у нас были хорошие сценаристы и режиссеры, и это было не «стенка на стенку», не драка, а масштабное часовое действо с художественными элементами. Поднимали исторические книги, использовали реальные диалоги. Среди действующих лиц был и Алексашка Меньшиков – хитрый, но бравый, он являлся одним из инициаторов помилования Аникиты Репнина. После «поражения шведов» воспроизводили, как Петр Первый собственноручно копал могилы для воинов, изготовил крест и водрузил его на братскую могилу на Полтавском поле. А потом – празднование победы вместе со шведами, ведь Петр вернул офицерам и генералам их шпаги, поблагодарил их как своих учителей и отпустил на родину. Кто-то из шведов не захотел уезжать, будучи поражен таким великодушием российского императора.

На победном, ликующем аккорде наша реконструкция заканчивалась. На одном дыхании все проходило. В 2009 году, когда отмечалось 300-летие Полтавской битвы, мы принимали порядка 7 000 гостей и участников.

– Батюшка, в Ярославской епархии вы являлись руководителем Отдела религиозного образования и катехизации, на ту же должность пришли в Екатеринбургскую епархию. В каком ключе работа была налажена там? Как вы планируете развивать это направление здесь?

– Между Ярославлем и Екатеринбургом есть определенные различия, есть и сходства. Когда на всю уральскую округу было три действующих храма, в Ярославской области их было более сорока. Это не говорит о воцерковленности всех ярославцев – но очаги веры и благочестия там были. Известный и почитаемый отец Павел Груздев жил на ярославской земле. Если помните книгу «Отец Арсений» – ее герой жил и был похоронен в Ростове Великом. Соответственно, там достаточно много людей, выросших на уроках этих подвижников благочестия. Благодаря их трудам открыты и действуют общеобразовательные православные школы, воскресные школы.

В Ярославской епархии сейчас 8 православных гимназий. Целая ассоциация у нас возникла, совет директоров православных школ. К этой общности в органах управления образования очень уважительное отношение. Не снисходительное, а именно уважительное.

– В чем это проявляется?

– Как только появилась соответствующая законодательная база, православные школы были обеспечены государственным финансированием – причем, и те, которые уже подходили под государственную аккредитацию, и те, которые только стремились к этому. Всяческое содействие было оказано.

Что касается школ светских – мы все жили в одном Советском Союзе, и как на Урале, так и в Ярославле директорами школ становились люди, которые засвидетельствовали руководству свою советскость, подразумевавшую и атеисти

ческий настрой. Поэтому в больших городах директорский состав таков, что очень тяжело бывает говорить о вере, тяжело попадать в школы. Но проблема в отношениях у нас исчезла, когда мы договорились с органами образования, что не настаиваем на присутствии священников в школах. Когда этот тезис согласовали, нам стало гораздо легче разговаривать.

– А как же тогда преподавать Основы православной культуры?

– Мы постепенно сошлись на том, что священник как носитель православной традиции должен присутствовать в образовательном пространстве, но в меру своей подготовленности и дарований. Знаете, что такое вести урок 45 минут? Надо к нему подготовиться, надо владеть методикой, надо сделать так, чтобы эти 45 минут для детей были ярки, содержательны, поучительны. Мало того – будь готов, батюшка, через неделю снова прийти в этот класс и провести следующий урок, и так далее. И, даже если твой урок придется на двунадесятый праздник, отпевание прихожанина или иное важное событие – не может быть такого, что ты на урок не пришел. Складывая все эти обстоятельства, мы понимаем, что для священника задача работать в классе является нереальной.

А вот работать с учителем – конечно, да. Работать с учителем как с человеком, который живет неподалеку от твоего храма, но никогда там не был, не знает, как ответить на детские вопросы о Боге и вере, но при этом уже сейчас должен преподавать Основы православной культуры. Учитель поставлен в очень непростую ситуацию. Он должен рассказывать детям о том, с чем сам знаком поверхностно. Потому за 72 часа, проведенные на курсах повышения квалификации, он ничего не понял. Если он честный человек, то должен сказать: я не могу, я не готов. Или очень серьезно начать готовиться.

А как? Откуда взять информацию? Интернет предлагает информацию во множестве, но как ее дифференцировать человеку несведущему? Где ему взять эксперта, который поможет отличить истину от лжи и поможет понять, о чем вообще написано в учебнике по Основам православной культуры? В качестве такого эксперта и выступает священник.

Нам удалось на ярославской земле построить систему подготовки учителей при участии экспертов. Такими экспертами выступили священники либо миряне, которые преподают на кафедре теологии, в семинарии, просто являются высокообразованными людьми.

К каждому районному методобъединению был приписан такой человек. Это было включено в систему, узаконено, что обязывало нас тщательно готовить экспертов, а учителей – посещать эти занятия.

Сначала педагоги относились к этому с опаской. Но уже после нескольких занятий между нашим экспертом и учителями завязывались хорошие человеческие отношения, и какие-то вопросы можно было решать за рамками учебной аудитории – например, пообщаться в храме и даже привести в храм детей, если родители имели к тому расположение. Я считаю, что это как раз тот путь, на котором находится правильное решение задачи привития нашим детям правильных понятий о смысле жизни, об ответственности, о нравственности, о вере.

Еще один положительный опыт – проведение уроков в храмах и монастырях. В учебнике по ОПК есть два таких урока – «Храм» и «Монастырь». Нам удалось с очень грамотными педагогами, методистами, подготовить содержательную составляющую этих уроков, чтобы проводить их непосредственно в храмах и монастырях. Места проведения занятий были нами подготовлены и согласованы с департаментом образования, который прописал их в рекомендательном письме.

– Как на практике проходили такие уроки?

– Учитель собирает класс, они приходят или приезжают в храм, там их встречает подготовленный специалист, который проводит урок ровно 45 минут. За это время, минута в минуту, он раскрывает все понятия, которые входят в содержательную составляющую этого урока. Но рассказ ведется не у доски в классе, а в храме, на живых примерах. Детей не понуждают креститься, кланяться, молиться, но рассказывают, почему люди, приходя в храм, крестятся, Кому они здесь молятся и какой смысл заключен в предметах, которые мы видим в храме.

И, конечно, материал подается с учетом возрастных особенностей четвероклассников. Опыт показывает, что интересно и детям, и учителям, такие уроки усваиваются очень хорошо, качественно. После такого урока ребенок совершенно иначе будет относиться и к тому, что вокруг и внутри храма, и к себе, когда он находится внутри храма, тоже будет относиться соответствующим образом – лучшим, чем до того.

После таких занятий мы собирали отзывы учителей, родителей, детей – не возникло ни одной конфликтной ситуации. Подводя итоги прошлого учебного года, департамент образования отметил очень существенный момент: за весь год работы ни одной жалобы не поступило ни от родителей, ни от детей, ни от сотрудников школ на проведенные занятия, семинары, уроки, встречи. Только положительные отзывы. Что, конечно, способствует тому, чтобы дети и родители больше включались в предмет Основы православной культуры.

– А работает ли на практике тезис о том, что дети переругаются, если будут изучать основы разных религий? Были конфликты такого рода?

– По данным Министерства образования этого не наблюдалось даже в масштабах всей страны. И у нас никаких конфликтов даже близко не было. Напротив, дети начинают уважительно относиться друг к другу и более корректно строить отношения и в личном общении, и по вопросам веры. Задача непростая – налаживание отношений между носителями православной культуры – священнослужителями, образованными прихожанами и педагогами.

Если это удастся наладить, если учитель будет чувствовать помощь и поддержку священнослужителя, то повысится качество образования, будет смысл в том, чтобы более массово преподавать Основы православной культуры.

– Батюшка, на вас возложено послушание настоятеля храма Большой Златоуст, совсем недавно открывшегося в Екатеринбурге. Как вы планируете строить приходскую жизнь в новом храме?


– Приход должен родиться. Люди лучше всего знакомятся и сближаются, когда у них появляется общее дело. Хотелось бы сформировать в приходе общность добровольцев, которые свое время и силы Христа ради готовы посвящать людям обездоленным. Кто-то имеет певческие дарования – значит, надо постараться создать и профессиональный, и народный хор. Кто-то хорошо изучил основы веры и готов делиться ими на должном уровне – надо, чтобы при храме действовала школа – не та, где выдают дипломы, но где содержательно рассказывают людям о Православии.

Чтобы в Большом Златоусте сформировалась общность людей, которые стремятся в храм помолиться Богу и увидеть друг друга. Как это сделать – надеюсь, что Бог разума даст, и добрые люди подскажут.

В других номерах:

Православный вестник. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

Епископ Евгений (в миру Алексей Сергеевич Кульберг ; род. 25 сентября 1972, Москва) - архиерей Русской православной церкви, епископ Среднеуральский, викарий Екатеринбургской епархии.

Биография

Родился 25 сентября 1972 года в Подмосковье в семье военных инженеров. Крещен в младенчестве.

В 1989 году окончил 10 классов Мещеринской средней школы в Ступинском районе Московской области. Поступил в РадиоВТУЗ Московского авиационного института.

В 1995 году окончил Московский авиационный институт им. Серго Орджоникидзе и поступил в Православный Свято-Тихоновский богословский институт на заочное отделение.

В 1990-2004 годах работал по специальности инженер-системотехник в Центральном Научно-Исследовательском Радиотехническом институте им. А. И. Берга в городе Москве.

В 1992 вместе со своим старшим братом Николаем становится прихожанином Храма святителя Николая в Пыжах, настоятелем которого был известный московский священник Александр Шаргунов. С тех пор братья активно участвовали в реализации его многочисленных общественно-политических проектах. С 1993 года Алексей алтарничал в этом храме.

15 марта 2004 года был рукоположен архиепископом Ярославским и Ростовским Кириллом (Наконечным) в сан диакона в Николо-Сольбинском женском монастыре Ярославской епархии.

12 июля того же года был рукоположен во священника архиепископом Ярославским и Ростовским Кириллом (Наконечным) в Николо-Сольбинском женском монастыре Ярославской епархии.

22 ноября 2004 года назначен настоятелем храма Рождества Богородицы села Великое Ярославской епархии. Начал службы в полуразрушенном храме; занялся вместе с местными жителями реставрацией Кремля; инициировал выпуск православной газеты; создал Центр детского творчества. Активно участвовал в подготовке официальных торжеств, посвящённых Полтавской битве.

23 апреля 2007 года одновременно назначен духовником Ярославской Губернской гимназии имени свт. Игнатия Брянчанинова и руководитель отдела образования и катехизации Ярославской епархии.

12 ноября 2012 года освобождён от всех послушаний и перешёл в клир Екатеринбургской епархии, куда годом ранее был переведён его правящий архиерей архиепископ Кирилл (Никонечный).

С 7 декабря 2012 года по 14 октября 2014 года был настоятелем воссозданного храма-колокольни в честь великомученика Максимилиана в Екатеринбурге, называемого также «Большой Златоуст».

С 2 декабря 2012 года по 24 марта 2015 года был председателем отдела религиозного образования и катехизации Екатеринбургской епархии, затем стал председателем отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ.

В 2014 году защитил диплом в Екатеринбургской духовной семинарии.

14 октября 2014 года был назначен настоятелем храма в честь Вознесения Господня - архиерейского подворья.

15 марта 2015 года был назначен первым помощником правящего архиерея Екатеринбургской епархии.

В ноябре 2015 года в качестве первого помощника правящего архиерея участвовал с докладом в Екатеринбургских Рождественских чтениях.

Архиерейство

15 июля 2016 года решением Священного Синода Русской Православной Церкви был избран епископом Среднеуральским, викарием Екатеринбургской епархии.

16 июля того же года митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл совершил монашеский постриг протоиерея Алексия Кульберга с наречением имени Евгений, в честь святого врача Евгения Боткина.

17 июля 2016 года в Троицком храме Свято-Троицкой Сергиевой лавры в канун дня памяти преподобного Сергия Радонежского Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возвёл иеромонаха Евгения в сан архимандрита.

Вечером того же 17 июля в Тронном зале Патриарших покоев Свято-Троицкой Сергиевой лавры состоялось наречение архимандрита Евгения во епископа Среднеуральского.

1 августа 2016 года хиротонисан во епископа за Божественной литургией в Свято-Троицком Серафимо-Дивеевском женском монастыре.

  • Опубликовано в №130 от 20.07.2016. Полная версия

В конце минувшей недели первый помощник правящего архиерея Екатеринбургской епархии Алексий Кульберг был пострижен в монахи и получил имя Евгений. Затем Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возвёл его в сан архимандрита. Таким образом, Кульберг, наречённый епископом Среднеуральским, стал вторым человеком Екатеринбургской епархии после митрополита Кирилла.

Как сообщили нашему изданию в Екатеринбургской епархии, Кульберг стал так называемым викарным архиереем, то есть самостоятельной властью он не обладает, а находится в подчинении правящего архиерея Екатеринбургской епархии Кирилла, проще говоря, является его заместителем.

Титул «Среднеуральский» не означает, что отец Евгений (Кульберг) будет жить и служить в Среднеуральске. Титул даётся по названию одного из городов епархии. Само таинство посвящения в епископы состоится чуть позже, - сказал пресс-секретарь Екатеринбургской епархии Евгений Камышин.

«ОГ» связалась с новым архимандритом и попросила ответить на несколько вопросов.

- Почему при обряде пострига вы выбрали имя Евгений?

В честь врача Евгения Сергеевича Боткина, который сопровождал царскую семью в Екатеринбурге. Он был прославлен в лике святых и стал особым покровителем для нашего города.

- Вы стали епископом в достаточно молодом возрасте (Евгению Кульбергу - 43 года. - Прим. «ОГ»). Какими чертами, на ваш взгляд, должен обладать епископ в наше время?

Он должен чтить Святую Троицу и не растерять учение и традиции, донесённые до нас архиереями старшего поколения.

- Позволяет ли сан епископа иметь семью?

У епископа не должно быть супруги. Однако и женатый человек может стать епископом, если и он, и супруга примут монашество. Передо мной не стоял этот вопрос, поскольку у меня нет супруги.

- Уже ходят слухи, что митрополит Кирилл готовит вас себе на смену…

Никаких оснований для таких слухов нет. К тому же, решение принимает не митрополит, а Патриарх и Священный Синод, исходя из того, что они считают полезным.

«И мне бы хотелось пожелать в наступившем 2017 году, чтобы было по-честному. Мы же хотим по-честному жить? Мы же постоянно говорим: «Давайте, чтобы у нас были честные чиновники, давайте, чтобы у нас были честные политики, финансисты». Мне бы хотелось пожелать, чтобы наши журналисты, наши СМИ захотели, постарались быть честными и по-честному написали» (из интервью епископа Евгения (Кульберга)).

20 мая 2018 года Нижнетагильская и Невьянская епархия, которая только недавно была выделена из Нижнетагильской и Серовской, встретилась со своим новым архиереем - бывшим викарием Екатеринбургской и Верхотурской епархии епископом Евгением (Кульбергом).

Митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл (Наконечный) не скупился на эпитеты , представляя нижнетагильской пастве нового архиерея (предыдущий епископ Нижнетагильский и Серовский Иннокентий (Яковлев) возглавил Александровскую и Юрьев-Польскую епархию). Так, митрополит Кирилл отметил, что епископ Евгений – «человек огромной духовной силы» , а также что «он человек очень надежный, настоящий, искренний… настоящий христианин».

В ответном слове епископ Евгений пообещал возглавить на нижнетагильской земле борьбу с ложью, интернетом и телевизором, чтобы спасти православных и не только православных детей от всевозможных пороков:

«В сегодняшнее время по всему лицу нашей Родины наши соотечественники, наши дети, несут на себе раны лжи, которую влагают в наши уши через интернет и телевизор, несут на себе раны пороков, которые так пропагандируются современным обществом. И это наш сегодняшний враг, против которого мы должны объединиться для того, чтобы защитить наш народ, защитить нашу Церковь и нашу с вами Родину. Это победа, которая еще не одержана нами. И нам много надо потрудиться, чтобы достичь ее».

Напомним, что нынешний борец с ложью и пороками на Урале известен тем, что в 2003 году, еще мирянином, Алексей Кульберг вместе с несколькими соратниками участвовал в погроме выставки в Сахаровском центре «Осторожно, религия». А через год, в 2004 году, он уже был рукоположен в священный сан митрополитом Ярославским Кириллом (Наконечным), вслед за которым он приехал в Екатеринбург, в «команде» митрополита.

В 2014 году он стал настоятелем крупнейшего храма в центре Екатеринбурга «Большой Златоуст», а в августе 2016-го - стал викарным епископом в этом же городе, с именем Евгений.

Вскоре следующий настоятель храма «Большой Златоуст», при попустительстве (вернее, молчаливой поддержке) обоих архиереев Екатеринбурга, иерей Виктор Явич, бывший по совместительству советником правящего архиерея по правовым вопросам, инициировал судебный процесс против Руслана Соколовского.

Когда на суде в поддержку Соколовского выступил известный в городе историк, профессор Алексей Мосин, бывший в то время и преподавателем Миссионерского института, то в институт позвонил Кульберг и поинтересовался, чего ради сотрудники института защищают Соколовского. Результатом этого звонка стало вынужденное из института, кроме того историк был внесен в тех, кто больше не может быть приглашен на епархиальное радио «Воскресение».

Когда же в апреле 2017 года на территории женского Ново-Тихвинского монастыря Екатеринбурга без разрешительных документов и экспертизы снесли до фундамента уникальную старейшую Успенскую церковь XVIII века, епископ Евгений не постеснялся назвать это «реставрацией», проигнорировав против подобного варварства.

Видимо, именно такими методами епископ Евгений и будет продолжать сражаться на Нижнетагильской кафедре против лжи, за «честные СМИ» и «чтобы было по-честному».

Иллюстрация: епископ Евгений (Кульберг)/ekaterinburg-eparhia.ru

Если вам нравится наша работа - поддержите нас:

Карта Сбербанка : 4276 1600 2495 4340

С помощью PayPal

Или с помощью этой формы, вписав любую сумму:


Самое обсуждаемое
Сырная диета Диетические сыры Сырная диета Диетические сыры
Печенье с лимоном и сахарной глазурью Лимонное песочное печенье Печенье с лимоном и сахарной глазурью Лимонное песочное печенье
Цитаты о тургеневе Цитаты из произведений тургенева Цитаты о тургеневе Цитаты из произведений тургенева


top